Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Кропоткинский техникум технологий и железнодорожного транспорта» КОМПЛЕКТ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации (в форме дифференцированного зачёта) по дисциплине СГ.01 История России по профессии СПО 08.01.31 Электромонтажник электрических сетей и электрооборудования Срок обучения 1 год 10 месяцев на базе основного общего образования Форма обучения: очная 2024 РАССМОТРЕНО методической комиссией гуманитарных дисциплин Протокол № 2 «25» (^ентфэря 2024 г. Председатель МК /Л.М. Хаженцева/ Рассмотрен на заседании педагогического совета протокол № 2 от «17» октября 2024 г. РЖДАЮ ГГТиЖТ" ахбазян Комплект оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации (в форме дифференцированного зачёта) по учебной дисциплине СГ.01 История России основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) по профессии СПО 08.01.31 Электромонтажник электрических сетей и электрооборудования разработан на основе рабочей программы дисциплины СГ.01 История России преподавателями С.В. Савенковой, Е.В. Фроловой, Е.И. Уваровым - 2024 г. и в соответствии с положением «Об оценочных средствах для текущего контроля и промежуточной аттестации в ГБПОУ «КТТ и ЖТ», положением «О периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в ГБПОУ «КТТ и ЖТ». Организация разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Кропоткинский техникум технологий и железнодорожного транспорта». Разработчики: (^^/СВ. Савенкова, Е.В. Фролова, Уваров, преподаватели 1БПОУ «КТТиЖТ» Ашумова Аджар Вели-кызы сс,Прёйодаватель истории и обществознания ■Хй ^Региональный колледж Л/? сеиональнои карьеры ТТКропоткин Преподаватель политической истории (ЮР’лАичес,!МИ _ Боев Андрей Николаевич гг исторических наук, Зридический техникум» <ропоткин ’итель истории и МХК Е.И. 1. Паспорт комплекта оценочных средств 1.1 Область применения комплекта оценочных средств Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины СГ. 01 История России. КОС включают контрольные материалы для проведения промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачета. КОС разработан на основании рабочей программы учебной дисциплины СГ. 01 История России. 1.2 Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины: Целью учебной дисциплины является формирование представлений об истории России как истории Отечества, ее основных вехах, а также воспитание базовых национальных ценностей уважения к истории, культуре, традициям. Дисциплина имеет также историко просвещенческую направленность, формируя у молодёжи способность и готовность к защите исторической правды и сохранению исторической памяти, противодействию фальсификации исторических фактов. Актуальность учебной дисциплины «История России» заключается в её практической направленности на реализацию единства интересов личности, общества и государства в деле воспитания гражданина России. Дисциплина способствует формированию патриотизма и гражданственности как важнейших направлений воспитания обучающихся. В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать: - основные периоды истории Российского государства, ключевые социальноэкономические процессы, а также даты важнейших событий отечественной истории: - имена героев войн, революций, исторических личностей, внесших значительный вклад в социально-экономическое, политическое и культурное развитие России; - ключевые события, основные даты и этапы истории России выдающихся деятелей отечественной и всемирной истории; важнейших достижений культуры, ценностных ориентиров; - основные этапы эволюции внешней политики России, роль и место России в общемировом пространстве; - основные тенденции и явления в культуре; роль науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций; 2.1. Комплект оценочных средств ТЕМА 1, РОССИЯ - ВЕЛИКАЯ НАША ДЕРЖАВА Задание 1. Перечень вопросов по теме для устного опроса: 1. 2. 3. 4. О чем говорится в гимне России, каковы его главные идеи? Назовите авторов первого Государственного гимна СССР? Когда прозвучал впервые гимн СССР? В каком документе законодательно утвержден текст гимна России? Задание 2. Контрольные вопросы 1. Какое количество мировых запасов природных ископаемых находится на территории России? 2. Какое место в мире занимает Россия по площади неосвоенных земель? 3 3. Какой день является днем образования Российской Федерации? Какое количество наций проживает в России? 4. Какая организация рассматривается как центральный элемент, обеспечивающий стабильность. 5. Что является важнейшим аспектом, определяющим внешнеполитические подходы России к сотрудничеству и установлению связей с другими странами мира? 1. Задание 3. Выбрать единственный верный вариант ответа Какое значение для нашей страны имеет сотрудничество со странами СНГ? а) Подчеркнуть, что для обеспечения стабильности и национальных интересов России в мировом сообществе важнейшим аспектом, определяющим внешнеполитические подходы России к сотрудничеству и установлению связей с другими странами мира, являются равноправные взаимовыгодные отношения России и этих стран; б) Россия стремится сохранить свое влияние в этих государствах и рассматривает обеспечение безопасности и неприкосновенности границ стран СНГ в качестве приоритета своего военного планирования. Тесное сотрудничество с этими странами важно еще и потому, что за пределами России в странах СНГ проживает более 20 млн русского и русскоязычного населения; в) В России имеются крупные залежи полезных ископаемых (до 40% мировых запасов), необъятная территория и огромный резерв нетронутых экосистем. Россия занимает первое место в мире по площади неосвоенных земель. 2. а) б) в) г) 3. а) б) в) г) 4. а) б) в) г) 5. Что обозначает аббревиатура СССР Союз социалистических советских республик Собрание союза социалистических республик Союз советских социалистических республик Социалистический союз советских республик Главными целями и задачами СНГ являются развитие сотрудничества в политической экономической культурной всех вышеперечисленных Чю обозначает аббревиатура ЕС Единый союз Европейский союз Единые страны Единое содружество Цели и задачи ОБСЕ а) оказание гуманитарной помощи б) развитие политического, военного, экономического сотрудничества между государствами в) поддержать мир и безопасность в Европе. г) развитие культурного сотрудничества между государствами 6. а) б) в) г) и культурного Что обозначает аббревиатура СНГ Союз Новых Государств Содружество Независимых Стран Союз Независимых Государств Содружеств Независимых Государств ТЕМА 2. ОТ РУСИ ДО РОССИИ: ВЫБОР ПУТИ, ОБРЕТЕНИЕ НЕЗАВИСИМОСТИ И СТАНОВЛЕНИЕ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВА Задание 1. Перечень вопросов ио теме для устного опроса: 1. Перечислите военные столкновения немецко-шведских рыцарей с русскими 4 князьями. Чем они завершались? 2. С кем воевали новгородцы на льду Чудского озера? 3. Назовите дату «стояния» на реке Угре? 4. Каковы были последствия монголо-татарского нашествия для северо-востока Руси? 5. Охарактеризуйте причины, которые способствовали процессу начала объединения Руси? Задание 2. Контрольные вопросы 1. Период феодальной раздробленности на Руси: причины основные политические центры, последствия. 2. Монголо-татарское нашествие на Русь и его последствия. Установление монголо-татарского ига. 3. Наступление немецких и шведских рыцарей на русские земли. Невская битва. 4. Ледовое побоище. Итоги и значение политики Александра Невского. Задание 3. Тесты по теме. Выбрать единственный верный вариант ответа 1. Когда началась и закончилась феодальная раздробленность на Руси? а) б) в) г) конец X в. - до XII в.; конец XI в. - до середины XIII в.; начало ХШ в. - 40-е годы XVI в.; 30-е годы XII в. - конец XV в. 2. Первым столкновением русских и монгольских войск в XIII веке стала битва: а) б) в) г) на реке Калке у Рязани на реке Сить у Козельска 3. Право князьям на княжение в период зависимости от Золотой Орды давала грамота: а) б) в) г) ясак; число; ярлык; ордынский выход. 4. В 1240 г. состоялась битва: а) б) в) г) на Чудском озере Невская Грюнвальдская Куликовская 5. Какой город Руси оказал наиболее упорное сопротивление войску хана Батыя? а) б) в) г) Рязань; Владимир; Киев; Козельск 6. Прочтите отрывок описываемые события: из летописи укажите, и в каком году произошли «И сошлись оба войска, и было на Калке сражение великое, и победили... татары половцев, и князей русских, и пала русская сила.» а) 1169 г. б) 1223 г. в) 1237 г. г) 1380 г 7. Прочтите отрывок из Жития. Как называется сражение, о котором говорится в отрывке? «Когда же приблизились немцы, то поведали о них стражи. Князь же Александр 5 приготовился к бою. и пошли они друг против друга, и покрылось озеро., .множеством тех и других воинов... Была же тогда суббота, и когда взошло солнце, сошлись противники. И была сеча жестокая. И стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей, и казалось, что двинулось замерзшее озеро, и не было видно льда, ибо покрылось оно кровью. И так победил врагов помощью божьей, и обратились они в бегство. И возвратился князь Александр с победою славною, и было много пленных в войске его, и вели босыми подле коней тех. кто называет себя «Божьими рыцарями»». а) Невская битва; б) битва на Калке; в) Ледовое побоище: г) Куликовская битва. 8. Первая крупная победа русских над монголо-татарами была одержана в а) б) в) г) на реке Калке в 1223 г.; на реке Сить в 1238 г.; на реке Воже в 1378 г.; на Куликовом поле в 1380 г битве: 9. «Великое стояние» на реке Угре в 1480 году русских и татарских ополчений привело к: а) поражению Москвы, укреплению Большой Орды; б) ослаблению ига, уменьшению размера дани; в) к полному свержению ига, распаду Большой Орды, укреплению Московского государства; г) не имело никаких последствий 10. Когда, при каком князе завершилось формирование Русского централ из о в а 11 и о го го суда резва ? а) б) в) г) при Иване Калите в 1-ои пол. XIV в.; при Дмитрии Донском во 2-ой пол. XIV в.; при Иване III в конце XV в.; при Иване IV в XVI в ТЕМА 3. СМУТА И ЕЁ ПРЕОДОЛЕНИЕ Задание 1. Перечень вопросов по теме для устного опроса: 1. Какие обстоятельства вызвали смуту в русском государстве в начале XVII века 2. Почему XVII век называют новым периодом русской истории? 3. Назовите причины «смутного времени»? Свое мнение обоснуйте. 4. Чем объяснить появление в России в Смутное время самозванцев, которых поддерживала значительная часть населения? 5. Какие правители занимали московский престол в период Смуты? 6. В чем проявился подъем национального самосознания русского народа в Смутное время? 7. Какова роль народных ополчений в борьбе с иностранными интервентами? Тесты по теме. 1. Период Смутного времени относится к: а) 1533-1598 гг. б) 1598-1013 гг. в) 1533-1613 гг. 6 г) 1598-1600 гг. 2. Расположите в хронологическом Российский престол в Смутное время: а) б) в) г) порядке правителей, занимавших Борис Годунов Михаил Романов Лжедмитрий 1 Василий Шуйский 3. К. Минин и Д. Пожарский в начале XVII века в России: а) б) в) России; г) являлись претендентами на российский престол; возглавили народное восстание против царя Василия Шуйского; организовали народное ополчение для изгнания иностранных интервентов из деятели Русской церкви, выступавшие против гражданской войны в России 4. Какое из перечисленных событий произошло в 1613 году? а) б) в) г) восстание под руководством И. Болотникова; избрание на царство Михаила Романова; начало польской интервенции; воцарение Лжедмитрия II. 5. Каким событием закончилось Смутное время: а) б) в) г) Вступлением Михаила Романова на престол; Семибоярщиной; Образованием «Совета всей земли»; польским вторжением. ТЕМА 4. ВОССТАНОВЛЕНИЕ ЕДИНСТВА РУССКОГО НАРОДА: ОБЪЕДИНЕНИЕ ВЕЛИКОЙ И МАЛОЙ РУСИ Задание 1. Перечень вопросов по теме для устного опроса: 1. Каковы были последствия Люблинской и Брестской уний? 2. Назовите причины возникновения украинского казачества. 3. Какое значение имело создание казачества для формирования украинской государственности? 4. Назовите причины крестьянско-казацких восстаний конца XVII в. Задание 2. Контрольные вопросы 1. 2. 3. 4. 5. Причины национально-освободительной войны. Характер и движущие силы национально-освободительной войны. Начало и ход и цели национально-освободительной войны. Сближение с Россией. Переяславская рада. Нарастание противоречий между Гетманщиной и Россией. Задание 3. Установите соответствие между событиями, связанными с отношениями России и Польши в XVII в., и датами. События__ Даты А) заключение «Вечного мира» с Речью 1) 1686 г. Посполитой Б) подписание Поляновского мирного 2) 1667 г. договора В) заключение Деулиновского перемирия 3) 1634 г. Г) подписание Андрусовского перемирия 4) 1618 г. 7 4.Кто из польских государственных деятелей заявлял свои претензии на российский престол и отказался ог них только после войны с Россией? 1) 2) 3) 4) Тадеуш Костюшко король Владислав IV Юрий Мнишек король Сигизмунд III 5. Результатом конфликтов России и Польского государства в XVII в. стало присоединение к России территории 1) 2) 3) 4) Балтийского побережья Южного Поволжья Правобережной-Украины Левобережной-Украины ГЕМА 5. ПЁТР ВЕЛИКИЙ. СТРОИТЕЛЬ ВЕЛИКОЙ ИМПЕРИИ Задание 1. Перечень вопросов по теме для устного опроса: 1. 2. 3. Почему XVII век называют новым периодом русской истории? Чем были вызваны реформы Петра I? Реформы Петра I. их итоги, значение и последствия. Задание 2. Контрольные вопросы 1. 2. Реформы Петра I, их итоги, значение и последствия. Внешняя политика Петра I. Северная война. Каспийский поход. Задание 3. Гесты по теме. 1. Первым императором на российском троне был: а) б) в) г) Алексей Михайлович; Петр I; Павел 1; Александр I. 2. Высшим органом управления страной в годы царствования Петра I стал: а) Сенат б) Синод в) Государственный совет г) Земский собор 3. Как назывались цен т ральные государственные учреждения, созданные Петром I? а) б) в) г) приказами; коллегиями; магистратами; министерствами. 4. Как называлось созданное в первой четверти XVIII в. высшее законодательное и судебное учреждение по делам Русской православной церкви? а) б) в) г) Синодом; Приказом тайных дел; Сенатом; Верховным Тайным Советом 5. Как назывался документ, определявший в XVIII в. систему чинов и порядок продвижения на государственной и военной службе? а) б) в) г) «Табель о рангах»; «Указ о единонаследии»; «Строевое положение»; «Регламент адмиралтейства». 8 6. Чем знаменателен в истории России 1703 г.? а) б) в) г) основанием Санкт-Петербурга; победой в Полтавской битве; началом царствования Петра I; открытием Московского Университета. 7. Рекрутская повинность в XVIII в. - это: обязанность крестьян работать в хозяйстве помещика; способ комплектования русской армии; прикрепление крепостных крестьян к мануфактурам; способ формирования рынка рабочей силы. 1) 2) 3) 4) 8. Назовите годы Северной войны: а) б) в) г) 1695-1696гг. 1700-1721гг. 1721-1722гг. 1725-1730гг. 9. В ходе какой войны произошло сражение у деревни Лесной, морское сражение у мыса Гангут? а) б) в) г) Семилетней; Крымской: Смоленской; Северной. 10. Какое из приведенных ниже понятий связано с социально экономическими преобразованиями Петра I? а) б) в) г) пожилое; выкупные платежи; подушная подать; десятина. ТЕМА 6. ЕКАТЕРИНА II ; ПРОДОЛЖАТЕЛЬ ВЕЛИКИХДЕЛ ПЕТРА I Задание 1. Перечень вопросов по теме для устного опроса: 1. Что обусловило легкость государственных переворотов в России в XVIII веке? Развитие абсолютизма в России в XVIII веке. 2. Чем характеризовалась внутренняя политика Екатерины II? 3. В чем состояла сущность реформ при Екатерине II. 4. Каково основное содержание "Жалованной грамоты дворянства”? 5. Каковы основные направления внешней политики России при Екатерине II? Задание 2. Контрольные вопросы 1. Дворцовые перевороты второй четверти XVIII в. 2. «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II. 3. Внешняя политика России во второй половине XVIII в. Русско-турецкие войны. Разделы Польши. Задание 3. Тесты по теме. 1. Эпоха дворцовых переворотов - это период: а) б) в) г) 2. а) 1700-1721 гг.; 1725-1762 гг.; 1762-1796 гг.; 1796-1801 гг. Кто из правителей открыл эпоху дворцовых переворотов? Петр II; 9 б) Анна Иоанновна; в) Елизавета Петровна; г) Екатерина 1. 3. При правлении Екатерины 1 реальная власть сосредоточилась в руках: а) Э.И. Бирона; б) А.Д. Меньшикова; в) А.И. Остермана; г) Д.М. Голицына. Кондиции - эго; 4. а) условия вступления на престол Анны Иоанновны; б) свод правил поведения в дворянском кругу; в) условия прохождения службы в русской армии, принятые при Анне Иоанновне; г) название одной из глав «Домострой». Наследник Анны Иоанновны: 5. а) Иван VI; б) Елизавета Петровна; в) Иван IV; г) Петр 11. Дочь Петра 1 Елизавета оказалась на российском престоле: 6. а) б) в) г) но завещанию Петра 1; по требованию участников крестьянского восстания; по приглашению Верховного Тайного совета; в результате дворцового переворота. Укажите годы правления Анны Иоанновны в Российской империи. 7. а) 1727-1730 б) 1730-1740 в) 1741-1761 г) 1762-1796 Эпохой «просвещенного абсолютизма» в России называют время правления: 8. а) Петра 1 б) Екатерины 1 в) Елизаветы Петровны г) Екатерины 11 Какое из названных событий произошло в царствование Екатерины И? 9. а) церковный раскол; б) «смута»; в) «пугачевщина»; г) провозглашение России империей. 10. В результате принятия Екатериной И «Жалованной грамоты дворянству»: а) были окончательно закреплены права и привилегии российского дворянства; б) служба для дворян стала обязательной; в) упразднены губернские дворянские собрания; г) установлен новый порядок прохождения службы для дворян. 11. а) б) в) г) Правительство Екатерины II издало «Грамоту на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства» в ... году: 1762; 1765; 1775; 1785; 12. К каким результатам для России привела внешняя политика Екатерины II? 1) утрате побережья Балтики; 2) присоединению Северного Причерноморья; 10 3) присоединению Средней Азии; 4) утрате Крыма. 13. Установите соответствие: 1) Петр!; 2) Анна Иоанновна; 3) Елизавета Петровна; 4) Екатерина II. А) учреждение Кабинета министров; Б)присоединение Аляски; В) политика меркантилизма; Г) взятие Берлина русскими войсками. ТЕМА 7. ОТ ПОБЕДЫ НАД НАПОЛЕОНОМ ДО КРЫМСКОЙ ВОЙНЫ Задание 1. Перечень вопросов по теме для устного опроса: 1. 2. 3. 4. 5. Направления внешней политики России в период правления Николая I. Восточный вопрос и его обострение в середине XIX в. Причины Крымской войны и ее характер. Синопское сражение. Оборона Севастополя. Причины и последствия поражения России в Крымской войне. Задание 2. Контрольные вопросы 1. 2. 3. 4. Назовите причину Крымской войны Определите союзника Турции в Крымской войне Кто возглавил оборону Севастополя? Перечислите условия Парижского мирного договора Задание 3. Тесты по теме. 1. Выберите дату правления Николая I: а) 1801-1825; б) 1825-1855; в) 1762-1796. 2. Укажи годы, когда проходила Крымская война: а) 1853-1855 гг.; б) 1855-1856 гг.; в) 1853-1856 гг. 3. В Европе Крымскую войну называли: а) Северной; б) Восточной; в) Западной. 4. На стороне Турции выступили: а) Англия; б) Пруссия; в) Франция. 5. Когда произошло Синопское сражение? а) 18 ноября 1853 г.; б) 18 октября 1853 г.; в) 8 ноября 1853 г. 6. а) Кт о командовал русской эскадрой в Синопском сражении? В.И. Истомин; И б) в) 7. а) б) в) 8. а) б) в) 9. В.А. Корнилов; П.С. Нахимов. Кто возглавил оборону Севастополя? В.А. Корнилов и П.С. Нахимов; А.С. Меньшиков и И.Д. Горчаков; Э.И. Тотлебен и С.А. Хрулев. Сколько месяцев длилась оборона Севастополя? 10; 11; 12. Какое имя выпадает из общего логического ряда: а) Корнилов; б) Нахимов; в) Ермолов. 10. Автор «теории официальной народности»: А) В) А.И. Герцен С.С. Уваров Б) М.П. Погодин Г) В.Г. Белинский Задание 4 Расположите события в хронологической последовательности: А) Б) В) Г) начало обороны Севастополя Парижский мир Сражение на реке Альме Объявление Турцией войны против России За дание 5. Запишите правильный ответ Славянофилы допускали сохранение самодержавия в России, но народ имел право на выражение своего мнения через представительный орган. Напишите название этого органа. Ответ:_____________________________________ Теория официальной народности: «..., самодержавие, народность». Ответ: _________________________________ ГЕМА 8. ГИБЕЛЬ ИМПЕРИИ Задание 1. Перечень вопросов по теме для устного опроса: 1. Каковы итоги первой русской революции. 2. Каково основное содержание и значение Манифеста 17 октября 1905 г. 3. Какова была роль Государственной думы в управлении страны. 4. В чем состояли причины революционных событий 1905-1907 гг. в России? Какие слои населения приняли в них участие? 5. Какими были результаты революции 1905-1907 гг. в различных сферах жизни общества? 6. Когда образовался и против кого был направлен Тройственный союз? 7. Что послужило поводом для начала Первой мировой войны? 8. Какие причины привели к Первой мировой войне? 9. В чем состояли цели воюющих стран в начале войны? Были ли они достигнуты? 10. Каковы важнейшие би твы Первой мировой войны? 11. Перечислите наиболее крупные сражения в 1914-1918 гг. 12. Кто стал победителем в Первой мировой войны? 13. Почему Германия и ее союзники потерпели поражение? 14. Какие вопросы рассматривались на Парижской мирной конференции? 15. Назовите государства, которые появились на карте Европы в послевоенный период. 16. Какие территориальные изменения произошли в результате Первой мировой войны. 12 17. 18. 19. 20. 21. 22. Каковы причины падения монархии? Объясните сущность двоевластия Почему после свержения монархии в России не наступила политическая стабильность? Каковы были первые шаги большевиков после прихода к власти? Какими мерами характеризируется политика «военного коммунизма»? Дайте определение понятий: социалистическая революция, гражданская война, интервенция, террор. 23. Охарактеризуйте основные этапы Гражданской войны? Задание 2. Контрольные вопросы 1. Революции 1905-1907 гг.. ее причины, характер, движущие силы, особенности и этапы. 2. Начало российского парламентаризма. I и II Государственные думы 3. Участие России в первой мировой войне. 4. Первая мировая война и российское общество. 5. Февральская революция 1917 года. 6. Победа Октябрьского вооруженного восстания в Петрограде 7. Гражданская война в России: причины, результаты, последствия, уроки. Задание 3. Тесты но теме. 1. Первая российская революция началась а) б) в) г) 27 января 1 904 г. 9 января 1905 г. 6 августа 1905 г. 3 октября 1905 г. 2. Событие, ставшее началом Первой российской революции, получило название а) б) в) г) «Ленский расстрел» «Хождение в народ» «Кровавое воскресенье» «Великий перелом» 3. Восстание на броненосце "Князь Потемкин-Таврический" началось... а) б) в) г) 17 17 14 14 4. Государственная Дума была учреждена... а) б) в) г) 6 августа 1905 года 12 октября 1905 года 17 октября 1905 года 21 ноября 1905 года 5. Что стало последствием принятия Манифеста 17 октября 1905 г.? января 1905 года апреля 1905 года мая 1905 года июня 1905 года 1) получение 1 осударственной думой законодательных прав 2) отмена сословий 3) ликвидация частной собственности на землю 4) отказ революционных партий от борьбы с правительством 6. Какое из указанных событий означало окончание революции? а) б) в) г) Ленский расстрел Возникновение двоевластия Отказ большевиков от руководства революцией Разгон II Государственной Думы 7. Убийство эрцгерцога Франца-Фердинанда в Сараево произошло: а) б) в) г) 27 мая 1913 года; 28 июня 1914 года; 28 июля 1914 года: 1 августа 1914 года. 13 8. Укажи те годы Первой Мировой войны: а) б) в) г) 1905 - 1907 1914-1917 1914 - 1918 1818 -1920 9. Как назывался союз, в который фактически входила Россия в период Первой мировой войны? а) б) в) г) Антанта Антикоминтерновский пакт Союз трех императоров Четверной союз гг.: гг.; гг.; гг. 10. Сколько государств участвовало в Первой Мировой войне? а) б) в) 19; 16; 45; г) 38. 11. Германия объявила войну России в 1914 г. а) б) в) г) 15 (28) июня 18 (31) июля 19 июля (1 августа) 12 августа (24 августа) 12. В ходе Первой мировой войны в 1915 г. русские войска: а) б) в) Г) потерпели поражение в Восточной Пруссии; вышли к Константинополю; совершили Брусиловский прорыв; вступили в Берлин. 13. К какому году относится так называемый Брусиловский прорыв? а) б) в) г) к к к к 1914 г.: 1915 г.; 1916 г.; 1917 г. 14. Расположи те события Первой мировой войны в хронологическом порядке. Укажите ответ в виде последовательности цифр выбранных элементов. 1) 2) 3) 4) Брусиловский прорыв наступление русских армий в Восточной Пруссии создание Особого совещания по обороне начало наступления германских войск на Париж 15. Когда Россия вышла из Первой мировой войны? 1. 2. 3. 4. Октябрь 1917 г. Март 1918 г. Ноябрь 1918 г. Ноябрь 1917 г. 16. Прочтите от рывок из статьи историка М.Ф. Флоринского и определите год, пропущенный в тексте. «Политический кризис, разразившийся в России летом г., в самый разгар австро-германского наступления на Восточном фронте, стал провозвестником ожидавших страну в недалеком будущем мощных социальных катаклизмов. Важнейшими слагаемыми кризиса явились достигший предельной остроты конфликт между властью и обществом... Во имя обеспечения спокойствия в тылу большинство членов правительства считало необходимым пойти навстречу требованиям объединившейся в «прогрессивный блок» оппозиционной общественности и вело открытую борьбу с тогдашним премьером 14 И.Л.Горемыкиным, не желавшим прислушиваться к этим требованиям». 1) 1914 г. 2) 1915 г. 3) 1917 г. 4) 1918 г. 17. а) б) в) г) 18. а) б) в) г) К последствиям Февральской революции 1917 г относится: ликвидация монархии: передача земли крестьянам; выход России из мировой войны; установление рабочего контроля на фабриках и заводах. Когда произошло падение монархии в России? в январе 1917 г. в марте 1917 г. в августе 1917 г. в октябре 1917 г. 19. Двоевластие, возникшее весной 1917 г., проявлялось в одновременном существовании власти: а) б) в) г) 20. а) б) в) г) Временного правительства и Учредительного собрания; Временного правительства и Советов; Советов и земств; Государственной думы и Временного правительства. В каком году Россия была провозглашена республикой? 1907 г. 1914 г. 1917 г. 1924 г. 21.Что из названного было одной из причин кризиса 1920 - весны 1921 гг. в Советской России? 1) 2) 3) 4) 22. а) б) в) г) 23. а) б) в) г) несогласие крестьян с политикой военного коммунизма; принятие Декрета о земле; роспуск в 1919 г. комитетов бедноты; замена продразверстки продналогом. Адмирал, провозгласивший себя Верховным правителем России: П.Н. Краснов. А.В. Колчак. Л.Г. Корнилов. А.Ф. Керенский. Какое событие гражданской войны относится к 1919 г.? Разгром войск Врангеля в Крыму; Мятеж чехословацкого корпуса; Поражение войск Деникина под Тулой; Арест адмирала Колчака и суд над ним. ГЕМА 9, ОТ ВЕЛИКИХ ПОТРЯСЕНИЙ К ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЕ Задание 1. Перечень вопросов по теме для устного опроса: 1. Что характерно для внутриполитического развития СССР в 20-30-е годы? 2. Объясните, в чем заключалась политика «железного занавеса». С какой целью она вводилась? 3. Как вы думаете, какие обстоятельства способствовали формированию культа личности Сталина? 15 4. Что характерно для внутриполитического развития СССР в 20 - 30-е годы? Задание 2. Контрольные вопросы 1. 2. 3. 4. Нэп: сущность, противоречия, результаты. Национальная политика большевиков. Образование СССР. Индустриализация и коллективизация в СССР: задачи, итоги. Политический режим в СССР в 30-е гг. Задание 3. Тесты ио теме. 1. В результате внутрипартийной борьбы середины и второй половины 1920-х гг. в СССР а) утвердилась многопартийная система б) основой политического курса стал тезис о возможности построения социализма в одной, отдельно взятой са ране в) была разрешена деятельность оппозиции г) произошёл переход к политике «военного коммунизма» 2. О переходе к нэпу было объявлено па X съезде РКП(б) в: а) б) в) г) 1919 г.; 1921 г.; 1922 г.; 1924 3. Что из названного относится к причинам кризиса НЭПа? а) б) в) г) сохранение продразвёрстки форсированные темпы индустриализации относительно низкая товарность мелких крестьянских хозяйств деятельность комбедов и продотрядов 4. В Конституции 1924 г. СССР был провозглашен: а) б) в) г) Федерацией республик; Союзом автономий; Конфедерацией регионов: унитарным государством. 5. Стахановское движение развернулось в СССР в: а) б) в) г) 1920-е гг.; 1930-е гг.; 1940-е гг.; 1950-е гг. 6. Форсированная индуст риализация осуществлялась в СССР с а) б) в) г) начала 1920-х гг. конца 1920-х гг. конца 1940-х гг. конца 1950-х гг. 7. а) б) в) г) Индустриализация в СССР привела к: Паданию промышленного производства Развитию преимущественно легкой промышленности Интеграции советской экономики в мировой рынок Созданию мощной оборонной промышленности 8. В период коллективизации в СССР: а) б) в) г) осуществлялась политика ликвидации кулачества как класса; был прекращен экспорт хлеба за рубеж; основной формой обобществления единоличных хозяйств была коммуна; проводилось уравнительное перераспределение земли между крестьянами. 16 Задание 4. Заполнить таблицу для повторения и усвоения материала «Новая экономическая политика»__________ ___ _________________ _________ Годы Промышленность Результат Сельское хозяйство Задание 5. Заполни гь таблицу для повторения и усвоения материала «Первые пятилетки» 1-я пятилетка 2-я пятилетка Годы Основные задачи Крупнейшие стройки Итоги ТЕМА 10. «ВСТАВАЙ, СТРАНА ОГРОМНАЯ!» Задание 1. Перечень вопросов по теме для устного опроса: 1. Перечислите основные очаги напряженности накануне Второй мировой войны. 2. Почему западные державы не поддержали политику коллективной безопасности? 3. Что подтолкнуло СССР подписать пакт о ненападении с нацистской Германией? 4. Когда и какими действиями началась вторая мировая, Великая Отечественная война? 5. Когда и в связи с чем. был принят план «Барбаросса»? Что он предусматривал? 6. Чем можно объяснить успех германской армии в начале Великой Отечественной войны? 7. Назовите основные периоды второй мировой, Великой Отечественной войны. 8. Расскажите о битве под Москвой. Чем можно объяснить начало поворота в ходе войны в этот период? В чем он проявился? 9. Какие меры советское руководство предприняло для перевода экономики страны на военный лад? 10. Расскажите о партизанском движении в годы Великой Отечественной войны. Кого из героев-партизан вы знаете? 11. Чем вы можете объяснить массовый героизм советских людей в период войны? Назовите известных вам героев войны. Расскажите об одном из них. {Хорошо связать этот вопрос с историей родного края'). 12. Почему главным направлением летнего наступления 1942 г. немцы избрали Сталинград? Каковы последствия этого наступления? 13. Каково значение Сталинградской битвы? 14. Расскажите о Курской битве. Почему ее считают сражением, завершившим коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны? 15. Когда и чем завершилась Великая Отечественная война и вторая мировая война? 17 Задание 2. Тесты по теме. 1. Когда был подписан советско-германский договор о восстановлении дипломатических отношений и экономическом сотрудничестве (Рапалльский договор)? а) б) в) г) 1917 г. 1919 г. 1920 г. 1922 г 2. Договор о ненападении между Германией и Советским Союзом 23 августа 1939 г. подписал от имени правительства СССР а) Г.К. Жуков б) Г.В. Чичерин в) В.М. Молотов г) М.М. Литвинов 3. Вторая мировая война началась: а) 1 августа 1937 г.; б) 23 августа 1939 г.; в) 1 сентября 1939 г.; г) 22 июня 1941 г. 4. Немецкий стратегический план молниеносной войны получил название: а) блицкриг б) холокост в) «странная война» г) движение Сопротивления 5. Тегеранская конференция лидеров СССР, Великобритании и США состоялась в: а) декабре 1941 г.; б) декабре 1943 г.; в) январе 1944 г.; г) мае 1945 г 6. а) б) в) г) 7. Второй фронт в Европе был открыт в ... году: 1942; 1943; 1944; 1945. Германский план нападения на СССР предусматривал: а) расчленение СССР на отдельные государства; б) сохранение СССР как единого государства; в) колонизацию Германией территории СССР; г) уничтожение единого государства, колонизацию европейской части СССР. 8. Что позволило в 1941-1942гг. осуществить быструю перестройку экономики страны на военный лад? а) б) в) г) 9. а) б) в) г) 10. на фронт были отправлены все заключенные ГУЛАГа промышленность СССР перестроилась на военные рельсы союзники открыли второй фронт Япония вышла из войны Контрнаступление советских войск под Москвой началось: 5 декабря 1941 г.; 6 июля 1914 г.; 16 апреля 1942 г.; 19 ноября 1942 г. Главное значение битвы за Москву состоит в том, что в ходе ее: а) наступательная инициатива окончательно перешла к Красной армии; 18 б) в) г) завершился коренной перелом в Великой Отечественной войне; был сорван гитлеровский план «молниеносной войны»; в плен попала армия генерала Паулюса. 11. Летним событиям какого года дана оценка в сочинении современного историка? Главной причиной провала летней кампании... явилось ошибочное решение Верховного главнокомандующего «подвесить» к стратегической обороне многочисленные частные наступательные операции... В результате отступления советских войск к берегам Волги и предгорьям Кавказа на территории, временно оккупированной фашистами, оказалось более 80 миллионов человек. а) 1941г. б) 1942 в) 1943 г) 1944 12. Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг. был доспи нут в результате рай рома фашистских войск: а) под Сталинградом и на Курской дуге; б) под Москвой; в) в Восточной Пруссии; г) на Висле и Одере. 13. В годы Великой Отечественной войны вся полнота власти в советской стране была сосредоточена в Государственном Комитете Обороны, который возглавлял: а) б) в) г) Г.К. Жуков; И.В. Сталин; К.К. Рокоссовский; С.К. Тимошенко. 14. К событиям какой битвы Великой Отечественной войны относится приведенный перечень: июль, «Цитадель», «Тигр», Прохоровка? а) б) в) г) Московской: Курской; Сталинградской; в Белоруссии. 15. Какой город выдержал в ходе Великой Отечественной войны блокаду немецко-фашистских войск? а) б) в) г) 16. а) б) в) г) Севастополь; Мурманск: Одесса; Ленинград. Па Потсдамской конференции были приняты следующие решения: о сроке вступления СССР в войну с Японией о передаче СССР г. Кенигсберга и прилегающего к нему района об управлении послевоенной Германией о репарациях с Германии Задание 4. Установите соответствие между элементами левого и правого столбиков. Одному элементу левого столбика соответствует один элемент правого. 19 Название документа/военного Основное содержание 1. «Барбаросса» 2. «Ост» 3. «Тайфун» 4. Кампания СССР на Дальнем Востоке. А. Осуществление наступления немецких войск группы «Центр» в направлении Орел-Тула- Москва Б. План колонизации и германизации оккупированных территорий В. Проведение стратегической наступательной операции немецких войск в районе Курского выступа Г. Ведение «молниеносной войны» против Советского Союза ТЕМА 11. В БУДНЯХ ВЕЛИКИХ СТРОЕК Задание 1. Перечень вопросов по теме для устного опроса: 1. Каковы причины и сущность «холодной войны»? 2. Какие военно-политические блоки были образовались после второй мировой войны? 3. Каковы успехи СССР в освоении космоса во второй половине 50 - начале 60-х гг.? Задание 2. Контрольные вопросы 1. Советское государство и общество в период хрущевской «оттепели». 2. Социально-экономическое развитие СССР в 60-80-е гг. 3. Внешняя политика СССР в 1950-сер. 1960-х гг. Задание 3. Тесты по теме. 1. Чем было вызвано форсирование руководством СССР мер по созданию ядерного оружия в первые послевоенные годы: а) б) в) г) подготовкой к началу третьей мировой войны; монополией США на атомную бомбу в условиях «Холодной войны»; намерением создать сеть советских военных баз вокруг США; необходимостью продажи ядерного оружия странам «третьего мира» 2. Что объединяет даты 1949г. и 1953г.: а) б) в) г) проведение экономических реформ в промышленности; ввод советских войск в другие страны; заключение международных договоров; испытание в СССР ядерной бомбы и водородной бомбы. 3. Причина начала «холодной войны»: а) б) в) г) создание ООН появление двух сверхдержав стремление Японии к реваншу открытие месторождения нефти в Арктике 4. Какая реформа была проведена в период руководства Н.С. Хрущева? а) б) в) г) принятие закона о кооперации в СССР создание совнархозов создание машинно-тракторных станций приватизация части государственных предприятий 5. Запуск в СССР первого искусственного спутника Земли был осуществлен а) б) в) г) в в в в 1956 г. 1957 г. 1961 г. 1963 г. 6. Первая в мире атомная электростанция была пущена 27 июня 1954 году в СССР. Выберите правильный ответ. а) Ленинградская; 20 б) Балаковская; в) Обнинская; г) Белоярская. 7. Первый полёт в космос 12 апреля 1961 года совершил Юрий Алексеевич Гагарин на космическом корабле... а) б) в) г) «Восток» «Восход» «Союз» «Горизонт» Задание 4. Вопросы для домашнего задания: 1. 2. 3. 4. 5. XX съезд партии и его решения. Экономическая реформа 1956 года. Социальный режим советского общества в 50-60-е гг. Социально-экономическое развитие СССР в 60-80-е гг. Основные направления реформы 1965 г. в промышленности и сельском хозяйстве. ТЕМА 12. ОТ ПЕРЕСТРОЙКИ К КРИЗИСУ, ОТ КРИЗИСА К ВОЗРОЖДЕНИЮ Задание 1. Перечень вопросов по теме для устного опроса: 1. Дайте оценку экономическим результатам политики «перестройки». 2. Объясните, почему экономические реформы периода перестройки не принесли ожидаемого результата? 3. Каковы основные направления внешней политики в годы перестройки? 4. Дайте общую оценку первых итогов рыночных реформ в России. 5. Какие политические партии современной России вы знаете? Задание 2. Контрольные вопросы 1. «Перестройка», ее основные этапы. 2. Социально - экономические реформы в СССР в 1985-1991 г. Задание 3. Гесты по теме. 1. Основная причина перехода СССР к политике перестройки а) б) в) г) резкое обострение международной обстановки необходимость интенсивного освоения Сибири и Дальнего Востока затяжной экономический и политический кризис в стране массовые выступления населения 2. Понятия «перестройка», «гласность» связаны с именем руководителя СССР: а) б) в) г) Н.С. Хрущева; Л.И. Брежнева; Ю.В. Андропова; М.С. Горбачева 3. Появление, какого понятия относится к периоду 1985-1991г.? а) б) в) г) «новое политическое мышление» «год великого перелома» «космополитизм» «разрядка» 4. Первым президентом СССР был: а) б) в) г) Б.И. Ельцин; В.С. Черномырдин; М.С. Горбачев; Е.Т. Гайдар. 21 5. Что было одним из последствий реформы политической системы СССР в период перестройки? Г) учреждение нового органа власти - Государственного Совета 2) урегулирование межнациональных отношений 3) укрепление КПСС 4)становление многопартийности 6. Программа перехода СССР к рыночной экономике, названная «500 дней», разработана: а) б) в) г) Н.И. Рыжкова. Л. Абалкиным; Г.А. Явлинским. С. Шаталиным: Е.Т. Гайдаром, В. Павловым; М.С. Горбачевым. Б.Н. Ельциным. 7. Какой новый орган власти появился в период перестройки? а) б) в) г) Государственная Дума Верховный Совет Съезд народных депутатов Государственный совет 8. Понятие «новое политическое мышление», появившееся в период перестройки, означает а) б) в) г) использование военной силы в решении спорных вопросов свёртывание торговых отношений со странами Запада восстановление «железного занавеса» нормализация отношений Восток-Запад через разоружение 9. Распад СССР произошёл в а) б) в) г) 1985 г. 1989 г. 1991 г. 1993 г. 10. Начавшаяся в России в 1992 г. приватизация части государственной собственности проводилась по форме: а) б) в) г) распределения денежной стоимости между гражданами; организация продаж акций с аукциона; распределение акций предприятий среди населения; выдачи гражданам приватизационных чеков. 11. В 1991 г., 1996 г., 2000 г. президенты Российской Федерации вступили в должность в результате: а) б) в) г) избрания Государственной Думой; назначения Федеральным Собранием; всенародных выборов; назначения Конституционным судом. 12. Первая (ныне действующая) Конституция Российской Федерации принята: а) б) в) г) 25 декабря 1991 гл 12 декабря 1993 г.; 15 мая 1997 г.; 31 декабря 1999 1. 13. Что произошло во время кризиса власти в России осенью 1993 г.? а) б) в) г) самороспуск парламента - Верховного Совета России; противостояние законодательной и исполнительной ветвей власти; образование ГКЧП; выступление партийной номенклатуры против власти. Задание 4. Вопросы для домашнего задания 1. «Перестройка», ее основные этапы. 22 2. Социально - экономические реформы в СССР в 1985-1991 г. 3. Внешняя политика Советского государства в 1985-1990 гг. Задание 5. Гемы для эссе. 1. «Беловежские соглашения не распускали СССР, а лишь констатировали его фактический к тому моменту распад» (Б.Н. Ельцин). 2. «Развал Советского Союза был величайшей геополитической катастрофой XX в., в первую очередь, из-за разрушения существовавшей системы биполярного мира» (А.Г. Лукашенко). ГЕМА 13. РОССИЯ. XXI ВЕК Задание 1. Перечень вопросов по теме для устного опроса: 1. Дайте общую оценку политического развития страны в 1992-2000 гг. 2. Дайте общую характеристику Конституции РФ 1993 г. 3. Перечислите основные направления внешней политики современной России. Задание 2. Конт рольные вопросы 1. 2. 3. 4. Распад СССР. Россия на пути суверенного развития. Становление и развитие российской государственности в 1990-е гг. - начале XXI в. Основные проблемы современного этапа развития России. Основные направления внешней политики России в конце ХХ-начале XXI вв. Задание 3. Тесты по теме. 1. В каком году Владимир Владимирович Путин первый раз стал президентом России? а) б) в) г) 2000 г. 1999 г. 2004 г. 2014 г. 2. Какое событие относится к периоду президентства В.В. Путина? а) б) в) г) создание Государственной Думы и Совета Федерации принятие Декларации о суверенитете России учреждение института представителей президента в округах создание Содружества Независимых Государств (СНГ) 3. Государственный совет, созданный в 2000 году - это законодательный орган власти исполнительный орган власти администрация Президента совещательный орган при Президенте 1) 2) 3) 4) 4. Переход СССР и других стран бывшего «социалистического лагеря» от тоталитарной модели развития к обществу с рыночной экономикой, демократической общественно-политической системой называют периодом: а) б) в) г) реставрации; пости ндустриализма; посткоммунизма: глобализации. 5. Что стало новым явлением общественно-политической жизни России в 1990-е гг.? а) б) в) г) проведение выборов на безальтернативной основе; провозглашение курса на обновление социализма; развертывание движения диссидентов; предвыборная борьба партий и блоков за голоса избирателей 23 6. Приоритетным направлением социальной политики современное российское государство провозглашает: а) б) в) г) финансовую поддержку семей, имеющих детей любого возраста; повышение зарплаты работникам сферы культуры; борьбу с безработицей; борьбу с бедностью. 7. Когда новым председателем правительства был утвержден Путин В.В.: а) июль 1999 г.; б) август 1999 г.; в) сентябрь 1999 г.; г) октябрь 1999 г. 8.Что помогло правительству Российской Федерации повысить жизненный уровень населения: а) б) в) г) модернизация промышленности; реформы в сельском хозяйстве; увеличение государственных расходов на развитие науки; высокие мировые цены на нефть. ТЕМА 14. ИСТОРИЯ АНТИРОССИЙСКОЙ ПРОПАГАНДЫ Задание 1. Перечень вопросов по теме для устного опроса: 1. 2. 3. 4. К какому периоду относится начало антирусской пропаганды? Какие государства стояли за политической русофобией? Что такое «информационная война»? Какова главная цель информационной войны, которая ведётся против России? Задание 2. Контрольные вопросы 1 Задачи информационной войны 2Главные направления антироссийской пропаганды 3. Почему идет фальсификация истории? 4. Антисоветская пропаганда эпохи Холодной войны 5. ГЕМА 15. СЛАВА РУССКОГО ОРУЖИЯ Задание 1. Перечень вопросов по теме для устного опроса: 1 . Что побуждало русских совершенствовать оружия? 2 . Кто внес крупный вклад в развитие русской артиллерии? 3 .Почему в годы Великой Отечественной войны артиллерию называл «Богом войны”? 4 .Роль в достижении победы над врагом советских конструкторов С.В. Ильюшина, С.А. Лавочкина. А.И. Микояна. В.М Мясищева. В.М Петлякова, П.О, Сухого. А.Н. Туполева, А.С, Яковлева и других. 5 .Современный российский ВПК и его новейшие разработки Задание 2. Контрольные вопросы 1. Кому была присуждена Большая Михайловская премия - самая престижная награда за изобретение в области артиллерийского и оружейного дела? (русский конструктор штабс-капитан С.И. Мосин) 2. Кто считается основоположником отечественной школы автоматического оружия? (В.Г. Федоров) 3. Про какой пистолет шла речь? «Давали осечку кольты, рвались стволы у маузеров, а он продолжал стрелять безотказно» (ТТ) 4. Что стало символом современной конструкторской мысли в области стрелкового оружия? (Автомат М.Т. Калашникова) 24 ГЕМА 16. РОССИЯ СЕГОДНЯ Задание I. Перечень вопросов но теме для устного опроса: 1. Почему Россию считают космической державой? 2. 10 советских космических достижений 3. Противостояние СССР и США в области космонавтики 4. Энергетические ресурсы современной России 5. Каковы перспективы импортозамещения для России? Задание 2. Контрольные вопросы 1. 2. 3. 4, Каковы достижения России в промышленном развитии? В каких областях современная Россия входит в пятёрку лучших в мире? Почему важна для страны экономическая безопасность? Как влияют на Россию санкции? Задание 3. Тесты по теме 1. Наибольшее количество гидроэлектростанций сооружено на реке: 1) Волге 2) Енисее 3) Ангаре 4) Оке 2. Распределите типы электростанций в порядке возрастания их доли в производстве электроэнергии: 1) АЭС 2) ГЭС 3) ТЭС 4) ПЭС 3. Укажите самую северную АЭС России: 1) Билибинская 2) Белоярская 3) Кольская 4) Тверская 4. За пределами европейской части России находится .... АЭС: 1) Балаковская 2) Билибинская 3) Кольская 4) Калининская 5. Когда был совершен первый полет человека в космос? 1) 2) 3) 4) 12 апреля 1961 года 4 октября 1957 года 16 июля 1969 года 5 мая 1958 года 6. Кого считают "отцом космонавтики”? 1) 2) 3) 4) 7. 1) 2) 3) К. Э. Циолковский Н. Е. Жуковский С.ГЕ Королев А.Д. Сахаров }а какое исследование Лев Ландау получил Нобелевскую премию? За исследования сверхтекучести гелия За исследования сверхтекучести азота За исследования сверхтекучести неона 25 4) За исследования сверхтекучести фтора 8. Кому из российских учёных принадлежит создание первого в Европе атомного реактора, первой в СССР атомной бомбы, первой в мире термоядерной бомбы? 1) 2) 3) 4) А. Сахарову И. Курчатову И. Семёнову К. Циолковскому 2.2 Вопросы дли подготовки к дифференцированному зачету 1. Гимн России. Становление духовных основ России. 2. Александр Невский как спаситель Руси. 3. Смута и её преодоление 4. Взаимоотношения России и Польши. Вопросы национальной и культурной идентичности приграничных княжеств западной и южной Руси (Запорожское казачество). 5. Взаимодействие Петра 1 с европейскими державами 6. Россия при Екатерине II: положение Российской империи в мировом Порядке 7. Крымская война 8. Участие России в Первой мировой войне. 9. Февральская революция в России и альтернативы развития страны. 10. Октябрьская революция в России в1917 года. Укрепление новой власти. 11. Гражданская война в России, ее итоги и уроки. 12. Новая экономическая политика Советской власти. 13. Политика индустриализации в СССР. 14. Коллективизация сельского хозяйства 15. Великая Отечественная война советского народа: периодизация, характер войны. 16. Коренной перелом в ходе Второй мировой и Великой Отечественной войны 17. Советский тыл в годы Великой Отечественной войны. 18. Оккупационный режим. Партизанское и подпольное движение. 19. СССР в послевоенные годы. Экономика и общество СССР после Победы. 20. Идеология и действующие лица «перестройки». 21. Распад СССР, его последствия для России и мира. Россия и страны СНГ в 1990-е годы. 22. Российская экономика в условиях рынка. Начало радикальных экономических преобразований. 23. Политическое развитие Российской Федерации. Трагические события осени 1993 г. в Москве. 24. Укрепление вертикали власти. Стабилизация политической системы в годы президентства В.В. Путина. 25. Россия в 2008- 2011 гг. Президент Д.А. Медведев и его программа. 26. Социально-экономическое развитие России в начале XXI в. Приоритетные национальные проекты. 27. Внешняя политика в начале XXI в. Россия в современном мире. Становление нового внешнеполитического курса России в 2000-2007 гг. 28. Переворот 2014 г. на Украине. Возвращение Крыма. Судьба Донбасса. 29. Россия сегодня. Специальная военная операция (СВО). 30. Отношения с Западом в начале XXI в. Противодействие стратегии Запада в отношении России. 26 Критерии оценивания «5» студент показывает глубокое и полное овладение содержанием программного материала по УД. в совершенстве владеет понятийным аппаратом и демонстрирует умение применять теорию на практике, решать различные практические и профессиональные задачи, высказывать и обосновывать свои суждения в форме грамотного, логического ответа (устного или письменного), а также высокий уровень овладение общими и профессиональными компетенциями и демонстрирует готовность к профессиональной деятельности; «отлично»- «4» «хорошо»- студент в полном объеме освоил программный материал по УД, владеет понятийным аппаратом, хорошо ориентируется в изучаемомматериале, осознанно применяет знаниядля решения практических и профессиональных задач, грамотно излагает ответ, но содержание, форма ответа (устного или письменного) имеют отдельные неточности, демонстрирует средний уровень овладение общими и профессиональными компетенциями и готовность к профессиональной деятельности; «3» «2» студент обнаруживает знание и понимание основных положений программного материала по УД, но излагает его неполно, непоследовательно, допускает неточности в определении понятий, в применении знаний для решения практических и профессиональных задач, не умеет доказательно обосновать свои суждения, но при этом демонстрирует низкий уровень овладения общими и профессиональными компетенциями и готовность к профессиональной деятельности; «удовлетворительно»- студент имеет разрозненные, бессистемные знания, не умеет выделять главное и второстепенное, допускает ошибки в определении понятий, беспорядочно и неуверенно излагает программный материал по УД, не умеет применять знания для решения практических и профессиональных задач, не демонстрирует овладение общими и профессиональными компетенциями и готовность к профессиональной деятельности. «неудовлетворительно»- 27