РПУД ОД.01 Русский язык 15.01.05 свар

Министерство образования, науки и молодежной политики

Краснодарского края

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Краснодарского края
«Кропоткинский техникум технологий и железнодорожного транспорта»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОД.01 Русский язык
по профессии СПО

15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)
Срок обучения 1 год 10 месяцев

на базе основного общего образования
Форма обучения: очная

2024 г.

Рассмотрена на заседании
педагогического совета
Протокол № 1 от 30 августа 2024 г.
Рассмотрена на заседании методической
комиссии гуманитарных дисциплин,
протокол № 1 от 29 августа 2024 г.
Председатель М

Утверждена
БПОУ «КТТиЖТ»
. __
/В.А. Шахбазян/
для
ДОКУМЕНТОВ;

Рабочая программа учебной дисциплины ОД.01 «Русский язык»
разработана на основании Федерального закона «Об образовании в
Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. И 273-ФЗ (в ред. от 03.07.2016,
с изм. от 19.12.2016); требований ФГОС среднего общего образования
(приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 г. № 413, с изм. от 31 декабря
2015 г. X 1578, с изм. от 12 августа 2022г. № 732), примерной рабочей
программы общеобразовательной дисциплины «Русский язык» для
профессиональных образовательных организаций базовый уровень (вариант
2), утвержденной на заседании Совета по оценке содержания и качества
примерных рабочих программ общеобразовательного и социально­
гуманитарного циклов среднего профессионального образования Протокол
14 от 30 ноября 2022 г. В соответствии с требованиями: ФГОС СПО по
профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки
(наплавки), утвержденного приказом Министерства просвещения России №
863 от 15 ноября 2023 года, зарегистрирован Министерством юстиции
России (рег. № 76433 от 15 декабря 2023г.), укрупненной группы профессий
15.00.00 Машиностроение.

Организация-разработчик:
Государственное
бюджетное
профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края
«Кропоткинский техникум технологий и железнодорожного транспорта».
Авторы:

Л.М.

Хаженцева,

'"И.В.

Куварзина,

Л.А.Шипицына, ______ О.Н. Щеколдина преподаватели ГБПОУ «КТТ и*

Лолочкина Татьяна Ивановна
преподаватель _ «Отличник просвещения»
Занимаемая должность

ГБПОУ КК «Новокубанский аграрно-политехнический
техникум»_______________________________________
Место работы

Пишкова Е.А.
преподаватель
Занимаемая должность

ГБПОУ КК «Тихорецкий техникум отраслевых
технологий»
Место работы

Рецензия
на рабочую программу ОД.01 Русский язык
Рабочая программа учебной дисциплины ОД.01 Русский язык разработана с учетом
требований ФГОС среднего общего образования по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и
частично
механизированной
сварки
(наплавки),
примерной
рабочей
программы
общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык» (базовый уровень) профиль
обучения: технологический для профессиональных образовательных организаций 2022 года;
утвержденной на заседании Совета по оценке содержания и качества примерных рабочих
программ
общеобразовательного
и
социально-гуманитарного
циклов
среднего
профессионального образования Протокол 14 от 30 ноября 2022 г.
Рабочая программа ОД.01 Русский язык ориентирована на Федеральный
государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по
программе подготовки квалифицированных рабочих.
Программа содержит следующие разделы:
• Общая характеристика учебной дисциплины «Русский язык».
• Место дисциплины в структуре основной образовательной программы.
• Планируемые результаты освоения дисциплины.
• Структура и содержание учебной дисциплины.
• Объем учебной дисциплины и виды учебной работы.
• Тематический план и содержание учебной дисциплины.
• Условия реализации программы учебной дисциплины.
• Информационное обеспечение реализации программы.
• Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины.
В результате изучения программного материала студенты овладеют знаниями и
умениями по вопросам разделов: «Язык и речь. Язык как средство общения и форма
существования национальной культуры», «Фонетика, морфология и орфография»,
«Синтаксис и пунктуация», «Прикладной модуль. Особенности профессиональной
коммуникации».
Программа нацелена на обобщение ранее приобретенных знаний по русскому
языку, на совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности
студентов, а также на использование знаний о языке и речи в повседневной и
профессиональной речевой практике, на развитие умений создания устных и письменных
текстов, актуальных для данной профессии, на обучение и соблюдение норм речевого
поведения и речевого этикета.
Программой
предусмотрена
работа
по
обогащению
словаря
студентов
профессиональной
лексикой, которая необходима им в процессе теоретического и
производственного обучения.
Для проверки знаний студентов в программе предусмотрены различные виды
контроля: текущий, промежуточный и итоговый в форме экзамена.
Рекомендуемая литература к программе достаточна и отражает характерные
особенности языкового и литературного процесса, который должен быть в полном объеме
усвоен студентами.
Считаю, что данная раб#' »аяпрограмма учебной дисциплины ОД. 01 «Русский язык»
соответствует современным/^^Зеваниямцо^разработке рабочих программ и может быть
использована в качестве действу:м^ей рабочей программы по профессии СПО.

Рецензент:

Татьяна Ивановна___________
Ж

МП

Уд;преподаватель

Занимаемая должность
।
-Г.Б.П ОУ КК «Новокубанский аграрно-политехнический техникум»

Место работы

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной
программы:
Учебная дисциплина «Русский язык» является обязательной частью
общеобразовательного цикла основной образовательной программы в
соответствии с ФГОС по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично
механизированной сварки (наплавки)
1.2.
Планируемые результаты освоения дисциплины:
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии общих
компетенций:, ОК4, ОК5, ОК9 по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и
частично механизированной сварки (наплавки)

з

В области эстетического воспитания:
- сформировать представления о функциях русского языка в
современном
мире (государственный язык Российской
эстетическое
отношение
к
миру,
включая
эстетику
устную и письменную
Федерации,
язык
межнационального общения, один из
быта,
научного
и
технического
творчества,
спорта,
коммуникацию на
мировых языков); о русском языке как духовно- нравственной
государственном языке труда и общественных отношений;
и культурной ценности многонационального народа России; о
способность
воспринимать
различные
виды
Российской Федерации с
искусства,
традиции
и
творчество
своего
и
других
взаимосвязи языка и культуры, языка и истории, языка и
учетом особенностей
народов.
ощущать
эмоциональное
воздействие личности; об отражении в русском языке традиционных
социального и
искусства;
российских духовно-нравственных ценностей; сформировать
культурного контекста
- убежденность в значимости для личности и общества ценностное отношение к русскому языку;
отечественного и мирового искусства, этнических - сформировать знаний о признаках текста, его структуре,
видах информации в тексте; уметь понимать, анализировать и
культурных традиций и народного творчества;
готовность к самовыражению в разных видах комментировать основную и дополнительную, явную и
(подтекстовую)
информацию
текстов,
искусства, стремление проявлять качества творческой скрытую
воспринимаемых
зрительно
и
(или)
на
слух;
выявлять
логико­
личности; Овладение
универсальными
смысловые отношения между предложениями в тексте; |
коммуникативными действиями:
создавать тексты разных функционально-смысловых типов;
а) общение:
тексты научного, публицистического, официально- делового
- осуществлять коммуникации во всех сферах жизни;
распознавать невербальные средства общения, понимать стилей разных жанров (объем сочинения не менее 150 слов);
значение социальных знаков, распознавать предпосылки
конфликтных ситуаций и смягчатьконфликты;

ОК 05. Осуществлять

- развернуто и логично излагать свою точку зрения с
использованием языковых средств;

ОК 09. Пользоваться
профессиональной
документацией на
государственном и
иностранном языках

- уметь использовать разные виды чтения и аудирования,
приемы
информационно-смысловой
переработки
прочитанных и прослушанных текстов, включая гипертекст,
В области ценности научного познания:
- сформированность мировоззрения,
соответствующего графику, инфографику и другое (объем текста для чтения современному уровню развития науки и общественной 450-500 слов; объем прослушанного или прочитанного текста
практики,
основанного
на
диалоге
культур, для пересказа от 250 до 300 слов); уметь создавать вторичные
способствующего
осознанию
своего
места
в тексты (тезисы, аннотация, отзыв, рецензия и другое);
- обобщить знания о языке как системе, его основных
поликультурном мире;
- совершенствование языковой и читательской культуры как единицах и уровнях: обогащение словарного запаса,
расширение объема используемых в речи грамматических
средства взаимодействия между людьми и познаниямира;
языковых средств; уметь анализировать единицы разных
уровней, тексты разных функционально-смысловых типов,
- наличие
развитию;

мотивации

к

обучению

и

личностному

5

ПК 1.4.

Подготавливать и проверять сварочные материалы для различных способов сварки.

ПК 1.5.

Выполнять сборку и подготовку элементов конструкции под сварку.

ПК 1.6.

Проводить контроль подготовки и сборки элементов конструкции под сварку.

ПК 1.7.

Выполнять предварительный, сопутствующий (межслойный) подогрева металла.

ПК 1.8.

Зачищать и удалять поверхностные дефекты сварных швов после сварки.

ПК 1.9.

Проводить контроль сварных соединений на соответствие геометрическим размерам, требуемым конструкторской и производственно­
технологической документации по сварке.
Ручная дуговая сварка (наплавка, резка) плавящимся покрытым электродом.

ВД2.
ПК 2.1.
ПК 2.2.

Выполнять ручную дуговую сварку различных деталей из углеродистых и конструкционных сталей во всех пространственных
положениях сварного шва.
Выполнять ручную дуговую сварку различных деталей из цветных металлов и сплавов во всех пространственных положениях сварного
шва.

ПК 2.3

Выполнять ручную дуговую наплавку покрытыми электродами различных деталей.

ПК 2.4.

Выполнять дуговую резку различных деталей.

ВД4.
ПК 4.1.

Частично механизированная сварка (наплавка) плавлением различных деталей.
Выполнять частично механизированную сварку плавлением различных деталей из углеродистых и конструкционных сталей во всех
пространственных положениях сварного шва.
Выполнять частично механизированную сварку плавлением различных деталей и конструкций из цветных металлов и сплавов во всех
пространственных положениях сварного шва.

ПК 4.2.

ПК 4.3.

Выполнять частично механизированную наплавку различных деталей.

7

2.1. Тематический план и содержание дисциплины
Содержание учебного материала (основное и профессионально­
ориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной
модуль
(при наличии)
2

Наименование
разделов и тем

1

Объем часов

Основное содержание
Раздел 1. Язык и речь. Язык как средство общения и форма существования национальной культуры.

Тема 1.1. Основные
функции языка в
современном
обществе

Тема 1.2

Происхождение

языковая семья. Этапы
формирования русской

2

Основное содержание

1

как средство

ОК 05
ОК 05

общения.

ОК 05

Этапы

из различных языков как
показатель межкультурных связей. Признаки заимствованного слова. Этапы
освоения заимствованных слов. Правописание и произношение заимствованных
слов. Заимствованные слова в профессиональной лексике. Словарь специальности

1

Основное содержание

1

как система

Язык как система знаков. Структура языкового знака. Слово и его значение.

знаков

Лексическое и грамматическое значение слова. Звук и буква. Уровни языковой
системы и единицы этих уровней. Принципы выделения частей речи в русском
языке

Раздел 2. Фонетика, морфология и орфография
Тема 2.1.

4
2

формирования русской лексики. Заимствования

Индоевропейская

Тема 1.3. Язык

4

3

Основные функции языка в современном
обществе. Происхождение языка (различные гипотезы). Язык как естественная и
небиологическая система знаков. Язык и мышление. Языковая и речевая
компетенция. Русский язык в современном мире. Социальная природа языка.
Этапы культурного развития языка. Основные принципы русской орфографии:
морфологический, фонетический, исторический. Реформы русской орфографии
Язык

Происхождение русского языка. Индоевропейская языковая семья.

русского языка.

лексики

Основное содержание

Формируемые
компетенции

Основное содержание

ОК 05

1

40
5

ОК 04; ОК 05
ОК 04; ОК 05

Практическое занятие:

Тема 2.5. Имя

числительное как

Работа над орфографическими навыками. Правописание суффиксов и окончаний
имен существительных. Правописание сложных имен существительных.
3
Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных. Правописание
сложных имен прилагательных. Правописание Н и НН в прилагательных
Основное содержание
Разряды числительных.: количественные, порядковые, собирательные. Склонение имен
числительных. Лексическая сочетаемость собирательных числительных.

часть речи.

Тема 2.6.

Местоимение
как часть

речи.

Основное содержание
Разряды
местоимений
по
семантике:
личные,
возвратное,
притяжательные,
вопросительные, относительные, неопределенные,
отрицательные, указательные,
определительные. Дефисное написание местоимений. 11равописание местоимений

1

3

3
2

1

Основное содержание
Система грамматических категорий глагола (вид, переходность, залог, наклонение, время,
лицо, число, род). Основа настоящего (будущего) времени глагола и основа инфинитива
(прошедшего времени); их формообразующие функции. Правописание окончаний
глаголов. Правописание суффиксов глаголов
Основное содержание

2

2

7

деепричастие как

Действительные и страдательные причастия и способы их образования. Правописание
суффиксов причастий. Краткие и полные формы причастий. Правописание Н и НН в
прилагательных и причастиях. Правописание не с причастиями. Образование
деепричастий совершенного и несовершенного вида. Правописание суффиксов
деепричастий.

особые формы

Практическое занятие:

1

Глагол

как часть
речи.

Тема 2.8.

Причастие и

7

Наблюдение над функционированием правил орфографии в образцах
письменных текстов. Правописание суффиксов и окончаний глаголов и

глагола

4

причастий. Правописание Н и НН в прилагательных и причастиях.
Правописание не с причастиями, с глаголами, деепричастиями.

ОК 04; ОК 05

2

Контрольная работа №1 по разделу: «Фонетика, морфология и орфография»

Тема 2.7.

ОК 04; ОК 05

1

ОК 04; ОК 05

ОК 04; ОК 05;
ОК 06

вводных словах и предложениях, вставных конструкциях. Знаки препинания при
обращении

Практическое занятие:

Расстановка знаков препинания в предложениях с обособленными членами и при
словах и конструкциях, не связанных с членами предложения
Основное содержание
Основные типы сложного предложения по средствам связи и грамматическому
значению (предложения союзные и бессоюзные; сочиненные и подчиненные). Знаки

7

препинания в сложносочиненном предложении. Сложноподчиненное предложение.
Типы придаточных предложений. Сложноподчиненные предложения с несколькими
придаточными. Бессоюзные сложные предложения. Способы передачи чужой речи.

6

7

Тема 3.3. Сложное
предложение

7
7
ОК 05; ОК 09

Предложения с прямой и косвенной речью как способ передачи чужой речи.
Ошибки в построении предложения с косвенной речью
Расстановка знаков препинания в сложном

предложении Знаки
препинания в сложносочиненных предложениях. Знаки препинания в
сложноподчиненных предложениях. Знаки препинания в бессоюзных сложных
8
предложениях. Знаки препинания в предложения с прямой речью. Знаки
препинания при диалогах. Правила оформления цитат
Контрольная работа №2 по разделу: «Синтаксис и пунктуация»

7

7

Прикладной модуль. Раздел 4. Особенности профессиональной коммуникации.

7

ОК 04; ОК 05;
ОК 09

ПК1.1Д1К1.2
Тема 4.1. Язык как

Профессионально-ориентированное содержание

7

средство

ПК1.1,ПК1.2

профессиональной,

социальной и
межкультурной

ОК 04; ОК 05;
ОК 09

Основные аспекты культуры речи (нормативный, коммуникативный, этический).
Языковые и речевые нормы. Речевые формулы. Речевой этикет

1

1

Виды документов. Виды и формы деловой коммуникации. Предмет деловой
переписки. Виды деловых писем. Рекламные тексты в профессиональной
деятельности

2

Консультация
Промежуточная аттестация (Экзамен)

6

Всего:

80

_______

профессионального образования на базе основного общего образования с
получением среднего общего образования - 4-е изд., стер. - Москва: Академия,
2021. - 409 с.
2. Воителева Т.М. Русский язык: Сборник упражнений: учебное
издание. - Москва: Академия, 2024. ПКГ: ЬпрзЭ/асабеппа-тозсозу.ги
[Электронный ресурс]
3.2.3 Интернет-ресурсы
Ипр5:/ЛЬеги1е8.ги/ — сайт «Правила русского языка».
ИПр://ги88к1у-па-5.ги/ — интерактивный информационно-обучающий
сайт для детей и взрослых «Русский на 5».
Ьир8://еГгетоуа.81оуагоп1те.сот/ — сайт «Новый толково-словоо­
бразовательный словарь русского языка онлайн» (толковый словарь Т. Ф.
Ефремовой).
ИПр8:/Лу\у\у.81оуап.ги/ — электронная библиотека словарей русско- го
языка «Словари.ру».
ЬЦр://щатоГа.ги/ — справочно-информационный портал «ГРАМО­
ТА.РУ».
Ийр8://\у\у\у.уе(1и.ги/ехрсйс/ — сайт «Толковый словарь русского языка».
Ипр8://ги8согрога.ги/ — сайт «Национальный корпус русского языка» —
информационно-справочная система, основанная на собрании русских текстов
в электронной форме.
Йпр8://егуто1оц.ги81апц.ги/ — сайт «Этимология и история слов русского
языка» Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН.
1Щр:/Ау\у\у.ис11еЬа.сот/ — образовательный портал «Учеба».
йПр://цгатша.гп/ — сайт «Культура письменной речи. Русский язык и
литература» (учебные и справочные материалы, консультации по русскому
языку и литературе, ответы на вопросы).
Иир8://\у\у\у.ри8Ик1плп8РШ1:е/ — Государственный институт русского
языка им. А.С.Пушкина.
Ьпр://\у\у\у.ги81апц.ги/ — Институт русского языка им. В.В.Вино­
градова РАН.
Иир8://\ууу\улг1с.т8и.ги/ — Институт русского языка и культуры МГУ
им. М.В.Ломоносова.
Ицр8:/Лууу\у.Г81.ги/ — Российская государственная библиотека.

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».