Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Кропоткинский техникум технологий и железнодорожного транспорта» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.05 Основы экономики для профессии СПО 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)). Срок обучения 1 года 10 месяцев на базе основного общего образования Форма обучения: очная 2023 г. Рассмотрена: на заседании педагогического совета протокол № 1 от «__» августа 2023 г. Утверждаю Директор ГБПОУ «КТТ и ЖТ» __________/В.А. Шахбазян/ Рассмотрена: на заседании методической комиссии ________________________________________ протокол № 1 от « __ » августа 20_____ г. Председатель МК _______/_______________/ Рабочая программа учебной дисциплины ОП.05 Основы экономики разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов по профессии среднего профессионального образования 15.01.05 Сварщик (ручной и частичномеханизированной сварки (наплавки), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 50 от 29 января 2016г. зарегистрированного Министерством юстиции (24 февраля 2016г. №29669), укрупненной группы профессий15.00.00Машиностроение, ПООП по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично-механизированной сварки (наплавки), зарегистрированной в государственном реестре Регистрационный номер: 15.01.05170919, дата регистрации в реестре: 19/09/2017.Организация-разработчик: государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края "Кропоткинский техникум технологий и железнодорожного транспорта" Автор: _______________ Е.А. Сорокина, преподаватель ГБПОУ «КТТиЖТ» Рецензенты: ___________ _________________________________________________________________ подпись ___________________________________________________________________ ___________ _________________________________________________________________ подпись ___________________________________________________________________ 2 СОДЕРЖАНИЕ стр. 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 5 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 10 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 12 3 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 1.1. Область применения рабочей программы Рабочая программа учебной дисциплины ОП.05 Основы экономики является частью основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки). 1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл. 1.3. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины: В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: - находить и использовать экономическую информацию в целях обеспечения собственной конкурентоспособности на рынке труда. В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: - общие принципы организации производственного и технологического процесса; - механизмы ценообразования на продукцию, формы оплаты труда в современных условиях; - цели и задачи структурного подразделения, структуру организации, основы экономических знаний, необходимых в отрасли. 1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающегося 54 часа, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 36 часов; самостоятельной работы обучающегося 18 часов. 4 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем часов Максимальная учебная нагрузка (всего) 54 Обязательные аудиторные учебные занятия (всего) 36 в том числе: практические занятия 16 Внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа (всего) 18 в том числе: - систематическая проработка конспектов занятий, учебной, 18 дополнительной и справочной литературы при подготовке к занятиям; - подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ, отчетов и подготовка к их защите; - подготовка к контрольной работе; - подготовка и защита рефератов по данным темам. Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета 1 5 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.05 ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ Наименование Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, разделов и тем самостоятельная работа обучающихся 1 2 Раздел 1. Общие вопросы экономики в отрасли Тема 1.1. Содержание учебного материала Рыночная организация 1. Функционирование рынка с учетом трех элементов (частная собственность, хозяйства свободные цены, конкуренция), плюсы и минусы рынка. Субъективнообъективная структура рыночного хозяйства, их взаимодействие. 3 23/12 4/2 1 Типы рынков, модели рыночного хозяйства, деятельность государства в условиях рыночной экономики. Совокупность социально-экономических механизмов, с помощью которых реализуются экономические решения в сферах производства, распределения и потребления. Практические занятия 1. Определение границ производственных возможностей. 2. Исследование формы собственности, формы хозяйствования. 1 Самостоятельная работа обучающихся 1. Подготовка рефератов по теме: «Учения об общественно-экономических формациях и современный взгляд на проблему». 2. Подготовка сообщения «Исторический процесс развития товарного производства и обмена». Содержание учебного материала 2 2. Тема 1.2. Организация (предприятие) в условиях рыночной экономики Объем часов Уровень освоения 4 2 2 1 1 5/3 Предпринимательская деятельность и виды собственности. Роль и значение отрасли в условиях рыночной экономики. Организационно-правовые формы хозяйственной деятельности предприятий. 1 3 Производственная структура предприятия – организация производственного процесса в пространстве. Практические занятия 3. Определение видов предпринимательских рисков. 4. Исследование рынка совершенной конкуренции. 1 3 1. 2. 1 1 6 Тема 1.3. Организация производства и технологический процесс Тема 1.4. Кадры предприятия и производительность труда 5. Исследование рынка несовершенной конкуренции. Самостоятельная работа обучающихся: 3. Построить шкалу распространения организационно-правовых форм в городе на основе своих наблюдений. 4. Построить графологическую структуру: «Производственная структура предприятия». 5. Составить таблицу «Виды предпринимательских рисков». Содержание учебного материала 1. Материальное и нематериальное производства. Промышленность, отрасль и межотраслевой комплекс. 2. Возможности производства и его современная структура 3. Материально-техническое снабжение. Развитие промышленного производства, типы производства и организация производственного процесса. 4. Инфраструктура предприятия. Производственная структура предприятия. Практические занятия 6. Расчет движения предметов труда в технологическом процессе (последовательным и параллельно- последовательным видом движения). 7. Определение видов производственного и технологического процесса. 8. Построение графиков спроса. Факторы, влияющие на спрос. 9. Построение графиков предложения. Факторы, влияющие на предложение. Самостоятельная работа обучающихся: 6. Подготовка реферата по теме «Возможности производства и его современная структура». 7. Подготовка презентации по теме «Развитие промышленного производства, типы производства и организация производственного процесса». 8. Подготовка информации о ведущей отрасли в регионе. 9. Составить графологическую структуру «Производственная структура предприятия». Содержание учебного материала 1. Классификация персонала предприятия по ряду признаков. Деление промышленно производственного персонала на: промышленный и непромышленный. 2. Показатели, характеризующие движение кадров. Работники предприятия, включенные в списочный состав предприятия. Нормирование труда. Производительность труда. 1 3 8/4 1 3 1 1 3 3 1 3 1 1 1 1 4 2/1 1 3 1 3 7 Тема 1.5. Оплата труда работников на предприятии Самостоятельная работа обучающихся: 10. Подготовка реферата на тему: «Влияние внешних и внутренних факторов на производительность труда в условиях региона». Содержание учебного материала 1. Сущность заработной платы, принципы и методы ее начисления и планирования, принципиальные положения оплаты труда. 2. Формы и системы заработной платы. Бестарифная система оплаты труда. Практические занятия 10. Исследование механизма формирования заработной платы. 11. Распределение фонда оплаты труда между рабочими (с учетом квалификационного уровня работника, коэффициента трудового участия, фактически отработанного времени). Самостоятельная работа обучающихся: 11. Составление таблицы «Формы и системы заработной платы». 12. Подготовка реферата по теме: «Особенности оплаты труда в условиях региона». Раздел 2. Механизм ценообразования на продукцию предприятия Тема 2.1. Содержание учебного материала Издержки производства 1. Классификация затрат на производство и реализацию продукции. Виды и прибыль предприятия себестоимости. 2. Структура общехозяйственных и общепроизводственных расходов. 3. Планирование себестоимости продукции на предприятии. Себестоимость как исходная база формирования цен. Состав накладных расходов. 4. Основные пути увеличения прибыли на предприятии. Пути повышения рентабельности. Практические занятия 12. Определение издержек производства, их структуры. 13. Определение дохода, прибыли и принципы их формирования. Самостоятельная работа обучающихся: 13. Подготовка сообщения по теме: ««Методы планирования себестоимости продукции»». 14. Подготовка доклада по теме :«Издержки производства и прибыль предприятия». 15. Подготовка реферата по теме: «Пути повышения рентабельности на предприятии». Тема 2.2. Содержание учебного материала 1 4/2 1 3 1 3 1 1 2 13/6 6/3 1 3 1 1 3 3 1 3 1 1 3 6/3 8 Порядок формирования и установления цен на продукцию Роль цен в экономике страны. Виды и разновидности цен. Факторы, влияющие на уровень цен. Связь цен с другими экономическими категориями. Взаимодействие цен и налогов. 2. Ценовая политика государства. Ценовая политика предприятия. 3. Порядок установления и применения свободных цен на продукцию. Практические занятия 14. Исследование процесса и политики рыночного ценообразования. 15. Расчет розничной цены продукции предприятия. 16. Расчет себестоимости продукции. Самостоятельная работа обучающихся: 16. Подготовка сообщения по теме «Взаимодействие цен и налогов». 17. Подготовка рефератов по темам: «Ценовая политика государства», «Ценовая политика предприятия». 18. Составить алгоритм «Расчет себестоимости продукции». Дифференцированный зачет Всего 1. 1 3 1 1 3 3 1 1 1 3 1 54 9 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Материально-техническое обеспечение Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета, оснащенного необходимым для реализации программы учебной дисциплины оборудованием: • посадочные места обучающихся: столов -13шт., стульев- 26 шт., стол для маломобильных групп обучающихся. • рабочее место преподавателя: стол и стул -1шт., персональный компьютер с выходом в интернет-1 шт., телевизор-1 шт., доска классная (меловая)-1 шт., рециркулятор-1 шт., шкафы для хранения учебных пособий-3 шт., контрольно-оценочные материалы; методические рекомендации для учащихся по выполнению практических работ. 3.2. Информационное обеспечение обучения Основные источники: 1. Череданова Л.Н. «Основы экономики и предпринимательства: учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования. , М.: ИЦ «Академия», 2018. 224 с. 2.Основы экономики: учеб. для студ. учреждений сред. проф. образования/ О.Н. Терещенко, - 5-е изд., стер.- М.: Издательский центр " Академия, 2018. -192с. 3. Экономика: учебное пособие/ В.Г. Слагода. - 3-е изд. перераб., и доп. - М.: ФОРУМ; Инфра-М, 2014 -240с.(Профессиональное образование). 4. Экономика для профессий и специальностей социально-экономического профиля: учебник/ А.И. Гомолова, В.Е. Кириллов, П.А. Жанин. - 4-е изд., стер., - М.: Издательский центр " Академия", 2017.- 336с. Дополнительные источники: 1.Экономика предприятия (организации): Учебник /О. В. Баскакова, Л. Ф. Сейко. - М.: Издательско-торговая корпорация “Дашков и К°”, 2013. - 372 с. Интернет – ресурсы: http://ppt4web.ru/ehkonomika/mekhanizmy-rynka-spros-i-predlozhenie1.html https://prezentacii.org/prezentacii/prezentacii-po-ekonomike/43651-izderzhki-proizvodstva-dohod-ipribyl-firmy.html https://prezentacii.org/prezentacii/prezentacii-po-ekonomike/41331-nalogi-i-byudzhet.html https://prezentacii.org/prezentacii/prezentacii-po-ekonomike/40560-rynok-i-konkurenciya.html https://prezentacii.org/prezentacii/prezentacii-po-ekonomike/40561-ipotechnoe-kreditovanie-i-ego-rol-vaktivizacii-investicionnoy-deyatel-nosti-i-zhilischnogo-stroitel-stva.html https://prezentacii.org/prezentacii/prezentacii-po-ekonomike/40556-fondovaya-birzha-organizaciyabirzhevoy-deyatel-nosti.html https://prezentacii.org/prezentacii/prezentacii-po-ekonomike/40557-uchastniki-rynka-cennyh-bumag.html https://prezentacii.org/prezentacii/prezentacii-po-ekonomike/12508-gde-teryaem-den-gi.html https://prezentacii.org/prezentacii/prezentacii-po-ekonomike/12160-ravnovesie-na-rynke.html https://prezentacii.org/prezentacii/prezentacii-po-ekonomike/12171-byudzhet-rf.html http://www.center-yf.ru/data/economy/Rynochnaya-ekonomika.php 10 http://www.rusconsult. ru /common/glossary/ - Русконсалт http://financial-opp.ru/lektsii-po-organizatsii-proizvodstva/225-organizaciya-proizvodstvennogoprocessa-vo-vremeni.html http://www.aup.ru/books/m83/7.htm 11 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований. Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) Основные показатели оценки результата Умения: Находить и использовать экономическую Рассчитывает заработную плату на рабочем информацию в целях обеспечения собственной месте сварщика с учетом квалификационного конкурентоспособности на рынке труда уровня работника, коэффициента трудового участия, фактически отработанного времени. Рассчитывать, себестоимость работ с учетом стоимости материалов, ресурсов, работ, амортизации оборудования. Рассчитывать возможности ресурсосбережения на рабочем месте. Знания: Общие принципы организации производственного и технологического процесса; Механизмы ценообразования на продукцию, формы оплаты труда в современных условиях; Демонстрирует знания об общих принципах организации производственного и технологического процесса. Использует механизмы ценообразования на продукцию при расчете стоимости выполняемых работ. Цели и задачи структурного подразделения, Использовать принципы энергосбережения структуру организации, основы экономических при организации технологического процесса. знаний, необходимых в отрасли. Формы и методы контроля и оценки результатов обучения учебной дисциплины должны позволять, проверять у обучающихся не только сформированность усвоенных знаний, освоенных умений, но и развитие общих компетенций. Результаты (освоенные Основные показатели оценки общие компетенции) результата Формы и методы контроля оценки Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. Демонстрация интереса к будущей профессии в процессе освоения образовательной программы, участие в НОУ, олимпиадах профессионального мастерства, фестивалях, конференциях. - презентация портфолио. Организовывать собственную деятельность исходя из целей и Выбор и применение методов и способов решения поставленных - тестирование; 12 способов ее достижения. задач. Оценка эффективности и качества выполнения. - экспертное наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятиях, при выполнении работ на учебной и производственной практике Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, ответственность за результаты своей работы. Организация самостоятельных занятий пи изучении данной дисциплины. Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях, при выполнении работ учебной и производственной практик. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. Эффективный поиск необходимой информации по данной дисциплине. Использовать информационнокоммуникационные технологии в профессиональной деятельности. Применение информационнокоммуникационных технологий при организации самостоятельной работы по данной дисциплине. Оценка выполнения докладов, сообщений. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. Взаимодействие обучающихся с мастерами, преподавателями в ходе обучения. Наблюдение за ролью обучающегося в коллективе, в общении с руководством и с клиентами. Исполнять воинскую обязанность, в т.ч. с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). Демонстрация профессиональных Наблюдение за участием в знаний и умений необходимых сборах. для исполнения воинской обязанности. Мониторинг развития профессиональных обучающегося. Использование различных источников, включая электронные. личностнокачеств Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях, при выполнении работ учебной и производственной практик. презентаций, военных 13