РП ОД История 24 ОВ-1 2024

Министерство образования, науки и молодежной политики
Краснодарского края
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Краснодарского края
«Кропоткинский техникум технологий и железнодорожного транспорта»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОД.06 История
по профессии СПО
23.01.10 Слесарь по обслуживанию и ремонту подвижного состава
Срок обучения 1 год 10 месяцев
на базе основного общего образования
Форма обучения: очная

2024 г.

Рассмотрена на заседании
педагогического совета
Протокол № 1 от 30 августа 2024г.
Рассмотрена на заседании методической
комиссии гуманитарных дисциплин,
протокол № 1 от 29 августа 2024г.
Председатель МК ______/ Л.М. Хаженцева /

Утверждена
Директор ГБПОУ «КТТ и ЖТ»
____________ /В.А. Шахбазян/

Рабочая программа учебной дисциплины ОД.06 История разработана
на основании Федерального закона «Об образовании в Российской
Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ (в ред. от 03.07.2016, с изм. от
19.12.2016); требований ФГОС среднего общего образования (приказ
Минобрнауки России от 17.05.2012 г. № 413, с изм. от 31 декабря 2015 г. N
1578, с изм. от 12 августа 2022г. № 732), примерной рабочей программы
общеобразовательной дисциплины «История» для профессиональных
образовательных организаций базовый уровень (вариант 2), одобренной на
заседании Педагогического совета ФГБОУ ДПО ИРПО протоколом №20 от
«15» августа 2024 г.
В соответствии с требованиями ФГОС СПО по профессии 190623.13
Слесарь по обслуживанию и ремонту подвижного состава, утвержденного
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 696
от 02 августа 2013 года (ред. от 13.07.2021), зарегистрированного
Министерством юстиции (рег. № 29751 от 20 августа 2013 г.), укрупненной
группы профессий 23.00.00 Техника и технологии наземного транспорта.
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Краснодарского края «Кропоткинский
техникум технологий и железнодорожного транспорта».
Авторы: _______ С.В. Савенкова, _____ Е.В. Фролова, ______ Е.И. Уваров
преподаватели ГБПОУ «КТТ и ЖТ».
Рецензенты:
МП

МП

__________ Ашумова Аджар Вели-кызы
преподаватель истории и обществознания
ЧПОУ Региональный колледж
профессиональной карьеры
г. Кропоткин
Преподаватель политической истории

__________ Боев Андрей Николаевич
кандидат исторических наук,
МП преподаватель ПОО Частное учреждение
«Юридический техникум»
г. Кропоткин
Учитель истории и МХК
2

СОДЕРЖАНИЕ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ ПРОЕКТНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3

14

35
37

3

1. Общая характеристика рабочей программы общеобразовательной
дисциплины
1.1. Место дисциплины в структуре образовательной программы СПО
Общеобразовательная дисциплина «История» является обязательной частью
общеобразовательного цикла образовательной программы в соответствии с
ФГОС СПО по профессии 23.01.10 Слесарь по обслуживанию и ремонту
подвижного состава.
1.2. Цели и планируемые результаты освоения дисциплины:
1.2.1. Цель общеобразовательной дисциплины
Целью общего исторического образования является формирование и
развитие личности обучающегося, способного к самоидентификации т
определению своих ценностных ориентиров на основе осмысления и
освоения исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно
и творчески применяющего исторические знания и предметные умения в
учебной и социальной практике. Данная цель предполагает формирование у
обучающихся
в
образовательных
организациях,
реализующих
образовательные программы СПО, целостной картины российской и мировой
истории, понимание места и роли современной России в мире, важности
вклада каждого ее народа, его культуры в общую историю страны и мировую
историю, формирование личностной позиции по отношению к прошлому и
настоящему Отечества. Освоение дисциплины формирует у молодёжи
способность и готовность к защите исторической правды, сохранению
исторической памяти и противодействию фальсификации исторических
фактов.
1.2.2. Планируемые результаты освоения общеобразовательной
дисциплины в соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО
Особое значение дисциплина имеет при формировании ОК и ПК

4

Планируемые результаты освоения дисциплины
Код и наименование формируемых
компетенций
Общие1
Дисциплинарные2
ОК 01. Выбирать способы решения задач В части трудового воспитания:
ПРб 06. Умение критически анализировать
профессиональной
деятельности - готовность к труду, осознание ценности для
решения
познавательной
задачи
применительно к различным контекстам
мастерства, трудолюбие;
аутентичные
исторические
источники
- готовность к активной деятельности разных типов (письменные, вещественные,
технологической
и
социальной аудиовизуальные) по истории России и
направленности, способность инициировать, зарубежных стран XX - начала XXI века,
планировать и самостоятельно выполнять оценивать их полноту и достоверность,
такую деятельность;
соотносить с историческим периодом;
интерес
к
различным
сферам выявлять общее и различия; привлекать
профессиональной деятельности,
контекстную информацию при работе с
Овладение
универсальными
учебными историческими источниками
познавательными действиями:
а) базовые логические действия:
самостоятельно
формулировать
и
актуализировать проблему, рассматривать ее
всесторонне;
- устанавливать существенный признак или
основания для сравнения, классификации и
обобщения;
- определять цели деятельности, задавать
параметры и критерии их достижения;
- выявлять закономерности и противоречия
в рассматриваемых явлениях;
- вносить коррективы в деятельность,
оценивать соответствие результатов целям,
оценивать риски последствий деятельности;
- развивать креативное мышление при
решении жизненных проблем.

5

ОК 02. Использовать современные средства
поиска,
анализа
и
интерпретации
информации,
и
информационные
технологии
для
выполнения
задач
профессиональной деятельности

б) базовые исследовательские действия:
владеть
навыками
учебноисследовательской
и
проектной
деятельности,
навыками
разрешения
проблем;
- выявлять причинно-следственные связи и
актуализировать задачу, выдвигать гипотезу
ее решения, находить аргументы для
доказательства своих утверждений, задавать
параметры и критерии решения;
- анализировать полученные в ходе решения
задачи результаты, критически оценивать их
достоверность, прогнозировать изменение в
новых условиях;
- уметь переносить знания в познавательную
и практическую области жизнедеятельности;
- уметь интегрировать знания из разных
предметных областей;
- выдвигать новые идеи, предлагать
оригинальные подходы и решения;
- способность их использования в
познавательной и социальной практике
В области ценности научного познания:
сформированность
мировоззрения,
соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики,
основанного
на
диалоге
культур,
способствующего осознанию своего места в
поликультурном мире;
совершенствование
языковой
и
читательской культуры как средства
взаимодействия между людьми и познания
мира;

ПРб
07.
Умение
осуществлять
с
соблюдением
правил
информационной
безопасности
поиск
исторической
информации по истории России и
зарубежных стран XX - начала XXI века в
справочной литературе, сети Интернет,
средствах массовой информации для
решения познавательных задач; оценивать
полноту и достоверность информации с
точки зрения ее соответствия исторической
действительности
6

- осознание ценности научной деятельности,
готовность осуществлять проектную и
исследовательскую
деятельность
индивидуально и в группе;
Овладение
универсальными
учебными
познавательными действиями:
в) работа с информацией:
- владеть навыками получения информации
из
источников
разных
типов,
самостоятельно осуществлять поиск, анализ,
систематизацию
и
интерпретацию
информации различных видов и форм
представления;
- создавать тексты в различных форматах с
учетом назначения информации и целевой
аудитории, выбирая оптимальную форму
представления и визуализации;
- оценивать достоверность, легитимность
информации, ее соответствие правовым и
морально-этическим нормам;
- использовать средства информационных и
коммуникационных технологий в решении
когнитивных,
коммуникативных
и
организационных задач с соблюдением
требований
эргономики,
техники
безопасности, гигиены, ресурсосбережения,
правовых и этических норм, норм
информационной безопасности;
- владеть навыками распознавания и защиты
информации,
информационной
безопасности личности
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и готовность
к
саморазвитию, ПРб 08. Приобретение опыта осуществления
работать в коллективе и команде
самостоятельности и самоопределению;
проектной деятельности в форме разработки
7

-овладение
навыками
учебноисследовательской, проектной и социальной
деятельности;
Овладение
универсальными
коммуникативными действиями:
б) совместная деятельность:
- понимать и использовать преимущества
командной и индивидуальной работы;
- принимать цели совместной деятельности,
организовывать и координировать действия
по ее достижению: составлять план
действий, распределять роли с учетом
мнений участников обсуждать результаты
совместной работы;
- координировать и выполнять работу в
условиях
реального,
виртуального
и
комбинированного взаимодействия;
- осуществлять позитивное стратегическое
поведение
в
различных
ситуациях,
проявлять творчество и воображение, быть
инициативным
Овладение универсальными регулятивными
действиями:
г) принятие себя и других людей:
- принимать мотивы и аргументы других
людей
при
анализе
результатов
деятельности;
- признавать свое право и право других
людей на ошибки;
- развивать способность понимать мир с
позиции другого человека
ОК 05. Осуществлять устную и письменную В области эстетического воспитания:
коммуникацию на государственном языке - эстетическое отношение к миру, включая

и представления учебных проектов по
новейшей истории, в том числе - на
региональном материале (с использованием
ресурсов библиотек, музеев и так далее)
ПРб
09.
Приобретение
опыта
взаимодействия с людьми другой культуры,
национальной
и
религиозной
принадлежности на основе ценностей
современного
российского
общества:
идеалов гуманизма, демократии, мира и
взаимопонимания между народами, людьми
разных культур; проявление уважения к
историческому наследию народов России

ПРб 03. Умение составлять описание
(реконструкцию) в устной и письменной
8

Российской
Федерации
с
учетом эстетику быта, научного и технического
особенностей социального и культурного творчества, спорта, труда и общественных
контекста
отношений;
- способность воспринимать различные
виды искусства, традиции и творчество
своего и других народов, ощущать
эмоциональное воздействие искусства;
- убежденность в значимости для личности и
общества отечественного и мирового
искусства, этнических культурных традиций
и народного творчества;
- готовность к самовыражению в разных
видах искусства, стремление проявлять
качества творческой личности;
Овладение
универсальными
коммуникативными действиями:
а) общение:
- осуществлять коммуникации во всех
сферах жизни;
- распознавать невербальные средства
общения, понимать значение социальных
знаков,
распознавать
предпосылки
конфликтных
ситуаций
и
смягчать
конфликты;
- развернуто и логично излагать свою точку
зрения с использованием языковых средств
ОК
06.
Проявлять
гражданско- - осознание обучающимися российской
патриотическую позицию, демонстрировать гражданской идентичности;
осознанное
поведение
на
основе - целенаправленное развитие внутренней
традиционных
общечеловеческих позиции личности на основе духовноценностей, в том числе с учетом нравственных
ценностей
народов
гармонизации
межнациональных
и Российской Федерации, исторических и
межрелигиозных отношений, применять национально-культурных
традиций,

форме исторических событий, явлений,
процессов истории родного края, истории
России и всемирной истории XX - начала
XXI века и их участников, образа жизни
людей и его изменения в Новейшую эпоху;
формулировать
и
обосновывать
собственную точку зрения (версию, оценку)
с опорой на фактический материал, в том
числе используя источники разных типов

ПРб 01. Понимание значимости России в
мировых политических и социальноэкономических процессах XX - начала XXI
века, знание достижений страны и ее народа;
умение
характеризовать
историческое
значение
Российской
революции,
Гражданской войны, Новой экономической
9

стандарты антикоррупционного поведения

формирование
системы
значимых
ценностно-смысловых
установок,
антикоррупционного
мировоззрения,
правосознания, экологической культуры,
способности ставить цели и строить
жизненные планы;
В части гражданского воспитания:
- осознание своих конституционных прав и
обязанностей,
уважение
закона
и
правопорядка;
-принятие традиционных национальных,
общечеловеческих
гуманистических
и
демократических ценностей;
- готовность противостоять идеологии
экстремизма, национализма, ксенофобии,
дискриминации
по
социальным,
религиозным,
расовым,
национальным
признакам;
- готовность вести совместную деятельность
в интересах гражданского общества,
участвовать
в
самоуправлении
в
общеобразовательной организации и детскоюношеских организациях;
- умение взаимодействовать с социальными
институтами в соответствии с их функциями
и назначением;
- готовность к гуманитарной и волонтерской
деятельности;
патриотического воспитания:
сформированность
российской
гражданской идентичности, патриотизма,
уважения к своему народу, чувства
ответственности перед Родиной, гордости за

политики (далее - нэп), индустриализации и
коллективизации в Союзе Советских
Социалистических Республик (далее СССР), решающую роль СССР в Победе над
нацизмом, значение советских научнотехнологических успехов, освоения космоса;
понимание причин и следствий распада
СССР, возрождения Российской Федерации
как мировой державы, воссоединения
Крыма с Россией, специальной военной
операции на Украине и других важнейших
событий XX - начала XXI века; особенности
развития культуры народов СССР (России)
ПРб 02. Знание имен героев Первой
мировой,
Гражданской,
Великой
Отечественной
войн,
исторических
личностей, внесших значительный вклад в
социально-экономическое, политическое и
культурное развитие России в XX - начале
XXI века
ПРб 03. Умение составлять описание
(реконструкцию) в устной и письменной
форме исторических событий, явлений,
процессов истории родного края, истории
России и всемирной истории XX - начала
XXI века и их участников, образа жизни
людей и его изменения в Новейшую эпоху;
формулировать
и
обосновывать
собственную точку зрения (версию, оценку)
с опорой на фактический материал, в том
числе используя источники разных типов
10

свой край, свою Родину, свой язык и
культуру,
прошлое
и
настоящее
многонационального народа России;
- ценностное отношение к государственным
символам, историческому и природному
наследию, памятникам, традициям народов
России, достижениям России в науке,
искусстве, спорте, технологиях и труде;
- идейная убежденность, готовность к
служению
и
защите
Отечества,
ответственность за его судьбу;
освоенные обучающимися межпредметные
понятия и универсальные учебные действия
(регулятивные,
познавательные,
коммуникативные);
- способность их использования в
познавательной и социальной практике,
готовность
к
самостоятельному
планированию и осуществлению учебной
деятельности,
организации
учебного
сотрудничества
с
педагогическими
работниками и сверстниками, к участию в
построении
индивидуальной
образовательной траектории;
овладение
навыками
учебноисследовательской, проектной и социальной
деятельности

ПРб 04. Умение выявлять существенные
черты исторических событий, явлений,
процессов; систематизировать историческую
информацию в соответствии с заданными
критериями;
сравнивать
изученные
исторические события, явления, процессы
ПРб 05. Умение устанавливать причинноследственные,
пространственные,
временные связи исторических событий,
явлений, процессов; характеризовать их
итоги; соотносить события истории родного
края и истории России в XX - начале XXI
века;
определять
современников
исторических событий истории России и
человечества в целом в XX - начале XXI
века
ПРб 08. Умение анализировать текстовые,
визуальные
источники
исторической
информации, в том числе исторические
карты/схемы, по истории России и
зарубежных стран XX - начала XXI века;
сопоставлять информацию, представленную
в различных источниках; формализовать
историческую информацию в виде таблиц,
схем, графиков, диаграмм
ПРб 10. Умение защищать историческую
правду, не допускать умаления подвига
народа при защите Отечества, готовность
давать отпор фальсификациям российской
11

истории

ПК 1.1.
ПК 1.2.
ПК 1.3.
ВД 2.
ПК 2.1.
ПК 2.2.
ПК 2.3.

ПРб 11. Знание ключевых событий,
основных дат и этапов истории России и
мира в XX - начале XXI века; выдающихся
деятелей отечественной и всемирной
истории; важнейших достижений культуры,
ценностных ориентиров
Выявлять неисправности основных узлов оборудования и механизмов подвижного состава.
Проводить демонтаж, монтаж, сборку и регулировку узлов и механизмов подвижного
состава.
Проводить ремонт узлов, механизмов и изготовление отдельных деталей подвижного
состава
Контроль качества отремонтированных узлов обслуживаемого оборудования,
Выполнять работу на стендах, измерительных установках для исследования состояния
узлов и механизмов подвижного состава.
Проводить испытания узлов и механизмов подвижного состава. ПК 2.3. Оформлять
техническую документацию и составлять дефектную ведомость.
Оформлять техническую документацию и составлять дефектную ведомость.

12

2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины
2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Базовый уровень

Объем образовательной программы дисциплины

136

Основное содержание

136

в т. ч.:
теоретическое обучение

127

практические занятия

3

Профессионально ориентированное содержание

5

в т. ч.:
практические занятия

5

Промежуточная аттестация (в форме
дифференцироваенного зачета)

1

13

2.2. Тематический план и содержание дисциплины
Наименование разделов
и тем

Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия,
прикладной модуль (при наличии)

1
2
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. 1914 – 1945 ГГ.
Раздел 1. Мир накануне и в годы Первой мировой войны
Тема 1.1. Мир в начале Основное содержание
ХХ в.
Понятие «Новейшее время». Хронологические рамки и периодизация
Новейшей истории. Изменения в мире в ХХ веке. Ключевые процессы и
Первая мировая
события Новейшей истории. Объединенные Нации против нацизма и
война. 1914–1918 гг.
фашизма. Система международных отношений. Россия в XX в.
Развитие индустриального общества. Индустриальная цивилизация в
начале XX века. «Пробуждение Азии». Технический прогресс.
Изменение социальной структуры общества. Рабочее движение и
социализм.
Антанта и Тройственный союз. Начало и первый год войны. Переход
к позиционной войне. Борьба на истощение. Изменение соотношения
сил. Капитуляция стран Четверного союза. Компьенское перемирие.
Итоги и последствия Первой мировой войны
Раздел 2. Мир в 1918-1938 гг.
Тема 2.1. Распад империй Основное содержание
и образование новых
Факторы, повлиявшие на распад империй после Первой мировой войны.
национальных
Образование новых национальных государств. Ноябрьская революция
государств в Европе
в Германии. Веймарская республика. Советская власть в Венгрии.
Революционные движения и образование Коммунистического
интернационала. Образование Турецкой Республики
Тема 2.2. ВерсальскоОсновное содержание
Вашингтонская система
Планы послевоенного устройства мира. Территориальные изменения в
международных
мире и Европе по результатам Первой мировой войны. Парижская
отношений
(Версальская) мирная конференция. Версальская система. Учреждение

Объём
часов
3
18
4
4

4

Формируемые
общие и
профессиональные
компетенции
4

ОК 02
ОК 05
ОК 06

8
1

1

1
1

ОК 02
ОК 05
ОК 06
ОК 02
ОК 05
ОК 06
14

Наименование разделов
и тем

Тема 2.3. Страны Европы
и Северной Америки в
1920-е гг.

Тема 2.4. Страны Азии,
Африки и Латинской
Америки в 1918-1930 гг.

Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия,
прикладной модуль (при наличии)
Лиги Наций. Рапалльское соглашение и признание СССР. Вашингтонская
конференция и Вашингтонское соглашение 1922 года. Влияние
Версальского договора и Вашингтонского соглашения на развитие
международных отношений
Основное содержание
Послевоенная стабилизация. Факторы, способствующие изменениям в
социально-экономической сфере в странах Запада. Экономический
бум. Демократизация общественной жизни, возникновение массового
общества. Влияние социалистических партий и профсоюзов.
Формирование авторитарных режимов, причины их возникновения в
европейских странах в 1920-1930-е гг. Возникновение фашизма.
Фашистский режим в Италии. Особенности режима Муссолини. Начало
борьбы с фашизмом.
Начало Великой депрессии, ее причины. Социально-политические
последствия кризиса конца 1920-1930-х гг. в США. «Новый курс» Ф.
Рузвельта. Значение реформ. Роль государства в экономике стран
Европы и Латинской Америки.
Нарастание агрессии в мире. Причины возникновения нацистской
диктатуры в Германии в 1930-е гг. Установление нацистской диктатуры.
Нацистский режим в Германии.
Подготовка Германии к войне. Победа Народного фронта и
франкистский мятеж в Испании. Революция в Испании. Поражение
Испанской Республики. Причины и значение гражданской войны в
Испании
Основное содержание
Экспансия колониализма. Цели национально-освободительных
движений в странах Востока. Агрессивная внешняя политика Японии.
Нестабильность в Китае в межвоенный период. Национальноосвободительная борьба в Индии. Африка. Особенности экономического и

Объём
часов

Формируемые
общие и
профессиональные
компетенции

3

3

ОК 02
ОК 05
ОК 06

1
1
15

Наименование разделов
и тем

Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия,
прикладной модуль (при наличии)

политического развития Латинской Америки
Тема 2.5. Международные Основное содержание
отношения в 1930-е гг.
Нарастание мировой напряженности в конце 1930-х гг. Причины
Второй мировой войны. Мюнхенский сговор. Англо-франко-советские
переговоры лета 1939 г.
Тема 2.6. Развитие науки
Основное содержание
и культуры в 1914-1930-х Влияние науки и культуры на развитие общества в межвоенный период.
гг.
Новые научные открытия и технические достижения в межвоенный
период. Новые виды вооружений и военной техники. Особенности
культурного развития: архитектура, изобразительное искусство,
литература, кинематограф, музыка. Олимпийское движение
Раздел 3. Вторая мировая война 1939-1945 гг.
Тема 3.1. Начало Второй
Основное содержание
мировой войны
Причины Второй мировой войны. Нападение Германии на Польшу.
Начало мировой войны в Европе. Захват Дании и Норвегии. Разгром
Франции. Битва за Британию. Агрессия Германии и ее союзников в
Северной Африке и на Балканах. Борьба Китая против японских
агрессоров в 1939-1941 гг. Причины побед Германии и ее союзников в
начальный период Второй мировой войны
Нападение Германии на СССР. Нападение Японии на США.
Формирование антигитлеровской коалиции. Ленд-лиз. Подписание
Декларации Объединенных Наций. Положение в оккупированных
странах. Холокост. Концентрационные лагеря. Принудительная трудовая
миграция и насильственные переселения. Коллаборационизм. Движение
Сопротивления
Тема 3.2. Коренной
Основное содержание
перелом, окончание и
Коренной перелом в Великой Отечественной войне. Поражение италоважнейшие итоги Второй германских войск в Северной Африке. Иностранные воинские части на
мировой войны
территории СССР. Укрепление антигитлеровской коалиции: Тегеранская

Объём
часов

1
1

Формируемые
общие и
профессиональные
компетенции
ОК 02
ОК 05
ОК 06

1

1

ОК 02
ОК 05
ОК 06

6
3

3

3
3

ОК 02
ОК 05
ОК 06

ОК 02
ОК 05
ОК 06
16

Наименование разделов
и тем

Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия,
прикладной модуль (при наличии)

конференция. Падение режима Муссолини в Италии. Перелом в войне на
Тихом океане.
Открытие Второго фронта. Военные операции Красной армии в 1944-1945
гг., их роль в освобождении стран Европы. Ялтинская конференция.
Разгром Германии, ее капитуляция. Роль СССР. Потсдамская
конференция. Создание ООН.
Американские атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки.
Вступление СССР в войну против Японии, разгром Квантунской армии.
Капитуляция Японии. Нюрнбергский трибунал, Токийский и Хабаровский
процессы над немецкими и японскими военными преступниками.
Важнейшие итоги Второй мировой войны
ИСТОРИЯ РОССИИ. 1914 – 1945 ГГ.
Раздел 4. Введение. Россия в начале в 1914-1922 гг.
Тема 4.1. Россия и мир
Основное содержание
накануне Первой мировой Введение в историю России начала ХХ в. Время революционных
войны
потрясений и войн. Завершение территориального раздела мира и кризис
международных отношений. Новые средства военной техники и
программы
перевооружений.
Военно-политические
блоки.
Предвоенные международные кризисы. Покушение на эрцгерцога
Франца Фердинанда и начало войны. Планы сторон
Тема 4.2. Россия в Первой Основное содержание
мировой войне
Русская армия на фронтах Первой мировой войны. Военная кампания
1914 г. Военные действия 1915 г. Кампания 1916 г. Мужество и
героизм российских воинов.
Власть, экономика и общество в годы Первой мировой войны.
Патриотический подъем в начале войны. Экономика России в годы
войны. Политические партии. Причины нарастания революционных
настроений в российском обществе
Тема 4.3. Российская
Основное содержание

Объём
часов

Формируемые
общие и
профессиональные
компетенции

60
28
3

3

ОК 02
ОК 05
ОК 06

5

5

ОК 02
ОК 05
ОК 06

6

ОК 02
17

Наименование разделов
и тем

Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия,
прикладной модуль (при наличии)

Объективные и субъективные причины революционного кризиса.
Падение монархии. Временное правительство и его программа.
Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов и его декреты.
Основные политические партии в 1917 г. Кризисы Временного
правительства.
Изменение общественных настроений. Выступление генерала Л.Г.
Корнилова. Рост влияния большевиков. Подготовка и проведение
вооруженного восстания в Петрограде. Свержение Временного
правительства и взятие власти большевиками. Создание коалиционного
правительства большевиков и левых эсеров. Русская православная
церковь в условиях революции
Практическое занятие №1 Первая мировая война
Работа с источниками
Тема 4.4. Первые
Основное содержание
революционные
Первые декреты новой власти. Учредительное собрание. Организация
преобразования
власти Советов. Создание новой армии и спецслужбы. Брестский мир.
большевиков
Конституция РСФСР 1918 г.
Экономическая политика советской власти. Национализация
промышленности. «Военный коммунизм» в городе и деревне. План
Государственной комиссии по электрификации России
Профессионально ориентированное содержание
Практическое занятие №2 «Развитие техники и индустриальных технологий в начале XXв.»

Объём
часов

революция:
Февраль 1917 г.
Октябрь 1917 г.

Формируемые
общие и
профессиональные
компетенции
ОК 05
ОК 06

5

1

ОК 02

5

5

1

1

ОК 02
ОК 05
ОК 06

ОК 01
ОК 02
ОК 04
ОК 05
ОК 06
ПК 1.1, ПК 1.2.
ПК 1.3., ВД 2.
ПК 2.1, ПК 2.2.
ПК 2.3.
18

Наименование разделов
и тем

Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия,
прикладной модуль (при наличии)

Тема 4.5. Гражданская
война

Основное содержание
Гражданская война: истоки и основные участники. Причины и основные
этапы Гражданской войны в России. Формирование однопартийной
диктатуры. Многообразие антибольшевистских сил, их политические
установки, социальный состав. Выступление левых эсеров.
События 1918–1919 гг. «Военспецы» и комиссары в Красной армии.
Террор красный и белый: причины и масштабы. Польско-советская
война. Рижский мирный договор с Польшей. Причины Победы Красной
армии в Гражданской войне
Профессионально ориентированное содержание
Практическое занятие №3 «Становление советской экономики. Преодоление разрушительных
последствий войн и революций»

Объём
часов
4

4

1

1

Тема 4.6. Революция и
Гражданская война на
национальных окраинах

Тема 4.7. Идеология и
культура в годы
Гражданской войны

Основное содержание
Национальные районы России в годы Первой мировой войны.
Возникновение национальных государств на окраинах России.
Строительство Советской Федерации. Установление советской власти
на Украине, в Белоруссии и Прибалтике. Установление советской власти в
Закавказье. Победа советской власти в Средней Азии и борьба с
басмачеством
Основное содержание
Идеология и культура в годы Гражданской войны. Перемены в идеологии.
Политика новой власти в области образования и науки. Власть и
интеллигенция. Отношение к Русской православной церкви.

Формируемые
общие и
профессиональные
компетенции

ОК 02
ОК 05
ОК 06

ОК 01
ОК 02
ОК 04
ОК 05
ОК 06
ПК 1.1, ПК 1.2.
ПК 1.3., ВД 2.
ПК 2.1, ПК 2.2.
ПК 2.3.

1

1

2
2

ОК 02
ОК 05
ОК 06

ОК 02
ОК 05
ОК 06
19

Наименование разделов
и тем

Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия,
прикладной модуль (при наличии)

Повседневная жизнь в период революции и Гражданской войны.
Изменения в общественных настроениях. Внешнее положение Советской
России в конце Гражданской войны
Раздел 5. Советский Союз в 1920-1930-е гг.
Тема 5.1. СССР в 20-е гг.
Основное содержание
Последствия Первой мировой войны и Российской революции для
демографии и экономики. Власть и Церковь.
Крестьянские восстания. Кронштадтское восстание. Переход от «военного
коммунизма» к новой экономической политике.
Экономическое и социальное развитие в годы нэпа. Замена
продразверстки единым продналогом. Новая экономическая политика в
промышленности. Иностранные концессии. Стимулирование кооперации.
Финансовая реформа Г.Я. Сокольникова. Создание Госплана и
противоречия нэпа.
Предпосылки и значение образования СССР. Образование СССР.
Конституция 1924 г. Административно-территориальные реформы и
национально-государственное строительство. Политика коренизации.
Колебания политического курса в начале 1920-х гг. Болезнь В.И. Ленина
и борьба за власть. Внутрипартийная борьба и ликвидация оппозиции
внутри Всесоюзной коммунистической партии большевиков.
Международное положение после окончания Гражданской войны в
России. Советская Россия на Генуэзской конференции. Дипломатические
признания СССР – «Полоса признания». Отношения со странами Востока.
Деятельность Коминтерна. Дипломатические конфликты с западными
странами.
Контроль над интеллектуальной жизнью общества. Сменовеховство.
Культура русской эмиграции. Власть и Церковь. Развитие образования.
Развитие науки и техники. Начало «нового искусства». Перемены в
повседневной жизни и общественных настроениях. «Великий перелом».

Объём
часов

Формируемые
общие и
профессиональные
компетенции

14
7

6

ОК 02
ОК 05
ОК 06

20

Наименование разделов
и тем

Тема 5.2. Советский Союз
в 30-е гг.

Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия,
прикладной модуль (при наличии)
Индустриализация. Форсированная индустриализация. Разработка и
принятие плана первой пятилетки. Ход и особенности советской
индустриализации, ее издержки. Итоги курса на индустриальное развитие.
Коллективизация сельского хозяйства. Цель и задачи коллективизации.
Начало коллективизации. Раскулачивание. Голод 1932-1933 гг.
Становление колхозной системы. Итоги коллективизации
Практическое занятие №4 Противоречия политики НЭПа
Работа с источниками, заполнение таблицы
Основное содержание
Конституция 1936 года. Укрепление политического режима.
Репрессивная политика. Массовые общественные организации:
Всесоюзный центральный совет профессиональных союзов, Всесоюзный
ленинский коммунистический союз молодежи, Всесоюзная пионерская
организация. Национальная политика и национально-государственное
строительство. Культурное пространство советского общества в 1930-е
гг. Формирование «нового человека». Власть и Церковь. Культурная
революция. Достижения отечественной науки в 1930-е гг. Развитие
здравоохранения и образования. Советское искусство 1930-х гг. Власть и
культура. Советская литература. Советские кинематограф, музыка,
изобразительное искусство, театр.
Повседневная жизнь населения в 1930-е гг. Общественные настроения.
Русское Зарубежье и его роль в развитии мировой культуры.
Численность, состав и главные центры Русского Зарубежья. Русская
зарубежная Церковь. Культура Русского Зарубежья. Повседневная жизнь
эмигрантов.
СССР и мировое сообщество в 1929-1939 гг. Мировой экономический
кризис 1929-1933 гг. и пути выхода из него. Борьба за создание системы
коллективной безопасности. Усиление угрозы мировой войны.
Мюнхенский сговор. Укрепление безопасности на Дальнем Востоке.

Объём
часов

Формируемые
общие и
профессиональные
компетенции

1

ОК 02

7

6

ОК 02
ОК 05
ОК 06

21

Наименование разделов
и тем

Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия,
прикладной модуль (при наличии)

Советско-германский договор о ненападении
СССР накануне Великой Отечественной войны. Вхождение в состав
СССР Западной Украины и Западной Белоруссии. Советскофинляндская война 1939-1940 гг. Вхождение в состав СССР Прибалтики,
Бессарабии и Северной Буковины. Подготовка Германии к нападению на
СССР.
Меры
советского
руководства
по
укреплению
обороноспособности страны. Советские планы и расчеты накануне
войны
Практическое занятие №5 «Мировой экономический кризис 1929-1933
гг. и пути выхода из него»
Работа с источниками
Раздел 6. Великая Отечественная война. 1941-1945 гг.
Тема 6.1. Первый период
Основное содержание
войны
План «Барбаросса». Вторжение врага. Чрезвычайные меры советского
руководства. Тяжелые бои летом – осенью 1941 г. Прорыв гитлеровцев
к Ленинграду. Московская битва: оборона Москвы и подготовка
контрнаступления. Блокада Ленинграда. Дорога жизни по льду
Ладожского
озера.
Контрнаступление
под
Москвой.
Начало
формирования антигитлеровской коалиции.
Фронт за линией фронта. Характер войны и цели гитлеровцев.
Оккупационный режим. Партизанское и подпольное движение.
Трагедия плена. Репатриации. Пособники оккупантов.
Единство фронта и тыла. Эвакуации. Вклад советской военной
экономики в Победу. Поставки по ленд-лизу. Обеспечение фронта и тыла
продовольствием. Патриотизм советских людей. Государство и Церковь в
годы войны
Тема 6.2. Коренной
Основное содержание

Объём
часов

Формируемые
общие и
профессиональные
компетенции

1

ОК 02

18
7

7

4

ОК 02
ОК 05
ОК 06

ОК 02

22

Наименование разделов
и тем

Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия,
прикладной модуль (при наличии)

Наступление советских войск в январе – марте 1943 г. Прорыв блокады
Ленинграда. Освобождение Ржева. Обстановка на фронте весной 1943 г.
Немецкое наступление под Курском. Курская битва. Контрнаступление
Красной Армии. Битва за Днепр. Укрепление антигитлеровской
коалиции. Тегеранская конференция 1943 г. Завершение коренного
перелома.
«Десять сталинских ударов» и изгнание врага с территории СССР.
Обстановка на фронтах к началу 1944 г. Полное снятие блокады
Ленинграда. Освобождение Правобережья Днепра. Освобождение Крыма.
Поражение Финляндии. Освобождение Белорусской ССР. Освобождение
Прибалтики. Львовско-Сандомирская операция
Тема 6.3. Наука и
Основное содержание
культура в годы войны
Вклад в Победу деятелей науки. Советский атомный проект.
Сражающаяся культура. Литература военных лет. Разграбление
культурных ценностей на оккупированных территориях
Тема 6.4. Окончание
Основное содержание
Второй мировой войны
Освободительная миссия Красной Армии в Европе. Освобождение
Румынии, Болгарии и Югославии. Освобождение Польши. Освобождение
Чехословакии, Венгрии и Австрии. Помощь населению освобожденных
стран. Крымская (Ялтинская) конференция. Последние сражения.
Битва за Берлин. Встреча на Эльбе. Взятие Берлина и капитуляция
Германии.
Окончание Второй мировой войны. Итоги и уроки. Потсдамская
конференция. Вступление СССР в войну с Японией. Освобождение
Маньчжурии и Кореи. Освобождение Южного Сахалина и Курильских
островов. Образование ООН. Токийский и Хабаровский процессы.
Решающая роль Красной Армии в разгроме агрессоров. Людские потери.
Материальные потери
Профессионально ориентированное содержание

Объём
часов

перелом в ходе войны

Формируемые
общие и
профессиональные
компетенции
ОК 05
ОК 06

4

2
2

ОК 02
ОК 05
ОК 06

4

4

1

ОК 02
ОК 05
ОК 06

ОК 01
23

Наименование разделов
и тем

Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия,
прикладной модуль (при наличии)

Объём
часов

Практическое занятие №6 «Единство фронта и тыла, подвиг советских людей в годы Великой
Отечественной войны»
1

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. 1945 Г. – НАЧАЛО XXI ВЕКА
Раздел 7. Мир во второй половине XX – начале XXI в. Интересы СССР, США, Великобритании и
Франции в Европе и мире после войны
Тема 7.1. США и страны
Основное содержание
Европы во второй
США и страны Западной Европы во второй половине ХХ – начале XXI в.
половине XX – начале
Складывание биполярного мира. План Маршалла и доктрина Трумэна.
XXI в.
Установление просоветских режимов в странах Восточной Европы.
Раскол Германии. Советско-югославский конфликт и политические
репрессии в Восточной Европе. Причины начала холодной войны.
США и страны Западной Европы во второй половине ХХ в. Маккартизм в
США. Возникновение «общества потребления». Проблема прав человека.
Возникновение Европейского экономического сообщества. Федеративная
республика Германия. Западногерманское «экономическое чудо».
Франция после Второй мировой войны. Консервативная и трудовая
Великобритания. Движение против расовой дискриминации в США.
Новые течения в идеологии. Социальный кризис конца 1960-х гг. и его
значение.
США и страны Западной Европы в конце ХХ – начале XXI в.
Информационная революция. Энергетический и экологический кризисы.
Изменение социальной структуры стран Запада. Рост влияния средств
массовой информации и политические изменения в Европе.

Формируемые
общие и
профессиональные
компетенции
ОК 02
ОК 04
ОК 05
ОК 06
ПК 1.1, ПК 1.2.
ПК 1.3., ВД 2.
ПК 2.1, ПК 2.2.
ПК 2.3.

14
4
2

2

ОК 02
ОК 05
ОК 06

24

Наименование разделов
и тем

Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия,
прикладной модуль (при наличии)

Неоконсерватизм и неоглобализм. Страны Запада в начале ХХI в.
Создание Европейского союза
Тема 7.2. Страны
Основное содержание
Центральной и Восточной Социально-экономическая система Восточной Европы в середине ХХ
Европы во второй
в. Кризисы в ряде социалистических стран. «Пражская весна» 1968 г.
половине ХХ – начале
Ввод войск стран Варшавского договора в Чехословакию. Движение
ХХI в.
«Солидарность» в Польше. Югославский социализм. «Бархатные
революции» в Восточной Европе. Распад Югославии и войны на
Балканах. Агрессия НАТО против Югославии. Восточная Европа в 1990-х
гг. и начале ХХI в.
Раздел 8. Страны Азии, Африки и Латинской Америки во второй половине ХХ – начале XXI в.
Тема 8.1. Страны Азии во Основное содержание
второй половине ХХ –
Гражданская война в Китае. Война в Корее. Национальноначале ХХI в.
освободительные движения в Юго-Восточной Азии. Возобновление
войны в Индокитае. Американское вмешательство во Вьетнаме. Победа
коммунистов в Индокитае. Причины и последствия локальных войн в
Китае, Корее, Вьетнаме, Лаосе, Камбодже.
Строительство социализма в Китае. Мао Цзэдун. «Культурная
революция»
в Китае. Рыночные реформы в Китае. Китай в конце 1980-х гг. Северная
Корея. Режим Пол Пота в Кампучии. Реформы в социалистических
странах Азии, их последствия.
Япония после Второй мировой войны. Восстановление суверенитета
Японии и проблема Курильских островов. Японское «экономическое
чудо». Кризис японского общества. Развитие Южной Кореи.
«Тихоокеанские драконы»: Южная Корея, Тайвань, Сингапур и Гонконг.
Успехи Китая. Причины экономических успехов Японии, Южной
Кореи, Китая во второй половине ХХ – начале ХХI в.
Обретение независимости странами Южной Азии. Преобразования в

Объём
часов

Формируемые
общие и
профессиональные
компетенции

2

2

ОК 02
ОК 05
ОК 06

5
2

2

ОК 02
ОК 05
ОК 06

25

Наименование разделов
и тем

Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия,
прикладной модуль (при наличии)

независимой Индии. Индия и Пакистан. Кризис индийского общества и
борьба за его преодоление. Капиталистическая модернизация Таиланда,
Малайзии и Филиппин. Индонезия и Мьянма
Тема 8.2. Страны
Основное содержание
Ближнего и Среднего
Арабские страны и
возникновение государства Израиль.
Востока во второй
Антиимпериалистическое движение и Суэцкий конфликт. Арабополовине ХХ – начале
израильские войны и мирное урегулирование на Ближнем Востоке.
ХХI в.
Модернизация в Турции. Исламская революция в Иране. Создание
исламских режимов. Кризисы в Персидском заливе. Причины и
последствия арабо-израильских войн, революции в Иране
Тема 8.3. Страны
Основное содержание
Тропической и Южной
Освобождение от колониальной зависимости. Страны Африки южнее
Африки
Сахары. Попытки демократизации и установление диктатур. Ликвидация
системы апартеида. Страны социалистической ориентации. Конфликт в
Африканском Роге. Этнические конфликты. Пути развития стран Африки
после освобождения от колониальной зависимости во второй половине
ХХ в., их причины
Тема 8.4. Страны
Основное содержание
Латинской Америки во
Страны Латинской Америки в середине ХХ в. Аграрные реформы и
второй половине ХХ –
импортозамещающая индустриализация. Революция на Кубе. Переход
начале XXI вв.
Кубы к социалистическому развитию. Эрнесто Че Гевара. Революции и
гражданские войны в Центральной Америке. Реформы в странах
Латинской Америки в 1950–1970-х гг. Преобразования «Народного
единства» в Чили. Кризис реформ и военный переворот в Чили.
Диктаторские режимы в странах Южной Америки. Переход к демократии
и усиление левых сил. Причины и последствия революционных
движений на Кубе и в Центральной Америке
Раздел 9. Международные отношения во второй половине ХХ – начале XXI вв.
Тема 9.1. Международные Основное содержание

Объём
часов

Формируемые
общие и
профессиональные
компетенции

1

1

ОК 02
ОК 05
ОК 06

1

1

ОК 02
ОК 05
ОК 06

1

1

4
2

ОК 02
ОК 05
ОК 06

ОК 02
26

Наименование разделов
и тем

Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия,
прикладной модуль (при наличии)

Гонка вооружений СССР и США, ее последствия. Ракетно-космическое
соперничество. Международные отношения в 1950-е гг. «Новые рубежи»
Дж. Кеннеди и Берлинский кризис. Карибский кризис. Договор о
запрещении ядерных испытаний. Советско-китайский конфликт.
Усиление нестабильности в мире и Договор о нераспространении
ядерного оружия. Договоры ОСВ-1 и ПРО. Хельсинский акт. Договоры
ОСВ-2 и ракетный кризис. События в Афганистане и возвращение к
политике холодной войны. Конец холодной войны
Тема 9.2. Международные Основное содержание
отношения в 1990-е – 2024 Расширение НАТО на Восток. Конфликт на Балканах. Военные
г.
интервенции НАТО. Кризис глобального доминирования Запада.
Обострение противостояния России и Запада. Интеграционные
процессы в современном мире: БРИКС, Евразийский экономический
союз, Содружество Независимых Государств, Шанхайская организация
сотрудничества, Ассоциация государств Юго-Восточной Азии
Раздел 10. Развитие науки и культуры во второй половине ХХ – начале XXI вв.
Тема 10.1. Наука и
Основное содержание
культура во второй
Важнейшие направления развития науки во второй половине ХХ –
половине ХХ в. – начале
начале ХХI в. Ядерная энергетика. Освоение космоса. Развитие культуры
ХХI в.
и искусства во второй половине ХХ – начале ХХI в.: литература,
театральное искусство, музыка, архитектура, изобразительное искусство.
Олимпийское движение Глобальные проблемы современности
ИСТОРИЯ РОССИИ. 1945 Г. – НАЧАЛО XXI В.
Раздел 11. СССР в 1945-1991 гг.
Тема 11.1. СССР в
Основное содержание
послевоенные годы
Послевоенные годы. Влияние Победы. Потери и демографические
проблемы. Социальная адаптация фронтовиков. Репатриация. Борьба с
беспризорностью
и преступностью. Восстановление и развитие экономики и социальной

Объём
часов

отношения в конце 1940-х
– конце 1980-х гг.

Формируемые
общие и
профессиональные
компетенции
ОК 05
ОК 06

2

2

2

ОК 02
ОК 05
ОК 06

1
1

1

ОК 02
ОК 05
ОК 06

44
43
4
4

ОК 02
ОК 05
ОК 06
27

Наименование разделов
и тем

Тема 11.2. СССР в 19531964 гг.

Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия,
прикладной модуль (при наличии)

Объём
часов

сферы. Восстановление промышленности. Сельское хозяйство. Меры по
улучшению жизни населения.
Политическая система в послевоенные годы. Сталин и его окружение.
Союзный центр и национальные регионы: проблемы взаимоотношений.
Послевоенные репрессии.
Идеология, наука, культура и спорт в послевоенные годы.
Соперничество в высших эшелонах власти. Усиление идеологического
контроля над обществом. Основные тенденции развития советской
литературы и искусства. Развитие советской науки. Советский спорт.
Место и роль СССР в послевоенном мире. Укрепление
геополитических позиций СССР. Послевоенные договоры с
побежденными противниками. Начало холодной войны, ее причины и
особенности. Раскол Европы и оформление биполярного мира. СССР и
страны Азии
Основное содержание
Смерть Сталина и настроения в обществе. Борьба за власть в
советском руководстве. Н.С. Хрущев. ХХ съезд КПСС и
идеологическая кампания по разоблачению культа личности
Сталина. Реабилитация жертв политических репрессий. Реорганизация
государственных органов, партийных и общественных организаций.
Новая Программа КПСС и проект Конституции СССР. Воспитание
«нового человека».
Основные направления экономического и социального развития
СССР в 1953-1964 гг. Экономический курс Г.М. Маленкова. Развитие
промышленности. Военный и гражданский секторы экономики. Развитие
сельского хозяйства и попытки решения продовольственной проблемы.
Социальное развитие.
Развитие науки и техники в 1953-1964 гг. Научно-техническая
революция в СССР. Развитие компьютерной техники. Организация

8

8

Формируемые
общие и
профессиональные
компетенции

ОК 02
ОК 05
ОК 06

28

Наименование разделов
и тем

Тема 11.3. Политическое
развитие СССР в 19641985 гг.

Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия,
прикладной модуль (при наличии)
науки. Фундаментальная наука и производство. Развитие гуманитарных
наук. Открытие новых месторождений. Освоение Арктики и
Антарктики. Самолетостроение и ракетостроение. Освоение космоса.
Культурное пространство в 1953-1964 гг. Условия развития советской
культуры. Первые признаки наступления оттепели в культурной сфере.
Власть и интеллигенция. Развитие образования. Власть и Церковь.
Зарождение новых форм общественной жизни. Развитие советского
спорта.
Перемены в повседневной жизни в 1953-1964 гг. Революция
благосостояния. Демография. Изменение условий и оплаты труда.
Перемены в пенсионной системе. Общественные фонды потребления.
Решение жилищной проблемы. Жизнь на селе. Популярные формы досуга.
Изменение структуры питания. Товары первой необходимости. Книги,
журналы, газеты. Туризм. Изменение общественных настроений и
ожиданий.
Новый курс советской внешней политики: от конфронтации к
диалогу. СССР и стран Запада. Гонка вооружений. СССР и мировая
социалистическая система. Распад колониальной системы. СССР и страны
третьего мира
Основное содержание
Политическое развитие СССР в 1964-1985 гг. Итоги и значение
«великого десятилетия» Н.С. Хрущева. Политический курс Л.И. Брежнева.
Конституция СССР 1977 г.
Особенности социально-экономического развития СССР в 1964-1985
гг. Новые ориентиры аграрной политики: реформа 1965 г. и ее
результаты. Косыгинская реформа промышленности. Рост социальноэкономических проблем.
Развитие науки, образования, здравоохранения. Научные и технические
приоритеты.
Советская
космическая
программа.
Развитие

Объём
часов

Формируемые
общие и
профессиональные
компетенции

7

7

ОК 02
ОК 05
ОК 06

29

Наименование разделов
и тем

Тема 11.4. СССР в 19851991 гг.

Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия,
прикладной модуль (при наличии)
образования. Советское здравоохранение.
Идеология и культура. Новые идеологические ориентиры. Концепция
«развитого социализма». Диссиденты и неформалы. Литература и
искусство: поиски новых путей. Достижения советского спорта.
Повседневная жизнь советского общества в 1964-1985 гг. Общественные
настроения.
Национальная политика и национальные движения. Новая
историческая общность. Изменение национального состава населения
СССР. Развитие республик в рамках единого государства. Национальные
движения. Эволюция национальной политики.
Внешняя политика СССР в 1964-1985 гг. Новые вызовы внешнего мира.
Отношения СССР со странами Запада. Совещание по безопасности и
сотрудничеству в Европе (СБСЕ). СССР и развивающиеся страны. Ввод
советских войск в Афганистан. СССР и страны социализма.
СССР и мир в начале 1980-х гг. СССР и мир в начале 1980-х гг.
Нарастание кризисных явлений в СССР.
Ю.В. Андропов и начало формирования идеологии перемен. М.С.
Горбачев и его окружение: курс на реформы
М.С. Горбачев и его окружение: курс на реформы
Основное содержание
Социально-экономическое развитие СССР в 1985-1991 гг. Первый этап
преобразований М.С. Горбачева: концепция ускорения социальноэкономического развития. Второй этап экономических реформ.
Экономический кризис и окончательное разрушение советской модели
экономики. Разработка программ перехода к рыночной экономике.
Перемены в духовной сфере в годы перестройки. Гласность и
плюрализм. Литература. Кино и театр. Реабилитация жертв политических
репрессий. Новый этап в государственно-конфессиональных отношениях.
Результаты политики гласности.

Объём
часов

Формируемые
общие и
профессиональные
компетенции

7

7

ОК 02
ОК 05
ОК 06

30

Наименование разделов
и тем

Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия,
прикладной модуль (при наличии)

Реформа политической системы СССР и ее итоги. Начало изменения
советской политической системы. Конституционная реформа 1988-1991
гг. I Съезд народных депутатов СССР и его значение. Становление
многопартийности. Кризис в КПСС и создание Коммунистической
партии РСФСР.
Новое политическое мышление и перемены во внешней политике.
СССР и Запад. Начало разоружения. Разблокирование региональных
конфликтов. Распад социалистической системы. Результаты политики
нового мышления. Отношение к М.С. Горбачеву и его внешней политике
в СССР и в мире.
Национальная политика и подъем национальных движений. Кризис
межнациональных отношений. Нарастание националистических и
сепаратистских настроений, обострение межнациональных конфликтов.
Противостояние между союзным центром и партийным руководством
республик. Декларация о государственном суверенитете РСФСР.
Разработка нового союзного договора. Августовский политический кризис
1991 г. Распад СССР
Профессионально ориентированное содержание
Практическое занятие №7 «БАМ: история строительства и значение магистрали».

Объём
часов

1

1

Раздел 12. Российская Федерация в 1992 – начале 2000-х гг.
Тема 12.1. Российская
Основное содержание
Федерация в 1990-е гг.
Российская экономика в условиях рынка. Начало радикальных

14
6
6

Формируемые
общие и
профессиональные
компетенции

ОК 01
ОК 02
ОК 04
ОК 05
ОК 06
ПК 1.1, ПК 1.2.
ПК 1.3., ВД 2.
ПК 2.1, ПК 2.2.
ПК 2.3.
ОК 02
ОК 05
31

Наименование разделов
и тем

Тема 12.2. Россия в ХХI в.

Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия,
прикладной модуль (при наличии)
экономических преобразований. Ваучерная приватизация. Положение в
экономике России в 1992–1998 гг. Корректировка курса реформ.
«Олигархический капитализм» и финансовые кризисы. Дефолт 1998 г. и
его последствия. Россия после дефолта. Результаты экономических
реформ 1990-х гг. Политическое развитие Российской Федерации.
Разработка новой Конституции России. Нарастание политикоконституционного кризиса в условиях ухудшения экономической
ситуации. Трагические события осени 1993 г. в Москве. Конституция
России 1993 г. и ее значение. Российская многопартийность и
становление современного парламентаризма. Выборы Президента
Российской Федерации в 1996 году. Результаты политического развития
России в 1990-е гг. Отставка Президента России Б.Н. Ельцина.
Межнациональные отношения и национальная политика. Народы и
регионы России после распада СССР. Федеративный договор. Военнополитический кризис в Чеченской Республике.
Повседневная жизнь. Изменения в структуре российского общества
и условиях жизни различных групп населения в 1990-е гг. Численность и
доходы населения. Социальное расслоение. Досуг и туризм.
Внешняя политика Российской Федерации в 1990-е гг. Новое место
России в мире. Взаимоотношения с США и странами Запада. Агрессия
НАТО в Югославии и изменение политики России в отношении Запада.
Отношения со странами Азии, Африки и Латинской Америки. Россия на
постсоветском пространстве. Результаты внешней политики страны в
1990-е гг.
Основное содержание
Политические вызовы и новые приоритеты внутренней политики
России
в начале ХХI в. Укрепление вертикали власти.
Противодействие террористической угрозе. Урегулирование кризиса

Объём
часов

Формируемые
общие и
профессиональные
компетенции
ОК 06

9
8

ОК 02
ОК 05
ОК 06
32

Наименование разделов
и тем

Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия,
прикладной модуль (при наличии)

Объём
часов

Формируемые
общие и
профессиональные
компетенции

в Чеченской Республике. Обеспечение гражданского согласия и единства
общества. Утверждение государственной символики. Военная реформа.
Стабилизация политической системы в годы президентства В.В. Путина.
Россия в 2008–2011 гг. Президент Д.А. Медведев и его программа.
Военный конфликт в Закавказье. Новый этап политической реформы.
Выборы в Государственную Думу 2011 г.
Социально-экономическое развитие России в начале ХХI в.
Приоритетные национальные проекты. Экономическое развитие в
2000–2007 гг. Россия в системе мировой рыночной экономики. Мировой
экономический кризис 2008 г. Социальная политика. Изменения в
структуре, занятости и численности населения.
Культура, наука, спорт и общественная жизнь в 1990-х – начале 2020х гг. Последствия распада СССР в сфере науки, образования и культуры.
Литература. Кинематограф. Музыка. Театр. Изобразительное и
монументальное искусство. Развитие российской культуры в ХХI в.
Развитие науки. Формирование суверенной системы образования.
Средства массовой информации. Российский спорт. Государство и
основные религиозные конфессии. Повседневная жизнь.
Внешняя политика в начале ХХI в. Россия в современном мире.
Становление нового внешнеполитического курса России в 2000–2007
гг. Рост международного авторитета России и возобновление
конфронтации со странами Запада в 2008 – 2020 гг.
Россия в 2012 – начале 2020-х гг. Укрепление обороноспособности
страны. Социально-экономическое развитие. Выборы в Государственную
Думу 2016 г. Выборы Президента Российской Федерации в 2018 г.
Национальные цели развития страны. Конституционная реформа 2020
г. Выборы в Государственную Думу VIII созыва.
Россия сегодня. Специальная военная операция (далее – СВО).
Отношения с Западом в начале XXI в. Давление на Россию со стороны
33

Наименование разделов
и тем

Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия,
прикладной модуль (при наличии)

США. Противодействие стратегии Запада в отношении России.
Фальсификация истории. Возрождение нацизма. Украинский неонацизм.
Переворот 2014 г. на Украине. Возвращение Крыма. Судьба Донбасса.
Минские соглашения. СВО. Противостояние с Западом. Украина –
неонацистское государство. Новые регионы. СВО и российское
общество. Россия – страна героев
Профессионально ориентированное содержание
Практическое занятие №8 «Ж/д станция Кавказская: история строительства и значение для экономики
региона» (экскурсия на ж/д станцию Кавказская).

Объём
часов

1

1

Промежуточная аттестация по дисциплине (дифференцированный зачёт)
Всего:

Формируемые
общие и
профессиональные
компетенции

ОК 01
ОК 02
ОК 04
ОК 05
ОК 06
ПК 1.1, ПК 1.2.
ПК 1.3., ВД 2.
ПК 2.1, ПК 2.2.
ПК 2.3.

1
136

34

3. Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Рабочее место преподавателя: стол, кресло
посадочные места обучающихся – 26 шт., доска классная (меловая)-1 шт,
рециркулятор-1 шт, шкафы для хранения учебных пособий; телевизор-1 шт,
МФУ-1 шт, выход в локальную сеть интернет.
Комплект учебно-наглядных пособий (информационные
и тематические
стенды, карты, плакаты, таблицы, опорные конспекты, учебные пособия,
справочные материалы)
Комплект наглядных пособий (таблиц): государственные символы Российской
Федерации - 3шт.; электронные учебные пособия по истории - 5 шт.; комплект
портретов исторических деятелей -9 шт.; атласы по истории; Конституция
Российской Федерации - 15 шт., карты демонстрационные по курсу истории 15 шт.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
должен
иметь печатные
и/или электронные образовательные и
информационные ресурсы, допущенные к использованию при реализации
образовательных программы СПО на базе основного общего образования.
3.2.1 Основные печатные издания
1. Мединский В.Р. Торкунов А.В. Учебник. История. История России. 1914—
1945 годы. Москва: изд. «Просвещение», 2024.
2. Мединский В.Р., Торкунов А.В. Учебник. История. История России. 1945
год-начало XXI века. Москва: изд. «Просвещение», 2024.
3. Мединский В.Р., Торкунов А. В., Чубарьян А.О. Учебник. История.
Всеобщая история. 1914—1945 годы. Москва: изд. «Просвещение», 2024.
4. Мединский В.Р., Торкунов А.В. Учебник. История. Всеобщая история.
1945год-начало XXI века. 11 класс. Москва: изд. «Просвещение», 2024.
3.2.3 Дополнительные источники
1. Артемов, В. В. История: учебник для студ. учреждений сред. проф.
образования: в 2 ч. Ч.1 / В.В. Артемов, Ю. Н. Лубченков. — 8-е изд., стер. —
М.: Издательский центр «Академия», 2022. — 352 с.
2. Артемов, В. В. История: учебник для студ. учреждений сред. проф.
образования: в 2 ч. Ч.2 / В.В. Артемов, Ю. Н. Лубченков. — 8-е изд., стер. —
М.: Издательский центр «Академия», 2022. — 400 с.
3.2.2. Электронные издания (ресурсы)
1. Библиотека Гумер – гуманитарные науки [Электронный ресурс]. – Режим
доступа: http://www.gumer.info/, свободный. – Загл. с экрана.
2. Библиотекарь. Ру: электронная библиотека нехудожественной литературы по
русской и мировой истории, искусству, культуре, прикладным наукам
35

[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.bibliotekar.ru, свободный. –
Загл. с экрана.
3. Вторая мировая война в русском Интернете [Электронный ресурс]. – Режим
доступа: http://www.world-war2.chat.ru, свободный. – Загл. с экрана.
4. Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов [Электронный
ресурс]. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/, свободный. – Загл. с
экрана.
5. Единое окно доступа к информационным ресурсам [Электронный ресурс]. –
Режим доступа: http://window.edu.ru/, свободный. – Загл. с экрана.
6. КиберЛенинка. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://cyberleninka.ru/, свободный. – Загл. с экрана.
7. Концепции преподавания учебного курса «История России» в
образовательных организациях РФ, реализующих основные
общеобразовательные программы // [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
https://vestnik.edu.ru/uploads/files/2af8f200babe89969f744abd9daccff3.pdf,
свободный. – Загл. с экрана.
8. Министерство образования и науки Российской Федерации. [Электронный
ресурс]. – Режим доступа: https://minobrnauki.gov.ru/, свободный. – Загл. с
экрана.
9. Научная электронная библиотека (НЭБ). // [Электронный ресурс]. – Режим
доступа: http://www.elibrary.ru, свободный. – Загл. с экрана.
10. Российская национальная библиотека // [Электронный ресурс]. – Режим
доступа: https://nlr.ru/, свободный. – Загл. с экрана.
11. Российское историческое общество // [Электронный ресурс]. – Режим
доступа: https://historyrussia.org, свободный. – Загл. с экрана.

36

4. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной
дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины
раскрываются через дисциплинарные результаты, направленные на
формирование общих и профессиональных компетенций по разделам и темам
содержания учебного материала.
Код и наименование
формируемых компетенций
ОК 01. Выбирать способы
решения задач
профессиональной
деятельности применительно
к различным контекстам
ОК 02. Использовать
современные средства поиска,
анализа и интерпретации
информации, и
информационные технологии
для выполнения задач
профессиональной
деятельности

ОК 04. Эффективно
взаимодействовать и работать
в коллективе и команде

ОК 05. Осуществлять устную
и письменную коммуникацию
на государственном языке
Российской Федерации с
учетом особенностей
социального и культурного
контекста

Раздел/Тема
Р 4, П-о/с
Р 6, П-о/с
Р 11, П-о/с
Р 12, П-о/с
Р 1, Темы 1.1
Р 2, Темы 2.1 – 2.6
Р 3, Темы 3.1, 3.2
Р 4, Темы 4.1 – 4.7, П-о/с
Р 5, Темы 5.1 – 5.2
Р 6, Темы 6.1 – 6.4, П-о/с
Р 7, Темы 7.1 – 7.2
Р 8, Темы 8.1 – 8.4
Р 9, Тема 9.1 – 9.2
Р 10, Тема 10.1
Р 11, Темы 11.1 – 11.4, П-о/с
Р 12, Темы 12.1 –12.2, П-о/с
Р 4, П-о/с
Р 6, П-о/с
Р 11, П-о/с
Р 12, П-о/с

Типы оценочных
мероприятий
Устный опрос
Выступление с
презентацией
Эссе
Тестирование
Промежуточная
аттестация
(выполнение заданий)

Р 1, Темы 1.1
Р 2, Темы 2.1 – 2.6
Р 3, Темы 3.1 – 3.2
Р 4, Темы 4.1 – 4.7, П-о/с
Р 5, Темы 5.1 – 5.2
Р 6, Темы 6.1 – 6.4, П-о/с
Р 7, Темы 7.1 – 7.2
Р 8, Темы 8.1 – 8.4
Р 9, Тема 9.1 – 9.2
Р 10, Тема 10.1
Р 11, Темы 11.1 – 11.4, П-о/с
Р 12, Темы 12.1 – 12.2, П-о/с

37

ОК 06. Проявлять гражданскопатриотическую позицию,
демонстрировать осознанное
поведение на основе
традиционных российских
духовно-нравственных
ценностей, в том числе с
учетом гармонизации
межнациональных и
межрелигиозных отношений,
применять стандарты
антикоррупционного
поведения
ПК 1.1, ПК 1.2.
ПК 1.3., ВД 2.
ПК 2.1, ПК 2.2.
ПК 2.3.

Р 1, Темы 1.1
Р 2, Темы 2.1 – 2.6
Р 3, Темы 3.1 – 3.2
Р 4, Темы 4.1 – 4.7, П-о/с
Р 5, Темы 5.1 – 5.2
Р 6, Темы 6.1 – 6.4, П-о/с
Р 7, Темы 7.1 – 7.2
Р 8, Темы 8.1 – 8.4
Р 9, Тема 9.1 – 9.2
Р 10, Тема 10.1
Р 11, Темы 11.1 – 11.4, П-о/с
Р 12, Темы 12.1 – 12.2, П-о/с
Р 4 П-о/с
Р 5 П-о/с
Р 6 П-о/с
Р 11 П-о/с
Р 12 П-о/с

38


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».