Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Кропоткинский техникум технологий и железнодорожного транспорта Краснодарского края РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ СГ.07 Информационные технологии в профессиональной деятельности для специальности СПО 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте Срок обучения 3 год 10 месяцев на базе основного общего образования Форма обучения: заочная 2024г СОДЕРЖАНИЕ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 12 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 16 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 18 2 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП. 07 «Информационные технологии в профессиональной деятельности» 1.1. Место дисциплины в структуре образовательной программы Учебная дисциплина «Информационные технологии в профессиональной деятельности» является частью основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам). 1.2.1. Цель учебной дисциплины Целью изучения дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности» является: приобретение обучающимися теоретических знаний и практических умений в области информационных технологий. 1.2.2. Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК и ПК по специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам). Код компетенции ОК 1 ОК 2 ОК 3 ОК 4 Компетенции Результат освоения Общие компетенции Понимать сущность и Уметь: социальную значимость своей -определять социальную значимость будущей профессии, проявлять к профессиональной деятельности; ней устойчивый интерес. Знать: -перспективы развития в профессиональной сфере Организовывать собственную Уметь: деятельность, определять методы -находить способы реализации и способы выполнения самостоятельной деятельности профессиональных задач, Знать: оценивать их эффективность и -ресурсы необходимые для организации качество. деятельности Принимать решения в Уметь: стандартных и нестандартных -принимать обоснованные решения в ситуациях и нести нестандартных ситуациях при решении ответственность за них профессионально-ориентированных задач Знать: -о методах поиска информации в сети Интернет Осуществлять поиск Уметь: информации, необходимой для -осуществлять поиск информации в постановки и решения различных формах 3 профессиональных профессионального личностного развития. ОК 5 ОК 6 ОК 7 ОК 8 ОК 9 ПК 2.2 задач, Знать: и -закономерность представления информации в различных формах с использованием разнообразного программного обеспечения Использовать информационно- Уметь: коммуникационные технологии -осуществлять поиск информации в для совершенствования различных формах профессиональной деятельности. Знать: -закономерность представления информации в различных формах с использованием разнообразного программного обеспечения Проявлять гражданско- Уметь: патриотическую позицию, -грамотно и этично выражать мысли демонстрировать осознанное Знать: поведение на основе -как создавать благоприятные условия для традиционных российских высокопроизводительной работы персонала духовно-нравственных ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения. Брать на себя ответственность за Уметь: работу членов команды -принимать совместные обоснованные (подчиненных), результат решения выполнения заданий. Знать: -как создавать благоприятные условия для высокопроизводительной работы персонала Самостоятельно определять Уметь: задачи профессионального и -организовывать самостоятельные занятия личностного развития, для повышения квалификации заниматься самообразованием, Знать: осознанно планировать -о методах поиска информации в сети повышение квалификации Интернет Ориентироваться в условиях Уметь: частой смены технологий в -использовать инструменты для поиска профессиональной деятельности необходимой информации в сети Интернет Знать: -о новейших разработках в информационных технологиях применяемых в профессиональной деятельности Профессиональные компетенции Планировать и организовывать Уметь: мероприятия по соблюдению норм -использовать изученные прикладные безопасных условий труда. программные средства. Знать: -базовые системные продукты и пакеты прикладных программ. 4 ПК 2.3 ПК 3.1 ПК 3.2 Контролировать и оценивать Уметь: качество выполняемых работ -использовать текстовые и табличные процессоры в профессиональной деятельности Знать: -назначение и функционал текстовых и табличных процессоров Оформлять техническую и Уметь: технологическую документацию -грамотно оформлять необходимую техническую и технологическую документацию Знать: -базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ Разрабатывать технологические Уметь: процессы на ремонт отдельных -выстраивать действия в определённой деталей и узлов подвижного последовательности, обобщать и состава железных дорог в алгоритмизировать свои действия соответствии с нормативной Знать: документацией. -основные понятия автоматизированной обработки информации, общий состав и структуру персональных электронновычислительных машин (ЭВМ) и вычислительных систем 5 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы № Виды учебной работы Объем часов 1 Максимальная учебная нагрузка (всего) 36 2 Обязательная аудиторная нагрузка (всего) 14 В том числе: 3 4 Теоретические занятия 3 Практические занятия 10 Контрольные работы - Самостоятельная работа студента (всего) Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета 22 1 6 2 Наименование разделов и тем 1 Тема 1.1 Информация, информационные процессы и информационное общество Тематический план и содержание учебного предмета ЕН.02 Информатика Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа 2 Раздел 1. Автоматизированная обработка информации. Содержание учебного материала Информационное общество. Этапы развития информационного общества. Практическое занятие №1 Измерение информации. Практическое занятие №2 Измерение информации. Практическое занятие №3 Кодирование информации. Самостоятельная работа: проработка конспектов занятий, подготовка и выполнение практических работ, подготовка сообщений, презентаций по заданиям преподавателя. Работа с основной и дополнительной литературой. Доклад на тему «Представление об автоматических и автоматизированных системах управления». Содержание учебного материала Тема 1.2 Технология обработки информации Самостоятельная работа: проработка конспектов занятий, подготовка к практическим работам, написание сообщений, презентаций по заданиям преподавателя. Работа с основной и дополнительной литературой. Сообщение на тему «Технология обработки и хранения информации в информационной системе». Доклад на тему «Представление чисел в компьютере». Раздел 2. Общий состав и структура персональных компьютеров и вычислительных систем Объём часов Уровень освоения 3 7 5 4 1 1 1 2-3 2 1 8 Тема 2.1 Технические средства персонального компьютера Содержание учебного материала Самостоятельная работа: проработка конспектов занятий, подготовка к практическим работам, написание сообщений, презентаций по заданиям преподавателя. Работа с основной и дополнительной литературой. Сообщение на тему «Средства хранения и передачи информации». Доклад на тему «Основные файловые структуры». 2 1 Тема 2.2 Системное программное обеспечение Содержание учебного материала. Практическое занятие №4 Подключение внешних устройств к компьютеру, их настройка и использование. 3 1 2-3 7 Самостоятельная работа: проработка конспектов занятий, подготовка к практическим работам, написание сообщений, презентаций по заданиям преподавателя. Работа с основной и дополнительной литературой. Презентация на тему «Классификация операционных систем (ОС)». Сообщение на тему «Архитектура ОС. Сервисное ПО». Тема 2.3 Содержание учебного материала. Самостоятельная работа: проработка конспектов занятий, подготовка к практическим Информационные работам, написание сообщений, презентаций по заданиям преподавателя. системы Работа с основной и дополнительной литературой. Практическое занятие №5 Работа в справочных правовых системах. Доклад на тему «Виды профессиональных автоматизированных систем». Презентация на тему «Классификация автоматизированных информационных систем». Раздел 3. Базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ Тема 3.1 Технология Содержание учебного материала. обработки текстовой и Назначение и виды текстовых и графических редакторов. Практическое занятие №6 Создание деловых документов в текстовом редакторе. графической Практическое занятие №7 Создание компьютерных публикаций. информации Практическое занятие №8 Создание компьютерных презентаций. Самостоятельная работа: проработка конспектов занятий, подготовка к практическим работам, написание сообщений, презентаций по заданиям преподавателя. Работа с основной и дополнительной литературой. Практическое занятие №9 Создание и оформление таблиц. в текстовом редакторе. Практическое занятие №10 Работа в приложении Paint. Тема 3.2 Электронные Содержание учебного материала. таблицы Назначение табличных редакторов. Практическое занятие №11 Работа в MS Excel. Практическое занятие №12 Создание графиков и диаграмм в MS Excel. Самостоятельная работа: проработка конспектов занятий, подготовка к практическим работам, написание сообщений, презентаций по заданиям преподавателя. Работа с основной и дополнительной литературой. Практическое занятие №13 Использование стандартных функций в MS Excel. Раздел 4. Состав, функции и возможности использования информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности Тема 4.1 Компьютерные Содержание учебного материала. сети Самостоятельная работа: проработка конспектов занятий, подготовка и выполнение 3 1 3 1 2-3 10 6 1 1 1 2-3 1 1 4 1 1 2-3 1 6 1 2 8 практических работ, подготовка сообщений, презентаций по заданиям преподавателя. Работа с основной и дополнительной литературой. Презентация на тему «Топология компьютерных сетей». Сообщение на тему «Понятие о системном администрировании». Тема 4.2 Глобальная сеть Содержание учебного материала. Интернет Практическое занятие 14 Поиск информации в глобальной сети Интернет. Самостоятельная работа: проработка конспектов занятий, подготовка и выполнение практических работ, подготовка сообщений, презентаций по заданиям преподавателя. Практическое занятие 15 Поиск информации на образовательных платформах. Практическое занятие 16 Поиск информации в Интернет-библиотеках, Интернет-СМИ. Практическое занятие 17 Организация форумов, видео-конференций по специальности. Раздел 5. Основные методы и приемы обеспечения информационной безопасности Тема 5.1 Основы Содержание учебного материала. информационной Самостоятельная работа: проработка конспектов занятий, подготовка к практическим компьютерной работам, написание подготовка сообщений, презентаций по заданиям преподавателя безопасности Доклад на тему «Информационная безопасность». Сообщение на тему «Безопасность в информационной среде». Тема 5.2 Основы Содержание учебного материала. технической Самостоятельная работа: проработка конспектов занятий, подготовка и выполнение компьютерной практических работ, подготовка сообщений, презентаций по заданиям преподавателя. безопасности Практическое занятие 18 Установка антивирусной программы. Сообщение на тему «Автоматизированная защита компьютерных сетей». Дифференцированный зачет 4 1 2-3 2-3 2-3 2-3 1 1 1 4 2 1 2 1 1-2 1 Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения: 1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств); 2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством) 3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач) 9 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Требования к материально-техническому обеспечению Реализация программы учебной дисциплины осуществляется в учебном кабинете № 20 информатики и ин-формационных технологий в профессиональной деятельности. Оборудование учебного кабинета: Посадочные места обучающихся: столов -13шт., стульев- 26 шт., компьютер (ноутбук) 13шт. Стол для маломобильных групп обучающихся. Рабочее место преподавателя: стол и стул -1шт., персональный компьютер с выходом в интернет-1 шт., телевизор LED TCL 43 L43S6FS-1 шт., мультимедийный проектор-1 шт., интерактивная доска-1 шт., принтер-1 шт., доска классная (меловая)-1 шт., рециркулятор-1 шт., шкафы для хранения учебных пособий-1 шт. Программное обеспечение: локальная компьютерная сеть и глобальная сеть Интернет, Браузеры: Internet Explorer, Google Chrome, Yandex операционная система Windows 2010, антивирусное программное обеспечение, Microsoft Office 2010, архиваторы WinRAR, Win7-Zip, язык программирования Pascal, Microsoft Publisher, Компас 3D, графический редактор GIMP. Стенды: «Информация»-1шт., «Информационные процессы»-1шт. Наглядные пособия: комплект тематических плакатов: «Представление информации в компьютере», «Система счисления», «Представление чисел в разных системах счисления», «Перевод чисел», «Формат чисел», «Устройство ввода информации», «Устройство вывода информации», «Магистраль-номодульный принцип построения компьютера», «Состав персонального компьютера», «Клавиатура компьютера», «Построение командной строки», «Параметры файлов», «Текстовый редактор», «Графический редактор», «Технология работы в электронных таблицах», «Табличный процессор», «Виды и основные возможности баз данных», «Структурные элементы база данных», «Этапы моде-лирования», «Алгоритм решения задач», «Способы записи алгоритма», «Алгоритм и программы», «Основные элемента блок - схемы алгоритма», «Исполнение алгоритма», «Служебные слова алгоритмического языка», «Линейные алгоритмы», «Составные команды алгоритмического языка», «Алгоритм подготовки текстовых документов», «Алгоритм работы с графической информацией, составные команды алгоритмического, разветвляющий алгоритм, циклы, трансляция программы». 3.2. Информационное обеспечение обучения Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации имеет печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы. Основные источники: 1. Цветкова М.С., Хлобыстова И.Ю., Информатика. учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования. – М.: Образовательно-издательский центр «Академия», 2024. Дополнительные источники: 1. Михеева Е.В., Титова О.И., Информационные технологии в профессиональной деятельности. – М.: Образовательно-издательский центр «Академия», 2023. 2. Оганесян В. О., Курилова А. В., Информационные технологии в профессиональной деятельности – М.: Образовательно-издательский центр «Академия», 2024. 3. Михеева Е.В., Титова О.И., Информационные технологии в профессиональной деятельности: ЭУМК– М.: Образовательно-издательский центр «Академия», 2024. 4. Цветкова А. В., Информатика и информационные технологии : учебное пособие для СПО / А. В. Цветкова. — Саратов : Научная книга, 2019. — 190 c. — ISBN 978-5-9758-1891-1. — Текст : электронный // Электронный ресурс цифровой образовательной среды СПО PROFобразование : [сайт]. — URL: https://profspo.ru/books/87074 Интернет-ресурсы: 1. Каталог сайтов - Мир информатики, путь доступа: http://jgk.ucoz.ru/dir/. 2. Федотов Н.Н. Защита информации. Учебный курс HTML-версия. Путь доступа: http://www.college.ru/ 10 1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА. Контроль и оценка раскрываются через дисциплинарные результаты, усвоенные знания и приобретенные студентами умения, направленные на формирование общих и профессиональных компетенций Контроль и оценка результатов освоения учебного предмета осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных заданий, проектов, исследований. Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) 1 Умения: У 1 Использовать изученные прикладные программные средства; Знания: З 1 Основные понятия автоматизированной обработки информации, общий состав структуру Формы и методы контроля и оценки результатов обучения 2 - тестирование; - устный и комбинированный опрос; - оценка результатов выполненных практических работ; - предварительная оценка доклада или сообщения, подготовленного для публичного выступления; - промежуточная аттестация: дифференцированный зачет. персональных электронно-вычислительных машин и вычислительных систем; З2 Базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ. *Результаты переносятся из паспорта примерной программы. Перечень форм контроля следует конкретизировать с учетом специфики обучения по программе учебного предмета. 11 РЕЦЕНЗИЯ На рабочую программу по учебной дисциплине СГ.07 Информационные технологии в профессиональной деятельности (полное наименование дисциплины) для специальностей среднего профессионального образования технического профиля 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте ГБПОУ "КТТиЖТ", выполненную преподавателем государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Краснодарского края «Кропоткинский техникум технологий и железнодорожного транспорта» И.В. Аллахвердовой (Ф.И.О.) В программе соблюдены все требования к структуре рабочей программы, т.е. программа содержит титульный лист, содержание, паспорт рабочей программы учебного предмета, структуру учебного предмета, условия реализации рабочей программы учебного предмета, контроль и оценку результатов освоения учебного предмета. В содержании учебного предмета указаны основные понятия, содержание учебного материала, самостоятельная работа студента по каждому разделу предмета, практические занятия. Прослеживается связь с другими предметами и междисциплинарными курсами. В рабочей программе для каждой темы предусмотрены различные виды самостоятельной работы студентов. Рабочая программа содержит подробный паспорт, где раскрыты цели и задачи обучения, состав учебной деятельности. В тематическом плане четко распределены учебные часы по разделам и темам. Содержание программы отвечает требованиям ФГОС СПО Заключение: рабочая программа по дисциплине СГ.07 Информационные технологии в профессиональной деятельности может быть использована в учебном процессе в ГБПОУ «Кропоткинский техникум технологий и железнодорожного транспорта». Рецензент: ______________ (личная подпись) Дата ________________ М.П.