15. РП СГ.01 История России

Министерство образования, науки и молодежной политики

Краснодарского края
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Краснодарского края
«Кропоткинский техникум технологий и железнодорожного транспорта»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
СГ.01 История России
по профессии СПО

08.01.31 Электромонтажник электрических сетей и электрооборудования

Срок обучения 1 год 10 месяцев
на базе основного общего образования
Форма обучения: очная

2024 г.

Рассмотрена на заседании
педагогического совета
Протокол № 13 от 27 мая 2024 г.
Рассмотрена на заседании методической
комиссии гуманитарных дисциплин,
протокол № 10 от 23 мая 2024 г.
Председатель МК ;■
Л.М. Хаженцева /

Рабочая программа учебной дисциплины СГ.01 История России
разработана в соответствии с требованиями: ФГОС СПО по профессии
08.01.31 Электромонтажник электрических сетей и электрооборудования,
утвержденного приказом Министерства просвещения России № 966 от И
ноября 2022 года, зарегистрирован Министерством юстиции России (рег. №
71635 от 19 декабря 2022г.), укрупненной группы профессий 08.00.00
Техника и технологии строительства и примерной основной образовательной
программы среднего профессионального образования образовательной
программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих профессии
08.01.31 Электромонтажник электрических сетей и электрооборудования утв.
Протоколом ФУМО по УГПС 08.00.00 от 27 октября 2022г №9,
зарегистрированной в государственном реестре ПООП № 75 Приказ ФГБОУ
ДПО ИРПО № П-278 от 13.06.2023.
Организация-разработчик:
Государственное
бюджетное
профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края
й техникум технологий и железнодорожного транспорта».
«Кропоткин

Авторы:
ОУ «КТТ и ЖТ».
Фатеева Вероника Витальевна________
преподаватель
Занимаемая должность

ГБПОУ КК «Новокубанский аграрно-политехнический
техникум___________________________________
Место работы

Шевченко О.Ю.
преподаватель___________________________ _
Занимаемая должность

ГБПОУ КК «Тихорецкий техникум отраслевых
технологий»
Место работы

СОДЕРЖАНИЕ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
«СГ.01 ИСТОРИЯ РОССИИ»
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная
дисциплина
«История
России»
является
обязательной
частью социально-гуманитарного цикла образовательной программы в соответствии с
ФГОС СПО по профессии 08.01.31 Электромонтажник электрических сетей и
электрооборудования.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01, ОК 02,
ОК 04, ОК 05, ОК 06.

1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения
и знания
Код
ПК, ОК

Умения

Знания

ОК 01
ОК 02
ОК 04
ОК 05
ОК 06

Ориентироваться в современной
экономической, политической
и культурной ситуации в России;
выявлять взаимосвязь
отечественных, региональных,
мировых социальноэкономических, политических
и культурных проблем;
пользоваться историческими
источниками, научной и учебной
литературой, средствами ИКТ;
раскрывать смысл и значение
важнейших исторических
событий;
обобщать и анализировать
особенности исторического
и культурного развития России
на рубеже ХХ-Х1Х вв;
давать оценку историческим
событиям и обосновывать свою
точку зрения с помощью
исторических фактов и
собственных аргументов;
демонстрировать гражданскопатриотическую позицию

Основные периоды
государственно-политического
развития на рубеже ХХ-Х1Х вв.,
особенности формирования
партийно-политической системы
России;
итоги «шоковой терапии»,
проблемы и противоречия
становления рыночной
экономики, причины и итоги
финансовых кризисов 1998,20082009 гг.;
основные этапы эволюции
внешней политики России, роль
и место России в постсоветском
пространстве;
основные тенденции и явления
в культуре; роль науки, культуры
и религии в сохранении и
укреплении национальных и
государственных традиций;
содержание и назначение
важнейших правовых и
законодательных актов мирового и
регионального значения

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем в часах

Объем образовательной программы учебной дисциплины

36

в т.ч. в форме практической подготовки

16

в т. ч.:
теоретическое обучение

20

практические занятия

16

Самостоятельная работа

0

Промежуточная аттестация

1

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся

Объем, акад. ч. / в
том числе в форме
практической
подготовки,
акад. ч.

1

2

3

Раздел 1. Российская Федерация в конце XX- начале XXI века

Тема 1.1.
Предпосылки
формирования
новой российской
государственности в
конце XX- начале
XXI века.

Содержание учебного материала
1. Формирование новой российской государственности, государственное строительство
Российской Федерации в 1991-1999 гг. Октябрьские события 1993 года.
2. Особенности формирования партийно-политической системы России в условиях
демократической формы правления. Государственно-политическое развитие
Российской Федерации в новом тысячелетии.

В том числе практических занятий
Практическое занятие № 1. Анализ документов об участии международных организаций
(ООН, ЮНЕСКО) в разрешении конфликтов на постсоветском пространстве.
Практическое занятие № 2. Анализ документов, статей о политических процессах на
постсоветском пространство в 90-е годы XX века.
Тема 1.2.
Укрепление
влияния России на
постсоветском
пространстве

Содержание учебного материала
1. Россия на постсоветском пространстве: договоры с Украиной, Белоруссией, Абхазией,
Южной Осетией и пр.
2. Внутренняя политика России на Северном Кавказе. Причины, участники, содержание,
результаты вооруженного конфликта в этом регионе.

В том числе практических занятий
Практическое занятие № 3. Анализ состояния и перспективы развития теплоснабжения в

Коды
компетенций и
личностных
результатов,
формированию
которых
способствует
элемент
программы

16/16

6
2

ОК 01
ОК 02
ОК 04
ОК 05
ОК 06

4

2
2
8
2

6

2

ОК 01
ОК 02
ОК 04
ОК 05
ОК 06

России в 2000 годы».

Практическое занятие № 4. Внутренняя политика России на Северном Кавказе. Причины,
участники, содержание, результаты вооружённого конфликта в этом регионе.
Практическое занятие № 5. Анализ современного состояния СЦТ общего пользования

2
2

Самостоятельная работа обучающихся
Тема 1.3.
Россия и мировые
интеграционные
процессы

Содержание учебного материала
1. Мировые интеграционные процессы и участие в них Российской Федерации
2. Международные политические организации и участие в них России

В том числе практических занятий

Практическое занятие № 6. Современные националистические и экстремистские
молодежные организации в России и Европе
Тема 1.4.
Современная
политическая,
экономическая,
социальная и
культурная
ситуация в России

Тема 1.5.
Перспективы
развития РФ в
современном мире

Содержание учебного материала
1. Идеи «поликультурности»: их значения и противоречия в современном мире.

2
2
2

ОК 01
ОК 02
ОК 04
ОК 05
ОК 06

2

8
6

2. Социально-экономическое развитие Крыма в составе Российской Федерации
3. Государственная поддержка отечественной культуры; сохранение традиционных
нравственных ценностей. Восстановление системы кинопроката; лидеры театральной
жизни; культура на телевидении и радио
4. Проблема экспансии в Россию западной системы ценностей и формирование
«массовой культуры»
5. Реформы системы образования.
В том числе практических занятий

2

Практическое занятие № 7. Тенденции сохранения национальных, религиозных,
культурных традиций и «свобода совести» в России

2

Содержание учебного материала
1. Россия и новые независимые государства на постсоветском пространстве.
2. Договор о коллективной безопасности.
3. Содружество независимых государств (СНГ); Таможенный союз (ТС); ЕврАзЭС;
БРИКС

6
4

ОК 01
ОК 02
ОК 04
ОК 05
ОК 06

ОК 01
ОК 02
ОК04
ОК 05
ОК 06

4. Особенности миротворческой миссии России в постсоветский период
5. Социально-экономический и политический курс современной России
В том числе практических занятий

2

Практическое занятие № 8. Перспективные направления и основные проблемы развития
РФ на современном этапе

2

Раздел 2. Россия и глобальный мир
Тема 2.1.
Россия в процессе
глобализации

Содержание учебного материала
1. Глобализация: плюсы и минусы. Однополярный мир.

4/0
2
2

2. Усиление Китая
3. Мировой финансовый кризис и его последствия (2008-2009 гг.).

ОК 01
ОК 02
ОК 04
ОК 05
ОК 06

4. Пандемия и ее влияние на мировое развитие

5. Войны, революции на Ближнем Востоке; Сирийский конфликт

Тема 2.2.
Россия в мировой
экономике

В том числе практических занятий

-

Содержание учебного материала
1. Интеграция России в международные экономические организации.

2
2

2. Санкционная война: санкции и контрсанкции.

В том числе практических занятий
Промежуточная аттестация

Всего:

-

1
36

ОК 01
ОК 02
ОК 04
ОК 05
ОК 06

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины предусмотрены
следующие специальные помещения:
Кабинет «Социально-гуманитарных дисциплин», оснащенный:
Посадочными местами обучающихся: столов -13шт., стульев- 26 шт. Стол для
маломобильных групп обучающихся.
Рабочее место преподавателя: стол и стул -1шт., ноутбук с выходом в интернет-1 шт.,
телевизор-1 шт., принтер-1 шт.
доска классная (меловая)-! шт., рециркулятор-1 шт., шкафы для хранения учебных
пособий.
Комплекты: Символы России, Конституция России, карты и атласы.
Комплект наглядных пособий (таблиц): факторы формирования Российской цивилизации
- 7шт., от Древней Руси к Российскому государству - 8шт., развитие Российского
государства в ХУ1-ХУП веках - 5 шт., развитие России в ХУ1-ХУП веках - 8 шт.,
цивилизационные альтернативы в истории России - 9 шт., развитие Российской
абсолютной монархии в 1725-1855г.г. - 1шт, политические течения - 8 шт., СССР в 1985 1991 г.г,- 3 шт., государственные символы Российской Федерации - Зшт.; электронные
учебные пособия по истории - 5 шт., комплект портретов исторических деятелей -5 шт.,
атлас по истории с комплектом контурных карт, Конституция Российской Федерации - 1
шт.. Карты демонстрационные по курсу истории -15 шт.,
Стенды Сферы общественной жизни-4птг.
Политическая сфера-1шт; Экономичесаясфера-1шт; Социальная сфера-1шт; Духовная
сфера-1шт.
Экранно-звуковые пособия (диски с фильмами, презентации).
3.2.
Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы,
для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда
образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных
ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом
список, может быть дополнен новыми изданиями.

3.2.1. Основные печатные издания
1.
Артемов, В. В. История (для всех специальностей СПО): учеб, для студ.
учреждений сред. проф. образования / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. - 9-е изд., доп. М.: Академия, 2020. - 256 с. - 18ВК 978-5-4468-9368-8. - Текст: непосредственный.
2.
Зуев, М. Н. История России ХХ-начала XXI века: учебник и практикум для
среднего профессионального образования / М.Н. Зуев, С.Я. Лавренов. - Москва: Юрайт,
2020. - 200 с. - (Профессиональное образование). - 18ВК978-5-534-01245-3. - Текст:
непосредственный.
1.2.2. Основные электронные издания

1.
Зуев, М. Н. История России: учебник и практикум для СПО / М. Н. Зуев, С.
Я. Лавренов. — 4-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 545 с. —
(Серия: Профессиональное образование). — 18ВК 978-5-534-01293-4. — Текст:
электронный. Режим доступа: \у\уулЫЫ1о-оп1те.ги/Ьоок/6Е085002-7АА9-4Е69-9А5ЕЕ9С68Р4СС6С9.

2.
Тропов, И. А. История / И. А. Тропов. — 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург:
Лань, 2023. — 472 с. — 18ВМ 978-5-507-46402-9. — Текст: электронный// Лань:
электронно-библиотечная система. — ЦКЬ: Ьйр8://е.1апЬоок.сот/Ьоок/308750 (дата
обращения: 05.04.2023). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
3.2.3. Дополнительные источники
1.
Князев, Е. А. История России XX век: учебник для среднего
профессионального образования / Е.А. Князев. - Москва: Юрайт, 2021. - 234 с. (Профессиональное образование). -18ВМ 978-5-534-13336-3. - Текст: непосредственный.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Методы оценки
Критерии оценки
Результаты обучения
Перечень знаний, осваиваемых в рамках дисциплины
Устный опрос.
Правильность описания
Основные периоды
Тестирование.
государственно-политического основных периодов
Оценка выполнения
государственно-политического
развития на рубеже ХХ-Х1Х
развития
на
рубеже
ХХ-Х1Х
вв
практического
задания
вв.
(эссе, сочинения).
Правильность и точность
Особенности формирования
Подготовка и
описания особенностей
партийно-политической
выступление с
формирования партийно­
системы России
сообщением и/или
политической системы России
презентацией
Правильность понимания
Итоги «шоковой терапии»,
проблем
и противоречий
проблемы и противоречия
становления рыночной
становления рыночной
экономики, причины и итоги
экономики, причины и итоги
финансовых кризисов 1998,
финансовых кризисов 1998,
2008-2009 гг.
2008-2009 гг.

Основные этапы эволюции
внешней политики России,
роль и место России в
постсоветском пространстве

Основные тенденции и
явления в культуре; роль
науки, культуры и религии в
сохранении и укреплении
национальных и
государственных традиций

Содержание и назначение
важнейших правовых и
законодательных актов

Правильность перечисления
основных этапов эволюции
внешней политики России,
правильность понимания роли
и места России в постсоветском
пространстве
Правильность перечисления
основных тенденций и явлений
в культуре;
полнота раскрытия темы - роль
науки, культуры и религии в
сохранении и укреплении
национальных и
государственных традиций
Демонстрация знания
содержания и назначения
важнейших правовых и

законодательных актов
мирового и регионального
значения
Перечень умений, осваиваемых в рамках дисциплины
Демонстрирует умение
Ориентироваться в
ориентироваться в современной
современной экономической,
экономической, политической и
политической и культурной
культурной ситуации в России
ситуации в России
и мире
Демонстрирует умение
Выявлять взаимосвязь
отечественных, региональных, выявлять взаимосвязь
отечественных, региональных,
мировых социальномировых социальноэкономических, политических
экономических, политических и
и культурных проблем
культурных проблем
Демонстрирует умение
Пользоваться историческими
источниками, научной и
пользоваться историческими
учебной литературой,
источниками, научной и
учебной литературой,
средствами ИКТ
средствами ИКТ
Демонстрирует умение
Раскрывать смысл и значение
важнейших исторических
раскрывать смысл и значение
важнейших исторических
событий
событий
Обобщать и анализировать
Демонстрирует умение
особенности исторического и
обобщать и анализировать
культурного развития России
особенности исторического и
на рубеже ХХ-Х1Х вв
культурного развития России на
рубеже ХХ-Х1Х вв
Давать оценку историческим Демонстрирует умение
событиям и обосновывать давать оценку историческим
свою точку зрения с помощью событиям и обосновывать свою
исторических
фактов
и точку зрения с помощью
собственных аргументов
исторических фактов и
собственных аргументов

мирового и регионального
значения

Демонстрировать гражданскопатриотическую позицию

Демонстрирует гражданскопатриотическую позицию

Экспертное наблюдение
и оценивание
выполнения
индивидуальных и
групповых заданий.
Текущий контроль в
форме собеседования,
решения ситуационных
задач


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».