Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Кропоткинский техникум технологий и железнодорожного транспорта» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ СГ.01 История России по профессии СПО 08.01.31 Электромонтажник электрических сетей и электрооборудования Срок обучения 1 год 10 месяцев на базе основного общего образования Форма обучения: очная 2024 г. Рассмотрена на заседании педагогического совета Протокол № 13 от 27 мая 2024 г. Рассмотрена на заседании методической комиссии гуманитарных дисциплин, протокол № 10 от 23 мая 2024 г. Председатель МК ;■ Л.М. Хаженцева / Рабочая программа учебной дисциплины СГ.01 История России разработана в соответствии с требованиями: ФГОС СПО по профессии 08.01.31 Электромонтажник электрических сетей и электрооборудования, утвержденного приказом Министерства просвещения России № 966 от И ноября 2022 года, зарегистрирован Министерством юстиции России (рег. № 71635 от 19 декабря 2022г.), укрупненной группы профессий 08.00.00 Техника и технологии строительства и примерной основной образовательной программы среднего профессионального образования образовательной программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих профессии 08.01.31 Электромонтажник электрических сетей и электрооборудования утв. Протоколом ФУМО по УГПС 08.00.00 от 27 октября 2022г №9, зарегистрированной в государственном реестре ПООП № 75 Приказ ФГБОУ ДПО ИРПО № П-278 от 13.06.2023. Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края й техникум технологий и железнодорожного транспорта». «Кропоткин Авторы: ОУ «КТТ и ЖТ». Фатеева Вероника Витальевна________ преподаватель Занимаемая должность ГБПОУ КК «Новокубанский аграрно-политехнический техникум___________________________________ Место работы Шевченко О.Ю. преподаватель___________________________ _ Занимаемая должность ГБПОУ КК «Тихорецкий техникум отраслевых технологий» Место работы СОДЕРЖАНИЕ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «СГ.01 ИСТОРИЯ РОССИИ» 1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы: Учебная дисциплина «История России» является обязательной частью социально-гуманитарного цикла образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по профессии 08.01.31 Электромонтажник электрических сетей и электрооборудования. Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01, ОК 02, ОК 04, ОК 05, ОК 06. 1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины: В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания Код ПК, ОК Умения Знания ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 05 ОК 06 Ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России; выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социальноэкономических, политических и культурных проблем; пользоваться историческими источниками, научной и учебной литературой, средствами ИКТ; раскрывать смысл и значение важнейших исторических событий; обобщать и анализировать особенности исторического и культурного развития России на рубеже ХХ-Х1Х вв; давать оценку историческим событиям и обосновывать свою точку зрения с помощью исторических фактов и собственных аргументов; демонстрировать гражданскопатриотическую позицию Основные периоды государственно-политического развития на рубеже ХХ-Х1Х вв., особенности формирования партийно-политической системы России; итоги «шоковой терапии», проблемы и противоречия становления рыночной экономики, причины и итоги финансовых кризисов 1998,20082009 гг.; основные этапы эволюции внешней политики России, роль и место России в постсоветском пространстве; основные тенденции и явления в культуре; роль науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций; содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем в часах Объем образовательной программы учебной дисциплины 36 в т.ч. в форме практической подготовки 16 в т. ч.: теоретическое обучение 20 практические занятия 16 Самостоятельная работа 0 Промежуточная аттестация 1 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Наименование разделов и тем Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся Объем, акад. ч. / в том числе в форме практической подготовки, акад. ч. 1 2 3 Раздел 1. Российская Федерация в конце XX- начале XXI века Тема 1.1. Предпосылки формирования новой российской государственности в конце XX- начале XXI века. Содержание учебного материала 1. Формирование новой российской государственности, государственное строительство Российской Федерации в 1991-1999 гг. Октябрьские события 1993 года. 2. Особенности формирования партийно-политической системы России в условиях демократической формы правления. Государственно-политическое развитие Российской Федерации в новом тысячелетии. В том числе практических занятий Практическое занятие № 1. Анализ документов об участии международных организаций (ООН, ЮНЕСКО) в разрешении конфликтов на постсоветском пространстве. Практическое занятие № 2. Анализ документов, статей о политических процессах на постсоветском пространство в 90-е годы XX века. Тема 1.2. Укрепление влияния России на постсоветском пространстве Содержание учебного материала 1. Россия на постсоветском пространстве: договоры с Украиной, Белоруссией, Абхазией, Южной Осетией и пр. 2. Внутренняя политика России на Северном Кавказе. Причины, участники, содержание, результаты вооруженного конфликта в этом регионе. В том числе практических занятий Практическое занятие № 3. Анализ состояния и перспективы развития теплоснабжения в Коды компетенций и личностных результатов, формированию которых способствует элемент программы 16/16 6 2 ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 05 ОК 06 4 2 2 8 2 6 2 ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 05 ОК 06 России в 2000 годы». Практическое занятие № 4. Внутренняя политика России на Северном Кавказе. Причины, участники, содержание, результаты вооружённого конфликта в этом регионе. Практическое занятие № 5. Анализ современного состояния СЦТ общего пользования 2 2 Самостоятельная работа обучающихся Тема 1.3. Россия и мировые интеграционные процессы Содержание учебного материала 1. Мировые интеграционные процессы и участие в них Российской Федерации 2. Международные политические организации и участие в них России В том числе практических занятий Практическое занятие № 6. Современные националистические и экстремистские молодежные организации в России и Европе Тема 1.4. Современная политическая, экономическая, социальная и культурная ситуация в России Тема 1.5. Перспективы развития РФ в современном мире Содержание учебного материала 1. Идеи «поликультурности»: их значения и противоречия в современном мире. 2 2 2 ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 05 ОК 06 2 8 6 2. Социально-экономическое развитие Крыма в составе Российской Федерации 3. Государственная поддержка отечественной культуры; сохранение традиционных нравственных ценностей. Восстановление системы кинопроката; лидеры театральной жизни; культура на телевидении и радио 4. Проблема экспансии в Россию западной системы ценностей и формирование «массовой культуры» 5. Реформы системы образования. В том числе практических занятий 2 Практическое занятие № 7. Тенденции сохранения национальных, религиозных, культурных традиций и «свобода совести» в России 2 Содержание учебного материала 1. Россия и новые независимые государства на постсоветском пространстве. 2. Договор о коллективной безопасности. 3. Содружество независимых государств (СНГ); Таможенный союз (ТС); ЕврАзЭС; БРИКС 6 4 ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 05 ОК 06 ОК 01 ОК 02 ОК04 ОК 05 ОК 06 4. Особенности миротворческой миссии России в постсоветский период 5. Социально-экономический и политический курс современной России В том числе практических занятий 2 Практическое занятие № 8. Перспективные направления и основные проблемы развития РФ на современном этапе 2 Раздел 2. Россия и глобальный мир Тема 2.1. Россия в процессе глобализации Содержание учебного материала 1. Глобализация: плюсы и минусы. Однополярный мир. 4/0 2 2 2. Усиление Китая 3. Мировой финансовый кризис и его последствия (2008-2009 гг.). ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 05 ОК 06 4. Пандемия и ее влияние на мировое развитие 5. Войны, революции на Ближнем Востоке; Сирийский конфликт Тема 2.2. Россия в мировой экономике В том числе практических занятий - Содержание учебного материала 1. Интеграция России в международные экономические организации. 2 2 2. Санкционная война: санкции и контрсанкции. В том числе практических занятий Промежуточная аттестация Всего: - 1 36 ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 05 ОК 06 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Для реализации программы учебной дисциплины предусмотрены следующие специальные помещения: Кабинет «Социально-гуманитарных дисциплин», оснащенный: Посадочными местами обучающихся: столов -13шт., стульев- 26 шт. Стол для маломобильных групп обучающихся. Рабочее место преподавателя: стол и стул -1шт., ноутбук с выходом в интернет-1 шт., телевизор-1 шт., принтер-1 шт. доска классная (меловая)-! шт., рециркулятор-1 шт., шкафы для хранения учебных пособий. Комплекты: Символы России, Конституция России, карты и атласы. Комплект наглядных пособий (таблиц): факторы формирования Российской цивилизации - 7шт., от Древней Руси к Российскому государству - 8шт., развитие Российского государства в ХУ1-ХУП веках - 5 шт., развитие России в ХУ1-ХУП веках - 8 шт., цивилизационные альтернативы в истории России - 9 шт., развитие Российской абсолютной монархии в 1725-1855г.г. - 1шт, политические течения - 8 шт., СССР в 1985 1991 г.г,- 3 шт., государственные символы Российской Федерации - Зшт.; электронные учебные пособия по истории - 5 шт., комплект портретов исторических деятелей -5 шт., атлас по истории с комплектом контурных карт, Конституция Российской Федерации - 1 шт.. Карты демонстрационные по курсу истории -15 шт., Стенды Сферы общественной жизни-4птг. Политическая сфера-1шт; Экономичесаясфера-1шт; Социальная сфера-1шт; Духовная сфера-1шт. Экранно-звуковые пособия (диски с фильмами, презентации). 3.2. Информационное обеспечение реализации программы Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом список, может быть дополнен новыми изданиями. 3.2.1. Основные печатные издания 1. Артемов, В. В. История (для всех специальностей СПО): учеб, для студ. учреждений сред. проф. образования / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. - 9-е изд., доп. М.: Академия, 2020. - 256 с. - 18ВК 978-5-4468-9368-8. - Текст: непосредственный. 2. Зуев, М. Н. История России ХХ-начала XXI века: учебник и практикум для среднего профессионального образования / М.Н. Зуев, С.Я. Лавренов. - Москва: Юрайт, 2020. - 200 с. - (Профессиональное образование). - 18ВК978-5-534-01245-3. - Текст: непосредственный. 1.2.2. Основные электронные издания 1. Зуев, М. Н. История России: учебник и практикум для СПО / М. Н. Зуев, С. Я. Лавренов. — 4-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 545 с. — (Серия: Профессиональное образование). — 18ВК 978-5-534-01293-4. — Текст: электронный. Режим доступа: \у\уулЫЫ1о-оп1те.ги/Ьоок/6Е085002-7АА9-4Е69-9А5ЕЕ9С68Р4СС6С9. 2. Тропов, И. А. История / И. А. Тропов. — 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург: Лань, 2023. — 472 с. — 18ВМ 978-5-507-46402-9. — Текст: электронный// Лань: электронно-библиотечная система. — ЦКЬ: Ьйр8://е.1апЬоок.сот/Ьоок/308750 (дата обращения: 05.04.2023). — Режим доступа: для авториз. пользователей. 3.2.3. Дополнительные источники 1. Князев, Е. А. История России XX век: учебник для среднего профессионального образования / Е.А. Князев. - Москва: Юрайт, 2021. - 234 с. (Профессиональное образование). -18ВМ 978-5-534-13336-3. - Текст: непосредственный. 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Методы оценки Критерии оценки Результаты обучения Перечень знаний, осваиваемых в рамках дисциплины Устный опрос. Правильность описания Основные периоды Тестирование. государственно-политического основных периодов Оценка выполнения государственно-политического развития на рубеже ХХ-Х1Х развития на рубеже ХХ-Х1Х вв практического задания вв. (эссе, сочинения). Правильность и точность Особенности формирования Подготовка и описания особенностей партийно-политической выступление с формирования партийно системы России сообщением и/или политической системы России презентацией Правильность понимания Итоги «шоковой терапии», проблем и противоречий проблемы и противоречия становления рыночной становления рыночной экономики, причины и итоги экономики, причины и итоги финансовых кризисов 1998, финансовых кризисов 1998, 2008-2009 гг. 2008-2009 гг. Основные этапы эволюции внешней политики России, роль и место России в постсоветском пространстве Основные тенденции и явления в культуре; роль науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций Содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов Правильность перечисления основных этапов эволюции внешней политики России, правильность понимания роли и места России в постсоветском пространстве Правильность перечисления основных тенденций и явлений в культуре; полнота раскрытия темы - роль науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций Демонстрация знания содержания и назначения важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения Перечень умений, осваиваемых в рамках дисциплины Демонстрирует умение Ориентироваться в ориентироваться в современной современной экономической, экономической, политической и политической и культурной культурной ситуации в России ситуации в России и мире Демонстрирует умение Выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социальномировых социальноэкономических, политических экономических, политических и и культурных проблем культурных проблем Демонстрирует умение Пользоваться историческими источниками, научной и пользоваться историческими учебной литературой, источниками, научной и учебной литературой, средствами ИКТ средствами ИКТ Демонстрирует умение Раскрывать смысл и значение важнейших исторических раскрывать смысл и значение важнейших исторических событий событий Обобщать и анализировать Демонстрирует умение особенности исторического и обобщать и анализировать культурного развития России особенности исторического и на рубеже ХХ-Х1Х вв культурного развития России на рубеже ХХ-Х1Х вв Давать оценку историческим Демонстрирует умение событиям и обосновывать давать оценку историческим свою точку зрения с помощью событиям и обосновывать свою исторических фактов и точку зрения с помощью собственных аргументов исторических фактов и собственных аргументов мирового и регионального значения Демонстрировать гражданскопатриотическую позицию Демонстрирует гражданскопатриотическую позицию Экспертное наблюдение и оценивание выполнения индивидуальных и групповых заданий. Текущий контроль в форме собеседования, решения ситуационных задач