РП АСТРОНОМИЯ (тех) 54часов

Министерство образования, науки и молодежной политики
Краснодарского края
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Краснодарского края
«Кропоткинский техникум технологий и железнодорожного транспорта

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД. 17 Астрономия

для профессии
среднего профессионального образования
15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки))
23.01.09 Машинист локомотива
23.01.08 Слесарь по ремонту строительных машин
23.01.10 Слесарь по обслуживанию и ремонту подвижного состава
35.01.13 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства

2021

РАССМОТРЕНО
методической комиссией
естественно-научных дисциплин, поваров,
кондитеров, технологов
«30» августа 2021 г.
Председатель МК ___________ Третьякова О.О

УТВЕРЖДАЮ
И.о. директора ГБПОУ «КТТиЖТ»
_______________ С.А. Москалев

Рассмотрена
на заседании
педагогического
совета
протокол № 1 от
«31» августа

2021 г.
Рабочая программа учебной дисциплины УД. 17 Астрономия разработана на основании Федерального закона «Об
образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ (в ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016);требований
ФГОС среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 г. № 413, с изм. от 31 декабря 2015 г. N 1578),
примерной основной образовательной программы среднего общего образования, одобренной решением федерального учебнометодического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з), рекомендаций по организации
получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ СПО на базе основного общего
образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии СПО
(письмо департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015
№ 06-259 с уточнениями, одобренными научно-методическим советом Центра профессионального образования и систем
квалификации ФГАУ «ФИРО» протокол № 3 от 25 мая 2017 г.), примерной программой общеобразовательной учебной
дисциплины «История» для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной ФГАУ «ФИРО» протокол № 3
от 21 июля 2015 г., регистрационный номер рецензии 376 от 23 июля 2015 г. ФГАУ «ФИРО», по профессиям технического
профиля 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки) (приказ МОН РФ от 29.01.2016 г. №
50, зарегистрировано в Минюсте России 24.02.2016 г, с изм. от 14.09.2016 г. № 1193; профессионального стандарта Сварщик
(приказ Минтруда и социальной защиты России N 701н от 21.11.2013, минюст. № 31301 от 13.02.2014 г);
ФГОС СПО по
профессии 23.0108 Слесарь по ремонту строительных машин (приказ МОН РФ от 02.08.2013 года № 699, зарегистр.
Министерством юстиции (рег. № 29634 от 20.08.2013 года) с изменениями приказ МОН № 389 от 09 апреля 2015г. зарег.
Минюстом 8 мая 2015г. №37216; профстандарта Сварщик, приказ Минтруда России № 701н от 28.11.2013, минюст. № 31301 от
13.02.2013г.; ФГОС СПО по профессии 23.01.10 Слесарь по обслуживанию и ремонту подвижного состава (приказ МОН РФ
от 2 августа 2013 г.№696, зарегистр. Минюстиции РФ 20 августа 2013г., регистр.№29751, с изменениями приказ МОН №389 от
09 апреля 2015 г. зарег. Минюстом 8 мая 2015г. №37216); ФГОС СПО по профессии 35.01.13 Тракторист-машинист
сельскохозяйственного производства (приказ МОН РФ от 2 августа 2013г.№ 740, зарегистр. Минюстиции РФ 20 августа 2013г.,
регистр.№29506, с изменениями от 09 апреля 2015г №390, зарег). 23.01.09 Машинист локомотива (приказ МОН РФ от 2 августа
2013г. №703, зарегистр. Минюстиции РФ 20 августа 2013г., регистр.№ 29697, в ред. приказа Минобрнауки России от 09.04.2015
N 389);
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского
края «Кропоткинский техникум технологий и железнодорожного транспорта».
Автор: ________Е. В. Бугакова, преподаватель ГБПОУ «КТТ и ЖТ».
Рецензенты:
________________
Чернявская Н.Н. преподаватель
МП

ГБПОУ КК «ГСТ»
Преподаватель

________________
МП

Черникова Г.В.

Преподаватель

ГБПОУ «Кропоткинский медицинский колледж»
Преподаватель

Министерство образования, науки и молодежной политики
Краснодарского края
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Краснодарского края
«Кропоткинский техникум технологий и железнодорожного транспорта

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД. 17 Астрономия

для профессии
среднего профессионального образования
23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (железнодорожный транспорт)

2021

РАССМОТРЕНО
методической комиссией
естественно-научных дисциплин, поваров,
кондитеров, технологов
«30» августа 2021 г.
Председатель МК
___________ Третьякова О.О

УТВЕРЖДАЮ
И.о. директора ГБПОУ «КТТиЖТ»
_______________ С.А. Москалев

Рассмотрена
на заседании
педагогического
совета
протокол № 1 от
«31» августа
2021 г.

Рабочая программа учебной дисциплины УД. 17 Астрономия разработана на основании Федерального закона «Об образовании в
Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ (в ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016);требований ФГОС среднего
общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 г. № 413, с изм. от 31 декабря 2015 г. N 1578), примерной
основной образовательной программы среднего общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з), рекомендаций по организации получения среднего
общего образования в пределах освоения образовательных программ СПО на базе основного общего образования с учетом
требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии СПО (письмо департамента
государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 с
уточнениями, одобренными научно-методическим советом Центра профессионального образования и систем квалификации
ФГАУ «ФИРО» протокол № 3 от 25 мая 2017 г.), примерной программой общеобразовательной учебной дисциплины «История»
для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной ФГАУ «ФИРО» протокол № 3 от 21 июля 2015 г.,
регистрационный номер рецензии 376 от 23 июля 2015 г. ФГАУ «ФИРО», по специальности технического профиля 15.01.05
23.02.01 Организация перевозок и управления на транспорте (железнодорожный транспорт) (приказ Минобрнауки
Российской Федерации от 22.04.2014г. № 376 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
среднего профессионального образования по профессии 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам) (
юстиции Российской Федерации 29.05.2014г., регистрационный № 32499).

Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края
«Кропоткинский техникум технологий и железнодорожного транспорта».
Автор: ________Е. В. Бугакова, преподаватель ГБПОУ «КТТ и ЖТ».
Рецензенты:
________________
Чернявская Н.Н. преподаватель
МП

ГБПОУ КК «ГСТ»
Преподаватель

________________
МП

Черникова Г.В.

Преподаватель

ГБПОУ «Кропоткинский медицинский колледж»
Преподаватель

Министерство образования, науки и молодежной политики
Краснодарского края
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Краснодарского края
«Кропоткинский техникум технологий и железнодорожного транспорта

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД. 17 Астрономия

для профессии
среднего профессионального образования

23.02.06 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог

2021

РАССМОТРЕНО
методической комиссией
естественно-научных дисциплин, поваров,
кондитеров, технологов
«30» августа 2021 г.
Председатель МК
___________ Третьякова О.О

УТВЕРЖДАЮ
И.о. директора ГБПОУ «КТТиЖТ»
_______________ С.А. Москалев

Рассмотрена
на заседании
педагогического
совета
протокол № 1 от
«31» августа
2021 г.

Рабочая программа учебной дисциплины УД. 17 Астрономия разработана на основании Федерального закона «Об
образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ (в ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016);требований
ФГОС среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 г. № 413, с изм. от 31 декабря 2015 г. N 1578),
примерной основной образовательной программы среднего общего образования, одобренной решением федерального учебнометодического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з), рекомендаций по организации
получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ СПО на базе основного общего
образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии СПО
(письмо департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015
№ 06-259 с уточнениями, одобренными научно-методическим советом Центра профессионального образования и систем
квалификации ФГАУ «ФИРО» протокол № 3 от 25 мая 2017 г.), примерной программой общеобразовательной учебной
дисциплины «История» для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной ФГАУ «ФИРО» протокол № 3
от 21 июля 2015 г., регистрационный номер рецензии 376 от 23 июля 2015 г. ФГАУ «ФИРО», по профессиям технического
профиля 23.02.06 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог (утв. приказом МОН РФ от 22.04.2014 N
388, зарегистрир. Минюстом РФ от 18.06.2014 N 32769).
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края
«Кропоткинский техникум технологий и железнодорожного транспорта».
Автор: ________Е. В. Бугакова, преподаватель ГБПОУ «КТТ и ЖТ».
Рецензенты:
________________
Чернявская Н.Н. преподаватель
МП

ГБПОУ КК «ГСТ»
Преподаватель

________________
МП

Черникова Г.В.

Преподаватель

ГБПОУ «Кропоткинский медицинский колледж»
Преподаватель

Министерство образования, науки и молодежной политики
Краснодарского края
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Краснодарского края
«Кропоткинский техникум технологий и железнодорожного транспорта

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД. 17 Астрономия

для профессии
среднего профессионального образования
08.01.07 Мастер общестроительных работ

2021

РАССМОТРЕНО
методической комиссией
естественно-научных дисциплин, поваров,
кондитеров, технологов
«30» августа 2021 г.
Председатель МК________ Третьякова О.О

УТВЕРЖДАЮ
И.о. директора ГБПОУ «КТТ и ЖТ»
_______________ С.А. Москалев

Рассмотрена
на заседании
педагогическо
го совета
протокол № 1

от «31» августа 2021 г.
Рабочая программа учебной дисциплины УД. 17 Астрономия разработана на основании Федерального
закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ (в ред. от 03.07.2016, с
изм. от 19.12.2016);требований ФГОС среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от
17.05.2012 г. № 413, с изм. от 31 декабря 2015 г. N 1578), примерной основной образовательной
программы среднего общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з), рекомендаций по
организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ
СПО на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных
образовательных стандартов и получаемой профессии СПО (письмо департамента государственной
политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 с
уточнениями, одобренными научно-методическим советом Центра профессионального образования и
систем квалификации ФГАУ «ФИРО» протокол № 3 от 25 мая 2017 г.), примерной программой
общеобразовательной учебной дисциплины «История» для профессиональных образовательных
организаций, рекомендованной ФГАУ «ФИРО» протокол № 3 от 21 июля 2015 г., регистрационный
номер рецензии 376 от 23 июля 2015 г. ФГАУ «ФИРО», по профессиям технического профиля 08.01.07
Мастер общестроительных работ (приказ Минобрнауки России от 13.03.2018 N 178, зарегистрировано
в Минюсте России 28.03.2018 N 50543; профессиональных стандартов Каменщик (приказ Минтруда
России № 1150н от 25.12.2014, минюст. № 35773 от 29.01.2015г); Сварщик (приказ Минтруда России №
701н от 28.11.2013, минюст. № 31301 от 13.02.2013 г).
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Краснодарского края «Кропоткинский техникум технологий и железнодорожного транспорта».
Автор: ________Е. В. Бугакова, преподаватель ГБПОУ «КТТ и ЖТ».
Рецензенты:

________________
МП

Чернявская Н.Н. преподаватель
ГБПОУ КК «ГСТ»
Преподаватель

________________
МП

Черникова Г.В.

Преподаватель

ГБПОУ «Кропоткинский медицинский колледж»
Преподаватель

СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка

5

Общая характеристика учебной дисциплины «Астрономия»

6

Место учебной дисциплины в учебном плане

7

Результаты освоения учебной дисциплины

7

Содержание учебной дисциплины

8

Тематическое планирование

11

Характеристика основных видов деятельности студентов

12

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы
учебной дисциплины «Астрономия»

16

Рекомендуемая литература

17

Контроль и оценка результатов учебной дисциплины «Астрономия»

20

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Астрономия» предназначена для изучения
основных вопросов астрономии в профессиональных образовательных организациях, реализующих
образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной
профессиональной образовательной программы (ОПОП) СПО на базе основного общего образования при
подготовке квалифицированных рабочих и служащих, специалистов среднего звена.
Программа учебной дисциплины «Астрономия» разработана в соответствии с Приказом
Минобрнауки России «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт
среднего общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17 мая 2012 г. № 413»от 29 июня 2017 г. № 613; на основании Письма Минобрнауки России
«Об организации изучения учебного предмета “Астрономия”» от 20 июня 2017 г. № ТС-194/08; с учетом
требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам
освоения учебной дисциплины «Астрономия». В настоящее время важнейшие цели и задачи астрономии
заключаются в формировании представлений о современной естественнонаучной картине мира, о единстве
физических законов, действующих на Земле и в безграничной Вселенной, о непрерывно происходящей
эволюции нашей планеты, всех космических тел и их систем, а также самой Вселенной.
Содержание программы учебной дисциплины «Астрономия» направлено на формирование у
обучающихся:
•
понимания принципиальной роли астрономии в познании фундаментальных законов природы
и современной естественно-научной картины мира;
•
знаний о физической природе небесных тел и систем, строения и эволюции Вселенной,
пространственных и временных масштабах Вселенной, наиболее важных астрономических открытиях,
определивших развитие науки и техники;
•
умений объяснять видимое положение и движение небесных тел принципами определения
местоположения и времени по астрономическим объектам, навыками практического использования
компьютерных приложений для определения вида звездного неба в конкретном пункте для заданного
времени;
•
познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе
приобретения знаний по астрономии с использованием различных источников информации и современных
образовательных технологий; умения применять приобретенные знания для решения практических задач
повседневной жизни;
•
научного мировоззрения;
•
навыков использования естественно-научных, особенно физико-математических знаний для
объективного анализа устройства окружающего мира на примере достижений современной астрофизики,
астрономии и космонавтики. Программа учебной дисциплины «Астрономия» является основой для
разработки рабочих программ, в которых профессиональные образовательные организации, реализующие
образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе
основного общего образования, уточняют содержание учебного материала, последовательность его
изучения, распределение учебных часов, тематику рефератов (докладов), виды самостоятельных работ,
учитывая специфику программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих и специалистов
среднего звена, осваиваемой профессии или специальности.
Программа может использоваться другими профессиональными образовательными организациями,
реализующими образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО
на базе основного общего образования — программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих
(ППКРС), программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ).

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«АСТРОНОМИЯ»
Астрономия — наука, изучающая строение и развитие космических тел, их систем и всей
Вселенной.
Методы астрономических исследований очень разнообразны. Одни из них применяются при
определении положения космических тел на небесной сфере, другие — при изучении их движения, третьи
— при исследовании характеристик космических тел различными методами и, соответственно, с помощью
различных инструментов ведутся наблюдения Солнца, туманностей, планет, метеоров, искусственных
спутников Земли.
В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу
среднего общего образования в пределах базе основного общего образования, учебная дисциплина
«Астрономия» изучается на базовом уровне ФГОС среднего общего образования, основывается на знаниях
обучающихся, полученных при изучении физики, химии, географии, математики в основной школе.
Важную роль в освоении содержания программы играют собственные наблюдения обучающихся.
Специфика планирования и организации этих наблюдений определяется двумя обстоятельствами. Вопервых, они (за исключением наблюдений Солнца) должны проводиться в вечернее или ночное время. Вовторых, объекты, природа которых изучается на том или ином занятии, могут быть в это время недоступны
для наблюдений. При планировании наблюдений этих объектов, в особенности планет, необходимо
учитывать условия их видимости.
При невозможности проведения собственных наблюдений за небесными телами, их можно
заменить на практические задания с использованием современных информационно-коммуникационных
технологий, в частности картографических сервисов (Google Maps и др.).
В зависимости от профиля профессионального образования, специфики осваиваемых профессий
СПО или специальностей СПО последовательность и глубина изучения тем общеобразовательной
дисциплины «Астрономия» могут иметь свои особенности.
Это выражается через содержание обучения, количество часов, выделяемых на изучение отдельных
тем программы, глубину их освоения обучающимися, через объем и характер практических занятий, виды
внеаудиторной самостоятельной работы студентов. При отборе содержания учебной дисциплины
«Астрономия» использован междисциплинарный подход, в соответствии с которым обучающиеся должны
усвоить знания и умения, необходимые для формирования единой целостной естественно-научной картины
мира, определяющей формирование научного мировоззрения, востребованные в жизни и в практической
деятельности.
В целом учебная дисциплина «Астрономия», в содержании которой ведущим компонентом
являются научные знания и научные методы познания, не только позволяет сформировать у обучающихся
целостную картину мира, но и пробуждает у них эмоционально-ценностное отношение к изучаемому
материалу, готовность к выбору действий определенной направленности, умение использовать
методологию научного познания для изучения окружающего мира.
В процессе освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего
общего образования (ППКРС, ППССЗ) подведение результатов обучения по учебной дисциплине
«Астрономия» осуществляется в рамках промежуточной аттестации.

МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Дисциплина «Астрономия» входит в состав предметной области «Естественные науки» ФГОС
среднего общего образования и изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на
базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ).
В учебных планах ППКРС, ППССЗ место учебной дисциплины «Астрономия» в составе общих
общеобразовательных учебных дисциплин, обязательных для освоения вне зависимости от профиля
профессионального образования, получаемой профессии или специальности.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Освоение содержания учебной дисциплины «Астрономия» обеспечивает достижение
обучающимися следующих результатов:
•
личностных:
− сформированность научного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
астрономической науки;
− устойчивый интерес к истории и достижениям в области астрономии;
− умение анализировать последствия освоения космического пространства для жизни и деятельности
человека;
•
метапредметных:
− умение использовать при выполнении практических заданий по астрономии такие мыслительные
операции, как постановка задачи, формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение,
систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов, формулирование выводов для
изучения различных сторон астрономических явлений, процессов, с которыми возникает необходимость
сталкиваться в профессиональной сфере;
− владение навыками познавательной деятельности, навыками разрешения проблем, возникающих при
выполнении практических заданий по астрономии;
− умение использовать различные источники по астрономии для получения достоверной научной
информации, умение оценить ее достоверность;
− владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения по
различным вопросам астрономии, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме
астрономического характера, включая составление текста и презентации материалов с использованием
информационных и коммуникационных технологий;
•
предметных:
− сформированность представлений о строении Солнечной системы, эволюции звезд и Вселенной,
пространственно-временных масштабах Вселенной;
− понимание сущности наблюдаемых во Вселенной явлений;
− владение основополагающими астрономическими понятиями, теориями,
законами и закономерностями, уверенное пользование астрономической терминологией и символикой;
− сформированность представлений о значении астрономии в практической
деятельности человека и дальнейшем научно-техническом развитии;
− осознание роли отечественной науки в освоении и использовании космического пространства и развитии
международного сотрудничества в этой области.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Введение (2 часа)
Астрономия, ее связь с другими науками. Роль астрономии в развитии цивилизации. Структура и
масштабы Вселенной. Особенности астрономических методов исследования.
Наземные и космические телескопы, принцип их работы.
Всеволновая астрономия: электромагнитное излучение как источник информации о небесных
телах. Практическое применение астрономических исследований.
История развития отечественной космонавтики. Первый искусственный спутник Земли, полет Ю.
А. Гагарина. Достижения современной космонавтики.
1. История развития астрономии (4 часа)
Астрономия Аристотеля как «наиболее физическая из математических наук».
Космология Аристотеля. Гиппарх Никейский: первые математические теории видимого движения
Солнца и Луны и теории затмений. Птолемей (астрономия как «математическое изучение неба»). Создание
первой универсальной математической модели мира на основе принципа геоцентризма.
Звездное небо (изменение видов звездного неба в течение суток, года). Летоисчисление и его
точность (солнечный и лунный, юлианский и григорианский календари, проекты новых календарей).
Оптическая астрономия (цивилизационный запрос, телескопы: виды, характеристики, назначение).
Изучение околоземного пространства (история советской космонавтики, современные методы
изучения ближнего космоса).
Астрономия дальнего космоса (волновая астрономия, наземные орбитальные телескопы,
современные методы изучения дальнего космоса).
Демонстрация
Карта звездного неба.
Практическое занятие
С помощью картографического сервиса (Google Maps и др.) посетить раздел «Космос» и описать
новые достижения в этой области. https://hi-news.ru/tag/kosmos
2. Устройство Солнечной системы (16 часов)
Система «Земля—Луна» (основные движения Земли, форма Земли, Луна — спутник Земли,
солнечные и лунные затмения). Природа Луны (физические условия на Луне, поверхность Луны, лунные
породы).
Планеты земной группы (Меркурий, Венера, Земля, Марс; общая характеристика атмосферы,
поверхности).
Планеты-гиганты (Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун; общая характеристика, особенности строения,
спутники, кольца).
Астероиды и метеориты. Закономерность в расстояниях планет от Солнца. Орбиты астероидов. Два
пояса астероидов: Главный пояс (между орбитами Марса и Юпитера) и пояс Койпера (за пределами орбиты
Нептуна; Плутон — один из крупнейших астероидов этого пояса). Физические характеристики астероидов.
Метеориты.
Кометы и метеоры (открытие комет, вид, строение, орбиты, природа комет, метеоры и болиды,
метеорные потоки). Понятие об астероидно-кометной опасности.
Исследования Солнечной системы. Межпланетные космические аппараты, используемые для
исследования планет. Новые научные исследования Солнечной системы.
Демонстрация
Видеоролик «Луна» https://www. youtube.com/watch?v=gV8eT2DtP1I
Google Maps посещение планеты Солнечной системы https://hi-news.ru/eto-interesno/v-google-mapsteper-mozhno-posetit-planetysolnechnoj-sistemy.html
Практическое занятие
Используя сервис Google Maps, посетить:
1) одну из планет Солнечной системы и описать ее особенности;
2) международную космическую станцию и описать ее устройство и назначение.
3. Строение и эволюция Вселенной (14 часов)
Расстояние до звезд (определение расстояний по годичным параллаксам, видимые и абсолютные
звездные величины). Пространственные скорости звезд (собственные движения и тангенциальные скорости
звезд, эффект Доплера и определение лучевых скоростей звезд).

Физическая природа звезд (цвет, температура, спектры и химический состав, светимости, радиусы,
массы, средние плотности). Связь между физическими характеристиками звезд (диаграмма «спектр —
светимость», соотношение «масса — светимость», вращение звезд различных спектральных классов).
Двойные звезды (оптические и физические двойные звезды, определенных масс звезды из
наблюдений двойных звезд, невидимые спутники звезд).
Открытие экзопланет — планет, движущихся вокруг звезд. Физические переменные, новые и
сверхновые звезды (цефеиды, другие физические переменные звезды, новые и сверхновые).
Наша Галактика (состав — звезды и звездные скопления, туманности, межзвездный газ,
космические лучи и магнитные поля). Строение Галактики, вращение Галактики и движение звезд в ней.
Сверхмассивная черная дыра в центре Галактики. Радиоизлучение Галактики. Загадочные гамма-всплески.
Другие галактики(открытие других галактик, определение размеров, расстояний и масс галактик;
многообразие галактик, радиогалактики и активность ядер галактик, квазары и сверхмассивные черные
дыры в ядрах галактик).
Метагалактика (системы галактик и крупномасштабная структура Вселенной, расширение
Метагалактики, гипотеза «горячей Вселенной», космологические модели Вселенной, открытие ускоренного
расширения Метагалактики).
Происхождение и эволюция звезд. Возраст галактик и звезд.
Происхождение планет (возраст Земли и других тел Солнечной системы, основные закономерности
в Солнечной системе, первые космогонические гипотезы, современные представления о происхождении
планет).
Жизнь и разум во Вселенной (эволюция Вселенной и жизнь, проблема внеземных цивилизаций).
Практическое занятие
Решение проблемных заданий, кейсов.
Экскурсии, в том числе интерактивные (в планетарий, Музей космонавтики и др.):
1. Живая планета.
2. Постижение космоса.
3. Самое интересное о метеоритах.
4. Обзорная экскурсия по интерактивному музею «Лунариум».
5. Теория и практика космического полета на тренажере «Союз — ТМА».
Ссылки:
http://www. planetarium-moscow.ru/world-of-astronomy/astronomical-news/
http://www.kosmo-museum.ru/static_pages/interaktiv

Примерные темы рефератов, индивидуальных проектов
1. Астрономия — древнейшая из наук.
2. Современные обсерватории.
3. Об истории возникновения названий созвездий и звезд.
4. История календаря.
5. Хранение и передача точного времени.
6. История происхождения названий ярчайших объектов неба.
7. Прецессия земной оси и изменение координат светил с течением времени.

8. Системы координат в астрономии и границы их применимости.
9. Античные представления философов о строении мира.
10. Точки Лагранжа.
11. Современные методы геодезических измерений.
12. История открытия Плутона и Нептуна.
13. Конструктивные особенности советских и американских космических аппаратов.
14. Полеты АМС к планетам Солнечной системы.
15. Проекты по добыче полезных ископаемых на Луне.
16. Самые высокие горы планет земной группы.
17. Современные исследования планет земной группы АМС.
18. Парниковый эффект: польза или вред?
19. Полярные сияния.
20. Самая тяжелая и яркая звезда во Вселенной.
21. Экзопланеты.
22. Правда и вымысел: белые и серые дыры.
23. История открытия и изучения черных дыр.
24. Идеи множественности миров в работах Дж. Бруно.
25. Идеи существования внеземного разума в работах философов-космистов.
26. Проблема внеземного разума в научно-фантастической литературе.
27. Методы поиска экзопланет.
28. История радиопосланий землян другим цивилизациям.
29. История поиска радиосигналов разумных цивилизаций.
30. Методы теоретической оценки возможности обнаружения внеземных цивилизаций на современном
этапе развития землян.
31. Проекты переселения на другие планеты: фантазия или осуществимая реальность.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
При реализации содержания общеобразовательной учебной дисциплины «Астрономия» в пределах
освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования
(ППКРС, ППССЗ) максимальная учебная нагрузка обучающихся вне зависимости от профиля
профессионального образования, получаемой профессии или специальности составляет 54 часа. Из них
аудиторная (обязательная) учебная нагрузка обучающихся, включая практические занятия, —36 часов,
внеаудиторная самостоятельная работа студентов — 18 часов.

Вид учебной работы
Аудиторные занятия
Содержание обучения.

Тематический план
Количество часов
Профили профессионального образования
Технический

Естественнонаучный

Введение
2
1.
История развития
4
астрономии
2.
Устройство
16
Солнечной системы
3.
Строение и эволюция
14
звезд
Итого
36
Внеаудиторная
18
самостоятельная работа:
подготовка
докладов,
рефератов, индивидуальных
проекта с использованием
информационных
технологий, экскурсий и др.
Промежуточная аттестация – дифференцированный зачет.
Всего

54

3
3
20
10
36
0

36

ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
Содержание обучения

Характеристика основных видов деятельности
студентов (на уровне учебных действий)
Введение
Познакомиться с предметом изучения астрономии.
Определить роль астрономии в формировании
современной картины мира и в практической
деятельности людей.
Определить значение астрономии при освоении
профессий и специальностей среднего специального
образования.
История развития Астрономии
Астрономия в древности
Познакомиться с представлениями о Вселенной древних
(Аристотель, Гиппарх,
ученых. Определить место и значение древней
Никейский и Птолемей)
астрономии в эволюции взглядов на Вселенную.
Звездное небо (изменение
Использовать карту звездного неба для нахождения
видов звездного неба в
координат светила. Приводить примеры практического
течении суток, года)
использования карты звездного неба.
Летоисчисление и его
Познакомится с историей создания различных
точность (солнечный и
календарей. Определить роль и значение летоисчисления
лунный, юлианский и
для жизни и деятельности человека. Определить значение
григорианский календари,
использования календарей при освоении профессий и
проекты новых календарей)
специальностей среднего профессионального
образования.
Оптическая астрономия
Познакомиться с инструментами оптической астрономии.
(цивилизационный запрос,
Определить роль наблюдательной астрономии в
телескопы)
эволюции взглядов на Вселенную. Определить значение
наблюдений при освоении профессий и специальностей
среднего профессионального образования.
Познакомиться с историей космонавтики и проблемами
Изучение околоземного
освоения космоса. Определить значение освоения
пространства (история
ближнего космоса для развития человеческой
советской космонавтики,
цивилизации и экономического развития России.
современные методы
Определить значение знаний об освоении ближнего
изучения ближнего космоса)
космоса для профессий и специальностей среднего
профессионального образования.
Астрономия дальнего космоса Познакомиться с проблемами освоения дальнего космоса.
Определить значение освоения дальнего космоса для
(волновая астрономия,
развития человеческой цивилизации и экономического
наземные и орбитальные
развития России. Определить значение знаний об
телескопы, современные
освоении дальнего космоса для профессий и
методы изучения дальнего
специальностей среднего профессионального
космоса)
образования.
Устройство Солнечной системы
Происхождение Солнечной
Познакомиться с различными теориями происхождения
системы
Солнечной системы. Определить значение знаний о
происхождении Солнечной системы для освоения
профессий и специальностей среднего
профессионального образования
Видимое движение
Познакомиться с понятием «конфигурация планет»,
планет(видимое движение и
«синодический период», «сидерический период»,
конфигурация планет)
«конфигурация планет и условия их видимости».
Научиться проводить вычисления для определения
синодического и сидерического периодов обращения
планет. Определить значение знаний о конфигурации
планет для освоения профессий и специальностей

среднего профессионального образования.
Познакомиться с системой Земля-Луна (двойная
планета). Определить значение исследований Луны
космическими аппаратами. Определить значение
пилотируемых космических экспедиций на Луну.
Определить значение знаний о системе Земля-Луна для
освоения профессий и специальностей среднего
профессионального образования.
Природа Луны.
Познакомиться с физической природой Луны, строением
лунной поверхности, физическими условиями на Луне.
Определить значение знаний о природе Луны для
развития человеческой цивилизации. Определить
значение знаний о природе Луны для освоения профессий
и специальностей среднего профессионального
образования.
Планеты Земной группы.
Познакомиться с планетами земной группы. Определить
значение знаний о планетах земной группы для развития
человеческой цивилизации. Определить значение знаний
о планетах земной группы для освоения профессий и
специальностей среднего профессионального
образования.
Планеты-гиганты.
Познакомиться с планетами-гигантами. Определить
значение знаний о планетах-гигантах для развития
человеческой цивилизации. Определить значение знаний
о планетах-гигантах для освоения профессий и
специальностей среднего профессионального
образования.
Малые тела Солнечной
Познакомиться с малыми телами Солнечной системы.
системы (астероиды,
Определить значение знаний о малых телах Солнечной
метеориты, кометы, малые
системы для развития человеческой цивилизации.
планеты).
Определить значение знаний о малых телах Солнечной
системы для освоения профессий и специальностей
среднего профессионального образования.
Общие сведения о Солнце
Познакомиться с общими сведениями о Солнце.
Определить значение знаний о Солнце для развития
человеческой цивилизации определить значение знаний о
Солнце для освоения профессий и специальностей
среднего профессионального образования
Солнце и жизнь Земли
Изучить взаимосвязь существования жизни на Земле и
Солнца. Определить значение знаний о Солнце для
существования жизни на Земле. Определить значение
изучения Солнца как источника жизни на Земле для
освоения профессий и специальностей среднего
профессионального образования.
Небесная механика (законы
Изучить законы Кеплера. Определить значение законов
Кеплера, открытие планет).
Кеплера для изучения небесных тел и Вселенной.
Определить значение законов Кеплера для открытия
новых планет.
Исследование Солнечной
Познакомиться с исследованиями Солнечной системы.
системы (межпланетные
Определить значение межпланетных экспедиций для
экспедиции, космические
развития человеческой цивилизации. Определить
миссии и межпланетные
значение современных знаний о межпланетных
космические аппараты).
экспедициях для освоения профессий и специальностей
среднего профессионального образования.
Строение и эволюция Вселенной
Расстояние до звезд.
Изучить методы определения расстояний до звезд.
Определить значение знаний об определении расстояний
Система Земля-Луна.

Физическая природа звезд.

Виды звезд.

Звездные система.
Экзопланеты.

Наша Галактика- Млечный
путь(галактический год).

Другие галактики.

Происхождение галактик.

Эволюция галактик и звезд.

Жизнь и разум во Вселенной.

Вселенная сегодня.
Астрономические открытия.

до звезд для изучения Вселенной определить значение
знаний об определении расстояния до звезд для освоения
профессий и специальностей среднего
профессионального образования.
Познакомиться с физической природой звезд. Определить
значение знаний о физической природе звезд для
человека. Определить значение современных знаний о
физической природе звезд для освоения профессий и
специальностей среднего профессионального
образования.
Познакомиться с видами звезд. Изучит особенности
спектральных классов звезд. Определить значение
современных астрономических открытий для человека.
Определить значение современных знаний о Вселенной
для освоения профессий и специальностей среднего
профессионального образования.
Познакомиться со звездными системами и
экзопланетами. Определить значение астрономических
знаний о звездных системах и экзопланетах для человека.
Определить значение этих знаний для освоения
профессий и специальностей среднего
профессионального образования.
Познакомиться с представлениями и научными
изысканиями о нашей Галактике, с понятием
«галактический год». Определить значение современных
знаний о нашей Галактике для жизни и деятельности
человека. Определить значение современных знаний о
Вселенной для освоения профессий и специальностей
среднего профессионального образования.
Познакомиться с различными галактиками и их
особенностями. Определить значение знаний о других
галактиках для развития науки и человека. Определить
значение современных знаний о Вселенной для освоения
профессий и специальностей среднего
профессионального образования.
Познакомиться с различными гипотезами и учениями о
происхождении галактик. Определить значение
современных астрономических знаний о происхождении
галактик для человека. Определить значение
современных знаний о происхождении галактик для
освоения профессий и специальностей среднего
профессионального образования.
Познакомиться с эволюцией галактик и звезд.
Определить значение знаний об эволюции галактик и
звезд для человека. Определить значение современных
знаний об эволюции галактик и звезд для освоения
профессий и специальностей среднего
профессионального образования.
Познакомиться с различными гипотезами о
существовании жизни и разума во Вселенной.
Определить значение изучения проблем существования
жизни и разума во Вселенной для развития человеческой
цивилизации. Определить значение современных знаний
о жизни и разуме во Вселенной для освоения профессий
и специальностей среднего профессионального
образования.
Познакомиться с достижениями современной
астрономической науки. Определить значение

современных астрономических открытий для человека.
Определить значение современных знаний о Вселенной
для освоения профессий и специальностей среднего
профессионального образования.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНОТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПРОГРАММЫУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «АСТРОНОМИЯ»
Освоение программы учебной дисциплины «Астрономия» предполагает использование в
профессиональной образовательной организации, реализующей образовательную программу среднего
общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебного
кабинета физики, в котором имеется возможность обеспечить свободный доступ в Интернет во время
учебного занятия ив период внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся.
Помещение кабинета должно удовлетворять требованиям Санитарных правил и норм (СанПиН
2.4.2 № 178-02) и оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе
специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к
уровню подготовки обучающихся.
В кабинете должно быть мультимедийное оборудование, посредством которого участники
образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию по астрономии, создавать
презентации, видеоматериалы, иные документы.
В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной
дисциплины «Астрономия» входят:
•
многофункциональный комплекс преподавателя;
•
наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, портретов выдающихся ученыхастрономов, модели и др.);
•
средства информационно-коммуникационных технологий;
•
комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения,
инструкции по их использованию и технике безопасности;
•
библиотечный фонд.
В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплекты (УМК), обеспечивающие
освоение учебной дисциплины «Астрономия», рекомендованные или допущенные для использования в
профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего
общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования.
Библиотечный фонд может быть дополнен энциклопедиями, справочниками, словарями, научной и
научно-популярной литературой и т.п. по разным вопросам изучения астрономии, в том числе
видеоматериалами, рассказывающими о достижениях современной астрономической науки.
В процессе освоения программы учебной дисциплины «Астрономия» студенты должны иметь
возможность доступа к электронным учебным материалам, имеющимся в свободном доступе в системе
Интернет (электронные книги, практикумы, тесты и др.).
1. См.: Письмо Минобрнауки РФ от 24 ноября 2011 г. № МД-1552/03 «Об оснащении
общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием».

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Для студентов:
Учебники Воронцов-Вельяминов Б.А. Астрономия. Базовый уровень. 11 класс : учебник для общеобразоват.
организаций / Б.А.Воронцов-Вельяминов, Е.К.Страут. — М. :Дрофа, 2017.
Левитан Е.П. Астрономия. Базовый уровень. 11 класс. : учебник для общеобразоват. организаций /
Е.П.Левитан. — М. : Просвещение, 2018.
Астрономия : учебник для проф. образоват. организаций / [Е. В.Алексеева,
П.М.Скворцов, Т.С.Фещенко, Л.А.Шестакова], под ред. Т.С. Фещенко. — М. : Издательский центр
«Академия», 2018.
Чаругин В.М. Астрономия. Учебник для 10—11 классов / В.М.Чаругин. — М. :Просвещение, 2018. Учебные
и справочные пособия Куликовский П.Г. Справочник любителя астрономии / П.Г.Куликовский. — М.
:Либроком, 2013.
Школьный астрономический календарь. Пособие для любителей астрономии /Московский планетарий —
М., (на текущий учебный год).
Для внеаудиторной самостоятельной работы«Астрономия — это здорово!» http://menobr.ru/files/astronom2.
pptx
http://menobr.ru/files/blank. pdf. «Знаешь ли ты астрономию?» http://menobr.ru/files/astronom1. pptx
Для преподавателей:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Обобразовании в Российской
Федерации» (в текущей редакции).
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (с изм. и доп. от 29 декабря
2014 г., 31 декабря 2015 г., 29 июня 2017 г.).
Приказ Минобрнауки России «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный
стандарт среднего общего образования, утвержденный приказомМинистерства образования и науки
Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413»от 29 июня 2017 г. № 613.
Письмо Минобрнауки России «Об организации изучения учебного предмета
«Астрономия» от 20 июня 2017 г. № ТС-194/08.Информационно-методическое письмо об актуальных
вопросах модернизации среднего профессионального образования на 2017/2018 г. — http://www. firo.ru/
Горелик Г.Е. Новые слова науки — от маятника Галилея до квантовой гравитации. — Библиотечка «Квант»,
вып. 127. Приложение к журналу «Квант», № 3/2013. — М. : Изд-во МЦНМО, 2017.
Кунаш М.А. Астрономия 11 класс. Методическое пособие к учебнику Б.А.Воронцова-Вельяминова,
Е.К.Страута /М.А.Кунаш — М. : Дрофа, 2018.
Кунаш М.А. Астрономия. 11 класс. Технологические карты уроков по учебникуБ.А.ВоронцоваВельяминова, Е.К.Страута / М.А.Кунаш — Ростов н/Д : Учитель,2018.Левитан Е.П. Методическое пособие
по использованию таблиц — file:///G:/Астрономия/astronomiya_tablicy_metodika. pdf
Сурдин В.Г. Галактики / В.Г.Сурдин. — М. : Физматлит, 2013.
Сурдин В.Г. Разведка далеких планет / В.Г.Сурдин. — М. : Физматлит, 2013.
Сурдин В.Г. Астрономические задачи с решениями / В.Г.Сурдин. — Издательство ЛКИ, 2017.
Интернет-ресурсы
Астрономическое общество. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.sai.msu. su/EAAS
Гомулина Н.Н. Открытая астрономия / под ред. В.Г. Сурдина. [Электронный ресурс] — Режим доступа:
http://www.college.ru/astronomy/course/content/index.htm
Государственный астрономический институт им. П.К. Штернберга МГУ. [Электронный ресурс] — Режим
доступа: http://www. sai.msu.ru
Институт земного магнетизма, ионосферы и распространения радиоволн им.
Н.В.Пушкова РАН. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www. izmiran.ruКомпетентностный
подход в обучении астрономии по УМК В.М.Чаругина. [Электронный ресурс] — Режим доступа:
https://www. youtube.com/watch?v=TKNGOhR3 w1s&feature=youtu. be
Корпорация Российский учебник. Астрономия для учителей физики. Серия вебинаров.
Часть 1. Преподавание астрономии как отдельного предмета. [Электронный ресурс] — Режим доступа:
https://www. youtube.com/watch?v=YmE4YLArZb0
Часть 2. Роль астрономии в достижении учащимися планируемых результатовосвоения основной
образовательной программы СОО. [Электронный ресурс] — Режимдоступа: https://www.
youtube.com/watch?v=gClRXQ-qjaI

Часть 3. Методические особенности реализации курса астрономии в урочной ивнеурочной деятельности в
условиях введения ФГОС СОО. [Электронный ресурс] —Режим доступа: https://www.
youtube.com/watch?v=Eaw979Ow_c0
Новости космоса, астрономии и космонавтики. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.
astronews.ru/ Общероссийский астрономический портал. Астрономия РФ. [Электронный ресурс] — Режим
доступа: http://xn--80aqldeblhj0l.xn--p1ai/ Российская астрономическая сеть. [Электронный ресурс] — Режим
доступа: http://www. astronet.ru
Универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия «Энциклопедия Кругосвет». [Электронный
ресурс] — Режим доступа: http://www.krugosvet.ru Энциклопедия «Космонавтика». [Электронный ресурс]
— Режим доступа: http://www.cosmoworld.ru/spaceencyclopedia
http://www.astro.websib.ru/
http://www.myastronomy.ru
http://class-fizika.narod.ru
https://sites.google.com/site/astronomlevitan/plakaty
http://earth-and-universe.narod.ru/index.html
http://catalog.prosv.ru/item/28633
http://www.planetarium-moscow.ru/
https://sites.google.com/site/auastro2/levita

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «АСТРОНОМИЯ».
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в
процессе проведения учебных занятий, практических и лабораторных работ, тестирования, а также
выполнения обучающимися индивидуальных занятий, проектов и исследований.

Результаты обучения (освоенные умения,
усвоенные знания)
Освоение содержания учебной дисциплины
«Астрономия»
обеспечивает
достижение
студентами следующих результатов:
личностных:
Сформированность научного мировоззрения
научного соответствующего современному
уровню развития астрономической науки;
устойчивый интерес к истории и достижениям
в области астрономии;
умение анализировать последствия освоения
космического пространства для жизни и
деятельности человека;
метапредметных:
умение использовать при выполнении
практических заданий по астрономии такие
мыслительные операции, как постановка задачи,
формулирование гипотез, анализ и синтез,
сравнение,
обобщение,
систематизация,
выявление причинно-следственных связей,
поиск аналогов, формулирование выводов, для
изучения различных сторон астрономических
явлений, процессов, с которыми возникает
необходимость
сталкиваться
в
профессиональной сфере

Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
Текущий контроль:
- практическая работа, оценивается умение
применять теоретические знания при
решении задач и упражнений, объём,
качество и своевременность выполнения.
- решение прикладных задач и упражнений,
оценивается
умение
применять
теоритические знания в стандартных и
нестандартных ситуациях;
- фронтальный опрос, оценивается полнота
ответа, умение правильно формулировать
свои мысли, правильно и грамотно
использовать специальную терминологию;
- тестовые задания, оценивается полнота
ответа, качество знаний, использование
профессиональной терминологии;
- рефераты и презентации, оценивается
умение
использовать
актуальную,
достоверную
информацию,
ее
систематизировать,
применять
информационные технологии, отвечать на
вопросы по выступлению;

владение
навыками
познавательной
деятельности, навыками разрешения проблем,
возникающих при выполнении практических
аданий по астрономии;
умение использовать различные источники по
астрономии
для
получения
достоверной
научной информации, умение оценивать ее
достоверность.
владение языковыми средствами: умение
ясно, логично и точно излагать свою точку
рения по различным вопросам астрономии,
использовать языковые средства, адекватные
обсуждаемой
проблеме
астрономического
характера, включая составление текста и
презентации материалов с использованием
информационных
и
коммуникационных
технологий;
предметные
сформированность представлений о строении
Солнечной системы, эволюции звезд и
Вселенной,
пространственно-временных
масштабах Вселенной;
понимание сущности наблюдаемых во

- самостоятельная работа; оценивается
полнота
ответа,
правильность
и
грамотность использования специальной
терминологии;
умение
применять
теоретические знания в стандартных и
нестандартных ситуациях;
- самоконтроль; оценивается на основе
поставленной цели, намеченного плана и
усвоенного образца следить за своими
действиями. Результатами этих действий и
сознательно
регулировать
их
целесообразность и эффективность самого
процесса выполнения работы, намеченного
плана
и
уже
осуществленного
регулирования;
- групповая работа, оценивается точность,
скорость
и
качество
выполнения
конкретного задания по группам, умении
акцентировать внимание студентов на
наиболее
рациональных
способах
выполнения заданий, на лучшем из
вариантов доказательства теоремы и т. п.,
умение работать в коллективе.

Вселенной явлений;
владение
основополагающими
астрономическими
понятиями,
теориями,
аконами и закономерностями, уверенное
пользование астрономической терминологией
и символикой;
сформированность представлений о значении
астрономии в практической деятельности
человека и дальнейшем научно-техническом
развитии;
осознание роли отечественной науки в
освоении и использовании космического
пространства и развитии международного
сотрудничества в этой области.

Промежуточный контроль:
- Дифференцированный зачет, оценивается
полнота
ответа,
правильность
и
грамотность использования материала,
умение
применять
полученные
компетенции
в
стандартных
и
нестандартных ситуациях.

Рецензия
на рабочую программу по дисциплине «ОУД 17 Астрономия»
преподавателя ГБПОУ «КТТиЖТ» Бугаковой Е.В.
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного
образовательного стандарта по специальности среднего профессионального
образования
23.02.06 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог,
утвержденного приказом Министерства образования и науки, и примерной
программы учебной дисциплины ОУД 17 Астрономия
Рабочая программа составлена в соответствии с рекомендациями по разработке
рабочих программ Федерального государственного образовательного стандарта
среднего общего образования, ориентирована на достижение целей основной
образовательной программы общеобразовательного учреждения.
Рабочая программа включает обязательные компоненты: паспорт рабочей
программы, структуру и содержание, условия реализации, контроль и оценку д
результатов освоения дисциплины.
Содержание рабочей программы охватывает весь материал, необходимый для
обучения студентов средних специальных учебных заведений.
Рабочая программа отражает место дисциплины в структуре ОПОП. Раскрываются
основные цели и задачи изучаемой, дисциплины- требования к результатам
освоения дисциплины.
В Структуре и содержании учебной дисциплины паспорта программы определены
темы и количество часов на их изучение, указывается объем часов максимальной,
обязательной аудиторной учебной нагрузки. самостоятельной работы обучающихся,
перечислены виды обязательной’ аудиторной учебной нагрузки, самостоятельной
работы и форма итоговой аттестации по дисциплине.
Содержание учебной дисциплины состоит из следующих разделов:
Введение (3 часа)
Раздел 1.. История развития астрономии (3 часа)
Раздел 2. Устройство Солнечной системы (20 часов) ж Раздел 3. Строение и
эволюция Вселенной (10 часов)
Содержание программы направлено на приобретение обучающимися знаний,
умений и навыков, направленных на формирование общих компетенций ОК1ОКЮ определенных ФГОС СПО, и соответствует объему часов, указанному в
рабочем учебном плане.
В рабочей программе указаны требования к результатам освоения дисциплины.
Всё это позволяет обеспечивать приобретение обучающимися знаний, умений и
навыков, направленных на формирование компетенций, определенных ФГОС СПО
по специальности 23.02.06 Техническая эксплуатация подвижного состава
железных дорог, и может соответствовать объему часов, указанному в рабочем
учебном плане.
В разделе «Контроль и оценка результатов освоения дисциплины» определены
результаты обучения и те формы и методы, которые будут использованы для их
контроля и оценки преподавателем.
Все темы, отвечают требованиям современности. В результате изучения
дисциплины ОУДТ17 Астрономия обучающийся сможет применять полученные
знания и умения в профессиональной деятельности.

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».