КОС ОГСЭ.01 Фил. ОПТ 2021

Министерство образования, науки и молодежной политики
Краснодарского края
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Краснодарского края
«Кропоткинский техникум технологий и железнодорожного транспорта»

Комплект оценочных средств
для оценки результатов освоения дисциплины ОГСЭ.01. ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ
(в форме дифференцированного зачета)
в рамках основной профессиональной образовательной программы (ОПОП)
для специальности среднего профессионального образования
23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте
базовая подготовка
3 года 10 месяцев

2021

Рассмотрен:
методической комиссией гуманитарных
дисциплин, безопасности
жизнедеятельности и физической культуры
№ 1 от «30» августа 2021 г.
Председатель_______/Л.М. Хаженцева/

Утверждаю:
И.о. директора ГБПОУ "КТТиЖТ"
_____________ С.А.Москалев

Рассмотрен педагогическим советом
протокол № 1 от «31» августа 2021 г.

Комплект оценочных средств по дисциплине ОГСЭ.01. Основы философии для
специальности среднего профессионального образования 23.02.01 Организация
перевозок и управление на транспорте составлен на основе рабочей программы
дисциплины ОГСЭ.01. Основы философии, разработанной преподавателем
Савенковой С.В., в соответствии с Положением № 32 «Об оценочных средствах для
текущего контроля и промежуточной аттестации в государственном бюджетном
профессиональном
образовательном
учреждения
Краснодарского
края
«Кропоткинский техникум технологий и железнодорожного транспорта»,
утвержденным приказом директора техникума от «20» февраля 2015 г. № 60/1, в
соответствии с Положением №138 «О периодичности и порядке текущего контроля
успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в государственном
бюджетном образовательном учреждении Краснодарского края «Кропоткинский
техникум технологий и железнодорожного транспорта», утвержденных приказом
директора техникума от 31.08.2018 г. №372.
Автор:

Савенкова С.В., преподаватель ГБПОУ «КТТиЖТ»

Рецензенты:
_________
подпись

Боев Андрей Николаевич
кандидат исторических наук,
преподаватель ПОО Частное учреждение
«Юридический техникум»
г. Кропоткин
Учитель истории и МХК
Квалификация по диплому

___________
подпись

Кузина Наталья Алексеевна
преподаватель истории и обществознания
ГБПОУ «Кропоткинский медицинский
колледж»
1 квалификационная категория
Преподаватель истории и обществознания
Квалификация по диплому

1.Паспорт комплекта оценочных средств
1.1. Область применения комплекта оценочных средств
Комплект оценочных средств предназначен для контроля и оценки результатов
освоения учебной дисциплины ОГСЭ.01. ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ
1.2. Сводные данные об объектах оценивания, основных показателях оценки
результатов и их критериев, типах заданий, формах аттестации
Результаты освоения
(объекты оценивания)
1) определять значение
философии как отрасли
духовной культуры для
формирования личности,
гражданской позиции и
профессиональных
навыков;

2)
определять
соотношение для жизни
человека
свободы
и
ответственности,
материальных и духовных
ценностей;

Основные показатели
оценки результата и их
критерии
самостоятельно
и
мотивированно
организовывать
свою
познавательную
деятельность,
использовать элементы
причинно-следственного
и
структурнофункционального
анализа,
определять
сущностные
характеристики
изучаемого
объекта,
самостоятельно
выбирать критерии для
сравнения,
сопоставления, оценки и
классификации объектов
— в плане это является
основой
для
целеполагания.
формулировать
проблему и цели своей
работы,
определять
адекватные способы и
методы решения задачи,
прогнозировать
ожидаемый результат и
сопоставлять
его
с
собственными
историческими
знаниями. Представлять
результаты
индивидуальной
и
групповой
познавательной
деятельности в формах
конспекта,
реферата,
рецензии
в
форме
резюме,

Форма аттестации
(в соответствии с
учебным планом)
Дифзачет

Тип задания
Устный опрос
Тесты
П/з №1, №12, №13,
№15

Дифзачет
Подготовка
сообщений, докладов.
Составление конспекта.
Подготовка
представление
презентаций
П/з №10, №11, №14

и

3) ориентироваться в
наиболее
общих
философских проблемах
бытия,
познания,
ценностей, свободы и
смысла жизни как основе
формирования культуры
гражданина и будущего
специалиста;

Выявлять роль науки,
культуры
и
религии,
философии
в
современном мире, в
сохранении и укреплении
национальных
и
государственных
традиций.

исследовательского
проекта,
публичной
презентации.
Соотнесение
своих
действий и поступков
окружающих
с
исторически
сложившимися формами
социального поведения.

Анализ философских Дифзачет
документов.
Создание
реферата

проекта,

П/з №2, №3, №4, №5,
как №6, №7, №8, №9

Осознание
себя
представителя
исторически
сложившегося
гражданского,
этнокультурного,
конфессионального
сообщества, гражданина
России.

Владеть компетенциями:
информационной,
коммуникативной,
рефлексивной,
познавательной.
Подготовка
Определение
собственной позиции по презентаций, докладов
отношению к явлениям
П/з №13, №14
современной жизни.
Использование навыков
и
анализа
при
критическом восприятии
получаемой
извне
социальной
информации.

Дифзачет

1. Оценка освоения учебной дисциплины:
1.1. Формы и методы оценивания
Предметом оценки служат умения и знания, предусмотренные ФГОС по дисциплине Основы
философии, направленные на формирование общих и профессиональных компетенций.
Формы оценки результативности обучения:
- традиционная система отметок в баллах за каждую выполненную работу, на основе которых
выставляется итоговая отметка
Методы контроля направлены на проверку умения учащихся:
– отбирать и оценивать факты, процессы, явления;
– выполнять условия задания на творческом уровне с представлением собственной позиции;
– делать осознанный выбор способов действий из ранее известных;
– осуществлять коррекцию (исправление) сделанных ошибок на новом уровне предлагаемых
заданий;
– работать в группе и представлять как свою, так и позицию группы;
– формировать собственную гражданскую позицию через умение доказательно излагать усвоенный
материал, а также способом написания рефератов и создания проектов.

1.2. Задания для оценки освоения учебной дисциплины
1.2.1. Задания для текущего контроля
1. Назовите основные элементы мироощущения
1) знания, взгляды
2) чувства, ценности
3) убеждения, идеалы
2. Что изучает онтология?
1) вопросы смысла жизни
2) проблемы бытия
3) проблемы познания
3.Определите основные черты философского мировоззрения:
1) эмоциональность, символизм
2) опора на разум (рационализм), сомнение, универсализм
3) догматизм, опора на авторитет
4. Назовите основные черты Древнекитайской философии:
1) поиск индивидуального пути спасения и освобождения от тягот жизни
2) единство человека и космоса
3) практичность и консерватизм
5. "Страдание – общий удел мира, конец страданий в нирване, путь отказа от желаний – это
путь достижения нирваны". Основу какого религиозно-философского учения составляют эти
"четыре благородные истины"?
1) Конфуцианство
2) Буддизм
3) Даосизм
6. Мыслитель 17 века, основоположник рационализма и дедукции:
1) Р. Декарт
2) Ф. Бэкон
3) Беркли
7. Основоположник античной диалектики, автор слов: "В одну реку нельзя войти дважды"?
1) Фалес
2) Гераклит
3) Протагор

8. В каком веке возникло христианство?
1) 1 век до нашей эры
2) 4 век нашей эры
3) 1 век нашей эры
9. Кто разработал учение о "сверхчеловеке"?
1) Ф. Ницше
2) И. Кант
3) К.Маркс
10. Философское направление в России 19 века, утверждавшее, что Россия имеет самобытный
путь развития:
1) русский социализм
2) славянофильство
3) западничество
11. Какой исторический тип мировоззрения пытается объяснить мир на основе разума и
знаний?
1) Онтология
2) Философия
3) Религия
12. Натурфилософия – это:
1) философия природы
2) философия, в центре которой стоит человек
3) философия бытия
13. Назовите основную черту Древнеиндийской философии.
1) практичность и консерватизм
2) единство человека и космоса
3) поиск индивидуального пути спасения и освобождения человека от тягот жизни
14. Основоположником какого философского учения был Платон?
1) атомистический материализм
2) "учение об идеях" - объективный идеализм
3) тропологизм и майевтика
15. Сопоставить: имя мыслителя и направление философии
1) Сиддхартха Гаутама
1.даосизм
2) Конфуций
2. буддизм
3) Лао-Цзы
3. конфуцианство
16. Назовите направление Древнеиндийской философии, которое впоследствии стало мировой
религией.
1) Индуизм
2) Веданта
3) Буддизм
17. Античный мыслитель, основоположник мистический философии цифр:
1) Сократ
2) Фалес
3) Пифагор
18. Основоположник философии "всеединства":
1) П. Флоренский
2) С. Булгаков
3) В. Соловьев
19. "Идолы сознания" сформулировал:
1) Ф. Бэкон
2) Р. Декарт
3) Д. Локк
20. Родина Ренессанса (Возрождения):

1) Германия
2) Швейцария
3) Италия
21. Какое направление Древнекитайской философии следовало принципу "увей": "Поскольку
все сущее изменяется само собой, нам остается, лишь созерцая, ни во что, не вмешиваясь,
ожидать его возращения"?
1) конфуцианство
2) даосизм
3) буддизм
22. Какого утверждения придерживался рационализм?
1) "Мир есть комплекс моих ощущений"
2) "Я мыслю, следовательно, существую"
3) "Нет ничего в уме, чего бы не было в чувствах"
23. Основоположник русского космизма, автор труда "Философия общего дела":
1) В. Соловьев
2) Н. Бердяев
3) Н. Федоров
24. К какому понятию можно отнести данное определение: "Эмоциональное восприятие
действительности"?
1) миропонимания
2) мироощущение
3) мировоззрение
25. Соотнести исторический тип мировоззрения и его особенности:
1) мифология опора на разум, знания сомнения
2) религия эмоциональность, символизм, космизм
3) философия вера в Высшее начало бытия
26. Что изучает гносеология?
1) вопросы бытия
2) вопросы смысла жизни
3) вопросы познания
27. Что означает принцип "Дао"?
1) эквивалент Бога
2) свод законов и норм поведения
3) естественный закон природы, общества и людей, который управляет миром
28. Древнеиндийский философский источник – это:
1) веды
2) упанишады
3) араньяки
29. Сопоставить понятия и определения:
1) реинкарнация1. принцип перевоплощения
2) карма2. передача знаний
3) упанишады 3. закон возмездия, воздаяния человеку за его поведение
30. Имя мыслителя, основоположника буддизма:
1) Кришна
2) Лао-цзы
3) Сиддхартха Гаутама
31. Мировоззрение 17-18 вв., объясняющие мир с точки зрения законов механики, как
универсальных законов бытия:
1) метафизика
2) механика
3) диалектика
32. Какой путь изменения жизни видела русская религиозная философия?

1) путь нравственного совершенствования человека
2) изменение внешних условий жизни людей
3) путь следования авторитетам церкви
33. Автор "Философических писем", основоположник русской историософии:
1) Аксаков
2) Киреевский
3) Чаадаев
34. Впервые понятие "бытие" было введено в философию:
1) Парменидом
2) Платоном
3) Аристотелем
35. В чем состоит особая роль Сократа в античной философии?
1) осуществление поворота от объяснения сущности природы к философии человека
2) разработка диалектики как умения ставить вопросы и давать ответы
3) этические проблемы связал с политикой
36. "Мир в своей сущности не познаваем" считали:
1) скептики
2) стоики
3) агностики
37. Истина – это:
1) полное исчерпывающее знание
2) процесс познавания мира
3) правильное отражение предметов и явлений действительности познающим человеком
38. Сопоставить высказывания и автора:
1) "Вещи – тени идей" Сократ
2) "Все течет, все меняется" Платон
3) «Я знаю, что ничего не знаю" Гераклит
39. Какое из приведенных ниже определений истины считается "классическим"?
1) это то, что ясно и самоочевидно
2) это то, что подтверждается опытом
3) это – соответствие знаний действительности
Ключ заданиям для текущего контроля.
1)2; 2)2; 3)2; 4)1; 5)2; 6)1; 7)2; 8)3; 9)1; 10)24;
11)2; 12)1; 13)3; 14)2; 15)3-1,2-3,1-2) 16)3; 17)3; 18)3; 19)2;
20)3; 21)2; 22)2; 23)3; 24)2; 25)1-2,2-3,3-1); 26)3; 27)3;
28)1; 29)1-1,2-3,3-2); 30)3; 31)2; 32)1; 33)3; 34)1; 35)1;
36)1; 37)3; 38)1-2,2-3,3-10; 39)3.
Критерии оценки:
«5»«отлично» выставляется, если студент полностью владеет теоретическими знаниями
и может их обосновать не менее 86-100 %полученных знаний.
«4»- «хорошо» выставляется, если студент допускает некоторые неточности в теоретическом
обосновании не менее 75-85 % полученных знаний.
«3»- «удовлетворительно»выставляется,еслистудентможетобосноватьтеоретически не менее 6175 %полученных знаний.
«2»- «неудовлетворительно»выставляется,еслистудентнеможеттеоретически обосновать менее
0-60 % полученных знаний.

1.2.2. Контрольная работа №1 РазделI. Предмет философии и ее история.
Вариант 1

ЗАДАНИЕ I.

Выполнить тесты.

1.Философия как наука зародилась в:
А) Греции
В) России
Б) Риме
Г) Индии
2. Соотношение философии и науки заключается в том, что:
А) наука является частью философии;
Б) философия и наука частично включают друг друга
В) философия и наука исключают друг друга;
Г) философия и наука никак не соотносятся друг с другом.
3. Философия – это
А) динамический процесс вопрошания, поиска удела человека;
Б) наука, исследующая язык;
В) учение о познаваемости мира;
Г) учение об устройстве мира
4. Предмет философии отражает в себе:
А) упорядоченность мира;
В) полезность мира;
Б) красоту мира;
Г) устройство мира
5. Философия объясняет мир с помощью:
А) мифологических образов;
В) рациональной аргументации;
Б) откровения;
Г) математики.
6. Термин «философия» означает:
А) рассуждение;
Б) компетентное мнение;

В) профессиональную деятельность;
Г) любовь к мудрости

7. Ответы на философские вопросы ищут в:
А) религиозных верованиях;
В) доводах и умозаключениях;
Б) мифологических представлениях;
Г) божественном откровении.
8. Учение Фомы Аквинского и целое религиозное - философское направление, им созданное,
называется:
А) атомизмом;
В) августинизмом;
Б) томизмом;
Г) папизмом.
9. Онтология – это:
А )Учение о всеобщей обусловленности явлений;
В) учение о бытии, о его фундаментальных принципах
Б) учение о сущности и природе науки
Г) учение о правильных формах мышления
10. Философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей
А) Рационализм
В) Скептицизм
Б) Сенсуализм
Г) Агностицизм
11. Французский философ, он же создатель алгебры и аналитической геометрии
А) Ф. Бэкон
В) Т. Гоббс
Б) Р. Декарт
Г) Г. Лейбниц
12. Что означает исходный тезис философии Декарта, по-латински звучащий как «cogito ergo sum»?

А) разум – это сила
Б) познание исходит из ощущений

В) индукция основа всего
Г) если я мыслю, следовательно, я существую

13. Материалисты утверждают, что:
А) Существуют два независимых и равноправных начала (принципа): ма¬териальное и духовное;
Б) Первоосновой мира, природы, сущего является духовное начало;
В) Материя существует абсолютно, она несотворима и неуничтожима, бесконечна в формах своего
проявления;
Г) Мир создан Богом из ничего.
14. Основателем немецкой классической философии считают:
А) К. Маркса;
Б) Л. Фейербаха;
В) И. Канта;
Г) Ф. Аквинского.
15. Составляющими философии Канта являются:
А) Исследования способностей ума, анализ таланта и гениальности;
Б) Законы и категории диалектики;
В) Анализ существования религии, единство чувственного и рационального познания; важная роль
практики в изменении естественного и общественного мира;
Г) Учение, согласно которому основой мира является что-то неразумное.
16. Из перечисленного выбрать особенности русский философии:
А) Вопросы процесса познания стояли только по отношению к человеку.
Б) Проблема поиска смысла жизни.
В) Вопрос первичности материи и сознания.
Г) Связь с отечественной культурой.
ЗАДАНИЕ II.
1.
Воззрение, признающее ценность человека как личности, его право на свободу и счастье2.
Перечислить выдающихся деятелей искусства эпохи Возрождения:
Вариант 2
Задание I. Выполнить тесты.
1. К вечным философским вопросам относятся
А) каковы точные размеры вселенной?
В) из каких элементов состоит живая клетка?
Б) какова родословная славян?
Г) в чем смысл жизни?
2. Выберите суждение, наиболее полно определяющее суть философии:
А) философия – разумное миропонимание;
Б) философия – это богом данное мировоззрение;
В) философия – это истинное мироощущение;
Г) философия – это специфическое мировосприятие.
3. Философия и наука в своих истоках опирались на:
А) мифологию и религию;
В) технологию и науку;
Б) магию и науку;
Г) религию и магию
4. Философия – это:
А) жажда мудрости;
Б) тяга к мудрости;

В) стремление к мудрости;
Г) любовь к мудрости

5.Одна из основных функций философии:
А) методологическая;
В) онтологическая;
Б) диагностическая;
Г) конструктивная:
6. Первым ввел термин философия:
А) Сократ;
В) Аристотель;
Б) Диоген;
Г) Платон
7. Первые философские знания зародились:
А) В странах Древнего Востока;
В) В Африке;
Б) В Европе;
Г) В Риме
8. Определяющим признаком религиозного мировоззрения является:
А) Вера в единого бога-творца;
Б) Отрицание человеческой свободы, вера в то, что все поступки изначально определены богом;
В) Презрительное отношение к достижениям науки, отрицание их достоверности;
Г) Вера в сверхъестественные, потусторонние силы, обладающие возможностью влиять на ход
событий в мире
9. Характерной чертой философии эпохи Возрождения является:
А) Антропоцентризм;
В) Теоцентризм;
Б) Космоцентризм;
Г) Природоцентризм
10. Гносеология – это:
А) Учение о развитии и функционировании науки;
В) Учение о логических формах и законах мышления;
Б) Учение о природе, сущности познания;
Г) Учение о сущности мира, его устройстве
11. Основное утверждение рационализма заключается в том, что:
А) Разум играет приоритетную роль в познавательной деятельности человека;
Б) Главенствующую роль в науке играет эксперимент;
В) Познание мира возможно благодаря божественному откровению;
Г) Суть процесса познания состоит только в восприятии мира отдельным человеком
12. Дуалистическая философия характерна для
А) Р.Декарта;
В) Ф.Бэкона;
Б) Дж. Локка;
Г) Дж.Беркли
13. Идеалисты утверждают, что:
А) Первоосновой мира, природы, сущего является духовное начало;
Б) Существуют два независимых и равноправных начала (принципа): материальное и духовное;
В) Материя состоит из вечных, неизменных и неделимых частиц – атомов;
Г) Мир создан Богом из ничего.
14. Основные законы диалектики были разработаны философом:
А) Л. Фейербахом;
Б) Г. Гегелем;
В) Ф. Бэконом;
Г) И. Кантом;
15. Составляющими философии Гегеля являются:
А) Исследования способностей ума, анализ таланта и гениальности;

Б) Законы и категории диалектики;
В) Анализ существования религии, единство чувственного и рационального познания; важная роль
практики в изменении естественного и общественного мира;
Г) Учение, согласно которому основой мира является что-то неразумное.
16. Из перечисленного выбрать проблемы русской философской мысли:
А) Проблемы свободы.
Б) Вопрос первичности бытия и сознания.
В) Проблемы границы познания человеком мира.
Г) Проблемы власти и революции.
Задание II.
1. Учение, согласно которому человек- центр Вселенной и цель всех совершающихся в мире
событий2. Дать характеристику историческим основам возникновения философии Возрождения и
Нового времени.
Ключи к тестам
Контрольная работа №1 Предмет философии и ее история
Вариант 1
1) 1-А, 2-Б, 3-В, 4-Г, 5-В, 6-Г, 7-В, 8-Б, 9-В, 10-А, 11-Г, 12-Г, 13-В, 14-В, 15-А, 16-АГ
2) Гуманизм
Данте, Петрарка, Боккаччо, Микеланджело, Рафаэль, Леонардо да Винчи и др.
Вариант 2
1) 1-Г, 2-А, 3-А, 4-Г, 5-А, 6-Г, 7-А, 8-А, 9-А, 10-Б, 11-А, 12-А, 13-А, 14-Б, 15-Б, 16-АГ
2) Антропоцентризм
Эпоха Возрождения ХV – ХVI вв. – период ранней стадии кризиса феодализма и зарождения
буржуазных отношений. Важнейшая отличительная черта мировоззрения эпохи Возрождения –
ориентация на человека. На передний план выходит светская жизнь, деятельность человека в этом
мире, характеризуется новым уровнем самосознания человека: гордость и самоутверждение
собственной силы и таланта, жизнерадостность и свободомыслие становятся отличительными
чертами передового человека того времени.
Критерии оценки:
«5»«отлично» выставляется, если студент полностью владеет теоретическими знаниями
и может их обосновать не менее 86-100 %полученных знаний.
«4»- «хорошо» выставляется, если студент допускает некоторые неточности в теоретическом
обосновании не менее 75-85 % полученных знаний.
«3»- «удовлетворительно» выставляется, если студент может обосновать теоретически не менее
61-75 % полученных знаний.
«2»- «неудовлетворительно» выставляется, если студент не может теоретически обосновать
менее 0-60 % полученных знаний.
1.2.3. Вопросы для промежуточного контроля
Вариант 1
1.Устойчивая совокупность взглядов на мир, убеждений, установок, верований человека,
определяющих выбор жизненной позиции, отношение к миру и другим людям – это:
1) мировосприятие
2) миропонимание
3) мировоззрение
4) мироощущение

2. Термин «философия» означает:
1) рассуждение
2) компетентное мнение
3) профессиональную деятельность
4) любовь к мудрости
3. Основной вопрос философии – это:
1) вопрос об отношении сознания к бытию, идеального к материальному
2) каковы критерии истины
3) как возник мир
4) что есть добро и зло
4. Исходной истиной буддизма является утверждение, что
1) жизнь есть радость и наслаждение
2) жизнь есть страдание
3) жизнь есть борьба
4) жизнь есть форма существования белковой материи
5. Кому принадлежит высказывание: «Относись к людям так, как ты хотел бы, чтобы они относились
к тебе»:
1) Лаю-цзы
2) Конфуцию
3) Мо-Цзы
4) Сиддхартхе Гаутаме
6. «Майовтика» Сократа означает не что иное, как:
1) умение защитить свою точку зрения
2) метод рождения истины путем наводящих вопросов
3) борьба с пороками
4) формальная логика
7. Один из жизненных императивов античной философии:
1) «Познай самого себя»
2) «Узнай как можно больше»
3) «Следуй установленным правилам»;
4) «Надейся и жди».
8. Почему Ф.Аквинского называют крупнейшим философом средневековья?
1) был истинным христианином
2) сумел в своем творчестве соединить веру и разум
3) опирался на космологию Птолемея
4) занимал высокий пост в церковной иерархии
9. Для культуры и общественной жизни Нового Времени в Западной Европе характерны:
1) теологизация
2) секуляризация
3) интеграция
4) глобализация
10. Какое положение играет роль первой аксиомы в системе Р. Декарта:
1) «страшусь, следовательно существую»
2) «ощущаю, следовательно существую»
3) «мыслю, следовательно существую»
4) «говорю, следовательно существую»
11. Согласно Канту, «вещь в себе» это
1) замкнутый человек
2) вещь, данная нам на опыте
3) вещь, как она есть сама по себе, не зависимо от нашего восприятия

4) математическая конструкция
12. Ключевой проблемой русской философии XIX века являлся поиск
1) законов диалектики
2) пути развития России
3) методов познания
4) направлений научно-технического прогресса
Вариант 2
1. Согласно данным науки, наиболее древней формой мировоззрения является:
1) религия
2) мифология
3) философия
4) наука
2.Философские решения не могут быть:
1) гипотетическими
2) окончательными
3) неоднозначными
4) сложными
3. Раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия – это:
1) герменевтика
2) онтология
3) гносеология
4) социология
4. Ответы на философские вопросы ищут
1) в религиозных верованиях
2) в мифологических представлениях
3) в научных исследованиях
4) в доводах и заключениях разума
5. Почему европейская философия возникла именно в Греции?
1) случайно, так совпало
2) удачное географическое положение страны
3) здесь сложилась благоприятная политическая атмосфера
4) население Греции было более образованным
6. Согласно Платону, познание это
1) припоминание того, что душа уже знала всегда
2) обобщение информации, полученной из опыта
3) дальнейшее развитие знаний, накопленных предшествующими поколениями
4) конструирование мира познающим субъектом
7. Учебное заведение — лицей получило имя от слова «ликея» , его основателем был:
1)Сократ
2)Платон
3)Аристотель
4)Диоген
8. Эпохой восстановления идеалов античности в Европе является
1) Средние века
2) Возрождение
3) Реформация
4) Просвещение

9. Родоначальником эмпиризма, как философского течения эпохи Нового времени является
1) Р. Декарт
2) Ф. Бэкон
3) И. Кант
4) Б. Спиноза
10. Впервые выдвинул идею «общественного договора»:
1) Т. Гоббс
2) Д. Локк
3) Г. Лейбниц
4) Р. Декарт
11. Философию Людвига Фейербаха можно охарактеризовать как:
1) механистический материализм
2) метафизический материализм
3) антропологический материализм
4) диалектический материализм
12. У России свои культурные основания и свой особый путь развития, поэтому ей не нужно ничего
заимствовать у Запада, утверждали
1) марксисты
2) позитивисты
3) западники
4) славянофилы
Ключ к тестам для промежуточного контроля
Вариант1
1-3, 2-4, 3-1, 4-2, 5-2, 6-2, 7-1, 8-2, 9-2, 10-3, 11-3, 12-2.
Вариант 2
1-2, 2-2, 3-2, 4-4, 5-3, 6-1, 7-3, 8-2, 9-2, 10-1, 11-3, 12-4
Критерии оценки:
«5»«отлично» выставляется, если студент полностью владеет теоретическими знаниями
и может их обосновать не менее 86-100 %полученных знаний.
«4»- «хорошо» выставляется, если студент допускает некоторые неточности в теоретическом
обосновании не менее 75-85 % полученных знаний.
«3»-«удовлетворительно»выставляется,еслистудентможетобосноватьтеоретически не менее 6175 %полученных знаний.
«2»- «неудовлетворительно» выставляется, если студент не может теоретически обосновать
менее 0-60 % полученных знаний.
1.2.4. Контрольная работа №2.Содержание основных разделов философии.
1. Философия – это
1) литературный жанр;
2) разновидность мифологии;
3) особая форма мировоззрения;
4) вспомогательная историческая дисциплина.
2. В дословном переводе с греческого языка философия есть
1) наставление предков;
2) любовь к мудрости;
3) искусство ведения хозяйства;
4) поучение детям.

3. Этот мыслитель в центр своего этико-политического учения ставил идеал «благородного мужа»
(цзюнь-цзы), поступающего в согласии с «велением Неба» и моральным законом (дао),
соблюдающего этикет (ли), обладающего сыновней почтительностью к родителям и старшим (сяо);
сяо – основа гуманности (жэнь) и других добродетелей и наиболее эффективный метод управления
страной (ибо страна – это большая семья). Взгляды этого мыслителя изложены в книге «Лунь юй»
(«Беседы и суждения»), составленной его учениками и последователями.
1) Сиддхартха Гаутама (Будда);
2) Лао-Цзы;
3) Анаксимандр;
4) Конфуций.
4. В ряде философских систем так называют ту их часть, в которой излагается учение о
бытии
1) Онтология;
2) Антропология;
3) Аксиология;
4) Гносеология.
5. Высшего расцвета древнегреческая философия достигла в лице
1) Фалеса Милетского;
2) Цицерона;
3) Фомы Аквинского;
4) Платона и Аристотеля.
6. В период Средневековья философия развивалась преимущественно под влиянием
1) науки;
2) религии (теологии);
3) мифологии;
4) науки и мифологии одновременно.
7. Характерной чертой философии эпохи Возрождения является
1) рационализм;
2) гуманизм;
3) эмпиризм;
4) идеология марксизма.
8. Какую фразу сказал основоположник рационализма Рене Декарт?
1) опыт всему учитель;
2) А всё-таки она вертится!
3) Вместе с ходом времени меняется значение вещей;
4) Мыслю, следовательно существую.
9. Официальной философской доктриной римско-католической церкви, основанной на
модернизированном учении средневекового мыслителя Фомы Аквинского является
1) антропософия;
2) схоластика;
3) неотомизм;
4) персонализм.
10. Процесс глубоких, качественных, скачкообразных изменений в развитии каких-либо
явлений природы, общества или познания называется
1) революция;

2) эволюция;
3) инволюция;
4) синергетика.
11. Раздел философии, изучающий человека, его развитие, взаимосвязь с природой, обществом и
культурой называется
1) гносеология;
2) онтология
3) антропология;
4) логика.
12. Отдельно взятым представителем человеческого рода, общества или социальной группы является
1) индивид;
2) индивидуальность;
3) личность;
4) гражданин.
13. Этот учёный в рамках философии космизма разрабатывал теорию ноосферы – области
биосферы, которая находится под влиянием разумной, духовной активности. Ноосфера –
вершина космической эволюции, которая вначале охватывает Землю, а затем, когда человек
проникнет в космос, выйдет и за её пределы. Ноосфера в понимании этого мыслителя– область
взаимодействия человека и природы, не покорения природы, а совместного развития.
1) Владимир Иванович Вернадский;
2) Николай Александрович Бердяев;
3) Сергей Николаевич Булгаков;
4) Семён Людвигович Франк.
14. Раздел философии, определённым образом изучающий общество, его законы и идеалы, его
зарождение, развитие и перспективы называется:
1) философская антропология;
2) социальная философия;
3) гносеология;
4) онтология.
15. Эта концепция говорит о том, что материя вечна, независима, неуничтожима и является
источником всех вещей; существует и развивается по своим собственным законам. А
дух в этой концепции является порождением высокоорганизованной материи
1) идеализм;
2) материализм;
3) пантеизм;
4) теософия.
16. Предметом этического знания; особым способом регуляции взаимоотношений между
людьми, основанным на различении добра и зла, свободном выборе ценностных ориентиров является
1) этикет;
2) эстетика;
3) мораль;
4) право.
17. Философским исследованием природы ценностей занимается
1) философская антропология;
2) аксиология;

3) диалектика;
4) гносеология.
18. Согласно этой концепции духовное начало (Бог, дух, идея, индивидуальное сознание)
первично, а материя возникает из духа и подчиняется ему
1) идеализм;
2) материализм;
3) пантеизм;
4) теософия.
19. Представителями цивилизационного подхода к изучению истории являются
1) О. Шпенглер и А. Тойнби;
2) К. Маркс и Ф.Энгельс;
3) Полибий и Августин;
4) Конфуций и Лао-Цзы.
20. Представителями формационного подхода к изучению истории являются
1) О. Шпенглер и А. Тойнби;
2) К. Маркс и Ф. Энгельс;
3) Полибий и Августин;
4) Конфуций и Лао-Цзы.
21. К законам диалектики не относится
1) Закон единства и борьбы противоположностей;
2) Закон перехода количественных изменений в качественные;
3) Закон двойного отрицания;
4) Закон рефлексивности материальной импликации.
22. Гносеологическая концепция, которая утверждает, что основу человеческого познания
составляет опыт, называется
1) сенсуализм;
2) эмпиризм;
3) рационализм;
4) интуитивизм.
23. Гносеологическая концепция, которая утверждает, что основу человеческого познания
составляет разум, называется
1) сенсуализм;
2) эмпиризм;
3) рационализм;
4) интуитивизм.
24. К представителям немецкой классической философии не относится
1) Георг Гегель;
2) Иммануил Кант;
3) Иоганн Готлиб Фихте;
4) Рене Декарт.
25. Отметьте имя учёного, который ввёл в философию и психологию понятие бессознательного
1) Анна Фрейд;
2) Зигмунд Фрейд;
3) Альфред Адлер;

4) Эрих Фромм.
26. Учение о законах мышления называется
1) диалектика;
2) герменевтика;
3) логика;
4) этика.
27. Этот мыслитель являлся представителем политической философии эпохи Возрождения. В своей
книге «Утопия» (нигде не существующее место) он описывает несуществующее государство, где всё
основано на принципах равенства и справедливости – собственность является общей, все работают
одинаково и каждому принадлежит равное количество благ
1) Томас Мор;
2) Николо Макиавелли;
3) Дени Дидро;
4) Жан-Жак Руссо.
28. К представителям экзистенциализма (философия существования) не относится
1) Френсис Бэкон;
2) Сёрен Кьеркегор;
3) Мартин Хайдеггер;
4) Альбер Камю.
29. Форма мышления, в результате которого из одного или нескольких известных нам
суждений получается новое суждение (вывод), в котором содержится новое знание, называется
1) понятие;
2) рассуждение;
3) умозаключение;
4) представление.
30. Отметьте среди вариантов название этического принципа, который заключается в бескорыстной
заботе о благе ближнего. Этот термин был введён Огюстом Контом
1) нравственность;
2) культура;
3) этикет;
4) альтруизм.
Ключи к тесту:
1-3, 2-2, 3-4, 4-1, 5-4, 6-2, 7-2, 8-4, 9-2, 10-1, 11-3,
12-1, 13-1, 14-2, 15-2, 16-3, 17-2, 18-1, 19-1, 20-2,
21-4, 22-2, 23-3, 24-4, 25-2, 26-3, 27-1, 28-1, 29-3, 30-4
Критерии оценки:
«5»«отлично» выставляется, если студент полностью владеет теоретическими знаниями
и может их обосновать не менее 86-100 % полученных знаний.
«4»- «хорошо» выставляется, если студент допускает некоторые неточности в теоретическом
обосновании не менее 75-85 % полученных знаний.
«3»- «удовлетворительно» выставляется, если студент может обосновать теоретически не менее
61-75 % полученных знаний.
«2»- «неудовлетворительно» выставляется, если студент не может теоретически обосновать
менее 0-60 % полученных знаний.

1.2.5. Темы практических занятий
П/з №1 «Предмет и определение философии»
П/з №2 «Философия Древнего Китая и Древней Индии: сравнительный аспект
П/з №3 «Философские школы Древней Греции»
П/з №4 «Философия Древнего Рима и средневековья»
П/з№5 «Философия эпохи Возрождения и Нового времени»
П/з№6«Основные понятия немецкой классической философии»
П/з № 7 «Основные направления философии XX века»
П/з №8 «Философия экзистенционализма и психоанализа»
П/з №9 «Этапы философии»
П/з №10 «Методы философии»
П/з №11«Философская, научная и религиозная истины»
П/з №12 «Социальная философия»
П/з №13 «Значение этики»
П/з №14 «Философия и другие отрасли знаний»
П/з №15 «Философы и их философские системы»
Критерии оценок по практическим занятиям (текущий контроль).
«5» - «отлично» - своевременная явка на занятие, внешний вид в соответствии с требованиями к
форме, своевременное и точное выполнение задания преподавателя, полное овладение
практическими навыками и их теоретическое обоснование.
«4» - «хорошо» - своевременная явка на занятие, внешний вид в соответствии с требованиями к
форме, при выполнении практических и теоретических заданий допущены не существенные ошибки.
«3» - «удовлетворительно» - не всегда своевременное и точное выполнение заданий преподавателя.
«2» - «неудовлетворительно» - не полное овладение навыками и не способность их теоретически
обосновать. На занятиях пассивен, небрежен в выполнении заданий преподавателя.

2. Итоговая оценка знаний
2.1. Задания для проведения дифференцированного зачёта
Вопросы для подготовки к зачёту
1. Понятие философии. Специфика философского знания.
2. Структура философского знания. Основной вопрос философии.
3. Становление философии. Философия Древней Индии и Древнего Китая.
4. Античная философия: философия Древней Греции и Древнего Рима.
5. Философские идеи Сократа, Платона и Аристотеля.
7. Теоцентризм средневековой европейской философии. Патристика и схоластика.
8. Философия эпохи Возрождения: характер и проблематика.
9. Эмпиризм, сенсуализм и рационализм философии Нового Времени (западноевропейское
направление).
10. Немецкая классическая философия: представители и основные идеи.
11. Основные идеи марксисткой философии.
12. Особенности развития западной философии во второй половине XIX – XX
13. Развитие отечественной философии в IX-XVII вв., XIX-XX вв.
14. Учение о бытии (онтология)
15. Учение о развитии (диалектика). Понятие развития. Основные категории
диалектики.
16. Принципы и законы диалектики.
17. Проблема антропогенеза. Соотношение биологического и социального в
человеке.
18. Гносеология – учение о познании.

19. Формы чувственного и рационального познания.
20. Методы научного исследования. Понятие метода и методологии.
21. Научные, религиозные и философские картины мира.
22. Философия и мировоззрение.
23. Этика – учение о морали.
24. Эстетические ценности и их роль в жизни человека.
25. Социальная структура общества. Глобальные проблемы современности
Критерии оценки знаний при проведении дифференцированного зачета
Оценка «отлично» ставится студентам, которые:
· Демонстрируют высокий уровень усвоения материала, предусмотренного учебной программой
дисциплины;
· Показывают усвоение основной учебной литературы по всем разделам программы;
· Демонстрируют уровень знаний и умений, позволяющих студенту решать типовые ситуационные
задачи;
· Владеют научной терминологией согласно темам;
· Обоснованно, четко, полно излагают ответ;
· Отвечают на дополнительные вопросы;
· Обладают достаточно высоким уровнем информационно - коммуникативной культуры;
· При ответе на вопросы по зачетной теме не допускают ошибок и неточностей в изложении
материала;
· Не допускают принципиальные ошибки в ответе на вопросы зачета.
· Оценка «хорошо» ставится студентам, которые:
· Показывают прочные знания материала, предусмотренного учебной программой дисциплины;
· Показывают усвоение основной учебной литературы по всем разделам программы;
· Допускает неточности в обоснованности ответа при решении типовых ситуационных задач;
· Владеют научной терминологией согласно темам;
· Отвечают на дополнительные вопросы;
· При ответе на вопросы по зачетной теме допускают неточности в изложении материала;
· Не допускают принципиальные ошибки в ответе на вопросы зачета.
· Оценка «удовлетворительно» ставится студентам, которые:
· Показывают знания только основного программного материала по дисциплине;
· В научной терминологии согласно темам допускают ошибки;
· Допускают ошибки в обоснованности ответа при решении ситуационных задач;
· При ответе на дополнительные вопросы допускают неточности.
· Допускают не принципиальные ошибки в ответе на вопросы зачета.
· Оценка «неудовлетворительно» ставится студентам, которые:
· Показывают фрагментарные знания основного программного материала;
· Не владеют всей научной терминологией по дисциплине;
· Демонстрируют обрывочные знания теории и практики по предмету;
· Не могут решить знакомую проблемную ситуацию даже при помощи преподавателя;
· Допускают принципиальные ошибки в ответе на вопросы зачета.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».