Министерство образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Кропоткинский техникум технологий и железнодорожного транспорта» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЭК.02 СОЦИАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ 23.02.06 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам) 2022 г. «РАССМОТРЕНО» МК гуманитарных дисциплин безопасности жизнедеятельности и физической культуры « 31» августа 2022 г. Председатель _____ Е.К. Шаталина УТВЕРЖДАЮ директор ГБПОУ «КТТ и ЖТ» _______________ В.А. Шахбазян «31» августа 2022года Рассмотрена на заседании педагогического совета протокол № 1 от « 31» августа 2022 г. . Рабочая программа учебной дисциплины ЭК.02 Социальная безопасность разработана на основании Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ (в ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016); требований ФГОС среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 г. № 413, примерной программы учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» для профессиональных образовательных организаций, разработанные в ГБУ КК НМЦПО, утвержденный научнометодическим советом профессиональных образовательных учреждений Краснодарского края Протокол №2 от 23.04.2015 г., с учётом требований: ФГОС СПО по профессии 23.02.06 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог, 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам) Организация-разработчик: Государственное бюджетное образовательное профессиональное учреждение Краснодарского края "Кропоткинский техникум технологий и железнодорожного транспорта" Разработчик:_________ _____________________________________________________ Рецензенты: ___________ подпись Олейников С.В. преподаватель ОБЖ ГБПОУ КК «ГСТ» ___________ подпись Зверюков В.В. преподаватель ОБЖ ГБПОУ «Кропоткинский медицинский колледж» 2 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ стр. 4 УЧЕБНОЙ 6 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 11 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 12 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2. СТРУКТУРА И ДИСЦИПЛИНЫ ПРОГРАММЫ СОДЕРЖАНИЕ 3 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.07. «Безопасность жизнедеятельности» 1.1. Область применения рабочей программы Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии СПО 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам), 23.02.06 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог 1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл 1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины: В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: - организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций; - предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и в быту; - использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; - применять первичные средства пожаротушения; - ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии; - применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией; - владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы; - оказать первую помощь пострадавшим В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: - принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России; - основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации; - основы военной службы и обороны государства; - задачи и основные мероприятия гражданской обороны; - способы защиты населения от оружия массового поражения; - меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах; - организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке; 4 - основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеют военно-учетные специальности, родственные профессиям СПО; - область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы; - порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим. 1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающегося 32 часа, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 32 часов; самостоятельной работы обучающегося 16 часов. 5 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Максимальная учебная нагрузка (всего) Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) в том числе: лабораторные занятия практические занятия контрольные работы Самостоятельная работа обучающегося (всего) Внеаудиторная самостоятельная работа (составление конспектов, подготовка реферативных сообщений, ответы на вопросы) Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета Объем часов 32 32 16 16 16 6 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ЭК.02 Социальная безопасность Наименование тем Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся Раздел 1. Теоретические основы социальной безопасности жизнедеятельности 1 2 Тема 1.1. Социальные Содержание учебного материала опасности: 1. Социальные опасности: характеристика, классификация причины характеристика, классификация причины Тема 1.2. 1. Социальная безопасность Объем часов Уров ень освое ния 6 1 1 Социальная безопасность Тема 1.3. Виды Содержание учебного материала социальных 1. ПЗ.1 Виды социальных опасностей и их профилактика опасностей и их профилактика Тема 1.4. Терроризм Содержание учебного материала как глобальная опасность Терроризм как глобальная опасность 1 1 1 7 Самостоятельная работа обучающихся Самостоятельная работа с учебной и специальной, технической литературой (по вопросам, параграфам, главам учебных пособий, составленных преподавателем). Подготовка практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя. 1.Составить реферативное сообщение по теме «Виды социальных опасностей, связанных с физическим и психическим воздействием на человека и их предупреждение» (индивидуальные задания по каждой чрезвычайной ситуации) 2. Сформулировать ответы на вопросы: - Какую опасность для мирного населения представляют сегодня вооруженные конфликты? Каковы поражающие факторы пожаров и первичные средства пожаротушения? - Какую характеристику вы можете дать основным видам современного терроризма? - Какие спасательные службы обычно организуются в учреждениях и на предприятиях? 4 Тема 1.5. Массовые ПЗ.2.Массовые беспорядки. Безопасное поведение в толпе беспорядки. Безопасное поведение в толпе Тема 1.6. Терроризм ПЗ.3. Терроризм как глобальная опасность как глобальная опасность 1 Раздел 2. Дестабилизирующие факторы современности Тема 2.1. Содержание учебного материала Религиозные секты 1. Религиозные секты Тема 2.2. Содержание учебного материала Экстремистские 1. Экстремистские организации. организации Тема 2.3. Миграция Содержание учебного материала населения как 1. Миграция населения как возбудитель социальной опасности. возбудитель социальной опасности Тема 2.4. Содержание Содержание учебного материала учебного материала 1. Проблема самоопределения национальных меньшинств Тема 2.5. Семинарное Содержание учебного материала 10 1 1 1 1 1 8 занятие Тема 2.6. Психология социальной безопасности Тема 2.7. Психические состояния человека, их классификация и свойства Тема 2.8. Мотивация и её роль в формировании безопасного типа поведения Тема 2.9. Способы преодоления критических ситуаций 1. Семинарное занятие Содержание учебного материала 1 ПЗ.4.Психические особенности человека 1 1 Содержание учебного материала 1 Причины возникновения психических состояний, управление психическими состояниями 1 Содержание учебного материала 1 ПЗ.5.Мотивация и её роль в формировании безопасного типа поведения 1 Содержание учебного материала 1 Способы преодоления критических ситуаций Самостоятельная работа обучающихся Самостоятельная работа с учебной и специальной, технической литературой (по вопросам, параграфам, главам учебных пособий, составленных преподавателем). Подготовить рефераты, сообщения, выступления, доклады по теме: 1. Юридические и правовые аспекты защиты и самозащиты от социально опасных явлений 2. Поведение человека в состоянии стресса. Проблемы эмоциональной саморегуляции ПЗ.6.Семинарное занятие Тема 2.10 Семинарское занятие Раздел 3. Информационная безопасность. Тема 3.1. Понятие Содержание учебного материала информационной 1. Понятие информационной безопасности безопасности 2. ПЗ.7.Влияние информации на человека 3. Негативное влияние СМИ на психическое здоровье человека 4. ПЗ.8Влияние рекламы на детей 5. Роль информации в социальных отношениях и её значение для человека 6. ПЗ.9 Первая медицинская помощь при травмах опорно-двигательного аппарата. 7 ПЗ.10Дезинформация и причины её существования 8 Социальная опасность правонарушений в сфере информационных технологий. 1 6 1 10 1 1 1 1 1 1 1 1 9 9 ПЗ.11 Меры и способы защиты информационной безопасности 10 ПЗ.12Семинарское занятие Самостоятельная работа обучающихся Самостоятельная работа с учебной и специальной, технической литературой (по вопросам, параграфам, главам учебных пособий, составленных преподавателем). Подготовить рефераты, сообщения, выступления, доклады по теме: 1.Составить алгоритмы оказания первой медицинской помощи при кровотечениях, травмах, 2. Составить алгоритмы оказания первой медицинской помощи при ожогах, отморожениях, отравлениях Раздел 4. Системы защиты и организация безопасности жизнедеятельности человека в условиях социальной опасности. 1 Диагностика экстремальных ситуаций социального характера Тема 4.1 Диагностика экстремальных ситуаций социального характера 1 ПЗ.13 Практические способы и методы действий в экстремальных ситуациях социального Тема 4.2 характера Практические способы и методы действий в экстремальных ситуациях социального характера 1 ПЗ.14 Использование предметов в качестве оружия самообороны Тема 4.3 Использование предметов в качестве оружия самообороны Тема 4.4 Самооборона 1 ПЗ.15 Самооборона Тема 4.5 Семинарское 1 ПЗ.16 Семинарное занятие занятие Всего Дифференцированный зачет 31 1 Итого 32 1 1 6 5 1 1 1 1 1 10 11 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Требования к материально-техническому обеспечению Реализация учебной дисциплины требует наличия: учебного кабинета по основам безопасности жизнедеятельности и охране труда. Оборудование учебного кабинета: - столы, стулья по количеству обучающихся; - рабочее место преподавателя - рекомендуемые учебники, дидактический материал, раздаточный материала, плакаты по курсу; инструкции по пожарной безопасности, Общевойсковые Уставы. Технические средства обучения: ноутбук с лицензионным программным обеспечением, звуковые колонки, телевизор. 3.2. Информационное обеспечение обучения Основные источники: автор Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для сред. проф.образования/ - 336 с. Косолапова Н.В. Основы безопасности жизнедеятельности издательство год издания 10 - е изд., стер. - М.: 2015 Издательский центр" Академия 10 - е изд., стер. - М.: 2015 Издательский центр" Академия Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы 5-е изд., переработ М.: 2015 безопасности жизнедеятельности: 10 Просвещение класс.159 с Смирнов А.Т. и др. Основы безопасности М.: Просвещение 2015 жизнедеятельности. Тестовый контроль. 10-11 класс. 159 с. Общевоинские уставы Вооруженных Сил М, Омега-Л 2015 РФ, Омега-Л. 423 с., ил. Микрюков В.Ю. Безопасность 5-е изд., стер. М, 2015 жизнедеятельности с 288 КНОРУС Косолапова Н.В.и др. Безопасность 6-е изд, испр М., 2015 жизнедеятельности 288 с Академия Микрюков В.Ю. Безопасность 5-е изд., стер. М, 2016 жизнедеятельности., с 288 КНОРУС Безопасность жизнедеятельности/Под ред., Электронный формат 2018 Мастрюкова Б.С. (3-е изд., стер), изд. Юрайт Микрюков Б.С. 2014 (Академия) 12 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, рефератов. Результаты обучения Формы и методы контроля и (освоенные умения, усвоенные знания) оценки результатов обучения 1 2 В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: - организовывать и проводить мероприятия по защите Экспертная оценка самостоятельной работающих и населения от негативных воздействий работы. чрезвычайных ситуаций; - предпринимать профилактические меры для Экспертная оценка самостоятельной снижения уровня опасностей различного вида и их работы. последствий в профессиональной деятельности и в быту; использовать средства индивидуальной и Экспертная оценка устного опроса, коллективной защиты от оружия массового поражения; тестирования, самостоятельной работы. - владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы; В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: - принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России; - основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации; - основы военной службы и обороны государства; Экспертная оценка устного опроса, тестирования, самостоятельной работы. Экспертная оценка устного опроса, тестирования, самостоятельной работы. Экспертная оценка устного опроса, тестирования, самостоятельной работы. Экспертная оценка устного опроса, тестирования, самостоятельной работы. - задачи и основные мероприятия гражданской обороны; Экспертная оценка устного опроса, тестирования, самостоятельной работы. - способы защиты населения от оружия массового поражения; Экспертная оценка устного опроса, тестирования, самостоятельной работы. 13 Формы и методы контроля и оценки результатов обучения учебной дисциплины должны позволять, проверять у обучающихся не только сформированность усвоенных знаний, освоенных умений, но и развитие общих компетенций. Результаты (освоенные общие компетенции) Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. Организовывать собственную деятельность исходя из целей и способов ее достижения. Основные показатели оценки результата Демонстрация интереса к будущей профессии в процессе освоения образовательной программы, участие в НОУ, олимпиадах профессионального мастерства, фестивалях, конференциях. Выбор и применение методов и способов решения поставленных задач. Оценка эффективности и качества выполнения. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, ответственность за результаты своей работы. Организация самостоятельных занятий пи изучении данной дисциплины. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. Эффективный поиск необходимой информации по данной дисциплине. Использование различных источников, включая электронные. Применение информационнокоммуникационных технологий при организации самостоятельной работы по данной дисциплине. Взаимодействие обучающихся с мастерами, преподавателями в ходе обучения. Использовать информационнокоммуникационные технологии в профессиональной деятельности. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. Исполнять воинскую обязанность, в т.ч. с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). Демонстрация профессиональных знаний и умений необходимых для исполнения воинской обязанности. Формы и методы контроля оценки - презентация портфолио - тестирование; - экспертное наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятиях, при выполнении работ на учебной и производственной практике Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях, при выполнении работ учебной и производственной практик. Мониторинг развития личностнопрофессиональных качеств обучающегося. Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях, при выполнении работ учебной и производственной практик. Оценка презентаций, сообщений. выполнения докладов, Наблюдение за ролью обучающегося в коллективе, в общении с руководством и с клиентами. Наблюдение за участием в военных сборах. 14