Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Кропоткинский техникум технологий и железнодорожного транспорта» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ БУД.02 Литература (базовый уровень) профиль обучения: технологический для специальности среднего профессионального образования 23.02.06 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог 2022 г. РАССМОТРЕНО на заседании методической комиссии гуманитарных дисциплин, безопасности жизнедеятельности и физической культуры УТВЕРЖДАЮ И.о. директора ГБПОУ «КТТиЖТ» _______________ В. А. Шахбазян «31» августа 2022 г. Председатель ______________Хаженцева Л.М. Рассмотрена на заседании педагогического совета протокол № 1 от 31 августа 2022г. Рабочая программа базовой учебной дисциплины БУД.02 Литература разработана на основании Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ (в ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016); требований ФГОС среднего общего образования (в ред. Приказов Минобрнауки РФ от 29.12.2014 N 1645, от 31.12.2015 N 1578, от 29.06.2017 N 613, Минпросвещения РФ от 24.09.2020 N 519, от 11.12.2020 N 712), примерной рабочей программы общеобразовательной учебной дисциплины «Литература» (базовый уровень) профиль обучения: технологический для профессиональных образовательных организаций 2022 года. С учетом: распоряжения Минпросвещения России № Р-98 от 30 апреля 2021года «Об утверждении Концепции преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования»; распоряжения Минпросвещения России № Р-198 от 25 августа 2021года «Об утверждении Методик преподавания по общеобразовательным (обязательным) дисциплинам»; методических рекомендаций по разработке общеобразовательного цикла ОПОП СПО, реализуемых на базе основного общего образования; ФГОС СПО по специальности 23.02.06 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 388 от 22 апреля 2014 года, зарегистр. Министерством юстиции (рег. № 32769 от 18 июня 2014г.), укрупненная группа профессий 23.00.00 Техника и Технологии наземного транспорта. Организация разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Кропоткинский техникум технологий и железнодорожного транспорта» Разработчик: преподаватель ГБПОУ «КТТ и ЖТ» _____________/Л. М. Хаженцева / Рецензенты: ________________________________ _____________ подпись ________________________________ Квалификация по диплому: _____________ подпись ________________________________ ________________________________ Квалификация по диплому: 2 СОДЕРЖАНИЕ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 6 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 16 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 19 3 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы: Учебная дисциплина «Литература» является обязательной частью общеобразовательного цикла основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности: 23.02.06 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог. . 1.2. Планируемые результаты освоения дисциплины: Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии общих компетенций: ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности по специальности 23.02.06 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог. В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются личностные, метапредметные и предметные результаты в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования: личностные (ЛР), метапредметные (МР), предметные для базового уровня изучения (ПРб) Коды результатов Планируемые результаты освоения дисциплины включают: 4 ЛР 01 ЛР 04 ЛР 06 ЛР 07 МР 02 МР 04 МР 08 МР 09 ПРб 01 ПРб 02 ПРб 03 ПРб 04 ПРб 05 ПРб 06 ПРб 07 российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты готовность и способность к самостоятельной информационнопознавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения Сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике Владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью Владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации Владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров Знание содержания произведений русской и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой Сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка Сформированность умений учитывать исторический, историкокультурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения 5 ПРб 08 ПРб 09 ПРб 10 Способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях Овладение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания Сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы 6 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем в часах Объем образовательной программы учебной дисциплины 117 в т. ч.: 1. Основное содержание в т. ч.: 107 теоретическое обучение 100 контрольные работы 7 2. Профессионально ориентированное содержание 9 в т. ч.: теоретическое обучение 9 Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет) 1 7 1.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины № раздела, темы 1 1.1 1.2 Содержание учебного материала Объем в часах Введение Историко-культурный процесс и периодизация русской литературы. Литература как вид искусства. Профессионально ориентированное содержание Значение литературы при освоении специальностей СПО технологического профиля. Русская литература первой половины XIX века Особенности русской литературы XIX века. Общая характеристика и своеобразие русской литературы XIX века. Романтизм. Самостоятельная работа: 1. Доклад: «Жизнь и творчество одного из русских поэтов (писателей)-романтиков» или «Развитие жанра исторического романа в эпоху романтизма» (по выбору студентов). А.С. Пушкин. Жизненный и творческий путь. Основные темы и мотивы лирики. Поэма «Медный всадник». Проблема личности и государства в поэме. Самостоятельная работа: 2. Сообщение о художественных открытиях А.С.Пушкина. 3.Сюжетно-композиционный анализ текста, нахождение романтических черт в лирике Пушкина. Выучить наизусть «К Чаадаеву». 4.Анализ лирического произведения (по выбору). Выучить наизусть 1 1 8 1 1 8 1 2 Коды общих компетенций (указанных в разделе 1.2) и личностных метапредметных, предметных результатов, формированию которых способствует элемент программы ПРб 07, ЛР 01, ЛР 04, МР 04, ОК 01, ОК 02 ПРб 05 ПРб 06, ПРб 07, ПРб 08, ПРб 10, ЛР 01, ЛР 04, МР 04, ОК 01-ОК 06 1.3 1.4 2 2.1 2.2 2.3 «К Чаадаеву». М.Ю. Лермонтов. Основные этапы творчества. Идейно-художественные особенности лирики. Профессионально ориентированное содержание Работа с источниками информации и сопоставление образа дороги в творчестве А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова. Контрольная работа № 1 по творчеству А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова. Самостоятельная работа: 5. Тема жизни и смерти в лирике М.Ю.Лермонтова (сообщение). 6. Адресаты любовной лирики. Ю.Лермонтова (Презентация).6.Тема жизни и смерти в лирике М.Ю.Лермонтова (сообщение). 7. Анализ стихотворений «Валерик», «Сон», «Завещание». Н.В. Гоголь. Этапы биографии и творчества. «Петербургские повести». Повесть «Портрет». Самостоятельная работа: 8. Доклад: «Призвание Гоголя-писателя. Особенности развития русской литературы во второй половине XIX века Культурно-историческое развитие России середины XIX века. Культурно-историческое развитие России середины XIX века отражение его в литературном процессе. Особенности русской критики 2 половины XIX века. Журнал «Современник». Самостоятельная работа: 9. Сообщение: «Творческая история жизни Козьмы Пруткова». И.А. Гончаров. Основные этапы жизни и творчества. Роман «Обломов». Творческая история романа. Самостоятельная работа: 10. Доклад: «Авторская позиция и способы ее выражения в романе «Обломов». 11.Доклад: «В чем трагедия Обломова?». А.Н. Островский. Очерк жизни и творчества. Значение драматурга в истории театра. Пьеса «Гроза». Идейно – художественное своеобразие и конфликт пьесы. Город Калинов и его обитатели. Изображение жестоких нравов «тёмного царства». Жертвы «тёмного царства». «Гроза» - самое решительное произведение А.Н.Островского. Критики о «Грозе». Контрольная работа № 2 по творчеству А. Н. Островского. 9 2 1 1 1 1 44 2 2 5 1 ПРб 05 ПРб 06, ПРб 07, ПРб 08, ПРб 10, ЛР 01, ЛР 04, МР 04, ОК 01-ОК 06 2.4 2.5 2.6 2.7 Самостоятельная работа: 12. Доклад: «Значение творчества А.Н.Островского в истории русского театра». 13. Доклад: «Особенности жанра драмы». 14.Подбор речевых характеристик героев пьесы «Гроза». 15.Конспектирование статьи «Луч света в темном царстве». 16.Устное сочинение: «В чем сила и слабость самодурства Дикого и Кабанихи?». И. С. Тургенев. Этапы биографии и творчества. Роман «Отцы и дети». Смысл названия и его своеобразие по композиции. Нигилизм в романе. Базаров – нигилист. Взаимоотношения Базарова с Н.П. и П.П.Кирсановым. Базаров и Одинцова. Базаров и его родители. Контрольная работа № 3 по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети». Самостоятельная работа: 17. Сообщение: «Записки охотника» И.С. Тургенева - история создания, проблематика и художественное своеобразие». 18. Доклад: «И.С. Тургенев «Стихотворение в прозе», тематика, основные мотивы, жанровое своеобразие». 19. Сообщение: «Нигилизм и нигилисты в жизни и литературе (Д.И.Писарев, М.А.Антонович, И.С.Тургенев)». 20. Сообщение: «Авторская позиция к Базарову». 21.Подготовка и проведение виртуальной экскурсии по литературным музеям И.С.Тургенева (по выбору студентов). Н. Г. Чернышевский. Краткий очерк жизни и творчества Н.Г.Чернышевского. Н. Г. Чернышевский. Роман «Что делать?» «Новые люди», образ «особенного человека» Рахметова в романе. Самостоятельная работа: 22.Составить хронологическую таблицу жизни и творчества Н.Г. Чернышевского. М.Е.Салтыков-Щедрин. Жизненный и творческий путь М.Е.Салтыкова-Щедрина. Средства сатиры в сказках и в повести «История одного города» Самостоятельная работа: 23. Составить хронологическую таблицу жизни и творчества М.Е. СалтыковаЩедрина. Ф.М. Достоевский. Этапы биографии и творчества. Роман «Преступление и наказание». Петербург Достоевского. Социальные и философские истоки бунта Родиона Раскольникова. Теория Раскольникова и её крушение. Наказание Родиона 10 6 1 2 1 7 2.8 2.9 Раскольникова. Раскольников и Соня. «Двойники» Родиона Раскольникова, их роль в романе. Контрольная работа № 4 по роману «Преступление и наказание» Самостоятельная работа: 24. Доклад: «Мировоззрение Ф.М. Достоевского и связь его творчества с русской действительностью». (Использовать статью В. Набокова «Ф.М. Достоевский».) 25. Презентация: «Каким я представляю Петербург Достоевского». 26. Сообщение: «История семьи Мармеладовых». 27. Составление кроссворда по творчеству Достоевского. Л.Н.Толстой. Жизненный и творческий путь писателя. Л.Н.Толстой. Роман «Война и мир». История создания романа. Изображение светского общества в романе «Война и мир». Изображение войны 1805-1807 гг. Шенграбенское сражение. Аустерлицкое сражение. Изображение войны 1812 года. Кутузов и Наполеон в романе «Война и мир». Духовные искания Андрея Болконского, Пьера Безухова. Н.Ростова – любимая героиня Л.Н.Толстого. Женские образы в романе. Л.Н. Толстой. Обзор творчества позднего периода. Идейные искания Толстого. Контрольная работа № 5 по роману «Война и мир». Самостоятельная работа: 28.Сообщение: «Л.Н.Толстой. «Севастопольские рассказы» - героизм защитников обороны Севастополя». 29.Доклад: «Своеобразие жанра романа – эпопеи «Война и мир». 30.Сообщение: «Почему 1805 г. стал эпохой срама и неудач для России?» 31.Сообщение о героях партизанского движения 1812 года. Пересмотреть т.3, ч.1-3, выделить основные события 32. Анализ глав Бородинского сражения., пересказ глав романа 33.Сообщение: «Представитель народной войны – Кутузов». А.П.Чехов. Биография и творческий путь писателя. Ранние юмористические рассказы. Рассказ «Ионыч». Тема гибели человеческой души. Пьеса «Вишнёвый сад». История создания и постановка пьесы. Старые хозяева вишнёвого сада. Новый хозяин вишнёвого сада. Будущее в пьесе. Символический смысл названия пьесы. Профессионально ориентированное содержание А. П. Чехов «Железнодорожные рассказы». Особенности путешествия на поездах. Контрольная работа № 6 по творчеству А. П. Чехова Самостоятельная работа: 11 1 9 1 4 1 1 1 3 3.1 3.2 3.3 3.4 4 4.1 4.2 4.3 34. Сообщение: «Поездка А.П. Чехова на остров Сахалин». 35. Анализ рассказа А.П.Чехова (по выбору). 36.Сообщение: «Жанровое своеобразие комедии А.П. Чехова Вишневый сад». Поэзия второй половины XIX века Обзор русской поэзии второй половины XIX века. Самостоятельная работа: 37. Презентация: «Поэты России XIX века». Ф.И. Тютчев. Творческая биография поэта. Основные темы и идеи лирики поэта. А.А. Фет. Жизнь и творчество поэта. Основные темы и идеи лирики поэта. Самостоятельная работа: 38.Сообщение: «Тема любви в лирике Фета». Н.А. Некрасов. Очерк жизни и творчества. Лирика поэта. Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Замысел поэмы, жанр, композиция. Многообразие крестьянских типов. Сатирическое изображение хозяев жизни. Профессионально ориентированное содержание Средства художественной выразительности в стихотворении Н.А.Некрасова «Железная дорога». Самостоятельная работа: 39.Сообщение: «Тема Родины и народа». 40.Выразительное чтение наизусть стихотворения «Элегия» 41.Подготовить выразительное чтение эпизодов первой части из поэмы «Кому на Руси жить хорошо», в которых раскрывается народный характер. Литература XX века. Особенности развития литературы и других видов искусства в начале XX века И.А.Бунин. Судьба реалиста в модернистскую эпоху. Тема любви в творчестве И.А. Бунина. А.И. Куприн. Жизнь и творчество. «Гранатовый браслет» - повесть о безответной любви Самостоятельная работа: 42.Сообщение: «Тема неравенства в повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет». Серебряный век как своеобразный «русский ренессанс». Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм. Самостоятельная работа: 12 7 1 ПРб 06, ПРб 07, ПРб 08, ЛР 01, ЛР 04, МР 04, ОК 01-ОК 06 1 1 3 1 1 9 1 1 2 ПРб 06, ПРб 07, ПРб 08, ПРб 09, ЛР 01, ЛР 04, МР 04, ОК 01-ОК 06 4.4 4.5 5 5.1 5.2 5.3 43. Презентация: «Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов». 44. Презентация: «Символизм в искусстве». 45.Презентация: «Русская поэзия и поэзия народов России конца XIX — начала XX века». А. М. Горький. Жизнь и творчество А.М. Горького. Раннее творчество. Рассказ «Старуха Изергиль». Пьеса «На дне». Идейно – художественное своеобразие и конфликт пьесы. «Три правды» в пьесе «На дне» и их трагическое столкновение. Самостоятельная работа: 46.Сообщение: «Проблематика и особенности композиции рассказа М. Горького «Старуха Изергиль». 47.Сообщение: «Новаторство Горького – драматурга». А.А. Блок. Личность и творчество. Поэма «Двенадцать». Профессионально ориентированное содержание Художественные особенности стихотворения А.А.Блока «На железной дороге». Самостоятельная работа: 48.Сообщение: «Тема исторического прошлого в лирике Блока». Особенности развития литературы 1920-х годов Литературный процесс 20-х годов. Самостоятельная работа: 49. Доклад: «Тема России и революции в творчестве поэтов разных поколений и мировоззрений (А. Блок, А. Белый, М. Волошин, А. Ахматова, М. Цветаева, О. Мандельштам, В. Ходасевич, В. Луговской, Н. Тихонов, Э. Багрицкий, М. Светлов и др.)» (по выбору) В.В. Маяковский. Жизнь, творчество, личность поэта. Сатира В.В.Маяковского. Профессионально ориентированное содержание Развитие навыков анализа текста патриотических произведений В.В.Маяковского и их применение в специальности технологического профиля. Самостоятельная работа: 50.Сообщение: «В.В. Маяковский. Характер и личность автора в стихах о любви». С.А.Есенин. Жизнь, творчество, личность С.А.Есенина. Тема родины в творчестве С.А. Есенина. Поэма «Анна Снегина» - поэма о судьбе человека и Родины. Самостоятельная работа: 51. Реферат: «Художественное своеобразие творчества С.А.Есенина 13 3 1 1 1 6 1 1 1 1 2 ПРб 05 ПРб 06, ПРб 07, ПРб 08, ПРб 10, ЛР 01, ЛР 04, МР 04, МР 08, ОК 01-ОК 06 5.4 6 6.1 6.2 6.3 6.4 6.5 7 7.1 А.А.Фадеев. Жизнь и творчество А.А.Фадеева. Тема революции и гражданской войны в романе «Разгром». Особенности развития литературы 1930 — начала 1940-х годов Становление новой культуры в 1930-е годы. М. И. Цветаева. Жизнь и судьба М.И. Цветаевой. Поэтический мир М.И. Цветаевой. Самостоятельная работа: 52.Сообщение: «Поэзия как напряженный монолог-исповедь М. Цветаевой». Наизусть. Одно стихотворение (по выбору студентов). М. А. Булгаков. Жизненный и творческий путь М.А.Булгакова. Роман «Белая гвардия». Судьба людей в годы Гражданской войны. Роман «Мастер и Маргарита». История романа. Жанр и композиция. Профессионально-ориентированное содержание Роковая роль трамвая в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». А.Н. Толстой. Жизнь и творчество. Тема русской истории в творчестве писателя. Роман «Петр Первый». Самостоятельная работа: 53.Сообщение: «Личность Петра в романе А.Н.Толстого «Пётр I». М.А.Шолохов. Очерк жизни и творчества писателя. Роман «Тихий Дон». Своеобразие жанра романа – эпопеи. Жизнь донского казачества. Характер Григория Мелехова. Гражданская война в изображении Шолохова. «Мысль семейная» в романе. Женские образы. Тема материнства. Контрольная работа № 7 по творчеству М.А.Шолохова. Самостоятельная работа: 54. Сообщение: «Жизнь кубанских казаков». 55. Сообщение: «Кубань в годы Гражданской войны». Особенности развития литературы периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет Военная поэзия. Публицистика военных лет. Профессионально ориентированное содержание Анализ стихотворений о железнодорожниках в годы Великой Отечественной войны. Самостоятельная работа: 56. Сообщение: «Лирический герой в стихах поэтов-фронтовиков» (по выбору). 14 1 13 1 1 ПРб 05 ПРб 06, ПРб 07, ПРб 08, ПРб 10, ЛР 01, ЛР 04, МР 04, МР 09 ОК 01-ОК 06 3 1 1 1 5 1 4 1 1 1 ПРб 05 ПРб 06, ПРб 07, ПРб 08, ПРб 10, ЛР 01, ЛР 04, МР 04, МР 09 ОК 01-ОК 06 7.2 7.3 8 8.1 8.4 8.5 8.6 8.7 9 9.1 А. А. Ахматова. Жизнь и творчество А.А.Ахматовой. Тема Родины и гражданского мужества. Поэма «Реквием». Б. Л. Пастернак. Жизненный путь Б.Л.Пастернака и его творчество. Лирика Пастернака. Особенности развития литературы 1950—1980-х годов Основные направления развития литературы 1950—1980-х годов. Общественнокультурная обстановка в стране во второй половине XX века. Литература периода «оттепели». Новое осмысление проблемы человека на войне. Самостоятельная работа: 57. Сообщение: «Исследование природы подвига и предательства, философский анализ поведения человека в экстремальной ситуации в произведениях В.Закруткина «Матерь человеческая», Б. Васильева «В списках не значился», В.Быкова «Сотников», В. Распутин «Живи и помни» (по выбору). В. Быков. Нравственные проблемы в повести В. Быкова «Сотников» В.Т.Шаламов. Жизненный и творческий путь В.Т. Шаламова. Художественное своеобразие прозы Шаламова. В. Распутин. Нравственные ценности во времени: творчество В. Распутина. «Прощание с Матерой». В.М.Шукшин. Судьба В.М.Шукшина. Герои В.М. Шукшина. Самостоятельная работа: 58. Презентация: «Жизнь и творчество В.М. Шукшина». Творчество поэтов в 1950—1980-е годы Поэзия 60-х годов. Тематика стихотворений А.Вознесенского Авторская песня и её место в развитии литературного процесса. Поэзия Б. Окуджавы Судьба и творчество В.С.Высоцкого Судьба поэта Н.М.Рубцова. «Тихая лирика» Николая Рубцова Творчество Расула Гамзатова. Тема родины в лирике Гамзатова. Жизненный путь А.Т.Твардовского. Обзор творчества А.Т.Твардовского. Профессионально ориентированное содержание Развитие железнодорожной темы в творчестве Н.Рубцова, А.Вознесенского, В.Высоцкого. Самостоятельная работа: 59.Презентация: «Значение творчества А. Галича, Ю. Визбора, Б. Окуджавы в развитии жанра авторской песни». 15 1 1 9 2 ПРб 05 ПРб 06, ПРб 07, ПРб 08, ПРб 10, ЛР 01, ЛР 04, МР 04, МР 09, ОК 01-ОК 06 1 1 1 1 7 6 1 1 ПРб 05 ПРб 06, ПРб 07, ПРб 08, ПРб 10, ЛР 01, ЛР 04, МР 04, МР 09 ОК 01-ОК 06 10 10.1 11 11.1 12 12.1 13 13.1 Драматургия 1950—1980-х годов Особенности драматургии 1950—1960-хгодов. Тематика и проблематика драматургии 1970—1980-х годов. Судьба А.В.Вампилова. Драматургия. Стечение обстоятельств в пьесе «Старший сын». Русское литературное зарубежье 1920—1990-х годов (три волны эмиграции) Первая волна эмиграции русских писателей. Вторая и третья волна эмиграции русских писателей Особенности развития литературы конца 1980—2000-х годов Литература на современном этапе. «Задержанная» и «возвращенная» литература. Проблема нравственного выбора в жизни человека в романе Владимира Дудинцева «Белые одежды». Проза Татьяны Толстой. Проза Маканина. Художественные особенности поэзии Тимура Юрьевича Кибирова. 2 2 Характеристика художественной литературы XXI века Основные направления и имена писателей и поэтов (по выбору преподавателя) 1 1 Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет) Итого 16 2 2 5 5 1 117 ПРб 05, ПРб 06, ПРб 07, ПРб 08, ПРб 10, ЛР 01, ЛР 04, МР 04, МР 09 ОК 01-ОК 06 ПРб 05 ПРб 06, ПРб ПРб 08, ПРб 10, ЛР 01, ЛР 04, ЛР 06, 07, МР 02, МР 04, МР 09 ОК 01-ОК 06 ПРб 05 ПРб 06, ПРб ПРб 08, ПРб 10, ЛР 01, ЛР 04, ЛР 06, 07, МР 02, МР 04, МР 09 ОК 04, ОК 06 07, ЛР 07, ЛР 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Для реализации программы учебной дисциплины предусмотрено специальное помещение: Кабинет русского языка и литературы, Помещение кабинета соответствует требованиям Санитарноэпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02): оснащено типовым оборудованием, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, необходимыми для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся. Оборудование учебного кабинета: - посадочные места по количеству обучающихся; - рабочее место преподавателя; - комплект учебно-наглядных пособий; - комплект электронных видеоматериалов; - задания для контрольных работ; - профессионально ориентированные задания; - материалы экзамена. Технические средства обучения: - персональный компьютер обеспечением; - проектор с экраном. с лицензионным программным 3.2. Информационное обеспечение реализации программы 3.2.1. Основные печатные издания 1. Литература [Текст]: учебник для использования в учебном процессе образовательных учреждений, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования в пределах основных профессиональных образовательных программ НПО и СПО с учетом профиля профессионального образования / под ред. Г. А. Обернихиной. - 16-е изд., стер. - Москва : Академия, 2017. - 655 с.: ил. - (Профессиональное образование. Общеобразовательные дисциплины). - Библиогр. в конце ст. - ISBN 978-54468-5128-7 2. Фортунатов, Н. М. Русская литература первой трети XIX века : учебник для среднего профессионального образования / Н. М. Фортунатов, М. Г. Уртминцева, И. С. Юхнова. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 207 с. — (Профессиональное образование). — 17 ISBN 978-5-9916-6020-4. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/433733 3. Фортунатов, Н. М. Русская литература второй трети XIX века : учебник для среднего профессионального образования / Н. М. Фортунатов, М. Г. Уртминцева, И. С. Юхнова. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 246 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-01043-5. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/433732 4. Фортунатов, Н. М. Русская литература последней трети XIX века : учебник для среднего профессионального образования / Н. М. Фортунатов, М. Г. Уртминцева, И. С. Юхнова. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 310 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10666-4. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/431053 5. История русской литературы XX-XXI веков : учебник и практикум для вузов / В. А. Мескин [и др.] ; под общей редакцией В. А. Мескина. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 411 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-00234-8. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/450436 3.2.2. Дополнительные источники 1. Сафонов, А. А. Литература. 10 класс. Хрестоматия : учебное пособие для среднего профессионального образования / А. А. Сафонов ; под редакцией М. А. Сафоновой. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 211 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-02275-9. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/453510 2. Сафонов, А. А. Литература. 11 класс. Хрестоматия : учебное пособие для среднего профессионального образования / А. А. Сафонов ; под редакцией М. А. Сафоновой. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 265 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-09163-2. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/453653 3.2.3 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины 1. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации (https://minobrnauki.gov.ru) 2. Федеральный портал "Российское образование" (http://www.edu.ru/); 3. Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам" (http://window.edu.ru/); 4. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://schoolcollection.edu.ru/); 5. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (http://fcior.edu.ru/); 18 6. Образовательный портал "Учеба" (http://www.ucheba.com/); 7. Проект Государственного института русского языка имени А.С. Пушкина "Образование на русском" (https://pushkininstitute.ru/); 8. Научная электронная библиотека (НЭБ) (http://www.elibrary.ru); 9. Национальная электронная библиотека (http://нэб.рф/); 10. КиберЛенинка (http://cyberleninka.ru/). 11. Справочно-информационный портал "Русский язык" (http://gramota.ru/); 12. Служба тематических толковых словарей (http://www.glossary.ru/); 13. Словари и энциклопедии (http://dic.academic.ru/); 14. Консультант Плюс - справочная правовая система (доступ по локальной сети). 19 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Результаты обучения ПРб 05 ПРб 06 ПРб 07 ПРб 08 ПРб 09 ПРб 10 Методы оценки Оценка результатов устных ответов, аналитической работы с текстами художественной литературы, написания сочинений, эссе (в том числе профессионально ориентированных), составления развернутых устных и письменных высказываний, заданий экзамена 20