Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Кропоткинский техникум технологий и железнодорожного транспорта» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД. 06 ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ПРОФЕССИЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 23.01.09 Машинист локомотива 2021г «РАССМОТРЕНО» методической комиссией гуманитарных дисциплин безопасности жизнедеятельности и физической культуры « 30 » августа 2021 г. Председатель _____ Хаженцева Л.М. «УТВЕРЖДАЮ» директор ГБПОУ «КТТ и ЖТ» _______________ С.А. Москалев «31 августа 2021 года Рассмотрена на заседании педагогического совета протокол № 1 от 31 августа 2021 г. Рабочая программа базовой учебной дисциплины ОУД. 06 Основы безопасности жизнедеятельности разработана на основании Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ (в ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016); требований ФГОС среднего общего образования ( в ред. Приказов Минобрнауки РФ от 29.12.2014 N 1645, от 31.12.2015 N 1578, от 29.06.2017 N 613, Минпросвещения РФ от 24.09.2020 N 519, от 11.12.2020 N 712), примерной рабочей программы общеобразовательной учебной дисциплины Основы безопасности жизнедеятельности (базовый уровень) профиль обучения: социально-экономический для профессиональных образовательных организаций 2022года. С учетом: - Распоряжения Минпросвещения России № Р-98 от 30 апреля 2021года « Об утверждении Концепции преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования»; - Распоряжения Минпросвещения России № Р-198 от 25 августа 2021года «Об утверждении Методик преподавания по общеобразовательным (обязательным) дисциплинам»; - Методических рекомендаций по разработке общеобразовательного цикла ОПОП СПО, реализуемых на базе основного общего образования; - ФГОС СПО по профессии 43.01.09 Повар, кондитер утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1569 от 9 декабря 2016 года, зарегистрированным в Минюсте РФ 22 декабря 2016 года 44898, укрупненной группы профессий 43.00.00 Сервис и туризм. Организация разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Кропоткинский техникум технологий и железнодорожного транспорта» Разработчик: преподаватель ГБПОУ «КТТ и ЖТ» ___________ /______________/ подпись Рецензенты: ________________________________ _____________ подпись ________________________________ Квалификация по диплому: _____________ подпись ________________________________ ________________________________ Квалификация по диплому: ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА СОДЕРЖАНИЕ. Пояснительная записка Общая характеристика учебной дисциплины. Место учебной дисциплины в учебном плане Результаты освоения учебной дисциплины Содержание учебной дисциплины Темы рефератов, докладов Тематическое планирование Характеристика основных видов деятельности студентов 4 5 5 6 8 16 17 19 Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы 21 Рекомендуемая литература 21 1 1.Пояснительная записка Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности предназначена для изучения в профессиональных образовательных организациях СПО, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена. Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259), с учетом примерной основной образовательной программы среднего образования одобренной решением федерального учебного-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 года №2- 16-з) Содержание программы «Основы безопасности жизнедеятельности» направлено на достижение следующих целей: повышение уровня защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз (жизненно важные интересы — совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства); снижение отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства; формирование антитеррористического поведения, отрицательного отношения к приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков; обеспечение профилактики асоциального поведения учащихся. Программа учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» является основной, в котором ГБПОУ «КТТ и ЖТ» реализует образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, уточняют содержание учебного материала, последовательность его изучения, распределение учебных часов, тематику рефератов (докладов), индивидуальных проектов, учитывая специфику программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена, осваиваемой профессии или специальности. 1.1. Общая характеристика учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности » Рабочая программа учебной дисциплины «Основы Безопасности Жизнедеятельности» предназначена для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с одновременным получением среднего общего образования. Рабочая программа разработана протокол № 3 от 21 июля 2015 г. ФГОС СПО по профессии 23.01.09 Машинист локомотива (приказ МОН РФ от 2 августа 2013г. №703, зарегистр. Минюстиции РФ 20 августа 2013г., регистр. № 29697, в ред. приказа Минобрнауки России от 09.04.2015 N 389); ФГОС СПО по профессии 23.01.10 Слесарь по обслуживанию и ремонту подвижного состава (приказ МОН РФ от 2 августа 2013 г.№696, зарегистр. Минюстиции РФ 20 августа 2013г., регистр№29751, с изменениями приказ МОН №389 от 09 апреля 2015 г. зарег. Минюстом 8 мая 2015г. №37216); 2 Содержание программы «Основы безопасности жизнедеятельности» направлено на достижение следующих целей: -повышение уровня защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз (жизненно важные интересы — совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства) - снижение отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства; -формирование антитеррористического поведения, отрицательного отношения к приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков; -обеспечение профилактики асоциального поведения учащихся. 1.2. Место учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» в учебном плане. Учебная дисциплина «Основы безопасности жизнедеятельности» является учебным предметом обязательной предметной области «Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности» ФГОС среднего общего образования. В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения на базе основного общего образования, учебная дисциплина «Основы безопасности жизнедеятельности» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования. В учебных планах место учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» в составе общих общеобразовательных учебных дисциплин, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для профессий СПО или специальностей СПО соответствующего профиля профессионального образования. 1.3. Результаты освоения учебной дисциплины«Основы безопасности жизнедеятельности» Освоение содержания учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» обеспечивает достижение следующих результатов: личностных: развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз; готовность к служению Отечеству, его защите; формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности; исключение из своей жизни вредных привычек (курения, пьянства и т. д.); воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью, как к индивидуальной и общественной ценности; освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; метапредметных: овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать последствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека; овладение навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности; формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать 3 идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях; приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий; развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение; формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций; формирование умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников; развитие умения применять полученные теоретические знания на практике: принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей; формирование умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения; развитие умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях; освоение знания устройства и принципов действия бытовых приборов и других технических средств, используемых в повседневной жизни, приобретение опыта локализации возможных опасных ситуаций, связанных с нарушением работы технических средств и правил их эксплуатации; формирование установки на здоровый образ жизни; развитие необходимых физических качеств: выносливости, силы, ловкости, гибкости, скоростных качеств, достаточных для того, чтобы выдерживать необходимые умственные и физические нагрузки; предметных: сформироваость представлений о культуре безопасности жизнедеятельности, в том числе о культуре экологической безопасности как жизненно важной социально-нравственной позиции личности, а также средстве, повышающем защищенность личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, включая отрицательное влияние человеческого фактора; получение знания основ государственной системы, российского законодательства, направленного на защиту населения от внешних и внутренних угроз; сформированность представлений о необходимости отрицания экстремизма, терроризма, других действий противоправного характера, а также асоциального поведения; сформированность представлений о здоровом образе жизни как о средстве обеспечения духовного, физического и социального благополучия личности; освоение знания распространенных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера; освоение знания факторов, пагубно влияющих на здоровье человека; развитие знания основных мер защиты (в том числе в области гражданской обороны) и правил поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; формирование умения предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным для них признакам, а также использовать различные информационные источники; развитие умения применять полученные знания в области безопасности на практике, проектировать модели личного безопасного поведения в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; получение и освоение знания основ обороны государства и воинской службы: 4 законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан; прав и обязанностей гражданина до призыва, во время призыва и прохождения военной службы, уставных отношений, быта военнослужащих, порядка несения службы и воинских ритуалов, строевой, огневой и тактической подготовки; освоение знания основных видов военно-профессиональной деятельности, особенностей прохождения военной службы по призыву и контракту, увольнения с военной службы и пребывания в запасе; Личностные результаты реализации программы воспитания (дескрипторы) обязательным. Код личностных результатов реализации программы воспитания Осознающий себя гражданином и защитником великой страны. ЛР 1 Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России. Лояльный к установкам и проявлениям представителей субкультур, отличающий их от групп с деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально опасное поведение окружающих. ЛР 3 Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа». ЛР 4 Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей многонационального народа России. ЛР 5 Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях. ЛР 9 Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные отраслевыми требованиями к деловым качествам личности Приобретение обучающимися социально значимых знаний о нормах и традициях поведения человека как гражданина и патриота своего Отечества. ЛР 15 Ценностное отношение обучающихся к своему здоровью и здоровью окружающих, ЗОЖ и здоровой окружающей среде и т.д. ЛР 20 5 Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные субъектом Российской Федерации1(п| Признающий ценность непрерывного образования, ориентирующийся ЛР - КК 1 в изменяющемся рынке труда, избегающий безработицы; Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные ключевыми управляющий собственным профессиональным развитием; 2 работодателями (при наличии) рефлексивно оценивающий собственный жизненный опыт, критерии личной Готовыйуспешности. к самостоятельной профессиональной деятельности в ЛР - Р1 современном обществе, проявляющий высокопрофессиональную Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные субъектами трудовую активность 3 образовательного процесса (при наличии) Готовый к общению и взаимодействию с людьми самого разного статуса и в многообразных обстоятельствах. Понимающий сущность нравственных качеств и черт характера окружающих людей и, следовательно, умеющий находить индивидуальный подход к каждому человеку ЛР- Т3 1.4Содержание учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» Введение. Актуальность изучения дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности», цели и задачи дисциплины. Основные теоретические положения дисциплины, определения терминов «среда обитания», «биосфера», «опасность», «риск», «безопасность». Необходимость формирования безопасного мышления и поведения. Культура безопасности жизнедеятельности — современная концепция безопасного типа поведения личности. Раздел 1. Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья населения. Тема 1.1. Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья. Здоровье и здоровый образ жизни. Общие понятия о здоровье. Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества. Факторы, способствующие укреплению здоровья. Двигательная активность и закаливание организма. Занятия физической культурой. Психологическая уравновешенность и ее значение для здоровья. Режим дня, труда и отдыха. Рациональное питание и его значение для здоровья. Влияние двигательной активности на здоровье человека. Закаливание и его влияние на здоровье. Правила личной гигиены и здоровье человека. Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека. Основные источники загрязнения окружающей среды. Техносфера как источник негативных факторов. Репродуктивное здоровье как составляющая часть здоровья человека и общества. Социальная роль женщины в современном обществе. Репродуктивное здоровье женщины и факторы, влияющие на него. Здоровый образ жизни — необходимое условие сохранности репродуктивного здоровья. Правовые основы взаимоотношения полов. Брак и семья. Культура брачных отношений. Основные функции семьи. Основы семейного права в Российской Федерации. Права и обязанности родителей. Конвенция ООН «О правах ребенка». Правила и безопасность дорожного движения. Модели поведения пешеходов, велосипедистов, пассажиров и водителей транспортных средств при организации дорожного движения Практические занятия 1. Изучение основных понятий организации рационального питания и освоение методов его гигиенической оценки. 6 2. Изучение модели поведения пешеходов, велосипедистов, пассажиров и водителей транспортных средств при организации дорожного движения. Тема 1.2 Вредные привычки и их профилактика. Понятия о вредных привычках (употребление алкоголя, курение, употребление наркотиков) и их профилактика. Курение и его влияние на состояние здоровья. Табачный дым и его составные части. Влияние курения на нервную систему, сердечно-сосудистую систему. Пассивное курение и его влияние на здоровье Наркотики, наркомания и токсикомания, общие понятия и определения. Социальные последствия пристрастия к наркотикам. Профилактика наркомании. Алкоголь и его влияние на здоровье человека, социальные последствия употребления алкоголя, снижение умственной и физической работоспособности. Современные молодежные хобби. Раздел 2. Государственная система обеспечения безопасности населения Тема 2.1. Государственная система обеспечения безопасности населения Классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Характеристика чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, наиболее вероятных для данной местности и района проживания. Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Отработка правил поведения при получении сигнала о чрезвычайной ситуации согласно плану образовательного учреждения (укрытие в защитных сооружениях, эвакуация и др.). Гражданская оборона — составная часть обороноспособности страны. Основные понятия и определения, задачи гражданской обороны. Структура и органы управления гражданской обороной. Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций. Сигнал внимание Всем!!! Средства индивидуальной и коллективной защиты. Обучение населения защите от чрезвычайных ситуаций. Основные направления деятельности государственных организаций и ведомств Российской Федерации по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций: прогноз, мониторинг, оповещение, защита, эвакуация, аварийно-спасательные работы, обучение населения. Организация гражданской обороны в образовательном учреждении, ее предназначение Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), история ее создания, предназначение, структура, задачи, решаемые для защиты населения от чрезвычайных ситуаций. Эвакуация населения в условиях чрезвычайных ситуаций. Современные средства поражения и их поражающие факторы. Мероприятия по защите населения. Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени. Виды защитных сооружений и правила поведения в них Инженерная защита, виды защитных сооружений. Основное предназначение защитных сооружений гражданской обороны. Правила поведения в защитных сооружениях. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые в зонах чрезвычайных ситуаций. Организация и основное содержание аварийно-спасательных работ. Санитарная обработка людей после их пребывания в зонах заражения. Правила безопасного поведения при угрозе террористического акта, и при захвате в заложники. Уголовная ответственность за террористическую деятельность. Практические занятия 3.Изучение и отработка моделей поведения при ЧС природного и техногенного характера. 4.Изучение первичных средств пожаротушения. 5.Изучение средств индивидуальной защиты от поражающих факторов в мирного и 7 военного времени. Контрольная работа №1 «Система обеспечивающая безопасность граждан» Раздел 3. Основы обороны государства и воинская обязанность Тема 3.1. Основы обороны государства и воинская обязанность. История создания Вооруженных Сил Российской Федерации. Организация вооруженных сил Московского государства в XIV—XV веках. Военная реформа Ивана Грозного в середине XVI века. Военная реформа Петра I, создание регулярной армии, ее особенности. Военные реформы в России во второй половине XIX века, создание массовой армии. Создание советских Вооруженных Сил, их структура и предназначение. Основные предпосылки проведения военной реформы Вооруженных Сил Российской Федерации на современном этапе. Функции и основные задачи современных Вооруженных сил Российской Федерации, их роль и место в системе обеспечения национальной безопасности. Организационная структура Вооруженных Сил Российской Федерации. Виды Вооруженных Сил Российской Федерации, рода Вооруженных Сил Российской Федерации, рода войск. Сухопутные войска: их состав и предназначение. Вооружение и военная техника . Военно-космические силы: история создания, предназначение, структура. Военно-морской флот, история создания, предназначение, структура. . Воздушно-десантные войска: история создания, предназначение, структура. Ракетные войска стратегического назначения: история создания, предназначение, структура. Войска воздушно-космической обороны: история создания, предназначение, структура Другие войска: Пограничные войска Федеральной службы безопасности Российской Федерации, внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации, Железнодорожные войска Российской Федерации, войска гражданской обороны МЧС Росси. Их состав и предназначение. Практическое занятие 6. «Изучение способов бесконфликтного общения и саморегуляции в армии». Тема 3.2 Воинский учет и воинская обязанность. Основные понятия о воинской обязанности. Воинский учет. Организация воинского учета и его предназначение. Первоначальная постановка граждан на воинский учет. Обязанности граждан по воинскому учету. Организация медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет. Обязательная подготовка граждан к военной службе. Основное содержание обязательной подготовки гражданина к военной службе. Добровольная подготовка граждан к военной службе. Основные направления добровольной подготовки граждан к военной службе: занятия военно-прикладными видами спорта; обучение по дополнительным образовательным программам, имеющее целью военную подготовку несовершеннолетних граждан в учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования; обучение по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах в образовательных учреждениях высшего профессионального образования. Призыв на военную службу. Общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих. Размещение военнослужащих, распределение времени и повседневный порядок жизни воинской части. Прохождение военной службы по призыву. Прохождение военной службы по контракту. Основные условия прохождения военной службы по контракту. Требования, предъявляемые к гражданам, поступающим на военную службу по контракту. Сроки военной службы по контракту. Права и льготы, предоставляемые военнослужащим, проходящим военную службу по контракту. Альтернативная гражданская служба. Основные условия прохождения альтернативной гражданской службы. Требования, предъявляемые к гражданам, для прохождения 8 альтернативной гражданской службы. Тема 3. 3 Общевоинские Уставы Вооруженных сил Российской Федерации. Общевоинские уставы ВС РФ ,их предназначение. Военно-учетные специальности. Качества личности военнослужащего как защитника Отечества: любовь к Родине, высокая воинская дисциплина, верность воинскому долгу и военной присяге, готовность в любую минуту встать на защиту свободы, независимости конституционного строя в России, народа и Отечества. Военнослужащий — специалист, в совершенстве владеющий оружием и военной техникой. Требования воинской деятельности, предъявляемые к моральным, индивидуальнопсихологическим и профессиональным качествам гражданина. Виды воинской деятельности и их особенности. Особенности воинской деятельности в различных видах Вооруженных Сил и родах войск. Требования к психическим и морально-этическим качествам призывника. Основные понятия о психологической совместимости членов воинского коллектива (экипажа, боевого расчета). Военнослужащий — подчиненный, строго соблюдающий Конституцию РФ и законодательство Российской Федерации, выполняющий требования воинских уставов, приказы командиров и начальников. Права и обязанности военнослужащих. Воинская дисциплина и ответственность. Единоначалие — принцип строительства Вооруженных Сил Российской Федерации. Общие права и обязанности военнослужащих. Воинская дисциплина, ее сущность и значение. Виды ответственности, установленной для военнослужащих (дисциплинарная, административная, гражданско-правовая, материальная, уголовная). Дисциплинарные взыскания, налагаемые на солдат и матросов, проходящих военную службу по призыву. Уголовная ответственность за преступления против военной службы (неисполнение приказа, нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, самовольное оставление части и др.). Соблюдение норм международного гуманитарного права. Размещение военнослужащих. Распределение времени и повседневный порядок. Суточный наряд роты. Общие положения. Обязанности дежурного и дневального по роте. Организация караульной службы. Общие положения. Часовой и его неприкосновенность. Тема 3.4. Боевые традиции Вооруженных Сил Российской Федерации и символы воинской чести. Дни воинской славы России — дни славных побед. Основные формы увековечения памяти российских воинов, отличившихся в сражениях, связанных с днями воинской славы России . Символы воинской чести. Ритуал приведения к военной присяге. Ритуал вручения боевого знамени воинской части. Вручение личному составу вооружения и военной техники. Проводы военнослужащих, уволенных в запас или отставку. Воинские звания .Ордена и медали. Как стать офицером Российской армии. Основные виды военных образовательных учреждений профессионального образования. Правила приема граждан в военные образовательные учреждения профессионального образования. Организация подготовки офицерских кадров для Вооруженных Сил Российской Федерации. Тема 3. 5. Основы подготовки к воинской службе. Строевые приемы и движение без оружия. Строй и его элементы .Выход из строя подход к начальнику. Огневая подготовка. Подготовка и производство стрельбы. Назначение и боевые свойства АК-74,порядок неполной разборки –сборки. Снаряжение магазина патронами. Современный бой. Ручные осколочные гранаты. Обязанности солдата в бою. 9 Практические занятия 7. Особенности службы в армии. Изучение и освоение методов проведения строевой подготовки. 8. Особенности устройства АК-74. Выполнение норматива по сборке- разборке АК-74. Контрольная работа №2 «Основы воинской службы» Раздел 4. Основы медицинских знаний Тема 4.1. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. Общие правила оказания первой медицинской помощи. Виды ран. Первая помощь при воздействии низких температур. Последствия воздействия низких температур на организм человека. Основные степени отморожений. Способы искусственного дыхания. Практические занятия 9. Изучение и освоение основных приемов оказания первой помощи при кровотечениях. 10. Изучение и освоение основных способов искусственного дыхания. Темы рефератов, докладов, сообщений. • Эволюция среды обитания, переход к техносфере. • Взаимодействие человека и среды обитания. • Стратегия устойчивого развития как условие выживания человечества. • Основные пути формирования культуры безопасности жизнедеятельности в современном обществе. • Здоровый образ жизни — основа укрепления и сохранения личного здоровья. • Факторы, способствующие укреплению здоровья. • Организация студенческого труда, отдыха и эффективной самостоятельной работы. • Роль физической культуры в сохранении здоровья. • Пути сохранения репродуктивного здоровья общества. • Алкоголь и его влияние на здоровье человека. • Табакокурение и его влияние на здоровье. • Наркотики и их пагубное воздействие на организм. • Компьютерные игры и их влияние на организм человека. • Особенности трудовой деятельности женщин и подростков. • Характеристика ЧС природного характера, наиболее вероятных для данной местности и района проживания. • Характеристика ЧС техногенного характера, наиболее вероятных для данной местности и района проживания. • Терроризм как основная социальная опасность современности. • Космические опасности: мифы и реальность. • Современные средства поражения и их поражающие факторы. •Оповещение и информирование населения об опасности. • Инженерная защита в системе обеспечения безопасности населения. •Правовые и организационные основы обеспечения безопасности жизнедеятельности. • МЧС России — федеральный орган управления в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций. • Структура Вооруженных Сил Российской Федерации. Виды и рода войск. •Основные виды вооружения и военной техники в Российской Федерации. •Военная служба как особый вид федеральной государственной службы. • Организация и порядок призыва граждан на военную службу в Российской Федерации. • Боевые традиции Вооруженных Сил Российской Федерации. 10 • Символы воинской чести. • Патриотизм и верность воинскому долгу. •Дни воинской славы России. • Города-герои Российской Федерации. • Города воинской славы Российской Федерации. •Профилактика инфекционных заболеваний. • Первая помощь при острой сердечной недостаточности. •СПИД — чума XXI века. • Оказание первой помощи при бытовых травмах. •Духовность и здоровье семьи. • Здоровье родителей — здоровье ребенка. • Формирование здорового образа жизни с пеленок. Как стать долгожителем? • Рождение ребенка — высшее чудо на Земле. • Политика государства по поддержке семьи. 1.5. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся. При реализации содержания общеобразовательной учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» в пределах освоения ОПОП на базе основного общего образования с получением среднего общего образования вне зависимости от профиля профессионального образования максимальная учебная нагрузка обучающихся составляет 108 ч: из них аудиторная учебная нагрузка – 72 ч., самостоятельная работа 36 ч включая практические занятия 10 ч. контрольные работы 2ч Вид учебной работы Аудиторные занятия. Содержание обучения Количество часов Введение 1 1. Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья 11 2. Государственная система обеспечения безопасности населения 14 3. Основы обороны государства и воинская обязанность 41 11 4. Основы медицинских знаний 4 Дифференцированный зачет 1 Итого 72 Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета Всего: 72 часа 108 105 12 Тематический план общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.06.Основы безопасности жизнедеятельности код и наименование общеобразовательной учебной дисциплины № темы 1 1.1 1.2 2. 2.1 3. 3.1 3.2 3.3 3.4 3.5 4 4.4 Наименование разделов и тем Введение Раздел 1 Основы личной безопасности и сохранение здоровья населения Тема Обеспечение безопасности и сохранение здоровья Тема Вредные привычки и их профилактика Раздел 2 Государственная система обеспечения безопасности населения. Тема Система обеспечения безопасности населения. Раздел 3 Основы обороны государства и воинская обязанность. Тема Основы обороны государства Тема Воинский учет Тема Уставы ВС РФ Тема Боевые традиции ВС РФ и символы воинской чести. Тема Основы подготовки к воинской службе. Раздел 4 Основы медицинских знаний Тема Основы медицинских знаний. Дифференцированный зачет Итого Количество часов аудиторной нагрузки Всего Практические и лабораторные работы 1 11 2 6 5 14 3 14 41 3 8 6 10 5 12 4 4 1 72 2 10 13 1.6 Характеристика основных видов деятельности обучающихся. Содержание обучения Введение 1. Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья населения 2. Государственная система обеспечения безопасности населения Характеристика основных видов учебной деятельности студентов (на уровне учебных действий) Различение основных понятий и теоретических положений основ безопасности жизнедеятельности, применение знаний дисциплины для обеспечения своей безопасности. Анализ влияния современного человека на окружающую среду, оценка примеров зависимости благополучия жизни людей от состояния окружающей среды; моделирование ситуаций по со-хранению биосферы ее защитеи здоровом Определение основных понятий о издоровье образе жизни. Усвоение факторов, влияющих на здоровье, выявление факто-ров, разрушающих здоровье, планирование режима дня, выяв-ление условий обеспечения рационального питания, объяснение случаев из собственной жизни и своих наблюдений по планиро-ванию режима труда и отдыха. Анализ влияния двигательной активности на здоровье человека, определение основных форм закаливания, их влияния на здоровье человека, обоснование последствий влияния алкоголя на здоровье человека и социальных последствий употребления алкоголя. Анализ влияния неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека. Моделирование социальных последствий пристрастия к наркотикам. Моделирование ситуаций по организации безопасности дорожного движения. Характеристика факторов, влияющих на репродуктивное здоро-вье человека. Моделирование ситуаций по применению правил сохранения и укрепления здоровья Усвоение общих понятий чрезвычайных ситуаций, классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера по основным признакам, характеристика особенностей ЧС различного происхождения. Выявление потенциально опасных ситуаций для сохранения жизни и здоровья человека, сохранения личного и общественного имущества при ЧС. Моделирование поведения населения при угрозе и возникновении ЧС. Освоение моделей поведения в разных ситуациях: как вести себя дома, на дорогах, в лесу, на водоемах, характеристика основных функций системы по предупреждению и ликвидации ЧС (РСЧС); объяснение основных правил эвакуации населения в условиях чрезвычайных ситуаций, оценка правильности выбора индивидуальных средств защиты при возникновении ЧС; раскрытие возможностей современных средств оповещения населения об опасностях, возникающих в чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени; характеристика правил безопасного поведения при угрозе террористического акта, захвате в качестве заложника. Определение мер безопасности населения, оказавшегося на территории военных действий. Характеристика предназначения и основных функций полиции, службы скорой помощи, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и других государственных служб в области безопасности 14 3. Основы обороны государства и воинская обязанность Содержание обучения 4. Основы медицинских знаний Различение основных понятий военной и национальной безопасности, освоение функций и основные задачи современных Вооруженных сил Российской Федерации, характеристика основных этапов создания Вооруженных Сил России. Характеристика основных видов учебной деятельности студентов (на уровне учебных действий) Анализ основных этапов проведения военной реформы Вооруженных Сил Российской Федерации на современном этапе, определение организационной структуры, видов и родов Вооруженных Сил Российской Федерации; формулирование общих, должностных и специальных обязанностей военнослужащих. Характеристика распределения времени и повседневного порядка жизни воинской части, сопоставление порядка и условий прохождения военной службы по призыву и по контракту; анализ условий прохождения альтернативной гражданской службы. Анализ качеств личности военнослужащего как защитника Отечества. Характеристика требований воинской деятельности, предъявляемых к моральным, индивидуальнопсихологическим и профессиональным качествам гражданина; характеристика понятий «воинская дисциплина» и «ответственность»; освоение основ строевой подготовки. Определение боевых традиций Вооруженных Сил России, объяснение основных понятий о ритуалах Вооруженных Освоение основных понятий о состояниях, причести которых Сил Российской Федерации и символах воинской оказывается первая помощь; моделирование ситуаций по оказанию первой помощи при несчастных случаях. Характеристика основных признаков жизни. Освоение алгоритма идентификации основных видов кровотечений, идентификация основных признаков теплового удара. Определение основных средств планирования семьи. Определение особенностей образа жизни и рациона питания беременной женщины 15 1.7 Учебно-методическое материально-техническое обеспечение учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» Помещение кабинета основ безопасности жизнедеятельности удовлетворяет требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2. 178-02)1. Оно оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и техническими средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки учащихся. В кабинете имеется мультимедийное оборудование, при помощи которого участники образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию по основам безопасности жизнедеятельности, создавать презентации, видеоматериалы, иные документы. В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» входят: многофункциональный комплекс преподавателя; -наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, стендов, схем, плакатов, портретов выдающихся ученых в области обеспечения безопасной жизнедеятельности населения и др.); -информационно-коммуникативные средства; -экранно-звуковые пособия -образцы аварийно-спасательных инструментов и оборудования (АСИО), средств индивидуальной защиты (СИЗ): противогаз ГП-7, респиратор Р-2, защитный костюм Л-1, общевойсковой защитный костюм, общевойсковой прибор химической разведки, компас азимут; дозиметр бытовой (индикатор радиоактивности) -образцы средств первой медицинской помощи: индивидуальный перевязочный пакет ИПП1; жгут кровоостанавливающий; аптечка индивидуальная АИ-2; комплект противоожоговый; индивидуальный противохимический пакет ИПП-11; сумка санитарная; носилки плащевые; -образцы средств пожаротушения (СП); -макеты: встроенного убежища, быстровозводимого убежища, противорадиационного укрытия, а также макеты местности, зданий и муляжи; -макет автомата Калашникова; -Винтовка МР-512 -обучающие и контролирующие программы по темам дисциплины; -комплекты технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности; -библиотечный фонд -Электронный тир. 1.8 Рекомендуемая литература. Для обучающихся. Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А Основы безопасности жизнедеятельности: учебник Для студентов профессиональных образовательных организаций осваивающих профессии и специальности. СПО — М., 2017. Косолапова Н.В., и др. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник Для студентов профессиональных образовательных организаций осваивающих профессии и специальности. СПО — М., 2017. Смирнов А.Т,Хренников Б.О.,Основы безопасности жизнедеятельности учебник для общеобразоватеоьных школ 10.11 классс-М 2013г. Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А. Основы безопасности жизнедеятельности: электронный учебник для сред. проф. образования. — М., 2015. 16 Для преподавателей Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных федеральными конституционными законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // СЗ РФ. — 2009. — № 4. — Ст. 445. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (в ред. федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от 05.05.2014 № 84ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014 № 148-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ) «Об образовании в Российской Федерации». Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 07.06.2012 № 24480). Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования”». Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования». Гражданский кодекс РФ (Ч. 1) (утвержден Федеральным законом от 30.11.94 № 51-ФЗ (в ред. от 11.02.2013, с изм. и доп. от 01.03.2013) // СЗ РФ. — 1994. — № 32 (Ч. 1). — Ст. 3301. Гражданский кодекс РФ (Ч. 2) (утвержден Федеральным законом от 26.01.96 № 14-ФЗ) (в ред. от 14.06.2012) // СЗ РФ. — 1996. — № 5 (Ч. 2). — Ст. 410 Гражданский кодекс РФ (Ч. 3) (утвержден Федеральным законом от 26.11.01 № 146-ФЗ) (в ред. от 05.06.2012) // СЗ РФ. — 2001. — № 49. — Ст. 4552. Гражданский кодекс РФ (Ч. 4) (утвержден Федеральным законом от 18.12.06 № 230-ФЗ) (в ред. от 08.12.2011) // СЗ РФ. — 2006. — № 52 (Ч. 1). — Ст. 5496. Семейный кодекс Российской Федерации (утвержден Федеральным законом от 29.12.1995 № 223-ФЗ) (в ред. от 12.11.2012) // СЗ РФ. — 1996. — № 1. — Ст. 16. Уголовный кодекс Российской Федерации (утвержден Федеральным законом от 13.06.1996 № 63-ФЗ) (в ред. от 07.12.2011 ; с изм. и доп., вступающими в силу с 05.04.2013) // СЗ РФ. — 1996. — № 25. — Ст. 2954. Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (в ред. от 04.03.2013, с изм. от 21.03.1013) // СЗ РФ. — 1998. — № 13. — Ст. 1475. Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (в ред. от 11.02.2013) // СЗ РФ. — 1994. — № 35. — Ст. 3648. Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (в ред. от 04.03.2013) // СЗ РФ. — 1997. — № 30. — Ст. 3588. Федеральный закон от 25.07.2002 № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» (в ред. от 30.11.2011) // СЗ РФ. — 2002. — № 30. — Ст. 3030. Федеральный закон от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» (в ред. от 05.04.2013) // СЗ РФ. — 1996. — № 23. — Ст. 2750. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 25.06.2012, с изм. от 05.03.2013) // СЗ РФ. — 2002. — № 2. — Ст. 133. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (в ред. от 25.06.2012) // СЗ РФ. — 2011. — N 48. — Ст. 6724. Указ Президента РФ от 05.02.2010 № 146 «О Военной доктрине Российской Федерации» // СЗ РФ. — 2010. — № 7. — Ст. 724. 17 Постановление Правительства РФ от 30.12.2003 № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (в ред. от 18.04.2012) // СЗ РФ. — 2004. — № 2. — Ст. 121. Приказ министра обороны РФ от 03.09.2011 № 1500 «О Правилах ношения военной формы одежды и знаков различия военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, ведом-ственных знаков отличия и иных геральдических знаков и особой церемониальной парадной военной формы одежды военнослужащих почетного караула Вооруженных Сил Российской Федерации» (зарегистрирован в Минюсте РФ 25.10.2011 № 22124) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. — 2011. — № 47. Приказ министра обороны Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.02.2010 № 96/134 «Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах» (зарегистрировано Минюстом России 12.04.2010, регистрационный № 16866). Кобяков Ю.П. Физическая культура. Основы здорового образа жизни. — М., 2012. Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А., Побежимова Е.Л. Безопасность жизнедеятельности: практикум: учеб. пособие для учреждений нач. проф. образования. — М., 2013. Митяев А. Книга будущих командиров. — М., 2010. Назарова Е.Н., Жилов Ю.Д. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учебник для студ. высш. учеб. заведений. — М., 2013. Общевойсковые уставы Вооруженных Сил РФ (ред. 2013 г.) — Ростов н/Д, 2013. Интернет-ресурсы www.mchs.gov.ru (сайт МЧС РФ). www.mvd.ru (сайт МВД РФ). www.mil.ru (сайт Минобороны). www.fsb.ru (сайт ФСБ РФ). www.dic.academic.ru (Академик. Словари и энциклопедии). www.booksgid.com (Воокs Gid. Электронная библиотека). www.globalteka.ru/index.html (Глобалтека. Глобальная библиотека научных ресурсов). www.window.edu.ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам). www.iprbookshop.ru (Электронно-библиотечная система IPRbooks). www.school.edu.ru/default.asp (Российский образовательный портал. Доступность, качество, эффективность). www.ru/book (Электронная библиотечная система). www.pobediteli.ru (проект «ПОБЕДИТЕЛИ: Солдаты Великой войны»). www.monino.ru (Музей Военно-Воздушных Сил). www.simvolika.rsl.ru (Государственные символы России. История и реальность). www.militera.lib.ru (Военная литература). www. biblio-online.ru. юрайт электронная библиотека 18