Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Кропоткинский техникум технологий и железнодорожного транспорта» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОГСЭ. 02 История для специальности среднего профессионального образования 23.02.06 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам) Срок обучения 3 года 10 месяцев на базе основного общего образования Форма обучения: очная 2023 Рассмотрена УТВЕРЖДАЮ на заседании педагогического совета Директор ГБПОУ «КТТиЖТ» протокол №1 от 31 августа 2023 г. Рассмотрена на заседании методической _______________ В.А.Шахбазян комиссии гуманитарных дисциплин Протокол №1 от «30» августа 2023 г. Председатель _________ Хаженцева Л.М. Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.02 История разработана на основании Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ (в ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016); письма Минпросвещения России от 21.08.2023г № 03-1350 «Об использовании учебников истории, с учётом требований: ФГОС СПО по специальностям 23.02.06 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог (утв. приказом МОН РФ от 22.04.2014 N 388, зарегистрир. Минюстом РФ от 18.06.2014 N 32769), 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 376 от 22 апреля 2014 года (ред. от 01.09.2022), зарегистр. Министерством юстиции (рег. № 32499 от 29 мая 2014г.), укрупненной группы профессий 23.00.00 Техника и технологии наземного транспорта. Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Кропоткинский техникум технологий и железнодорожного транспорта». Автор: Савенкова Светлана Викторовна __________, преподаватель ГБПОУ «КТТ и ЖТ» Рецензенты: ___________ подпись Боев Андрей Николаевич кандидат исторических наук, преподаватель ПОО учреждение «Юридический техникум» г. Кропоткин Учитель истории и МХК Квалификация по диплому Частное _________ подпись Ашумова Аджар Вели-кызы преподаватель истории и обществознания 1 ЧПОУ Региональный колледж профессиональной карьеры г. Кропоткин Преподаватель политической истории Квалификация по диплому СОДЕРЖАНИЕ ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ПРОГРАММЫ стр. 3-4 СТРУКТУРА И УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ СОДЕРЖАНИЕ 5-9 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ РАБОЧЕЙ РЕЗУЛЬТАТОВ 10-12 13 2 3 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.02 История 1.1. Область применения рабочей программы. Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по всем специальностям СПО. 1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Учебная дисциплина ОГСЭ.02 «История» относится к общему гуманитарному и социальноэкономическому циклу основной профессиональной образовательной программы. 1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины: Цель: Формирование представлений об особенностях развития современной России на основе осмысления важнейших событий и проблем российской и мировой истории последней четверти XX- начала XXI вв. Задачи: - рассмотреть основные этапы развития России на протяжении последних десятилетий XXначала XXI вв.; - показать направления взаимовлияния важнейших мировых событий и процессов на развитие современной России; - сформировать целостное представление о месте и роли современной России в мире; - показать целесообразность учета исторического опыта последней четверти XX века в современном социально-экономическом, политическом и культурном развитии России. В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: - ориентироваться в современной экономической, политической, культурной ситуации в России и в мире; - выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем. В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: - основные направления ключевых регионов мира на рубеже XX-XXI вв.; - сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX- начале XXI вв.; - основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих регионов мира; - назначение ООН, НАТО, ЕС и др. организаций и их деятельности; - сформировать представление о роли науки, культуры, религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций; - содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения. Личностные результаты реализации программы воспитания (дескрипторы) Осознающий себя гражданином и защитником великой страны. Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической Код личностных результатов реализации программы воспитания ЛР 1 ЛР 5 4 памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей многонационального народа России. Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех ЛР 7 формах и видах деятельности. Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям различных этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных групп. Сопричастный к сохранению, преумножению и трансляции ЛР 8 культурных традиций и ценностей многонационального российского государства. Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий ЛР 11 основами эстетической культуры. Принимающий семейные ценности, готовый к созданию семьи и воспитанию детей; демонстрирующий неприятие насилия в семье, ЛР 12 ухода от родительской ответственности, отказа от отношений со своими детьми и их финансового содержания. Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные отраслевыми требованиями к деловым качествам личности Приобретение обучающимися социально значимых знаний о нормах и традициях поведения человека как гражданина и патриота своего ЛР 15 Отечества. Ценностное отношение обучающихся к своему Отечеству, к своей малой и большой Родине, уважительного отношения к ее истории и ЛР 17 ответственного отношения к ее современности. Ценностное отношение обучающихся к людям иной национальности, ЛР 18 веры, культуры; уважительного отношения к их взглядам. 1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины: Максимальной учебной нагрузки обучающегося 72 часа, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часов; самостоятельной работы обучающегося 24 часа. 2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.02 История 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Максимальная учебная нагрузка (всего) Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) в том числе: практические занятия контрольные работы Самостоятельная работа Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета Объем часов 72 48 10 2 24 1 5 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОГСЭ.02 История Наименование разделов и тем 1 Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся 2 Раздел 1. Развитие СССР и его место в мире в 1980-е гг. Содержание учебного материала Тема 1.1. 1 Основные тенденции развития СССР к началу 1980-х гг. Основные тенденции развития СССР к 1980-м 2 Социально-экономическая политика СССР в 80-е гг. гг. 3 Идеология, национальная политика СССР в 80-е гг. 4 Культурное развитие народов СССР 5 Внешняя политика СССР в конце 70-х-начале 80-х гг. Практические занятия №1 «Внутренняя политика государственной власти к началу 1980-х гг.» №2 «Внешняя политика СССР на рубеже 70-х-80-е гг.» Самостоятельная работа обучающихся: 1.Составление исторических портретов деятелей партии и правительства СССР. 2.Составление подборки плакатов социальной направленности конца 70-х-начала 80-х гг. (с использованием средств Интернета). Анализ результатов. 3. Подготовка сообщений «СССР в системе международных отношений в 80-е гг. (по направлениям)» Содержание учебного материала Тема 1.2. 1 Дезинтеграционные процессы в Европе в середине 80-х гг. Распад Дезинтеграционные социалистического лагеря. процессы в России и Европе во второй 2 Начало реформ М.С.Горбачева. Перестройка половине 80-х гг. 3 Изменения в правовой и государственной системе СССР 4 Советская культура в годы перестройки. Роль СМИ. 5 «Новое мышление» во внешней политике. Окончание «холодной войны». Объем часов 3 Уровень освоения 4 22 1 продуктивный 1 1 1 1 1 1 3 1 продуктивный 1 1 1 1 6 Практические занятия: №3 «Распад СССР: причины, последствия» №4 «Межнациональные конфликты. Образование СНГ» Контрольная работа №1 «Россия-суверенное государство: приобретения и потери» Самостоятельная работа обучающихся: 4.Заполнение таблицы «Перестройка» 5.Составление хронологии событий распада СССР» 6. Подборка фотодокументов и комментариев к событиям на Балканах, проблем Ольстера в Великобритании, басков в Испании и др. Сравнить с проблемами на территории СНГ: Приднестровье, Абхазии, Северной Осетии, Нагорном Карабахе. 7. М.С.Горбачев: исторический портрет на фоне эпохи Раздел 2. Россия и мир в конце XX-начале XXI века Содержание учебного материала Тема 2.1. 1 Локальные национальные, религиозные и территориальные конфликты в Постсоветское Российской Федерации. Причины и участники. пространство в 90-е гг. XX века 2 Отношение российского государства к конфликтам, политика в области их преодоления. 3 Россия и международные организации: конкуренция и сотрудничество 4 Россия и НАТО: система взаимоотношений после распада СССР Практические занятия: №5 «Россия и страны СНГ» №6 «Международные проекты об устройстве мира. Роль и место России» Самостоятельная работа обучающихся: 8.Подбор и анализ документов, раскрывающих причины и характер локальных конфликтов в РФ и СНГ в 1990-х гг. 9. Подготовка сообщений по вопросам взаимодействия России и международных организаций (ООН, ЮНЕСКО, ЕС, ОЭСР) в политической, культурной, социальноэкономической сферах. 10. Подготовка тезисов о важнейших внешнеполитических задачах России после распада СССР. Содержание учебного материала Тема 2.2. Укрепление влияния 1 Становление новой российской государственно-правовой системы. Варианты, России на постсоветском модели. пространстве 2 Новая Конституция России. Курс на укрепление государственности. 1 1 1 4 50 1 репродуктивный 1 1 1 1 1 3 репродуктивный 1 1 7 3 Модернизация экономики: реформы и их последствия 4 Система договоров со странами ближнего зарубежья (Украина, Белоруссия, Абхазия, Южная Осетия и др.) 5 Вооруженный конфликт на Северном Кавказе: причины, участники, содержание, результаты 6 Изменения в территориальном устройстве Российской Федерации Практические занятия: №7 «Внутренняя политика России на Северном Кавказе» Самостоятельная работа обучающихся: 11. Выполнение задания: определить содержание понятий «суверенитет», «самостоятельность», «независимость» по отношению к государственной политике. 12. Составление таблицы: Реформы в экономике России в конце 90-х-2000-е гг. 13. Подбор и анализ материалов о внутренних межнациональных конфликтах. Содержание учебного материала Тема 2.3. 1 Расширение Евросоюза, формирование мирового рынка труда Россия и мирровые 2 Политическая и экономическая интеграция в 2000-е гг. Отношения России со интеграционные процессы странами мира. 3 НАТО и Россия: политические ориентиры 4 Место России в формировании единого образовательного и культурного пространства в Европе 5 Внедрение рыночных отношений в различные сферы общественной жизни россиян Практические занятия: №8 «Изменения в системе российского образования: «за» и «против» Самостоятельная работа обучающихся: 14. В.В.Путин: исторический портрет 15. Составление тезисов: «Рыночные отношения в жизни россиян» 16. Подготовка сообщений «Глобализация различных сторон жизни общества» Содержание учебного материала Тема 2.4. Развитие Культуры в 1 Проблема экспансии в Россию западной системы ценностей 2 Формирование «массовой культуры» в российском обществе России 3 Проблемы сохранения национальной идентичности и традиционных ценностей 4 Идеи толерантности и молодежные экстремистские движения Практические занятия: №9 «Традиции национальных культур народов России и влияние на них идей «массовой культуры» Самостоятельная работа обучающихся: 1 1 1 1 1 3 репродуктивный 1 1 1 1 1 1 3 репродуктивный 1 1 1 1 1 продуктивный 4 8 17. Творческое задание: «Культура общества - это его идеология, да или нет?» 18. Составление сравнительной таблицы: нравственные ценности современности и периода второй половины XX века. 19. Подготовка презентаций о современных молодежных движениях. 20. Подбор материалов с помощью сети Интернет и их анализ по теме «Современный экстремизм и методы борьбы с ним» Тема 2.5. Содержание учебного материала Перспективы развития РФ в современном мире 1 Российская Федерация на современном этапе: направления и основные проблемы развития 2 Современная международная ситуация и роль в ней России 3 Территориальная целостность России –основное условие ее политического развития 4 Наука и современные научные разработки в России 5 Сохранение нравственных ценностей и индивидуальных свобод человека-основа развития культуры в РФ 6 Преемственность современного социально-экономического и политического курса государственными традициями России Практические занятия №10 «Перспективные направления и основные проблемы развития РФ на современном этапе» Контрольная работа №2 «Современная Россия: настоящее и перспективы развития» Самостоятельная работа обучающихся 21. Составление тезисов по теме: «Роль РФ в решении мировых конфликтов». 22. Подготовка сообщений о последних инновационных разработках российских ученых. 23. Творческое задание: «Мое видение развития России в XXI веке». 24. Подготовка рефератов и презентаций на темы: «Духовные ценности общества в современной России», «Политика «двойных стандартов» в мире, пути преодоления». Дифференцированный зачет Всего: 1 1 1 1 1 1 1 1 4 1 72 9 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.02 История 3.1. Требования к материально-техническому обеспечению. Для реализации учебной дисциплины ОГСЭ.02 ИСТОРИЯ в наличии есть учебный кабинет, который обеспечен свободным доступом в Интернет во время учебного занятия и в период внеучебной деятельности обучающихся. Помещение кабинета отвечает требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, оснащено мебелью и средствами обучения, достаточными для реализации требований к уровню подготовки обучающихся: -посадочные места по количеству обучающихся - 26 - автоматизированное рабочее место преподавателя - 1 -комплект учебно-методической документации - 1 -дидактические материалы (тестовые задания, раздаточные материалы, исторические документы, тесты, отрывки научно-популярных, литературных произведений по всем разделам программы; -учебники 15. -электронные пособия и учебники - 13 -видеофильмы - 9 -компьютер с программным лицензионным обеспечением - 1 -телевизор – 1. рекомендуемые учебные издания, Интернет-ресурсы, дополнительная литература. Литература Для студентов 1.Учебник Мединский Владимир Ростиславович, Торкунов Анатолий Васильевич. История. История России. 1945 год-начало XXI века. 11 класс. Базовый уровень. Москва 2023. 446с. 2. Учебник Мединский Владимир Ростиславович, Торкунов Анатолий Васильевич. История. Всеобщая история. 1945год-начало XXI века. 11 класс. Базовый уровень. Москва 2023. 271с. Дополнительная литература 1. Никонов В.А., Девятов С.В. Под ред. Карпова С.П. История. История России 1914 г. - начало XXI в. (базовый и углубленный уровни в 2 частях) ООО "Русское слово-учебник" 2022 2. Загладин Н.В., Белоусов Л.С. Под ред. Карпова С.П. История. Всеобщая история. Новейшая история. 1914 г. - начало XXI в. (базовый и углубленный уровни) ООО "Русское слово-учебник" 2022 3. История. История (базовый и углубленный уровень) России, в 3-х ч. Часть 1-2 История России (базовый уровень) (в 2 частях). Горинов М.М., Данилов А.А., Моруков М.Ю. и др./ Под ред. Торкунова А.В. Просвещение 2020 4. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: в 2 ч.: учебник для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М., 2015. 5. Кириллов В.В. История России. В 2 ч. Учебник для СПО/ В.В. Кириллов. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 352 с. – (Серия: Профессиональное образование). 6. История России. В 2 ч. Часть 1.1914-1941: учебник для СПО/ под ред. М.В.Ходякова. – 8-е изд. Перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 270 с. – Серия: Профессиональное образование. 7. История России. В 2 ч. Часть 2. 1941-2015: учебник для СПО/ под ред. М.В.Ходякова. – 8-е изд. Перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 300 с. – Серия: Профессиональное образование. Для преподавателя 1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от 05.05.2014 № 84-ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014 № 14810 ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ, в ред. От 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016.) 2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования». 3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г. N 1578 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N413" 4. Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования». Интернет-ресурсы Электронный учебник изд-ва «Академия» Артемов В.В. История в 2-х ч. (7-е изд.), 2020 www. gumer. info (Библиотека Гумер). www. hist. msu. ru/ER/Etext/PICT/feudal. htm (Библиотека Исторического факультета МГУ). www. plekhanovfound. ru/library (Библиотека социал-демократа). www. bibliotekar. ru (Библиотекарь.Ру: электронная библиотека нехудожественной литературы по русской и мировой истории, искусству, культуре, прикладным наукам). https://ru. wikipedia. org (Википедия: свободная энциклопедия). https://ru. wikisource. org (Викитека: свободная библиотека). www. militera. lib. ru (Военная литература: собрание текстов). www. world-war2. chat. ru (Вторая Мировая война в русском Интернете). www. biograf-book. narod. ru (Избранные биографии: биографическая литература СССР). www. magister. msk. ru/library/library. htm (Интернет-издательство «Библиотека»: электронные издания произведений и биографических и критических материалов). www. intellect-video. com/russian-history (История России СССР: онлайн-видео). www. historicus. ru (Историк: общественно-политический журнал). www. history. tom. ru (История России от князей до Президента). www. krugosvet. ru (Онлайн-энциклопедия «Кругосвет»). www. liber. rsuh. ru (Информационный комплекс РГГУ «Научная библиотека»). www. borodulincollection. com/index. html (Раритеты фотохроники СССР: 1917—1991 гг. — коллекция Льва Бородулина). www. rodina. rg. ru(Родина: российский исторический иллюстрированный журнал). www. fershal. narod. ru (Российский мемуарий). www. scepsis. ru/library/history/page1 (Скепсис: научно-просветительский журнал). www. sovmusic. ru (Советская музыка). www. infoliolib. info (Университетская электронная библиотека Infolio). www. hist. msu. ru/ER/Etext/index. html (электронная библиотека Исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова). www. library. spbu. ru (Научная библиотека им. М. Горького СПбГУ). www. ec-dejavu. ru (Энциклопедия культур DеjаVu). http://www.patriarchia.ru/db/video/ http://pravkuban.ru/ 11 5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.02 История Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения устного опроса, практических занятий, контрольных работ, самостоятельной работы, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований. Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: ориентироваться в современной экономической, политической, культурной ситуации в России и мире; - выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социальноэкономических, политических и культурных проблем. В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: - основные направления ключевых регионов мира на рубеже XX и XXI вв.; сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX – начале XXI вв.; - основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих регионов мира; - назначение ООН, НАТО, ЕС и др. организаций и их деятельности; - роль науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций; - содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения. Формы и методы контроля и оценки результатов обучения – самостоятельные задания проблемного характера; – практические задания по работе с информацией, документами, литературой; – подготовка и защита индивидуальных и групповых заданий проектного характера. Методы контроля направлены на проверку умений учащихся: – отбор и оценка исторических фактов, процессов, явлений; – выполнение зданий творческого характера с представлением собственной позиции; – осознанный выбор способов действий из ранее известных; – осуществление коррекции (исправления) сделанных ошибок на новом уровне предлагаемых заданий; – работа в группе и представление как своей, так и позиции группы; - формирование собственной гражданской позиции через проектирование исторических событий. Методы оценки результатов обучения: Экспертная оценка устного опроса, мониторинга роста творческой самостоятельности и навыков получения новых знаний обучающимися. 12 13