Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Кропоткинский техникум технологий и железнодорожного транспорта» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОГСЭ.01 Основы философии для специальности среднего профессионального образования 23.02.06 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам) Срок обучения 3 года 10 месяцев на базе основного общего образования Форма обучения: очная 2023 Рассмотрена УТВЕРЖДАЮ на заседании педагогического совета Директор ГБПОУ «КТТиЖТ» протокол №1 от 31 августа 2023 г. Рассмотрена на заседании методической _______________ В.А.Шахбазян комиссии гуманитарных дисциплин Протокол №1 от «30» августа 2023 г. Председатель _________ Хаженцева Л.М. Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.01 Основы философии разработана на основании Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ (в ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016); с учётом требований: ФГОС СПО по специальностям 23.02.06 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог (утв. приказом МОН РФ от 22.04.2014 N 388, зарегистрир. Минюстом РФ от 18.06.2014 N 32769), 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 376 от 22 апреля 2014 года (ред. от 01.09.2022), зарегистр. Министерством юстиции (рег. № 32499 от 29 мая 2014г.), укрупненной группы профессий 23.00.00 Техника и технологии наземного транспорта. Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Кропоткинский техникум технологий и железнодорожного транспорта». Автор: Савенкова Светлана Викторовна _________,преподаватель ГБПОУ «КТТ и ЖТ» ___________ подпись _________ подпись Боев Андрей Николаевич кандидат исторических наук, преподаватель ПОО Частное учреждение «Юридический техникум» г. Кропоткин Учитель истории и МХК Квалификация по диплому Ашумова Аджар Вели-кызы преподаватель истории и обществознания ЧПОУ Региональный колледж профессиональной карьеры г. Кропоткин Преподаватель политической истории Квалификация по диплому 1 СОДЕРЖАНИЕ ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ СТРУКТУРА И УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ПРОГРАММЫ стр. 3 СОДЕРЖАНИЕ 5 РАБОЧЕЙ 10 РЕЗУЛЬТАТОВ 12 2 ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.01 Основы философии 1.1. Область применения рабочей программы. Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по всем специальностям СПО. 1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Учебная дисциплина ОГСЭ.01 Основы философии относится к общему гуманитарному и социально-экономическому циклу основной профессиональной образовательной программы. 1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины: В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста; определить значение философии как отрасли духовной культуры для формирования личности, гражданской позиции и профессиональных навыков; - определить соотношение для жизни человека свободы и ответственности, материальных и духовных ценностей; - сформулировать представление об истине и смысле жизни. В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: - основные категории и понятия философии; - роль философии в жизни человека и общества; - основы философского учения о бытии; - сущность процесса познания; - основы научной, философской и религиозной картин мира; об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды; о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий. 3 Личностные результаты Код личностных реализации программы воспитания результатов реализации (дескрипторы) программы воспитания Осознающий себя гражданином и защитником великой страны. ЛР 1 Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех ЛР 7 формах и видах деятельности. Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий ЛР 11 основами эстетической культуры. Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные отраслевыми требованиями к деловым качествам личности Приобретение обучающимися социально значимых знаний о нормах и традициях поведения человека как гражданина и патриота своего ЛР 15 Отечества. Получение обучающимися возможности самораскрытия и ЛР 23 самореализация личности. Ценностное отношение обучающихся к культуре, и искусству, к ЛР 24 культуре речи и культуре поведения, к красоте и гармонии. 1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы дисциплины: Максимальной учебной нагрузки обучающегося 72 часа, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часов; самостоятельной работы обучающегося 24 часа. 2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.01 Основы философии 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем часов Максимальная учебная нагрузка (всего) Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) в том числе: практические занятия контрольные работы Самостоятельная работа обучающегося (всего) 10 2 24 Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета 1 72 48 4 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОГСЭ.01 Основы философии Наименование разделов и тем 1 Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) 2 Раздел 1. Предмет философии и ее история Содержание учебного материала 1 Становление философии из мифологии 2 Характерные черты философии: понятийность, логичность, дискурсивность 3 Предмет и определение философии Самостоятельная работа обучающихся: 1.Работа над составлением философского словаря 2.Анализ текстов по раскрытию смысла понятий «логика», «философия», «дискурсивность» Содержание учебного материала Тема 1.2. Философия Древнего 1 Предпосылки философии в Древнем Китае мира и средневековая 2 Предпосылки философии в Древней Индии философия 3 Становление философии в Древней Греции. 4 Философские школы. Сократ. Платон. Аристотель. 5 Философия Древнего Рима 6 Средневековая философия: патристика и схоластика Практические занятия: №1«Философия Древнего Китая и Древней Индии: сравнительный аспект» №2«Философские школы Древней Греции» №3«Основные отличия философии Древнего Рима и средневековой философии» Самостоятельная работа обучающихся: 3.Анализ текста: Диоген Лаэртский «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов» 4.Творческое задание «Философы древнего мира» 5.Творческое задание «Философы средневековья» Содержание учебного материала Тема 1.3. 1 Гуманизм и антропоцентризм эпохи Возрождения Философия Возрождения и Нового 2 Великие деятели Ренессанса времени 3 Особенности философии Нового времени 4 Рационализм и эмпиризм в теории познания Тема 1.1. Основные понятия и предмет философии Объем часов 3 Уровень освоения 4 26 3 6 3 7 5 Тема 1.4. Современная философия 5 Немецкая классическая философия 6 Марксистская философия 7 Философия позитивизма и эволюционизма Практические занятия: №4«Особенности философии эпохи Возрождения и Нового времени» №5 «Основные понятия немецкой классической философии» Самостоятельная работа обучающихся: 6. Подготовка сообщений «Гуманисты средневековья». 7.Составление сравнительной таблицы основных философских систем XVIII-XIX вв. 8. Заполнение таблицы «Отличия рационализма и эмпиризма как философских направлений». 9 Сочинение «Позитивизм как философия науки в XIX в.» Содержание учебного материала 1 Основные направления философии XX века: неопозитивизм, прагматизм,. Философия бессознательного. 2 Особенности русской философии. Русская идея. 3 Советская и постсоветская философия Практические занятия: №6 «Основные направления философии XX века» Контрольная работа №1 «Философия от древности до современности: роль и значение в современном мире» Самостоятельная работа обучающихся: 10.Анализ текстов работ В.С.Соловьева, Н.А.Бердяева. 11. Подготовка сообщений «Философские взгляды наших современников» 12. Сочинение-рассуждение «Значение русской философии» Раздел 2. Структура и основные направления философии Содержание учебного материала Тема 2.1. 1 Этапы философии: античный, средневековый, Нового времени, XX века. Основные Методы философии и картины мира – философская (античность), религиозная (средневековье), научная ее внутреннее строение (Новое время, XX век) 2 Методы философии: формально-логический, диалектический, прагматический, системный и др. 3 Строение философии и ее основные направления Практические занятия: №7 «Этапы и методы философии» 2 3 1 1 22 3 1 6 Самостоятельная работа обучающихся: 13. «Основные картины мира – философская, религиозная, научная» 14. «Философская система нашего времени: основные черты» 15. «Философы современности» Содержание учебного материала Тема 2.2. 1 Онтология-учение о бытии. Происхождение и устройство мира .Современные Учение о бытии и онтологические представления. теория познания 2 Пространство, время, причинность, целесообразность. 3 Гносеология-учение о познании. Античные концепции истины и концепции истины Нового времени 4 Соотношение абсолютной и относительной истины. Методология научного познания Практические занятия: №8 «Отличия философской, научной и религиозной истин» Самостоятельная работа обучающихся: 16. Работа с философским словарем 17. Составление тезисов по предложенному тексту 18. Подготовка сообщений «Современная философская картина мира» Содержание учебного материала Тема 2.3. Этика и социальная 1 Общезначимость этики. Добродетель, удовольствие. Религиозная этика. Свобода и ответственность философия 2 Этические учения древних философов: Киренаики и киники. Диоген. Аристипп. Аристотель 3 Этические проблемы современности. Влияние природы на общество. 4 Социальная философия. Социальная структура общества. Типы общества, формы его развития. Цикличное, эволюционное развитие. 5 Философия и глобальные проблемы современности. Практические занятия: №9 «Значение этики» Самостоятельная работа обучающихся: 19 Составление сравнительной таблицы «Этические учения древности и современности» 20 Подготовка презентации Глобальные проблемы современности» 21 Сообщения на тему «Россия в эпоху глобализации, техногенные катастрофы: философское осмысление» Содержание учебного материала Тема 2.4. Место философии в 1 Философия как рациональная отрасль духовной культуры духовной культуре и ее 2 Философия и наука. значение 3 Сходство и отличие философии от искусства, религии, науки и идеологии 4 1 5 1 4 7 4 Структура философского творчества. Типы философствования. Философия и мировоззрение. Философия и смысл жизни. Практические занятия: №10 «Философы и их философские взгляды» Контрольная работа №2 «Содержание основных разделов философии. Роль философии в современном мире» Самостоятельная работа обучающихся: 22 Составление тезисного плана «Сходство и различие философии и других наук» 23 Эссе «Философия и смысл жизни». 24 Сочинение «Чем мне близка философия?» Дифференцированный зачет Итого 1 1 1 48 8 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.01 Основы философии 3.1. Требования к материально-техническому обеспечению. Для реализации учебной дисциплины ОГСЭ. 01 Основы философии в наличии есть учебный кабинет, который обеспечен свободным доступом в Интернет во время учебного занятия и в период внеучебной деятельности обучающихся. Помещение кабинета отвечает требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, оснащено мебелью и средствами обучения, достаточными для реализации требований к уровню подготовки обучающихся: -посадочные места по количеству обучающихся - 26 - автоматизированное рабочее место преподавателя - 1 -комплект учебно-методической документации - 1 -дидактические материалы (тестовые задания, раздаточные, документальные, видеоматериалы, тексты документальных источников по всем разделам программы); -электронные пособия и учебники -видеофильмы -компьютер с программным лицензионным обеспечением - 1 -телевизор – 1. Литература: 1. Горелов А.А. Основы философии: электронное учебное пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 256 с. 2. Ивин А.А. Основы философии: учебник для СПО /А.А.Ивин, И.П. Никитина - М.: Издательство Юрайт, 2018,- 478 с. 3. Кочеров С.Н. Основы философии: учебное пособие для СПО/ С.Н. Кочеров, Сидорова Л.П. – М.: Издательство Юрайт, 2018.-128 с. Для преподавателя 1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от 05.05.2014 № 84-ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014 № 148-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ, в ред. От 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016.) 2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования». 3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г. N 1578 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N413" 4. Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования». Интернет-ресурсы: Электронная библиотека Юрайт www.alleg.ru/edu/philos1.htm ru.wikipedia.org/wiki/Философия www.diplom-inet.ru/resur 9 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.01 Основы философии Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения устного опроса, практических занятий, контрольных работ, самостоятельной работы, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований. Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: - ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста; -определить значение философии как отрасли духовной культуры для формирования личности, гражданской позиции и профессиональных навыков; - определить соотношение для жизни человека свободы и ответственности, материальных и духовных ценностей; - сформулировать представление об истине и смысле жизни. В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: - основные категории и понятия философии; - роль философии в жизни человека и общества; - основы философского учения о бытии; - сущность процесса познания; - основы научной, философской и религиозной картин мира; - об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды; - о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий. Формы и методы контроля и оценки результатов обучения Экспертная оценка самостоятельной работы; практических заданий; подготовка и защита групповых заданий проектного характера; выполнения тестовых заданий по соответствующим темам. Экспертная оценка устного опроса, мониторинга роста творческой самостоятельности и навыков получения нового знания обучающимися. 10 11