ОДОБРЕНО решением Педагогического совета техникума от «20» февраля 2023 г. Протокол № 16 УТВЕРЖДЕНО приказом директора техникума от «01» марта 2023 г. № 474 ПОЛОЖЕНИЕ о методической работе государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Краснодарского края «Кропоткинский техникум технологий и железнодорожного транспорта» 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Под методической работой понимается система взаимосвязанных мер, осуществляемых с целью развития творческого потенциала педагогических работников, их профессионального мастерства, роста уровня образованности, развитости и воспитанности обучающихся, а также формирования профессионально развитой личности выпускника новой формации, компетентного профессионала, конкурентоспособного, мобильного и востребованного на рынке труда. 1.2. Методическая работа в техникуме является составной частью образовательного процесса и одним из основных видов деятельности председателей методических комиссий и преподавательского состава. 1.3. Главными задачами методической работы являются: - обеспечение выполнения требований Федерального государственного образовательного стандарта по профессиям/специальностям; - оптимизация содержания и организации образовательного процесса в соответствии с образовательно-профессиональными программами и потребностями региона; совершенствование методики преподавания учебных, общепрофессиональных дисциплин, элективных курсов, междисциплинарных курсов, профессиональных модулей и использование инновационных технологий обучения; организация учебно-методического сопровождения учебных, общепрофессиональных дисциплин, элективных курсов, междисциплинарных курсов, профессиональных модулей и иных видов учебной деятельности обучающихся. 1.4. Руководство всеми направлениями методической работы в техникуме осуществляет директор. 1.5. Координацию и управление методической работой в техникуме осуществляет методист. 1.6. Коллегиальными органами, призванными осуществлять учебнометодическое обеспечение программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих (ППКРС) и программ подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), контроль за выполнением требований Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), являются методические комиссии (МК), деятельность которых определяется Положением о методической комиссии. 1.7. Методическая работа в техникуме направлена на решение задач по повышению качества подготовки выпускников на основе комплексного подхода к совершенствованию преподавания, содержания, организации и методов обучения. 1.8. Организация методической работы базируется на принципах - системного подхода – все звенья педагогической системы техникума должны максимально стимулировать все направления методической работы в их единстве; - рефлексивно-деятельностного подхода – включение педагога в активную исследовательскую позицию по отношению к своей деятельности, осмысление и оценка ее эффективности для профессионального становления личности обучающегося; - индивидуально-творческого подхода – выявление и формирование у педагога творческой индивидуальности, развитие у него инновационного сознания, неповторимой технологии деятельности. 1.9. Настоящее Положение разработано в соответствии с: - Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями от 08.12.2020; - Федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования по профессиям/специальностям, утвержденными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации (далее – ФГОС СПО); - Приказом Минпросвещения РФ от 24.08.2022г. №762 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования, зарегистр. в минюсте от 21.09.2022г №70167; - Приказ Минобрнауки РФ № 885, Минпросвещения РФ № 390 от 05.08.2020 «О практической подготовке обучающихся»; - Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования от 1 августа 2013г. №968; - Положением о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся техникума; - Уставом техникума. 1.10. Используемые сокращения. ФГОС СПО – Федеральный Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования ППКРС – программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих ППССЗ – программа подготовки специалистов среднего звена ФОС – фонд оценочных средств ГИА – Государственная итоговая аттестация КОС – комплект оценочных средств УД – учебная дисциплина МДК – междисциплинарный курс ОП – общепрофессиональная учебная дисциплина ПМ- профессиональный модуль ЕК – элективный курс АОП – адаптированная образовательная программа ОВЗ – ограниченные возможности здоровья 2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ 2.1. Целью методической работы является повышение эффективности образовательного процесса через повышение уровня профессионального мастерства педагогических работников. 2.2. Задачами методической работы являются: - использование в образовательном процессе активных форм проведения занятий, в т.ч. электронного обучения с применением дистанционных образовательных технологий, деловых и ролевых игр, индивидуальных и групповых проектов, анализа производственных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий и т.п. в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития личностных, предметных и метапредметных результатов, общих и профессиональных компетенций обучающихся; - разработка методического сопровождения процесса подготовки выпускников и внедрение в образовательный процесс учебно-методических комплексов в соответствие с требованиями ФГОС СПО, ФГОС ТОП-50, актуализированных ФГОС; - активизация инновационной деятельности педагогических работников по обновлению содержания обучения; повышение профессионально-педагогической компетентности преподавателей. 2.3. Содержание методической работы включает в себя: - программно-методическое обеспечение образовательного процесса; - разработку учебно-методических комплексов; - мониторирование и прогнозирование образовательного процесса; - разработку и организацию внедрения комплексной системы управления образовательным процессом; - создание банка данных передового педагогического опыта, прогрессивных методик, инновационных технологий обучения; - создание электронных ресурсов; - организацию круглых столов и т.п. банка данных учебно-методической литературы, проведения методических семинаров, конференций, 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ, ФОРМЫ И ВИДЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ 3.1. Для организации эффективного методического сопровождения процесса подготовки выпускников в качестве ведущих направлений методической работы определены: - ежегодное обновление ППКРС/ППССЗ с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных ФГОС СПО, ФГОС ТОП-50; - перспективное и текущее планирование учебно-методической работы; - создание учебно-методических комплексов по специальностям в соответствии с требованиями ФГОС СПО, ФГОС ТОП-50; - разработка методических рекомендаций по планированию, организации и контролю внеурочной и самостоятельной работы обучающихся; - организация наставничества для повышения педагогического мастерства вновь прибывших педагогических работников; - изучение, обобщение и распространение передового опыта учебно- методической работы, инновационных приемов и методов проведения учебных занятий и организационных форм обучения; - анализ общих и специфических вопросов методики преподавания. 3.2. Учебно-методическая работа направлена на создание новых принципов и методов эффективного управления процессом обучения, методическое обеспечение и совершенствование всех существующих форм и видов занятий с обучающимися. 3.3. Основные направления методической работы педагогических работников техникума: - повышение квалификации через стажировки, курсы повышения квалификации и иные формы; - участие в работе методических комиссий и педагогических советов; - разработка методического обеспечения процесса подготовки выпускников по ППКРС/ППССЗ (разработка рабочих программ (РП), комплектов оценочных средств (КОС), методических рекомендаций (МР); - обобщение и распространение передового педагогического опыта: проведение открытых занятий, конкурсов педагогического мастерства, лекций по различным психолого-педагогическим проблемам, семинаров-практикумов, круглых столов, мастер-классов, взаимопосещение занятий, научно-практические конференции и др.; - организация и руководство внеурочной и самостоятельной работой обучающихся. 4. ПЛАНИРОВАНИЕ И ОТЧЕТНОСТЬ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ 4.1. Планирование методической работы основано на соблюдении следующих принципов: - актуальность – учет важных проблем процесса подготовки выпускников; - целесообразность – педагогическая обоснованность всех запланированных мероприятий; - конкретность – перечень практических мероприятий, за которые несут ответственность конкретные лица в строго определенные сроки; - реальность – правильный выбор и реализуемость намеченныхмероприятий. 4.2. Запланированные преподавателями виды методической работы на предстоящий учебный год фиксируются в индивидуальном плане педагога. Индивидуальный план методической работы согласовывается с председателем МК и методистом, утверждается заместителем директора по УР. 4.3. На основании представленных преподавателями данных формируется план работы методической комиссии на предстоящий учебный год. (см. приложение 1) Один экземпляр плана после обсуждения на заседании комиссии и подписания председателем представляется в методический кабинет. Планы работы МК согласовываются с методистом, утверждаются заместителем директора по УР. 4.4. На основании представленных методическими комиссиями планов работы методистом разрабатывается план методической работы техникума. 4.5. По итогам семестра педагогические работники отчитываются о результатах методической работы на заседании методических комиссий. К отчету должны быть приложены информационные материалы (планы открытых занятий, листы взаимопосещения, доклады и другие материалы, подтверждающие выполнение методической работы). (см. Приложение 2) 4.6. Председатели методических комиссий сдают отчет о работе методической комиссии методисту два раза в год – по итогам учебных полугодий. И для отчета по самообследованию техникума до 1 апреля текущего года за календарный прошедший год. 4.7. Методист делает обобщенный отчет о методической работе в техникуме дважды в год - по итогам учебных полугодий. Итоги методической работы техникума рассматриваются на заседании педагогического совета техникума, анализируются и хранятся в методическом кабинете 3 года. Приложение 1 к положению №5 Министерство образования, науки и молодежи Краснодарского края Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Кропоткинский техникум технологий и железнодорожного транспорта»» УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по учебной работе ___________ ___________________ подпись инициалы, фамилия «_____» __________________20___г. План работы методической комиссии _____________________________________ (наименование МК) на 20____ - 20____ учебный год РАССМОТРЕН И ОДОБРЕН методической комиссией ___________________________________ наименование МК (протокол от «___»________20____г. №___) Председатель МК ____________ _____________________ подпись Кропоткин 20____ Инициалы, фамилия Единая методическая цель учреждения образования на 20___ / 20 ___ учебный год: Единая методическая цель МК на 20___ / 20 ___ учебный год: Основные направления работы и задачи комиссии на 20___ / 20 ___ учебный год: 1. Состав цикловой комиссии № п/п Фамилия, инициалы преподавателя Педаго гическ ий стаж Категория Дата повышения квалификации Педагогическа я нагрузка Наименован ие дисциплины семес тр Электро нный адрес семес тр 2. Перечень учебных кабинетов, лабораторий и мастерских № п/п Наименование учебного кабинета, лаборатории, мастерской Фамилия, инициалы заведующего 3. Перечень кружков, секций и т.п. № п/п Наименование кружка, секции и т.п. Фамилия, инициалы руководителя Курс Количество учащихся 4. План заседаний комиссии №№ заседания Повестка заседаний Дата Ответственный 5. Учебно-методическая работа 5.1. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса (обеспечение теоретического и практического обучения, курсового и дипломного проектирования, текущей и итоговой аттестации, воспитательной работы) № п/п Содержание мероприятия Исполнитель Срок Отметка о выполнении 5.2. Участие в работе учебных методических объединений, методических мероприятиях учреждения образования Дата Ответственный (исполнитель) Наименование мероприятия, цель участия Отметка о выполнении 5.3. Повышение квалификации членов цикловой комиссии № п/п Фамилия, инициалы работника Учреждение (организация). Форма повышения квалификации. Цель. Отметка о выполнении Сроки 5.4. График взаимопосещений № п/п Ф.И.О. преподавателя Чьи уроки планирует посетить Период посещения Цели посещения 5.5. Изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта преподавателей методической комиссии Вид обобщения и распространения опыта (мастер-классы, выступления на конференциях, семинарах, ПЦК, статьи, разработки и пр.) Направление обобщения опыта 5.6. Инновационная и научно-исследовательская деятельность (если имеется) Ф.И.О. преподавателя Тема исследования, проекта Планируемый срок представления работы Практический результат (выход). Где будет представляться работа 5.7. Список закрепленных наставников за молодыми преподавателями Ф.И.О. Преподавателя – наставника Педагогический стаж Категория Ф.И.О. молодого преподавателя Педагогический стаж 5.8. Работа с молодыми преподавателями № п/п Наименование мероприятий Сроки Ответственный за исполнение 5.9. Открытые занятия Дата Фамилия, инициалы преподавателя Наименование дисциплины, тема занятия, методическая цель Отметка о выполнении 6. План проведения недели МК № Наименование мероприятия Ответств. Срок вып. Месяц,неделя Отм. О вып. 7. Другие вопросы (по усмотрению комиссии) Председатель МК __________________ (подпись) ________________________ (Ф.И.О. председателя комиссии) Выписка из Плана работы методической комиссии (образец) Индивидуальные планы методической работы преподавателей техникума на 202 /202 учебный год Методическая комиссия № п/п Ф.И.О. преподавателя Дата рассмотрения плана работы преподавателя Название методической разработки 1 2 3 Темы самообразования педагогов на 202__-202 учебный год Методическая комиссия № п/п ФИО педагога 1 2 3 4 5 6 Темы по самообразованию Где реализуется (название мероприятия) План проведения открытых учебных занятийв государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении Краснодарского края «Кропоткинский техникум технологий и железнодорожного транспорта» на 202 -202_учебный год Методическая комиссия _______________________________________________________________ Преподаватель Дисциплина Группа 1 2 3 Дата Тема учебного занятия Тип учебного занятия 5 6 4 График цикловых комиссий по взаимопосещениям учебных занятий педагогами техникума на 202 Методическая комиссия № Преподаватель, посещающий учебное занятие Ф.и.о Ф.И.О. 1 2 /202 учебный год График проведения аттестации педагогических работников на первую или высшую квалификационную категорию в 2021-2022 учебном году Методическая комиссия ____________________________________________________ № 1 2 3 Ф.И.О. аттестуемого Должность аттестуемого Категория Имеет/не имеет Дата присвоения Дата подачи заявления в аттестационну ю комиссию Приложение 2 к положению №5 ОТЧЕТ о работе преподавателя / мастера производственного обучения Ф.И.О. _ Методическая тема, над которой вы работаете: разработанные Методические разработки по темам:_ доклад по теме: проведенные открытые уроки: Дата проведения Наименование предмета _ Кто присутствовали (Ф.И.О. должность) разработанные презентации по темам:_ _ мои достижения: Наименование мероприятия Сроки проведения результат участия достижения моих студентов: Наименование мероприятия Сроки проведения результат участия мое повышение квалификации, стажировка: Где повысил квалификацию Дата повышения квалификации Тема программы ПК если вы заведующий кабинета / мастерской: Номер и наименование кабинета/мастерской Какая проводилась организационная работа в кабинете/мастерской? Какие разработаны стенды, плакаты и другие наглядности?