мсп ГЕОГРАФИЯ

Министерство образования, науки и молодежной политики

Краснодарского края
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Краснодарского края
«Кропоткинский техникум технологий и железнодорожного транспорта»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОД.08 География
по профессии СПО

35.01.27 Мастер сельскохозяйственного производства

Срок обучения 1 год 10 месяцев
на базе основного общего образования

Форма обучения: очная

2024 г.

Рассмотрена на заседании
педагогического совета
Протокол № 1 от 30 августа 2024г.
Рассмотрена на заседании методической| | И | документкомиссии естественных дисциплин,
протокол № 1 от 29 августа 2024г.

,ена
р ГБПОУ«КТТи ЖТ»
/ /В.А. Шахбазян/

Председатель МК О.В. Трухан

Рабочая программа учебной дисциплины ОД.08 География разработана на основании
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г.
И 273-ФЗ (в ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016); требований ФГОС среднего
общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 г. № 413, с изм. от 31
декабря 2015 г. К 1578, с изм. от 12 августа 2022г. № 732), примерной рабочей
программы общеобразовательной дисциплины «География» для профессиональных
образовательных организаций базовый уровень (вариант 1), утвержденной на
«заседании Совета по оценке содержания и качества примерных рабочих программ
общеобразовательного
и
социально-гуманитарного
циклов
среднего
профессионального образования Протокол 14 от 30 ноября 2022 г. В соответствии с
требованиями ФГОС СПО по профессии 35.01.27 Мастер сельскохозяйственного
производства утвержденного приказом Министерства просвещения России № 355 от
24мая 2022 года, зарегистрирован Министерством юстиции России (рег. № 68984 от
24июня 2022г.), укрупненной группы профессий 35.00.00 Сельское, лесное и рыбное
хозяйство

Организация-разработчик:
Государственное
образовательное учреждение Краснодарского
технологий и железнодорожного транспорта».

бюджетное
профессиональное
края «Кропоткинский техникум

О.А. Воинова, преподаватель ГБПОУ «КТТ и ЖТ».

СОДЕРЖАНИЕ

1.

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

3

2.

СТРУКТУРА
И
ДИСЦИПЛИНЫ

УЧЕБНОЙ

16

3.

УСЛОВИЯ
РЕАЛИЗАЦИИ
УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
КОНТРОЛЬ
И
ОЦЕНКА
РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

29

4.

СОДЕРЖАНИЕ

31

2

1. Общая характеристика рабочей программы
общеобразовательной дисциплины «География»

1.1. Место дисциплины в структуре профессиональной
образовательной программы СПО:
Общеобразовательная дисциплина «География» является
обязательной частью общеобразовательного цикла образовательной
программы в соответствии с ФГОС по профессии 35.01.27 Мастер
сельскохозяйственного производства.
1.2.
Цели и планируемые результаты освоения дисциплины:
1.2.1. Цель дисциплины
Содержание программы общеобразовательной дисциплины
«География» направлено на достижение результатов ее изучения в
соответствии
с
требованиями
ФГОС
СОО
с
учетом
профессиональной направленности ФГОС СПО 35.01.27 Мастер
сельскохозяйственного производства.

3

Код и наименование
формируемых компетенций
ОК01.Выбирать способы
решения задач
профессиональной
деятельности применительно к
различным контекстам

Планируемые результаты освоения дисциплины
Дисциплинарные
Общие
-сформировать представления о роли и месте
В части трудового воспитания:
физики и астрономии в современной научной
- готовность к труду, осознание ценности
картине мира, о системообразующей роли
мастерства, трудолюбие;
физики в развитии естественных наук,
- готовность к активной деятельности
техники и современных технологий, о вкладе
технологической и социальной
направленности, способность инициировать, российских и зарубежных ученых-физиков в
развитие науки; понимание физической
планировать и самостоятельно выполнять
сущности наблюдаемых явлений микромира,
такую деятельность;
макромира и мегамира; понимание роли
- интерес к различным сферам
астрономии в практической деятельности
профессиональной деятельности,
человека и дальнейшем научно-техническом
Овладение универсальными учебными
развитии, роли физики в формировании
познавательными действиями:
кругозора и функциональной грамотности
а) базовые логические действия:
человека для решения практических задач;
- самостоятельно формулировать и
актуализировать проблему, рассматривать ее - сформировать умения решать расчетные
задачи с явно заданной физической моделью,
всесторонне;
используя физические законы и принципы; на
- устанавливать существенный признак или
основе анализа условия задачи выбирать
основания для сравнения, классификации и
физическую модель, выделять физические
обобщения;
величины и формулы, необходимые для ее
- определять цели деятельности, задавать
решения, проводить расчеты и оценивать
параметры и критерии их достижения;
- выявлять закономерности и противоречия в реальность полученного значения физической
величины; решать качественные задачи,
рассматриваемых явлениях;
выстраивая логически непротиворечивую
- вносить коррективы в деятельность,
цепочку рассуждений с опорой на изученные
оценивать соответствие результатов целям,
оценивать риски последствий деятельности; законы, закономерности и физические
явления;
- развивать креативное мышление при
4

решении жизненных проблем
б) базовые исследовательские действия:
- владеть навыками учебно­
исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения
проблем;
- выявлять причинно-следственные связи и
актуализировать задачу, выдвигать гипотезу
ее решения, находить аргументы для
доказательства своих утверждений, задавать
параметры и критерии решения;
- анализировать полученные в ходе решения
задачи результаты, критически оценивать их
достоверность, прогнозировать изменение в
новых условиях;
- уметь переносить знания в познавательную
и практическую области жизнедеятельности;
- уметь интегрировать знания из разных
предметных областей;
- выдвигать новые идеи, предлагать
оригинальные подходы и решения;
- способность их использования в
познавательной и социальной практике

- владеть основополагающими физическими
понятиями и величинами, характеризующими
физические
процессы
(связанными
с
механическим движением, взаимодействием
тел, механическими колебаниями и волнами;
атомно-молекулярным строением вещества,
тепловыми процессами; электрическим и
магнитным полями, электрическим током,
электромагнитными колебаниями и волнами;
оптическими
явлениями;
квантовыми
явлениями, строением атома и атомного ядра,
радиоактивностью);
владение
основополагающими
астрономическими
понятиями, позволяющими характеризовать
процессы, происходящие на звездах, в
звездных системах, в межгалактической
среде; движение небесных тел, эволюцию
звезд и Вселенной;
сформировать
умения
применять
основополагающие
астрономические
понятия, теории и законы для анализа и
объяснения
физических
процессов,
происходящих на звездах, в звездных
системах,
в
межгалактической
среде,
движения небесных тел, эволюции звезд и
Вселенной;
- владеть закономерностями, законами и
теориями (закон всемирного тяготения, I, II и
III законы Ньютона, закон сохранения
5

ОК02 .Использовать
современные средства поиска,
анализа и интерпретации
информации, и
информационные технологии
для выполнения задач
профессиональной
деятельности

В областиценности научного познания:
- сформированность мировоззрения,
соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики,
основанного на диалоге культур,
способствующего осознанию своего места в
поликультурном мире;
- совершенствование языковой и
читательской культуры как средства

механической энергии, закон сохранения
импульса, принцип суперпозиции сил,
принцип равноправности инерциальных
систем отсчета; молекулярно-кинетическую
теорию строения вещества, газовые законы,
первый закон термодинамики; закон
сохранения электрического заряда, закон
Кулона, закон Ома для участка цепи, закон
Ома для полной электрической цепи, закон
Джоуля - Ленца, закон электромагнитной
индукции, закон сохранения энергии, закон
прямолинейного распространения света,
закон отражения света, закон преломления
света; закон сохранения энергии, закон
сохранения импульса, закон сохранения
электрического заряда, закон сохранения
массового числа, постулаты Бора, закон
радиоактивного распада); уверенное
использование законов и закономерностей
при анализе физических явлений и процессов
- уметь учитывать границы применения
изученных физических моделей:
материальная точка, инерциальная система
отсчета, идеальный газ; модели строения
газов, жидкостей и твердых тел, точечный
электрический заряд, ядерная модель атома,
нуклонная модель атомного ядра при
решении физических задач
6

. ...... -

--------------.. -.............

................

взаимодействия между людьми и познания
мира;
- осознание ценности научной деятельности,
готовность осуществлять проектную и
исследовательскую деятельность
индивидуально и в группе;
Овладение универсальными учебными
познавательными действиями:
в) работа с информацией:
- владеть навыками получения информации
из источников разных типов, самостоятельно
осуществлять поиск, анализ,
систематизацию и интерпретацию
информации различных видов и форм
представления;
- создавать тексты в различных форматах с
учетом назначения информации и целевой
аудитории, выбирая оптимальную форму
представления и визуализации;
- оценивать достоверность, легитимность
информации, ее соответствие правовым и
морально-этическим нормам;
- использовать средства информационных и
коммуникационных технологий в решении
когнитивных, коммуникативных и
организационных задач с соблюдением
требований эргономики, техники
безопасности, гигиены, ресурсосбережения,
правовых и этических норм, норм
7

ОКОЗ.Планировать и
реализовывать собственное
профессиональное и
личностное развитие,
предпринимательскую
деятельность в
профессиональной сфере,
использовать знания по
финансовой грамотности в
различных жизненных
ситуациях

информационной безопасности;
- владеть навыками распознавания и
защиты информации, информационной
безопасности личности
В области духовно-нравственного
воспитания:
— сформированность нравственного
сознания, этического поведения;
- способность оценивать ситуацию и
принимать осознанные решения,
ориентируясь на морально-нравственные
нормы и ценности;
- осознание личного вклада в построение
устойчивого будущего;
- ответственное отношение к своим
родителям и (или) другим членам семьи,
созданию семьи на основе осознанного
принятия ценностей семейной жизни в
соответствии с традициями народов России;
Овладение универсальными
регулятивными действиями:
а) самоорганизация:
- самостоятельно осуществлять
познавательную деятельность, выявлять
проблемы, ставить и формулировать
собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
- самостоятельно составлять план решения
проблемы с учетом имеющихся ресурсов,

- владеть основными методами научного
познания, используемыми в физике:
проводить прямые и косвенные измерения
физических величин, выбирая оптимальный
способ измерения и используя известные
методы оценки погрешностей измерений,
проводить исследование зависимостей
физических величин с использованием
прямых измерений, объяснять полученные
результаты, используя физические теории,
законы и понятия, и делать выводы;
соблюдать правила безопасного труда при
проведении исследований в рамках учебного
эксперимента и учебно-исследовательской
деятельности с использованием цифровых
измерительных устройств и лабораторного
оборудования; сформированность
представлений о методах получения научных
астрономических знаний

8

ОК04. Эффективно
взаимодействовать и работать
в коллективе и команде

собственных возможностей и предпочтений;
- давать оценку новым ситуациям;
способствовать формированию и
проявлению широкой эрудиции в разных
областях знаний, постоянно повышать свой
образовательный и культурный уровень;
б) самоконтроль:
использовать приемы рефлексии для оценки
ситуации, выбора верного решения;
- уметь оценивать риски и своевременно
принимать решения по их снижению;
в) эмоциональный интеллект,
предполагающий сформированность:
внутренней мотивации, включающей
стремление к достижению цели и успеху,
оптимизм, инициативность, умение
действовать, исходя из своих возможностей;
- эмпатии, включающей способность
понимать эмоциональное состояние других,
учитывать его при осуществлении
коммуникации, способность к сочувствию и
сопереживанию;
- социальных навыков, включающих
способность выстраивать отношения с
другими людьми, заботиться, проявлять
интерес и разрешать конфликты
- готовность и способность к образованию и
саморазвитию, самостоятельности и
самоопределению;

- овладеть умениями работать в группе с
выполнением различных социальных ролей,
планировать работу группы, рационально
9

-овладение навыками учебно­
исследовательской, проектной и социальной
деятельности;
Овладение универсальными
коммуникативными действиями:
б) совместная деятельность:
- понимать и использовать преимущества
командной и индивидуальной работы;
- принимать цели совместной деятельности,
организовывать и координировать действия
по ее достижению: составлять план
действий, распределять роли с учетом
мнений участников обсуждать результаты
совместной работы;
- координировать и выполнять работу в
условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
- осуществлять позитивное стратегическое
поведение в различных ситуациях,
проявлять творчество и воображение, быть
инициативным
Овладение универсальными
регулятивными действиями:
г) принятие себя и других людей:
- принимать мотивы и аргументы других
людей при анализе результатов
деятельности;
- признавать свое право и право других
людей на ошибки;

распределять деятельность в нестандартных
ситуациях, адекватно оценивать вклад
каждого из участников группы в решение
рассматриваемой проблемы

10

ОК 05. Осуществлять устную и
письменную коммуникацию на
государственном языке
Российской Федерации с
учетом особенностей
социального и культурного
контекста

- развивать способность понимать мир с
позиции другого человека
В области эстетического воспитания:
- эстетическое отношение к миру, включая
эстетику научного творчества, присущего
физической науке;
- способность воспринимать различные виды
искусства, традиции и творчество своего и
других народов, ощущать эмоциональное
воздействие искусства;
- убежденность в значимости для личности и
общества отечественного и мирового
искусства, этнических культурных традиций
и народного творчества;
- готовность к самовыражению в разных
видах искусства, стремление проявлять
качества творческой личности;
Овладение универсальными
коммуникативными действиями:
а) общение:
- осуществлять коммуникации во всех
сферах жизни;
- распознавать невербальные средства
общения, понимать значение социальных
знаков, распознавать предпосылки
конфликтных ситуаций и смягчать
конфликты;
- развернуто и логично излагать свою
точку зрения с использованием языковых

- уметь распознавать физические явления
(процессы) и объяснять их на основе
изученных законов: равномерное и
равноускоренное прямолинейное движение,
свободное падение тел, движение по
окружности, инерция, взаимодействие тел,
колебательное движение, резонанс, волновое
движение; диффузия, броуновское движение,
строение жидкостей и твердых тел, изменение
объема тел при нагревании (охлаждении),
тепловое равновесие, испарение,
конденсация, плавление, кристаллизация,
кипение, влажность воздуха, связь средней
кинетической энергии теплового движения
молекул с абсолютной температурой,
повышение давления газа при его нагревании
в закрытом сосуде, связь между параметрами
состояния газа в изопроцессах; электризация
тел, взаимодействие зарядов, нагревание
проводника с током, взаимодействие
магнитов, электромагнитная индукция,
действие магнитного поля на проводник с
током и движущийся заряд,
электромагнитные колебания и волны,
прямолинейное распространение света,
отражение, преломление, интерференция,
дифракция и поляризация света, дисперсия
11

средств

ОК 06. Проявлять гражданскопатриотическую позицию,
демонстрировать осознанное
поведение на основе
традиционных российских
духовно-нравственных
ценностей, в том числе с
учетом гармонизации
межнациональных и
межрелигиозных отношений,
применять стандарты
антикоррупционного
поведения

- осознание обучающимися российской
гражданской идентичности;
- целенаправленное развитие внутренней
позиции личности на основе духовно­
нравственных ценностей народов
Российской Федерации, исторических и
национально-культурных традиций,
формирование системы значимых
ценностно-смысловых установок,
антикоррупционного мировоззрения,
правосознания, экологической культуры,
способности ставить цели и строить
жизненные планы;
В части гражданского воспитания:
- осознание своих конституционных прав и
обязанностей, уважение закона и
правопорядка;
- принятие традиционных национальных,
общечеловеческих гуманистических и
демократических ценностей;
- готовность противостоять идеологии
экстремизма, национализма, ксенофобии,
дискриминации по социальным,
религиозным, расовым, национальным
признакам;

света; фотоэлектрический эффект, световое
давление, возникновение линейчатого спектра
атома водорода, естественная и искусственная
радиоактивно сть
- сформировать умения применять
полученные знания для объяснения условий
протекания физических явлений в природе и
для принятия практических решений в
повседневной жизни для обеспечения
безопасности при обращении с бытовыми
приборами и техническими устройствами,
сохранения здоровья и соблюдения норм
экологического поведения в окружающей
среде; понимание необходимости применения
достижений физики и технологий для
рационального природопользования

12

- готовность вести совместную деятельность
в интересах гражданского общества,
участвовать в самоуправлении в
общеобразовательной организации и детскоюношеских организациях;
- умение взаимодействовать с социальными
институтами в соответствии с их функциями
и назначением;
- готовность к гуманитарной и волонтерской
деятельности;
патриотического воспитания:
- сформированность российской
гражданской идентичности, патриотизма,
уважения к своему народу, чувства
ответственности перед Родиной, гордости за
свой край, свою Родину, свой язык и
культуру, прошлое и настоящее
многонационального народа России;
- ценностное отношение к государственным
символам, историческому и природному
наследию, памятникам, традициям народов
России, достижениям России в науке,
искусстве, спорте, технологиях и труде;
- идейная убежденность, готовность к
служению и защите Отечества,
ответственность за его судьбу;
освоенные обучающимися межпредметные
понятия и универсальные учебные действия
(регулятивные, познавательные,
13

ОК 07. Содействовать
сохранению окружающей
среды, ресурсосбережению,
применять знания об
изменении климата, принципы
бережливого производства,
эффективно действовать в
чрезвычайных ситуациях

коммуникативные);
- способность их использования в
познавательной и социальной практике,
готовность к самостоятельному
планированию и осуществлению учебной
деятельности, организации учебного
сотрудничества с педагогическими
работниками и сверстниками, к участию в
построении индивидуальной
образовательной траектории;
- овладение навыками учебно­
исследовательской, проектной и
социальной деятельности
В области экологического воспитания:
- сформированность экологической
культуры, понимание влияния социальноэкономических процессов на состояние
природной и социальной среды, осознание
глобального характера экологических
проблем;
- планирование и осуществление действий в
окружающей среде на основе знания целей
устойчивого развития человечества;
активное неприятие действий, приносящих
вред окружающей среде;
- умение прогнозировать неблагоприятные
экологические последствия
предпринимаемых действий, предотвращать
их;

- сформировать умения применять
полученные знания для объяснения условий
протекания физических явлений в природе и
для принятия практических решений в
повседневной жизни для обеспечения
безопасности при обращении с бытовыми
приборами и техническими устройствами,
сохранения здоровья и соблюдения норм
экологического поведения в окружающей
среде; понимание необходимости применения
достижений физики и технологий для
рационального природопользования;

14

- расширение опыта деятельности
экологической направленности на основе
знаний по географии

Так же дисциплина имеет значение при формировании и развитии профессиональных компетенций:

Код
ПК 1.1.
ПК 1.4
ПК 2.8.

Наименование видов профессиональной деятельности и профессиональных компетенций
Выполнять работы по разборке (сборке), монтажу (демонтажу) сельскохозяйственного оборудования.
Выполнять стендовую обкатку, испытание, регулирование отремонтированных сельскохозяйственных
машин и оборудования.
Выполнять техническое обслуживание при использовании и при хранении тракторов, комбайнов,
сельскохозяйственных машин и оборудования, заправлять тракторы и самоходные сельскохозяйственные машины

15

2.Структура и содержание общеобразовательной
дисциплины
2.1 Объем дисциплины и виды учебной работы

Объем в
часах

Вид учебной работы

72

Объем образовательной программы дисциплины
в т. ч.:

54

Основное содержание

в т. ч.:
28

теоретическое обучение

26

практические занятия
Профессиональноориентированное
прикладного модуля)

содержание

(содержание

16

в т. ч.:

теоретическое обучение

8

практические занятия

8

Да

Индивидуальный проект
Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет)

2

16

2.2 . Тематический план и содержание дисциплины География

Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала (основное и профессионально­
ориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной модуль
(при наличии)

Объём
часов

Формируемые
компетенции

1

2

3

4

Основное содержание
Раздел 1. География как наука
Тема 1.1.
Содержание учебного материала
Традиционные и новые Теоретическое обучение
методы в географии.
1. Традиционные и новые методы исследований в географических науках, их
Географические
использование в разных сферах человеческой деятельности. Современные
прогнозы.
направления
географических
исследований.
Источники
географической
Географическая
информации, геоинформационные системы. Географические прогнозы как результат
культура
географических исследований.
2. Элементы географической культуры: географическая картина мира,
географическое мышление, язык географии. Их значимость для представителей
разных профессий.
Раздел 2.Природопользование и геоэкология

Тема 2.1.
Географическая среда.
Естественный
иантропогенный
ландшафты

Тема 2.2.
Проблемы
взаимодействия

Содержание учебного материала
Теоретическое обучение
1. Географическая среда как геосистема; факторы, её формирующие и
изменяющие. Адаптация человека к различным природным условиям территорий,
её изменение во времени. Географическая и окружающая среда.
2. Естественный и антропогенный ландшафты. Проблема сохранения
ландшафтного и культурного разнообразия на Земле.
Практическое занятие

№ 1. Классификация ландшафтов с использованием источников географической
информации.
Содержание учебного материала
Теоретическое обучение
1.Опасные природные явления, климатические изменения, повышение уровня

2
2

2

ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 05
ОК 06
ОК 07

12
4

2

2

4
2

ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 05
ОК 06
ОК 07

ОК 01
ОК 02
ОК 03
17

Наименование
разделов и тем

человека и природы

Содержание учебного материала (основное и профессионально­
ориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной модуль
(при наличии)
Мирового океана, загрязнение окружающей среды. «Климатические беженцы».
Стратегия устойчивого развития. Цели устойчивого развития и роль географических
наук в их достижении.
2.0собо охраняемые природные территории как один из объектов целей
устойчивого развития. Объекты Всемирного природного и культурного наследия
Практическое занятие

№ 2. Определение целей и задач учебного исследования, связанного с опасными
природными явлениями и (или) глобальными изменениями климата и (или)
загрязнением Мирового океана, выбор формы фиксации результатов наблюдения
(исследования).
Тема 2.3. Природные
Содержание учебного материала
ресурсы и их виды
Теоретическое обучение
1. Особенности размещения природных ресурсов мира. Природно-ресурсный
капитал регионов, крупных стран, в том числе России.
2.Ресурсообеспеченность. Истощение природных ресурсов. Обеспеченность
стран стратегическими ресурсами: нефтью, газом, ураном, рудными и другими
полезными ископаемыми. Земельные ресурсы. Обеспеченность человечества
пресной водой. Гидроэнергоресурсы Земли, перспективы их использования.
Географиялесныхресурсов, лесной фонд мира. Обезлесение, его причины и
распространение. Роль природных ресурсов Мирового океана (энергетических,
биологических, минеральных) в жизни человечества и перспективы их
использования. Агроклиматические ресурсы. Рекреационные ресурсы.
Практические занятия
№ 3. Оценка природно-ресурсного капитала одной из стран (по выбору) по
источникам географической информации.
№ 4. Определение ресурсообеспеченности стран отдельными видами природных
ресурсов.
РазделЗ.Современная политическая карта
Тема 3.1. Политическая
география и
геополитика.

Содержание учебного материала
Теоретическое обучение
1. Теоретические основы геополитики как науки. Политическая география и

Объём
часов

Формируемые
компетенции

ОК 05
ОК 06
ОК 07

2

4
2

ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 05
ОК 06
ОК 07
2

2
2
2

ОК 02
ОК 04
ОК 09
18

Наименование
разделов и тем
Классификация и
типология стран мира

Раздел4.Населениемира
Тема 4.1. Численность
и воспроизводство
населения.
Состав и структура
населения

Тема 4.2.
Размещение населения.
Качество жизни
населения

Содержание учебного материала (основное и профессионально­
ориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной модуль
(при наличии)
геополитика. Политическая карта мира и изменения, на ней происходящие. Новая
многополярная модель политического мироустройства, очаги геополитических
конфликтов. Политико-географическое положение. Специфика России как
евразийского и приарктического государства.
2. Основные типы стран: критерии их выделения. Формы правления государств
мира, унитарное и федеративное государственное устройство

Содержание учебного материала
Теоретическое обучение
1. Численность населения мира и динамика её изменения. Теория
демографического перехода. Воспроизводство населения, его типы и особенности в
странах
с
различным
уровнем
социально-экономического
развития
(демографический взрыв, демографический кризис, старение населения).
Демографическая политика и её направления в странах различных типов
воспроизводства населения.
2. Возрастной и половой состав населения мира. Структура занятости населения
в странах с различным уровнем социально-экономического развития. Этнический
состав населения. Крупные народы, языковые семьи и группы, особенности их
размещения. Религиозный состав населения. Мировые и национальные религии,
главные районы распространения. Население мира и глобализация. География
культуры в системе географических наук. Современные цивилизации,
географические рубежи цивилизации Запада и цивилизации Востока
Практические занятия

№ 5. Определение и сравнение темпов роста населения крупных по численности
населения стран и регионов мира (форма фиксации результатов анализа по выбору
обучающихся).
№6.Объяснениеособенности демографической политики в странах с различным
типом воспроизводства населения.
Содержание учебного материала
Теоретическое обучение
1. Географические особенности размещения населения и факторы, его
определяющие. Плотность населения, ареалы высокой и низкой плотности
населения. Миграции населения: причины, основные типы и направления.

Объём
часов

Формируемые
компетенции

12
6
2

ОК 01
ОК 02
ОК 09

4

6
2

ОК 01
19

Содержание учебного материала (основное и профессионально­
ориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной модуль
(при наличии)
Расселение населения: типы и формы. Понятие об урбанизации, её особенности в
странах различных социально- экономических типов. Городские агломерации и
мегалополисы мира.
2. Качество жизни населения как совокупность экономических, социальных,
культурных,
экологических
условий
жизни
людей.
Показатели,
характеризующие качество жизни населения. Индекс человеческого развития как
интегральный показатель сравнения качества жизни населения различных стран и
регионов мира
Практические занятия
№ 7. Сравнение и объяснение различий в соотношении городского и сельского
населения разных регионов мира на основе анализа статистических данных.
№ 8. Объяснение различий в показателях качества жизни населения в отдельных
регионах и странах мира на основе анализа источников географической
информации
Раздел5.Мировоехозяйство
Тема 5.1.
Содержание учебного материала
Состав и структура
Теоретическое обучение
мирового хозяйства.
1.Мировое хозяйство: определение и состав. Основные этапы развития
мирового хозяйства.
Международное
Факторы размещения производства и их влияние на современное развитие мирового
географическое
хозяйства. Отраслевая, территориальная и функциональная структура мирового
разделение труда
хозяйства.
2.Международное географическое разделение труда. Отрасли международной
специализации. Условия формирования международной специализации стран и
роль географических факторов в её формировании. Аграрные, индустриальные и
постиндустриальные страны. Роль и место России в международном
географическом разделении труда
Практическое занятие
№ 9. Сравнение структуры экономики аграрных, индустриальных и
постиндустриальных стран
Содержание учебного материала
Тема 5.2.
1.Международная экономическая интеграция. Крупнейшие международные
Международная
экономическая
отраслевые и региональные интеграционные группировки. Глобализация мировой

Наименование
разделов и тем

Объём
часов

Формируемые
компетенции

ОК 02
ОК 09

4

18
4
2

ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 04
ПК 1.1
ПК 1.4
ПК 2.8
2
2
2

ОК 01
ОК 02
ОК 03
20

Наименование
разделов и тем
интеграция

Тема 5.3.
География главных
отраслей мирового
хозяйства.
Промышленность мира

Содержание учебного материала (основное и профессионально­
ориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной модуль
(при наличии)
экономики и её влияние на хозяйство стран разных социально- экономических
типов.
2.Транснациональные корпорации (ТНК) и их роль в мировой экономике

Профессионально ориентированное содержание (содержание прикладного модуля)
Содержание учебного материала(профессионалъно ориентированное)
Теоретическое обучение
1. Географические особенности размещения основных видов сырьевых и
топливных ресурсов. Страны-лидеры по запасам и добыче нефти, природного газа
и угля. Топливно-энергетический комплекс мира: основные этапы развития, «энерго
переход». География отраслей топливной промышленности. Крупнейшие страныпроизводители, экспортёры и импортёры нефти, природного газа и угля.
Организация стран-экспортёров нефти. Современные тенденции развития отрасли,
изменяющие её географию, «сланцевая революция», «водородная» энергетика,
«зелёная энергетика»
2. Мировая электроэнергетика. Структура мирового производства электроэнергии
и её географические особенности. Быстрый рост производства электроэнергии с
использованием возобновляемых источников энергии. Страны-лидеры по развитию
«возобновляемой» энергетики. Воздействие на окружающую среду топливной
промышленности и различных типов электростанций, включая возобновляемые
источники энергии. Роль России как крупнейшего поставщика топливноэнергетических и сырьевых ресурсов в мировой экономике
3. Металлургия мира. Географические особенности сырьевой базы чёрной и
цветной металлургии. Ведущие страны-производители и экспортёры стали, меди и
алюминия. Современные тенденции развития отрасли. Влияние металлургии на
окружающую среду. Место России в мировом производстве и экспорте чёрных и
цветных металлов
^Машиностроительный комплекс мира. Ведущие страны-производители и
экспортёры продукции автомобилестроения, авиастроения и микроэлектроники.
Химическая промышленность и лесопромышленный комплекс мира. Ведущие
страны-производители и экспортёры минеральных удобрений и продукции химии
органического синтеза. Ведущие страны-производители древесины и продукции

Объём
часов

Формируемые
компетенции

ОК 04
ПК 1.1
ПК 1.4
ПК 2.8

12
6

ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 04
ПК 1.1
ПК 1.4
ПК 2.8

21

Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала (основное и профессионально­
ориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной модуль
(при наличии)
целлюлозно-бумажной промышленности. Влияние химической и лесной
промышленности на окружающую среду
5.Сельское хозяйство. Географические различия в обеспеченности земельными
ресурсами. Земельный фонд мира, его структура. Современные тенденции развития
отрасли. Органическое сельское хозяйство. Растениеводство. География
производства основных продовольственных культур. Ведущие экспортёры и
импортёры. Роль России как одного из главных экспортёров зерновых культур.
Животноводство. Ведущие экспортёры и импортёры продукции животноводства.
Рыболовство и аквакультура: географические особенности. Влияние сельского
хозяйства и отдельных его отраслей на окружающую среду
б.Сфера нематериального производства. Мировой транспорт. Роль разных видов
транспорта в современном мире. Основные международные магистрали и
транспортные узлы. Мировая система научно-исследовательских и опытно­
конструкторских работ. Международные экономические отношения: основные
формы и факторы, влияющие на их развитие. География международных
финансовых центров. Мировая торговля и туризм
Практические занятия

№ 10. Представление в виде диаграмм данных о динамике изменения объёмов и
структуры производства электроэнергии в мире. (2ч.)
№11. Размещение профильной отрасли мирового хозяйства на карте мира.
№ 12. Составление экономико-географической характеристики профильной
отрасли.
№ 13. Определение направления грузопотоков продовольствия на основе анализа
статистических материалов и создание карты «Основные экспортёры и импортёры
продовольствия» (2 ч.)
Основное содержание
Раздел 6. Регионы и страны мира
Тема 6.1.
Содержание учебного материала
Регионы мира.
Теоретическое обучение
Зарубежная Европа
1.Многообразие подходов к выделению регионов мира. Регионы мира:
Зарубежная Европа, Зарубежная Азия, Северная Америка, Латинская Америка,

Объём
часов

Формируемые
компетенции

6

20
4
2

ОК 01
ОК 02
ОК 03

22

Наименование
разделов и тем

Тема 6.2. Зарубежная
Азия

Тема 6.3.
Америка

Содержание учебного материала (основное и профессионально­
ориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной модуль
(при наличии)
Африка, Австралия и Океания. Зарубежная Европа: состав (субрегионы Западная
Европа, Северная Европа, Южная Европа, Восточная Европа), общая
характеристика.
2.Общие черты и особенности природно-ресурсного капитала, населения и
хозяйства стран субрегионов. Геополитические проблемы региона
Практическое занятие
№ 14. Сравнение по уровню социально-экономического развития стран различных
субрегионов Зарубежной Европы с использованием источников географической
информации (по выбору)
Содержание учебного материала
Теоретическое обучение
1.Зарубежная Азия: состав (субрегионы: Юго-Западная Азия, Центральная
Азия, Восточная Азия, Южная Азия, Юго-Восточная Азия), общая экономико­
географическая характеристика. Общие черты и особенности
экономико-географического положения, природно-ресурсного капитала, населения,
хозяйства стран Зарубежной Азии, современные проблемы (на примере Китая,
Индии, Ирана, Японии).
2.Современные экономические отношения России со странами Зарубежной
Азии (Китай, Индия, Турция, страны Центральной Азии)
Практическое занятие
№ 15. Сравнение международной промышленной и сельскохозяйственной
специализации Китая и Индии на основании анализа данных об экспорте основных
видов продукции.
Содержание учебного материала
Теоретическое обучение
1.Америка: состав (субрегионы: Северная Америка, Латинская Америка),
общие черты и особенности природно- ресурсного капитала, населения и
хозяйства субрегионов.
2.Особенности экономико-географического положения природно-ресурсного
капитала, населения, хозяйства США и Канады, стран Латинской Америки,
современные проблемы (на примере США, Канады, Мексики, Бразилии)
Практическое занятие

Объём
часов

Формируемые
компетенции

2

4
2

ОК 01
ОК 02
ОК 03

2

4
2
ОК 01
ОК 02
ОК 03

2
23

Наименование
разделов и тем

Тема 6.4.
Африка.
Австралия и Океания

Тема 6.5.
Россия на
геополитической,
геоэкономической и
геодемографической
карте мира

Содержание учебного материала (основное и профессионально­
ориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной модуль
(при наличии)
№ 16. Объяснение особенностей территориальной структуры хозяйства Канады и
Бразилии на основе анализа географических карт

Объём
часов

Содержание учебного материала
Теоретическое обучение
1.Африка: состав (субрегионы: Северная Африка, Западная Африка, Центральная
Африка, Восточная Африка, Южная Африка), общая экономико-географическая
характеристика. Особенности природно- ресурсного капитала, населения и
хозяйства стран субрегионов. Последствия колониализма в экономике Африки.
Экономические и социальные проблемы региона. Особенности экономико­
географического положения, природно- ресурсного капитала, населения, хозяйства
стран Африки (на примере ЮАР, Египта, Алжира, Нигерии)
2.Австралия и Океания: особенности географического положения. Австралийский
Союз: главные факторы размещения населения и развития хозяйства. Экономико­
географическое положение, природно-ресурсный капитал. Отрасли международной
специализации. Географическая и товарная структура экспорта Океании:
особенности природных ресурсов, населения и хозяйства. Место в международном
географическом разделении труда
Практическое занятие
№ 17. Сравнение на основе анализа статистических данных роли сельского
хозяйства в экономике Алжира и Эфиопии
Профессионально ориентированное содержание
Содержание учебного материала
Теоретическое обучение
1.Роль и место России в мировой политике, экономике, человеческом
потенциале. Особенности интеграции России в мировое сообщество.
Географические аспекты решения внешнеэкономических и внешнеполитических
задач развития России.
2.География отраслей международной специализации РФ. Развитие и
размещение предприятий профильной отрасли в России
Практическое занятие
№ 18. Изменение направления международных экономических связей России в
новых геоэкономических и геополитических условиях.

4
2

Формируемые
компетенции

ОК 01
ОК 02
ОК 03

2

4
2
ОК 01
ОК 02
ОК 03
ПК 1.1
ПК 1.4
ПК 2.8
2
24

Содержание учебного материала (основное и профессионально­
ориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной модуль
(при наличии)
Основное содержание
Раздел 7. Глобальные проблемы человечества
Тема 7.1. Глобальные
Содержание учебного материала
проблемы человечества Теоретическое обучение
1.Группы
глобальных
проблем:
геополитические,
экологические,
демографические. Геополитические проблемы: проблема сохранения мира на
планете и причины роста глобальной и региональной нестабильности. Проблема
разрыва в уровне социально-экономического развития между развитыми и
развивающимися странами и причина её возникновения. Геоэкология — фокус
глобальных проблем человечества. Глобальные экологические проблемы как
проблемы, связанные с усилением воздействия человека на природу и влиянием
природы на человека и его экономику. Проблема глобальных климатических
изменений, проблема стихийных природных бедствий, глобальные сырьевая и
энергетическая проблемы, проблема дефицита водных ресурсов и ухудшения их
качества, проблемы опустынивания и деградации земель и почв, проблема
сохранения биоразнообразия. Проблема загрязнения Мирового океана и освоения
его ресурсов. Глобальные проблемы народонаселения: демографическая,
продовольственная, роста городов, здоровья и долголетия человека. Взаимосвязь
глобальных геополитических, экологических проблем и проблем народонаселения.
Возможные пути решения глобальных проблем. Необходимость переоценки
человечеством и отдельными странами некоторых ранее устоявшихся
экономических, политических, идеологических и культурных ориентиров.
2.Участие России в решении глобальных проблем.
Практическое занятие
№ 19. Выявление примеров взаимосвязи глобальных проблем человечества на
основе анализа различных источников географической информации и участия
России в их решении
Промежуточная аттестация (Дифференцированный зачет)
Всего

Наименование
разделов и тем

Объём
часов

Формируемые
компетенции

4
4
2

ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 05
ОК 06
ОК 07

2
2
72 часа

25

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3. Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины
ЗЛ. Материально-техническое обеспечение
Для реализации программы дисциплины предусмотрены следующие специальные
помещения: наличие учебного кабинета.
Оборудование учебного кабинета:
•
Посадочные места обучающихся: столов - 13 шт., стульев - 26 шт.
•
Стол для маломобильных групп обучающихся.
•
Рабочее место преподавателя: стол - 1 шт., стул - 1 шт., шкафы для хранения
учебных пособий - 2 шт., ноутбук с выходом в интернет - 1 шт., интерактивная доска
- 1 шт., проектор - 1шт., доска классная (меловая) - 1 шт., рециркулятор - 1 шт.
•
Комплект учебно-наглядных пособий: атлас мира - 13 шт., глобус - 1 шт.,
настенные карты (политическая карта мира - 2 шт., карта субъектов России - 1 шт.),
комплект учебных таблиц (социально-экономическая типология стран мира - 1 шт.,
минеральные ресурсы мира - 1 шт., рост численности населения Земли - 1 шт.,
социально-демографические показатели в странах мира - 1 шт., география мировой
урбанизации - 1 шт., основные виды и направления международных миграций - 1 шт.,
политическое устройство стран мира - 1 шт., ведущие центры мирового хозяйства - 1
шт., межгосударственная экономическая интеграция - 1 шт., страны - лидеры в
производстве основных промышленных товаров, 2005 г. - 1 шт., страны - лидеры в
производстве основных сырьевых товаров, 2005 г. - 1 шт., страны - лидеры в
производстве основных продовольственных товаров, 2005 г. - 1 шт., Соединенные
Штаты Америки - 1 шт., Китайская Народная Республика - 1 шт., Федеративная
Республика Бразилия - 1 шт., Республика Индия - 1 шт.
•
Портреты выдающихся ученых-географов - 6 шт.
'
•
Учебно-методический комплекс по географии - 1 шт.
3
.2. Информационное обеспечение реализации программы
3.2.1. Основные печатные издания
1. Кузнецов А.П., Ким Э.В. География: базовый уровень. Учебник для СПО. Москва:
Просвещение, 2024 г.
3.2.2. Дополнительные источники
1. Баранчиков Е.В География (6 издание): учебник для студентов учреждений среднего
профессионального образования -М.
Издательский центр «Академия», 2018
2. Баранчиков Е.В. География: Практикум: - Москва : Академия, 2024с. (Электронная
библиотека «Асас1егта-то8со\у»)

26

3.2.3 Перечень
ресурсов
информационно-телекоммуникационной
сети
«Интернет», необходимых для освоения дисциплины
Книги по географии. \У\М\М.КМ6КА .ЮТО/ СА1ЕООКУ/ ОЕООКАРНУ
География. Подготовка к ЕГЭ
ЕаЫпп1. ги/ §еп1ез/ 2780/
Электронные книги по географии. ОагзЫп. Ен > туризм .
География - Лучшие книги Интернета. \у\у\у. 1пГапа1а. Сот/ 1а§з/ география/
школьные учебники, уроки географии, у/улу. 6т 55. гн/ ргобис^з - с 30-66 Ь1т1

27

4. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины
раскрываются через дисциплинарные результаты, направленные на формирование
общих и профессиональных компетенций по разделам и темам содержания учебного
материала.

Общая/профессиональ
ная компетенция
ОК
01.
Выбирать
способы решения задач
профессиональной
деятельности
применительно
к
различным контекстам
ОК 02. Использовать
современные средства
поиска,
анализа
и
интерпретации
информации,
и
информационные
технологии
для
выполнения
задач
профессиональной
деятельности
ОК 03. Планировать и
реализовывать
собственное
профессиональное
и
личностное развитие,
предпринимательскую
деятельность
в
профессиональной
сфере,
использовать
знания по финансовой
грамотности
в
различных жизненных
ситуациях
ОК 04.
Эффективно
взаимодействовать
и
работать в коллективе и
команде
ОК 05.
Осуществлять устную и
письменную

Раздел/Тема

Тема 1.1
Тема 2.1- 2.3
Тема 4.1,4.2
Тема 5.1- 5.3
Тема 6.1- 6.5
Тема 7.1
Тема 1.1
Тема 2.1-2.3
Тема 3.1
Тема 4.1, 4.2
Тема 5.1- 5.3
Тема 6.1- 6.5
Тема 7.1

Тема 1.1
Тема 2.1- 2.3
Тема 5.1- 5.3
Тема 6.1- 6.5
Тема 7.1

Тема 3.1
Тема 5.1- 5.3
Тема 7.1

Тип оценочных
мероприятий

тестирование
кейс задания
географический
диктант
устный опрос
фронтальный
письменный опрос
эссе,
доклады,
рефераты
оценка составленных
презентаций
по
темам раздела
оценка работы с
картами атласа мира,
заполнение
контурных карт
контрольная работа
оценка
самостоятельно
выполненных
заданий
дифференцированны
й зачет проводится в
форме тестирования

Тема 1.1
Тема 2.1 - 2.3
Тема 7.1
28

коммуникацию
на
государственном языке
Российской Федерации
с учетом особенностей
социального
и
культурного контекста
ОК 06.
Проявлять гражданскопатриотическую
позицию,
демонстрировать
осознанное поведение
на
основе
традиционных
общечеловеческих
ценностей, в том числе
с учетом гармонизации
межнациональных
и
межрелигиозных
отношений, применять
стандарты
антикоррупционного
поведения
ОК 07. Содействовать
сохранению
окружающей
среды,
ресурсосбережению,
применять знания об
изменении
климата,
принципы бережливого
производства,
эффективно
действовать
в
чрезвычайных
ситуациях
ОК 09.
Пользоваться
профессиональной
документацией
на
государственном
и
иностранном языках
ПК 1.1 - ПК 1.7
ПК 2.1 - ПК 2.4

Тема 1.1
Тема 2.1- 2.3
Тема 7.1

Тема 1.1
Тема 2.1 - 2.3
Тема 7.1

Тема 3.1
Тема 4.1, 4.2

Тема 5.1, 5.2, 5.3
Тема 6.5

29


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».