мсп ИСТОРИЯ

Министерство образования, науки и молодежной политики
Краснодарского края

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Краснодарского края
«Кропоткинский техникум технологий и железнодорожного транспорта»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОД.06 История
по профессии СПО

35.01.27 Маезер сельскохозяйственного производства

Срок обучения 1 год 10 месяцев

на базе основного общего образования
Форма обучения: очная

2024 г.

Рассмотрена на заседании
педагогического совета
Протокол № 1 от 30 августа 2024г.
Рассмотрена на заседании методической
комиссии естественных дисциплин,
протокол № 1 от 29 августа 2024г.
Председатель МК
Л.М. Хаженцева/

Утверждена
ОУ «КТТ и ЖТ»
/В.А. Шахбазян/

Рабочая программа учебной дисциплины ОД.06 История разработана на основании
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г.
И 273-ФЗ (в ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016); гребований ФГОС среднего
общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 г. № 413, с изм. от 31
декабря 2015 г. И 1578, с изм. от 12 августа 2022г. № 732), примерной рабочей
программы общеобразовательной дисциплины «История» для профессиональных
образовательных организаций базовый уровень, утвержденной на заседании Совета по
оценке содержания и качества примерных рабочих программ общеобразовательного и
социально-гуманитарного циклов среднего профессионального образования Протокол
14 от 30 ноября 2022 г. В соответствии с требованиями ФГОС СПО по профессии
35.01.27 Мастер сельскохозяйственного производства утвержденного приказом
Министерства просвещения России № 355 от 24 мая 2022 года, зарегистрирован
Министерством юстиции России (рег. № 68984 от 24 июня 2022г.), укрупненной
группы профессий 35.00.00 Сельское, лесное и рыбное хозяйство

Организация-разработчик:
Государственное
образовательное учреждение Краснодарского
технологий и железнодорожного транспорта».
Авторы:

бюджетное
профессиональное
края «Кропоткинский техникум

Е.В. Фролова , преподаватели ГБПОУ «КТТ и ЖТ».

СОДЕРЖАНИЕ

1.

ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИЕРНОЙ РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЕПЛИНЫ

2.

СТРУКТУРА
ДИСЦИПЛИНЫ

УЧЕБНОЙ

14

3.
4.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

26
29

И

СОДЕРЖАНИЕ

3

1. Общая характеристика примерной рабочей программы общеобразовательной
дисциплины
1.1. Место дисциплины в структуре образовательной программы СПО
Общеобразовательная
дисциплина
«История»
является
обязательной
частью
общеобразовательного цикла образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО
по профессии 35.01.27 Мастер сельскохозяйственного производства

1.2. Цели и планируемые результаты освоения дисциплины:

1.2.1. Цель общеобразовательной дисциплины
Целью общего исторического образования является формирование и развитие личности
обучающегося, способного к самоидентификации т определению своих ценностных
ориентиров на основе осмысления и освоения исторического опыта своей страны и
человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания и
предметные умения в учебной и социальной практике. Данная цель предполагает
формирование у обучающихся в образовательных организациях, реализующих
образовательные программы СПО, целостной картины российской и мировой истории,
понимание места и роли современной России в мире, важности вклада каждого ее народа,
его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной
позиции по отношению к прошлому и настоящему Отечества. Освоение дисциплины
формирует у молодёжи способность и готовность к защите исторической правды,
сохранению исторической памяти и противодействию фальсификации исторических
фактов.
1.2.2. Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в
соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО
Особое значение дисциплина имеет при формировании ОК и ПК

Код и наименование формируемых
компетенций
ОК 01. Выбирать способы решения задач
профессиональной
деятельности
применительно к различным контекстам

Планируемые результаты освоения дисциплины
Общие
Дисциплинарные
В части трудового воспитания:
ПРб 06. Умение критически анализировать для
- готовность к труду, осознание ценности решения познавательной задачи аутентичные
мастерства, трудолюбие;
исторические
источники
разных
типов
готовность к активной деятельности (письменные, вещественные, аудиовизуальные)
технологической
и
социальной по истории России и зарубежных стран XX направленности, способность инициировать, начала XXI века, оценивать их полноту и
планировать и самостоятельно выполнять достоверность, соотносить с
историческим
такую деятельность;
периодом;
выявлять
общее
и
различия;
интерес
к
различным
сферам привлекать контекстную информацию при работе
профессиональной деятельности.
с историческими источниками
Овладение
универсальными
учебными
познавательными действиями:
а) базовые логические действия:
самостоятельно
формулировать
и
актуализировать проблему, рассматривать ее
всесторонне;
- устанавливать существенный признак или
основания для сравнения, классификации и
обобщения;
- определять цели деятельности, задавать
параметры и критерии их достижения:
- выявлять закономерности и противоречия
в рассматриваемых явлениях;
- вносить коррективы в деятельность,
оценивать соответствие результатов целям,
оценивать риски последствий деятельности;
- развивать креативное мышление при
решении жизненных проблем.
б) базовые исследовательские действия:
владеть
навыками
учебно­
исследовательской
и
проектной
деятельности,
навыками
разрешения
проблем;
5

Код и наименование формируемых
компетенций

Планируемые результаты освоения дисциплины
Общие
Дисциплинарные
- выявлять причинно-следственные связи и
актуализировать задачу, выдвигать гипотезу
ее решения, находить аргументы для
доказательства своих утверждений, задавать
параметры и критерии решения;
- анализировать полученные в ходе решения
задачи результаты, критически оценивать их
достоверность, прогнозировать изменение в
новых условиях;
- уметь переносить знания в познавательную
и практическую области жизнедеятельности;
- уметь интегрировать знания из разных
предметных областей;
выдвигать новые идеи, предлагать
оригинальные подходы и решения:
способность
их
использования
в
познавательной и социальной практике
ОК 02. Использовать современные средства В области ценности научного познания:
ПРб 07, Умение осуществлять с соблюдением
поиска,
анализа
и
интерпретации
сформированность
мировоззрения, правил информационной безопасности поиск
информации,
и
информационные соответствующего современному уровню исторической информации по истории России и
технологии
для
выполнения
задач развития науки и общественной практики, зарубежных стран XX - начала XXI века в
профессиональной деятельности
основанного
на
диалоге
культур, справочной литературе, сети Интернет, средствах
способствующего осознанию своего места в массовой
информации
для
решения
поликультурном мире;
познавательных задач; оценивать полноту и
совершенствование
языковой
и достоверность информации с точки зрения ее
читательской
культуры
как
средства соответствия исторической действительности
взаимодействия между людьми и познания
мира;
- осознание ценности научной деятельности,
готовность осуществлять проектную и
исследовательскую
деятельность
индивидуально и в группе;
Овладение
универсальными
учебными

6

Код и наименование формируемых
компетенций

ОК 04. Эффективно взаимодействовать
работать в коллективе и команде

Планируемые результаты освоения дисциплины
Общие
Дисциплинарные
познавательными действиями:
в) работа с информацией:
- владеть навыками получения информации
из
источников
разных
типов,
самостоятельно осуществлять поиск, анализ,
систематизацию
и
интерпретацию
информации различных видов и форм
представления;
- создавать тексты в различных форматах с
учетом назначения информации и целевой
аудитории, выбирая оптимальную форму
представления и визуализации;
- оценивать достоверность, легитимность
информации, ее соответствие правовым и
морально-этическим нормам:
- использовать средства информационных и
коммуникационных технологий в решении
когнитивных,
коммуникативных
и
организационных задач с соблюдением
требований
эргономики,
техники
безопасности, гигиены, ресурсосбережения,
правовых
и
этических
норм,
норм
информационной безопасности;
- владеть навыками распознавания и защиты
информации,
информационной
безопасности личности
и
готовность
к
саморазвитию, ПРб 08. Приобретение опыта осуществления
самостоятельности и самоопределению;
проектной деятельности в форме разработки и
- овладение
навыками
учебно­ представления учебных проектов по новейшей
исследовательской, проектной и социальной истории, в том числе - на региональном
деятельности;
материале
(с
использованием
ресурсов
Овладение
универсальными библиотек, музеев и так далее)
коммуникативными действиями:
7

Код и наименование формируемых
компетенций

ОК 05. Осуществлять устную и письменную
коммуникацию на государственном языке
Российской
Федерации
с
учетом
особенностей социального и культурного
контекста

Планируемые резулы аты освоения дисциплины
Общие
Дисциплинарные
б) совместная деятельность:
ПРб 09. Приобретение опыта взаимодействия с
- понимать и использовать преимущества людьми другой культуры, национальной и
командной и индивидуальной работы;
религиозной
принадлежности
на
основе
- принимать цели совместной деятельности, ценностей современного российского общества:
организовывать и координировать действия идеалов
гуманизма,
демократии,
мира и
по ее достижению:
составлять план взаимопонимания между народами, людьми
действий, распределять роли с учетом разных
культур;
проявление
уважения к
мнений участников обсуждать результаты историческому наследию народов России
совместной работы;
- координировать и выполнять работу в
условиях
реальною,
виртуального
и
комбинированного взаимодействия;
- осуществлять позитивное стратегическое
поведение
в
различных
ситуациях,
проявлять творчество и воображение, быть
инициативным
Овладение универсальными регулятивными
действиями:
г) принятие себя и других людей:
- принимать мотивы и аргументы других
людей
при
анализе
результатов
деятельности;
- признавать свое право и право других
людей на ошибки;
- развивать способность понимать мир с
позиции другого человека
В области эстетического воспитания:
ПРб
03.
Умение
составлять
описание
- эстетическое отношение к миру, включая (реконструкцию) в устной и письменной форме
эстетику быта, научного и технического исторических событий, явлений, процессов
творчества, спорта, труда и общественных истории родного края, истории России и
отношений;
всемирной истории XX - начала XXI века и их
- способность воспринимать различные
участников, образа жизни людей и его изменения
виды искусства, традиции и творчество в
Новейшую
эпоху;
формулировать
и
8

Код и наименование формируемых
компетенций

Планируемые результаты освоения дисциплины
Общие
Дисциплинарные
своего
и
других
народов,
ощущать обосновывать
собственную
точку
зрения
эмоциональное воздействие искусства;
(версию, оценку) с опорой на фактический
- убежденность в значимости для личности и материал, в том числе используя источники
общества
отечественного
и
мирового разных типов
искусства, этнических культурных традиций
и народного творчества;
- готовность к самовыражению в разных
видах искусства, стремление проявлять
качества творческой личности;
Овладение
универсальными
коммуникативными действиями:
а) общение:
- осуществлять коммуникации во всех
сферах жизни;
распознавать невербальные средства
общения, понимать значение социальных
знаков,
распознавать
предпосылки
конфликтных
ситуаций
и
смягчать
конфликты;
- развернуто и логично излагать свою точку
зрения с использованием языковых средств
ОК
06.
Проявлять
гражданско- - осознание обучающимися российской ПРб 01. Понимание значимости России в
патриотическую позицию, демонстрировать гражданской идентичности;
мировых
политических
и
социальноосознанное
поведение
на
основе - целенаправленное развитие внутренней экономических процессах XX - начала XXI века,
традиционных
российско-духовных позиции личности на основе духовно­ знание достижений страны и ее народа; умение
ценностей,
в том
числе
с
учетом нравственных
ценностей
народов характеризовать
историческое
значение
гармонизации
межнациональныхи Российской Федерации, исторических и Российской революции, Гражданской войны,
межрелигиозных отношений, применять национально-культурных
традиций, Новой экономической политики (далее - нэп),
стандарты антикоррупционного поведения
формирование
системы
значимых индустриализации и коллективизации в Союзе
ценностно-смысловых
установок, Советских Социалистических Республик (далее антикоррупционного
мировоззрения, СССР), решающую роль СССР в Победе над
правосознания, экологической культуры, нацизмом,
значение
советских
научно­
способности ставить цели и строить технологических успехов, освоения космоса;

9

Код и наименование формируемых
компетенций

Планируемые результаты освоения дисциплины
Общие
Дисциплинарные
жизненные планы;
понимание причин и следствий распада СССР,
В части гражданского воспитания:
возрождения Российской Федерации как мировой
- осознание своих конституционных прав и державы, воссоединения Крыма с Россией,
обязанностей,
уважение
закона
и специальной военной операции на Украине и
правопорядка;
других важнейших событий XX - начала XXI
-принятие традиционных национальных, века; особенности развития культуры народов
общечеловеческих
гуманистических
и СССР (России)
демократических ценностей;
ПРб 02. Знание имен героев Первой мировой.
готовность противостоять идеологии Гражданской, Великой Отечественной войн,
экстремизма, национализма, ксенофобии, исторических личностей, внесших значительный
дискриминации
по
социальным, вклад в социально-экономическое, политическое
религиозным.
расовым,
национальным и культурное развитие России в XX - начале XXI
признакам;
века
- готовность вести совместную деятельность ПРб
03.
Умение
составлять
описание
в
интересах
гражданского
общества, (реконструкцию) в устной и письменной форме
участвовать
в
самоуправлении
в исторических событий, явлений, процессов
общеобразовательной организации и детско- истории родного края, истории России и
юношеских организациях;
всемирной истории XX - начала XXI века и их
- умение взаимодействовать с социальными участников, образа жизни людей и его изменения
институтами в соответствии с их функциями в
Новейшую
эпоху;
формулировать
и
и назначением;
обосновывать
собственную
точку
зрения
- готовность к гуманитарной и волонтерской (версию, оцеггку) с опорой на фактический
деятельности;
материал, в том числе используя источники
патриотического воспитания:
разных типов
сформированность
российской
гражданской идентичности, патриотизма, ПРб 04. Умение выявлять существенные черты
уважения к своему
народу,
чувства исторических событий, явлений, процессов;
ответственности перед Родиной, гордости за систематизировать историческую информацию в
свой край, свою Родину, свой язык и соответствии
с
заданными
критериями;
культуру,
прошлое
и
настоящее сравнивать изученные исторические события,
многонационального народа России;
явления, процессы
- ценностное отношение к государственным
символам, историческому и природному ПРб 05. Умение устанавливать причинно-

10

Код и наименование формируемых
компетенций

ПК 1.1.

Планируемые результаты освоения дисциплины
Общие
______________ Дисциплинарные
наследию, памятникам, традициям народов следственные.
пространственные, временные
России, достижениям России в науке, связи исторических событий, явлений, процессов;
искусстве, спорте, технологиях и труде;
характеризовать их итоги; соотносить события
идейная убежденность, готовность к истории родного края и истории России в XX служению
и
защите
Отечества, начале XXI века; определять современников
ответственность за его судьбу;
исторических событий истории России и
освоенные обучающимися межпредметные человечества в целом в XX - начале XXI века
понятия и универсальные учебные действия ПРб 08. Умение анализировать текстовые,
(регулятивные.
познавательные, визуальные______ источники
исторической
коммуникативные);
информации.
в
том
числе
исторические
способность
их
использования
в карты/схемы, по истории России и зарубежных
познавательной и социальной практике, стран XX - начала XXI века; сопоставлять
готовность
к
самостоятельному информацию, представленную в различных
планированию и осуществлению учебной источниках;
формализовать
историческую
деятельности.
организации
учебного информацию в виде таблиц, схем, графиков,
сотрудничества
с
педагогическими диаграмм
работниками и сверстниками, к участию в ПРб 10. Умение защищать историческую правду,
построении
индивидуальной не допускать умаления подвига народа при
образовательной траектории;
защите Отечества, готовность давать отпор
овладение
навыками
учебно­ фальсификациям российской истории
исследовательской, проектной и социальной ПРб 11. Знание ключевых событий, основных дат
деятельности
и этапов истории России и мира в XX - начале
XXI века; выдающихся деятелей отечественной и
всемирной истории; важнейших достижений
культуры, ценностных ориентиров
Выполнять работы но разборке (сборке), монтажу (демонтажу) сельскохозяйственного оборудования.

ПК 1.4.

Выполнять стендовую обкатку, испытание.регулирование отремонтированных сельскохозяйственных машин
и оборудования.

ПК 2.8.

Выполнять техническое обслуживание при использовании и при хранении тракторов, комбайнов,
сельскохозяйственных машин и оборудования, заправлять тракторы и самоходные сельскохозяйственные
машины

и

Личностные результаты реализации программы воспитания (дескрипторы)
Осознающий себя гражданином и защитником великой страны.
Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к
Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей многонационального
народа России.
Осознающий приоритетную ценность личности человека: уважающий собственную и чужую
уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности.
Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям различных этнокультурных,
социальных, конфессиональных и иных групп. Сопричастный к сохранению, преумножению и
трансляции культурных традиций и ценностей многонационального российского государства.
Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий основами эстетической культуры.
Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные отраслевыми
требованиями к деловым качествам личности

Приобретение обучающимися социально значимых знаний о нормах и традициях поведения
человека как гражданина и патриота своего Отечества.
Ценностное отношение обучающихся к своему Отечеству, к своей малой и большой Родине,
уважительного отношения к ее истории и ответственного отношения к ее современности.
Ценностное отношение обучающихся к людям иной национальности, веры, культуры;
уважительного отношения к их взглядам.

Код личностных результатов
реализации программы воспитания
ЛР 1
ЛР5

ЛР7

ЛР8

ЛР 11

ЛР 15

ЛР 17
ЛР 18

12

2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины
2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Базовый уровень

Объем образовательной программы дисциплины

136

Основное содержание

126

в т. ч.:
теоретическое обучение

120

практические занятия

8

Профессионально ориентированное содержание

10

в т. ч.:
Теоритическое обучение

10

Индивидуальный проект (да/нет)

Да

Промежуточная аттестация

1

13

2.2. Тематический план и содержание дисциплины История
Наименование
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, индивидуальный
разделов и тем
проект (если предусмотрены)
Объ
ем
часо
в

7

Тема 1.1. Мир в
начале XX в.
Первая мировая
война. 1914-1918 гг.

2
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. 1914-1945 ГГ.

3
5

Раздел 1. Мир накануне и в годы Первой мировой войны

5

Содержание учебного материала
Урок 1. «Новейшее время». Понятие.Хронологические рамки и периодизация Новейшей истории.
Изменения в мире в XX веке. Ключевые процессы и события Новейшей истории.
Урок 2. Объединенные Нации против нацизма и фашизма. Система международных отношений.
Урок 3. Россия в XX в. Развитие индустриального общества. Индустриальная цивилизация в начале
XX века. «Пробуждение Азии». Технический прогресс. Изменение социальной структуры общества.
Рабочее движение и социализм.
Урок 4. Антат а и Тройственный союз, Первая мировая война. Начало и первый год войны.
Переход к позиционной войне. Борьба на истощение. Изменение соотношения сил. Капитуляция стран
Четверного союза. Компьенское перемирие.
Урок 5. Практическая работа №1 «Итоги Первой мировой войны»

Раздел 2. Мир в 1918-1938 гг.
Тема 2.1. Распад
Содержание учебного материала
империй
Урок 6. Распад Российской империи.Факторы, повлиявшие на распад империй после Первой мировой
и образование новых войны. Образование новых национальных государств. Ноябрьская революция в Германии. Веймарская
национальных
республика.
государств в Европе
Урок 7. Советская власть и коммунизм в мире. Советская власть в Венгрии. Революционное
движение и образование Коммунистического интернационала. Образование Турецкой Республики
Тема 2.2. Версальско
Содержание учебного материала
-Вашингтонская
Урок 8. Планы послевоенного устройства мира. Территориальные изменения в мире и Европе по
система
результатам Первой мировой войны. Парижская (Версальская) мирная конференция. Версальская

4

Формиру
емые
общие и
професси
опальны
е
компеген
ции
4

ОК 03
ОК 04
ОК 05

1
15

2

2

ОК 01
ОК 02
ОК 04
ОК 05
ОК 07
ПК 1.1
ПК 2.1
ПК 3.1
ПК 3.3

14

международных
отношений

Тема 2.3. Страны
Европы и Северной
Америки в 1920-е гг.

Тема 2.4. Страны
Азии, Африки и
Латинской Америки
в 1918-1930 гг.

Тема 2.5.
Международные
отношения в 1930-е
гг.
Тема 2.6. Развитие
науки и культуры в
1914-1930-х гг.

система.
Урок 9.Соглашение и признание СССР. Учреждение Лиги Наций. Рапалльское соглашение.
Вашингтонская конференция и Вашингтонское соглашение 1922 года. Влияние Версальского договора
и Вашингтонского соглашения на развитие международных отношений
Содержание учебного материала

Урок 10. Послевоенная стабилизация. Факторы, способствующие изменениям в социальноэкономической сфере в странах Запада. Экономический бум. Демократизация общественной жизни,
возникновение массового общества. Влияние социалистических партий и профсоюзов.
Урок //.Возникновение фашизма. Формирование авторитарных режимов, причины их возникновения
в европейских странах в 1920-1930-е гг.
Фашистский режим в Италии. Особенности режима
Муссолини. Начало борьбы с фашизмом. Победа Народного фронта и франкистский мятеж в Испании.
Революция в Испании. Поражение Испанской Республики. Причины и значение гражданской войны в
Испании
Урок 12. Начало Великой депрессии, ее причины. Социально-политические последствия кризиса
конца 1920-1930-х гг. в США. «Новый курс» Ф. Рузвельта. Значение реформ. Роль государства в
экономике стран Европы и Латинской Америки. Нарастание агрессии в мире.
Урок 13.Установление нацистской диктатуры. Причины возникновения нацистской диктатуры в
Германии в 1930-е гг. Нацистский режим в Германии. Подготовка Германии к войне.
Урок 14. Практическое занятие №2 «Борьба против угрозы фашизма в Европе. Работа с
историческим текстом»
Содержание учебного материала
Урок 15. Экспансия колониализма. Цели национально-освободительных движений в странах
Востока. Агрессивная внешняя политика Японии. Нестабильность в Китае в межвоенный период.
Урок /6.Национально-освободительная борьба в мире. Индия. Африка. Особенности
экономического и политического развития Латинской Америки.
Содержание учебного материала

Урок / /.Нарастание мировой напряженности в конце 1930-х гг. Причины Второй мировой войны.
Урок 18.Мюнхенский сговор. Англо-франко-советские переговоры лета 1939 г.
Содержание учебного материала
Урок 19. Наука и культура в межвоенный период. Влияние науки и культуры на развитие общества
в межвоенный период. Новые научные открытия и технические достижения. Новые виды вооружений и
военной техники.
Урок 20. Особенности культурного развития в межвоенный период. Архитектура, изобразительное

4

/

2

2

2

15

Тема 3.1. Начало
Второй мировой
войны

Тема 3.2. Коренной
перелом,окончание
и важнейшие итоги
Второй мировой
войны

искусство, литература, кинематограф, музыка. Олимпийское движение
Раздел 3. Вторая мировая война 1939-1945 гг.
Содержание учебного материала
Урок 21. Причины Второй мировой войны. Нападение Германии на Польшу. Начало мировой войны
в Европе. Захват Дании и Норвегии. Разгром Франции. Битва за Британию. Агрессия Германии и ее
союзников в Северной Африке и на Балканах. Борьба Китая против японских агрессоров в 1939-1941
гг.
Урок 22. Причины побед Германии и ее союзников в начальный период Второй мировой войны.
Нападение Германии на СССР. Нападение Японии на США.
Урок 23. Формирование антигитлеровской коалиции. Ленд-лиз. Подписание Декларации
Объединённых Наций. Положение в оккупированных странах.
Урок 24. Холокост. Концентрационные лагеря. Принудительная трудовая миграция и насильственные
переселения. Коллаборационизм. Движение Сопротивления
Содержание учебного материала

Урок 25. Коренной перелом в Великой Отечественной войне. Поражение итало-германских войск в
Северной Африке. Иностранные воинские части на территории СССР. Укрепление антигитлеровской
коалиции: Тегеранская конференция. Падение режима Муссолини в Италии. Перелом в войне на Тихом
океане.
Урок 26.Открытие Второго фронта. Военные операции Красной армии в 1944-1945 гг.. их роль в
освобождении стран Европы. Ялтинская конференция.
Урок 27. Разгром Германии, ее капитуляция. Роль СССР. Потсдамская конференция. Создание ООН.
Американские атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки.
Урок 28. Вступление СССР в войну против Японии. Разгром Квантунской армии. Капитуляция
Японии. Нюрнбергский трибунал. Токийский и Хабаровский процессы над немецкими и японскими
военными преступниками. Важнейшие итоги Второй мировой войны
ИСТОРИЯ РОССИИ. 1914- 1945 ГГ.
Раздел 4. Введение. Россия в начале в 1914-1922 гг.
Тема 4.1. Россия и
Содержание учебного материала
мир накануне
Урок 29. Введение в историю России начала XX в. Время революционных потрясений и войн.
Первой мировой
Урок 30.Завершение территориального раздела мира и кризис международных отношений.
войны
Урок 31.Новые средства военной техники и программы перевооружений. Военно-политические
блоки.
Урок 32. Предвоенные международные кризисы. Покушение на эрцгерцога Франца Фердинанда и
начало войны. Планы сторон
Тема 4.2. Россия в
Содержание учебного материала

8

4

ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 05
ОК 07
ПК 2.1
ПК 2.2
ПК 2.3
ПК 3.2
ПК 3.3

4

49
26

4

ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 05
ОК 07
ПК 1.1
ПК 2.3
ПК 3.2

4
16

Первой
войне

мировой

Урок 33. Русская армия на фронтах Первой мировой войны. Военная кампания 1914 г.
Урок 34.Военные действия 1915 г, кампания 1916 г. Мужество и героизм российских воинов.
Урок 35. Власть, экономика и общество в годы Первой мировой войны. Патриотический подъем в
начале войны.
Урок Зб.Экономика России в годы войны. Политические партии. Причины нарастания
революционных настроений в российском обществе

Тема 4.3. Российская
революция:
Февраль 1917 г.
Октябрь 1917 г.

Содержание учебного материала
Урок 37. Объективные и субъективные причины революционного кризиса. Падение монархии.
Временное правительство и его программа.
Урок З&Советы и партии. Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов и его декреты.
Основные политические партии в 1917 г. Кризисы Временного правительства.
Урок 39.Измененпе общественных настроений. Выступление генерала Л.Г. Корнилова. Рост влияния
большевиков. Подготовка и проведение вооруженного восстания в Петрограде.
Урок ^.Свержение Временного правительства и взятие власти большевиками. Создание
коалиционного правительства большевиков и левых эсеров. Русская православная церковь в условиях
революции
Содержание учебного материала

Тема 4.4. Первые
революционные
преобразования
большевиков

Урок 41. Первые декреты новой власти. Учредительное собрание. Организация власти Советов.
Создание новой армии и спецслужбы. Брестский мир. Конституция РСФСР 1918 г.
Урок 42. Экономическая политика советской власти. Национализация промышленности. «Военный
коммунизм» в городе и деревне. План Государс твенной комиссии по электрификации России
Урок 43. Практическая работа №3 Первые революционные преобразования большевиков.Работа
с историческими источниками
Профессионально ориентированное содержание
Урок 44. Становление советской энергетики: план ГОЭЛРО.
Урок 45. Наш край в 1920-1930-е гг.
Тема 4.5.
Содержание учебного материала
Гражданская война
Урок 46.Гражданская война. Истоки и основные участники, гражданской войны. Причины и
основные этапы Гражданской войны в России. Формирование однопартийной диктатуры.
Многообразие антибольшевистских сил, их политические установки, социальный состав. Выступление
левых эсеров.
Урок 47.События 1918-1919 гг. «Военспецы» и комиссары в Красной армии. Террор красный и белый:
причины и масштабы. Польско-советская война. Рижский мирный договор с Польшей. Причины
Победы Красной армии в Гражданской войне

4

2

1

2

2

17

Профессионально ориентированное содержание
Урок 48. Россия в годы великих потрясений.
Урок 49.Наш крайв19Г1-1922гг.
Тема 4.6. Революция
Содержание учебного материала
и Гражданская война
на национальных
Урок 50.Национальные районы России в годы Первой мировой войны. Возникновение
окраинах
национальных государств на окраинах России. Строительство Советской Федерации.
Урок 5/.Установление советской власти в республиках. На Украине, в Белоруссии и Прибалтике.
Установление советской власти в Закавказье. Победа советской власти в Средней Азии и борьба с
басмачеством
Урок 52. Практическая работа №4 Революция и Гражданская война в России. Работа с картой,
историческими документами
Тема 4.7. Идеология
Содержание учебного материала
и культура в годы
Урок 53.Идеология и культура в годы Гражданской войны. Перемены в идеологии. Политика новой
Гражданской войны
власти в области образования и науки. Власть и интеллигенция.
Урок 54.Повседневная жизнь в период революции и Гражданской войны. Отношение к Русской
православной церкви. Изменения в общественных настроениях. Внешнее положение Советской
России в конце Гражданской войны
Раздел 5. Советский Союз в 1920-1930-е гг.
Тема 5.1. СССР в 20-е ________________________ ________ Содержание учебного материала_________________________________
гг.
Урок 55. Последствия Первой мировой войны и Российской революции для демографии и
экономики. Власть и Церковь. Крестьянские восстания. Кронштадтское восстание. Переход от
«военного коммунизма» к новой экономической политике.
Урок 56. Экономическое и социальное развитие в годы нэпа. Замена продразверстки единым
продналогом. Новая экономическая политика в промышленности. Иностранные концессии.
Стимулирование кооперации. Финансовая реформа Г.Я. Сокольникова. Создание Госплана и
противоречия нэпа.Коллективизация сельского хозяйства. Цель и задачи коллективизации. Начало
коллективизации. Раскулачивание. Голод 1932-1933 гг. Становление колхозной системы. Итоги
коллективизации
Урок 57. Предпосылки и образование СССР, значение образования СССР. Конституция 1924 г.
Административно-территориальные реформы
и
национально-государственное строительство.
Политика коренизации. Колебания политического курса в начале 1920-х гг. Болезнь В.И. Ленина и
борьба за власть. Внутрипартийная борьба и ликвидация оппозиции внутри Всесоюзной
коммунистической партии большевиков.
Урок 58.Международное положение после окончания Гражданской войны в России. Советская

2

2

1
2

8

4

ОК 01
ОК 02
ОК 04
ОК 05
ОК 07
ПК 1.1
ПК 2.2
ПК 2.3
ПК 3.3

18

Россия на Генуэзской конференции. Дипломатические признания СССР - «Полоса признания».
Отношения со странами Востока. Деятельность Коминтерна. Дипломатические конфликты с
западными странами. Контроль над интеллектуальной жизнью общества. Сменовеховство. Культура
русской эмиграции. Власть и Церковь. Развитие образования. Развитие науки и техники. Начало
«нового искусства». Перемены в повседневной жизни и общественных настроениях. «Великий
перелом». Индустриализация. Форсированная индустриализация. Разработка и принятие плана первой
пятилетки. Ход и особенности советской индустриализации, ее издержки. Итоги курса на
индустриальное развитие.

Тема 5.2. Советский
Союз в 30-е гг.

Тема 6.1. Первый
период войны

Содержание учебного материала
Урок 59. Конституция 1936 года. Укрепление политического режима. Репрессивная политика.
Массовые общественные организации: Всесоюзный центральный совет профессиональных союзов,
Всесоюзный ленинский коммунистический союз молодежи. Всесоюзная пионерская организация.
Национальная политикан национально-государственное строительство.
Урок 60.Культурное пространство советского общества в 1930-е гг. Формирование «нового
человека». Власть и Церковь. Культурная революция. Достижения отечественной науки в 1930-е гг.
Развитие здравоохранения и образования. Советское искусство 1930-х гг. Власть и культура. Советская
литература. Советские кинематограф, музыка, изобразительное искусство, театр.
Урок 61. Повседневная жизнь населения в 1930-е гг. Общественные настроения. Русское Зарубежье
и его роль в развитии мировой культуры. Численность, состав и главные центры Русского Зарубежья.
Русская зарубежная Церковь. Культура Русского Зарубежья. Повседневная жизнь эмигрантов. СССР и
мировое сообщество в 1929-1939 гг. Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. и пути выхода из
него. Борьба за создание системы коллективной безопасности.
Урок 62. Усиление угрозы мировой войны. Мюнхенский сговор. Укрепление безопасности на
Дальнем Востоке. Советско-германский договор о ненападенииСССР накануне Великой
Отечественной войны. Вхождение в состав СССР Западной Украины и Западной Белоруссии.
Советско-финляндская война 1939-1940 гг. Вхождение в состав СССР Прибалтики. Бессарабии и
Северной Буковины. Подготовка Германии к нападению на СССР. Меры советского руководства по
укреплению обороноспособности страны. Советские планы и расчеты накануне войны
Раздел 6. Великая Отечественная война. 1941-1945 гг.
Содержание учебного материала
Урок бЗ.План «Барбаросса». Вторжение врага. Чрезвычайные меры советского руководства. Тяжелые
бои летом - осенью 1941 г. Прорыв гитлеровцев к Ленинграду.
Урок 64.Московская битва. Оборона Москвы и подготовка контрнаступления. Блокада Ленинграда.
Дорога жизни по льду Ладожского озера. Контрнаступление под Москвой. Начало формирования
антигитлеровской коалиции.

4

15

4

ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 05
ОК 07
ПК 1.1
19

Тема 6.2. Коренной
перелом в ходе
войны

Тема 6.3.
культура
войны

Наука и
в
годы

Тема 6.4. Окончание
Второй мировой
войны

Урок 65.Фронт за линией фронта. Характер войны и цели гитлеровцев. Оккупационный режим.
Партизанское и подпольное движение. Трагедия плена. Репатриации. Пособники оккупантов.
Урок бб.Единство фронта и тыла. Эвакуации. Вклад советской военной экономики в Победу.
Поставки по ленд-лизу. Обеспечение фронта и тыла продовольствием. Патриотизм советских людей.
Государство и Церковь в годы войны
Урок 67.Практическая работа №5 Причины и начальный период Великой Отечественной 1
войны. Работа с картой, историческими источниками.
Содержание учебного материала
Урок б&Наступление советских войск в январе - марте 1943 г. Прорыв блокады Ленинграда.
Освобождение Ржева. Обстановка на фронте весной 1943 г. Немецкое наступление под Курском.
2
Курская битва. Контрнаступление Красной Армии. Битва за Днепр. Укрепление антигитлеровской
коалиции. Тегеранская конференция 1943 г. Завершение коренного перелома.
Урок 69.«Десять сталинских ударов» и изгнание врага с территории СССР. Обстановка на фронтах к
началу 1944 г. Полное снятие блокады Ленинграда. Освобождение Правобережья Днепра.
Освобождение Крыма. Поражение Финляндии. Освобождение Белорусской ССР. Освобождение
Прибалтики. Львовско-Сандомирская операция
Урок 76. Вклад в Победу деятелей науки. Советский атомный проект. Сражающаяся культура.
2
Урок 77.Литература военных лет. Разграбление культурных ценностей на оккупированных
территориях
Урок 72. Практическая работа №6 Великая Отечественная война. Работа с историческими 7
источниками
2
Содержание учебного материала
Урок 73. Освободительная миссия Красной Армии в Европе. Освобождение Румынии, Болгарии и
Югославии. Освобождение Польши. Освобождение Чехословакии. Венгрии и Австрии. Помощь
населению освобожденных стран. Крымская (Ялтинская) конференция. Последние сражения. Битва за
Берлин. Встреча на Эльбе. Взятие Берлина и капитуляция Германии.
Урок 74.Окончание Второй мировой войны. Итоги и уроки. Потсдамская конференция. Вступление
СССР в войну с Японией. Освобождение Маньчжурии и Кореи. Освобождение Южного Сахалина и
Курильских островов. Образование ООН. Наказание главных военных преступников. Токийский и
Хабаровский процессы. Решающая роль Красной Армии в разгроме агрессоров. Людские потери.
Материальные потери
Урок 75.Практическая работа №7 Итоги и уроки войны. Работа с исторической картой и
источниками.

ПК 2.3
ПК 3.1

7

Профессионально ориентированное содержание
20

Урок 76.Медицина в годы Великой Отечественной войны.
Урок 77. Наш край в 1941-1945 гг.
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. 1945 Г. - НАЧАЛО XXI ВЕКА
Раздел 7. Мир во второй половине XX - начале XXI в. Интересы СССР, США, Великобритании и Франции в Европе и
мире после войны
Тема 7.1. США и
Содержание учебного материала
страны Европы во
Урок 78. США и страны Западной Европы во второй половине XX - начале XXI в. Складывание
второй половине XX
биполярного мира. План Маршалла и доктрина Трумэна. Установление просоветских режимов в
- начале XXI в.
странах Восточной Европы. Раскол Германии. Советско-югославский конфликт и политические
репрессии в Восточной Европе. Причины начала холодной войны. США и страны Западной Европы во
второй половине XX в. Маккартизм в США. Возникновение «общества потребления». Проблема прав
человека. Возникновение Европейского экономического сообщества.
Урок 79.Страны Запада в начале XXI в. Создание Европейского союза.Федеративная республика
Германия. Западногерманское «экономическое чудо». Франция после Второй мировой войны.
Консервативная и трудовая Великобритания. Движение против расовой дискриминации в США. Новые
течения в идеологии. Социальный кризис конца 1960-х гг. и его значение. США и страны Западной
Европы в конце XX - начале XXI в. Информационная революция. Энергетический и экологический
кризисы. Изменение социальной структуры стран Запада. Рост влияния средств массовой информации
и политические изменения в Европе. Неоконсерватизм и неоглобализм.
Тема 7.2. Страны
Содержание учебного материала
Центральной и
Урок ^^Социально-экономическая система Восточной Европы в середине XX в. Кризисы в ряде
Восточной Европы
социалистических стран. «Пражская весна» 1968 г. Ввод войск стран Варшавского договора в
во второй половине
Чехословакию.
XX - начале XXI в.
Урок 81. Восточная Европа в 1990-х гг. и начале XXI в. Движение «Солидарность» в Польше.

Югославский социализм. «Бархатные революции» в Восточной Европе. Распад Югославии и войны на
Балканах. Агрессия НАТО против Югославии.
Раздел 8. Страны Азии, Африки и Латинской Америки во второй половине XX - начале XXI в.
Тема 8.1. Страны
Содержание учебного материала
Азии во второй
Урок 82. Гражданская война в странах Азии. Китае. Война в Корее. Национально-освободительные
половине XX движения в Юго-Восточной Азии. Возобновление войны в Индокитае. Американское вмешательство
начале XXI в.
во Вьетнаме. Победа коммунистов в Индокитае. Причины и последствия локальных войн в Китае,
Корее, Вьетнаме, Лаосе, Камбодже.
Урок ^.Строительство социализма в Китае. Мао Цзэдун. «Культурная революция» в Китае.
Рыночные реформы в Китае. Китай в конце 1980-х гг. Северная Корея. Режим Пол Пота в Кампучии.

2
20
4
2

ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 05
ОК 07
ПК 1.1
ПК 2.1
ПК 3.1
ПК 3.3

2

10
4

ОК 03
ОК 04
ОК 05

21

Реформы в социалистических странах Азии, их последствия.
Урок 84.Япония после Второй мировой войны. Восстановление суверенитета Японии и проблема
Курильских островов. Японское «экономическое чудо». Кризис японского общества.
Урок 85. Развитие Южной Кореи. «Тихоокеанские драконы»: Южная Корея. Тайвань, Сингапур и
Гонконг. Успехи Китая. Причины экономических успехов Японии, Южной Кореи.
Тема 8.2. Страны
Содержание учебного материала
Ближнего и Среднего Урок 86. Арабские страны и возникновение государства Израиль. Арабо-израильские войны и
Востока во второй мирное урегулирование на Ближнем Востоке. Антиимпериалистическое движение и Суэцкий
половине
XX
- конфликт.
начале XXI в.
Урок ^/.Причины и последствия арабо-израильских войн, революции в Иране. Модернизация в
Турции. Исламская революция в Иране. Создание исламских режимов. Кризисы в Персидском заливе.
Тема 8.3. Страны
Содержание учебного материала
Тропической
и Урок 88-Освобождение от колониальной зависимости. Страны Африки южнее Сахары. Попытки
Южной Африки
демократизации и установление диктатур. Ликвидация системы апартеида. Страны социалистической

Тема 8.4. Страны
Латинской Америки
во второй половине
XX - начале XXI вв.

ориентации.
Урок 89.Конфликт в Африканском Роге. Этнические конфликты. Пути развития стран Африки после
освобождения от колониальной зависимости во второй половине XX в., их причины
Содержание учебного материала

Урок 90.Страны Латинской Америки в середине XX в. Аграрные реформы и импортозамещающая
индустриализация. Революция на Кубе. Переход Кубы к социалистическому развитию. Эрнесто Че
Гевара. Революции и гражданские войны в Центральной Америке.
Урок 97. Реформы в странах Латинской Америки в 1950-1970-х гг. Преобразования «Народного
единства» в Чили. Кризис реформ и военный переворот в Чили. Диктаторские режимы в странах
Южной Америки. Переход к демократии и усиление левых сил. Причины и последствия
революционных движений на Кубе и в Центральной Америке
Раздел 9. Международные отношения во второй половине XX - начале XXI вв.
Тема 9.1.
Содержание учебного материала
Международные
Урок 92. Гонка вооружений СССР и США, ее последствия. Ракетно-космическое соперничество.
отношения в конце
Международные отношения в 1950-е гг. «Новые рубежи» Дж. Кеннеди и Берлинский кризис.
1940-х - конце 1980-х
Карибский кризис. Договор о запрещении ядерных испытаний.
гг.
Урок 93.Усиление нестабильности в мире и Договор о нераспространении ядерного оружия.
Советско-китайский конфликт. Договоры ОСВ-1 и ПРО. Хельсинский акт. Договоры ОСВ-2 и
ракетный кризис. События в Афганистане и возвращение к политике холодной войны. Конец холодной
войны

2

2

2

4
2

ОК 03
ОК 04
ОК 05

22

Тема 9.2.
Международные
отношения в 1990-е2024 г.

Содержание учебного материала
Урок 94. Расширение НАТО на Восток. Конфликт на Балканах. Военные интервенции НАТО. Кризис
глобального доминирования Запада. Обострение противостояния России и Запада.
Урок 95. Интеграционные процессы в современном мире. БРИКС, Евразийский экономический
союз, Содружество Независимых Государств, Шанхайская организация сотрудничества, Ассоциация
государств Юго-Восточной Азии
Раздел 10. Развитие науки и культуры во второй половине XX - начале XXI вв.
Тема 10.1. Наука и
Содержание учебного материала
культура во второй
Урок 96. Важнейшие направления развития науки во второй половине XX - начале XXI в.
половине XX в. Ядерная энергетика. Освоение космоса.
начале XXI в.
Урок 97. Развитие культуры и искусства во второй половине XX - начале XXI в. Литература,
театральное искусство, музыка, архитектура, изобразительное искусство. Олимпийское движение
Глобальные проблемы современности
ИСТОРИЯ РОССИИ. 945 Г. - НАЧАЛО XXI В.
Раздел 11. СССР в 1945-1991 гг.
Тема 11.1. СССР в
Содержание учебного материала
послевоенные годы
Урок 98. Послевоенные годы. Влияние Победы. Потери и демографические проблемы. Социальная
адаптация фронтовиков. Репатриация. Борьба с беспризорностью и преступностью. Восстановление и
развитие экономики и социальной сферы. Восстановление промышленности. Сельское хозяйство.
Меры по улучшению жизни населения.
Урок 99.Политическая система в послевоенные годы. Сталин и его окружение. Союзный центр и
национальные регионы: проблемы взаимоотношений. Послевоенные репрессии. Идеология, наука,
культура и спорт в послевоенные годы. Соперничество в высших эшелонах власти.
Урок 7/7(7.Усиление идеологического контроля над обществом. Основные тенденции развития
советской литературы и искусства. Развитие советской науки. Советский спорт.
Урок 101. Место и роль СССР в послевоенном мире. Укрепление геополитических позиций СССР.
Послевоенные договоры с побежденными противниками. Начало холодной войны, ее причины и
особенности. Раскол Европы и оформление биполярного мира. СССР и страны Азии
Тема 11.2. СССР в
Содержание учебного материала

2

2
2

41
24
4

ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 05
ОК 07
ПК 2.1
ПК 2.2
ПК 2.3
ПК 3.2
ПК 3.3

6

23

А

•

1953-1964 гг.

Урок 102. Борьба за власть в советском руководстве. Воспитание «нового человека». Смерть
Сталина и настроения в обществе. Н.С. Хрущев. XX съезд КПСС и идеологическая кампания по
разоблачению культа личности Сталина. Реабилитация жертв политических репрессий. Реорганизация
государственных органов, партийных и общественных организаций. Новая Программа КПСС и проект
Конституции СССР.
Урок 103. Основные направления экономического и социального развития СССР в 1953-1964 гг.
Экономический курс Г.М. Маленкова. Развитие промышленности. Военный и гражданский секторы
экономики. Развитие сельского хозяйства и попытки решения продовольственной проблемы.
Социальное развитие.
Урок /04.Развитие науки и техники в 1953-1964 гг. Научно-техническая революция в СССР.
Развитие компьютерной техники. Организация науки. Фундаментальная наука и производство.
Развитие гуманитарных наук. Открытие новых месторождений. Освоение Арктики и Антарктики.
Самолетостроение и ракетостроение. Освоение космоса.
Урок 105. Культур ное пространство в 1953-1964 гг. Условия развития советской культуры. Первые
признаки наступления оттепели в культурной сфере. Власть и интеллигенция. Развитие образования.
Власть и Церковь. Зарождение новых форм общественной жизни. Развитие советского спорта.
Урок 106. Перемены в повседневной жизни в 1953-1964 гг. Революция благосостояния. Демография.
Изменение условий и оплаты труда. Перемены в пенсионной системе. Общественные фонды
потребления. Решение жилищной проблемы. Жизнь на селе. Популярные формы досуга. Изменение
структуры питания. Товары первой необходимости. Книги, журналы, газеты. Туризм. Изменение
общественных настроений и ожиданий.
Урок 107.Новый курс советской внешней политики: от конфронтации к диалогу. СССР и стран
Запада. Гонка вооружений. СССР и мировая социалистическая система. Распад колониальной системы.
СССР и страны третьего мира

Тема 11.3.
Политическое
развитие СССР в
1964-1985 гг.

Содержание учебного материала

6

Урок /0& Политическое развитие СССР в 1964-1985 гг. Итоги и значение «великого десятилетия»
Н.С. Хрущева. Политический курс Л.И. Брежнева. Конституция СССР 1977 г.
Урок /^^Особенности социально-экономического развития СССР в 1964-1985 гг. Новые
ориентиры аграрной политики: реформа 1965 г. и ее результаты. Косыгинская реформа
промышленности. Рост социально-экономических проблем.
Урок //^.Развитие науки, образования, здравоохранения. Научные и технические приоритеты.
Советская космическая программа. Развитие образования. Советское здравоохранение. Идеология и
культура. Новые идеологические ориентиры. Концепция «развитого социализма». Диссиденты и
неформалы. Литература и искусство: поиски новых путей. Достижения советского спорта.
Урок ///.Повседневная жизнь советского общества в 1964-1985 гг. Общественные настроения.

24

Национальная политика и национальные движения. Новая историческая общность. Изменение
национального состава населения СССР. Развитие республик в рамках единого государства.
Национальные движения. Эволюция национальной политики.
Урок //2.Внешняя политика СССР в 1964-1985 гг. Новые вызовы внешнего мира. Отношения СССР
со странами Запада. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). СССР и
развивающиеся страны.Ввод советских войск в Афганистан.
Урок ИЗ. СССР и мир в начале 1980-х гг. СССР и страны социализма. Нарастание кризисных
явлений в СССР. Ю.В. Андропов и начало формирования идеологии перемен. М.С. Горбачев и его
окружение: курс на реформы
Тема 11.4. СССР в
Содержание учебного материала
1985-1991 гг.
Урок //^.Социально-экономическое развитие СССР в 1985-1991 гг. Первый этап преобразований
М.С. Горбачева: концепция ускорения социально-экономического развития. Второй этап
экономических реформ. Экономический кризис и окончательное разрушение советской модели
экономики. Разработка программ перехода к рыночной экономике.
Урок 115. Перемены в духовной сфере в годы перестройки. Гласность и плюрализм. Литература.
Кино и театр. Реабилитация жертв политических репрессий. Новый этап в государственно­
конфессиональных отношениях. Результаты политики гласности.
Урок 116. Реформа политической системы СССР и ее итоги. Начало изменения советской
политической системы. Конституционная реформа 1988-1991 гг. I Съезд народных депутатов СССР и
его значение. Становление многопартийности. Кризис в КПСС и создание Коммунистической партии
РСФСР.
Урок 114. Новое политическое мышление и перемены во внешней политике. СССР и Запад.
Начало разоружения. Разблокирование региональных конфликтов. Распад социалистической системы.
Результаты политики нового мышления. Отношение к М.С. Горбачеву и его внешней политике в СССР
и в мире.
Урок 115. Национальная политика и подъем национальных движений. Кризис межнациональных
отношений.
Нарастание
националистических
и
сепаратистских
настроений,
обострение
межнациональных конфликтов.
Урок 116. Распад СССР. Противостояние между союзным центром и партийным руководством
республик. Декларация о государственном суверенитете РСФСР. Разработка нового союзного
договора. Августовский политический кризис 1991 г.
Профессионально ориентированное содержание
Урок 117.Успехи и проблемы атомной энергетики в СССР. Советские атомщики на службе Родине.
Урок 118. Наш край в 1945-1991 гг.
Раздел 12. Российская Федерация в 1992 - начале 2000-х гг.

6

2
17

ОК 01
25

Тема 12.1.
Российская
Федерация в 1990-е
гг.

Тема 12.2. Россия в
XXI в.

Содержание учебного материала
Урок 119. Российская экономика в условиях рынка. Начало радикальных экономических
преобразований. Ваучерная приватизация. Положение в экономике России в 1992-1998 гг.
Корректировка курса реформ.
Урок /20. Результаты экономических реформ 1990-х гг. «Олигархический капитализм» и
финансовые кризисы. Дефолт 1998 г. и его последствия. Россия после дефолта.
Урок 121.Политическое развитие Российской Федерации. Разработка новой Конституции России.
Нарастание политико-конституционного кризиса в условиях ухудшения экономической ситуации.
Трагические события осени 1993 г. в Москве.
Урок 122 Результаты политического развития России в 1990-е гг. Конституция России 1993 г. и ее
значение. Российская многопартийность и становление современного парламентаризма. Выборы
Президента Российской Федерации в 1996 году. Отставка Президента России Б.Н. Ельцина.
Урок 123. Межнациональные отношения и национальная политика. Народы и регионы России
после распада СССР. Федеративный договор. Военно-политический кризис в Чеченской Республике.
Повседневная жизнь. Изменения в структуре российского общества и условиях жизни различных групп
населения в 1990-е гг. Численность и доходы населения. Социальное расслоение. Досуг и туризм.
Урок 124.Внешняя политика Российской Федерации в 1990-е гг. Новое место России в мире.
Взаимоотношения с США и странами Запада. Агрессия НАТО в Югославии и изменение политики
России в отношении Запада. Отношения со странами Азии, Африки и Латинской Америки. Россия на
постсоветском пространстве. Результаты внешней политики страны в 1990-е гг.
Содержание учебного материала
Урок 125. Политические вызовы и новые приоритеты внутренней политики России
в начале XXI в. Укрепление вертикали власти. Противодействие террористической угрозе.
Урегулирование кризиса в Чеченской Республике. Обеспечение гражданского согласия и единства
общества. Утверждение государственной символики. Военная реформа. Стабилизация политической
системы в годы президентства В.В. Путина.
Урок 126. Россия в 2008-2011 гг. Президент Д.А. Медведев и его программа. Военный конфликт в
Закавказье. Новый этап политической реформы. Выборы в Государственную Думу 2011 г.
Урок /2 7.Социально-экономическое развитие России в начале XXI в. Приоритетные национальные
проекты. Экономическое развитие в 2000-2007 гг. Россия в системе мировой рыночной экономики.
Мировой экономический кризис 2008 г.
Урок 128.Социальная политика. Изменения в структуре, занятости и численности населения.
Культура, наука, спорт и общественная жизнь в 1990-х - начале 2020-х гг. Последствия распада СССР в
сфере науки, образования и культуры. Литература. Кинематограф. Музыка. Театр. Изобразительное и
монументальное искусство. Развитие российской культуры в XXI в. Развитие науки. Формирование

6

ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 05
ОК 07
ПК 2.1
ПК 2.2
ПК 2.3
ПК 3.2
ПК 3.3

8

26

суверенной системы образования. Средства массовой информации. Российский спорт. Государство и
основные религиозные конфессии. Повседневная жизнь.
Урок /29. Внешняя политика в начале XXI в. Россия в современном мире. Становление нового
внешнеполитического курса России в 2000-2007 гг. Рост международного авторитета России и
возобновление конфронтации со странами Запада в 2008 - 2020 гг.
Урок 130Л*осел1я в 2012 - начале 2020-х гг. Укрепление обороноспособности страны. Социальноэкономическое развитие. Выборы в Государственную Думу 2016 г. Выборы Президента Российской
Федерации в 2018 г. Национальные цели развития страны. Конституционная реформа 2020 г. Выборы в
Государственную Думу VIII созыва.
Урок 131. Россия сегодня. Специальная военная операция (далее - СВО). Отношения с Западом в
начале XXI в. Давление на Россию со стороны США. Противодействие стратегии Запада в отношении
России. Фальсификация истории.
Урок 132.Возрождение нацизма. Украинский неонацизм. Переворот 2014 г. на Украине. Возвращение
Крыма. Судьба Донбасса. Минские соглашения. СВО. Противостояние с Западом. Украина
неонацист ское государство. Новые регионы. СВО и российское общество. Россия - страна героев

1

133.Практическое занятие №8 «Россия в современном мире анализ источников»
Профессионально ориентированное содержание
Урок 134. Международное сотрудничество
и
противостояние
в
спорте.
спортсменов
Урок 135. Наш край в 1992-2022 гг.
Урок 136. Промежуточная аттестация по дисциплине (дифференцированный зачёт)

Достижения

российских

Всего
Практические работы

2

1
136
8

Т1

3. Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Рабочее место преподавателя: стол, кресло
посадочные места обучающихся - 25 шт., доска классная (меловая)-1 шт, рециркулятор-1 шт,
шкафы для хранения учебных пособий; телевизор-1 шт, МФУ-1 шт, выход в локальную сеть
интернет.
Комплект учебно-наглядных пособий (информационные и тематические стенды, карты,
опорные конспекты, учебные пособия, справочные материалы)
Комплект наглядных пособий (таблиц): государственные символы Российской Федерации 1шт.
3.1.1. 3.2.1. Основные печатные издания
1. Мединский В.Р. Торкунов А.В.. Учебник. История. История России. 1914—1945 годы. 10
класс. Базовый уровень. Москва 2023. 496с.
2. Мединский В.Р., Торкунов А.В. Учебник. История. История России. 1945 год-начало XXI
века. 11 класс. Базовый уровень. Москва 2023. 446с.
3. Мединский В.Р., Торкунов А. В.. Учебник. История. Всеобщая история. 1914—1945 годы.
10 класс. Базовый уровень. Москва 2023. 238с.
4. Мединский В.Р., Торкунов А.В. Учебник. История. Всеобщая история. 1945 год-начал о
XXI века. 11 класс. Базовый уровень. Москва 2023. 271с.

3.2.2. Электронные издания (ресурсы)
1. Библиотека Гумер - гуманитарные науки [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
1й1р:/Луу\лу.цитеглпГо/. свободный. - Загл. с экрана.
2. Библиотекарь. Ру: электронная библиотека нехудожественной литературы по русской и
мировой истории, искусству, культуре, прикладным наукам [Электронный ресурс]. - Режим
доступа: Ьйр: /Аууулу.ЫЫ 1 о 1ск аг. г и, свободный. - Загл. с экрана.
2. Вторая мировая война в русском Интернете [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
Ыгр://\улуу\ .ууог1с1-ууаг2.с1иЦ.ги, свободный. - Загл. с экрана.
3. Европейские гравированные географические чертежи и карты России, изданные в XVIXVIII столетиях [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ИИрГ/уууууу.оШ-гиз-тарз.ги ,
свободный. - Загл. с экрана.
4. Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс]. - Режим
доступа: Н11 р:- ЭсКоо! -со 11 ес й он. ес!и. ги ■, свободный. - Загл. с экрана.
5. Единое окно доступа к информационным ресурсам [Электронный ресурс]. - Режим
доступа: 1шр: уупк]оу\ М . пГ, свободный. - Загл. с экрана.
6. Исторические источники по Отечественной истории до начала XVIII в. на русском языке в
Интернете (Электронная библиотека Исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова)
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: Нир:/. уумм .Й!>1.11ыа.ги/ЕК/Е1ех1/Р1С'Г/Теи(1а1.1пт,
свободный. - Загл. с экрана.
7. КиберЛенинка. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ьйр://суЬег1еп1пка.ги/, свободный.
- Загл. с экрана.
8. Концепции преподавания учебного курса «История России» в образовательных
организациях
РФ, реализующих основные общеобразовательные программы //
[Электронный
ресурс].
—
Режим
доступа:
11ир8:/'\'ез1П1к.еч1и.г1|/ир1оа<1з,'111ез/2а1В1200ЬаЬе899691744аЬс19<1ассГ13.р<Л~, свободный. - Загл. с
экрана.
9. Министерство образования и науки Российской Федерации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: ййр8://шшоЬтаикг§оу.ги/, свободный. - Загл. с экрана.
10. Научная электронная библиотека (НЭБ). // [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
1Шр://\ум\у.е! 1 Ьгагу.ги, свободный. - Загл. с экрана.
36

И. Российская национальная библиотека // [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
!Ш|тч: пк.п.|/, свободный. Загл. с экрана.
12. Российское историческое общество // [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
ЬПр8:' Т| 1 огуги8§|а.огц, свободный. - Загл. с экрана.
13. Федеральный портал «Российское образование» // [Электронный ресурс]. - Режим
доступа: ййр:/Лухуду.ес1и.ш/, свободный. - Загл. с экрана.
14. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов // [Электронный ресурс].
- Режим доступа: 1шр.' < 'Ч.Ди.п . свободный. - Загл. с экрана.
15. ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений» // [Электронный ресурс]. Режим доступа: йир> 1 { гь . свободный. - Загл. с экрана.
16. Федеральный портал «История.РФ» // [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
1трз: 1н 4: Гги. свободный. - Загл. с экрана.
17. Федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основного общего и
среднего общего образования, утвержденный приказом Министерством просвещения РФ
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: 1зйр8://фи.е<1и.1и/, свободный. - Загл. с экрана.
18. Электронный ресурс цифровой образовательной среды СПО РКОРобразование : [сайт].
— Режим доступа: Ь 'ру: ро>!<ро г1 ^свободный. - Загл. с экрана.
19. Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — Режим доступа: йПрал/шлШ.ги/, свободный.
- Загл. с экрана.
20. Лань: электронно-библиотечная система. — Режим доступа: Ьирз://е.1апЬоок.сот,
свободный. - Загл. с экрана.
21. Рио.Компас Образовательно-просветительский портал, созданный Российским
историческим обществом. — Режим доступа: Ьйр8://сотпэзз.кЬюгхгизЛа.огц/, свободный. Загл. с экрана.
22. Документы советской эпохи.
...Режимдосг. г /,Х< л Оос.п^агсЫуе.з.ги/еЬоокз/,
свободный. - Загл. с экрана.
23. Российский государез венный архив социально-политической истории. — Режим доступа:
Ьир://гцазр1лпГо/к-75-1е(!) и-роЬеф’/пацгаду-рагНгап/, свободный. - Загл. с экрана.
24. Комплекс оцифрованных архивных документов, кино- и фотоматериалов «Вторая
мировая
война
в
архивных
документах».
—
Режим
доступа:
йир8://\уэу\у.рг11Ь.ги/пе\у8/1324002, свободный. - Загл. с экрана.
25. Журнал «Историк. Журнал об актуальном прошлом». — Режим доступа: 1н1р8://хп—
111з1^(’ку,1'!-Х11:7р1ш.л_свободнь1Й. - Загл. с экрана.

3.2.3 Дополнительные источники
1. Артемов, В. В. История: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования: в 2 ч. 4.1
/ В.В. Артемов, Ю. Н. Лубченков. — 8-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия»,
2022, —352 с.
2. Артемов, В. В. История: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования: в 2 ч. 4.2
/ В.В. Артемов. Ю. И. Лубченков. — 8-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия»,
2022. —400 с.
3. Никонов В.А., Девятов С.В. Под ред. Карпова С.П. История. История России 1914 г. начало XXI в. (базовый и углубленный уровни в 2 частях) ООО "Русское слово-учебник"
2022
4. Загладин И.В., Белоусов Л.С. Под ред. Карпова С.П. История. Всеобщая история.
Новейшая история. 1914 г. - начало XXI в. (базовый и углубленный уровни) ООО "Русское
слово-учебник" 2022
5. История. История (базовый и углубленный уровень) России, в 3-х ч. Часть 1-2 История
России (базовый уровень) (в 2 частях). Горинов М.М., Данилов А.А., Моруков М.Ю. и др./
Под ред. Горкунова А.В. Просвещение 2020
6. История. Всеобщая история, (базовый и углубленный уровень)
Сорока-Цюпа
О.С.,
Сорока-Цюпа А.О. Просвещение 2020
37

7. Касьянов, В. В. История: учебное пособие / В. В. Касьянов, 11. С. Самыгин, С. И. Самыгин.
- 2-е изд., испр. и доп. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2020. - 528 с. - (Среднее профессиональное
образование).
8. Оришев, А. Б. История: учебник / А.Б. Оришев, В.Н. Тарасенко. — Москва: РИОР:
ИНФРА-М, 2021. — 276 с. — (Среднее профессиональное образование).
9. Самыгин, С.И. История: учебник / С.И. Самыгин, П.С. Самыгин. В.Н. Шевелев. — 4-е изд.,
стер. — М.: КНОРУС. 2017. — 306 с. — (Среднее профессиональное образование).
10. Трифонова, Г. А. История: учебное пособие / Трифонова Г.А, Супрунова Е.П., Пай С.С.,
Салионов А.Е. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2020. — 649 с. — (Среднее профессиональное
образование). .
11.
Алятина, А. Г. История: практикум для СПО / А. Г. Алятина, Н. А. Дегтярева. —
Саратов: Профобразование. 2020. — 236 с. — 18В1М 978-5-4488-0614-8. — Текст:
электронный // Электронный
ресурс
цифровой образовательной среды СПО
РКОЕобразование: [сайт]. — ОКТ: 11Црд:;:рГоЦр^и/Ьрок> Ш875
12.
Беловинский, Л. В. История русской материальной культуры: учеб, пособие / Л.В.
Беловинский. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2019. — 512 с. —
(Среднее профессиональное образование).
13.
Загладин, Н. В. История. Конец XIX - начало XXI века. 11-й класс. Базовый уровень
[Текст]: учебник / Н. В. Загладин, Ю. А. Петров. - М.: Русское слово, 2015. - 448 с.
14.
Зуев, М. Н. История России XX - начала XXI века: учебник и практикум для
среднего профессионального образования / М. Н. Зуев, С. Я. Лавренов. — Москва:
Издательство Юрайт, 2020. — 299 с. — (Профессиональное образование). — Текст:
электронный
//
Образовательная
платформа
Юрайт
[сайт].
—
НЕЕ:
1й(р8:/7ига1 г.ги/Ьсос1е/4 5267 5
15.
Крамаренко, Р. А. История России. Рабочая тетрадь: учебно-методическое пособие / Р.
А. Крамаренко. — Новосибирск: Новосибирский государственный технический университет,
2019. — 64 с. — Текст: электронный // Электронный ресурс цифровой образовательной
среды СПО РКОЕобразование: [сайт]. — ЦК.Б: Ьир8://рго1чц<> ги/Ьоокз/98675
16.
Кузнецов, И. Н. Отечественная история: учебник / И. Н. Кузнецов. — М.: ИНФРА-М,
2021. — 639 с. — (Среднее профессиональное образование).
17.
Оришев, А. Б. История: от древних цивилизаций до конца XX в.: учебник / А. Б.
Оришев, В. Н. Тарасенко. - М.: РИОР: ИНФРА-М, 2020. - 276 с. - (Среднее
профессиональное образование).
18.
Пашенцев, Д. А. История отечественного государства и права: учебное пособие / Д.А.
Пашенцев, А.Г. Чернявский. — М.: ИНФРА-М, 2021. — 429 с. — (Среднее
профессиональное образование). - 18ВХ 978-5-16-013945-6. - Текст: электронный. - ИКЕ:
Ейр5://2пап1ит.сот/са1а1о)1/ргос1ис1/961439 - Режим доступа: по подписке.
19.
Сахаров, А. Н. История с древнейших времён до конца XIX века. 10-й класс. Базовый
уровень [Текст]: учебник / А. Н. Сахаров, Н. В Загладин. - 4-е изд. - М.: Русское слово, 2016.
-448с.
20.
Шевченко, Н. И. История для профессий и специальностей технического,
естественно-научного, социально-экономического профилей. Методические рекомендации
[Текст]: метод, пособие / И. И. Шевченко. - М.: ИЦ «Академия», 2013.-272 с.

3.2.3. Дополнительные источники
1. Алятина, А. Г. История: практикум для СПО / А. Г. Алятина, Н. А. Дегтярева. —
Саратов: Профобразование, 2020. — 236 с. — 18В1М 978-5-4488-0614-8. — Текст:
электронный // Электронный ресурс цифровой образовательной среды СПО
РКОЕобразование: [сайт]. — ПКЁ: 1Шр$://ргор8ро.ги/Ьоок8/91875
2. Беловинский, Л. В. История русской материальной культуры: учеб, пособие / Л.В.
Беловинский. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2019. — 512 с. —
(Среднее профессиональное образование).

38

3. Загладин, Н. В. История. Конец XIX - начало XXI века. 11-й класс. Базовый уровень
[Текст]: учебник / Н. В. Загладин, Ю. А. Петров. - М.: Русское слово, 2015. - 448 с.
4. Зуев, М. Н. История России XX - начала XXI века: учебник и практикум для
среднего профессионального образования / М. Н. Зуев, С. Я. Лавренов. — Москва:
Издательство Юрайт, 2020. — 299 с. — (Профессиональное образование). — Текст:
электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — ИКТ:
1]1 1р8://игай.п.1/Ьсос1е [452675
5. Крамаренко. Р. А. История России. Рабочая тетрадь: учебно-методическое пособие /
Р. А. Крамаренко. — Новосибирск: Новосибирский государственный технический
университет, 2019. — 64 с. — Текст: электронный // Электронный ресурс цифровой
образовательной среды СПО РКОЕобразование: [сайт]. —ИКТ:
Ьпра ://рго18ро. п । / Ь । > < • к т'9 8 6 7 5
6. Кузнецов. И. И. Отечественная история: учебник / И. Н. Кузнецов. — М.: ИНФРА-М,
2021. — 639 с. — (Среднее профессиональное образование).
7. Оришев, А. Б. История: от древних цивилизаций до конца XX в.: учебник / А. Б.
Оришев, В. Н. Тарасенко. - М.: РИОР: ИНФРА-М, 2020. - 276 с. - (Среднее
профессиональное образование).
8. Пашенцев, Д. А. История отечественного государства и права: учебное пособие / Д.А.
Пашенцев, А.Г. Чернявский. — М.: ИНФРА-М, 2021. — 429 с. — (Среднее
профессиональное образование). - 1БВ1Ч 978-5-16-013945-6. - Текст: электронный. ЦКТ: 11Цр8://хпатиш.сот/са1а1о§/ргос1ис1/961439 - Режим доступа: по подписке.
9. Сахаров. А. Н. История с древнейших времён до конца XIX века. 10-й класс. Базовый
уровень [Текст]: учебник / А. Н. Сахаров, Н. В Загладин. - 4-е изд. - М.: Русское
слово, 2016. - 448с.
10. Шевченко, Н. И. История для профессий и специальностей технического,
естественно-научного, социально-экономического профилей. Методические
рекомендации [Текст]: метод, пособие / Н. И. Шевченко. - М.: ИЦ «Академия», 2013.
-272 с.

39

4.Контроль и оценка результатовосвоения общеобразовательной дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины раскрываются через
дисциплинарные результаты, направленные на формирование общих и профессиональных компетенций
по разделам и темам содержания учебного материала.

Код и наименование
формируемых компегенций

Раздел/Тема

ОКО 1. Выбирать способы решения
задач профессиональной
деятельности применительно
к различным контекстам

Р1,П-о/с
Р2, П-о/с
РЗ, П-о/с
Р 4. П-о/с
Р 5, П-о/с

ОК02.Использоватьсовременные
средства поиска, анализа и
интерпретации информации, и
информационные технологии для
выполнения задач
профессиональной деятельности

Р 1, Тема 1.1, 1.2, 1.3, П-о/с
Р2.Темы2.1.2.2,2.3,2.4,2.5,
П-о/с
Р 3, Темы 3.1,3.2,3.3,3.4, По/с
Р4,Темы4.1,4.2,4.3,4.4,4.5,
П-о/с
Р 5, Темы 5.1, 5.2, 5.3, П-о/с
Р 1,Тема 1.2, 1.3, П-о/с
Р2,Темы2.1,2.2,2.3,2.4,2.5,
П-о/с
РЗ,ТемыЗ. 1,3.2.3.3.3.4. По/с
Р4,Темы4.1,4.3,4.4.4.5.По/с
Р5. Темы 5.1, 5.2. 5.3, П-о/с
Р1. Тема 1.1,1.2,1,3 П-о/с
Р2,Темы2.1,2.2.2.3,2.4,2.5
П-о/с
РЗ, ТемыЗ. 1,3.2,3.3,3.4, По/с
Р4,Темы4.1,4.2,4.3,4.4,4.5
П-о/с
Р 5, Темы 5.1, 5.2, 5.3 П-о/с
Р1, Тема 1.1,1.2,1.3. П-о/с
Р2,Темы2.1,2.2,2.3,2.4,2.5
П-о/с
РЗ, Темы 3.1, 3.2, 3.4 П-о/с
Р4,Темы4.1.4.2,4.3,4.4,4.5,
П-о/с
Р5, Темы 5.1, 5.2. 5.3, П-о/с

ОК 04. Эффективно
взаимодействовать и работать в
коллективе и команде

ОК 05. Осуществлять устную
и письменную коммуникацию
на государственном языке
Российской Федерации с учетом
особенностей социального и
культурного контекста

ОК 06. Проявлять гражданскопатриотическую позицию,
демонстрировать осознанное
поведение на основе
традиционных общечеловеческих
ценностей, в том числе с учетом
гармонизации межнациональных
и межрелигиозных отношений,
применять стандарты
антикоррупционного поведения
ПК 1.1.
Читать чертежи
средней сложности и сложных
сварных металлоконструкций.
ПК 1.2.
Выполнять
стендовую обкатку,
испытание,регулирование
отремонтированных
сельскохозяйственных машин и
оборудования.________________

П-о/с
Р.1,Тема 1.3
Р.2, Тема 2.5
Р.3, Тема 3.4
Р.4, Тема 4.5
Р.5, Тема 5.3

Тип оценочных
мероприятий
Диагностическая работа
Контрольная работа
Самооценка и
взаимооценка
Презентация мини­
проектов
Устный и письменный
опрос
Результаты
выполнения
учебных заданий
Разработка
маршрута
образовательного
путешествия
Практические работы
Промежуточная аттестация
(выполнение
экзаменационных
заданий)

ПК 2.8Выполнять техническое
обслуживание при
использовании и при хранении
тракторов, комбайнов,
сельскохозяйственных машин и
оборудования, заправлять
тракторы и самоходные
сельскохозяйственные машины

41


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».