СГ.03 БЖ ФОС

Министерство образования, науки и молодежной политики
Краснодарского края
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Краснодарского края
«Кропоткинский техникум технологий и железнодорожного транспорта»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
СГ.03 Безопасность жизнедеятельности
по специальности СПО
43.02.06 Сервис на транспорте (по видам транспорта)

Срок обучения 2 года 10 месяцев
на базе основного общего образования
Форма обучения: очная

2024 г.

2

Рассмотрена на заседании
Утверждена
педагогического совета
Директор ГБПОУ «КТТ и ЖТ»
Протокол № 1 от 30 августа 2024г.
В.А. Шахбазян
Рассмотрена на заседании методической
комиссии безопасности жизнедеятельности и
физической культуры
протокол № 1 от 29 августа 2024г.
Председатель МК Е.К. Шаталина

Рабочая программа учебной дисциплины СГ.03 Безопасность жизнедеятельности
разработана в соответствии с требованиями: примерной программы одобренной на
заседании Педагогического совета ФГБОУ ДПО ИРПО протоколом №17 от «18»
июня 2024 года.
В соответствии с требованиями: ФГОС СПО по специальности 43.02.06 Сервис
на транспорте (по видам транспорта), утвержденного приказом Министерства
просвещения России № 777 от 26.08.2022 года (ред. от 03.07.2024), зарегистрирован
Министерством юстиции России (рег. № 70278 от 29.09. 2022г.), укрупненной группы
профессий 43.00.00 Сервис и туризм.

Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Краснодарского края «Кропоткинский техникум
технологий и железнодорожного транспорта».
Авторы: А.П. Рыжих, А.Р. Нагапетян преподаватели ГБПОУ «КТТ и ЖТ».

3

СОДЕРЖАНИЕ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

4
11

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

14

4

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
«БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «СГ.03. Безопасность жизнедеятельности» является обязательной частью социальногуманитарного цикла примерной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по

специальности 43.02.06 Сервис на транспорте (по видам транспорта).
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01, 02, 04, 07.

1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и
знания
Код
ОК, ПК

Умения

Знания

ОК 01. Выбирать
способы
решения
задач
профессиональной
деятельности
применительно
к
различным
контекстам

соблюдать
нормы
экологической безопасности на
рабочем месте;
использовать на рабочем месте
средства индивидуальной защиты
от поражающих факторов при ЧС

актуальный профессиональный
и
социальный
контекст
поддержания безопасных условий
жизнедеятельности, в том числе
при возникновении ЧС;
область
применения
получаемых профессиональных
знаний
при
исполнении
обязанностей военной службы

ОК
02.
Использовать
современные
средства
поиска,
анализа
и
интерпретации
информации,
и
информационные
технологии
для
выполнения задач
профессиональной
деятельности

выявлять и эффективно искать
информацию, необходимую для
решения задач и/или проблем
поддержания безопасных условий
жизнедеятельности, в том числе
при возникновении ЧС

порядок применения современных
средств и устройств
информатизации и цифровых
инструментов в обеспечении
безопасности жизнедеятельности
и защиты окружающей среды в
процессе решения задач
социальной и профессиональной
деятельности

ОК 04. Эффективно
взаимодействовать
и
работать
в
коллективе
и
команде

участвовать
в
работе
коллектива,
команды,
взаимодействовать с коллегами,
руководством,
клиентами
для
создания
человеко
и

психологические
аспекты
деятельности
трудового
коллектива и личности для
минимизации
опасностей
и
эффективного
управления

5

ОК
07.
Содействовать
сохранению
окружающей среды,
ресурсосбережению,
применять
знания
об
изменении
климата, принципы
бережливого
производства,
эффективно
действовать
в
чрезвычайных
ситуациях мирного
и военного времени

природозащитной
среды
осуществления профессиональной
деятельности.
действовать
в
чрезвычайных
ситуациях мирного и военного
времени;
соблюдать правила поведения и
порядок действий населения по
сигналам гражданской обороны
владеть общей физической и
строевой подготовкой, навыками
обязательной подготовки к военной
службе;
выполнять
мероприятия
доврачебной
помощи
пострадавшим;
демонстрировать основы оказания
первой
доврачебной
помощи
пострадавшим;
осуществлять
профилактику
инфекционных заболеваний;
определять показатели здоровья и
оценивать физическое состояние

рисками ЧС на рабочем месте.

нормы
экологической
безопасности
при
ведении
профессиональной деятельности;
основы военной безопасности и
обороны государства;
организацию и порядок призыва
граждан на военную службу и
поступления
на
нее
в
добровольном порядке;
основы строевой, огневой и
тактической подготовки;
боевые традиции Вооруженных
Сил России;
характеристики
поражений
организма
человека
от
воздействий опасных факторов;
классификацию и общие признаки
инфекционных заболеваний;
факторы формирования здорового
образа жизни

Основные виды деятельности и профессиональные компетенции
Виды
деятельности
Бронирование
и продажа
перевозок
и услуг

Код и
наименование
компетенции
ПК 1.1. Бронировать
(резервировать)
пассажирские,
багажные и
грузовые перевозки

ПК 1.2. Оформлять

Показатели освоения компетенции
Навыки:
бронирования пассажирских и грузовых перевозок на
транспорте
Умения:
бронировать перевозки пассажиров на транспорте, в
том числе для пассажиров особых категорий;
бронировать (резервировать) багажные и грузовые
перевозки; рассчитывать тарифы по оплате перевозок
и услуг транспорта; бронировать гостиницу,
организовать трансфер по запросу; организовывать
аренду машины по запросу заказчика
Знания:
технология бронирования перевозок и услуг;
тарифное регулирование по виду транспорта;
принципы составления расписания движения
транспорта; порядок организации трансфера; порядок
бронирования аренды машин и гостиничных услуг
Навыки: оформления проездных документов;
6

и переоформлять
документы
по пассажирским
и грузовым
перевозкам

Умения:
оформлять проездные документы
и документы по перевозке грузов; применять
законодательные акты и нормативную документацию
по транспортному обслуживанию, в том числе при
возникновении претензий и исков
Знания:
порядок электронного
и автоматизированного оформления билетов
пассажирам и документов по провозу грузов и
багажа; особенности оформления проездных
документов особым категориям пассажиров; правила
и условия перевозок грузов; международные
соглашения по транспортным перевозкам; перевозка
грузов на особых условиях и опасных грузов; правила
и условия перевозок пассажиров и багажа;
коммерческие эксплуатационные характеристики
транспорта
ПК 1.3. Проводить
Навыки:
финансовые
расчета тарифов по оплате грузовых и пассажирских
взаиморасчеты
перевозок и дополнительных услуг
с пассажирами и
Умения:
грузоотправителями проводить финансовые взаиморасчеты с пассажирами
и заказчиками по перевозке грузоотправителями
Знания:
технология взаиморасчетов; порядок кассового
обслуживания; порядок ведения кассовой отчетности;
порядок расчета транспортных тарифов на перевозки
пассажиров и грузов с учетом структуры
транспортной системы России и знаний транспортной
географии
ПК 1.4.
Навыки:
Обеспечивать
оформления документов по страхованию пассажиров
страховые
и перевозимых грузов
программы на
Умения:
транспорте
информировать об оказываемых страховых услугах и
оформлять документацию по страхованию
пассажиров и грузов
Знания:
правовое обеспечение, условия оформления
страхования на транспорте
ПК 1.5.
Навыки:
Использовать
применения автоматизированных систем
автоматизированные Умения:
системы на
применять автоматизированные системы на
транспорте
транспорте
Знания:
виды автоматизированных систем; технологию
применения автоматизированных систем управления
на транспорте; назначение и принцип действия
автоматизированных систем бронирования билетов
7

Организация
сервиса на
железнодорожно
м транспорте (по
выбору) Г

ПК 2.1.
Организовывать
обслуживание
пассажиров
на станциях
и вокзальных
комплексах
железнодорожного
транспорта, в том
числе пассажиров
особых категорий
(пассажиров
с детьми,
пассажиров с
инвалидностью,
пассажиров
с животными, VIPпассажиров)
ПК 2.2.
Организовывать
и предоставлять
пассажирам
информационносправочное
обслуживание
в пунктах
отправления
и прибытия, в том
числе при
нарушениях графика
движения поездов

ПК 2.3.
Организовывать,
проводить
и контролировать
мероприятия

организация мероприятий по соблюдению санитарноэпидемиологических требований по водному
транспорту и объектам транспортной
инфраструктуры
Умения:
соблюдать санитарно-эпидемиологические
требования на водном транспорте и объектам
транспортной инфраструктуры
Знания:
санитарно-эпидемиологические требования по
водному транспорту и объектам транспортной
инфраструктуры
Навыки:
определения оптимальных возможностей и методов
оказания услуг железнодорожного транспорта с
учетом индивидуальных потребностей особых
категорий пассажиров
Умения:
осуществлять обслуживание особых категорий
пассажиров в пунктах отправления и прибытия
транспорта
Знания:
правила и условия перевозок особых категорий
пассажиров (пассажиров с детьми, инвалидов и
пассажиров с ограниченными возможностями

Навыки:
информационно-справочного обслуживания
пассажиров в пунктах отправления и прибытия
транспорта
Умения:
осуществлять информационно-справочное
обслуживание пассажиров
в пунктах отправления и прибытия транспорта;
своевременно предоставлять пассажирам
информацию о прибытии
и отправлении транспорта; работать
с техническими средствами связи
Знания:
технологию информационно-справочного
обслуживания пассажиров в пунктах отправления и
прибытия транспорта; организацию связи на
транспорте
Навыки:
выполнения установленных мероприятий по
обеспечению безопасности на транспорте;
Умения:
выполнять установленные мероприятия по
8

по обеспечению
транспортной
безопасности
и безопасности
движения поездов
в пунктах
отправления
и прибытия
пассажиров

ПК 2.4. Оказывать
первую помощь
до оказания
медицинской
помощи
пострадавшим
и принимать
необходимые меры
при несчастных
случаях
ПК 2.5. Выполнять
санитарноэпидемиологические
требования по
отдельным видам
транспорта и
объектам
транспортной
инфраструктуры

Освоение видов

Обучающиеся,

обеспечению транспортной безопасности;
Знания:
понятие надежности и безопасности на транспорте;
структуру и функции службы безопасности на
транспорте; содержание мероприятий по
обеспечению безопасности на транспорте; порядок и
систему взаимодействия службы безопасности
транспорта с другими службами и ведомствами;
порядок обеспечения транспортной безопасности и
безопасности движения поездов; технические
средства досмотра, системы видеонаблюдения;
видеотерминальное оборудование, инструменты
выявления диверсионно-террористических средств;
порядок действий персонала в чрезвычайных
ситуациях на железнодорожном транспорте
Навыки:
оказания первой доврачебной помощи при различных
видах травм
Умения:
оказывать первую доврачебную помощь
пострадавшим при несчастных случаях
Знания:
порядок оказания первой доврачебной помощи
Навыки:
организация мероприятий по соблюдению санитарноэпидемиологических требований по
железнодорожному транспорту и объектам
транспортной инфраструктуры
Умения:
соблюдать санитарно-эпидемиологические
требования на железнодорожному транспорте и
объектам транспортной инфраструктуры
Знания:
санитарно-эпидемиологические требования по
железнодорожному транспорту и объектам
транспортной инфраструктуры
организации мероприятий по соблюдению санитарноэпидемиологических требований по городскому
пассажирскому транспорту и объектам транспортной
инфраструктуры
Умения:
обеспечивать соблюдение санитарноэпидемиологические требования на городском
пассажирском транспорте и объектам транспортной
инфраструктуры
Знания:
санитарно-эпидемиологические требования на
городском пассажирском транспорте и объектам
транспортной инфраструктуры
Умения:
9

работ по одной
или
нескольким
профессиям
рабочих,
должностям
служащих
Проводник
пассажирского
вагона

осваивающие
образовательную
программу,
осваивают также
профессию рабочего
Проводник
пассажирского
вагона

оказывать сервисные услуги при транспортном
обслуживании в соответствии
с выбранной профессией рабочего, должностью
служащего проводник пассажирского вагона
Знания:
правил оказания сервисных услуг на транспорте по
выбранной профессии рабочего, должности
служащего; требования
к сервисному обслуживанию; порядок выполнения
работ проводника пассажирского вагона

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем в часах

Объем образовательной программы учебной дисциплины

36

в т.ч. в форме практической подготовки

14

в т. ч.:
теоретическое обучение

20

практические занятия

14

Промежуточная аттестация дифференцированный зачет

2

10

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся

Объем, акад. ч /
в том числе в
форме
практической
подготовки,
акад. ч

1

2

3

Раздел 1. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности и поведение человека в
чрезвычайных ситуациях
Тема 1.1.
Содержание учебного материала
Теоретические
Цели и задачи изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».
основы
Разновидности опасностей современного мира. Защита человека и окружающей среды
безопасности
от опасностей. Сущность понятия «безопасность жизнедеятельности». Возникновение
жизнедеятельности и развитие научных представлений о человеко- и природо-защитной деятельности.
Представление о системе «человек – среда обитания», ее структуре и функциональных
связях. Системы безопасности и их структура. Вред, ущерб – виды и характеристики.
Нормы экологической безопасности при ведении профессиональной деятельности.
Способы минимизации угрозы потерь, вызываемых нарушениями норм безопасности
жизнедеятельности на рабочем месте. Алгоритмы поддержания безопасных условий
жизнедеятельности на рабочем месте

Тема 1.2.
Безопасное
поведение человека
в чрезвычайных

Коды
компетенций,
формированию
которых
способствует
элемент
программы
4

8
2

ОК 01, 02, 04, 07
ПК.1.1-1.5
ПК.2.1-2.5

2

Содержание учебного материала

6

Понятие и общая классификация чрезвычайных ситуаций. ЧС природного,
техногенного и социального характера. Общие правила безопасного поведения в ЧС и
особенности безопасного поведения в процессе выполнения профессиональных

2

ОК 01, 02, 04, 07
ПК.1.1-1.5
ПК.2.1-2.5

11

ситуациях

функций. Действия населения по сигналам гражданской обороны
Порядок применения современных средств и устройств информатизации и
цифровых инструментов в обеспечении безопасного поведения в чрезвычайных
ситуациях в процессе выполнения профессиональных функций

В том числе практических занятий
Использование на рабочем месте средств индивидуальной защиты от поражающих
факторов при ЧС
Правила поведения и действия по сигналам гражданской обороны

Раздел 2. Основы военной службы и медицинской подготовки

Модуль «Основы военной службы» (для юношей)»

Тема 2.1.
Содержание учебного материала
Основы
военной
Россия в современном мире, оборона страны как обязательное условие мирного
безопасности
социально-экономического развития Российской Федерации и обеспечение её военной
Российской
безопасности. Военная служба в исторической ретроспективе и перспективе. Виды
Федерации
Вооруженных Сил Российской Федерации, рода войск, история их создания, их

4
2
2
28

28
2

2

ОК 01, 02, 04, 07
ПК.1.1-1.5
ПК.2.1-2.5
ОК 01, 02, 04, 07
ПК.1.1-1.5
ПК.2.1-2.5
ОК 01, 02,
04, 07
ПК.1.1-1.5
ПК.2.1-2.5

основные задачи. Руководство и управление Вооруженными Силами. Организация
обороны Российской Федерации

Тема 2.2.

Содержание учебного материала

4

ОК 01, 02,

12

Организационные
и правовые основы
военной службы в
Российской
Федерации

Военная служба как вид федеральной государственной службы и разновидность
профессиональной служебной деятельности: особенности и предназначение. Правовой
статус военнослужащих. Права и обязанности военнослужащих. Социальное
обеспечение военнослужащих. Понятие и сущность воинской обязанности. Воинский
учет граждан. Призыв граждан на военную службу. Медицинское освидетельствование
и обследование граждан при постановке их на воинский учет и при призыве на
военную службу. Обязательная и добровольная подготовка граждан к военной службе.
Начало, срок и окончание военной службы. Увольнение с военной службы.
Прохождение военной службы по призыву, по контракту. Альтернативная гражданская
служба. Ответственность военнослужащих.
Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации

В том числе практических занятий
Самоподготовка будущего призывника к осуществлению военной деятельности

Тема 2.3. Основы
строевой и
физической
подготовки

Содержание учебного материала
Строевая подготовка: строи и управление ими, строевые приемы и движение без
оружия, строевые приемы и движение с оружием, выполнение воинского приветствия,
выход из строя и возвращение в строй, подход к начальнику и отход от него, строи
отделения, действия военнослужащих у автомобилей и на автомобилях.
Цель и задачи физической подготовки, содержание, средства физической подготовки.
Этапы проведения физической подготовки военнослужащих. Техника выполнения
физических упражнений и формирования двигательных навыков. Основные формы
проведения физической подготовки: учебные занятия, утренняя физическая зарядка,
попутные физические тренировки

В том числе практических занятий
Строевая и физическая подготовка

Тема 2.4. Основы

Содержание учебного материала

04, 07
ПК.1.1-1.5
ПК.2.1-2.5
2

2
2
6

ОК 01, 02, 04, 07
ПК.1.1-1.5
ПК.2.1-2.5

2

4
4
4

ОК 01, 02, 04, 07

13

огневой
подготовки

Тема 2.5. Основы
тактической
подготовки

ПК.1-3

Понятие «огневая подготовка». Требования к организации, порядку и мерам
безопасности во время стрельб и тренировок. Правила безопасного обращения с
оружием. Изучение условий выполнения упражнения начальных стрельб из
стрелкового оружия. Способы удержания оружия и правильность прицеливания.
Материальная часть автомата Калашникова, разборка, сборка, чистка, смазка и
хранение автомата, осмотр и подготовка автомата к стрельбе, ведение огня из автомата,
ручные осколочные гранаты

2

В том числе практических занятий
Отработка начальных навыков обращения с оружием
Содержание учебного материала

2
2
2

Основы общевойскового боя. Основные понятия общевойскового боя (бой, удар,
огонь, маневр). Виды маневра. Походный, предбоевой и боевой порядок действия
подразделений. Оборона, ее задачи и принципы. Наступление, задачи и способы

2

ОК 01, 02,
04, 07
ПК.1.1-1.5
ПК.2.1-2.5

2
2

ОК 01, 02, 04, 07
ПК.1.1-1.5
ПК.2.1-2.5

Содержание учебного материала

2

Порядок
оборудования
позиции
отделения.
Назначение,
размеры
и
последовательность оборудования окопа для стрелка. Шанцевый инструмент, его
назначение, применение и сбережение

2

ОК 01, 02,
04, 07
ПК.1.1-1.5
ПК.2.1-2.5

Содержание учебного материала

4

Виды боевых ранений и опасность их получения. Состав и назначение штатных и
подручных средств первой помощи. Алгоритм оказания первой помощи при различных
состояниях, в т.ч. боевых ранений.
Условные зоны оказания первой помощи: характеристика особенностей «красной»,
«желтой» и «зеленой» зон. Объем мероприятий первой помощи в каждой зоне.
Порядок выполнения мероприятий первой помощи в каждой зоне.

2

В том числе практических занятий

2

Общие принципы оказания первой медико-санитарной помощи. Методы доврачебной
реанимации

2

Тема 2.6. Основы
военной

Содержание учебного материала

топографии

основные её разновидности и влияние на боевые действия войск. Сезонные изменения
тактических свойств местности. Типы укрытий на разных типах местности (горная,
степь, лес и т.д.)

Тема 2.7. Основы
инженерной
подготовки
Тема 2.8. Основы
военномедицинской
подготовки.
Тактическая
медицина

Местность как элемент боевой обстановки. Тактические свойства местности,

ОК 01, 02,
04, 07
ПК.1.1-1.5
ПК.2.1-2.5

14

Тема 2.9.
Символы воинской
чести. Боевые
традиции
Вооруженных Сил
России

Содержание учебного материала

2

Боевое Знамя части – символ воинской чести, доблести и славы. Боевые традиции
Вооруженных сил РФ. Ордена – почетные награды за воинские отличия в бою и
заслуги в военной службе. Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации.
Патриотизм и верность воинскому долгу. Дружба, войсковое товарищество.

2

Модуль «Основы медицинских знаний» (для девушек)
Тема 2.1.
Содержание учебного материала
Общие правила
Оценка состояния пострадавшего. Общая характеристика поражений организма
оказания первой
человека от воздействия опасных факторов. Общие правила и порядок оказания первой
помощи
медицинской помощи. Первая доврачебная помощь при различных повреждениях и
состояниях организма. Транспортная иммобилизация
пострадавших при различных повреждениях
В том числе практических занятий

и

Содержание учебного материала

6

ОК 01, 02,
04, 07
ПК.1.1-1.5
ПК.2.1-2.5

транспортирование

Общие принципы оказания первой медико-санитарной помощи. Методы доврачебной
реанимации
Первая помощь при отсутствии сознания, при остановке дыхания и отсутствии
кровообращения (остановке сердца)
Первая помощь при наружных кровотечениях, при травмах различных областей тела
Первая помощь при ожогах и воздействии высоких температур, при воздействии
низких температур
Первая помощь при попадании инородных тел в верхние дыхательные пути, при
отравлениях

Тема 2.2.

28
12

ОК 01, 02,
04, 07
ПК.1.1-1.5
ПК.2.1-2.5

6
2
1
1
1
1
8

ОК 01, 02,

15

Профилактика
инфекционных
заболеваний

Тема 2.3.
Обеспечение
здорового образа
жизни

Из истории инфекционных болезней. Классификация инфекционных заболеваний.
Общие признаки инфекционных заболеваний. Естественный микробный фон кожи.
Патогенные микроорганизмы. Бессимптомная латентная инфекция. Инфекционные
заболевания и бациллоносительство. Периоды протекания инфекционных заболеваний.
Воздушно-капельные инфекции. Желудочно-кишечные инфекции. Пищевые
отравления бактериальными токсинами. Определение понятия «иммунитет». Виды и
подвиды иммунитета. Антигены и антитела. Формы приобретенного иммунитета.
Иммунитет и восприимчивость к инфекционным заболеваниям. Методы
иммунопрофилактики. Общие принципы профилактики инфекционных заболеваний.

6

В том числе практических занятий

2

Правила госпитализации инфекционных больных

2

Содержание учебного материала

8

Здоровье и факторы его формирования. Здоровый образ жизни и его составляющие.
Двигательная активность и здоровье. Питание и здоровье. Вредные привычки. Факторы
риска. Понятие об иммунитете и его видах

6

В том числе практических занятий

2

Показатели здоровья и факторы, их определяющие

1

Оценка физического состояния

1
2
36

Промежуточная аттестация дифференцированный зачет
Всего:

04, 07
ПК.1.1-1.5
ПК.2.1-2.5

ОК 01, 02,
04, 07
ПК.1.1-1.5
ПК.2.1-2.5

16

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины предусмотрены следующие
специальные помещения:
Кабинет «Безопасность жизнедеятельности», оснащенный оборудованием:
Доска классная -1 шт
Столы -13шт.
Стулья – 26шт.
Стол для маломобильных групп обучающихся-1шт.
Шкаф для хранения учебных пособий-3 шт.
Ноутбук (лицензионное программное обеспечение, образовательный контент, система
защиты от вредоносной информации) с выходом в интернет- 1 шт.
Сейф оружейный-1 шт..
Система хранения тренажеров-1 шт
Стол с ящиками для хранения-1 шт.
Кресло офисное-1 шт.
Устройство для затемнения окон-4 шт.
Рециркулятор УФ-1 шт.
Тумба для таблиц-1 шт.
Проектор -1 шт.
Экран для проектора-1 шт.
Телевизор «Supra», диагональ 42 дюйма-1 шт.
Демонстрационные учебно-наглядные пособия:
Электронный учебно-методический комплекс, издательство ООО «Академия»:
Безопасность
жизнедеятельности:
ЭУМК,
Косолапова
Н.В., Прокопенко
Н.А., Побежимова Е. Л. 2023г.
Манекен для отработки техники первой помощи-1 шт.
Медицинские наборы для оказания первой помощи-1 шт.
Оборудование, используемое при оказании медицинской помощи (дыхательная трубка
(воздуховод), гипотермический пакет, индивидуальный перевязочный пакет,
индивидуальный противохимический пакет, бинт марлевый медицинский нестерильный,
вата медицинская компрессная, косынка медицинская (перевязочная), повязка
медицинская большая стерильная, повязка медицинская малая стерильная, булавка
безопасная, жгут кровоостанавливающий эластичный, комплект шин складных средний,
шины проволочные (лестничные) для ног и рук, носилки санитарные, лямка медицинская
носилочная, пипетка, термометр электронный для измерения температуры тела)-1 шт.
Стрелковый тир (Электронный тир)-1 шт.
Защитные костюмы, используемые при спасательных работах-1 шт.
Средства индивидуальной защиты-противогазы ГП 7-25 шт., респиратор РИМ 67-7 шт.,
ПТМ 1-10 шт., СПИ-20-2 шт.
Макет БПЛА-1 шт.
Цифровые датчики для замеров предельно-допустимых концентраций веществ и вредных
излучений -1 шт.
Компас-азимут «Андрианова»-25 шт.
Демонстрационные стенды:
Комплект демонстрационных учебных таблиц, действия населения при авариях и
катастрофах - 1 шт.
Комплект демонстрационных учебных таблиц гражданская оборона и защита от
чрезвычайных ситуаций-1 шт.
Комплект демонстрационных учебных таблиц правила оказания первой помощи-1 шт.
Комплект демонстрационных учебных таблиц правила поведения в ЧС природного и
техногенного характера-1 шт.
17

Комплект демонстрационных учебных таблиц противодействие терроризму и
экстремизму-1 шт.
Комплект демонстрационных учебных таблиц умей действовать при пожаре-1 шт.
Комплект демонстрационных учебных таблиц действия населения при стихийных
бедствиях-1 шт.
Комплект демонстрационных учебных плакатов устройство БПЛА-1 шт.
Макет ручной противопехотной оборонительной гранаты ударно-дистанционной действия
РГО (индекс ГРАУ-7Г22)- 1 шт.
Макет наступательной противопехотной осколочной ручной гранаты ударнодистанционного действия РГН (индекс ГРАУ-7Г21)-1 шт.
Макеты огнетушителей (ОУ, ОП, ОХП)- по1 шт.
Макет автомата Калашникова (АК 74)- 2 шт.
Магазин 5,45 x 39 автомата Калашникова (АК-74) с комплектом макетов
массогабаритных (ММГ) 5,45-мм патронов-2 шт.
Массогабаритный макет 9 мм пистолета Макарова-1 шт.
Макет массогабаритный (ММГ) 5,45-мм пулемета Калашникова (РПК 74)-1 шт.
Макет простейшего укрытия в разрезе-1 шт.
Нормативные документы:
Конституция Российской Федерации
Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе»
Федеральный закон «О гражданской обороне»
Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера»
Федеральный закон «О пожарной безопасности»
Федеральный закон «О радиационной безопасности населения»
Федеральный закон «О безопасности дорожного движения»
Федеральный закон «О противодействии терроризму».
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
3.2.1. Основные печатные издания
1. Безопасность жизнедеятельности : учебник и практикум для среднего
профессионального образования / С. В. Абрамова [и др.] ; под общей редакцией
В. П. Соломина. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 399 с. — (Профессиональное
образование). — ISBN 978-5-534-02041-0. — Текст: непосредственный.
2. Белов, С. В. Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды
(техносферная безопасность) : учебник для среднего профессионального образования /
С. В. Белов. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 638 с. —
(Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-16455-8. — Текст: непосредственный.
3. Мисюк, М. Н. Основы медицинских знаний : учебник и практикум для среднего
профессионального образования / М. Н. Мисюк. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва :
Издательство Юрайт, 2023. — 499 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-53400398-7. — Текст: непосредственный.
4. Микрюков, В. Ю., Основы военной службы : учебник / В. Ю. Микрюков, В. Г.
Шамаев. — Москва : КноРус, 2023. — 505 с. — ISBN 978-5-406-11238-0. — Текст:
непосредственный.
3.2.2. Основные электронные издания
1. Михаилиди, А. М. Безопасность жизнедеятельности и охрана труда на производстве :
учебное пособие для СПО / А. М. Михаилиди. – Саратов, Москва : Профобразование, Ай Пи Ар
Медиа, 2021. – 111 c. – ISBN 978-5-4488-0964-4, 978-5-4497-0809-0. – Режим доступа: для
18

авторизир. пользователей. - DOI: https://doi.org/10.23682/100492
2. Родионова, О. М. Медико-биологические основы безопасности. Охрана труда :
учебник для среднего профессионального образования / О. М. Родионова, Д. А. Семенов,
Е. В. Аникина. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 583 с. —
(Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-16109-0. — Текст : электронный //
Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/530443 .
3.2.3. Дополнительные источники
1. Официальный сайт МЧС РФ [Электронный ресурс]. URL: http://www.mchs.gov.ru.
2. Суворова, Г. М. Психологические основы безопасности : учебник и практикум для
среднего профессионального образования / Г. М. Суворова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва :
Издательство Юрайт, 2023. — 183 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-53409277-6. — Текст: непосредственный.
3. Энциклопедия безопасности жизнедеятельности [Электронный ресурс]. - www.бжд.рф
4. Косолапова, Н. В., Безопасность жизнедеятельности.Практикум : учебное пособие / Н.
В. Косолапова, Н. А. Прокопенко. — Москва : КноРус, 2023. — 155 с. — ISBN 978-5-40611522-0. —Текст: непосредственный.
5. Основы медицинских знаний (анатомия, физиология, гигиена человека и оказание
первой помощи при неотложных состояниях): учебное пособие ; под ред. И. В. Гайворонского /
И. В. Гайворонский, Г. И. Ничипорук, А. И. Гайворонский, С. В. Виноградов – 3-е изд., испр. и
доп. – Санкт-Петербург : СпецЛит, 2021. – 311 с. – (Профессиональное образование). –Текст:
непосредственный.
6. Резчиков, Е. А. Безопасность жизнедеятельности : учебник для среднего
профессионального образования / Е. А. Резчиков, А. В. Рязанцева. — 2-е изд., перераб. и доп. —
Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 639 с. — (Профессиональное образование). —
ISBN 978-5-534-13550-3. — Текст: непосредственный.

19

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения

Критерии оценки

Перечень знаний, осваиваемых в рамках дисциплины
Знать:
актуальный
профессиональный
и
владеет
знаниями
о
социальный
контекст безопасных
условиях
поддержания
безопасных жизнедеятельности, в том числе
условий жизнедеятельности, в при
возникновении
том числе при возникновении чрезвычайных ситуаций мирного
чрезвычайных
ситуаций и военного времени;
мирного и военного времени;
знает порядок применения
порядок
применения современных
средств
и
современных
средств
и устройств информатизации и
устройств информатизации и цифровых
инструментов
в
цифровых инструментов
в обеспечении
безопасности
обеспечении
безопасности жизнедеятельности и защиты
жизнедеятельности и защиты окружающей среды в процессе
окружающей среды в процессе решения задач социальной и
решения задач социальной и профессиональной деятельности
профессиональной
ориентируется
в
деятельности;
психологических
аспектах
психологические
аспекты деятельности
трудового
деятельности
трудового коллектива и личности для
коллектива и личности для минимизации
опасностей
и
минимизации опасностей и эффективного
управления
эффективного
управления рисками ЧС на рабочем месте.
рисками ЧС на рабочем месте;
знает нормы экологической
нормы
экологической безопасности
при
ведении
безопасности при ведении профессиональной деятельности;
профессиональной
деятельности
Перечень умений, осваиваемых в рамках дисциплины
Уметь:
демонстрирует умение выявлять
выявлять и эффективно и эффективно искать
искать
информацию, информацию, необходимую для
необходимую для решения решения задач и/или проблем
задач
и/или
проблем поддержания безопасных
поддержания
безопасных условий жизнедеятельности, в
условий жизнедеятельности, в том числе при возникновении
том числе при возникновении ЧС;
ЧС;
эффективно участвует в работе
участвовать
в
работе коллектива, команды,

Письменный и
устный опрос.
Тестирование.
Оценка результатов
выполнения
практических работ
Промежуточная
аттестация

Экспертное
наблюдение за
ходом выполнения
практических работ.
Оценка результатов
выполнения
практических работ

20

коллектива,
команды,
взаимодействовать
с
коллегами,
руководством,
клиентами
для
создания
человеко - и природо-защитной
среды
осуществления
профессиональной
деятельности;
действовать в чрезвычайных
ситуациях мирного и военного
времени;
соблюдать
нормы
экологической безопасности на
рабочем месте;
использовать на рабочем
месте
средства
индивидуальной защиты от
поражающих факторов при ЧС;
соблюдать
правила
поведения и порядок действий
населения
по
сигналам
гражданской обороны

взаимодействует с коллегами,
руководством, клиентами для
создания человеко - и природозащитной среды осуществления
профессиональной деятельности;
соблюдает нормы экологической
безопасности на рабочем месте;
правильно использует на
рабочем месте средства
индивидуальной защиты от
поражающих факторов при ЧС
правильно соблюдает правила
поведения и порядок действий
населения по сигналам
гражданской обороны

Перечень знаний, осваиваемых в рамках модуля «Основы
(юноши)
Знать:
демонстрирует знания об
основы
военной
безопасности
и
обороны основах военной безопасности и
государства;
обороны государства;
организацию и порядок
не уклоняется от службы в
призыва граждан на военную рядах ВС РФ;
службу и поступления на нее в
демонстрирует
владение
добровольном порядке;
основами строевой, огневой и
основы строевой, огневой и тактической подготовки;
тактической подготовки;
применяет профессиональные
при
исполнении
область
применения знания
обязанностей военной службы;
получаемых
демонстрирует знания боевых
профессиональных знаний при
исполнении
обязанностей традиций Вооруженных Сил
России
военной службы;
боевые
традиции
Вооруженных Сил России
Перечень умений, осваиваемых в рамках модуля «Основы
(юноши)

военной службы»
Письменный и
устный опрос.
Тестирование.
Оценка результатов
выполнения
практических работ
Промежуточная
аттестация

военной службы»

21

Уметь:
владеть общей физической и
строевой
подготовкой,
навыками
обязательной
подготовки к военной службе;
выполнять
мероприятия
доврачебной
помощи
пострадавшим

демонстрирует
общую
физическую
и
строевую
подготовку, навыки обязательной
подготовки к военной службе;
быстро и правильно выполняет
мероприятия первой доврачебной
помощи пострадавшим

Экспертное
наблюдение за
ходом выполнения
практических работ.
Оценка результатов
выполнения
практических работ

Перечень знаний, осваиваемых в рамках модуля «Основы медицинских знаний»
(для девушек)
Письменный и
Знать:
владеет
знаниями
о
характеристики
поражений
устный опрос.
организма
человека
от последствиях
поражений Оценка результатов
воздействий
опасных организма
человека
от
выполнения
факторов;
воздействий опасных факторов;
практических работ
демонстрирует
приемы
классификацию
и
общие
признаки
инфекционных оказания первой медико-санитарной
помощи,
владеет
методами
заболеваний;
факторы
формирования доврачебной реанимации;
правильно
классифицирует
здорового образа жизни
инфекционные
заболевания
демонстрирует знания основ
здорового образа жизни
Перечень умений, осваиваемых в рамках модуля «Основы медицинских знаний»
(для девушек)
Уметь:
Экспертное
демонстрировать
основы
демонстрирует
основы
наблюдение за
оказания первой доврачебной оказания первой доврачебной ходом выполнения
помощи пострадавшим
помощи пострадавшим
практических работ.
владеет
принципами Оценка результатов
осуществлять профилактику
профилактики
инфекционных
инфекционных заболеваний;
выполнения
определять
показатели заболеваний;
практических работ
определяет
показатели
здоровья
и
оценивать
здоровья и оценивает физическое
физическое состояние
состояние

22


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».