Министерство образования, науки и молодежной политики
Краснодарского края
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Краснодарского края
«Кропоткинский техникум технологий и железнодорожного транспорта»
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
Для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации (в
форме экзамена)
по дисциплине
ОП.01 Основы информационных технологий
по профессии СПО
09.01.03 Оператор информационных систем и ресурсов
Срок обучения 1 год 10 месяцев
На базе основного общего образования
2024 г.
3
Рассмотрена на заседании
педагогического совета
Протокол № 1 от 30 августа 2024г.
Рассмотрена на заседании МК
Естественных дисциплин
протокол № 1 от 29 августа 2024г.
Председатель МК О.В. Трухан
Утверждена
Директор ГБПОУ «КТТ и ЖТ»
В.А. Шахбазян
Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации (в форме экзамена) по социально-гуманитарной
дисциплине ОП.01 Основы информационных технологий
основной профессиональной образовательной программы по профессии СПО
09.01.03 Оператор информационных систем и ресурсов, разработан на основе
рабочей программы дисциплины ОП.01 Основы информационных технологий,
преподавателями
М.И. Бессарабовой, И.В. Аллахвердовой – 2024 г и в
соответствии с положениями «Об оценочных средствах для текущего контроля и
промежуточной аттестации в ГБПОУ «КТТ и ЖТ», положением «О
периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной
аттестации, обучающихся в ГБПОУ «КТТ и ЖТ».
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Краснодарского края «Кропоткинский техникум
технологий и железнодорожного транспорта».
Автор: М.И. Бессарабова, И.В. Аллахвердова преподаватели ГБПОУ «КТТ и ЖТ».
4
СОДЕРЖАНИЕ
1.
Паспорт фонда оценочных средств ............................... 4
2.
Спецификация фонда оценочных средств........................................5
3.
Оценка освоения учебной дисциплины ................................................... 10
3.1. Формы и методы оценивания ................................................................. 10
3.2. Типовые задания для оценки освоения учебной дисциплины ............ 14
4. Контрольно-оценочные материалы для итоговой аттестации по учебной
дисциплине............................................................................................................ 22
5
1. Паспорт фонда оценочных средств
В результате освоения учебной дисциплины ОП.01 Основы
информационных
технологий
обучающийся
должен
обладать
предусмотренными ФГОС по профессии СПО 09.01.03 Оператор
информационных систем и ресурсов следующими умениями, знаниями,
которые формируют профессиональную компетенцию, и общими
компетенциями, целевыми ориентирами:
Умения
У1.использовать
программное
обеспечение
в
профессиональной
деятельности;
У2.использовать информационные ресурсы для поиска и хранения
информации;
У3.обрабатывать текстовую и табличную информацию;
У4.использовать деловую графику и мультимедиа информацию;
У5.использовать технологии сбора, размещения, хранения, накопления,
преобразования и передачи данных;
У6.обрабатывать текстовую и числовую информацию;
У7.применять мультимедийные технологии обработки и представления
информации;
У8.обрабатывать информацию, используя средства пакетов прикладных
программ.
Знания
З1.понятие информационных систем и информационных технологий,
автоматизированной обработки информации;
З2.основные правила и методы работы с пакетами прикладных программ;
З3.возможности сетевых технологий работы с информацией;
З4.методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи и накопления
информации;
З5.принципы защиты информации от несанкционированного доступа;
З6.теоретические основы, виды и структуру баз данных;
З7.принципы классификации и кодирования информации;
З8.номенклатура
информационных
источников,
применяемых
в
профессиональной деятельности;
З9.приемы структурирования информации;
З10.формат оформления результатов поиска информации;
З11.основы современных систем управления базами данных.
ПК 1.1. Выполнять ввод и обработку текстовых данных.
ПК 1.2. Выполнять преобразование данных, связанных с изменениями
структуры документов.
ПК 1.3. Выполнять разметку и форматирование документов различных
форматов.
6
ПК 1.4. Конвертировать аналоговые данные в цифровые.
ПК 1.5. Выполнять подготовку цифровых данных для дальнейшей обработки
и архивирования.
ПК 1.6. Формировать запросы для получения информации в базах данных.
ПК 1.7. Выполнять операции с объектами базы данных.
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации
информации, и информационные технологии для выполнения задач
профессиональной деятельности;
ЦО Ценности научного познания (ЦО ЦНП):
Деятельно выражающий познавательные интересы в разных
предметных областях с учётом своих интересов, способностей, достижений,
выбранного направления профессионального образования и подготовки.
Обладающий представлением о современной научной картине мира,
достижениях науки и техники, аргументированно выражающий понимание
значения науки и технологий для развития российского общества и
обеспечения его безопасности.
Демонстрирующий навыки критического мышления, определения
достоверности научной информации, в том числе в сфере профессиональной
деятельности.
Умеющий выбирать способы решения задач профессиональной
деятельности применительно к различным контекстам.
Использующий современные средства поиска, анализа и интерпретации
информации, информационные технологии для выполнения задач
профессиональной деятельности.
Развивающий и применяющий навыки наблюдения, накопления и
систематизации фактов, осмысления опыта в естественнонаучной и
гуманитарной областях познания, исследовательской и профессиональной
деятельности.
Обладающий опытом участия в научных, научно-исследовательских
проектах, мероприятиях, конкурсах в рамках профессиональной
направленности профессии.
Проявляющий сознательное отношение к непрерывному образованию
как условию успешной профессиональной и общественной деятельности.
Формой аттестации по учебной дисциплине является экзамен.
2. Спецификация контрольно-оценочных средств
В результате аттестации по учебной дисциплине осуществляется комплексная
проверка следующих умений и знаний, а также динамика формирования
общих и профессиональных компетенций, целевых ориентиров:
Таблица 1
7
У8.обрабатывать
информацию,
используя средства
пакетов прикладных
программ.
ОК 02, ЦО ЦНП
Знать:
З1.понятие
информационных
систем и
информационных
технологий,
автоматизированной
обработки
информации;
ПК 1.1.-ПК 1.7.
З2.основные правила
и методы работы с
пакетами
прикладных
программ;
ПК 1.1.-ПК 1.7.
З3.возможности
сетевых технологий
работы с
информацией;
ПК 1.1.-ПК 1.7.
Настраивать автоматический
переход слайдов
Использовать и оптимально
настраивать анимационные эффекты
объектов на слайдах
Использовать звуковое
сопровождение презентации, слайдов,
анимации
Устанавливать и настраивать
управляющие кнопки (4 вида)
Создавать гиперссылки на слайды
презентации и другие файлы
Умеет:
Выбирать прикладную программу
в соответствии с поставленной задачей
Использовать возможности
инструментов прикладных программ в
соответствии с поставленной задачей
Пользоваться справочной
поддержкой
Экзамен
Текущий контроль:
Оценка результатов
лабораторной работы.
Оценка результатов
внеаудиторной
самостоятельной работы.
Рубежный контроль:
Проверочные работы
Итоговый контроль:
Экзамен
Знает:
− Информация,
качественные
и
количественная
оценка
объёма
информации
− Информационные системы, ресурсы,
процессы, технологии
Основные термины
Текущий контроль:
Оценка устного опроса.
Оценка результатов
лабораторной работы.
Оценка результатов
внеаудиторной
самостоятельной работы.
Рубежный контроль:
Проверочные работы
Итоговый контроль:
Экзамен
Знает: основные правила и методы работы Текущий контроль:
с пакетами прикладных программ
Оценка устного опроса.
Оценка результатов
лабораторной работы.
Оценка результатов
внеаудиторной
самостоятельной работы.
Рубежный контроль:
Проверочные работы
Итоговый контроль:
Экзамен
Знает: возможности сетевых технологий Текущий контроль:
работы с информацией
Оценка устного опроса.
Оценка результатов
лабораторной работы.
Оценка результатов
внеаудиторной
самостоятельной работы.
10
З4.методы и
средства сбора,
обработки,
хранения, передачи
и накопления
информации;
ПК 1.1.-ПК 1.7.
Знает:
− Перечень основных операций с
файлами и каталогами
− Способы
выполнения
основных
операций с файлами и каталогами
- Виды используемых меню структуру и
правила работы в диалоговом окне
З5.принципы
защиты информации
от
несанкционированно
го доступа;
ПК 1.2.
Знает: принципы защиты информации от
несанкционированного доступа
З6.теоретические
основы, виды и
структуру баз
данных;
ПК 1.6., ПК 1.7.
Знает: теоретические основы, виды и
структуру баз данных
З7.принципы
классификации и
кодирования
информации;
ПК 1.5.-ПК 1.7.
Знает: принципы классификации
кодирования информации
З8.номенклатура
информационных
источников,
Знает: номенклатуру информационных
источников,
применяемых
в
профессиональной деятельности
и
Рубежный контроль:
Проверочные работы
Итоговый контроль:
Экзамен
Текущий контроль:
Оценка устного опроса.
Оценка результатов
лабораторной работы.
Оценка результатов
внеаудиторной
самостоятельной работы.
Рубежный контроль:
Проверочные работы
Итоговый контроль:
Экзамен
Текущий контроль:
Оценка устного опроса.
Оценка результатов
лабораторной работы.
Оценка результатов
внеаудиторной
самостоятельной работы.
Рубежный контроль:
Проверочные работы
Итоговый контроль:
Экзамен
Текущий контроль:
Оценка устного опроса.
Оценка результатов
лабораторной работы.
Оценка результатов
внеаудиторной
самостоятельной работы.
Рубежный контроль:
Проверочные работы
Итоговый контроль:
Экзамен
Текущий контроль:
Оценка устного опроса.
Оценка результатов
лабораторной работы.
Оценка результатов
внеаудиторной
самостоятельной работы.
Рубежный контроль:
Проверочные работы
Итоговый контроль:
Экзамен
Текущий контроль:
Оценка устного опроса.
Оценка результатов
лабораторной работы.
11
применяемых в
профессиональной
деятельности;
ПК 1.5.-ПК 1.7.
З9.приемы
структурирования
информации;
ПК 1.2.
З10.формат
оформления
результатов поиска
информации;
ПК 1.6., ПК 1.7.
З11.основы
современных систем
управления базами
данных.
ПК 1.6, ПК 1.7.
Оценка результатов
внеаудиторной
самостоятельной работы.
Рубежный контроль:
Проверочные работы
Итоговый контроль:
Экзамен
Знает:
приемы
структурирования Текущий контроль:
информации
Оценка устного опроса.
Оценка результатов
лабораторной работы.
Оценка результатов
внеаудиторной
самостоятельной работы.
Рубежный контроль:
Проверочные работы
Итоговый контроль:
Экзамен
Знает: формат оформления результатов
Текущий контроль:
поиска информации
Оценка устного опроса.
Оценка результатов
лабораторной работы.
Оценка результатов
внеаудиторной
самостоятельной работы.
Рубежный контроль:
Проверочные работы
Итоговый контроль:
Экзамен
Знает: основы современных систем Текущий контроль:
управления базами данных
Оценка устного опроса.
Оценка результатов
лабораторной работы.
Оценка результатов
внеаудиторной
самостоятельной работы.
Рубежный контроль:
Проверочные работы
Итоговый контроль:
Экзамен
3. Оценка освоения учебной дисциплины:
3.1. Формы и методы оценивания
Предметом оценки служат умения и знания, предусмотренные ФГОС по
дисциплине ОП.01 Основы информационных технологий, направленные на
формирование общих и профессиональных компетенций, целевые ориентиры.
12
Кодификатор комплекта контрольно-оценочных средств
(нормативное основание разработки кодификатора – ФГОС - Приказ Минпросвещения России от 11.11.2022 N 974 "Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по
профессии 09.01.03 Оператор информационных систем и ресурсов"
(Зарегистрировано в Минюсте России 19.12.2022 N 71639))
Таблица 2
Требования к уровню подготовки обучающихся при проведении оценки компетенций
13
Элемент учебной
дисциплины
Раздел 1. Виды
информации и
методы ее
обработки
Тема 1.1. Виды и
свойства
информации
Тема 1.2. Базовые
информационные
процессы, их
характеристика и
модели
Раздел 2.
Применение
информационны
х технологий для
разработки
служебных
документов
Тема 2.1.
Основные
технологии
разработки
текстовых
документов
Тема 2.2
Применение
электронных
таблиц
Формы и методы контроля
Текущий контроль
Рубежный контроль
Промежуточная аттестация
Форма контроля
Проверяемые
Форма
Проверяемые
Форма
Проверяемые
ПК,ОК,ЦО, У, З
контроля
ПК,ОК,ЦО, У, З контроля
ПК,ОК,ЦО, У, З
Проверочная З1,З3,З4,З5,З7,
Экзамен
У1-У8
работа №1
З10
З1-З11
У1, У2
ПК1.1. - ПК1.7.
ОК 02, ЦО ЦНП
ОК 02
ПК 1.1-ПК 1.7
ЦО ЦНП
Оценка устного опроса
З1, З4, З7, З10
Оценка результатов лабораторной У1, У2
работы
ОК 02, ЦО ЦНП
ПК 1.1-ПК 1.7
Оценка устного опроса
З3, З5
Оценка результатов лабораторных У1, У2
работ
ОК 02, ЦО ЦНП
Оценка результатов
ПК 1.1-ПК 1.7
внеаудиторной самостоятельной
работы
Проверочная У1-У4, У6, У8
работа №2
З2, З8, З9
ОК 02 ЦО ЦНП
ПК 1.1-ПК 1.7
Оценка устного опроса
Оценка результатов лабораторных
работ
У1-У4, У8
З2, З8, З9
ОК 02 ЦО ЦНП
ПК 1.1-ПК 1.7
Оценка устного опроса
Оценка результатов лабораторных
работ
У1-У4, У6, У8
З2, З8, З9
ОК 02 ЦО ЦНП
ПК 1.1-ПК 1.7
14
Раздел 3.
Технологии
создания
мультимедийны
х документов
Тема 3.1.
Современные
мультимедийные
ресурсы
Тема 3.2.
Применение вебтехнологий
Проверочная У1, У2, У4, У7,
работа №3
У8
З2, З3, З8, З9
ПК 1.1-ПК 1.7
ОК 02 ЦО ЦНП
Оценка устного опроса
Оценка результатов лабораторных
работ
Оценка устного опроса
У1, У2, У4, У7, У8
З2, З8, З9
ПК 1.1-ПК 1.7
ОК 02 ЦО ЦНП
З2, З3
ПК 1.1-ПК 1.7
Проверочная У1, У2, У5, У8
работа №4
З2, З6, З9, З10,
З11
ПК 1.1-ПК 1.7
ОК 02 ЦО ЦНП
Раздел 4. Основы
обработки
информации в
базах данных
Тема 4.1.
Основные
принципы
хранения
информации в
базах данных
Тема 4.2.
Обработка и
обновление
информации в
таблицах баз
данных
Оценка устного опроса
Оценка результатов лабораторной
работы
У1, У2, У5, У8
З2, З6, З11
ПК 1.1-ПК 1.7
ОК 02 ЦО ЦНП
Оценка устного опроса
Оценка результатов лабораторных
работ
У1, У2, У5, У8
З2, З6, З9, З10, З11
ПК 1.1-ПК 1.7
ОК 02 ЦО ЦНП
15
3.2. Типовые задания для оценки освоения учебной дисциплины
Входное тестирование
По ссылке:
https://onlinetestpad.com/ru/test/38889-itogovyj-test-po-uchebnoj-disciplineosnovy-informacionnykh-tekhnologij
3.2.1. Текущий контроль
Вопросы к устному опросу:
Тема 1.1. Виды и свойства информации:
2. Информация и формы ее представления.
3. Основные характеристики информации.
4. Основные форматы текстовых, графических, аудио и видеофайлов.
Классификация информационных технологий.
5. Методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи и накопления
информации.
6. Конвертирование и сохранение файлов в различных форматах.
Тема 1.2. Базовые информационные процессы, их характеристика и модели
1. Номенклатура информационных источников, применяемых в
профессиональной деятельности.
2. Формат оформления результатов поиска информации.
3. Возможности сетевых технологий работы с информацией.
4. Принципы защиты информации от несанкционированного доступа.
Тема 2.1. Основные технологии разработки текстовых документов
1. Основные правила и методы работы с пакетами прикладных программ.
2. Возможности текстового редактора.
3. Приемы структурирования информации.
Тема 2.2 Применение электронных таблиц
1. Основные правила и методы работы с пакетами прикладных программ.
2. Возможности электронных таблиц.
Тема 3.1. Современные мультимедийные ресурсы
1. Классификации и сферы применения мультимедийных ресурсов.
2. Образовательные ресурсы
3. Бизнес-приложения
4. Основные правила и методы подготовки мультимедийных презентаций.
Тема 3.2. Применение веб-технологий
1. Основные поисковые системы.
2. Правила использования информационного контента.
3. Основные сервисы и методы публикации информации в сети.
Тема 4.1. Основные принципы хранения информации в базах данных
1. Теоретические основы, виды и структура баз данных.
2. Основы современных систем управления базами данных.
16
3. Основные понятия баз данных: реляционные таблицы, установление
связей между таблицами.
Тема 4.2. Обработка и обновление информации в таблицах баз данных
1. Понятие запроса.
2. Конструктор запросов.
3. Формирование отчета по заданным параметрам.
3.2.2. Рубежный контроль
Проверочная работа № 1
по разделу 1. Виды информации и методы ее обработки
ИНСТРУКЦИЯ по выполнению Проверочной работы №1
1. Внимательно прочитать данную ИНСТРУКЦИЮ.
2. Взять у преподавателя МАКЕТ контрольной работы и внимательно его
изучить. Подписать свой оценочный лист – ФИО группа. Задать вопросы, если
они возникли. Приступить к выполнению работы на своём рабочем месте.
Приготовить тетрадь для записей. После выполнения каждого задания
записывайте в таблицу баллы в соответствии с МАКЕТОМ оценивания.
3. В своей Рабочей папке (Этот компьютер – Документы – ФИ группа) создать
папку КР1 ФИ №ПК. В контрольной папке создать документы Word: Задание
1, Задание 2, Задание 3, используя контекстное меню.
4. В общей папке (Этот компьютер – Z://***/Контрольная работа №1) найти
и открыть файл Устройство компьютера.
5. Открыть файл и пройти ТЕСТ. Результат показать преподавателю и
сохранить скриншотом (Вырезка) в файл с именем Задание 1 в контрольную
папку. Закрыть общую папку. Записать свои баллы в таблицу.
6. Получить карточку для выполнения Задания 2 у преподавателя. Выполнить
его и сохранить результат скриншотом в контрольную папку. Записать свои
баллы.
7. Выбрать карточки для выполнения Задания 3. Выполнить Задание 3.
Результат выполнения задания сохранить текстом в одном файле в
контрольную папку. Наличие ссылок при использовании в п.3-2 и 3-3
Интернет-ресурсов обязательно! Записать номера и свои баллы.
8. Для выполнения Задания 4 вы должны воспользоваться СПС Консультант+
(некоммерческая интернет-версия). Выберите карточку для выполнения
Задания 4. Выполните все задания и сохраните полученный файл с именем
Задание 4 в контрольную папку. Записать номер и свои баллы.
9. Установите адекватную защиту на один из файлов вашей контрольной
работы. Проверьте в контрольной папке наличие всех файлов с выполненными
заданиями.
10. Создайте архив контрольной папки (простой без пароля).
11. Откройте вашу электронную почту и напишите письмо преподавателю,
прикрепив архив для проверки. Продумайте текст письма. Укажите пароль
17
на файл с защитой. Вспомните правила деловой переписки. Не забудьте
написать тему и поставить свою подпись. Отправьте письмо по указанному
преподавателем адресу.
Оценка проверочной работы №1 студента Фамилия Имя группа №ПК
дата
Виды информации и методы её обработки.
№
задани
я
Содержание
задания
1.
Выполнить тест
«Устройство
компьютера»
2.
Операции с
файлами и
папками
3.
Основные
понятия
информационны
х технологий:
Опишите 2
способа
выполнения
операции;
Дайте
определение
3 терминов;
Найдите в
Интернете
материал по
предложенн
ой тематике.
4.
Способ
контроля
Демонстрация
результата
(скриншот в
файл)
Демонстрация
результата
(скриншот в
файл + файл в
контрольной
папке)
Максимальн
ый балл
Полученны
й балл
10
10
3
3
Ответ-текст в
файле
3
1
18
5.
Ответ-текст в
Работа в СПС
файле
Консультант+:
Открыть
главную
страницу
сайта;
Найти
документ в
соответстви
ис
заданием;
Выполнить
задание из
карточки;
Правильно
сохранить
полученный
результат
(W).
Защита и
передача
информации:
Установить
адекватную
защиту на
файлы (1 -3)
Проверка
Создать
преподавателе
архив
м
контрольно
полученного
й папки
письма
Отправить
архив
электронной
почтой в
соответстви
ис
правилами
1
2
1
2
1
3
19
деловой
переписки
ИТОГО:
40
Критерии:
От 36 баллов – отлично, от 28 баллов – хорошо, от 20 баллов –
удовлетворительно, ниже 20 баллов – неудовлетворительно.
Проверочная работа № 2
по разделу 2. Применение информационных технологий для разработки
служебных документов
Проверочная работа № 2 состоит из 2 частей.
Часть 1.
ИНСТРУКЦИЯ по выполнению Проверочной работы №2 часть 1
Технология обработки текстовой информации Разработка текстовых
документов
2. Порядок выполнения и рекомендации:
1. Открыть программу Microsoft Word и сохранить файл с именем КР№2
ФИ группа в свою рабочую папку. Все задания КР№2 выполнять в этом
файле. Каждое задание оформляется на отдельной странице и
начинается с его названия.
2. Выполнить тест по ссылке https://barhatov.moy.su/Kurs/IKT/blok3-1.htm
и показать результат преподавателю (можно сделать скриншот).
3. Задание 1. Скопировать текст соответствующего варианта из общей
папки в файл вашей КР2. Выполнить его форматирование по
следующим параметрам – шрифт Times New Roman, кегль 14, цвет
чёрный, заголовки полужирный, выравнивание основного текста по
ширине, у заголовков по центру, отступ в первой строке (красная строка)
1,25 в первых трёх абзацах, междустрочный интервал 1,5 и нумерация
(маркеры) в трёх последних абзацах. Для более точного выполнения
задания смотреть образец у преподавателя.
4. Задание 2. Создать таблицу по образцу и оформить в соответствии с
общими требованиями. Образец таблицы уточнить у преподавателя.
5. Задание 3. Создать диаграмму по статистическим данным сайта
ГОСАВТОИНСПЕКЦИИ
(http://stat.gibdd.ru/)
и
оформить
в
соответствии с общими требованиями. Настройки статистики уточнить
1.
20
у преподавателя. Данные с сайта зафиксировать скриншотом. Образец
выполнения уточнить у преподавателя.
6. Задание 4. Создать схему по предложенному тексту (изображению),
используя технологию Smart Art и оформить в соответствии с общими
требованиями. Отразить информацию максимально полно. Образец
схемы уточнить у преподавателя.
7. * Задание 5. А) Оформить ссылки на использованные в КР№2
источники. Б) Оформить цитату из ЭБС ЮРАЙТ из учебника. С)
Построить 3 формулы по образцу. Образцы заданий уточнить у
преподавателя.
8. Оформление КР№2. Создать титульный лист по образцу. Создать
оглавление после титульного листа. Вставить нумерацию страниц.
Указать в сведениях файла свои реквизиты (ФИО группа). Установить
пароль на файл. Сохранить работу. Отправить КР на почту
преподавателю (или в общую папку).
Оценка Части 1 Проверочной работы № 2 студента Фамилия Имя группа
№ПК вариант
Технология обработки текстовой информации
№
Содержани
Способ
Максимальны Полученны
й балл
й балл
е задания
контроля
задани
я
Выполнить
Демонстрация
10
тест
результата
1.
«Текстовый (скриншот в
редактор»
файл)
10
Задание
1. Файл КР и
образец
Текст2.
формат.
5
Задание
2. Файл КР и
образец
3.
Таблица.
и
5
4.
Задание
3. Файл КР
Диаграмма. образец
4. Файл КР
образец
и
5/10
5.
Задание
Схема.
21
6.
7.
Дополнитель Файл КР
ное задание
(выполняется
по желанию).
Ссылки
Цитата
Формулы
Оформление
работы:
Создать
титульный
лист
по
образцу.
Создать
оглавление
после
титульного
листа.
Вставить
нумерацию
страниц.
Указать в
сведениях
файла свои
реквизиты
(ФИО
группа).
Установить
пароль
на
файл (указать
в письме).
Отправить
КР на почту
преподавател
ю.
Проверка
преподавателе
м полученного
письма
и
образец
ИТОГО:
до 2 баллов за
каждое
2
2
1
2
1
2
50 (+6)
Критерии:
От 45 баллов – отлично, от 35 баллов – хорошо, от 25 баллов –
удовлетворительно, ниже 25 баллов – неудовлетворительно.
Часть 2
ИНСТРУКЦИЯ по выполнению Проверочной работы №2 часть 2
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Обработка информации в электронных таблицах
Задание по вариантам
Открыть файл с заданием, найти лист со своим вариантом и скопировать его
себе в отдельный файл.
Внимательно изучить предоставленную в таблице информацию. Внести
недостающие данные. При необходимости используйте Интернет-ресурсы.
Проверить правописание.
Построить формулы и функции для расчёта (оптимальная модель).
Выполнить оформление таблицы согласно изученным правилам и образцам.
Проверить на предварительном просмотре.
Построить 1-2 диаграммы, отображающие наиболее значимые числовые
показатели.
Переименовать лист (ваш вариант), вставить информацию в верхний
колонтитул (ФИ группа, имя листа, дата).
Установить защиту на лист (номер вашего варианта).
Выполнить самооценку работы согласно критериям. Предоставить файл
Контрольная задача ФИ преподавателю на проверку.
Таблица для оценки зачётной задачи
№
Проверяемые показатели
Балл
п/п
1. Построение ОПТИМАЛЬНОЙ математической модели
4
(формулы, функции, в т.ч. абсолютная адресация).
2. Грамотный ввод исходных данных.
1
3.
Форматирование ячеек таблицы и заголовка (стиль, границы).
2
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Подбор оптимальных параметров страницы (на 1 лист).
Грамотное построение диаграммы.
Грамотное оформление диаграммы.
Создание колонтитулов (дата, имя листа, автор).
Защита паролем от изменений (на листе).
Форматирование чисел (округление, %, руб.).
Грамотное построение макета таблицы
2
2
2
1
1
3
2
23
Итого
20
Критерии:
От 18 баллов – отлично, от 14 баллов – хорошо, от 10 баллов –
удовлетворительно, ниже 10 баллов – неудовлетворительно.
Проверочная работа № 3
по разделу 3. Технологии создания мультимедийных документов
1. Выполните тест для получения оценки
https://onlinetestpad.com/ru/test/9393-informatika-temams-powerpoint
Проверочная работа № 4
по разделу 4. Основы обработки информации в базах данных
Выполните ТЕСТ
https://onlinetestpad.com/ru/test/23724-kontrolnyj-test-po-teme-bazy-dannykh
4. Контрольно-оценочные материалы для итоговой аттестации по
учебной дисциплине
Предметом оценки являются умения и знания. Контроль и оценка
осуществляются с использованием следующих форм и методов:
Оценка устного опроса.
Оценка результатов лабораторной работы.
Оценка результатов внеаудиторной самостоятельной работы.
Проверочные работы
Итоговый контроль в форме экзамена.
I. ПАСПОРТ
Назначение:
КОМ предназначен для контроля и оценки результатов освоения учебной
дисциплины ОП.01 Основы информационных технологий по профессии СПО
09.01.03 Оператор информационных систем и ресурсов.
Умения
У1.использовать
программное
обеспечение
в
профессиональной
деятельности;
У2.использовать информационные ресурсы для поиска и хранения
информации;
У3.обрабатывать текстовую и табличную информацию;
У4.использовать деловую графику и мультимедиа информацию;
24
У5.использовать технологии сбора, размещения, хранения, накопления,
преобразования и передачи данных;
У6.обрабатывать текстовую и числовую информацию;
У7.применять мультимедийные технологии обработки и представления
информации;
У8.обрабатывать информацию, используя средства пакетов прикладных
программ.
Знания
З1.понятие информационных систем и информационных технологий,
автоматизированной обработки информации;
З2.основные правила и методы работы с пакетами прикладных программ;
З3.возможности сетевых технологий работы с информацией;
З4.методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи и накопления
информации;
З5.принципы защиты информации от несанкционированного доступа;
З6.теоретические основы, виды и структуру баз данных;
З7.принципы классификации и кодирования информации;
З8.номенклатура
информационных
источников,
применяемых
в
профессиональной деятельности;
З9.приемы структурирования информации;
З10.формат оформления результатов поиска информации;
З11.основы современных систем управления базами данных.
ПК 1.1. Выполнять ввод и обработку текстовых данных.
ПК 1.2. Выполнять преобразование данных, связанных с изменениями
структуры документов.
ПК 1.3. Выполнять разметку и форматирование документов различных
форматов.
ПК 1.4. Конвертировать аналоговые данные в цифровые.
ПК 1.5. Выполнять подготовку цифровых данных для дальнейшей обработки
и архивирования.
ПК 1.6. Формировать запросы для получения информации в базах данных.
ПК 1.7. Выполнять операции с объектами базы данных.
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации
информации, и информационные технологии для выполнения задач
профессиональной деятельности;
ЦО Ценности научного познания (ЦО ЦНП):
Деятельно выражающий познавательные интересы в разных
предметных областях с учётом своих интересов, способностей, достижений,
выбранного направления профессионального образования и подготовки.
25
Обладающий представлением о современной научной картине мира,
достижениях науки и техники, аргументированно выражающий понимание
значения науки и технологий для развития российского общества и
обеспечения его безопасности.
Демонстрирующий навыки критического мышления, определения
достоверности научной информации, в том числе в сфере профессиональной
деятельности.
Умеющий выбирать способы решения задач профессиональной
деятельности применительно к различным контекстам.
Использующий современные средства поиска, анализа и интерпретации
информации, информационные технологии для выполнения задач
профессиональной деятельности.
Развивающий и применяющий навыки наблюдения, накопления и
систематизации фактов, осмысления опыта в естественнонаучной и
гуманитарной областях познания, исследовательской и профессиональной
деятельности.
Обладающий опытом участия в научных, научно-исследовательских
проектах, мероприятиях, конкурсах в рамках профессиональной
направленности профессии.
Проявляющий сознательное отношение к непрерывному образованию
как условию успешной профессиональной и общественной деятельности.
Кодификатор контрольно-оценочных материалов итоговой
аттестации по учебной дисциплине
(нормативное основание разработки кодификатора – ФГОС - Приказ
Минпросвещения России от 11.11.2022 N 974 "Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта среднего профессионального
образования по профессии 09.01.03 Оператор информационных систем и
ресурсов" (Зарегистрировано в Минюсте России 19.12.2022 N 71639))
№
Код
Код ПК
Код оцениваемых Код оцениваемых
задания
ОК
знаний согласно
умений согласно
рабочей
рабочей
программы
программы
Вариант 1
1
ОК 02 ПК 1.1.
З2
У1, У3, У8
2
ОК 02 ПК 1.1.
З2
У1, У8
3
ОК 02 ПК 1.1.
З1
У1, У6
4
ОК 02 ПК 1.1.
З1
У1
5
ОК 02 ПК 1.1.
З1
У1
6
ОК 02 ПК 1.1.
З1
У1
7
ОК 02 ПК 1.1.
З5
У1
8
ОК 02 ПК 1.1.
З4
У1
26
9
10
11
12
13
14
15
16
17
ОК 02
ОК 02
ОК 02
ОК 02
ОК 02
ОК 02
ОК 02
ОК 02
ОК 02
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
ОК 02
ОК 02
ОК 02
ОК 02
ОК 02
ОК 02
ОК 02
ОК 02
ОК 02
ОК 02
ОК 02
ОК 02
ОК 02
ОК 02
ОК 02
ОК 02
ОК 02
ОК 02
ОК 02
ОК 02
ОК 02
ОК 02
ОК 02
1
2
3
4
5
6
7
8
9
ОК 02
ОК 02
ОК 02
ОК 02
ОК 02
ОК 02
ОК 02
ОК 02
ОК 02
ПК 1.1.
З5
ПК 1.1.
З5
ПК 1.1.
З1,З3
ПК 1.1.
З1
ПК 1.1., 1.5.
З7,З9
ПК 1.1.
З2
ПК 1.1.
З2,З3
ПК 1.1.,1.4.
З1,З3
ПК 1.1., 1.2.,1.3., З2
1.4.
ПК 1.1., 1.2.,1.6.
З2,З8
ПК 1.1., 1.2.
З2,З8,З9,З11
ПК 1.1., 1.2.,1.4
З2,З9
ПК 1.1., 1.2.,1.3
З1
ПК 1.1., 1.2.
З1
ПК 1.1.
З1,З2
ПК 1.1.
З6,З8
ПК 1.1.
З1,З2
ПК 1.1.
З1,З11
ПК 1.1.,1.4.,1.7.
З2,З4,З6,З10
ПК 1.1.,1.4.
З2,З11
ПК 1.1.
З2,З3
ПК 1.1.
З1,З2,З7,З8
ПК 1.1., 1.2.
З1,З2,З10
ПК 1.1., 1.2.,1.5.
З1,З2,З7
ПК 1.1.,1.5.
З1,З2,З4
ПК 1.1., 1.2.,1.3.
З1,З2,З5
ПК 1.1.,1.6.,1.7.
З1,З2,З5,З6,З9,З11
ПК 1.1.,1.5.
З1,З2,З7
ПК 1.1.,1.6.,1.7.
З1,З2,З4,З6,З9,З11
ПК 1.1., 1.2.,1.3.
З1,З2,З3,З8
ПК 1.1.
З1,З2,З4,З10
ПК 1.1., 1.2.,1.3.
З1,З2,З4
Вариант 2
ПК 1.1.
З4
ПК 1.1.
З1, З4
ПК 1.1.
З1, З4
ПК 1.1.
З1
ПК 1.1.
З3
ПК 1.1.
З2
ПК 1.1.
З3
ПК 1.1.
З1, З4
ПК 1.1.
З2
У1
У1
У1
У1
У1
У1
У1
У1
У1
У1, У2, У3, У8
У1, У2, У3, У8
У1, У8
У1, У5, У6, У8
У1, У5, У8
У1, У5, У7, У8
У1, У5, У8
У1, У5, У8
У1, У5, У8
У1, У5, У8
У1, У5, У8
У1, У5, У6
У1, У5, У8
У1, У5, У6, У7, У8
У1, У4, У5, У7, У8
У1, У5, У6, У8
У1, У5, У8
У1, У5, У8
У1, У5, У6, У8
У1, У5, У7, У8
У1, У4, У5, У8
У1, У5, У8
У1, У5, У8
У1
У1
У1
У1
У1
У1
У1
У1
У1
27
10
11
12
13
14
15
16
17
18
ОК 02
ОК 02
ОК 02
ОК 02
ОК 02
ОК 02
ОК 02
ОК 02
ОК 02
19
20
ОК 02
ОК 02
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
ОК 02
ОК 02
ОК 02
ОК 02
ОК 02
ОК 02
ОК 02
ОК 02
ОК 02
ОК 02
ОК 02
ОК 02
ОК 02
ОК 02
ОК 02
ОК 02
ОК 02
ОК 02
ОК 02
ОК 02
ПК 1.1.
ПК 1.1.,1.5.
ПК 1.1.,1.5.
ПК 1.1.,1.7.
ПК 1.1.
ПК 1.1.
ПК 1.1,1.4.,
ПК 1.1., 1.2.,1.4.
ПК 1.1.,
1.2.,1.6.,1.7
ПК 1.1., 1.2.,1.7.
ПК 1.1., 1.2.,1.3.,
1.4.,
ПК 1.1., 1.2.
ПК 1.1., 1.2.
ПК 1.1.
ПК 1.1.
ПК 1.1.
ПК 1.1.
ПК 1.1.,1.4.
ПК 1.1.,1.4.
ПК 1.1.
ПК 1.1.
ПК 1.1.,1.3.
ПК 1.1., 1.2.
ПК 1.1.
ПК 1.1.
ПК 1.1.,1.6.
ПК 1.1.
ПК 1.1.,1.6.
ПК 1.1., 1.2.,1.3.
ПК 1.1., 1.2.,1.7
ПК 1.1.,1.7.
З5
З1, З2
З1, З2
З1, З3,З6,З7, З9
З1
З1, З5
З2
З2
З1,З2,З6,З8
У1
У1
У1
У1
У1
У1
У1
У1, У7
У1, У5, У8
З2,З6,З8,З9,З11
З2,З9
У1, У8
У1, У3, У8
З1,З2
З2
З2
З2,З8
З2
З2,З11
З2,З3,З4,З10,З11
З2
З2,З10
З2,З4,З6,З7,З8
З1,З2,З9
З1,З2
З1,З3,З4
З1,З2,З5
З1,З2,З5,З11
З1,З3,З4
З1,З2,З11
З1,З2,З9,З10
З1,З2,З4,З6,З9
З1,З2,З4,З9
У1, У5, У8
У1, У5, У6, У8
У1, У4, У5, У8
У1, У2, У5, У8
У1, У4, У5, У8
У1, У2, У5, У8
У1, У5, У8
У1, У5, У8
У1, У5, У6, У8
У1, У2, У5, У8
У1, У5, У7, У8
У1, У4, У5, У7, У8
У1, У5, У6, У8
У1, У5, У8
У1, У5, У8
У1, У5, У6, У8
У1, У5, У7, У8
У1, У4, У5, У8
У1, У5, У8
У1, У5, У8
II. ЗАДАНИЕ ДЛЯ ЭКЗАМЕНУЮЩЕГОСЯ.
Итоговый тест
по дисциплине «ОП.01 Основы информационных технологий»
Вариант № 1
1. В какой программе можно создать текстовый документ (отчет, договор)?
a. Windows Word
b. Microsoft Word
28
c. Microsoft Excel
d. Microsoft Power Point
Выбрать из предложенных вариантов только ОДИН правильный.
2. Процессор – это …
a. Устройство, в котором происходит обработка всех видов
информации и обеспечивается согласование действий всех узлов,
входящих в состав компьютера.
b. Устройство для временного хранения данных и программ в
текущий момент времени.
c. Устройство для долговременного хранения информации
d. Устройство для постоянного хранения программ и данных
начальной загрузки компьютера и тестирования его узлов.
Выбрать из предложенных вариантов только ОДИН правильный.
3. 1 Кбайт равен…
a. 100 байт
b. 1000 байт
c. 1000 бит
d. 1024 байт
Выбрать из предложенных вариантов только ОДИН правильный.
4. Как можно удалить компьютерный вирус с диска?
a. Перезагрузить систему
b. Специальной антивирусной программой
c. Удалить вирус невозможно
d. С помощью дефрагментации
Выбрать из предложенных вариантов только ОДИН правильный.
5. Какая из программ является архиватором?
a. NDD
b. DRWEB
c. WINRAR
d. RUST
Выбрать из предложенных вариантов только ОДИН правильный.
6. Во время исполнения, прикладная программа хранится
a. в кэш-памяти ядра
b. в памяти ОЗУ
c. в памяти винчестера (жесткого диска)
d. на материнской плате
Выбрать из предложенных вариантов только ОДИН правильный.
29
7. Компьютер, подключенный к интернету, обязательно имеет:
a. IP-адрес
b. Связь с удаленным сервером
c. Доменное имя
d. WinRar
Выбрать из предложенных вариантов только ОДИН правильный.
8. Прикладное программное обеспечение это:
a. Программа общего назначения, созданная для выполнения задач
пользователя
b. База данных для хранения информации
c. Каталог программ для функционирования компьютера
d. Программа, обеспечивающая управление работой периферийного
устройства компьютера
Выбрать из предложенных вариантов только ОДИН правильный.
9. Файл — это...
a. Программа в оперативной памяти;
b. Текст, распечатанный на принтере;
c. Программа или данные на диске, имеющие имя.
d. Единица измерения информации;
Выбрать из предложенных вариантов только ОДИН правильный.
10. Что позволяет в Excel делать маленький квадратик, расположенный в
правом нижнем углу активной ячейки?
a. Это говорит о том, что в эту ячейку можно вводить информацию
(текст, число, формулу...)
b. Позволяет редактировать содержимое ячейки
c. После щелчка левой кнопкой мыши на этом квадратике,
содержимое ячейки будет помещено в буфер обмена
d. Позволяет выполнить копирование содержимого ячейки с
помощью мыши
Выбрать из предложенных вариантов только ОДИН правильный.
11. Установите соответствие между характеристиками информации и
определениями
1) Достоверность
a) Возможность ее получения данным
потребителем
2) Объективность
b) Соответствие данному моменту времени
3) Актуальность
c) Отражение истинного положения дел
30
4) Доступность
d) Независимость от чьего-либо мнения
Установив соответствие, впишите буквы рядом с цифрами: 1
;2
3
,4
.
;
12. Установите соответствие между наименованием и назначением устройств
1) Сканер
a) Обработка информации и управление всеми
процессами ПК
2) Клавиатура
b) Ввод графической информации
3) Принтер
c) Ввод алфавитно-цифровых данных, управление
работой ПК
4) Процессор
d) Вывод информации на бумагу
Установив соответствие, впишите буквы рядом с цифрами: 1
;2
;
3
,4
.
13. Установите соответствие между наименованием программы и
расширениями файлов, созданных в ней
1) Текстовый редактор
a) *.ppt, *.pptx, *.odp
2) Электронные таблицы
b) *.accdb, *.mdb, *.odb
3) Презентации
c) *.xls, *.xlsx, *.ods
4) СУБД
d) *.doc, *.docx, *.odt
Установив соответствие, впишите буквы рядом с цифрами: 1
3
,4
.
;2
;
14. Установите соответствие между именем функции и её предназначением
1) =СРЗНАЧ(A2:A6)
a) Складывает отдельные значения ячеек и
диапазонов
2) =СУММ(A1:B3)
b) Проверяет выполнение условия,
указанного в логическом выражении
3) =ЕСЛИ(C2="Да";1;2)
c) Вычисляет среднее значение, то есть
центр набора чисел в статистическом
распределении.
4) =МИН(A2:A6)
d) Определяет наименьшее значение из
указанных ячеек или диапазона
Установив соответствие, впишите буквы рядом с цифрами: 1
3
,4
.
;2
;
15. Установите соответствие между объектом базы данных и его
предназначением
31
a) Предназначены для получения ответа на простой
1) Таблицы
вопрос, выполнения расчетов, объединения данных
из разных таблиц
b) Позволяют просматривать, форматировать и
2) Формы
группировать информацию в базе данных
c) Позволяют добавлять, редактировать или
3) Запросы
отображать данные, хранящиеся в базе данных
d) Предназначены для хранения (ввода,
4) Отчёты
редактирования) записей в базе данных
Установив соответствие, впишите буквы рядом с цифрами: 1
;2
;
3
,4
.
16. Установите соответствие между термином и его определением
1) Информационные
ресурсы
a) Действия, связанные с хранением,
обменом и обработкой информации
b) Совокупность информации (знаний),
накопленной обществом в процессе
2) Информационными
эволюции – развития науки, культуры,
процессами
образования, совершенствования
хозяйственной и практической
деятельности людей
c) Социально-экономический и научнотехнический процесс создания
3) Информатизация
оптимальных условий для
общества
удовлетворения информационных
потребностей граждан
Установив соответствие, впишите буквы рядом с цифрами: 1
;2
3
,4
.
;
17. Установите правильную последовательность указанных ниже действий
при решении задачи Создание автоматического оглавления документа в
текстовом редакторе Microsoft Word.
A.
B.
C.
D.
E.
F.
Выбрать Автособираемое оглавление
Выбрать стиль заголовка
Выделить все заголовки для оглавления
На ленте Ссылки нажать кнопку ОГЛАВЛЕНИЕ
Отформатировать полученный текст по стандарту
Установить курсор в начало чистой страницы, предназначенной для
размещения оглавления
Ответ запишите в таблицу виде необходимой последовательности букв.
32
1.
2.
3.
4.
5.
6.
18. Установите правильную последовательность указанных ниже действий
при решении задачи Создание рисунка SmartАrt в текстовом документе.
A.
B.
C.
D.
В Конструкторе выбрать Цвет и Стиль.
Вставка – Иллюстрации – SmartArt.
Выбрать место размещения рисунка и напечатать его название.
Выбрать соответствующий содержанию информации тип схемы и
макет.
E. Заполнить область текста в соответствии с содержанием
информации.
F. Изменить макет на более наглядный.
Ответ запишите в таблицу виде необходимой последовательности букв.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
19. Установите правильную последовательность указанных ниже действий
при решении задачи Создание мультимедийного эффекта появления фото
на слайде в программе Microsoft Power Point.
A.
B.
C.
D.
E.
F.
В Области анимации установить параметры запуска.
В параметрах эффектов добавить звук.
Выберите желаемый эффект Вход.
Выберите слайд с фото.
Выделите щелчком фото.
На ленте Анимация нажмите кнопку ДОБАВИТЬ АНИМАЦИЮ.
Ответ запишите в таблицу виде необходимой последовательности букв.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
20. Установите правильную последовательность указанных ниже действий
при решении задачи Создание выпадающего списка в поле таблицы в
программе Microsoft Access.
A. В нужном поле выберите тип данных Мастер подстановок.
B. Выберите поля для подстановки.
33
C.
D.
E.
F.
Выберите таблицу, из которой нужен список.
Закройте окно Конструктора, сохранив изменения.
Откройте таблицу в режиме Конструктор.
Установите способ сортировки.
Ответ запишите в таблицу виде необходимой последовательности букв.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
21. В ячейке электронной таблицы после форматирования чисел Вы видите
группу символов ######. Это означает, что
?
Вписать ответ самостоятельно в отведенном для этого месте.
22. Чтобы выйти из режима демонстрации презентации надо нажать клавишу
.
Вписать ответ самостоятельно в отведенном для этого месте.
23. Систематизированное (структурированное) хранилище информации – это
.
Вписать ответ самостоятельно
24. Диаграммы предназначены для наглядного отображения
данных.
Вписать ответ самостоятельно в отведенном для этого месте.
25. Ячейка электронной таблицы называется активной, если в ней находится
.
Вписать ответ самостоятельно в отведенном для этого месте.
26. К прикладным программным средствам информационных технологий
относятся
.
Вписать ответ самостоятельно в отведенном для этого месте.
27. Чтобы в текстовом редакторе разбить одну строку на две, необходимо
установить курсор в конце предполагаемой первой строки и нажать
клавишу
.
Вписать ответ самостоятельно в отведенном для этого месте.
28. Электронная почта предназначена для
.
Вписать ответ самостоятельно в отведенном для этого месте.
34
выравнивание основного текста
, выравнивание
заголовка
, отступ в первой строке (красная
строка)
, в основном тексте междустрочный интервал
.
34. По представленной ниже таблице базы данных выполните следующие
задания.
Класс Фамилия
10Б
Васильев
10А
Дмитриева
10Б
Александрова
10А
Петров
Дата рождения Месяц
Рост
01.05.2001
3
26.11.2001
2
21.03.2000
4
15.07.1999
3
158
155
151
168
a) Определите количество полей в таблице.
b) Определите количество записей в таблице.
c) Определите типы данных, используемые в этой таблице.
d) Определите, кто из учащихся будет найден после выполнения запроса с
условием отбора (класс=10А)и(Дата рождения>31.12.1999)и(месяц>1).
35. Вам необходимо напечатать текст, содержащий формулы (математические,
экономические и прочее). Какие возможности текстового редактора Вы
предлагаете использовать для выполнения данной работы?
Дать развернутый ответ.
Примеры формул представлены ниже.
2
2 2
a +b =c
36
36. На рисунке представлен слайд презентации. Рассмотрите внимательно все
элементы. Определите его макет, параметры форматирования. Объекты на
слайде появляются автоматически в процессе показа. Объясните, какую
технологию для этого применили.
Дать развернутый ответ.
37. Вам необходимо создать презентацию слайд-шоу (непрерывный показ).
Объясните, какие настройки и для каких объектов следует выполнить,
чтобы добиться желаемого эффекта.
Дать развернутый ответ.
38. На рисунке представлено «письмо» из электронной почты. Какие ошибки
допустил отправитель и какие правила деловой переписки он нарушил?
Дайте развернутый обоснованный ответ.
37
39. Вам необходимо защитить текст от несанкционированных исправлений
посторонними лицами. Текст должен быть доступен для чтения, но менять
его содержание нельзя. Какие меры Вы можете предложить? Опишите все
известные Вам варианты.
Дать развернутый ответ.
40. В базе данных Вам необходимо вносить различную информацию об одних
и тех же объектах (например, студентах) в разные таблицы (например,
личные данные и успеваемость). Какую технологию организации
заполнения Вы можете предложить?
Дать развернутый ответ.
Итоговый тест
по дисциплине «ОП.01 Основы информационных технологий»
Вариант № 2
1. В какой программе можно создать таблицу с автоматизированным
расчётом и динамичной диаграммой?
a. Windows Word
b. Microsoft Word
c. Microsoft Excel
d. Microsoft Power Point
Выбрать из предложенных вариантов только ОДИН правильный.
2. Слово «информация» в переводе с латинского означает …
a. Новости
b. Сведения
38
c. Информативность
d. Уменьшение неопределённости
Выбрать из предложенных вариантов только ОДИН правильный.
3. Драйвер – это…
a. Программа, обеспечивающая управление работой периферийного
устройства компьютера.
b. Аппаратный блок компьютера.
c. Вирус.
d. Компьютерная игра.
Выбрать из предложенных вариантов только ОДИН правильный.
4. Какая из программ является антивирусной программой?
a. NDD
b. DRWEB
c. RAR
d. RUST
Выбрать из предложенных вариантов только ОДИН правильный.
5. Что не поможет удалить с диска компьютерный вирус?
a. Проверка антивирусной программой
b. Форматирование диска
c. Дефрагментация диска
d. Переустановка Windows
Выбрать из предложенных вариантов только ОДИН правильный.
6. Какое утверждение верно?
a. Все файлы сжимаются при архивации одинаково
b. Файлы растровой графики сжимаются лучше всего
c. Различные типы файлов сжимаются при архивации по-разному
d. Файлы MP3 сжимается лучше всех
Выбрать из предложенных вариантов только ОДИН правильный.
7. Процессор обрабатывает информацию:
a. В текстовом формате
b. В двоичном коде*
c. На языке Pascal
d. На языке BASIC
Выбрать из предложенных вариантов только ОДИН правильный.
8. За минимальную единицу измерения количества информации принято
считать:
39
a. Байт
b. Килобит
c. Мегабайт
d. Бит
Выбрать из предложенных вариантов только ОДИН правильный.
9. Электронная почта позволяет передавать:
a. Текстовые сообщения и прикреплённые файлы
b. Только текстовые сообщения
c. Только приложенные файлы
d. Только голосовые сообщения
Выбрать из предложенных вариантов только ОДИН правильный.
10. Защита информации – это
a. процесс разработки структуры базы данных в соответствии с
требованиями пользователей
b. небольшая программа для выполнения определенной задачи
c. комплекс мероприятий, направленных на обработку большого
объема информации
d. комплекс мероприятий, направленных на обеспечение
информационной безопасности
Выбрать из предложенных вариантов только ОДИН правильный.
11. Установите соответствие между названием программы и её
предназначением
1) Microsoft
Access
a) Создание и оформление слайдов с
мультимедийными эффектами
b) Обработка структурированных в виде
2) Microsoft Power
таблиц данных (выполнение расчётов и
Point
построение диаграмм)
c) Создание баз данных, хранение и поиск в
3) Microsoft Excel
них необходимой информации
d) Создание, редактирование и
4) Microsoft Word
форматирование тестовой информации
Установив соответствие, впишите буквы рядом с цифрами: 1
;2
;
3
;4
.
40
12. Установите соответствие между логотипами программ и их
наименованиями
1)
a) Microsoft Access
2)
b) Microsoft Power Point
3)
c) Microsoft Excel
d) Microsoft Word
4)
Установив соответствие, впишите буквы рядом с цифрами: 1
3
;4
.
;2
;
13. Установите соответствие между наименованием объекта и его
назначением
a. Перечень всех команд, доступных для
1) Проводник
данного объекта
b. Ссылка на файл (папку, программу) для
2) Ярлык
быстрого доступа
c. Основное окно Windows, которое появляется
3) Рабочий
на экране после полной загрузки
стол
операционной среды
4) Контекстное
d. Программа файловый менеджер, входящая в
меню
состав операционной среды Windows
Установив соответствие, впишите буквы рядом с цифрами: 1
;2
;
3
;4
.
14. Установите соответствие между именем функции и её предназначением
1) =СЛУЧМЕЖДУ(2;5)
a) Выдаёт случайное число в пределах
заданного диапазона
2) =МАКС(A2:A6)
b) Определяет текущую дату в
соответствующем формате
3) =СЕГОДНЯ()
c) Складывает отдельные значения
ячеек и диапазонов
4) =СУММ(В2:B10)
d) Определяет наибольшее значение из
указанных ячеек или диапазона
Установив соответствие, впишите буквы рядом с цифрами: 1
;2
;
3
;4
.
15. Установите соответствие между термином и его определением
1) Информационные
технологии
a) Система по сбору, передаче, переработке
информации об объекте, снабжающая
41
2) Информационная
система
3) Информационная
безопасность
работника любой профессии информацией
для реализации функции управления
b) Практика предотвращения
несанкционированного доступа,
использования, искажения, изменения,
записи или уничтожения информации.
c) Совокупность методов и программнотехнических средств, объединённых в
технологическую цепочку,
обеспечивающую сбор, обработку,
хранение, распределение и отображение
информации с целью снижения
трудоёмкости процессов использования
информационных ресурсов
Установив соответствие, впишите буквы рядом с цифрами: 1
3
;4
.
;2
;
16. Установите соответствие между наименованием ленты и её основным
назначением в программе Microsoft Power Point.
1) Главная
a) Стильное оформление слайдов презентации
b) Создание слайдов и выбор их макета,
форматирование текстовых блоков
c) Настройка мультимедийных эффектов для
3) Конструктор
объектов на слайде
d) Добавление на слайды таблиц, иллюстраций,
4) Переходы
колонтитулов
e) Настройка параметров смены слайдов на
5) Анимация
экране во время демонстрации
Установив соответствие, впишите буквы рядом с цифрами: 1
;2
;
3
;4
.
2) Вставка
17. Установите правильную последовательность указанных ниже действий
при решении задачи Построение линейчатой диаграммы в программе
Microsoft Word.
A. В открывшемся окне Excel заполнить ячейки данными.
B. Выбрать необходимое оформление – Стиль диаграммы.
C. Выбрать необходимый Тип диаграммы (Линейчатая) в соответствии
с данными.
42
D. Для построенного изображения выбрать соответствующий (2)
ЭКСПРЕСС-МАКЕТ.
E. Написать Заголовок диаграммы.
F. Поставить курсор в точку вставки диаграммы – Вставка –
Иллюстрации – ДИАГРАММА.
Ответ запишите в таблицу виде необходимой последовательности букв.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
18. Установите правильную последовательность указанных ниже действий
при решении задачи Создание нумерации страниц в текстовом документе
Microsoft Word.
A.
B.
C.
D.
Выбрать место размещения номера
Выбрать Стиль номера.
Закрыть окно колонтитулов
На ленте Вставка в группе Колонтитулы выбрать список Номер
страницы.
E. Перейти на 1 страницу документа.
F. Поставить флажок Особый колонтитул для первой страницы
Ответ запишите в таблицу виде необходимой последовательности букв.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
19. Установите правильную последовательность указанных ниже действий
при решении задачи Создание простого запроса в программе Microsoft
Access.
A.
B.
C.
D.
E.
В диалоговом окне выбрать Простой запрос – Далее.
Выбрать Источник таблица ИМЯ ТАБЛИЦЫ – Далее.
Выбрать необходимые поля – Далее.
На ленте выбрать Мастер запросов
Указать имя запроса – Готово.
Ответ запишите в таблицу виде необходимой последовательности букв.
1.
2.
3.
4.
5.
43
20. Установите правильную последовательность указанных ниже действий
при решении задачи Создание таблицы на слайде презентации в
программе Microsoft Power Point.
A.
B.
C.
D.
E.
В области заполнителя выбрать объект ТАБЛИЦА.
Заполнить таблицу данными.
Написать название таблицы в область Заголовка.
Определить размер таблицы (строки и столбцы).
Создать слайд с макетом Заголовок и объект.
Ответ запишите в таблицу виде необходимой последовательности букв.
1.
2.
3.
4.
5.
21. Для выделения несоприкасающихся диапазонов в Excel используют мышь
и клавишу
.
Вписать ответ самостоятельно в отведенном для этого месте.
22. Поле базы данных, значения в котором не могут повторяться, называется
.
Вписать ответ самостоятельно в отведенном для этого месте.
23. Объект базы данных, который позволяет не только просматривать
информацию, но и выводить на печать, называется
Вписать ответ самостоятельно в отведенном для этого месте.
.
24. Если в ячейке Excel в результате вычисления по формуле появилось
сообщение об ошибке выражение #ЗНАЧ!, это означает, что
.
Вписать ответ самостоятельно в отведенном для этого месте.
25. Операционная система – это комплекс программ, предназначенных для
.
Вписать ответ самостоятельно в отведенном для этого месте.
26. Если в формуле используется ячейка с абсолютным адресом, то при
копировании этой формулы адрес
.
Вписать ответ самостоятельно в отведенном для этого месте.
27. Информационные системы, содержащие тексты нормативных документов
и предоставляющие возможности справки, контекстного поиска, распечатки,
называются
.
44
Вписать ответ самостоятельно в отведенном для этого месте.
28. Проверка правописания текста обычно выполняется
для исправления ошибок запускается диалог на ленте
Вписать ответ самостоятельно в отведенном для этого месте.
,а
.
29. Перед отправкой по электронной почте папки с файлами необходимо
создать
,и
этот файл прикрепить к письму.
Вписать ответ самостоятельно в отведенном для этого месте.
30. Минимальным элементом электронной книги является
.
Вписать ответ самостоятельно в отведенном для этого месте.
Критерии оценки на вопросы № 31-40: Экзаменуемый не обязан в
точности воспроизвести эталон. Ответ считается верным, если в
ответе указаны все необходимые алгоритмы, параметры, выполнены
задания, описаны варианты.
31. Вы построили диаграмму в Excel по некоторым данным из таблицы, а через
некоторое время изменили эти данные. Что произойдёт с диаграммой?
Обоснуйте свой ответ.
Дать развернутый ответ.
32. По приведённому ниже рисунку опишите подробно алгоритм расчёта
стоимости каждого товара, средней цены товаров, общее количество
поступивших товаров (с указанием формул, функций и всех ваших действий).
45
33. По представленной ниже таблице базы данных выполните следующие
задания.
Класс Фамилия
Дата рождения Месяц
Рост
10А
Андреев
12.08.2001
1
162
10Б
Васильев
01.05.2000
3
158
10А
Дмитриева
26.11.2001
2
155
10Б
Александрова 21.03.2002
4
151
a) Определите количество полей в таблице.
b) Определите количество записей в таблице.
c) Определите типы данных, используемые в этой таблице.
d) Определите, кто из учащихся будет найден после выполнения запроса с
условием отбора ((Дата рождения = *.2001) или (Дата рождения = *.2000)) и
(рост>157).
Дать развернутый ответ.
34. Опишите параметры стандартного форматирования текста,
представленного ниже. Ответы внесите в шаблон.
Выполнено форматирование текста по следующим параметрам – шрифт
, кегль
, цвет
, заголовок
,
выравнивание
основного
текста
,
выравнивание
заголовка
,
начертание
заголовка
, отступ в первой строке (красная строка)
, в основном тексте междустрочный интервал
, список
, междустрочный интервал
.
46
35. Вам необходимо создать оглавление к курсовой работе, опишите
подробно алгоритм Ваших действий. Пример оглавления представлен ниже.
Дать развернутый ответ.
36. Как в электронных таблицах закрыть доступ к исправлению данных и
формул на листе, а также скрыть и сами формулы? Опишите технологию
установки защиты.
Дать развернутый ответ.
37. Перечислите основные правила деловой переписки по электронной почте.
Дать развернутый ответ.
38. Вам необходимо создать интерактивную презентацию (управляемый
показ). Какие элементы должны обязательно присутствовать в такой
презентации? Объясните, какие настройки и для каких объектов следует
выполнить, чтобы добиться желаемого эффекта.
Дать развернутый ответ.
39. На рисунке представлен слайд презентации. Рассмотрите внимательно все
элементы. Определите его макет, параметры форматирования. Объекты на
слайде появляются по щелчку в процессе показа. Объясните, какую
технологию для этого применили.
47
Дать развернутый ответ.
40. На рисунке представлен этап процесса создания отчёта из базы данных.
Определите какие поля необходимо выбрать для построения списков групп.
Какую технологию следует при этом применить? Нужно ли будет создавать
новый отчёт, если состав групп изменится (придут новые студенты, уйдут
отчисленные). Пример отчёта приведён ниже.
48
Дать развернутый ответ.
Таблица ответов по вариантам
Номер
задания
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
Ответы
1 вариант
2 вариант
Задания закрытого типа с выбором одного ответа
b
c
a
b
d
a
b
b
c
c
b
c
a
b
a
d
c
a
d
d
Задания закрытого типа на сопоставление (соответствие)
1-c, 2-d, 3-b, 4-a
1-c, 2-a, 3-b, 4-d
1-b, 2-c, 3-d, 4-a
1-d, 2-b, 3-a, 4-c
1-d, 2-c, 3-a, 4-b
1-d, 2-b, 3-c, 4-a
1- c, 2- a, 3- b, 4-d
1- а, 2 - d, 3- b, 4-с
1- d, 2 -с, 3- а, 4-b
1- с, 2 - а, 3- b
1- b, 2 - а, 3- с
1-b, 2-d, 3-a, 4-e, 5-c
Задания закрытого типа на установление последовательности
C-B-F-D-A-E
F-C-A-D-E-B
C-B-D-E-A-F
E-D-B-A-F-C
D-E-F-C-A-B
D -A- B - C - E
E-A-C-B-F-D
E-A-D-C-B
Задания открытого типа на дополнение
ширина ячейки недостаточна
Ctrl
Esc
уникальным
База данных
отчёт
В формуле присутствует ссылка на
числовых
ячейки, содержащие недопустимую
переменную (например, текст)
49
25.
курсор
26.
текстовые редакторы, электронные
таблицы, СУБД, программы создания
презентаций, графические редакторы
Enter
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
организации взаимодействия
пользователя с компьютером и
управления работой других программ
не меняется
информационно-правовыми
системами/справочно-правовыми
системами
автоматически, Рецензирование
отправки текстовых сообщений и
прикреплённых файлов
адрес получателя, тема, текст письма, архив (файл) этой папки
подпись
*.txt
лист
Задания открытого типа с развёрнутым ответом
Для размещения текста одной ячейки Диаграмма изменится автоматически
в несколько строк необходимо
(категории, значения). Диаграммы,
воспользоваться кнопкой
построенные в электронных
ПЕРЕНОСИТЬ ТЕКСТ на ленте
таблицах, являются динамическими
Главная (блок Выравнивание).
объектами, т.е. при изменении
Ячейка при этом должна быть
показателей в ячейках-источниках
происходит соответствующее
выделена (активна). Иногда может
изменение в диаграмме.
потребоваться дополнительно
изменить ширину и высоту ячейки.
а) в ячейке D4 набрать формулу
а) в ячейке D4 набрать формулу
=В4*С4; б) скопировать её по
=В4*С4; б) скопировать её по
столбцу до конца списка, используя
столбцу до конца списка, используя
маркер автозаполнения; в) в ячейку
маркер автозаполнения; в) в ячейку
D14 вставить функцию =СУММ(D4: С14 вставить функцию =СУММ(С4:
D13); г) в ячейку В14 вставить
С13); г) скопировать эту функцию в
функцию =МАХ(В4:В13).
соседнюю ячейку D14; д) в ячейку
В14 вставить функцию
=СРЗНАЧ(В4:В13).
Выполнено форматирование текста
Таблица состоит из 5 полей и 4
по следующим параметрам – шрифт
записей. Использованы типы данных
Times New Roman, кегль 14, цвет
– короткий текст, дата и время,
чёрный, заголовок полужирный ВСЕ числовой. По условию отбора будет
ПРОПИСНЫЕ, выравнивание
найден учащийся Васильев.
основного текста по ширине, у
заголовка по центру, отступ в первой
строке (красная строка) 1,25 см, в
основном тексте междустрочный 1,5
интервал.
Таблица состоит из 5 полей и 4
Выполнено форматирование текста
записей. Использованы типы данных по следующим параметрам – шрифт
– короткий текст, дата и время,
Times New Roman, кегль 14, цвет
числовой. По условию отбора будет
чёрный, заголовок полужирный ВСЕ
найден учащийся Петров.
ПРОПИСНЫЕ, выравнивание
основного текста по ширине, у
заголовка по центру, отступ в первой
строке (красная строка) 1,25 см, в
50
35.
Для создания формул в текстовом
редакторе существует встроенный
редактор формул, в котором есть
коллекция готовых формул,
конструктор формул, рукописный
ввод формул. В простых случаях
можно использовать верхний и
нижний индексы форматирования
символов (теорема Пифагора).
Редактор формул открывается
командами Вставка – Уравнение –
Вставить новое уравнение.
36.
Представленный слайд имеет макет
«Два объекта». На слайде имеется
заголовок, текстовый блок и
изображение. Также присутствует
ссылка на сайт-источник (Вставка –
Надпись), которая была скопирована
из адресной строки. Имеются кнопки
управления «предыдущий слайд» и
«следующий слайд» (Вставка –
Иллюстрации – Фигуры –
Управляющие кнопки). Вставлен
колонтитул с номером страницы. Для
оформления может быть
использована тема из Конструктора.
Для автоматического появления
объектов на слайде применён
анимационный эффект из коллекции
ВХОД, запуск «После
предыдущего».
Слайд-шоу создаётся в результате
настроек на двух лентах: Переходы и
Анимация. Переходы определяют
время смены слайда, эффект и его
параметры (возможно звуковое
сопровождение). Убрать флажок «По
щелчку». С помощью настроек
Анимация будет создан эффект
движения объектов на слайде. Для
этого необходимо выделить каждый
объект, добавить желаемую
анимацию и установить запуск
«После предыдущего». Возможно
также применение дополнительных
специальных параметров для
37.
основном тексте междустрочный 1,5
интервал, список маркированный,
междустрочный интервал 1,15.
а)для создания оглавления
необходимо предварительно
выделить все заголовки, которые
должны быть вынесены в оглавление,
и поставить на них стиль (например,
Заголовок 2); б) перейти на страницу
документа, где предполагается
разместить оглавление (обычно
после титульного листа) и выбрать на
ленте Ссылки – Оглавление –
Автособираемое оглавление; в) при
необходимости отформатировать
полученный текст по стандарту
(шрифт Times New Roman, кегль 14,
цвет чёрный).
для решения данной задачи на ленте
Рецензирование выбрать команду
Защитить лист. Убрать флажки для
разрешения. Ввести пароль и
подтвердить его. Примечание: данная
защита не распространяется на
колонтитул (т.к. он не является
рабочей частью листа).
основные правила ведения деловой
переписки по электронной почте
заключаются в соблюдении
структуры письма и этикета делового
общения. При отправке письма
должен быть точно указан адресат.
Письмо начинается с уважительного
приветствия (Здравствуйте).
Обращение по имени-отчеству.
Краткий и структурированный текст
письма (по существу). Отсутствие
грамматических ошибок. Отправка
писем в рабочее время (можно
настраивать). Обязательная подпись
отправителя с контактными
51
отдельных видов информации (текст,
диаграммы).
38.
Отправителем письма допущены
ошибки – отсутствует тема письма
(получатель может проигнорировать
это сообщение), отсутствует также
сам текст письма, который должен
включать обращение к адресату,
информацию по существу (о
прикреплённом файле) и подпись
отправителя с реквизитами. Всё
вышеперечисленное относится к
правилам деловой переписки.
39.
для решения данной задачи можно
предложить несколько вариантов. 1).
Самое простое установить в
свойствах файла параметр «Только
чтение». Эту защиту легко обойти –
достаточно сохранить файл с новым
именем. 2) На ленте Рецензирование
выбрать команду Ограничить
редактирование, в диалоговом окне
установить флажки на ограничение
форматирования и редактирования,
включить защиту, ввести пароль и
подтвердить его. Для получения
доступа потребуется знать этот
пароль. 3) Сохранить файл в формате
PDF. Файл – Сохранить как
(изменить тип файла).
для просмотра и заполнения записей
в базе данных удобно использовать
ФОРМЫ. В данной задаче для
создания формы следует
использовать Мастер форм на ленте
Создание. В диалоговом окне
выбрать таблицы, а в них поля,
40.
данными. Описание прикреплённых
файлов (по необходимости). Ответ на
письмо в течение 1-2 дней.
для решения данной задачи следует
установить смену слайдов «по
щелчку». В такой презентации
обычно присутствует слайд с
содержанием в виде гиперссылок на
другие слайды. В свою очередь, на
этих слайдах имеются кнопки
управления «предыдущий слайд» и
«следующий слайд» (Вставка –
Иллюстрации – Фигуры –
Управляющие кнопки). Для
организации возврата слайду с
содержанием необходимо создать
ссылку (фигура или надпись).
Выделить фигуру или текст. Вставка
– Ссылки – Оглавление – Ссылка на
слайд (с содержанием). Второй
вариант – Создать интерактивное
оглавление, где в качестве ссылок
будут изображения слайдов.
Пользователь выберет те слайды, на
которые надо создать переход. В
таких презентациях на слайдесодержании присутствует кнопкадействие «Завершить показ».
Представленный слайд имеет макет
«Заголовок и объект». На слайде
имеется заголовок и диаграмма.
Имеются кнопки управления
«предыдущий слайд» и «следующий
слайд» (Вставка – Иллюстрации –
Фигуры – Управляющие кнопки).
Вставлена фигура «Свиток»,
возможно для организации возврата к
центральному слайду. Для
оформления может быть
использована тема из Конструктора.
Для появления объектов на слайде
применён анимационный эффект из
коллекции ВХОД, запуск «По
щелчку».
для отчёта нужны поля Фамилия,
Имя, Отчество, Группа. Выбор
производится стрелкой >, нажать
Далее. Выбрать Группировку по
полю Группа, затем Сортировку по
полю Фамилия. В конце дать имя
отчёту (например, Списки групп).
52
заполнение которых будет
производиться в дальнейшем. В
конце дать имя форме и нажать
готово. При заполнении одной
формы информация попадёт во все
связанные таблицы
При необходимости полученный
отчёт можно оформить более красиво
в режиме Макет (ширину полей, цвет
букв, заголовок). Примечание: при
введении новых записей отчёт будет
автоматически обновляться.
III. ПАКЕТ ЭКЗАМЕНАТОРА
III а. УСЛОВИЯ
Экзамен проводится в виде тестирования. Для решения представлены
следующие виды тестовых заданий:
задания закрытого типа, где дается готовый набор ответов и нужно
выбрать только один правильный вариант ответа:
- с выбором ответа – 10 заданий,
- на сопоставление (соответствие) – 6 заданий,
- на установление последовательности – 4 задания.
задания открытого типа – это задания, в которых не дается набор
готовых ответов для выбора, поэтому учащийся должен вписать ответы
самостоятельно в отведенном для этого месте:
- на дополнение – 10 заданий;
- с развернутым ответом – 10 заданий.
В итоговом тесте два варианта. В каждом варианте по 40 заданий.
Время выполнения задания – 90 мин.
Оборудование: чистая бумага, ручки.
Экзаменационная ведомость – стандартная.
IIIб. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
№
1.
2.
3.
4.
Количество
правильных ответов
34-40
28-33
20-27
19 и менее
Оценка по пятибалльной шкале
Отлично
Хорошо
Удовлетворительно
Неудовлетворительно
53