М и н и стер ств о о б р азо в ан и я , н ау к и и м о л о д еж н о й п о л и ти к и К р асн о д ар ск о го к р ая Г о су д ар ств ен н о е б ю д ж етн о е п р о ф есси о н ал ь н о е о б р азо в ател ь н о е у ч р еж д ен и е К р асн о д ар ск о го к р ая «К р о п о т к и н с к и й т е х н и к у м т е х н о л о г и й и ж е л е з н о д о р о ж н о г о т р а н с п о р т а » Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А У Ч Е Б Н О Й Д И С Ц И П Л И Н Ы С Г .О З Б е з о п а с н о с т ь ж и з н е д е я т е л ь н о с т и п о п роф есси и С П О 08.01.31 Э л е к т р о м о н т а ж н и к э л е к т р и ч е с к и х с е т е й и э л е к т р о о б о р у д о в а н и я С р о к о б у ч е н и я 1 г о д 10 м е с я ц е в н а б азе о сн о в н о го о б щ его о б р азо в ан и я Ф орм а обучен и я: очн ая 2024 г . Р п П Р к ф п П ассм о тр ен а н а засед ан и и ед аго ги ч еск о го со в ета р о т о к о л № 13 о т 27 м а я 2 0 2 4 г . ассм о тр ен а н а засед ан и и м ето д и ч еск о й о м и сси и б езо п асн о сти ж и зн ед ея тел ь н о сти и и зи ч еск о й к у л ьту р ы р о т о к о л № 10 о т 23 м а я Ж )2 4 г . ред сед атель М К Е .К . Ш а т а л и н а / Р абочая учебн ой п р о гр ам м а У тверж д ен а Д и р е к ^Ы Г Т ди сц и п ли н ы Ю У «К Т Т и Ж Т » /В .А . Ш а х б а з я н / С Г .О З Б езо п асн о сть ж и зн ед ея тел ь н о сти р азр аб о тан а в со о тв етств и и с тр еб о в ан и я м и : Ф Г О С С П О по п роф есси и 08.01.31 Э лектром он таж н и к эл ектр и ч ески х сетей и эл ек тр о о б о р у д о в ан и я, у тв ер ж д ен н о го п р и к азо м Р осси и 966 о т № И н оября М и н и стерства п росвещ ен и я 2022 г о д а , з а р е г и с т р и р о в а н М и н и стерством ю с т и ц и и Р о с с и и (р е г . № 71635 о т 19 д е к а б р я 2 0 2 2 г .), у к р у п н е н н о й г р у п п ы п р о ф е с с и й 0 8 .0 0 .0 0 Т е х н и к а и т е х н о л о г и и с т р о и т е л ь с т в а и п ри м ерн ой осн овн ой о б р азо в ател ь н о й о б р азо в ан и я о б р азо в ател ьн о й рабочи х, служ ащ и х п роф есси и п р о гр ам м ы ср ед н его п р о ф есси о н ал ьн о го п р о гр ам м ы п о д го то в к и квали ф и ц и рован н ы х 08.01.31 Э л е к т р о м о н т а ж н и к э л е к т р и ч е с к и х сетей и эл ектр о о б о р у д о ван и я утв. П р о то ко л о м Ф У М О по У Г П С 0 8 .0 0 .0 0 о т 27 о к т я б р я 2 0 2 2 г № 9 , з а р е г и с т р и р о в а н н о й в г о с у д а р с т в е н н о м р е е с т р е П О О П № 75 П р и к а з Ф Г Б О У Д П О И Р П О № П -2 7 8 о т 1 3 .0 6 .2 0 2 3 . . О р г а н и з а ц и я -р а з р а б о т ч и к : п роф есси он альн ое о б р азо в ател ь н о е Г осуд арствен н ое б ю д ж етн ое учреж ден и е К р асн о д ар ск о го края «К р о п о т к и н с к и й т е х н и к у м т е х н о л о г и й и ж е л е з н о д о р о ж н о г о т р а н с п о р т а ». А вторы : < О ^ 4 у А .Р . Н агап етян В .В . С м ирнов, п реп од аватели А рутю н ян Р об ерт А рм ен ови ч п реп од аватель З ан и м аем ая д о лж н о сть Г Б П О У К К « Н о в о к у б а н с к и й а г р а р н о -п о л и т е х н и ч е с к и й техн и кум М есто работы С и т н и к о в Д .Д . п р еп о д аватель З ан и м аем ая д о лж н о сть Г Б П О У К К «Т и х о р е ц к и й т е х н и к у м о т р а с л е в ы х тех н о л о ги й » М есто р аб о ты СОДЕРЖАНИЕ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4 11 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 14 2 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» 1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы: Учебная дисциплина «СГ.03. Безопасность жизнедеятельности» является обязательной частью социально-гуманитарного цикла примерной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по профессии 08.01.31 Электромонтажник электрических сетей и электрооборудования . Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01, 02, 04, 07. 1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины: В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания Код ОК, ПК Умения Знания ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам соблюдать нормы экологической безопасности на рабочем месте; использовать на рабочем месте средства индивидуальной защиты от поражающих факторов при ЧС актуальный профессиональный и социальный контекст поддержания безопасных условий жизнедеятельности, в том числе при возникновении ЧС; область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задач и/или проблем поддержания безопасных условий жизнедеятельности, в том числе при возникновении ЧС порядок применения современных средств и устройств информатизации и цифровых инструментов в обеспечении безопасности жизнедеятельности и защиты окружающей среды в процессе решения задач социальной и профессиональной деятельности ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде участвовать в работе коллектива, команды, взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами для создания человеко и психологические аспекты деятельности трудового коллектива и личности для минимизации опасностей и эффективного управления 3 ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени природозащитной среды осуществления профессиональной деятельности. действовать в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени; соблюдать правила поведения и порядок действий населения по сигналам гражданской обороны владеть общей физической и строевой подготовкой, навыками обязательной подготовки к военной службе; выполнять мероприятия доврачебной помощи пострадавшим; демонстрировать основы оказания первой доврачебной помощи пострадавшим; осуществлять профилактику инфекционных заболеваний; определять показатели здоровья и оценивать физическое состояние рисками ЧС на рабочем месте. нормы экологической безопасности при ведении профессиональной деятельности; основы военной безопасности и обороны государства; организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке; основы строевой, огневой и тактической подготовки; боевые традиции Вооруженных Сил России; характеристики поражений организма человека от воздействий опасных факторов; классификацию и общие признаки инфекционных заболеваний; факторы формирования здорового образа жизни Профессиональные компетенции Виды деятельности Монтаж электропроводок всех видов Код и наименование компетенции ПК 1.1. Выполнять работы по монтажу электропроводок всех видов (кроме проводок во взрывоопасных зонах) Показатели освоения компетенции Навыки: выполнения вспомогательных работ для монтажа проводных, кабельных, воздушных линий электропередач, осветительных приборов выполнения монтажа проводных, кабельных, воздушных линий электропередач различными способами в различных сооружениях и устройствах выполнения монтажа цепей заземления и зануления Умения пользоваться специальным инструментом и приспособлениями для монтажа проводных, кабельных, 4 воздушных линий электропередач пользоваться ручным и электрифицированным инструментом читать рабочие чертежи, электрические схемы, схемы (таблицы) соединений производить расчет сечений проводов и жил кабелей использовать электрические принципиальные и монтажные схемы укладывать кабели напряжением до 1 кВ в различных сооружениях и устройствах производить работы по монтажу проводных, кабельных, воздушных линий электропередач различными способами производить выбор типа электропроводок всех видов по условиям работы производить заземление элементов электропроводки производить расчет сечений проводов и жил кабелей использовать электрические принципиальные и монтажные схемы использовать измерительные и испытательные приборы производить сдачу в эксплуатацию после монтажа соблюдать требования охраны труда, пожарной и экологической безопасности при выполнении работ пользоваться первичными средствами пожаротушения и средствами индивидуальной защиты Знания правила подготовки к монтажу кабельной продукции способы, правила и технологию прокладки электропроводок различных видов; 5 ПК 1.2. Контролировать качество выполненных работ назначение и свойства материалов, используемых при монтаже электропроводок устройство воздушных линий электропередач и технологию их монтажа методы расчета параметров электрических цепей методы и технические средства измерения электрических характеристик электропроводки нормативные значения параметров электропроводок всех видов типы электропроводок и технологию их выполнения правила чтения электрических принципиальных и монтажных схем правила пользования электрифицированным инструментом правила установки деталей крепления правила прокладки стальных, пластмассовых труб в бороздах, по полу, стенам, фермам, колоннам, кабельных лотков, перфорированных монтажных профилей и стальных коробов правила монтажа сетей заземления и зануляющих устройств правила по охране труда и требования промышленной и пожарной безопасности, производственной санитарии при монтаже электропроводок требования охраны труда при работе на высоте Навыки: участия в приемо-сдаточных испытаниях монтажа электрической сети, измерении параметров и оценке качества монтажных работ Умения: использовать измерительные и испытательные приборы 6 ПК 1.3. Производить ремонт электропроводок всех видов производить измерения параметров электропроводки, характеризующих ее качество и надежность осуществлять контроль качества заземляющих устройств соблюдать требования охраны труда, пожарной и экологической безопасности при выполнении работ пользоваться первичными средствами пожаротушения и средствами индивидуальной защиты Знания: приборы для измерения параметров электрической сети порядок сдачи-приемки электрической сети объем и нормы приемо-сдаточных испытаний состав и оформление приемосдаточной документации правила по охране труда и требования промышленной и пожарной безопасности, производственной санитарии при монтаже электропроводок требования охраны труда при работе на высоте Навыки: обнаружения, демонтажа и ремонта поврежденных участков силовой электропроводки всех видов (кроме проводок во взрывоопасных зонах) выполнения демонтажа и несложного ремонта электропроводок всех видов (кроме проводок во взрывоопасных зонах) Умения пользоваться специальным инструментом и приспособлениями для монтажа проводных, кабельных, воздушных линий электропередач пользоваться ручным и электрифицированным инструментом читать рабочие чертежи, 7 электрические схемы, схемы (таблицы) соединений обнаруживать место повреждения электропроводок, демонтировать поврежденный участок электропроводки производить замену поврежденного участка электропроводки производить испытания электропроводки после ремонта измерять электрические характеристики электропроводки производить ремонт несложных повреждений проводки использовать для ремонта электропроводки инструменты и приспособления соблюдать требования охраны труда, пожарной и экологической безопасности при выполнении работ пользоваться первичными средствами пожаротушения и средствами индивидуальной защиты Знания типичные неисправности электрической сети методы и технические средства нахождения места повреждения электропроводки технология и техника обслуживания электрических сетей правила и технологию демонтажа поврежденного участка электропроводки технологию ремонта электропроводки методы и технические средства испытаний электропроводки правила по охране труда и требования промышленной и пожарной безопасности, производственной санитарии при монтаже электропроводок требования охраны труда при работе на высоте 8 Монтаж силового и ПК 2.1. Выполнять работы по осветительного монтажу осветительного электрооборудования оборудования Навыки: установки светильников различных типов патронов, выключателей и переключателей, розеток, предохранителей, автоматических выключателей, светорегуляторов и других электротехнических изделий и аппаратов Умения: пользоваться приборами, инструментами и приспособлениями применять средства индивидуальной защиты в зависимости от характера выполняемых работ подсоединять и крепить светильники с источниками света различных типов производить крепление и монтаж электроустановочных изделий, различных приборов и аппаратов производить расчет и выбор устройств защиты производить заземление и зануление осветительных приборов правила пробивки гнезд, отверстий и борозд по готовой разметке правила пользования электрифицированный инструментом требования охраны труда при работе на высоте правила подготовки поверхностей полов, стен, колонн, перекрытий для прокладки кабелей и установки электрооборудования типы источников света, их характеристики типы электроустановочных изделий, приборов и аппаратов, их устройство и характеристики организацию освещения жилых, административных, общественных и промышленных зданий схемы управления электрическим освещением 9 ПК 2.2. Выполнять работы по монтажу силового оборудования устройство, правила зарядки и установки светильников всех видов способы крепления и правила подключения электроустановочных изделий, других приборов и аппаратов правила заземления и зануления осветительных приборов правила безопасности при монтаже осветительных электропроводок и оборудования санитарные нормы и правила проведения работ Навыки: участия в организации монтажа силового электрооборудования, производстве заготовительных и подготовительных работ; участия в установке и подключении коммутационных аппаратов, токоограничивающих и грозозащитных аппаратов, измерительных трансформаторов, электродвигателей, другого силового оборудования Умения: производить подготовку силового электрооборудования к монтажу производить обработку проводов и кабелей для подсоединения к оборудованию устанавливать, выверять и регулировать положение, закреплять оборудование на месте монтажа выполнять подключение кабелей и проводов к силовому оборудованию пользоваться руководящими техническими материалами и типовыми картами технологических процессов монтажа силового оборудования выполнять заземление силового оборудования оценивать качество электромонтажных работ 10 производить приемосдаточные испытания монтажа силового электрооборудования производить сдачу электроустановок в эксплуатацию после монтажа Знания: состав и содержание технической документации на проведение электромонтажных работ критерии, параметры и методы оценки готовности оборудования к монтажу способы установки, регулировки положения и закрепления силового электрооборудования; руководящие технические материалы и типовые технологические процессы монтажа силового оборудования нормокомплект механизмов, приспособлений и инструментов для монтажа электрооборудования критерии оценки качества электромонтажных работ предельные значения параметров электрической сети, обеспечивающие ее нормальное функционирование порядок сдачи-приемки силового электрооборудования объем и нормы приемосдаточных испытаний состав и оформление приемосдаточной документации приборы для измерения качественных характеристик монтажа силового оборудования устройство и принцип действия силового оборудования типовые неисправности силового оборудования правила и технологию демонтажа силового оборудования порядок испытания оборудования после ремонта порядок сдачи в эксплуатацию 11 ПК 2.3 Выполнять наладку силового и осветительного электрооборудования. оборудования после ремонта инструменты и приспособления для ремонтных работ технику безопасности при монтаже силового электрооборудования Навыки: выполнения работ по вводу силовых систем в эксплуатацию на основании задания контроля мультиметром параметров подключенных силовых и осветительных устройств контроля подключения розеток, выключателей, устройств защитного отключения, автоматических выключателей контроля мультиметром напряжения в вводнораспределительном устройстве (главном распределительном щите) на вводных и выводных кабелях приборного контроля сопротивления изоляции кабелей и проводов проведения испытаний при наладке оборудования электроустановок и электроприводов переменного тока напряжением до 1 кВ с простыми схемами управления наладки электрических машин составления протоколов проверки и испытания электроустановок и электрооборудования программирования логических реле и контроллеров проверки и реализации алгоритмов программирования в соответствии с требованиями технического задания Умения: читать рабочие чертежи, электрические схемы, таблицы соединений, руководства по эксплуатации пользоваться электроизмерительными приборами, компьютерами, используемыми при 12 наладке пользоваться ручным и электрифицированным ручным инструментом, используемым при наладке визуально определять пригодность кабелей, проводки, коммутационной аппаратуры, других электротехнических приборов к дальнейшей эксплуатации измерять значения напряжения в различных точках сети проводить испытания и измерения параметров электрооборудования работать с различными типами логических реле и другого программируемого и настраиваемого оборудования соблюдать требования охраны труда, пожарной и экологической безопасности при выполнении работ пользоваться первичными средствами пожаротушения оказывать первую помощь пострадавшим в результате нарушения требований охраны труда или аварийной ситуации Знания руководства по эксплуатации, инструкции по наладке электротехнической аппаратуры, электроприводов переменного тока напряжением до 1 кВ с простыми схемами управления правила пользования электроизмерительными приборами условные изображения на чертежах и схемах общие вопросы испытания и наладки электрооборудования технология и техника работ по пуску и наладке электрических сетей средства и системы для производства наладочных работ (наладка аппаратов напряжением до 13 ПК 2.4 Контролировать качество выполненных работ 1 кВ) методы испытания и наладки электрооборудования виды и типы программируемого оборудования, логических реле и контроллеров методы настройки программируемого оборудования программные продукты для графического отображения алгоритмов безопасные условия труда и организации рабочего места при измерении, испытании и наладке электрооборудования Навыки: приемо-сдаточных испытаний монтажа осветительной сети, измерения параметров и в оценке качества монтажа осветительного и силового электрооборудования Умения: производить сдачу осветительной сети и силового электрооборудования в эксплуатацию после монтажа пользоваться приборами для измерения параметров осветительной сети и силового электрооборудования Знания: критерии оценки качества монтажа электрооборудования предельные значения параметров осветительной сети и электрооборудования, обеспечивающие ее нормальное функционирование приборы для измерения параметров осветительной сети и электрооборудования порядок сдачи-приемки электрооборудования и осветительной сети правила по охране труда и 14 ПК 2.5 Производить ремонт силового и осветительного электрооборудования требования промышленной и пожарной безопасности, производственной санитарии при монтаже электрооборудования правила безопасности при работе с инструментами и приспособлениями порядок оказания первой помощи пострадавшим при несчастных случаях на производстве Навыки: выполнения текущего технического обслуживания осветительных сетей и электрооборудования выполнения демонтажа и несложного ремонта осветительного и силового электрооборудования Умения: пользоваться приборами, инструментами и приспособлениями подбирать материалы и электромонтажные инструменты согласно сменному заданию устанавливать характер неисправности оборудования и его вероятную причину производить несложный ремонт силового оборудования производить демонтаж неисправного оборудования производить испытания оборудования после ремонта и сдачу его в эксплуатацию использовать монтажные схемы и чертежи оборудования пользоваться измерительными приборами при поиске неисправности пользоваться инструментами и приспособлениями при ремонте применять средства индивидуальной защиты в зависимости от характера выполняемых работ Знания типовые неисправности осветительных сетей и 15 Монтаж распределительных устройств и вторичных цепей ПК 3.1 Устанавливать и подключать распределительные устройства электрооборудования правила и технологию демонтажа осветительных сетей и электрооборудования порядок испытания осветительных сетей и электрооборудования после ремонта порядок сдачи в эксплуатацию осветительных сетей и электрооборудования после ремонта монтажные схемы и чертежи осветительных сетей и электрооборудования измерительные приборы инструменты и приспособления для ремонтных работ технику безопасности при ремонте осветительных сетей и электрооборудования Навыки: установки и подключения щитов, шкафов, ящиков, вводных и распределительных коробок и другого аналогичного оборудования Умения: производить установку и крепление щитов, шкафов, ящиков, распределительных устройств производить электрическое подключение щитов, шкафов, ящиков, распределительных устройств использовать при монтаже электрические принципиальные и монтажные схемы, другую проектную документацию использовать при монтаже инструменты, механизмы и приспособления применять средства индивидуальной защиты в зависимости от характера выполняемых работ оказывать первую помощь пострадавшим на производстве применять первичные средства 16 ПК 3.2 Устанавливать и подключать приборы и аппараты вторичных цепей пожаротушения в случае возникновения необходимости Знания: правила по охране труда и требования промышленной и пожарной безопасности, производственной санитарии при монтаже щитов, шкафов, ящиков, распределительных устройств состав и содержание технической документации на производство электромонтажных работ правила чтения электрических принципиальных и монтажных схем типы и конструкцию, технологию монтажа щитов, шкафов, ящиков, распределительных устройств техническую документацию для производства электромонтажных работ Навыки: выбора и установки выключателей, розеток, распаячных коробок различного исполнения подключения приборов и аппаратов вторичных цепей к распределительным устройствам и электрическим сетям Умения: правила чтения электрических принципиальных и монтажных схем электроустановок выбирать и устанавливать приборы и аппараты вторичных цепей производить подключение приборов и аппаратов вторичных цепей к электрической сети пользоваться инструментом для электромонтажных работ применять средства индивидуальной защиты Знания: правила безопасности при монтаже распределительных устройств и вторичных цепей 17 ПК 3.3 Устанавливать и подключать устройства и шкафы автоматизации условные обозначения элементов на электрических принципиальных и монтажных схемах типы проводов и кабелей, используемых при монтаже вторичных цепей типы электроустановочных изделий технологию выполнения монтажа приборов и аппаратов вторичных цепей различными способами требования к выполнению монтажа приборов и аппаратов вторичных цепей Навыки: подключения устройств и шкафов автоматизации настройки приборов и устройств автоматизации Умения: производить установку и крепление щитов и шкафов, автоматизации производить электрическое подключение щитов и шкафов автоматизации настраивать приборы и устройства автоматизации использовать при монтаже электрические принципиальные и монтажные схемы, другую проектную документацию использовать при монтаже инструменты, механизмы и приспособления применять средства индивидуальной защиты в зависимости от характера выполняемых работ Знания: типы и конструкцию, технологию монтажа щитов, шкафов автоматизации техническую документацию для производства электромонтажных работ правила по охране труда и требования промышленной и 18 ПК 3.4 Выполнять пусконаладочные работы, в том числе, программировать средства автоматизации ПК 3.5 Контролировать качество выполненных работ пожарной безопасности, производственной санитарии при монтаже щитов, шкафов автоматизации Навыки: проведения пусконаладочных работ (в том числе, программирование и настройка средств автоматизации) проверки предустановленных программ Умения: производить пусконаладочные работы, в том числе, программировать и настраивать устройства и приборы автоматизации читать алгоритмы и блок-схемы программ разрабатывать блок-схемы программ по заданным алгоритмам работы электроустановки применять средства индивидуальной защиты в зависимости от характера выполняемых работ Знания: общие требования к проведению пусконаладочных работ основы программирования программируемых логических реле и контроллеров методики настройки приборов и аппаратов среднего уровня автоматизации правила по охране труда и требования промышленной и пожарной безопасности, производственной санитарии при проведении пусконаладочных работ Навыки: выполнения приемо-сдаточных испытаний монтажа щитов, шкафов, ящиков, распределительных устройств, в том числе устройств автоматизации измерения параметров и оценки 19 ПК 3.6 Производить ремонт распределительных устройств и вторичных цепей качества монтажных работ и надежности контактных соединений Умения: оценивать качество электромонтажных работ и надежность контактных соединений; производить приемо-сдаточные испытания монтажа щитов, шкафов, ящиков, распределительных устройств, в том числе устройств автоматизации пользоваться приборами для измерения параметров электрических цепей применять средства индивидуальной защиты в зависимости от характера выполняемых работ Знания: критерии оценки качества электромонтажных работ порядок сдачи-приемки щитов, шкафов, ящиков, распределительных устройств, в том числе устройств автоматизации объем и нормы приемо-сдаточных испытаний состав и оформление приемосдаточных документов Навыки: выполнения демонтажа и несложного ремонта щитов, шкафов, ящиков, распределительных устройств, в том числе устройств автоматизации Умения: устанавливать причину неисправности щитов, шкафов, ящиков, распределительных устройств, в том числе устройств автоматизации производить демонтаж неисправных участков цепей, оборудования, приборов и аппаратов производить несложный ремонт элементов щитов, шкафов, ящиков, 20 распределительных устройств, в том числе устройств автоматизации пользоваться при ремонте электрическими принципиальными и монтажными схемами применять средства индивидуальной защиты в зависимости от характера выполняемых работ Знания: типовые неисправности щитов, шкафов, ящиков, распределительных устройств, в том числе устройств автоматизации методы обнаружения неисправных приборов и аппаратов типы и методику применения контрольно-измерительных приборов 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем в часах Объем образовательной программы учебной дисциплины 36 в т.ч. в форме практической подготовки 14 в т. ч.: теоретическое обучение 22 практические занятия 14 Самостоятельная работа 1 2 Промежуточная аттестация 1 Самостоятельная работа в рамках образовательной программы планируется образовательной организацией в соответствии с требованиями ФГОС СПО в пределах объема учебной дисциплины в количестве часов, необходимом для выполнения заданий самостоятельной работы обучающихся, предусмотренных тематическим планом и содержанием учебной дисциплины 21 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Наименование разделов и тем Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся Объем, акад. ч / в том числе в форме практической подготовки, акад. ч 1 2 3 Раздел 1. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности и поведение человека в чрезвычайных ситуациях Тема 1.1. Содержание учебного материала Теоретические Цели и задачи изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». основы Разновидности опасностей современного мира. Защита человека и окружающей среды безопасности от опасностей. Сущность понятия «безопасность жизнедеятельности». Возникновение жизнедеятельности и развитие научных представлений о человеко- и природо-защитной деятельности. Представление о системе «человек – среда обитания», ее структуре и функциональных связях. Системы безопасности и их структура. Вред, ущерб – виды и характеристики. Нормы экологической безопасности при ведении профессиональной деятельности. Способы минимизации угрозы потерь, вызываемых нарушениями норм безопасности жизнедеятельности на рабочем месте. Алгоритмы поддержания безопасных условий жизнедеятельности на рабочем месте2 Тема 1.2. Содержание учебного материала Безопасное Понятие и общая классификация чрезвычайных ситуаций. ЧС природного, поведение человека техногенного и социального характера. Общие правила безопасного поведения в ЧС и в чрезвычайных особенности безопасного поведения в процессе выполнения профессиональных Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы 4 8 2 ОК 01, 02, 04, 07 ПК.1-3 2 6 ОК 01, 02, 04, 07 ПК.1-3 2 2 Здесь и далее общие алгоритмические предписания по поддержанию безопасных условий жизнедеятельности и действий в ЧС конкретизируется самостоятельно разработчиками РПД применительно к специфике осваиваемой обучающимися профессиональной деятельности и типичных опасностей которые могут возникать в процессе ее осуществления 22 ситуациях функций. Действия населения по сигналам гражданской обороны Порядок применения современных средств и устройств информатизации и цифровых инструментов в обеспечении безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях в процессе выполнения профессиональных функций В том числе практических занятий Использование на рабочем месте средств индивидуальной защиты от поражающих факторов при ЧС Правила поведения и действия по сигналам гражданской обороны Раздел 2. Основы военной службы и медицинской подготовки Модуль «Основы военной службы» (для юношей)» Тема 2.1. Содержание учебного материала Основы военной Россия в современном мире, оборона страны как обязательное условие мирного безопасности социально-экономического развития Российской Федерации и обеспечение её военной Российской безопасности. Военная служба в исторической ретроспективе и перспективе. Виды Федерации Вооруженных Сил Российской Федерации, рода войск, история их создания, их 4 2 2 28 28 2 ОК 01, 02, 04, 07 ПК.1-3 ОК 01, 02, 04, 07 ПК.1-3 ОК 01, 02, 04, 07 ПК.1-3 2 основные задачи. Руководство и управление Вооруженными Силами. Организация обороны Российской Федерации Тема 2.2. Организационные и правовые основы военной службы в Российской Федерации Содержание учебного материала 4 Военная служба как вид федеральной государственной службы и разновидность профессиональной служебной деятельности: особенности и предназначение. Правовой статус военнослужащих. Права и обязанности военнослужащих. Социальное обеспечение военнослужащих. Понятие и сущность воинской обязанности. Воинский учет граждан. Призыв граждан на военную службу. Медицинское освидетельствование и обследование граждан при постановке их на воинский учет и при призыве на военную службу. Обязательная и добровольная подготовка граждан к военной службе. Начало, срок и окончание военной службы. Увольнение с военной службы. Прохождение военной службы по призыву, по контракту. Альтернативная гражданская служба. Ответственность военнослужащих. 2 ОК 01, 02, 04, 07 ПК.1-3 23 Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации В том числе практических занятий Самоподготовка будущего призывника к осуществлению военной деятельности Тема 2.3. Основы строевой и физической подготовки Содержание учебного материала Строевая подготовка: строи и управление ими, строевые приемы и движение без оружия, строевые приемы и движение с оружием, выполнение воинского приветствия, выход из строя и возвращение в строй, подход к начальнику и отход от него, строи отделения, действия военнослужащих у автомобилей и на автомобилях. Цель и задачи физической подготовки, содержание, средства физической подготовки. Этапы проведения физической подготовки военнослужащих. Техника выполнения физических упражнений и формирования двигательных навыков. Основные формы проведения физической подготовки: учебные занятия, утренняя физическая зарядка, попутные физические тренировки В том числе практических занятий Строевая и физическая подготовка Тема 2.4. Основы огневой подготовки Тема 2.5. Основы тактической подготовки Тема 2.6. Основы военной Содержание учебного материала 2 2 6 2 4 4 4 Понятие «огневая подготовка». Требования к организации, порядку и мерам безопасности во время стрельб и тренировок. Правила безопасного обращения с оружием. Изучение условий выполнения упражнения начальных стрельб из стрелкового оружия. Способы удержания оружия и правильность прицеливания. Материальная часть автомата Калашникова, разборка, сборка, чистка, смазка и хранение автомата, осмотр и подготовка автомата к стрельбе, ведение огня из автомата, ручные осколочные гранаты 2 В том числе практических занятий Отработка начальных навыков обращения с оружием Содержание учебного материала 2 2 2 Основы общевойскового боя. Основные понятия общевойскового боя (бой, удар, огонь, маневр). Виды маневра. Походный, предбоевой и боевой порядок действия подразделений. Оборона, ее задачи и принципы. Наступление, задачи и способы 2 Содержание учебного материала Местность как элемент боевой обстановки. Тактические свойства местности, ОК 01, 02, 04, 07 ПК.1-3 2 2 ОК 01, 02, 04, 07 ПК.1-3 ОК 01, 02, 04, 07 ПК.1-3 ОК 01, 02, 04, 07 ПК.1-3 24 топографии основные её разновидности и влияние на боевые действия войск. Сезонные изменения тактических свойств местности. Типы укрытий на разных типах местности (горная, степь, лес и т.д.) Тема 2.7. Основы инженерной подготовки Содержание учебного материала 2 Порядок оборудования позиции отделения. Назначение, размеры и последовательность оборудования окопа для стрелка. Шанцевый инструмент, его назначение, применение и сбережение 2 Тема 2.8. Основы военномедицинской подготовки. Тактическая медицина Содержание учебного материала 4 Виды боевых ранений и опасность их получения. Состав и назначение штатных и подручных средств первой помощи. Алгоритм оказания первой помощи при различных состояниях, в т.ч. боевых ранений. Условные зоны оказания первой помощи: характеристика особенностей «красной», «желтой» и «зеленой» зон. Объем мероприятий первой помощи в каждой зоне. Порядок выполнения мероприятий первой помощи в каждой зоне. 2 В том числе практических занятий 2 Общие принципы оказания первой медико-санитарной помощи. Методы доврачебной реанимации 2 Содержание учебного материала 2 Боевое Знамя части – символ воинской чести, доблести и славы. Боевые традиции Вооруженных сил РФ. Ордена – почетные награды за воинские отличия в бою и заслуги в военной службе. Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации. Патриотизм и верность воинскому долгу. Дружба, войсковое товарищество. 2 Тема 2.9. Символы воинской чести. Боевые традиции Вооруженных Сил России Модуль «Основы медицинских знаний» (для девушек) Тема 2.1. Содержание учебного материала Общие правила Оценка состояния пострадавшего. Общая характеристика поражений организма оказания первой человека от воздействия опасных факторов. Общие правила и порядок оказания первой помощи медицинской помощи. Первая доврачебная помощь при различных повреждениях и состояниях организма. Транспортная иммобилизация пострадавших при различных повреждениях В том числе практических занятий и 28 12 ОК 01, 02, 04, 07 ПК.1-3 ОК 01, 02, 04, 07 ПК.1-3 ОК 01, 02, 04, 07 ПК.1-3 ОК 01, 02, 04, 07 ПК.1-3 6 транспортирование 6 25 Общие принципы оказания первой медико-санитарной помощи. Методы доврачебной реанимации Первая помощь при отсутствии сознания, при остановке дыхания и отсутствии кровообращения (остановке сердца) Первая помощь при наружных кровотечениях, при травмах различных областей тела Первая помощь при ожогах и воздействии высоких температур, при воздействии низких температур Первая помощь при попадании инородных тел в верхние дыхательные пути, при отравлениях Тема 2.2. Профилактика инфекционных заболеваний Тема 2.3. Обеспечение здорового образа жизни 2 1 1 1 1 Содержание учебного материала 8 Из истории инфекционных болезней. Классификация инфекционных заболеваний. Общие признаки инфекционных заболеваний. Естественный микробный фон кожи. Патогенные микроорганизмы. Бессимптомная латентная инфекция. Инфекционные заболевания и бациллоносительство. Периоды протекания инфекционных заболеваний. Воздушно-капельные инфекции. Желудочно-кишечные инфекции. Пищевые отравления бактериальными токсинами. Определение понятия «иммунитет». Виды и подвиды иммунитета. Антигены и антитела. Формы приобретенного иммунитета. Иммунитет и восприимчивость к инфекционным заболеваниям. Методы иммунопрофилактики. Общие принципы профилактики инфекционных заболеваний. 6 В том числе практических занятий 2 Правила госпитализации инфекционных больных 2 Содержание учебного материала 8 Здоровье и факторы его формирования. Здоровый образ жизни и его составляющие. Двигательная активность и здоровье. Питание и здоровье. Вредные привычки. Факторы риска. Понятие об иммунитете и его видах 6 В том числе практических занятий 2 Показатели здоровья и факторы, их определяющие 1 Оценка физического состояния 1 2 36 Промежуточная аттестация Всего: ОК 01, 02, 04, 07 ПК.1-3 ОК 01, 02, 04, 07 ПК.1-3 26 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Для реализации программы учебной дисциплины предусмотрены следующие специальные помещения: Кабинет «Безопасность жизнедеятельности», оснащенный: − оборудованием: Посадочные места обучающихся: столов -13шт., стульев- 26 шт.. Рабочее место преподавателя: стол и стул -1шт., персональный компьютер с выходом в интернет-1 шт., телевизор1 шт. принтер-1 шт., доска классная (меловая)-1 шт., рециркулятор-1 шт., шкафы для хранения учебных пособий-3 шт. Интерактивный тир – 1шт., Нормативные документы в актуальной редакции: - Конституция Российской Федерации - Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» - Федеральный закон «О гражданской обороне» - Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» - Федеральный закон «О пожарной безопасности» - Федеральный закон «О радиационной безопасности населения» - Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» - Федеральный закон «О противодействии терроризму» Плакаты/стенды: Стенд с изображением Государственной символики Российской Федерации; Комплект демонстрационных учебных таблиц по предметной области (например, действия населения при авариях и катастрофах; гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций; правила оказания первой помощи; правила поведения в ЧС природного и техногенного характера; противодействие терроризму и экстремизму; умей действовать при пожаре; действия населения при стихийных бедствиях; иные, связанные с различными тематиками дисциплин ОБЗР/БЖ) Специальные технические средства. Модели Система хранения тренажеров; Сейф оружейный; Цифровая лаборатория по основам безопасности жизнедеятельности; Мини-экспресс-лаборатории радиационно-химической разведки; Дозиметр; Газоанализатор кислорода и токсичных газов с цифровой индикацией показателей; Защитный костюм; Измеритель электропроводности, кислотности и температуры; Компас-азимут; Противогаз взрослый, фильтрующе-поглощающий; Самоспасатель фильтрующий и изолирующий (СПИ-20, СПФ и т.д.) Респиратор; Макет гранат Ф-1 и РДГ-5; Комплект массо-габаритных моделей оружия; Магазин к автомату Калашникова с учебными патронами; Стрелковый тренажер; Макет простейшего укрытия в разрезе; Макет БПЛА; Тренажер для оказания первой помощи на месте происшествия; Имитаторы ранений и поражений для тренажера-менекена; Тренажер для освоения навыков сердечно-легочной реанимации взрослого и ребенка; Образцы первичных средств пожаротушения, огнетушителей; Лабораторно-технологическое оборудование для оказания первой помощи (дыхательная трубка (воздуховод), гипотермический пакет, индивидуальный перевязочный пакет, индивидуальный противохимический пакет, бинт марлевый медицинский нестерильный, вата медицинская компрессная, косынка медицинская (перевязочная), повязка медицинская большая стерильная, повязка медицинская малая стерильная, булавка безопасная, жгут кровоостанавливающий эластичный, комплект шин складных средний, шины проволочные (лестничные) для ног и рук, носилки санитарные, лямка медицинская носилочная, пипетка, термометр электронный для измерения температуры тела, иное). Площадки для практических занятий: 28 Военизированная полоса препятствий в соответствии с требованиями начальной военной подготовки или элементы полосы препятствий; Площадка для занятий строевой подготовкой при проведении учебных сборов и в рамках практических занятий. 3.2. Информационное обеспечение реализации программы Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации имеет печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом список, может быть дополнен новыми изданиями. 3.2.1. Основные печатные издания 1. Безопасность жизнедеятельности : учебник и практикум для среднего профессионального образования / С. В. Абрамова [и др.] ; под общей редакцией В. П. Соломина. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 399 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-02041-0. — Текст: непосредственный. 2. Белов, С. В. Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды (техносферная безопасность) : учебник для среднего профессионального образования / С. В. Белов. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 638 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-16455-8. — Текст: непосредственный. 3. Мисюк, М. Н. Основы медицинских знаний : учебник и практикум для среднего профессионального образования / М. Н. Мисюк. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 499 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-53400398-7. — Текст: непосредственный. 4. Микрюков, В. Ю., Основы военной службы : учебник / В. Ю. Микрюков, В. Г. Шамаев. — Москва : КноРус, 2023. — 505 с. — ISBN 978-5-406-11238-0. — Текст: непосредственный. 3.2.2. Основные электронные издания 1. Михаилиди, А. М. Безопасность жизнедеятельности и охрана труда на производстве : учебное пособие для СПО / А. М. Михаилиди. – Саратов, Москва : Профобразование, Ай Пи Ар Медиа, 2021. – 111 c. – ISBN 978-5-4488-0964-4, 978-5-4497-0809-0. – Режим доступа: для авторизир. пользователей. - DOI: https://doi.org/10.23682/100492 2. Родионова, О. М. Медико-биологические основы безопасности. Охрана труда : учебник для среднего профессионального образования / О. М. Родионова, Д. А. Семенов, Е. В. Аникина. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 583 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-16109-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/530443 . 3.2.3. Дополнительные источники 1.Официальный сайт МЧС РФ [Электронный ресурс]. URL: http://www.mchs.gov.ru. 2. Суворова, Г. М. Психологические основы безопасности : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Г. М. Суворова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : 29 Издательство Юрайт, 2023. — 183 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-53409277-6. — Текст: непосредственный. 3. Энциклопедия безопасности жизнедеятельности [Электронный ресурс]. - www.бжд.рф 4. Косолапова, Н. В., Безопасность жизнедеятельности.Практикум : учебное пособие / Н. В. Косолапова, Н. А. Прокопенко. — Москва : КноРус, 2023. — 155 с. — ISBN 978-5-40611522-0. —Текст: непосредственный. 5. Основы медицинских знаний (анатомия, физиология, гигиена человека и оказание первой помощи при неотложных состояниях): учебное пособие ; под ред. И. В. Гайворонского / И. В. Гайворонский, Г. И. Ничипорук, А. И. Гайворонский, С. В. Виноградов – 3-е изд., испр. и доп. – Санкт-Петербург : СпецЛит, 2021. – 311 с. – (Профессиональное образование). –Текст: непосредственный. 6. Резчиков, Е. А. Безопасность жизнедеятельности : учебник для среднего профессионального образования / Е. А. Резчиков, А. В. Рязанцева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 639 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-13550-3. — Текст: непосредственный. 30 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Результаты обучения Критерии оценки Перечень знаний, осваиваемых в рамках дисциплины Знать: актуальный владеет знаниями о профессиональный и условиях социальный контекст безопасных поддержания безопасных жизнедеятельности, в том числе возникновении условий жизнедеятельности, в при том числе при возникновении чрезвычайных ситуаций мирного чрезвычайных ситуаций и военного времени; знает порядок применения мирного и военного времени; средств и порядок применения современных современных средств и устройств информатизации и инструментов в устройств информатизации и цифровых безопасности цифровых инструментов в обеспечении обеспечении безопасности жизнедеятельности и защиты жизнедеятельности и защиты окружающей среды в процессе окружающей среды в процессе решения задач социальной и решения задач социальной и профессиональной деятельности ориентируется в профессиональной психологических аспектах деятельности; трудового психологические аспекты деятельности деятельности трудового коллектива и личности для коллектива и личности для минимизации опасностей и минимизации опасностей и эффективного управления эффективного управления рисками ЧС на рабочем месте. рисками ЧС на рабочем месте; знает нормы экологической нормы экологической безопасности при ведении безопасности при ведении профессиональной деятельности; профессиональной деятельности Перечень умений, осваиваемых в рамках дисциплины Уметь: демонстрирует умение выявлять выявлять и эффективно и эффективно искать искать информацию, информацию, необходимую для необходимую для решения решения задач и/или проблем задач и/или проблем поддержания безопасных поддержания безопасных условий жизнедеятельности, в условий жизнедеятельности, в том числе при возникновении том числе при возникновении ЧС; ЧС; эффективно участвует в работе участвовать в работе коллектива, команды, Письменный и устный опрос. Тестирование. Оценка результатов выполнения практических работ Промежуточная аттестация Экспертное наблюдение за ходом выполнения практических работ. Оценка результатов выполнения практических работ 31 коллектива, команды, взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами для создания человеко - и природо-защитной среды осуществления профессиональной деятельности; действовать в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени; соблюдать нормы экологической безопасности на рабочем месте; использовать на рабочем месте средства индивидуальной защиты от поражающих факторов при ЧС; соблюдать правила поведения и порядок действий населения по сигналам гражданской обороны взаимодействует с коллегами, руководством, клиентами для создания человеко - и природозащитной среды осуществления профессиональной деятельности; соблюдает нормы экологической безопасности на рабочем месте; правильно использует на рабочем месте средства индивидуальной защиты от поражающих факторов при ЧС правильно соблюдает правила поведения и порядок действий населения по сигналам гражданской обороны Перечень знаний, осваиваемых в рамках модуля «Основы военной службы» (юноши) Знать: Письменный и основы военной демонстрирует знания об устный опрос. безопасности и обороны основах военной безопасности и Тестирование. государства; обороны государства; Оценка результатов организацию и порядок не уклоняется от службы в выполнения призыва граждан на военную рядах ВС РФ; практических работ демонстрирует владение службу и поступления на нее в Промежуточная основами строевой, огневой и добровольном порядке; аттестация основы строевой, огневой и тактической подготовки; тактической подготовки; применяет профессиональные при исполнении область применения знания обязанностей военной службы; получаемых демонстрирует знания боевых профессиональных знаний при исполнении обязанностей традиций Вооруженных Сил России военной службы; боевые традиции Вооруженных Сил России Перечень умений, осваиваемых в рамках модуля «Основы военной службы» (юноши) 32 Уметь: владеть общей физической и строевой подготовкой, навыками обязательной подготовки к военной службе; выполнять мероприятия доврачебной помощи пострадавшим демонстрирует общую физическую и строевую подготовку, навыки обязательной подготовки к военной службе; быстро и правильно выполняет мероприятия первой доврачебной помощи пострадавшим Экспертное наблюдение за ходом выполнения практических работ. Оценка результатов выполнения практических работ Перечень знаний, осваиваемых в рамках модуля «Основы медицинских знаний» (для девушек) Знать: Письменный и устный опрос. характеристики поражений владеет знаниями о организма человека от последствиях поражений Оценка результатов воздействий опасных организма выполнения человека от практических работ факторов; воздействий опасных факторов; классификацию и общие демонстрирует приемы признаки инфекционных оказания первой медико-санитарной помощи, владеет методами заболеваний; доврачебной реанимации; факторы формирования правильно классифицирует здорового образа жизни инфекционные заболевания демонстрирует знания основ здорового образа жизни Перечень умений, осваиваемых в рамках модуля «Основы медицинских знаний» (для девушек) Уметь: Экспертное демонстрировать основы демонстрирует основы наблюдение за оказания первой доврачебной оказания первой доврачебной ходом выполнения помощи пострадавшим помощи пострадавшим практических работ. осуществлять профилактику владеет принципами Оценка результатов инфекционных заболеваний; профилактики инфекционных выполнения определять показатели заболеваний; практических работ здоровья и оценивать определяет показатели физическое состояние здоровья и оценивает физическое состояние 33