МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ «КРОПОТКИНСКИЙ ТЕХНИКУМ ТЕХНОЛОГИЙ И ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА» Комплект оценочных средств по общепрофессиональной дисциплине для текущего контроля и промежуточной аттестации в виде экзамена ОП.01. Электротехника Программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии (ППКРС) 08.01.31 Электромонтажник электрических сетей и электрооборудования Кропоткин, 2024 Рассмотрен педагогическим советом протокол № 13 от 27 мая 2024г Рассмотрен на методической комиссии № 10 от 23 мая 2024ц В.М. Волкович председатель Комплект оценочных средств для текущего контроля и промежуточной аттестации в виде экзамена по дисциплине ОП.01. Электротехника программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 08.01.31 Электромонтажник электрических сетей и электрооборудования, разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 08.01.31 Электромонтажник электрических сетей и электрооборудования, утвержденного приказом Министерства просвещения России № 966 от 11 ноября 2022 года, зарегистрирован Министерством юстиции России (рег. № 71635 от 19 декабря 2022г.), укрупненной группы профессий 08.00.00 Техника и технологии строительства и рабочей программы общепрофессиональной дисциплины ОП.01 Электротехника, разработчик Волкович В.М. 2024г. Положением о периодичности и порядке текущего контроля знаний и промежуточной аттестации, обучающихся ГБПОУ "КТТ и ЖТ". Организация-разработчик: государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Кропоткинский техникум технологий и железнодорожного транспорта». Рецензенты от работодателя: ПК «Вега» электролаборатории ПК «Вега» Рецензия комплекта оценочных средств по дисциплине ОП.01 Электротехника Комплект оценочных средств предназначен для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших общепрофессиональную дисциплину по профессии 08.01.31 Электромонтажник электрических сетей и электрооборудования Комплект разработан на основании рабочей программы. Содержит: Паспорт комплекта оценочных средств: область применения и сводные данные об объектах оценивания, основных показателях оценки результатов и их критериев, типах заданий, форме аттестации; Комплект оценочных средств содержит задания для проведения промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачета. Оценочные средства для промежуточной аттестации представлены в полном объеме. Виды оценочных средств, включенных в представленный комплект, отвечают основным принципам формирования общих и профессиональных компетенций. Комплект представляет собой в целом качественный продуманный материал, который структурирован в соответствии с содержанием рабочей программы. Представленный комплект оценочных средств соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования. КОС позволяет развивать у студентов общие и профессиональные компетенции. Разработанный и представленный для экспертизы комплект оценочных средств рекомендуется к использованию в учебном процессе. Рецензент: Председатель ПК «Вега» Квалификация по диплому: Инженер по специальности электротехнические системы и сети Малимонов А.Ю. Рецензия комплекта оценочных средств по дисциплине ОП.01 Электротехника Комплект оценочных средств предназначен для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших общепрофессиональную дисциплину по профессии 08.01.31 Электромонтажник электрических сетей и электрооборудования Комплект разработан на основании рабочей программы. Содержит: Паспорт комплекта оценочных средств: область применения и сводные данные об объектах оценивания, основных показателях оценки результатов и их критериев, типах заданий, форме аттестации; Комплект оценочных средств содержит задания для проведения промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачета. Оценочные средства для промежуточной аттестации представлены в полном объеме. Виды оценочных средств, включенных в представленный комплект, отвечают основным принципам формирования общих и профессиональных компетенций. Комплект представляет собой в целом качественный продуманный материал, который структурирован в соответствии с содержанием рабочей программы. Представленный комплект оценочных средств соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования. КОС позволяет развивать у студентов общие и профессиональные компетенции. Разработанный и представленный для экспертизы комплект оценочных средств рекомендуется к использованию в учебном процессе. Начальник Рецензент: электролаборатории ПК «Вега» Войкин Ю.П. Производственный кооператив «ВЕГА» ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ 352380, Краснодарский край. Кропоткин, ул. Московская. 273 «23»чмви КПП 231301001 Квалификация по диплому: Горный инженер - электромеханик 1. Общие положения Контрольно-оценочные средства (КОС) являются составной частью образовательной программы среднего профессионального образования по подготовке квалифицированных рабочих по профессии 08.01.31 Электромонтажник электрических сетей и электрооборудования, освоивших программу учебной дисциплины «Электротехника». КОС включают контрольные материалы для проведения аттестации. КОС разработаны на основании: Положения о Фонде оценочных средств (ФОС); Рекомендаций по разработке контрольно-оценочных средств (КОС); Рабочей программы учебной дисциплины. ПАСПОРТ ОЦЕНОЧНОГО СРЕДСТВА 1..1 Область применения комплекта оценочных средств КОС для промежуточной аттестации направлены на проверку и оценивание результатов обучения, знаний и умений. 1.2. Сводные данные об объектах оценивания, основных показателях оценки результатов и их критериев, типах заданий, формах аттестации Результаты освоения (объекты оценивания) ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам; ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности; ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие; ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами; Основные показатели оценки результата и их критерии - сборка электрических схем; - обоснованный выбор соответствующих инструментов и приборов; - сборка электрических схем; - обоснованный выбор соответствующих инструментов и Тип задания; № задания Текущий контроль Устный Письменный, Тестирование, экспертная оценка внеаудиторной самостоятельной работы Форма аттестаци и (в соответств ии с учебным планом) Экзамен ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста; ОК 06. Проявлять гражданскопатриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей; ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях; ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности; ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности; ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках; ОК 11. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере. ПК 1.1. Выполнять работы по монтажу электропроводок всех видов (кроме проводок во взрывоопасных зонах); ПК 1.2. Устанавливать светильники всех видов, различные электроустановочные изделия и аппараты; ПК 1.3. Контролировать качество выполненных работ; ПК 1.4. Производить ремонт осветительных сетей и оборудования. ПК 2.1. Прокладывать кабельные линии различных видов; ПК 2.2. Производить ремонт кабелей; ПК 2.3. Проверять качество выполненных работ. ПК 3.1. Производить подготовительные работы; ПК 3.2. Выполнять различные типы соединительных электропроводок; ПК 3.3. Устанавливать и подключать приборов; - сборка электрических схем; - обоснованный выбор соответствующих инструментов и приборов; - сравнение измеренных величин с параметрами; - умение делать правильные выводы и обобщения; - точность проведения технических измерений соответствующим инструментом и приборами; - правильный подбор оборудования обоснованный выбор соответствующих инструментов и приборов; - умение делать правильные выводы и обобщения; Контроль качества выполняемых работ. - соблюдение требований безопасности труда; распределительные устройства; ПК 3.4. Устанавливать и подключать приборы и аппараты вторичных цепей; ПК 3.5. Проверять качество и надежность монтажа распределительных устройств и вторичных цепей; ПК 3.6. Производить ремонт распределительных устройств и вторичных цепей. 2.2. Задания текущего контроля. Электрические цепи постоянного тока. 1. Из каких элементов состоит электрическая цепь? 2. Приведите примеры источников ЭДС. 3. Укажите различие между линейными и нелинейными элементами электрической цепи. Условия выполнения задания 1. Место выполнения задания в учебном кабинете 2. Максимальное время выполнения задания: 10минут. 3.Вы можете воспользоваться необходимыми схемами. Закон Ома для цепи постоянного тока. Последовательное и параллельное соединение приёмников энергии. 1. Назовите виды соединений нагрузки в электрических цепях. 2. Чему равен общий ток цепи при параллельном подключении нагрузки? 3. Чему равно общее сопротивление цепи при последовательном подключении нагрузки? 4. Как распределяется ток в цепи между параллельными ветвями? 5. Как рассчитывается эквивалентное сопротивление цепи последовательном соединении? 6. Как рассчитывается эквивалентное сопротивление цепи параллельном соединении? 7.В чем заключается преимущество параллельного подключения нагрузки? 8.Как рассчитывается проводимость цепи параллельном соединении? Условия выполнения задания 1. Место выполнения задания в учебном кабинете 2. Максимальное время выполнения задания: 10минут. 3.Вы можете воспользоваться необходимыми схемами. Первый закон Кирхгофа. 1. Сформулируйте первый закон Кирхгофа. 2. По каким правилам производится расчет токов и напряжений электрической цепи? 3.В чем заключается метод эквивалентных преобразований участков цепи? Условия выполнения задания 1. Место выполнения задания в учебном кабинете 2. Максимальное время выполнения задания: 10минут. 3.Вы можете воспользоваться необходимыми схемами. Второй закон Кирхгофа. 1. Сформулируйте второй закон Кирхгофа. В любом замкнутом контуре электрической цепи алгебраическая сумма ЭДС равна алгебраической сумме падений напряжений на всех его участках , где n – число источников ЭДС в контуре; m – число элементов с сопротивлением Rк в контуре; Uк = RкIк – напряжение или падение напряжения на к-м элементе контура. Задача 1 Дана схема, и известны сопротивления резисторов и ЭДС источников. Требуется найти используя законы Кирхгофа. Условия выполнения задания токи в ветвях, 1. Место выполнения задания в учебном кабинете 2. Максимальное время выполнения задания: 10минут. 3.Вы можете воспользоваться необходимыми схемами. Второй закон Кирхгофа. Смешанное соединение приемников электроэнергии. 1.Какое соединение приемников энергии называется смешанным? 2. Вычислите эквивалентное сопротивление электрической цепи, приведенной на рисунке, если R1=2 Ом, R2=3 Ом, R3 =5 Ом, R4 =R5=10 Ом Выполнение расчета линейных электрических цепей с применением законов Ома и Кирхгофа. Расчет цепи с одним источником питания Задача 1. В цепи, схема которой приведена на рис. , ЭДС аккумуляторной батареи Е = 78 В, ее внутреннее сопротивление r0 = 0,5 Ом. Сопротивления резисторов R1 = 10 Ом, R2 = 5 Ом, R3 = 4 Ом. Вычислить токи во всех ветвях цепи и напряжения на зажимах батареи и на каждом их резисторов. Дополнительные вопросы к задаче 1. Как проверить правильность решения задачи? 2. Каким будет напряжение на зажимах источника, при обрыве в цепи резистора R3? 3. Каким будет ток в цепи источника при коротком замыкании на его зажимах? 4. Как изменятся токи в схеме при увеличении R1? Условия выполнения задания 1. Место выполнения задания в учебном кабинете 2. Максимальное время выполнения задания: 1 академический час (45 минут). 3.Вы можете воспользоваться необходимыми схемами, таблицами. Выполнение расчета сопротивления цепи. Выполните задания: а) Рассчитайте общее электрическое сопротивление участка цепи б) Рассчитайте общее электрическое сопротивление участка цепи в) Рассчитайте общее электрическое сопротивление участка цепи 1. Место выполнения задания в учебном кабинете 2. Максимальное время выполнения задания: 1 академический час (30 минут). 3.Вы можете воспользоваться необходимыми схемами, таблицами. Выполнение расчета емкости цепи. Задача 1. Определить заряд и энергию каждого конденсатора на рис. 2, если система подключена в сеть с напряжением U = 240 В. Емкости конденсаторов: C1 =50 мкФ; C2 =150 мкФ; C3 =300 мкФ. Рис. 2 Условия выполнения задания 1. Место выполнения задания в учебном кабинете 2. Максимальное время выполнения задания: 1 академический час (45 минут). 3.Вы можете воспользоваться необходимыми схемами, таблицами. Магнитные цепи. Электромагнитная индукция. 1. Какие материалы называются парамагнитными, диамагнитными. ферромагнитными? 2. Как определяется направление магнитной индукции проводника с током? 3. В каких единицах измеряется магнитная индукция, магнитный поток, напряженность магнитного поля? Условия выполнения задания 1. Место выполнения задания в учебном кабинете 2. Максимальное время выполнения задания: 10минут. 3.Вы можете воспользоваться необходимыми схемами. Законы магнитной цепи. Электромагнитная индукция. 1. По каким законам производится расчет магнитной цепи? 2. Что называют магнитодвижущей силой, магнитным напряжением? 3. Как зависит В от Н для электротехнической стали? 4. Сформулируйте закон электромагнитной индукции. 5. Сформулируйте правило Ленца. 6. Опишите явление самоиндукции. Условия выполнения задания 1. Место выполнения задания в учебном кабинете 2. Максимальное время выполнения задания: 10минут. 3.Вы можете воспользоваться необходимыми схемами. Выполнение расчета электромагнитной индукции. Задание1. Магнитный поток внутри катушки с числом витков равным 400, за 0,2 с изменился от 0,1 Вб до 0,9 Вб. Определить ЭДС, индуцируемую в катушке. Задание 2. Определить магнитный поток, проходящий через прямоугольную площадку со сторонами 20х40 см, если она помещена в однородное магнитное поле с индукцией в 5 Тл под углом 60° к линиям магнитной индукции поля. Задание 3. Сколько витков должна иметь катушка, чтобы при изменении магнитного потока внутри нее от 0,024 до 0,056 Вб за 0,32 с в ней создавалась средняя э.д.с. 10 В? Условия выполнения задания 1. Место выполнения задания в учебном кабинете 2. Максимальное время выполнения задания: 1 академический час (45 минут). 3.Вы можете воспользоваться необходимыми схемами, таблицами. Выполнение расчета магнитных цепей. Задача: Определить количество витков обмотки электромагнита (рис.) , если ток электромагнита I=20А, а поток, при котором якорь начинает притягиваться равен Ф=30·10-4 Вб. Магнитопровод изготовлен из электротехнической стали ЭЗЗО. Размеры электромагнита: l1 = 30 см; l2=5 см; l3 = l4 = 12 см; lв = 0,5 см; S1 = 30 см2; S3 = 25 см2. Рис. Магнитная цепь электромагнита Условия выполнения задания 1. Место выполнения задания в учебном кабинете 2. Максимальное время выполнения задания: 1 академический час (45 минут). 3.Вы можете воспользоваться необходимыми схемами, таблицами. Электрические цепи переменного тока 1. Чему равно действующее значение переменного тока? 2. Что называется амплитудным значением переменного тока? 3. По какому закону изменяются колебания в цепи промышленного тока? Условия выполнения задания 1. Место выполнения задания в учебном кабинете 2. Максимальное время выполнения задания: 10минут. 3.Вы можете воспользоваться необходимыми схемами. Мощность в цепях переменного тока. Резонанс напряжений и токов. 1. Назовите условие резонанса напряжений в цепи переменного тока. 2. Назовите условие резонанса токов в цепи переменного тока. 3. Как рассчитывается активная, реактивная и полная мощность в цепи переменного тока? Условия выполнения задания 1. Место выполнения задания в учебном кабинете 2. Максимальное время выполнения задания: 10минут. 3.Вы можете воспользоваться необходимыми схемами. Трёхфазные электрические цепи. 1. Что представляет собой трехфазная цепь переменного тока? 2. По каким схемам соединяются обмотки трехфазного генератора? 3. Какое значение имеет наличие нейтрального провода? Условия выполнения задания 1. Место выполнения задания в учебном кабинете 2. Максимальное время выполнения задания: 10минут. 3.Вы можете воспользоваться необходимыми схемами. «Составление схем электрических цепей переменного тока». Задача1. Последовательно с катушкой, активное сопротивление которой R1=10 Ом и индуктивность L=0,0318 Гн, включен приемник, обладающий активным сопротивлением R2=1 Ом и емкостью С=796 мкф (рис. I). К цепи приложено переменное напряжение, изменяющееся по закону u=169,8·sin(314·t). R1 R2 Определить: полное сопротивление цепи, коэффициент мощности цепи, ток в цепи, активную, реактивную и полную мощности, а также построить в масштабе векторную диаграмму. Как нужно изменить величину емкости, чтобы в цепи наступил резонанс напряжений? Индуктивность катушки остается постоянной. Задача2. Ток в цепи рис. изменяется по закону i=Imsin ωt. Какое из , приведенных выражений несправедливо, если UL >UC ? 1. i=Im* sin(ωt+ φ) 2. uL = UmL sin(ωt + π/2) 3. ur = Umr sin(ωt) uC = UmCsin(ωt + π/2). Условия выполнения задания 1. Место выполнения задания в учебном кабинете 2. Максимальное время выполнения задания: 1 академический час (45 минут). 3.Вы можете воспользоваться необходимыми схемами, таблицами. «Выполнение расчета мощности переменного тока» Задача 1 Катушка с активным сопротивлением R=20 Oм и индуктивностью L=0,0637 Гн соединена параллельно с конденсатором емкостью С =65 мкФ (рис. 3). Определить: токи в ветвях и в неразветвленной части цепи, активные мощности ветвей, углы сдвига фаз между током и напряжением первой и второй ветвей и всей цепи, если к цепи приложено напряжение U=100B, частота тока f=50 Гц. Как нужно изменить емкость во второй ветви, чтобы в цепи наступил резонанс токов? R Рис. Построить векторную диаграмму Условия выполнения задания 1. Место выполнения задания в учебном кабинете 2. Максимальное время выполнения задания: 1 академический час (45 минут). 3.Вы можете воспользоваться необходимыми схемами, таблицами. Выполнение расчёта трёхфазной цепи. Задача: В каждую фазу трехфазной четырехпроводной сети включили сопротивления так, как показано на рис. 6. Величины сопротивлений даны на рисунке. Линейное напряжение сети U=380B. Определить: линейные токи, углы сдвига фаз, ток в нулевом проводе, активную, реактивную и полную мощности трех фаз. Решение. 1. Полные сопротивления фаз: Z A = r12 + X C2 = 6 2 + 8 2 = 10Ом; Z B = r22 + X L2 = 16 2 + 12 2 = 20Ом; Z C = r3 = 10Ом. 2. Углы сдвига фаз: cosϕ A = cos ϕ B = r1 6 = = 0.6; ϕ A = 53° (опережающий); Z A 10 r2 16 = = 0.8; ϕ = 37° (отстающий); B Z B 20 cos ϕ C = 1.0; ϕ C = 0 . 3. Фазное напряжение UФ = U 380 = = 220B. 3 1.73 4. Линейные (фазные) токи: IA = U Ф 220 = = 22 A; ZA 10 IB = U Ф 220 = = 11A; ZB 20 IC = U Ф 220 = = 22 A; ZC 10 5. Активная мощность потребляется только активными сопротивлениями. Поэтому активная мощность трех фаз P = I A2 r1 + I B2 r2 + I C2 r3 = 22 2 ·6 + 112 ·16 + 22 2 ·10 = 9685 Bт = 9,685кВт. 6. Реактивная мощность потребляется только реактивными сопротивлениями. Поэтому реактивная мощность трех фаз Q = − I A2 X C + I B2 X L = −222 ·8 + 112 ·12 = −2430 Вар = −2,43кВар Знак «минус» показывает, что реактивная мощность системы носит емкостный характер. 7. Полная мощность трех фаз: S = P 2 + Q 2 = 9.6852 + 2.432 = 9.97 кВА. Условия выполнения задания 1. Место выполнения задания в учебном кабинете 2. Максимальное время выполнения задания: 1 академический час (45 минут). 3.Вы можете воспользоваться необходимыми схемами, таблицами. Электрические измерения и приборы Классификация измерительных приборов, схемы их подключения. 1. 2. 3. 4. 5. 6. Как электроизмерительные приборы подразделяются по назначению? Как электроизмерительные приборы подразделяются по роду измеряемого тока? Как электроизмерительные приборы подразделяются по принципу действия? Как электроизмерительные приборы подразделяются по классу точности? Что применяется для расширения пределов измерения амперметров?(шунт и ТТ) Что применяется для расширения пределов измерения вольтметров?(добавочное сопротивление и ТН) 7. С помощью какой схемы можно точно измерить сопротивление?(мост) 8. Как измеряется сопротивление?(A и V) Условия выполнения задания 1. Место выполнения задания в учебном кабинете 2. Максимальное время выполнения задания: 10минут. 3.Вы можете воспользоваться необходимыми схемами. «Измерение силы тока и напряжения» 1) Нарисовать схему с последовательным соединением проводников в тетради; 2) Начертить таблицу для записи полученных данных; 3) Произвести измерения с помощью амперметра и вольтметра, записав данные в тетрадь; 4) Переставить вольтметр к другому резистору, произвести измерения и записать данные в тетрадь; 5) Рассчитать сопротивления первого и второго резистора, разделив U/I (Вольт на Ампер); 6) Нарисовать схему с параллельным соединением проводников; 7) Начертить таблицу для записи данных; 8) Произвести измерения; 9) переставить амперметр и произвести измерения; 10) Рассчитать сопротивление; 11) Сделать вывод. Работа: Цель: измерить силу тока и его напряжение на различных участках цепи при последовательном а также параллельном соединении проводников, анализ полученных результатов. Оборудование: источник электропитания; резисторы; амперметр; вольтметр; ключ; провода; Схема для работы Таблица измерений при последовательном соединении проводников (индексы равны индексам сопротивлений): I, A U1, В U2, В U, В 0,125 1,1 0,5 1,6 R1, Ом R2 , Ом R, Ом 8,8 4 12,8 Таблица измерений при параллельном соединении проводников: U, В I1, А I2, А I, А R1, Ом R2 , Ом 0,5 0,05 0,1 0,15 10 5 Вывод: мы измерили напряжение на различных участках цепи при последовательном и параллельном соединении проводников. При последовательном сопротивлении сумма первого и второго сопротивления равна общему сопротивлению участка цепи, что доказано опытами. Условия выполнения задания 1. Место выполнения задания в учебном кабинете 2. Максимальное время выполнения задания: 1 академический час (45 минут). 3.Вы можете воспользоваться необходимыми схемами, таблицами. «Измерение сопротивления и мощности» 1. Как работает индукционный измерительный механизм 2. С помощью какой схемы можно точно измерить сопротивление?(мост) 3. Как измеряется сопротивление?(A и V) Трансформаторы и электрические машины Электрические машины. 1. Какие существуют схемы включения обмотки возбуждения? 2. Опишите принцип действия двигателя постоянного тока. 3. Назовите преимущества двигателей постоянного тока. Условия выполнения задания 1. Место выполнения задания в учебном кабинете 2. Максимальное время выполнения задания: 10минут. 3.Вы можете воспользоваться необходимыми схемами. «Выполнение расчета мощности трансформатора» Опыт холостого хода однофазного трансформатора Для определения параметров однофазного трансформатора используют опыт холостого хода. Схема проведения опыта холостого хода для однофазного трансформатора. На схеме вольтметр V1 измеряет напряжение, подведенное к первичной обмотке, вольтметр V2 показывает напряжение на вторичной обмотке, амперметр A1 измеряет ток холостого хода I0, ваттметр W измеряет мощность холостого хода P0. В опыте холостого хода определяют следующие параметры: 1 – Ток холостого хода I0. С помощью амперметра A1 определяют ток холостого хода и выражают его в процентном соотношении от номинального тока. 2 – Коэффициент трансформации k. С помощью вольтметра V1 в первичной обмотке устанавливают номинальное напряжение U1н, а с помощью вольтметра V2, определяют напряжение U20, которое равно номинальному U2н. 3 – Потери в первичной обмотке P0. Потери в первичной обмотке складываются из электрических и магнитных потерь. 4- Коэффициент мощности cosφ. Таким образом, с помощью опыта холостого хода определяется большая часть параметров необходимых для расчета трансформатора. Условия выполнения задания 1. Место выполнения задания в учебном кабинете 2. Максимальное время выполнения задания: 1 академический час (45 минут). 3.Вы можете воспользоваться необходимыми схемами, таблицами. Выполнение расчёта КПД трансформатора. Коэффициентом полезного действия трансформатора называется отношение отдаваемой в нагрузку полезной электрической мощности к потребляемой трансформатором активной электрической мощности: Потребляемая трансформатором мощность складывается из мощности потребляемой нагрузкой и мощности потерь непосредственно в трансформаторе. При том активная мощность соотносится с полной мощностью следующим образом: Так как на выходе трансформатора напряжение в целом слабо зависит от нагрузки, то коэффициент нагрузки может быть связан с номинальной полной мощностью так: И мощность, потребляемая нагрузкой во вторичной цепи: Электрические потери в нагрузке произвольной величины могут быть выражены с учетом потерь при номинальной нагрузке через коэффициент нагрузки: Потери при номинальной нагрузке достаточно точно определяются мощностью, которую трансформатор потребляет в эксперименте короткого замыкания, а потери магнитного характера равны мощности, потребляемой трансформатором на холостом ходу. Эти составляющие потерь приводятся в документации на трансформаторы. Так, если учесть приведенные факты, формула для КПД примет следующий вид: На рисунке приведены зависимости КПД трансформатора от нагрузки. При нагрузке равной нулю — КПД равен нулю. С ростом коэффициента нагрузки возрастает и отдаваемая в нагрузку мощность, причем магнитные потери неизменны, и КПД, легко видеть, линейно растет. Далее наступает оптимальное значение коэффициента нагрузки, при котором КПД достигает своего предела, в этой точке получается максимальный КПД. Условия выполнения задания 1. Место выполнения задания в учебном кабинете 2. Максимальное время выполнения задания: 1 академический час (45 минут). 3.Вы можете воспользоваться необходимыми схемами, таблицами. Электронные устройства Выпрямители Составить схемы выпрямителей: Однополупериодная схема выпрямителя Двухполупериодная схема выпрямителя Балансная схема выпрямителя Трехфазная схема выпрямителя Схема Ларионова Условия выполнения задания 1. Место выполнения задания в учебном кабинете 2. Максимальное время выполнения задания: 10минут. 3.Вы можете воспользоваться необходимыми схемами. 2.3. Задания для промежуточной аттестации – экзамен ПАКЕТ ЭКЗАМЕНАТОРА Задание ______________________Экзамен_____________________________________________________ _ Экзаменационный билет №1 1. Первый закон Кирхгофа. 2. Какое значение имеет наличие нейтрального провода в трехфазной цепи? 3.Устройство и подключение однофазного счетчика. Экзаменационный билет №2 1. Второй закон Кирхгофа. 2. По каким схемам соединяются обмотки трехфазного генератора? 3. Как устроен автоматический выключатель? Экзаменационный билет №3 1.Устройство автоматических выключателей. 2. Сформулируйте первый закон Кирхгофа. 3. Как работает полупроводниковый диод? Экзаменационный билет №4 1.Что представляет собой трехфазная цепь переменного тока? 2.По каким правилам производится расчет токов и напряжений электрической цепи? 3.Назовите виды коммутационных электрических аппаратов. Экзаменационный билет №5 1.Устройство автоматического выключателя дифференциального тока 2. Как определяется эквивалентная емкость при параллельном и последовательном соединении конденсаторов? 3.Что применяется для расширения пределов измерения амперметров Экзаменационный билет №6 1. Второй закон Кирхгофа. 2. Какие существуют схемы выпрямителей переменного напряжения? 3. Подключение однофазного счетчика Экзаменационный билет №7 1. Какие материалы называются парамагнитными, диамагнитными, ферромагнитными? 2. Сформулируйте закон электромагнитной индукции. 3.Что применяется для расширения пределов измерения вольтметров? Экзаменационный билет №8 1. Как рассчитывается проводимость цепи при параллельном соединении? 2.От чего зависит коэффициент мощности? 3.Назовите преимущества асинхронных двигателей. Экзаменационный билет №9 1. Как рассчитывается эквивалентное сопротивление цепи последовательном соединении? 2. Как определяется активная, реактивная и полная мощность электрической цепи переменного тока? 3. Какие условия для резонанса в цепи переменного тока? Экзаменационный билет №10 1. Сформулируйте первый закон Кирхгофа. 2. Сформулируйте правило Ленца. 3. Опишите явление самоиндукции. Экзаменационный билет №11 1. Сформулируйте второй закон Кирхгофа. 2. Электромагнитные расцепители 3. Измерение параметров электрических цепей Экзаменационный билет №12 1. Сформулируйте закон Ома для участка цепи. 2. Что называется амплитудным значением переменного тока? 3. Какие существуют схемы включения обмотки возбуждения электродвигателей Экзаменационный билет №13 1. Схемы включения вольтметров 2. Сформулируйте закон Ома для полной цепи. 3. Измерение параметров электрических цепей Экзаменационный билет №14 1.Схемы включения электроизмерительных приборов 2. Что называется ветвью, узлом, контуром в электрической цепи. 3. Назовите элементы электрической цепи синусоидального тока? Экзаменационный билет №15 1. Сформулируйте закон Ома для цепи переменного тока 2. Назовите преимущества двигателей постоянного тока. 3.Измерение параметров электрических цепей Экзаменационный билет №16 1. Как рассчитывается эквивалентное сопротивление цепи параллельном соединении? 2. Какие существуют виды сопротивлений в цепях переменного тока? 3.Что называется резонансом в цепи переменного тока? Экзаменационный билет №17 1. Аппараты защиты электрической сети 2. Что представляет собой трехфазная цепь переменного тока? 3. По каким правилам производится расчет токов и напряжений электрической цепи? Экзаменационный билет №18 1. По каким схемам соединяются обмотки трехфазного генератора? 2. Какое значение имеет наличие нейтрального провода в трехфазной цепи переменного тока? 3. Как определяется эквивалентная емкость при параллельном и последовательном соединении конденсаторов? Экзаменационный билет №19 1.Сформулируйте первый закон Кирхгофа. 2. Активные и реактивные элементы цепей переменного тока. 3. Чему равно действующее значение переменного тока? Экзаменационный билет №20 1. Сформулируйте закон Ома для цепи переменного тока. 2. Как определяется активная, реактивная и полная мощность электрической цепи переменного тока? 3. Сформулируйте второй закон Кирхгофа. Результаты обучения Критерии оценки Методы оценки Знания Основные законы электротехники Правильное формулирование основных законов электротехники Параметры электрических цепей и единицы их измерений Демонстрация знаний параметров электрических цепей постоянного и переменного тока, правильность расчета параметров параметры электрических цепей Элементы электрических цепей, их типы, назначение и характеристики Точность определения элементов электрических цепей, их типов, назначения, правильное описание их характеристик. Свойства электрических цепей переменного тока, содержащих активные и реактивные элементы Точность определения свойств электрических цепей переменного тока, содержащих активные и реактивные элементы Методы расчета и измерений основных параметров электрических цепей Правильность расчета и Виды и методы электрических измерений, классификация погрешностей Правильное описание видов и методов электрических измерений, классификации погрешностей Классификация электроизмерительных Правильное описание классификации измерений основных параметров электрических цепей Оценка результатов деятельности обучающихся при выполнении тестовых заданий, выполнении и защите лабораторных работ, практических занятий, самостоятельных работ, Итоговый контроль: в форме экзамена. приборов электроизмерительных приборов Классификация, устройство и принцип действия трансформаторов Демонстрация знаний классификации, устройства и принципа действия трансформаторов Классификация, устройство и принцип действия электрических машин Демонстрация знаний классификации, устройства и принципа действия электрических машин Умения Использовать основные законы и принципы теоретической электротехники в профессиональной деятельности Правильное применение законов и принципов теоретической электротехники и электроники Читать электрические схемы Точность чтения электрических схем Выполнять расчеты параметров электрических цепей постоянного и переменного токов Точность и правильность расчёта параметров электрических цепей постоянного и переменного токов, переменного трехфазного тока Пользоваться электроизмерительными приборами и приспособлениями Правильное использование электроизмерительных приборов Подбирать устройства, электрические приборы и оборудование с определенными параметрами и характеристиками Правильный подбор электрических и электронных приборов и оборудования по заданным параметрам и характеристикам Определять основные параметры Точность и правильность трансформатора определения основных параметров трансформатора Составлять электрические схемы для включения трехфазных трансформаторов в электрическую цепь. Точность составления электрических схем для включения трехфазных трансформаторов в электрическую цепь Экспертное наблюдение, анализ, проверка и оценка результатов деятельности обучающихся на практических и лабораторных занятиях Итоговый контроль: в форме экзамена Собирать электрические схемы Точность сборки электрических схем Условия выполнения заданий (если предусмотрено) Время выполнения задания мин./час. (если оно нормируется)___20мин_____________________ Требования охраны труда: - ____________________ инструктаж по технике безопасности, спецодежда, наличие инструктора и др. Оборудование: _-____________________________________________ Литература для экзаменующихся (справочная, методическая и др.) ____________________________________________________ Дополнительная литература для экзаменатора (учебная, нормативная и т.п.)____________________-_________________ Перечень использованной литературы: Основные источники: Печатные издания: 1. Ярочкина Г.В. Электротехника: учебник для студ учреждений сред. проф. Образования/ Г.В. Ярочкина- 4-е изд. Стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2020 – 240 с. ISBN 978-5-4468-8698-2 - Текст: непосредственный 2. Миленина, С. А. Электротехника: учебник и практикум для СПО / С. А. Миленина; под ред. Н. К. Миленина. — 2-е изд., пер. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 263 с. — (Серия: Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-05793-5- Текст: непосредственный. 3. Миленина, С. А. Электротехника: учебник и практикум для СПО / С. А. Миленина; под ред. Н. К. Миленина. — 2-е изд., пер. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 263 с. — (Серия: Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-05793-5. — Режим доступа: www.biblio-online.ru/book/96AFBA22-D07A-402A-B40E-CDE4FB4F3815- Текст: электронный 4. Терехов, В. А. Задачник по электронным приборам: учебное пособие для спо / В. А. Терехов. — Санкт-Петербург: Лань, 2021. — 280 с. — ISBN 978-5-8114-6891-1. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/153659 (дата обращения: 06.04.2023). — Режим доступа: для авториз. пользователей. 5. Скорняков, В. А. Общая электротехника и электроника: учебник для спо / В. А. Скорняков, В. Я. Фролов. — 3-е изд., стер. — Санкт-Петербург: Лань, 2023. — 176 с. — ISBN 978-5-507-45805-9. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/284066 (дата обращения: 06.04.2023). — Режим доступа: для авториз. пользователей. 6. Основы теоретической электротехники: учебное пособие для спо / Ю. А. Бычков, В. М. Золотницкий, Е. Б. Соловьева [и др.]. — 3-е изд., стер. — Санкт-Петербург: Лань, 2023. — 592 с. — ISBN 978-5-507-45416-7. — Текст : электронный // Лань : электроннобиблиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/269846 (дата обращения: 06.04.2023). — Режим доступа: для авториз. пользователей. 7. Атабеков, Г. И. Основы теории цепей: учебник для спо / Г. И. Атабеков. — СанктПетербург: Лань, 2021. — 424 с. — ISBN 978-5-8114-6806-5. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/152635 (дата обращения: 06.04.2023). — Режим доступа: для авториз. пользователей. 8. Основы теории электрических аппаратов: учебник для спо / Е. Г. Акимов, Г. С. Белкин, А. Г. Годжелло [и др.]. — 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург: Лань, 2022. — 592 с. — ISBN 978-5-507-44057-3. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/208655 (дата обращения: 06.04.2023). — Режим доступа: для авториз. пользователей. 9. Аполлонский, С. М. Основы электротехники. Практикум: учебное пособие для спо / С. М. Аполлонский. — 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург: Лань, 2022. — 320 с. — ISBN 978-5-8114-9764-5. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/198371 (дата обращения: 06.04.2023). — Режим доступа: для авториз. пользователей. 10. Основы электротехники: учебник для спо / Г. И. Кольниченко, Я. В. Тарлаков, А. В. Сиротов [и др.]. — 3-е изд., испр. и доп. — Санкт-Петербург: Лань, 2023. — 252 с. — ISBN 978-5-8114-8312-9. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/298511 (дата обращения: 06.04.2023). — Режим доступа: для авториз. пользователей. 11. Потапов, Л. А. Основы электротехники: учебное пособие для спо / Л. А. Потапов. — 3-е изд., стер. — Санкт-Петербург: Лань, 2023. — 376 с. — ISBN 978-5-507-45525-6. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/271310 (дата обращения: 06.04.2023). — Режим доступа: для авториз. пользователей. 12. Сборник задач по основам теоретической электротехники: учебное пособие для спо / Ю. А. Бычков, А. Н. Белянин, В. Д. Гончаров [и др.]. — Санкт-Петербург: Лань, 2021. — 392 с. — ISBN 978-5-8114-6889-8. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/153657 (дата обращения: 06.04.2023). — Режим доступа: для авториз. пользователей. 13. Атабеков, Г. И. Теоретические основы электротехники. Линейные электрические цепи: учебник для спо / Г. И. Атабеков. — 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург: Лань, 2022. — 592 с. — ISBN 978-5-507-44849-4. — Текст: электронный // Лань: электроннобиблиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/247394 (дата обращения: 06.04.2023). — Режим доступа: для авториз. пользователей. 14. Белецкий, А. Ф. Теория линейных электрических цепей: учебник для спо / А. Ф. Белецкий. — Санкт-Петербург: Лань, 2021. — 544 с. — ISBN 978-5-8114-6761-7. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/152472 (дата обращения: 06.04.2023). — Режим доступа: для авториз. пользователей. 15. Тылес, М. Г. Теория электрических цепей и компьютерный анализ режимов. Часть 1. Установившиеся режимы в линейных электрических цепях: учебное пособие для спо / М. Г. Тылес. — Санкт-Петербург: Лань, 2022. — 308 с. — ISBN 978-5-507-44355-0. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/247376 (дата обращения: 06.04.2023). — Режим доступа: для авториз. пользователей. 16. Новиков, Ю. Н. Электрические цепи и сигналы. Базовые сведения, расчетные задания: учебное пособие для спо / Ю. Н. Новиков. — 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург: Лань, 2023. — 356 с. — ISBN 978-5-507-46008-3. — Текст: электронный // Лань: электроннобиблиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/293003 (дата обращения: 06.04.2023). — Режим доступа: для авториз. пользователей. 17. Бондарь, И. М. Электротехника и основы электроники в примерах и задачах: учебное пособие для спо / И. М. Бондарь. — Санкт-Петербург: Лань, 2023. — 388 с. — ISBN 9785-507-45477-8. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/302384 (дата обращения: 06.04.2023). — Режим доступа: для авториз. пользователей. 18. Иванов, И. И. Электротехника и основы электроники: учебник для спо / И. И. Иванов, Г. И. Соловьев, В. Я. Фролов. — 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург: Лань, 2022. — 736 с. — ISBN 978-5-507-44715-2. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/254627 (дата обращения: 06.04.2023). — Режим доступа: для авториз. пользователей.