Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Кропоткинский техникум технологий и железнодорожного транспорта» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ СГ.06 Основы финансовой грамотности по профессии СПО 08.01.31 Электромонтажник электрических сетей и электрооборудования Срок обучения 1 год 10 месяцев на базе основного общего образования Форма обучения: очная 2024 г. Рассмотрена на заседании педагогического совета Протокол № 13 от 27 мая 2024г. Рассмотрена на заседании методической комиссии точных дисциплин, протокол № 10 от 23 мая 2024г. Председатель МК А.В. Бычкова / Утверждена Дире^&р^БПОУ «КТТ и ЖТ» /В.А. Шахбазян/ Рабочая программа учебной дисциплины СГ.06 Основы финансовой грамотности разработана в соответствии с требованиями: ФГОС СПО по профессии 08.01.31 Электромонтажник электрических сетей и электрооборудования, утвержденного приказом Министерства просвещения России № 966 от 11 ноября 2022 года, зарегистрирован Министерством юстиции России (рег. № 71635 от 19 декабря 2022г.), укрупненной группы профессий 08.00.00 Техника и технологии строительства и примерной основной образовательной программы среднего профессионального образования образовательной программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих профессии 08.01.31 Электромонтажник электрических сетей и электрооборудования утв. Протоколом ФУМО по УГПС 08.00.00 от 27 октября 2022г №9, зарегистрированной в государственном реестре ПООП № 75 Приказ ФГБОУ ДПО ИРПО № П-278 от 13.06.2023.. бюджетное Г осударственное Организация-разработчик: профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Кропоткинский техникум технологий и железнодорожного транспорта». Ав ы: Е.А. Е.В. Сорокина Фролова, Мордвинова Наталья Васильевна __преподаватель _____ ___ __________ __ Занимаемая должность ГБПОУ КК «Новокубанский аграрно-политехнический техникум Место работы Апряткина М.Н. преподаватель______________________________ Занимаемая должность ГБПОУ КК «Тихорецкий техникум отраслевых технологий»_______________________________ Место работы СОДЕРЖАНИЕ 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 7 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 13 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 15 3 1.ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «СГ.06 Основы финансовой грамотности» 1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы Учебная дисциплина «СГ.06 Основы финансовой грамотности» является обязательной частью социально-гуманитарного цикла рабочей основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по профессии 08.01.31 Электромонтажник электрических сетей и электрооборудования. Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05. 1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины Целью изучения основ финансовой грамотности вляется освоение знаний о финансовой жизни современного общества, финансовых институтах, финансовых продуктах, финансовых рисках, способах получения информации, позволяющей анализировать социальные ситуации и принимать индивидуальные финансовые решения с учетом их последствий и возможных альтернатив. Ключевыми задачами изучения финансовой грамотности с учётом преемственности с основной школой являются: - овладение умениями получать, анализировать, интерпретировать и систематизировать финансовую информацию из различных источников, преобразовывать ее и использовать для самостоятельного решения учебнопознавательных, исследовательских и жизненных задач; - формирование представлений о грамотном финансовом поведении, включая типичные стратегии, действия, связанные с осуществлением социальных ролей в финансовой сфере жизнедеятельности человека; - совершенствование опыта применения полученных финансовых знаний и умений при анализе и оценке жизненных ситуаций, социальных фактов, поведения людей и собственных поступков с учётом профессиональной направленности организации среднего профессионального образования. В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания Код ОК ОК -1 Умения Знания - определять задачу в профессиональном и/или социальном контексте; - выявлять и отбирать информацию, необходимую для решения задачи; - составлять план действий; - определять необходимые ресурсы; - реализовывать составленный план; - оценивать результат и последствия своих - актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить; - основные источники информации и ресурсы для решения задач в профессиональном и социальном контексте; - алгоритмы выполнения работ в 4 действий (самостоятельно или с помощью наставника) ОК -2 ОК -3 профессиональной и смежных областях; - этапы планирования для решения задач; - критерии оценки результатов принятого решения в профессиональной деятельности, для личностного развития и достижения финансового благополучия - определять задачи для сбора информации; информационные источники, планировать процесс поиска и применяемые в профессиональной осуществлять выбор необходимых деятельности; для решения задач источников информации; личностного развития и финансового - оформлять результаты поиска, применять благополучия; средства информационных технологий для решения профессиональных задач, задач - формат представления результатов личностного развития и финансового поиска информации; благополучия; - использовать различные цифровые средства - возможности использования различных средств при решении при решении профессиональных задач, задач цифровых профессиональных задач, задач личностного развития и финансового личностного развития и финансового благополучия благополучия - определять актуальность нормативноправовой документации в профессиональной деятельности, для ведения предпринимательской деятельности и личного финансового планирования; - определять и выстраивать траектории профессионального и личностного развития; -осуществлять наличные и безналичные платежи, сравнивать различные способы оплаты товаров и услуг, соблюдать требования финансовой безопасности; - учитывать инфляцию при решении финансовых задач в профессии, личном планировании; - производить расчеты по валютно-обменным операциям; -планировать личные доходы и расходы, принимать финансовые решения, составлять личный бюджет; - использовать разнообразие финансовых инструментов для управления личными финансами в целях достижения финансового благополучия, с учетом финансовой безопасности; - выявлять сильные и слабые стороны бизнес-идеи; - грамотно проводить презентацию идеи открытия собственного дела в области профессиональной деятельности; - определять источники финансирования для реализации бизнес-идеи; - производить основные финансовые расчеты в сферах предпринимательской деятельности и планирования личных финансов; - оценивать финансовые риски, связанные с осуществлением предпринимательской - актуальную нормативно-правовую базу, регламентирующую профессиональную деятельность, предпринимательство и личное финансовое планирование; возможные траектории профессионального развития и самообразования; -различие между наличными и безналичными платежами, порядок использования их при оплате покупки; - понятие инфляции, ее влияние на решение финансовых задач в профессии, личном планировании; - понятие иностранной валюты и валютного курса; -структуру личных доходов и расходов, правила составления личного и семейного бюджета; - особенности различных банковских и страховых продуктов и возможности их использования в профессиональной, предпринимательской деятельности и для управления личными финансами; - базовые характеристики и риски основных финансовых инструментов для предпринимательской деятельности и управления личными финансами; - систему и полномочия государственных органов в сферах профессиональной деятельности, предпринимательской деятельности и защиты прав потребителей; 5 деятельности финансов; ОК -4 ОК -5 ОК -7 и планирования личных - работать в коллективе и команде; взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами, в ходе профессиональной и предпринимательской деятельности грамотно излагать свои мысли, формулировать собственное мнение, обосновывать свою позицию в учебных и практических ситуациях; - проявлять толерантность в коллективе; - оформлять документы, связанные с профессиональной деятельностью и деловой коммуникацией, на государственном языке РФ, соблюдать нормы экологической безопасности; - определять направления ресурсосбережения в рамках профессиональной деятельности по профессии (специальности), осуществлять работу с соблюдением принципов бережливого производства - особенности работы в малых и больших группах, работы в команде, организации коллективной работы; - принципы организации проектной деятельности - принципы взаимодействия в коллективе; - правила оформления документов и построения устных сообщений на государственном языке РФ - правила экологической безопасности; - принципы бережливого производства 6 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем в часах Объем образовательной программы 36 Объем работы обучающихся во взаимодействии с преподавателем 36 в том числе: теоретическое обучение 21 практические работы 15 Самостоятельная работа 0 Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета 7 Наименование разделов и тем Содержание учебного материала Объем часов Формируемые общие компетенции и профессиональные компетенции 1 2 3 4 Введение в курс финансовой грамотности. Потребности и ресурсы. Финансовые цели. Финансовое благополучие и финансовые риски. Финансовые решения. Финансовое поведение. Финансовая культура 2 Раздел 1. Деньги и операции с ними 9 Тема 1.1. Деньги и платежи Основное содержание учебного материала 4 Роль и функции денег. Денежная система. Виды современных денег, их основные характеристики. Покупательная способность денег. Инфляция. Основные риски, связанные с использованием денег. Возможности и ограничения использования иностранной валюты. Валютный курс 1 Платежи и расчеты. Платежные системы. Основные платежные инструменты: банковский счет, мобильный и интернет-банк, дебетовая, кредитная банковские карты, электронный кошелек . Риски при использовании различных платежных инструментов. Подтверждение расчетов 1 ОК 01 ОК 03 ОК 04 ОК 05 В том числе практических занятий: 2 ПЗ № 1 Издержки проведения платежей разного вида 1 Профильная направленность: 1 ПЗ № 2 Признаки подлинности и платежности банкнот и монет (дизайн, применяемые технологии, используемые материалы) Тема 1.2. Покупки и цены Основное содержание учебного материала 2 ОК 02 Выбор товаров и услуг. Обязательная информация о товаре (услуге). 1 ОК 03 8 Поставщики товаров и услуг. Агрегаторы и маркетплейсы. Цена товара. Дифференциация цен. Ценовая дискриминация. Программы лояльности (дисконтные карты, скидки, бонусы, кэшбек). Варианты оплаты (разные виды денег; оплата в момент получения, предоплата, покупка в кредит, рассрочка, подписка). Роль рекламы и других способов продвижения товаров и услуг продавцами. Возврат товара после покупки В том числе практических занятий (с учетом профильной направленности) ОК 04 ОК 05 1 ПЗ № 3. Расчет полной цены. Выбор наилучшего предложения Тема 1.3. Безопасное использование денег Основное содержание учебного материала 3 Финансовая безопасность в сфере денежного обращения и покупок. Выбор добросовестного поставщика финансовых услуг. Персональные данные, их значение для безопасного использования денег. Основы безопасного пользования банкоматами. Безопасность денежных операций в цифровой среде. Техники социальной инженерии, включая фишинг, и способы защиты. Правила возмещения средств, несанкционированносписанных со счета 1 В том числе практических занятий (с учетом профильной направленности) ОК 02 ОК 03 2 ПЗ № 4. Выбор надежного интернет - магазина ОК 04 ОК 05 Профильная направленность: ПЗ № 5. Признаки типичных ситуаций финансового мошенничества в различных сферах профессиональной деятельности Раздел 2. Планирование и управление личными финансами Тема 2.1. Личный и Основное содержание учебного материала семейный бюджет, Постановка финансовых целей (краткосрочные и долгосрочные финансовые финансовое цели, принцип SMART, выбор способов и контроль достижения финансовой планирование цели). Человеческий и финансовый капитал. Виды доходов и расходов. Принципы ведения личного и семейного бюджета 8 2 1 ОК 01 ОК 03 ОК 04 ОК 05 9 В том числе практических занятий (с учетом профильной направленности) Профильная направленность ПЗ № 6. Планирование личного бюджета и оценка его выполнения Тема 2.2. Личные сбережения Тема 2.3. Кредиты и займы Тема 2.4. Безопасное управление личными финансами Основное содержание учебного материала Цели сбережений. Изменение стоимости денег во времени. Основные формы сбережений: наличные деньги, банковские счета и их виды. Доходность банковских вкладов. Простые и сложные проценты. Влияние инфляции на процентный доход. Сейфовые ячейки. Риски для сбережений и пути их минимизации. Система страхования вкладов В том числе практических занятий (с учетом профильной направленности) Профильная направленность ПЗ № 7. Выбор банка и оценка доходности банковского вклада Основное содержание учебного материала Банковский кредит. Виды кредитов. Условия кредитования. Формы обеспечения возвратности кредита. Кредитный договор. Принципы кредитования. Риски использования кредитов и займов и пути их минимизации. Страхование при кредитовании. Взыскание долгов. Кредитная история. Кредитные каникулы. Реструктуризация и рефинансирование кредита. Личное банкротство. В том числе практических занятий (с учетом профильной направленности) ПЗ № 8. Выбор банка и банковского кредита Основное содержание учебного материала Финансовая безопасность и цифровая среда в сфере личных финансов. Оптимизация личного и семейного бюджета с учетом обеспечения безопасности. Удаленное банковское обслуживание. Дистанционное управление личными финансами 1 2 1 1 ОК 02 ОК 03 ОК 04 ОК 05 2 1 ОК 02 ОК 03 ОК 04 ОК 05 1 2 ОК 01 ОК 03 1 ОК 04 ОК 05 10 В том числе практических занятий (с учетом профильной направленности) 1 ПЗ № 9. Управление личным бюджетом Раздел 3. Риск и доходность Тема 3.1. Основное содержание учебного материала Инвестирование Цели и риски инвестирования. Ликвидность и доходность инвестиций. Взаимосвязь доходности и риска. Основные инвестиционные продукты и их базовые характеристики. Индивидуальный инвестиционный счет (ИИС). Формирование инвестиционного портфеля. Диверсификация. Мошенничество в сфере инвестиций, способы защиты от него. Особенности финансовых пирамид В том числе практических занятий (с учетом профильной направленности) Профильная направленность ПЗ № 10. Базовые принципы формирования инвестиционного портфеля Тема 3.2. Основное содержание учебного материала Страхование Страхование как один из способов управления рисками. Виды страхования: личное страхование, имущественное страхование, страхование гражданской ответственности. Основные виды страховых продуктов В том числе практических занятий (с учетом профильной направленности) ПЗ №11. Анализ способов страхования. Основное содержание учебного материала Тема 3.3. Предпринимательств о Роль предпринимательства в жизни человека и общества. Условия развития стартапов и малого бизнеса. Формы ведения предпринимательской деятельности и их основные характеристики. Возможные источники финансирования малого бизнеса В том числе практических занятий ПЗ №12. Требования для открытия собственного бизнеса и алгоритм действий Профильная направленность ПЗ №13.Базовые финансовые показатели бизнеса: выручка, постоянные и переменные издержки, прибыль. 8 2 1 ОК 02 ОК 03 ОК 04 ОК 05 1 2 1 1 ОК 02 ОК 03 ОК 04 ОК 05 4 2 2 1 1 ОК 01 ОК 03 ОК 04 ОК 05 ОК 07 11 Раздел 4. Финансовая среда Тема 4.1. Финансовые Основное содержание учебного материала взаимоотношения с Роль налогов, налоговой и социальной политики государства для экономики государством страны и личного благосостояния граждан. Налоги физических лиц. Налоговые вычеты и льготы. Пенсионная система России. Социальная поддержка граждан. Возможности инициативного бюджетирования Тема 4.2. Защита прав граждан в финансовой сфере 9 5 2 2 В том числе практических занятий 1 ПЗ №14. Анализ налогообложения и налоговых вычетов. 1 3 Основное содержание учебного материала Основные права граждан в финансовой сфере и формы их защиты. Задачи и полномочия Банка России, других государственных органов в сфере защиты прав потребителей финансовых услуг. Досудебное и судебное урегулирование споров. Уполномоченный по правам потребителей финансовых услуг. Особенности защиты прав потребителей в цифровой среде. В том числе практических занятий (с учетом профильной направленности) Профильная направленность 2 1 ОК 01 ОК 03 ОК 04 ОК 05 ОК 02 ОК 03 ОК 04 ОК 05 ПЗ №15. Алгоритм действий при нарушении прав граждан в финансовой сфере Дифференцированный зачет Итого 1 36 12 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения: Кабинет «Финансовой грамотности и основ предпринимательской деятельности»,оснащенный необходимым для реализации программы учебной дисциплины оборудованием: посадочные места обучающихся: столов -13шт., стульев- 26 шт. Стол для маломобильных групп обучающихся. Рабочее место преподавателя: стол и стул -1шт., персональный компьютер с выходом в интернет-1 шт., телевизор-1 шт. принтер-1 шт., доска классная (меловая)-1 шт., рециркулятор-1 шт., шкафы для хранения учебных пособий-3 шт. 3.2. Информационное обеспечение реализации программы Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемые для использования в образовательном процессе 3.2.1. Основные печатные и электронные издания 1. Жданова, А. О. Финансовая грамотность: материалы для обучающихся СПО / А.О. Жданова. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2020. – 399 с. 3.2.2 Дополнительные источники 1. Жданова А.О. Финансовая грамотность: учебная программа. СПО. – Москва: ВИТА-ПРЕСС, 2020 (Сер.«Учимся разумному финансовому поведению».) 2.Брехова Ю.В. Финансовая грамотность: материалы для обучающихся 10-11кл. М.: ВАКО, 2018 3. Агентство по страхованию вкладов – официальный сайт. Режим доступа: www.asv.ru 4. Дружи с финансами. Национальная программа повышения финансовой грамотности граждан. Режим доступа: Вашифинансы.рф 13 5. Кредитный калькулятор. Режим доступа: www.calculator-credit.ru 6. Целевая Программа Калининградской области "Повышение уровня финансовой грамотности жителей Калининградской области в 2011-2016 годах» Режим доступа: 39фг.рф 7. Центральный банк Российской Федерации – официальный сайт. Режим доступа: www.cbr.ru 8. Консультант плюс. Режим доступа: www.consultant.ru 14 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Результаты обучения Перечень знаний, осваиваемых в рамках дисциплины: -основные банковские услуги, работу с ценными бумагами, налоговую систему РФ, основы страхования, финансовые механизмы деятельности фирм, основы бизнес-планирования, роль денег в современном мире и возможные денежные риски, основ построения семейного бюджета. Критерии оценки Методы оценки Полнота ответов, точность Текущий формулировок, не менее 75% контроль правильных ответов. при проведении: Не менее 75% правильных ответов. письменного/уст Актуальность темы, ного опроса; адекватность результатов поставленным целям, -тестирования; полнота ответов, точность формулировок, адекватность применения терминологии Промежуточная аттестация Перечень умений, осваиваемых в в форме рамках дисциплины: дифференциров -разбираться в финансовых институтах анного зачета и финансовых продуктах, а также о способах получения информации об этих продуктах и институтах из различных источников; -использовать полученную информацию в процессе принятия решений о сохранении и накоплении денежных средств, при оценке финансовых рисков, при сравнении преимуществ и недостатков различных финансовых услуг в процессе выбора; -использовать такие способы повышения благосостояния, как инвестирование денежных средств, использование пенсионных фондов, создание собственного бизнеса. готовность обучающегося соответствовать ожиданиям работодателей: ответственный сотрудник, дисциплинированный, трудолюбивый, нацеленный на достижение поставленных задач, эффективно взаимодействующий с членами команды, сотрудничающий с другими людьми, проектно мыслящий. - осознавать приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности. - проявлять и демонстрировать 15 уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа».- актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором работаешь и живешь; - основные источники информации и ресурсы для решения задач в профессиональном и социальном контексте; - этапы планирования для решения задач; - алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях; - критерии оценки результатов принятого решения в профессиональной деятельности, для личностного развития и достижения финансового благополучия; информационные источники, используемые в профессиональной деятельности; для решения задач личностного развития и финансового благополучия; - формат представления результатов поиска информации; - современные средства и устройства информатизации; возможности использования различных цифровых средств при решении профессиональных задач, задач личностного развития и финансового благополучия; - принципы и методы презентации собственных бизнес-идей, в том числе различным категориям заинтересованных лиц; - современную профессиональную и финансовую терминологию; возможные траектории профессионального развития и самообразования; - основные принципы и методы проведения финансовых расчетов в процессе осуществления предпринимательской деятельности и планирования личных финансов; -различие между наличными и демонстрирует знания особенностей профессионального и социального контекста; ориентируется в источниках информации и ресурсах для решения задач в профессиональном и социальном контексте; может назвать этапы планирования для решения задач; способен сформулировать алгоритм выполнения работ в профессиональной и смежных областях; может назвать критерии оценки результатов принятого решения в профессиональной деятельности, для личностного развития и достижения финансового благополучия; может объяснить, как пользоваться цифровыми средствами при решении профессиональных задач, задач личностного развития и финансового благополучия; демонстрирует знания о том, как представлять результаты поиска информации; ориентируется в существующих современных средствах и устройствах информатизации; может охарактеризовать возможности различных цифровых средств, используемых для решения профессиональных задач, задач личностного развития и финансового благополучия; владеет знаниями требований, предъявляемых к презентациям; 16 безналичными платежами, порядок использования их при оплате покупки; - понятие инфляции, ее влияние на решение финансовых задач в профессии, личном планировании; - понятие иностранной валюты и валютного курса; -структуру личных доходов и расходов, правила составления личного и семейного бюджета; - особенности различных банковских продуктов и возможности их использования в профессиональной, предпринимательской деятельности и для управления личными финансами; - базовые характеристики и риски основных финансовых инструментов для предпринимательской деятельности и управления личными финансами; систему и полномочия государственных органов в сферах профессиональной деятельности, предпринимательской деятельности и защиты прав потребителей; - особенности работы в малых и больших группах, работы в команде, организации коллективной работы; психологические основы межличностного взаимодействия и деятельности коллектива; - принципы организации проектной деятельности; особенности социального и культурного контекста; принципы взаимодействия в коллективе; - правила оформления документов и построения устных сообщений на государственном языке РФ; - правила экологической безопасности при ведении профессиональной деятельности; - основные ресурсы, задействованные в профессиональной деятельности, и пути обеспечения ресурсосбережения; принципы бережливого производства. демонстрирует знания современной профессиональной и финансовой терминологии; способен определить возможные траектории профессионального развития и самообразования; демонстрирует знания, необходимые для осуществления различных финансовых расчетов в процессе осуществления предпринимательской деятельности и планирования личных финансов; способен определить наиболее подходящие способы оплаты товаров и услуг в конкретных ситуациях; демонстрирует понимание влияния инфляции на решение финансовых задач в профессии, личном планировании демонстрирует понимание валютных курсов и порядка проведения расчетов по обмену одной валюты на другую; - демонстрирует понимание правил составления личного и семейного бюджета; способен назвать банковские продукты, описать их особенности и возможности для профессиональной, предпринимательской деятельности и для управления личными финансами; способен назвать базовые характеристики и риски основных финансовых инструментов для предпринимательской деятельности и управления личными финансами; демонстрирует знания о государственных органах и их полномочиях в 17 профессиональной и предпринимательской сферах, а также в сфере защиты прав потребителей; способен охарактеризовать особенности работы в малых и больших группах, работы в команде, организации коллективной работы; демонстрирует поведение, учитывающее психологические основы межличностного взаимодействия и деятельности коллектива; демонстрирует представление о принципах организации проектной деятельности; демонстрирует понимание социального и культурного контекста; демонстрирует представление о принципах взаимодействия в коллективе; демонстрирует знание правил оформления документов и построения устных сообщений на государственном языке РФ; демонстрирует знание правил экологической безопасности и их обоснование в контексте профессиональной деятельности; демонстрирует знание основных ресурсов, задействованных в профессиональной деятельности, и путей обеспечения ресурсосбережения; демонстрирует знание принципов бережливого производства. 18