Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Кропоткинский техникум технологий и железнодорожного транспорта» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ СГ.04 Физическая культура по профессии СПО 08.01.31 Электромонтажник электрических сетей и электрооборудования Срок обучения 1 год 10 месяцев на базе основного общего образования Форма обучения: очная 2024 г. Рассмотрена на заседании педагогического совета Протокол № / от 30 2024 г. Рассмотрена на заседании методической комиссии безопасности жизнедеятельности и физической культуры протокол № / от Л а&З/ерЖ 2024 г. Председатель МК/22^К Е.КЛПаталина / ЖЖ ’УМЕНТОВ; «КТТ и ЖТ» |)А. Шахбазян/ Ш? * Рабочая программа учебной дисциплины СГ.04 Физическая культура разработана в соответствии с требованиями: ФГОС СПО по профессии 08.01.31 Электромонтажник электрических сетей и электрооборудования, утвержденного приказом Министерства просвещения России № 966 от 11 ноября 2022 года, зарегистрирован Министерством юстиции России (рег. № 71635 от 19 декабря 2022г.), укрупненной группы профессий 08.00.00 Техника и технологии строительства и примерной основной образовательной программы среднего профессионального образования образовательной программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих профессии 08.01.3 1 Электромонтажник электрических сетей и электрооборудования ,одобрено на заседании Педагогического совета ФГБОУ ДПО ИРПО протоколом №19 от «23» июля 2024 года. Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Кропоткинский техникум технологий и железнодорожного транспорта». Авторы: /^^ТГК. Шаталина 4^^ В.В. Смирнов, Л.А. Кулешова преподаватели ГБПОУ «КТТ и ЖТ». СОДЕРЖАНИЕ 1. 2. 3. 4. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3 3 9 11 2 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «СГ.04. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» 1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы: Учебная дисциплина СГ.04. Физическая культура» является обязательной частью социально гуманитарного цикла примерной основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по профессии/специачъности Электромонтажник электрических сетей и электрооборудования Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 04; ОК 08. 1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины: В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания Знания Умения Код ПК, ОК Уметь; Знать; Организовывать работу Психологические основы коллектива и команды, деятельности коллектива. взаимодействовать с коллегами, Психологические особенности руководством, клиентами входе личности; ОК 04 профессиональнойдеятельности; основы проектной деятельности; ОК 08 Использовать средства роль физической культуры в ПК 1.1., ПК 1.2., ПК 1.3. физической культуры для общекультурном, профессиональном ,ПК 2.1., ПК 2.2., ПК сохранения и укрепления и социальном развитии человека; 2.3.,ПК 2.4.,ПК 2.5., ПК здоровья в процессе основы здорового образа жизни; З.1., ПК3.2., ПК 3.4., ПК профессиональной условия профессиональной З.5., ПК 3.6. деятельности и поддержания деятельности и зоны риска необходимого уровня физического здоровья для данной физической подготовленности специальности; правила и способы планирования системы индивидуальных занятий физическими упражнениями различной направленности 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем в часах Объем образовательной программы учебной дисциплины 48 в т.ч. в форме практической подготовки 42 в том числе: теоретические занятия практические занятия Самостоятельная работа * Промежуточная аттестация 4 42 2 ^.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» Наименование разделов и гем Содержание обучающихся учебного материала 1 и формы организации деятельности 2 Раздел 1. Теоретические основы физической культуры и формирование ЗОЖ Тема 1.1. Содержание учебного материала 1.Физическая культура и личность профессионала, взаимосвязь с получаемой Физическая культура в профессией. общекультурной и 2. Значение двигательной активности для организма. профессиональной Особенности организации занятий со студентами в процессе освоения содержания учебной подготовке студентов дисциплины «Физическая культура» В том числе практических занятий Тема 1.2. ... Содержание учебного материала Основы методики 3.Мотивация и целенаправленность самостоятельных занятий, их формы и самостоятел ь н ы х содержание. занятий физическими 4.Самоконтроль, его методы, показатели и критерии оценки. Разработка упражнениями, дневника самоконтроля самоконтроль В том числе практических занятий занимающихся физическими упражнениями и спортом Раздел 2. Практические основы формирования физической культуры личности Тема 2.1. Содержание учебного материала 5.Средства, методы, техники и принципы воспитания быстроты, силы,выносливости, гибкости, координационных способностей Легкая атлетика. Объем, акад, ч/ в том числев форме практической подготовки, акад, ч Коды компетенций, формировани ю которых способствует элемент программы 3 4 4/- 2 2 ОК 04 ОК 08 - 2 2 ОК 04 ОК 08 - 44/42 9 1 4 >ссовая подготовка В том числе практических занятий б.Практическое занятие № 1. Техника безопасности по лёгкой атлетике. 7.Обучение технике низкого, высокого старта. 8.Обучение прыжку в длину с места, с разбега, тройному прыжку б.Практическое занятие № 2. Обучение технике бега на короткие дистанции. Развитие быстроты. Разучивание специальных упражнений легкоатлетов 10.Практическое занятие № 3. Обучение технике стартового разгона и финиширования.Бег 30, 60,100 метров 11.Практическое занятие № 4. Скоростно-силовая подготовка. 12.Длительный бег. ^Развитие выносливостиКроссовый бег 1000 метров Гема 2.2. Лрофессиональн э-прикл адная физическ ая ПОДГОТОв ка Тема 2.3. Г имнастика Содержание учебного материала 14.Прикладная значимость рекомендованных видов спорта, специальных комплексов упражнений. Необходимые меры безопасности и сохранения здоровья. Знакомство с комплексом ГТО и выбор дополнительных видов спорта для сдачи нормативов комплекса ГТО В том числе практических занятий 15.Практическое занятие № 5. Выполнение комплекса упражнений гигиеническойутренней гимнастики с учетом профессиональных особенностей груда 16.Практическое занятие № 6. Выполнение комплекса упражнений (вводного, дляпроведения физкультурной паузы, физкультурной минуты, физкультурного отдыха) 17.Практическое занятие № 7. Выполнение комплекса упражнений, направленных на развитие профессионально значимых физических качеств, прикладных двигательныхумений и навыков б 1 1 1 1 ОК 04 ОК 08 1 ОК 04 ОК 08 1 1 1 5 1 4 1 ОК 04 ОК 08 1 1 18.Практическое занятие № 8. Выбор дополнительных видов спорта для сдачи нормативов комплекса ГТО и сдача нормативов комплекса ГТО в зависимости от возрастных требований и ступени 1 Содержание учебного материала 8 В том числе практических занятий 8 1 б.Практическое занятие № б. Техника безопасности на занятии по гимнастике 1 5 Тема 2.4. Волейбол Тема 2.5. Баскетбол 20.Практическое занятие № 10. Общеразвивающие упражнения 21.Практическое занятие № 11. Упражнения для профилактики профессиональныхзаболеваний 22.Практическое занятие № 12. Комплексы упражнений вводной и производственнойгимнастики 23.Практическое занятие № 13. Упражнения для коррекции зрения 24.Практическое занятие № 14. Упражнения для коррекции нарушений осанки 25.Практическое занятие № 15. Выполнение комплекса, состоящего из гимнастическихэлементов 26.Практическое занятие № 16. Упражнения с обручем, мячом и скакалкой 1 I Содержание учебного материала: 4 В том числе практических занятий 27.Практическое занятие № 17. Техника безопасности на занятиях по волейболу.Обучение верхней, нижней передаче. Обучение техническим и тактическим действиям 28.Практическое занятие № 18. Обучение стойке волейболиста, верхней подаче. Обучениенападающему удару 29.Практическое занятие № 19. Обучение блокированию. Двусторонняя игра 4 30.Практическое занятие № 20. Скоростно-силовая подготовка. Прыжковые упражнения.Подвижные игры с элементами волейбола 1 Содержание учебного материала В том числе практических занятий 31.Практическое занятие № 21. Техника безопасности на занятии по баскетболу. Правила игры. Обучение передвижениям в нападении и защите, техника ведения мяча 32.Практическое занятие № 22. Обучение технике броска мяча в корзину ЗЗ.Практическое занятие № 23. Прием техники защиты— перехват, приемы, применяемые против броска, накрывание 34.Практическое занятие № 24. Совершенствование тактических и техническихдействий в игре 35.Практическое занятие № 25. Обучение тактике нападения, тактике защиты 8 8 1 1 ОК 04 ОК 08 1 1 1 1 1 1 ОК 04 ОК 08 1 1 1 1 1 ОК 04 ОК 08 Тема 2.6. Настольный теннис Тема 2.7. Атлетическая | гимнастика 1 1 Зб.Практическое занятие № 26. Игра по правилам 37.Практическое занятие № 27. Эстафеты с баскетбольными мячами 38.Практическое занятие № 28. Совершенствование техники ведения, передачи, ловли,броска мяча 1 1 1 Содержание учебного материала В том числе практических занятий 39.Практическое занятие № 29. Техника безопасности по настольному теннису. Изучение элементов стола и ракетки. Обучение тактическим и техническимдействиям, подаче. Игра 1 1 Содержание учебного материала В том числе практических занятий 40. Практическое занятие № 31. Техника безопасности в тренажерном зале. Ознакомление с тренажерами 41.Практическое занятие № 32. Круговой метод тренировки для развития силыосновных мышечных групп с эспандерами, амортизаторами из резины 42.Практическое занятие № 33. Комплекс упражнений на тренажерах для развитиямышц рук и ног 43.Практическое занятие № 34. Комплекс упражнений на тренажерах для развитиямышц спины и брюшного пресса 44. Приседания со штат ой на плечах. 45. Тяга становая широким хватом на плечах. 46 Прыжки со штангой. 7 7 1 Промежуточная аттестация (дифференцированный зачёт) Всего: ОК 04 ОК 08 1 ОК 04 ОК 08 1 1 1 1 1 1 1 2 48 1 7 3. Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины Рабочее место преподавателя (стол письменный- 2 шт., стул- 2шт. Свисток-2 шт., рециркулятор-1 шт. Раздевалки (2 шт,- мужская/женская): душевая, санузел, скамья с вешалками для вещей4 шт., теннисный стол-2 шт., гири 16 кг, 24 кг., ядро для толкания 5 кг. 3 кг., ракетки для настольного тенниса, шашки, шахматы, скамейки гимнастические- 4 шт., командные комплекты одежды для соревнований. 3.1. Для реализации программы дисциплины должны быть предусмотрены спортивные сооружения: (универсальный) спортивный зал. оснащенный спортивным инвентарём и оборудованием, обеспечивающим достижение результатов освоения дисциплины; оборудованные открытые спортивные площадки, обеспечивающие достижение результатов освоения дисциплины; Перечень оборудования и инвентаря спортивных сооружений: Спортивные игры Щит баскетбольный игровой (комплект): щит баскетбольный тренировочный, щит баскетбольный навесной, ворота, мини-футбола (комплект), кольца баскетбольные, мяч баскетбольный №7 массовый, мяч баскетбольный №7 для соревнований, мяч баскетбольный №5 массовый, мяч футбольный №4 массовый, мяч футбольный №5 массовый, мяч футбольный №5 для соревнований, насос для накачивания мячей с иглой, жилетки игровые, сетка для хранения мячей, конус игровой, сетка волейбольная- 1 шт., баскетбольная- 2 шт. Гимнастика Стенка гимнастическая, скамейка гимнастическая, комплект матов гимнастических №2. мостик гимнастический подкидной, кронштейн навесной для канатов, канат для лазания 5м. (со страховочным устройством), перекладина гимнастическая пристенная, обруч гимнастический №2. скакалка гимнастическая, козел гимнастический. Перекладина навесная универсальная, снаряд «доска наклонная», комплект гантелей обрезиненных, эспандер универсальный. Легкая атлетика Стойки для прыжков в высоту (комплект), граната для метания Спортивные игры Наборы мячей для спортивных игр. Оборудование для проведения соревнований весы напольные, сантиметр мерный, комплект для соревнований №1. аппаратура для музыкального сопровождения, персональный компьютер (ведение мониторингов и иных документов) Тренажерный зал: Беговая дорожка, велотренажер, скамья для жима, комплект блинов обрезиненных 80 кг. Прочее Аптечка медицинская, сетка заградительная Открытые спортивные площадки: стойки для прыжков в высоту, перекладина для прыжков в высоту, зона приземления для 8 прыжков в высоту, элементы полосы препятствий, турник уличный, брусья уличные, рукоход уличный, ворота футбольные, сетки для футбольных ворот, мячи футбольные, сетка для переноса мячей, барьеры для бега, стартовые флажки, флажки красные и белые, палочки эстафетные, нагрудные номера, рулетка металлическая, секундомеры, стадион «Локомотив». 3.2. Информационное обеспечение реализации программы Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, допущенные к использованию при реализации образовательных программ СПО. на базе основного общего образования. 9 3.1.1. Основные печатные издания 1. Бишаева А.А. Физическая культура:учебник [для всех специальностей СПО] /А.А.Бишаева.- [7-еизд.,стер.]- Москва:Издательский дом Академия. 2020.-320с.-18В1Ч 978-54468-9406-2 -Тескт:непосредственный 2. Физическая культура: учебник для среднего профессионального образования / Н.В. Решетников. Ю.Л. Кислицын. - Москва: Издательский центр «Академия». 2018. - 176 с,18ВИ 978-5-4468-7250-3 3.1.2. Электронные издания 1. Физическая культура: учебник и практикум для среднего профессионального образования / А. Б. Муллер [и др.]. — Москва: Издательство Юрайт. 2021. — 424 с. — (Профессиональное образование). — 18ВИ 978-5-534-02612-2. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — ПК.Б: ЬПр8://игаП.ги/Ьсос1е/469681 (дата обращения: 02.08.2021). 2. Муллер. А. Б. Физическая культура: учебное пособие для среднего профессионального образования / Е. В. Конеева [и др.]; под редакцией Е. В. Конеевой. — 2-е изд., перераб. и доп.— Москва: Издательство Юрайт. 2021.— 599 с.— (Профессиональное образование). — 18ВЫ 978-5-534-13554-1. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — ИКЕ: ЬПр8://ига11.ги/Ьсо(1е/475342(дата обращения: 02.08.2021). 3.1.3. Дополнительные источники 1. Аллянов. Ю. Н. Физическая культура: учебник для среднего профессионального образования / Ю. Н. Аллянов. И. А. Письменский. — 3-е изд., испр. — Москва: Издательство Юрайт. 2021. — 493 с. — (Профессиональное образование). — 18ВИ 978-5-534-02309-1. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — 11КТ: ЬПр8://игай.ги/Ьсос1е/471143 (дата обращения: 02.08.2021). 2. Ягодин. В. В. Физическая культура: основы спортивной этики: учебное пособие для среднего профессионального образования / В. В. Ягодин. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — ИЗ с. — (Профессиональное образование). — 18ВИ 978-5-534-10349-6. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — 1ЖЕ: БОр8://ига11.ги/Ьсос1е/475602 (дата обращения: 02.08.2021 10 3. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Результаты обучения Критерии оценки Перечень знаний, осваиваемых в рамках дисциплины Знать: понимает роль физической роль физической культуры в культуры в общекультурном, общекультурном. профессиональном и профессиональном и социальном развитии социальном развитии человека; человека; основы здорового образа ведёт здоровый образ жизни; жизни; условия профессиональной понимает условия деятельности и зоны риска деятельности и знает зоны физического здоровья для риска физического здоровья данной профессии; для данной профессии; правила и способы проводит индивидуальные планирования системы занятия физическими индивидуальных занятий упражнениями различной физическими упражнениями направленности различной направленности Перечень умений, осваиваемых в рамках дисциплины использует физкультурноУметь: оздоровительную деятельность использовать физкультурнодля укрепления здоровья, оздоровительную деятельность достижения жизненных и для укрепления здоровья, профессиональных целей; достижения жизненных и применяет рациональные профессиональных целей; приемы двигательных применять рациональные функций в профессиональной приемы двигательных функций деятельности; в профессиональной пользуется средствами деятельности; профилактики пользоваться средствами перенапряжения, профилактики перенапряжения, характерными для данной характерными для данной профессии; профессии; выполняет контрольные контрольные выполнять нормативы.предусмотренные нормативы, предусмотренные государственным стандартом государственным стандартом соответствующей при соответствующей при тренировке, с учетом тренировке, с учетом состояния состояния здоровья и здоровья и функциональных функциональных возможностей своего организма возможностей своего организм Методы оценки Устный опрос. Тестирование. Результаты выполнения контрольных нормативов Выполнение комплекса упражнений. Выполнение контрольных нормативов с учетом состояния здоровья и функциональных возможностей организма И РЕЦЕНЗИЯ на рабочую программу по дисциплине СГ.04 Физическая культура для профессий среднего профессионального образования: 08.01.3 I Электромонтажник электрических сетей и электрооборудования, разработанную преподавателями ГБПОУ Кропоткинский техникум технологий и железнодорожного транспорта» Смирновым В.В., Шаталиной Е.К., Кулешовой Л.А. Содержание рабочей программы «Физическая культура» направлено на достижение следующих целей: формирование физической культуры личности будущего профессионала, востребованного на современном рынке труда; развитие физических качеств и способностей, совершенствование функциональных возможностей организма, укрепление индивидуального здоровья; формирование устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к собственному здоровью, в занятиях физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельностью; овладение технологиями современных оздоровительных систем физического воспитания, обогащение индивидуального опыта занятий специально-прикладными физическими упражнениями и базовыми видами спорта; овладение системой профессионально и жизненно значимых практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья; освоение системы знаний о занятиях физической культурой, их роли и значении в формировании здорового образа жизни и социальных ориентаций; приобретение компетентности в физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, овладение навыками творческого сотрудничества в коллективных формах занятий физическими упражнениями. Оценка структуры рабочей программы (характеристика разделов): структура программы соответствует наличию обязательных компонентов и включает в себя: паспорт рабочей программы, результаты освоения; структуру и содержание, условия реализации: контроль и оценку результатов освоения дисциплины. Деление на разделы соответствуют знаниям и умениям.. В программе учтена специфика учебного заведения, которая отражена в содержании профессиональной дисциплины. Оценка соответствия тематики практических занятий, требованиям подготовки выпускника по профессии и содержанию рабочей программы: в программе уделено особое внимание использованию в организации учебного процесса разнообразных форм практических занятий, самостоятельной работы обучающихся и соответствует профессиональным требованиям предъявляемым к обучению. Язык и стиль изложения, терминология соответствует ведущим требованиям программы учебной дисциплины и ее уровню усвоения. Соответствие содержания рабочей программы современному уровню развития науки, техники и производства рабочая программа соответствует современным требованиям. Рекомендации, замечания не имеет. Заключение: Рабочая программа по дисциплине СГ.04 Физическая культура может быть использована для обеспечения программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессиям технического профиля. Место работы РЕЦЕНЗИЯ на рабочую программу по дисциплине СТ.04 Физическая культура для профессий среднего профессионального образования: 08.01.31 Электромонтажник электрических сетей и электрооборудования, разработанную преподавателями ГБПОУ Кропоткинский техникум технологий и железнодорожного транспорта» Смирновым В.В.. Шаталиной Е.К.. Кулешовой Л.А. Содержание рабочей программы «Физическая культура» направлено на достижение следующих целей: формирование физической культуры личности будущего профессионала, востребованного на современном рынке труда; развитие физических качеств и способностей, совершенствование функциональных возможностей организма, укрепление индивидуального здоровья; формирование устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к собственному здоровью, в занятиях физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельностью; овладение технологиями современных оздоровительных систем физического воспитания, обогащение индивидуального опыта занятий специально-прикладными физическими упражнениями и базовыми видами спорта; овладение системой профессионально и жизненно значимых практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья; освоение системы знаний о занятиях физической культурой, их роли и значении в формировании здорового образа жизни и социальных ориентаций; приобретение компетентности в физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, овладение навыками творческого сотрудничества в коллективных формах занятий физическими упражнениями. Оценка структуры рабочей программы (характеристика разделов): структура программы соответствует наличию _ обязательных компонентов и включает в себя: паспорт рабочей программы, результаты освоения: структуру и содержание, условия реализации: контроль и оценку результатов освоения дисциплины. Деление на разделы соответствуют знаниям и умениям. В программе учтена специфика учебного заведения, которая отражена в содержании профессиональной дисциплины. Оценка соответствия тематики практических занятий, требованиям подготовки выпускника по профессии и содержанию рабочей программы: в программе уделено особое внимание использованию в организации учебного процесса разнообразных форм практических занятий, самостоятельной работы обучающихся и соответствует профессиональным требованиям предъявляемым к обучению. Язык и стиль изложения, терминология соответствует ведущим требованиям программы учебной дисциплины и ее уровню усвоения. Соответствие содержания рабочей программы современному уровню развития науки, техники и производства рабочая программа соответствует современным требованиям. Рекомендации, замечания не имеет. Заключение: —■— Рабочая программа по дисциплине СГ.04 Физическая культура может быть использована для обеспечения программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессиям технического профиля. 13