7. РП ОД.07 Обществознание

Министерство образования, науки и молодежной политики

Краснодарского края
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Краснодарского края
«Кропоткинский техникум технологий и железнодорожного транспорта»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОД.07 Обществознание

по профессии СПО
08.01.31 Электромонтажник электрических сетей и электрооборудования

Срок обучения 1 год 10 месяцев

на базе основного общего образования
Форма обучения: очная

2024 г.

Рассмотрена на заседании
педагогического совета
Протокол № 13 от 27 мая 2024г.
Рассмотрена на заседании методической
комиссии гуманитарных дисциплин,
протокол № 10 от 23 ма^Ю24г.
Председатель МКП
Л.М. Хаженцева /

Утверждена
ДиреюмаГрПОУ «КТТ и ЖТ»
//'/луу
/В. А. Шахбазян/
^окуМенгов|

Рабочая программа учебной дисциплины ОД.07 Обществознание
разработана на основании Федерального закона «Об образовании в
Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. И 273-ФЗ (в ред. от 03.07.2016,
с изм. от 19.12.2016); требований ФГОС среднего общего образования
(приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 г. № 413, с изм. от 31 декабря
2015 г. И 1578, с изм. от 12 августа 2022г. № 732), примерной рабочей
программы общеобразовательной дисциплины «Обществознание» для
профессиональных образовательных организаций базовый уровень (вариант
2), утвержденной на заседании Совета по оценке содержания и качества
примерных рабочих программ общеобразовательного и социально­
гуманитарного циклов среднего профессионального образования Протокол
14 от 30 ноября 2022г. В соответствии с требованиями ФГОС СПО по
профессии
08.01.31
Электромонтажник
электрических
сетей
и
электрооборудования, утвержденного приказом Министерства просвещения
России № 966 от И ноября 2022 года, зарегистрирован Министерством
юстиции России (рег. № 71635 от 19 декабря 2022г.), укрупненной группы
профессий 08.00.00 Техника и технологии строительства.
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Краснодарского края «Кропоткинский
техникум технологий и железнодорожного транспорта».

Авторы:

Е.И. Уваров. Савенкова,

Е.В. Фролова

преподаватели ГБПОУ «КТТ и ЖТ».

Авалян Роза Вазгеновна__________
преподаватель _
Занимаемая должность

ГБПОУ КК «Новокубанский аграрно-политехнический
техникум________ _____
Место работы

Ковтун О.В.
преподаватель____________________________

для

Занимаемая должность

ГБПОУ КК «Тихорецкий техникум отраслевых
технологий»
Место работы

СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3

1 .ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ« ОД. 07 Обществознание»

1.1.

Место дисциплины в структуре образовательной программы СПО

Общеобразовательная дисциплина «Обществознание» является частью
предметной области «Общественные науки», изучается в
общеобразовательном цикле учебного плана ООП СПО с учетом
профессиональной направленности в соответствии с ФГОС 08.01.31
Электромонтажник электрических сетей и электрооборудования
1.2. Цель и результаты освоения дисциплины
1.2.1. Цель общеобразовательной дисциплины

Основной целью изучения обществознания в организациях среднего
профессионального образования является освоение обучающимися знаний о
российском обществе и особенностях его развития в современных условиях,
различных аспектах взаимодействия людей друг с другом и с основными
социальными институтами, содействие формированию способности к
рефлексии, оценке своих возможностей в повседневной и профессиональной
деятельности.
Ключевыми
задачами изучения обществознания
с учётом
преемственности с основной школой являются:
воспитание
общероссийской
идентичности,
гражданской
ответственности, основанной на идеях патриотизма, гордости за достижения
страны в различных областях жизни; приверженности демократическим
ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- освоение системы знаний об обществе и человеке, формирование
целостной картины общества;
- овладение умениями получать, анализировать, интерпретировать и
систематизировать социальную информацию из различных источников,
преобразовывать ее и использовать для самостоятельного решения учебно­
познавательных, исследовательских и жизненных задач;
- совершенствование опыта применения полученных знаний и умений
при анализе и оценке жизненных ситуаций, социальных фактов, поведения
людей и собственных поступков в различных областях общественной жизни
с учётом профессиональной направленности организации среднего
профессионального образования;
4

- становление духовно-нравственных позиций и приоритетов личности
в период ранней юности, выработка интереса к освоению социальных и
гуманитарных дисциплин, развитие мотивации к предстоящему
самоопределению.

5

1.2.2. Результаты освоения
Код и наименование
формируемых
компетенций
ОК 01.
Выбирать способы
решения задач
профессиональной
деятельности
применительно
к различным
контекстам

результаты освоения дисциплины
Общие

Дисциплинарные

В части трудового воспитания:
- готовность к труду, осознание ценности мастерства,
трудолюбие; У
- готовность к активной деятельности технологической и
социальной направленности, способность инициировать,
планировать и самостоятельно выполнять такую
деятельность;
- интерес к различным сферам профессиональной
деятельности,
Овладение универсальными учебными познавательными
действиями:
а) базовые логические действия:
- самостоятельно формулировать и актуализировать
проблему, рассматривать ее всесторонне;
- устанавливать существенный признак или основания
для сравнения, классификации и обобщения;
- определять цели деятельности, задавать параметры и
критерии их достижения;
- выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых явлениях;
- вносить коррективы в деятельность, оценивать
соответствие результатов целям, оценивать риски

сформировать знания об (о):
- обществе как целостной развивающейся системе в
единстве и взаимодействии основных сфер и институтов;
основах социальной динамики; глобальных проблемах и
вызовах современности; перспективах развития
современного общества, в том числе тенденций развития
Российской Федерации;
- человеке как субъекте общественных отношений и
сознательной деятельности; особенностях социализации
личности в современных условиях, сознании, познании и
самосознании человека; особенностях
профессиональной деятельности в области науки,
культуры, экономической и финансовой сферах;
- экономике как науке и хозяйстве, роли государства в
экономике, в том числе государственной политики
поддержки конкуренции и импортозамещения,
особенностях рыночных отношений в современной
экономике;
- системе права и законодательства Российской
Федерации;
- владеть базовым понятийным аппаратом социальных
наук, уметь различать существенные и несущественные
б

последствий деятельности;
- развивать креативное мышление при решении
жизненных проблем
б) базовые исследовательские действия:
- владеть навыками учебно-исследовательской и
проектной деятельности, навыками разрешения
проблем;
- выявлять причинно-следственные связи и
актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее решения,
находить аргументы для доказательства своих
утверждений, задавать параметры и критерии решения;
- анализировать полученные в ходе решения задачи
результаты, критически оценивать их достоверность,
прогнозировать изменение в новых условиях;
— уметь переносить знания в познавательную и
практическую области жизнедеятельности;
- уметь интегрировать знания из разных предметных
областей;
- выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные
подходы и решения;
и способность их использования в познавательной и
социальной практике

ОК 02. Использовать
современные средства
поиска, анализа и
интерпретации
информации, и
информационные

признаки понятий, определять различные смыслы
многозначных понятий, классифицировать
используемые в социальных науках понятия и термины;
использовать понятийный аппарат при анализе и оценке
социальных явлений, для ориентации в социальных
науках и при изложении собственных суждений и
построении устных и письменных высказываний;
- владеть умениями формулировать на основе
приобретенных социально-гуманитарных знаний
собственные суждения и аргументы по определенным
проблемам с точки зрения социальных ценностей и
использовать ключевые понятия, теоретические
положения социальных наук для объяснения явлений
социальной действительности; конкретизировать
теоретические положения фактами социальной
действительности, модельными ситуациями, примерами
из личного социального опыта и фактами социальной
действительности, в том числе по соблюдению правил
здорового образа жизни; умение создавать типологии
социальных процессов и явлений на основе
предложенных критериев;

сформировать знания об (о):
- особенностях процесса цифровизации и влиянии
массовых коммуникаций на все сферы жизни общества;
- владеть умениями применять полученные знания при
анализе социальной информации, полученной из
источников разного типа, включая официальные
7

технологии для
выполнения задач
профессиональной
деятельности

публикации на интернет-ресурсах государственных
органов, нормативные правовые акты, государственные
документы стратегического характера, публикации в
средствах массовой информации; осуществлять поиск
социальной информации, представленной в различных
знаковых системах, извлекать информацию из
неадаптированных источников, вести целенаправленный
поиск необходимых сведений, для восполнения
недостающих звеньев, делать обоснованные выводы,
различать отдельные компоненты в информационном
сообщении, выделять факты, выводы, оценочные
суждения, мнения;
- сформированность навыков оценивания социальной
информации, в том числе поступающей по каналам
сетевых коммуникаций, владение умением определять
степень достоверности информации; владение умением
соотносить различные оценки социальных явлений,
содержащиеся в источниках информации, давать на
основе полученных знаний правовую оценку действиям
людей в модельных ситуациях;
- уметь определять связи социальных объектов и
явлений с помощью различных знаковых систем;
сформированность представлений о методах изучения
социальных явлений и процессов, включая
универсальные методы науки, а также специальные
методы социального познания, в том числе
социологические опросы, биографический метод,
социальное прогнозирование
8

ОК 03. Планировать и
реализовывать
собственное
профессиональное и
личностное развитие,
предпринимательску
ю деятельность в
профессиональной
сфере, использовать
знания по финансовой
грамотности в
различных
жизненных ситуациях

В области духовно-нравственного воспитания:
— сформированность нравственного сознания,
этического поведения;
- способность оценивать ситуацию и принимать
осознанные решения, ориентируясь на моральнонравственные нормы и ценности;
- осознание личного вклада в построение устойчивого
будущего;
- ответственное отношение к своим родителям и (или)
другим членам семьи, созданию семьи на основе
осознанного принятия ценностей семейной жизни в
соответствии с традициями народов России;
Овладение универсальными регулятивными действиями:
а) самоорганизация:
- самостоятельно осуществлять познавательную
деятельность, выявлять проблемы, ставить и
формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
- самостоятельно составлять план решения проблемы с
учетом имеющихся ресурсов, собственных
возможностей и предпочтений;
- давать оценку новым ситуациям;
способствовать формированию и проявлению широкой
эрудиции в разных областях знаний, постоянно
повышать свой образовательный и культурный уровень;
б)самоконтроль:
использовать приемы рефлексии для оценки ситуации,
выбора верного решения;

сформировать знания об (о):
- особенностях социализации личности в современных
условиях, сознании, познании и самосознании человека;
особенностях профессиональной деятельности в области
науки, культуры, экономической и финансовой сферах;
- отношениях, направлениях социальной политики в
Российской Федерации, в том числе поддержки семьи,
государственной политики в сфере межнациональных
отношений; структуре и функциях политической
системы общества, направлениях государственной
политики Российской Федерации;
- владеть умениями проводить с опорой на полученные
знания учебно-исследовательскую и проектную
деятельность, представлять ее результаты в виде
завершенных проектов, презентаций, творческих работ
социальной и междисциплинарной направленности;
готовить устные выступления и письменные работы
(развернутые ответы, сочинения) по социальной
проблематике, составлять сложный и тезисный план
развернутых ответов, анализировать неадаптированные
тексты на социальную тематику;
- готовность применять знания о финансах и бюджетном
регулировании при пользовании финансовыми услугами
и инструментами; использовать финансовую
информацию для достижения личных финансовых
целей, обеспечивать финансовую безопасность с учетом
рисков и способов их снижения; сформированность
гражданской ответственности в части уплаты налогов
9

ОК 04. Эффективно
взаимодействовать и
работать в коллективе
и команде

- уметь оценивать риски и своевременно принимать
решения по их снижению;
в) эмоциональный интеллект, предполагающий
сформированность:
внутренней мотивации, включающей стремление к
достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность,
умение действовать, исходя из своих возможностей;
- эмпатии, включающей способность понимать
эмоциональное состояние других, учитывать его при
осуществлении коммуникации, способность к
сочувствию и сопереживанию;
- социальных навыков, включающих способность
выстраивать отношения с другими людьми, заботиться,
проявлять интерес и разрешать конфликты
- готовность к саморазвитию, самостоятельности и
самоопределению;
-овладение навыками учебно-исследовательской,
проектной и социальной деятельности;
Овладение универсальными коммуникативными
действиями:
б) совместная деятельность:
- понимать и использовать преимущества командной и
индивидуальной работы;
- принимать цели совместной деятельности,
организовывать и координировать действия по ее
достижению: составлять план действий, распределять
роли с учетом мнений участников обсуждать результаты
совместной работы;

для развития общества и государства

- использовать обществоведческие знания для
взаимодействия с представителями других
национальностей и культур в целях успешного
выполнения типичных социальных ролей, реализации
прав и осознанного выполнения обязанностей
гражданина Российской Федерации, в том числе
правомерного налогового поведения; ориентации в
актуальных общественных событиях, определения
личной гражданской позиции; осознание значимости
здорового образа жизни; роли непрерывного
образования; использовать средства информационно­
коммуникационных технологий в решении различных
задач
10

ОК 05. Осуществлять
устную и письменную
коммуникацию на
государственном
языке Российской
Федерации с учетом
особенностей
социального и
культурного
контекста

- координировать и выполнять работу в условиях
реального, виртуального и комбинированного
взаимодействия;
- осуществлять позитивное стратегическое поведение в
различных ситуациях, проявлять творчество и
воображение, быть инициативным
Овладение универсальными регулятивными действиями:
г) принятие себя и других людей:
- принимать мотивы и аргументы других людей при
анализе результатов деятельности;
- признавать свое право и право других людей на
ошибки;
- развивать способность понимать мир с позиции
другого человека
В области эстетического воспитания:
- эстетическое отношение к миру, включая эстетику
быта, научного и технического творчества, спорта, труда
и общественных отношений;
- способность воспринимать различные виды искусства,
традиции и творчество своего и других народов,
ощущать эмоциональное воздействие искусства;
- убежденность в значимости для личности и общества
отечественного и мирового искусства, этнических
культурных традиций и народного творчества;
- готовность к самовыражению в разных видах
искусства, стремление проявлять качества творческой
личности;
Овладение универсальными коммуникативными

- владеть умениями проводить с опорой на полученные
знания учебно-исследовательскую и проектную
деятельность, представлять ее результаты в виде
завершенных проектов, презентаций, творческих работ
социальной и междисциплинарной направленности;
готовить устные выступления и письменные работы
(развернутые ответы, сочинения) по социальной
проблематике, составлять сложный и тезисный план
развернутых ответов, анализировать неадаптированные
тексты на социальную тематику;
- владеть умениями формулировать на основе
приобретенных социально-гуманитарных знаний
собственные суждения и аргументы по определенным
проблемам с точки зрения социальных ценностей и
11

действиями:
а) общение:
- осуществлять коммуникации во всех сферах жизни;
- распознавать невербальные средства общения,
понимать значение социальных знаков, распознавать
предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать
конфликты;
- развернуто и логично излагать свою точку зрения с
использованием языковых средств

ОК 06. Проявлять
гражданскопатриотическую
позицию,
демонстрировать
осознанное поведение
на основе
традиционных
общечеловеческих
ценностей, в том
числе с учетом
гармонизации
межнациональных и
межрелигиозных
отношений,
применять стандарты
антикоррупционного
поведения

- осознание обучающимися российской гражданской
идентичности;
- целенаправленное развитие внутренней позиции
личности на основе духовно-нравственных ценностей
народов Российской Федерации, исторических и
национально-культурных традиций, формирование
системы значимых ценностно-смысловых установок,
антикоррупционного мировоззрения, правосознания,
экологической культуры, способности ставить цели и
строить жизненные планы;
В части гражданского воспитания:
- осознание своих конституционных прав и
обязанностей, уважение закона и правопорядка;
- принятие традиционных национальных,
общечеловеческих гуманистических и демократических
ценностей;
- готовность противостоять идеологии экстремизма,
национализма, ксенофобии, дискриминации по

использовать ключевые понятия, теоретические
положения социальных наук для объяснения явлений
социальной действительности; конкретизировать
теоретические положения фактами социальной
действительности, модельными ситуациями, примерами
из личного социального опыта и фактами социальной
действительности, в том числе по соблюдению правил
здорового образа жизни; умение создавать типологии
социальных процессов и явлений на основе
предложенных критериев
1) сформировать знания об (о):
обществе как целостной развивающейся системе в
единстве и взаимодействии основных сфер и институтов;
основах социальной динамики;
особенностях процесса цифровизации и влиянии
массовых коммуникаций на все сферы жизни общества;
глобальных проблемах и вызовах современности;
перспективах развития современного общества, в том
числе тенденций развития Российской Федерации;
человеке как субъекте общественных отношений и
сознательной деятельности;
особенностях социализации личности в современных
условиях, сознании, познании и самосознании человека;
особенностях профессиональной деятельности в области
науки, культуры, экономической и финансовой сферах;
значении духовной культуры общества и разнообразии
ее видов и форм; экономике как науке и хозяйстве, роли
государства в экономике, в том числе государственной
12

социальным, религиозным, расовым, национальным
признакам;
- готовность вести совместную деятельность в интересах
гражданского общества, участвовать в самоуправлении в
общеобразовательной организации и детско-юношеских
организациях;
- умение взаимодействовать с социальными
институтами в соответствии с их функциями и
назначением;
- готовность к гуманитарной и волонтерской
деятельности;
патриотического воспитания:
- сформированность российской гражданской
идентичности, патриотизма, уважения к своему народу,
чувства ответственности перед Родиной, гордости за
свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое
и настоящее многонационального народа России;
- ценностное отношение к государственным символам,
историческому и природному наследию, памятникам,
традициям народов России, достижениям России в
науке, искусстве, спорте, технологиях и труде;
- идейная убежденность, готовность к служению и
защите Отечества, ответственность за его судьбу;
освоенные обучающимися межпредметные понятия и
универсальные учебные действия (регулятивные,
познавательные, коммуникативные);
- способность их использования в познавательной и
социальной практике, готовность к самостоятельному

политики поддержки конкуренции и импортозамещения,
особенностях рыночных отношений в современной
экономике;
роли государственного бюджета в реализации
полномочий органов государственной власти, этапах
бюджетного процесса, механизмах принятия бюджетных
решений;
социальных отношениях, направлениях социальной
политики в Российской Федерации, в том числе
поддержки семьи, государственной политики в сфере
межнациональных отношений; структуре и функциях
политической системы общества, направлениях
государственной политики Российской Федерации;
конституционном статусе и полномочиях органов
государственной власти;
системе прав человека и гражданина в Российской
Федерации, правах ребенка и механизмах защиты прав в
Российской Федерации;
правовом регулирования гражданских, семейных,
трудовых, налоговых, образовательных,
административных, уголовных общественных
отношений;
системе права и законодательства Российской
Федерации;
2) уметь характеризовать российские духовно­
нравственные ценности, в том числе ценности
человеческой жизни, патриотизма и служения
Отечеству, семьи, созидательного труда, норм морали и
13

планированию и осуществлению учебной деятельности,
организации учебного сотрудничества с
педагогическими работниками и сверстниками, к
участию в построении индивидуальной образовательной
траектории;
- овладение навыками учебно-исследовательской,
проектной и социальной деятельности

нравственности, прав и свобод человека, гуманизма,
милосердия, справедливости, коллективизма,
исторического единства народов России,
преемственности истории нашей Родины, осознания
ценности культуры России и традиций народов России,
общественной стабильности и целостности государства;
3) владеть базовым понятийным аппаратом социальных
наук, уметь различать существенные и несущественные
признаки понятий, определять различные смыслы
многозначных понятий, классифицировать
используемые в социальных науках понятия и термины;
использовать понятийный аппарат при анализе и оценке
социальных явлений, для ориентации в социальных
науках и при изложении собственных суждений и
построении устных и письменных высказываний;
4) владеть умениями устанавливать, выявлять, объяснять
причинно-следственные, функциональные,
иерархические и другие связи социальных объектов и
процессов, включая умения характеризовать
взаимовлияние природы и общества, приводить примеры
взаимосвязи всех сфер жизни общества; выявлять
причины и последствия преобразований в различных
сферах жизни российского общества; характеризовать
функции социальных институтов; обосновывать
иерархию нормативных правовых актов в системе
российского законодательства;
5) связи социальных объектов и явлений с помощью
различных знаковых систем; сформированность
14

представлений о методах изучения социальных явлений
и процессов, включая универсальные методы науки, а
также специальные методы социального познания, в том
числе социологические опросы, биографический метод,
социальное прогнозирование;
6) владеть умениями применять полученные знания при
анализе социальной информации, полученной из
источников разного типа, включая официальные
публикации на интернет-ресурсах государственных
органов, нормативные правовые акты, государственные
документы стратегического характера, публикации в
средствах массовой информации; осуществлять поиск
социальной информации, представленной в различных
знаковых системах, извлекать информацию из
неадаптированных источников, вести целенаправленный
поиск необходимых сведений, для восполнения
недостающих звеньев, делать обоснованные выводы,
различать отдельные компоненты в информационном
сообщении, выделять факты, выводы, оценочные
суждения, мнения;
7) владеть умениями проводить с опорой на полученные
знания учебно-исследовательскую и проектную
деятельность, представлять ее результаты в виде
завершенных проектов, презентаций, творческих работ
социальной и междисциплинарной направленности;
готовить устные выступления и письменные работы
(развернутые ответы, сочинения) по социальной
проблематике, составлять сложный и тезисный план
15

развернутых ответов, анализировать неадаптированные
тексты на социальную тематику;
8) использовать обществоведческие знания для
взаимодействия с представителями других
национальностей и культур в целях успешного
выполнения типичных социальных ролей, реализации
прав и осознанного выполнения обязанностей
гражданина Российской Федерации, в том числе
правомерного налогового поведения; ориентации в
актуальных общественных событиях, определения
личной гражданской позиции; осознание значимости
здорового образа жизни; роли непрерывного
образования; использовать средства информационно­
коммуникационных технологий в решении различных
задач;
9) владеть умениями формулировать на основе
приобретенных социально-гуманитарных знаний
собственные суждения и аргументы по определенным
проблемам с точки зрения социальных ценностей и
использовать ключевые понятия, теоретические
положения социальных наук для объяснения явлений
социальной действительности; конкретизировать
теоретические положения фактами социальной
действительности, модельными ситуациями, примерами
из личного социального опыта и фактами социальной
действительности, в том числе по соблюдению правил
здорового образа жизни; умение создавать типологии
социальных процессов и явлений на основе
16

предложенных критериев;
10) готовность применять знания о финансах и
бюджетном регулировании при пользовании
финансовыми услугами и инструментами; использовать
финансовую информацию для достижения личных
финансовых целей, обеспечивать финансовую
безопасность с учетом рисков и способов их снижения;
сформированность гражданской ответственности в части
уплаты налогов для развития общества и государства;
11) сформировать навыки оценивания социальной
информации, в том числе поступающей по каналам
сетевых коммуникаций, владение умением определять
степень достоверности информации; владение умением
соотносить различные оценки социальных явлений,
содержащиеся в источниках информации, давать на
основе полученных знаний правовую оценку действиям
людей в модельных ситуациях;
12) владеть умением самостоятельно оценивать и
принимать решения, выявлять с помощью полученных
знаний наиболее эффективные способы противодействия
коррупции; определять стратегии разрешения
социальных и межличностных конфликтов; оценивать
поведение людей и собственное поведение с точки
зрения социальных норм, ценностей, экономической
рациональности и финансовой грамотности; осознавать
неприемлемость антиобщественного поведения,
осознавать опасность алкоголизма и наркомании,
необходимость мер юридической ответственности, в том
17

числе для несовершеннолетних граждан

ОК 07. Содействовать
сохранению
окружающей среды,
ресурсосбережению,
применять знания об
изменении климата,
принципы
бережливого
производства,
эффективно
действовать в
чрезвычайных
ситуациях

ОК 09. Пользоваться
профессиональной
документацией на
государственном и
иностранном языках

В области экологического воспитания:
- сформированность экологической культуры,
понимание влияния социально-экономических
процессов на состояние природной и социальной среды,
осознание глобального характера экологических
проблем;
- планирование и осуществление действий в
окружающей среде на основе знания целей устойчивого
развития человечества;
активное неприятие действий, приносящих вред
окружающей среде;
- умение прогнозировать неблагоприятные
экологические последствия предпринимаемых действий,
предотвращать их;
- расширение опыта деятельности экологической
направленности;
- овладение навыками учебно-исследовательской,
проектной и социальной деятельности
- наличие мотивации к обучению и личностному
развитию;
В области ценности научного познания:
- сформированность мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития науки и общественной

- конкретизировать теоретические положения фактами
социальной действительности, модельными ситуациями,
примерами из личного социального опыта и фактами
социальной действительности, в том числе по
соблюдению правил здорового образа жизни; умение
создавать типологии социальных процессов и явлений на
основе предложенных критериев;
- владеть умениями устанавливать, выявлять, объяснять
причинно-следственные, функциональные,
иерархические и другие связи социальных объектов и
процессов, включая умения характеризовать
взаимовлияние природы и общества, приводить примеры
взаимосвязи всех сфер жизни общества; выявлять
причины и последствия преобразований в различных
сферах жизни российского обществ

- владеть умениями применять полученные знания при
анализе социальной информации, полученной из
источников разного типа, включая официальные
публикации на интернет-ресурсах государственных
органов, нормативные правовые акты, государственные
18

практики, основанного на диалоге культур,
способствующего осознанию своего места в
поликультурном мире;
- совершенствование языковой и читательской культуры
как средства взаимодействия между людьми и познания
мира;
- осознание ценности научной деятельности, готовность
осуществлять проектную и исследовательскую
деятельность индивидуально и в группе;
Овладение универсальными учебными познавательными
действиями:
б) базовые исследовательские действия:
- владеть навыками учебно-исследовательской и
проектной деятельности, навыками разрешения
проблем;
- способность и готовность к самостоятельному поиску
методов решения практических задач, применению
различных методов познания;
- овладение видами деятельности по получению нового
знания, его интерпретации, преобразованию и
применению в различных учебных ситуациях, в том
числе при создании учебных и социальных проектов;
- формирование научного типа мышления, владение
научной терминологией, ключевыми понятиями и
методами;
-осуществлять целенаправленный поиск переноса
средств и способов действия в профессиональную среду

документы стратегического характера, публикации в
средствах массовой информации;

19

ПК 1.2.

Выполнять работы по монтажу электропроводок всех видов (кроме проводок во взрывоопасных
зонах)
Контролировать качество выполненных работ

ПК 1.3.

Производить ремонт электропроводок всех видов

ПК 2.1.

. Выполнять работы по монтажу осветительного оборудования

ПК 2.2.

Выполнять работы по монтажу силового оборудования

ПК 2.3.

Выполнять наладку силового и осветительного электрооборудования.

ПК 2.4.

Контролировать качество выполненных работ

ПК 2.5.

Производить ремонт силового и осветительного электрооборудования

ПК 3.1.

Устанавливать и подключать распределительные устройства

ПК 3.2.

Устанавливать и подключать приборы и аппараты вторичных цепей

ПК 3.3.
ПК 3.4.

Устанавливать и подключать устройства и шкафы автоматизации
Выполнять пусконаладочные работы, в том числе, программировать средства автоматизации

ПК 1.1.

Личностные результаты реализации программы воспитания (дескрипторы)

Осознающий себя гражданином и защитником великой страны.
Проявляющий активную гражданскую позицию на основе уважения закона и правопорядка, прав
и свобод сограждан, уважения к историческому и культурному наследию России.

Код личностных результатов
реализации программы воспитания
ЛР 1
ЛР2
20

Демонстрирующий приверженность традиционным духовно-нравственным ценностям, культуре
народов России, принципам честности, порядочности, открытости.
Проявляющий и демонстрирующий уважение к труду человека, осознающий ценность
собственного труда и труда других людей.
Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к
Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей
многонационального народа России.
Ориентированный на профессиональные достижения, деятельно выражающий познавательные
интересы с учетом своих способностей, образовательного и профессионального маршрута,
выбранной квалификации
Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую
уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности.
Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям различных этнокультурных,
социальных, конфессиональных и иных групп. Сопричастный к сохранению, преумножению и
трансляции культурных традиций и ценностей многонационального российского государства.
Сознающий ценность жизни, здоровья и безопасности. Соблюдающий и пропагандирующий
здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиены, режим занятий и отдыха,
физическая активность), демонстрирующий стремление к физическому совершенствованию
Бережливо относящийся к природному наследию страны и мира, проявляющий
сформированность экологической культуры на основе понимания влияния социальных,
экономических и профессионально-производственных процессов на окружающую среду
Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий основами эстетической
культуры.
Принимающий российские традиционные семейные ценности.
Личностные результаты реализации программы воспитания,
определенные отраслевыми требованиями к деловым качествам личности
Способный при взаимодействии с другими людьми достигать поставленных целей, стремящийся
к формированию в строительной отрасли и системе жилищно-коммунального хозяйства
личностного роста как профессионала
Способный ставить перед собой цели под для решения возникающих профессиональных задач,
подбирать способы решения и средства развития, в том числе с использованием информационных
технологий;
Содействующий формированию положительного образа и поддержанию престижа своей
профессии

ЛРЗ

ЛР4
ЛР5

ЛР6

ЛР7
ЛР8

ЛР9

ЛР 10

ЛР 11
ЛР 12

ЛР 13

ЛР 14

ЛР 15
21

Способный искать и находить необходимую информацию используя разнообразные технологии
ее поиска, для решения возникающих в процессе производственной деятельности проблем при
строительстве и эксплуатации объектов капитального строительства;
Способный выдвигать альтернативные варианты действий с целью выработки новых
оптимальных алгоритмов; позиционирующий себя в сети как результативный и привлекательный
участник трудовых отношений.

ЛР 16

ЛР 17

22

1.

Структура и содержание общеобразовательной дисциплины

2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы
Объем образовательной программы дисциплины

Объем в часах
72

в т.ч.
1. Основное содержание

72

в т. ч.:

теоретическое обучение

55

практические занятия

11

контрольные работы

1

самостоятельная работа

-

2. Профессионально ориентированное содержание (содержание прикладного
модуля)
в т. ч.:

6

теоретическое обучение

0

практические занятия

6

Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет)

1

20

2.2. Тематический план и содержание дисциплины
Наименование разделов и тем

1
Раздел 1. Человек в обществе

Содержание учебного материала, практические занятия

Объем
часов

2

3
10

Формируемые
общие и про­
фессиональные
компетенции
4

Тема 1.1. Общество и
общественные отношения.
Развитие общества

Содержание учебного материала
Общество как система. Общественные отношения. Связи между подсистемами и элементами общества.
Общественные потребности и социальные институты. Признаки и функции социальных институтов.
Типы обществ. Постиндустриальное (информационное) общество и его особенности. Роль массовой
коммуникации в современном обществе
Практическое занятие № 1
Многообразие путей и форм общественного развития. Заполнение таблицы.
Профессионально-ориентированное содержание

2

ОК 01
ОК 05

1
1

Профессионально ориентированное содержание
Практическое занятие №2
Направления цифровизации в профессиональной деятельности «Слесарь по ремонту строительных
машин» Составление схемы.

Тема 1.2. Биосоциальная
природа человека и его
деятельность

Содержание учебного материала
Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Влияние социокультурных факторов
на формирование личности. Мировоззрение, его род в жизнедеятельности человека. Социализация
личности и её этапы. Агенты (институты) социализация. Общественное и индивидуальное сознание.
Самосознание и социальное поведение. Деятельность и её структура. Мотивация деятельности.
Потребности и интересы. Многообразие видов деятельности. Свобода и необходимость в деятельности
человека. Мировоззрение, его структура и типы

3

ОК 02
ОК 04
ОК 05

20

Тема 1.3. Познавательная
деятельность
человека.
Научное познание

Содержание учебного материала
Познание мира. Чувственное и рациональное познание. Мышление, его форма и методы. Знания, как
результат познавательной деятельности, его виды. Понятие истины, её критерии. Абсолютная,
относительная истина. Естественные, технические, точные и социально-гуманитарные науки.
Особенности, уровни и методы научного познания. Особенности научного познания в социально­
гуманитарных науках. Российское общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI в.

Раздел 2. Духовная культура

1

8

Тема 2.1. Духовная культура
личности и общества

Содержание учебного материала
Духовная деятельность человека. Духовные ценности российского общества. Материальная и духовная
культура. Формы культуры. Народная, массовая и элитарная культура. Молодёжная субкультура.
Контркультура. Функции культуры. Культурное многообразие современного общества. Диалог культур.
Вклад российской культуры в формирование ценностей современного общества. Мораль как
общечеловеческая ценность и социальный регулятор. Категории морали. Гражданственность.
Патриотизм.
Профессионально-ориентированное содержание
Практическое занятие №3
Культура общения, труда, учебы, поведения в обществе. Этикет в профессиональной деятельности.
Тема 2.2. Наука и образование Содержание учебного материала
в современном мире
Наука. Функции науки. Возрастание роли науки в современном обществе. Направление
научнотехнологического развития и научные достижения Российской Федерации. Образование в
современном обществе. Российская система образований. Основные направления в развитии образования
в Российской Федерации. Непрерывность образования в информационном обществе. Значение
самообразования. Цифровые образовательные ресурсы. Наука и образование: их сущность и
значение в современном российском обществе.
Тема 2.3. Религия

ОК
02
ОК
04
ОК 05

Содержание учебного материала
Религия, её роль в жизни общества и человека. Мировые и национальные религии. Значение поддержания
межконфессионального мира в Российской Федерации. Свобода совести.

1

ОК 03
ОК 05
ОК 06

1

2

ОК 02
ОК 03

2

ОК 05
ОК 06

21

Тема 2.4. Искусство

Содержание учебного материала
Искусство, его основные функции. Особенности искусства как форма духовной культуры. Достижения
современного российского искусства
Практическое занятие №4

1

Искусство, его основные функции. Работа с текстом.

1

Раздел 3. Экономическая жизнь общества
Тема 3.1. Экономика - основа
жизнедеятельности общества

Содержание учебного материала
Роль экономики в жизни общества. Макроэкономические показатели и качество жизни. Предмет и
методы экономической науки. Ограниченность ресурсов. Кривая производственных возможностей.
Типы экономических систем. Экономический рост и пути его достижения. Факторы долгосрочного
экономического роста. Понятие экономического цикла. Фазы экономического цикла. Причины
экономических циклов
Практическое занятие №5

ОК 01

ОК 05
22

2

ОК 02
ОК 07

1

Экономический рост: понятие, сущность и виды. Решение задач.
Тема 3.2.
Рыночные Содержание учебного материала
отношения
в
экономике. Функционирование рынков. Рынки труда, капитала, земли, информации. Государственное регулирование
Финансовые институты
рынков. Конкуренция и монополия. Государственная политика по развитию конкуренции.
Антимонопольное регулирование в Российской Федерации. Финансовый рынок. Финансовые институты.
Банки. Банковская система. Центральный банк Российской Федерации: задачи и функции. Монетарная
политика Банка России.

Контрольная работа №1 Инфляция: причины, виды, последствия

Практическое занятие №6 Рыночный спрос и рыночное предложение. Работа со схемами.

Тема 3.3. Рынок труда и
безработица. Рациональное
поведение потребителей

Содержание учебного материала
Рынок труда. Заработная плата и стимулирование труда. Занятость и безработица. Причины и виды
безработицы. Государственная политика Российской Федерации в области занятости. Особенности труда
молодёжи. Деятельность профсоюзов. Рациональное экономическое поведение. Экономическая свобода
и социальная ответственность. Экономическая деятельность и проблемы устойчивого развития общества

2

ОК 01
ОК 03
ОК 09

1

1

3

ОК 01
ОК 02
22

Практическое занятие №7

1

ОК 03

Спрос на труд. Стратегия поведения при поиске работы. Решение задач.
Тема 3.4. Предприятие в
экономике

Содержание учебного материала
Предприятие в экономике. Цели предприятия. Факторы производства. Альтернативная стоимость,
способы и источники финансирования предприятия. Издержки, их виды. Выручка, прибыль. Поддержка
малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации. Государственная политика
импортозамещения в Российской Федерации.

Профессионально-ориентированное содержание
Профессионально ориентированное содержание
Практическое занятие №8
Предпринимательская деятельность в сфере производства. Основы менеджмента и маркетинга Анализ
текста
Тема 3.5. Экономика и
Содержание учебного материала
государство
Экономика и государство. Экономические функции государства. Общественные блага. Внешние
эффекты. Государственный бюджет. Дефицит и профицит государственного бюджета. Принцип
сбалансированности государственного бюджета. Государственный долг. Налоговая система Российской
Федерации. Функции налогов. Система налогов и сборов в Российской Федерации. Налоговые льготы и
вычеты. Фискальная политика государства. Цифровизация экономики в Российской Федерации. Налоги
и налоговая политика.

Тема 3.6. Основные тенденции Содержание учебного материала
развития экономики России и Мировая экономика. Международная экономика. Международное разделение труда. Экспорт и импорт
международная экономика товаров и услуг. Выгоды и убытки от участия в международной торговле. Государственное
регулирование внешней торговли.
Практическое занятие №9
Современная России и мировая экономика Составление таблицы.
Раздел 4. Социальная сфера
Тема 4.1. Социальная
структура общества.
Положение личности в
обществе

Содержание учебного материала
Социальные общности, группы, их типы. Социальная стратификация, её критерии. Социальное
неравенство. Социальная структура российского общества. Государственная поддержка социально
незащищённых слоев общества в Российской Федерации. Положение индивида в обществе. Социальные
статусы и роли. Социальная мобильность, её формы и каналы в современном российском обществе.
Практическое занятие № 10
Социальная стратификация и социальная мобильность . Ответы на вопросы.

ОК 01
ОК 03
1
1

4

ОК 01
ОК 09

3

ОК 06
ОК 09

1
11

3

ОК 01
ОК 05

1
23

Тема
4.2.
Семья
современном обществе

в Содержание учебного материала
Семья и брак. Функции и типы семьи. Семья как важнейший социальный институт. Тенденции развития
семьи в современном мире. Меры социальной поддержки семьи в Российской Федерации. Помощь
государства многодетным семьям
Практическое занятие № 11
Семья как важнейший социальный институт Работа с текстом.
Тема
43.
Этнические Содержание учебного материала
общности и нации
Миграционные процессы в современном мире. Этнические общности. Нации и межнациональные
отношения. Этносоциальные конфликты, способы их предотвращения и пути их разрешения.
Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации. Национальная политика и
межнациональные отношения

Тема 4.4. Социальные нормы
и социальный контроль.
Социальный конфликт и
способы его разрешения

Содержание учебного материала
Социальные нормы и отклоняющееся (девиантное) поведение. Формы социальных девиаций.
Конформизм. Социальный контроль и самоконтроль. Социальный конфликт. Виды социальных
конфликтов, их причины. Способы разрешения социальных конфликтов.
Особенности
профессиональной деятельности социолога, социального психолога.
Профессионально-ориентированное содержание
Практическое занятие № 12
Конфликты в трудовых коллективах и пути их преодоления. Анализ текста.
Раздел 5. Политическая сфера

2

1

ОК 05
ОК 06
4

ОК 04
ОК 05
1

1

7

Тема 5.1. Политика и власть
Политическая система

Содержание учебного материала
Политическая власть и субъекты политики в современном обществе. Политические институты.
Политическая деятельность. Политическая система общества, её структура и функции. Политическая
система Российской Федерации на современном этапе. Государство как основной институт политической
системы. Государственный суверенитет. Функции государства. Форма государства: форма правления,
форма государственного (территориального) устройства, политический режим. Типология форм
государства.
Практическое занятие №13
Федеративное устройство Российской Федерации. Составление таблицы
Тема
5.2.
Политическая Содержание учебного материала
культура
общества
и Политическая культура общества и личности. Политическое поведение. Политическое участие. Причины
личности.
Политический абсентеизма. Политическая идеология, её роль в обществе. Основные идейно-политические течения
процесс и его участники
современности. Политический процесс и участие в нём субъектов политики. Формы участия граждан в

ОК 05
ОК 06

2

ОК 05
ОК 06

1

3

ОК 03
ОК 04

24

политике. Политические партии как субъекты политики, их функции, виды. Типы партийных систем.
Избирательная система. Типы избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная, смешанная.
Избирательная кампания. Избирательная система в Российской Федерации. Политическая элита и
политическое лидерство. Типология лидерства. Роль средств массовой информации в политической
жизни общества.

Профессионально-ориентированное содержание
Практическое занятие №14
Роль профсоюзов в формировании основ гражданского общества. Анализ текста.
Раздел 6. Правовое регулирование общественных отношений в Российской Федерации
Тема 6.1. Право в системе
социальных норм

Содержание учебного материала
Правовое регулирование общественных отношений в Российской Федерации.
Право в системе социальных норм. Источники права. Нормативные правовые акты, их виды. Законы и
законодательные процессы в Российской Федерации. Система российского права. Правоотношения, их
субъекты. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Правонарушение и юридическая
ответственность. Функции правоохранительных органов Российской Федерации
Тема
6.2.
Основы Содержание учебного материала
конституционного
права Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации.
Российской
Гражданство Российской Федерации. Личные (гражданские), политические, социально-экономические и
Федерации
культурные права и свободы человека, и гражданина Российской Федерации. Конституционные
обязанности гражданина Российской Федерации. Международная защита прав человека в условии
мирного и военного времени
Профессионально-ориентированное содержание

1

16

4

ОК 01
ОК 05
ОК 09

1

ОК 02
ОК 06
ОК 07

1

Практическое занятие №15
Профессиональные обязанности гражданина РФ в организации мероприятий ГО и защиты от ЧС в
условиях мирного и военного времени. Решение задач

25

Тема
6.3.
Правовое
регулирование гражданских,
семейных,
трудовых,
образовательных
правоотношений

Содержание учебного материала
Гражданское право. Гражданские правоотношения. Субъекта гражданского права. Организационно­
правовые формы юридических лиц. Гражданская дееспособность несовершеннолетних. Семейное право.
Порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов.
Права и обязанности родителей и детей. Трудовое право. Трудовые правоотношения. Порядок приёма на
работу, заключения и расторжения трудового договора. Права и обязанности работника и работодателей.
Дисциплинарная ответственность. Защита трудовых прав работников. Особенности трудовых
правоотношений несовершеннолетних работников. Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации». Порядок приёма на обучение в образовательные организации среднего профессионального
и высшего образования. Порядок оказания платных образовательных услуг Трудовые споры и порядок их
разрешения

Тема 6.4. Правовое
регулирование налоговых,
административных,
уголовных правоотношений.
Экологическое
законодательство

Содержание учебного материала
Административное право и его субъекты. Административное правонарушение и административная
ответственность. Экологическое законодательство. Экологические правонарушения. Способы защиты
права на благоприятную окружающую среду. Уголовное право. Основные принципы уголовного права.
Понятие преступления и виды преступлений. Уголовная ответственность, её цели, виды наказания в
уголовном праве. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних.
Практическое занятие №16
Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах. Работа с текстом.

Тема
6.5.
Основы Содержание учебного материала
процессуального права
Конституционное судопроизводство. Административный процесс. Судебное производство по делам об
административных правонарушениях. Уголовный процесс, его принципы и стадии. Субъекты уголовного
процесса
Практическое занятие №17
Гражданские споры, порядок их рассмотрения. Решение задач.
Промежуточная аттестация (в форме дифференцированного зачета)
Итого

4

ОК 02
ОК 05
ОК 06

3

ОК 02
ОК 06
ОК 09

1

3

ОК 02
ОК 05
ОК 09

1
1
72

26

3. УСЛОВИЯ
РЕАЛИЗАЦИИ
РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
3.1. Требования к материально-техническому и учебно-методическому
обеспечению
Посадочные места обучаю-щихся: столов -13шт., стульев- 26 шт. Стол для маломобильных
групп обучающихся.
Рабочее место преподавателя: стол и стул -1шт., персональный компьютер с выходом в
интернет-1 шт., телевизор-1 шт. принтер-1 шт., доска классная (меловая)-1 шт.,
рециркулятор-1 шт., шкафы для хранения учебных пособий-3 шт.
Комплект учебно-наглядных пособий (стенды, карты, плакаты, портреты выдающихся
таблицы, учебные пособия, справочные материалы)
Стенды: Сферы общественной жизни-4шт.
Политическая сфера-1шт.;
Экономическая сфера-1шт.; Социальная сфера-1шт.; Ду-ховная сфера-1шт.
Плакаты, схемы, таблицы по курсу обществознание - 11шт.
Внутренний мир и социализа-ция человека-1шт.; Политиче-ская жизнь общества -1шт.;
Политическая система обще-ства -1шт.; Развитие общества -1шт.; Право-1шт.; Рыночная
экономика -1шт.; Человек, прироа,общество-1шт.; Куль-тура и духовная жизнь-1шт.;
Социальная система общества-1шт.; Взаимодействие людей в обществе; Человек познает
мир-1шт.

Информационное обеспечение обучения.
Перечень учебных изданий, Интернет - ресурсов, дополнительной
литературы
1. Основная литература
1.1. Боголюбов Л. Н., Лазебникова А. Ю., Матвеев А. И.и др. _ Под ред.
Боголюбова Л. Н., Лазебниковой А. Ю. — Обществознание. 10
класс. Базовый уровень. ЭФУ. АО Изд-во «Просвещение».
1.2. Боголюбов Л. Н., Городецкая Н. И., Лазебникова А. Ю. и др. _ Под
ред. Боголюбова Л. Н., Лазебниковой А. Ю. — Обществознание. 11
класс. Базовый уровень. ЭФУ. АО Изд-во «Просвещение».

2. Дополнительная литература
2.1. Важенин А. Г. Обществознание для профессий и специальностей
технического, естественно-научного, гуманитарного профилей. Практикум.
- М.: Изд-во «Академия», 2019. - 240 с.
2.2. Важенин А. Г. Обществознание для профессий и специальностей
технического,
естественно-научного,
гуманитарного
профилей.
Контрольные задания. - М.: Изд-во «Академия», 2019.-144 с.
2.3 Агафонова Н.В. Обществознание. В 2-х ч. Учебник для СПО. - М.:, 2023

27

Интернет-ресурсы, электронные журналы

кйр8://\^^у\у.Ь1Ъ1ю-оп1те.ги/
11йр://обществознание-онлайн.рф - портал по обществознанию
1Шр8://80с1а1-81исНе8.ги/ - портал для школьников и учителей по
обществознанию Ьйр://1а5У-]оита1.ги/ - Журнал. «Вопросы экономики и
права».
Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной
дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной
дисциплины раскрываются через дисциплинарные результаты, направленные
на формирование общих компетенций по разделам и темам содержания
учебного материала.
Содержание общеобразовательной дисциплины «Обществознание»
направлено на формирование общих компетенций ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4,
ОК 5, ОК 6, ОК 7, ОК 9 и сопряжены с достижением образовательных
результатов, регламентированных ФГОС СОО.
Оценивание образовательных результатов обучающихся в процессе
освоения ими содержания общеобразовательной учебной дисциплины
«Обществознание» на уровне среднего профессионального образования
является существенным звеном учебного процесса. Целесообразно проводить
оценивание образовательных результатов в ходе изучения каждого раздела
образовательной программы. Для организации и проведения оценочных
процедур преподаватель может воспользоваться как готовыми средствами
оценивания, представленными в психолого-педагогической и методической
литературе, или самостоятельно разработать инструментарий оценки.
Важным средством оценки образовательных результатов выступают
учебные задания, проверяющие способность к решению учебно­
познавательных и учебно-практических задач, предполагающие вариативные
пути решения, комплексные задания, ориентированные на проверку целого
комплекса
умений,
компетентностно-ориентированные
задания,
позволяющие оценивать сформированность группы различных умений и
базирующиеся на контексте социальных ситуаций.
Процедура оценивания образовательных результатов обучающихся
может вестись каждым преподавателем в ходе стартовой, текущей,
промежуточной диагностики.
Результаты стартовой диагностики могут служить основанием для
корректировки учебных программ и индивидуализации учебной
деятельности обучающегося, группы в целом.
28

В текущей диагностике процедура оценивания может быть
организована посредством:
- оценивания результатов устного опроса;
- оценивания выполнения познавательных заданий (задания к
документам, содержащими социальную информацию; задания к схемам,
таблицам, диаграммам, инфографике; вопросы проблемного характера;
задания-задачи; проектные задания и др.);
- оценивание результатов тестирования.
При
организации
и
проведении
процедуры
оценивания
образовательных результатов обучающихся целесообразно предусмотреть
возможность самооценки и взаимооценки знаний/умений обучающихся.
Предметом оценивания являются не только итоговые образовательные
результаты, но и динамика изменений этих результатов в процессе всего
изучения и освоения содержания учебной дисциплины.
Необходимо
учитывать,
что
изучение
обществознания
предусматривает как развитие устной, так и развитие письменной речи;
поэтому целесообразно выдерживать соответствующие пропорции в
способах предъявления заданий и форматах ожидаемых ответов.
Требования, параметры и критерии оценочной процедуры должны
быть известны обучающимся заранее, до непосредственного проведения
процедуры оценивания, включая самооценку и взаимооценку. По
возможности, параметры и критерии оценки должны разрабатываться и
обсуждаться преподавателем совместно с самими обучающимися. Каждому
параметру оценки должны соответствовать критерии оценки: за что
выставляется та или иная оценка; в случае балльной оценки - то или иное
количество баллов.
На основе типов оценочных мероприятий, предложенных в таблице,
преподаватель выбирает формы и методы с учетом профессионализации
обучения по программе дисциплины.
Общая/професс
повальна
я
ком петен
ции

Раздел/Тема

Тип оценочных мероприятия

Раздел 1. Человек в обществе

29

ОК 01
ОК 05

Тема 1.1.
Общество и
общественные
отношения. Развитие
общества

ОК 02

Тема 1.2.

ОК 04
ОК 05

ОК 02
ОК 04
ОК 05

Познавательные задания
• Вопросы проблемного
характера
• Задания к схемам, таблицам,
диаграммам, инфографике
• Проектные задания
Тестирование
Самооценка и взаимооценка знаний
/умений обучающихся
Устный опрос

Биосоциальная природа
Познавательные задания
человека и его деятельность • Задания
к
документам,
содержащим
социальную
информацию
• Проектные задания
Тестирование
Самооценка и взаимооценка знаний
/умений обучающихся

Тема 1.3.
Познавательная
деятельность человека.
Научное познание

Устный
опрос
Познавательные задания
• Задания
к
документам,
содержащим
социальную
информацию
• Познавательные
задания
Самооценка и взаимооценка знаний
/умений обучающихся

Раздел 2. Духовная культура

ОК 03
ОК 05
ОК 06

Тема 2.1.
Духовная культура
личности и общества

Познавательные задания
• Вопросы проблемного
характера
• Задания к документам,
содержащим социальную
информацию
Тестирование
Самооценка и взаимооценка знаний
/умений обучающихся

30

ОК 02
ОК 03

ОК 05
ОК 06

Тема 2.2.
Наука и образование в
современном мире

Тема 2.3.
Религия

Устный
опрос
Познавательные задания
• Задания
к
документам,
содержащим
социальную
информацию
• Проектные задания
Тестирование
Самооценка и взаимооценка знаний
/умений обучающихся
Устный
опрос
Познавательные задания
• Задания
к
документам,
содержащим
социальную
информацию

Самооценка и взаимооценка знаний
/умений обучающихся
ОК 01
ОК 05

Тема 2.4.
Искусство

Устный
опрос
Познавательные задания
• Задания
к
документам,
содержащим
социальную
информацию
Самооценка и взаимооценка знаний
/умений обучающихся

Раздел 3. Экономическая жизнь общества
ОК 02
ОК 07

ОК 01
ОК 03
ОК 09

Тема 3.1.
Устный опрос
Экономика - основа
Познавательные задания
жизнедеятельности общества • Задания к схемам,
таблицам, диаграммам,
инфографике
Самооценка и взаимооценка знаний
/умений обучающихся
Тема 3.2.
Рыночные отношения в
экономике. Финансовые
институты

Устный опрос
Познавательные задания
• Задания к документам,
содержащим социальную
информацию
Самооценка и взаимооценка знаний
/умений обучающихся

31

ОК 01
ОК 02
ОК 03

Тема 3.3.
Рынок труда и безработица.
Рациональное поведение
потребителя

Устный опрос
Познавательные задания
• Задания-задачи
• Задания к схемам,
таблицам, диаграммам,
инфографике
• Проектные задания
Самооценка и взаимооценка знаний
/умений обучающихся

ОК 01
ОК 03

Тема 3.4.
Предприятие в экономике

Устный
опрос
Познавательные задания
• Задания - задачи
• Задания
к
документам,
содержащим
социальную
информацию
• Проектные задания

Самооценка и взаимооценка знаний
/умений обучающихся
ОК 01
ОК 09

Тема 3.5.
Экономика и государство

Устный опрос
Познавательные задания
• Задания к схемам,
таблицам, диаграммам,
инфографике Тестирование
Самооценка и взаимооценка знаний
/умений обучающихся

ОК 06
ОК 09

Тема 3.6.
Основные тенденции
развития экономики
России и международная
экономика

Познавательные задания
• Вопросы
проблемного
характера
• Работа
с
документами,
содержащими
социальную
информацию
Самооценка и взаимооценка знаний
/умений обучающихся

Раздел 4. Социальная сфера

32

ОК 01
ОК 05

Тема 4.1.
Социальная
структура
общества.
Положение
личности в обществе

Устный опрос
Познавательные задания
• Задания к документам,
содержащим социальную
информацию Тестирование
Самооценка и взаимооценка знаний
/умений обучающихся

ОК 05
ОК 06

Тема 4.2.
Семья в современном мире

Устный опрос
Познавательные задания
• Задания к документам,
содержащим социальную
информацию Тестирование
Самооценка и взаимооценка знаний
/умений обучающихся

ОК 05
ОК 06

Тема 4.3.
Этнические общности и
нации

Устный
опрос
Познавательные задания
• Задания
к
документам,
содержащим
социальную
информацию

Тестирование
Самооценка и взаимооценка знаний
/умений обучающихся
ОК 04
ОК 05

Тема 4.4.
Социальные нормы и
социальный контроль.
Социальный конфликт и
способы его разрешения

Устный опрос
Познавательные задания
• Задания-задачи
• Проектные задания
Самооценка и взаимооценка знаний
/умений обучающихся

Раздел 5. Политическая сфера

ОК 05
ОК 06

Тема 5.1.
Политика и власть.
Политическая система

Устный опрос
Познавательные задания
• Задания к документам,
содержащим социальную
информацию Тестирование
Самооценка и взаимооценка знаний
/умений обучающихся

33

ОК 03
ОК 04

Тема 5.2.
Политическая культура
общества и личности.
Политический процесс и
его участники

Устный
опрос
Познавательные задания
• Задания- задачи
• Задания
к
документам,
содержащим
социальную
информацию
Самооценка и взаимооценка знаний
/умений обучающихся

Раздел 6. Правовое регулирование общественных отношений в Российской
Федерации
ОК 01
ОК 05
ОК 09

ОК 02
ОК 06
ОК 07

Тема 6.1.
Право в системе
социальных норм

Тема 6.2.
Основы
конституционного права
Российской Федерации

ОК 02
ОК 05
ОК 06

ОК 02
ОК 06
ОК 09

Устный опрос
Познавательные задания
• Задания к документам,
содержащим социальную
информацию Тестирование
Самооценка и взаимооценка знаний
/умений обучающихся

Устный опрос
Познавательные задания
• Задания-задачи
Тестирование
Самооценка и взаимооценка знаний
/умений обучающихся

Тема 6.3.
Правовое регулирование
гражданских, семейных,
трудовых,
образовательных
правоотношений

Устный опрос
Познавательные задания
• Задания-задачи
Тестирование
Самооценка и взаимооценка знаний
/умений обучающихся

Тема 6.4.
Правовое регулирование
налоговых,
административных,
уголовных
правоотношений.
Экологическое
законодательство

Устный опрос
Познавательные задания
• Задания-задачи
Тестирование
Самооценка и взаимооценка знаний
/умений обучающихся

34

ОК 02
ОК 05
ОК 09

ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК
04,
ОК 05, ОК 06,
ОК 07, ОК
09

Тема 6.5.
Отрасли
процессуального права

Устный опрос
Познавательные задания
• Задания-задачи
Тестирование
Самооценка и взаимооценка знаний
/умений обучающихся

Выполнение заданий промежуточной
аттестации

35


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».