Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Кропоткинский техникум технологий и железнодорожного транспорта» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОД.01 Русский язык по профессии СПО 08.01.31 Электромонтажник электрических сетей и электрооборудования Срок обучения 1 год 10 месяцев на базе основного общего образования Форма обучения: очная 2024г. Рассмотрена на заседании педагогического совета Протокол № 13 от 27 мая 2024г. Рассмотрена на заседании методической комиссии гуманитарных дисциплин, протокол № 10 от 23 мая2024г. Председатель МК / Л.М. Хаженцева / Утверждена 1ИР<^^ПОУ «КТТ и ЖТ» —/В. А. Шахбазян/ Для ДОКУМЕНТОВЙ’о Рабочая программа учебной дисциплины ОД.01 «Русский язык» разработана на основании Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. X 273-ФЗ (в ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016); требований ФГОС среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 г. № 413, с изм. от 31 декабря 2015 г. X 1578, с изм. от 12 августа 2022г. № 732), примерной рабочей программы общеобразовательной дисциплины «Русский язык» для профессиональных образовательных организаций базовый уровень (вариант 2), утвержденной на заседании Совета по оценке содержания и качества примерных рабочих программ общеобразовательного и социально гуманитарного циклов среднего профессионального образования Протокол 14 от 30 ноября 2022 г. В соответствии с требованиями: ФГОС СПО по профессии 08.01.31 Электромонтажник электрических сетей и электрооборудования, утвержденного приказом Министерства просвещения России № 966 от 11 ноября 2022 года, зарегистрирован Министерством юстиции России (рег. № 71635 от 19 декабря 2022г.), укрупненной группы профессий 08.00.00 Техника и технологии строительства. Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Кропоткинский техникум технологий и железнодорожного транспорта». Авторы: Л.М. Хаженцева, Куварзина, Л.А.^ д?<эдейзенты Ут т гл То л очкина Татьяна Ивановна преподаватель «Отличник просвещения» Занимаемая должность ГБПОУ КК «Новокубанский аграрно-политехнический техникум»________________________________ Место работы Пишкова Е.А. преподаватель Занимаемая должность ГБПОУ КК «Тихорецкий техникум отраслевых технологий» Место работы Содержание 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ4 2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины........................................... 10 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.................... 17 4. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины............19 Содержание 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ4 2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины........................................... 10 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.................... 17 4. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины............ 19 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы: Общеобразовательная дисциплина «Русский язык» является обязательной частью общеобразовательного цикла основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии 08.01.31 Электромонтажник электрических сетей и электрооборудования. 1.2. Цели и планируемые результаты освоения дисциплины: 1.2.1. Цель общеобразовательной дисциплины Цель дисциплины «Русский язык»: сформировать у обучающихся знания и умения в области языка, навыки их применения в практической профессиональной деятельности. 1.2.2. Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК и ПК. 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы: Общеобразовательная дисциплина «Русский язык» является обязательной частью общеобразовательного цикла основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии 08.01.31 Электромонтажник электрических сетей и электрооборудования. 1.2. Цели и планируемые результаты освоения дисциплины: 1.2.1. Цель общеобразовательной дисциплины Цель дисциплины «Русский язык»: сформировать у обучающихся знания и умения в области языка, навыки их применения в практической профессиональной деятельности. 1.2.2. Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК и ПК. Код и наименование формируемых компетенций ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде Планируемые результаты освоения дисциплины Общие Дисциплинарные (предметные)' - готовность к саморазвитию, самостоятельности и самоопределению; -овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности; Овладение универсальными действиями: б) совместная деятельность: коммуникативными - понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы; принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по ее достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений участников обсуждать результаты совместной работы; - координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; - осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным Овладение универсальными регулятивными действиями: г) принятие себя и других людей: - принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности; - признавать свое право и право других людей на ошибки; - развивать способность понимать мир с позиции другого человека; - уметь создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров; употреблять языковые средства в соответствии с речевой ситуацией (объем устных монологических высказываний - не менее 100 слов, объем диалогического высказывания - не менее 78 реплик); уметь выступать публично, представлять результаты учебно-исследовательской и проектной деятельности; использовать образовательные информационно-коммуникационные инструменты и ресурсы для решения учебных задач; - сформировать представления об аспектах культуры речи: нормативном, коммуникативном и этическом; сформировать системы знаний о нормах современного русского литературного языка и их основных видах (орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические; уметь применять знание норм современного русского литературного языка в речевой практике, корректировать устные и письменные высказывания; обобщать знания об основных правилах орфографии и пунктуации, уметь применять правила орфографии и пунктуации в практике письма; уметь работать со словарями и справочниками, в том числе академическими словарями и справочниками в электронном формате; - уметь использовать правила русского речевого этикета в социально-культурной, учебно-научной, официально деловой сферах общения, в повседневном общении, интернет-коммуникации. Код и наименование формируемых компетенций ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде Планируемые результаты освоения дисциплины Дисциплинарные (предметные)1 Общие - готовность к саморазвитию, самостоятельности и самоопределению; -овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности; Овладение универсальными действиями: б) совместная деятельность: коммуникативными - понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы; принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по ее достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений участников обсуждать результаты совместной работы; - координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; - осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным Овладение универсальными регулятивными действиями: г) принятие себя и других людей: - принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности; - признавать свое право и право других людей на ошибки; - развивать способность понимать мир с позиции другого человека; - уметь создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров; употреблять языковые средства в соответствии с речевой ситуацией (объем устных монологических высказываний - не менее 100 слов, объем диалогического высказывания - не менее 78 реплик); уметь выступать публично, представлять результаты учебно-исследовательской и проектной деятельности; использовать образовательные информационно-коммуникационные инструменты и ресурсы для решения учебных задач; - сформировать представления об аспектах культуры речи: нормативном, коммуникативном и этическом; сформировать системы знаний о нормах современного русского литературного языка и их основных видах (орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические; уметь применять знание норм современного русского литературного языка в речевой практике, корректировать устные и письменные высказывания; обобщать знания об основных правилах орфографии и пунктуации, уметь применять правила орфографии и пунктуации в практике письма; уметь работать со словарями и справочниками, в том числе академическими словарями и справочниками в электронном формате; - уметь использовать правила русского речевого этикета в социально-культурной, учебно-научной, официально деловой сферах общения, в повседневном общении, интернет-коммуникации. ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста В области эстетического воспитания: - эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, труда и общественных отношений; - способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства; - убежденность в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного творчества; - готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества творческой личности; Овладение универсальными коммуникативными действиями: а) общение: - осуществлять коммуникации во всех сферах жизни; распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчатьконфликты; - сформировать представления о функциях русского языка в современном мире (государственный язык Российской Федерации, язык межнационального общения, один из мировых языков); о русском языке как духовно нравственной и культурной ценности многонационального народа России; о взаимосвязи языка и культуры, языка и истории, языка и личности; об отражении в русском языке традиционных российских духовно-нравственных ценностей; сформировать ценностное отношение к русскому языку; - сформировать знаний о признаках текста, его структуре,видах информации в тексте; уметь понимать, анализировать и комментировать основную и дополнительную, явную и скрытую (подтекстовую) информацию текстов, воспринимаемых зрительно и (или) на слух; выявлять логико смысловые отношения между предложениями в тексте; создавать тексты разных функционально-смысловых типов; тексты научного, публицистического, официально- делового стилей разных жанров (объем сочинения не менее 150 слов); - развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств; ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках - наличие развитию; мотивации к обучению и личностному - уметь использовать разные виды чтения и аудирования, приемы информационно-смысловой переработки В области ценности научного познания: прочитанных и прослушанных текстов, включая гипертекст, - сформированность мировоззрения, соответствующего графику, инфографику и другое (объем текста для чтения -450современному уровню развития науки и общественной 500 слов; объем прослушанного или прочитанного текста для практики, основанного на диалоге культур, пересказа от 250 до 300 слов); уметь создавать вторичные способствующего осознанию своего места в тексты (тезисы, аннотация, отзыв, рецензия и другое); поликультурном мире; - обобщить знания о языке как системе, его основных - совершенствование языковой и читательской культуры как единицах и уровнях: обогащение словарного запаса, средства взаимодействия между людьми и познаниямира; расширение объема используемых в речи грамматических языковых средств; уметь анализировать единицы разных уровней, тексты разных функционально-смысловых типов, ОК 05. Осуществлять В области эстетического воспитания: устную и письменную - эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, коммуникацию на научного и технического творчества, спорта, труда и государственном языке общественных отношений; Российской Федерации с - способность воспринимать различные виды искусства, учетом особенностей традиции и творчество своего и других народов, ощущать социального и эмоциональное воздействие искусства; культурного контекста - убежденность в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного творчества; - готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества творческой личности; Овладение универсальными коммуникативными действиями: а) общение: - осуществлять коммуникации во всех сферах жизни; распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчатьконфликты; - сформировать представления о функциях русского языка в современном мире (государственный язык Российской Федерации, язык межнационального общения, один из мировых языков); о русском языке как духовно нравственной и культурной ценности многонационального народа России; о взаимосвязи языка и культуры, языка и истории, языка и личности; об отражении в русском языке традиционных российских духовно-нравственных ценностей; сформировать ценностное отношение к русскому языку; - сформировать знаний о признаках текста, его структуре,видах информации в тексте; уметь понимать, анализировать и комментировать основную и дополнительную, явную и скрытую (подтекстовую) информацию текстов, воспринимаемых зрительно и (или) на слух; выявлять логико смысловые отношения между предложениями в тексте; создавать тексты разных функционально-смысловых типов; тексты научного, публицистического, официально- делового стилей разных жанров (объем сочинения не менее 150 слов); - развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств; ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках - наличие развитию; мотивации к обучению и личностному - уметь использовать разные виды чтения и аудирования, приемы информационно-смысловой переработки В области ценности научного познания: прочитанных и прослушанных текстов, включая гипертекст, - сформированность мировоззрения, соответствующего графику, инфографику и другое (объем текста для чтения -450современному уровню развития науки и общественной 500 слов; объем прослушанного или прочитанного текста для практики, основанного на диалоге культур, пересказа от 250 до 300 слов); уметь создавать вторичные способствующего осознанию своего места в тексты (тезисы, аннотация, отзыв, рецензия и другое); поликультурном мире; - обобщить знания о языке как системе, его основных - совершенствование языковой и читательской культуры как единицах и уровнях: обогащение словарного запаса, средства взаимодействия между людьми и познаниямира; расширение объема используемых в речи грамматических языковых средств; уметь анализировать единицы разных уровней, тексты разных функционально-смысловых типов, - осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе; Овладение универсальными учебными действиями: б) базовые исследовательские действия: познавательными владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; - способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; - овладение видами деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов; - формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями и методами; -осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов действия в профессиональную среду функциональных разновидностей языка (разговорная речь, функциональные стили, язык художественной литературы), различной жанровой принадлежности; сформированность представлений о формах существования национального русского языка; знаний о признаках литературного языка него роли в обществе; - обобщить знания о функциональных разновидностях языка: разговорной речи, функциональных стилях (научный, публицистический, официально-деловой), языке художественной литературы; совершенствование умений распознавать, анализировать и комментировать тексты различных функциональных разновидностей языка (разговорная речь, функциональные стили, язык художественной литературы); - обобщить знания об изобразительно-выразительных средствах русского языка; совершенствование умений определять изобразительно-выразительные средства языка в тексте Виды деятельности и наименование компетенции Виды деятельности Монтаж электропроводок всех видов Код и наименование компетенции ПК 1.1. Выполнять работы по монтажу электропроводок всех видов (кроме проводок во взрывоопасных зонах) ПК 1.2. Контролировать качество выполненных работ ПК 1.3. Производить ремонт электропроводок всех видов функциональных разновидностей языка (разговорная речь, функциональные стили, язык художественной литературы), различной жанровой принадлежности; сформированность Овладение универсальными учебными познавательными представлений о формах существования национального русского языка; знаний о признаках литературного языка и его действиями: роли в обществе; б) базовые исследовательские действия: владеть навыками учебно-исследовательской и проектной - обобщить знания о функциональных разновидностях языка: разговорной речи, функциональных стилях (научный, деятельности, навыками разрешения проблем; официально-деловой), языке - способность и готовность к самостоятельному поиску публицистический, методов решения практических задач, применению художественной литературы; совершенствование умений распознавать, анализировать и комментировать тексты различных методов познания; функциональных разновидностей языка - овладение видами деятельности по получению нового различных речь, функциональные стили, язык знания, его интерпретации, преобразованию и применению (разговорная в различных учебных ситуациях, в том числе при создании художественной литературы); - обобщить знания об изобразительно-выразительных учебных и социальных проектов; русского языка; совершенствование умений - формирование научного типа мышления, владение средствах научной терминологией, ключевыми понятиями и определять изобразительно-выразительные средства языка в тексте методами; -осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов действия в профессиональную среду - осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе; Виды деятельности и наименование компетенции Виды деятельности Монтаж электропроводок всех видов Код и наименование компетенции ПК 1.1. Выполнять работы по монтажу электропроводок всех видов (кроме проводок во взрывоопасных зонах) ПК 1.2. Контролировать качество выполненных работ ПК 1.3. Производить ремонт электропроводок всех видов Монтаж силового и осветительного электрооборудования ПК 2.1. Выполнять работы по монтажу осветительного оборудования ПК 2.2. Выполнять работы по монтажу силового оборудования ПК 2.3 Выполнять наладку силового и осветительного электрооборудования. ПК 2.4 Контролировать качество выполненных работ ПК 2.5 Производить ремонт силового и осветительного электрооборудования Монтаж распределительных устройств и вторичных цепей ПК 3.1 Устанавливать и подключать распределительные устройства ПК 3.2 Устанавливать и подключать приборы и аппараты вторичных цепей ПК 3.3 Устанавливать и подключать устройства и шкафы автоматизации ПК 3.4 Выполнять пусконаладочные работы, в том числе, программировать средства автоматиз В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются личностные результаты в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования: личностные (ЛР) для базового уровня изучения Коды результатов Планируемые результаты освоения дисциплины включают: Монтаж силового и осветительного электрооборудования ПК 2.1. Выполнять работы по монтажу осветительного оборудования ПК 2.2. Выполнять работы по монтажу силового оборудования ПК 2.3 Выполнять наладку силового и осветительного электрооборудования. ПК 2.4 Контролировать качество выполненных работ ПК 2.5 Производить ремонт силового и осветительного электрооборудования Монтаж распределительных устройств и вторичных цепей ПК 3.1 Устанавливать и подключать распределительные устройства ПК 3.2 Устанавливать и подключать приборы и аппараты вторичных цепей ПК 3.3 Устанавливать и подключать устройства и шкафы автоматизации ПК 3.4 Выполнять пусконаладочные работы, в том числе, программировать средства автоматиз В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются личностные результаты в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования: личностные (ЛР) для базового уровня изучения Коды результатов Планируемые результаты освоения дисциплины включают: ЛР01 ЛР 04 ЛР 06 ЛР07 ЛР 09 ЛР 13 российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем ЛР01 ЛР 04 ЛР 06 ЛР 07 ЛР 09 ЛР 13 российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем 2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины Объем дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем образовательной программы дисциплины Объем в часах 86 в т.ч. 1. Основное содержание 73 в т. ч.: теоретическое обучение 63 практические занятия 8 контрольные работы 2 2. Профессионально ориентированное содержание (содержание прикладного модуля) 7 в т. ч.: теоретическое обучение 6 практические занятия 1 Промежуточная аттестация (экзамен) 6 2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины Объем дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем образовательной программы дисциплины Объем в часах 86 в т.ч. 1. Основное содержание 73 в т. ч.: теоретическое обучение 63 практические занятия 8 контрольные работы 2 2. Профессионально ориентированное содержание (содержание прикладного модуля) 7 в т. ч.: теоретическое обучение 6 практические занятия 1 Промежуточная аттестация (экзамен) 6 2.1. Тематический план и содержание дисциплины Наименование разделов Содержание учебного материала (основное и профессионально и тем ориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии) 1 2 Объем часов 3 Формируемые компетенции 4 Основное содержание Раздел 1. Язык и речь. Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. 4 Тема 1.1. Основные Основное содержание функции языка в Язык как средство общения. Основные функции языка в современном обществе. современном обществе Происхождение языка (различные гипотезы). Язык как естественная и небиологическая система знаков. Язык и мышление. Языковая и речевая компетенция. Русский язык в современном мире. Социальная природа языка. Этапы культурного развития языка. Основные принципы русской орфографии: морфологический, фонетический, исторический. Реформы русской орфографии. 2 Тема 1.2 Происхождение русского языка. Индоевропейская языковая семья. Этапы формирования русской лексики Тема 1.3. Язык как система знаков 2 Основное содержание 1 Происхождение русского языка. Этапы формирования русской лексики. Заимствования из различных языков как показатель межкультурных связей. Признаки заимствованного слова. Этапы освоения заимствованных слов. Правописание и произношение заимствованных слов. Заимствованные слова в профессиональной лексике. Словарь специальности. 1 Основное содержание 1 Язык как система знаков. Структура языкового знака. Слово и его значение. Лексическое и грамматическое значение слова. Звук и буква. Уровни языковой системы и единицы этих уровней. Принципы выделения частей речи в русском языке. Раздел 2. Фонетика, морс )ология и орфография Тема 2.1. Фонетика и Основное содержание ОК 05, ЛР01,ЛР 04 ОК 05 ЛР 06, ЛР 07, ЛР 09, ЛР 13 ОК 05, ЛР01, ЛР 04 1 47 5 ОК 04; ОК 05, ЛР01, ЛР 2.1. Тематический план и содержание дисциплины Наименование разделов Содержание учебного материала (основное и профессионально и тем ориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии) 1 2 Объем часов 3 Формируемые компетенции 4 Основное содержание Раздел 1. Язык и речь. Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Тема 1.1. Основные функции языка в современном обществе Тема 1.2 Происхождение русского языка. Индоевропейская языковая семья. Этапы формирования русской лексики Тема 1.3. Язык как система знаков Основное содержание Язык как средство общения. Основные функции языка в современном обществе. Происхождение языка (различные гипотезы). Язык как естественная и небиологическая система знаков. Язык и мышление. Языковая и речевая компетенция. Русский язык в современном мире. Социальная природа языка. Этапы культурного развития языка. Основные принципы русской орфографии: морфологический, фонетический, исторический. Реформы русской орфографии. 4 2 2 Основное содержание 1 Происхождение русского языка. Этапы формирования русской лексики. Заимствования из различных языков как показатель межкультурных связей. Признаки заимствованного слова. Этапы освоения заимствованных слов. Правописание и произношение заимствованных слов. Заимствованные слова в профессиональной лексике. Словарь специальности. 1 Основное содержание 1 Язык как система знаков. Структура языкового знака. Слово и его значение. Лексическое и грамматическое значение слова. Звук и буква. Уровни языковой системы и единицы этих уровней. Принципы выделения частей речи в русском языке. Раздел 2. Фонетика, мор( юлогия и орфография Тема 2.1. Фонетика и Основное содержание ОК 05, ЛР01, ЛР 04 ОК 05 ЛР 06, ЛР 07, ЛР 09, ЛР 13 ОК 05, ЛР01, ЛР 04 1 47 5 ОК 04; ОК 05, ЛР01, ЛР орфоэпия Фонетика и орфоэпия. Звуки и буквы. Соотношение звука и фонемы, звука и буквы. Чередования звуков: позиционные и исторические. Основные виды языковых норм: орфоэпические (произносительные и акцентологические). Основные правила произношения гласных, согласных звуков. Характеристика русского ударения (разноместное, подвижное). Орфоэпия и орфоэпические нормы. Правописание гласных в корне слова: проверяемые, непроверяемые. Чередование гласных в корне Практическое занятие № 1. Орфография. Правописание корней. Безударные гласные в корне слова: проверяемые, непроверяемые, чередующиеся Тема 2.2. Морфемика и Основное содержание словообразование Морфемная структура слова. Морфема как единица языка. Классификация морфем: корневые и служебные. Словообразование. Морфологические и неморфологические способы словообразования. Формообразование. Правописание приставок на -З(-С). Правописание приставок ПРЕ-/ПРИ-. Правописание на стыке корня и приставки. Правописание гласных после шипящих. Тема 2.3. Имя существительное как часть речи. Практическое занятие № 2. Применение орфографических правил в письменной речи. Основное содержание Лексико-грамматические разряды существительных: конкретные, абстрактные, вещественные, собирательные, единичные. Род, число, склонение и падеж существительных. Правописание окончаний существительных. Гласные в суффиксах существительных. Правописание сложных имен существительных. Основное содержание Тема 2.4. Имя прилагательное как часть Лексико-грамматические разряды прилагательных. Степени сравнения имен речи. прилагательных. Полная и краткая форма имен прилагательных. Семантико стилистические различия между краткими и полными формами. Грамматические категории имени прилагательного: род, число, падеж. Правописание окончаний прилагательных. Правописание суффиксов прилагательных. Правописание Н и 4Н в суффиксах прилагательных. Правописание сложных имен прилагательных. Трактическое занятие № 3. Работа над орфографическими навыками. Чравописание суффиксов и окончаний имен существительных. Правописание 04, ЛР 13 4 1 7 ОК 04; ОК 05, ЛР01, ЛР 04, ЛР 06 6 1 4 4 ОК 04; ОК 05, ЛР01, ЛР 04, ЛР 06 6 ОК 04; ОК 05,ЛР01, ЛР 04, ЛР 06 5 1 орфоэпия Фонетика и орфоэпия. Звуки и буквы. Соотношение звука и фонемы, звука и буквы. Чередования звуков: позиционные и исторические. Основные виды языковых норм: орфоэпические (произносительные и акцентологические). Основные правила произношения гласных, согласных звуков. Характеристика русского ударения (разноместное, подвижное). Орфоэпия и орфоэпические нормы. Правописание гласных в корне слова: проверяемые, непроверяемые. Чередование гласных в корне Практическое занятие № 1. Орфография. Правописание корней. Безударные гласные в корне слова: проверяемые, непроверяемые, чередующиеся Тема 2.2. Морфемика и Основное содержание словообразование Морфемная структура слова. Морфема как единица языка. Классификация морфем: корневые и служебные. Словообразование. Морфологические и неморфологические способы словообразования. Формообразование. Правописание приставок на -З(-С). Правописание приставок ПРЕ-/ПРИ-. Правописание на стыке корня и приставки. Правописание гласных после шипящих. Тема 2.3. Имя существительное как часть речи. Практическое занятие № 2. Применение орфографических правил в письменной речи. Основное содержание Лексико-грамматические разряды существительных: конкретные, абстрактные, вещественные, собирательные, единичные. Род, число, склонение и падеж существительных. Правописание окончаний существительных. Гласные в суффиксах существительных. Правописание сложных имен существительных. Основное содержание Тема 2.4. Имя прилагательное как часть Лексико-грамматические разряды прилагательных. Степени сравнения имен речи. прилагательных. Полная и краткая форма имен прилагательных. Семантико стилистические различия между краткими и полными формами. Грамматические категории имени прилагательного: род, число, падеж. Правописание окончаний прилагательных. Правописание суффиксов прилагательных. Правописание И и ЧН в суффиксах прилагательных. Правописание сложных имен прилагательных. Трактическое занятие № 3. Работа над орфографическими навыками. Чравописание суффиксов и окончаний имен существительных. Правописание 04, ЛР 13 4 1 7 ОК 04; ОК 05, ЛР01,ЛР 04, ЛР 06 6 1 4 4 ОК 04; ОК 05, ЛР01,ЛР 04, ЛР 06 6 ОК 04; ОК 05,ЛР01, ЛР 04, ЛР 06 5 1 сложных имен существительных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных. Правописание сложных имен прилагательных. Правописание Н и НН в прилагательных Основное содержание Тема 2.5. Имя числительное как часть Разряды имен числительных: количественные, порядковые, собирательные. речи. Склонение имен числительных. Лексическая сочетаемость собирательных числительных. Тема 2.6. Местоимение Основное содержание как часть речи. Разряды местоимений по семантике: личные, возвратное, притяжательные, вопросительные, относительные, неопределенные, отрицательные, указательные, определительные. Дефисное написание местоимений. Правописание местоимений. Контрольная работа № 1 по разделу: «Фонетика, морфология и орфография» Тема 2.7. Глагол как часть Основное содержание речи. Грамматические признаки глагола, (вид, переходность, залог, наклонение, время, лицо, число, род) Правописание суффиксов глагола. Основа настоящего (будущего) времени глагола и основа инфинитива (прошедшего времени); их формообразующие функции. Правописание окончаний глаголов. Основное содержание Тема 2.8. Причастие и деепричастие как особые Образование действительных и страдательных причастий. Краткие и полные формы глагола формы причастий. Правописание окончаний и суффиксов причастий. Правописание не с причастиями. Правописание -Н - и -НН- в причастиях и отглагольных прилагательных. Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Правописание суффиксов деепричастий. Практическое занятие № 4 Наблюдение над функционированием правил орфографии в образцах письменных текстов. Правописание суффиксов и окончаний глаголов и причастий. Правописание Н и НН в прилагательных и причастиях. Правописание не с причастиями, с глаголами, деепричастиями. Тема 2.9. Наречие как часть речи. Служебные Основное содержание 3 3 ОК 04; ОК 05, ЛР01,ЛР 04, ЛР 06 3 2 ОК 04; ОК 05,ЛР01, ЛР 04, ЛР 06 1 2 2 ОК 04; ОК 05.ЛР01, ЛР 04, ЛР 06 7 ОК 04; ОК 05.ЛР0КЛР 04, ЛР 06 6 1 10 ОК 04; ОК 05, ЛР01, ЛР 04, ЛР 06 сложных имен существительных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных. Правописание сложных имен прилагательных. Правописание Н и НН в прилагательных Основное содержание Тема 2.5. Имя числительное как часть Разряды имен числительных: количественные, порядковые, собирательные. речи. Склонение имен числительных. Лексическая сочетаемость собирательных числительных. Тема 2.6. Местоимение Основное содержание как часть речи. Разряды местоимений по семантике: личные, возвратное, притяжательные, вопросительные, относительные, неопределенные, отрицательные, указательные, определительные. Дефисное написание местоимений. Правописание местоимений. Контрольная работа № 1 по разделу: «Фонетика, морфология и орфография» Тема 2.7. Глагол как часть Основное содержание речи. Грамматические признаки глагола, (вид, переходность, залог, наклонение, время, лицо, число, род) Правописание суффиксов глагола. Основа настоящего (будущего) времени глагола и основа инфинитива (прошедшего времени); их формообразующие функции. Правописание окончаний глаголов. Основное содержание Тема 2.8. Причастие и деепричастие как особые Образование действительных и страдательных причастий. Краткие и полные формы глагола формы причастий. Правописание окончаний и суффиксов причастий. Правописание не с причастиями. Правописание -Н - и -НН- в причастиях и отглагольных прилагательных. Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Правописание суффиксов деепричастий. Практическое занятие № 4 Наблюдение над функционированием правил орфографии в образцах письменных текстов. Правописание суффиксов и окончаний глаголов и причастий. Правописание Н и НН в прилагательных и причастиях. Правописание не с причастиями, с глаголами, деепричастиями. Тема 2.9. Наречие как часть речи. Служебные Основное содержание 3 3 ОК 04; ОК 05, ЛР01, ЛР 04, ЛР 06 3 2 ОК 04; ОК 05, ЛР01,ЛР 04, ЛР 06 1 2 2 ОК 04; ОК 05.ЛР01, ЛР 04, ЛР 06 7 ОК 04; ОК 05. ЛР01,ЛР 04, ЛР 06 6 1 10 ОК 04; ОК 05, ЛР01,ЛР 04, ЛР 06 части речи. Грамматические признаки наречий. Степени сравнении качественных наречий. Правописание наречий. НЕ с наречиями. Предлог как часть речи. Разряды предлогов по семантике, структуре и способам образования. Правописание предлогов. Союз как часть речи. Сочинительные и подчинительные союзы. Правописание союзов. Частица как часть речи. Правописание частиц НЕ И НИ с разными частями речи. Практическое занятие № 5 Слитное, дефисное, раздельное написание слов Раздел 3. Синтаксис и пунктуация Тема 3.1. Основные единицы синтаксиса Основное содержание Строение словосочетания. Способы связи. Сочинительная и подчинительная связь. Виды связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Согласование сказуемого с подлежащим. Тире между подлежащим и сказуемым. Односоставные и неполные предложения. Практическое занятие № 6 Нахождение грамматической основы в двусоставном и односоставном предложении. Тема 3.2 Второстепенные Основное содержание члены предложения Второстепенные члены предложения (определение, приложение, обстоятельство, Тема 3.3. Сложное предложение дополнение). Предложения с однородными членами и знаки препинания в них. Обобщающие слова при однородных членах предложения. Обособленные и необособленные определения. Нарушение в построении предложения с причастным оборотом. Обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Построение предложения с деепричастным оборотом. Обособленные дополнения. Обособление уточняющих членов предложения, оборотов со значением пояснения или присоединения. Знаки препинания при сравнительных оборотах, обращении, вводных словах. Практическое занятие № 7 Знаки препинания в предложениях с обособленными членами и при словах и конструкциях, не связанных с членами предложения. Основное содержание Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Основные группы придаточных предложений. Знаки препинания в сложноподчиненном 9 1 22 ОК 04; ОК 05; ОК 09, ЛР 01, ЛР 04, ЛР 06 6 ОК 04; ОК 05; ОК 09, ЛР 0ЕЛР04, ЛР06 5 1 8 ОК 04; ОК 05, ЛР01, ЛР 04, ЛР 06, ЛР 07 7 1 8 6 ОК 05; ОК 09, ЛР01.ЛР 04, ЛР 06, ЛР 07 части речи. Грамматические признаки наречий. Степени сравнении качественных наречий. Правописание наречий. НЕ с наречиями. Предлог как часть речи. Разряды предлогов по семантике, структуре и способам образования. Правописание предлогов. Союз как часть речи. Сочинительные и подчинительные союзы. Правописание союзов. Частица как часть речи. Правописание частиц НЕ И НИ с разными частями речи. Практическое занятие № 5 Слитное, дефисное, раздельное написание слов Раздел 3. Синтаксис и пунктуация Тема 3.1. Основные единицы синтаксиса Основное содержание Строение словосочетания. Способы связи. Сочинительная и подчинительная связь. Виды связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Согласование сказуемого с подлежащим. Тире между подлежащим и сказуемым. Односоставные и неполные предложения. Практическое занятие № 6 Нахождение грамматической основы в двусоставном и односоставном предложении. Тема 3.2 Второстепенные Основное содержание члены предложения Второстепенные члены предложения (определение, приложение, обстоятельство, Тема 3.3. Сложное предложение дополнение). Предложения с однородными членами и знаки препинания в них. Обобщающие слова при однородных членах предложения. Обособленные и необособленные определения. Нарушение в построении предложения с причастным оборотом. Обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Построение предложения с деепричастным оборотом. Обособленные дополнения. Обособление уточняющих членов предложения, оборотов со значением пояснения или присоединения. Знаки препинания при сравнительных оборотах, обращении, вводных словах. Практическое занятие № 7 Знаки препинания в предложениях с обособленными членами и при словах и конструкциях, не связанных с членами предложения. Основное содержание Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Основные группы придаточных предложений. Знаки препинания в сложноподчиненном 9 1 22 ОК 04; ОК 05; ОК 09, ЛР 01, ЛР 04. ЛР 06 6 ОК 04; ОК 05; ОК 09, ЛР 01, ЛР 04. ЛР06 5 1 8 ОК 04; ОК 05.ЛР0ЕЛР 04, ЛР 06, ЛР 07 7 1 8 6 ОК 05; ОК 09. ЛР01, ЛР 04, ЛР 06, ЛР 07 предложении с одним придаточным. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Сложные предложения с разными видами связи. Способы передачи чужой речи. Ошибки в построении предложения с косвенной речью Практическое занятие № 8 Знаки препинания в сложном предложении. Знаки препинания в сложносочиненных предложениях. Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях. Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях. Знаки препинания в предложения с прямой речью. Знаки препинания при диалогах. Правила оформления цитат. Контрольная работа № 2 по разделу: «Синтаксис и пунктуация». 1 1 Прикладной модуль. Раздел 4. Особенности профессиональной коммуникации 7 Тема 4.1. Язык как Профессионально-ориентированное содержание средство Основные аспекты культуры речи (нормативный, коммуникативный, этический). профессиональной, Языковые и речевые нормы. Речевые формулы. Речевой этикет. социальной и межкультурной коммуникации Тема 4.2. Профессионально-ориентированное содержание Коммуникативный аспект Функциональные стили русского литературного языка как типовые культуры речи коммуникативные ситуации. Язык художественной литературы и литературный 1 1 язык. Индивидуальные стили в рамках языка художественной литературы. Разговорная речь и устная речь. Изобразительные возможности синонимов, антонимов, омонимов, паронимов. Паронимы и их употребление. Художественные средства выразительности. Практическое занятие № 9 Лексические нормы. Возможности лексики в различных функциональных стилях. Изобразительные возможности синонимов, антонимов, омонимов, паронимов. Проблемы использования синонимов, омонимов, паронимов. Паронимы и их употребление Лексика, ограниченная по сфере использования (историзмы, архаизмы, неологизмы, диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы) Художественные средства выразительности 4 3 1 ОК 04; ОК 05; ОК 09, ЛР01, ЛР 04, ЛР 06, ЛР07, ЛР 09, ЛР 13, ПК1.1 -ПК 1.3, ПК 2.1 - ПК 2.8, ПК 3.1 - ПК 3.4 ОК 04; ОК 05; ОК 09, ЛР01, ЛР 04, ЛР 06, ЛР 07, ЛР 09, ЛР 13, ПК1.1 - ПК 1.3, ПК 2.1 - ПК 2.8, ПК 3.1 - ПК 3.4 предложении с одним придаточным. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Сложные предложения с разными видами связи. Способы передачи чужой речи. Ошибки в построении предложения с косвенной речью Практическое занятие № 8 Знаки препинания в сложном предложении. Знаки препинания в сложносочиненных предложениях. Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях. Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях. Знаки препинания в предложения с прямой речью. Знаки препинания при диалогах. Правила оформления цитат. Контрольная работа № 2 по разделу: «Синтаксис и пунктуация». 1 1 Прикладной модуль. Раздел 4. Особенности профессиональной коммуникации 7 Тема 4.1. Язык как Профессионально-ориентированное содержание средство Основные аспекты культуры речи (нормативный, коммуникативный, этический). профессиональной, Языковые и речевые нормы. Речевые формулы. Речевой этикет. социальной и межкультурной коммуникации Тема 4.2. Профессионально-ориентированное содержание Коммуникативный аспект Функциональные стили русского литературного языка как типовые культуры речи коммуникативные ситуации. Язык художественной литературы и литературный 1 1 язык. Индивидуальные стили в рамках языка художественной литературы. Разговорная речь и устная речь. Изобразительные возможности синонимов, антонимов, омонимов, паронимов. Паронимы и их употребление. Художественные средства выразительности. Практическое занятие № 9 Лексические нормы. Возможности лексики в эазличных функциональных стилях. Изобразительные возможности синонимов, антонимов, омонимов, паронимов. Проблемы использования синонимов, омонимов, паронимов. Паронимы и их употребление Лексика, ограниченная по сфере использования (историзмы, архаизмы, неологизмы, диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы) Художественные средства выразительности 4 3 1 ОК 04; ОК 05; ОК 09, ЛР01,ЛР 04, ЛР 06, ЛР 07, ЛР 09, ЛР 13, ПК1.1 -ПК 1.3, ПК 2.1 - ПК 2.8, ПК 3.1 - ПК 3.4 ОК 04; ОК 05; ОК 09, ЛР01,ЛР 04, ЛР 06, ЛР 07, ЛР 09, ЛР 13, ПК1.1 - ПК 1.3, ПК 2.1 - ПК 2.8, ПК 3.1 - ПК 3.4 Тема 4.3. Научный стиль Профессионально-ориентированное содержание Научный стиль и его подстили. Профессиональная речь и терминология. Виды терминов (общенаучные, частнонаучные и технологические) Тема 4.4. Деловой стиль Профессионально-ориентированное содержание Виды документов. Виды и формы деловой коммуникации. Предмет деловой переписки. Виды деловых писем. Рекламные тексты в профессиональной деятельности Промежуточная аттестация (Экзамен) Всего: 1 1 1 1 6 86 ОК 04; ОК 05; ОК 09, ЛРОКЛР 04, ЛР06. ЛР 07, ЛР 09, ЛР 13, ПК1.1 - ПК 1.3, ПК 2.1 - ПК 2.8, ПК 3.1 - ПК 3.4. ОК 04; ОК 05; ОК 09, ЛР01,ЛР 04, ЛР 06, ЛР 07, ЛР 09, ЛР 13, ПК1.1 - ПК 1.3, ПК 2.1 - ПК 2.8, ПК 3.1 - ПК 3.4. Тема 4.3. Научный стиль Профессионально-ориентированное содержание Научный стиль и его подстили. Профессиональная речь и терминология. Виды терминов (общенаучные, частнонаучные и технологические) Тема 4.4. Деловой стиль Профессионально-ориентированное содержание Виды документов. Виды и формы деловой коммуникации. Предмет деловой переписки. Виды деловых писем. Рекламные тексты в профессиональной деятельности Промежуточная аттестация (Экзамен) Всего: 1 1 1 1 6 86 ОК 04; ОК 05; ОК 09, ЛР01.ЛР 04, ЛР 06, ЛР 07, ЛР 09, ЛР 13. ПК1.1 -ПК 1.3, ПК 2.1 - ПК 2.8, ПК 3.1 - ПК 3.4. ОК 04; ОК 05; ОК 09, ЛР01,ЛР 04, ЛР 06, ЛР 07, ЛР09, ЛР 13, ПК1.1 - ПК 1.3, ПК 2.1 - ПК 2.8, ПК 3.1 - ПК 3.4. 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Для реализации программы предусмотрен кабинет русского языка и литературы. Посадочные места обучаю-щихся: столов -13шт., стульев- 26 шт. Стол для маломобильных групп обучающихся. Рабочее место преподавателя: стол и стул -1шт., персональ-ный компьютер с выходом в интернет-1 шт., телевизор-1 шт. принтер-1 шт., доска клас-сная (меловая)-! шт.. рецирку-лятор-1 шт., шкафы для хране-ния учебных пособий-3 шт. Наглядные пособия (комплек-ты учебных таблиц -1 шт., стендов-2шт., плакаты, портре-тов выдающихся ученных в языкознании-1 комп., толко-вый словарь С.И. Ожегова-1 шт., толковый словарь В.И. Даля-1 шт., орфографический словарь-1 шт., словарь ино-странных слов-1 шт., словарь антонимов русского языка-1 шт.). Залы: Библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет. 3.2. Информационное обеспечение реализации программы 3.2.1. Основные печатные издания 1. Русский язык: 10-11 классы: базовый уровень: учебник / Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова, А. Г. Нарушевич [и др.]. — 5-е изд. — Москва: Просвещение, 2023. — 272 с. — 18ВИ 978-5-09-103553-7. — Текст: электронный // Электронный ресурс цифровой образовательной среды СПО РКОРобразование : [сайт]. — ПКЕ: йПрз^/ргоГзро.ги/Ьоокз/!32458 3.2.2. Дополнительные источники 1. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык: учебник для использования в учебном процессе образовательных учреждений среднего профессионального образования на базе основного общего образования с получением среднего общего образования - 4-е изд., стер. - Москва: Академия, 2021.-409 с. 2. Батурина, О. А. Русский язык: учебно-методическое пособие для практических занятий и самостоятельной работы студентов 1 курса факультета СПО / О. А. Батурина. — Брянск: Брянский государственный аграрный университет, 2018. — 112 с. — 18ВК 2227-8397. — Текст: электронный // Электронный ресурс цифровой образовательной среды СПО РКОРобразование : [сайт]. — ИКЕ: Рйрз^/ргоГзро.ги/Ьоокз/107921 3. Грибанская, Е. Э. Русский язык и культура речи : учебно-практическое пособие / Е. Э. Грибанская, Л. Н. Береснева. — Москва : Российский государственный университет правосудия, 2018. — 140 с. — 18ВИ 978-593916-658-4. — Текст: электронный // Электронный ресурс цифровой 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Для реализации программы предусмотрен кабинет русского языка и литературы. Посадочные места обучаю-щихся: столов -13шт., стульев- 26 шт. Стол для маломобильных групп обучающихся. Рабочее место преподавателя: стол и стул -1шт., персональ-ный компьютер с выходом в интернет-1 шт., телевизор-1 шт. принтер-1 шт., доска клас-сная (меловая)-! шт., рецирку-лятор-1 шт., шкафы для хране-ния учебных пособий-3 шт. Наглядные пособия (комплек-ты учебных таблиц -1 шт., стендов-2шт., плакаты, портре-тов выдающихся ученных в языкознании-! комп., толко-вый словарь С.И. Ожегова-! шт., толковый словарь В.И. Даля-1 шт., орфографический словарь-1 шт., словарь ино-странных слов-1 шт., словарь антонимов русского языка-1 шт.). Залы: Библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет. 3.2. Информационное обеспечение реализации программы 3.2.1. Основные печатные издания 1. Русский язык: 10-11 классы: базовый уровень: учебник / Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова, А. Г. Нарушевич [и др.]. — 5-е изд. — Москва: Просвещение, 2023. — 272 с. — 18ВИ 978-5-09-103553-7. — Текст: электронный // Электронный ресурс цифровой образовательной среды СПО РКОРобразование : [сайт]. — ИКЕ: БПрзУ/ргойро.ги/Ьоокз/132458 3.2.2. Дополнительные источники 1. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык: учебник для использования в учебном процессе образовательных учреждений среднего профессионального образования на базе основного общего образования с получением среднего общего образования - 4-е изд., стер. - Москва: Академия, 2021.-409 с. 2. Батурина, О. А. Русский язык: учебно-методическое пособие для практических занятий и самостоятельной работы студентов 1 курса факультета СПО / О. А. Батурина. — Брянск: Брянский государственный аграрный университет, 2018. — 112 с. — 18ВИ 2227-8397. — Текст: электронный // Электронный ресурс цифровой образовательной среды СПО РКОРобразование : [сайт]. — ПКЬ: БПрз^/ргоГзро.ги/Ьоокз/107921 3. Грибанская, Е. Э. Русский язык и культура речи : учебно-практическое пособие / Е. Э. Грибанская, Л. Н. Береснева. — Москва : Российский государственный университет правосудия, 2018. — 140 с. — 18ВИ 978-593916-658-4. — Текст: электронный // Электронный ресурс цифровой образовательной среды СПО РКОРобразование: [сайт]. — ПКЬ: 1111р8://ргоГ8ро.ги/Ьоок8/78310 4. Карпенко, А. А. Русский язык: учебное пособие / А. А. Карпенко, Д. В. Павленко. — Новосибирск: Новосибирский государственный технический университет, 2019. — 232 с. — 18ВК 978-5-7782-3818-3. — Текст: электронный // Электронный ресурс цифровой образовательной среды СПО РКОРобразование : [сайт]. — ЦКЛ: Ьирз://рго18ро.ги/Ьоок8/98733 5. Махонь. С. В. Русский язык : пособие для подготовки к централизованному тестированию и экзамену / С. В. Махонь, Л. Р. СупрунБелевич, Р. Г. Чечет. — 2-е изд. — Минск: Тетралит, 2018. — 352 с. — 18ВИ 978-985-7171-16-3. — Текст: электронный // Электронный ресурс цифровой образовательной среды СПО РКОРобразование: [сайт]. — ИКЬ: 1Шр8://рго1?8ро.ги/Ьоок8/88841 6. Степанова, М. И. Лингвистический анализ текста: учебно методическое пособие / М. И. Степанова. — Таганрог: Таганрогский институт управления и экономики, 2017. — 132 с. — Текст: электронный // Электронный ресурс цифровой образовательной среды СПО РКОРобразование: [сайт]. — УКЬ: Ы1р8://ргоГ8ро.ги/Ьоок8/1 08086 образовательной среды СПО РКОРобразование: [сайт]. — ИКЬ: Ьйр§://ргойро.ги/Ьоок8/78310 4. Карпенко, А. А. Русский язык: учебное пособие / А. А. Карпенко, Д. В. Павленко. — Новосибирск: Новосибирский государственный технический университет, 2019. — 232 с.—18ВК 978-5-7782-3818-3. — Текст: электронный // Электронный ресурс цифровой образовательной среды СПО РКОРобразование : [сайт]. —ЦКЬ: Ы1р8://ргоГзро.ги/Ьоок8/98733 5. Махонь. С. В. Русский язык : пособие для подготовки к централизованному тестированию и экзамену / С. В. Махонь, Л. Р. СупрунБелевич, Р. Г. Чечет. — 2-е изд. — Минск: Тетралит, 2018. — 352 с. — 18ВЫ 978-985-7171-16-3. — Текст: электронный // Электронный ресурс цифровой образовательной среды СПО РКОРобразование: [сайт]. — ПКЕ: ййр8://ргоГ8ро.пд/Ьоок8/88841 6. Степанова, М. И. Лингвистический анализ текста: учебно методическое пособие / М. И. Степанова. — Таганрог: Таганрогский институт управления и экономики, 2017. — 132 с. — Текст: электронный // Электронный ресурс цифровой образовательной среды СПО РКОРобразование: [сайт]. — ИКЬ: 1111р8://ргоГ8ро.ги/Ьоок8/1 08086 4. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины Контроль и оценка раскрываются через дисциплинарные результаты, усвоенные знания и приобретенные студентами умения, направленные на формирование общих и профессиональных компетенций. Общая/профессиональная компетенция ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста ОК 09. Пользоваться профессиональной Раздел/Тема Тип оценочных мероприятий Р 2, Темы 2.1.,2.2, 2.3, 2.4, 2.5, 2.6, 2.7, 2.8, 2.9 Р 3, Темы З.1., 3.2 Р 4, Темы 4.1.-4.4 П-о/с Устный опрос Тестирование, Лингвистические задачи Деловые игры Практические работы Выполнение экзаменационного теста Практические работы Контрольные работы Диктанты Разноуровневые задания Фронтальный опрос Выполнение экзаменационного теста Р 1,Темы 1.1, 1.2, 1.3 Р 2, Темы 2.1.,2.2, 2.3, .2.4, 2.5, 2.6, 2.7, 2.8, 2.9 Р 3, Темы З.1., 3.2, 3.3 Р 4, Темы 4.1.- 4.4 П-о/ Р 3, Темы 3.3 Р 4, Темы 4.1.- 4.4 П-о/ Сочинения/Изложения/Эссе Аннотации Тезисы Конспекты Рефераты Сообщения Практические работы Выполнение экзаменационного Р 4, Темы 4.1.- 4.4 П-о/ Устный опрос Фронтальный контроль Индивидуальный контроль Анализ публичного выступления Практические работы Выполнение экзаменационного документацией на государственном и иностранном языках теста ПК1.1 -ПК 1.3, ПК 2.1 - ПК 2.5, ПК 3.1 - ПК 3.4. ______________________________ —----- теста 4. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины Контроль и оценка раскрываются через дисциплинарные результаты, усвоенные знания и приобретенные студентами умения, направленные на формирование общих и профессиональных компетенций. Общая/профессиональная компетенция ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках Раздел/Тема Тип оценочных мероприятий Р 2, Темы 2.1.,2.2, 2.3, 2.4, 2.5, 2.6, 2.7, 2.8, 2.9 Р 3, Темы З.1., 3.2 Р 4, Темы 4.1.- 4.4 П-о/с Устный опрос Тестирование, Лингвистические задачи Деловые игры Практические работы Выполнение экзаменационного теста Практические работы Контрольные работы Диктанты Разноуровневые задания Фронтальный опрос Выполнение экзаменационного теста Р 1, Темы 1.1, 1.2, 1.3 Р 2, Темы 2.1.,2.2, 2.3, .2.4, 2.5, 2.6, 2.7, 2.8, 2.9 Р 3, Темы 3.1., 3.2, 3.3 Р 4, Темы 4.1.- 4.4 П-о/ Р 3, Темы 3.3 Р 4, Темы 4.1.- 4.4 П-о/ Сочинения/Изложения/Эссе Аннотации Тезисы Конспекты Рефераты Сообщения Практические работы Выполнение экзаменационного теста ПК1.1 -ПК 1.3, ПК 2.1 - ПК 2.5, ПК 3.1 - ПК 3.4. Р 4, Темы 4.1.-4.4П-О/ Устный опрос Фронтальный контроль Индивидуальный контроль Анализ публичного выступления Практические работы Выполнение экзаменационного теста Рецензия на рабочую программу ОД.01 Русский язык Рабочая программа учебной дисциплины ОД.01 Русский язык разработана с учетох требований ФГОС среднего общего образования по профессии 08.01.31 Электромонтажник электрических сетей и электрооборудования, примерной рабочей программы общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык» (базовый уровень) профиль обучения: технологический для профессиональных образовательных организаций 2022 года; утвержденной на заседании Совета по оценке содержания и качества примерных рабочих программ общеобразовательного и социально-гуманитарного циклов среднего профессионального образования Протокол 14 от 30 ноября 2022 г. Рабочая программа ОД.01 Русский язык ориентирована на Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по программе подготовки квалифицированных рабочих. Программа содержит следующие разделы: • Общая характеристика учебной дисциплины «Русский язык». • Место дисциплины в структуре основной образовательной программы. • Планируемые результаты освоения дисциплины. • Структура и содержание учебной дисциплины. • Объем учебной дисциплины и виды учебной работы. • Тематический план и содержание учебной дисциплины. • Условия реализации программы учебной дисциплины. • Информационное обеспечение реализации программы. • Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины. В результате изучения программного материала студенты овладеют знаниями и умениями по вопросам разделов: «Язык и речь. Язык как средство общения и форма существования национальной культуры», «Фонетика, морфология и орфография», «Синтаксис и пунктуация», «Прикладной модуль. Особенности профессиональной коммуникации». Программа нацелена на обобщение ранее приобретенных знаний по русскому языку, на совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности студентов, а также на использование знаний о языке и речи в повседневной и профессиональной речевой практике, на развитие умений создания устных и письменных текстов, актуальных для данной профессии, на обучение и соблюдение норм речевого поведения и речевого этикета. Программой предусмотрена работа по обогащению словаря студентов профессиональной лексикой, которая необходима им в процессе теоретического и производственного обучения. Для проверки знаний студентов в программе предусмотрены различные виды контроля: текущий, промежуточный и итоговый в форме экзамена. Рекомендуемая литература к программе достаточна и отражает характерные особенности языкового и литературного процесса, который должен быть в полном объеме усвоен стуце ми. к,.т^^чтрданная рабочая программа учебной дисциплины ОД.01 «Русский язык» соо ^^^■■^офч^рнным требованиям по разработке рабочих программ и может быть ис щей рабочей программы по профессии СПО. Толочкина Татьяна Ивановна от-уси преподаватель * Ъ Дата * ж .О~ Занимаемая должность ГБПОУ КК «Новокубанский аграрно-политехнический техникум» Место работы