Оп.02 материаловедение 23-КС-1

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО
КРАЯ «КРОПОТКИНСКИЙ ТЕХНИКУМ ТЕХНОЛОГИЙ И ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО
ТРАНСПОРТА»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.02. ОСНОВЫ СТРОИТЕЛЬНОГО МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ
08.01.27 Мастер общестроительных работ

2023

СОДЕРЖАНИЕ
стр.

1.

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ -

1.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1.

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3

1.

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.02. ОСНОВЫ СТРОИТЕЛЬНОГО МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ
1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины, является частью основной профессиональной
образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по профессии 08.01.27 Мастер
общестроительных работ.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной
образовательной программы: общепрофессиональный цикл.

профессиональной

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной
дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания
Код ПК, ОК

Умения

Знания

ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 05
ОК 06
ОК 07
ОК 09
ПК Х1-ПК Х6

-подбирать требуемые материалы
для каменной кладки;

-виды, назначение и свойства
материалов для каменной кладки;

-рассчитывать количество
строительных материалов для
выполнения каменных работ;

-правила подбора состава
растворных смесей для каменной
кладки и способы их
приготовления;
-составы бетонной смеси для
приготовления ручным и
механизированным способом;
-виды арматурной стали, ее
маркировку, обозначения и
свойства;
-виды и свойства материалов для
арматурных работ;
-виды, назначение и маркировку
расходных материалов;
-правила маркировки
строительных конструкций;
-новые, современные
строительные материалы.

-приготавливать бетонную смесь по
заданному составу ручным и
механизированным способом;
-определять вид арматуры и
штабелировать ее согласно
маркировки;
-сортировать строительные
конструкции по маркам.

В результате освоения основной профессиональной образовательной программы,
обучающиеся должны овладеть следующими основными видами деятельности, общими (ОК),
профессиональными (ПК) компетенциями и личностными результатами (ЛР).

4

Общие компетенции:
ОК 01
ОК 02

ОК 03
ОК 04
ОК 05

ОК 06

ОК 07
ОК 08
ОК 09

Выбрать способы решения задач профессиональной деятельности
применительно к различным контекстам.
Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации
информации, и информационные технологии для выполнения задач
профессиональной деятельности.
Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное
развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере,
использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных
ситуациях.
Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде.
Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном
языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и
культурного контекста.
Проявлять
гражданско-патриотическую
позицию,
демонстрировать
осознанное поведение на основе традиционных росссийских духовнонравственных ценностей, в том числе с учетом гармонизации
межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты
антикоррупционного поведения.
Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению,
применять знания об изменении климата, принципы бережливого
производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.
Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления
здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания
необходимого уровня физической подготовленности.
Пользоваться профессиональной документацией на государственном и
иностранном языках.

Профессиональные компетенции:
ПК 1.1.

Выполнять подготовительные работы при производстве каменных работ.

ПК 1.2.

Производить общие каменные работы различной сложности.

ПК 1.3.

Выполнять сложные архитектурные элементы из кирпича и камня.

ПК 1.4.

Выполнять монтажные работы при возведении кирпичных зданий.

ПК 1.5.

Производить гидроизоляционные работы при выполнении каменной кладки

ПК 1.6.

Контролировать качество каменных работ.

ПК 1.7.

Выполнять ремонт каменных конструкций.

5

1.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Виды учебной работы

Объем в часах

Объем образовательной программы учебной дисциплины

46

в т.ч. в форме практической подготовки

10

в том числе:
теоретическое обучение

28

практические занятия

10

самостоятельная работа

2

Промежуточная аттестация – экзамен

6

6

Наименование разделов
и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся

объем ак.час.
в т.ч. в форме
практ.подгото
вки

1

2

2

Раздел 1. Классификация строительных материалов
Тема 1.1 Классификация Содержание учебного материала
строительных
1.Строительные материалы по условиям эксплуатации, состоянию.
материалов
2.Классификация строительных материалов по природе компонентов. Строительные материалы в зависимости
от назначения.
В том числе практических занятий
Практическое занятие 1. Выбор вида строительного материала в зависимости от назначения.

4/1
1
1

1

Самостоятельная работа обучающихся
Составление таблицы основных физических свойств строительных материалов.

1

Раздел 2. Основные свойства строительных материалов
Тема 2.1. Строительноэксплуатационные
Содержание учебного материала
свойства
отделочных
материалов.
1.Физические свойства: плотность, водопоглощение, водостойкость, влагоотдача, водопроницаемость,
гидрофобность, морозостойкость, атмосферостойкость, теплопроводность, теплоемкость, огнестойкость,
огнеупорность, жаростойкость, газопроницаемость, акустические свойства, звучание.
2.Химические свойства: адгезия, химическая стойкость.
3.Физико-химические свойства: степень дисперстности и удельная поверхность измельченных материалов,
пластичность.
4.Механические свойства: прочность, упругость, ползучесть, релаксация, твердость, истираемость,
сопротивление удару, износ.
В том числе практических занятий
Практическое занятие 2. Определение степени водопоглощения по объему (по массе) материала водой.

5/1

1
1
1
1

1

Раздел 3. Природные строительные материалы.

7

Тема
3.1.
Каменные
строительные
Содержание учебного материала
материалы.
1.Осадочные горные породы, метаморфические горные породы. Добыча и обработка камня.

4/1
1

2.Материалы и изделия из горных пород: каменные блоки, пиленые и колотые камни.

1

3.Коррозия камня и защита его от разрушения.

1

В том числе практических занятий

Тема
3.2.
строительные
материалы

Практическое занятие 3. Составление таблицы каменных природных стеновых камней с указанием основных
характеристик.
Древесные Содержание учебного материала.

1
3/1

1.Физические и механические свойства древесины. Породы дерева и применение их в строительстве.

1

2.Материалы и изделия из древесины. Повышение долговечности деревянных конструкций.

1

В том числе практических занятий
Практическое занятие 4. Составление таблицы способов антисептирования древесины в зависимости от вида
антисептика.
Раздел 4. Искусственные строительные материалы
Тема 4.1. Керамические Содержание учебного материала
строительные
1.Сырье для производства керамических материалов, свойства керамических материалов. Производство
материалы.
керамических материалов.
2.Стеновые материалы: кирпич обыкновенный, кирпич строительный пустотелый, кирпич легкий, пустотелые
камни стеновые.
В том числе практических занятий
Практическое занятие 5. Составление таблицы способов обработки глины с указанием применения.
Тема 4.2. Металлические
Содержание учебного материала
сплавы и изделия из них.

1

3/1
1
1

1
3/1

1.Процесс получения чугуна и стали, углеродистые и легированные стали. Свойства углеродистой стали.

1

2.Изделия из стали, применяемые в строительстве: стальной прокат, стальная арматура. Защита металлов от
коррозии: легированием, металлическими покрытиями, протекторная защита.

1

8

В том числе практических занятий
Практическое занятие 6. Расшифровка обозначений марок стального проката, стальной арматуры.
Тема
4.3.
Стекло,
стеклянные изделия и
Содержание учебного материала
стеклокристаллические
материалы
1.Сырьевые материалы и основы технологии получения стекла. Стекло и стеклянные изделия, применяемые в
строительстве (листовое оконное стекло, теплопоглощающее, витринное, закаленное, армированное,
трехслойное, волнистое стекло, узорчатое, цветное листовое стекло).
2.Стеклянные конструктивные изделия: стеклопакеты, огнезащитное стекло, профильное стекло, пеностекло,
ситаллы.
В том числе практических занятий
Практическое занятие 7. Составление таблицы основных характеристик стеклоблоков, стеклопрофилита.
Тема 4.4. Минеральные Содержание учебного материала
вяжущие вещества.
1.Гипсовые вяжущие вещества: строительный высокопрочный гипс, ангидритовый цемент, глиноземистый
цемент, расширяющиеся и безусадочные цементы.
2.Воздушная строительная известь, обжиг, гашение, твердение.
3.Гидравлические вяжущие вещества: гидравлическая известь, романцемент, портландцемент. Разновидность
портландцемента, портландцемент с активными минеральными добавками.
В том числе практических занятий
Практическое занятие 8. Составление таблицы характеристик основных вяжущих веществ для приготовления
бетона.
Тема 4.5.
бетоны

Цементные

Содержание учебного материала
1.Материалы для приготовления бетона, способы обозначения состава бетона.
2.Добавка к цементным бетонам и растворам. Твердение бетона в зимних условиях. Легкие бетоны: на
пористых наполнителях, безпесчаные, ячеистые.
3.Специальные виды бетонов: гидротехнический, фибробетон, жаростойкий, асфальтовый бетон,
полимербетон, бетонополимер. Бетон для защиты от радиоактивного излучения.
В том числе практических занятий

1

3/1

1
1

1

4/1
1
1

1

1
4/1
1
1
1

9

Практическое занятие 9. Составление таблицы видов и характеристик бетона.

1

Тема 4.6. Железобетон и
Содержание учебного материала
железобетонные изделия.
1.Железобетон, способы получения и свойства. Маркировка железобетонных изделий.

3/1
1

2.Монолитные железобетонные конструкции. Сборные железобетонные конструкции: блоки для фундаментов,
изделия для каркасов зданий, панели наружных и внутренних стен зданий, плиты перекрытий, стропильные
балки.
В том числе практических занятий

1

Практическое занятие 10. Составление таблицы основных характеристик железобетона и его применение.
Тема 4.7. Строительные
Содержание учебного материала
растворы.
1.Материалы для растворных смесей. Сухие растворные смеси. Свойства строительных растворов.

1
4/0
1

2.Штукатурные, кладочные и монтажные растворы.
3.Специальные растворы: гидроизоляционные,
тампонажные.
В том числе практических занятий

1

теплоизоляционные,

акустические,

декоративные,

1

Самостоятельная работа обучающегося:
Составление таблицы классов самоуплотняющегося бетона с указанием основных характеристик.

Промежуточная аттестация - экзамен
Всего:

1

6
46/10

10

3.1. Требования к материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины ОП.02. «Основы строительного материаловедения»
требует наличия учебного кабинета.
Оборудование учебного кабинета:
число посадочных мест учебного кабинета № 8: столов – 12 шт., стульев – 24 шт.,
рабочее место преподавателя: стол+стул – 1 шт., шкаф для одежды – 2 шт., ноутбук с выходом в
интернет и с программным обеспечением профессионального назначения Acrobat Professional9
– 1 шт., принтер – 1 шт., доска поворотная ( мел/флом.) – 1 шт., телевизор – 1 шт., рециркулятор
– 1 шт. Информационные стенды, макеты разные, часы настенные – 1 шт. Кабинки для
проведения практических занятий – 4 шт., кирпич (желтый, красный, коричневый) – 875 шт.,
станки камнерезные отрезные – 2 шт., ленточно-шлифовальная машина – 1 шт., штукатурносмесительный аппарат – 1 шт., бетоносмеситель – 1 шт., альбом плакатов «Общестроительные
работы» – 5 шт., плакаты в электронном виде «Каменные работы» – 1 шт., плакаты
«Безопасность работ с автоподьемником» – 1 шт., плакаты «Виды, назначение и устройство
опалубок» – 1 шт., плакаты «Основные конструктивные элементы зданий» – 1 шт., плакаты
«Приспособления и инвентарь, применяемые при каменных работах» – 1 шт., плакаты
«Расположение рабочих швов при бетонировании» – 1 шт., плакаты «Типы кирпичной кладки.
Устройство перемычек и арок» – 1 шт., образцы кладочного материала, стенд «Материалы в
строительстве», «Строим дом», макеты фундаментов, емкости для производства раствора и
бетона, макет растворного узла.

3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной
литературы:
Основные источники:
1.
Попов К.Н. Материаловедение для каменщиков и монтажников конструкций. 4-е изд.,
перераб. М., Высшая школа, 2016, 272 стр.
Дополнительные источники:
1.
Журналы «Профессиональное образование».
2.
Фильмы по темам программы.
3.
www.fcior.ru Электронные учебные пособия.

11

3.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ,
тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов,
исследований.
Результаты обучения (освоенные умения,
усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
Экспертная оценка выполнения практических
определять основные свойства материалов
занятий № 1-3, внеаудиторной самостоятельной
работы.
подбирать составы бетонов и растворов, Экспертная оценка выполнения практических
определять
их
подвижность
и занятий № 4.
удобоукладываемость;
определять применение стали, стального Экспертная оценка выполнения практических
проката и арматуры;
занятий.
определять отличие черных и цветных Экспертная оценка выполнения внеаудиторной
металлов;
самостоятельной работы.
определять
применение
строительных Экспертная оценка выполнения внеаудиторной
пластмасс;
самостоятельной работы.
общую классификацию материалов, их основные Экспертная оценка устного опроса, докладов,
свойства и области применения;
тестирования, презентаций.
Бетоны,
строительные
растворы
и Экспертная оценка устного опроса, тестирования,
заполнители;
презентаций.
Металлы,
железобетон,
искусственные Экспертная оценка устного опроса, докладов,
каменные безобжиговые материалы.
тестирования,
презентаций,
внеаудиторной
самостоятельной работы.
Экспертная оценка устного опроса, докладов,
Строительные пластмассы.
тестирования,
презентаций,
внеаудиторной
самостоятельной работы.
Промежуточная аттестация
экзамен

12

РЕЦЕНЗИЯ

На рабочие программы ОП.02 Основы строительного материаловедения, для
профессии 08.01.27 Мастер общестроительных работ
преподавателем ГБПОУ'КТТиЖТ", образование Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного

образовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС СПО)
по указанной профессии.

В результате изучения программного материала обучающиеся овладеют знаниями и
умениями по вопросам: подбора требуемых материалов для каменной кладки;
- расчета количества строительных материалов для выполнения каменных: работ;приготовления бетонной смеси по заданному составу ручным и механизированным
способом.
Оценка структуры рабочей программы (характеристика разделов)
Структура программы соответствует наличию обязательных компонентов
и включает в себя: паспорт рабочей программы, результаты освоения; структуру
и содержание, условия реализации; контроль и оценку результатов освоения
дисциплины. Деление на разделы соответствуют знаниям и умениям.

В программе учтена специфика учебного заведения, которая отражена в
содержании общепрофессиональной дисциплины.

тематики

соответствия

Оценка

практических

требованиям

занятий,

подготовки выпускника по профессии и содержанию рабочей программы:
В программе уделено особое внимание использованию в организации учебного

процесса разнообразных форм практических занятий, самостоятельной работы

обучающихся и соответствует профессиональным требованиям, предъявляемым к

обучению.

Язык и стиль изложения, терминология соответствует ведущим требованиям
программы учебной дисциплины и ее уровню усвоения.

Соответствие содержания рабочей программы современному уровню развития
науки, техники и производства рабочая программа соответствует современным

требованиям.
Рекомендации, замечания
Рабочая

Заключение:
материаловедения

может

быть

не имеет
программа

ОП.02

использована

для

Основы

строительного

обеспечения

программы

подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 08.01.07 Мастер

общестроительных работ.
Рецензент

Ляу Александр Викторович
Директор ООО «Ласточка» строительная компания

икация по диплому: инженер-строитель

РЕЦЕНЗИЯ

На рабочую программу ОП.01. Основы строительного черчения для профессии
08.01.27 Мастер общестроительных работ,
выполненную преподавателем ГБПОУ'КТТиЖТ", образование -

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного
образовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС СПО)
по указанной профессии.
В результате изучения программного материала обучающиеся овладеют
знаниями и умениями по вопросам: чтения рабочих чертежей и схем каменных
конструкций, проверять соответствия каменной конструкции чертежам проекта;
- чтения рабочих чертежей и схем производства бетонных работ и опалубочных работ;

Оценка структуры рабочей программы (характеристика разделов)
Структура программы соответствует рекомендациям по разработке
программ СПО и состоит из: паспорта рабочей программы, тематического
плана и содержания, условий реализации, контроля и оценки результатов изучения
дисциплины.
Оценка соответствия тематики практических занятий,
требованиям
подготовки выпускника по профессии и содержанию рабочей программы:
Структура и содержание практических занятий соответствует требованиям
подготовки выпускника и содержанием рабочей программы.
Язык и стиль изложения, терминология соответствует профессии.
Соответствие содержания рабочей программы современному уровню развития
науки, техники и производства рабочая программа соответствует современным
требованиям.
Рекомендации, замечания не имеет
Заключение: Рабочая программа по дисциплине ОП.01. Основы строительного
черчения, может быть использована для обеспечения основной (профессиональной)
образовательной программы по профессии 08.01.27 Мастер общестроительных
работ

Рецензент

Иванов Владимир Алексеевич
Директор «ООО»Строитедь
Квалификация по диплому:
Инженер - строитель

М.П.
«

»

2023г


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».