Рабочая программа УД ОД.13 Биология 15.01.05 СВАР

Министерство образования, науки и молодежной политики
Краснодарского края
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Краснодарского края
«Кропоткинский техникум технологий и железнодорожного транспорта»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОД.13 Биология

по профессии СПО
15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)
Срок обучения 1 год 10 месяцев

на базе основного общего образования
Форма обучения: очная

2024 г.

Рассмотрена на заседании
педагогического совета
Протокол № 1 от 30 августа 2024г.
Рассмотрена на заседании методической
комиссии естественных дисциплин,
протокол № 1 от 29 августа 2024г.
Председатель МК // / О.В. Трухан /

Утверждена
Директе^ГрпОУ «КТТ и ЖТ»
/В.А. Шахбазян/
А

ттт

г-

/

Рабочая программа учебной дисциплины ОД. 13 Биология разработана
на основании Федерального закона «Об образовании в Российской
Федерации» от 29 декабря 2012 г. И 273-ФЗ (в ред. от 03.07.2016, с изм. от
19.12.2016); требований ФГОС среднего общего образования (приказ
Минобрнауки России от 17.05.2012 г. № 413, с изм. от 31 декабря 2015 г. К
1578, с изм. от 12 августа 2022г. № 732), примерной рабочей программы
общеобразовательной дисциплины «Биология» для профессиональных
образовательных организаций базовый уровень (вариант 2), утвержденной на
заседании Совета по оценке содержания и качества примерных рабочих
программ общеобразовательного и социально-гуманитарного циклов
среднего профессионального образования Протокол 14 от 30 ноября 2022 г. В
соответствии с требованиями: ФГОС СПО по профессии 15.01.05 Сварщик
(ручной и частично механизированной сварки (наплавки), утвержденного
приказом Министерства просвещения России № 863 от 15 ноября 2023 года,
зарегистрирован Министерством юстиции России (рег. № 76433 от 15
декабря 2023г.), укрупненной группы профессий 15.00.00 Машиностроение.
Организация-разработчик:
Государственное
бюджетное
профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края
«Кропоткинский техникум технологией железнодорожного транспорта».

Авторы: СТ^^д-Г-Д-Гончарова,

О.В. Трухан,

О.А. Воинова,

преподавать
р
ДЛЯ
'ТЫ^'^Ентое

Рыжова Мария Анатольевна
преподаватель

зиЖ^БПОУ КК «Новокубанский аграрно-политехнический
техникум
Место работы

— Ермакова Н.В.
преподаватель
Занимаемая должность

ГБПОУ КК «Тихорецкий техникум отраслевых
технологий»
Место работы

РЕЦЕНЗИЯ
на рабочую программу по учебной дисциплине ОД. 13 Биология по профессии 15.01.05
Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)) выполненную
преподавателями ГБПОУ «КТТ и ЖТ» Гончаровой Г.Д., Трухан О.В., Воиновой О.А.
Рабочая программа учебной дисциплины ОД. 13 Биология разработана на основании
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. К 273ФЗ (в ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016); требований ФГОС среднего общего образования
(приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 г. № 413, с изм. от 31 декабря 2015 г. Я 1578, с изм.
от 12 августа 2022г. № 732), примерной рабочей программы общеобразовательной дисциплины
«Биология» для профессиональных образовательных организаций базовый уровень (вариант 2),
утвержденной на заседании Совета по оценке содержания и качества примерных рабочих
программ
общеобразовательного
и
социально-гуманитарного
циклов
среднего
профессионального образования Протокол 14 от 30 ноября 2022г.В соответствии с
требованиями: ФГОС СПО по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично
механизированной сварки (наплавки), утвержденного приказом Министерства просвещения
России № 863 от 15ноября 2023 года, зарегистрирован Министерством юстиции России (рег. №
76433 от 15 декабря 2023г.), укрупненной группы профессий 15.00.00Машиностроение.
Рабочая программа предусматривает
часы
максимальной
нагрузки, обязательные
аудиторные занятия, в т.ч. практические занятия и лабораторные работы, включая часы
профессионально - ориентированного содержания, самостоятельная внеаудиторная работа
обучающихся программой не предусмотрена.
Рабочая программа включает пояснительную записку, место учебной дисциплины в
учебном плане, результаты освоения дисциплины; тематический план; учебно-методическое и
материально-техническое обеспечение.
Пояснительная записка, в которой дана общая характеристика учебной дисциплины,
показывает предназначение рабочей программы для реализации требований ФГОС среднего
общего образования обучающихся по дисциплине ОД. 13 Биология.
Содержание дисциплины в рабочей программе разбито по разделам и темам, внутри которых
определены знания, умения и навыки, которыми должны овладеть обучающиеся в результате
освоения знаний.
В результате изучения программного материала, обучающиеся овладеют знаниями и
умениями по вопросам разделов: «Клетка - структурно-функциональная единица живого».
«Строение и функции организма», «Теория эволюции», «Экология», «Биология в жизни».
В рабочей программе реализованы дидактические принципы обучения: целостность,
структурность, учтены межпредметные связи. Структура программы логична. Сначала
разбираются теоретические вопросы тем, а затем полученные знания закрепляются на практике.
Тематическое планирование соответствует содержанию программы. В тематическом плане
указано количество учебных часов, которые целесообразно отводить на изучение материала,
практические и самостоятельные работы, промежуточная аттестация в форме
дифференцированного зачета.
В программе уделено особое внимание использованию разнообразных форм и видов
деятельности
обучающихся. Обучающиеся смогут применять полученные знания в
практической деятельности и повседневной жизни
Соответствие содержания рабочей программы современному уровню развития науки,
техники и производства: в целом рецензируемая рабочая программа заслуживает
положительной оценки. Она хорошо продумана и ориентирована на подготовку обучающихся к
использованию полученных навыков в своей профессиональной деятельности. Содержание
рабочей программы соответствует современному уровню развития образования. Рабочая
программа подразумевает использование инновационных методов и приемов обучения.
Рекомендации, замечания: нет.

Заключение: рабочая программа по дисциплине ОД. 13 Биология может быть рекомендована
для использования в учебном процессе ГБПОУ «КТТ и ЖТ» для подготовки выпускников по
профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)).

Рецензент
аграрно -

СОДЕРЖАНИЕ

1. Общая характеристика рабочей программы общеобразовательной дисциплины

«Биология»...................................................................................................................... 4

2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины.............................14
3. Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины.............. 23

4. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины
27

з

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «БИОЛОГИЯ»

1.1. Место дисциплины в структуре образовательной программы СПО

Общеобразовательная дисциплина ОД. 13 «Биология» изучается на базовом
уровне в общеобразовательном цикле учебного плана основной профессиональной
образовательной программы укрупненной группы профессий 23.00.00 Техника и
технологии наземного транспорта.

Трудоемкость

дисциплины

составляет 72 часа,
практических занятий

из

ОД. 13

которых

«Биология»

программой

на

базовом

предусмотрены

10

уровне

часов

и лабораторных работ, из которых 9 часов включает

профессионально-ориентированное содержание, усиливающее профессиональную
составляющую по специальности в зависимости от ФГОС СПО по

профессии

15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки),

программой

предусмотрен

1

час

промежуточной

аттестации

в

форме

дифференцированного зачета.
Профессионально-ориентированное содержание реализуется в прикладном

модуле (раздел 5 “Биология в жизни”) для профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и
частично механизированной сварки (наплавки) на материале кейсов, связанных с

анализом информации о развитии и применении биотехнологий по отраслям

будущей

деятельности

профессиональной

обучающихся.

Кроме

того,

профессионально-ориентированное содержание учитывается в разделе 4 “Экология”
при выполнении лабораторных и практических работ, связанных с будущей

профессиональной деятельностью обучающихся.
Период обучения и распределение по семестрам определяет образовательная

организация

самостоятельно,

с

учетом

логики

формирования

предметных

результатов, общих и профессиональных компетенций, межпредметных связей с
другими дисциплинами общеобразовательного и общепрофессионального циклов

учебного плана.
4

1.2. Цели и планируемые результаты освоения дисциплины:

Цель: формирование у студентов представления о структурно-функциональной
организации живых систем разного ранга как основы принятия решений в
отношении объектов живой природы и в производственных ситуациях.

Задачи:

1) сформировать понимание строения, многообразия и особенностей живых
систем разного уровня организации, закономерностей протекания биологических

процессов и явлений в окружающей среде, целостной научной картины мира,
взаимосвязи и взаимозависимости естественных наук;

2) развить умения определять живые объекты в природе; проводить

наблюдения за экосистемами для выявления естественных и антропогенных
изменений, интерпретировать результаты наблюдений,

3) сформировать

навыки

проведения

простейших

биологических

экспериментальных исследований с соблюдением правил безопасного обращения с
объектами и оборудованием;
4) развить умения использовать информацию биологического характера из

различных источников;

5) сформировать умения прогнозировать последствия своей деятельности по
отношению к окружающей среде, собственному здоровью; обосновывать и
соблюдать меры профилактики заболеваний.
6) сформировать понимание значимости достижений биологической науки и
технологий

в

практической деятельности человека,

развитии

современных

медицинских технологий и агробиотехнологий.

5

1.2.1. Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в соответствии с ФГОС СПО и на
основе ФГОС СОО

Код и наименование
формируемых
компетенций
ЭК 01. Выбирать
способы решения
задач
профессиональной
цеятельности
применительно к
различным
контекстам

Планируемые результаты освоения дисциплины
Общие1

Дисциплинарные2

В части трудового воспитания:
- готовность к труду, осознание ценности
мастерства, трудолюбие;
готовность к активной деятельности
технологической
и
социальной
направленности, способность инициировать,
планировать и самостоятельно выполнять
такую деятельность;
интерес
к
различным
сферам
профессиональной деятельности,
Овладение
универсальными
учебными
познавательными действиями:
а) базовые логические действия:
самостоятельно
формулировать
и
актуализировать проблему, рассматривать ее

сформированность знаний о месте и роли биологии в
системе научного знания; функциональной грамотности
человека для решения жизненных проблем;
сформированность умения
раскрывать содержание
основополагающих биологических терминов и понятий:
жизнь, клетка, ткань, орган, организм, вид, популяция,
экосистема, биоценоз, биосфера; метаболизм (обмен
веществ
и
превращение
энергии),
гомеостаз
(саморегуляция),
биосинтез
белка,
структурная
организация живых систем, дискретность, саморегуляция,
самовоспроизведение (репродукция), наследственность,
изменчивость, энергозависимость, рост и развитие,
уровневая организация;
сформированность умения
раскрывать
содержание
основополагающих биологических теорий и гипотез:

6

всесторонне;

- устанавливать существенный признак или
основания для сравнения, классификации и
обобщения;
- определять цели деятельности, задавать
параметры и критерии их достижения;
- выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых явлениях;
вносить коррективы в деятельность,
оценивать соответствие результатов целям,
оценивать риски последствий деятельности;
- развивать креативное мышление при
решении жизненных проблем
б) базовые исследовательские действия:
- владеть навыками учебно-исследовательской
и
проектной
деятельности,
навыками
разрешения проблем;
- выявлять причинно-следственные связи и
актуализировать задачу, выдвигать гипотезу
ее решения, находить аргументы для
доказательства своих утверждений, задавать
параметры и критерии решения;
- анализировать полученные в ходе решения
задачи результаты, критически оценивать их

клеточной, хромосомной, мутационной, эволюционной,
происхождения жизни и человека;
сформированность умения раскрывать основополагающие
биологические законы и закономерности (Г. Менделя, Т.
Моргана, Н.И. Вавилова, Э. Геккеля, Ф. Мюллера, К. Бэра),
границы их применимости к живым системам;
приобретение опыта применения основных методов
научного познания, используемых в биологии: наблюдения
и описания живых систем, процессов и явлений;
организации и проведения биологического эксперимента,
выдвижения гипотез, выявления зависимости между
исследуемыми величинами, объяснения полученных
результатов и формулирования выводов с использованием
научных понятий, теорий и законов;
сформированность умения выделять существенные
признаки вирусов, клеток прокариот и эукариот;
одноклеточных и многоклеточных организмов, видов,
биогеоценозов и экосистем; особенности процессов обмена
веществ и превращения энергии в клетке, фотосинтеза,
пластического и энергетического обмена, хемосинтеза,
митоза, мейоза, оплодотворения, развития и размножения,
индивидуального развития организма (онтогенеза), борьбы
за существование, естественного отбора, видообразования,
приспособленности организмов к среде обитания, влияния
компонентов экосистем, антропогенных изменений в
7

Ж 02. Использовать
©временные
редства поиска,
нализа и
гнтерпретации
шформации и
шформационные
технологии для
зыполнения задач
профессиональной
деятельности

достоверность, прогнозировать изменение в
новых условиях;
- уметь переносить знания в познавательную
и практическую области жизнедеятельности;
- уметь интегрировать знания из разных
предметных областей;
выдвигать новые идеи, предлагать
оригинальные подходы и решения;
способность
их использования
в
познавательной и социальной практике
В области ценности научного познания:
сформированность
мировоззрения,
соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики,
основанного
на
диалоге
культур,
способствующего осознанию своего места в
поликультурном мире;
совершенствование
языковой
и
читательской
культуры
как. средства
взаимодействия между людьми и познания
мира;
- осознание ценности научной деятельности,
готовность осуществлять проектную и
исследовательскую
деятельность
индивидуально и в группе;

экосистемах своей местности, круговорота веществ и
превращение энергии в биосфере;
сформированность умения решать биологические задачи,
составлять генотипические схемы скрещивания для разных
типов наследования признаков у организмов, составлять
схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи
питания, пищевые сети)

сформированность
умений
критически
оценивать
информацию биологического содержания, включающую
псевдонаучные знания из различных источников (средства
массовой информации, научно-популярные материалы);
интерпретировать этические
аспекты
современных
исследований в биологии, медицине, биотехнологии;
рассматривать глобальные экологические проблемы
современности, формировать по отношению к ним
собственную позицию;
сформированность
умений
создавать
собственные
письменные и устные сообщения на основе биологической
информации из нескольких источников, грамотно
использовать понятийный аппарат биологии

8

Овладение
универсальными
учебными
познавательными действиями:
в) работа с информацией:
- владеть навыками получения информации из
источников разных типов, самостоятельно
осуществлять поиск, анализ, систематизацию
и интерпретацию информации различных
видов и форм представления;
- создавать тексты в различных форматах с
учетом назначения информации и целевой
аудитории, выбирая оптимальную форму
представления и визуализации;
- оценивать достоверность, легитимность
информации, ее соответствие правовым и
морально-этическим нормам;
- использовать средства информационных и
коммуникационных технологий в решении
когнитивных,
коммуникативных
и
организационных задач с соблюдением
требований
эргономики,
техники
безопасности, гигиены, ресурсосбережения,
правовых
и
этических
норм,
норм
информационной безопасности;
- владеть навыками распознавания и защиты
информации, информационной безопасности
личности
9

К 04. Эффективно
готовность
к
саморазвитию,
заимодействовать и самостоятельности и самоопределению;
аботать в коллективе -овладение
навыками
учебно­
команде
исследовательской, проектной и социальной
деятельности;
Овладение
универсальными
коммуникативными действиями:
б) совместная деятельность:
- понимать и использовать преимущества
командной и индивидуальной работы;
- принимать цели совместной деятельности,
организовывать и координировать действия
по ее достижению: составлять план действий,
распределять роли с учетом мнений
участников обсуждать результаты совместной
работы;
- координировать и выполнять работу в
условиях
реального,
виртуального
и
комбинированного взаимодействия;
- осуществлять позитивное стратегическое
поведение в различных ситуациях, проявлять
творчество
и
воображение,
быть
инициативным

приобретение опыта применения основных методов
научного познания, используемых в биологии: наблюдения
и описания живых систем, процессов и явлений;
организации и проведения биологического эксперимента,
выдвижения гипотез, выявления зависимости между
исследуемыми величинами, объяснения полученных
результатов и формулирования выводов с использованием
научных понятий, теорий и законов

10

Овладение
универсальными
регулятивными действиями:
г) принятие себя и других людей:
- принимать мотивы и аргументы других
людей при анализе результатов деятельности;
- признавать свое право и право других людей
на ошибки;
- развивать способность понимать мир с
позиции другого человека
Ж 07. Содействовать В областиэкологического воспитания:
охранению
- сформированность экологической культуры,
окружающей среды,
понимание
влияния
социально>есурсосбережению,
экономических процессов на состояние
[рименять знания об
природной и социальной среды, осознание
вменении климата,
глобального
характера
экологических
финципы
проблем;
бережливого
фоизводства,
- планирование и осуществление действий в
эффективно
окружающей среде на основе знания целей
действовать в
устойчивого развития человечества;
чрезвычайных
активное неприятие действий, приносящих
ситуациях
вред окружающей среде;
- умение прогнозировать неблагоприятные
экологические последствия предпринимаемых
действий, предотвращать их;
расширение
опыта
деятельности

сформированность умения применять полученные знания
для объяснения биологических процессов и явлений, для
принятия практических решений в повседневной жизни с
целью обеспечения безопасности своего здоровья и
здоровья окружающих людей, соблюдения здорового
образа жизни, норм грамотного поведения в окружающей
природной
среде;
понимание
необходимости
использования достижений современной биологии и
биотехнологий для рационального природопользования

11

экологической направленности;
овладение
навыками
учебноисследовательской, проектной и социальной
деятельности

ПК - профессиональные компетенции

ПК 1.2

Использовать конструкторскую, нормативно-техническую и
производственно-технологическую документацию по сварке

ПК 1.3

Проверять оснащенность, работоспособность, исправность и осуществлять
настройку оборудования поста для различных способов сварки

ПК 1.4

Подготавливать и проверять сварочные материалы для различных способов
сварки

ПК 1.5

Выполнять сборку и подготовку элементов конструкции под сварку

ПК 1.6

Проводить контроль подготовки и сборки элементов конструкции под
сварку

ПК 6.1

Проверять комплектность, работоспособность технологического
оборудования и качества расходных материалов для термитной сварки

ПК 6.2

Подготавливать отдельные компоненты, составлять термитные смеси в
соответствии с требованиями производственно-технологической
документации по сварке и проводить испытания пробной порции термита

ПК 6.3

Подготавливать детали к термитной сварке

ПК 7.1

Подготавливать и проверять материалы, применяемые для сварки ручным
12

способом с внешним источником нагрева
ПК 7.2

Проверять комплектность, работоспособность и настраивать оборудования
для выполнения сварки ручным способом с внешним источником нагрева

13

2.СТРУКТУРА
И
СОДЕРЖАНИЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ ОД.13 Биология
2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Объем в часах

Вид учебной работы
Объем образовательной программы дисциплины
Максимальная нагрузка (всего)

72

в т.ч.

72

Основное содержание
в т. ч.:

теоретическое обучение

61

5

в т.ч. профессионально-ориентированное содержание

^практические занятия
в т.ч. профессионально-ориентированное содержание

8
'

лабораторные занятия
в т.ч. профессионально-ориентированное содержание

Контрольная работа
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет)

2
2
2
3
1

14

2.2. Тематический план и содержание дисциплины

Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала (основное и профессионально­
ориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной модуль
(при наличии)

1

2
Раздел 1. Клетка - структурно-функциональная единица живого
"ема 1.1.
Основное содержание
»иология как
Теоретическое обучение:
[аука. Общая
1 Современные отрасли биологических знаний. Связь биологии с другими
характеристика
науками: биохимия, биофизика, бионика, геногеография и др. Роль и место
КПЗ ни
биологии в формировании современной научной картины мира.
2 Уровни организации живой материи. Общая характеристика жизни, свойства
живых систем.
3 Химический состав клеток.
Гема 1.2.
Основное содержание
СтруктурноТеоретическое обучение:
функциональная
1 Клеточная теория (Т. Шванн, М. Шлейден, Р. Вирхов). Основные положения
организация
современной клеточной теории.
клеток
2 Типы клеточной организации: прокариотический и эукариотический.
Одноклеточные и многоклеточные организмы. Строение прокариотической
клетки.
3 Неклеточные формы жизни (вирусы, бактериофаги).
Лабораторное занятие:
1
«Наблюдение за строением растительной, животной, грибной клетки и
клеточный включениями при помощи микроскопа»

Объем
часов

Формируемые
компетенции

3
18
3
3

4
ОК 2

1
1
1
5
3

ОК -1
ОК-2
ОК-4

1
1
1
1
1

15

ема 1.3.
труктурно«ункциональные
«акторы
аследственности

Гема 1.4,
Эбмен веществ и
1ревращение
«нергии в клетке
Гема 1.5.
Жизненный цикл
клетки. Митоз.
Мейоз

Контрольная
работа № 1

Практическое занятие:
1 «Анализ вирусных и бактериальных заболеваний. Общих принципов
использования
лекарственных
веществ.
Особенности
применения
антибиотиков»
Основное содержание
Теоретическое обучение:
1 Хромосомная теория Т. Моргана.
2 Строение хромосом. Хромосомный набор клеток, гомологичные и
негомологичные хромосомы, гаплоидный и диплоидный набор.
3 Нуклеиновые кислоты: ДНК, РНК нахождение в клетке, их строение и функции.
4 Матричные
процессы
в
клетке:
репликация,
биосинтез
белка,
репарация.Генетический код и его свойства.
Практическое занятие:
2 «Решение задач на определение последовательности нуклеотидов, аминокислот
в норме и в случае изменения последовательности нуклеотидов ДНК»
Основное содержание
Теоретическое обучение:
1 Понятие метаболизм. Ассимиляция и диссимиляция - две стороны метаболизма.
Типы обмена веществ: автотрофный и гетеротрофный, аэробный и анаэробный.
2 Пластический обмен. Фотосинтез. Хемосинтез.
Основное содержание
Теоретическое обучение:
1 Клеточный цикл, его периоды. Митоз, его стадии и происходящие процессы.
Биологическое значение митоза.
2 Мейоз и его стадии. Поведение хромосом в мейозе. Кроссинговер.
Биологический смысл мейоза.
3 Молекулярный уровень организации живого.

1
1

5
4
1
1

ОК - 1
ОК-2

1
1
1
1

2
2
1
1
3
3
1

ОК-2

ОК-2
ОК-4

1
1
16

20
2
2
1

1
3
3
1

ОК-2
ОК-4

ОК-2

1
1
3
3
1
1

■
■

.*

1
4
3
1
1
1

ОК-2
ОК-4

О О

Раздел 2. Строение и функции организма
;ма 2.1.Строение Основное содержание
(ганизма
Теоретическое обучение:
1 Многоклеточные организмы. Взаимосвязь органов и системы органов в
многоклеточном организме.
2 Гомеостаз организма и его поддержание в процессе жизнедеятельности.
ема 2.2.
Основное содержание
ормы
Теоретическое обучение:
умножения
1 Формы размножения организмов. Бесполое и половое размножение. Виды
рганизмов
бесполого размножения.
2 Половое размножение. Строение половых клеток.Гаметогенез у животных.
Сперматогенез и оогенез.
3 Оплодотворение.
ема 2.3.
Основное содержание
>нтогенез
Теоретическое обучение:
астений,
1 Индивидуальное развитие организмов. Эмбриогенез и его стадии.
сивотных и
2 Постэмбриональный период. Стадии постэмбрионального развития у животных
селовека
и человека. Прямое и непрямое развитие.
3 Биологическое старение и смерть. Онтогенез растений.
Гема 2.4.
Основное содержание
Закономерности
Теоретическое обучение:
доследования
1 Основные понятия генетики.
2 Закономерности образования гамет.
3 Законы Г. Менделя (моногибридное и полигибридное скрещивание).
Взаимодействие генов.
Практическое занятие:
3 «Решение задач на определение вероятности возникновения наследственных
признаков при моно-, ди-, полигибридном и анализирующем скрещивании,_____

1
1
17

;ма 2.5.
цепленное
1 следование
ризнаков

ема 2.6.
акономерности
зменчивости

Контрольная
работа № 2

составление генотипических схем скрещивания»
Основное содержание
Теоретическое обучение:
1 Законы Т. Моргана. Сцепленное наследование генов, нарушение сцепления.
2 Наследование признаков, сцепленных с полом.
Практическое занятие:
4 «Решение задач на определение вероятности возникновения наследственных
признаков при сцепленном наследовании, составление генотипических схем
скрещивания»
Основное содержание
Теоретическое обучение:
признаков.
Виды
изменчивости:
наследственная
и
1 Изменчивость
ненаследственная. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости
(Н.И. Вавилов).
2 Мутационная теория изменчивости. Виды мутаций и причины их
возникновения.
заболевания
человека.Генные
и
3 Кариотипчеловека.Наследственные
хромосомные
болезни
человека.
Болезни
с
наследственной
предрасположенностью. Значение медицинской генетики в предотвращении и
лечении генетических заболеваний человека.
Практическое занятие:
5 «Решение задач на определение типа мутации при передаче наследственных
признаков, составление генотипических схем скрещивания»
4 Строение и функции организма.

3
2
1
1
1
1

ОК - 1
ОК-2

5
4
1

ОК - 1
ОК-2
ОК-4

1
1

1
1

1

18

ма 3.1. История
олюционного
ения.
икроэволюция

ема 3.2.
1акроэволюция.
возникновение и
азвитие жизни
[а Земле

Гема 3.3.
Происхождение
человека антропогенез

Раздел 3. Теория эволюции
Основное содержание

10
4

Теоретическое обучение:
1 Первые эволюционные концепции (Ж.Б. Ламарк, Ж.Л. Бюффон).
2 Эволюционная теория Ч. Дарвина. Синтетическая теория эволюции и ее
основные положения.
3 Микроэволюция.Популяция как элементарная единица эволюции. Генетические
основы эволюции.
4 Элементарные факторы эволюции. Естественный отбор - направляющий фактор
эволюции. Видообразование как результат микроэволюции.
Основное содержание
Теоретическое обучение:
1 Макроэволюция.Формы и основные направления макроэволюции (А.Н.
Северцов).Пути
достижения
биологического
прогресса.Сохранение
биоразнообразия на Земле.
2 Гипотезы и теории возникновения жизни на Земле.
3 Появление первых клеток и их эволюция.Прокариоты и эукариоты.
Происхождение многоклеточных организмов. Возникновение основных царств
эукариот.
Основное содержание
Тео ретическое обучение:
1 Антропология - наука о человеке.Систематическое положение человека.
Сходство и отличия человека с животными.
2 Основные стадии антропогенеза. Эволюция современного человека.
3 Человеческие расы и их единство. Время и пути расселения человека по
планете.Приспособленность человека к разным условиям среды.

4
1
1

ОК-2
ОК-4

1

1
ОК-2
ОК-4

3
3
1

1
1

3
3
1

•

ОК-2
ОК-4

1
1

19

ма 4.1.
^логические
гкторы и среды
пни

ема 4.2.
опуляция,
эобщества,
косистемы

Гема 4.3.
Биосфера глобальная
экологическая
система

Раздел 4. Экология
Основное содержание
Теоретическое обучение:
1 Среды обитания организмов: водная, наземно-воздушная, почвенная,
внутриорганизменная. Физико-химические особенности сред обитания
организмов.
2 Приспособления организмов к жизни в разных средах. Понятие экологического
фактора. Классификация экологических факторов.
3 Правило минимума Ю. Либиха. Закон толерантности В. Шелфорда

20
3
3
1

ОК -1
ОК-2
ОК-7

1
1

Основное содержание
Теоретическое обучение:
1 Экологическая характеристика вида и популяции. Экологическая ниша вида.
Экологические характеристики популяции.
2 Сообщества и экосистемы. Биоценоз и его структура.
3 Связи между организмами в биоценозе. Структурные компоненты экосистемы:
продуценты, консументы, редуценты.
4 Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме. Трофические уровни

5
4
1

Практическое занятие:
6 «Решение задач по переносу вещества и энергии в экосистемах с составлением
трофических цепей и пирамид биомассы и энергии»
Основное содержание
Тео ретическое обучение:
1 Биосфера - живая оболочка Земли. Развитие представлений о биосфере в
трудах В.И. Вернадского. Области биосферы и ее компоненты. Живое вещество
биосферы и его функции. Закономерности существования биосферы.
Особенности биосферы как глобальной экосистемы.

1
1

ОК -1
ОК-2
ОК-7

1
1
1

3
3
1

ОК - 1
ОК-2
ОК-7

20

2

Динамическое
равновесие
в
биосфере.
Круговороты
веществ
и
биогеохимические циклы.
3 Глобальные экологические проблемы современности.
гма 4.4. Влияние Основное содержание
(тропогенных
Тео ретическое обучение:
акторов на
1 Антропогенные воздействия на биосферу. Загрязнения как вид антропогенного
юсферу
воздействия.
2 Антропогенные воздействия на атмосферу. Воздействия на гидросферу.
Воздействия на литосферу.
3 Антропогенные воздействия на биотические сообщества.
Практическое занятие:
7
«Определение класса опасности, агрегатного состояния и физической формы
отходовпроизводства образующихся на рабочем месте»
’ема 4.5. Влияние Основное содержание
оциальноТеоретическое обучение:
кологических
1 Здоровье и его составляющие. Факторы, положительно и отрицательно
факторов на
влияющие на организм человека.
доровье человека 2 Проблема техногенных воздействий на здоровье человека (электромагнитные
поля, бытовая химия, избыточные шумы, радиация и т.п.).
3 Адаптация организма человека к факторам окружающей среды. Принципы
формирования здоровьесберегающего поведения. Физическая активность и
здоровье. Биохимические аспекты рационального питания.
Лабораторное занятие:
2 «Изучение влияния абиотических факторов: низких и высоких температур на
человека»
Контрольная
4 Теоретические аспекты экологии
работа № 3

1

1
4
3
1
1

ОК - 1
ОК-2
ОК-4
ОК-7
ПК 1.2-1.6
ПК 6.1-6.3
ПК 7.1-7.2

1
1
1
5
4
1
1

ОК-2
ОК-4
ОК-7
ПК 1.2-1.6
ПК 6.1-6.3
ПК7.1-7.2

1

1
1

1

21

Профессионально-ориентированное содержание (содержание прикладного модуля)
Раздел 5. Биология в жизни
5ма 5.1.
Основное содержание
ютехнологии в
изни каждого
Теоретическое содержание:
Биотехнология как наука и производство. Основные направления современной
1
биотехнологии. Методы биотехнологии. Объекты биотехнологии.
Этика биотехнологических и генетических экспериментов.
Правила поиска и анализа биоэкологической информации из различных
2
источников (научная и учебно-научная литература, средства массовой
информации, сеть Интернет и другие)
Практическое занятие:
8 Кейсы на анализ информации о научных достижениях в области генетических
технологий, клеточной инженерии, пищевых биотехнологий.
1ромежуточная
лтестация по
дисциплине
Зсего:

Дис зференцированный зачет

4
4

3
1

ОК -1
ОК-2
ОК-4
ПК 1.2-1.6
ПК6.1-6.3
ПК 7.1-7.2

1

1
1
1

72

22

З.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДИСЦИПЛИН
3.1. Для реализации программы дисциплины должны быть предусмотрены
следующие специальные помещения:

Кабинет «Биологии», оснащенный оборудованием, техническими средствами
обучения:
- доска з-х элементная;
- телевизор;
- компьютер;
- принтер;
Посадочные места обучающихся: столов - 13 шт., стульев - 26 шт.
Рабочее место преподавателя: стол и стул - 1шт., персональный компьютер с
выходом в интернет - 1 шт., телевизор - 1 шт., доска классная (меловая) - 1 шт.,
рециркулятор - 1 шт., принтер - 1 шт., шкафы для хранения учебных пособий - 3
шт.
- наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, портретов
выдающихся ученых, динамические пособия, иллюстрирующие биологические
процессы, модели, муляжи и микропрепараты биологических объектов и др.):
Натуральные объекты (информационные, раздаточные материалы):
«Примеры дивергенции строения конечностей ’
у млекопитающих»,
«Происхождение человека», Динамическое пособие «Деление клетки», «Строение
клетки», «Формы сохранности ископаемых», «Приспособление к условиям
существования», «Перекрест хромосом». Раздаточный материал по скелету лягушки
Пособие: «Законы Г.Менделя», «Гомология скелета задней конечности наземных
позвоночных», «Гомология строения черепа позвоночных», «Гомология строения
плечевого и тазового поясов позвоночных»
Муляжи:
бюст человека неандертальца,
бюст человека кроманьонца,
бюст человека питекантропа,
бюст человека австралопитека,
бюст человека экваториальной расы,
бюст человека евроазиатской расы,
череп обезьяны, черепная крышка синантропа, мозг современного человека.
Плакаты:
«Мутационная изменчивость животных», «Модификационная изменчивость у
растений», «Полиплодия у растений», «Биоценоз», «Белки», «Дигибридное
скрещивание и его цитологическая основа», «Схема строения животной клетки»,
«Методическое деление клетки (не прямое)», «ДНК (дезоксирибонуклеиновая
кислота)», «Индивидуальное развитие хордовых», «Многогибридное скрещивание
и его цитологическая основа», «Биосфера», «Зависимость зональных типов
23

биоценозов от климатических
условий», «Строение животной клетки»,
«Обобщение сведений о группах углеводородов», «Пределы распространения жизни
в биосфере», «Мейоз. Сперматогенез и овогенез», «Вирусы», «Редупликация
молекулы ДНК», «Синтез информационной РНК», «Зарастание водоема»,
«Биоценоз пресноводного водоема», «Мутационная изменчивость растений»,
«Схема двойного оплодотворения у покрытосеменных растений», «Взаимодействие
частей развивающегося зародыша», «Некоторые органоиды клеток», «Схема
строения клетки», «Индивидуальные наборы хромосом у некоторых растений,
животных и человека», «Методы работы И.В. Мичурина», «Отделенная
гибридизация», «Фотопериодизм», «Центры многообразия и происхождения
культурных растений», «Хромосомный механизм определения пола» - 33шт.
Набор таблиц по анатомии, физиологии и гигиене человека:
«Энергообеспечение клетки», «Сперматогенез
и Овогенез», «Двойное
оплодотворение клетки», «Биоценоз Белка», «Фотосинтез», «Зависимость
зональных типов биоценозов от климатических условий», «Моногибридное
скрещивание и его цитологическая основа (на примере гороха)», «Дигибридное
скрещивание и его цитологическая основа (на примере гороха)» - 8шт.;
Стенд: Информационный
- комплект технической документации, в том числе паспорта на средства
обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;
- библиотечный фонд.
Помещение кабинета должно удовлетворяет требованиям Санитарно-эпидемио­
логических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и оснащено типовым
оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе
специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для
выполнения требований к уровню подготовки обучающихся.
Лаборатория, оснащенная оборудованием для проведения занятий: микроскопы,
секундомер, тонометр, лабораторная посуда (пробирки, подставки для пробирок,
пинцеты, песок, ступки с пестиками, предметные и покровные стекла, стеклянные
палочки, препаровальные иглы, фильтровальная бумага (салфетки), стаканы)
гипертонический раствор хлорида натрия, 3%-ный раствор пероксида водорода,
раствор йода в йодистом калии, глицерин, клубни картофеля, лист элодеи
канадской, плод рябины обыкновенной (рябины или томата), лук репчатый,
разведенные в воде дрожжи);

3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные
ресурсы, рекомендованные для использования в образовательном процессе, не
старше пяти лет с момента издания.

24

Рекомендуемые печатные издания по реализации общеобразовательной
дисциплины:
Основная литература:
1 .Биология: базовый уровень: учебник для образовательных
организаций,
реализующих
образовательные
программы
среднего
профессионального
образования / И.Б. Агафонова, А.А. Каменский, В.И. Сивоглазов. - Москва:
Просвещение, 2024, - 271с.: ил. - (Учебник СПО)
Дополнительная литература:
1 .Биология 10 класс: учеб, для общеобразоват.: организаций: базовый уровень/
(В.В.Пасечник, А.А.Каменский, А.М. Рубцов ): под ред. В.В. Пасечника - 2-е изд. М.: Просвещение, 2020, - 223с. ил. - (Линия жизни)
2 .Биология 11 класс: учеб, для общеобразоват.: организаций: базовый уровень/
(В.В.Пасечник, А.А.Каменский, А.М. Рубцов ): под ред. В.В. Пасечника - 3-е изд. М.: Просвещение, 2021, - 272с. ил. - (Линия жизни)
3 .Естествознание. И класс: учеб, для общеобразоват. организаций базовый
уровень/ И.Ю.Алексашина, К.В.Галактионов, А.В. Ляпцев, М.А.Шаталов; под. ред.
И.Ю. Алексашиной.- 9-е изд., стер.- М.Просвещение, 2022.-255с.
4 .Биология.Общая биологияЮ класс: базовый уровень: учебник/В.И. Сивоглазов,
И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова: -11-е изд., стер. Москва: Просвещение, 2022.- 258 с.
5 .Биология.Общая биология! 1 класс: учебник: базовый уровень /В.И. Сивоглазов,
И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова: -10-е изд., стер. М.: Просвещение, 2022.- 208 с.
6 .Биология для профессий и специальностей технического и естетсвенно-научного
профиля: учеб, для студ. учреждений сред. проф. образования /В.М.Константинов,
А.Г. Резанов, Е.О.Фадеева; под ред. В.М. Константинова. - 9-е изд., стер. - М.:
Издательский центр "Академия", 2020г. - 336 с.
7 .Биология для профессий и специальностей технического и естетсвенно-научного
профиля: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования /В.М. Константи­
нов, А.Г. Резанов, Е.О.Фадеева; под ред. В.М. Константинова. - 6-е изд., стер. - М.:
Издательский центр "Академия", 2017г. - 336 с.
8 .Биология: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / В.М.
Константинов, А. Г. Резанов, Е.О. Фадеева; под ред. В.М. Константинова. - 8-е изд.,
стер. - М.: Издательский центр "Академия", 2014г. - 320 с.
9 .Экология: учебник и практикум для среднего профессионального образования/
Е.И.Павлова, В.К.Новиков- 2-е изд. перераб. и допол. - Москва: Издательство
Юрайт, 2023.- 167 с.
Ю.Общая экология: учебник/М.В. Гальперин.-2-е изд.- М.:ФОРУМ: ИНФРАМ,2015.-336с.
Интернет-ресурсы:
1 ,\у\у\у.8Ыо. шГо (Вся биология. Современная биология, статьи, новости,
библиотека). УЛУ\у,\У1пс1о\у.ес1и.ги(Единое окно доступа к образовательным ресурсам
Интернета по биологии).
2 .лу\уду.5Ьа11оу.гиЛе81:(Тест для абитуриентов по всему школьному курсу
биологии). \ууу\у.У8ри.ас. ги/беоШ/Ыо/Ыо.Ыш (Телекоммуникационные викторины по
биологии — экологии на сервере Воронежского университета).
25

Злу\у\у.Ью1ойУ-Г11 (Биология в Открытом колледже. Сайт содержит электронный
учебник по биологии, Оп-Ппетесты).
4 .\ууу^лпГогт1ка.ги(Электронный учебник, большой список интернет-ресурсов).
\уду\у.пгс.ес1и.ш(Биологическая картина мира. Раздел компьютерного учебника,
разработанного в Московском государственном открытом университете).
5 .5УУУАУ.паШге.ок.ги(Редкие и исчезающие животные России — проект
Экологического центра МГУ им. М. В. Ломоносова).
6 .\у\у\у. ко21епкоа. пагоб.ш (Для тех, кто учится сам и учит других; очно и
дистанционно, биологии, химии, другим предметам).
7 .уу\у\у. 8сЬоо1сйу. Ьу (Биология в вопросах и ответах).
8 .\у\у\у.Ьп12002.пагос1.ги (Биология для школьников. Краткая, компактная, но
достаточно подробная информация по разделам: «Общая биология», «Ботаника»,
«Зоология», «Человек»).

26

4.КОНТРОЛБ
И
ОЦЕНКА
РЕЗУЛЬТАТОВ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОСВОЕНИЯ

Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины
раскрываются через дисциплинарные результаты, направленные на формирование
общих и профессиональных компетенций по разделам и темам содержания учебного
материала.
Тип оценочных мероприятий
Раздел/Тема
Общая
компетенция

ОК 02

ОК 01
ОК 02
ОК 04

Раздел 1. Клетка структурно­
функциональная единица
живого
Биология как наука. Общая
характеристика жизни

Структурно­
функциональная
организация клеток

Контрольная работа
«Молекулярный уровень
организации живого»
Заполнение таблицы с
описанием методов
микроскопирования с их
достоинствами и недостатками.
Заполнение таблицы «Вклад
ученых в развитие биологии»
Заполнение сравнительной
таблицы сходства и различий
живого и не живого
Оцениваемая дискуссия по
вопросам лекции
Разработка ментальной карты по
классификации клеток и их
строению на про- и
эукариотических и по царствам в
мини группах
Выполнение и защита
лабораторных работ:
«Наблюдение за строением
растительной, животной, грибной
клетки и клеточный включениями
при помощи микроскопа»
Практическое занятие «Анализ
вирусных и бактериальных
заболеваний. Общих принципов
использования лекарственных
веществ. Особенности
применения
антибиотиков»Представление
27

ОК 01
ОК 02

устных сообщений с
презентацией, подготовленных по
перечню источников,
рекомендованных
преподавателем
Структурно-функциональные Фронтальный опрос
Разработка глоссария
факторы наследственности
Решение задач на определение
последовательности нуклеотидов,
аминокислот в норме и в случае
изменения последовательности
нуклеотидов ДНК

ОК 02

Обмен веществ и
превращение энергии в
клетке

ОК 02
ОК 04

Жизненный цикл клетки.
Митоз. Мейоз

Фронтальный опрос
Заполнение сравнительной
таблицы характеристик типов
обмена веществ
Обсуждение по вопросам
лекции
Разработка ленты времени
жизненного цикла

Раздел 2. Строение и
функции организма

Контрбльная работа “Строение и
функции организма”

ОК 02
ОК 04

Строение организма

Оцениваемая дискуссия
Разработка ментальной карты
тканей, органов и систем
органов организмов (растения,
животные, человек) с краткой
характеристикой их функций

ОК 02

Формы размножения
организмов

Фронтальный опрос
Заполнение таблицы с краткой
характеристикой и примерами
форм размножения организмов

ОК 02
ОК 04

Онтогенез растений,
животных и человека

Разработка ленты времени с
характеристикой этапов
онтогенеза отдельной группой
животных и человека по
микрогруппам
Тест/опрос
Составление жизненных циклов
растений по отделам
(моховидные, хвощевидные,
папоротниковидные,
28

голосеменные,
покрытосеменные)

ОК 02
ОК 04

Закономерности
наследования

Разработка глоссария
Фронтальный опрос
Тест по вопросам лекции
Решение задач на определение
вероятности возникновения
наследственных признаков при
моно-, ди-, полигибридном и
анализирующем скрещивании,
составление генотипических
схем скрещивания

ОК 01
ОК 02

Сцепленное наследование
признаков

Тест
Разработка глоссария
Решение задач на определение
вероятности возникновения
наследственных признаков при
сцепленном наследовании,
составление генотипических
схем скрещивания

ОК 01
ОК 02
ОК 04

Закономерности
изменчивости

ОК 02
ОК 04

ОК 02
ОК 04

Тест.
Решение задач на определение
типа мутации при передаче
наследственных признаков,
составление генотипических схем
скрещивания
Раздел 3. Теория эволюции Контрольная работа
“Теоретические аспекты
эволюции жизни на Земле”
История эволюционного
Фронтальный опрос
Разработка глоссария терминов
учения. Микроэволюция
Разработка ленты времени
развития эволюционного учения
Макроэволюция.
Оцениваемая дискуссия:
использование аргументов,
Возникновение и развитие
биологической терминологии и
жизни на Земле
символики для доказательства
родства организмов разных
систематических групп
Разработка ленты времени
возникновения и развития жизни
на Земле

ОК 02
ОК 04

Происхождение человека антропогенез

Фронтальный опрос
Разработка ленты времени
происхождения человека

Раздел 4. Экология

Экологические факторы и
среды жизни

Тест по экологическим факторам
и средам жизни организмов

Популяция, сообщества,
экосистемы

Составление схем
круговоротавеществ, используя
материалы лекции
Решение задач по переносу
вещества и энергии в экосистемах
с составлением трофических
цепей и пирамид биомассы и
энергии

ОК 01
ОК 02
ОК 07
ОК 01
ОК 02
ОК 04
ОК 07
ПК 1.2-1.6
ПК6.1-6.3
ПК 7.1-7.2

Биосфера - глобальная
экологическая система

Оцениваемая дискуссия
Тест

Влияние антропогенных
факторов на биосферу

Тест
Практическая работа
“Определение класса опасности,
агрегатного
состояния
и
физической
формы
отходовпроизводства
образующихся на рабочем мест»
9?

ОК 02
ОК 04
ОК 07
ПК 1.2-1.6
ПК 6.1-6.3
ПК 7.1-7.2

Влияние социально­
экологических факторов на
здоровье человека

Оцениваемая дискуссия
Выполнение лабораторной
работы на выбор:
"Изучение влияния абиотически
факторов: низких и высоких
температур на человека

ОК 01
ОК 02
ОК 07
ОК 01
ОК 02
ОК 07

Раздел 5. Биология в жизни Защита кейса: представление
решения кейсов
ге с презентацией)

ПК 1.2-1.6
ПК 6.1-6.3
ПК 7.1-7.2

ОК 01
ОК 02
ОК 04
ПК 1.2-1.6
ПК 6.1-6.3
ПК 7.1-7.2

Промышленная
биотехнология

ОК 01
ОК 02
ОК 04
ПК 1.2-1.6
ПК6.1-6.3
ПК7.1-7.2

Социально-этические
аспекты биотехнологий

генетических технологий,
клеточной инженерии, пищевых
биотехнологий (по группам),
представление результатов
решения кейсов
Выполнение кейса на анализ
информации о развитии
промышленной биотехнологий
(по группам), представление
результатов решения кейсов

Выполнение кейса на анализ
информации об этических
аспектах развития биотехнологий
(по группам), представление
результатов решения кейсов

31


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».