Рабочая программа УД ОД.13 Биология 23.01.08 Слес

Министерство образования, науки и молодежной политики

Краснодарского края
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Краснодарского края
«Кропоткинский техникум технологий и железнодорожного транспорта»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОД. 13 Биология
по профессии СПО

23.01.08 Слесарь по ремонту строительных машин
Срок обучения 1 год 10 месяцев

на базе основного общего образования
Форма обучения: очная

2024 г.

Рассмотрена на заседании
Утве
педагогического совета
Директор ГБПОУ «КТТ и ЖТ»
Протокол № 1 от 30 августа 2024г.
Шахбазян/
Рассмотрена
на заседании методической /ЖО? для
комиссии естественных дисциплин,
1у1ШДОКУМ^Т°вД:|||//
протокол № 1 от 29 августа 2024г.
Председатель МК
/ О.В. Трухан /
Рабочая программа учебной дисциплины ОДт^З^иология

разработана на (основании Федерального закона «Об образовании в
Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. И 273-ФЗ (в ред. от 03.07.2016,
с изм. от 19.12.2016); требований ФГОС среднего общего образования
(приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 г. № 413, с изм. от 31 декабря
2015 г. И 1578, с изм. от 12 августа 2022г. № 732), примерной рабочей
программы
общеобразовательной
дисциплины
«Биология»
для
профессиональных образовательных организаций базовый уровень (вариант
2), утвержденной на заседании Совета по оценке содержания и качества
примерных рабочих программ общеобразовательного и социально­
гуманитарного циклов среднего профессионального образования Протокол
14 от 30 ноября 2022г. В соответствии с требованиями: ФГОС СПО по
профессии 23.01.08 Слесарь по ремонту строительных машин,
утвержденного приказом Министерства просвещения России № 774 от 26
августа 2022 года, зарегистрирован Министерством юстиции России (рег. №
70280 от 29 сентября 2022г.), укрупненной группы профессий 23.00.00
Техника и технологии наземного транспорта.
Организация-разработчик:
Государственное
бюджетное
профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края
«Кропоткинский техникум технологий? и железнодорожного транспорта».

Авторы:
Гончарова,
/х
иреиодавате^зи ГБ1 ЮУ «КТТ и ЖТ».

О.В. Трухан,

О.А. Воинова,

О
ОЖзенты:

|°хочи

Рыжова Мария Анатольевна
преподаватель _

'

Занимаемая должность

ГБПОУ КК «Новокубанский аграрно-политехнический
техникум______________________________
Место работы

^?Хж'
|Ж
|<х

Ермакова Н.В.__________________________
преподаватель_____________________________

/
ж

| Ян

Занимаемая должность

3/а

ГБПОУ КК «Тихорецкий техникум отраслевых
технологии»________________________

У

Место работы

РЕЦЕНЗИЯ
на рабочую программу по учебной дисциплине ОД. 13 Биология по профессии 23.01.08 Слесарь
по ремонту строительных машин выполненную преподавателями ГБПОУ «КТТ и ЖТ»
Гончаровой Г.Д., Трухан О.В., Воиновой О.А.
Рабочая программа учебной дисциплины ОД. 13 Биология
разработана на основании
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. И 273ФЗ (в ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016); требований ФГОС среднего общего образования
(приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 г. № 413, с изм. от 31 декабря 2015 г. М 1578, с изм.
от 12 августа 2022г. № 732), примерной рабочей программы общеобразовательной дисциплины
«Биология» для профессиональных образовательных организаций базовый уровень (вариант 2),
утвержденной на заседании Совета по оценке содержания и качества примерных рабочих
программ
общеобразовательного
и
социально-гуманитарного
циклов
среднего
профессионального образования Протокол 14 от 30 ноября 2022г.
В соответствии с
требованиями: ФГОС СПО по профессии 23.01.08 Слесарь по ремонту строительных машин,
утвержденного приказом Министерства просвещения России № 774 от 26 августа 2022 года,
зарегистрирован Министерством юстиции России (рег. № 70280 от 29 сентября 2022г.),
укрупненной группы профессий 23.00.00Техника и технологии наземного транспорта.
Рабочая программа предусматривает
часы
максимальной
нагрузки, обязательные
аудиторные занятия, в т.ч. практические занятия и лабораторные работы, включая часы
профессионально - ориентированного содержания, самостоятельная внеаудиторная работа
обучающихся программой не предусмотрена.
Рабочая программа включает пояснительную записку, место учебной дисциплины в
учебном плане, результаты освоения дисциплины; тематический план; учебно-методическое и
материально-техническое обеспечение.
Пояснительная записка, в которой дана общая характеристика учебной дисциплины,
показывает предназначение рабочей программы для реализации требований ФГОС среднего
общего образования обучающихся по дисциплине ОД. 13 Биология.
Содержание дисциплины в рабочей программе разбито по разделам и темам, внутри которых
определены знания, умения и навыки, которыми должны овладеть обучающиеся в результате
освоения знаний.
В результате изучения программного материала, обучающиеся овладеют знаниями и
умениями по вопросам разделов: «Клетка - структурно-функциональная единица живого»,
«Строение и функции организма», «Теория эволюции», «Экология», «Биология в жизни».
В рабочей программе реализованы дидактические принципы обучения: целостность,
структурность, учтены межпредметные связи. Структура программы логична. Сначала
разбираются теоретические вопросы тем, а затем полученные знания закрепляются на практике.
Тематическое планирование соответствует содержанию программы. В тематическом плане
указано количество учебных часов, которые целесообразно отводить на изучение материала,
практические и самостоятельные работы, промежуточная аттестация в форме
дифференцированного зачета.
В программе уделено особое внимание использованию разнообразных форм и видов
деятельности
обучающихся. Обучающиеся смогут применять полученные знания в
практической деятельности и повседневной жизни
Соответствие содержания рабочей программы современному уровню развития науки,
техники и производства: в целом рецензируемая рабочая программа заслуживает
положительной оценки. Она хорошо продумана и ориентирована на подготовку обучающихся к
использованию полученных навыков в своей профессиональной деятельности. Содержание
рабочей программы соответствует современному уровню развития образования. Рабочая
программа подразумевает использование инновационных методов и приемов обучения.
Рекомендации, замечания: нет.

Заключение: рабочая программа по дисциплине ОД. 13 Биология может быть
рекомендована для использования в учебном процессе ГБПОУ «КТТ и ЖТ» для подготовки
выпускников по профессии 23.01.08 Слесарь по ремонту строительных машин.

Рецензент

ГБПОУКК
Рыжова Мария Анатольевна
политехнический техникум», преподаватель

«Новокубанский
(личная подпись)

аграрно -

СОДЕРЖАНИЕ

1. Общая характеристика рабочей программы общеобразовательной дисциплины

«Биология»...................................................................................................................... 4

2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины............................ 15
3. Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины.............. 24
4. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины

27

з

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «БИОЛОГИЯ»

1.1. Место дисциплины в структуре образовательной программы СПО

Общеобразовательная дисциплина ОД. 13 «Биология» изучается на базовом
уровне в общеобразовательном цикле учебного плана основной профессиональной
образовательной программы укрупненной группы профессий 23.00.00 Техника и
технологии наземного транспорта.
Трудоемкость

дисциплины

составляет 72 часа,
практических занятий

из

«Биология»

ОД. 13

которых

программой

на

базовом

предусмотрены

10

уровне

часов

и лабораторных работ, из которых 9 часов включает

профессионально-ориентированное содержание, усиливающее профессиональную
составляющую по специальности в зависимости от ФГОС СПО по

профессии

23.01.08 Слесарь по ремонту строительных машин, программой предусмотрен

1

час промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачета.
Профессионально-ориентированное содержание реализуется в прикладном

модуле (раздел 5 “Биология в жизни”) для профессии 23.01.08 Слесарь по ремонту
строительных машин на материале кейсов, связанных с анализом информации о

развитии и применении биотехнологий по отраслям будущей профессиональной

обучающихся.

деятельности

Кроме

того,

профессионально-ориентированное

содержание учитывается в разделе 4 “Экология” при выполнении лабораторных и
практических работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью
обучающихся.

Период обучения и распределение по семестрам определяет образовательная

организация

самостоятельно,

с

учетом

логики

формирования

предметных

результатов, общих и профессиональных компетенций, межпредметных связей с
другими дисциплинами общеобразовательного и общепрофессионального циклов
учебного плана.

4

1.2. Цели и планируемые результаты освоения дисциплины:

Цель: формирование у студентов представления о структурно-функциональной

организации живых систем разного ранга как основы принятия решений в
отношении объектов живой природы и в производственных ситуациях.
Задачи:

1) сформировать понимание строения, многообразия и особенностей живых

систем разного уровня организации, закономерностей протекания биологических
процессов и явлений в окружающей среде, целостной научной картины мира,
взаимосвязи и взаимозависимости естественных наук;
2) развить умения определять живые объекты в природе; проводить

наблюдения за экосистемами для выявления естественных и антропогенных

изменений, интерпретировать результаты наблюдений,
3) сформировать

навыки

проведения

простейших

биологических

экспериментальных исследований с соблюдением правил безопасного обращения с
объектами и оборудованием;

4) развить умения использовать информацию биологического характера из
различных источников;

5) сформировать умения прогнозировать последствия своей деятельности по

отношению к окружающей среде, собственному здоровью; обосновывать и
соблюдать меры профилактики заболеваний.

6) сформировать понимание значимости достижений биологической науки и
технологий

в

практической деятельности человека,

развитии современных

медицинских технологий и агробиотехнологий.

5

1.3 Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в соответствии с ФГОС СПО и на

основе ФГОС СОО
Код и наименование
формируемых
компетенций
ОК 01. Выбирать
способы решения
задач
профессиональной
деятельности
применительно к
различным
контекстам

Планируемые результаты освоения дисциплины

Общие1

Дисциплинарные2

В части трудового воспитания:
- готовность к труду, осознание ценности
мастерства, трудолюбие;
готовность к активной деятельности
технологической
и
социальной
направленности, способность инициировать,
планировать и самостоятельно выполнять
такую деятельность;
интерес
к
различным
сферам
профессиональной деятельности,
Овладение
универсальными
учебными
познавательными действиями:
а) базовые логические действия:
самостоятельно
формулировать
и
актуализировать проблему, рассматривать ее

сформированность знаний о месте и роли биологии в
системе научного знания; функциональной грамотности
человека для решения жизненных проблем;
сформированность умения
раскрывать
содержание
основополагающих биологических терминов и понятий:
жизнь, клетка, ткань, орган, организм, вид, популяция,
экосистема, биоценоз, биосфера; метаболизм (обмен
веществ
и
превращение
энергии),
гомеостаз
(саморегуляция),
биосинтез
белка,
структурная
организация живых систем, дискретность, саморегуляция,
самовоспроизведение (репродукция), наследственность,
изменчивость, энергозависимость, рост и развитие,
уровневая организация;
сформированность умения
раскрывать
содержание
основополагающих биологических теорий и гипотез:

6

всесторонне;

- устанавливать существенный признак или
основания для сравнения, классификации и
обобщения;
- определять цели деятельности, задавать
параметры и критерии их достижения;
- выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых явлениях;
вносить коррективы в деятельность,
оценивать соответствие результатов целям,
оценивать риски последствий деятельности;
- развивать креативное мышление при
решении жизненных проблем
б) базовые исследовательские действия:
- владеть навыками учебно-исследовательской
и
проектной
деятельности,
навыками
разрешения проблем;
- выявлять причинно-следственные связи и
актуализировать задачу, выдвигать гипотезу
ее решения, находить аргументы для
доказательства своих утверждений, задавать
параметры и критерии решения;
- анализировать полученные в ходе решения
задачи результаты, критически оценивать их

клеточной, хромосомной, мутационной, эволюционной,
происхождения жизни и человека;
сформированность умения раскрывать основополагающие
биологические законы и закономерности (Г. Менделя, Т.
Моргана, Н.И. Вавилова, Э. Геккеля, Ф. Мюллера, К. Бэра),
границы их применимости к живым системам;
приобретение опыта применения основных методов
научного познания, используемых в биологии: наблюдения
и описания живых систем, процессов и явлений;
организации и проведения биологического эксперимента,
выдвижения гипотез, выявления зависимости между
исследуемыми величинами, объяснения полученных
результатов и формулирования выводов с использованием
научных понятий, теорий и законов;
сформированность умения выделять существенные
признаки вирусов, клеток прокариот и эукариот;
одноклеточных и многоклеточных организмов, видов,
биогеоценозов и экосистем; особенности процессов обмена
веществ- и превращения энергии в клетке, фотосинтеза,
пластического и энергетического обмена, хемосинтеза,
митоза, мейоза, оплодотворения, развития и размножения,
индивидуального развития организма (онтогенеза), борьбы
за существование, естественного отбора, видообразования,
приспособленности организмов к среде обитания, влияния
компонентов экосистем, антропогенных изменений в
7

ОК 02. Использовать
современные
средства поиска,
анализа и
интерпретации
информации и
информационные
технологии для
выполнения задач
профессиональной
деятельности

достоверность, прогнозировать изменение в
новых условиях;
- уметь переносить знания в познавательную
и практическую области жизнедеятельности;
- уметь интегрировать знания из разных
предметных областей;
выдвигать новые идеи, предлагать
оригинальные подходы и решения;
способность
их использования
в
познавательной и социальной практике
В области ценности научного познания:
сформированность
мировоззрения,
соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики,
основанного
на
диалоге
культур,
способствующего осознанию своего места в
поликультурном мире;
совершенствование
языковой
и
читательской
культуры
как . средства
взаимодействия между людьми и познания
мира;
- осознание ценности научной деятельности,
готовность осуществлять проектную и
исследовательскую
деятельность
индивидуально и в группе;

экосистемах своей местности, круговорота веществ и
превращение энергии в биосфере;
сформированность умения решать биологические задачи,
составлять генотипические схемы скрещивания для разных
типов наследования признаков у организмов, составлять
схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи
питания, пищевые сети)

сформированность
умений
критически
оценивать
информацию биологического содержания, включающую
псевдонаучные знания из различных источников (средства
массовой информации, научно-популярные материалы);
интерпретировать
этические
аспекты
современных
исследований в биологии, медицине, биотехнологии;
рассматривать глобальные экологические проблемы
современности, формировать по отношению к ним
собственную позицию;.
сформированность
умений
создавать
собственные
письменные и устные сообщения на основе биологической
информации из нескольких источников, грамотно
использовать понятийный аппарат биологии

8

■

■

Овладение
универсальными
учебными
познавательными действиями:
в) работа с информацией:
- владеть навыками получения информации из
источников разных типов, самостоятельно
осуществлять поиск, анализ, систематизацию
и интерпретацию информации различных
видов и форм представления;
- создавать тексты в различных форматах с
учетом назначения информации и целевой
аудитории, выбирая оптимальную форму
представления и визуализации;
- оценивать достоверность, легитимность
информации, ее соответствие правовым и
морально-этическим нормам;
- использовать средства информационных и
коммуникационных технологий в решении
когнитивных,
коммуникативных
и
организационных задач с соблюдением
требований
эргономики,
техники
безопасности, гигиены, ресурсосбережения,
правовых
и
этических
норм,
норм
информационной безопасности;
- владеть навыками распознавания и защиты
информации, информационной безопасности
личности

■

9

ОК 04. Эффективно
готовность
к
саморазвитию,
взаимодействовать и самостоятельности и самоопределению;
работать в коллективе -овладение
навыками
учебнои команде
исследовательской, проектной и социальной
деятельности;
Овладение
универсальными
коммуникативными действиями:
б) совместная деятельность:
- понимать и использовать преимущества
командной и индивидуальной работы;
- принимать цели совместной деятельности,
организовывать и координировать действия
по ее достижению: составлять план действий,
распределять роли с учетом мнений
участников обсуждать результаты совместной
работы;
- координировать и выполнять работу в
условиях
реального,
виртуального
и
комбинированного взаимодействия;
- осуществлять позитивное стратегическое
поведение в различных ситуациях, проявлять
творчество
и
воображение,
быть
инициативным

приобретение опыта применения основных методов
научного познания, используемых в биологии: наблюдения
и описания живых систем, процессов и явлений;
организации и проведения биологического эксперимента,
выдвижения гипотез, выявления зависимости между
исследуемыми величинами, объяснения полученных
результатов и формулирования выводов с использованием
научных понятий, теорий и законов

10

Овладение
универсальными
регулятивными действиями:
г) принятие себя и других людей:
- принимать мотивы и аргументы других
людей при анализе результатов деятельности;
- признавать свое право и право других людей
на ошибки;
- развивать способность понимать мир с
позиции другого человека
ОК 07. Содействовать В областиэкологического воспитания:
сохранению
- сформированность экологической культуры,
окружающей среды,
понимание
влияния
социальноресурсосбережению,
экономических процессов на состояние
применять знания об
природной и социальной среды, осознание
изменении климата,
глобального
характера
экологических
принципы
проблем;
бережливого
производства,
- планирование и осуществление действий в
эффективно
окружающей среде на основе знания целей
действовать в
устойчивого развития человечества;
чрезвычайных
активное неприятие действий, приносящих
ситуациях
вред окружающей среде;
- умение прогнозировать неблагоприятные
экологические последствия предпринимаемых
действий, предотвращать их;
расширение
опыта
деятельности

сформированность умения применять полученные знания
для объяснения биологических процессов и явлений, для
принятия практических решений в повседневной жизни с
целью обеспечения безопасности своего здоровья и
здоровья окружающих людей, соблюдения здорового
образа жизни, норм грамотного поведения в окружающей
природной
среде;
понимание
необходимости
использования достижений современной биологии и
биотехнологий для рационального природопользования

11

экологической направленности;
овладение
навыками
учебно­
исследовательской, проектной и социальной
деятельности

12

Основные виды деятельности и профессиональные компетенции

Код
ВД1.
ПК 1.1.

ПК 1.2.

ПК 1.3.

ВД2.

ПК 2.1.

ПК 2.2.

ПК 2.3.

ПК 2.4.

Наименование вида деятельности и профессиональных компетенций
Техническое обслуживание и ремонт систем, узлов, приборов
автомобилей
Определять техническое состояние систем, агрегатов, узлов, приборов
автомобилей для сохранения работоспособности, предупреждения
отказов и неисправностей
Осуществлять комплекс мероприятий по демонтажу и ремонту систем,
агрегатов и узлов автомобилей для устранения обнаруженных
неисправностей
Выполнять комплекс мероприятий по сборке, регулировке и испытанию
систем, агрегатов и узлов автомобилей, для оценки качества
выполненных работ
Техническое обслуживание и ремонт систем, узлов, приборов
автомобилей
и
строительных
машин
при
проведении
подготовительных, сборочных операций перед сваркой, зачистки и
контроля сварных швов после сварки
Определять техническое состояние систем, агрегатов, узлов, приборов
автомобилей и строительных машин, для сохранения работоспособности,
предупреждения отказов и неисправностей
Применять различные методы, способы и приемы сборки перед сваркой
и сварки элементов конструкции автомобилей и строительных машин, с
сохранением эксплуатационных свойств
Выполнять техническую подготовку сварочного производства перед
сваркой элементов конструкции автомобилей и строительных машин при
ремонте, для качественного выполнения сварочных работ
Выбирать оборудование, приспособления и инструменты для
обеспечения производства сварных соединений с заданными свойствами,
сохраняя работоспособное состояние автомобилей и строительных
машин

ПК 2.5.

Хранить и использовать сварочную аппаратуру и инструменты в ходе
производственного процесса

ПК 2.6.

Определять причины, приводящие к дефектам в сварных соединениях
конструкции автомобилей и строительных машин при ремонте

ПК 2.7.

Предупреждать дефекты сварных соединенйй элементов конструкции
автомобилей и строительных машин, для получения качественной
продукции

13

ПК 2.8.

Оформлять документацию по контролю качества сварных швов после
сварки элементов конструкции автомобилей и строительных машин

вдз.

Техническое обслуживание и ремонт систем, узлов, приборов
автомобилей и строительных машин при выполнении ручной
дуговой сварки плавящимся покрытым электродом

ПК 3.1.

Выполнять ручную дуговую сварку различных деталей из углеродистых
и конструкционных сталей во всех пространственных положениях
сварного шва

ПК 3.2.

Выполнять ручную дуговую сварку различных деталей из сплавов
металлов во всех пространственных положениях сварного шва

ПК 3.3.

Выполнять ручную дуговую наплавку покрытым электродом различных
деталей

ПК 3.4.

Выполнять ручную дуговую резку металла плавящимся покрытым
электродом

14

И

2.СТРУКТУРА
ДИСЦИПЛИНЫ

СОДЕРЖАНИЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем образовательной программы дисциплины
Максимальная нагрузка (всего)

Объем в часах

72

в т.ч.

Основное содержание

72

в т. ч.:
теоретическое обучение
в т.ч. профессионально-ориентированное содержание

практические занятия
в т.ч. профессионально-ориентированное содержание

лабораторные занятия
в т.ч. профессионально-ориентированное содержание

Контрольная работа
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет)

61
5

8
2

2
2
3
1

15

2.2. Тематический план и содержание дисциплины

Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала (основное и профессионально­
ориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной модуль
(при наличии)

1

2
Раздел 1. Клетка - структурно-функциональная единица живого
Тема 1.1.
Основное содержание
Биология как
Теоретическое обучение:
наука. Общая
1 Современные отрасли биологических знаний. Связь биологии с другими
характеристика
науками: биохимия, биофизика, бионика, геногеография и др. Роль и место
жизни
биологии в формировании современной научной картины мира.
2 Уровни организации живой материи. Общая характеристика жизни, свойства
живых систем.
3 Химический состав клеток.
Тема 1.2.
Основное содержание
СтруктурноТеоретическое обучение:
функциональная
1 Клеточная теория (Т. Шванн, М. Шлейден, Р. Вирхов). Основные положения
организация
современной клеточной теории.
клеток
2 Типы клеточной организации: прокариотический и эукариотический.
Одноклеточные и многоклеточные организмы. Строение прокариотической
клетки.
3 Неклеточные формы жизни (вирусы, бактериофаги).

Лабораторное занятие:
1
«Наблюдение за строением растительной, животной, грибной клетки и
клеточный включениями при помощи микроскопа»

Объем
часов

Формируемые
компетенции

3
18
3
3

4
ОК 2

1
1
1
5
3

ОК -1
ОК-2
ОК-4

1
1
1
1
1

16

Тема 1.3.
Структурно­
функциональные
факторы
наследственности

Тема 1.4.
Обмен веществ и
превращение
энергии в клетке
Тема 1.5.
Жизненный цикл
клетки. Митоз.
Мейоз

Контрольная
работа № 1

Практическое занятие:
1 «Анализ вирусных и бактериальных заболеваний. Общих принципов
использования
лекарственных
веществ.
Особенности
применения
антибиотиков»
Основное содержание
Теоретическое обучение:
1 Хромосомная теория Т. Моргана.
2 Строение хромосом. Хромосомный набор клеток, гомологичные и
негомологичные хромосомы, гаплоидный и диплоидный набор.
3 Нуклеиновые кислоты: ДНК, РНК нахождение в клетке, их строение и функции.
4 Матричные
процессы
в
клетке:
репликация,
биосинтез
белка,
репарация.Генетический код и его свойства.
Практическое занятие:
2 «Решение задач на определение последовательности нуклеотидов, аминокислот
в норме и в случае изменения последовательности нуклеотидов ДНК»
Основное содержание
Теоретическое обучение:
1 Понятие метаболизм. Ассимиляция и диссимиляция - две стороны метаболизма.
Типы обмена веществ: автотрофный и гетеротрофный, аэробный и анаэробный.
2 Пластический обмен. Фотосинтез. Хемосинтез.
Основное содержание
Теоретическое обучение:
1 Клеточный цикл, его периоды. Митоз, его стадии и происходящие процессы.
Биологическое значение митоза.
2 Мейоз и его стадии. Поведение хромосом в мейозе. Кроссинговер.
Биологический смысл мейоза.
3 Молекулярный уровень организации живого.

1
1

5
4
1
1

ОК - 1
ОК-2

1
1

1
1
2
2
1

1
3
3
1

ОК-2

ОК-2
ОК-4

1

1
17

Раздел 2. Строение и функции организма
Тема 2.1.Строение Основное содержание
организма
Теоретическое обучение:
1 Многоклеточные организмы. Взаимосвязь органов и системы органов в
многоклеточном организме.
2 Гомеостаз организма и его поддержание в процессе жизнедеятельности.
Тема 2.2.
Основное содержание
Формы
Теоретическое обучение:
размножения
1 Формы размножения организмов. Бесполое и половое размножение. Виды
организмов
бесполого размножения.
2 Половое размножение. Строение половых клеток.Гаметогенез у животных.
Сперматогенез и оогенез.
3 Оплодотворение.
Тема 2.3.
Основное содержание
Онтогенез
Теоретическое обучение:
растений,
1 Индивидуальное развитие организмов. Эмбриогенез и его стадии.
животных и
2 Постэмбриональный период. Стадии постэмбрионального развития у животных
человека
и человека. Прямое и непрямое развитие.
3 Биологическое старение и смерть. Онтогенез растений.
Тема 2.4.
Основное содержание
Закономерности
Теоретическое обучение:
наследования
1 Основные понятия генетики.
2 Закономерности образования гамет.
3 Законы Г. Менделя (моногибридное и полигибридное скрещивание).
Взаимодействие генов.
Практическое занятие:
3 «Решение задач на определение вероятности возникновения наследственных
признаков при моно-, ди-, полигибридном и анализирующем скрещивании,

20
2
2
1

1
3
3
1

ОК-2
ОК-4

ОК-2

1
1
3
3
1
1
1
4
3
1
1
1

ОК-2
ОК-4

ОК-2
ОК-4

1
1
18

Тема 2.5.
Сцепленное
наследование
признаков

Тема 2.6.
Закономерности
изменчивости

Контрольная
работа № 2

составление генотипических схем скрещивания»
Основное содержание
Теоретическое обучение:
1 Законы Т. Моргана. Сцепленное наследование генов, нарушение сцепления.
2 Наследование признаков, сцепленных с полом.
Практическое занятие:
4 «Решение задач на определение вероятности возникновения наследственных
признаков при сцепленном наследовании, составление генотипических схем
скрещивания»
Основное содержание
Теоретическое обучение:
1 Изменчивость
признаков.
Виды
изменчивости:
наследственная
и
ненаследственная. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости
(Н.И. Вавилов).
2 Мутационная теория изменчивости. Виды мутаций и причины их
возникновения.
3 Кариотипчеловека.Наследственные
заболевания
человека.Генные
и
хромосомные
болезни
человека.
Болезни
с
наследственной
предрасположенностью. Значение медицинской генетики в предотвращении и
лечении генетических заболеваний человека.
Практическое занятие: •
5 «Решение задач на определение типа мутации при передаче наследственных
признаков, составление генотипических схем скрещивания»
4 Строение и функции организма.

3
2
1
1
1
1

ОК - 1
ОК-2

5
4
1

ОК - 1
ОК-2
ОК-4

1
1

1
1
1

19

Тема 3.1. История
эволюционного
учения.
Микроэволюция

Тема 3.2.
Макроэволюция.
Возникновение и
развитие жизни
на Земле

Тема 3.3.
Происхождение
человека антропогенез

Раздел 3. Теория эволюции
Основное содержание

10
4

Теоретическое обучение:
1 Первые эволюционные концепции (Ж.Б. Ламарк, Ж.Л. Бюффон).
2 Эволюционная теория Ч. Дарвина. Синтетическая теория эволюции и ее
основные положения.
3 Микроэволюция.Популяция как элементарная единица эволюции. Генетические
основы эволюции.
4 Элементарные факторы эволюции. Естественный отбор - направляющий фактор
эволюции. Видообразование как результат микроэволюции.
Основное содержание
Теоретическое обучение:
1 Макроэволюция.Формы и основные направления макроэволюции (А.Н.
Северцов).Пути
достижения
биологического
прогресса.Сохранение
биоразнообразия на Земле.
2 Гипотезы и теории возникновения жизни на Земле.
3 Появление первых клеток и их эволюция.Прокариоты и эукариоты.
Происхождение многоклеточных организмов. Возникновение основных царств
эукариот.
Основное содержание
Тео ретическое обучение:
1 Антропология - наука о человеке.Систематическое положение человека.
Сходство и отличия человека с животными.
2 Основные стадии антропогенеза. Эволюция современного человека.
3 Человеческие расы и их единство. Время и пути расселения человека по
планете.Приспособленность человека к разным условиям среды.

4
1
1

ОК-2
ОК-4

1
1

3
3
1

ОК-2
ОК-4

1
1

3
3
1

ОК-2
ОК-4

1
1

20

Тема 4.1.
Экологические
факторы и среды
жизни

Тема 4.2.
Популяция,
сообщества,
экосистемы

Тема 4.3.
Биосфера глобальная
экологическая
система

Раздел 4. Экология
Основное содержание
Теоретическое обучение:
1 Среды обитания организмов: водная, наземно-воздушная, почвенная,
внутриорганизменная. Физико-химические особенности сред обитания
организмов.
2 Приспособления организмов к жизни в разных средах. Понятие экологического
фактора. Классификация экологических факторов.
3 Правило минимума Ю. Либиха. Закон толерантности В. Шелфорда

20
3
3
1

Основное содержание
Теоретическое обучение:
1 Экологическая характеристика вида и популяции. Экологическая ниша вида.
Экологические характеристики популяции.
2 Сообщества и экосистемы. Биоценоз и его структура.
3 Связи между организмами в биоценозе. Структурные компоненты экосистемы:
продуценты, консументы, редуценты.
4 Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме. Трофические уровни

5
4
1

Практическое занятие:
6 «Решение задач по переносу вещества и энергии в экосистемах с составлением
трофических цепей и пирамид биомассы и энергии»
Основное содержание
Тео ретическое обучение:
1 Биосфера — живая оболочка Земли. Развитие представлений о биосфере в
трудах В.И. Вернадского. Области биосферы и ее компоненты. Живое вещество
биосферы и его функции. Закономерности существования биосферы.
Особенности биосферы как глобальной экосистемы.

1
1

ОК - 1
ОК-2
ОК-7

1
1
ОК - 1
ОК-2
ОК-7

1
1

1

3
3
1

ОК - 1
ОК-2
ОК-7

21

2

Динамическое
равновесие
в
биосфере.
Круговороты
веществ
и
биогеохимические циклы.
3 Глобальные экологические проблемы современности.
Тема 4.4. Влияние Основное содержание
антропогенных
Тео ретическое обучение:
факторов на
1 Антропогенные воздействия на биосферу. Загрязнения как вид антропогенного
биосферу
воздействия.
2 Антропогенные воздействия на атмосферу. Воздействия на гидросферу.
Воздействия на литосферу.
3 Антропогенные воздействия на биотические сообщества.
Практическое занятие:
7
«Определение класса опасности, агрегатного состояния и физической формы
отходовпроизводства образующихся на рабочем месте»
Тема 4.5. Влияние Основное содержание
социальноТеоретическое обучение:
экологических
1 Здоровье и его составляющие. Факторы, положительно и отрицательно
факторов на
влияющие на организм человека.
здоровье человека 2 Проблема техногенных воздействий на здоровье человека (электромагнитные
поля, бытовая химия, избыточные шумы, радиация и т.п.).
3 Адаптация организма человека к факторам окружающей среды. Принципы
формирования здоровьесберегающего поведения. Физическая активность и
здоровье. Биохимические аспекты рационального питания.
Лабораторное занятие:
2 «Изучение влияния абиотических факторов: низких и высоких температур на
человека»
Контрольная
4 Теоретические аспекты экологии
работа № 3

1
1
4
3
1
1

ОК - 1
ОК-2
ОК-4
ОК-7
ПК 1.1-1.3

1
1
1

5
4
1

ОК-2
ОК-4
ОК-7
ПК 3.1-3.4

1
1

1
1
1

22

Профессионально-ориентированное содержание (содержание прикладного модуля)
Раздел 5. Биология в жизни
Тема 5.1.
Основное содержание
Биотехнологии в
жизни каждого
Теоретическое содержание:
Биотехнология как наука и производство. Основные направления современной
1
биотехнологии. Методы биотехнологии. Объекты биотехнологии.
Этика биотехнологических и генетических экспериментов.
Правила поиска и анализа биоэкологической информации из различных
2
источников (научная и учебно-научная литература, средства массовой
информации, сеть Интернет и другие)
Практическое занятие:
8 Кейсы на анализ информации о научных достижениях в области генетических
технологий, клеточной инженерии, пищевых биотехнологий.
Промежуточная
аттестация по
дисциплине
Всего:

Дифференцированный зачет

4
4

3
1

ОК -1
ОК-2
ОК-4
ПК2.1-2.8

1

1
1

1

72

23

З.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДИСЦИПЛИН
3.1. Для реализации программы дисциплины должны быть предусмотрены
следующие специальные помещения:

Кабинет «Биологии», оснащенный оборудованием, техническими средствами
обучения:
- доска з-х элементная;
- телевизор;
- компьютер;
- принтер;
Посадочные места обучающихся: столов - 13 шт., стульев - 26 шт.
Рабочее место преподавателя: стол и стул - 1шт., персональный компьютер с
выходом в интернет - 1 шт., телевизор - 1 шт., доска классная (меловая) - 1 шт.,
рециркулятор - 1 шт., принтер - 1 шт., шкафы для хранения учебных пособий - 3
шт.
- наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, портретов
выдающихся ученых, динамические пособия, иллюстрирующие биологические
процессы, модели, муляжи и микропрепараты биологических объектов и др.):
Натуральные объекты (информационные, раздаточные материалы):
«Примеры дивергенции строения конечностей
у млекопитающих»,
«Происхождение человека», Динамическое пособие «Деление клетки», «Строение
клетки», «Формы сохранности ископаемых», «Приспособление к условиям
существования», «Перекрест хромосом». Раздаточный материал по скелету лягушки
Пособие: «Законы Г.Менделя», «Гомология скелета задней конечности наземных
позвоночных», «Гомология строения черепа позвоночных», «Гомология строения
плечевого и тазового поясов позвоночных»
Муляжи:
бюст человека неандертальца,
бюст человека кроманьонца,
бюст человека питекантропа,
бюст человека австралопитека,
бюст человека экваториальной расы,
бюст человека евроазиатской расы,
череп обезьяны, черепная крышка синантропа, мозг современного человека.
Плакаты:
«Мутационная изменчивость животных», «Модификационная изменчивость у
растений», «Полиплодия у растений», «Биоценоз», «Белки», «Дигибридное
скрещивание и его цитологическая основа», «Схема строения животной клетки»,
«Методическое деление клетки (не прямое)», «ДНК (дезоксирибонуклеиновая
кислота)», «Индивидуальное развитие хордовых», «Многогибридное скрещивание
и его цитологическая основа», «Биосфера», «Зависимость зональных типов
24

биоценозов от климатических
условий», «Строение животной клетки»,
«Обобщение сведений о группах углеводородов», «Пределы распространения жизни
в биосфере», «Мейоз. Сперматогенез и овогенез», «Вирусы», «Редупликация
молекулы ДНК», «Синтез информационной РНК», «Зарастание водоема»,
«Биоценоз пресноводного водоема», «Мутационная изменчивость растений»,
«Схема двойного оплодотворения у покрытосеменных растений», «Взаимодействие
частей развивающегося зародыша», «Некоторые органоиды клеток», «Схема
строения клетки», «Индивидуальные наборы хромосом у некоторых растений,
животных и человека», «Методы работы И.В. Мичурина», «Отделенная
гибридизация», «Фотопериодизм», «Центры многообразия и происхождения
культурных растений», «Хромосомный механизм определения пола» - 33шт.
Набор таблиц по анатомии, физиологии и гигиене человека:
«Энергообеспечение клетки», «Сперматогенез
и Овогенез», «Двойное
оплодотворение клетки», «Биоценоз Белка», «Фотосинтез», «Зависимость
зональных типов биоценозов от климатических условий», «Моногибридное
скрещивание и его цитологическая основа (на примере гороха)», «Дигибридное
скрещивание и его цитологическая основа (на примере гороха)» - 8шт.;
Стенд: Информационный
- комплект технической документации, в том числе паспорта на средства
обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;
библиотечный фонд.
Помещение кабинета должно удовлетворяет требованиям Санитарно-эпидемио­
логических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и оснащено типовым
оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе
специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для
выполнения требований к уровню подготовки обучающихся.
Лаборатория, оснащенная оборудованием для проведения занятий: микроскопы,
секундомер, тонометр, лабораторная посуда (пробирки, подставки для пробирок,
пинцеты, песок, ступки с пестиками, предметные и покровные стекла, стеклянные
палочки, препаровальные иглы, фильтровальная бумага (салфетки), стаканы)
гипертонический раствор хлорида натрия, 3%-ный раствор пероксида водорода,
раствор йода в йодистом калии, глицерин, клубни картофеля, лист элодеи
канадской, плод рябины обыкновенной (рябины или томата), лук репчатый,
разведенные в воде дрожжи).
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Основная литература:
1 . Биология (базовый уровень) И.Б. Агафонова, А.А. Каменский, В.И. Сивоглазов/
Москва «Просвещение» 2024.-264с.
Дополнительная литература:
1 .Биология 10 класс: учеб, для общеобразоват.: организаций: базовый уровень/
25

(В.В.Пасечник, А.А.Каменский, А.М. Рубцов ): под ред. В.В. Пасечника - 2-е изд. М.: Просвещение, 2020, - 223с. ил. - (Линия жизни)
2 .Биология И класс: учеб, для общеобразоват.: организаций: базовый уровень/
(В.В.Пасечник, А.А.Каменский, А.М. Рубцов ): под ред. В.В. Пасечника - 3-е изд. М.: Просвещение, 2021, - 272с. ил. - (Линия жизни)
3 .Естествознание. И класс: учеб, для общеобразоват. организаций базовый
уровень/ И.Ю.Алексашина, К.В.Галактионов, А.В. Ляпцев, М.А.Шаталов; под. ред.
И.Ю. Алексашиной.- 9-е изд., стер.- М.Просвещение, 2022.-255с.
4 .Биология. Общая биология 10 класс: базовый уровень: учебник/В.И. Сивоглазов,
И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова: -11-е изд., стер. Москва: Просвещение, 2022.- 258 с.
5 .Биология.Общая биология! 1 класс: учебник: базовый уровень /В.И. Сивоглазов,
И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова: -10-е изд., стер. М.: Просвещение, 2022.- 208 с.
6 .Биология для профессий и специальностей технического и естетсвенно-научного
профиля: учеб, для студ. учреждений сред. проф. образования /В.М.Константинов,
А.Г. Резанов, Е.О.Фадеева; под ред. В.М. Константинова. - 9-е изд., стер. - М.:
Издательский центр "Академия", 2020г. - 336 с.
7 .Биология для профессий и специальностей технического и естетсвенно-научного
профиля: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования /В.М. Константи­
нов, А.Г. Резанов, Е.О.Фадеева; под ред. В.М. Константинова. - 6-е изд., стер. - М.:
Издательский центр "Академия", 2017г. - 336 с.
8 .Биология: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / В.М.
Константинов, А. Г. Резанов, Е.О. Фадеева; под ред. В.М. Константинова. - 8-е изд.,
стер. - М.: Издательский центр "Академия", 2014г. - 320 с.
9 .Экология: учебник и практикум для среднего профессионального образования/
Е.И.Павлова, В.К.Новиков- 2-е изд. перераб. и допол. - Москва: Издательство
Юрайт, 2023.- 167 с.
Ю.Общая экология: учебник/М.В. Гальперин.-2-е изд.- М.:ФОРУМ: ИНФРАМ,2015.-336с.
Интернет-ресу рсы:
1 .\у\у\у.8Ыо.т!о(Вся биология. Современная биология, статьи, новости,
библиотека). \у\уду.\утбо\у.ес1и.ш(Единое окно доступа к образовательным ресурсам
Интернета по биологии).
2 .\уулу.5Ьа11оу.ги/1е81(Тест для абитуриентов по 'всему школьному курсу
биологии). уууууу.узри.ас.ги/беоИ/Ыо/Ыо.ЫпфТелекоммуникационные викторины по
биологии — экологии на сервере Воронежского университета).
3 .'\УЛУАУ.Ыо1оцу.ги(Биология в Открытом колледже. Сайт содержит электронный
учебник по биологии, Оп-Ппетесты).
4 .\уду\у.шГопп1ка.ги(Электронный учебник, большой список интернет-ресурсов).
м^уду.пгс.ес1и.ги(Биологическая картина мира. Раздел компьютерного учебника,
разработанного в Московском государственном открытом университете).
5 .\ууу\у.паШге.ок.ги(Редкие и исчезающие животные России — проект
Экологического центра МГУ им. М. В. Ломоносова).
26

ког1епкоа. пагоб.ги (Для тех, кто учится сам и учит других; очно и
дистанционно, биологии, химии, другим предметам).
7 .\у\у\у. 8сЬоо1сйу. Ьу (Биология в вопросах и ответах).
8 .лууу'У.Ьп12002.пагос1.ги (Биология для школьников. Краткая, компактная, но
достаточно подробная информация по разделам: «Общая биология», «Ботаника»,
«Зоология», «Человек»).
6 .\у\у\у.

27

4.КОНТРОЛБ
И
ОЦЕНКА
РЕЗУЛЬТАТОВ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОСВОЕНИЯ

Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины
раскрываются через дисциплинарные результаты, направленные на формирование
общих и профессиональных компетенций по разделам и темам содержания учебного
материала.
Общая
Раздел/Тема
Тип оценочных мероприятий
компетенция

ОК 02

ОК 01
ОК 02
ОК 04

Раздел 1. Клетка структурно­
функциональная единица
живого
Биология как наука. Общая
характеристика жизни

Структурно­
функциональная
организация клеток

Контрольная работа
«Молекулярный уровень
организации живого»

Заполнение таблицы с
описанием методов
микроскопирования с их
достоинствами и недостатками.
Заполнение таблицы «Вклад
ученых в развитие биологии»
Заполнение сравнительной
таблицы сходства и различий
живого и не живого
Оцениваемая дискуссия по
вопросам лекции
Разработка ментальной карты по
классификации клеток и их
строению на про- и
эукариотических и по царствам в
мини группах
Выполнение и защита
лабораторных работ:
«Наблюдение за строением
растительной, животной, грибной
клетки'и клеточный включениями
при помощи микроскопа»
Практическое занятие «Анализ
вирусных и бактериальных
заболеваний. Общих принципов
использования лекарственных
веществ. Особенности
применения антибиотиков»
Представление устных
28

ОК 01
ОК 02

сообщений с презентацией,
подготовленных по перечню
источников, рекомендованных
преподавателем
Структурно-функциональные Фронтальный опрос
Разработка глоссария
факторы наследственности
Решение задач на определение
последовательности нуклеотидов,
аминокислот в норме и в случае
изменения последовательности
нуклеотидов ДНК

ОК 02

Обмен веществ и
превращение энергии в
клетке

ОК 02
ОК 04

Жизненный цикл клетки.
Митоз. Мейоз

ОК 02
ОК 04

Раздел 2. Строение и
функции организма
Строение организма

ОК 02

Формы размножения
организмов

ОК 02
ОК 04

Онтогенез растений,
животных и человека

Фронтальный опрос
Заполнение сравнительной
таблицы характеристик типов
обмена веществ
Обсуждение по вопросам
лекции
Разработка ленты времени
жизненного цикла
Контрольная работа “Строение и
функции организма”
Оцениваемая дискуссия
Разработка ментальной карты
тканей, органов и систем
органов организмов (растения,
животные, человек) с краткой
характеристикой их функций
Фронтальный опрос
Заполнение таблицы с краткой
характеристикой и примерами
форм размножения организмов
Разработка ленты времени с
характеристикой этапов
онтогенеза отдельной группой
животных и человека по
микрогруппам
Тест/опрос
Составление жизненных циклов
растений по отделам
(моховидные, хвощевидные,
папоротниковидные,
голосеменные,
29

ОК 02
ОК 04

Закономерности
наследования

ОК 01
ОК 02

Сцепленное наследование
признаков

ОК 01
ОК 02
ОК 04

Закономерности
изменчивости

ОК 02
ОК 04

ОК 02
ОК 04

покрытосеменные)
Разработка глоссария
Фронтальный опрос
Тест по вопросам лекции
Решение задач на определение
вероятности возникновения
наследственных признаков при
моно-, ди-, полигибридном и
анализирующем скрещивании,
составление генотипических
схем скрещивания
Тест
Разработка глоссария
Решение задач на определение
вероятности возникновения
наследственных признаков при
сцепленном наследовании,
составление генотипических
схем скрещивания

Тест.
Решение задач на определение
типа мутации при передаче
наследственных признаков,
составление генотипических схем
скрещивания
Раздел 3. Теория эволюции Контрольная работа
“Теоретические аспекты
эволюции жизни на Земле”
История эволюционного
Фронтальный опрос
Разработка глоссария терминов
учения. Микроэволюция
Разработка ленты времени
развития эволюционного учения
Макроэволюция.
Оцениваемая дискуссия:
использование аргументов,
Возникновение и развитие
биологической терминологии и
жизни на Земле
символики для доказательства
родства организмов разных
систематических групп
Разработка ленты времени
возникновения и развития жизни
на Земле
30

ОК 02
ОК 04

Происхождение человека антропогенез

Фронтальный опрос
Разработка ленты времени
происхождения человека

Раздел 4. Экология
Экологические факторы и
среды жизни

Тест по экологическим факторам
и средам жизни организмов

Популяция, сообщества,
экосистемы

Составление схем
круговоротавеществ, используя
материалы лекции
Решение задач по переносу
вещества и энергии в экосистемах
с составлением трофических
цепей и пирамид биомассы и
энергии

Биосфера - глобальная
экологическая система

Оцениваемая дискуссия
Тест

ОК 01
ОК 02
ОК 04
ОК 07
ПК 1.1-1.3

Влияние антропогенных
факторов на биосферу

Тест
Практическая работа
“Определение класса опасности,
агрегатного
состояния
и
физической
формы
отходовпроизводства
образующихся на рабочем месте

ОК 02
ОК 04
ОК 07
ПК 3.1-3.4

Влияние социально­
экологических факторов на
здоровье человека

Оцениваемая дискуссия
Выполнение лабораторной
работы на выбор:
"Изучение влияния абиотических
факторов: низких и высоких
температур на человека "
Раздел 5. Биология в жизни Защита кейса: представление
результатов решения кейсов
(выступление с презентацией)

ОК 01
ОК 02
ОК 04
ПК 2.1-2.8

Биотехнологии в жизни
каждого

ОК 01
ОК 02
ОК 07
ОК 01
ОК 02
ОК 07

ОК 01
ОК 02
ОК 07

Выполнение кейса на анализ
информации о научных
достижениях в области
генетических технологий,
31

ОК 01
ОК 02
ОК 04
ПК 2.1-2.8

Промышленная
биотехнология

ОК 01
ОК 02
ОК 04
ПК 2.1-2.8

Социально-этические
аспекты биотехнологий

клеточной инженерии, пищевых
биотехнологий (по группам),
представление результатов
решения кейсов
Выполнение кейса на анализ
информации о развитии
промышленной биотехнологий
(по группам), представление
результатов решения кейсов
Выполнение кейса на анализ
информации об этических
аспектах развития биотехнологий
(по группам), представление
результатов решения кейсов

32


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».