Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Кропоткинский техникум технологий и железнодорожного транспорта» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ СГ.01 История России по профессии СПО 23.01.20 Слесарь по обслуживанию и ремонту подвижного состава Срок обучения 1 год10 месяцев на базе основного общего образования Форма обучения: очная 2024 г. Рассмотрена на заседании педагогического совета Протокол № 1 от 30 августа 2024г. Рассмотрена на заседании методической комиссии гуманитарных дисциплин, протокол № 1 от 29 августа 2024г. Председатель МК ______/ Л.М. Хаженцева / Утверждена Директор ГБПОУ «КТТ и ЖТ» ____________ /В.А. Шахбазян/ Рабочая программа учебной дисциплины СГ.01 История России разработана для профессии СПО 23.01.10 Слесарь по обслуживанию и ремонту подвижного состава, в соответствии с примерной программой СГ.01 История России, одобренной на заседании Педагогического совета ФГБОУ ДПО ИРПО протоколом №17 от «18» июня 2024 года. В соответствии с требованиями ФГОС СПО по профессии 190623.13 Слесарь по обслуживанию и ремонту подвижного состава, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 696 от 02 августа 2013 года (ред. от 13.07.2021), зарегистрированного Министерством юстиции (рег. № 29751 от 20 августа 2013 г.), укрупненной группы профессий 23.00.00 Техника и технологии наземного транспорта. Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Кропоткинский техникум технологий и железнодорожного транспорта». Авторы: _______ С.В. Савенкова, _____ Е.В. Фролова, ______ Е.И. Уваров, преподаватели ГБПОУ «КТТ и ЖТ». Рецензенты: МП Ашумова Аджар Вели-кызы преподаватель истории и обществознания ЧПОУ Региональный колледж профессиональной карьеры г. Кропоткин Преподаватель политической истории __________ Боев Андрей Николаевич кандидат исторических наук, МП преподаватель ПОО Частное учреждение «Юридический техникум» г. Кропоткин __________ МП 2 Учитель истории и МХК СОДЕРЖАНИЕ 1. 2. 3. 4. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3 4 8 11 13 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «СГ.01. ИСТОРИЯ РОССИИ» 1.1. Место дисциплины в структуре образовательной программы Учебная дисциплина «СГ.01. История России» является обязательной частью социальногуманитарного цикла примерной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по профессии 23.01.20 Слесарь по обслуживанию и ремонту подвижного состава Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 09. 1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины Целью учебной дисциплины является формирование представлений об истории России как истории Отечества, ее основных вехах, а также воспитание базовых национальных ценностей уважения к истории, культуре, традициям. Дисциплина имеет также историко-просвещенческую направленность, формируя у молодёжи способность и готовность к защите исторической правды и сохранению исторической памяти, противодействию фальсификации исторических фактов. Актуальность учебной дисциплины СГ.01 «История России» заключается в её практической направленности на реализацию единства интересов личности, общества и государства в деле воспитания гражданина России. Дисциплина способствует формированию патриотизма и гражданственности как важнейших направлений воспитания обучающихся. В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются следующие умения и знания: Коды ОК Умения Знания ОК 01 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам Должен уметь: выделять факторы, определившие уникальность становления духовно нравственных ценностей в России; анализировать, характеризовать, выделять причинно-следственные связи и ОК 02 пространственно - временные Использовать характеристики исторических современные событий, явлений, процессов с средства поиска, древнейших времен до анализа и настоящего времени; интерпретации анализировать информации, и историческую информацию, информационные руководствуясь принципами технологии для научной объективности и выполнения задач достоверности, с целью профессиональной формирования научно деятельности обоснованного понимания прошлого и настоящего России; ОК 03 Планировать защищать историческую и реализовывать правду, не допускать умаления собственное подвига российского народа по 4 Должен знать: ключевые события, основные даты и исторические этапы развития России с древнейших времен до настоящего времени; выдающихся деятелей отечественной истории, внесших значительный вклад в социальноэкономическое, политическое и культурное развитие России; традиционные российские духовно-нравственные ценности; роль и значение России в современном мире. профессиональное и личностное развитие, предпринимательск ой деятельности в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях защите Отечества, демонстрировать готовность противостоять фальсификациям российской истории; - демонстрировать уважительное отношение к историческому наследию и социокультурным традициям российского государства ОК 04 Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде ОК 05 Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста ОК 06 Проявлять гражданскопатриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных российских духовнонравственных ценностей, в том числе, с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, 5 применять стандарты антикоррупционног о поведения ОК 09 Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках ПК 1.1. Выявлять неисправности основных узлов оборудования и механизмов подвижного состава. Проводить демонтаж, монтаж, сборку и регулировку узлов и механизмов подвижного состава. Проводить ремонт узлов, механизмов и изготовление отдельных деталей подвижного состава. Выполнять работу на стендах, измерительных установках для исследования состояния узлов и механизмов подвижного состава. Проводить испытания узлов и механизмов подвижного состава. Оформлять техническую документацию и составлять дефектную ведомость. ПК 1.2. ПК 1.3. ПК 2.1. ПК 2.2. ПК 2.3. 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем в часах Объем образовательной программы курса 32 в т.ч. в форме практической подготовки - в т. ч.: теоретическое обучение 31 Дифференцированный зачет 1 6 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Коды компетенций и личностных результатов, формированию которых способствует элемент программы Наименование разделов и тем Примерное содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся Объем, акад. ч. / в том числе в форме практической подготовки, акад. ч 1 2 3 4 Содержание учебного материала Гимн России. Становление духовных основ России. Место и роль России в мировом сообществе. Содружество народов России и единство российской цивилизации. Пространство России и его геополитическое, экономическое и культурное значение. Российские инновации и устремленность в будущее 2 Содержание учебного материала Любечский съезд. Выбор союзников Даниилом Галицким. Александр Невский. Невская битва и Ледовое побоище. Столкновение двух христианских течений: православие и католичество. Русь и Орда. Отношения Александра Невского с Ордой 2 Содержание учебного материала Династический кризис и причины Смутного времени. Избрание государей посредством народного голосования. Столкновение с иностранными захватчиками и зарождение гражданско-патриотической идентичности в ходе 1-2 народного ополчений 2 Содержание учебного материала Взаимоотношения России и Польши. Вопросы национальной и культурной идентичности приграничных княжеств западной и южной Руси (Запорожское казачество). Борьба за свободу под руководством 7 2 2 ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 09 ПК 1.1, ПК 1.2. ПК 1.3, ПК 2.1. ПК 2.2, ПК 2.3. ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 05, ОК 06, ОК 09 ПК 1.1, ПК 1.2. ПК 1.3, ПК 2.1. ПК 2.2, ПК 2.3. ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 05, ОК 06, ОК 09 ПК 1.1, ПК 1.2. ПК 1.3, ПК 2.1. ПК 2.2, ПК 2.3. ПК 1.1, ПК 1.2. ПК 1.3, ПК 2.1. ПК 2.2, ПК 2.3. Тема 1. «Россия – великая наша держава» Тема 2. Александр Невский как спаситель Руси Тема 3. Смута и её преодоление Тема 4. «Волим под царя восточного, православного» 2 2 2 Тема 5. Пётр Великий. Строитель великой империи Тема 6. «Отторженная возвратих» Богдана Хмельницкого. Земский собор 1653 г. и Переяславская Рада 1654 г. Содержание учебного материала Взаимодействие Петра I с европейскими державами (Северная война, Прутский поход). Формирование нового курса развития России: западноориентированный подход. Россия – империя. Социальные, экономические и политические изменения в стране. Строительство великой империи: цена и результаты 2 2 Содержание учебного материала Просвещённый абсолютизм в России. Положение Российской империи в мировом порядке: русско-турецкие войны (присоединение Крыма), разделы Речи Посполитой. Расцвет культуры Российской империи и её значение в мире. Строительство городов в Северном Причерноморье 2 Тема 7. Крымская Содержание учебного материала война – «Пиррова «Восточный вопрос». Положение держав в восточной Европе. Курс победа Европы» императора Николая I. Расстановка сил перед Крымской войной. Ход военных действий. Оборона Севастополя. Итоги Крымской войны 2 Тема 8. империи 2 Гибель Содержание учебного материала Первая русская революция 1905-1907 гг. Первая мировая война и её значение для российской истории: причины, предпосылки, ход военных действий (Брусиловский прорыв), расстановка сил. Февральская революция и Брестский мир. Октябрь 1917 г. как реакция на происходящие события: причины и ход Октябрьской революции. Гражданская война Тема 9. От великих Содержание учебного материала потрясений к Великой Новая экономическая политика. Антирелигиозная компания. победе Индустриализация. Коллективизация и ее последствия. 8 2 2 2 2 2 ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 09 ПК 1.1, ПК 1.2. ПК 1.3, ПК 2.1. ПК 2.2, ПК 2.3. ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 09 ПК 1.1, ПК 1.2. ПК 1.3, ПК 2.1. ПК 2.2, ПК 2.3. ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 09 ПК 1.1, ПК 1.2. ПК 1.3, ПК 2.1. ПК 2.2, ПК 2.3. ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 09 ПК 1.1, ПК 1.2. ПК 1.3, ПК 2.1. ПК 2.2, ПК 2.3. ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 09 Патриотический поворот в идеологии советской власти и его выражение в Великой Отечественной Войне Тема 10. «Вставай, Содержание учебного материала страна огромная» Причины и предпосылки Второй мировой войны. Основные этапы и события Великой Отечественной войны. Патриотический подъем народа в годы Отечественной Войны. Фронт и тыл. Защитники Родины и пособники нацистов. Великая Отечественная война в исторической памяти нашего народа. 2 Тема 11. В буднях Содержание учебного материала великих строек Геополитические результаты Великой Отечественной войны. Экономика и общество СССР после Победы. Пути восстановления экономики – процессы и дискуссии. Экономическая модель послевоенного СССР, идеи социалистической автаркии. Продолжение и последующее сворачивание патриотического курса в идеологии. Атомный проект и создание советского ВПК. План преобразования природы Тема 12. От Содержание учебного материала перестройки к кризису, Идеология и действующие лица «перестройки». Россия и страны СНГ в от кризиса к 1990-е годы. Кризис экономики – цена реформ. Безработица и возрождению криминализация общества. Пропаганда деструктивных идеологий среди молодёжи. Олигархизация. Конфликты на Северном Кавказе. Положение национальных меньшинств в новообразованном государстве 2 Тема 13. Россия. ХХI Содержание учебного материала век Запрос на национальное возрождение в обществе. Укрепление патриотических настроений. Владимир Путин. Деолигархизация и укрепление вертикали власти. Курс на суверенную внешнюю политику: от Мюнхенской речи до операции в Сирии. Экономическое возрождение: энергетика, сельское хозяйство, национальные проекты. Возвращение ценностей в конституцию. Спецоперация по защите Донбасса 2 9 2 2 2 2 2 ПК 1.1, ПК 1.2. ПК 1.3, ПК 2.1. ПК 2.2, ПК 2.3. ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 09 ПК 1.1, ПК 1.2. ПК 1.3, ПК 2.1. ПК 2.2, ПК 2.3. ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 09 ПК 1.1, ПК 1.2. ПК 1.3, ПК 2.1. ПК 2.2, ПК 2.3. ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 09 ПК 1.1, ПК 1.2. ПК 1.3, ПК 2.1. ПК 2.2, ПК 2.3. ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 09 ПК 1.1, ПК 1.2. ПК 1.3, ПК 2.1. ПК 2.2, ПК 2.3. Тема 14. История Содержание учебного материала антироссийской Ливонская война – истоки русофобской мифологии. «Завещание Петра пропаганды великого» - антироссийская фальшивка. Пропаганда Наполеона Бонапарта. Либеральная и революционная антироссийская пропаганда в Европе в XIX столетии и роль в ней российской революционной эмиграции. Образ большевистской угрозы в подготовке гитлеровской агрессии. Антисоветская пропаганда эпохи Холодной войны. Мифологемы и центры распространения современной русофобии Тема 15. Слава Содержание учебного материала русского оружия Ранние этапы истории российского оружейного дела: государев пушечный двор, тульские оружейники. Значение военнопромышленного комплекса в истории экономической модернизации Российской Империи: Путиловский и Обуховский заводы, развитие авиации. Сталинская индустриализация. Пятилетки. ВПК в эпоху Великой Отечественной Войны – всё для фронта, всё для победы. Космическая отрасль, авиация, ракетостроение, кораблестроения. Современный российский ВПК и его новейшие разработки Тема 16. Россия в деле Содержание учебного материала Высокие технологии. Энергетика. Сельское хозяйство. Освоение Арктики. Развитие сообщений – дороги и мосты. Космос. Перспективы импортозамещения и технологических рывков 2 2 2 2 1 1 Дифференцированный зачет 1 Всего: 32 10 ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 09 ПК 1.1, ПК 1.2. ПК 1.3, ПК 2.1. ПК 2.2, ПК 2.3. ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 09 ПК 1.1, ПК 1.2. ПК 1.3, ПК 2.1. ПК 2.2, ПК 2.3. ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 09 ПК 1.1, ПК 1.2. ПК 1.3, ПК 2.1. ПК 2.2, ПК 2.3. 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Рабочее место преподавателя: стол, кресло посадочные места обучающихся – 26 шт., доска классная (меловая)-1 шт., рециркулятор-1 шт., шкафы для хранения учебных пособий; компьютер, телевизор-1 шт., МФУ-1 шт., выход в локальную сеть интернет. Комплект учебно-наглядных пособий (информационные и тематические стенды, карты, плакаты, таблицы, опорные конспекты, учебные пособия, справочные материалы) Комплект наглядных пособий (таблиц): государственные символы Российской Федерации - 3шт.; электронные учебные пособия по истории - 5 шт.; комплект портретов исторических деятелей -9 шт.; атласы по истории; Конституция Российской Федерации 15 шт., карты демонстрационные по курсу истории - 15 шт. 3.2. Информационное обеспечение реализации программы Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации имеет печатные образовательные и информационные ресурсы для использования в образовательном процессе. 3.2.1. Основные печатные издания 3.2.1 Основные печатные издания 1. Мединский В.Р. Торкунов А.В. Учебник. История. История России. 1914—1945 годы. Москва: изд. «Просвещение», 2024. 2. Мединский В.Р., Торкунов А.В. Учебник. История. История России. 1945 год-начало XXI века. Москва: изд. «Просвещение», 2024. 3. Мединский В.Р., Торкунов А. В., Чубарьян А.О. Учебник. История. Всеобщая история. 1914— начало XXI века (в 2-х частях). Москва: изд. «Просвещение», 2024. 3.2.2 Дополнительные источники 1. Артемов, В. В. История: учебник для студ. учреждений сред. Ч.1 / В.В. Артемов, Ю. Н. Лубченков. — 8-е изд., стер. — «Академия», 2022. — 352 с. 2. Артемов, В. В. История: учебник для студ. учреждений сред. Ч.2 / В.В. Артемов, Ю. Н. Лубченков. — 8-е изд., стер. — «Академия», 2022. — 400 с. проф. образования: в 2 ч. М.: Издательский центр проф. образования: в 2 ч. М.: Издательский центр 3.2.3. Электронные издания (ресурсы) 1. Библиотека Гумер – гуманитарные науки [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gumer.info/, свободный. – Загл. с экрана. 2. Библиотекарь. Ру: электронная библиотека нехудожественной литературы по русской и мировой истории, искусству, культуре, прикладным наукам [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.bibliotekar.ru, свободный. – Загл. с экрана. 3. Вторая мировая война в русском Интернете [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.world-war2.chat.ru, свободный. – Загл. с экрана. 4. Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/, свободный. – Загл. с экрана. 5. Единое окно доступа к информационным ресурсам [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://window.edu.ru/, свободный. – Загл. с экрана. 6. КиберЛенинка. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/, свободный. – Загл. с экрана. 11 7. Концепции преподавания учебного курса «История России» в образовательных организациях РФ, реализующих основные общеобразовательные программы // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://vestnik.edu.ru/uploads/files/2af8f200babe89969f744abd9daccff3.pdf, свободный. – Загл. с экрана. 8. Министерство образования и науки Российской Федерации. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://minobrnauki.gov.ru/, свободный. – Загл. с экрана. 9. Научная электронная библиотека (НЭБ). // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.elibrary.ru, свободный. – Загл. с экрана. 10. Российская национальная библиотека // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nlr.ru/, свободный. – Загл. с экрана. 11. Российское историческое общество // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://historyrussia.org, свободный. – Загл. с экрана. 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Результаты обучения Критерии оценки Методы оценки Перечень знаний, осваиваемых в рамках учебной дисциплины Знать: показывает знания ключевых Экспертное ключевые события, основные событий, основных дат и наблюдение и даты и исторические этапы развития этапов истории России с оценивание России с древнейших времен до древнейших времен до знаний на настоящего времени; настоящего времени; теоретических выдающихся деятелей демонстрирует знания о занятиях. отечественной истории, внесших выдающихся деятелях Оценивание значительный вклад в социальноотечественной истории, выполнения экономическое, политическое и внесших значительный вклад индивидуальных культурное развитие России; в социально-экономическое, и групповых традиционные российские политическое и культурное заданий. духовно - нравственные ценности; развитие России; Результаты роль и значение России в показывает знание промежуточной современном мире. традиционных российских аттестации. духовно ценностей; нравственных демонстрирует сформированность знаний о роли и значении России в современном мире. Перечень умений, осваиваемых в рамках учебной дисциплины Уметь: выделяет факторы, Подготовка выделять факторы, определившие уникальность выступлений с определившие уникальность становления духовно - проблемностановления духовно - нравственных нравственных основ России; тематическими основ России; анализирует, характеризует, сообщениями анализировать, выделяет причинно- (докладами, характеризовать, выделять причинноследственные связи и презентациями). следственные связи и пространственно– пространственно временные временные характеристики характеристики исторических исторических событий, событий, явлений, процессов с явлений, процессов с 12 древнейших времен до настоящего времени; анализировать историческую информацию, руководствуясь принципами научной объективности и достоверности, с целью формирования научно обоснованного понимания прошлого и настоящего России; защищать историческую правду, не допускать умаления подвига российского народа по защите Отечества, демонстрировать готовность противостоять фальсификациям российской истории; демонстрировать уважительное отношение к историческому наследию и социокультурным традициям российского государства. древнейших времен до настоящего времени; демонстрирует умения анализировать историческую информацию, руководствуясь принципами научной объективности и достоверности, с целью формирования научного понимания прошлого и настоящего России; демонстрирует умения защищать историческую правду, не допускает умаления подвига народа при защите Отечества, проявляет готовность противостоять фальсификациям Российской истории; демонстрирует уважительное отношение к историческому наследию и социокультурным традициям российского государства. 13