РП СГ ИСТОРИЯ РОССИИ ОВ (pdf.io)

Министерство образования, науки и молодежной политики
Краснодарского края
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Краснодарского края
«Кропоткинский техникум технологий и железнодорожного транспорта»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
СГ.01 История России
по профессии СПО
23.01.20 Слесарь по обслуживанию и ремонту подвижного состава
Срок обучения 1 год10 месяцев
на базе основного общего образования
Форма обучения: очная

2024 г.

Рассмотрена на заседании
педагогического совета
Протокол № 1 от 30 августа 2024г.
Рассмотрена на заседании методической
комиссии гуманитарных дисциплин,
протокол № 1 от 29 августа 2024г.
Председатель МК ______/ Л.М. Хаженцева /

Утверждена
Директор ГБПОУ «КТТ и ЖТ»
____________ /В.А. Шахбазян/

Рабочая программа учебной дисциплины СГ.01 История России
разработана для профессии СПО 23.01.10 Слесарь по обслуживанию и
ремонту подвижного состава, в соответствии с примерной программой
СГ.01 История России, одобренной на заседании Педагогического совета
ФГБОУ ДПО ИРПО протоколом №17 от «18» июня 2024 года.
В
соответствии с требованиями ФГОС СПО по профессии 190623.13 Слесарь по
обслуживанию и ремонту подвижного состава, утвержденного приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации № 696 от 02
августа 2013 года (ред. от 13.07.2021), зарегистрированного Министерством
юстиции (рег. № 29751 от 20 августа 2013 г.), укрупненной группы профессий
23.00.00 Техника и технологии наземного транспорта.
Организация-разработчик:
Государственное
бюджетное
профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края
«Кропоткинский техникум технологий и железнодорожного транспорта».
Авторы: _______ С.В. Савенкова, _____ Е.В. Фролова, ______ Е.И. Уваров,
преподаватели ГБПОУ «КТТ и ЖТ».

Рецензенты:
МП

Ашумова Аджар Вели-кызы
преподаватель истории и обществознания
ЧПОУ Региональный колледж
профессиональной карьеры
г. Кропоткин
Преподаватель политической истории

__________

Боев Андрей Николаевич
кандидат исторических наук,
МП преподаватель ПОО Частное учреждение
«Юридический техникум»
г. Кропоткин

__________
МП

2

Учитель истории и МХК

СОДЕРЖАНИЕ
1.
2.
3.
4.

ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА
РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

3

4
8
11
13

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ «СГ.01. ИСТОРИЯ РОССИИ»
1.1. Место дисциплины в структуре образовательной программы
Учебная дисциплина «СГ.01. История России» является обязательной частью социальногуманитарного цикла примерной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО
по профессии 23.01.20 Слесарь по обслуживанию и ремонту подвижного состава
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01, ОК 02, ОК
03, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 09.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины
Целью учебной дисциплины является формирование представлений об истории
России как истории Отечества, ее основных вехах, а также воспитание базовых
национальных ценностей уважения к истории, культуре, традициям. Дисциплина имеет
также историко-просвещенческую направленность, формируя у молодёжи способность и
готовность к защите исторической правды и сохранению исторической памяти,
противодействию фальсификации исторических фактов.
Актуальность учебной дисциплины СГ.01 «История России» заключается в её
практической направленности на реализацию единства интересов личности, общества и
государства в деле воспитания гражданина России. Дисциплина способствует
формированию патриотизма и гражданственности как важнейших направлений воспитания
обучающихся.
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются следующие
умения и знания:
Коды
ОК

Умения

Знания

ОК 01 Выбирать
способы решения
задач
профессиональной
деятельности
применительно к
различным
контекстам

Должен уметь:

выделять
факторы,
определившие
уникальность
становления
духовно
нравственных
ценностей
в
России;

анализировать,
характеризовать,
выделять
причинно-следственные связи и
ОК 02
пространственно - временные
Использовать
характеристики
исторических
современные
событий, явлений, процессов с
средства поиска,
древнейших
времен
до
анализа и
настоящего времени;
интерпретации

анализировать
информации, и
историческую
информацию,
информационные
руководствуясь
принципами
технологии для
научной
объективности
и
выполнения задач
достоверности,
с
целью
профессиональной формирования
научно
деятельности
обоснованного
понимания
прошлого и настоящего России;
ОК 03 Планировать 
защищать историческую
и реализовывать
правду, не допускать умаления
собственное
подвига российского народа по
4

Должен знать:

ключевые
события,
основные даты и исторические
этапы
развития
России
с
древнейших
времен
до
настоящего времени;

выдающихся
деятелей
отечественной истории, внесших
значительный вклад в социальноэкономическое, политическое и
культурное развитие России;

традиционные российские
духовно-нравственные ценности;

роль и значение России в
современном мире.

профессиональное
и личностное
развитие,
предпринимательск
ой деятельности в
профессиональной
сфере,
использовать
знания по
финансовой
грамотности в
различных
жизненных
ситуациях

защите Отечества,

демонстрировать
готовность
противостоять
фальсификациям
российской
истории;
- демонстрировать уважительное
отношение к историческому
наследию и социокультурным
традициям
российского
государства

ОК 04 Эффективно
взаимодействовать
и работать в
коллективе и
команде
ОК 05
Осуществлять
устную и
письменную
коммуникацию на
государственном
языке Российской
Федерации с
учетом
особенностей
социального и
культурного
контекста
ОК 06 Проявлять
гражданскопатриотическую
позицию,
демонстрировать
осознанное
поведение на
основе
традиционных
российских
духовнонравственных
ценностей, в том
числе, с учетом
гармонизации
межнациональных
и межрелигиозных
отношений,
5

применять
стандарты
антикоррупционног
о поведения
ОК 09
Пользоваться
профессиональной
документацией на
государственном и
иностранном
языках
ПК 1.1.

Выявлять неисправности основных узлов оборудования и
механизмов подвижного состава.
Проводить демонтаж, монтаж, сборку и регулировку узлов и
механизмов подвижного состава.
Проводить ремонт узлов, механизмов и изготовление отдельных
деталей подвижного состава.
Выполнять работу на стендах, измерительных установках для
исследования состояния узлов и механизмов подвижного состава.
Проводить испытания узлов и механизмов подвижного состава.
Оформлять техническую документацию и составлять дефектную
ведомость.

ПК 1.2.
ПК 1.3.
ПК 2.1.
ПК 2.2.
ПК 2.3.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем в часах

Объем образовательной программы курса

32

в т.ч. в форме практической подготовки

-

в т. ч.:
теоретическое обучение

31

Дифференцированный зачет

1

6

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Коды
компетенций и
личностных
результатов,
формированию
которых
способствует
элемент
программы

Наименование
разделов и тем

Примерное содержание учебного материала и формы организации
деятельности обучающихся

Объем, акад. ч. /
в том числе в
форме
практической
подготовки, акад.
ч

1

2

3

4

Содержание учебного материала
Гимн России. Становление духовных основ России. Место и роль
России в мировом сообществе. Содружество народов России и единство
российской цивилизации. Пространство России и его геополитическое,
экономическое и культурное значение. Российские инновации и
устремленность в будущее

2

Содержание учебного материала
Любечский съезд. Выбор союзников Даниилом Галицким. Александр
Невский. Невская битва и Ледовое побоище. Столкновение двух
христианских течений: православие и католичество. Русь и Орда.
Отношения Александра Невского с Ордой

2

Содержание учебного материала
Династический кризис и причины Смутного времени. Избрание
государей посредством народного голосования. Столкновение с
иностранными захватчиками и зарождение гражданско-патриотической
идентичности в ходе 1-2 народного ополчений

2

Содержание учебного материала
Взаимоотношения России и Польши. Вопросы национальной и
культурной идентичности приграничных княжеств западной и южной
Руси (Запорожское казачество). Борьба за свободу под руководством
7

2
2

ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 04,
ОК 05, ОК 06,
ОК 09
ПК 1.1, ПК 1.2.
ПК 1.3, ПК 2.1.
ПК 2.2, ПК 2.3.
ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 05,
ОК 06, ОК 09
ПК 1.1, ПК 1.2.
ПК 1.3, ПК 2.1.
ПК 2.2, ПК 2.3.
ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 05,
ОК 06, ОК 09
ПК 1.1, ПК 1.2.
ПК 1.3, ПК 2.1.
ПК 2.2, ПК 2.3.
ПК 1.1, ПК 1.2.
ПК 1.3, ПК 2.1.
ПК 2.2, ПК 2.3.

Тема 1. «Россия –
великая наша
держава»

Тема 2. Александр
Невский как спаситель
Руси

Тема 3. Смута и её
преодоление

Тема 4. «Волим под
царя восточного,
православного»

2

2

2

Тема 5. Пётр Великий.
Строитель великой
империи

Тема 6. «Отторженная
возвратих»

Богдана Хмельницкого. Земский собор 1653 г. и Переяславская Рада
1654 г.
Содержание учебного материала
Взаимодействие Петра I с европейскими державами (Северная война,
Прутский поход). Формирование нового курса развития России:
западноориентированный подход. Россия – империя. Социальные,
экономические и политические изменения в стране. Строительство
великой империи: цена и результаты

2

2

Содержание учебного материала
Просвещённый абсолютизм в России. Положение Российской империи в
мировом порядке: русско-турецкие войны (присоединение Крыма),
разделы Речи Посполитой. Расцвет культуры Российской империи и её
значение в мире. Строительство городов в Северном Причерноморье

2

Тема
7.
Крымская Содержание учебного материала
война
–
«Пиррова «Восточный вопрос». Положение держав в восточной Европе. Курс
победа Европы»
императора Николая I. Расстановка сил перед Крымской войной. Ход
военных действий. Оборона Севастополя. Итоги Крымской войны

2

Тема
8.
империи

2

Гибель Содержание учебного материала
Первая русская революция 1905-1907 гг. Первая мировая война и её
значение для российской истории: причины, предпосылки, ход военных
действий (Брусиловский прорыв), расстановка сил. Февральская
революция и Брестский мир. Октябрь 1917 г. как реакция на
происходящие события: причины и ход Октябрьской революции.
Гражданская война
Тема 9. От великих Содержание учебного материала
потрясений к Великой Новая экономическая политика. Антирелигиозная компания.
победе
Индустриализация.
Коллективизация
и
ее
последствия.
8

2

2

2

2
2

ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 04,
ОК 05, ОК 06,
ОК 09
ПК 1.1, ПК 1.2.
ПК 1.3, ПК 2.1.
ПК 2.2, ПК 2.3.
ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 04,
ОК 05, ОК 06,
ОК 09
ПК 1.1, ПК 1.2.
ПК 1.3, ПК 2.1.
ПК 2.2, ПК 2.3.
ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 04,
ОК 05, ОК 06,
ОК 09
ПК 1.1, ПК 1.2.
ПК 1.3, ПК 2.1.
ПК 2.2, ПК 2.3.
ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 04,
ОК 05, ОК 06,
ОК 09
ПК 1.1, ПК 1.2.
ПК 1.3, ПК 2.1.
ПК 2.2, ПК 2.3.
ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 04,
ОК 05, ОК 06,
ОК 09

Патриотический поворот в идеологии советской власти и его
выражение в Великой Отечественной Войне
Тема 10. «Вставай, Содержание учебного материала
страна огромная»
Причины и предпосылки Второй мировой войны. Основные этапы и
события Великой Отечественной войны. Патриотический подъем народа
в годы Отечественной Войны. Фронт и тыл. Защитники Родины и
пособники нацистов. Великая Отечественная война в исторической
памяти нашего народа.

2

Тема 11. В буднях Содержание учебного материала
великих строек
Геополитические результаты Великой Отечественной войны.
Экономика и общество СССР после Победы. Пути восстановления
экономики – процессы и дискуссии. Экономическая модель
послевоенного СССР, идеи социалистической автаркии. Продолжение и
последующее сворачивание патриотического курса в идеологии.
Атомный проект и создание советского ВПК. План преобразования
природы
Тема
12.
От Содержание учебного материала
перестройки к кризису, Идеология и действующие лица «перестройки». Россия и страны СНГ в
от
кризиса
к 1990-е годы. Кризис экономики – цена реформ. Безработица и
возрождению
криминализация общества. Пропаганда деструктивных идеологий среди
молодёжи. Олигархизация. Конфликты на Северном Кавказе.
Положение национальных меньшинств в новообразованном государстве

2

Тема 13. Россия. ХХI Содержание учебного материала
век
Запрос на национальное возрождение в обществе. Укрепление
патриотических настроений. Владимир Путин. Деолигархизация и
укрепление вертикали власти. Курс на суверенную внешнюю политику:
от Мюнхенской речи до операции в Сирии. Экономическое
возрождение: энергетика, сельское хозяйство, национальные проекты.
Возвращение ценностей в конституцию. Спецоперация по защите
Донбасса

2

9

2

2

2

2

2

ПК 1.1, ПК 1.2.
ПК 1.3, ПК 2.1.
ПК 2.2, ПК 2.3.
ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 04,
ОК 05, ОК 06,
ОК 09
ПК 1.1, ПК 1.2.
ПК 1.3, ПК 2.1.
ПК 2.2, ПК 2.3.
ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 04,
ОК 05, ОК 06,
ОК 09
ПК 1.1, ПК 1.2.
ПК 1.3, ПК 2.1.
ПК 2.2, ПК 2.3.
ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 04,
ОК 05, ОК 06,
ОК 09
ПК 1.1, ПК 1.2.
ПК 1.3, ПК 2.1.
ПК 2.2, ПК 2.3.
ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 04,
ОК 05, ОК 06,
ОК 09
ПК 1.1, ПК 1.2.
ПК 1.3, ПК 2.1.
ПК 2.2, ПК 2.3.

Тема
14.
История Содержание учебного материала
антироссийской
Ливонская война – истоки русофобской мифологии. «Завещание Петра
пропаганды
великого» - антироссийская фальшивка. Пропаганда Наполеона
Бонапарта. Либеральная и революционная антироссийская пропаганда в
Европе в XIX столетии и роль в ней российской революционной
эмиграции. Образ большевистской угрозы в подготовке гитлеровской
агрессии. Антисоветская пропаганда эпохи Холодной войны.
Мифологемы и центры распространения современной русофобии
Тема
15.
Слава Содержание учебного материала
русского оружия
Ранние этапы истории российского оружейного дела: государев
пушечный
двор,
тульские
оружейники.
Значение
военнопромышленного комплекса в истории экономической модернизации
Российской Империи: Путиловский и Обуховский заводы, развитие
авиации. Сталинская индустриализация. Пятилетки. ВПК в эпоху
Великой Отечественной Войны – всё для фронта, всё для победы.
Космическая отрасль, авиация, ракетостроение, кораблестроения.
Современный российский ВПК и его новейшие разработки
Тема 16. Россия в деле
Содержание учебного материала
Высокие технологии. Энергетика. Сельское хозяйство. Освоение
Арктики. Развитие сообщений – дороги и мосты. Космос. Перспективы
импортозамещения и технологических рывков

2

2

2

2

1

1

Дифференцированный
зачет

1

Всего:

32

10

ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 04,
ОК 05, ОК 06,
ОК 09
ПК 1.1, ПК 1.2.
ПК 1.3, ПК 2.1.
ПК 2.2, ПК 2.3.
ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 04,
ОК 05, ОК 06,
ОК 09
ПК 1.1, ПК 1.2.
ПК 1.3, ПК 2.1.
ПК 2.2, ПК 2.3.
ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 04,
ОК 05, ОК 06,
ОК 09
ПК 1.1, ПК 1.2.
ПК 1.3, ПК 2.1.
ПК 2.2, ПК 2.3.

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Рабочее место преподавателя: стол, кресло
посадочные места обучающихся – 26 шт., доска классная (меловая)-1 шт.,
рециркулятор-1 шт., шкафы для хранения учебных пособий; компьютер, телевизор-1 шт.,
МФУ-1 шт., выход в локальную сеть интернет.
Комплект учебно-наглядных пособий (информационные и тематические стенды,
карты, плакаты, таблицы, опорные конспекты, учебные пособия, справочные материалы)
Комплект наглядных пособий (таблиц): государственные символы Российской
Федерации - 3шт.; электронные учебные пособия по истории - 5 шт.; комплект портретов
исторических деятелей -9 шт.; атласы по истории; Конституция Российской Федерации 15 шт., карты демонстрационные по курсу истории - 15 шт.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
имеет печатные образовательные и информационные ресурсы для использования в
образовательном процессе.
3.2.1. Основные печатные издания
3.2.1 Основные печатные издания
1. Мединский В.Р. Торкунов А.В. Учебник. История. История России. 1914—1945 годы.
Москва: изд. «Просвещение», 2024.
2. Мединский В.Р., Торкунов А.В. Учебник. История. История России. 1945 год-начало
XXI века. Москва: изд. «Просвещение», 2024.
3. Мединский В.Р., Торкунов А. В., Чубарьян А.О. Учебник. История. Всеобщая история.
1914— начало XXI века (в 2-х частях). Москва: изд. «Просвещение», 2024.
3.2.2 Дополнительные источники
1. Артемов, В. В. История: учебник для студ. учреждений сред.
Ч.1 / В.В. Артемов, Ю. Н. Лубченков. — 8-е изд., стер. —
«Академия», 2022. — 352 с.
2. Артемов, В. В. История: учебник для студ. учреждений сред.
Ч.2 / В.В. Артемов, Ю. Н. Лубченков. — 8-е изд., стер. —
«Академия», 2022. — 400 с.

проф. образования: в 2 ч.
М.: Издательский центр
проф. образования: в 2 ч.
М.: Издательский центр

3.2.3. Электронные издания (ресурсы)
1. Библиотека Гумер – гуманитарные науки [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://www.gumer.info/, свободный. – Загл. с экрана.
2. Библиотекарь. Ру: электронная библиотека нехудожественной литературы по русской и
мировой истории, искусству, культуре, прикладным наукам [Электронный ресурс]. –
Режим доступа: http://www.bibliotekar.ru, свободный. – Загл. с экрана.
3. Вторая мировая война в русском Интернете [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://www.world-war2.chat.ru, свободный. – Загл. с экрана.
4. Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс]. –
Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/, свободный. – Загл. с экрана.
5. Единое окно доступа к информационным ресурсам [Электронный ресурс]. – Режим
доступа: http://window.edu.ru/, свободный. – Загл. с экрана.
6. КиберЛенинка. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/,
свободный. – Загл. с экрана.
11

7. Концепции преподавания учебного курса «История России» в образовательных
организациях РФ, реализующих основные общеобразовательные программы //
[Электронный
ресурс].
–
Режим
доступа:
https://vestnik.edu.ru/uploads/files/2af8f200babe89969f744abd9daccff3.pdf, свободный. –
Загл. с экрана.
8. Министерство образования и науки Российской Федерации. [Электронный ресурс]. –
Режим доступа: https://minobrnauki.gov.ru/, свободный. – Загл. с экрана.
9. Научная электронная библиотека (НЭБ). // [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://www.elibrary.ru, свободный. – Загл. с экрана.
10. Российская национальная библиотека // [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
https://nlr.ru/, свободный. – Загл. с экрана.
11. Российское историческое общество // [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
https://historyrussia.org, свободный. – Загл. с экрана.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Критерии оценки
Методы оценки
Перечень знаний, осваиваемых в рамках учебной дисциплины
Знать:
 показывает знания ключевых Экспертное

ключевые события, основные
событий, основных дат и наблюдение
и
даты и исторические этапы развития
этапов истории России с оценивание
России с древнейших времен до
древнейших
времен
до знаний
на
настоящего времени;
настоящего времени;
теоретических

выдающихся
деятелей
 демонстрирует знания о занятиях.
отечественной истории, внесших
выдающихся
деятелях Оценивание
значительный вклад в социальноотечественной
истории, выполнения
экономическое,
политическое
и
внесших значительный вклад индивидуальных
культурное развитие России;
в социально-экономическое, и
групповых

традиционные
российские
политическое и культурное заданий.
духовно - нравственные ценности;
развитие России;
Результаты

роль и значение России в
 показывает
знание промежуточной
современном мире.
традиционных
российских аттестации.
духовно
ценностей;

нравственных



демонстрирует
сформированность знаний о
роли и значении России в
современном мире.
Перечень умений, осваиваемых в рамках учебной дисциплины
Уметь:
 выделяет
факторы, Подготовка

выделять
факторы,
определившие уникальность выступлений с
определившие
уникальность
становления
духовно
- проблемностановления духовно - нравственных
нравственных основ России;
тематическими
основ России;
 анализирует, характеризует, сообщениями

анализировать,
выделяет
причинно- (докладами,
характеризовать, выделять причинноследственные
связи
и презентациями).
следственные
связи
и
пространственно–
пространственно
временные
временные характеристики
характеристики
исторических
исторических
событий,
событий, явлений, процессов с
явлений,
процессов
с
12

древнейших времен до настоящего
времени;

анализировать историческую
информацию,
руководствуясь
принципами научной объективности и
достоверности,
с
целью
формирования научно обоснованного
понимания прошлого и настоящего
России;

защищать
историческую
правду, не допускать умаления
подвига российского народа по
защите Отечества,

демонстрировать
готовность
противостоять
фальсификациям
российской истории;

демонстрировать
уважительное
отношение
к
историческому
наследию
и
социокультурным
традициям
российского государства.



древнейших
времен
до
настоящего времени;
демонстрирует умения
анализировать историческую
информацию,
руководствуясь принципами
научной объективности и
достоверности, с целью
формирования научного
понимания прошлого и
настоящего России;



демонстрирует умения
защищать историческую
правду, не допускает
умаления подвига народа при
защите Отечества,



проявляет готовность
противостоять
фальсификациям Российской
истории;



демонстрирует уважительное
отношение к историческому
наследию и
социокультурным традициям
российского государства.

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».