ОПОП 2024 Мастер общестроительных работ 24-КС-1

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙПОЛИТИКИ
КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ "КРОПОТКИНСКИЙ
ТЕХНИКУМ ТЕХНОЛОГИЙ И
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА"

ОСНОВНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММАСРЕДНЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ,
СЛУЖАЩИХ ПО ПРОФЕССИИ

08.01.27 МАСТЕР ОБЩЕСТРОИТЕЛЬНЫХ РАБОТ
Квалификация выпускника:

мастер общестроительных работ
Нормативный срок освоения:на

базе основного общего образования - 1 год 10 месяцев.
форма обучения: очная

2024

СОДЕРЖАНИЕ

1. ХАРАКТЕРИСТИКА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
4
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ВЫПУСКНИКОВ
И
ТРЕБОВАНИЯ
К
РЕЗУЛЬТАТАМ
ОСВОЕНИЯ
ПРОГРАММЫ
ПОДГОТОВКИ
КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ, СЛУЖАЩИХ ПО ПРОФЕССИИ
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДГОТОВКИ ПО ПРОФЕССИИ

19

3. РАБОЧИЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН

22

4. ОБОСНОВАНИЕ ВАРИАТИВНОЙ ЧАСТИ ППКРС

23

5.

ПЕРЕЧЕНЬ
ПРОГРАММ
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ МОДУЛЕЙ И ПРАКТИК

6.

УСЛОВИЯ
ПРОГРАММЫ

РЕАЛИЗАЦИИ

ДИСЦИПЛИН,

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

27

27

7. КОНТРОЛЬ
И ОЦЕНКА
РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ
35
ПРОГРАММЫ
ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ,
СЛУЖАЩИХ ПО ПРОФЕССИИ
8. ПРИЛОЖЕНИЯ

3

1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ВЫПУСКНИКОВ И ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ
ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ,
СЛУЖАЩИХ

1.1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ВЫПУСКНИКОВ
Область профессиональной деятельности выпускников:
• выполнение каменных работ;
• выполнение бетонных и опалубочных работ;
1.2 ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Код
компетенции

В результате
освоения
образовательной
программы
у
должны быть сформированы общие и профессиональные компетенции.

ОК 01

Формулировка
компетенции

Выбирать способы
решения задач
профессиональной
деятельности
применительно
к различным
контекстам

выпускника

Знания, умения

Умения:
распознавать задачу и/или проблему
в профессиональном и/или социальном
контексте
анализировать задачу и/или проблему и
выделять её составные части
определять этапы решения задачи
выявлять и эффективно искать информацию,
необходимую для решения задачи и/или
проблемы
составлять план действия
определять необходимые ресурсы
владеть актуальными методами работы
в профессиональной и смежных сферах
реализовывать составленный план
оценивать результат и последствия своих
действий (самостоятельно или с помощью
наставника)
Знания:
актуальный профессиональный и социальный
контекст, в котором приходится работать и жить
основные источники информации и ресурсы для
решения задач и проблем в профессиональном
и/или социальном контексте
алгоритмы выполнения работ
в профессиональной и смежных областях
методы работы в профессиональной и смежных
сферах
структуру плана для решения задач
4

ОК 02

Использовать
современные средства
поиска, анализа
и интерпретации
информации
и информационные
технологии для
выполнения задач
профессиональной
деятельности

ОК 03

Планировать
и реализовывать
собственное
профессиональное
и личностное развитие,
предпринимательскую
деятельность
в профессиональной
сфере, использовать
знания по правовой и
финансовой
грамотности
в различных
жизненных ситуациях

порядок оценки результатов решения задач
профессиональной деятельности
Умения:
определять задачи для поиска информации
определять необходимые источники
информации
планировать процесс поиска
структурировать получаемую информацию
выделять наиболее значимое в перечне
информации
оценивать практическую значимость
результатов поиска
оформлять результаты поиска, применять
средства информационных технологий для
решения профессиональных задач
использовать современное программное
обеспечение
использовать различные цифровые средства для
решения профессиональных задач
Знания:
номенклатура информационных источников,
применяемых в профессиональной деятельности
приемы структурирования информации
формат оформления результатов поиска
информации, современные средства и
устройства информатизации
порядок их применения и программное
обеспечение в профессиональной деятельности
в том числе с использованием цифровых средств
Умения:
определять актуальность нормативно-правовой
документации в профессиональной
деятельности
применять современную научную
профессиональную терминологию
определять и выстраивать траектории
профессионального развития и самообразования
выявлять достоинства и недостатки
коммерческой идеи
презентовать идеи открытия собственного дела
в профессиональной деятельности; оформлять
бизнес-план
рассчитывать размеры выплат по процентным
ставкам кредитования
определять инвестиционную привлекательность
коммерческих идей в рамках профессиональной
деятельности
презентовать бизнес-идею
определять источники финансирования
Знания:
содержание актуальной нормативно-правовой
документации
современная научная и профессиональная
терминология
5

ОК 04

Эффективно
взаимодействовать
и работать
в коллективе и команде

ОК 05

Осуществлять устную
и письменную
коммуникацию
на государственном
языке Российской
Федерации с учетом
особенностей
социального
и культурного
контекста
Проявлять гражданскопатриотическую
позицию,
демонстрировать
осознанное поведение
на основе
традиционных
российских духовнонравственных
ценностей, в том числе
с учетом гармонизации
межнациональных
и межрелигиозных
отношений, применять
стандарты
антикоррупционного
поведения
Содействовать
сохранению
окружающей среды,
ресурсосбережению,
применять знания
об изменении климата,
принципы бережливого
производства,
эффективно

ОК 06

ОК 07

возможные траектории профессионального
развития и самообразования
основы предпринимательской деятельности;
основы финансовой грамотности
правила разработки бизнес-планов
порядок выстраивания презентации
кредитные банковские продукты
Умения:
организовывать работу коллектива
и команды
взаимодействовать с коллегами, руководством,
клиентами в ходе профессиональной
деятельности
Знания:
психологические основы деятельности
коллектива, психологические особенности
личности
основы проектной деятельности
Умения:
грамотно излагать свои мысли
и оформлять документы по профессиональной
тематике на государственном языке, проявлять
толерантность в рабочем коллективе
Знания:
особенности социального и культурного
контекста;
правила оформления документов
и построения устных сообщений
Умения:
описывать значимость своей профессии
применять стандарты антикоррупционного
поведения
Знания:
сущность гражданско-патриотической позиции,
общечеловеческих ценностей
значимость профессиональной деятельности по
профессии
стандарты антикоррупционного поведения и
последствия его нарушения

Умения:
соблюдать нормы экологической безопасности;
определять направления ресурсосбережения
в рамках профессиональной деятельности
по профессии, осуществлять работу с
соблюдением принципов бережливого
производства
организовывать профессиональную
деятельность с учетом знаний об изменении
6

действовать в
чрезвычайных
ситуациях

ОК 08

Использовать средства
физической культуры
для сохранения
и укрепления здоровья
в процессе
профессиональной
деятельности
и поддержания
необходимого уровня
физической
подготовленности

ОК 09

Пользоваться
профессиональной
документацией
на государственном
и иностранном языках

климатических условий региона
Знания:
правила экологической безопасности при
ведении профессиональной деятельности
основные ресурсы, задействованные
в профессиональной деятельности
пути обеспечения ресурсосбережения
принципы бережливого производства
основные направления изменения
климатических условий региона
Умения:
использовать физкультурно-оздоровительную
деятельность для укрепления здоровья,
достижения жизненных и профессиональных
целей
применять рациональные приемы двигательных
функций в профессиональной деятельности
пользоваться средствами профилактики
перенапряжения, характерными для данной
профессии
Знания:
роль физической культуры в общекультурном,
профессиональном и социальном развитии
человека
основы здорового образа жизни
условия профессиональной деятельности и зоны
риска физического здоровья для профессии
средства профилактики перенапряжения
Умения:
понимать общий смысл четко произнесенных
высказываний на известные темы
(профессиональные и бытовые), понимать
тексты на базовые профессиональные темы
участвовать в диалогах на знакомые общие
и профессиональные темы
строить простые высказывания о себе и о своей
профессиональной деятельности
кратко обосновывать и объяснять свои действия
(текущие и планируемые)
писать простые связные сообщения на знакомые
или интересующие профессиональные темы
Знания:
правила построения простых и сложных
предложений на профессиональные темы
основные общеупотребительные глаголы
(бытовая и профессиональная лексика)
лексический минимум, относящийся к
описанию предметов, средств и процессов
профессиональной деятельности
особенности произношения
правила чтения текстов профессиональной
направленности

7

информации, и
информационные
технологии для
выполнения задач
профессиональной
деятельности

ОК 03

Планировать и
реализовывать
собственное
профессиональное и
личностное развитие,
предпринимательскую
деятельность в
профессиональной
сфере, использовать
знания по финансовой
грамотности в
различных жизненных
ситуациях.

ОК 04

Эффективно
взаимодействовать и
работать в коллективе и
команде

ОК 05

Осуществлять устную и
письменную
коммуникацию на
государственном языке

выделять
наиболее
значимое
в
перечне
информации; оценивать практическую значимость
результатов поиска; оформлять
результаты
поиска, применять средства информационных
технологий для решения профессиональных
задач; использовать современное программное
обеспечение; использовать различные цифровые
средства для решения профессиональных задач.
Знания:
номенклатура
информационных
источников, применяемых в профессиональной
деятельности;
приемы
структурирования
информации; формат оформления результатов
поиска информации, современные средства и
устройства
информатизации;
порядок
их
применения и программное обеспечение в
профессиональной деятельности в том числе с
использованием цифровых средств.
Умения: определять актуальность нормативноправовой документации в профессиональной
деятельности; применять современную научную
профессиональную терминологию; определять и
выстраивать
траектории
профессионального
развития
и
самообразования;
выявлять
достоинства и недостатки коммерческой идеи;
презентовать идеи открытия собственного дела в
профессиональной
деятельности;
оформлять
бизнес-план; рассчитывать размеры выплат по
процентным ставкам кредитования; определять
инвестиционную
привлекательность
коммерческих идей в рамках профессиональной
деятельности; презентовать бизнес-идею;
определять источники финансирования
Знания: содержание актуальной нормативноправовой документации; современная научная и
профессиональная терминология; возможные
траектории профессионального развития и
самообразования; основы предпринимательской
деятельности; основы финансовой грамотности;
правила разработки бизнес-планов; порядок
выстраивания презентации; кредитные банковские
продукты
Умения: организовывать работу коллектива и
команды;
взаимодействовать
с коллегами,
руководством, клиентами в ходе профессиональной
деятельности
Знания: психологические основы деятельности
коллектива,
психологические
особенности
личности; основы проектной деятельности
Умения: грамотно излагать свои мысли и
оформлять документы по профессиональной
тематике на государственном языке, проявлять
толерантность в рабочем коллективе

8

ОК 06

ОК 07

Российской Федерации с
учетом особенностей
социального и
культурного контекста
Проявлять гражданскопатриотическую
позицию,
демонстрировать
осознанное поведение на
основе традиционных
общечеловеческих
ценностей, в том числе с
учетом гармонизации
межнациональных и
межрелигиозных
отношений, применять
стандарты
антикоррупционного
поведения
Содействовать
сохранению
окружающей среды,
ресурсосбережению,
применять знания об
изменении климата,
принципы бережливого
производства,
эффективно действовать
в чрезвычайных
ситуациях

ОК 08

Использовать средства
физической
культуры
для
сохранения
и
укрепления здоровья в
процессе
профессиональной
деятельности
и
поддержания
необходимого
уровня
физической
подготовленности

ОК 09

Пользоваться
профессиональной
документацией на
государственном и
иностранном языках

Знания: особенности социального и культурного
контекста; правила оформления документов и
построения устных сообщений
Умения: описывать значимость своей профессии
применять
стандарты
антикоррупционного
поведения
Знания: сущность гражданско-патриотической
позиции,
общечеловеческих
ценностей;
значимость профессиональной деятельности по
профессии
стандарты
антикоррупционного
поведения и последствия его нарушения

Умения: соблюдать нормы экологической
безопасности;
определять
направления
ресурсосбережения в рамках профессиональной
деятельности по профессии осуществлять работу с
соблюдением
принципов
бережливого
производства; организовывать профессиональную
деятельность с учетом знаний об изменении
климатических условий региона.
Знания: правила экологической безопасности при
ведении
профессиональной
деятельности;
основные
ресурсы,
задействованные
в
профессиональной
деятельности;
пути
обеспечения
ресурсосбережения;
принципы
бережливого производства; основные направления
изменения климатических условий региона.
Умения:
использовать
физкультурнооздоровительную деятельность для укрепления
здоровья,
достижения
жизненных
и
профессиональных
целей;
применять
рациональные приемы двигательных функций в
профессиональной деятельности; пользоваться
средствами профилактики перенапряжения,
характерными для данной профессии
Знания:
роль
физической
культуры
в
общекультурном,
профессиональном
и
социальном развитии человека; основы здорового
образа
жизни;
условия
профессиональной
деятельности и зоны риска физического здоровья
для профессии; средства профилактики
перенапряжения
Умения: понимать общий смысл четко
произнесенных высказываний на известные темы
(профессиональные и бытовые), понимать тексты
на базовые профессиональные темы; участвовать
в
диалогах
на
знакомые
общие
и
9

профессиональные темы; строить простые
высказывания о себе и о своей профессиональной
деятельности; кратко обосновывать и объяснять
свои действия (текущие и планируемые); писать
простые связные сообщения на знакомые или
интересующие профессиональные темы
Знания: правила построения простых и сложных
предложений на профессиональные темы;
основные общеупотребительные глаголы (бытовая
и профессиональная лексика); лексический
минимум, относящийся к описанию предметов,
средств
и
процессов
профессиональной
деятельности;
особенности
произношения;
правила чтения текстов профессиональной
направленности
Основные виды деятельности и профессиональные компетенции
Виды
Код и наименование
деятельности
компетенции
Выполнение
ПК 1.1. Выполнять
каменных работ подготовительные
(по выбору)
работы при
производстве
каменных работ

Показатели освоения компетенции
Практический опыт: выполнения
подготовительных работ при
производстве каменных работ;
Умения: выполнять подготовительный
этап при производстве каменных работ;
выбирать инструменты, приспособления и
инвентарь для каменных работ;
подбирать требуемые материалы для
каменной кладки; оценивать безопасность
условий в соответствии с санитарногигиеническими нормативами и
нормативами охраны труда;
соблюдать требования охраны труда при
нахождении на строительной площадке,
требования безопасности, в том числе
пожарной безопасности,
электробезопасности при производстве
каменных работ.
Знания: подготовительные этапы при
производстве каменных работ;
виды, назначение и принцип действия
инструментов, приспособлений и
инвентаря для каменных работ;
виды, назначение и свойства материалов
для каменной кладки;
правила подбора состава растворных
смесей для каменной кладки и способы их
приготовления;
правила чтения рабочих чертежей и схем
каменных конструкций;
технологии выполнения каменных работ;
технологии выполнения монтажных работ
при возведении кирпичных зданий;
10

ПК 1.2. Производить
общие каменные
работы различной
сложности

технологии выполнения
гидроизоляционных работ при каменной
кладке;
правила контроля соблюдения системы
перевязки швов, размеров и заполнение
швов, контроля вертикальности и
горизонтальности кладки;
методы расчета объемов работ каменной
кладки и потребности материалов;
безопасные условия в соответствии с
санитарно-гигиеническими нормативами;
требования охраны труда при нахождении
на строительной площадке, требования
безопасности, в том числе пожарной
безопасности, электробезопасности при
производстве каменных работ.
Практический опыт:
производства общих каменных работ
различной сложности
Умения:
выбирать инструменты, приспособления и
инвентарь для каменных работ;
подбирать требуемые материалы для
каменной кладки;
читать рабочие чертежи и схемы
каменных конструкций, проверять
соответствие каменной конструкции
чертежам проекта;
применять технологии выполнения
каменных работ;
экономно расходовать ресурсы: воду,
электроэнергию, тепло;
рассчитывать количество строительных
материалов для выполнения каменных:
работ;
выполнять подсчет объемов работ
каменной кладки;
оценивать безопасность условий в
соответствии с санитарногигиеническими нормативами и
нормативами охраны труда;
соблюдать требования охраны труда при
нахождении на строительной площадке,
требования безопасности, в том числе
пожарной безопасности,
электробезопасности при производстве
каменных работ.
Знания:
виды, назначение и принцип действия
инструментов, приспособлений и
инвентаря для каменных работ;
виды, назначение и свойства материалов
для каменной кладки;
правила подбора состава растворных
11

ПК 1.3. Выполнять
сложные
архитектурные
элементы из кирпича
и камня

смесей для каменной кладки и способы их
приготовления;
правила чтения рабочих чертежей и схем
каменных конструкций;
технологии выполнения каменных работ;
методы расчета объемов работ каменной
кладки и потребности материалов;
безопасные условия в соответствии с
санитарно-гигиеническими нормативами;
требования охраны труда при нахождении
на строительной площадке, требования
безопасности, в том числе пожарной
безопасности, электробезопасности при
производстве каменных работ.
Практический опыт:
выполнения сложных архитектурных
элементов из кирпича и камня
Умения:
выбирать инструменты, приспособления и
инвентарь для каменных работ;
подбирать требуемые материалы для
каменной кладки;
читать рабочие чертежи и схемы
каменных конструкций, проверять
соответствие каменной конструкции
чертежам проекта;
применять технологии выполнения
каменных работ;
экономно расходовать ресурсы: воду,
электроэнергию, тепло;
рассчитывать количество строительных
материалов для выполнения каменных:
работ;
выполнять подсчет объемов работ
каменной кладки;
оценивать безопасность условий в
соответствии с санитарногигиеническими нормативами и
нормативами охраны труда;
соблюдать требования охраны труда при
нахождении на строительной площадке,
требования безопасности, в том числе
пожарной безопасности,
электробезопасности при производстве
каменных работ.
Знания: виды, назначение и принцип
действия инструментов, приспособлений
и инвентаря для каменных работ;
виды, назначение и свойства материалов
для каменной кладки;
правила подбора состава растворных
смесей для каменной кладки и способы их
12

ПК 1.4. Выполнять
монтажные работы
при возведении
кирпичных зданий

приготовления;
правила чтения рабочих чертежей и схем
каменных конструкций;
технологии выполнения каменных работ;
методы расчета объемов работ каменной
кладки и потребности материалов;
безопасные условия в соответствии с
санитарно-гигиеническими нормативами;
требования охраны труда при нахождении
на строительной площадке, требования
безопасности, в том числе пожарной
безопасности, электробезопасности при
производстве каменных работ.
Практический опыт:
выполнения монтажных работ при
возведении кирпичных зданий
Умения:
выбирать инструменты, приспособления и
инвентарь для каменных работ;
подбирать требуемые материалы для
каменной кладки;
читать рабочие чертежи и схемы
каменных конструкций, проверять
соответствие каменной конструкции
чертежам проекта;
применять технологии выполнения
монтажных работ при возведении
кирпичных зданий;
экономно расходовать ресурсы: воду,
электроэнергию, тепло;
рассчитывать количество строительных
материалов для выполнения каменных:
работ;
выполнять подсчет объемов работ
каменной кладки;
оценивать безопасность условий в
соответствии с санитарногигиеническими нормативами и
нормативами охраны труда;
соблюдать требования охраны труда при
нахождении на строительной площадке,
требования безопасности, в том числе
пожарной безопасности,
электробезопасности при производстве
каменных работ.
Знания:
виды, назначение и принцип действия
инструментов, приспособлений и
инвентаря для каменных работ;
виды, назначение и свойства материалов
для каменной кладки;
правила чтения рабочих чертежей и схем
каменных конструкций;
технологии выполнения монтажных работ
13

при возведении кирпичных зданий;
безопасные условия в соответствии с
санитарно-гигиеническими нормативами;
требования охраны труда при нахождении
на строительной площадке, требования
безопасности, в том числе пожарной
безопасности, электробезопасности при
производстве каменных работ.
ПК 1.5. Производить
Практический опыт:
производства гидроизоляционных работ
гидроизоляционные
при выполнении каменной кладки
работы при
выполнении каменной Умения:
кладки
выбирать инструменты, приспособления и
инвентарь для каменных работ;
читать рабочие чертежи и схемы
каменных конструкций, проверять
соответствие каменной конструкции
чертежам проекта;
применять технологии выполнения
гидроизоляционных работ при каменной
кладке;
экономно расходовать ресурсы: воду,
электроэнергию, тепло;
рассчитывать количество строительных
материалов для выполнения каменных:
работ;
выполнять подсчет объемов работ
каменной кладки;
оценивать безопасность условий в
соответствии с санитарногигиеническими нормативами и
нормативами охраны труда;
соблюдать требования охраны труда при
нахождении на строительной площадке,
требования безопасности, в том числе
пожарной безопасности,
электробезопасности при производстве
каменных работ.
Знания: виды, назначение и принцип
действия инструментов, приспособлений
и инвентаря для каменных работ;
виды, назначение и свойства материалов
для каменной кладки;
правила чтения рабочих чертежей и схем
каменных конструкций;
технологии выполнения
гидроизоляционных работ при каменной
кладке;
безопасные условия в соответствии с
санитарно-гигиеническими нормативами;
требования охраны труда при нахождении
на строительной площадке, требования
безопасности, в том числе пожарной
безопасности, электробезопасности при
14

производстве каменных работ.
ПК 1.6.
Контролировать
качество каменных
работ

Практический опыт:
контроля качества каменных работ
Умения:
читать рабочие чертежи и схемы
каменных конструкций, проверять
соответствие каменной конструкции
чертежам проекта;
контролировать соблюдение системы
перевязки швов, размеров и заполнение
швов, контролировать вертикальность и
горизонтальность кладки;
оценивать безопасность условий в
соответствии с санитарногигиеническими нормативами и
нормативами охраны труда;
соблюдать требования охраны труда при
нахождении на строительной площадке,
требования безопасности, в том числе
пожарной безопасности,
электробезопасности при производстве
каменных работ.
Знания:
правила контроля соблюдения системы
перевязки швов, размеров и заполнение
швов, контроля вертикальности и
горизонтальности кладки;
безопасные условия в соответствии с
санитарно-гигиеническими нормативами;
требования охраны труда при нахождении
на строительной площадке, требования
безопасности, в том числе пожарной
безопасности, электробезопасности при
производстве каменных работ.
ПК 1.7. Выполнять Практический опыт:
ремонт
каменных выполнения ремонта каменных
конструкций
конструкций.
Умения:
выбирать инструменты, приспособления и
инвентарь для выполнения ремонта
каменных конструкций;
подбирать требуемые материалы для
выполнения ремонта каменных
конструкций;
применять технологии выполнения
ремонта каменных конструкций;
экономно расходовать ресурсы: воду,
электроэнергию, тепло;
рассчитывать количество строительных
материалов для выполнения ремонта
каменных конструкций;
оценивать безопасность условий в
соответствии с санитарногигиеническими нормативами и
15

Выполнение
бетонных
и
опалубочных
работ
(по
выбору)

ПК 2.1. Выполнять
подготовительные
работы при
производстве
бетонных и
опалубочных работ

нормативами охраны труда;
соблюдать требования охраны труда при
нахождении на строительной площадке,
требования безопасности, в том числе
пожарной безопасности,
электробезопасности при производстве
каменных работ.
Знания: виды, назначение и принцип
действия инструментов, приспособлений
и инвентаря для ремонт каменных
конструкций;
виды, назначение и свойства материалов
для ремонт каменных конструкций;
правила подбора состава растворных
смесей ремонт каменных конструкций и
способы их приготовления;
технологии выполнения ремонта
каменных конструкций;
безопасные условия в соответствии с
санитарно-гигиеническими нормативами;
требования охраны труда при нахождении
на строительной площадке, требования
безопасности, в том числе пожарной
безопасности, электробезопасности при
производстве каменных работ.
Практический опыт: выполнения
подготовительных работ при
производстве бетонных и опалубочных
работ.
Умения: выполнять подготовительные
этапы работы при выполнении
опалубочных работ;
выполнять подготовительные этапы
работы при выполнении бетонных работ;
выбирать инструменты, приспособления и
инвентарь, машины и механизмы для
бетонных и опалубочных работ;
экономно расходовать ресурсы: воду,
электроэнергию, тепло;
оценивать безопасность условий в
соответствии с санитарногигиеническими нормативами и
нормативами охраны труда;
соблюдать требования охраны труда при
нахождении на строительной площадке,
требования безопасности, в том числе
пожарной безопасности,
электробезопасности при ведении
бетонных и опалубочных работ.

16

ПК 2.2. Производить
бетонные работы
различной сложности

Знания:
подготовительные этапы при выполнении
опалубочных работ;
подготовительные этапы при выполнении
бетонных работ;
виды, назначение и принцип действия
инструментов, приспособлений и
инвентаря, машин и механизмов для
бетонных и опалубочных работ;
правила санитарно-гигиенические
нормативы и нормативы охраны труда;
требования охраны труда при нахождении
на строительной площадке, требования
безопасности, в том числе пожарной
безопасности, электробезопасности при
ведении бетонных и опалубочных работ.
Практический опыт: производства
бетонных работ различной сложности.
Умения:
выбирать инструменты, приспособления и
инвентарь, машины и механизмы для
бетонных и опалубочных работ;
читать рабочие чертежи и схемы
производства бетонных работ и
опалубочных работ;
применять технологии выполнения
бетонных работ;
применять технологии выполнения
опалубочных работ;
приготавливать бетонную смесь по
заданному составу ручным и
механизированным способом;
изготовлять, ремонтировать и собирать
различные виды опалубки;
экономно расходовать ресурсы: воду,
электроэнергию, тепло;
рассчитывать количество строительных
материалов для выполнения бетонных и
опалубочных работ: работ;
оценивать безопасность условий в
соответствии с санитарногигиеническими нормативами и
нормативами охраны труда;
соблюдать требования охраны труда при
нахождении на строительной площадке,
требования безопасности, в том числе
пожарной безопасности,
электробезопасности при ведении
бетонных и опалубочных работ.
Знания:
виды, назначение и принцип действия
инструментов, приспособлений и
инвентаря, машин и механизмов для
бетонных и опалубочных работ;
17

ПК 2.3.
Контролировать
качество бетонных и
железобетонных
работ

правила чтения рабочих чертежей и схем
производства бетонных работ и
опалубочных работ;
технологии выполнения бетонных работ;
технологии выполнения опалубочных
работ
составы бетонной смеси для
приготовления ручным и
механизированным способом;
назначение и виды опалубки;
способы изготовления, ремонта и сборки
опалубки различных видов;
правила подсчета объемов бетонных
работ с учетом расхода материалов на
заданный объем работ;
правила санитарно-гигиенические
нормативы и нормативы охраны труда;
требования охраны труда при нахождении
на строительной площадке, требования
безопасности, в том числе пожарной
безопасности, электробезопасности при
ведении бетонных и опалубочных работ.
Практический опыт:
контроля качества бетонных и
железобетонных работ.
Умения:
контролировать и устранять дефекты
выполнения опалубочных работ;
контролировать качество выполнения
бетонных и железобетонных работ;
оценивать безопасность условий в
соответствии с санитарногигиеническими нормативами и
нормативами охраны труда;
соблюдать требования охраны труда при
нахождении на строительной площадке,
требования безопасности, в том числе
пожарной безопасности,
электробезопасности при ведении
бетонных и опалубочных работ.
Знания:
виды, назначение контрольноиззобетмерительных инструментов и
приборов и способы работы с ними;
виды дефектов и способы контроля
качества бетонных и желеонных
конструкций;
правила санитарно-гигиенические
нормативы и нормативы охраны труда;
требования охраны труда при нахождении
на строительной площадке, требования
безопасности, в том числе пожарной
безопасности, электробезопасности при
ведении бетонных и опалубочных работ.
18

ПК 2.4. Выполнять
ремонт бетонных и
железобетонных
конструкций

Практический опыт: выполнения
ремонта бетонных и железобетонных
конструкций.
Умения:
подбирать инструменты, приспособления
и материалы, применяемые для ремонта
бетонных и железобетонных
конструкций;
изготовлять, ремонтировать и собирать
различные виды опалубки;
экономно расходовать ресурсы: воду,
электроэнергию, тепло;
оценивать безопасность условий в
соответствии с санитарногигиеническими нормативами и
нормативами охраны труда;
соблюдать требования охраны труда при
нахождении на строительной площадке,
требования безопасности, в том числе
пожарной безопасности,
электробезопасности при ведении
бетонных и опалубочных работ.
Знания:
способы изготовления, ремонта и сборки
опалубки различных видов;
правила санитарно-гигиенические
нормативы и нормативы охраны труда;
требования охраны труда при нахождении
на строительной площадке, требования
безопасности, в том числе пожарной
безопасности, электробезопасности при
ведении бетонных и опалубочных работ.

19

2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДГОТОВКИ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ / ПРОФЕССИИ

2.1. Нормативные сроки освоения программы
Нормативный срок освоения программы при очной
образования:
- на базе основного общего образования – 1 год 10 мес.

форме получения

2.2. Требования к поступающим:
наличие основного общего образования.

2.3. Перечень возможных сочетаний профессий рабочих, должностей служащих по
Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и
тарифных разрядов (ОК 016-94):
1. Мастер общестроительных работ

20

21

2

6

7

9

10

3Э

1
4
7
6

5
2
9

0

9
2
9

529

1
4
7
6

5
2
9

0

9
2
9

9
6
5

ОД.
01
ОД.
02

Литератур
а

2

ОД.
03

Иностран
ный язык

2

11
Д
З

1

8
6
1
0
8
7
2

7
2

1
1

промежуточная аттестация

5

консультации

4

практика

лаб. и практических
занятий

3

Общеобр
азователь
ная
подготов
ка
Общеобр
азователь
ные
дисципли
ны
Русский
язык

ОП

в т.ч. практическая подготовка
самостоятельная работа
теоретическое
обучение

экзамены

1

дифзачеты

Всего

3. План учебного процесса для ОПОП СПО по ППКРС 08.01.27 Мастер
общестроительных работ 1г 10 мес 2024-2026 24-КС-1
Распределени
е
обязательной
Объем образовательной
аудиторной
программы (академических
нагрузки по
часов)
курсам и
Формы
Наименов промеж
семестрам
ание
(час. в
уточно
дисципли
семестр)
й
н,
аттеста
1
2
циклов,
ции
курс
курс
Инд дисципли
на учебные
1 2
4
н,
екс
3
дисциплин
с
с
с
професси
ы и МДК
се
е
е
е
ональных
м
м
м
м
модулей,
.
.
.
.
МДК,
практик
1
2 1
2
1 3 5,
,
7 ,
3
2
4 д
д
1
2

1
4

1
5

1
6

1
7

8

1
8

6
0
6

8
5
2

0

0

529

8

1
8

6
0
6

8
5
2

0

0

7
1

9

2

6

8
0

0

0

0

4
3

65

0

0

0

72

3
6

0

0

1
0
8
3
6

вар
иат
ив
288

ОД.
04

Математи
ка

ОД.
05

Информат
ика

2

ОД.
06

История

2

Общество
знание

2

География

2

Физическа
я культура
Основы
безопасно
сти и
защиты
Родины

2

3
2
0
1
0
8
1
3
6
7
2
7
2
7
2

2

6
8

ОД.
07
ОД.
08
ОД.
09
ОД.
10
ОД.
11
ОД.
12
ОД.
13
ДУ
Д.1
4
ПП

СГ.
00
СГ.
01
СГ.
02

2

7
6

2
3
8

76

8
2

2
6

1
7
1
9
6
6
4
6

Химия

2

Биология

1
2

3
2

8

10
Д
З

1
4
4
0

9
8
3

5
Д
З

1
9
6

1
2
4

3

3
2

4

4
8

Основы
проектной
деятельно
сти
Професси
ональная
подготов
ка
Социальн
огуманита
рный
цикл
История
России
Иностанн
ый язык в
профессио

2

1
9
2

0

0

82

3
0

7
8

0

0

8

4
8

8
8

0

0

17

3
4

0

0

19

0

0

0

6

66

3
4

3
8
7
2
3
8

0

0

2
2

46

3
4

3
4

0

0

0

0

0

0

0

0

0

1
6

1
6

0

0

1
2
8
5
5
5
3

8

1
8
6
7
2
7
2

Физика

1
2
2

1
5
4
4
7
6
2

2
6
2
5
1
0

4

26

2

6

6

6
6
3
4
7
2

25
10

1
1
4
3
8

2
4

8

1
2

4
1
5

371

6
1
2

1
2

3
6

0

0

5
9
4

8
0
4

0

7
2

124

0

0

0

0

0

8
6

1
1
0

0

3
2

0

0

0

3
2

0

4
8

0

48

0

0

0

4
8

СГ.
03
СГ.
04
СГ.
05

ОП.
00
ОП.
01

ОП.
02

ОП.
03

ОП.
04

П.0
0

нальной
деятельно
сти
Безопасно
сть
жизнедеят
ельности
Физическа
я культура
Основы
бережливо
го
производс
тва
Общепро
фессиона
льный
цикл
Основы
строитель
ного
черчения
Основы
строитель
ного
материало
ведения
Строитель
ные
машины и
средства
малой
механизац
ии
Основы
бизнеса,
коммуник
аций
и
финансов
ой
грамотнос
ти
Професси
ональный
цикл

3

3
6

1
4

2
2

14

0

0

3
6

0

4

4
8

4
2

6

42

0

0

1
8

3
0

4

3
2

2
0

1
2

20

0

0

3Э

2
3
2

5
8

8

1
5
6

58

3

7
2

3
6

2

3
0

3

4
6

1
0

4

3

4
2

8

2

7
2

4

1
0
1

8
0
1

1
Д
З

3

4
Д
З

2
Э,
2м

4

3
2

6

1
8

0

0

2
1
4

0

36

2

6

0

0

6
6

0

22

3
0

10

2

6

0

0

4
0

0

4

2
8

8

2

6

0

0

3
6

0

2

6
8

4

0

0

7
2

0

40

1
8
7

189

0

0

2
9
4

6
9
4

0

6
1
2

4

1
2

2
ПМ
.01
МД
К.0
1.01
УП.
01
ПП.
01

Выполне
ние
каменны
х работ
Технологи
я
каменных
работ
Учебная
практика
Производс
твенная
практика

1
Э,
1Э
м

6
4
0

4
8
2

2

1
4
6

158

4

3
1
0

1
5
8

2

1
4
6

158

4

7
2

7
2

4

2
5
2

2
5
2

2
Д
З

Экзамен
по
профессио
нальноу
модулю

ПМ
.02

МД
К.0
2.01

Выполне
ние
бетонны
хи
опалубо
чных
работ
Технолог
ии
бетонных
и
опалубоч
ных
работ

2
Д
З

3
2
4

6

0

0

2
9
4

3
3
4

2 6

0

0

2
2
2

8
2

0

0

7
2

0

0

0

2
5
2

0

0

0

3
6
0

0

7
2

2

7
2
2
5
2

4

6

1Э.
1
Эм

3
7
2

3
1
9

2

4
1

31

4

7
8

3
1

2

4
1

31

2
8
8

2

6

2 6

36

УП.
02

Учебная
практика

4

7
2

7
2

7
2

0

7
2

ПП.
02

Производс
твенная
практика

4

2
1
6

2
1
6

2
1
6

0

2
1
6

Экзамен
по

4

6

148

30

6

модулю

ГИ
А

Государст
венная
итоговая
аттестаци
я
Всего

3
6
21
Д
З

10
Э

2
9
5
2

2
3
1
3

8

1
3
4
4

900

(экзамен
ы по колву часов)

Государственная итоговая
аттестация: с 24.06.26г по
30.06.26г.

Всего

дисцип
лин и
МДК

Выпускная
квалификационная работа в
форме демонстрационного
экзамена

учебно
й
практи
ки
произв
одстве
нной
практи
ки
экзаме
нов
дифф.з
ачетов

2
9
5
2

6
1
2

2
0

5
4

6
0
6

8
5
2

5
9
4

8
0
4

6

1
2

1
8

2
4

6
0
6

8
5
2

5
2
2

3
6
2
6
4

0

0

7
2

7
2

0

0

0

4
6
8

1

2

3

4

1

1
0

4

7

288

4. ОБОСНОВАНИЕ ВАРИАТИВНОЙ ЧАСТИ ППКРС
Распределение 288 часов вариативной части между циклами ППКРСпроведено
на основании анкетирования работодателей и расширенного
заседания МК с участием работодателей приводится в таблице:
Обязательная Обоснование
Индекс

Наименование циклов (раздела), требования к

учебная

знаниям, умениям, практическому опыту

нагрузка,
час.

1
СГ.00

СГ.01
ОП.00
ОП.01

ОП.02

ОП.03

ОП.04

П.00

2
Социально-гуманитарный цикл

История России
Общепрофессиональный цикл
В результате изучения вариативной части
цикла обучающийся должен по дисциплине
«Основы строительного черчения»:
уметь:
выполнять простые чертежи деталей,
наносить размеры, практически применять
геометрические построения; вычерчивать
аксонометрические
и
прямоугольные
проекции;
выполнять сечения и разрезы;
знать:
правила оформления чертежей;
практическое применение геометрических
построений;
основные
правила
прямоугольного
и
аксонометрического проецирования;
правила штриховки и обозначения сечений и
разрезов.
В результате изучения вариативной части
цикла обучающийся должен по дисциплине
«Основы строительного материаловедения»:
В результате изучения вариативной части
цикла обучающийся должен по дисциплине
«Строительные машины и средства малой
механизации»:
В результате изучения вариативной части
цикла обучающийся должен по дисциплине:
«Основы бизнеса, коммуникаций и финансовой
грамотности»
Профессиональный цикл

4
4
4
68

72
(50+22)

46
(42+4)
42
(40+2)
72
(32+40)
1018
(802+216)

27

МДК 01.01.

В результате изучения вариативной части
цикла
обучающийся
должен
по
междисциплинарному курсу:
"Технология каменных работ"

316
(172+144)

УП.01

Учебная практика

144
(108+36)

ПП.01

Производственная практика

180
(150+30)

ПП.02

Производственная практика

180
(172+6)

5. ПЕРЕЧЕНЬ ПРОГРАММ ДИСЦИПЛИН, ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ МОДУЛЕЙ
И ПРАКТИК
Наименование циклов, разделов и
Индекс
Номер
программ
дисциплины
приложени
,
я,
профессиона
содержащег
льного
о
модуля,
программу
практики
в ППКРС
по ФГОС
1
2
4
О.00 Общеобразовательный цикл
ОД.01
Русский язык
1
ОД.02
Литература
2
ОД.03
Иностранный язык
3
ОД.04
Математика
4
ОД.05
Информатика
5
ОД.06
История
6
ОД.07
Обществознание
7
ОД.08
География
8
ОД.09
Физическая культура
9
ОД.10
ОБЖ
10
ОД.11
Физика
11
ОД.12
Химия
12
ОД.13
Биология
13
ДУД.14
Основы проектной деятельности
14
СГ.00 Социально-гуманитарный цикл
СГ.01
История России
15
СГ.02
Иностранный язык в профессиональной деятельности
16
СГ.03
Безопасность жизнедеятельности
17
СГ.04
Физическая культура
18
СГ.05
Основы бережливого производства
19
ОП.00 Общепрофессиональный
цикл
ОП.01
Основы строительного черчения
20
Основы строительного материаловедения
ОП.02
21
ОП.03
Строительные машины и средства малой механизации
22
Основы
бизнеса,
коммуникаций
и
финансовой
ОП.04
23
грамотности
П.00 Профессиональный цикл
28

ПМ.01
МДК.01.01
ПМ.02
МДК.02.01
ПУП
ППП
ГИА.00

ПМ.00 Профессиональные модули
Выполнение каменных работ
Технология каменных работ
Выполнение бетонных и опалубочных работ
Технология бетонных и опалубочных работ
Программа учебной практики
Программа производственной практики
Государственная итоговая аттестация
Рабочая программа воспитания
Календарный план воспитательной работы

24
25
26
27
28
29
30

Программы, перечисленные в перечне, размещены в приложениях.

5.1 Рабочая программа воспитания
5.1.1. Цели и задачи воспитания обучающихся при освоении ими образовательной
программы:
Цель рабочей программы воспитания – создание организационно-педагогических
условий для формирования личностных результатов обучающихся, проявляющихся
в развитии их позитивных чувств и отношений к российским гражданским (базовым,
общенациональным) нормам и ценностям, закреплённым в Конституции Российской
Федерации, с учетом традиций и культуры субъекта Российской Федерации, деловых
качеств квалифицированных рабочих, служащих определенных отраслевыми
требованиями (корпоративной культурой).
Задачи:
– формирование единого воспитательного пространства, создающего равные
условия для развития обучающихся профессиональной образовательной организации;
– организация всех видов деятельности, вовлекающей обучающихся в
общественно-ценностные социализирующие отношения;
– формирование у обучающихся профессиональной образовательной организации
общих ценностей, моральных и нравственных ориентиров, необходимых для устойчивого
развития государства;
– усиление воспитательного воздействия благодаря непрерывности процесса
воспитания.
5.1.2. Программа разработана в соответствии с предъявляемыми требованиями
(приложение 29).
5.2. Календарный план воспитательной работы
Календарный план воспитательной работы представлен в приложении
30.
6. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ,СЛУЖАЩИХ
6.1
Промежуточная аттестация проходит в соответствие с Положением о периодичности и
порядке текущего контроля знаний и промежуточной аттестации, обучающихся ГБПОУ "КТТ и
ЖТ", положением «Об оценочных средствах для текущего контроля и промежуточной
аттестации»), в форме дифференцированного зачета, экзамена, экзамена по модулю. Всего за
курс обучения предусмотрено 21 дифференцированный зачет (в том числе 2 по физической
культуре), 8 экзаменов.
Дифференцированные зачеты проводят в пределах учебного времени, отведенного на
соответствующую учебную дисциплину или междисциплинарный курс.
Дифференцированные зачеты проводятся по следующим учебным дисциплинам и
29

междисциплинарным курсам:
КОД

Наименование

ОД.02

Литература

ОД.03

Иностранный язык

ОД.05

Информатика

ОД.06

История

ОД.07

Обществознание

ОД.08

География

ОД.09

Физическая культура

ОД.10

ОБиЗР

ОД.12

Химия

ОД.13

Биология

ДУД.14

Основы проектной деятельности

Номер
семестра
2
2
2
2
2
2
2
2
2
1
2
3
4
3
4
4

СГ.01
СГ.02

История России
Иностранный язык в профессиональной деятельности

СГ.03

Безопасность жизнедеятельности

СГ.04

Физическая культура

СГ.05
ОП.04

Основы бережливого производства
Основы бизнеса, коммуникаций и финансовой грамотности

УП.01

Учебная практика

4

ПП.02

Производственная практика

4

УП.02

Учебная практика

4

ПП.02

Производственная практика

4

3

Из дисциплин общеобразовательного цикла определены экзамены по математике,
русскому языку – в письменной форме; по физике (профильная дисциплина) – в устной. Так же
предусмотрены экзамены по ОП.01 Основы строительного черчения, ОП.02 Основы
строительного материаловедения, ОП.03 Строительные машины и средства малой механизации, МДК.01.01 Технология каменных работ, МДК.02.01 Технология бетонных и
опалубочных работ. Для оценки освоения профессионального модуля предусмотрен экзамен по
модулю.
Промежуточная аттестация в форме экзамена проводится в пределах времени отведенного
на дисциплину.
Для реализации внутренней оценки качества образования техникумом разработаны
комплекты оценочных средств, в которых определены четкие и понятные критерии оценивания,
сроки и условия проведения. К внутренней оценке качества образования привлекаются
работодатели и их объединения, иные юридические и (или) физические лица, включая
педагогических работников образовательных организаций.
Внешняя оценка качества образовательной программы может осуществляться в рамках
профессионально-общественной аккредитации, проводимой работодателями, их объединениями,
а также уполномоченными ими организациями, с целью признания качества и уровня подготовки
выпускников,
освоивших
образовательную
программу,
отвечающими
требованиям
профессиональных стандартов, требованиям рынка труда к специалистам соответствующего
30

профиля.
Обязательным разделом ППКРС является практика. Она представляет собой вид учебных
занятий, обеспечивающих практическую подготовку обучающихся. При реализации ППКРС СПО
08.01.27 Мастер общестроительных работ, предусмотрены следующие виды практик: учебная
практика и производственная практика.
Учебная практика проводится при освоении обучающимися профессиональных компетенций в
рамках профессиональных модулей и реализуется рассредоточено. Производственная практика
концентрировано.
6.2 Требования к выпускным квалификационным работам:
Государственная итоговая аттестация (далее – ГИА) является обязательной для
образовательных организаций СПО. Она проводится по завершении всего курса обучения по
направлению подготовки. В ходе ГИА оценивается степень соответствия сформированных
компетенций выпускников требованиям ФГОС.
Государственная итоговая аттестация включает защиту выпускной квалификационной
работы в виде демонстрационного экзамена.
Программа государственной итоговой аттестации – разрабатывается и утверждается
техникумом после предварительного положительного заключения работодателей.
По окончании обучения и успешной сдачи государственной итоговой аттестации
выпускник получает диплом о среднем профессиональном образовании по профессии.
6.3 Организация государственной итоговой аттестации выпускников: Государственная
итоговая аттестация проводится в соответствии с
Положением о порядке проведения государственной итоговой аттестации по образовательным
программам среднего профессионального образования в государственном бюджетном
профессиональном образовательном учреждении Краснодарского края «Кропоткинский
техникум технологий и железнодорожного транспорта». Выпускники, освоившие программы
подготовки квалифицированных рабочих, служащих, выполняют выпускную квалификационную
работу в виде демонстрационного экзамена.

31

Государственная
итоговая
аттестация
завершается
присвоением
квалифицированного рабочего, служащего: мастер общестроительных работ.

квалификации

Типовое задание для демонстрационного экзамена:

32

33

ЛИСТ ПЕРЕУТВЕРЖДЕНИЯ
ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ
08.01.27 Мастер общестроительных работ
рассмотрена

на

заседании

педагогического

совета

(протокол

№

_1_

от

"_30_"_августа_2024г.) утверждена на 2024- 2025 учебный год приказом № директора
ГБПОУ «КТТиЖТ» от "_30_" августа 2024г.
Директор ГБПОУ "КТТиЖТ"

/ В.А.Шахбазян /

рассмотрена на заседании педагогического совета (протокол №
от
" "
20
г.) переутверждена на 20 - 20 учебный год приказом директора
ГБПОУ «КТТиЖТ» № от "
"
20
г. (без изменений
/ с изменениями)
Директор ГБПОУ "КТТиЖТ"
/
/

рассмотрена на заседании педагогического совета (протокол №
от
" "
20
г.) переутверждена на 20 - 20 учебный год приказом директора
ГБПОУ «КТТиЖТ» № от "
"
20
г. (без изменений
/ с изменениями)
Директор ГБПОУ "КТТиЖТ"
/
/
----------------------------------------------------------------------------------------------------

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».