Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Кропоткинский техникум технологий и железнодорожного транспорта» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ФК.00 Физическая культура (адаптивная) для профессии 19727 «Штукатур» срок обучения 10 месяцев (для обучающихся с ОВЗ, имеющих свидетельство об окончании СКОУ либо справку об обучении и заключение МППК) 2024г. СОДЕРЖАНИЕ 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ДИСЦИПЛИНЫ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ стр. 4 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 5 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 9 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 10 2 ОСВОЕНИЯ 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 1.1. Область применения рабочей программы Рабочая программа учебной дисциплины ФК.00 Физическая культура является частью программы профессионального обучения по профессии 19727 Штукатур в соответствии профессиональным стандартом «Штукатур», утвержденного приказом министерства труда и социального развития РФ от «10» марта 2015 г. № 148н. Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в профессиональной подготовке по профессии 19727 Штукатур, а так же в дополнительном профессиональном образовании профессиональной подготовке работников в области строительства (общестроительные, отделочные работы) при наличии основного общего образования. Программа адаптационной дисциплины разработана в отношении обучающихся, имеющих нарушения слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, и, подтвержденные МСЭ, соматические и психосоматические нарушения сочетанного генеза. 1.2. Место учебной дисциплины в структуре программы профессионального обучения: ФК.00 входит в раздел «Физическая культура». 1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины: 1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины: Цель: Развитие физических качеств и способностей, совершенствование функциональных возможностей организма, укрепление здоровья и максимально возможное развитие жизнеспособности обучающегося, имеющего устойчивое отклонение в состоянии здоровья посредством физической культуры. Задачи: - Обеспечение развития и тренировки всех систем и функций организма, через оптимальные физические нагрузки -Формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков -Содействие воспитанию нравственно-волевых качеств, развитию коммуникативной и познавательной деятельности -Воспитание бережного отношения к своему здоровью, формирование потребности в систематических занятиях физическими упражнениями, устойчивой мотивации к здоровому образу жизни. Целевая группа: Основная целевая группа – дети-инвалиды, инвалиды I, II или III группы инвалидности, и лица с ограниченными возможностями здоровья. Формы и методы работы К специфическим принципам работы по программе «Адаптивная физкультура» относятся: 1. Создание мотивации; 2. Согласованность активной работы и отдыха; 3 3. Непрерывность процесса; 4. Необходимость поощрения; 5. Социальная направленность занятий; 6. Активизации нарушенных функций; 7. Сотрудничество с родителями; 8. Воспитательная работа. Ожидаемый результат: повышение реабилитационного потенциала обучающихся с ОВЗ через коррекцию физического развития. Развитие и поддержание интереса занятиями адаптивной физкультурой как образа жизни. В ходе реализации программы оценивается уровень физического развития, развитие координации движений. Формами подведения итогов реализации программы являются: - включенное наблюдение за обучающимися в процессе учебно-тренировочных занятий; - проверка выполнения отдельных упражнений; - выполнение установленных для каждого индивидуально заданий. Средства, используемые при реализации программы: 1. физические упражнения; 2. корригирующие упражнения; 3. коррекционные подвижные игры, элементы спортивных игр; 4. материально-технические средства адаптивной физической культуры: спортивные тренажеры, спортивный инвентарь; 5. наглядные средства обучения. Способы организации детей на занятии – фронтальный, поточный, индивидуальный. На занятиях с обучающимися, имеющими нарушения зрения, используются все методы обучения, однако, учитывая особенности восприятия ими учебного материала, есть некоторые различия в приёмах. Они изменяются в зависимости от физических возможностей ребёнка, запаса знаний и умений, наличия предыдущего зрительного и двигательного опыта, навыка пространственной ориентировки, умения пользоваться остаточным зрением. В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь: − составлять комплексы упражнений при заболеваниях различной нозологии; − вести дневник самоконтроля − использовать физкультурно-спортивную деятельность для повышения своих функциональных и двигательных возможностей, для достижения личных жизненных и профессиональных целей; − использовать физические упражнения для сохранения и укрепления здоровья, развития и совершенствования психофизических способностей и качеств. В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать: - основы методики самостоятельных занятий и самоконтроль за состоянием своего организма; - влияние оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья, профилактику профессиональных заболеваний; - правила и способы планирования системы индивидуальных занятий физическими упражнениями различной направленности. Формируемые компетенции: ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к 4 ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). 1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 36 часов. 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем часов Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) Практические занятия Зачет Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета 36 34 1 1 5 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ФК.00 Физическая культура Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) Объем часов Уровень освоения 1 Тема 1. Основы физической культуры 2 3 4 4 Тема 2. Укрепление мышц верхних и нижних конечностей Содержание учебного материала Теоретические занятия Введение. Теоретические основы программы по адаптивной физической культуре 1 Физической культура и её значение в формировании здорового образа жизни. Задачи физической культуры в образовании. 2 Формы организации физической культуры в режиме учебного заведения, во внеурочное время. 3 Гигиенические основы организации самостоятельных занятий, оказание доврачебной помощи. 4 Пагубное влияние на организм вредных привычек. Основы профилактики вредных привычек средствами физической культуры. Содержание учебного материала Практические занятия Упражнения для мыщц локтевого сустава 1 Упражнения для пальцев 2 Упражнения для мыщц коленного сустава 3 Упражнения с гантелями и утяжелителями. Упражнения на тренажерах 4 Комплекс упражнений при нарушении осанки 5 Индивидуальный комплекс упражнений в соответствии с диагнозом 6 Упражнения для профилактики плоскостопия, на мышцы брюшного пресса, на гибкость 7 Упражнения для коррекции ходьбы, для коррекции бега 8 Упражнения для коррекции и развития мелкой моторики, для коррекции дыхания, на 9 6 2 2 2 2 10 2 2 2 2 2 2 2 2 2 координацию Упражнения на тренажерах 10 Тема 3. Содержание учебного материала Профессионально Практические занятия -прикладная 11 Упражнения с гантелями (девушки) и гирями юноши. физическая 12 Метание теннисного и волейбольного мяча. подготовка 13 Бег с бросанием и ловлей различных предметов. 14 Развитие мышц плечевого пояса, туловища и стопы. 15 Подвижные игры на внимание. Зачет Тема 4. Содержание учебного материала Гимнастика Практические занятия 16 Индивидуально подобранные композиции из упражнений, выполняемых с разной амплитудой, траекторией, ритмом, темпом, пространственной точностью. 17 Комплекс упражнений с профессиональной направленностью из 26 – 30 движений. Упражнения с гантелями, набивными мячами. 18 Упражнения с мячом, обручем. Упражнения у гимнастической стенки, висы и упоры. 19 Упражнения для коррекции осанки, зрения. Акробатика. Тема 5. Волейбол Содержание учебного материала Практические занятия 20 Исходное положение (стойки), перемещения, передача, подача мяча. 21 Нападающий удар, прием мяча снизу двумя руками. 22 Прием мяча одной рукой в падении вперед и последующим скольжением на груди-животе. 23 Блокирование мяча. 7 2 5 2 2 2 2 2 1 4 2 2 2 2 5 2 2 2 2 Тема 6. Баскетбол 24 Тактика нападения, тактика защиты. 25 Правила игры и техника безопасности игры в волейбол. 26 Игра по упрощенным правилам волейбола. Содержание учебного материала Практические занятия 27 Ловля и передача мяча, ведение, броски мяча в корзину (с места, в движении, прыжком). 28 Вырывание и выбивание (приемы овладения мячом), прием техники защиты - перехват, приемы, применяемые против броска, накрывание. 29 Тактика нападения, тактика защиты. 30 Правила игры и техника безопасности игры в баскетбол. Дифференцированный зачёт Всего 8 2 2 2 3 2 2 2 2 1 36 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Требования к материально-техническому обеспечению Реализации учебной дисциплины требует наличия спортивного зала. Оборудование учебного кабинета: -наличие спортивного зала -тренажерного зала; - наличие спортивного инвентаря (мячи, гири, шахматы часы шахматные, футбольные стоики, гимнастические маты т. д.). Оборудование: 1. Футбольный мяч 2. Волейбольный мяч 3. Гимнастические коврики 4. Малый мяч 5. Фитбол (гимнастический мяч) 6. Гантели (2, 3, 4 кг) 7. Гриф и блины для штанги, крепления 8. Координационная лестница 9. Баскетбольный мяч Технические средства обучения: - беговая дорожка - эллиптический тренажер - комплексный тренажер - велотренажер . 3.2. Информационное обеспечение обучения Основная литература 1. Бишаева А.А. Физическая культура учебник для студ. учреждений сред. проф. образования 8-е изд.стер. Академия, 2015г, 304с. 2. Загуменнов, Ю.Л. «Инклюзивное образование: создание равных возможностей для всех учащихся» - Минская школа сегодня. - 2014. – 3. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Учебное пособие. Издательство «ACADEMA», М., 2015. 4. Лечебная физическая культура: Справочник / Под ред. Проф. В.А.Епифанова. М.: Медицина, 2014. 5. Гончарова М.Н., Гринина А.В., Мирзоева И.И. Реабилитация детей с заболеваниями и повреждениями опорно-двигательного аппарата. - Л.: «Медицина», 2014. Дополнительная литература 1. Литош Н.Л., Адаптивная физическая культура: Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями в развитии: Учебное пособие. - М.: СпортАкадемПресс, 2002. 2. Потапчук А.А., Матвеев С.В., Дидур М.Д. Лечебная физическая культура в детском возрасте. Учебно-методическое пособие. – СПб: «Речь» 2007. 3. С.В. Алехина, Н.Я. Семаго, А.К. Фадина «Инклюзивное образование». Выпуск 1. - М.: Центр «Школьная книга», 2013 9 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от 05.05.2014 № 84-ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014 № 148-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ). Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 07.06.2012 № 24480). Приказ Министерства образования и наука РФ от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования"». Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Министерства образования и наука РФ от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования». Интернет-ресурсы www.minstm.gov.ru (Официальный сайт Министерства спорта Российской Федерации). www.edu.ru (Федеральный портал «Российское образование»). www.olympic.ru (Официальный сайт Олимпийского комитета России). www.goup32441.narod.ru (сайт: Учебно-методические пособия «Общевойсковая подготовка». 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий. Физическая подготовленность проверяется по физическим тестам. В начале учебного года проводится стартовая проверка, а в конце года – итоговая. Форма фиксирования результатов – высокий, средний, низкий уровни. Показатели физической подготовленности по физическим тестам: 1. На статистическую выносливость мышц спины. Упражнение «Рыбка» на время в секундах выполняется следующим образом: И.п. лежа в упоре бедрами о скамейку, руки в замке за головой. Удерживание и.п.. 10 2. На силовую выносливость мышц брюшного пресса: и.п. лежа на спине, подъем прямых ног до угла 90 гр. И возвращение в и.п. Подсчитывается количество повторений, выполненных воспитанником. 3. Гибкость – наклон вперед, стоя на скамейке в см. от нулевой линии. ЭТАПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ. Общая оценка имеет среднеарифметический результат от суммы оценок трех контрольных упражнений. Уровень ФП определяется за освоенный объем учебно-тренировочной работы из расчета – годовая учебная нагрузка составляет 100%: - выполнение УТР на 80% и более соответствует высокому уровню; - выполнение объема УТР от 60% до 79% соответствует выше среднего уровню; - выполнение УТР от 50% до 59% соответствует среднему уровню; - выполнение объема УТР менее 50% соответствует низкому уровню. Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) − Уметь: упражнений нозологии; − при составлять заболеваниях комплексы различной Формы и методы контроля и оценки результатов обучения Практические занятия Дифференцированный зачет Практические занятия Дифференцированный зачет вести дневник самоконтроля использовать физкультурно-спортивную деятельность для повышения своих функциональных и двигательных возможностей, для достижения личных жизненных и профессиональных целей; Практические занятия Дифференцированный зачет использовать физические упражнения для сохранения и укрепления здоровья, развития и совершенствования психофизических способностей и качеств. Практические занятия Дифференцированный зачет Знать: - основы методики самостоятельных занятий и Практические занятия Дифференцированный зачет самоконтроль за состоянием своего организма - влияние оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья, профилактику профессиональных заболеваний; Практические занятия Дифференцированный зачет - правила и способы планирования системы Практические занятия Дифференцированный зачет − − индивидуальных занятий физическими упражнениями различной направленности. 11 12