МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ "КРОПОТКИНСКИЙ ТЕХНИКУМ ТЕХНОЛОГИЙ И ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА" РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОД. 07 Обществознание для профессии среднего профессионального образования 23.01.09 Машинист локомотива Срок обучения 2 год 10 месяцев на базе основного общего образования Форма обучения: очная 2024 г. Рассмотрена на заседании педагогического совета Протокол № 1 от 30 августа 2024г. Рассмотрена на заседании методической комиссии гуманитарных дисциплин, протокол № 1 от 29 августа 2024г. Председатель МК ______/ Л. М. Хаженцева / Утверждена Директор ГБПОУ «КТТ и ЖТ» ____________ /В.А. Шахбазян/ Рабочая программа учебной дисциплины ОД.07 «Обществознание» разработана на основании Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ (в ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016); требований ФГОС среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 г. № 413, с изм. от 31 декабря 2015 г. N 1578, с изм. от 12 августа 2022г. № 732), примерной рабочей программы общеобразовательной дисциплины «Обществознание» для профессиональных образовательных организаций базовый уровень (вариант 2), утвержденной на заседании Совета по оценке содержания и качества примерных рабочих программ общеобразовательного и социально-гуманитарного циклов среднего профессионального образования Протокол 20 от 15 августа 2024г. В соответствии с требованиями: ФГОС СПО по профессии 23.01.09 Машинист локомотива, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 376 от 22 апреля 2014 года (ред. от 01.09.2022), зарегистр. Министерством юстиции (рег. № 32499 от 29 мая 2014г.), укрупненной группы профессий 23.00.00 Техника и технологииназемного транспорта. Организация-разработчик: государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края "Кропоткинский техникум технологий и железнодорожного транспорта" Автор:__________ Е.И.Уваров, Л.М. Хаженцева преподаватели ГБПОУ «КТТиЖТ» Рецензенты: __________ ____________________________ преподаватель МП Занимаемая должность ____________________________________________ Место работы ___________________________________________ МП преподаватель Занимаемая должность ____________________________________________ Место работы Содержание 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Обществознание ...................................................................... 2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины ........................ 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины 1. Общая характеристика рабочей программы общеобразовательной дисциплины «Обществознание» 1.1. Место дисциплины в структуре образовательной программы СПО Общеобразовательная дисциплина ОД.07 «Обществознание» является частью предметной области «Общественные науки», изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ООП СПО с учетом профессиональной направленности для профессии 23.01.09 Машинист локомотива в соответствии с ФГОС СПО. 1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины 1.2.1. Цель общеобразовательной дисциплины Основной целью изучения обществознания в организациях среднего профессионального образования является освоение обучающимися знаний о российском обществе и особенностях его развития в современных условиях, различных аспектах взаимодействия людей друг с другом и с основными социальными институтами, содействие формированию способности к рефлексии, оценке своих возможностей в повседневной и профессиональной деятельности. Ключевыми задачами изучения обществознания с учётом преемственности с основной школой являются: воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, основанной на идеях патриотизма, гордости за достижения страны в различных областях жизни; приверженности демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации; - освоение системы знаний об обществе и человеке, формирование целостной картины общества; - овладение умениями получать, анализировать, интерпретировать и систематизировать социальную информацию из различных источников, преобразовывать ее и использовать для самостоятельного решения учебнопознавательных, исследовательских и жизненных задач; - совершенствование опыта применения полученных знаний и умений при анализе и оценке жизненных ситуаций, социальных фактов, поведения людей и собственных поступков в различных областях общественной жизни с учётом профессиональной направленности организации среднего профессионального образования; - становление духовно-нравственных позиций и приоритетов личности в период ранней юности, выработка интереса к освоению социальных и гуманитарных дисциплин, развитие мотивации к предстоящему самоопределению. 1.2.2. Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК и ПК по профессии 23.01.09 Машинист локомотива. 1.1.1. Результаты освоения Код и наименование формируемых компетенций ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам результаты освоения дисциплины Общие В части трудового воспитания: - готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие; У - готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность; - интерес к различным сферам профессиональной деятельности, Овладение универсальными учебными познавательными действиями: а) базовые логические действия: - самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее всесторонне; - устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и обобщения; - определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения; - выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях; - вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски Дисциплинарные сформировать знания об (о): - обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии основных сфер и институтов; основах социальной динамики; глобальных проблемах и вызовах современности; перспективах развития современного общества, в том числе тенденций развития Российской Федерации; - человеке как субъекте общественных отношений и сознательной деятельности; особенностях социализации личности в современных условиях, сознании, познании и самосознании человека; особенностях профессиональной деятельности в области науки, культуры, экономической и финансовой сферах; - экономике как науке и хозяйстве, роли государства в экономике, в том числе государственной политики поддержки конкуренции и импортозамещения, особенностях рыночных отношений в современной экономике; - системе права и законодательства Российской Федерации; - владеть базовым понятийным аппаратом социальных наук, уметь различать существенные и несущественные последствий деятельности; - развивать креативное мышление при решении жизненных проблем б) базовые исследовательские действия: - владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; - выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения; - анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях; -- уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности; - уметь интегрировать знания из разных предметных областей; - выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения; и способность их использования в познавательной и социальной практике ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные признаки понятий, определять различные смыслы многозначных понятий, классифицировать используемые в социальных науках понятия и термины; использовать понятийный аппарат при анализе и оценке социальных явлений, для ориентации в социальных науках и при изложении собственных суждений и построении устных и письменных высказываний; - владеть умениями формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам с точки зрения социальных ценностей и использовать ключевые понятия, теоретические положения социальных наук для объяснения явлений социальной действительности; конкретизировать теоретические положения фактами социальной действительности, модельными ситуациями, примерами из личного социального опыта и фактами социальной действительности, в том числе по соблюдению правил здорового образа жизни; умение создавать типологии социальных процессов и явлений на основе предложенных критериев; сформировать знания об (о): - особенностях процесса цифровизации и влиянии массовых коммуникаций на все сферы жизни общества; - владеть умениями применять полученные знания при анализе социальной информации, полученной из источников разного типа, включая официальные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности публикации на интернет-ресурсах государственных органов, нормативные правовые акты, государственные документы стратегического характера, публикации в средствах массовой информации; осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах, извлекать информацию из неадаптированных источников, вести целенаправленный поиск необходимых сведений, для восполнения недостающих звеньев, делать обоснованные выводы, различать отдельные компоненты в информационном сообщении, выделять факты, выводы, оценочные суждения, мнения; - сформированность навыков оценивания социальной информации, в том числе поступающей по каналам сетевых коммуникаций, владение умением определять степень достоверности информации; владение умением соотносить различные оценки социальных явлений, содержащиеся в источниках информации, давать на основе полученных знаний правовую оценку действиям людей в модельных ситуациях; - уметь определять связи социальных объектов и явлений с помощью различных знаковых систем; сформированность представлений о методах изучения социальных явлений и процессов, включая универсальные методы науки, а также специальные методы социального познания, в том числе социологические опросы, биографический метод, социальное прогнозирование ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательску ю деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях В области духовно-нравственного воспитания: сформировать знания об (о): -- сформированность нравственного сознания, - особенностях социализации личности в современных этического поведения; условиях, сознании, познании и самосознании человека; - способность оценивать ситуацию и принимать особенностях профессиональной деятельности в области осознанные решения, ориентируясь на моральнонауки, культуры, экономической и финансовой сферах; нравственные нормы и ценности; - отношениях, направлениях социальной политики в - осознание личного вклада в построение устойчивого Российской Федерации, в том числе поддержки семьи, будущего; государственной политики в сфере межнациональных - ответственное отношение к своим родителям и (или) отношений; структуре и функциях политической другим членам семьи, созданию семьи на основе системы общества, направлениях государственной осознанного принятия ценностей семейной жизни в политики Российской Федерации; соответствии с традициями народов России; - владеть умениями проводить с опорой на полученные Овладение универсальными регулятивными действиями:а) знания учебно-исследовательскую и проектную самоорганизация: деятельность, представлять ее результаты в виде - самостоятельно осуществлять познавательную завершенных проектов, презентаций, творческих работ деятельность, выявлять проблемы, ставить и социальной и междисциплинарной направленности; формулировать собственные задачи в образовательной готовить устные выступления и письменные работы деятельности и жизненных ситуациях; (развернутые ответы, сочинения) по социальной - самостоятельно составлять план решения проблемы с проблематике, составлять сложный и тезисный план учетом имеющихся ресурсов, собственных развернутых ответов, анализировать неадаптированные возможностей и предпочтений; тексты на социальную тематику; - готовность применять знания о финансах и бюджетном - давать оценку новым ситуациям; регулировании при пользовании финансовыми услугами способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знаний, постоянно и инструментами; использовать финансовую повышать свой образовательный и культурный уровень; информацию для достижения личных финансовых б) самоконтроль: целей, обеспечивать финансовую безопасность с учетом рисков и способов их снижения; сформированность использовать приемы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения; гражданской ответственности в части уплаты налогов - уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению; в) эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность: внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей; - эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других, учитывать его при осуществлении коммуникации, способность к сочувствию и сопереживанию; - социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты ОК 04. Эффективно - готовность к саморазвитию, самостоятельности и взаимодействовать и самоопределению; работать в коллективе -овладение навыками учебно-исследовательской, и команде проектной и социальной деятельности; Овладение универсальными коммуникативными действиями: б) совместная деятельность: - понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы; - принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по ее достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений участников обсуждать результаты совместной работы; для развития общества и государства - использовать обществоведческие знания для взаимодействия с представителями других национальностей и культур в целях успешного выполнения типичных социальных ролей, реализации прав и осознанного выполнения обязанностей гражданина Российской Федерации, в том числе правомерного налогового поведения; ориентации в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции; осознание значимости здорового образа жизни; роли непрерывного образования; использовать средства информационнокоммуникационных технологий в решении различных задач - координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; - осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным Овладение универсальными регулятивными действиями:г) принятие себя и других людей: - принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности; - признавать свое право и право других людей на ошибки; - развивать способность понимать мир с позиции другого человека ОК 05. Осуществлять В области эстетического воспитания: - владеть умениями проводить с опорой на полученные устную и письменную - эстетическое отношение к миру, включая эстетику знания учебно-исследовательскую и проектную коммуникацию на быта, научного и технического творчества, спорта, труда деятельность, представлять ее результаты в виде государственном и общественных отношений; завершенных проектов, презентаций, творческих работ языке Российской - способность воспринимать различные виды искусства, социальной и междисциплинарной направленности; Федерации с учетом традиции и творчество своего и других народов, готовить устные выступления и письменные работы особенностей ощущать эмоциональное воздействие искусства; (развернутые ответы, сочинения) по социальной социального и - убежденность в значимости для личности и общества проблематике, составлять сложный и тезисный план отечественного и мирового искусства, этнических культурного развернутых ответов, анализировать неадаптированные культурных традиций и народного творчества; контекста тексты на социальную тематику; - готовность к самовыражению в разных видах - владеть умениями формулировать на основе искусства, стремление проявлять качества творческой приобретенных социально-гуманитарных знаний личности; собственные суждения и аргументы по определенным Овладение универсальными коммуникативными проблемам с точки зрения социальных ценностей и действиями: а) общение: - осуществлять коммуникации во всех сферах жизни; - распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты; - развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств ОК 06. Проявлять гражданскопатриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных российских духовнонравственных ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения - осознание обучающимися российской гражданской идентичности; - целенаправленное развитие внутренней позиции личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций, формирование системы значимых ценностно-смысловых установок, антикоррупционного мировоззрения, правосознания, экологической культуры, способности ставить цели и использовать ключевые понятия, теоретические положения социальных наук для объяснения явлений социальной действительности; конкретизировать теоретические положения фактами социальной действительности, модельными ситуациями, примерами из личного социального опыта и фактами социальной действительности, в том числе по соблюдению правил здорового образа жизни; умение создавать типологии социальных процессов и явлений на основе предложенных критериев 1) сформировать знания об (о): обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии основных сфер и институтов; основах социальной динамики; особенностях процесса цифровизации и влиянии массовых коммуникаций на все сферы жизни общества; глобальных проблемах и вызовах современности; перспективах развития современного общества, в том числе тенденций развития Российской Федерации; строить жизненные планы; В части гражданского воспитания: - осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка; - принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей; - готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по человеке как субъекте общественных отношений и сознательной деятельности; особенностях социализации личности в современных условиях, сознании, познании и самосознании человека; особенностях профессиональной деятельности в области науки, культуры, экономической и финансовой сферах; значении духовной культуры общества и разнообразии ее видов и форм; экономике как науке и хозяйстве, роли государства в экономике, в том числе государственной социальным, религиозным, расовым, национальным признакам; - готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества, участвовать в самоуправлении в общеобразовательной организации и детско-юношеских организациях; - умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением; - готовность к гуманитарной и волонтерской деятельности; патриотического воспитания: - сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России; - ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам, традициям народов России, достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях и труде; - идейная убежденность, готовность к служению и защите Отечества, ответственность за его судьбу; освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные); - способность их использования в познавательной и социальной практике, готовность к самостоятельному политики поддержки конкуренции и импортозамещения, особенностях рыночных отношений в современной экономике; роли государственного бюджета в реализации полномочий органов государственной власти, этапах бюджетного процесса, механизмах принятия бюджетных решений; социальных отношениях, направлениях социальной политики в Российской Федерации, в том числе поддержки семьи, государственной политики в сфере межнациональных отношений; структуре и функциях политической системы общества, направлениях государственной политики Российской Федерации; конституционном статусе и полномочиях органов государственной власти; системе прав человека и гражданина в Российской Федерации, правах ребенка и механизмах защиты прав в Российской Федерации; правовом регулирования гражданских, семейных, трудовых, налоговых, образовательных, административных, уголовных общественных отношений; системе права и законодательства Российской Федерации; 2) уметь характеризовать российские духовнонравственные ценности, в том числе ценности человеческой жизни, патриотизма и служения Отечеству, семьи, созидательного труда, норм морали и планированию и осуществлению учебной деятельности, организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории; - овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности нравственности, прав и свобод человека, гуманизма, милосердия, справедливости, коллективизма, исторического единства народов России, преемственности истории нашей Родины, осознания ценности культуры России и традиций народов России, общественной стабильности и целостности государства; 3) владеть базовым понятийным аппаратом социальных наук, уметь различать существенные и несущественные признаки понятий, определять различные смыслы многозначных понятий, классифицировать используемые в социальных науках понятия и термины; использовать понятийный аппарат при анализе и оценке социальных явлений, для ориентации в социальных науках и при изложении собственных суждений и построении устных и письменных высказываний; 4) владеть умениями устанавливать, выявлять, объяснять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов, включая умения характеризовать взаимовлияние природы и общества, приводить примеры взаимосвязи всех сфер жизни общества; выявлять причины и последствия преобразований в различных сферах жизни российского общества; характеризовать функции социальных институтов; обосновывать иерархию нормативных правовых актов в системе российского законодательства; 5) связи социальных объектов и явлений с помощью различных знаковых систем; сформированность представлений о методах изучения социальных явлений и процессов, включая универсальные методы науки, а также специальные методы социального познания, в том числе социологические опросы, биографический метод, социальное прогнозирование; 6) владеть умениями применять полученные знания при анализе социальной информации, полученной из источников разного типа, включая официальные публикации на интернет-ресурсах государственных органов, нормативные правовые акты, государственные документы стратегического характера, публикации в средствах массовой информации; осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах, извлекать информацию из неадаптированных источников, вести целенаправленный поиск необходимых сведений, для восполнения недостающих звеньев, делать обоснованные выводы, различать отдельные компоненты в информационном сообщении, выделять факты, выводы, оценочные суждения, мнения; 7) владеть умениями проводить с опорой на полученные знания учебно-исследовательскую и проектную деятельность, представлять ее результаты в виде завершенных проектов, презентаций, творческих работ социальной и междисциплинарной направленности; готовить устные выступления и письменные работы (развернутые ответы, сочинения) по социальной проблематике, составлять сложный и тезисный план развернутых ответов, анализировать неадаптированные тексты на социальную тематику; 8) использовать обществоведческие знания для взаимодействия с представителями других национальностей и культур в целях успешного выполнения типичных социальных ролей, реализации прав и осознанного выполнения обязанностей гражданина Российской Федерации, в том числе правомерного налогового поведения; ориентации в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции; осознание значимости здорового образа жизни; роли непрерывного образования; использовать средства информационнокоммуникационных технологий в решении различных задач; 9) владеть умениями формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам с точки зрения социальных ценностей и использовать ключевые понятия, теоретические положения социальных наук для объяснения явлений социальной действительности; конкретизировать теоретические положения фактами социальной действительности, модельными ситуациями, примерами из личного социального опыта и фактами социальной действительности, в том числе по соблюдению правил здорового образа жизни; умение создавать типологии социальных процессов и явлений на основе предложенных критериев; 10) готовность применять знания о финансах и бюджетном регулировании при пользовании финансовыми услугами и инструментами; использовать финансовую информацию для достижения личных финансовых целей, обеспечивать финансовую безопасность с учетом рисков и способов их снижения; сформированность гражданской ответственности в части уплаты налогов для развития общества и государства; 11) сформировать навыки оценивания социальной информации, в том числе поступающей по каналам сетевых коммуникаций, владение умением определять степень достоверности информации; владение умением соотносить различные оценки социальных явлений, содержащиеся в источниках информации, давать на основе полученных знаний правовую оценку действиям людей в модельных ситуациях; 12) владеть умением самостоятельно оценивать и принимать решения, выявлять с помощью полученных знаний наиболее эффективные способы противодействия коррупции; определять стратегии разрешения социальных и межличностных конфликтов; оценивать поведение людей и собственное поведение с точки зрения социальных норм, ценностей, экономической рациональности и финансовой грамотности; осознавать неприемлемость антиобщественного поведения, осознавать опасность алкоголизма и наркомании, необходимость мер юридической ответственности, в том числе для несовершеннолетних граждан ОК 07. Содействовать В области экологического воспитания: - сформированность экологической культуры, сохранению понимание влияния социально-экономических окружающей среды, процессов на состояние природной и социальной среды, ресурсосбережению, осознание глобального характера экологических применять знания об проблем; изменении климата, - планирование и осуществление действий в принципы окружающей среде на основе знания целей устойчивого бережливого развития человечества; производства, активное неприятие действий, приносящих вред эффективно окружающей среде; действовать в - умение прогнозировать неблагоприятные чрезвычайных экологические последствия предпринимаемых действий, ситуациях предотвращать их; - расширение опыта деятельности экологической направленности; - овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности ОК 09. Пользоваться - наличие мотивации к обучению и личностному профессиональной развитию; документацией на В области ценности научного познания: государственном и - сформированность мировоззрения, соответствующего иностранном языках современному уровню развития науки и общественной - конкретизировать теоретические положения фактами социальной действительности, модельными ситуациями, примерами из личного социального опыта и фактами социальной действительности, в том числе по соблюдению правил здорового образа жизни; умение создавать типологии социальных процессов и явлений на основе предложенных критериев; - владеть умениями устанавливать, выявлять, объяснять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов, включая умения характеризовать взаимовлияние природы и общества, приводить примеры взаимосвязи всех сфер жизни общества; выявлять причины и последствия преобразований в различных сферах жизни российского обществ - владеть умениями применять полученные знания при анализе социальной информации, полученной из источников разного типа, включая официальные публикации на интернет-ресурсах государственных органов, нормативные правовые акты, государственные документы стратегического характера, публикации в практики, основанного на диалоге культур, средствах массовой информации; способствующего осознанию своего места в поликультурном мире; - совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира; - осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе; Овладение универсальными учебными познавательными действиями: б) базовые исследовательские действия: - владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; - способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; - овладение видами деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов; - формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями и методами; -осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов действия в профессиональную среду Основные виды деятельности и профессиональные компетенции Код Наименование видов профессиональной деятельности и профессиональных компетенций ВД 1. Техническое обслуживание и ремонт локомотива ПК 1.1 Проверять взаимодействие узлов локомотива. ПК 1.2. Производить монтаж, разборку, соединение и регулировку частей ремонтируемого объекта локомотива. ПК 2.1 Осуществлять приемку и подготовку локомотива к рейсу. ПК 2.2 Обеспечивать управление локомотивом ПК 2.3 Осуществлять контроль работы устройств, узлов и агрегатов локомотива. (электровоз). 1. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины 2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем образовательной программы дисциплины Объем в часах 72 в т.ч. 1. Основное содержание 72 в т. ч.: теоретическое обучение 55 практические занятия 11 контрольные работы 1 самостоятельная работа 0 2. Профессионально ориентированное содержание (содержание прикладного модуля) в т. ч.: 6 теоретическое обучение 0 практические занятия 6 Промежуточная аттестация ( дифференцированный зачет) 1 2.2. Тематический план и содержание дисциплины Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, практические занятия 1 Раздел 1. Человек в обществе 2 Тема 1.1. Общество и общественные отношения. Развитие общества Содержание учебного материала Общество как система. Общественные отношения. Связи между подсистемами и элементами общества. Общественные потребности и социальные институты. Признаки и функции социальных институтов. Типы обществ. Постиндустриальное (информационное) общество и его особенности. Роль массовой коммуникации в современном обществе Практическое занятие № 1 Многообразие путей и форм общественного развития. Заполнение таблицы. Профессионально-ориентированное содержание Профессионально ориентированное содержание Практическое занятие №2 Направления цифровизации в профессиональной деятельности «Машинист локомотива». Составление схемы. Тема 1.2. Биосоциальная природа человека и его деятельность Содержание учебного материала Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Влияние социокультурных факторов на формирование личности. Мировоззрение, его род в жизнедеятельности человека. Социализация личности и её этапы. Агенты (институты) социализация. Общественное и индивидуальное сознание. Самосознание и социальное поведение. Деятельность и её структура. Мотивация деятельности. Потребности и интересы. Многообразие видов деятельности. Свобода и необходимость в деятельности человека. Мировоззрение, его структура и типы Тема 1.3. Познавательная деятельность человека. Научное познание Содержание учебного материала Познание мира. Чувственное и рациональное познание. Мышление, его форма и методы. Знания, как результат познавательной деятельности, его виды. Понятие истины, её критерии. Абсолютная, относительная истина. Естественные, технические, точные и социально-гуманитарные науки. Особенности, уровни и методы научного познания. Особенности научного познания в социальногуманитарных науках. Российское общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI в. Объем часов 3 8 2 Формируемые общие и профессиональные компетенции 4 ОК 01 ОК 05 1 1 ПК 1.1-ПК 1.2 3 ОК 02 ОК 04 ОК 05 1 ОК 02 ОК 04 ОК 05 Раздел 2. Духовная культура Тема 2.1. Духовная культура личности и общества 8 Содержание учебного материала Духовная деятельность человека. Духовные ценности российского общества. Материальная и духовная культура. Формы культуры. Народная, массовая и элитарная культура. Молодёжная субкультура. Контркультура. Функции культуры. Культурное многообразие современного общества. Диалог культур. Вклад российской культуры в формирование ценностей современного общества. Мораль как общечеловеческая ценность и социальный регулятор. Категории морали. Гражданственность. Патриотизм. Профессионально-ориентированное содержание Практическое занятие №3 Культура общения, труда, учебы, поведения в обществе. Этикет в профессиональной деятельности «Машинист локомотива». Тема 2.2. Наука и образование Содержание учебного материала Наука. Функции науки. Возрастание роли науки в современном обществе. Направление в современном мире научнотехнологического развития и научные достижения Российской Федерации. Образование в современном обществе. Российская система образований. Основные направления в развитии образования в Российской Федерации. Непрерывность образования в информационном обществе. Значение самообразования. Цифровые образовательные ресурсы. Наука и образование: их сущность и значение в современном российском обществе. Тема 2.3. Религия Тема 2.4. Искусство Содержание учебного материала Религия, её роль в жизни общества и человека. Мировые и национальные религии. Значение поддержания межконфессионального мира в Российской Федерации. Свобода совести. Содержание учебного материала Искусство, его основные функции. Особенности искусства как форма духовной культуры. Достижения современного российского искусства Практическое занятие №4 Искусство, его основные функции. Работа с текстом. Раздел 3. Экономическая жизнь общества 1 ОК 03 ОК 05 ОК 06 1 ПК 1.1-ПК 1.2 2 ОК 02 ОК 03 2 ОК 05 ОК 06 1 ОК 01 ОК 05 1 20 Тема 3.1. Экономика – основа жизнедеятельности общества Тема 3.2. Рыночные отношения в экономике. Финансовые институты Содержание учебного материала Роль экономики в жизни общества. Макроэкономические показатели и качество жизни. Предмет и методы экономической науки. Ограниченность ресурсов. Кривая производственных возможностей. Типы экономических систем. Экономический рост и пути его достижения. Факторы долгосрочного экономического роста. Понятие экономического цикла. Фазы экономического цикла. Причины экономических циклов Практическое занятие №5 Экономический рост: понятие, сущность и виды. Решение задач. Содержание учебного материала Функционирование рынков. Рынки труда, капитала, земли, информации. Государственное регулирование рынков. Конкуренция и монополия. Государственная политика по развитию конкуренции. Антимонопольное регулирование в Российской Федерации. Финансовый рынок. Финансовые институты. Банки. Банковская система. Центральный банк Российской Федерации: задачи и функции. Монетарная политика Банка России. Контрольная работа №1 Инфляция: причины, виды, последствия Практическое занятие №6 Рыночный спрос и рыночное предложение. Работа со схемами. Тема 3.3. Рынок труда и безработица. Рациональное поведение потребителей Тема 3.4. Предприятие в экономике Содержание учебного материала Рынок труда. Заработная плата и стимулирование труда. Занятость и безработица. Причины и виды безработицы. Государственная политика Российской Федерации в области занятости. Особенности труда молодёжи. Деятельность профсоюзов. Рациональное экономическое поведение. Экономическая свобода и социальная ответственность. Экономическая деятельность и проблемы устойчивого развития общества Практическое занятие №7 Спрос на труд. Стратегия поведения при поиске работы. Решение задач. Содержание учебного материала Предприятие в экономике. Цели предприятия. Факторы производства. Альтернативная стоимость, способы и источники финансирования предприятия. Издержки, их виды. Выручка, прибыль. Поддержка малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации. Государственная политика импортозамещения в Российской Федерации. Профессионально-ориентированное содержание 2 ОК 02 ОК 07 1 2 ОК 01 ОК 03 ОК 09 1 1 3 ОК 01 ОК 02 ОК 03 1 ОК 01 ОК 03 1 1 ПК 1.1-ПК 1.2 Тема 3.5. Экономика и государство Профессионально ориентированное содержание Практическое занятие №8 Предпринимательская деятельность в сфере производства. Основы менеджмента и маркетинга Анализ текста Содержание учебного материала Экономика и государство. Экономические функции государства. Общественные блага. Внешние эффекты. Государственный бюджет. Дефицит и профицит государственного бюджета. Принцип сбалансированности государственного бюджета. Государственный долг. Налоговая система Российской Федерации. Функции налогов. Система налогов и сборов в Российской Федерации. Налоговые льготы и вычеты. Фискальная политика государства. Цифровизация экономики в Российской Федерации. Налоги и налоговая политика. Тема 3.6. Основные тенденции Содержание учебного материала развития экономики России и Мировая экономика. Международная экономика. Международное разделение труда. Экспорт и международная экономика импорт товаров и услуг. Выгоды и убытки от участия в международной торговле. Государственное регулирование внешней торговли. Практическое занятие №9 Современная Россия и мировая экономика Составление таблицы. Раздел 4. Социальная сфера Тема 4.1. Социальная структура общества. Положение личности в обществе Тема 4.2. Семья в современном обществе Содержание учебного материала Социальные общности, группы, их типы. Социальная стратификация, её критерии. Социальное неравенство. Социальная структура российского общества. Государственная поддержка социально незащищённых слоев общества в Российской Федерации. Положение индивида в обществе. Социальные статусы и роли. Социальная мобильность, её формы и каналы в современном российском обществе. Практическое занятие № 10 Социальная стратификация и социальная мобильность . Ответы на вопросы. Содержание учебного материала Семья и брак. Функции и типы семьи. Семья как важнейший социальный институт. Тенденции развития семьи в современном мире. Меры социальной поддержки семьи в Российской Федерации. Помощь государства многодетным семьям Практическое занятие № 11 Семья как важнейший социальный институт Работа с текстом. 4 ОК 01 ОК 09 1 ОК 06 ОК 09 1 14 3 ОК 01 ОК 05 1 2 1 ОК 05 ОК 06 Тема 4.3. Этнические общности и нации Тема 4.4. Социальные нормы и социальный контроль. Социальный конфликт и способы его разрешения Содержание учебного материала Миграционные процессы в современном мире. Этнические общности. Нации и межнациональные отношения. Этносоциальные конфликты, способы их предотвращения и пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации. Национальная политика и межнациональные отношения Содержание учебного материала Социальные нормы и отклоняющееся (девиантное) поведение. Формы социальных девиаций. Конформизм. Социальный контроль и самоконтроль. Социальный конфликт. Виды социальных конфликтов, их причины. Способы разрешения социальных конфликтов. Особенности профессиональной деятельности социолога, социального психолога. Профессионально - ориентированное содержание Практическое занятие № 12 Конфликты в трудовых коллективах и пути их преодоления. Анализ текста. Раздел 5. Политическая сфера Тема 5.1. Политика и власть Содержание учебного материала Политическая власть и субъекты политики в современном обществе. Политические институты. Политическая система Политическая деятельность. Политическая система общества, её структура и функции. Политическая система Российской Федерации на современном этапе. Государство как основной институт политической системы. Государственный суверенитет. Функции государства. Форма государства: форма правления, форма государственного (территориального) устройства, политический режим. Типология форм государства. Опасность коррупции, антикоррупционная политика государства, механизмы противодействия коррупции. Обеспечение национальной безопасности в Российской Федерации Практическое занятие №13 Федеративное устройство Российской Федерации. Составление таблицы Тема 5.2. Политическая Содержание учебного материала Политическая культура общества и личности. Политическое поведение. Политическое участие. культура общества и Причины абсентеизма. Политическая идеология, её роль в обществе. Основные идейно-политические личности. Политический течения современности. Политический процесс и участие в нём субъектов политики. Формы участия процесс и его участники граждан в ОК 05 ОК 06 5 ОК 04 ОК 05 1 1 ПК 1.1-ПК 1.2 7 2 ОК 05 ОК 06 1 3 ОК 03 ОК 04 политике. Политические партии как субъекты политики, их функции, виды. Типы партийных систем. Избирательная система. Типы избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная, смешанная. Избирательная кампания. Избирательная система в Российской Федерации. Политическая элита и политическое лидерство. Типология лидерства. Роль средств массовой информации в политической жизни общества. Профессионально-ориентированное содержание Практическое занятие №14 Роль профсоюзов в формировании основ гражданского общества. Анализ текста. Раздел 6. Правовое регулирование общественных отношений в Российской Федерации Тема 6.1. Право в системе социальных норм Содержание учебного материала Правовое регулирование общественных отношений в Российской Федерации. Право в системе социальных норм. Источники права. Нормативные правовые акты, их виды. Законы и законодательные процессы в Российской Федерации. Система российского права. Правоотношения, их субъекты. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Правонарушение и юридическая ответственность. Функции правоохранительных органов Российской Федерации Тема 6.2. Основы Содержание учебного материала конституционного права Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации. Российской Гражданство Российской Федерации. Личные (гражданские), политические, социально-экономические и Федерации культурные права и свободы человека, и гражданина Российской Федерации. Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации. Международная защита прав человека в условии мирного и военного времени Профессионально-ориентированное содержание Практическое занятие №15 Профессиональные обязанности гражданина РФ в организации мероприятий ГО и защиты от ЧС в условиях мирного и военного времени. Решение задач 1 ПК 1.1-ПК 1.2 15 2 ОК 01 ОК 05 ОК 09 1 ОК 02 ОК 06 ОК 07 1 ПК 1.1-ПК 1.2 Тема 6.3. Правовое регулирование гражданских, семейных, трудовых, образовательных правоотношений Содержание учебного материала Гражданское право. Гражданские правоотношения. Субъекта гражданского права. Организационноправовые формы юридических лиц. Гражданская дееспособность несовершеннолетних. Семейное право. Порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов. Права и обязанности родителей и детей. Трудовое право. Трудовые правоотношения. Порядок приёма на работу, заключения и расторжения трудового договора. Права и обязанности работника и работодателей. Дисциплинарная ответственность. Защита трудовых прав работников. Особенности трудовых правоотношений несовершеннолетних работников. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Порядок приёма на обучение в образовательные организации среднего профессионального и высшего образования. Порядок оказания платных образовательных услуг Трудовые споры и порядок их разрешения Тема 6.4. Правовое регулирование налоговых, административных, уголовных правоотношений. Экологическое законодательство Содержание учебного материала Административное право и его субъекты. Административное правонарушение и административная ответственность. Экологическое законодательство. Экологические правонарушения. Способы защиты права на благоприятную окружающую среду. Уголовное право. Основные принципы уголовного права. Понятие преступления и виды преступлений. Уголовная ответственность, её цели, виды наказания в уголовном праве. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних. Тема 6.5. Основы процессуального права 3 ОК 02 ОК 05 ОК 06 2 ОК 02 ОК 06 ОК 09 ПК 1.1-ПК 2. Практическое занятие №16 Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах. Работа с текстом. 1 Содержание учебного материала Конституционное судопроизводство. Административный процесс. Судебное производство по делам об административных правонарушениях. Уголовный процесс, его принципы и стадии. Субъекты уголовного процесса 3 Практическое занятие №17 Гражданские споры, порядок их рассмотрения. Решение задач. 1 Промежуточная аттестация (в форме дифференцированного зачета) 1 Итого: 72 ОК 02 ОК 05 ОК 09 ПК 1.1-ПК 1.2 3.Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины «Обществознание» 3.1. Требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению Рабочая программа общеобразовательной дисциплины «Обществознание» реализуется в учебном кабинете гуманитарных дисциплин, оборудованном посадочными местами по количеству обучающихся, рабочим местом преподавателя, комплектом учебно-методической документации. В состав учебнометодического и материально-технического обеспечения рабочей учебной программы входят: • многофункциональный комплекс преподавателя; • наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакаты) • информационно-коммуникативные средства; • экранно-звуковые пособия; • технические средства обучения; • мультимедийное оборудование; • вспомогательное оборудование; • комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности; библиотечный фонд. 3.2. Информационное обеспечение обучения. Перечень учебных изданий, Интернет – ресурсов, дополнительной литературы 1. Основная литература 1.Учебник СПО. Обществознание. Котова О. А., Лискова Т. Е. Котова О.А., Лискова Т.Е. Обществознание. Базовый уровень. 2. Учебник для СПО Котова О.А., Лискова Т.Е., Обществознание: базовый уровень: учебник для образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования Российская Федерация (РФ) 2024 2. Дополнительная литература 1. Обществознание. 10 класс : учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / [Л. Н. Боголюбов и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой – 4-е изд., стер. — М. : Просвещение, 2022. — 319 с. 2. Обществознание. 11 класс : учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / [Л. Н. Боголюбов и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой – 4-е изд., стер. — М. : Просвещение, 2022. — 334 с. 3. Важенин А. Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей. Практикум. — М.: Изд-во «Академия», 2019. – 240 с. 4. Важенин А. Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей. Контрольные задания. — М.: Изд-во «Академия», 2019. – 144 с. 5. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) 6. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от25.02.2022) 7. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от14.07.2022) 8.Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 04.08.2022) 8.Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 14.07.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 25.07.2022) 9.Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 14.07.2022, с изм. от 18.07.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 25.07.2022) Интернет-ресурсы, электронные журналы https://www.biblio-online.ru/ http://обществознание-онлайн.рф – портал по обществознанию https://social-studies.ru/ - портал для школьников и обществознанию http://law-journal.ru/ - Журнал. «Вопросы экономики и права». учителей по 4. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины раскрываются через дисциплинарные результаты, направленные на формирование общих компетенций по разделам и темам содержания учебного материала. Содержание общеобразовательной дисциплины «Обществознание» направлено на формирование общих компетенций ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 7, ОК 9 и сопряжены с достижением образовательных результатов, регламентированных ФГОС СОО. Оценивание образовательных результатов обучающихся в процессе освоения ими содержания общеобразовательной учебной дисциплины «Обществознание» на уровне среднего профессионального образования является существенным звеном учебного процесса. Целесообразно проводить оценивание образовательных результатов в ходе изучения каждого раздела образовательной программы. Для организации и проведения оценочных процедур преподаватель может воспользоваться как готовыми средствами оценивания, представленными в психолого-педагогической и методической литературе, или самостоятельно разработать инструментарий оценки. Важным средством оценки образовательных результатов выступают учебные задания, проверяющие способность к решению учебнопознавательных и учебно-практических задач, предполагающие вариативные пути решения, комплексные задания, ориентированные на проверку целого комплекса умений, компетентностно-ориентированные задания, позволяющие оценивать сформированность группы различных умений и базирующиеся на контексте социальных ситуаций. Процедура оценивания образовательных результатов обучающихся может вестись каждым преподавателем в ходе стартовой, текущей, промежуточной диагностики. Результаты стартовой диагностики могут служить основанием для корректировки учебных программ и индивидуализации учебной деятельности обучающегося, группы в целом. В текущей диагностике процедура оценивания может быть организована посредством: - оценивания результатов устного опроса; -оценивания выполнения познавательных заданий (задания к документам, содержащими социальную информацию; задания к схемам, таблицам, диаграммам, инфографике; вопросы проблемного характера; задания-задачи; проектные задания и др.); - оценивание результатов тестирования. При организации и проведении процедуры оценивания образовательных результатов обучающихся целесообразно предусмотреть возможность самооценки и взаимооценки знаний/умений обучающихся. Предметом оценивания являются не только итоговые образовательные результаты, но и динамика изменений этих результатов в процессе всего изучения и освоения содержания учебной дисциплины. Необходимо учитывать, что изучение обществознания предусматривает как развитие устной, так и развитие письменной речи; поэтому целесообразно выдерживать соответствующие пропорции в способах предъявления заданий и форматах ожидаемых ответов. Требования, параметры и критерии оценочной процедуры должны быть известны обучающимся заранее, до непосредственного проведения процедуры оценивания, включая самооценку и взаимооценку. По возможности, параметры и критерии оценки должны разрабатываться и обсуждаться преподавателем совместно с самими обучающимися. Каждому параметру оценки должны соответствовать критерии оценки: за что выставляется та или иная оценка; в случае балльной оценки - то или иное количество баллов. На основе типов оценочных мероприятий, предложенных в таблице, преподаватель выбирает формы и методы с учетом профессионализации обучения по программе дисциплины. Общая/профессиональная компетенции Раздел/Тема Тип оценочных мероприятия Раздел 1. Человек в обществе ОК 01 Тема 1.1. ОК 05 Общество и ПК 1.1 - ПК 1.2 общественные отношения. Развитие общества Познавательные задания Вопросы проблемного характера Задания к схемам, таблицам, диаграммам, инфографике Проектные задания Тестирование Самооценка и взаимооценка знаний /умений обучающихся ОК 02 ОК 04 ОК 05 Тема 1.2. Биосоциальная природа человека иего деятельность ОК 02 ОК 04 ОК 05 Тема 1.3. Познавательная деятельность человека. Научное познание Устный опрос Познавательные задания Задания к документам, содержащим социальную информацию Проектные задания Тестирование Самооценка и взаимооценка знаний /умений обучающихся Устный опрос Познавательные задания Задания к документам, содержащим социальную информацию Познавательные задания Самооценка и взаимооценка знаний /умений обучающихся Раздел 2. Духовная культура ОК 03 ОК 05 ОК 06 ПК 1.1 - ПК 1.2 Тема 2.1. Духовная культура личности и общества Познавательные задания Вопросы проблемного характера Задания к документам, содержащим социальную информацию Тестирование Самооценка и взаимооценка знаний /умений обучающихся ОК 02 ОК 03 Тема 2.2. Наука и образованиев современном мире ОК 05 ОК 06 Тема 2.3. Религия ОК 01 ОК 05 Тема 2.4. Искусство Устный опрос Познавательные задания Задания к документам, содержащим социальную информацию Проектные задания Тестирование Самооценка и взаимооценка знаний /умений обучающихся Устный опрос Познавательные задания Задания к документам, содержащим социальную информацию Самооценка и взаимооценка знаний /умений обучающихся Устный опрос Познавательные задания Задания к документам, содержащим социальную информацию Самооценка и взаимооценка знаний /умений обучающихся Раздел 3. Экономическая жизнь общества ОК 02 ОК 07 Тема 3.1. Экономика - основа жизнедеятельности общества ОК 01 ОК 03 ОК 09 Тема 3.2. Рыночные отношения в экономике. Финансовые институты ОК 01 ОК 02 ОК 03 Устный опрос Познавательные задания Задания к схемам, таблицам, диаграммам, инфографике Самооценка и взаимооценка знаний /умений обучающихся Устный опрос Познавательные задания Задания к документам, содержащим социальную информацию Самооценка и взаимооценка знаний /умений обучающихся Тема 3.3. Устный опрос Рынок труда и Познавательные безработица. задания Рациональноеповедение Задания- задачи потребителя Задания к схемам, ОК 01 ОК 03 ПК 1.1 - ПК 1.2 Тема 3.4. Предприятие в экономике таблицам, диаграммам, инфографике Проектные задания Самооценка и взаимооценка знаний /умений обучающихся Устный опрос Познавательные задания Задания - задачи Задания к документам, содержащим социальную информацию Проектные задания Самооценка и взаимооценка знаний /умений обучающихся ОК 01 ОК 09 Тема 3.5. Устный опрос Экономика игосударство Познавательные задания Задания к схемам, таблицам, диаграммам, инфографике Тестирование Самооценка и взаимооценка знаний /умений обучающихся ОК 06 ОК 09 Тема 3.6. Основные тенденции развития экономики России и Познавательные задания Вопросы проблемного характера международная экономика Работа с документами, содержащими социальную информацию Самооценка и взаимооценка знаний /умений обучающихся Раздел 4. Социальная сфера ОК 01 ОК 05 Тема 4.1. Социальная структура общества. Положение личности в обществе Устный опрос Познавательные задания Задания к документам, содержащим социальную информацию Тестирование Самооценка и взаимооценка знаний /умений обучающихся ОК 05 ОК 06 Тема 4.2. Семья в современном мире Устный опрос Познавательные задания Задания к документам, содержащим социальную информацию Тестирование Самооценка и взаимооценка знаний /умений обучающихся ОК 05 ОК 06 Тема 4.3. Этнические общности и нации Устный опрос Познавательные задания Задания к документам, содержащим социальную информацию Тестирование Самооценка и взаимооценка знаний /умений обучающихся ОК 04 ОК 05 ПК 1.1 - ПК 1.2 Тема 4.4. Социальные нормыи социальный контроль. Социальный конфликт и способыего разрешения Устный опрос Познавательные задания Задания- задачи Проектные задания Самооценка и взаимооценка знаний /умений обучающихся Раздел 5. Политическая сфера ОК 05 ОК 06 Тема 5.1. Политика и власть. Политическаясистема ОК 03 ОК 04 ПК 1.1 - ПК 1.2 Тема 5.2. Политическая культура общества иличности. Политический Устный опрос Познавательные задания Задания к документам, содержащим социальную информацию Тестирование Самооценка и взаимооценка знаний /умений обучающихся Устный опрос Познавательные задания Задания- задачи Задания к процесс и его участники документам, содержащим социальную информацию Самооценка и взаимооценка знаний /умений обучающихся Раздел 6. Правовое регулирование общественных отношений вРоссийской Федерации ОК 01 ОК 05 ОК 09 Тема 6.1. Право в системе социальных норм ОК 02 ОК 06 ОК 07 ПК 1.1 - ПК 1.2 Тема 6.2. Основы конституционного права Российской Федерации ОК 02 ОК 05 ОК 06 ПК 1.1 - ПК 1.2 Тема 6.3. Правовое регулирование гражданских, семейных, трудовых, образовательных правоотношений Устный опрос Познавательные задания Задания к документам, содержащим социальную информацию Тестирование Самооценка и взаимооценка знаний /умений обучающихся Устный опрос Познавательные задания Задания- задачи Тестирование Самооценка и взаимооценка знаний /умений обучающихся Устный опрос Познавательные задания Задания- задачи Тестирование ОК 02 ОК 06 ОК 09 ПК 1.1 - ПК 1.2 Тема 6.4. Правовое регулирование налоговых, административных, уголовных правоотношений. Экологическое законодательство ОК 02 ОК 05 ОК 09 ПК 1.1- ПК 1.2 Тема 6.5. Отрасли процессуального права ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 07, ОК 09 ПК 1.1- ПК 1.2 Самооценка и взаимооценка знаний /умений обучающихся Устный опрос Познавательные задания Задания- задачи Тестирование Самооценка и взаимооценка знаний /умений обучающихся Устный опрос Познавательные задания Задания- задачи Тестирование Самооценка и взаимооценка знаний /умений обучающихся Выполнение заданий промежуточной аттестации Рецензия Рабочая программа «Обществознание» общеобразовательной разработана для профессии дисциплины 08.01.27 Мастер общестроительных работ Рабочая программа «Обществознание» позволяет общеобразовательной дисциплины студентам освоить знания о российском обществе и особенностях его развития в современных условиях, различных аспектах взаимодействия людей друг с другом и с основными социальными институтами, содействовать формированию способности к оценке своих возможностей в повседневной и профессиональной деятельности. В программу включены вопросы формирования и развития этнонациональных, социальных, религиозных и политических общностей; развитие государственности в последовательной смене форм и типов, моделей взаимоотношений власти и общества, эволюция политической системы; социальные движения со свойственными им интересами, целями и противоречиями; эволюция международных отношений; развитие культуры разных стран и народов. Реализация программы по общеобразовательной дисциплине «Обществознание» будет содействовать формированию и развитию личности обучающегося, способного к самоидентификации и определению своих ценностных ориентиров на основе осмысления и освоения исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего знания и умения в учебной и социальной практике. Рецензент Авалян Роза Вазгеновна преподаватель Занимаемая должность ГБПОУ КК «Новокубанский аграрно-политехнический техникум Место работы Рецензия Рабочая программа «Обществознание» общеобразовательной составлена для профессии дисциплины 08.01.27 Мастер общестроительных работ. Программа содержит основные дидактические единицы, которые составляют основу повседневной жизни нашего общества: общество и общественные отношения, познавательная деятельность человека, духовная культура личности и человека, экономика как основа жизнедеятельности, социальная структура общества и положение личности в обществе, политика и власть, политическая система, право в системе социальных норм. Обучающиеся политическую смогут информацию познавательной, получать в и осмысливать развитии, коммуникативной, социально- рассматривать практической способы деятельности, необходимые для участия в жизни гражданского общества и государства, применять полученные знания и умения для решения типичных задач в области социальных отношений, гражданской и общественной деятельности, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий с действиями других людей, с нормами поведения, установленными законом. Содержание рабочей программы общеобразовательной дисциплины «Обществознание» ориентировано на формирование российской гражданской идентичности, воспитание гражданина России, сознающего объективную необходимость выстраивания собственной образовательной траектории, непрерывного профессионального роста. Рецензент: Ковтун О.В. преподаватель Занимаемая должность ГБПОУ КК «Тихорецкий техникум отраслевых технологий» Место работы