Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Кропоткинский техникум технологий и железнодорожного транспорта» КОМПЛЕКТ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации (в форме дифференцированного зачета) ОД.06 История по специальности СПО 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам) Срок обучения 3 года 10 месяцев на базе основного общего образования Форма обучения: очная 2024г. РАССМОТРЕНО методической комиссией гуманитарных дисциплин 29 августа 2024 г. Председатель ________Л.М.Хаженцева Рассмотрен на заседании педагогического совета протокол № 1 от 30 августа 2024 г. УТВЕРЖДАЮ Директор ГБПОУ «КТТ и ЖТ» _______________ В.А.Шахбазян Комплект оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации (в форме дифференцированного зачета) по общеобразовательной дисциплине ОД.06 История основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) по специальности СПО 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)разработан на основе рабочей программы дисциплины ОД.06 История преподавателями Савенковой С.В., Уваровым Е.И., Фроловой Е.В. в 2024 г. в соответствии с положением «Об оценочных средствах для текущего контроля и промежуточной аттестации в ГБПОУ «КТТиЖТ», положением «О периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в ГБПОУ «КТТиЖТ». Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Кропоткинский техникум технологий и железнодорожного транспорта». Разработчики: Савенкова С.В. ________,Уваров Е.И ________ , Фролова Е.В. преподаватели ГБПОУ «КТТ и ЖТ». Рецензенты: ___________ подпись МП ___________ подпись МП Боев Андрей Николаевич кандидат исторических наук, преподаватель ПОО Частное учреждение «Юридический техникум» г. Кропоткин Учитель истории и МХК Квалификация по диплому Ашумова Аджар Вели-кызы преподаватель истории и обществознания ЧПОУ Региональный колледж профессиональной карьеры г. Кропоткин Преподаватель политической истории Квалификация по диплому 2 1.Паспорт комплекта оценочных средств 1.1. Область применения комплекта оценочных средств Комплект оценочных средств предназначен для контроля и оценки результатов освоения учебной дисциплины ОД.06 История 1.2. Сводные данные об объектах оценивания, основных показателях оценки результатов и их критериев, типах заданий, формах аттестации Основные показатели оценки результата и их критерии Результаты освоения (объекты оценивания) метапредметные Тип задания; задания Форма аттестации (в соответстви и с учебным планом) предметные 1) умение самостоятельно Сформированность представлений о определять цели деятельности и современной исторической науке, её составлять планы деятельности; специфике, методах исторического самостоятельно осуществлять, познания и роли в решении задач контролировать и прогрессивного развития России в корректироватьдеятельность; глобальном мире использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов Сравнение различных точек зрения по важнейшим проблемам отечественной и всемирной истории Умение работать с первоисточниками Работа с первоисточниками Анализ исторического документа Дифференци рованный зачет Оценивание исторической информации на предмет ее 3 деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; 2) умение продуктивно общаться и взаимодействоватьв процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; 3) владение навыками познавательной, учебноисследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; 4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; 5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных достоверности, понимание мотивов в появлении различных подходов, взглядов и интерпретаций фактов Описание исторического события, процесса, явления Раскрытие места события в историческом контексте Последовательное изложение исторического материала Определение места России в мировой истории Владение комплексом знаний об истории России и человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе Выделение основных периодов всемирной и отечественной истории, определение особенностей политического, социальноэкономического и культурного развития каждого из них Оперирование основными датами историческими понятиями Сформированность умений применять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности, Проведение анализа исторического текста, чтение исторических карт и схем Ведение дискуссии, умение слушать и слышать собеседника, уважительно относиться к мнению Устный опрос Тесты Составление сравнительных и хронологических таблиц Чтение исторических карт, схем Работа с изображениями Дифференци рованный зачет Работа с историческим документом Составление конспекта Устный опрос Дифференци рованный зачет 4 и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; 6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов; поликультурном общении Владение навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с привлечением различных источников Сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике Умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей Владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства Владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения оппонента Ориентирование в потоке информации, отбор необходимого материала, использование методов исследования, оформление проекта Ведение диалога, дискуссии, оперирование историческими знаниями, обоснование своей точки зрения Осознание себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального общества, гражданина России Создание презентаций Устный опрос Подготовка реферата и его защита Участие в конференциях Создание реферата Логическое изложение своих мыслей, обоснование их аргументами Подготовка сообщений, докладов Самооценка своей деятельности Тесты Осмысление полученной информации Формирование отношения к изучаемому материалу Эссе Дифференци рованный зачет Дифференци рованный зачет Дифференци рованный зачет Дифференци рованный зачет Дифференци рованный зачет Составление кроссворда Устный опрос 5 2. Задания для контроля и оценки результатов освоения учебной дисциплины ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. 1914 – 1945 ГГ. Проверочная работа 1. По решению Версальской конференции виновниками I мировой войны были объявлены А) Советская Россия, Германия, и её союзники. Б) Германия, и её союзники. В) Советская Россия и Германия. Г) только Германия. Д) все империалистические державы. 2. После I мировой войны на карте Европы появились новые государства (выбрать неправильный ответ) А) Польша. Б) Румыния. В) Чехословакия. Г) Югославия. Д) Финляндия. Е) Венгрия. 3. По решению Версальской конференции Германия (выбрать неправильный ответ) А) лишалась всех колоний. Б) лишалась ВВС, танковых войск и большей части ВМФ. В) выплачивала огромные репарации. Г) теряла часть собственной территории. Д) в Германии вводился оккупационный режим. 4. Восстание моряков в Киле, свержение монархии, съезд Советов, создание Коммунистической партии, провозглашение Веймарской республики – эти события относятся к А) Ноябрьской революции в Германии. Б) «Великой депрессии». В) установлению фашистской диктатуры в Италии. Г) гражданской войне в Испании. 5. Советская власть в 1919 г. на короткое время установилась А) в Румынии и Болгарии. Б) в Австрии и Польше. В) в Пруссии и Италии. Г) в Баварии и Венгрии. 6. «Фашио ди комбатименто», «поход на Рим», создание государства Ватикан, агрессия против Эфиопии и Албании – эти события относятся к А) Ноябрьской революции в Германии. Б) «Великой депрессии». В) установлению фашистской диктатуры в Италии. Г) гражданской войне в Испании. 6 7. «Чёрный вторник», волна самоубийств, мировой экономический кризис, невиданная безработица – эти события относятся к А) Ноябрьской революции в Германии. Б) «Великой депрессии». В) установлению фашистской диктатуры в Италии. Г) гражданской войне в Испании. 8. «Новый курс» Рузвельта включал в себя А) сокращение посевных площадей. Б) введение «Сухого закона». В) расширение полномочий профсоюзов. Г) государственное страхование вкладов. Д) закон о социальном страховании. Е) «Кодекс честной конкуренции». 9. Одним из главных результатов «Великой депрессии» стало А) усиление профсоюзов. Б) установление тоталитарных режимов. В) усиление государственного вмешательства в экономику. Г) уменьшение военных расходов. 10. Адольф Гитлер (выбрать неправильный ответ) А) родился в Австрии. Б) в детстве и юности носил фамилию Шикльгрубер. В) учился в Венской Академии художеств. Г) герой I мировой войны. Д) книгу «Майн кампф» написал в тюрьме. Е) стал рейхсканцлером абсолютно законно. Ж) психически неуравновешенный человек. З) гениальный оратор. 11. Причины победы нацистов в Германии (выбрать неправильный ответ) А) тайная помощь Сталина. Б) экономический кризис. В) поддержка Гитлера крупнейшими монополиями. Г) обида немцев за унижение Германии на Версальской конференции. Д) фальсификация результатов выборов. 12. Мероприятия правительства Гитлера (выбрать неправильный ответ) А) ликвидация демократических свобод. Б) полная ликвидация частного предпринимательства. В) неограниченные полномочия карательных органов (СС, гестапо). Г) запрет всех партий, кроме НСДАП. Д) уничтожение миллионов евреев и цыган. Е) усиление военной мощи Германии. 13. Победа Народного фронта, военный переворот, вмешательство в события Германии, Италии и СССР, «Но пасаран» - эти события относятся к А) Ноябрьской революции в Германии. Б) «Великой депрессии». В) установлению фашистской диктатуры в Италии. Г) гражданской войне в Испании. 7 14. На Мюнхенской конференции решался вопрос А) о снижении германских репараций. Б) об ограничении германской армии. В) о совместных действиях против СССР. Г) об аншлюсе Австрии. Д) о передаче Германии Судетской области. 15. Вторая мировая война началась А) с нападения Германии на Польшу. Б) с нападения Италии на Эфиопию. В) с захвата Германией Чехословакии. Г) с нападения Германии на СССР. Д) с нападения Японии на США. 16. Германия оккупировала (выбрать неправильный ответ) А) Данию. Б) Норвегию. В) Финляндию. Г) Францию. Д) Бельгию. Е) Голландию. Ж) Югославию. З) часть Британских островов. 17. Среди европейских держав нейтралитета придерживались А) Швеция и Швейцария. Б) Болгария и Греция. В) Финляндия и Великобритания. Г) Венгрия и Румыния. 18. Кроме Европы боевые действия велись А) в Северной Африке и на Тихом океане. Б) в Южной Америке и Карибском море. В) в Южной Африке и Австралии. Г) в Индии и Индийском океане. 19. В 1944 году американцы и англичане высадились А) в Южной Италии. Б) в Северной Франции. В) в Греции. Г) в Норвегии. 20. «Малыш» и «Толстяк» - это А) Рузвельт и Черчилль. Б) Гитлер и Сталин. В) Эйзенхауэр и Монтгомери. Г) атомные бомбы, сброшенные на Хиросиму и Нагасаки. 21. Судебный процесс над крупнейшими нацистскими преступниками проходил А) в Москве. Б) в Мюнхене. В) в Лондоне. Г) в Гамбурге. 8 Д) в Нюрнберге. 22. Кто есть кто? Совместить характеристики политических деятелей с именами А Б В Г Д Е Ж З Неплохой военный, совершил фашистский переворот в Испании и победил в гражданской войне. Во Второй мировой войне фактически сумел сохранить нейтралитет и правил до самой смерти в 1975 г. Один из величайших политиков XX века, неоднократный премьер Великобритании. Злейший враг Советской власти, ставший союзником СССР по Антигитлеровской коалиции. Инициатор Холодной войны. Лауреат Нобелевской премии по литературе. Один из лидеров нацистского режима, рейхсфюрер СС, главный палач Германии. Пытался вести сепаратные переговоры с американцами, которые были сорваны советской разведкой. Пытался скрыться, но был разоблачён и покончил с собой. Бывший учитель, бывший журналист, создатель и лидер первой в истории фашистской партии. Носил титул «дуче». Захватил власть в Италии. В 1943 г. был арестован, но спасён немецкими спецназовцами. Тем не менее, в 1945 г. попал в плен к партизанам и был расстрелян. Ближайший советник Гитлера, фактически управлявший Германией от его имени. Подозревается в сотрудничестве с советской разведкой. Видимо, погиб, пытаясь скрыться из окружённого Берлина. Единственный в истории «четырёхкратный» президент США, вывел страну из «Великой депрессии», был одним из участников «Большой тройки». Большую часть жизни провёл в инвалидном кресле. Меньше месяца не дожил до Победы Знаменитый лётчик Первой мировой, толстый, тупой и жадный. Злоупотреблял наркотиками. Личный друг Гитлера, его официальный преемник, незадолго до краха лишённый всех постов. Приговорён к повешению, но принял яд за несколько часов до казни. Невысокий и хромой идеолог нацизма, рейхсминистр пропаганды, крайний фанатик, один из главных нацистских преступников. В мае 1945 убил шестерых детей и покончил с собой. Бенито Муссолини Герман Геринг Уинстон Черчилль Франсиско Франко Генрих Гиммлер Йозеф Геббельс Франклин Рузвельт Мартин Борман 23. Расположите в хронологическом порядке следующие события: 1. вступление в войну США; 2. битва на Марне; 3. Брусиловский прорыв; 4. первое применение химического оружия; 5. свержение царской власти в России; 6. приход к власти в России большевиков; 7. первое использование танков в сражении на Сомме; 8. убийство Франца Фердинанда; 9. заключение Брестского мирного договора. 9 24. Прочитайте извлечение из Версальского мирного договора 1919 г. и ответьте на вопросы. Ст. 231. Союзные и Объединившиеся правительства заявляют, а Германия признаёт, что Германия и её союзники ответственны за причинение всех потерь и всех убытков, понесённых Союзными и Объединившимися правительствами и их гражданами вследствие войны, которая была им навязана нападением Германии и её союзников… Ст. 233. Размер названных убытков, которые Германия обязана возместить, будет установлен Междусоюзной комиссией, которая примет наименование Репарационной комиссии». ⬤ 1) В чём заключался политический смысл ст. 231. 2) Какие действия по отношению к Германии и её союзникам на основании данной статьи становились законными? 25. Прочитайте отрывок из заметки в газете «Таймс» в 1923 г. и ответьте на вопрос. «Италия, несомненно, никогда ещё не была так сильна и едина, как сегодня... Дуче облегчил дефицит бюджета. Он значительно улучшил коммунальное обслуживание населения, а также положение дел на железных дорогах. Он добился сокращения разросшейся бюрократии, не увеличив при этом безработицы. Напротив, число безработных никогда не было в Италии столь низким. Не меньших успехов добился Муссолини и в области колониальной политики. А его социальная политика, направленная на поддержку наименее обеспеченных слоёв населения, достойна всяческого уважения». ⬤ Какие внутриполитические мероприятия обеспечили Муссолини поддержку итальянцев? 26. Расположите в хронологическом порядке следующие события: конфликт на оз. Хасан; аншлюс Австрии; захват Германией Чехии; захват Японией Маньчжурии: занятие Германией Судетской обл.; заключение советско-германского договора о ненападении; начало конфликта на р. Халхин-Гол; начало японо-китайской войны. 27. Прочитайте отрывки из послания президента Рузвельта конгрессу США от 17 мая 1933 г. и ответьте на вопросы. «Ещё до окончания специальной сессии конгресса я рекомендую принять две дальнейшие меры по обеспечению народа работой. Моя первая просьба, чтобы конгресс обеспечил создание механизма сокращения рабочей недели, при сохранении достаточной платы за сокращённую неделю, и предотвращения нечестной конкуренции и гибельного перепроизводства. Другое предложение даёт исполнительной власти полномочия приступить к большой программе „прямой занятости“. Тщательное изучение убеждает меня в том, что приблизительно 3300 млн долларов могут быть вложены в полезное и необходимое общественное строительство и в то же время предоставят работу максимальному количеству людей». ⬤ 1) Перечислите основные мероприятия «Нового курса» в экономике и социальной сфере. 2) На основании источника дайте оценку роли государства в решении экономических проблем. 3) Найдите противоречия в политике «Нового курса». С чем могла быть связана противоречивость предлагаемых мероприятий? 28. Прочитайте отрывки из советско-французского и советско-чехословацкого договоров (1935), ответьте на вопросы. «Ст. 1. В случае если СССР или Франция явились бы предметом угрозы или опасности нападения со стороны какого-либо европейского государства, Франция и соответственно СССР обязуются приступить обоюдно к немедленной консультации в целях принятия мер для соблюдения постановлений ст. 10 Статута Лиги Наций. Ст. 2. В случае если СССР или Франция явились бы, несмотря на искренне мирные намерения обеих стран, предметом невызванного нападения со стороны какого-либо европейского государства, Франция и взаимно СССР окажут друг другу немедленно помощь и поддержку. Ст. 3. Каждый член 10 Лиги, прибегающий к войне вопреки обязательствам, принятым в статьях 12, 13 или 15 Статута, тем самым рассматривается как совершивший акт войны против всех других членов Лиги, СССР и взаимно Франция обязуются, в случае если один из них явится в этих условиях, несмотря на искренне мирные намерения обеих стран, предметом невызванного нападения со стороны какого-либо европейского государства, оказать друг другу немедленно помощь и поддержку» (советско-французский договор); «Ст. 2. В случае если СССР или Республика Чехословакия явились бы предметом невызванного нападения со стороны какого-либо европейского государства, [договаривающиеся стороны] окажут друг другу немедленно помощь и поддержку. Оба правительства признают, что обязательства взаимной помощи будут действовать между ними лишь поскольку… помощь стороне — жертве нападения будет оказана со стороны Франции» (советско-чехословацкий договор). ⬤ 1) Какой документ рассматривался как основополагающий при заключении советскофранцузского договора? 2) Объясните выражение «предмет невызванного нападения».3) Объясните, как должны поступать СССР и Франция в случае военной угрозы либо в случае нападения на одно из государств. 4) Объясните, как должны поступать СССР и Чехословакия в случае нападения на одно из государств. 29. Расположите в хронологическом порядке следующие события: 1. вступление США в войну; 2. нападение Германии на Советский Союз; 3. принятие Устава ООН; 4. Ялтинская конференция; 5. первая атомная бомбардировка; 6. высадка войск союзников в Нормандии. 30. Расположите в хронологическом порядке следующие события: 1. Курская битва; 2. Тегеранская конференция; 3. начало контрнаступления Красной Армии под Сталинградом; 4. битва за Днепр; 5. взятие Берлина советскими войсками 6. подписание Декларации Объединённых Наций, Ответы: 1-г, 2-а,в,д,е, 3-д, 4-а, 5-г, 6-в, 7-б, 8-г, 9-в, 10-г, 11-а, 12-б, 13-г, 14-д, 15-а, 16-з, 17-а, 18-а, 19-б, 20-г, 21-а, 22-А-Ф.Франко, Б- У.Черчилль, В-Г.Гиммлер, Д- М.Борман, Е-Ф Рузвельт, Ж-Г.Геринг, З-Й.Геббельс; 23-8,9,4,3,7,5,1,6,9; 29-2,1,6,4,3,5; 30-6,3,2,1,4,5. ИСТОРИЯ РОССИИ 1914-1945гг. Проверочная работа «Россия в годы Первой мировой войны» 1. Когда Россия вступила в I мировую войну: а) 15 июля 1914 г.; б) 1 сентября 1914 г.; в) 1 августа 1914 г.? 2. В Первой мировой войне принимали участие ______ стран: а) 23; б) 28; в) 35; г) 38. 3. «План Шлиффена» был принят к действию командованием: а) Германии; б) Франции; в) Австро-Венгрии; г) Бельгии 4. Что позволило французам остановить наступление Германии и одержать победу 1914 г.: а) применение танков; 11 б) наступление русской армии в Восточной Пруссии; в) полководческий талант маршала Ф.Фоша? 5. В историю Первая мировая война вошла как: а)тыловая война; б) странная война; в) позиционная война; г) великая война 6. Какое государство в годы войны стало инициатором использования химического оружия: а) Россия; б) Франция; в) Германия; г) Англия? 7. В ходе какого сражения Первой мировой войны были впервые применены танки: а) в битве на р.Сомма; б) в Верденском сражении; в) в ходе осады крепости Перемышль? 8. Кто был Главнокомандующим Юго-Западным фронтом в 1916г.: а) А.А.Брусилов; б) Я.Г. Жилинский; в) А.В. Самсонов? 9. Мир в Брест-Литовске подписали: а) Австро-Венгрия и Англия; б) Италия и Франция; в) Россия и Германия; г) Франция и Германия. 10. Компьенское перемирие подписано: а) 3 марта 1918; б) 11 ноября 1918; в) 28сентября 1918; г) 3 ноября 1918. Ответы: 1-в 6-в 2-г 7-а 3-а 8-а 4-б 9-в 5-б 10-б Критерии оценки: Количество правильных ответов 0-5 6-7 8 9-10 Оценка «2» «3» «4» «5» Проверочная работа по теме «Российская революция: Февраль 1917 г. Октябрь 1917 г. Первые революционные преобразования большевиков» 1. Николай II отрекся от престола: а) 23.02.1917 г.; б) 27.02.1917 г. в) 02.03.1917 г. 25.10.1917 г. 2. Заполните: Двоевластие 12 3. Первым актом Петроградского Совета стал Приказ № 1: а) «О создании Временного правительства»; б) «О расширении гражданских прав и свобод»; в) «Об установлении в России демократической республики»; г) «О демократизации армии». 4. Политика Временного правительства строилась исходя из курса: а) улучшение экономического положения рабочих; б) установление 8-часового рабочего дня; в) продолжение войны; г) полномасштабный раздел земли. 5. Первый кризис Временного правительства в апреле 1917 г. связан с: а) провалом наступления на фронте; б) голодными бунтами в столице; в) нежеланием установить 8-часовой рабочий день; г) нотой к правительствам воюющих держав вести войну до победного конца. 6. В июле 1917 г. Второе коалиционное правительство возглавил: а) Л. Корнилов; б) А. Керенский; в) В. Ленин; г) Л. Троцкий. 7. Временный революционный комитет по подготовке вооруженного восстания в октябре 1917 г. возглавил: а) И. Сталин; б) В. Ленин; в) Л. Троцкий; г) К. Ворошилов. 8. Действия большевиков осудили и покинули II Всероссийский съезд Советов: а) кадеты и анархисты; б) правые эсеры и кадеты; в) меньшевики и правые эсеры; г) анархисты и меньшевики. 9. На II Всероссийском съезде Советов было сформировано новое правительство: а) Совет народных комиссаров; б) Временное правительство; в) Директория. 10. В декабре 1917 г. для борьбы с контрреволюцией создается: а) Народная милиция; б) Уголовный розыск; в) Всероссийская Чрезвычайная Комиссия; г) Части особого назначения. 11. Разрыв переговоров с Германией о заключении сепаратного мира привел к: а) Германию на грань катастрофы; б) к позиционной войне; в) к массовому братанию солдат; г) к новому немецкому наступлению. 12. Мирный договор между Россией и Германией был подписан в Брест-Литовске в; а) январе 1918 г.; б) марте 1918 г.; в) апреле 1918 г.; г) ноябре 1918 г. 13. По условиям Брестского мира от России отторгались территории: а) Польша и Финляндия; б) часть Закавказья; в) Финляндия, Украина; г) Польша, Литва, часть Латвии, Белоруссии и Закавказья; 14. Декрет СНК от 28 июня 1918 г. в сфере экономики закрепил курс на: а) национализацию промышленности; б) усиление рабочего контроля на производстве; 13 в) развитие товарно-денежных отношений; г) создание иностранных концессий. 15. Функцию управления национализированными предприятиями закрепили за: а) коллегиальными органами; б) Высшим Советом Народного Хозяйства; в) профсоюзами; г) партийными комитетами. Ответы: 1. В 2. Временное правительство, Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов. 3. Г 4. В 5. А 6. Б Критерии оценки Количество правильных ответов 0-11 12-14 15-16 17-20 7. В 8. В 9. А 10. В 11. Г 12. Б 13. Г 14. А 15. Б 16. А: 1,3,4,5, 10 17. Д 18. А 19. Б 20. Д Б: 2,6,7,8,9 Оценка «2» «3» «4» «5» Проверочная работа по теме: «Гражданская война и ее последствия» 1. Что было одной из причин Гражданской войны? а) политическая стабильность в стране б) непринятие политическими противниками большевиков Брестского мира с Германией+ в) отречение от престола Николая II г) поражение русской армии на фронтах Первой мировой войны 2. Соотнесите: А) Красное движение Б) Белое движение 1. А.Каледин; 2. М.Тухачевский; 3. Л.Корнилов; 4. А.Деникин 5. А.Колчак 6. С.Буденный; 7. К.Ворошилов; 8. В.Чапаев 9. Г.Котовский 10. П.Врангель 3. Политика «военного коммунизма» включала: а) национализацию всех средств производства; б) уравнительное распределение продуктов; в) принудительный т руд; г) централизованное управление д) все вышеперечисленное. 4.Комитеты бедноты в деревне: а) занимались изъятием излишков продуктов у зажиточных крестьян; б) распределяли продукты среди крестьян; 14 в) следили за выполнением хлебозаготовок; г) все вышееперчисленное. 5. Белое движение потерпело поражение, потому, что: а) лидеры не имели четкой программы; б) сотрудничали с интервентами; в) реставрировали законы Российской империи; г) возвращали собственность старым владельцам; д) все вышеуказанное. 6.Социально-экономическая политика, проводимая Советским государством в годы Гражданской войны, — а) НЭП б) «военный коммунизм» в) коллективизация г) индустриализация 7. Как во времена Гражданской войны назывался орган управления Красной Армией? а) Государственный комитет обороны б) Военно-революционный комитет в) совет народных комиссаров г) Реввоенсовет 8. Какая страна не участвовала в интервенции? а) Англия; б) Япония; в) Дания.+ 9. Кто входил в социальный состав белого движения? а) рабочие центрально-промышленного района б) значительная часть крестьянства в) часть офицерского корпуса русской армии г) чиновничество 7. Какой из данных деятелей был председателем Реввоенсовета Советской республики в годы Гражданской войны? а) М.В.Фрунзе б) В.И.Ленин в) Л.Д.Троцкий г) Н.И.Бухарин 10. Кто был главой белого движения в Сибири и Дальнем Востоке? а) барон Врангель; б) генерал Деникин; в) адмирал Колчак. 11. К белому движению не принадлежат: а) большевики; б) меньшевики; в) эсеры. 12.Что такое интервенция? а) вооруженное вмешательство во внутренние дела России иностранных держав; 15 б) переговоры представителей иностранных держав с советской властью; в) сбор средств среди населения иностранных держав в пользу белого движения. 13. Когда произошел расстрел царской семьи в Екатеринбурге? а) 17 июля 1918г.; б) 24 февраля 1919г.; в) 7 ноября 1920 г. 14.Кто не входил в лагерь белых во время Гражданской войны? а) представители кадетов и эсеров; б) русское офицерство; в) комитеты бедноты. 15.Какой временной период охватывает Гражданская война в России? а) 1917-1922 гг. б) 1918-1920 гг. в) 1917-1924 гг. Ответы: 1-б 2- А: 1,3,4,5, 10 3- д 4- г 5-д 6-б 7-г 8-в Б: 2,6,7,8,9 9-в 10-в 11-а,в 12-а 13-а 14-в 15-а Критерии оценки Количество правильных ответов 0-8 9-10 11-12 13-15 Оценка «2» «3» «4» «5» Проверочная работа по теме: «СССР в 1920–1930-е годы. «Межвоенный период (1918-1939)» I вариант 1. Фашизм зародился в: а) Италии; б) Германии; в) Испании; г) Франции. 2. «Великая депрессия» - это: а) первая мировая война; б) революция в России; в) экономический кризис в США; г) выход из кризиса в Германии. 3. Советский Союз вступил в Лигу Наций в: а) 1930 году; б) 1934 году; в) 1932 году; г) 1933 году. 4. В 1921 году под лозунгом «За Советы, но без коммунистов» восстали моряки: а) тихоокеанского флота; б) черноморского флота; 16 в) северного флота; г) балтийского флота. 5. НЭП рассматривался как: а) постоянная экономическая политика государства; б) временная мера; в) переход к рыночной экономике? 6. В Закавказскую Федерацию входили? а) Грузия; Армения; Азербайджан; б) Армения; Чечня; Дагестан; в) Казахстан; Киргизия; Туркмения; г) Осетия; Ингушетия; Чечня. 7. Индустриализация - это: а) создание транспортной системы; б) создание промышленности; в) создание государственного аппарата. 8. Коллективизация означает создание: а) товарищество по совместной обработке земли; б) сельскохозяйственный кооператив; в) коллективных хозяйств; г) хуторских хозяйств. 9. Самым страшным годом репрессий в СССР был: а) 1929 г.; б) 1937 г.; в) 1939 г.; г) 1941 г. 10. «Мюнхенское соглашение» - это договор, по которому независимости лишилась: а) Польша; б) Югославия; в) Чехословакия; г) Болгария. 11. Новая экономическая политика: определение, причины, преобразования, итоги___________________________________________________________________ II вариант 1. Мировой экономический кризис начался в: а) Италии; б) Германии; в) США; г) Англии. 2. «Новый курс» - это: а) политика Гитлера по выводу Германии из кризиса; б) экономические преобразования Рузвельта в США; в) политика нового советского правительства в период гражданской войны. 3. Мировой экономический кризис произошел в: а) 1917-1920 гг.; б) 1914-1918 гг.; в) 1929-1933 гг.; г) 1925-1930 гг. 4. Новая экономическая политика: а) ограничивала экономическую деятельность граждан; б) не влияла на экономическую деятельность; в) предоставила экономическую свободу гражданам. 5. СССР был образован на 1 Всесоюзном съезде Советов: а) 30 декабря 1922 года; б) 15 мая 1924 года; 17 в) 10 июня 1921 года; г) 31 декабря 1924 г. 6. В состав СССР на момент образования вошли; а) Россия; Украина; Молдавия; Белоруссия; б) Россия; Украина; Белоруссия; Закавказье; в) Россия; Латвия, Литва, Эстония. 7. В период индустриализации упор делался на: а) тяжелое машиностроение; б) текстильное производство; в) пищевое производство. 8. Тоталитаризм означает: а) полное равенство всех людей в обществе; б) безвластие; в) полный контроль государства над всеми сферами жизни. 9. СССР исключен из Лиги Наций в: а) 1930 г.; б) 1934 г.; в) 1935 г. г) 1939 г. 10. Антикоминтерновский пакт – это военный союз: а) СССР, Франции и Чехословакии; б) Великобритании, Германии, Италии; в) Италии, Германии, Японии. 11. «Политика военного коммунизма»: определение, причины, преобразования, итоги___________________________________________________________________ Ответы: I вариант 1-а 2-в 3-б 4-г 5-б 6-а 7-б 8-в 9-б 10-в II вариант 1-в 2-б 3-в 4-в 5-а 6-б 7-а 8-в 9-г 10-в Критерии оценки: Количество правильных ответов 0-6 7 8 9-11 Оценка «2» «3» «4» «5» Проверочная работа по теме: «Великая Отечественная война. 1941–1945 гг.» I вариант 1. Соотнесите даты и события: А. Начало Второй мировой войны Б. Конференция в Тегеране В. Сталинградская битва Г. Открытие второго фронта Д. Начало ВОВ 1. 6 июня 1944 г. 2. 22 июня 1941 г. 3. 1 сентября 1939 г. 4. 28 ноября - 1 декабря 1943 г. 5. 17 июля 1942 г. - 2 февраля 1943 г. 18 2. Соотнесите названия операций и места их проведения: А. «Оверлорд» 1. Москва Б. «Тайфун» 2. Белоруссия В. «Багратион» 3. Франция 3. Главным вопросом Тегеранской конференции был вопрос: а) об открытии второго фронта; б) о будущих границах Польши; в) о будущем устройстве Германии; г) о помощи Югославским партизанам? 4. Самое крупное танковое сражение за время второй мировой войны произошло: а) под Москвой; в) на Курской дуге; б) под Ленинградом; г) под Сталинградом; 5. Какой город был удостоен звания города-героя за мужество его защитников в первые дни Великой Отечественной войны: а) Брест; б) Киев; в) Ленинград; г) Минск? 6. В ходе какой битвы немцы были зажаты в кольцо ударами трех фронтов:: а) битва за Москву; б) Сталинградское сражение; в) Курская битва; г) битва за Берлин? 7. Коренной перелом в ходе ВОВ был достигнут в результате: а) поражение немецких войск под Москвой; б) снятие блокады Ленинграда; в) сражения под Курском и Сталинградом; г) освобождение Киева и Минска. 8. Какая военная операция получила название «Огненная дуга»: а) Курская битва; б) освобождение Киева; в) Сталинградская битва; г) снятие блокады Ленинграда? 9. Военные действия против Японии Красная Армия: А. Начала 8 августа 1945 г. Б. Завершила 2 сентября 1945 г. подписанием Японией акта о безоговорочной капитуляции а) верно только А; б) верны и А, и Б; в) верно только Б; г) оба суждения неверны. 10. Расположите в хронологической последовательности: а) капитуляция Франции; б) битва за Днепр; в) Берлинская операция; г) Потсдамская конференция. 11. Роль партизанского войны__________________ движения в годы Великой Отечественной II вариант 1. Соотнесите даты и события: А. Окончание Второй мировой войны Б. Прохоровское сражение В. Контрнаступление советских войск под Москвой Г. Советско-германский договор о ненападении Д. Бомбардировка Хиросимы 1. 12 июля 1943 г. 2. 6 августа 1945 г. 3. 23 августа 1939 г. 4. 2 сентября 1945 г. 5. 5 декабря 1941 г. 19 2. Соотнесите названия операций и места их проведения: А. «Морской лев» 1. Великобритания Б. «Цитадель» 2. Курск В. «Уран» 3. Сталинград 3. 28 бойцов из дивизии генерала Панфилова отличились в боях под; а) Брестом; в) Москвой; б) Ленинградом; г) Сталинградом? 4. Решение о создании ООН было принято на: а) Крымской конференции; б) Тегеранской конференции; в) Потсдамской конференции; г) Московской конференции? 5. Какой город пережил 900-дневную блокаду? а) Москва; б) Брест; в) Ленинград; г) Сталинград? 6. Направления «Север», «Центр», «Юг» предусматривались в плане а) «Вайс»; б) «Барбаросса; в) «Цитадель»; г) «Ост»? 7. Название «Дорога жизни» связано с сопротивлением врагу защитников: а) Севастополя; б) Москвы; в) Одессы; г) Ленинграда. 8. Следствием битвы за Москву стало: а) Германия начала терять союзников; в) был сорван план молниеносной войны; б) произошел коренной перелом в войне; г) был открыт второй фронт в Европе. 9. Акт о безоговорочной капитуляции Японии был подписан: а) на борту американского крейсера «Миссури»; б) в американском городе Портсмут; в) на одном из военных кораблей в советском порту Находка; г) в немецком городке Потсдам. 10. Расположите в хронологической последовательности: а) Нюрнбергский процесс; б) высадка союзных войск в Нормандии; в) первый салют за годы войны; 11. Ответы: Роль антигитлеровской войны______________________ I вариант 1. 1- А-3, Б-4, В-5, Г-1, Д-2 2. 2- А-3, Б-1, В-2 3. 3- А 4. 4- В 5. 5- А 6. 6- Б 7. 7- В 8. 8- А 9. 9 - Б 10. 10А, Б, В, Г Критерии оценки: Количество правильных ответов г) оборона Брестской крепости коалиции в годы Второй мировой II вариант 1. 1- А-4, Б-1, В-5, Г-3, Д-2 2. 2- А-1, Б-2, В-3 3. 3- В 4. 4- Б 5. 5- В 6. 6- Б 7. 7- Г 8. 8- В 9. 9 - А 10. 10 Г, В, Б, А Оценка 20 0-6 7 8 9-10 «2» «3» «4» «5» ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ 1945-начало XXIв. 1 вариант 1. Что можно считать главной причиной развязывания «холодной войны»? 1. Противоречия между СССР и США с целью увеличения своего влияния на другие страны; 2. Принятие в ООН лишь 3 из 15 республик СССР; 3. Вмешательство СССР во внутренние дела стран Восточной Европы; 4. Отказ СССР от «плана Маршалла». 2. Официальной датой создания ООН считается: 1. 1944г. – разработка Устава ООН в Думбартон-Оксе; 2. 26 июня 1945г. – подписание Устава ООН большинством стран, вошедших в эту организацию; 3. 24 октября 1945г. – ратификация Устава ООН большинством стран, вошедших в эту организацию; 4. 10 декабря 1948г. – принятие Всеобщей Декларации прав человека. 3. С какой страной связан конфликт между СССР и США, получивший название «Карибский кризис» 1962г.? 1. Мексика; 3. Куба; 2. Сальвадор; 4. Никарагуа. 4. Из военной организации НАТО Франция вышла при: 1. Де Голле; 3. Миттеране; 2. Помпиду;4. Шираке. 5. Моделью национального и экономического развития для Ю. Кореи стал(а): 1. Япония; 3. Китай; 2. США; 4. СССР 21 6.Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе состоялось в: 1. Хельсинки; 3. Страсбурге; 2. Брюсселе; 4. Москве. 7. К странам Восточной Европы в послевоенный период относили: 1. Испанию, Грецию, Португалию; 2. Польшу, Венгрию, Румынию; 3. Данию, Швецию, Норвегию; 4. Италию, Германию, Испанию. 8. М.С. Горбачев в области внешней политики провозгласил: 1. «новое мышление»; 3. гласность; 2. «ускорение»; 4. военный паритет. 9. Вывод советских войск из Афганистана состоялся: 1. в 1979г.; 3. в 1989г.; 2. в 1986г.; 4. в 1991г. 10. Заявление о том, что «ядерная война никогда не должна быть развязана, в ней не может быть победителей», сделали на встрече в середине 1980-х гг. в Рейкьявике руководители: 1. Б.Н. Ельцин и Дж. Буш; 2. Л.И. Брежнев и Р. Никсон; 3. М.С. Горбачев и Р. Рейган; 4. Н.С. Хрущев и Дж. Кеннеди. 11. Событием всемирно-исторического значения для немецкого народа, Европы и всего мира стал акт воссоединения Германии, который был подписан в торжественной обстановке: 1. 8 мая 1990г.; 2. 31 августа 1990г.; 3. 3 октября 1990г.; 4. 10 ноября 1990г.; 12. Для регулирования практических вопросов сотрудничества в оказании помощи какому государству в мирном использовании ядерной энергии была сформирована международная компания КЕДО 1. КНДР 2. Иран 3. Российская Федерация; 4. Ирак 5. Пакистан 13. Волна протестов и восстаний, проходившая в арабском мире под названием «Арабская весна» произошли: 1. 2009г. 2.2011г. 3. 2005г. 4.2013г. 22 14. Многосторонний, многоуровневый вооружённый конфликт на территории Сирии берет начало в: 1. 2017 2. 2012 3. 2011 4. 2016 15. Основной причиной миграционного кризиса в Европе стало: 1. Ухудшение демографического положения на территории Ближнего Востока 2. Экономический кризис 3. Вооруженный конфликт в Сирии 4. Волна протестов и восстаний на территории Ближнего Востока 16. Какое событие отражено на данной карикатуре? Кто изображён на рисунке? 17. В "Ось зла" президент США Буш-младший включил следующие страны: а) Россия б) Китай в) Иран г) Ирак д) Индия е) Мьянма ж) Пакистан з) Сирия и) Ливия к) Ливан л) Иордания м) Куба н) Венесуэла 18. Из перечня стран определите ядерные державы: А. США; Б. Канада; В. Великобритания; Г. Франция; Д. Германия; Е. Италия; Ж. СССР. Ответы 1 2 1 3 3 3 4 1 5 4 6 1 7 2 8 1 9 1 10 3 11 3 12 1 13 2 14 3 15 3 16. Карибский кризис 1962 г. На рисунке изображены руководители США и СССР – Д.Ф. Кеннеди и Н.С. Хрущёв. 17. В, Г, О 18. А, В, Г, Ж 23 2 Вариант 1. В какие годы происходила война в Корее? 1. 1948 – 1951 гг.; 2. 1949 – 1952 гг.; 3. 1950 – 1953 гг.; 4. 1951 – 1954 2. Когда было образовано государство Израиль? 1. 1946г.; 2. 1947г.; 3. 1948г.; 4. 1949г. 3. Какой ряд дат связан с успехами СССР в освоении космоса? 1. 1945г., 1953г., 1964г.; 2. 1965г., 1977г., 1982г.; 3. 1969г., 1979г., 1989г.; 4. 1957г., 1961г.. 1975г. 4. Берлинская стена была возведена в: 1. 1960г.; 2. 1961г.; 3. 1962г.; 4. 1963г. 5. В 1962 году советские ракеты были размещены: 1. в Чехословакии; 2. в ГДР; 3. на Кубе; 4. в Венгрии. 6. Советско-американские соглашения о контроле над стратегическими вооружениями и ограничении систем противоракетной обороны в 1972г. в Москве подписали: 1. Л.И. Брежнев и Р. Никсон; 2. И.В. Сталин и Г. Трумэн; 3. Н.С. Хрущев и Д. Кеннеди; 4. М.С. Горбачев и Р. Рейган. 24 7. В каком году в Москве был подписан Договор между СССР, США, Великобританией о запрещении ядерных испытаний в атмосфере, космосе и под водой? 1. 1953г.; 2. 1963г.; 3. 1972г.; 4. 1982г. 8. Вскоре после арабо-израильской войны 1973г. арабские страны применили эмбарго на продажу нефти из-за того, что: 1. Резко сократилась (вследствие войны) добыча нефти; 2. Были низкими цены на нефть; 3. Арабские страны стремились наказать США и их союзников за поддержку Израиля; 4. Израиль захватил значительные площади арабских стран, где находились нефтяные скважины. 9. Какая из указанных стран НЕ присоединилась к зоне евро? 1. Великобритания 2. Франция 3. ФРГ 4. Италия 10. Кульминацией процесса разрядки международной напряжённости в Европе стало Совещание по вопросам безопасности и сотрудничества (Хельсинское соглашение), которое проходило в: 1. 1939 – 1944 гг.; 3. 1973 – 1975 гг.; 2. 1958 – 1960 гг.; 4. 1981 – 1984 гг. 11. В каком году произошло падение экономики в странах мира: 1. 2002 г. 3. 2008 г. 2. 2009 г. 4. 2011 г. 12. Мировой финансово-экономический кризис разразился в: 1) США 3) КНР 2) России 4) Великобритании 13. Вооружённый конфликт на востоке Украины начался в: 1. 2012 3. 2014 2. 2015 4. 2017 14. Россия официально вступила в сирийскую войну в: 1. 2014 3. 2016 2. 2015 4. 2017 15.Какая страна стала инициатором создания коалиции по борьбе с ИГИЛ: 1) США 3) Сирия 2) Россия 4) Великобритания 16. Посмотрите на изображение и назовите имя президента США изображенного на карикатуре и объясните, смыл военной программы, которая способствовала созданию данной карикатуры. 25 17. Сопоставте приведенные в таблице даты и события А Б В Г Д События Санкции против России Миграционный кризис в Европе Референдум о выходе Великобритании из ЕС (Brexit) Создание G20 Гражданская война в Сирии Дата 1 2 3 4 5 2015 2011 2014 2016 2008 18. Из перечня стран определите ядерные державы: А. США; Б. Канада; В. Великобритания; Г. Франция; Д. Германия; Е. Италия; Ж. СССР. Эталон ответов 1 3 2 3 3 4 4 2 5 2 6 1 7 2 8 3 9 1 10 3 11 3 12 1 13 3 14 2 15 1 16. Р. Рейган, Крупномасштабная программа гонки вооружений и перевооружение: производство нейтронного оружия, новые баллистические ракеты и крылатые ракеты на подводных лодках (Томагавк, Першинг II, Гарпун), разработка самолёта-невидимки «Стелс», производство подводных лодок с системой «Трайдент, отказ США от участия в переговорах по вопросам запрещения ядерных испытаний (1982) 17. А3, Б1, В4, Г5, Д2 18. А, В, Г, Ж 26 ИСТОРИЯ РОССИИ 1945-НАЧАЛО XXI ВЕКА Проверочная работа №1 1. В каком году СССР произвел испытание ядерного оружия: а) 1945 г.; б) 1946 г.; в) 1948 г.; г) 1949 г.? 2. Что такое конверсия: а) переход на мирные рельсы экономики после войны; б) денежная реформа; в) введение карточной системы; г) наращивание военной мощи в стране? 3. Какие категории граждан пострадали после окончания ВОВ от сталинских репрессий: а) бывшие военнопленные, б) военные; в) врачи; г) все вышеперечисленные? 4. Основными претендентами на власть после смерти И.В.Сталина в марте 1953 г. были: а) Хрущев, Каганович, Молотов; б) Хрущев, Ворошилов, Буденный; в) Хрущев, Берия, Маленков. 5. ХХ съезд КПСС произошел в: а) 1953 г.; б) 1956 г.; в) 1958 г.; г) 1961 г. 6. Расстрел мирной демонстрации в г. Новочеркасске произошел из-за: а) национальной розни; б) повышения цен на продукты питания и снижения з/ платы; в) осуждение внешней политики правительства народом; г) увеличение рабочего дня? 7. Первый искусственный спутник Земли в СССР был запущен: а) 4 октября 1957 года; б) 17 ноября 1954 года; в) 10 декабря 1949 года? 8. В каком году Л.И. Брежнев становится 1 секретарем КПСС: а) 1961 г.; б) 1962 г.; в) 1963 г.; г) 1964 г.? 9. Проведение экономической реформы 1965 г. связано с именем: а) Маленков Г. М.; б) Косыгин А.Н.; в) Громыко А.А.; г) Хрущев Н.С. 10. По экономическим показателям лучшей пятилеткой в послевоенные десятилетия стала: а) 1946-1950 гг.; б) 1951-1955 гг.; в) 1956-1960 гг.; г) 1966-1970 гг. 11. Общепризнанным духовным лидером правозащитного движения в СССР стал: а) Ю.А. Андропов; б) Ю.М. Даниель; в) А. Сахаров; г) Солженицын А.И. 12. Период правления Горбачева называют: а) «застой»; в) «перестройка»; возможностей». б) «оттепель»; г) «период упущенных 13. Гласность - это: а) политика полной свободы; 27 б) обновление марксистко-ленинской идеологии; в) критика социалистического строя; г) право граждан на получение информации и ее обсуждение. 14. Расставьте в хронологическом порядке: а) авария на ЧАЭС; в) ввод советских войск в Афганистан; б) первый полет человека в космос; г) «пражская весна». 15. Кто стал первым президентом СССР: а) М. Горбачев; в) Д. Медведев; б) Б. Ельцин; г) в СССР не было президента. 16. Декларация о государственном суверенитете России была принята: а) 12.06.1990 г. б) 12.06.1991 г. в) 21.08.1991 г.; г) 08.12.1991 г. 17. Соотнесите а) Б. Полевой; б)Б.Пастернак; в) МШолохов; г) АРыбаков 1. «Доктор Живаго» 2. «Судьба человека» 3. «Повесть о настоящем человеке» 4. «Дети Арбата» 18. Какое значение имела отмена 6 статьи Конституции СССР: а) было введено разделение властей; б) развивается многопартийность; в) началась приватизация; г) разрешена частная торговля? 19. Соотнесите: а) Н.С. Хрущев б) Л.И. Брежнев в) М.С. Горбачев 1. Освоение целины. 2. Начало строительства БАМа. 3. «Сухой закон» 4. Гласность. 5. Введение советских войск в Афганистан. 6. Кукурузная эпопея. 7. «Мясное дело». 8. Освоение космоса. 20. Политическая кампания по преследованию и шельмованию группы генетиков, и временному запрету генетических исследований в СССР – а) ждановщина; б) лысенковщина; в) диссидентство; г) «железный занавес». Ответы: 1–г 2-а 3-г 4-в 5-б 6-б 7-а 8-г 9-б 10-г 11-в Критерии оценки 12-в 13-г Количество 14-б, г, в, а правильных 15-а ответов 16-а 0-11 17-а3,б1,в2,г4 12-14 18-б 15-16 19-а - 1,6,7,8, б - 2,5, в – 17-20 3,4 Оценка «2» «3» «4» «5» 28 20-б Проверочная работа №2 1. Что не относится к периоду 90-х гг. в России: а) приватизация; б) демографический кризис; в) галопирующая инфляция; г) реализация национальных проектов; 2. Идеологом «шоковой терапии» был: а) Е. Примаков; б) С. Степашин; в) Е. Гайдар; г) Г. Явлинский. 3. Приватизационный чек – это… а) акция; б) облигация; в) вексель; г) ваучер. 4. Что является итогом событий в октябре 1993 г.: а) импичмент президента; б) выборы президента; в) принятие Конституции; г) демонтаж системы советской власти. 5. Конституция РФ была принята: а) 12.12. 1993 г. б) 03.10.1993 г. 6. в) 21.08.1991 г. г) 31.12.1999 г. Заполните схему «Законодательная ветвь власти в России» 7. Соотнесите политические партии и их лидеров: а) КПРФ 1) В. Жириновский; б) ЛДПР 2) Г. Зюганов; в) «Яблоко» 3) Г. Явлинский. 8. Рост сепаратизма в России привел к осложнению и военным действиям в 90-е гг. в: а) Татарстане; б) Башкирии; в) Чечне; г) Северной Осетии. 9. Какая партия на выборах 2003 г. в Государственную Думу одержала победу: а) ЛДПР; б) «Единая Россия»; в) КПРФ; г) «Яблоко». 10. Соотнесите, что относится к национальным проектам: а) «Здоровье»; 1. Подключение школ к Интернету. б) «Качественное образование» 2. Ипотека. в) «Развитие АПК» 3. Строительство перинатальных центров. г) «Доступное и комфортное 4. Материальная помощь в развитии жилье» фермерского дела. 11. Что характерно для внешней политики России в начале 2000-х гг.: а) ухудшение отношений со странами НАТО; б) расширение связей с Китаем, Индией, странами Латинской Америки; в) идеи многополярного мира; г) все вышеперечисленное? 29 12. Какие страны входят в ШОС: а) Россия, Казахстан, Киргизия; в) Индия, Бразилия, ЮАР; б) Япония, Южная Корея, США; г) Великобритания, Франция, Италия. 13. Какие страны входят в БРИКС: а) Россия, Казахстан, Киргизия; в) Индия, Бразилия, ЮАР; б) Япония, Южная Корея, США; г) Великобритания, Франция, Италия. 14. В каких из этих стран произошли «цветные революции»: а) Белоруссия, Азербайджан; б) Грузия, Украина; в) Латвия, Эстония; в) Армения, Казахстан? 15. Референдум о статусе Крыма состоялся а) 26 мая 2014 г.; б) 3 апреля 2014 г.; в) 8 сентября 2014 г.; г) 16 марта 2014 г. 16. В 2008 году Россия признала независимость: а) Приднестровья и Абхазии; б) Южной Осетии и Новороссии; в) Абхазии и Южной Осетии; г) Сараево и Приднестровья. 17. Воссоединение Крыма с Россией произошло: а) 26 мая 2014 г.; б) 3 апреля 2014 г.; в) 21 марта 2014 г.; г) 16 марта 2014 г. 18. Членом какой организации стала Россия в 1996 г.: а) НАТО; б) ООН; в) ОВД; г) Совет Европы? 19. Расположите в хронологическом порядке: а) принятие Конституции РФ; б) уход Ельцина с поста президента; в) распад СССР; г) победа Медведева Д. А. на выборах президента. 20. Соотнесите деятелей культуры и сферу их деятельности: а) Т. Бекмамбетов 1. Музыка б) Д. Хворостовский 2. Балет в) З. Церетели 3. Скульптура г) М. Лиепа 4. Кино Ответы: 1-г 2-в 3-г 4-г 5-а 6-Федеральное собрание, Государственная дума, Совет Федерации 7-а2, б1, в3 8-в 9-б 10-а3,б1,в4,г2 11-г 12-а 13-в 14-б 15-г Критерии оценки Количество правильных ответов 0-11 12-14 15-16 17-20 Оценка «2» «3» «4» «5» 30 16-в 17-в 18-г 19-в, а, б, г 20-а4,б1, в3,г2 2. 1. Практические занятия 1. Практическое занятие №1 Первая мировая война 2. Профессионально ориентированное содержание. Практическое занятие №2 «Развитие техники и индустриальных технологий в начале XXв.» 3. Профессионально ориентированное содержание. Практическое занятие №3 4. «Становление советской экономики. Преодоление разрушительных последствий войн и революций» 5. Практическое занятие №5 «Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. и пути выхода из него» 6. Профессионально ориентированное содержание. Практическое занятие №6 «Единство фронта и тыла, подвиг советских людей в годы Великой Отечественной войны» 7. Профессионально ориентированное содержание. Практическое занятие №7 «БАМ: история строительства и значение магистрали». 8. Профессионально ориентированное содержание. Практическое занятие №8 «Ж/д станция Кавказская: история строительства и значение для экономики региона» (экскурсия на ж/д станцию Кавказская). 2.2 Вопросы дифференцированного зачета (в устной форме) 1. Мир в начале ХХ в. Формирование военно-политических блоков 2. Первая мировая война: причины, основные события, итоги. 3. Версальско-Вашингтонская система международных отношений 4. США, Страны Европы, Азии, Латинской Америки в межвоенный период 5. Причины, основные события и итоги второй мировой войны 6. Россия накануне и в Первой мировой войне 7. События февраля-октября 1917г. в России. 8. Первые мероприятия большевиков. 9. Гражданская война и иностранная интервенция в России. 10. РСФСР в начале 20-х гг. Образование СССР. 11. Индустриализация в СССР. Превращение СССР в аграрно- индустриальную державу. Коллективизация сельского хозяйства и ее последствия. Становление колхозного строя. 12. Культурная революция в СССР. 13. Международные отношения в 1920-1930-х гг. Нарастание агрессии в мире в 1930-х гг. СССР накануне Великой Отечественной войны. 14. Начало Великой Отечественной войны. Перестройка жизни страны на военный лад. Битва за Москву. Срыв гитлеровских планов молниеносной войны 15. Сталинградская битва. Начало коренного перелома в войне 16. Битва на Курской дуге. Итоги наступления Красной Армии летом - осенью 1943 г. 17. Развертывание массового партизанского движения. Антифашистское подполье 31 18. Формирование антигитлеровской коалиции. Конференции в период второй мировой войны. 19. Освобождение Европы. Окончание и итоги второй мировой и ВОв. 20. Формирование двух военно-политических блоков (НАТО и ОВД). Международные кризисы и региональные конфликты в годы холодной войны. 21. Страны Запада, Азии, Африки и латинской Америки: новые ориентиры в развитии 22. СССР после Великой Отечественной войны. Восстановление страны. Смена руководства 23. СССР в середине 60-х – начале 80-х гг. 24. Период перестройки. Распад СССР 25. РФ в 1990-е гг. Углубление политического кризиса. 26. РФ в 2000-е годы, начало преодоления негативных последствий 1990-х гг. 27. Внешняя политика России. Вхождение Крыма в состав РФ. 28. Причины и начало СВО. Новые территории в составе РФ. 29. Позиция РФ на международной арене. Борьба за создание многополярного мира. 30. Наука, культура и спорт в Новой России. Достижения. . Критерии оценок Полно и верно раскрыто основное содержание вопроса, соблюдена логическая (или хронологическая) последовательность элементов ответа; общие положения конкретизируются фактами, обосновываются аргументами; дано полное описание события, явления, суждения аргументированы, раскрыты причинноследственные связи. «5» В ответе содержится верное освещение темы вопроса, но отсутствует полнота его раскрытия; соблюдена логика изложения, но отдельные положения ответа не подтверждены фактами, не обоснованы аргументами, названы главные характерные черты события, явления без необходимой конкретизации их фактами, допущены неточности. «4» В ответе приведены отдельные несистематизированные положения, отсутствует конкретизация их фактами или частично приведены отдельные верные факты, ответ неполон, непоследователен «3» 32