Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Кропоткинский техникум технологий и железнодорожного транспорта Краснодарского края РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЕН.01 МАТЕМАТИКА по специальности СПО технологического профиля: 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам) Срок обучения 3года 10 месяцев На базе основного общего образования 2023 СОДЕРЖАНИЕ № Наименование раздела Стр. 1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины 6 2. Структура и содержание учебной дисциплины 8 3. Условия реализации учебной дисциплины 17 4. Контроль и дисциплины оценка результатов освоения учебной 19 2 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЕН.01 «МАТЕМАТИКА» __________________________________________________________________ 1.1 Область применения учебной программы Рабочая программа учебного предмета является частью подготовки математического и общего естественно-научного цикла в соответствии с ФГОС по специальностям СПО 23.02.06 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог Рабочая программа составлена для очной формы обучения. 1.2. Место учебного предмета в учебном плане Данная программа рассчитана на 56 учебных часов. Из общего числа учебных часов выделяются часы на проведение практических занятий10часов. При этом предполагается построение курса в форме последовательности тематических блоков с чередованием материала по алгебре, началам анализа, дискретной математике, , элементам теории вероятностей. Аттестация по предмету «Математика» осуществляется в соответствии с требованиями ФГОС и Положением об аттестации студентов в виде экзамена. 1.3. Цели и задачи учебного предмета – требования к результатам освоения учебного предмета: В результате освоения предмета обучающийся должен уметь: – применять математические методы дифференциального и интегрального исчисления для решения профессиональных задач; – применять основные положения теории вероятностей и математической статистики в профессиональной деятельности; – использовать приемы и методы математического синтеза и анализа в различных профессиональных ситуациях; – решать прикладные электротехнические задачи методом комплексных чисел. В результате освоения предмета обучающийся должен знать: – основные понятия и методы математическо-логического синтеза и анализа логических устройств. Личностные результаты: 3 - умение проявлять и демонстрировать уважение к людям труда, осознавать ценность собственного труда, стремление к формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа»; - умение осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности; - соблюдение и пропаганда правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; предупреждение либо преодоление зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и т.д., сохранение психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях; - умение заботится о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой; - умение управлять собственным профессиональным развитием, рефлексивно оценивать собственный жизненный опыт, критерии личной успешности, признавать ценность непрерывного образования; готовность самозанятости; к экономической активности, предприимчивости, - готовность к самостоятельной профессиональной деятельности в современном обществе, проявлять высокопрофессиональную трудовую активность; - готовность к общению и взаимодействию с людьми самого разного статуса и в многообразных обстоятельствах, пониманию сущности нравственных качеств и черт характера окружающих людей и, следовательно, умению находить индивидуальный подход к каждому человеку. 1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающегося – 84 часов, включая: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 56 часов; обязательных аудиторных практических занятий – 10 часов; самостоятельной работы обучающегося – 28 часов. 4 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 2.1. Объем учебного предмета и виды учебной работы № Виды учебной работы Объем часов 1 Максимальная учебная нагрузка (всего) 111 2 Обязательная аудиторная нагрузка (всего) 74 В том числе: 3 Теоретические занятия 64 Практические занятия 10 Самостоятельная работа студента (всего) 37 Промежуточная аттестация экзамена. по предмету проводится в форме 5 2.2. Тематический план и содержание учебного предмета Математика СПО Наименование Содержание учебного материала, лабораторные работы и Объем разделов и тем практические занятия, самостоятельная работа студента часов 1 2 3 Раздел 1. Введение в математический анализ Тема 1.1 Содержание учебного материала 9 Предел функции. Непрерывность 1 Функция и ее свойства. 1 функции 2 Понятие предела функции. 1 3 Основные теоремы о пределах. 1 4 Предел функции при х→∞. 1 5 Замечательные пределы. 1 Вычисление пределов функции. 6 Вычисление пределов функции. Непрерывность функции. Исследование функции на непрерывность. Практические занятия: 1 Вычисление пределов функции. Самостоятельная работа студентов: Тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Выполнение презентации по теме: «Исследование функции» Сложные и обратные функции. Основные элементарные функции, их свойства и графики. Виды самостоятельной внеаудиторной работы: Построение графиков реальных функций с помощью геометрических преобразований. 7 8 Уровень освоения 4 1 1 1 1 4 6 Тема 1.2. Дифференциальное и интегральное исчисление. Содержание учебного материала Производная функции, правила и формулы вычисления производной 1 12 1 2 Вычисления производных. 1 3 Производная второго порядка, её физический смысл. 1 4 Вычисление производных второго порядка. 1 5 Дифференциал функции. 1 6 Вычисление дифференциалов функций. 1 7 Дифференциалы высших порядков 1 8 9 Неопределенный интеграл, формулы интегрирования. Определенный интеграл и его геометрический смысл. 1 1 10 Вычисление определенных интегралов. 1 Практические занятия: 2 Геометрический смысл дифференциала. Формулы 2 2 1 дифференцирования 3 Интегрирование способом подстановки Самостоятельная работа студентов: Тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Производные высших порядков Геометрические приложения определенного интеграла Интеграл дробно-рациональной функции Виды самостоятельной внеаудиторной работы: Решение прикладных задач с помощью интеграла Вычислить интегралы методом по частям Вычисление интеграла методом коэффициентов и методом замены. 1 6 7 Тема.1.3 Обыкновенные дифференциальные уравнения Вычислить объем фигур с помощью интеграла. Содержание учебного материала 1 Основные понятия и определения. 2 Уравнения с разделяющимися переменными. 1 3 Однородные дифференциальные уравнения. 1 Контрольная работа №1 Предел функции. Дифференциальное и интегральное исчисление. Самостоятельная работа студента Тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Уравнение Бернулли Линейные дифференциальные уравнения второго порядка с постоянными коэффициентами Неполные дифференциальные уравнения второго порядка Виды самостоятельной внеаудиторной работы: Решать уравнения с разделяющимися переменными Решать ЛОДУ с постоянными коэффициентами Проработка конспекта Содержание учебного материала 1 Комплексные числа и их геометрическая интерпретация. 2 Действия над комплексными числами, заданными в алгебраической форме. 3 Действия над комплексными числами, заданными в тригонометрической форме. 4 Показательная форма записи комплексного числа. 5 Формула Эйлера. 6 Применение комплексных чисел при решении профессиональных задач 7 Применение комплексных чисел при решении профессиональных 8 Раздел 2. Линейная алгебра 4 1 2 1 2 9 1 1 2 1 1 1 1 3 1 8 Раздел 3. Основы дискретной математики задач Практические занятия 4 Арифметические действия с комплексными числами. 5 Решение задач для нахождения полного сопротивления электрической цепи переменного тока с помощью комплексных чисел Самостоятельная работа студента: Тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Показательная форма комплексного числа Виды самостоятельной внеаудиторной работы: Решение задач на нахождение действительной части комплексного числа и его мнимой части. Нахождение сопряженного числа комплексному числу . Нахождение модуля комплексного числа. Решение задач на нахождение суммы, разности, произведения и деление комплексных чисел. Возведение в степень комплексного числа. Изобразить геометрически комплексное число. Содержание учебного материала 1 Множество и его элементы Операции над множествами: пересечение множеств, объединение 2 множеств, дополнение множеств. 3 Числовые множества. 4 Задачи, приводящие к понятию графа. 5 Основные понятия теории графов 6 Применение теории множеств при решении прикладных задач 7 Применение теории графов при решении прикладных задач Самостоятельная работа студента: Тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Граф. Область применения. Виды самостоятельной внеаудиторной работы: 2 1 1 4 7 1 1 1 1 1 1 1 1 3 9 Раздел 4. Численные методы Раздел 5. Теория вероятностей и математическая статистика Тема 5.1 Теория вероятностей Проработка конспектов занятий, учебной и дополнительной литературы (по вопросам к разделам и главам учебной литературы, а также составленных преподавателем). Содержание учебного материала 1 Погрешности вычислений. 2 Вычисление погрешностей 3 Абсолютная и относительная погрешности. 4 Округление чисел. Оценка погрешности. Самостоятельная работа студента: Тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Возведение в степень приближенных значений чисел и извлечение из них корня. Виды самостоятельной внеаудиторной работы: Вычислить с наперед заданной точностью. 4 1 1 1 1 2 14 Содержание учебного материала 1 Комбинаторика. 2 Решение комбинаторных задач 3 Выборки элементов. 4 События и их классификация. 5 Сумма и произведение событий. Классическое определение вероятности случайных событий. 6 Теоремы сложения и умножения вероятностей. 7 8 Вероятность появления хотя бы одного события Самостоятельная работа студента: Тематика внеаудиторной самостоятельной работы: 8 1 1 1 1 1 1 1 1 4 2 10 Тема 5.2 Математическая Статистика Повторные независимые испытания Простейший поток случайных событий и распределение Пуассона Локальная теорема Лапласа. Интегральная теорема Лапласа и ее применение Числовые характеристики дискретной случайной величины Виды самостоятельной внеаудиторной работы: Проработка конспекта Вычисление числовых характеристик Содержание учебного материала: 1 6 Основные задачи математической статистики. 1 Основные понятия математической статистики. 1 Основные выборочные характеристики. 1 2 Контрольная работа №3 Практические занятия: 6 Генеральная и выборочная статистические совокупности. 7 Вычисление числовых характеристик. Самостоятельная работа студента: Тематики внеаудиторной самостоятельной работы: Разброс Доверительная вероятность и интервал Виды самостоятельной внеаудиторной работы: Оформить презентацию. Проработать опорный конспект Раздел 6. Матрицы 2 1 2 1 1 3 15 Содержание учебного материала Понятие матрицы. Ранг матрицы. 1 11 1 2 11 2 Свойства матрицы 1 3 Действия с матрицами. 1 4 Определитель 1 5 Обратная матрица. 1 6 Вычисление обратной матрицы. 1 7 Решение систем линейных уравнений методом обратной матрицы. 1 8 Решение систем линейных уравнений методом Крамера. 1 9 Решение систем линейных уравнений методом Гауса. 1 10 Различные методы решения систем линейных уравнений 1 11 Решение систем линейных уравнений различными методами. 1 12 Контрольная работа № 4 Практические занятия: 8 Вычисление определителей. 9 Решение системы линейных уравнений методом обратной матрицы. 10 Решение системы линейных уравнений методом Крамера. Самостоятельная работа студента: Тематики внеаудиторной самостоятельной работы: Ранг матрицы. Вычисление обратной матрицы. Вычисление определителя методом треугольника. Свойства матрицы. Арифметические действия над матрицей. Решение системы линейных уравнений методом обратной матрицы. Решение системы линейных уравнений методом Крамера 1 3 1 1 3 2 7 12 Виды самостоятельной внеаудиторной работы: Проработка конспектов занятий, учебной и дополнительной литературы (по вопросам к разделам и главам учебной литературы, а также составленных преподавателем). Всего: 111 Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения: 1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств); 2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством) 3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач) 13 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация учебного предмета требует наличия учебного кабинета математики. 3.1.1. Оборудование кабинета математики: - посадочные места студентов; - рабочее место преподавателя; - наглядные пособия (учебники, справочники, терминологические словари разных типов, опорные конспекты, плакаты, стенды, карточки, раздаточный материал, комплекты практических работ, макеты геометрических фигур). 3.1.2. Технические средства обучения: - мультимедийный проектор; - ноутбук; - интерактивная доска; - компьютерная техника для обучающихся с наличием лицензионного программного обеспечения; 3.2. Действующая нормативно-техническая и технологическая документация: - правила техники безопасности и производственной санитарии; - инструкции по эксплуатации компьютерной техники. 3.3. Программное обеспечение: - текстовый редактор Microsoft Office; - звуковой проигрователь Windows Media; 3.4. Информационное обеспечение обучения Учебники и учебные пособия. 1..И.И. Барвин Математика для технических колледжей и техникумов. Учебник и практикум для СПО.2-е издание. Москва,Юрайт, 2018 год. 2.В.Б.Гисин. Математика , практикум. Учебное пособие для СПО.МоскваЮрайт-2017год 14 Дополнительные источники: 1. Богомолов Н.В. Практические занятия по математике: Учеб. Пособие для бакалавров/Н.В. Богомолов. – 11-е изд. - М.: Изательство Юрайт,2012. – 495с Григорьев С.Г. Математика: учебник для студентов сред. проф. учреждений / С.Г. Григорьев, С.В. Задулина; под ред. В.А. Гусева. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 384 с.: 2 Богомолов Н.В. Сборник дидактических заданий по математике: Учебное пособие для ссузов. / Н. В. Богомолов, Л.Ю. Сергиенко. – 4-е изд. Стереотип. - М.: Дрофа, 2010. – 236с. Корниенко В. С. Справочник по математике: Волгоград. гос. с. - х. акад. Волгоград, 2009. 278 с. 3. Корниенко В. С. Обыкновенные дифференциальные уравнения первого порядка; Волгогр. с. – х. акад. Волгоград, 2010. , 40с. 4. Корниенко В. С. Элементы теории вероятностей и математической статистики; Волгогр. с.-х. акад. Волгоград, 2011. 244с. Интернет-ресурсы 1. http://www.youtube.com/watch?v=1546Q24djU4&feature=channel (Лекция 8. Основные сведения о рациональных функциях) 2. http://www.youtube.com/watch?v=TxFmRLiSpKo (Геометрический смысл производной) 3. http://www.youtube.com/watch?v=PbbyP8oEv-g (Лекция 1. Первообразная и неопределенный интеграл) 4. http://www.youtube.com/watch?v=3qGZQW36M8k&feature=channel (Лекция 2. Таблица основных интегралов) 5. http://www.youtube.com/watch?v=7lezxG4ATcA&feature=channel (Лекция 3. Непосредственное интегрирование) 6. http://www.youtube.com/watch?v=s-FDv3K1KHU&feature=channel (Лекция 4. Метод подстановки) 7. http://www.youtube.com/watch?v=dU_FMq_lss0&feature=channel (Лекция 12. Понятие определенного интеграла) 8. http://www.youtube.com/watch?v=C_7clQcJP-c (Теория вероятности) 15 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА. Контроль и оценка результатов освоения учебного предмета осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных заданий, проектов, исследований. Результаты обучения* (освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения Умения: - применять математические методы для решения Индивидуальный: профессиональных задач; - решать прикладные электротехнические задачи контроль выполнения практических работ, методом комплексных чисел. контроль выполнения индивидуальных творческих заданий. Знания: - основные понятия о математическом синтезе и анализе, дискретной математики, теории вероятности и математической статистики. Комбинированный: индивидуальный и фронтальный опрос в ходе аудиторных занятий, контроль выполнения индивидуальных и групповых заданий, заслушивание рефератов. *Результаты переносятся из паспорта примерной программы. Перечень форм контроля следует конкретизировать с учетом специфики обучения по программе учебного предмета.. 16