Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Кропоткинский техникум технологий и железнодорожного транспорта» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП. 10 Основы бережливого производства для специальности СПО 23.02.06 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог Срок обучения 3 года 10 месяцев на базе основного общего образования Форма обучения: очная 2023 г. Рассмотрена на заседании педагогического совета Протокол № 1 от 31 августа 2023г. Рассмотрена на заседании МК ________________________________ протокол № 1 от 31 августа 2023г. Председатель МК ______/ _____________ / Утверждена Директор ГБПОУ «КТТ и ЖТ» ____________ /В.А. Шахбазян/ Рабочая программа учебной дисциплины ОП.10 Основы бережливого производства введена в учебный план в целях формирования у обучающихся необходимых теоретических знаний и практических навыков (ключевых компетенций) по разработке и принятию управленческих решений, направленных на повышение производственной эффективности на основе инструментария бережливого производства, закладывает основы формирования профессиональных и общих компетенций ФГОС СПО, имеет профессиональную направленность в вопросах эффективного и бережного отношения к организации труда и процессов производства. Организация-разработчик: государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края "Кропоткинский техникум технологий и железнодорожного транспорта" Автор:__________Е.А.Сорокина, преподаватель ГБПОУ «КТТиЖТ» Рецензенты: ___________ _________________________________________________________________ подпись ___________________________________________________________________ ___________ _________________________________________________________________ подпись ___________________________________________________________________ 2 СОДЕРЖАНИЕ 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ДИСЦИПЛИНЫ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ 4 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 7 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 12 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 14 3 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 1.1. Область применения рабочей программы Учебная дисциплина ОП. 10 «Основы бережливого производства» является частью основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 23.02.06 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог. 1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл. 1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины: Освоение содержания учебной дисциплины обеспечивает достижение студентами следующих результатов: Общие компетенции ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. Личностные компетенции Грамотное поведение в профессиональной деятельности и быту. Метапредметные результаты Использование различных видов познавательной деятельности для решения задач в области бережливого производства. Готовность и способность к самостоятельной и ответственной деятельности. Владеть сведениями о бережливом производстве. Правильно и эффективно организовывать свое рабочее место ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. Развитие логического мышления, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности. Знать основные принципы применения инструментов бережливого производства Владение навыками познавательной, учебноисследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем, способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания. Умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности, самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность, использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности. ОК 4. Осуществлять поиск информации, Умение самостоятельно добывать новые для себя Готовность и способность к самостоятельной 4 необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. знания в области технологии монтажа, используя для этого доступные источники информации. ОК 5. Использовать информационнокоммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. Умение использовать информационнокоммуникационные технологии в профессиональной деятельности. Готовность к коллективной работе, сотрудничеству со сверстниками в образовательной, общественно полезной, научно-исследовательской, проектной и других видах деятельности. информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, пользоваться справочной литературой и читать инструктивную документацию. Умение анализировать и представлять информацию в различных видах. Владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства. 1.3.2. Предметные результаты изучения учебной дисциплины − сформированность представлений о роли бережливого производства в современной научной картине мира; понимание роли бережливого производства в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач; − владение производства, основополагающими закономерностями, законами понятиями и теориями; бережливого уверенное пользование терминологией; − владение основными методами научного познания, используемыми в бережливом производстве: наблюдение, описание, измерение, эксперимент; умения обрабатывать результаты измерений; − сформированность умений решать задачи в области бережливого производства; − сформированность умений применять полученные знания для выявления потерь в производственном процессе, разработке планов автономного обслуживания. 5 1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины максимальной учебной нагрузки обучающегося – 48 час, в том числе, − обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 32 часа; − самостоятельной работы обучающегося – 16 часов. 6 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Максимальная учебная нагрузка (всего) Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) в том числе: теоретические занятия практические занятия Самостоятельная работа обучающегося (всего) Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета Объем часов 48 32 11 20 16 1 7 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.10 Основы бережливого производства Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся 1 2 Раздел 1 Бережливое производство: основные понятия, принципы, методология, проблематизация Тема 1.1. Основные понятия Содержание и методология бережливого Цели, задачи учебной дисциплины «Основы бережливого производства». производства Области применения бережливого производства (БП). История создания моделей бережливого производства. Преимущества и недостатки БП. Серия ГОСТ Р «Бережливое производство». Практические занятия. 1. Фабрика процессов как эффективный способ обучения оптимизации производственного процесса (деловая имитационная игра) Самостоятельная работа: проработка конспектов занятий, подготовка к практическим работам, презентаций по заданиям преподавателя. 1. Подготовка сообщения на тему: «История развития бережливого производства». Тема 1.2. Принципы и Содержание концепция Целеполагание в концепции БП. Принципы БП. Поток создания ценности. системы БП. Цели применения карт потоков. Уровни потока создания ценности. Виды и Картирование потока принципы картирования процесса. Этапы проведения картирования. создания ценности. Потери Инструменты картирования потока создания ценности. и действия, Практические занятия. добавляющие ценность 2. Понятие и этапы бережливого проекта. Разработка паспорта учебного проекта на выбранную тематику. Картирование потока создания ценностей в соответствии с предложенным алгоритмом1 1 Объем часов 3 12/6 4/1 2 Коды компетенций, формировани ю которых способствует элемент программы 4 ОК 07 ОК 03 2 2 1 4/2 2 ОК 07 ОК 03 2 2 Алгоритм может быть адаптирован с учетом особенностей и специфики вида профессиональной деятельности 8 Самостоятельная работа: проработка конспектов занятий, подготовка к практическим работам, презентаций по заданиям преподавателя 1. Подготовить сообщение или презентацию на тему: «Мероприятия по искоренению потерь». 2. Подготовить реферат «Картирование потока создания ценности» Тема 1.3. Методы решения Содержание проблем Проблемно-ориентированное мышление. Определение и формулирование проблемы. Определение ключевых причин возникновения проблемы. Технологии анализа проблем. Квалификация видов потерь по системе 3М. Источники потерь и способы их устранения Практические занятия. 3. Выбор инструментов решения проблемы в рамках реализуемого учебного проекта по результатам картирования (Техника 4W+2H + декомпозиция проблемы, изучение причин возникновения, разработка корректирующих действий). Самостоятельная работа: проработка конспектов занятий, подготовка к практическим работам, презентаций по заданиям преподавателя 1. Подготовить сообщение или презентацию на тему: «Методы решения проблем». 2. Подготовить реферат «Определение и формулирование проблемы». 3. Подготовить доклад «Технологии анализа проблем» Раздел 2 Реализация принципов бережливого производства в профессиональной деятельности Тема 2.1 Содержание Методы и инструменты Основные инструменты БП (области применения, адаптация под вид бережливого производства профессиональной деятельности): стандартизированная работа, система рационализации рабочего места (5S), методика всеобщего обслуживания оборудования (ТРМ), методика быстрой переналадки SMED), методика защиты от непреднамеренных ошибок (Poka-yoke), методика непрерывного улучшения (кайдзен), встроенное качество, метод организации производства «точно в срок» (канбан) Практическая работа 2 4/3 2 ОК 07 ОК 04 2 2 2 3 20/10 8/3 2 ОК 07 ОК 03 ОК 01 ОК 04 6 9 Тема 2.2 Внедрение методов бережливого производства Тема 2.3 Технологии лидерства, вовлечения и мотивации персонала. 4. Применение инструментов бережливого производства в учебном проекте. Система рационализации рабочего места (5S) в соответствии со спецификой и профессиональной направленностью Самостоятельная работа: проработка конспектов занятий, подготовка к практическим работам, презентаций по заданиям преподавателя 1. Подготовить сообщение «Инструменты бережливого производства» 2. Подготовить сообщение «Кайдзен (непрерывное улучшение)» 3. Подготовить реферат ««Пять «S» (система рационализации рабочего места)» Содержание Модель внедрения БП. Целеполагание в бережливой организации. Организационная структура в концепции БП. Ключевые показатели эффективности работы. Производственная культура на рабочем месте. Типичные ошибки применения методов БП Практическая работа 5. Практическое занятие № 5. Определение моделей внедрения бережливого производства. Варианты внедрения БП с использованием метода диагностики скрытых потерь. Самостоятельная работа: проработка конспектов занятий, подготовка к практическим работам, презентаций по заданиям преподавателя 1. Подготовить сообщение «Внедрение методов бережливого производства» 2. Подготовить сообщение «Ключевые показатели эффективности работы» 3. Подготовить реферат «Типичные ошибки применения методов БП» Содержание Лидерство как новый тип производственных отношений. Вовлечение персонала в БП, организация работы с производственными инициативами и предложениями по улучшениям. Технологии мотивации и стимулирование качества. Квалификация персонала и обучение Практическая работа 6. Применение методов мотивации персонала в рамках учебного проекта 3/3 1 ОК 07 ОК 02 2 3 4/4 2 ОК 07 ОК 04 2 2 10 Защита проектов Самостоятельная работа: проработка конспектов занятий, подготовка к практическим работам, презентаций по заданиям преподавателя 1. Подготовить сообщение «Технологии вовлечения и мотивации персонала» 2. Подготовить сообщение «Методы преодоления сопротивления изменениям» 3. Подготовить реферат «Технологии мотивации и стимулирование качества» 4. Подготовить доклад «Способ производства SMED» Презентация и защита итогового бережливого проекта по выбранной тематике Дифференцированный зачет ИТОГО: 4 4 1 32/16 Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения: 1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств); 2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством) 3.–продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач). 11 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Требования к материально-техническому обеспечению Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета, оснащенного необходимым для реализации программы учебной дисциплины оборудованием: • посадочные места обучающихся: столов -13шт., стульев- 26 шт., стол для маломобильных групп обучающихся. • рабочее место преподавателя: стол и стул -1шт., персональный компьютер с выходом в интернет-1 шт., телевизор-1 шт., доска классная (меловая)-1 шт., рециркулятор-1 шт., шкафы для хранения учебных пособий-3 шт. 3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы 1. Авдеенко Н.О., Береславская Н.С. Бережливое производство. Основы: учеб. пособие: - М.: Маркет ДС, 2. Авдеенко, Н.О. Бережливое производство. Основы: тетрадь- практикум / Н.О. Авдеенко, Н.С. Береславская. – М.: Маркет ДС, Дополнительные источники: 1. Лайкер, Дж. Дао Toyota: 14 принципов менеджмента ведущей компании мира / Джеффри Лайкер ; Пер. с англ. — 9-е изд. — М.: АЛЬПИНА ПАБЛИШЕР, 2014. – 400 с. 2. Лайкер, Дж. Практика дао Toyota: руководство по внедрению принципов менеджмента Toyota / Джеффри Лайкер, Дэвид Майер ; Пер. с англ. — 6-е изд. — М.: АЛЬПИНА ПАБЛИШЕР, 2014. – 586 с. 12 Интернет-ресурсы – Деловой портал «Управление производством» – http://www.up-pro.ru/ – Leaninfo.ru [Блог о производственном менеджменте] – http://www.leaninfo.ru/ - Клюев А. В. Бережливое производство [Электронный ресурс]: учебное пособие для СПО / А. В. Клюев; под ред. И. В. Ершовой. - Саратов, Екатеринбург: Профобразование, Уральский федеральный университет, 2019. - 87 c. - ЭБС «IPRbooks» - Режим доступа: URL: https://www.iprbookshop.ru/87789.html(дата обращения: 03.02.2022). - Бородулин А.Л., Казарин В.В., Косарева Н.С., Серебренников С.С., Харитонов С.С. Бережливое производство. Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2022. – 224с.: - Режим доступа: URL: Книга Бережливое производство скачать бесплатно pdf без регистрации, автор С. С. Харитонов – Fictionbook - Фролов В.П. Внедрение технологий бережливого производства в управление производством и организацию рабочих мест: монография. – 2-е изд. – Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2022. - 77с. Текст: непосредственный - ГОСТ Р 56404-2021 Бережливое производство. Требования к системам менеджмента — Москва: Стандартинформ, 2021. — 16 с.— URL: http://goupu-19.ru/wp-content/uploads/2021/11/gost-r-56404-2021-vzamen56404-2015-berezhlivoe-proizvodstvo.-trabovaniya-k-sistemammenedzhmenta.pdf (дата обращения: 03.02.2022). 13 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль и оценка результатов освоения дисциплины раскрываются через дисциплинарные результаты, направленные на формирование общих и профессиональных компетенций по разделам и темам содержания учебного материала. Результаты обучения Критерии оценки Перечень знаний, осваиваемых в рамках дисциплины • историю, принципы и • демонстрирует системные знания концепцию об истории становления и бережливого развития бережливого производства; производства; • формулирует основные понятия бережливого производства; • поясняет содержание принципов бережливого производства в соответствии с направленностью профессиональной деятельности • основы картирования • описывает основные подходы к потока создания картированию потока создания ценностей; ценности • владеет основными понятиями для картирования процесса • демонстрирует системные знания о действиях, добавляющие ценности и потери • методы выявления, • владеет основными методами анализа и решения выявления и анализа проблем проблем • формулирует перечень производства; необходимых шагов/действий для решения проблем • инструменты • демонстрирует системные знания бережливого об инструментах бережливого производства; производства и областях его применения; • оперирует знаниями при выборе инструментов для решения производственной задачи, приводит теоретическое обоснование потенциальной пользы и рисков • принципы • демонстрирует знания при организации анализе в цепочке процесса взаимодействия в • описывает последовательность цепочке процесса; организационных действий для улучшения процесса • виды потерь и • демонстрирует знания по методы их типизации производственных устранения; потерь и причинах их Методы оценки Тестирование. Устный опрос. Оценка решений ситуационных задач. Практические занятия. 14 Результаты обучения Критерии оценки Методы оценки возникновения • современные технологии повышения эффективности технологии внедрения улучшений; • демонстрирует системные знания о ключевые показатели эффективности бережливого производства • • владеет основными понятиями реинжиниринга и демонстрирует знания инструментов процесса преобразований • технологии • описывает основные подходы к вовлечения персонала технологии мотивации в процесс персонала, принципы и методики непрерывных вовлечения персонал в процесс улучшений; непрерывных улучшений • систему подачи • формулирует перечень предложений необходимых шагов для подачи предложений по улучшениям Перечень умений, осваиваемых в рамках дисциплины Оценка решений • осуществлять • демонстрирует уровень профессиональную внедрения принципов ситуационных задач. Практические деятельность с бережливого производства в занятия. соблюдением профессиональную деятельность принципов при решении производственных Дифференцированный зачет. бережливого задач производства; • моделировать • демонстрирует навык по производственный выявлению ценности процесс и строить картированию потока создания карту потока ценностей создания ценностей; • выбирает средства и методы моделирования и описания процесса • применять методы • демонстрирует умение выявлять, диагностики потерь и диагностировать и устранять устранять потери в потери в процессах процессах • применять ключевые • осуществляет и аргументирует инструменты анализа выбор инструментов диагностики и решения проблем, проблем оценивать затраты на • оценивает несоответствие; «цену»производственной ошибки и определяет возможность для корректирующих действий • предлагает алгоритм решения с учетом имеющихся ресурсов и ограничений 15 Результаты обучения • • организовывать • работу коллектива и команды в рамках реализации проектов по улучшениям; применять • инструменты бережливого производства в соответствии со спецификой бизнеспроцессов организации/производс тва. Критерии оценки Методы оценки демонстрирует умение организовывать работу коллектива и команды в рамках реализации проектов по улучшениям демонстрирует умение выбора и применения инструментов бережливого производства в заданных производственных условиях 16