МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ "КРОПОТКИНСКИЙ ТЕХНИКУМ ТЕХНОЛОГИЙ И ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА" РАБОЧАЯ ПРОГРАММАУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОД. 07 Обществознание для специальности среднего профессионального образования 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам) Срок обучения 3 года 10 месяцев на базе основного общего образования Форма обучения: очная 2024 г. Рассмотрена на заседании педагогического совета Протокол № 1 от 30 августа 2024г. Рассмотрена на заседании методической комиссии гуманитарных дисциплин протокол № 1 от 29 августа 2024г. Председатель МК ______/ Л. М. Хаженцева / Утверждена Директор ГБПОУ «КТТ и ЖТ» ____________ /В.А. Шахбазян/ Рабочая программа учебной дисциплины ОД.07 «Обществознание» разработана на основании Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ (в ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016); требований ФГОС среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 г. № 413, с изм. от 31 декабря 2015 г. N 1578, с изм. от 12 августа 2022г. № 732), примерной рабочей программы общеобразовательной дисциплины «Обществознание» для профессиональных образовательных организаций базовый уровень (вариант 2), утвержденной на заседании Совета по оценке содержания и качества примерных рабочих программ общеобразовательного и социально-гуманитарного циклов среднего профессионального образования Протокол № 20 от 15 августа 2024г. В соответствии с требованиями: ФГОС СПО по специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 376 от 22 апреля 2014 года (ред. от 01.09.2022), зарегистр. Министерством юстиции (рег. № 32499 от 29 мая 2014г.), укрупненной группы профессий 23.00.00 Техника и технологии наземного транспорта. Организация-разработчик: государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края "Кропоткинский техникум технологий и железнодорожного транспорта" Автор:__________ Е.И.Уваров, преподаватель ГБПОУ «КТТиЖТ» Рецензенты: __________ МП МП __________ Боев Андрей Николаевич кандидат исторических наук, преподаватель ПОО Частное учреждение «Юридический техникум» г. Кропоткин Учитель истории и МХК Квалификация по диплому Ашумова Аджар Вели-кызы преподаватель истории и обществознания ЧПОУ Региональный колледж профессиональной карьеры г. Кропоткин Преподаватель политической истории Квалификация по диплому СОДЕРЖАНИЕ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Общая характеристика рабочей программы общеобразовательной дисциплины «Обществознание» 1.1. Место дисциплины в структуре образовательной программы СПО Общеобразовательная дисциплина ОД.07 «Обществознание» является частью предметной области «Общественные науки», изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ООП СПО с учетом профессиональной направленности для специальности 23.02.01 «Организация перевозки управление на транспорте (по видам)» в соответствии с ФГОС СПО. 1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины 1.2.1. Цель общеобразовательной дисциплины Основной целью изучения обществознания в организациях среднего профессионального образования является освоение обучающимися знаний о российском обществе и особенностях его развития в современных условиях, различных аспектах взаимодействия людей друг с другом и с основными социальными институтами, содействие формированию способности к рефлексии, оценке своих возможностей в повседневной и профессиональной деятельности. Ключевыми задачами изучения обществознания с учётом преемственности с основной школой являются: Воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, основанной на идеях патриотизма, гордости за достижения страны в различных областяхжизни;приверженностидемократическимценностям,закрепленным в Конституции Российской Федерации; - Освоение системы знаний об обществе и человеке, формирование целостной картины общества; - Овладение умениями получать, анализировать, интерпретировать и систематизировать социальную информацию из различных источников, преобразовывать ее и использовать для самостоятельного решения учебнопознавательных, исследовательских и жизненных задач; - совершенствование опыта применения полученных знаний и умений при анализе и оценке жизненных ситуаций, социальных фактов, поведениялюдейисобственныхпоступковвразличныхобластяхобщественнойж изнисучётомпрофессиональнойнаправленностиорганизациисреднегопрофесс ионального образования; - становление духовно-нравственных позиций и приоритетов личностивпериодраннейюности,выработкаинтересакосвоениюсоциальныхигу манитарныхдисциплин,развитиемотивациикпредстоящемусамоопределению. 1.2.2. Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК и ПК по специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам). Код и наименование формируемых компетенций ОК 01. Выбирать способы Решения задач профессиональной деятельности применительно кразличным контекстам Планируемые результаты освоения дисциплины Общие Дисциплинарные В части трудового воспитания: -готовность к труду, осознание ценности мастерства, ; -готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, Способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность; -интерес к различным сферам Профессиональной деятельности, Овладениеуниверсальными учебными познавательнымидействиями: а)базовыелогическиедействия: -самостоятельноформулироватьи актуализироватьпроблему,рассматриватьее всесторонне; Сформировать знания об (о): -обществе как целостной развивающейся Системе в единстве и взаимодействии основных сфер и институтов; основах социальной динамики; глобальных проблемах и вызовах современности; перспективах развития Современного общества, в том числе тенденций Развития Российской Федерации; -человеке как субъекте общественных отношений и сознательнойдеятельности; особенностяхсоциализацииличностив современныхусловиях,сознании,познаниии самосознаниичеловека;особенностях профессиональнойдеятельностивобласти науки,культуры,экономическойифинансовой сферах; - устанавливатьсущественныйпризнакилио снования для сравнения, классификации иобобщения; - определятьцелидеятельности,задаватьп араметрыикритерииихдостижения; - выявлятьзакономерностиипротиворечиявра ссматриваемыхявлениях; - вноситькоррективывдеятельность,оцениватьсо ответствие результатов целям, оцениватьриски последствий деятельности; - развиватькреативноемышлениеприрешенииж изненныхпроблем б)базовыеисследовательскиедействия: - владетьнавыкамиучебноисследовательскойипроектной деятельности, навыками разрешенияпроблем; - выявлять причинно-следственные связи иактуализироватьзадачу,выдвигатьгипотезуее решения,находитьаргументы длядоказательства своих утверждений, задаватьпараметры и критерии решения; - анализировать полученные в ходе решениязадачирезультаты,критическиоцени ватьих - экономикекакнаукеихозяйстве,ролиго сударства в экономике, в том числегосударственной политики поддержкиконкуренции и импортозамещения,особенностях рыночных отношений всовременной экономике; - системеправаизаконодательстваРоссийскойФ едерации; - владеть базовым понятийным аппаратомсоциальныхнаук,уметьразличатьсуще ственные и несущественные признакипонятий, определять различные смыслымногозначных понятий, классифицироватьиспользуемые в социальных науках понятия итермины;использоватьпонятийныйаппаратпри анализеиоценке социальныхявлений,дляориентации в социальных науках и приизложении собственных суждений и построенииустныхи письменныхвысказываний; - владеть умениями формулировать на основеприобретенныхсоциальногуманитарныхзнанийсобственные суждения и аргументы поопределенным проблемамсточкизрения социальныхценностейииспользоватьключевые достоверность,прогнозироватьизменениевновых условиях; -уметьпереноситьзнаниявпознавательнуюипракти ческуюобластижизнедеятельности; - уметьинтегрироватьзнанияизразныхп редметныхобластей; - выдвигатьновыеидеи,предлагатьо ригинальные подходы и решения;испособностьихиспользов анияв познавательнойисоциальнойпрактике понятия, теоретические положения социальныхнаук для объяснения явлений социальнойдействительности; конкретизироватьтеоретические положения фактами социальнойдействительности, модельными ситуациями,примерами из личного социального опыта ифактами социальной действительности, в томчисле по соблюдению правил здорового образажизни;умениесоздаватьтипологиисоциал ьныхпроцессовиявленийнаосновепредложенны х критериев ОК 02. Использоватьсовр еменныесредства поиска,анализаии нтерпретацииинф ормации,иинформ ационныетехнолог ии длявыполнения задачпрофессиона льнойдеятельност и сформироватьзнанияоб(о): - особенностях процесса цифровизации ивлиянии массовых коммуникаций на все сферыжизни общества; - владеть умениями применять полученныезнания при анализе социальной информации,полученной из источников разного типа,включая официальные публикации на интернет-ресурсах государственных органов,нормативные правовые акты, государственныедокументыстратегическогохар актера,публикациивсредствахмассовойинформа ции; осуществлятьпоисксоциальнойинформации, представленнойвразличныхзнаковыхсистемах,из влекать информацию из неадаптированныхисточников, вести целенаправленный поискнеобходимых сведений, для восполнениянедостающих звеньев, делать обоснованныевыводы, различать отдельные компоненты винформационном сообщении, выделять факты,выводы,оценочные суждения,мнения; - сформированность навыков оцениваниясоциальнойинформации,втомчислеп оступающей по каналамсетевыхкоммуникаций, владение умением определятьстепень достоверности информации; владениеумением соотносить различные оценкисоциальныхявлений,содержащиесявисто чниках информации, давать на основеполученныхзнанийправовуюоценкудейст виямлюдей вмодельныхситуациях; - уметьопределятьсвязисоциальныхобъектовияв ленийспомощьюразличныхзнаковыхсистем; сформированность представлений ометодах изучения социальных явлений ипроцессов, включаяуниверсальныеметоды науки,атакжеспециальныеметодысоциального ОК 03. Планироватьи реализовывать собственное профессиональное иличностное развитие, предпринимательс куюдеятельность в профессиональной сфере, использовать знанияпо финансовой грамотностив различных жизненных ситуациях Вобластидуховно-нравственноговоспитания: --сформированностьнравственногосознания, этическогоповедения; -способностьоцениватьситуациюипринимать осознанныерешения,ориентируясьна морально-нравственныенормыиценности; -осознаниеличноговкладавпостроение устойчивогобудущего; -ответственноеотношениексвоимродителями (или)другимчленамсемьи,созданиюсемьина основеосознанногопринятияценностей семейнойжизнивсоответствиистрадициями народовРоссии; Овладениеуниверсальнымирегулятивными действиями: а)самоорганизация: -самостоятельноосуществлятьпознавательную деятельность,выявлятьпроблемы,ставитьи формулироватьсобственныезадачив образовательнойдеятельностиижизненных ситуациях; познания,втомчислесоциологическиеопросы, биографическийметод,социальное прогнозирование сформироватьзнанияоб(о): -особенностяхсоциализацииличностив современныхусловиях,сознании,познаниии самосознаниичеловека;особенностях профессиональнойдеятельностивобласти науки,культуры,экономическойифинансовой сферах; -отношениях,направленияхсоциальной политикивРоссийскойФедерации,втомчисле поддержкисемьи,государственнойполитикив сферемежнациональныхотношений;структуре ифункцияхполитическойсистемыобщества, направленияхгосударственнойполитики РоссийскойФедерации; -владетьумениямипроводитьсопоройна полученныезнанияучебно-исследовательскуюи проектнуюдеятельность,представлятьее результатыввидезавершенныхпроектов, презентаций,творческихработсоциальнойи междисциплинарнойнаправленности;готовить устныевыступленияиписьменныеработы - самостоятельно составлять план решенияпроблемы с учетом имеющихся ресурсов,собственныхвозможностейипредп очтений; - давать оценку новым ситуациям;способствовать формированию и проявлениюширокойэрудициивразныхобласт яхзнаний,постоянно повышать свой образовательный икультурный уровень; б)самоконтроль: использоватьприемырефлексиидляоценкиситуац ии,выбора верногорешения; - уметьоцениватьрискиисвоевременноп риниматьрешения поихснижению; в)эмоциональныйинтеллект,предполагающийс формированность: внутреннеймотивации,включающейстремление к достижению цели и успеху,оптимизм,инициативность,умениедейств овать,исходяизсвоихвозможностей; - эмпатии, включающей способность пониматьэмоциональноесостояниедругих,учиты ватьегоприосуществлениикоммуникации,способ ность ксочувствиюисопереживанию; (развернутыеответы,сочинения)посоциальнойпро блематике, составлять сложный и тезисныйплан развернутых ответов, анализироватьнеадаптированные тексты на социальнуютематику; - готовность применять знания о финансах ибюджетномрегулированииприпользовании финансовыми услугами и инструментами;использовать финансовую информацию длядостижения личных финансовых целей,обеспечивать финансовую безопасность сучетом рисков и способов их снижения;сформированность гражданскойответственности в части уплаты налогов дляразвития обществаи государства - социальных навыков, включающихспособностьвыстраиватьотношени ясдругимилюдьми, заботиться,проявлятьинтерес и разрешатьконфликты ОК 04. -готовностьксаморазвитию,самостоятельности Эффективно исамоопределению; взаимодействовать -овладениенавыкамиучебноиработатьв исследовательской,проектнойисоциальной коллективеи деятельности; команде Овладениеуниверсальнымикоммуникативными действиями: б)совместнаядеятельность: -пониматьииспользоватьпреимущества команднойииндивидуальнойработы; -приниматьцелисовместнойдеятельности, организовыватьикоординироватьдействияпо еедостижению:составлятьпландействий, распределятьролисучетоммненийучастников обсуждатьрезультатысовместнойработы; -использоватьобществоведческиезнаниядля взаимодействияспредставителямидругих национальностейикультурвцеляхуспешного выполнениятипичныхсоциальныхролей, реализацииправиосознанноговыполнения обязанностейгражданинаРоссийской Федерации,втомчислеправомерного налоговогоповедения;ориентациивактуальных общественныхсобытиях,определенияличной гражданскойпозиции;осознаниезначимости здоровогообразажизни;ролинепрерывного образования;использоватьсредства информационно-коммуникационныхтехнологий врешенииразличныхзадач -координироватьивыполнятьработув условияхреального,виртуальногои комбинированноговзаимодействия; ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста - осуществлять позитивное стратегическоеповедение в различных ситуациях, проявлятьтворчествоивоображение,бытьиници ативнымОвладение универсальными регулятивнымидействиями: г)принятиесебяидругихлюдей: - приниматьмотивыиаргументыдругихлюдейпр ианализерезультатовдеятельности; - признаватьсвоеправоиправодругихлюдейнао шибки; - развивать способность понимать мир с позиции другого человека Вобластиэстетическоговоспитания: - эстетическоеотношениекмиру,включаяэс тетику быта, научного и техническоготворчества, спорта, труда и общественныхотношений; - способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего идругих народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства; - убежденность в значимости для личности иобществаотечественногоимировогоискусства, -владетьумениямипроводитьс опоройнаполученныезнанияучебноисследовательскуюипроектную деятельность, представлять еерезультаты в виде завершенных проектов,презентаций, творческих работ социальной имеждисциплинарной направленности; готовитьустные выступления и письменные работы(развернутые ответы, сочинения) по социальнойпроблематике, составлять сложный и тезисныйплан развернутых ответов, анализироватьнеадаптированныетекстына социальную тематику; Этнических культурных традиций и народного творчества; - готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества творческой личности; Овладение универсальными коммуникативными действиями: а)общение: - осуществлять коммуникации во всех сферах жизни; - распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты; - развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств - владеть умениями формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам с точки зрения социальных ценностей и использовать ключевые понятия, теоретические положения социальных наук для объяснения явлений социальной действительности; конкретизировать теоретические положения фактами социальной действительности, модельными ситуациями, примерами из личного социального опыта и фактами социальной действительности, в том числе по соблюдению правил здорового образа жизни; умение создавать типологии социальных процессов и явлений на основе предложенных критериев ОК06.Проявлять гражданскопатриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе - осознание обучающимися российской гражданской идентичности; - целенаправленное развитие внутренней позиции личности на основе духовнонравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национальнокультурных традиций, формирование системы значимых ценностно-смысловых установок, 1)сформировать знания об (о): обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии основных сфер и институтов; основах социальной динамики; особенностях процесса цифровизации и влиянии массовых коммуникаций на все сферы жизни российских духовнонравственных традиций, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционно го поведения антикоррупционного мировоззрения,правосознания,экологическойкул ьтуры,способностиставитьцелиистроитьжизненн ыепланы; В части гражданского воспитания: - осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка; - принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей; - готовность противостоять идеологииэкстремизма, национализма, ксенофобии,дискриминациипосоциальным,ре лигиозным,расовым,национальным признакам; - готовность вести совместную деятельность винтересахгражданскогообщества,участвоватьв самоуправлении в общеобразовательнойорганизацииидетскоюношескихорганизациях; - умение взаимодействовать с социальнымиинститутамивсоответствиисихф общества; глобальных проблемах и вызовах современности; перспективах развития современного общества, в том числе тенденций развития Российской Федерации; человеке как субъекте общественных отношений и сознательной деятельности; особенностях социализации личности в современных условиях, сознании, познании и самосознании человека; особенностяхпрофессиональной деятельности в областинауки,культуры,экономическойифинанс овойсферах; значении духовной культуры общества иразнообразииеевидови форм;экономикекакнауке ихозяйстве,роли государства вэкономике, в том числе государственнойполитики поддержки конкуренции иимпортозамещения, особенностях рыночныхотношенийвсовременнойэкономик е; ролигосударственногобюджетавреализациип ункциямииназначением; - готовностькгуманитарнойиволонтерскойде ятельности; патриотическоговоспитания: олномочий органов государственной власти,этапахбюджетногопроцесса,механизм ах принятиябюджетныхрешений; - сформированность российской гражданскойидентичности, патриотизма, уважения к своемународу,чувстваответственностипередРод иной,гордости за свой край, свою Родину, свой язык икультуру,прошлоеи настоящеемногонациональногонарода России; - ценностное отношение к государственнымсимволам, историческому и природномунаследию, памятникам,традициям народовРоссии,достижениямРоссиивнауке,иску сстве,спорте,технологияхитруде; - идейная убежденность, готовность к служению и защите Отечества, ответственность за его судьбу; освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные); - способность их использования в познавательной и социальной практике,готовностьксамостоятельномупланиро ваниюиосуществлениюучебнойдеятельности,ор ганизацииучебногосотрудничества с педагогическими работниками и сверстниками, социальных отношениях, направленияхсоциальнойполитикивРоссийской Федерации,в том числе поддержки семьи, государственнойполитикивсферемежнациональн ыхотношений;структуре и функциях политической системыобщества, направлениях государственнойполитики Российской Федерации;конституционном статусе и полномочияхоргановгосударственной власти; системе прав человека и гражданина вРоссийскойФедерации, правахребенкаимеханизмах защиты прав в РоссийскойФедерации; правовом регулирования гражданских,семейных,трудовых,налоговых,обр азовательных,административных,уголовныхобщ ественныхотношений; системе права и законодательства Российской Федерации; 2) уметь характеризовать российские духовнонравственные ценности, в том числе ценности человеческой жизни, патриотизма и служения Отечеству, семьи, созидательного труда, норм морали и нравственности, прав и свобод кучастиювпостроениииндивидуальнойобразовате льнойтраектории; -овладениенавыкамиучебноисследовательской,проектнойисоциальнойдеят ельности человека,гуманизма,милосердия,справедливост и,коллективизма,историческогоединства народов России, преемственностиистории нашей Родины, осознания ценностикультуры России и традиций народов России,общественной стабильности и целостностигосударства; 3) владеть базовым понятийным аппаратомсоциальных наук, уметь различатьсущественные и несущественные признакипонятий, определять различные смыслымногозначных понятий, классифицироватьиспользуемые в социальных науках понятия итермины;использоватьпонятийныйаппаратпри анализе и оценке социальных явлений, дляориентации в социальных науках и приизложении собственных суждений и построенииустныхи письменныхвысказываний; 4) владеть умениями устанавливать, выявлять,объяснять причинноследственные,функциональные, иерархические и другие связисоциальных объектов и процессов, включаяуменияхарактеризоватьвзаимовлияниеп рироды иобщества,приводитьпримерывзаимосвязи всехсфержизниобщества;выявлятьпричиныипос ледствия преобразований в различныхсферах жизни российского общества;характеризовать функции социальныхинститутов; обосновывать иерархиюнормативных правовых актов в системероссийского законодательства; 5) связи социальных объектов и явлений спомощью различных знаковых систем;сформированность представлений о методахизучения социальных явлений и процессов,включаяуниверсальныеметодынаук и,атакжеспециальные методы социального познания, втом числесоциологическиеопросы,биографический метод,социальноепрогнозирование; 6) владеть умениями применять полученныезнания при анализе социальной информации,полученной из источников разного типа,включая официальные публикации на интернет-ресурсах государственных органов,нормативные правовые акты, государственныедокументыстратегическогохар актера, публикациивсредствахмассовойинформации; осуществлять поиск социальной информации,представленнойвразличныхзнаков ыхсистемах,извлекать информацию из неадаптированныхисточников, вести целенаправленный поискнеобходимых сведений, для восполнениянедостающих звеньев, делать обоснованныевыводы, различать отдельные компоненты винформационном сообщении, выделять факты,выводы,оценочные суждения,мнения; 7) владеть умениями проводить с опорой наполученныезнанияучебноисследовательскуюипроектную деятельность, представлять еерезультаты в виде завершенных проектов,презентаций, творческих работ социальной имеждисциплинарной направленности; готовитьустные выступления и письменные работы(развернутые ответы, сочинения) по социальнойпроблематике, составлять сложный и тезисныйплан развернутых ответов, анализироватьнеадаптированные тексты на социальнуютематику; 8) использоватьобществоведческиезнаниядля взаимодействия с представителями другихнациональностейикультурвцеляхуспешног о выполнения типичных социальных ролей,реализации прав и осознанного выполненияобязанностейгражданинаРоссийской Федерации,втом числеправомерногоналогового поведения; ориентации в актуальныхобщественных событиях, определения личнойгражданской позиции; осознание значимостиздорового образа жизни; роли непрерывногообразования; использовать средстваинформационнокоммуникационныхтехнологийврешенииразличн ыхзадач; 9) владеть умениями формулировать на основеприобретенныхсоциальногуманитарныхзнанийсобственные суждения и аргументы поопределенным проблемамсточки зрениясоциальных ценностей и использовать ключевыепонятия, теоретические положения социальныхнаукдляобъяснения явлений социальнойдействительности; конкретизироватьтеоретические положения фактами социальнойдействительности,модельнымиситуа циями,примерами из личного социального опыта ифактамисоциальнойдействительности,втом числепособлюдениюправилздорового образа жизни;умениесоздаватьтипологиисоциальныхп роцессов и явлений на основе предложенныхкритериев; 10) готовностьприменятьзнанияофинансахиб юджетном регулировании при пользованиифинансовыми услугами и инструментами;использовать финансовую информацию длядостижения личных финансовых целей,обеспечивать финансовую безопасность сучетом рисков и способов их снижения;сформированность гражданскойответственности в части уплаты налогов дляразвития обществаи государства; 11) сформировать навыки оцениваниясоциальнойинформации,втом числепоступающей по каналамсетевыхкоммуникаций, владение умением определятьстепень достоверности информации; владениеумением соотносить различные оценкисоциальныхявлений,содержащиесявисто чниках информации, давать на основеполученныхзнанийправовуюоценкудейст виям людейвмодельныхситуациях; ОК 07. Содействоватьсох ранениюокружаю щейсреды,ресурсо сбережению,прим енятьзнанияоб изменении Вобластиэкологическоговоспитания: - сформированность экологической культуры,понимание влияния социальноэкономическихпроцессов на состояние природной исоциальной среды, осознание глобальногохарактера экологическихпроблем; - планированиеиосуществлениедействийв окружающейсреденаосновезнанияцелейус тойчивогоразвития человечества; 12) владеть умением самостоятельно оцениватьи принимать решения, выявлять с помощьюполученных знаний наиболее эффективныеспособы противодействия коррупции;определятьстратегииразрешениясоц иальныхимежличностных конфликтов; оцениватьповедение людей и собственное поведение сточки зрения социальных норм, ценностей,экономической рациональности и финансовойграмотности; осознавать неприемлемостьантиобщественного поведения, осознаватьопасность алкоголизма и наркомании,необходимость мер юридическойответственности,втомчиследля несовершеннолетнихграждан - конкретизировать теоретические положенияфактами социальной действительности,модельнымиситуациями,прим ерамиизличногосоциального опыта и фактами социальнойдействительности, в том числе по соблюдениюправилздоровогообразажизни;умен иесоздавать типологии социальных процессов иявленийна основепредложенныхкритериев; климата,принци пыбережливогоп роизводства,эфф ективнодействов ать вчрезвычайныхси туациях активноенеприятиедействий,приносящихвредокр ужающей среде; - умение прогнозировать неблагоприятныеэкологическиепоследствияп редпринимаемыхдействий,предотвращатьих; - расширениеопытадеятельностиэ кологическойнаправленности; - овладениенавыками учебноисследовательской,проектнойисоциальнойдеятел ьности - владеть умениями устанавливать, выявлять,объяснять причинноследственные,функциональные, иерархические и другие связисоциальных объектов и процессов, включаяуменияхарактеризоватьвзаимовлияниеп риродыи общества, приводить примеры взаимосвязивсех сфер жизни общества; выявлять причины ипоследствияпреобразованийвразличныхсферах жизни российского обществ ОК09. Пользоватьсяпроф ессиональнойдоку ментацией нагосударственно мииностранномяз ыках - наличиемотивациикобучениюиличностномура звитию; Вобластиценностинаучногопознания: - сформированность мировоззрения,соответствующего современному уровнюразвития науки и общественной практики,основанногонадиалогекультур,сп особствующегоосознаниюсвоегоместавпол икультурноммире; - совершенствованиеязыковойичитательскойк ультуры как средства взаимодействия междулюдьми и познаниямира; - осознаниеценностинаучнойдеятельности, готовностьосуществлятьпроектнуюи - владеть умениями применять полученныезнания при анализе социальной информации,полученной из источников разного типа,включая официальные публикации на интернет-ресурсах государственных органов,нормативные правовые акты, государственныедокументыстратегическогохар актера,публикациивсредствахмассовойинформа ции; исследовательскуюдеятельностьиндивидуальнои в группе; Овладениеуниверсальнымиучебными познавательнымидействиями: б)базовыеисследовательскиедействия: - владетьнавыкамиучебноисследовательскойипроектной деятельности, навыками разрешенияпроблем; - способностьиготовностьксамостоятельномуп оиску методов решения практических задач,применениюразличныхметодовпознания; - овладениевидамидеятельностипополучениюн овогознания,его интерпретации,преобразованию и применению в различныхучебных ситуациях, в том числе при созданииучебныхи социальныхпроектов; - формирование научного типа мышления,владениенаучнойтерминологией,к лючевымипонятиями иметодами; осуществлятьцеленаправленныйпоискп ереносасредствиспособовдействияв профессиональнуюсреду ПК.1.1 Выполнять операции по осуществлению перевозочного процесса с применением современных информационных технологий. ПК.1.2. Организовывать работу персонала по обеспечению безопасности перевозок и выбору оптимальных решений при работах в условиях нестандартных и аварийных ситуаций управления перевозками. ПК.1.3 Оформлять документы, регламентирующие организацию перевозочного процесса. ПК.2.1 Организовывать работу персонала по планированию и организации перевозочного процесса. ПК.2.2 Обеспечивать безопасность движения и решать профессиональные задачи посредством применения нормативно-правовых документов. Организовывать работу персонала по технологическому обслуживанию перевозочного процесса. ПК.2.3 ПК. 3.1 ПК.3.2 ПК.3.3 Организовывать работу персонала по обработке перевозочных документов и осуществлению расчетов за услуги, предоставляемые транспортными организациями. Обеспечивать осуществление процесса управления перевозками на основе логистической концепции и организовывать рациональную переработку грузов. Применять в профессиональной деятельности основные положения, регулирующие взаимоотношения пользователей транспорта и перевозчика. 1. Структураисодержаниеобщеобразовательнойдисциплины 2.1. Объем дисциплиныивидыучебнойработы Видучебнойработы Объем образовательной программы учебной дисциплины Общийобъем Объемвчасах 72 вт.ч. Основноесодержание 72 вт.ч. теоретическоеобучение 58 практическиезанятия 8 Профессиональноориентированноесодержание (содержаниеприкладногомодуля) 6 вт.ч. теоретическоеобучение 0 практическиезанятия 6 Самостоятельнаяработа Промежуточнаяаттестация (дифференцированныйзачет) 1 2.2. Тематический план и содержание дисциплины Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, практические занятия 1 Раздел 1. Человек в обществе 2 Тема 1.1. Общество и общественные отношения. Развитие общества Содержание учебного материала Общество как система. Общественные отношения. Связи между подсистемами и элементами общества. Общественные потребности и социальные институты. Признаки и функции социальных институтов. Типы обществ. Постиндустриальное (информационное) общество и его особенности. Роль массовой коммуникации в современном обществе Практическое занятие № 1 Объем часов 3 8 2 Формируемые общие и профессиональные компетенции 4 ОК 01 ОК 05 1 Многообразиепутейиформобщественногоразвития.Заполнение таблицы. Профессионально-ориентированное содержание Профессионально ориентированное содержание Практическое занятие №2 Направления цифровизации в профессиональной деятельности « Организация перевозок и 1 ПК 1.1 – ПК 3.3 управление на транспорте (по видам)» Составление схемы. Тема 1.2. Биосоциальная природа человека и его деятельность Содержание учебного материала Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Влияние социокультурных факторов на формирование личности. Мировоззрение, его роль в жизнедеятельности человека. Социализация личности и её этапы. Агенты (институты) социализация. Общественное и индивидуальное сознание. Самосознание и социальное поведение. Деятельность и её структура. Мотивация деятельности. Потребности и интересы. Многообразие видов деятельности. Свобода и необходимость в деятельности человека.Мировоззрение,егоструктура и типы Тема 1.3. Познавательная деятельность человека. Научное познание Содержание учебного материала Познание мира. Чувственное и рациональное познание. Мышление, его форма и методы. Знания, как результат познавательной деятельности, его виды. Понятие истины, её критерии. Абсолютная, относительная истина. Естественные, технические, точные и социально-гуманитарные науки. Особенности, уровни и методы научного познания. Особенности научного познания в 3 1 ОК 02 ОК 04 ОК 05 ОК02 ОК04 ОК05 20 социально-гуманитарных науках. Российское общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI в. Раздел 2. Духовнаякультура 8 Тема 2.1.Духовная культура личности и общества Содержание учебного материала Духовная деятельность человека. Духовные ценности российского общества. Материальная и духовная культура. Формы культуры. Народная, массовая и элитарная культура. Молодёжная субкультура. Контркультура. Функции культуры. Культурное многообразие современного общества. Диалог культур. Вклад российской культуры в формирование ценностей современного общества. Мораль как общечеловеческая ценность и социальный регулятор. Категории морали. Гражданственность. Патриотизм. Профессионально-ориентированное содержание Практическое занятие №3 Культура общения, труда, учебы, поведения в обществе. Этикет в профессиональной деятельности. Тема 2.2. Наука и образование Содержание учебного материала Наука. Функции науки. Возрастание роли науки в современном обществе. Направление научно в современном мире технологического развития и научные достижения Российской Федерации. Образование в современном обществе. Российская система образований. Основные направления в развитии образования в Российской Федерации. Непрерывность образования в информационном обществе. Значение самообразования. Цифровые образовательные ресурсы. Наука и образование: их 1 1 ОК03 ОК05 ОК06 ПК 1.1 – ПК 3.3 2 ОК 02 ОК 03 сущность и значение в современном российском обществе. Тема 2.3. Религия Тема 2.4. Искусство Содержание учебного материала Религия, её роль в жизни общества и человека. Мировые и национальные религии. Значение поддержания межконфессионального мира в Российской Федерации. Свобода совести. Содержание учебного материала Искусство, его основные функции. Особенности искусства как форма духовной культуры. Достижения современного российского искусства Практическое занятие №4 Искусство,его основные функции. Работа с текстом. 2 ОК 05 ОК 06 1 ОК 01 ОК 05 1 21 Раздел 3. Экономическая жизнь общества Тема 3.1. Экономика – основа жизнедеятельности общества 22 Содержание учебного материала Роль экономики в жизни общества. Макроэкономические показатели и качество жизни. Предмет и методы экономической науки. Ограниченность ресурсов. Кривая производственных возможностей. Типы экономических систем. Экономический рост и пути его достижения. Факторы долгосрочного экономического роста. Понятие экономического цикла. Фазы экономического цикла. Причины экономических циклов Практическое занятие №5 ОК 02 ОК 07 2 1 Экономический рост: понятие, сущность и виды. Решение задач. Тема 3.2. Рыночные отношения в Содержание учебного материала экономике. Финансовые институты Функционирование рынков. Рынки труда, капитала, земли, информации. Государственное регулирование рынков. Конкуренция и монополия. Государственная политика по развитию конкуренции. Антимонопольное регулирование в Российской Федерации. Финансовый рынок. Финансовые институты. Банки. Банковская система. Центральный банк Российской Федерации: задачи и функции. Монетарная политика Банка России. Контрольная работа №1 Инфляция: причины, виды, последствия Практическое занятие №6 Рыночный спрос и рыночное предложение. Работа со 2 ОК 01 ОК 03 ОК 09 1 1 схемами. Тема 3.3. Рынок труда и безработица. Рациональное поведение потребителей Содержание учебного материала Рынок труда. Заработная плата и стимулирование труда. Занятость и безработица.Причины и виды безработицы. Государственная политика Российской Федерации в области занятости. Особенности труда молодёжи. Деятельность профсоюзов. Рациональное экономическое поведение. Экономическая свобода и социальная ответственность. Экономическая деятельность и проблемы устойчивого развития общества. Практическое занятие №7 3 ОК 01 ОК 02 ОК 03 1 Спрос на труд. Стратегия поведения при поиске работы. Решение задач. 22 Тема 3.4. Предприятие в экономике Содержание учебного материала Предприятие в экономике. Цели предприятия. Факторы производства. Альтернативная стоимость, способы и источники финансирования предприятия. Издержки, их виды. Выручка, прибыль. Поддержка малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации. Государственная политика импортозамещения в Российской Федерации. Профессионально-ориентированное содержание Профессионально ориентированное содержание Практическое занятие №8 Предпринимательская деятельность в сфере производства. Основы менеджмента и маркетинга Анализ текста Тема 3.5. Экономика и государство Содержание учебного материала Экономика и государство. Экономические функции государства. Общественные блага. Внешние эффекты. Государственный бюджет. Дефицит и профицит государственного бюджета. Принцип сбалансированности государственного бюджета. Государственный долг. Налоговая система Российской Федерации. Функции налогов. Система налогов и сборов в Российской Федерации. Налоговые льготы и вычеты. Фискальная политика государства. Цифровизация экономики в Российской Федерации. Налоги и налоговая политика. Тема 3.6. Основные тенденции развития экономики России и международная экономика Содержание учебного материала Мировая экономика. Международная экономика. Международное разделение труда. Экспорт и импорт товаров и услуг. Выгоды и убытки от участия в международной торговле. Государственное регулирование внешней торговли. Собственное ОК 01 ОК 03 2 1 ПК 1.1 – ПК 3.3 5 ОК 01 ОК 09 3 ОК 06 ОК 09 производство как средство устойчивого развития государства. Практическое занятие №9 Современная России и мировая экономика Составление таблицы. Раздел 4. Социальнаясфера Тема 4.1. Социальная структура общества. Положение личности в обществе 1 12 Содержание учебного материала Социальные общности, группы, их типы. Социальная стратификация, её критерии. Социальное неравенство. Социальная структура российского общества. Государственная поддержка социально незащищённых слоев общества в Российской Федерации. Положение индивида в обществе. Социальные статусы и роли. Социальная мобильность, её формы и каналы в современном российском обществе. Практическое занятие № 10 Социальная стратификация и социальная мобильность. Ответы на вопросы. 3 ОК 01 ОК 05 1 23 Тема 4.2. Семья в современном мире. Содержание учебного материала Семья и брак. Функции и типы семьи. Семья как важнейший социальный институт. Тенденции развития семьи в современном мире. Меры социальной поддержки семьи в Российской Федерации. Помощь государства многодетным семьям Практическое занятие № 11 Семья как важнейший социальный институт Работа с текстом. Тема 4.3. Этнические общности и нации Содержание учебного материала Миграционные процессы в современном мире.Этнические общности. Нации и межнациональные отношения. Этносоциальные конфликты, способы их предотвращения и пути их разрешения.Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации.Национальная политика и межнациональные отношения. Тема 4.4. Социальные нормы и Содержание учебного материала Социальные нормы и отклоняющееся (девиантное) поведение. Формы социальных социальный контроль. Социальный девиаций. Конформизм. Социальный контроль и самоконтроль. Социальный конфликт. конфликт и способы его разрешения Виды социальных конфликтов, их причины. Способы разрешения социальных конфликтов. Особенности профессиональной деятельности социолога, социального психолога. Профессионально-ориентированноесодержание Практическое занятие № 12 Конфликты в трудовых коллективах и пути их преодоления. Анализ текста. Раздел 5. Политическаясфера Тема 5.1. Политика и власть Политическая система 2 ОК 05 ОК 06 1 ОК 05 ОК 06 5 ОК 04 ОК 05 1 1 ПК 1.1 – ПК 3.3 7 Содержание учебного материала Политическая власть и субъекты политики в современном обществе. Политические институты. Политическая деятельность. Политическая система общества, её структура и функции. Политическая система Российской Федерации на современном этапе. Государство как основной институт политической системы. Государственный суверенитет. Функции государства. Форма государства: форма правления, форма государственного (территориального) устройства, политический режим. Типология форм государства. Федеративное устройство Российской Федерации.Субъекты 3 ОК 05 ОК 06 государственной властивРоссийскойФедерации. Опасность коррупции, антикоррупционная политика государства, механизмы противодействия коррупции. Обеспечение национальной безопасности в Российской Федерации 24 Тема 5.2. Политическая культура Содержание учебного материала общества и личности. Политический Политическая культура общества и личности. Политическое поведение. Политическое участие. Причины абсентеизма. Политическая идеология, её роль в обществе. Основные процесс и его участники идейно-политические течения современности. Политический процесс и участие в нём субъектов политики. Формы участия граждан в 3 ОК 03 ОК 04 политике. Политические партии как субъекты политики, их функции, виды. Типы партийных систем. Избирательная система. Типы избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная, смешанная. Избирательная кампания. Избирательная система в Российской Федерации. Политическая элита и политическое лидерство. Типология лидерства. Роль средств массовой информации в политической жизни общества. ПК 1.1 – ПК 3.3 Профессионально-ориентированное содержание Практическое занятие №13 Роль профсоюзов в формировании основ гражданского общества. Анализ текста. 1 Раздел 6. Правовое регулирование общественных отношений в Российской Федерации 15 Тема 6.1. Право в системе Содержание учебного материала социальных норм Правовое регулирование общественных отношений в Российской Федерации. Право в системе социальных норм. Источники права. Нормативные правовые акты, их виды. Законы и законодательные процессы в Российской Федерации. Система российского права. Правоотношения, их субъекты. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Правонарушение и юридическая ответственность. Функции правоохранительных органов Российской Федерации Тема 6.2. Основы Содержание учебного материала конституционного права Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации. Российской Гражданство Российской Федерации. Личные (гражданские), политические, социальноФедерации экономические и культурные права и свободы человека, и гражданина Российской Федерации. Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации. Международная защита прав человека в условии мирного и военного времени Профессионально-ориентированноесодержание Практическое занятие №14 Профессиональные обязанности гражданина РФ в организации мероприятий ГО и защиты от ЧС в условиях мирного и военного времени. Решение задач 2 ОК 01 ОК 05 ОК 09 1 ОК 02 ОК 06 ОК 07 1 ПК 1.1 – ПК 3.3 25 Тема 6.3. Правовое регулирование гражданских, семейных, трудовых, образовательных правоотношений Содержание учебного материала Гражданское право. Гражданские правоотношения. Субъекта гражданского права. Организационно-правовые формы юридических лиц. Гражданская дееспособность несовершеннолетних. Семейное право. Порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов. Права и обязанности родителей и детей. Трудовое право. Трудовые правоотношения. Порядок приёма на работу, заключения и расторжения трудового договора. Права и обязанности работника и работодателей. Дисциплинарная ответственность. Защита трудовых прав работников. Особенности трудовых правоотношений несовершеннолетних работников. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Порядок приёма на обучение в образовательные организации среднего профессионального и высшего образования. Порядок оказания платных образовательных услуг Трудовые споры и порядок их разрешения Тема 6.4. Правовое регулирование налоговых, административных, уголовных правоотношений. Экологическоезаконодательство Содержание учебного материала Административное право и его субъекты. Административное правонарушение и административная ответственность.Экологическое законодательство. Экологические правонарушения. Способы защиты права на благоприятную окружающую среду. Уголовное право. Основные принципы уголовного права. Понятие преступления и виды преступлений. Уголовная ответственность, её цели, виды наказания в уголовном праве. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних. Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах. Тема 6.5. Содержание учебного материала Основыпроцессуальногоправа Конституционное судопроизводство.Административный процесс. Судебное производство по делам об административных правонарушениях. Уголовный процесс, его принципы и стадии. Субъекты уголовного процесса.Гражданские споры, порядок их рассмотрения. Промежуточная аттестация (в форме дифференцированного зачета) Итого 3 3 4 ОК 02 ОК 05 ОК 06 ОК 02 ОК 06 ОК 09 ОК 02 ОК 05 ОК 09 1 72 26 3.Условияреализациипрограммыобщеобразовательнойдисциплины «Обществознание» 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Рабочее место преподавателя: стол, стул 1шт. Посадочные места обучающихся – столов -13 шт, стульев - 26 шт., доска классная (меловая)-1 шт, рециркулятор1 шт, шкаф для хранения учебных пособий; телевизор-1 шт, ноутбук-1 шт, выход в локальную сеть интернет. Комплект учебно-наглядных пособий (информационные и тематические плакаты, схемы, таблицы по курсу обществознание – 6 шт., карты, таблицы, учебные пособия, справочные материалы) Комплект наглядных пособий (таблиц): государственные символы Российской Федерации – 1 шт.; 3.2. Информационное обеспечение реализации программы Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, допущенные к использованию при реализации образовательных программы СПО на базе основного общего образования. 1. Основная литература 1.Учебник СПО. Обществознание. Котова О. А., Лискова Т. Е. Котова О.А., Лискова Т.Е. Обществознание. Базовый уровень. 2. Учебник для СПО Котова О.А., Лискова Т.Е., Обществознание: базовый уровень: учебник для образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования Российская Федерация (РФ) 2024 2. Дополнительная литература 1. Обществознание.10класс:учеб.дляобщеобразоват.организаций:базовыйуро вень/[Л.Н.Боголюбовидр.];подред.Л.Н.Боголюбова,А.Ю.Лазебниковой–4-е изд.,стер.—М.:Просвещение,2022.—319с. 2. Обществознание.11класс:учеб.дляобщеобразоват.организаций:базовыйуро вень/[Л.Н.Боголюбовидр.];подред.Л.Н.Боголюбова,А.Ю.Лазебниковой–4-е изд.,стер.—М.:Просвещение,2022.—334с. 3. ВаженинА.Г.Обществознаниедляпрофессийиспециальностейтехническог о,естественно-научного,гуманитарногопрофилей.Практикум.—М.:Издво«Академия»,2019.–240 с. 4. ВаженинА.Г.Обществознаниедляпрофессийиспециальностейтехническог о, естественно-научного, гуманитарного профилей. Контрольныезадания.— М.:Изд-во«Академия»,2019.–144 с. 5. «КонституцияРоссийскойФедерации»(принятавсенароднымголосование м12.12.1993сизменениями,одобреннымивходеобщероссийского голосования01.07.2020) 6. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от25.02.2022) 7. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от14.07.2022) 8.Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от04.08.2022) 8.Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от14.07.2022)(сизм.и доп.,вступ.всилус25.07.2022) 9.Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от14.07.2022,с изм.от18.07.2022)(с изм.идоп.,вступ.всилус 25.07.2022) Интернет-ресурсы, электронные журналы https://www.biblio-online.ru/ http://обществознание-онлайн.рф – портал по обществознанию https://social-studies.ru/ - портал для школьников и учителей по обществознанию http://law-journal.ru/ - Журнал. «Вопросы экономики и права». 4.Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины раскрываются через дисциплинарные результаты, направленныенаформированиеобщихкомпетенцийпоразделамитемамсодержа нияучебного материала. Содержание общеобразовательной дисциплины «Обществознание»направленонаформированиеобщихкомпетенцийОК1,ОК2, ОК3,ОК4,ОК5, ОК 6, ОК 7, ОК 9 и сопряжены с достижением образовательных результатов,регламентированныхФГОССОО. Оцениваниеобразовательныхрезультатовобучающихсявпроцессеосвоен ияимисодержанияобщеобразовательнойучебнойдисциплины «Обществознание»науровнесреднегопрофессиональногообразованияявляется существенным звеном учебного процесса. Целесообразно проводитьоценивание образовательных результатов в ходе изучения каждого раздела образовательной программы. Для организации и проведения оценочных процедур преподаватель может воспользоваться как готовыми средствами оценивания, представленными в психолого-педагогической и методическойлитературе,илисамостоятельноразработатьинструментарийоцен ки. Важнымсредствомоценкиобразовательныхрезультатоввыступаютучебн ыезадания,проверяющиеспособностькрешениюучебно-познавательных и учебно-практических задач, предполагающие вариативные пути решения, комплексные задания, ориентированные на проверку целогокомплексаумений,компетентностноориентированныезадания,позволяющиеоценивать сформированность группы различных умений и базирующиеся на контексте социальных ситуаций. Процедура оценивания образовательных результатов обучающихся может вестись каждым преподавателем входе стартовой, текущей, промежуточной диагностики. Результатыстартовойдиагностикимогутслужитьоснованиемдлякоррект ировкиучебныхпрограммииндивидуализацииучебнойдеятельностиобучающе гося,группывцелом. В текущей диагностике процедура оценивания может быть организованапосредством: - оцениваниярезультатовустногоопроса; оценивания выполнения познавательных заданий (заданиякдокументам,содержащимисоциальнуюинформацию;заданияксхемам, таблицам,диаграммам,инфографике;вопросыпроблемногохарактера;заданиязадачи;проектныезаданияидр.); - оценивание результатов тестирования. При организации и проведении процедуры оценивания образовательныхрезультатовобучающихсяцелесообразнопредусмотретьвозмо жностьсамооценкиивзаимооценкизнаний/уменийобучающихся. Предметом оценивания являются не только итоговые образовательные результаты, но и динамика изменений этих результатов в процессе всего изучения и освоения содержания учебной дисциплины. Необходимо учитывать, что изучение обществознания предусматривает как развитие устной, так и развитие письменной речи; поэтому целесообразно выдерживать соответствующие пропорции в способах предъявления заданий и форматах ожидаемых ответов. Требования, параметры и критерии оценочной процедуры должны быть известны обучающимся заранее, до непосредственного проведения процедурыоценивания,включаясамооценкуивзаимооценку.Повозможности,па раметрыикритерииоценкидолжныразрабатыватьсяиобсуждатьсяпреподавател емсовместноссамимиобучающимися.Каждомупараметруоценки должны соответствовать критерии оценки: за что выставляется та или иная оценка; в случае балльной оценки-то или иное количество баллов. На основе типов оценочных мероприятий, предложенных в таблице,преподавательвыбираетформыиметодысучетомпрофессионализации обученияпопрограммедисциплины. Общая/профессиональнаяк омпетенции Раздел/Тема Типоценочных мероприятия Раздел1. Человеквобществе ОК 01 ОК 05 ПК 1.1 – ПК 3.3 Тема1.1. Обществои общественные Познавательные задания Вопросы отношения.Развитие проблемногохарактера общества Заданияксхемам, таблицам,диаграммам, инфографике Проектныезадания Тестирование Самооценка и взаимооценка знаний /уменийобучающихся ОК02 ОК04 ОК05 Тема1.2. Биосоциальнаяпри родачеловекаиегод еятельность Устный опросПознавате льныезадания Задания кдокумента м,содержащ имсоциальн уюинформац ию Проектные задания Тестирование Самооценка и взаимооценка знаний /уменийобучающихся ОК02 ОК04 ОК05 Тема1.3. Познавательнаяде ятельностьчелове ка.Научноепознан ие Устный опросПознавате льныезадания Задания кдокумента м,содержащ имсоциальн уюинформац ию Познавательные задания Самооценка и взаимооценка знаний /уменийобучающихся Раздел2.Духовнаякультура ОК03 ОК05 ОК06 ПК 1.1 – ПК 3.3 Тема2.1. Познавательные Духовная задания культураличностиио Вопросы бщества проблемного характера Заданиякдокуме нтам,содержащимсо циальнуюинформац июТестированиеСа мооценка и взаимооценка знаний /уменийобучающихся ОК02 ОК03 Тема2.2. Устный Наукаиобразованиев опросПознавате современноммире льныезадания Задания кдокумента м,содержащ имсоциальн уюинформац ию Проектные задания Тестирование Самооценка и взаимооценка знаний /умений обучающихся ОК05 ОК06 Тема 2.3.Рели гия Устный опросПознавате льныезадания Задания к документам, содержащим социальную информацию Самооценка и взаимооценка знаний /уменийобучающихся ОК01 ОК05 Тема 2.4.Искус ство Устный опросПознавате льныезадания Задания к документам, содержащим социальную информацию Самооценка и взаимооценка знаний /уменийобучающихся Раздел3.Экономическаяжизньобщества ОК02 ОК07 ОК01 ОК03 ОК09 Тема3.1. Устный ЭкономикаопросПознавате основажизнедеятель льныезадания ностиобщества Задания к схемам,таблицам, диаграммам, инфографике Самооценка и взаимооценка знаний /уменийобучающихся Тема3.2.Рын очныеотнош ениявэконо мике.Финан совыеинсти туты Устный опросПознавате льныезадания Задания к документам, содержащим социальную информацию Самооценка и взаимооценка знаний /уменийобучающихся ОК01 ОК02 ОК03 Тема3.3. Устный Рыноктрудаибезрабо опросПознавате тица.Рациональноеп льныезадания оведениепотребител Задания-задачи я Заданияксхемам, таблицам, диаграммам, инфографике Проектные задания Самооценка и взаимооценка знаний /уменийобучающихся ОК01 ОК03 ПК 1.1 – ПК 3.3 ОК01 ОК09 Тема3.4. Предприятиевэконо мике Устный опросПознавате льныезадания Задания-задачи Задания кдокумента м,содержащ имсоциальн уюинформац ию Проектные задания Самооценка и взаимооценка знаний /уменийобучающихся Тема3.5. Устный Экономикаигосударс опросПознавате тво льныезадания Заданияксхемам,т аблицам,диаграммам ,инфографикеТести рованиеСамооценка и взаимооценка знаний /уменийобучающихся ОК06 ОК09 Тема3.6. Основныетенд енции развитияэкономики Россиии Познавательные задания Вопросы проблемного характера международная экономика Работа с документами,содер жащими социальную информацию Самооценка и взаимооценка знаний /умений обучающихся Раздел4.Социальнаясфера ОК01 ОК05 Тема4.1.Социальная структураобщества. Положениеличности вобществе Устный опросПознавате льныезадания Заданиякдокумент ам,содержащимсоци альнуюинформацию ТестированиеСамоо ценка и взаимооценка знаний /уменийобучающихся ОК05 ОК06 Тема4.2. Семьявсовре менноммире Устный опросПознавате льныезадания Заданиякдокумен там,содержащимсоц иальнуюинформаци юТестированиеСам ооценка и взаимооценка знаний /уменийобучающихся ОК05 ОК06 Тема4.3.Этническ иеобщностиинаци и Устный опросПознавате льныезадания Заданиякдокумен там,содержащимсоц иальнуюинформаци юТестированиеСам ооценка и взаимооценка знаний /уменийобучающихся ОК04 ОК05 ПК 1.1 – ПК 3.3 Тема4.4. Социальныенормы и социальныйконтро ль. Социальныйконфли ктиспособыего разрешения Устный опросПознавате льныезадания Задания-задачи Проектные задания Самооценка и взаимооценка знаний /умений обучающихся Раздел5.Политическаясфера ОК05 ОК06 Тема5.1. Устный Политикаивласть. опросПознавате Политическаясистем льныезадания а Заданиякдокумен там,содержащимсоц иальнуюинформаци юТестированиеСам ооценка и взаимооценка знаний /уменийобучающихся ОК03 ОК04 Тема5.2. Политическаякульт ураобществаилично сти. Политический ПК 1.1 – ПК 3.3 Устный опросПознавате льныезадания Задания-задачи Заданияк процессиегоу частники документам, содержащим социальную информацию Самооценка и взаимооценка знаний /уменийобучающихся Раздел6.ПравовоерегулированиеобщественныхотношенийвРоссийс койФедерации ОК01 ОК05 ОК09 ОК02 ОК06 ОК07 ПК 3.3 ОК02 ОК05 ОК 06 ПК 1.1 – ПК 3.3 Тема6.1. Устный Право в опросПознавате системесоциальныхн льныезадания орм Заданиякдокумен там,содержащимсоц иальнуюинформаци юТестированиеСам ооценка и взаимооценка знаний /уменийобучающихся Тема6.2. Основыконституц ионногоправа РоссийскойФедер ации Тема6.3.Право воерегулирова ниегражданск их, семейных,трудовых, образовательныхпра воотношений Устный опросПознавате льныезадания Задания- задачи Тестирование Самооценка и взаимооценка знаний /уменийобучающихся Устный опросПознавате льныезадания Задания-задачи Тестирование Самооценка ивзаимооценказнаний /уменийобучающихся ОК02 ОК06 ОК 09 ПК 1.1 – ПК 3.3 ОК02 ОК05 ОК 09 ПК 1.1 – ПК 3.3 ОК 01,ОК 02,ОК 03,ОК 04, ОК 05,ОК 06,ОК 07,ОК 09 ПК 1.1 – ПК 3.3 Тема6.4.Право воерегулирова ниеналоговых, административных,у головныхправоотно шений. Экологическоезаконо дательство Устный опросПознавате льныезадания Задания- задачи Тестирование Самооценка и взаимооценка знаний /уменийобучающихся Тема6.5.Отрасли процессуального права Устный опросПознавате льныезадания Задания- задачи Тестирование Самооценка и взаимооценка знаний /уменийобучающихся Выполнениезаданий промежуточнойат тестации Рецензия Рабочая программа общеобразовательной дисциплины «Обществознание» разработана для специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам). Рабочая программа общеобразовательной «Обществознание» позволяет дисциплины студентам освоить знания о российском обществе и особенностях его развития в современных условиях, различных аспектах взаимодействия людей друг с другом и с основными социальными институтами, содействовать формированию способности к оценке своих возможностей в повседневной и профессиональной деятельности. В программу включены вопросы формирования и развития этнонациональных, социальных, религиозных и политических общностей; развитие государственности в последовательной смене форм и типов, моделей взаимоотношений власти и общества, эволюция политической системы; социальные движения со свойственными им интересами, целями и противоречиями; эволюция международных отношений; развитие культуры разных стран и народов. Реализация программы по общеобразовательной дисциплине «Обществознание» будет содействовать формированию и развитию личности обучающегося, способного к самоидентификации и определению своих ценностных ориентиров на основе осмысления и освоения исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего знания и умения в учебной и социальной практике. Рецензент Боев Андрей Николаевич кандидат исторических наук, преподаватель ПОО Частное учреждение «Юридический техникум» г. Кропоткин Учитель истории и МХК Квалификация по диплому Рецензия Рабочая программа общеобразовательной дисциплины «Обществознание» составлена для специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам). Программа содержит основные дидактические единицы, которые составляют основу повседневной жизни нашего общества: общество и общественные отношения, познавательная деятельность человека, духовная культура личности и человека, экономика как основа жизнедеятельности, социальная структура общества и положение личности в обществе, политика и власть, политическая система, право в системе социальных норм. Обучающиеся смогут получать и осмысливать социально-политическую информацию в развитии, рассматривать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимые для участия в жизни гражданского общества и государства, применять полученные знания и умения для решения типичных задач в области социальных отношений, гражданской и общественной деятельности, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий с действиями других людей, с нормами поведения, установленными законом. Содержание рабочей программы общеобразовательной дисциплины «Обществознание» гражданской ориентировано идентичности, на формирование воспитание российской гражданина России, сознающего объективную необходимость выстраивания собственной образовательной траектории, непрерывного профессионального роста. Рецензент: __________ Ашумова Аджар Вели-кызы преподаватель истории и обществознания ЧПОУ Региональный колледж профессиональной карьеры г. Кропоткин Преподаватель политической истории Квалификация по диплому