СОДЕРЖАНИЕ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ «ПМн.01 Техническое обслуживание и ремонт систем, узлов, приборов автомобилей» 1.1. Цель и планируемые результаты освоения профессионального модуля В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен освоить основной вид деятельности «Техническое обслуживание и ремонт систем, узлов, приборов автомобилей», соответствующие ему общие компетенции и профессиональные компетенции: 1.1.1. Перечень общих компетенций Код Наименование общих компетенций Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности ОК 01 применительно к различным контекстам ОК 04 Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде ОК 07 Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях Пользоваться профессиональной документацией на государственном ОК 09 и иностранном языках 1.1.2. Перечень профессиональных компетенций Наименование видов деятельности и профессиональных компетенций Техническое обслуживание и ремонт систем, узлов, приборов автомобилей Определять техническое состояние систем, агрегатов, узлов, приборов автомобилей для сохранения работоспособности, предупреждения отказов и неисправностей ПК 1.2 Осуществлять комплекс мероприятий по демонтажу и ремонту систем, агрегатов и узлов автомобилей для устранения обнаруженных неисправностей ПК 1.3 Выполнять комплекс мероприятий по сборке, регулировке и испытанию систем, агрегатов и узлов автомобилей, для оценки качества выполненных работ Код ВД 1 ПК 1.1 1.1.3. В результате освоения профессионального модуля обучающийся должен: Иметь практический опыт Уметь Знать - технического осмотра, демонтажа, сборки и регулировки систем, агрегатов и узлов автомобилей, выполнения комплекса работ по устранению неисправностей выполнять основные операции технического осмотра, демонтажа, сборки и регулировки систем, агрегатов и узлов автомобилей; агрегатов и узлов строительных машин - конструкцию и устройство автомобилей, назначение и взаимодействие основных узлов и деталей; - методы выявления и способы устранения неисправностей; - технологическую последовательность технического осмотра, демонтажа, сборки и регулировки систем, агрегатов и узлов автомобилей; - меры безопасности при выполнении работ 1.2. Количество часов, отводимое на освоение профессионального модуля Всего часов 462 в том числе в форме практической подготовки 296часов Из них на освоение МДК 200 часов в том числе самостоятельная работа 2 часа Практики, в том числе учебная 72 часа производственная 144 часов Промежуточная аттестация экзамен по модулю 6 часов 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 2.1. Структура профессионального модуля Коды профессиональных общих компетенций Наименования разделов профессионального модуля 1 2 3 4 ПК 1.1–1.3 ОК 01, 04, 07, 09 Раздел 1 Обеспечение работ по разборке, сборке агрегатов и узлов автомобиля Раздел 2. Обеспечение выполнения слесарных работ Промежуточная аттестация Всего: 380 ПК 1.1–1.3 ОК 01, 04, 07, 09 Всего, час. Обучение по МДК В том числе Всего Лабораторных и практических занятий Самостоятельная 1 работа 5 6 7 62 200 62 2 76 18 40 18 Х 6 462 Х 80 240 80 2 Практики Промежуточная аттестация В т.ч. в форме практической подготовки Объем профессионального модуля, ак. час. Учебная Производственная 8 9 10 6 36 144 36 - 72 144 6 2.2. Тематический план и содержание профессионального модуля 1 Самостоятельная работа в рамках образовательной программы планируется образовательной организацией в соответствии с требованиями ФГОС СПО в пределах объема профессионального модуля в количестве часов, необходимом для выполнения заданий самостоятельной работы обучающихся, предусмотренных тематическим планом и содержанием междисциплинарного курса. (ПМ)Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, профессионального лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная учебная работа обучающихся модуля (ПМ), междисциплинарны х курсов (МДК) 1 2 Раздел 1. Обеспечение работ по разборке, сборке агрегатов и узлов автомобиля МДКн.01.01 Конструкция, эксплуатация и техническое обслуживание автомобилей Тема 1.1. Общие сведения об автомобильном транспорте. Устройство двигателя автомобиля Содержание 1. Общее устройство автомобиля. 2. Подвижной состав автомобильного транспорта. 3. Классификация автомобилей. 4. Общая компоновка автомобиля. 5. Диагностирование автомобиля. 6. Обслуживание. Ремонт ЭСУД. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. Приборы подачи топлива и воздуха. Общие сведения о двигателе. Назначение и классификация двигателей. Механизмы двигателей. Системы двигателей Термины и определения. Рабочие циклы автомобильных двигателей (по виду). Устройство, принцип работы и назначение кривошипно-шатунного механизма. Устройство, принцип работы и назначение механизма газораспределения. Типы газораспределительных механизмов Устройство, принцип работы и назначение системы смазки. Применяемые масла. Устройство и принцип работы системы питания карбюраторного и инжекторного двигателя. 19. Особенности работы фаз газораспределения. 20. Основные правила, нормы охраны труда и требования безопасности Лабораторные занятия 1. Лабораторная работа № 1. Проведение работ по разборке и сборке кривошипно-шатунного механизма карбюраторных двигателей. Объем часов 3 200 200/62 32/12 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 12 1 Лабораторная работа № 2. Проведение работ по разборке и сборке кривошипно-шатунного механизма дизельных двигателей. 3. Лабораторная работа № 3. Проведение работ по разборке и сборке деталей и узлов газораспределительного механизма карбюраторных двигателей. 4. Лабораторная работа № 4. Проведение работ по разборке и сборке деталей и узлов газораспределительного механизма дизельных двигателей. 5. Лабораторная работа № 5. Проведение работ по разборке и сборке узлов, механизмов и приборов системы охлаждения карбюраторных двигателей (по заданию преподавателя) 6. Лабораторная работа № 6. Проведение работ по разборке и сборке узлов, механизмов и приборов системы охлаждения дизельных двигателей (по заданию преподавателя) 7. Лабораторная работа № 7. Проведение работ по разборке и сборке узлов и деталей систем смазки карбюраторных двигателей 8. Лабораторная работа № 8. Проведение работ по разборке и сборке узлов и деталей систем смазки дизельных двигателей 9. Лабораторная работа № 9. Проведение работ по разборке и сборке устройства системы питания карбюраторных двигателя 10. Лабораторная работа № 10. Проведение работ по разборке и сборке устройства системы питания дизельных двигателей 11. Лабораторная работа № 11. Проведение работ по разборке и сборке устройства узлов, приборов и арматуры системы питания карбюраторного двигателя от газобаллонной установки. 12. Лабораторная работа № 12. Проведение работ по разборке и сборке устройства узлов, приборов и арматуры системы питания дизельного двигателя Содержание 1. Назначение трансмиссии, типы трансмиссий. 2. Колесная формула автомобилей. 3. Агрегаты трансмиссии, их назначениеи расположение на автомобиле 4. Назначение и типы сцепления автомобилей. 5. Устройство однодисковых сцепления 6. Устройство двух дисковых сцеплений 7. Изучение механического, гидравлического и пневматического привода сцепления 8. Возможные неисправности сцепления и их и способы их устранения. 9. Общие сведения, назначение и типы коробки передач. 10. Общее устройство и принцип работы четырѐх и пятиступенчатой коробки переменной передачи. 11. Составление схемы двухвальной четырех и пятиступенчатой коробки переменной передачи. 12. Изучение крутящего момента коробки переменной передачи на различных передачах. 2. Тема 1.2. Устройство трансмиссии 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 28/4 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 13. 14. 15. 16. 17. 18. Возможные неисправности коробки переменной передачи и способы их устранения Изучение устройство и принцип работы раздаточной коробки передач, еѐ механизмов. Возможные неисправности раздаточной коробки передач и способы их устранения Главная передача, назначение, устройство, типы мостов, ведущий мост, Общие устройство и принцип действия главной передачи и дифференциала. Изучение полуосей с дифференциалом задних ведущих мостов. 1 1 1 1 1 1 19. Изучение автомобиля с передним и задним ведущим мостом. 1 20 Изучение устройство и принцип работы переднего ведущего моста. 1 21 Изучение привода к ведущим колѐсам 1 22 Составление схемы работы ведущих мостов. 1 23 Изучение устройство и принцип работы агрегатов и узлов трансмиссии. 1 24 Возможные неисправности главной передачи, дифференциала способы их устранения. Лабораторные занятия Лабораторная работа № 13. Выполнение работ по разборкеи сборке устройства сцеплений и 13 их приводов автомобиля Лабораторная работа № 14.Выполнение работ по разборке и сборке устройства ступенчатых 14 коробок передачавтомобиля Лабораторная работа № 15.Выполнение работ по разборке и сборке устройства карданных передач 15 автомобиля Лабораторная работа № 16.Выполнение работ по разборке и сборке устройства мостов автомобиля 16 Тема 1.3. Устройство Содержание несущей системы, Назначение и типы рам автомобиля. 1 подвески, колѐс автомобилей. 2 Устройство неразрезных и разрезных передних мостов. Системы 3 Устройство зависимых и независимых подвесок автомобиля. управления автомобилем 4 Назначение и устройство рессор и амортизаторов. 1 4 1 1 1 1 38/14 1 1 1 1 5 Возможные неисправности подвесок и способы их устранения. 1 6 Назначения и устройство колес, шин. 1 7 Изучение устройство и принцип работы дисков и колѐс. 1 8 Техническая характеристика применяемых автомобильных шин и их маркировка. 1 9 Влияние конструкции и состояние шин на безопасность движения. 1 10 Неисправности шин и способы их устранения. 1 11 Назначение и устройство кузова и кабины автомобиля. 1 12 13 Устройство сидений, механизмов замков дверей, стеклоочистителей, зеркал, противосолнечных козырьков. Вентиляция и отопление кабины. 14 15 16 17 18 19 Назначение основных частей рулевого управления автомобиля. Изучение устройство и принцип работы рулевой колонки Влияние состояния рулевого управления на безопасность движения. Неисправности рулевого управления и способы их устранения. Назначение и типы тормозной системы автомобиля. Изучение устройство и принцип работы тормозных систем багажника, стеклоподъѐмников, 20 Устройство и работа трансмиссионных тормозных механизмов. 21 Тормозная сила, действующая на автомобиль при торможении. 22 Неисправности тормозной системы и способы их устранения. 23 Управляемость автомобиля и ее показатели. 24 Требования безопасности к техническому состоянию автомобилей Практические занятия 1 Практическое занятие № 1. Выполнение работ по разборке и сборке устройства рамы и тяговосцепных устройств автомобиля 2 Практическое занятие № 2. Выполнение работ по разборке и сборке устройства рамы и тяговосцепных устройств автомобиля 3 Практическое занятие № 3. Проведение работ по разборке и сборке устройства подвески автомобиля 4 Практическое занятие № 4. Проведение работ по разборке и сборке устройства подвески автомобиля 5 Практическое занятие № 5. Выполнение работ по разборке и сборке устройства элементов колес и шин Практическое занятие № 6. Выполнение работ по разборке и сборке устройства элементов колес и 6 шин 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 8 1 1 1 1 1 1 Практическое занятие № 7. Проведение работ по разборке и сборке устройств элементов кабины и кузова 8 Практическое занятие № 8. Проведение работ по разборке и сборке устройств элементов кабины и кузова Лабораторные занятия Лабораторная работа № 17. Проведение работ по разборке и сборке основных частей рулевого 17 управления Лабораторная работа № 18. Проведение работ по разборке и сборке основных частей рулевого 18 управления Лабораторная работа № 19. Проведение работ по разборке и сборке тормозных систем с 19 гидравлическим приводом Лабораторная работа № 20. Проведение работ по разборке и сборке тормозных систем с 20 гидравлическим приводом Лабораторная работа № 21. Проведение работ по разборке и сборке тормозных систем с 21 пневматическим приводом Лабораторная работа № 22. Проведение работ по разборке и сборке тормозных систем с 22 пневматическим приводом Содержание 7 Тема 1.4. Электрооборудовани еавтомобилей 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 Условия эксплуатации электрооборудования. Основные сведения по электрооборудованию. Изучение устройство и принцип работы аккумуляторной батареи. Принцип действия и характеристики свинцового аккумулятора. Подготовка аккумуляторных батарей к эксплуатации. Требования безопасности при заряде аккумуляторных батарей. Основные источники электрической энергии. Изучение маркировки аккумуляторной батареи. Составление схемы подключения электрооборудования автомобиля. Изучение подключение элементов приборов освещения Изучение подключение приборов световой сигнализации. Изучение подключение элементов световой сигнализации. Составление схемы подключения световых приборов. 1 1 6 1 1 1 1 1 1 49/16 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Устройство и принцип работы генератора, его составных частей Работа трехфазного генератора переменного тока Изучение разборке генератора, его технические неисправности Изучение последовательности разборке и сборке генератора, с устранением выявленных неисправностей. 18 Схема последовательности работы генератора. 19 Преобразователь напряжения 20 Диодный мост, 21 Неисправности генератора и способы их устранения 22 Принцип действия и характеристики свинцового аккумулятора. 23 Подготовка аккумуляторных батарей к эксплуатации. 24 Требования безопасности при заряде аккумуляторных батарей. 25 Общие сведения о генераторных установках, их назначение, устройство, требования, предъявляемые к ним. 26 Общее устройство и принцип работы стартера. 27 Стартеры, назначения и требования, предъявляемые к ним. 28 Изучение работ по разборке и сборке составных частей стартера, с устранением выявленных неисправностей. 29 Система зажигания, пуска двигателя, еѐ неисправности и методы их устранения. 30 Назначение и требования, предъявляемые к электропусковой системе. 31 Состав систем электропуска. 32 Схемы электропусковых систем 33 Типы электродвигателей Лабораторные занятия 23 Лабораторная работа № 23. Выполнение задания по изучению устройства аккумуляторных батарей. Характеристики АКБ 24 Лабораторная работа № 24. Выполнение задания по изучению устройства аккумуляторных батарей. Характеристика АКБ 25 Лабораторная работа № 25. Испытание автомобильного генератора 26 Лабораторная работа № 26. Испытание автомобильного генератора 27 Лабораторная работа № 27. Испытание автомобильного генератора 14 15 16 17 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 16 1 1 1 1 1 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 Лабораторная работа № 28. Испытание автомобильного генератора Лабораторная работа № 29. Проверка устройств контактной системы зажигания Лабораторная работа № 30. Проверка устройств контактной системы зажигания Лабораторная работа № 31. Проверка устройств контактной системы зажигания Лабораторная работа № 32. Проверка устройств контактной системы зажигания Лабораторная работа № 33. Разборочно-сборочные работы при изучении приборов системы зажигания Лабораторная работа № 34. Разборочно-сборочные работы при изучении приборов системы зажигания Лабораторная работа № 35. Разборочно-сборочные работы при изучении приборов системы зажигания Лабораторная работа № 36. Разборочно-сборочные работы при изучении приборов системы зажигания Лабораторная работа № 37. Снятие характеристик автомобильных ламп и осветительных приборов 38 Лабораторная работа № 38. Снятие характеристик автомобильных ламп и осветительных приборов Тема 1.5.Технология Содержание 1 Основные виды технического обслуживания. технического обслуживания и 2 Основные виды технического обслуживания. текущего ремонта 3 Правила и нормы охраны труда промышленной санитарии и противопожарной безопасности. автомобилей 4 Правила и нормы охраны труда промышленной санитарии и противопожарной безопасности. 5 Типы ремонта, методы контроля качества ремонта. 6 Типы ремонта, методы контроля качества ремонта. 7 Типы ремонта, методы контроля качества ремонта. 8 Типы ремонта, методы контроля качества ремонта. 9 Работы по текущему ремонту систем охлаждения. 10 Работы по текущему ремонту систем охлаждения. 11 Работы по текущему ремонту систем смазки 12 Работы по текущему ремонту систем смазки 13 Работы по текущему ремонту систем смазки 14 Технология регулировки карбюратора на малые обороты холостого хода с замером состава отработанных газов. 15 Технология регулировки карбюратора на малые обороты холостого хода с замером состава отработанных газов. 16 Технология регулировки карбюратора на малые обороты холостого хода с замером состава отработанных газов. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 47/16 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 Технология проверки и регулировки карбюратора и топливного насоса, снятых с двигателя. Работы по техническому обслуживанию системы питания дизельного двигателя. Техническое обслуживание и текущий ремонт системы питания двигателей, работающих на газовом топливе. Требования безопасности, противопожарная защита. Техническое обслуживание и текущий ремонт трансмиссии. Требования, предъявляемые к техническому состоянию автомобильных шин в соответствии с ГОСТ. Требования безопасности. Работы по техническому обслуживанию рулевого управления Работы по техническому обслуживанию тормозного управления с гидравлическим и пневматическим приводом. Работы по техническому обслуживанию систем электроснабжения. Работы по техническому обслуживанию систем электроснабжения 27 Работы по техническому обслуживанию систем зажигания 28 Работы по техническому обслуживанию систем зажигания 29 Работы по техническому обслуживанию систем пуска 30 Технология проверки силы света и регулировки установки фар в соответствии с ГОСТ. 31 Требования санитарной гигиены при выполнении работ по техническому обслуживанию. Лабораторные занятия 39 Лабораторная работа № 39.Проверка и подтяжка креплений головки блока цилиндров. 40 Лабораторная работа № 40. Проверка и регулировка тепловых зазоров в газораспределительном механизме 41 Лабораторная работа № 41. Проверка и регулировка уровня топлива в поплавковой камере карбюратора 42 Лабораторная работа № 42. Проверка и регулировка уровня топлива в поплавковой камере карбюратора 43 Лабораторная работа № 43. Проверка технического состояния топливного насоса 44 Лабораторная работа № 44. Проверка технического состояния топливного насоса 45 Лабораторная работа № 45.Проверка технического состояния карбюратора 46 Лабораторная работа № 46.Проверка технического состояния карбюратора 47 Лабораторная работа № 47. Проверка герметичности системы питания дизельного двигателя, 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 16 1 1 1 1 1 1 1 1 1 48 49 50 51 52 53 54 удаление воздуха. Проверка и регулировка форсунки при помощи прибора. Проверка и установка угла опережения впрыска топлива Лабораторная работа № 48. Проверка герметичности системы питания дизельного двигателя, удаление воздуха. Проверка и регулировка форсунки при помощи прибора. Проверка и установка угла опережения впрыска топлива Лабораторная работа № 49. Проверка герметичности системы питания дизельного двигателя, удаление воздуха. Проверка и регулировка форсунки при помощи прибора. Проверка и установка угла опережения впрыска топлива Лабораторная работа № 50. Проверка герметичности системы питания дизельного двигателя, удаление воздуха. Проверка и регулировка форсунки при помощи прибора. Проверка и установка угла опережения впрыска топлива Лабораторная работа № 51. Проверка и регулировка установки фар. Лабораторная работа № 52. Диагностирование приборов системы зажигания Лабораторная работа № 53. Проверка и установка зажигания карбюраторного двигателя. Лабораторная работа № 54. Техническое обслуживание механизмов и систем внутреннего сгорания Экзамен Раздел 2 Обеспечение выполнения слесарных работ МДК.01.02 Слесарное дело Тема 2.1. Роль и место Содержание слесарных работ. 1. Роль и место слесарных работ при ремонте строительных машин. Техническое оснащение рабочего Рабочее место слесаря.места слесаря. Организация и правила содержания рабочего места. Основные виды слесарных работ. Общие Основы измерения.сведения о требованиях безопасности труда при выполнении слесарных работ. Основы производственной Слесарные операции.санитарии. Слесарный инструмент 2. Основные сведения о механизмах, машинах, деталях машин, сопротивлении материалов. Основные и конструкционныепонятия и определения технологических процессов изготовления деталей и изделий. Инструкционноматериалы техническая документация. Взаимозаменяемость деталей, узлов и механизмов. Основные понятия по метрологии. 3.Средства измерения и контроля линейных и угловых величин. Основные принципы построения системы допусков и посадок. Порядок выбора и назначения квалитетов точности и посадок. Влияние шероховатости поверхностей на работоспособность деталей. Назначение и правила применения контрольно-измерительного инструмента. 4. Принципиальные схемы средств измерений. Слесарные операции, их назначение, приемы и правила выполнения. 5. Конструкционные материалы. Черные металлы. Цветные металлы и сплавы. Инструментальные материалы. Технологический процесс слесарной обработки. Слесарный инструмент и приспособления, их устройства, назначение и правила применения. Правила заточки и доводки слесарного инструмента 1 1 1 1 1 1 1 6 40 5 1 1 1 1 1 Содержание 1. Инструменты, приспособления и материалы, применяемые при разметке. Подготовка поверхности заготовок под разметку. Приемы выполнения разметки. Механизация разметочных работ. Инструменты, применяемые при рубке. Основные правила и способы выполнения работ при рубке. Ручные и механизированные инструменты. Требования безопасности при рубке металла. 2. Инструменты и приспособления, применяемые при резке. Правила выполнения работ при резании материалов. Ручной механизированный инструмент. Стационарное оборудование для разрезания металлов. Требования безопасности при резке металла. 3. Инструменты и приспособления, применяемые при правке. Основные правила выполнения работ при правке. Механизация при правке. 4. Инструменты, приспособления и материалы, применяемые при гибке металла. Механизация работ при гибке металла. Требования безопасности при правке и гибке металла. 5. Инструменты, применяемые при опиливании. Приспособления для опиливания. Подготовка поверхностей и основные виды и способы опиливания. Правила ручного опиливания плоских, вогнутых и выпуклых поверхностей. Механизация работ при опиливании. Инструменты для механизации опиловочных работ. Правила выполнения работ при механизированном опиливании. Требования безопасности при опиливании металла. Основные правила распиливания и припасовки деталей В том числе практических занятий Практическое занятие № 1. Вырубание крейцмейселем прямолинейных и криволинейных пазов и каналов. Резка листового материала ручными и рычажными ножницами, резка ножовкой круглого, полосового и квадратного металла, резка труборезом. Правка листового, полосового и пруткового материала, правка (рихтовка) закаленных деталей Практическое занятие № 2. Гибка деталей из листового и полосового металла различной конфигурации. Гибка труб в горячем и холодном состоянии Практическое занятие № 3. Опиливание широких, плоских, сопряженных, параллельных плоскостей с поверкой лекальной линейкой, угольником, штангенциркулем. Распиливание квадратных, трехгранных и многоугольных отверстий. Припасовка вкладышей в проймы Содержание Тема 2.3 Обработка 1. Сверление, зенкерование, зенкование, развертывание отверстий. Инструменты и приспособления, отверстий и применяемые при получении отверстий. Заточка инструмента. Приспособления для установки инструментов резьбовых и заготовок. Оборудование для обработки отверстий. Правила безопасности при сверлении. Режимы резания поверхностей и припуски при обработке отверстий. Техника безопасности при обработке отверстий. 2. Резьба и ее элементы. Типы и системы резьбы. Инструменты и приспособления для нарезания внутренней резьбы. Инструменты для нарезания наружной резьбы. 3.Накатывание резьбы. Подготовка стержней и отверстий для создания резьбовых поверхностей. Правила обработки наружной и внутренней резьбовых поверхностей В том числе практических занятий Тема 2.2 Разметка. Рубка, резка, правка и гибка металла. Опиливание металла. Распиливание и припасовка 11 1 1 1 1 1 6 2 2 2 9 1 1 1 Тема 2.4. Шабрение. Притирка и доводка. Пайка, лужение металла. Клепка. Склеивание Тема 2.5. Слесарные Практическое занятие № 4. Сверление сквозных, глухих и неполных отверстий. Сверление отверстий в деталях, расположенных под углом; на цилиндрической поверхности; в полых деталях. Сверление отверстий с уступами. Заточка сверл. Зенкерование, зенкование и развертывание отверстий Практическое занятие № 5. Накатывание резьбы. Подготовка стержней и отверстий для создания резьбовых поверхностей. Расчет диаметра стержня и отверстия под резьбу Практическое занятие № 6. Нарезание наружной резьбы цельными разрезными, раздвижными и резьбонакатными плашками. Нарезание резьбы на трубах. Нарезание внутренней резьбы ручными и машинными метчиками Содержание 1. Сущность и назначение шабрения. Заточка и доводка шаберов. Основные приемы шабрения. Механизация шабрения. Требования безопасности при шабрении. Притирочные материалы и смазочные вещества, используемые при притирке и доводке. Инструменты и приспособления. Проверка качества. Механизация притирочных и доводочных работ. Требования безопасности при выполнении работ по притирке и доводке. 2. Сущность пайки. Припои и флюсы. Инструменты для пайки. Виды паяных соединений. Правила выполнения работ при пайке мягкими припоями электрическими паяльниками. Пайка твердыми припоями. Подготовка места спая к пайке (очистка поверхности, пригонка, фиксация заготовок, нанесение флюса и припоя). Инструменты для нагрева места спая. Основные правила пайки твердыми припоями. Правила безопасности труда при пайке. 3. Назначение лужения. Очистка и обезжиривание заготовок. Покрытие поверхности заготовок флюсом. Нагревание заготовок. Лужение погружением и растиранием. Требования безопасности труда при лужении. 4. Типы заклепок и заклепочных швов. Инструменты и приспособления для ручной клепки. Механизация клепки. Виды и причины брака при клепке. Техника безопасности. 5. Подготовка поверхности к склеиванию. Выбор и подготовка клея. Нанесение клея на склеиваемые поверхности. Выдержка нанесенного слоя клея. Сборка соединяемых заготовок. Выдержка соединения при определенной температуре и давлении. Очистка шва от подтеков клея. Контроль качества клеевых соединений В том числе практических занятий Практическое занятие № 7. Шабрение прямолинейных поверхностей: черновое (предварительное), получистовое (точечное), чистовое (отделочное). Шабрение криволинейных поверхностей. Заточка и заправка шаберов. Притирка и доводка плоских поверхностей, тонких и узких деталей, угольников. Притирка и доводка конических поверхностей и резьбовых деталей Практическое занятие № 8. Подготовка изделий и паяльника к пайке. Пайка деталей встык и внахлестку, встык с накладкой, в раструб. Пайка проводов. Подготовка поверхности к лужению. Лужение погружением и растиранием. Подготовка поверхности к склеиванию. Нанесение клея на склеиваемые поверхности. Сборка соединяемых заготовок. Клепка деталей прямым и обратным методом Содержание 2 2 2 9 1 1 1 1 1 2 2 6 1. Технологический процесс механосборочных работ. Основные понятия и определения механосборочные и ремонтные работы технологических процессов изготовления деталей и изделий. Технологические процессы и технические условия сборки, разборки. 2. Правила и приемы сборки деталей под сварку. Технологические процессы и технические условия ремонта, подналадки узлов, сборочных единиц и механизмов. Виды износа деталей и узлов. 3. Подъемно-транспортное оборудование, его виды и назначение. Правила эксплуатации грузоподъемных средств и механизмов, управляемых с пола. 4.Контроль и измерения в ремонтном деле. Основные виды и способы контроля. Измерительные средства В том числе практических занятий Практическое занятие № 9. Применение инструкционно-технической документации в процессе выполнения ремонта, подналадки узлов, сборочных единиц и механизмов, составление технологического процесса по чертежам Промежуточная аттестация экзамен (комплексный) 6 Учебная практика 72 1. Слесарные работы: измерение, плоскостная разметка, резание, опиливание, сверление, нарезание резьбы, рубка, гибка,. Требования безопасности при проведении всех видов работ. ТОРА (общий осмотр автомобиля) – изучение устройства и принципа работы: двигателя, системы охлаждения и смазки, сцепления, коробки передач, карданной передачи, заднего моста и рулевого управления, тормозной системы, ходовой части, системы питания автомобилей, электрооборудования). 2. Слесарные работы: клепка, притирка, подгонка, шлифование, изготовление деталей по 12-14 квалитетам, сборка и разборка простых узлов. 3. Работа на металлорежущем оборудовании (токарные, фрезерные,). 4. Работа на металлорежущем оборудовании (сверлильные работы). 5. Тепловые работы (медницко-жестяницкие работы, кузнечные работы,) 6. Тепловые работы (сварочные работы, термическая обработка металлов) 7.Демонтажно-монтажные работы (разборка и сборка двигателя, разборка и сборка приборов электрооборудования). 8. Демонтажно-монтажные работы (разборка и сборка коробки передач и раздаточной коробки, разборка и сборка задних и передних мостов,). 9. Демонтажно-монтажные работы (разборка и сборка рулевых механизмов и приводов). 10.Демонтажно-монтажные работы (разборка и сборка приборов и механизмов тормозной системы). 11. Электромонтажные работы: приспособление и инструмент, материалы для электромонтажных работ. 1 1 1 1 2 6 6 6 6 6 6 6 6 6 6 6 12. Дифференцированный зачет Производственная практика 1.Требования безопасности при проведении всех видов работ. 2.Общий осмотр автомобиля – изучение устройства и принципа работы: двигателя, системы охлаждения и смазки, сцепления, коробки передач. 3.Изучение устройства и принципа работы: заднего моста и рулевого управления, тормозной системы, ходовой части, системы питания автомобилей, электрооборудования. 4.Определение основных неисправностей систем автотранспортной техники. 5. Разборка грузовых автомобилей, специальных и дизелей, легковых автомобилей, автобусов длиной до 9,5 м . 6.Ремонт, сборка простых соединений и узлов автомобилей. 7.Демонтажно-монтажные работы (разборка и сборка двигателя, разборка и сборка приборов электрооборудования). 8.Демонтажно-монтажные работы (разборка и сборка коробки передач и раздаточной коробки, разборка и сборка задних и передних мостов,). 9.Демонтажно-монтажные работы (разборка и сборка рулевых механизмов и приводов). 10.Демонтажно-монтажные работы (разборка и сборка приборов и механизмов тормозной системы). 11.Электромонтажные работы: приспособление и инструмент, материалы для электромонтажных работ. 12.Снятие и установка несложной осветительной арматуры. 13.Разделка, сращивание, изоляция и пайка проводов. 14.Выполнение работ при первом и втором техническом обслуживании. 15. Устранение выявленных неисправностей при первом и втором техническом обслуживании . 16.Слесарная обработка деталей с применением приспособлений, слесарного и контрольно-измерительных инструментов. 17.Выполнение работ средней сложности по ремонту и сборке автомобилей под руководством слесаря более высокой квалификации. 18.Управление и обеспечение требований производственного процесса изготовления и сборки в соответствии с установленными требованиями 19. Изучение основных сведений об устройстве автомобилей ; 20.Порядки сборки простых узлов; приемов и способов разделки, сращивания, изоляции и пайки электроприводов; основных видов электротехнических и изоляционных материалов, их свойств и назначения; способов выполнения крепежных работ и объемов первого и второго технического обслуживания; 21. Назначение и правила применения наиболее распространенных универсальных и специальных приспособлений и контрольноизмерительных инструментов; 22. Основные механические свойства обрабатываемых материалов; квалитеты и параметры шероховатости. 6 144 6 6 6 6 6 6 6 6 6 6 6 6 6 6 6 6 6 6 6 6 6 6 23.Назначение и применение охлаждающих и тормозных жидкостей. Назначение и применение масел и топлива. 24. дифференцированный зачет 6 6 Промежуточная аттестация экзамен по модулю 6 Всего 462 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 3.1. Для реализации программы профессионального модуля должны бытьпредусмотрены следующие специальные помещения: «Кабинет конструкции строительных машин и автомобилей», оснащенный оборудованием: Посадочные места обучающихся столов -13шт., стульев- 26 шт. Стол для маломобильных групп обучающихся. Рабочее место преподавателя стол и стул -1шт., ноутбук с выходом в интернет и с программным обеспечением профессионального назначения Acrobat Professional 9 .-1 шт., принтер-1 шт., мультимедийный проектор-1шт., интерактивная доска-1шт., доска классная (меловая) -1 шт., рециркулятор. Информационные стенды. Наглядные пособия (плакаты, демонстрационные и электрофицированные стенды, макеты и действующие устройства), комплект бензиновый двигатель -1шт., комплект дизельный двигатель-1шт., комплект деталей кривошипно-шатунного механизма-1шт., комплект поршень в разрезе в сборе с кольцами, поршневым пальцем, шатуном и фрагментом коленчатого вала-1шт., комплект деталей газораспределительного механизма-1шт. Комплект деталей системы питания: дизельного и бензинового двигателя-1шт., комплект деталей системы зажигания дизельного и бензинового двигателя-1шт., комплект деталей системы охлаждения дизельного и бензинового двигателя-1шт., комплект деталей электрооборудования дизельного и бензинового двигателя-1шт., комплект деталей тормозной системы: главный тормозной цилиндр-1шт., рабочий тормозной цилиндр-1шт., тормозная колодка дискового тормоза-1шт., тормозная колодка барабанного тормоза-1шт., верстаки -13шт., комплект слесарных инструментов и приспособлений, контрольноизмерительных приборов и технологические карты для проведения технического обслуживания и диагностирования механизмов и систем ДВС -12шт., Инструкции и плакаты по охране труда -1 компл., V-образный бензиновый двигатель-1шт., V-образный дизельный двигатель-1шт,обкаточно-тормозной стенд для двигателей-1шт.. Технические средства обучения: диагностическое оборудование: (система компьютерной диагностики с необходимым программным обеспечением)-1шт., топливный насос высокого давления в разрезе (стенд) 1шт., лабораторный стенд «Действующий дизельный двигатель»-1шт.. Демонстрационные стенды узлов и систем автомобилей. Комплект плакатов. Мастерская «Слесарного дела» Посадочные места обучающихся столов -13шт., стульев- 26 шт. Стол для маломобильных групп обучающихся. Рабочее место преподавателя стол и стул -1шт., ноутбук с выходом в интернет-1 шт., мультимедийный проектор-1шт., интерактивная доска-1шт., принтер-1 шт., доска классная (меловая)-1 шт., рециркулятор. Рециркулятор-1шт. Мультимедийный проектор, интерактивная доска. Плакаты по темам рабочей программы, в том числе и по технике безопасности. Технологический (рабочий) инструмент и приспособления по всем темам рабочей программы. Оснащѐнные рабочие места слесарей -12шт., верстак слесарный с параллельными поворотными тисками индивидуальным освещением и защитными экранами-12шт., комплект измерительных и разметочных слесарных инструментов-12шт., сверлильный станок-1шт., заточный станок-1шт., ножницы по металлу-12шт., вытяжная и приточная вентиляция-1шт. 3.2. Информационное обеспечение реализации программы Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации имеет печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы для использования в образовательном процессе. 3.2.1. Основные печатные издания 1. Силаев, Г. В. Конструкция автомобилей и тракторов: учебник для среднего профессионального образования / Г. В. Силаев. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 404 с. – (Профессиональное образование). 2. Кирпатенко, А.В. Диагностика технического состояния машин: Учебное пособие / А.В. Кирпатенко – Москва: ФГБУ ДПО «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2017. – 92 c. 3. Мирошин, Д. Г. Слесарное дело: учебное пособие для среднего профессионального образования / Д. Г. Мирошин. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 334 с. – (Профессиональное образование). 3.2.2. Основные электронные издания 1. Вербицкий, В. В. Автомобильные эксплуатационные материалы : учебник для спо / В. В. Вербицкий. — Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 108 с. — ISBN 978-5-81145903-2. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/162346 (дата обращения: 16.03.2021). — Режим доступа: для авториз. пользователей. 2. Волков, В. С. Конструкция и эксплуатационные свойства автомобилей : учебное пособие для спо / В. С. Волков. — Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 248 с. — ISBN 978-5-8114-7426-4. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/176844 (дата обращения: 22.04.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей. 3. Кузов современного автомобиля : учебное пособие для спо / Г. В. Пачурин, С. М. Кудрявцев, Д. В. Соловьев, В. И. Наумов ; под общей редакцией Г. В. Пачурина. — Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 316 с. — ISBN 978-5-8114-6727-3. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/151705 (дата обращения: 16.03.2021). — Режим доступа: для авториз. пользователей. 4. Мирошин, Д. Г. Слесарное дело. Практикум: учебное пособие для среднего профессионального образования / Д. Г. Мирошин. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 247 с. – (Профессиональное образование). – Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/475964 (дата обращения: 23.12.2021). 5. Поливаев, О. И. Электронные системы управления автотракторных двигателей : учебное пособие для спо / О. И. Поливаев, О. М. Костиков, О. С. Ведринский. — Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 200 с. — ISBN 978-5-8114-6697-9. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/151676 (дата обращения: 16.03.2021). — Режим доступа: для авториз. пользователей. 6. Смирнов, Ю. А. Автомобильная электроника и электрооборудование. Системы : учебное пособие для спо / Ю. А. Смирнов, В. А. Детистов. — Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 308 с. — ISBN 978-5-8114-7508-7. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/180782 (дата обращения: 22.04.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей. 7. Устройство автомобилей. Автомобильные двигатели : учебное пособие для спо / А. В. Костенко, А. В. Петров, Е. А. Степанова [и др.]. — Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 436 с. — ISBN 978-5-8114-6705-1. — Текст : электронный // Лань : электроннобиблиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/151685 (дата обращения: 16.03.2021). — Режим доступа: для авториз. пользователей. 8. Хорош, А. И. Дизельные двигатели транспортных и технологических машин : учебное пособие / А. И. Хорош, И. А. Хорош. — Санкт-Петербург : Лань, 2020. — 704 с. — ISBN 978-5-8114-5404-4. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/140750 (дата обращения: 16.03.2021). — Режим доступа: для авториз. пользователей. 3.2.3. Дополнительные источники 1. Транспорт России: еженедельная газета [Электронный ресурс]. – URL: www.transportrussia.ru/ 2. Железнодорожный транспорт: ежемесячный научно-теоретический техникоэкономический журнал[Электронный ресурс]. – URL: www.zdt-magazine.ru. 3. Транспорт Российской Федерации: журнал для специалистов транспортного комплекса [Электронный ресурс]. – URL: www.rostransport.com. 4. Гудок: газета[Электронный ресурс]. – URL: www.onlinegazeta.info/gazeta_goodok.htm. 5. Сайт Министерства транспорта Российской Федерации[Электронный ресурс]. – URL: www.mintrans.ru. 6. Сайт ОАО «РЖД» [Электронный ресурс]. – URL: www.rzd.ru. 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ Код и наименование профессиональных и общих компетенций, формируемых в рамках модуля2 ПК 1.1. Определять техническое состояние систем, агрегатов, узлов, приборов автомобилей для сохранения работоспособности, предупреждения отказов и неисправностей ПК 1.2. Осуществлять комплекс мероприятий по демонтажу и ремонту систем, агрегатов и узлов автомобилей для устранения обнаруженных неисправностей 2 Критерии оценки Методы оценки – выполняет технический осмотр систем, агрегатов и узлов автомобилей; – производит диагностирование технического состояния систем, узлов и приборов автомобиля. – выполнять испытания по оценке технического состояния систем, агрегатов и узлов автомобилей; – описывает конструкцию, устройство и принцип действия автомобилей; – определяет назначение и взаимодействие основных узлов и деталей автомобиля; – составляет технологическую последовательность технического осмотра систем, агрегатов и узлов автомобилей; – анализирует техническую документацию; – владеет правилами выполнения чертежей, технических рисунков и эскизов; – владеет техникой и принципами нанесения размеров; – соблюдает меры безопасности труда при выполнении технического осмотра автомобилей – выполняет демонтаж систем, агрегатов и узлов автомобилей; – выполняет комплекс мер по устранению неисправностей систем, агрегатов и приборов автомобиля; – выполняет оценку технического состояния и дефектацию деталей систем, агрегатов, узлов, приборов автомобилей; – выполняет основные слесарные операции по устранению обнаруженных неисправностей; – владеет методами выбора и применения слесарного инструмента, в зависимости от выполняемой слесарной операции; – владеет методами проведения технических измерений и использования измерительного инструмента; Экспертное наблюдение и оценка на лабораторных работах и практических занятиях, при выполнении работ на учебной и производственной практике В ходе оценивания могут быть учтены личностные результаты. Экспертное наблюдение и оценка на лабораторных работах и практических занятиях, при выполнении работ на учебной и производственной практике ПК 1.3. Выполнять комплекс мероприятий по сборке, регулировке и испытанию систем, агрегатов и узлов автомобилей, для оценки качества выполненных работ – выполняет основные операции по демонтажу систем, агрегатов и узлов автомобилей; – применяет методы обработки материалов; – производит расчет параметров электрических цепей; – читает кинематические схемы; – выполняет комплекс работ по техническому обслуживанию и ремонту систем, узлов и приборов автомобиля. – демонстрирует знание методов выявления неисправностей систем, узлов и приборов автомобилей; – знает технологическую последовательность демонтажа систем, узлов и приборов автомобилей; – соблюдает меры безопасности труда при выполнении демонтажа систем, агрегатов и узлов автомобилей; – демонстрирует знания основных понятий и терминов кинематики механизмов, сборочных единиц общего и специального назначения; – анализирует основные понятия гидростатики и гидродинамики – выполняет сборку и регулировку систем, агрегатов, узлов и приборов автомобилей; – регулирует технологические зазоры в рабочих сопряжениях; – проводит испытания восстановленных систем, агрегатов, узлов, приборов автомобилей – выполняет основные операции сборки и регулировки систем, агрегатов узлов и приборов автомобилей; – читает кинематические, электрические и гидравлические схемы автомобилей; – демонстрирует знание методов устранения неисправностей систем, агрегатов, узлов и приборов автомобилей; – выполняет технологические операции сборки, регулировки и испытания систем, агрегатов, узлов и приборов автомобилей; – соблюдает меры безопасности труда при выполнении работ при сборке, регулировке и испытании систем, агрегатов, узлов и приборов Экспертное наблюдение и оценка на лабораторных работах и практических занятиях, при выполнении работ на учебной и производственной практике ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках автомобилей; – демонстрирует знание методов и технологических операций по регулированию технологических зазоров в сопряжѐнных деталях и узлах; – демонстрирует знание методов и технологических операций по проведению испытаний восстановленных систем, агрегатов, узлов и приборов автомобилей определение целей, задач, выбора и способа применения методов и условий решения профессиональных задач; – адекватная оценка и самооценка эффективности и качества выполнения профессиональных задач применительно к различным контекстам – взаимодействие с обучающимися, преподавателями и мастерами в ходе обучения, с руководителями учебной и производственной практик; – обоснованность анализа работы коллектива и членов команды (подчиненных) – эффективность соблюдения мероприятий и протоколов, демонстрация знаний по сохранению окружающей среды, бережливого производства и действий в чрезвычайных ситуациях – эффективность использования информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности согласно формируемым умениям и получаемому практическому опыту Интерпретация результатов наблюдения за деятельностью обучающихся в процессе освоения образовательной программы; экспертное наблюдение и оценка на лабораторно – практических занятиях, при выполнении работ по учебной и производственной практикам