ОП. 04 РП ТСР — заочка 20 часов +

1

2

СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1.

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

2.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

7

3.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

8

4.
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

15

3

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.04 Транспортная система России
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Транспортная система России»
является частью основной профессиональной образовательной программы в
соответствии с ФГОС по специальности среднего профессионального
образования 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по
видам).
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована при
профессиональной подготовке, повышении квалификации и переподготовке
рабочих по профессиям:
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной
профессиональной образовательной программы:
профессиональный цикл, общепрофессиональная дисциплина.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины — требования к результатам
освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
– давать краткую экономико-географическую характеристику техническому
оснащению и сфере применения различных видов транспорта.
составлять текущую документацию по перевозкам;
расследовать опасные состояния перевозок
составлять структурные схемы надежности перевозок.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
– структуру транспортной системы России, основные направления
грузопотоков и пассажиропотоков.
значение транспорта; показатели качества перевозок;
преимущества и недостатки транспортной системы;
безопасность движения; охрану труда в единой транспортной системе.

Дисциплина ОП.04 Транспортная система России относится к обще
профессиональным дисциплинам профессионального учебного цикла
программы подготовки специалистов среднего звена, направлена на
формирование (в том числе частично) следующих профессиональных (ПК),
общих компетенций (ОК) и личностных результатов (ЛР), включающих в себя
способность:
Виды профессиональной деятельности и профессиональные
компетенции выпускника:
ВПД 1 Организация перевозочного процесса (по видам).
ПК.1.1 Выполнять операции по осуществлению перевозочного процесса с
применением современных информационных технологий управления
4

перевозками.
ПК.1.2Организовывать работу персонала по обеспечению безопасности
перевозок и выбору оптимальных решений при работах в условиях
нестандартных и
аварийных ситуаций.
ПК.1.3Оформлять документы, регламентирующие организацию перевозочного
процесса.
ВПД 2 Организация сервисного обслуживания на транспорте (по видам).
ПК.2.1Организовывать работу персонала по планированию и организации
перевозочного процесса.
ПК.2.2Обеспечивать безопасность движения и решать профессиональные
задачи посредством применения нормативно-правовых документов.
ПК.2.3Организовывать работу персонала по технологическому обслуживанию
перевозочного процесса.
ВПД 3 Организация транспортно-логистической деятельности (по видам).
ПК. 3.1Организовывать работу персонала по обработке перевозочных
документов и осуществлению расчетов за услуги, предоставляемые
транспортными организациями.
ПК.3.2Обеспечивать осуществление процесса управления перевозками на
основе логистической концепции и организовывать рациональную переработку
грузов.
ПК.3.3Применять в профессиональной деятельности основные положения,
регулирующие взаимоотношения пользователей транспорта и перевозчика.
ЛР 4. Проявлять и демонстрировать уважение к людям труда, осознавать
ценность собственного труда. Стремиться к формированию в сетевой среде
личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа».
ЛР 7. Осознавать приоритетную ценность личности человека; уважающий
собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и
видах деятельности.
ЛР 9. Соблюдать и пропагандировать правила здорового и безопасного образа
жизни, спорта; предупреждать либо преодолевать зависимости от алкоголя,
табака, психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Сохранять
психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно
меняющихся ситуациях.
ЛР 10. Заботиться о защите окружающей среды, собственной и чужой
безопасности, в том числе цифровой.
ЛР 12. Принимать семейные ценности, готовый к созданию семьи и
воспитанию детей; демонстрирующий неприятие насилия в семье, ухода от
родительской ответственности, отказа от отношений со своими детьми и их
финансового содержания.
ЛР 13. Готовность соответствовать ожиданиям работодателей: ответственный
сотрудник, дисциплинированный, трудолюбивый, нацеленный на достижение
5

поставленных задач, эффективно взаимодействующий с членами команды,
сотрудничающий с другими людьми, проектно мыслящий.
ЛР 14. Приобретать обучающимся навыка оценки информации в цифровой
среде, ее достоверность, способности строить логические умозаключения на
основании поступающей информации и данных.
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 132 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося –20 часов, из них
практические занятия – 20 часов;
самостоятельной работы обучающегося - 106 часов.

6

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка
(всего)
в том числе:
практические занятия
Самостоятельная работа обучающегося
(всего)
в том числе:
подготовка сообщений, рефератов,
презентаций
подготовка к ответам на контрольные
вопросы, зачетам по темам
проработка конспектов занятий, учебных
изданий и специальной технической литературы
подготовка к практическим занятиям
Промежуточная аттестация в форме экзамена

Объем часов
132
20
20
106

6

7

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
ОП.04 Транспортная система России
Наименование
Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа
разделов и тем
обучающихся
1
2
Раздел 1. Общие сведения о транспортных системах
Тема 1.1
Самостоятельная работа обучающихся
Проработка, учебных изданий и специальной технической литературы.
Возникновение и
Подготовка презентаций и сообщений по темам:
развитие транспорта
1.История становления и развития железнодорожного транспорта.
2. Услуги, предоставляемые различными видами транспорта.
Практические занятия
1
П/З №1 Составить описание роли и места транспорта в общественном
разделении труда.
Тема 1.2. Структура
Содержание учебного материала
транспортной
системы
Самостоятельная работа обучающихся:
России
Проработка, учебных изданий и специальной технической литературы.

Объем часов
3
1
4

1
1
2
10

Подготовка сообщений или презентаций по темам:
3.Структура транспортной системы страны.
4. Место транспорта России в единой транспортной системе.
5. Сравнительная характеристика пассажиропотоков разных видов транспорта.
6. Сравнительная характеристика грузопотоков разных видов транспорта.
7. Показатели пассажиропотоков международных сообщений.

Практические занятия
2
П/З № 2 Составление общей характеристики транспортной системы России.
П/З №3 Расчет густоты железнодорожной сети по областям, краям и республикам
РФ.
Содержание учебного материала

3
Тема

1.3.

Мировая

1
1
1

8

транспортная система

Самостоятельная работа обучающихся
Проработка, учебных изданий и специальной технической литературы. Подготовка
презентаций, сообщений и ответов на контрольные вопросы по темам:
8. Международные транспортные коридоры России.
9.Роль железнодорожного, транспорта в мировой транспортной системе.
Практические занятия
4
П/З № 4 Составление схемы расположения железнодорожных станций на полигоне
дорог (региональная составляющая).
Раздел 2. Основные направления грузов и пассажирских потоков

Тема 2.1. Понятие о
перевозках

Тема 2.2.
перевозки

4

1

1

Содержание учебного материала

1

Практические занятия
5 П/З № 5 Изучение статей Устава железнодорожного транспорта РФ.
Самостоятельная работа обучающихся
Проработка, учебных изданий и специальной технической литературы. Подготовка
презентаций, сообщений и ответов на контрольные вопросы по темам:
10. Технические средства, используемые на производстве.
11. Организация перевозок в сложных климатических условиях.
12. Системы сертификации транспортного комплекса.
Грузовые
Содержание учебного материала
Практические занятия.
П/З №6 Составление характеристики груза с помощью номенклатуры ЕТСНГ.
6
П/З №7 Регионы, добывающие массовые грузы.
7

Тема
2.3.
Пассажирские перевозки

Самостоятельная работа обучающихся
Проработка, учебных изданий и специальной технической литературы.
Подготовка презентаций, сообщений и ответов на контрольные вопросы по темам:
13. Основной подвижой состав для перевозки массовых грузов.
14. Правила погрузки выгрузки массовых грузов.
15.Особенности завоза топлива, товаров и продовольствия в северные районы страны.
Содержание учебного материала
Практические занятия
8
П/З №8 Изобразить на схеме плотность населения.

1
6

2
2
1
1
6

2
2
1
9

9 П/З №9 Составление схемы пассажиропотоков Российской Федерации.
Самостоятельная работа обучающихся
Проработка, учебных изданий и специальной технической литературы.
подготовка к контрольной работе.
Подготовка ответов на контрольные вопросы по темам:
* Возникновение и развитие транспорта
* Структура транспортной системы России
* Грузовые и пассажирские перевозки
Подготовка презентаций, сообщений и ответов на контрольные вопросы по темам:
16. Современные технические средства для перевозки пассажиров.
17. Миграция населения, маятниковая миграция.
18. Виды пассажирских перевозок.
Раздел 3. Основные характеристики, техническое оснащение и сферы применения железнодорожного транспорта
Тема
3.1.
Место Содержание учебного материала
железнодорожного
Практические занятия.
транспорта в транспортной
10
П/З №10 Определение основных показателей работы железнодорожного
системе страны
транспорта.
11
П/З №11 Описать виды станции, пассажирские комплексы.
П/З №12 Раскрыть понятие «маневровые работы», изучить технологию работы
станции.
Самостоятельная работа обучающихся
Проработка, учебных изданий и специальной технической литературы.
Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций
преподавателя, оформление отчетов по практическим занятиям.
Подготовка сообщения или презентации по темам:
19. Роль железнодорожного транспорта в транспортной системе России.
20. Развитие железнодорожного транспорта.
21. Виды станций на жд транспорте
22. Способы устранения недостатков железнодорожного транспорта.
23. Роль разъездов, обгонных путей и промежуточных станций в работе железной дороги.
24. Основные требования к организации перевозок на жд транспорте.
25. Развитие высокоскоростного движения на железнодорожном транспорте.

1
6

3
3
3
1
1

12

1
12

10

Тема 3.2. Структура
управления
железнодорожным
транспортом

26. Основные различия пропускной способности при пригородных и жд сообщениях.
Содержание учебного материала

Практические занятия
13
П/З № 13 План формирования грузовых поездов
14
П/З № 14 План формирования х поездов из порожних вагонов.
15
П/З № 15 Структурные схемы надѐжности.
16
П/З № 16 Безопасность и охрана труда.
Самостоятельная работа обучающихся
Проработка, учебных изданий и специальной технической литературы.
Подготовка реферата по теме:
Структурная реформа железнодорожного транспорта.
Подготовка презентаций и сообщений по темам:
27. Структурная реформа железнодорожного транспорта.
28. Возможные потери и ущерб при перевозке грузов различного назначения.
29. Стратегия развития железнодорожного транспорта в России.
30. Маневровая работа грузовых поездов.
31. Влияние экономико-географических особенностей районов (регионов) на формирование
транспортной сети.
32. Современные технические средства на жд транспроте.
33. Охрана труда оператора поста централизации.
Тема 3.3. ЭкономикоСодержание учебного материала
географическая
Практические занятия
характеристика сети
17
П/З 17 Описание организации экспорта – импортных грузов.
железных дорог
Самостоятельная работа обучающихся
Российской Федерации
Проработка, учебных изданий и специальной технической литературы,
подготовка к контрольной работе.
Подготовка ответов на контрольные вопросы по темам:
34. Перспективы регионального управления железнодорожным транспортом.
35. Основные железнодорожные магистрали.
Раздел 4. Основные характеристики, техническое оснащение и сферы применения различных видов транспорта.
Тема 4.1.
Содержание учебного материала

4
4
1
1
1
1
12

1
1
4

2
2

11

Автомобильный
транспорт

Тема
Трубопроводный
транспорт

Практические занятия
П/З 18 Составить характеристику автомагистрали, городских дорог и дорог с
твердым покрытием.
19
П/З 19 Составить описание проблем автотранспорта в условиях рыночной
экономики.
Самостоятельная работа обучающихся
Проработка, учебных изданий. Подготовка сообщения:
36. Развитие автомобильного транспорта.
37. Подвижной состав автотранспорта.
Содержание учебного материала
Самостоятельная работа обучающихся
Проработка, учебных изданий и специальной технической литературы.
Подготовка презентаций и сообщений по темам:
38. Трубопроводный транспорт: пути развития и совершенствования
39. Интеграция трубопроводного транспорта России в мировую транспортную систему.
Содержание учебного материала
Самостоятельная работа обучающихся
Проработка, учебных изданий и специальной технической литературы.
Подготовка презентаций и сообщений по темам:
40. Структура Российского флота.
41. Показатели морских перевозок в РФ.
Содержание учебного материала
Самостоятельная работа обучающихся
Проработка, учебных изданий и специальной технической литературы.
Содержание учебного материала
Самостоятельная работа обучающихся
Проработка, учебных изданий и специальной технической литературы.
Подготовка реферата на тему:
42. Транспорт (на выбор) и его значение на экономику страны».
43. Пассажирооборот городского и пригородного транспорта.
Содержание учебного материала
Практические занятия
18

4.2.

Тема 4.3 Морской
транспорт

Тема 4.4 Внутренний
водный транспорт
Тема 4.5 Воздушный
транспорт

Тема 4.6. Другие виды
транспорта

2
1
1

2

2

2

2

2

1
1

12

П/З 20 Описание принципа действия транспортных систем непрерывного действия.
Самостоятельная работа обучающихся
Проработка, учебных изданий и специальной технической литературы. Подготовка
презентаций и сообщений по темам
44. Показатели работы промышленного транспорта.
45. Развитие комплекса технических средств промышленного транспорта.
46. Нетрадиционные транспортные средства и системы.
47. Необходимость развития транспортных терминалов.
Тема 4.7.
Содержание учебного материала
Транспортные узлы и
Самостоятельная работа обучающихся
терминалы
Проработка, учебных изданий и специальной технической литературы. Подготовка
презентаций и сообщений по темам:
48. Государственная служба дорожного хозяйства.
49. Необходимость усовершенствования транспортных узлов.
Раздел 5. Развитие транспорта на современном этапе
Тема
5.1.
Содержание учебного материала
Транспортная политика
Самостоятельная работа обучающихся
и законодательство
Проработка, учебных изданий и специальной технической литературы
Подготовка презентаций и сообщений по темам:
20

1

8

6

6

Экологически чистые виды транспорта

Тема
Конкуренция
взаимодействие
транспорта

5.2.
и
видов

Тема 5.3 Безопасность
и экология на транспорте

50. Государственная транспортная политика.
51. Основные законы и законопроекты в области развития транспорта.
Содержание учебного материала
Самостоятельная работа обучающихся
Проработка, учебных изданий и специальной технической литературы
Подготовка презентаций и сообщений по темам:
52. Планирование перевозок.
Содержание учебного материала
Самостоятельная работа обучающихся
Проработка, учебных изданий и специальной технической литературы.
53. Экологически чистые виды транспорт.
54. Обеспечение безопасности на всех видах транспорта.

6

6

13

Экзамен
Всего занятий
Практических занятий
Самостоятельных работ

2
20
20
106

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
2 — репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3-продуктивный(планированиеи самостоятельное выполнение деятельностирешение проблемных задач)

14

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета
«Общего курса железных дорог. Структуры транспортной системы России.
Организации транспортно-логистической деятельности. Технических средств (по
видам транспорта)»
Оборудование учебного кабинета:
Посадочные места обучаю-щихся столов -13шт., стульев- 26 шт.
Рабочее место преподавателя стол и стул -1шт., ноутбук с выходом в интернет-1
шт., мультимедийный проектор-1шт., интерактивная доска-1шт., принтер-1 шт.
доска классная (меловая)-1 шт., рециркулятор-1шт.
Комплект учебно-наглядных пособий по предмету
В библиотечный фонд входят учебники и учебно-методические комплекты
(УМК), рекомендованные или допущенные для использования в профессиональных
образовательных организациях в целях реализации образовательной программы
среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного
общего образования.
Библиотечный фонд дополняется специальной литературой, а именно
энциклопедиями, справочниками. Книгами для чтения по тематике.
В процессе освоения программы учебной дисциплины «ОП 04. Транспортная
система России» студенты имеют возможность доступа к электронным учебным
материалам, имеющимся в свободном доступе в сети Интернет (электронным книгам,
практикумам, тестам, материалам экзаменационных работ).
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной
литературы
Основные источники:
1. Семенов В.М. Организация перевозок грузов / Под ред. Семенова В.М. (8-е изд.,
стер.) учебник , 2015.
2. Волков Д.П., Крикун В.Я Строительные машины и средства механизации.
2014г. ОИЦ «Академия».
3. Троицкая Н.А. Единая транспортная система.2017г. ОИЦ «Академия».
4. Вакуленко С.П., Евреенова Н.Ю.Единая транспортная система: Учебное
пособие. –М.: РУТ (МИИТ), 2020. -105с.
Васильев Б.С., Долгополов Б.П., Доценко Г.Н.( под редакцией ЗоринаВ.А.)
5. Левин Д.Ю. Железнодорожные станции и узлы: учебник для СПО / Д.Ю.Левин.
—Москва : Ай Пи Ар Медиа ; Саратов : Профобразование,2023. —447с. —
(Среднее профессиональное образование). —Текст : электронный.
15

6. Геленов А.А.,Соченко Т.И., Спиркин В.Г. Автомобильные эксплуатационные
материалы.2015г. ОИЦ «Академия».
7. ГлызинаИ.В. Перевозка грузов на особых условиях. 2016г. ФГБУ ДПО «
Учебно-методический центр по образованию на железной дороге».
8. Графкина А.П. Охрана труда. Автомобильный транспорт.2016г. ОИЦ «
Академия».
9. Пехальский А.П., Пехальский И.А. Устройство автомобилей. Плакаты
10.
Пехальский А.П., Пехальский И.А. Технические средства для
автомобильного автотранспорта.2017г. ОИЦ «Академия».
11.
Пузанков А.Г. Автомобили: устройство автотранспортных средств.2016г.
ОИЦ «Академия».
14. Ю. А. Лагунова, А. Е. Калянов ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА
АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТАУЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ Рекомендовано
Учебно-методическим отделом СПО в качестве учебного пособия для
использованияв учебном процессе образовательными учреждениями среднего
профессионального образования по специальностям 23.02.01 «Организация
перевозок и управление на транспорте (на автомобильном транспорте)», 23.02.04
«Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, дорожных, строительных
машин и оборудования (по отраслям)»МоскваАй Пи Ар Медиа2022.
Дополнительные источники:
1. Единая транспортная система / Под ред. В.Г. Галабуры. — М.: Транспорт, 2006г
2. Галабурда В.Г. Единая транспортная система.- М.: Транспорт, 1997
3. Шишкина Л.Н. Транспортная система России. М.: Желдориздат, 2001
3. Железнодорожный транспорт. Энциклопедия под ред. Н.С. Конарева, М.: Большая
Российская энциклопедия, 1994.
3. Тимошина А.А. История организации и управления железнодорожным транспортом
России. Факты. События, люди. К 200-летию транспортного ведомства и образования на
транспорте Росси. М: ГОУ «УМЦ ЖДТ», 2009.
4. Шишкина Л.Н. Транспортная система России. — М.: Желдориздат, 2001. -208 с.
5. Федеральный закон от 10.01.2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в
Российской Федерации».
6. Федеральный закон от 10.01.2003 г. № 18-ФЗ «Устав железнодорожного
транспорта».
7. Фомина Е.С., Васин А.А., Бобылева Е.С. Организация деятельности коллектива
исполнителей на предприятиях автомобильного транспорта.2017г. ОИЦ «Академия».
8. Ходош М.С., Бачурин А.А. Организация сервисного обслуживания на
автомобильном транспорте.2015г. ОИЦ «Академия».
9. Синельников А.Ф. Организация технического обслуживания и ремонта подъемнотранспортных, строительных, дорожных машин и оборудования в различных условиях
эксплуатации.2017г. ОИЦ «Академия».
Электронные ресурсы:
16

1.Бельский Ю.П. Старинные поезда (CD-ROM). М.: ГОУ «УМЦ ЖДТ», 2007.
2.Транспорт России: еженедельная газета: Форма доступа http://www. transportrussia.ru
3.Железнодорожный транспорт: Форма доступа: http://www.zdtmagazine.ru/redact/redak.htm .
4.Гудок: Форма доступа www.onlinegazeta.info/gazeta_goodok.htm
5.Сайт Министерства транспорта РФ www.mintrans.ru/
6.Сайт ОАО «РЖД» www.rzd.ru/
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения теоретических и практических занятий,
тестирования, экзамена, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения (освоенные умения,
усвоенные знания)
умения:
давать краткую экономико-географическую
характеристику техническому оснащению и
сфере применения различных видов
транспорта
знания:
структуры транспортной системы России,
основных направлений грузопотоков и
пассажиропотоков

Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
текущий контроль в форме устного
опроса по темам, защиты практических
занятий, подготовки презентаций или
сообщений, рефератов, ответов на
контрольные вопросы
текущий контроль в форме устного
опроса по темам, защиты практических
занятий, выполнения контрольной
работы, подготовки презентаций или
сообщений, рефератов, ответов на
контрольные вопросы

17

18

19


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».