Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Кропоткинский техникум технологий и железнодорожного транспорта» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОД.05 Информатика по профессии СПО 23.01.08 Слесарь по ремонту строительных машин Срок обучения 1 год 10 месяцев на базе основного общего образования Форма обучения: очная 20____ г. СОДЕРЖАНИЕ 1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНФОРМАТИКА» 4 2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 8 3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 9 4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 10 2 1. Общая характеристика примерной рабочей программы общеобразовательной дисциплины «Информатика» 1.1. Место дисциплины в структуре образовательной программы СПО: Общеобразовательная дисциплина «Информатика» является обязательной частью общеобразовательного цикла образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по профессии 23.01.08 Слесарь по ремонту строительных машин. (профессии/специальности) 1.2. Цели и планируемые результаты освоения дисциплины: 1.2.1. Цели дисциплины Содержание программы общеобразовательной дисциплины «Информатика» направлено на достижение следующих целей: - освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, - роль информационных процессов в современном обществе, биологических и технических системах; - овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом цифровые технологии, в том числе при изучении других дисциплин; - развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и цифровых технологий при изучении различных учебных предметов; - воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности; - приобретение опыта использования цифровых технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности. 1.2.2. Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК и ПК В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: У1 использовать прикладные программные средства для решения профессиональных задач В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: З1 общий состав и структуру персональных компьютеров и вычислительных систем; З2 основные понятия и технологии автоматизации обработки информации; З3 базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ; З4 сетевые технологии обработки информации; В результате освоения дисциплины обучающийся осваивает элементы компетенций: 3 1.2.2. Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО Планируемые результаты освоения дисциплины Код и Общие Дисциплинарные наименование формируемых компетенций ОК 01. Выбирать В части трудового воспитания: способы - понимать угрозу решения - готовность к труду, осознание информационной безопасности, задач ценности мастерства, трудолюбие; профессиональной - готовность к активной деятельности средства противодействия этим деятельности технологической применительно и к направленности, различным инициировать, контекстам самостоятельно социальной угрозам, соблюдать меры способность безопасности, планировать выполнять и предотвращающие незаконное такую распространение персональных деятельность; - интерес использовать методы и данных; соблюдать требования к различным сферам техники безопасности и профессиональной деятельности, гигиены при работе с Овладение универсальными компьютерами и другими учебными познавательными компонентами цифрового действиями: окружения; понимать правовые а) базовые логические действия: основы использования - самостоятельно формулировать и компьютерных программ, баз актуализировать проблему, данных и работы в сети рассматривать ее всесторонне; - устанавливать признак или сравнения, существенный - уметь организовывать личное основания классификации обобщения; - определять Интернет; для информационное пространство и с использованием различных средств цифровых технологий; цели деятельности, понимание возможностей задавать параметры и критерии их цифровых достижения; - выявлять противоречия сервисов государственных закономерности в услуг, и цифровых образовательных рассматриваемых сервисов; понимать 4 явлениях; возможности - вносить коррективы в деятельность, технологий оценивать соответствие результатов интеллекта и ограничения искусственного в различных целям, оценивать риски последствий областях; иметь представление деятельности; об использовании - развивать креативное мышление информационных технологий в при решении жизненных проблем б базовые различных профессиональных исследовательские сферах действия: - владеть навыками исследовательской учебно- и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; - выявлять причинно-следственные связи и актуализировать выдвигать гипотезу находить ее задачу, решения, аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения; - анализировать полученные в ходе решения задачи критически результаты, оценивать достоверность, их прогнозировать изменение в новых условиях; - уметь переносить познавательную и знания в практическую области жизнедеятельности; - уметь интегрировать знания из разных предметных областей; - выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения; - способность их использования в познавательной и социальной практике. 5 ОК 02. В Использовать познания: современные - сформированность мировоззрения, с ней процессов в природе, средства поиска, соответствующего анализа и уровню интерпретации общественной практики, основанного «информационный процесс», информации и на информационные способствующего осознанию своего системы» «системный эффект», технологии для места в поликультурном мире; выполнения задач - профессиональной читательской культуры как средства владение методами поиска деятельности взаимодействия между людьми и информации в сети Интернет; области научного - владеть представлениями о ценности роли информации и связанных современному технике и обществе; понятиями развития науки диалоге культур, «система», «компоненты «информационная система», совершенствование языковой познания мира; - и «информация», и «система управления»; уметь критически оценивать осознание ценности научной информацию, полученную из деятельности, готовность сети Интернет; характеризовать осуществлять проектную исследовательскую и большие данные, приводить деятельность примеры источников их индивидуально и в группе; получения и направления универсальными использования; Овладение познавательными - понимать основные принципы учебными действиями: устройства и в) работа с информацией: функционирования - владеть навыками получения современных стационарных и информации из источников разных мобильных компьютеров; типов, самостоятельно осуществлять тенденций развития поиск, анализ, систематизацию и компьютерных технологий; интерпретацию различных информации владеть навыками работы с видов и представления; форм операционными системами и основными видами - создавать тексты в различных программного обеспечения для форматах с учетом назначения решения учебных задач по информации и целевой аудитории, выбранной специализации; выбирая оптимальную представления и визуализации; - оценивать форму - иметь представления о компьютерных сетях и их роли достоверность, в современном мире; об общих 6 легитимность информации, ее принципах разработки и соответствие правовым и морально- функционирования интернетэтическим нормам; - использовать приложений; средства - понимать основные принципы информационных и дискретизации различных коммуникационных решении технологий в видов информации; умение когнитивных, определять информационный коммуникативных организационных и объем текстовых, графических задач соблюдением с и звуковых данных при требований заданных параметрах эргономики, техники безопасности, дискретизации; гигиены, ресурсосбережения, - уметь строить неравномерные правовых и этических норм, норм коды, допускающие информационной безопасности; однозначное декодирование - владеть навыками распознавания и сообщений (префиксные коды); защиты информации, использовать простейшие коды, информационной безопасности которые позволяют личности обнаруживать и исправлять ошибки при передаче данных; - владеть теоретическим аппаратом, позволяющим осуществлять представление заданного натурального числа в различных системах счисления; выполнять преобразования логических выражений, используя законы алгебры логики; определять кратчайший путь во взвешенном графе и количество путей между вершинами ориентированного ациклического графа; - уметь читать и понимать программы, реализующие несложные алгоритмы 7 обработки числовых и текстовых данных (в том числе массивов и символьных строк) на выбранном для изучения универсальном языке программирования высокого уровня (Паскаль); анализировать алгоритмы с использованием таблиц трассировки; определять без использования компьютера результаты выполнения несложных программ, включающих циклы, ветвления и подпрограммы, при заданных исходных данных; модифицировать готовые программы для решения новых задач, использовать их в своих программах в качестве подпрограмм (процедур, функций); - уметь реализовать этапы решения задач на компьютере; умение реализовывать на выбранном для изучения языке программирования высокого уровня (Паскаль) типовые алгоритмы обработки чисел, числовых последовательностей и массивов: представление числа в виде набора простых сомножителей; нахождение максимальной (минимальной) цифры натурального числа, 8 записанного в системе счисления с основанием, не превышающим 10; вычисление обобщенных характеристик элементов массива или числовой последовательности (суммы, произведения среднего арифметического, минимального и максимального элементов, количества элементов, удовлетворяющих заданному условию); сортировку элементов массива; - уметь создавать структурированные текстовые документы и демонстрационные материалы с использованием возможностей современных программных средств и облачных сервисов; умение использовать табличные (реляционные) базы данных, в частности, составлять запросы в базах данных (в том числе вычисляемые запросы), выполнять сортировку и поиск записей в базе данных; наполнять разработанную базу данных; умение использовать электронные таблицы для анализа, представления и обработки данных (включая вычисление суммы, среднего арифметического, наибольшего 9 и наименьшего значений, решение уравнений); - уметь использовать компьютерно-математические модели для анализа объектов и процессов: формулировать цель моделирования, выполнять анализ результатов, полученных в ходе моделирования; оценивать адекватность модели моделируемому объекту или процессу; представлять результаты моделирования в наглядном виде 10 ПК 1.1 владеть навыками получения Собирать и информации из источников разных обрабатывать типов, самостоятельно оперативную осуществлять поиск, анализ, информацию. систематизацию и интерпретацию ПК 1.2 информации различных видов и Организовывать учет форм представления; эксплуатации - создавать тексты в различных технических средств. форматах с учетом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации; - оценивать достоверность, уметь: использовать технологии сбора, размещения, хранения, накопления, преобразования и передачи данных в профессионально ориентированных информационных системах; использовать в профессиональной деятельности различные виды программного обеспечения; легитимность информации, ее применять компьютерные и соответствие правовым и морально- телекоммуникационные этическим нормам; средства; - использовать средства осуществлять поиск информационных и необходимой информации; коммуникационных технологий в знать: решении когнитивных, состав, функции и возможности коммуникативных и использования организационных задач с информационных и соблюдением требований телекоммуникационных эргономики, техники безопасности, технологий в гигиены, ресурсосбережения, профессиональной правовых и этических норм, норм деятельности; информационной безопасности; - владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности личности. методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации; базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ в области профессиональной деятельности; 11 основные методы и приемы обеспечения информационной безопасности. 12 2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины 2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем в часах Объем общеобразовательной программы дисциплины 144 Основное содержание 72 в том числе: контрольные работы 2 теоретическое обучение 29 практические занятия 42 Профессионально-ориентированное содержание Модуль 1. Введение в 3D моделирование 36 в том числе: теоретическое обучение 16 практические занятия 20 Модуль 2. Введение в создание графических изображений с помощью GIMP 35 в том числе: теоретическое обучение 15 практические занятия 20 Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет) 1 13 2.2. Тематический план и содержание дисциплины «Информатика» Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы 1 2 Раздел 1. Информация и информационная деятельность человека (24 час=10т+14пр) Тема 1.1. Содержание учебного материала: Информация и Понятие «информация» как фундаментальное понятие современной науки. информационные Представление об основных информационных процессах, о системах. процессы Кодирование информации Информация и информационные процессы Практические занятия: Тема 1.2. Подходы к измерению информации Тема 1.3. Компьютер и цифровое представление информации. Устройство компьютера Тема 1.4. Составление классификации информационных ресурсов общества. 1 Содержание учебного материала: Подходы к измерению информации (содержательный, алфавитный, вероятностный). Единицы измерения информации. Информационные объекты различных видов. Универсальность дискретного (цифрового) представления информации. Передача и хранение информации. Определение объемов различных носителей информации. Архив информации. Практические занятия: Решение задач на нахождение количества информации. 2 Хранение информационных объектов. 3 Содержание учебного материала: Принципы построения компьютеров. Принцип открытой архитектуры. Магистраль. Аппаратное устройство компьютера. Внешняя память. Устройства ввода-вывода. Поколения ЭВМ. Архитектура ЭВМ 5 поколения. Основные характеристики компьютеров. Программное обеспечение: классификация и его назначение, сетевое программное обеспечение. Практические занятия: Подключение внешних устройств. 4 Работа с программным обеспечением. 5 Содержание учебного материала: 3 Формируемые общие и профессиональные компетенции 4 2 ОК 02 Объем часов 1 3 ОК 02 2 3 ОК 02 2 3 ОК 02 14 Кодирование информации. Системы счисления Тема 1.5. Элементы комбинаторики, теории множеств и математической логики Тема 1.6. Компьютерные сети: локальные сети, сеть Интернет Тема 1.7. Службы Интернета Представление о различных системах счисления, представление вещественного числа в системе счисления с любым основанием, перевод числа из недесятичной позиционной системы счисления в десятичную, перевод вещественного числа из 10 СС в другую СС, арифметические действия в разных СС. Представление числовых данных: общие принципы представления данных, форматы представления чисел. Представление текстовых данных: кодовые таблицы символов, объем текстовых данных. Представление графических данных. Представление звуковых данных. Представление видеоданных. Кодирование данных произвольного вида. Практические занятия: Перевод числа из одной системы счисления в другую 6 Кодирование информации 7 Содержание учебного материала: Основные понятия алгебры логики: высказывание, логические операции, построение таблицы истинности логического выражения. Графический метод алгебры логики. Понятие множества. Мощность множества. Операции над множествами. Решение логических задач графическим способом Практические занятия: Составление математической модели задачи. 8 Решение логических задач графическим способом. 9 Содержание учебного материала: Компьютерные сети их классификация. Работа в локальной сети. Топологии локальных сетей. Обмен данными. Глобальная сеть Интернет. IP-адресация. Правовые основы работы в сети Интернет Содержание учебного материала: Службы и сервисы Интернета (электронная почта, видеоконференции, форумы, мессенджеры, социальные сети). Поиск в Интернете. Электронная коммерция. Цифровые сервисы государственных услуг. Достоверность информации в Интернете Практические занятия: Работа с цифровыми сервисами. 10 Поиск информации в Интернете. 11 Самостоятельная работа: проработка конспектов занятий, подготовка к практическим работам, презентаций по заданиям преподавателя. 11. сообщение на тему «Доступ к сети Интернет» 2 3 ОК 02 2 2 ОК 01 ОК 02 2 ОК 02 2 1 15 Тема 1.8. Сетевое хранение данных и цифрового контента Содержание учебного материала: Организация личного информационного пространства. Облачные хранилища данных. Разделение прав доступа в облачных хранилищах. Коллективная работа над документами. Соблюдение мер безопасности, предотвращающих незаконное распространение персональных данных Практические занятия: Сетевое хранение данных и цифрового контента. 12 Разделение прав доступа в сети Интернет. 13 Тема 1.9. Содержание учебного материала: Информационная Информационная безопасность. Защита информации. Информационная безопасность безопасность в мире, России. Вредоносные программы. Антивирусные программы. Безопасность в Интернете (сетевые угрозы, мошенничество). Тренды в развитии цифровых технологий; риски и прогнозы использования цифровых технологий при решении профессиональных задачи Практические занятия: Установка антивирусной программы. 14 Раздел 2. Использование программных систем и сервисов (24 час=(10т+14пр) Тема 2.1. Содержание учебного материала: Обработка Текстовые документы. Виды программного обеспечения для обработки информации в текстовой информации. Создание текстовых документов на компьютере текстовых (операции ввода, редактирования, форматирования) процессорах Практические занятия: Тема 2.2. Технологии создания структурированны х текстовых документов Тема 2.3. Компьютерная графика и Создание компьютерных публикаций. 15 Создание, редактирование и сохранение текстовых документов. 16 Использование систем проверки орфографии и грамматики. 17 Содержание учебного материала: Многостраничные документы. Структура документа. Гипертекстовые документы. Совместная работа над документом. Шаблоны. Практические занятия: Создание структурированных текстовых документов. 18 Создание гипертекстовых документов. 19 Совместная работа над документом. Шаблоны. 20 Содержание учебного материала: Компьютерная графика и её виды. Форматы мультимедийных файлов. Графические редакторы (ПО Gimp, Inkscape). Программы по записи и 3 ОК 01 ОК 02 2 3 ОК 01 ОК 02 1 5 ОК 02 3 3 ОК 02 3 4 ОК 02 16 мультимедиа Тема 2.4. Технологии обработки графических объектов редактирования звука (ПО АудиоМастер). Программы редактирования видео (ПО Movavi) Практические занятия: Создание компьютерного рисунка в графическом редакторе Paint. 21 Выделение, копирование и перемещение элементов рисунка. 22 2 Содержание учебного материала: Технологии обработки различных объектов компьютерной графики (растровые и векторные изображения, обработка звука, монтаж видео) Практические занятия: Создание и обработки графических объектов. 23 Создание аудио- и видео информационных документов. 24 3 Содержание учебного материала: Виды компьютерных презентаций. Основные этапы разработки презентации. Анимация в презентации. Шаблоны. Композиция объектов презентации Практические занятия: Создание компьютерных презентаций. 25 Создание профессиональной циклической презентации. 26 Тема 2.6. Содержание учебного материала: Интерактивные и Принципы мультимедия. Интерактивное представление информации мультимедийные Практические занятия: объекты на слайде 27 Установка интерактивных и мультимедийных объектов на слайдах. Тема 2.7. Содержание учебного материала: Гипертекстовое Язык разметки гипертекста HTML. Оформление гипертекстовой страницы. представление Веб-сайты и веб-страницы. информации Практические занятия: Гипертекстовое представление информации. 28 Раздел 3. Информационное моделирование (24 час=9т+14пр) Тема 3.1. Модели и Содержание учебного материала: моделирование. Представление о компьютерных моделях. Виды моделей. Адекватность Этапы модели. Основные этапы компьютерного моделирования моделирования Тема 3.2. Списки, Содержание учебного материала: графы, деревья Структура информации. Списки, графы, деревья. Алгоритм построения дерева решений 3 ОК 02 2 Тема 2.5. Представление профессиональной информации в виде презентаций ОК 02 2 2 ОК 02 1 4 ОК 02 1 1 ОК 02 2 ОК 02 17 Тема 3.3. Математические модели в профессиональной области Тема 3.4. Понятие алгоритма и основные алгоритмические структуры Тема 3.5. Анализ алгоритмов в профессиональной области Тема 3.6. Базы данных как модель предметной области Тема 3.7. Технологии обработки информации в Содержание учебного материала: Алгоритмы моделирования кратчайших путей между вершинами (Алгоритм Дейкстры, Метод динамического программирования). Элементы теории игр (выигрышная стратегия) Практические занятия: Создание математической модели в профессиональной области 29 Самостоятельная работа: проработка конспектов занятий, подготовка к практическим работам, презентаций по заданиям преподавателя. 27. презентация на тему «Математическое моделирование» Содержание учебного материала: Понятие алгоритма. Свойства алгоритма. Способы записи алгоритма. Основные алгоритмические структуры. Запись алгоритмов на языке программирования (Pascal). Анализ алгоритмов с помощью трассировочных таблиц. Практические занятия: Разработка линейных алгоритмов. 30 Разработка условных алгоритмов в полной форме и в неполной форме. 31 Разработка циклических алгоритмов. 32 Программная реализация алгоритма. 33 Выполнение отладки программы. 34 Выполнение тестирования программы. 35 Содержание учебного материала: Структурированные типы данных. Массивы. Вспомогательные алгоритмы. Задачи поиска элемента с заданными свойствами. Анализ типовых алгоритмов обработки чисел, числовых последовательностей и массивов Содержание учебного материала: Базы данных как модель предметной области. Таблицы и реляционные базы данных Практические занятия: Формирование запросов для поиска и сортировки профессиональной 36 информации. Содержание учебного материала: Табличный процессор. Приемы ввода, редактирования, форматирования в табличном процессоре. Адресация. Сортировка, фильтрация, условное форматирование 2 ОК 02 1 1 8 ОК 01 6 1 ОК 02 2 ОК 02 1 ОК 02 2 ОК 02 18 электронных таблицах Тема 3.8. Формулы и функции в электронных таблицах 1 Практические занятия: Использование различных возможностей электронных таблиц. 37 Содержание учебного материала: 2 Формулы и функции в электронных таблицах. Встроенные функции и их использование. Математические и статистические функции. Логические функции. Финансовые функции. Текстовые функции. Реализация математических моделей в электронных таблицах. 2 Практические занятия: Использование формул в электронных таблицах. 38 Использование математических и статистических функций. 39 Тема 3.9. 2 Содержание учебного материала: Визуализация Визуализация данных в электронных таблицах данных в 2 Практические занятия: электронных Визуализация данных в электронных таблицах. 40 таблицах Выполнение расчетов профессиональной направленности. 41 Тема 3.10. Содержание учебного материала: 2 Моделирование в Моделирование в электронных таблицах (на примерах задач из электронных профессиональной области) таблицах 1 Практические занятия: Моделирование в электронных таблицах. 42 Контрольная работа №1 1 Профессионально-ориентированное содержание (содержание прикладного модуля) 1 Раздел 4. Прикладной модуль 1. Основы 3D моделирования (17+20пр) Тема 4.1. Система Содержание учебного материала: 9 трехмерного Системы автоматизированного проектирования: история, назначение, моделирования примеры. КОМПАС – комплекс Автоматизированных Систем. Запуск КОМПАС-3D LT. системы КОМПАС-3D. Интерфейс системы. Окно Документа 5 Практические занятия: Создание графических объектов средствами компьютерного черчения. 43 Редактирование чертежей. 44 Построение геометрических примитивов. Простановка размеров. 45 Изменение свойств примитивов. 46 Изменение свойств стилей. 47 Тема 4.2 Основные Содержание учебного материала: 9 приемы создания Построение геометрических примитивов (отрезков, прямоугольников, ОК 02 ОК 02 ОК 02 ПК 1.1, 1.3, 2.2, 2.3, 3.1, 3.2; У1 - У14; З1 ПК 1.1, 1.3, 2.2, 2.3, 3.1, 3.2; 19 геометрических тел (многогранники, тела вращения, эскизы, группы геометрических тел) Тема 4.3 Редактирование 3D моделей. Создание 3D моделей. Отсечение части детали Тема 4.4 Создание 3d моделей простейших объектов. окружности). Многогранники и тела вращения: виды многогранников, элементы многогранника, примеры геометрических тел, ограниченных плоскими поверхностями, элементы тел вращения (очерковая образующая, ось вращения, поверхность вращения, основание). Основные приемы построения многогранников и тел вращения. Построение эскизов. Создание группы геометрических тел Практические занятия: Создание геометрических тел – многогранников. 48 Создание тел вращения. 49 Построение эскизов. 50 Построение эскизов профессиональной направленности. 51 Создание группы геометрических тел. 52 Содержание учебного материала: Сущность понятия «редактирование», задачи редактирования эскизов, 3D моделей, основные способы редактирования 3D моделей. Создание 3D моделей с элементами закругления (скругления) и фасками. Создание 3D моделей по плоскому чертежу посредством операции «вращения». Рассечение детали плоскостью Практические занятия: Редактирование 3D моделей. 53 Создание 3D моделей с элементами закругления и фасками. 54 Создание 3D моделей посредством операции «вращения». 55 Отсечение части детали. 56 Рассечение детали плоскостью. 57 Содержание учебного материала: Создание 3d моделей: выбор простейших объектов (бытовых, технических и строительных) для создания модели (самостоятельно или с помощью преподавателя); обоснование выбора, создание модели объекта, подготовка презентации и представление выполненной модели Практические занятия: Создание 3d моделей простейших объектов. 58 Выбор простейших объектов. 59 Создание 3d моделей профессиональной направленности. 60 Создание авторских 3d моделей. 61 Представление выполненной 3d модели. 62 У1 - У14; З1 5 9 ПК 1.1, 1.3, 2.2, 2.3, 3.1, 3.2; У1 - У14; З1 5 10 ПК 1.1, 1.3, 2.2, 2.3, 3.1, 3.2; У1 - У14; З1 5 20 Контрольная работа №2 1 Раздел 5. Прикладной модуль 2. Введение в создание графических изображений с помощью GIMP (15+20пр) Тема 5.1 Растровая Содержание учебного материала: 7 и векторная Отличия растровой и векторной графики. Использование растровой графики графика. Форматы для хранения фотографий. Форматы PNG и JPEG. Конвертация с целью изображений, снижения объёма изображения конвертация и 4 Практические занятия: оптимизация Создание изображений в векторном редакторе. 63 Создание изображений в растровом редакторе. 64 Конвертация и оптимизация изображений. 65 Создание изображений профессиональной направленности. 66 Тема 5.2 GIMP как Содержание учебного материала: 7 проект GNU. GIMP как программа для различных операционных систем. Особенности Установка GIMP проекта в качестве представителя класса свободного программного обеспечения. Установка на различные платформы 4 Практические занятия: Создание GIMP файлов. 67 Редактирование цветных изображений. 68 Использование инструмента Рисование шаблоном. 69 Освоение инструментов выделения GIMP. 70 Тема 5.3 Интерфейс Содержание учебного материала: 7 GIMP. Интерфейс и настройка его частей. Однооконный и многооконный режим. Многооконный Управление диалогами. Окно слоёв изображения. режим, стыкуемые 4 Практические занятия: диалоги, Создание документа в однооконном режиме. 71 однооконный Создание документа в многооконном режиме. 72 режим. Слои Создание документа и управление диалогами. 73 Использование слоев для создания простейшего монтажа в GIMP. 74 Тема 5.4 Заливка, 7 Содержание учебного материала: фильтры и Использование заливки. Фильтры: размытие, улучшение, искажения, свет и инструменты тень, шум, выделение краёв, декорация, проекция рисования 4 Практические занятия: Создание документа с использованием заливки. 75 Создание документа с использованием фильтров. 76 Создание документа с использованием инструментов рисования 77 ПК 1.1, 1.3, 2.2, 2.3, 3.1, 3.2; У1 - У14; З1 ПК 1.1, 1.3, 2.2, 2.3, 3.1, 3.2; У1 - У14; З1 ПК 1.1, 1.3, 2.2, 2.3, 3.1, 3.2; У1 - У14; З1 ПК 1.1, 1.3, 2.2, 2.3, 3.1, 3.2; У1 - У14; З1 21 Тема 5.5 Создание анимированного изображения в формате GIF Работа с контурами в графическом редакторе GIMP. 78 Содержание учебного материала: Использование анимации для наглядного представления процессов с несколькими этапами. Формат GIF. Ограничения GIF. Создание изображения в формате GIF c помощью GIMP Практические занятия: Создание анимированного изображения. 79 Создание анимированного коллажа. 80 Создание изображения в формате GIF c помощью GIMP 81 Создание изображения профессиональной направленности в 82 формате GIF. Дифференцированный зачет Всего 6 ПК 1.1, 1.3, 2.2, 2.3, 3.1, 3.2; У1 - У14; З1 4 1 144 ч. Образовательная организация осуществляет выбор двух модулей Отражается ПК, элемент которой формируется прикладным модулем (профессионально-ориентированным содержанием) в соответствии с ФГОС реализуемой профессии/специальности СП 1 2 22 3. Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины 3.1. Требования к материально-техническому обеспечению Реализация программы учебной дисциплины осуществляется в учебном кабинете № 20 Информатики и информационных технологий в профессиональной деятельности. Оборудование учебного кабинета: Посадочные места обучающихся: столов -13шт., стульев- 26 шт., компьютер (ноутбук) -13шт. Стол для маломобильных групп обучающихся. Рабочее место преподавателя: стол и стул -1шт., персональный компьютер с выходом в интернет-1 шт., телевизор LED TCL 43 L43S6FS-1 шт., мультимедийный проектор-1 шт., интерактивная доска-1 шт., принтер-1 шт., доска классная (меловая)-1 шт., рециркулятор-1 шт., шкафы для хранения учебных пособий-1 шт. Программное обеспечение: локальная компьютерная сеть и глобальная сеть Интернет, Браузеры: Internet Explorer, Google Chrome, Yandex операционная система Windows 2010, антивирусное программное обеспечение, Microsoft Office 2010, архиваторы WinRAR, Win7-Zip, язык программирования Pascal, Microsoft Publisher, Компас 3D, графический редактор GIMP. Стенды: «Информация»-1шт., «Информационные процессы»-1шт. Наглядные пособия: комплект тематических плакатов: «Представление информации в компьютере», «Система счисления», «Представление чисел в разных системах счисления», «Перевод чисел», «Формат чисел», «Устройство ввода информации», «Устройство вывода информации», «Магистраль-но-модульный принцип построения компьютера», «Состав персонального компьютера», «Клавиатура компьютера», «Построение командной строки», «Параметры файлов», «Текстовый редактор», «Графический редактор», «Технология работы в электронных таблицах», «Табличный процессор», «Виды и основные возможности баз данных», «Структурные элементы база данных», «Этапы моделирования», «Алгоритм решения задач», «Способы записи алгоритма», «Алгоритм и программы», «Основные элемента блок - схемы алгоритма», «Исполнение алгоритма», «Служебные слова алгоритмического языка», «Линейные алгоритмы», «Составные команды алгоритмического языка», «Алгоритм подготовки текстовых документов», «Алгоритм работы с графической информацией, составные команды алгоритмического, разветвляющий алгоритм, циклы, трансляция программы». 3.2. Информационное обеспечение обучения. Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы 23 Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации имеет печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендованные для использования в образовательном процессе, не старше пяти лет с момента издания. Основные источники: 1. Цветкова М.С., Хлобыстова И.Ю., Информатика. учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования. – М.: Образовательно-издательский центр «Академия», 2024. Дополнительные источники: 2. Цветкова М.С., Хлобыстова И.Ю., Информатика ЭФУ. – М.: Образовательно-издательский центр «Академия», 2024. 3. Цветкова М.С., Гаврилова С.А., Хлобыстова И. Ю. Информатика: Практикум: ЭФУП. учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования. – М.: Образовательно-издательский центр «Академия», 2024. 4. Цветкова М.С., Хлобыстова И.Ю., Информатика: Электронная рабочая тетрадь. – М.: Образовательно-издательский центр «Академия», 2024. Интернет-ресурсы: Прикладной модуль 1 «Основы 3D моделирования» Бучельникова, Т. А. Основы 3D моделирования в программе Компас : учебно-методическое пособие / Т. А. Бучельникова. — Тюмень : ГАУ Северного Зауралья, 2021. — 60 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/179203 (дата обращения: 10.10.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей. Прикладной модуль 2 «Введение в создание графических изображений с помощью GIMP» Боресков, А. В. Компьютерная графика: учебник и практикум для среднего профессионального образования / А. В. Боресков, Е. В. Шикин. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 219 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-11630-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/476345 (дата обращения: 09.10.2022).08:11 Электронные издания 1. 3D моделирование для каждого - Российская электронная школа (resh.edu.ru) 3. Урок цифры 4. Анализ данных - Яндекс Практикум 5. Элективные онлайн курсы. Академия Яндекса 6. Введение в машинное обучение - Онлайн-курсы Образовательного центра Сириус. 24 4. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины раскрываются через дисциплинарные результаты, направленные на формирование общих и профессиональных компетенций по разделам и темам содержания учебного материала. Общая/профессион Раздел/Тема альная компетенция ОК 01 Тема 1.6 Тема 1.9 Тема 3.5 ОК 02 Тема 1.1 Тема 1.3 Тема 3.1 Тема 3.2 Тема 1.6 Тема 1.9 ОК 01 Тема 1.7 Тема 1.8 Тема 2.2 Тема 3.4 ОК 02 Тема 1.2 Тема 1.4 Тема 1.5 Тема 2.1 Тема 2.3 Тема 2.4 Тема 2.5 Тема 2.6 Тема 2.7 Тема 3.3 Тема 1.7 Тема 1.8 Тема 2.2 Тема 3.6 Тема 3.7 Тема 3.8 Тема 3.9 Тема 3.10 Тема 3.11 Тема 3.12 Тема 3.13 ОК 01, ОК 02, ПК… Тип оценочных мероприятий Тестирование Выполнение практических заданий Дифференцированный зачет 25 РЕЦЕНЗИЯ На рабочую программу по учебной дисциплине ОД. 05 Информатика (полное наименование дисциплины) для профессии СПО 23.01.08 Слесарь по ремонту строительных машин ГБПОУ "КТТиЖТ", выполненную преподавателем государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Краснодарского края «Кропоткинский техникум технологий и железнодорожного транспорта» И.В. Аллахвердовой (Ф.И.О.) В программе соблюдены все требования к структуре рабочей программы, т.е. программа содержит титульный лист, содержание, паспорт рабочей программы учебного предмета, структуру учебного предмета, условия реализации рабочей программы учебного предмета, контроль и оценку результатов освоения учебного предмета. В содержании учебного предмета указаны основные понятия, содержание учебного материала, самостоятельная практические занятия. работа студента Прослеживается по связь каждому с разделу другими предмета, предметами и междисциплинарными курсами. Рабочая программа содержит подробный паспорт, где раскрыты цели и задачи обучения, состав учебной деятельности. В тематическом плане четко распределены учебные часы по разделам и темам. Содержание программы полностью отвечает требованиям ФГОС СПО Заключение: рабочая программа по дисциплине ОД.05 Информатика может быть использована для обеспечения программы подготовки квалифицированных служащих по специальностям технического профиля ГБПОУ "КТТиЖТ". Рецензент: ______________ (личная подпись) Дата ________________ М.П. 26