РП 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)

СОДЕРЖАНИЕ

1. Общая характеристика примерной рабочей программы
общеобразовательной дисциплины «Основы безопасности и защиты Родины» ....... 2
2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины ................................. 1
3. Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины .................. 20
4. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины .... 21

1. Общая характеристика примерной рабочей программы
общеобразовательной дисциплины «Основы безопасности и защиты Родины»
1.1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы:
Общеобразовательная дисциплина «Основы безопасности и защиты Родины»
является обязательной частью общеобразовательного цикла образовательной программы в
соответствии с ФГОС по специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на
транспорте (по видам)
1.2. Цели и планируемые результаты освоения дисциплины:
1.2.1. Цели дисциплины
Формирование компетенций в части овладения содержанием общеобразовательной
дисциплины «Основы безопасности и защиты Родины», формирование ценностей,
освоение знаний и умений, обеспечивающих готовность к выполнению Конституционного
долга по защите Отечества и достижение базового уровня культуры безопасности
жизнедеятельности.
1.2.2. Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в
соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 1; ОК 2; ОК
3; ОК 4; ОК 6; ОК 7; ОК 8 и ПК, представленных вактуализированныхФГОС СПО по
специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)

2

Код и наименование
формируемых компетенций
ОК 01. Выбирать способы
решения
задач
профессиональной
деятельности применительно
к различным контекстам

Планируемые образовательные результаты обучения
Общие1
Дисциплинарные (предметные)2
Овладение универсальными учебными познавательными ПРб 02.Знание задач и основных принципов
действиями:
организации
единой
системы
предупреждения
и
ликвидации
последствий

базовыми логическими действиями:
ситуаций,
прав
и
- самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, чрезвычайных
обязанностей гражданина в этой области;
рассматривать ее всесторонне;
- устанавливать существенный признак или основания для прав и обязанностей гражданина в области
гражданской обороны; знание о действиях
сравнения, классификации и обобщения;
- определять цели деятельности, задавать параметры и критерии по сигналам гражданской обороны.
их достижения;
- выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых ПРб 08. Сформированность представлений о
ценности безопасного поведения для
явлениях;
- вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие личности, общества, государства. знание
правил безопасного поведения и способов
результатов целям, оценивать риски последствий деятельности;
- развивать креативное мышление при решении жизненных их применения в собственном поведении.
проблем

базовыми исследовательскими действиями:
- владеть навыками учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем;
- выявлять причинно-следственные связи и актуализировать
задачу, выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы для
доказательства своих утверждений, задавать параметры и
критерии решения;
- анализировать полученные в ходе решения задачи результаты,
критически оценивать их достоверность, прогнозировать
изменение в новых условиях;
- уметь переносить знания в познавательную и практическую

3

ОК
02.
Использовать
современные
средства
поиска,
анализа
и
интерпретации информации,
и
информационные
технологии для выполнения
задач
профессиональной
деятельности

области жизнедеятельности;
- уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
- выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и
решения;
- способность их использования в познавательной и социальной
практике.
В части трудового воспитания:
- готовность к труду, осознание ценности мастерства,
трудолюбие;
- готовность к активной деятельности технологической и
социальной направленности, способность инициировать,
планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность;
- интерес к различным сферам профессиональной деятельности,
Овладение универсальными учебными познавательными
действиями:

работой с информацией:
- владение навыками получения информации из источников
разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ,
систематизацию и интерпретацию информации различных видов
и форм представления;
- создание текстов в различных форматах с учетом назначения
информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму
представления и визуализации;
- оценивание достоверности, легитимности информации, ее
соответствия правовым и морально-этическим нормам;
- использование средств информационных и коммуникационных
технологий в решении когнитивных, коммуникативных и
организационных задач с соблюдением требований эргономики,
техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и
этических норм, норм информационной безопасности;
- владение навыками распознавания и защиты информации,
информационной безопасности личности.

ПРб 06. Сформированность представлений о
применении беспилотных летательных
аппаратов
и
морских
беспилотных
аппаратов; понимание о возможностях
применения
современных
достижений
научно-технического прогресса в условиях
современного боя.

4

ОК 03. Планировать
и
реализовывать собственное
профессиональное
и
личностное
развитие,
предпринимательскую
деятельность
в
профессиональной
сфере,
использовать знания по
правовой и финансовой
грамотности в различных
жизненных ситуациях

В части ценности научного познания:
сформированность
мировоззрения,
соответствующего
современному уровню развития науки и общественной
практики, основанного на диалоге культур, способствующего
осознанию своего места в поликультурном мире;
- совершенствование языковой и читательской культуры как
средства взаимодействия между людьми и познания мира;
- осознание ценности научной деятельности, готовность
осуществлять проектную и исследовательскую деятельность
индивидуально и в группе
Овладение универсальными регулятивными действиями:

самоорганизации:
- самостоятельное осуществление познавательной деятельности,
выявление
проблемы,
постановка
и
формулирование
собственных задач в образовательной деятельности и жизненных
ситуациях;
- самостоятельное составление плана решения проблем с учетом
имеющихся
ресурсов,
собственных
возможностей
и
предпочтений;
- давать оценку новым ситуациям;
способствовать формированию и проявлению широкой
эрудиции в разных областях знаний, постоянно повышать свой
образовательный и культурный уровень;

самоконтроля:
использование приемов рефлексии для оценки ситуации, выбора
верного решения;
- умение оценивать риски и своевременно принимать решения
по их снижению;

эмоционального
интеллекта,
предполагающего
сформированность:
– внутренней мотивации, включающей стремление к

ПРб 01. Знание основ законодательства
Российской Федерации, обеспечивающие
национальную безопасность и защиту
населения от внешних и внутренних угроз;
сформированность
представлений
о
государственной политике в области
обеспечения
государственной
и
общественной
безопасности,
защиты
населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций различного характера.
ПРб 07. Сформированность необходимого
уровня военных знаний как фактора
построения профессиональной траектории,
в
том
числе
в
образовательных
организациях, осуществляющих подготовку
кадров в интересах обороны и безопасности
государства, обеспечении законности и
правопорядка.

5

достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение
действовать, исходя из своих возможностей;
- эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное
состояние других, учитывать его при осуществлении
коммуникации, способность к сочувствию и сопереживанию;
- социальных навыков, включающих способность выстраивать
отношения с другими людьми, заботиться, проявлять интерес и
разрешать конфликты.
В части духовно-нравственного воспитания:
- сформированность нравственного сознания, этического
поведения;
- способность оценивать ситуацию и принимать осознанные
решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и
ценности;
- осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
- ответственное отношение к своим родителям и (или) другим
членам семьи, созданию семьи на основе осознанного принятия
ценностей семейной жизни в соответствии с традициями
народов России.
ОК 04. Эффективно
Овладение универсальными коммуникативными действиями:
взаимодействовать
и 
совместной деятельностью:
работать в коллективе и - понимание и использование преимуществ командной и
команде
индивидуальной работы;
- принимать
цели
совместной
деятельности,
организовывать и координировать действия по ее достижению:
составлять план действий, распределять роли с учетом мнений
участников обсуждать результаты совместной работы;
- координировать и выполнять работу в условиях реального,
виртуального и комбинированного взаимодействия;
- осуществлять позитивное стратегическое поведение в
различных ситуациях, проявлять творчество и воображение,
быть инициативным.

ПРб 14.
Знание
основ
безопасного,
конструктивного
общения,
умение
различать опасные явления в социальном
взаимодействии, в том числе криминального
характера; умение предупреждать опасные
явления и противодействовать им

6

Овладение универсальными регулятивными действиями:

принятие себя и других людей:
- принимать мотивы и аргументы других людей при анализе
результатов деятельности;
- признавать свое право и право других людей на ошибки;
- развивать способность понимать мир с позиции другого
человека.
Готовность
к
саморазвитию,
самостоятельности
и
самоопределению.

ОК 06. Проявлять
гражданско-патриотическую
позицию, демонстрировать
осознанное поведение на
основе традиционных
российских духовнонравственных ценностей, в
том числе с учетом
гармонизации
межнациональных и
межрелигиозных
отношений, применять
стандарты
антикоррупционного
поведения

Овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и
социальной деятельности.
Осознание
обучающимися
российской
гражданской
идентичности.
Целенаправленное развитие внутренней позиции личности на
основе духовно-нравственных ценностей народов Российской
Федерации, исторических и национально-культурных традиций,
формирование системы значимых ценностно-смысловых
установок, антикоррупционного мировоззрения, правосознания,
экологической культуры, способности ставить цели и строить
жизненные планы.
В части гражданского воспитания:
- осознание своих конституционных прав и обязанностей,
уважение закона и правопорядка;
- принятие традиционных национальных, общечеловеческих
гуманистических и демократических ценностей;
готовность
противостоять
идеологии
экстремизма,
национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным,
религиозным, расовым, национальным признакам;
- готовность вести совместную деятельность в интересах
гражданского общества, участвовать в самоуправлении в
общеобразовательной
организации
и
детско-юношеских

ПРб 03. Сформированность представлений о
роли России в современном мире; угрозах
военного характера; роли Вооруженных Сил
Российской Федерации в обеспечении
защиты государства; знание положений
Общевоинских уставов Вооруженных Сил
Российской Федерации.
ПРб 15. Сформированность нетерпимости к
проявлениям
насилия
в
социальном
взаимодействии;
знания
о
способах
безопасного поведения в цифровой среде;
умение применять их на практике; умение
распознавать опасности в цифровой среде (в
том числе криминального характера,
опасности вовлечения в деструктивную
деятельность) и противодействовать им;
ПРб 16. Сформированность представлений
об опасности и негативном влиянии на
7

ОК
07.
Содействовать
сохранению
окружающей
среды, ресурсосбережению,
применять
знания
об
изменении
климата,

организациях;
- умение взаимодействовать с социальными институтами в
соответствии с их функциями и назначением;
- готовность к гуманитарной и волонтерской деятельности;
патриотического воспитания:
- сформированность российской гражданской идентичности,
патриотизма,
уважения
к
своему
народу,
чувства
ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою
Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее
многонационального народа России;
- ценностное отношение к государственным символам,
историческому и природному наследию, памятникам, традициям
народов России, достижениям России в науке, искусстве, спорте,
технологиях и труде;
- идейная убежденность, готовность к служению и защите
Отечества, ответственность за его судьбу;
освоенные обучающимися межпредметные понятия и
универсальные
учебные
действия
(регулятивные,
познавательные, коммуникативные);
- способность их использования в познавательной и социальной
практике, готовность к самостоятельному планированию и
осуществлению учебной деятельности, организации учебного
сотрудничества с педагогическими работниками и сверстниками,
к участию в построении индивидуальной образовательной
траектории;
- овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и
социальной деятельности
В части экологического воспитания:
- сформированность экологической культуры, понимание
влияния социально-экономических процессов на состояние
природной и социальной среды, осознание глобального
характера экологических проблем;

жизнь личности, общества, государства
деструктивной идеологии, в том числе
экстремизма,
терроризма;
овладение
знаниями
о
роли
государства
в
противодействии
терроризму; умение
различать
приемы
вовлечения
в
деструктивные сообщества, экстремистскую
и
террористическую
деятельность
и
противодействовать им; знание порядка
действий при объявлении разного уровня
террористической опасности, при угрозе
совершения
террористического
акта;
совершении
террористического
акта;
проведении
контртеррористической
операции

ПРб 05. Сформированность представлений о
боевых свойствах и поражающем действии
оружия массового поражения, а также
способах защиты от него.
8

принципы
бережливого
производства, эффективно
действовать в чрезвычайных
ситуациях
мирного
и
военного времени

- планирование и осуществление действий в окружающей среде
на основе знания целей устойчивого развития человечества;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей
среде;
- умение прогнозировать неблагоприятные экологические
последствия предпринимаемых действий, предотвращать их;
расширение
опыта
деятельности
экологической
направленности;
- овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и
социальной деятельности.

ПРб 09. Сформированность представлений о
возможных источниках опасности
в
различных ситуациях (в быту, транспорте,
общественных местах, в природной среде, в
социуме, в цифровой среде); владение
основными способами предупреждения
опасных ситуаций; знание порядка действий
в чрезвычайных ситуациях.
ПРб 10. Сформированность представлений о
важности соблюдения правил дорожного
движения всеми участниками движения.
Знание основ и правил безопасного
поведения на транспорте, умение применять
их на практике, знание о порядке действий в
опасных и чрезвычайных ситуациях на
транспорте.
ПРб 11. Овладение знаниями о способах
безопасного поведения в природной среде;
умением применять их на практике; знание
порядка действий при чрезвычайных
ситуациях
природного
характера;
сформированность
представлений
об
экологической безопасности,
ценности
бережного отношения к природе, разумного
природопользования.
ПРб 12.
Знание
основ
пожарной
безопасности; умение применять их на
практике для предупреждения пожаров;
знание порядка действий при угрозе пожара
9

ОК
08.
Использовать
средства
физической
культуры для сохранения и
укрепления
здоровья
в
процессе профессиональной
деятельности и поддержания
необходимого
уровня
физической
подготовленности

и пожаре в бы ту, общественных местах, на
транспорте, в природной среде; знание прав
и обязанностей граждан в области пожарной
безопасности.
ПРб 13. Владение основами медицинских
знаний: владение приемами оказания первой
помощи при неотложных состояниях;
сформированность
представлений
об
инфекционных
и
неинфекционных
заболеваниях, способах профилактики;
сформированность
представлений
о
здоровом образе жизни и его роли в
сохранении психического и физического
здоровья, негативного
отношения к
вредным привычкам; знания о необходимых
действиях при чрезвычайных ситуациях
биолого- социального и военного характера;
умение применять табельные и подручные
средства для само- и взаимопомощи;

Готовность
к
саморазвитию,
самостоятельности
и
самоопределению.
Наличие мотивации к обучению и личностному развитию.
Овладение универсальными регулятивными действиями:

самоорганизации:
- самостоятельно составлять план решения проблемы с учетом
имеющихся
ресурсов,
собственных
возможностей
и
предпочтений;
- давать оценку новым ситуациям;
- расширять рамки учебного предмета на основе личных
предпочтений;
- делать осознанный выбор, аргументировать его, брать
ответственность за решение;
- оценивать приобретенный опыт;
- способствовать формированию и проявлению широкой
эрудиции в разных областях знаний, постоянно повышать свой
ПРб 04. Сформированность знаний об
образовательный и культурный уровень.
элементах начальной военной подготовки
(включая общевоинские уставы, основы
В части физического воспитания:
тактической,
огневой,
- сформированность здорового и безопасного образа жизни, строевой,
инженерной,
военно-медицинской
и
ответственного отношения к своему здоровью;
подготовки),
правилах
- потребность в физическом совершенствовании, занятиях технической
оказания первой помощи в условиях
спортивно-оздоровительной деятельностью;
- активное неприятие вредных привычек и иных форм ведения боевых действий, овладение
знаниями требований
безопасности при
причинения вреда физическому и психическому здоровью.
обращении со стрелковым оружием.

10

Основные виды деятельности и профессиональные компетенции
ВПД 1 Организация перевозочного процесса (по видам).
ПК.1.1 Выполнять операции по осуществлению перевозочного процесса с применением
современных информационных технологий управления перевозками.
ПК.1.2 Организовывать работу персонала по обеспечению безопасности перевозок и
выбору оптимальных решений при работах в условиях нестандартных и
аварийных ситуаций.
ПК.1.3 Оформлять документы, регламентирующие организацию перевозочного процесса.
ВПД 2 Организация сервисного обслуживания на транспорте (по видам).
ПК.2.1 Организовывать работу персонала по планированию и организации перевозочного
процесса.
ПК.2.2 Обеспечивать безопасность движения и решать профессиональные задачи
посредством применения нормативно-правовых документов.
ПК.2.3 Организовывать работу персонала по технологическому обслуживанию
перевозочного процесса.
ВПД 3 Организация транспортно-логистической деятельности (по видам).
ПК. 3.1 Организовывать работу персонала по обработке перевозочных документов и
осуществлению расчетов за услуги, предоставляемые транспортными организациями.
ПК.3.2 Обеспечивать осуществление процесса управления перевозками на основе
логистической концепции и организовывать рациональную переработку грузов.
ПК.3.3 Применять в профессиональной деятельности основные положения,
регулирующие взаимоотношения пользователей транспорта и перевозчика.
Личностные результаты
реализации программы воспитания
(дескрипторы)

Осознающий себя гражданином и защитником великой страны.
Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий
приверженность принципам честности, порядочности, открытости,
экономически активный и участвующий в студенческом и
территориальном самоуправлении, в том числе на условиях
добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в
деятельности общественных организаций.
Соблюдающий
нормы
правопорядка,
следующий
идеалам
гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод
граждан России. Лояльный к установкам и проявлениям
представителей субкультур, отличающий их от групп с
деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий
неприятие и предупреждающий социально опасное поведение
окружающих.
Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда,
осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к
формированию в сетевой среде личностно и профессионального
конструктивного «цифрового следа».
Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической
памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине,
принятию традиционных ценностей
многонационального народа
России.
Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность к
участию в социальной поддержке и волонтерских движениях.
Осознающий
приоритетную
ценность
личности
человека;
уважающий собственную и чужую уникальность в различных
ситуациях, во всех формах и видах деятельности.

Код личностных
результатов
реализации
программы
воспитания
ЛР 1

ЛР 2

ЛР 3

ЛР 4

ЛР 5
ЛР 6
ЛР 7

Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям
различных этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных
групп. Сопричастный к сохранению, преумножению и трансляции
ЛР 8
культурных традиций и ценностей многонационального российского
государства.
Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и
безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо
преодолевающий зависимости от алкоголя, табака, психоактивных
ЛР 9
веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий психологическую
устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся
ситуациях.
Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой
ЛР 10
безопасности, в том числе цифровой.
Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий
ЛР 11
основами эстетической культуры.
Принимающий семейные ценности, готовый к созданию семьи и
воспитанию детей; демонстрирующий неприятие насилия в семье,
ЛР 12
ухода от родительской ответственности, отказа от отношений со
своими детьми и их финансового содержания.
Личностные результаты
реализации программы воспитания,
определенные отраслевыми требованиями к деловым качествам личности
Готовность обучающегося соответствовать ожиданиям
работодателей: ответственный сотрудник, дисциплинированный,
трудолюбивый, нацеленный на достижение поставленных задач,
ЛР 13
эффективно взаимодействующий с членами команды,
сотрудничающий с другими людьми, проектно мыслящий.
Приобретение обучающимся навыка оценки информации в цифровой
среде, ее достоверность, способности строить логические
ЛР 14
умозаключения на основании поступающей информации и данных.
Приобретение обучающимися социально значимых знаний о нормах и
традициях поведения человека как гражданина и патриота своего
ЛР 15
Отечества.
Приобретение обучающимися социально значимых знаний о правилах
ведения экологического образа жизни о нормах и традициях трудовой
ЛР 16
деятельности человека о нормах и традициях поведения человека в
многонациональном, многокультурном обществе.
Ценностное отношение обучающихся к своему Отечеству, к своей
малой и большой Родине, уважительного отношения к ее истории и
ЛР 17
ответственного отношения к ее современности.
Ценностное отношение обучающихся к людям иной национальности,
ЛР 18
веры, культуры; уважительного отношения к их взглядам.
Уважительное отношения обучающихся к результатам собственного и
ЛР 19
чужого труда.
Ценностное отношение обучающихся к своему здоровью и здоровью
ЛР 20
окружающих, ЗОЖ и здоровой окружающей среде и т.д.
Приобретение обучающимися опыта личной ответственности за
ЛР 21
развитие группы обучающихся.
Приобретение навыков общения и самоуправления.
ЛР 22
Получение обучающимися возможности самораскрытия и
ЛР 23
самореализация личности.
Ценностное отношение обучающихся к культуре, и искусству, к
ЛР 24
культуре речи и культуре поведения, к красоте и гармонии.
Личностные результаты
реализации программы воспитания,
2

определенные субъектом Российской Федерации3(при наличии)
Признающий ценность непрерывного образования,
ориентирующийся в изменяющемся рынке труда, избегающий
безработицы; управляющий собственным профессиональным
ЛР -КК 1
развитием; рефлексивно оценивающий собственный жизненный
опыт, критерии личной успешности.
Экономически активный, предприимчивый, готовый к самозанятости.
ЛР -КК 2
Личностные результаты
реализации программы воспитания,
определенные ключевыми работодателями4(при наличии)
Готовый к самостоятельной профессиональной деятельности в
современном обществе, проявляющий высокопрофессиональную
ЛР - Р1
трудовую активность
Гибко реагирующий на проявление новых форм трудовой
ЛР - Р2
деятельности, готовый к их освоению.
Готовый к профессиональной конкуренции и конструктивной
ЛР - Р3
реакции на критику.
Личностные результаты
реализации программы воспитания,
определенные субъектами образовательного процесса5(при наличии)
Демонстрирующий приверженность принципам честности,
ЛР -Т1
порядочности, открытости.
Препятствующий действиям, направленным на ущемление прав или
ЛР -Т2
унижение достоинства (в отношении себя или других людей)
Готовый к общению и взаимодействию с людьми самого разного
статуса и в многообразных обстоятельствах. Понимающий сущность
нравственных качеств и черт характера окружающих людей и,
ЛР- Т3
следовательно, умеющий находить индивидуальный подход к
каждому человеку

3

2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины
2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем образовательной программы дисциплины

Объем в часах
68

в т.ч.
Основное содержание

56

в т. ч.:
теоретическое обучение

20

практические занятия

36

Профессионально ориентированное содержание (содержание
прикладного модуля)

10

в т. ч.:
практические занятия

10

Индивидуальный проект(да/нет)*
Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет)

нет
2

4

2.2. Тематический план и содержание дисциплины
Содержание учебного материала (основное и профессиональноНаименование разделов
ориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной модуль
и тем
(при наличии).
1
2
Основное содержание
Раздел 1. Безопасное и устойчивое развитие личности, общества, государства
Тема 1.1.
Государственная и
общественная
безопасность

Тема 1.2. Роль личности,
общества и государства в
предупреждении и
ликвидации
чрезвычайных ситуаций

Объем
часов

Формируемые
компетенции

3

4

4

Содержание учебного материала
Комбинированное занятие
Российская Федерация в современном мире. Правовая основа обеспечения
национальной безопасности. Принципы обеспечения национальной
безопасности. Реализация национальных приоритетов как условие
обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской
Федерации. Взаимодействие личности, государства и общества в реализации
национальных приоритетов.
Государственные службы обеспечения безопасности, их роль и сфера
ответственности, порядок взаимодействия с ними. Общественные институты и
их место в системе обеспечения безопасности жизни и здоровья населения

2

Содержание учебного материала
Практическое занятие
Единая государственная
система
предупреждения
и
ликвидации
чрезвычайных ситуаций (РСЧС), структура, режимы функционирования.
Территориальный и функциональный принцип организации РСЧС. Её задачи
и примеры их решения. Права и обязанности граждан в области защиты от
чрезвычайных ситуаций. Задачи гражданской обороны. Права и обязанности
граждан Российской Федерации в области гражданской обороны
Практическое занятие:
ПЗ№1. Формирование и совершенствования навыков действия при получении
сигналов системы оповещения ГО.
ПЗ№2.Формирование и совершенствование навыков пользования СИЗ при
возникновении ЧС (выполнения норматива по РХБЗ «Надевание противогаза
или респиратора»)

2

ОК 01; ОК 03; ОК
06; ОК 07; ОК 08
ОК 03; ОК 06; ОК
07; ОК 08

1

1

ОК 01; ОК 03; ОК 06

ОК 01; ОК 03; ОК 06
1
1

5

Раздел 2. Культура безопасности жизнедеятельности в современном обществе
Тема 2.1. Современные
представления о
культуре безопасности

Содержание учебного материала
Комбинированное занятие
Понятие «культура безопасности», его значение в жизни человека,
общества и
государства.
Соотношение понятий «опасность»,
«безопасность», «риск» (угроза). Соотношение понятий «опасная ситуация»,
«чрезвычайная ситуация». Представление об уровнях взаимодействия
человека и окружающей среды. Понятие «виктимность», «виктимное
поведение», «безопасное поведение».
Общие принципы (правила) безопасного поведения человека.
Индивидуальный,
групповой,
общественно-государственный
уровень
решения задачи обеспечения безопасности. Влияние действий и поступков
человека на его безопасность и благополучие. Действия, позволяющие
предвидеть опасность. Действия, позволяющие избежать опасности. Действия
в опасной и чрезвычайной ситуации.

2
2
1

1

Раздел 3. Безопасность в быту

6

Тема 3.1. Источники
опасности в быту.
Профилактика и первая
помощь при отравлениях
и травмах

2

Содержание учебного материала
Комбинированное занятие
Источники опасности в быту, их классификация. Общие правила
безопасного поведения. Причины и профилактика бытовых отравлений.
Первая помощь, порядок действий в экстренных случаях в ситуациях
бытового отравления. Предупреждение бытовых травм.

ОК 03; ОК 04; ОК
06; ОК 07
ОК 03; ОК 04; ОК
06; ОК 07

ОК 01; ОК 04; ОК
06; ОК 07
ОК 06; ОК 07

1

6

Правила безопасного поведения в ситуациях, связанных с опасностью
получить травму в быту (спортивные занятия, использование различных
инструментов, стремянок, лестниц и другое). Первая помощь при ушибах
переломах, кровотечениях.
Тема 3.2. Пожарная
безопасность в быту

Содержание учебного материала
Практическое занятие
Основные правила пожарной безопасности в быту. Термические и химические
ожоги. Основные правила безопасного поведения при обращении и газовыми
и электрическими приборами. Последствия электротравмы. Порядок
проведения сердечно-легочной реанимации. Первая помощь при ожогах.
ПЗ№3.Формирование навыков безопасного поведения при обращении с
газовыми и электрическими приборами
ПЗ№4.Формирование навыков безопасного поведения в ситуации пожара

Тема 3.3. Безопасное
поведение в местах
общего пользования

1

2

1
1

Содержание учебного материала
Практическое занятие
Правила безопасного поведения в местах общего пользования (подъезд,
лифт, придомовая территория, детская площадка, площадка для выгула собак
и др.). Коммуникация с соседями. Меры по предупреждению преступлений.
Правила безопасного поведения в ситуации коммунальной аварии. Порядок
вызова аварийных служб и взаимодействие с ними.
ПЗ №5Формирование навыков безопасного повидения в местах общего
пользования
ПЗ№6.Формирование навыков безопасного поведения в ситуации, связанной
с ситуацией коммунальной аварией
Раздел 4. Безопасность на транспорте

2

Тема 4.1. Безопасность
дорожного движения

2

Содержание учебного материала

ОК 07

ОК 01; ОК 04

1
1
4

ОК 01; ОК 04; ОК
06; ОК 07
ОК 01; ОК 06; ОК 07

Комбинированное занятие
История появления правил дорожного движения и причины их изменчивости.
Риск-ориентированный подход к обеспечению безопасности на транспорте.
Безопасность пешехода в разных условиях (движение по обочине; движение в
7

тёмное время суток; движение с использованием средств индивидуальной
мобильности). Порядок действий при дорожно-транспортных происшествиях
разного характера (при отсутствии пострадавших; с одним или несколькими
пострадавшими; при опасности возгорания; с большим количеством
участников)
ПЗ№7.Формирование навыков безопасного поведения пешеходов и
пассажиров
ПЗ№8.Формирование навыков поведения при дорожно-транспортном
происшествии
Тема 4.2. Правила
Содержание учебного материала
безопасного поведения
Практическое занятие
на разных видах
Основные источники опасности на железнодорожном транспорте. Правила
транспорта
безопасного поведения. Порядок действий при возникновении опасной или
чрезвычайной ситуации. Основные источники опасности в метро. Правила
безопасного поведения. Порядок действий при возникновении опасной или
чрезвычайной ситуации. Основные источники опасности на водном
транспорте. Правила безопасного поведения. Порядок действий при
возникновении опасной или чрезвычайной ситуации. Основные источники
опасности на авиационном транспорте. Правила безопасного поведения.
Порядок действий при возникновении опасной или чрезвычайной ситуации
Практические занятия:
ПЗ№9 Формирование навыков определение опасностей на обьектах
железнодорожного транспорта
ПЗ№10 Поведение в чрезвычайной ситуации на различных видах транспорта
Раздел 5. Безопасность в общественных местах
Тема 5.1. Опасности
Содержание учебного материала
социальноПрактическое занятие
психологического
Общественные места и их классификация. Основные источники опасности в
характера
общественных местах закрытого и открытого типа. Общие правила
безопасного поведения. Опасности в общественных местах социальнопсихологического характера (возникновение толпы и давки; проявление
агрессии; криминальные ситуации; случаи, когда потерялся человек –
ребенок, взрослый, пожилой человек, человек с ментальными нарушениями и
т.п.)

1
1
2

ОК 04; ОК 07

1

1
4
2

ОК 03; ОК 04; ОК 06
ОК 04; ОК 06

8

Тема 5.2. Действия при
угрозе или совершении
террористического акта,
пожара в общественных
местах, обрушении
конструкций

Практические занятия:
ПЗ№11. Формирования навыков действия при беспорядках в местах
массового пребывания людей
ПЗ№12. Формирование навыков анализа и оценки рисков наступления
опасности в ситуации, когда потерялся человек

1

Содержание учебного материала
Практическое занятие
Меры безопасности и порядок поведения при угрозе, в условиях совершения
террористического акта. Порядок действий при угрозе возникновения пожара
в различных общественных местах, на объектах с массовым пребыванием
людей (лечебные, образовательные, культурные, торгово-развлекательные
учреждения).
Меры безопасности и порядок действий при угрозе обрушения зданий и
отдельных конструкций
ПЗ№13.
Формирование навыков
действия в
ситуации
угрозы
террористического акта
1
ПЗ№14. Формирования навыков действия при беспорядках в местах
массового пребывания людей
1

2

Раздел 6. Безопасность в природной среде
Тема 6.1. Основные
правила безопасного
поведения в природной
среде

Содержание учебного материала

1

ОК 03; ОК 06

4
2

ОК 01; ОК 07; ОК 08
ОК 07; ОК 08

Комбинированное занятие
Источники опасности в природной среде. Основные правила безопасного
поведения в лесу, в горах, на водоёмах. Общие правила безопасности в
походе. Особенности обеспечения безопасности в лыжном походе.
Особенности обеспечения безопасности в водном походе. Особенности
обеспечения безопасности в горном походе.

1

9

Ориентирование на местности. Карты, традиционные и современные
средства навигации (компас, GPS). Порядок действий в случаях, когда человек
потерялся в природной среде. Сооружение убежища. Получение воды и
питания. Способы защиты от перегрева и переохлаждения в разных
природных условиях. Первая помощь при перегревании, переохлаждении
Тема 6.2. Природные
чрезвычайные ситуации

Содержание учебного материала
Практическое занятие
Природные чрезвычайные ситуации. Общие правила поведения в
чрезвычайных ситуациях природного характера (предвидеть; избежать
опасности; действовать: прекратить или минимизировать воздействие
опасных факторов; дождаться помощи).
Природные пожары. Возможности прогнозирования и предупреждения.
Правила безопасного поведения. Последствия природных пожаров для людей
и окружающей среды. Опасные геологические явления и процессы:
землетрясения, извержение вулканов, оползни, сели, камнепады. Опасные
гидрологические явления и процессы: наводнения, паводки, половодья,
цунами, сели, лавины. Опасные метеорологические явления и процессы: бури,
ливни, град, мороз, жара. Чрезвычайные ситуации экологического характера,
возможности прогнозирования, предупреждение
ПЗ№15.Формирование навыков действия в ситуации ЧС природного
характера
ПЗ№16. Формирование навыков действия в ситуации природного пожара
Раздел 7. Основы медицинских знаний. Оказание первой помощи
Тема 7.1. Факторы,
Содержание учебного материала
влияющие на здоровье
Комбинированное занятие
человека. Инфекционные
Понятия «здоровье», «охрана здоровья», «здоровый образ жизни»,
заболевания
«лечение», «профилактика». Биологические, социально-экономические,
экологические (геофизические), психологические факторы, влияющие на
здоровье человека. Составляющие здорового образа жизни: сон, питание,
физическая активность, психологическое благополучие.

1

2

ОК 01; ОК 07

1
1
6
2

ОК 04; ОК 06; ОК 08
ОК 04; ОК 06; ОК 08

1

10

Тема 7.2.
Неинфекционные
заболевания: факторы
риска и меры
профилактики

Тема 7.3. Психическое
здоровье и
психологическое
благополучие

Общие представления об инфекционных заболеваниях. Механизм
распространения и способы передачи инфекционных заболеваний.
Чрезвычайные ситуации биолого-социального характера. Меры профилактики
и защиты. Роль вакцинации. Национальный календарь профилактических
прививок. Вакцинация по эпидемиологическим показаниям. Значение
изобретения вакцины для человечества

1

Содержание учебного материала
Комбинированное занятие
Неинфекционные заболевания. Самые распространённые неинфекционные
заболевания.
Факторы
риска
возникновения
сердечно-сосудистых
заболеваний. Факторы риска возникновения онкологических заболеваний.
Факторы риска возникновения заболеваний дыхательной системы. Факторы
риска возникновения эндокринных заболеваний. Меры профилактики
неинфекционных заболеваний. Роль диспансеризации в профилактике
неинфекционных заболеваний. Признаки угрожающих жизни и здоровью
состояний, требующие вызова скорой медицинской помощи (инсульт,
сердечный приступ, острая боль в животе, эпилепсия, кровотечения и др.).
Состояния, при которых оказывается первая помощь.
Основные правила оказания первой помощи.

2

Содержание учебного материала

2

ОК 06; ОК 08

1

1
ОК 04; ОК 06; ОК 08

Практическое занятие
Психическое здоровье и психологическое благополучие.
Критерии психического здоровья и психологического благополучия.
Основные факторы, влияющие на психическое здоровье и психологическое
благополучие.
Основные направления сохранения и укрепления психического здоровья
(раннее выявление психических расстройств; минимизация влияния
хронического стресса: оптимизация условий жизни, работы, учёбы;
профилактика злоупотребления алкоголя и употребления наркотических
средств; помощь людям, перенёсшим психотравмирующую ситуацию). Меры,
11

направленные на сохранение и укрепление психического здоровья
Практическое занятие
ПЗ№17 Профилактика вредных привычек
ПЗ№18 Основные факторы, влияющие на
психологическое благополучие
Раздел 8. Безопасность в социуме
Тема 8.1. Конфликты и
способы их разрешения

Тема 8.2.
Конструктивные и
деструктивные способы
психологического
воздействия

1
психическое

здоровье

и

Содержание учебного материала
Практическое занятие- тренинг
Понятие «конфликт». Стадии развития конфликта. Конфликты в
межличностном общении; конфликты в малой группе. Факторы
способствующие и препятствующие эскалации конфликта. Способы
поведения в конфликте. Деструктивное и агрессивное поведение.
Конструктивное поведение в конфликте. Роль регуляции эмоций при
разрешении конфликта, виды эмоциональной регуляции. Способы разрешения
конфликтных ситуаций. Основные формы участия третьей стороны в процессе
урегулирования и разрешения конфликта. Ведение переговоров при
разрешении конфликта. Опасные проявления конфликтов.
Способы
противодействия проявлению насилия
ПЗ№19.Формирование навыков безопасной коммуникации в общении
ПЗ№20.Формирование навыков бесконфликтного общения и саморегуляции в
повседневной деятельности
Содержание учебного материала
Практическое занятие

1
6
2

ОК 03; ОК 04; ОК
06; ОК 07; ОК 08
ОК 03; ОК 04; ОК 06

1
1
2

ОК 04; ОК 06; ОК
07; ОК 08

Определение понятия «общение». особенности общения людей, принципы и
показатели эффективного общения. Общие представления о понятиях
«социальная группа», «большая группа», «малая группа». Способы
психологического воздействия. Психологическое влияние в малой группе.
Положительные и отрицательные стороны конформизма. Эмпатия и уважение
к партнёру (партнёрам) по общению как основа коммуникации. Убеждающая
коммуникация. Этапы убеждения. Подчинение и сопротивление влиянию.
Манипуляция в общении. Цели, технологии и способы противодействия.
12

Тема 8.3.
Психологические
механизмы воздействия
на большие группы
людей

Манипулятивное воздействие в группе. Манипулятивные приёмы.
Манипуляция и мошенничество
Практическое занятие
ПЗ№21.Формирование приёмы распознавания противозаконных проявлений
манипуляции и способы защиты от них
ПЗ№22 .Этапы убеждения
Содержание учебного материала

1
1
2

Практическое занятие
Психологическое влияние в больших группах. Способы воздействия на
человека в большой группе (заражение; убеждение; внушение; подражание).
Деструктивные и псевдопсихологические технологии. Противодействие
вовлечению молодёжи в противозаконную и антиобщественную деятельность
Практическое занятие
ПЗ№23.Формирование
навыков
противодействия
вовлечения
в
противозаконную деятельность
ПЗ№24 Психологическое влияние на группу людей

Раздел 9. Безопасность в информационном пространстве
Тема 9.1. Безопасность в Содержание учебного материала
цифровой среде
Практическое занятие
Понятия «цифровая среда», «цифровой след». Влияние цифровой среды на
жизнь человека. Приватность, персональные данные. «Цифровая
зависимость», её признаки и последствия. Опасности и риски цифровой
среды, их источники. Правила безопасного поведения в цифровой среде.
Кража персональных данных, паролей. Мошенничество, правила защиты от
мошенников. Правила безопасного использования устройств и программ
Практическое занятие
ПЗ№25.Формирование
общих
принципов
безопасного
поведения,
необходимые для предупреждения возникновения опасных ситуаций в личном
цифровом пространстве
ПЗ№26.Формирование навыков для предупреждения возникновения опасных
ситуаций в цифровой среде

ОК 04; ОК 06; ОК
07; ОК 08

1
1
6
2

ОК 2; ОК 03; ОК 06
ОК 2; ОК 03; ОК 06

1
1

13

Тема 9.2. Опасности,
связанные с
коммуникацией в
цифровой среде

Содержание учебного материала
Комбинированное занятие
Поведенческие риски в цифровой среде и их причины. Опасные персоны,
имитация близких социальных отношений. Неосмотрительное поведение и
коммуникация в Сети как угроза для будущей жизни и карьеры. Травля в
Сети, методы защиты от травли.
Деструктивные сообщества и деструктивный контент в цифровой среде,
их признаки. Механизмы вовлечения в деструктивные сообщества. Вербовка,
манипуляция,
воронки
вовлечения.
Радикализация
деструктива.
Профилактика и противодействие вовлечению в деструктивные сообщества.
Правила коммуникации в цифровой среде

Тема 9.3. Достоверность
информации в цифровой
среде

Содержание учебного материала

ОК 2; ОК 03; ОК 06

1

1

2

ОК 2; ОК 03; ОК 06

Практическое занятие
Достоверность информации в цифровой среде. Источники информации.
Проверка на достоверность. «Информационный пузырь», манипуляция
сознанием, пропаганда.
Фальшивые аккаунты, вредные советчики, манипуляторы. Понятие «фейк»,
цели и виды, распространение фейков. Правила и инструменты для
распознавания фейковых текстов и изображений. Понятие прав человека в
цифровой среде, их защита.
Ответственность за действия в Интернете. Запрещённый контент. Защита прав
в цифровом пространстве
ПЗ№27.Формирование навыков и приёмов распознавания опасностей при
использовании Интернета
ПЗ№28.Формирование навыков определения деструктивных течений в
Интернете и противодействия вовлечению в деструктивные сообщества

Раздел 10. Основы противодействия экстремизму и терроризму
Тема 10.1. Экстремизм и

2

Содержание учебного материала

1
1

6
2

ОК 03; ОК 04; ОК
06; ОК 08
ОК 03; ОК 04; ОК

14

терроризм как угроза
устойчивого развития
общества

Тема 10.2. Правила
безопасного поведения
при угрозе и совершении
террористического акта

Тема 10.3
Противодействие
экстремизму и
терроризму

Комбинированное занятие

06; ОК 08

Экстремизм и терроризм как угроза устойчивого развития общества.
Понятия «экстремизм» и «терроризм», их взаимосвязь. Варианты проявления
экстремизма, возможные последствия. Преступления террористической
направленности, их цель, причины, последствия. Опасность вовлечения в
экстремистскую и террористическую деятельность: способы и признаки.

1

Предупреждение и противодействие вовлечению в экстремистскую и
террористическую деятельность

1

Содержание учебного материала
Практическое занятие
Формы совершения террористических актов. Уровни террористической
угрозы. Правила поведения и порядок действий при угрозе или совершении
террористического акта, проведении контртеррористической операции
Практическое занятие
ПЗ№29.Формирование навыков распознавания опасностей, характерные в
ситуации угрозе совершении преступления в формах террористического акта
ПЗ№30.Формирование навыков распознавания опасностей, характерные в
ситуации совершении преступления в формах террористического акта
Содержание учебного материала
Комбинированное занятие
Правовые основы противодействия экстремизму и терроризму в
Российской Федерации. Основы государственной системы противодействия
экстремизму и терроризму, ее цели, задачи, принципы.
Права и обязанности граждан и общественных организаций в области
противодействия экстремизму и терроризму

2

ОК 03; ОК 04; ОК
06; ОК 08

1

ОК 03; ОК 04; ОК
06; ОК 08

1
2

1
1

Раздел 11. Основы военной подготовки
8
Тема 11.1. Оборона
страны как обязательное

Содержание учебного материала
Комбинированное занятие

ОК 03; ОК 04; ОК
06; ОК 08

2

ОК 01; ОК 02; ОК
03; ОК 04; ОК 06;
ОК 07; ОК 8
ОК 03; ОК 04; ОК
06; ОК 07

15

условие благополучного
развития страны

Роль Вооружённых Сил Российской Федерации и других войск, воинских
формирований и органов повышения мобилизационной готовности
Российской Федерации в обеспечении национальной безопасности.
Воинские звания и военная форма одежды. Сущность единоначалия.
Командиры (начальники) и подчинённые. Старшие и младшие. Приказ
(приказание), порядок его отдачи и выполнения.
Особенности прохождение службы по призыву, освоение военно-учетных
специальностей. Особенности прохождение службы по контракту.
Организация подготовки офицерских кадров для ВС РФ, МВД России, ФСБ
России, МЧС России. Военно-учебные заведение и военно-учебные центры

Тема 11.2. Виды,
назначение и
характеристики
современного оружия

Содержание учебного материала
Практическое занятие
Стрелковое оружие. Назначение и тактико-технические характеристики
современных видов стрелкового оружия (АК-12, ПЯ, ПЛ). Перспективы и
тенденции развития современного стрелкового оружия
Практическое занятие
ПЗ№31 Алгоритм выполнения нормативов «Неполная разборка оружия» и
«Сборка оружия,» (ММГАК-74)
ПЗ№32.Формирование
навыков огневой
подготовки
(выполнение
упражнения начальных стрельб из пневматического оружия (из положения
стоя))

Тема 11.3 Виды оружия
массового поражения и
поражающие факторы.
Средства
индивидуальной и
коллективной защиты

Содержание учебного материала
Практическое занятие
Понятие оружия массового поражения. История его развития, примеры
применения. Его роль в современном бою. Поражающие факторы ядерных
взрывов. Отравляющие вещества, их назначение и классификация. Внешние
признаки применения бактериологического (биологического) оружия.
Основные виды средств индивидуальной и коллективной защиты. Требования
безопасности при обращении с оружием и боеприпасами

1

1

2

ОК 01; ОК 06; ОК 08

1

2

ОК 07; ОК 08

16

Практическое занятие
ПЗ№33 Выполнение норматива по одеванию противогаза ГП- 5
ПЗ№34 Формирование навыков безопасного поведения в
сооружениях
Тема 11.4. Беспилотные
системы и радиосвязь

защитных

Содержание учебного материала

1
1
2

ОК 02

Практическое занятие
История возникновения и развития беспилотных авиасистем (БАС). Виды,
предназначение, тактико-технические характеристики и общее устройство
беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). Способы боевого применения
БПЛА. Конструктивные особенности БПЛА квадрокоптерного типа. Морские
беспилотные аппараты (автономные необитаемые подводные аппараты
(АНПА), безэкипажные катеры (БЭК). История возникновения и развития
радиосвязи. Радиосвязь, назначение и основные требования. Предназначение,
общее устройство и тактико-технические характеристики переносных
радиостанций
Практическое занятие
ПЗ№35. Виды, предназначение, тактико-технические характеристики и общее
устройство беспилотных летательных аппаратов (БПЛА)
ПЗ№36 Радиосвязь, назначение и основные требования.

Прикладной модуль:
Раздел 1. Особенности
профессиональной
деятельности в рамках
получаемой
специальности или
профессии,
потенциальные
опасности и их

Профессионально ориентированное содержание (содержание прикладного модуля) 11 час
Содержание учебного материала
4
Комбинированное занятие
Обзорная экскурсия на предприятия или объекты экономики региона.
Теоретическая часть обзорной экскурсии (виртуальная экскурсия): Изучаемая
отрасль (по профессии или специальности) в России, ее перспективы и
развитие. Объекты экономики страны, региона, изучаемой направленности.
Сфера
профессиональной
деятельность,
родственные
профессии,
классификация профессии, требования к индивидуальным особенностям

ОК 01; ОК 02, ОК
03, ОК 04; ОК 06;
ОК 07; ПК6…

17

последствия

Прикладной модуль:
Раздел 2. Мероприятия
и алгоритм оказания
первой помощи при
возникновении
несчастного случая на
производстве

Прикладной модуль:
Раздел 3. Знакомство с
повседневным бытом

специалиста,
медицинские
противопоказания,
требования
к
профессиональной
подготовке,
область
применения,
требуемое
профобразование, карьерный рост
Практическая часть обзорной экскурсии (место проведения): Условия труда,
профессиональные риски, опасные и вредные производственные факторы,
Методы уменьшения опасностей на рабочем месте, выбор средств
индивидуальной и коллективной защиты. Типовые отраслевые нормы выдачи
средств индивидуальной
Практическое занятие
ПЗ№37 Виртуальная экскурсия ОАО «РЖД» Северо-Кавказская дирекция
управления движением.
ПЗ№38 Экскурсия ОАО «РЖД» Северо-Кавказская дирекция управления
движением ж/д станция Кавказская
ПЗ№39(продолжение) Экскурсия ОАО «РЖД» Северо-Кавказская дирекция
управления движением ж/д станция Кавказская
ПЗ№40. Методы уменьшения опасностей на рабочем месте, выбор средств
индивидуальной и коллективной защиты. Типовые отраслевые нормы выдачи
средств индивидуальной
Содержание учебного материала
Практическое занятие
Первая помощь, история возникновения скорой медицинской помощи и
первой помощи. Состояния, при которых оказывается первая помощь.
Оказания первой помощи в сложных случаях (травма глаза, «сложные
кровотечения», иные несчастные случаи на производстве). Первая помощь с
использованием подручных средств, первая помощь при нескольких травмах
одновременно. Действия при прибытии скорой медицинской помощи
ПЗ№41.Формирование навыков оказания первой помощи пострадавшим
(временная остановка кровотечений)
ПЗ№42.Формирование навыков оказания первой помощи пострадавшим
(наложение повязок различных типов на раны различных частей тела)
Содержание учебного материала
Комбинированное занятие
Тематическая экскурсия с показом учебных классов, казармы, специальной

1
1
1
1

2

ОК 06; ОК 08; ПК
….

3

ОК 03; ОК 04; ОК
06; ОК 08; ПК…
18

военнослужащих

военной техники, посещение музея части. (прим: Экскурсия в Военный
комиссариат в рамках акции «Есть такая профессия - Родину защищать»,
«День призывника»; организация встреч с представителями воинских частей,
участниками СВО)
Содержание учебного материала
Практическое занятие
ПЗ№43 Экскурсия в Военный комиссариат в рамках акции «Есть такая
профессия - Родину защищать»
ПЗ№44 Встреча с представителями воинских частей, участниками СВО
ПЗ№45 Участие в мероприятии «День призывника»
ПЗ№46 Составление статьи-отчета об экскурсии в ВЧ№98548
ПЗ№47 Разработка моего распорядка дня на военных сборах в ВЧ.
Разработка моего распорядка дня на военных сборах в ВЧ.
Промежуточная аттестация по дисциплине (дифференцированный зачёт)
Всего:

1
1

1
1
68

19

3. Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины
Для реализации программы дисциплины предусмотрен следующие специальные
помещения: учебный кабинет Основы безопасности и защиты Родины / Безопасность
жизнедеятельности.
Материально-техническое обеспечение кабинета ОБЗР включает: нормативные
документы (в актуальной редакции); плакаты/стенды; технические средства обучения;
специальные технические средства (модели). Имеется площадка для практических
занятий. Учебно-методическое обеспечение реализации программы соответствует
действующему законодательству.
3.1. Нормативные документы в актуальной редакции:
-Конституция Российской Федерации
-Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе»
-Федеральный закон «О гражданской обороне»
-Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера»
-Федеральный закон «О пожарной безопасности»
-Федеральный закон «О радиационной безопасности населения»
-Федеральный закон «О безопасности дорожного движения»
-Федеральный закон «О противодействии терроризму»
3.2. Плакаты/стенды:
Стенд с изображением Государственной символики Российской Федерации;
Комплект демонстрационных учебных таблиц по предметной области
(например, действия населения при авариях и катастрофах; гражданская
оборона и защита от чрезвычайных ситуаций; правила оказания первой
помощи; правила поведения в ЧС природного и техногенного характера;
противодействие терроризму и экстремизму; умей действовать при пожаре;
действия населения при стихийных бедствиях; иные, связанные с различными
тематиками дисциплин ОБЗР/БЖ)
3.3. Технические средства обучения:
Персональный компьютер (лицензионное программное обеспечение,
образовательный контент и система защиты от вредоносной информации,
программное обеспечение для цифровой лаборатории);
Интерактивный программно-аппаратный комплекс мобильный или
стационарный (программное обеспечение, проектор, крепление в комплекте);
Выход в локальную сеть
Телевизор, принтер, интерактивный тир.
3.4. Специальные технические средства. Модели
Система хранения тренажеров;
Сейф оружейный;
- Цифровая лаборатория по основам безопасности жизнедеятельности;
- Мини-экспресс-лаборатории радиационно-химической разведки;
Дозиметр;
Газоанализатор кислорода и токсичных газов с цифровой индикацией
показателей;
Защитный костюм;
Измеритель электропроводности, кислотности и температуры;
20

-

Компас-азимут;
Противогаз взрослый, фильтрующе-поглощающий;
Самоспасатель фильтрующий и изолирующий (СПИ-20, СПФ и т.д.)
Респиратор;
Макет гранат Ф-1 и РДГ-5;
Комплект массо-габаритных моделей оружия;
Магазин к автомату Калашникова с учебными патронами;
Стрелковый тренажер;
Макет простейшего укрытия в разрезе;
Макет БПЛА;
Тренажер для оказания первой помощи на месте происшествия;
Имитаторы ранений и поражений для тренажера-менекена;
Тренажер для освоения навыков сердечно-легочной реанимации взрослого и
ребенка;
Образцы первичных средств пожаротушения, огнетушителей;
Лабораторно-технологическое оборудование для оказания первой помощи
(дыхательная трубка (воздуховод), гипотермический пакет, индивидуальный
перевязочный пакет, индивидуальный противохимический пакет, бинт
марлевый медицинский нестерильный, вата медицинская компрессная, косынка
медицинская (перевязочная), повязка медицинская большая стерильная, повязка
медицинская
малая
стерильная,
булавка
безопасная,
жгут
кровоостанавливающий эластичный, комплект шин складных средний, шины
проволочные (лестничные) для ног и рук, носилки санитарные, лямка
медицинская носилочная, пипетка, термометр электронный для измерения
температуры тела, иное);

3.5. Площадки для практических занятий:
Военизированная полоса препятствий в соответствии с требованиями
начальной военной подготовки или элементы полосы препятствий;
Площадка для занятий строевой подготовкой при проведении учебных сборов
и в рамках практических занятий;
3.6. Учебно-методическое обеспечение программы:
Для реализации программы библиотечный фонд техникума имеет печатные
и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендованные
для использования в образовательном процессе СПО, не старше пяти лет с момента
издания.
4. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины
Контрольи оценка раскрываются через дисциплинарные результаты, усвоенные
знания и приобретенные студентами умения, направленные на формирование общих и
профессиональных компетенций.
Общая/профессиональна
Раздел/Тема
Тип оценочных
я компетенция
мероприятий
ОК 01. Выбирать способы
Р 1, Тема 1.2;
- Кейс-задание;
решения задач
Р 2, Тема 2.1;
– Старт-задание;
профессиональной
Р 3, Тема 3.3;
Фронтальный опрос;
деятельности
Р 4, Тема 4.1;
- Задание-исследование;
применительно к
Р 6, Тема 6.2;
- Задание-эксперимент;
различным контекстам
Р 11, Тема 11.2;
– Тест-задание;
- Ситуационные задачи
21

ОК 02. Использовать
современные средства
поиска, анализа и
интерпретации
информации, и
информационные
технологии для
выполнения задач
профессиональной
деятельности
ОК 03. Планировать и
реализовывать
собственное
профессиональное и
личностное развитие,
предпринимательскую
деятельность в
профессиональной сфере,
использовать знания по
правовой и финансовой
грамотности в различных
жизненных ситуациях
ОК 04. Эффективно
взаимодействовать и
работать в коллективе и
команде

ОК 06. Проявлять
гражданскопатриотическую позицию,
демонстрировать
осознанное поведение на
основе традиционных
общечеловеческих
ценностей, в том числе с
учетом гармонизации
межнациональных и
межрелигиозных
отношений, применять
стандарты
антикоррупционного
поведения
ОК 07. Содействовать
сохранению окружающей
среды,
ресурсосбережению,
применять знания об

ПМ Р1
Р 9, Тема 9.1; 9.2; 9.3
Р 11, Темы: 11.2; 11.3;

- Выполнение заданий на
дифференцированном
зачете

ПМ Р1

Р 1, Темы: 1.1; 1.2;
Р 2, Тема 2.1;
Р 5, Тема 5.2;
Р 8, Тема 8.1;
Р 9, Темы: 9.1; 9.2; 9.3;
Р 10, Темы: 10.1; 10.2;
10.3;
Р 11, Тема 11.1;
ПМ Р1; Р3
Р 4, Тема 4.2;
Р 5, Тема 5.1;
Р 7, Темы: 7.1; 7.3;
Р 8, Темы: 8.1; 8.2; 8.3;
Р 10, Темы: 10.1; 10.2;
10.3;
Р 11, Темы: 11.1;
ПМ Р1; Р3
Р 1, Темы:1.1;1.2;
Р 2, Тема 2.1;
Р 3, Тема 3.1;
Р 4, Тема 4.1;
Р 5, Темы: 5.1; 5.2;
Р 7, Темы: 7.1; 7.2; 7.3;
Р 8, Темы: 8.2; 8.3;
Р 9, Темы: 9.1; 9.2; 9.3;
Р 10, Темы: 10.1;10.2;10.3;
Р 11, Темы: 11.1; 11.2;
ПМ Р1; Р2; Р3

Р 1, Тема 1.1;
Р 2, Тема 2.1;
Р 3, Темы: 3.1; 3.2;
Р 4, Темы: 4.1; 4.2;
Р 6, Темы: 6.1;6.2;
22

изменении климата,
принципы бережливого
производства, эффективно
действовать в
чрезвычайных ситуациях
ОК 08. Использовать
средства физической
культуры для сохранения
и укрепления здоровья в
процессе
профессиональной
деятельности и
поддержания
необходимого уровня
физической
подготовленности

Р 8, Темы: 8.2;8.3;
Р 11, Темы: 11.1; 11.3
ПМ Р1
Р 1, Тема 1.1;
Р 6, Тема 6.1;
Р 7, Темы: 7.1;7.2;7.3;
Р 8, Темы: 8.2;8.3;
Р 10, Темы: 10.1;10.2;
10.3;
Р 11, Темы: 11.2;11.3
ПМ Р2; Р3

ПК.1.1 Выполнять
операции по
осуществлению
перевозочного процесса с
применением современных
информационных
технологий управления
перевозками.

Р 1, Темы:1.1;1.2;
Р 2, Тема 2.1;
Р 3, Тема 3.1;
Р 4, Тема 4.1;
Р 5, Темы: 5.1; 5.2;
Р 7, Темы: 7.1; 7.2; 7.3;
Р 8, Темы: 8.2; 8.3;
Р 9, Темы: 9.1; 9.2; 9.3;
Р 10, Темы: 10.1;10.2;10.3;
Р 11, Темы: 11.1; 11.2;

ПК.1.2 Организовывать
работу персонала по
обеспечению безопасности
перевозок и выбору
оптимальных решений при
работах в условиях
нестандартных и
аварийных ситуаций

Р 1, Темы:1.1;1.2;
Р 2, Тема 2.1;
Р 3, Тема 3.1;
Р 4, Тема 4.1;
Р 5, Темы: 5.1; 5.2;
Р 7, Темы: 7.1; 7.2; 7.3;
Р 8, Темы: 8.2; 8.3;
Р 9, Темы: 9.1; 9.2; 9.3;
Р 10, Темы: 10.1;10.2;10.3;
Р 11, Темы: 11.1; 11.2;

ПК.1.3 Оформлять
документы,
регламентирующие
организацию
перевозочного процесса.

Р 1, Темы:1.1;1.2;
Р 2, Тема 2.1;
Р 3, Тема 3.1;
Р 4, Тема 4.1;
Р 5, Темы: 5.1; 5.2;
Р 7, Темы: 7.1; 7.2; 7.3;
Р 8, Темы: 8.2; 8.3;
Р 9, Темы: 9.1; 9.2; 9.3;
Р 10, Темы: 10.1;10.2;10.3;
Р 11, Темы: 11.1; 11.2;

ПК.2.1 Организовывать

Р 1, Темы:1.1;1.2;
Р 2, Тема 2.1;

- Кейс-задание;
– Старт-задание;
Фронтальный опрос;
- Задание-исследование;
- Задание-эксперимент;
– Тест-задание;
- Ситуационные задачи
- Выполнение заданий на
дифференцированном
зачете

23

работу персонала по
планированию и
организации перевозочного
процесса.

Р 3, Тема 3.1;
Р 4, Тема 4.1;
Р 5, Темы: 5.1; 5.2;
Р 7, Темы: 7.1; 7.2; 7.3;
Р 8, Темы: 8.2; 8.3;
Р 9, Темы: 9.1; 9.2; 9.3;
Р 10, Темы: 10.1;10.2;10.3;
Р 11, Темы: 11.1; 11.2;

ПК.2.2 Обеспечивать
безопасность движения и
решать профессиональные
задачи посредством
применения нормативноправовых документов

Р 1, Темы:1.1;1.2;
Р 2, Тема 2.1;
Р 3, Тема 3.1;
Р 4, Тема 4.1;
Р 5, Темы: 5.1; 5.2;
Р 7, Темы: 7.1; 7.2; 7.3;
Р 8, Темы: 8.2; 8.3;
Р 9, Темы: 9.1; 9.2; 9.3;
Р 10, Темы: 10.1;10.2;10.3;
Р 11, Темы: 11.1; 11.2;

ПК.2.3 Организовывать
работу персонала по
технологическому
обслуживанию
перевозочного процесса.

Р 1, Темы:1.1;1.2;
Р 2, Тема 2.1;
Р 3, Тема 3.1;
Р 4, Тема 4.1;
Р 5, Темы: 5.1; 5.2;
Р 7, Темы: 7.1; 7.2; 7.3;
Р 8, Темы: 8.2; 8.3;
Р 9, Темы: 9.1; 9.2; 9.3;
Р 10, Темы: 10.1;10.2;10.3;
Р 11, Темы: 11.1; 11.2;
Р 1, Темы:1.1;1.2;
Р 2, Тема 2.1;
Р 3, Тема 3.1;
Р 4, Тема 4.1;
Р 5, Темы: 5.1; 5.2;
Р 7, Темы: 7.1; 7.2; 7.3;
Р 8, Темы: 8.2; 8.3;
Р 9, Темы: 9.1; 9.2; 9.3;
Р 10, Темы: 10.1;10.2;10.3;
Р 11, Темы: 11.1; 11.2;

ПК. 3.1 Организовывать
работу персонала по
обработке перевозочных
документов и
осуществлению расчетов за
услуги, предоставляемые
транспортными
организациями.

ПК.3.2 Обеспечивать
осуществление процесса
управления перевозками на
основе логистической
концепции и
организовывать
рациональную переработку
грузов.

Р 1, Темы:1.1;1.2;
Р 2, Тема 2.1;
Р 3, Тема 3.1;
Р 4, Тема 4.1;
Р 5, Темы: 5.1; 5.2;
Р 7, Темы: 7.1; 7.2; 7.3;
Р 8, Темы: 8.2; 8.3;
Р 9, Темы: 9.1; 9.2; 9.3;
Р 10, Темы: 10.1;10.2;10.3;
Р 11, Темы: 11.1; 11.2;
24

ПК.3.3 Применять в
профессиональной
деятельности основные
положения, регулирующие
взаимоотношения
пользователей транспорта
и перевозчика.

Р 1, Темы:1.1;1.2;
Р 2, Тема 2.1;
Р 3, Тема 3.1;
Р 4, Тема 4.1;
Р 5, Темы: 5.1; 5.2;
Р 7, Темы: 7.1; 7.2; 7.3;
Р 8, Темы: 8.2; 8.3;
Р 9, Темы: 9.1; 9.2; 9.3;
Р 10, Темы: 10.1;10.2;10.3;
Р 11, Темы: 11.1; 11.2;

25


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».