Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Кропоткинский техникум технологий и железнодорожного транспорта» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОД.05 Информатика по профессии СПО 23.01.10 Слесарь по обслуживанию и ремонту подвижного состава Срок обучения 2 год 10 месяцев на базе основного общего образования Форма обучения: очная 2023 г. СОДЕРЖАНИЕ 1. Общая характеристика примерной рабочей программы общеобразовательной дисциплины «Информатика» .......................................... 3 2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины ..................... 13 3. Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины ........ 28 4. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины............................................................................................................ 30 2 1. Общая характеристика примерной рабочей программы общеобразовательной дисциплины «Информатика» 1.1. Место дисциплины в структуре образовательной программы СПО: Общеобразовательная дисциплина «Информатика» является обязательной частью общеобразовательного цикла образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по профессии 23.01.10 Слесарь по обслуживанию и ремонту подвижного состава (профессии/специальности) 1.2. Цели и планируемые результаты освоения дисциплины: 1.2.1. Цели дисциплины Содержание программы общеобразовательной дисциплины «Информатика» направлено на достижение следующих целей: - освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, - роль информационных процессов в современном обществе, биологических и технических системах; овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом цифровые технологии, в том числе при изучении других дисциплин; - развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и цифровых технологий при изучении различных учебных предметов; - воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности; - приобретение опыта использования цифровых технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности. 1.2.2. Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК и ПК В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: У1 использовать прикладные программные средства для решения профессиональных задач В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: З1 общий состав и структуру персональных компьютеров и вычислительных систем; З2 основные понятия и технологии автоматизации обработки информации; З3 базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ; З4 сетевые технологии обработки информации; В результате компетенций: освоения дисциплины обучающийся осваивает элементы 3 1.2.2. Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО Планируемые результаты освоения дисциплины Код и наименование Общие формируемых компетенций ОК 01. Выбирать способы В части трудового воспитания: решения задач - готовность к труду, осознание ценности мастерства, профессиональной трудолюбие; деятельности - готовность к активной деятельности технологической и применительно к социальной направленности, способность инициировать, различным контекстам планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность; - интерес к различным сферам профессиональной деятельности, Овладение универсальными учебными познавательными действиями: а) базовые логические действия: - самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее всесторонне; - устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и обобщения; - определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения; - выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях; - вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности; - развивать креативное мышление при решении жизненных проблем б базовые исследовательские действия: Дисциплинарные - понимать угрозу информационной безопасности, использовать методы и средства противодействия этим угрозам, соблюдать меры безопасности, предотвращающие незаконное распространение персональных данных; соблюдать требования техники безопасности и гигиены при работе с компьютерами и другими компонентами цифрового окружения; понимать правовые основы использования компьютерных программ, баз данных и работы в сети Интернет; уметь организовывать личное информационное пространство с использованием различных средств цифровых технологий; понимание возможностей цифровых сервисов государственных услуг, цифровых образовательных сервисов; понимать возможности и ограничения технологий искусственного интеллекта в различных областях; иметь представление об использовании информационных технологий в различных профессиональных сферах 4 ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности - владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; - выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения; - анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях; - уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности; - уметь интегрировать знания из разных предметных областей; - выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения; - способность их использования в познавательной и социальной практике. В области ценности научного познания: - сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире; - совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира; - осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе; Овладение универсальными учебными познавательными действиями: в) работа с информацией: - владеть навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления; - владеть представлениями о роли информации и связанных с ней процессов в природе, технике и обществе; понятиями «информация», «информационный процесс», «система», «компоненты системы» «системный эффект», «информационная система», «система управления»; владение методами поиска информации в сети Интернет; уметь критически оценивать информацию, полученную из сети Интернет; характеризовать большие данные, приводить примеры источников их получения и направления использования; - понимать основные принципы устройства и функционирования современных стационарных и мобильных компьютеров; тенденций развития компьютерных 5 - создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации; - оценивать достоверность, легитимность информации, ее соответствие правовым и морально-этическим нормам; использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; - владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности личности технологий; владеть навыками работы с операционными системами и основными видами программного обеспечения для решения учебных задач по выбранной специализации; - иметь представления о компьютерных сетях и их роли в современном мире; об общих принципах разработки и функционирования интернет-приложений; - понимать основные принципы дискретизации различных видов информации; умение определять информационный объем текстовых, графических и звуковых данных при заданных параметрах дискретизации; - уметь строить неравномерные коды, допускающие однозначное декодирование сообщений (префиксные коды); использовать простейшие коды, которые позволяют обнаруживать и исправлять ошибки при передаче данных; - владеть теоретическим аппаратом, позволяющим осуществлять представление заданного натурального числа в различных системах счисления; выполнять преобразования логических выражений, используя законы алгебры логики; определять кратчайший путь во взвешенном графе и количество путей между вершинами ориентированного ациклического графа; - уметь читать и понимать программы, реализующие несложные алгоритмы обработки числовых и текстовых данных (в 6 том числе массивов и символьных строк) на выбранном для изучения универсальном языке программирования высокого уровня (Паскаль); анализировать алгоритмы с использованием таблиц трассировки; определять без использования компьютера результаты выполнения несложных программ, включающих циклы, ветвления и подпрограммы, при заданных исходных данных; модифицировать готовые программы для решения новых задач, использовать их в своих программах в качестве подпрограмм (процедур, функций); - уметь реализовать этапы решения задач на компьютере; умение реализовывать на выбранном для изучения языке программирования высокого уровня (Паскаль) типовые алгоритмы обработки чисел, числовых последовательностей и массивов: представление числа в виде набора простых сомножителей; нахождение максимальной (минимальной) цифры натурального числа, записанного в системе счисления с основанием, не превышающим 10; вычисление обобщенных характеристик элементов массива или числовой последовательности (суммы, произведения среднего арифметического, минимального и максимального элементов, количества элементов, удовлетворяющих заданному условию); сортировку элементов массива; - уметь создавать структурированные текстовые документы и демонстрационные 7 материалы с использованием возможностей современных программных средств и облачных сервисов; умение использовать табличные (реляционные) базы данных, в частности, составлять запросы в базах данных (в том числе вычисляемые запросы), выполнять сортировку и поиск записей в базе данных; наполнять разработанную базу данных; умение использовать электронные таблицы для анализа, представления и обработки данных (включая вычисление суммы, среднего арифметического, наибольшего и наименьшего значений, решение уравнений); - уметь использовать компьютерноматематические модели для анализа объектов и процессов: формулировать цель моделирования, выполнять анализ результатов, полученных в ходе моделирования; оценивать адекватность модели моделируемому объекту или процессу; представлять результаты моделирования в наглядном виде ПК 1.1 Собирать и обрабатывать оперативную информацию. ПК 1.2 Организовывать учет эксплуатации технических средств. владеть навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления; - создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации; - оценивать достоверность, легитимность информации, ее соответствие правовым и морально-этическим нормам; - использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, уметь: использовать технологии сбора, размещения, хранения, накопления, преобразования и передачи данных в профессионально ориентированных информационных системах; использовать в профессиональной деятельности различные виды программного обеспечения; применять компьютерные и 8 коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; - владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности личности. телекоммуникационные средства; осуществлять поиск необходимой информации; знать: состав, функции и возможности использования информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности; методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации; базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ в области профессиональной деятельности; основные методы и приемы обеспечения информационной безопасности. 9 Личностные результаты реализации программы воспитания: Личностные результаты реализации программы воспитания 1 Осознающий себя гражданином России и защитником Отечества, выражающий свою российскую идентичность в поликультурном и многоконфессиональном российском обществе, и современном мировом сообществе. Сознающий свое единство с народом России, с Российским государством, демонстрирующий ответственность за развитие страны. Проявляющий готовность к защите Родины, способный аргументированно отстаивать суверенитет и достоинство народа России, сохранять и защищать историческую правду о Российском государстве Проявляющий активную гражданскую позицию на основе уважения закона и правопорядка, прав и свобод сограждан, уважения к историческому и культурному наследию России. Осознанно и деятельно выражающий неприятие дискриминации в обществе по социальным, национальным, религиозным признакам; экстремизма, терроризма, коррупции, антигосударственной деятельности. Обладающий опытом гражданской социально значимой деятельности (в студенческом самоуправлении, добровольчестве, экологических, природоохранных, военно-патриотических и др. объединениях, акциях, программах). Принимающий роль избирателя и участника общественных отношений, связанных с взаимодействием с народными избранниками Демонстрирующий приверженность традиционным духовнонравственным ценностям, культуре народов России, принципам честности, порядочности, открытости. Действующий и оценивающий свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиций российских духовно-нравственных, социокультурных ценностей и норм с учетом осознания последствий поступков. Готовый к деловому взаимодействию и неформальному общению с представителями разных народов, национальностей, вероисповеданий, отличающий их от участников групп с деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий неприятие социально опасного поведения окружающих и предупреждающий его. Проявляющий уважение к людям старшего поколения, готовность к участию в социальной поддержке нуждающихся в ней Проявляющий и демонстрирующий уважение к труду человека, осознающий ценность собственного труда и труда других людей. Экономически активный, ориентированный на осознанный выбор сферы профессиональной деятельности с учетом личных жизненных планов, потребностей своей семьи, российского общества. Выражающий осознанную готовность к получению профессионального образования, к непрерывному образованию в течение жизни. Демонстрирующий позитивное отношение к регулированию трудовых отношений. Ориентированный на самообразование и профессиональную Код личностных результатов реализации программы воспитания 2 ЛР 1 ЛР 2 ЛР 3 ЛР 4 10 переподготовку в условиях смены технологического уклада и сопутствующих социальных перемен. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного цифрового следа» Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, народу, малой родине, знания его истории и культуры, принятие традиционных ценностей многонационального народа России. Выражающий свою этнокультурную идентичность, сознающий себя патриотом народа России, деятельно выражающий чувство причастности к многонациональному народу России, к Российскому Отечеству. Проявляющий ценностное отношение к историческому и культурному наследию народов России, к национальным символам, праздникам, памятникам, традициям народов, проживающих в России, к соотечественникам за рубежом, поддерживающий их заинтересованность в сохранении общероссийской культурной идентичности, уважающий их права Ориентированный на профессиональные достижения, деятельно выражающий познавательные интересы с учетом своих способностей, образовательного и профессионального маршрута, выбранной квалификации Осознающий и деятельно выражающий приоритетную ценность каждой человеческой жизни, уважающий достоинство личности каждого человека, собственную и чужую уникальность, свободу мировоззренческого выбора, самоопределения. Проявляющий бережливое и чуткое отношение к религиозной принадлежности каждого человека, предупредительный в отношении выражения прав и законных интересов других людей. Проявляющий и демонстрирующий уважение законных интересов и прав представителей различных этнокультурных, социальных, конфессиональных групп в российском обществе; национального достоинства, религиозных убеждений с учётом соблюдения необходимости обеспечения конституционных прав и свобод граждан. Понимающий и деятельно выражающий ценность межрелигиозного и межнационального согласия людей, граждан, народов в России. Выражающий сопричастность к преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей многонационального российского государства, включенный в общественные инициативы, направленные на их сохранение Сознающий ценность жизни, здоровья и безопасности. Соблюдающий и пропагандирующий здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиены, режим занятий и отдыха, физическая активность), демонстрирующий стремление к физическому совершенствованию. Проявляющий сознательное и обоснованное неприятие вредных привычек и опасных наклонностей (курение, употребление алкоголя, наркотиков, психоактивных веществ, азартных игр, любых форм зависимостей), деструктивного поведения в обществе, в том числе в цифровой среде Бережливо относящийся к природному наследию страны и мира, проявляющий сформированность экологической культуры на основе понимания влияния социальных, экономических и профессиональнопроизводственных процессов на окружающую среду. Выражающий деятельное неприятие действий, приносящих вред природе, распознающий опасности среды обитания, предупреждающий рискованное поведение других граждан, популяризирующий способы сохранения памятников природы страны, региона, территории, поселения, включенный в ЛР 5 ЛР 6 ЛР 7 ЛР 8 ЛР 9 ЛР 10 11 общественные инициативы, направленные на заботу о них Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий основами эстетической культуры. Критически оценивающий и деятельно проявляющий понимание эмоционального воздействия искусства, его влияния на душевное состояние и поведение людей. Бережливо относящийся к культуре как средству коммуникации и самовыражения в обществе, выражающий сопричастность к нравственным нормам, ЛР 11 традициям в искусстве. Ориентированный на собственное самовыражение в разных видах искусства, художественном творчестве с учётом российских традиционных духовно-нравственных ценностей, эстетическом обустройстве собственного быта. Разделяющий ценности отечественного и мирового художественного наследия, роли народных традиций и народного творчества в искусстве. Выражающий ценностное отношение к технической и промышленной эстетике Принимающий российские традиционные семейные ценности. Ориентированный на создание устойчивой многодетной семьи, понимание брака как союза мужчины и женщины для создания семьи, рождения и ЛР 12 воспитания детей, неприятия насилия в семье, ухода от родительской ответственности, отказа от отношений со своими детьми и их финансового содержания Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные отраслевыми требованиями к деловым качествам личности Демонстрирующий готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и ЛР 13 сотрудничать для их достижения в профессиональной деятельности Проявляющий сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности ЛР 14 Проявляющий гражданское отношение к профессиональной деятельности как к возможности личного участия в решении общественных, государственных, общенациональных проблем ЛР 15 Принимающий основы экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, применяющий опыт экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях и профессиональной деятельности ЛР 16 Проявляющий ценностное отношение к культуре и искусству, к культуре речи и культуре поведения, к красоте и гармонии ЛР 17 12 2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины 2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем в часах* Объем образовательной программы дисциплины Основное содержание 78 в т. ч.: контрольные работы 1 теоретическое обучение 32 практические занятия 45 Профессионально-ориентированное содержание (содержание прикладных модулей)1 90 Модуль 1. Введение в 3D моделирование* 45 в т. ч.: контрольные работы 1 теоретическое обучение 12 практические занятия 30 Модуль 2. Введение в создание графических изображений с помощью GIMP* 45 в т. ч.: теоретическое обучение 17 практические занятия Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет) ИТОГО 28 2 168 1 Образовательная организация осуществляет выбор двух модулей 13 2.2. Тематический план и содержание дисциплины «Информатика» Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы 1 2 1 курс 78 час (78 час=33т+45пр) Раздел 1. Информация и информационная деятельность человека (24 час=10т+14пр) Тема 1.1. Содержание учебного материала: Информация и Понятие «информация» как фундаментальное понятие современной информационные науки. Представление об основных информационных процессах, о процессы системах. Кодирование информации Информация и информационные процессы Практические занятия: Составление классификации информационных ресурсов общества. Самостоятельная работа: проработка конспектов занятий, подготовка к практическим работам, презентаций по заданиям преподавателя. 1. сообщение на тему «Развитие информационного общества» Содержание учебного материала: Подходы к измерению информации (содержательный, алфавитный, вероятностный). Единицы измерения информации. Информационные объекты различных видов. Универсальность дискретного (цифрового) представления информации. Передача и хранение информации. Определение объемов различных носителей информации. Архив информации. Практические занятия: Решение задач на нахождение количества информации. 2 Хранение информационных объектов. 3 Самостоятельная работа: проработка конспектов занятий, подготовка к практическим работам, презентаций по заданиям преподавателя. 3 Формируемые общие и профессиональные компетенции 4 2 ОК 02 Объем часов 1 1 Тема 1.2. Подходы к измерению информации 1 3 ОК 02 2 2 14 Тема 1.3. Компьютер и цифровое представление информации. Устройство компьютера Тема 1.4. Кодирование информации. Системы счисления 2. доклад на тему «Виды и различия программного обеспечения» 3. сообщение на тему «Профессиональная информационная деятельность человека» Содержание учебного материала: Принципы построения компьютеров. Принцип открытой архитектуры. Магистраль. Аппаратное устройство компьютера. Внешняя память. Устройства ввода-вывода. Поколения ЭВМ. Архитектура ЭВМ 5 поколения. Основные характеристики компьютеров. Программное обеспечение: классификация и его назначение, сетевое программное обеспечение. Практические занятия: Подключение внешних устройств. 4 Работа с программным обеспечением. 5 Самостоятельная работа: проработка конспектов занятий, подготовка к практическим работам, презентаций по заданиям преподавателя. 4. сообщение на тему «Программное обеспечение проф. направленности» 5. доклад на тему «Виды представления информации» Содержание учебного материала: Представление о различных системах счисления, представление вещественного числа в системе счисления с любым основанием, перевод числа из недесятичной позиционной системы счисления в десятичную, перевод вещественного числа из 10 СС в другую СС, арифметические действия в разных СС. Представление числовых данных: общие принципы представления данных, форматы представления чисел. Представление текстовых данных: кодовые таблицы символов, объем текстовых данных. Представление графических данных. Представление звуковых данных. Представление видеоданных. Кодирование данных произвольного вида. Практические занятия: Перевод числа из одной системы счисления в другую 6 Кодирование информации 7 Самостоятельная работа: проработка конспектов занятий, подготовка к практическим работам, презентаций по заданиям преподавателя. 6. сообщение на тему «Дискретное представление информации» 7. кроссворд на тему «Информация» 3 ОК 02 2 2 3 ОК 02 2 2 15 Тема 1.5. Элементы комбинаторики, теории множеств и математической логики Содержание учебного материала: Основные понятия алгебры логики: высказывание, логические операции, построение таблицы истинности логического выражения. Графический метод алгебры логики. Понятие множества. Мощность множества. Операции над множествами. Решение логических задач графическим способом Практические занятия: Составление математической модели задачи. 8 Решение логических задач графическим способом. 9 Самостоятельная работа: проработка конспектов занятий, подготовка к практическим работам, презентаций по заданиям преподавателя. 8. доклад на тему «Жизненный цикл программных систем» 9. сообщение на тему «Решение задач на ПК» Тема 1.6. Содержание учебного материала: Компьютерные Компьютерные сети их классификация. Работа в локальной сети. сети: локальные Топологии локальных сетей. Обмен данными. Глобальная сеть Интернет. сети, сеть Интернет IP-адресация. Правовые основы работы в сети Интернет Самостоятельная работа: проработка конспектов занятий, подготовка к практическим работам, презентаций по заданиям преподавателя. 10. подготовить доклад на тему «Компьютерные сети» Тема 1.7. Службы Содержание учебного материала: Интернета Службы и сервисы Интернета (электронная почта, видеоконференции, форумы, мессенджеры, социальные сети). Поиск в Интернете. Электронная коммерция. Цифровые сервисы государственных услуг. Достоверность информации в Интернете Практические занятия: Работа с цифровыми сервисами. 10 Поиск информации в Интернете. 11 Самостоятельная работа: проработка конспектов занятий, подготовка к практическим работам, презентаций по заданиям преподавателя. 11. сообщение на тему «Доступ к сети Интернет» Тема 1.8. Сетевое Содержание учебного материала: хранение данных и Организация личного информационного пространства. Облачные цифрового хранилища данных. Разделение прав доступа в облачных хранилищах. контента Коллективная работа над документами. Соблюдение мер безопасности, 3 ОК 02 2 2 2 ОК 01 ОК 02 1 2 ОК 02 2 1 3 ОК 01 ОК 02 16 предотвращающих незаконное распространение персональных данных Практические занятия: Сетевое хранение данных и цифрового контента. 12 Разделение прав доступа в сети Интернет. 13 Самостоятельная работа: проработка конспектов занятий, подготовка к практическим работам, презентаций по заданиям преподавателя. 12. доклад на тему «Адресация в сети Интернет» Тема 1.9. Содержание учебного материала: Информационная Информационная безопасность. Защита информации. Информационная безопасность безопасность в мире, России. Вредоносные программы. Антивирусные программы. Безопасность в Интернете (сетевые угрозы, мошенничество). Тренды в развитии цифровых технологий; риски и прогнозы использования цифровых технологий при решении профессиональных задачи Практические занятия: Установка антивирусной программы. 14 Самостоятельная работа: проработка конспектов занятий, подготовка к практическим работам, презентаций по заданиям преподавателя. 13. сообщение на тему «Многообразие вирусов» 14. кроссворд на тему «Антивирусные программы» Раздел 2. Использование программных систем и сервисов (24 час=(10т+14пр) Тема 2.1. Обработка информации в текстовых процессорах Содержание учебного материала: 2 1 ОК 01 ОК 02 1 2 5 ОК 02 Текстовые документы. Виды программного обеспечения для обработки текстовой информации. Создание текстовых документов на компьютере (операции ввода, редактирования, форматирования) Практические занятия: Создание компьютерных публикаций. 15 Создание, редактирование и сохранение текстовых документов. 16 Использование систем проверки орфографии и грамматики. 17 Самостоятельная работа: проработка конспектов занятий, подготовка к практическим работам, презентаций по заданиям преподавателя. 15. презентация на тему «Настольные издательские системы». 16. доклад на тему «Системы машинного перевода». 3 2 17 Тема 2.2. Технологии создания структурированных текстовых документов Тема 2.3. Компьютерная графика и мультимедиа Тема 2.4. Технологии обработки графических объектов Содержание учебного материала: Многостраничные документы. Структура документа. Гипертекстовые документы. Совместная работа над документом. Шаблоны. Практические занятия: Создание структурированных текстовых документов. 18 Создание гипертекстовых документов. 19 Совместная работа над документом. Шаблоны. 20 Самостоятельная работа: проработка конспектов занятий, подготовка к практическим работам, презентаций по заданиям преподавателя. 17. сообщение на тему «Текстовые шаблоны». Содержание учебного материала: Компьютерная графика и её виды. Форматы мультимедийных файлов. Графические редакторы (ПО Gimp, Inkscape). Программы по записи и редактирования звука (ПО АудиоМастер). Программы редактирования видео (ПО Movavi) Практические занятия: Создание компьютерного рисунка в графическом редакторе 21 Paint. Выделение, копирование и перемещение элементов рисунка. 22 3 Самостоятельная работа: проработка конспектов занятий, подготовка к практическим работам, презентаций по заданиям преподавателя. 18. сообщение на тему «Обзор графических редакторов» 19. презентация на тему «Созвучие графики и музыки (Среда Аdobe Photoshop)» Содержание учебного материала: Технологии обработки различных объектов компьютерной графики (растровые и векторные изображения, обработка звука, монтаж видео) Практические занятия: Создание и обработки графических объектов. 23 Создание аудио- и видео информационных документов. 24 2 Самостоятельная работа: проработка конспектов занятий, подготовка к практическим работам, презентаций по заданиям преподавателя. 20. сообщение на тему «Обзор растровых редакторов» 2 ОК 02 3 1 4 ОК 02 2 3 ОК 02 2 18 21. доклад на тему «Компьютерная анимация» Содержание учебного материала: Виды компьютерных презентаций. Основные этапы разработки презентации. Анимация в презентации. Шаблоны. Композиция объектов презентации Практические занятия: Создание компьютерных презентаций. 25 Создание профессиональной циклической презентации. 26 Самостоятельная работа: проработка конспектов занятий, подготовка к практическим работам, презентаций по заданиям преподавателя. 22. сообщение на тему «Обзор растровых редакторов» Тема 2.6. Содержание учебного материала: Интерактивные и Принципы мультимедия. Интерактивное представление информации мультимедийные Практические занятия: объекты на слайде 27 Установка интерактивных и мультимедийных объектов на слайдах. Самостоятельная работа: проработка конспектов занятий, подготовка к практическим работам, презентаций по заданиям преподавателя. 23. доклад на тему «Принципы мультимедия» Тема 2.7. Содержание учебного материала: Гипертекстовое Язык разметки гипертекста HTML. Оформление гипертекстовой представление страницы. Веб-сайты и веб-страницы. информации Практические занятия: Гипертекстовое представление информации. 28 Самостоятельная работа: проработка конспектов занятий, подготовка к практическим работам, презентаций по заданиям преподавателя. 24. презентация на тему «Язык разметки гипертекста» Раздел 3. Информационное моделирование (30 час=12т+18пр) Тема 3.1. Модели и Содержание учебного материала: моделирование. Представление о компьютерных моделях. Виды моделей. Адекватность Этапы модели. Основные этапы компьютерного моделирования моделирования Самостоятельная работа: проработка конспектов занятий, подготовка к практическим работам, презентаций по заданиям преподавателя. 25. сообщение на тему «Компьютерные модели» Тема 2.5. Представление профессиональной информации в виде презентаций 3 ОК 02 2 1 2 ОК 02 1 1 4 ОК 02 1 1 2 ОК 02 1 19 Тема 3.2. Списки, графы, деревья Тема 3.3. Математические модели в профессиональной области Тема 3.4. Понятие алгоритма и основные алгоритмические структуры Содержание учебного материала: Структура информации. Списки, графы, деревья. Алгоритм построения дерева решений Самостоятельная работа: проработка конспектов занятий, подготовка к практическим работам, презентаций по заданиям преподавателя. 26. доклад на тему «Структурирование информации» Содержание учебного материала: Алгоритмы моделирования кратчайших путей между вершинами (Алгоритм Дейкстры, Метод динамического программирования). Элементы теории игр (выигрышная стратегия) Практические занятия: Создание математической модели в профессиональной области 29 Самостоятельная работа: проработка конспектов занятий, подготовка к практическим работам, презентаций по заданиям преподавателя. 27. презентация на тему «Математическое моделирование» Содержание учебного материала: Понятие алгоритма. Свойства алгоритма. Способы записи алгоритма. Основные алгоритмические структуры. Запись алгоритмов на языке программирования (Pascal). Анализ алгоритмов с помощью трассировочных таблиц. Практические занятия: Разработка линейных алгоритмов. 30 Разработка условных алгоритмов в полной форме. 31 Разработка условных алгоритмов в неполной форме. 32 Разработка циклических алгоритмов. 33 Программная реализация алгоритма. 34 Выполнение отладки программы. 35 Выполнение тестирования программы. 36 Самостоятельная работа: проработка конспектов занятий, подготовка к практическим работам, презентаций по заданиям преподавателя. 28 Сообщение на тему «История формирования понятия "алгоритм"»; 29.Сообщение на тему «Виды и формы записи алгоритмов»; 30. Структурная схема на тему «Структура записи алгоритмов»; 31. Сообщение на тему «Различные языки программирования»; 2 ОК 02 1 2 ОК 02 1 1 9 ОК 01 7 6 20 Тема 3.5. Анализ алгоритмов в профессиональной области Тема 3.6. Базы данных как модель предметной области Тема 3.7. Технологии обработки информации в электронных таблицах Тема 3.8. Формулы и функции в электронных таблицах 32. Доклад на тему «Жизненный цикл программных систем»; 33. Сообщение на тему «Доказательное программирование» Содержание учебного материала: Структурированные типы данных. Массивы. Вспомогательные алгоритмы. Задачи поиска элемента с заданными свойствами. Анализ типовых алгоритмов обработки чисел, числовых последовательностей и массивов Содержание учебного материала: Базы данных как модель предметной области. Таблицы и реляционные базы данных Практические занятия: Формирование запросов для поиска и сортировки 37 профессиональной информации. Организация базы профессионального оборудования. 38 Самостоятельная работа: проработка конспектов занятий, подготовка к практическим работам, презентаций по заданиям преподавателя. 34. Презентация на тему «Проектирование и программирование баз данных» 35. Доклад на тему «Системы управления распределенными базами данных». Содержание учебного материала: Табличный процессор. Приемы ввода, редактирования, форматирования в табличном процессоре. Адресация. Сортировка, фильтрация, условное форматирование Практические занятия: Использование различных возможностей электронных таблиц. 39 Содержание учебного материала: Формулы и функции в электронных таблицах. Встроенные функции и их использование. Математические и статистические функции. Логические функции. Финансовые функции. Текстовые функции. Реализация математических моделей в электронных таблицах. Практические занятия: Использование формул в электронных таблицах. 40 Использование математических и статистических функций. 41 Реализация математических моделей в электронных таблицах. 42 1 ОК 02 3 ОК 02 2 ОК 02 2 2 ОК 02 1 5 ОК 02 3 21 Тема 3.9. Визуализация данных в электронных таблицах Тема 3.10. Моделирование в электронных таблицах Самостоятельная работа: проработка конспектов занятий, подготовка к практическим работам, презентаций по заданиям преподавателя. 36. Сообщение на тему «Встроенные функции и их использование в электронных таблицах» 37. Доклад на тему «математических моделей в электронных таблицах». Содержание учебного материала: Визуализация данных в электронных таблицах Практические занятия: Визуализация данных в электронных таблицах. 43 Выполнение расчетов профессиональной направленности. 44 Самостоятельная работа: проработка конспектов занятий, подготовка к практическим работам, презентаций по заданиям преподавателя. 38. Презентация на тему «Решение систем уравнений в Microsoft Excel» 39. Доклад на тему «Использование компьютера для исследований функций и построения графиков» Содержание учебного материала: Моделирование в электронных таблицах (на примерах задач из профессиональной области) Практические занятия: Моделирование в электронных таблицах. 45 Контрольная работа №1 2 ОК 02 2 2 ОК 02 1 1 2 курс 90 час (52т+37пр) Профессионально-ориентированное содержание (содержание прикладного модуля) 1 Прикладной модуль 1. Основы 3D моделирования (46 час=25 т+20пр+1к.р) Тема 4.1. Система Содержание учебного материала: 9 трехмерного Системы автоматизированного проектирования: история, назначение, моделирования примеры. КОМПАС – комплекс Автоматизированных Систем. Запуск КОМПАС-3D LT. системы КОМПАС-3D. Интерфейс системы. Окно Документа 5 Практические занятия: Создание графических объектов средствами компьютерного 46 черчения. Редактирование чертежей. 47 ПК 1.1, 1.3, 2.2, 2.3, 3.1, 3.2; У1 - У14; З1 22 Построение геометрических примитивов. Простановка размеров. 48 Изменение свойств примитивов. 49 Изменение свойств стилей. 50 Самостоятельная работа: проработка конспектов занятий, подготовка к практическим работам, презентаций по заданиям преподавателя. 37. Презентация на тему «Системы автоматизированного проектирования: история, назначение ». 38. Сообщение на тему «Система трехмерного моделирования КОМПАС». 39. Доклад на тему «Комплекс Автоматизированных Систем». 40. Презентация на тему «Системы автоматизированного проектирования». Тема 4.2 Основные Содержание учебного материала: приемы создания Построение геометрических примитивов (отрезков, прямоугольников, геометрических тел окружности). Многогранники и тела вращения: виды многогранников, (многогранники, элементы многогранника, примеры геометрических тел, ограниченных тела вращения, плоскими поверхностями, элементы тел вращения (очерковая эскизы, группы образующая, ось вращения, поверхность вращения, основание). Основные геометрических приемы построения многогранников и тел вращения. Построение эскизов. тел) Создание группы геометрических тел Практические занятия: Создание геометрических тел – многогранников. 51 Создание тел вращения. 52 Построение эскизов. 53 Построение эскизов профессиональной направленности. 54 Создание группы геометрических тел. 55 Самостоятельная работа: проработка конспектов занятий, подготовка к практическим работам, презентаций по заданиям преподавателя. 41. Сообщение на тему «Инструменты системы компьютерного черчения». 42. Доклад на тему «Изучение сечений в стереометрии с помощью компьютера». 43. Презентация на тему «Технологии проектирования и изготовления 13 ПК 1.1, 1.3, 2.2, 2.3, 3.1, 3.2; У1 - У14; З1 5 23 Тема 4.3 Редактирование 3D моделей. Создание 3D моделей. Отсечение части детали Тема 4.4 Создание 3d моделей простейших объектов. деталей». 44. Сообщение на тему «Основные приемы создания геометрических тел». Содержание учебного материала: Сущность понятия «редактирование», задачи редактирования эскизов, 3D моделей, основные способы редактирования 3D моделей. Создание 3D моделей с элементами закругления (скругления) и фасками. Создание 3D моделей по плоскому чертежу посредством операции «вращения». Рассечение детали плоскостью Практические занятия: Редактирование 3D моделей. 56 Создание 3D моделей с элементами закругления и фасками. 57 Создание 3D моделей посредством операции «вращения». 58 Отсечение части детали. 59 Рассечение детали плоскостью. 60 Самостоятельная работа: проработка конспектов занятий, подготовка к практическим работам, презентаций по заданиям преподавателя. 45. Доклад на тему «3D модели с элементами закругления». 46. Презентация на тему «3D модели по плоскому чертежу». 47. Сообщение на тему «3D моделирование и его применение». 48. Доклад на тему «Виртуальность как способ изучения реального мира». Содержание учебного материала: Создание 3d моделей: выбор простейших объектов (бытовых, технических и строительных) для создания модели (самостоятельно или с помощью преподавателя); обоснование выбора, создание модели объекта, подготовка презентации и представление выполненной модели Практические занятия: Создание 3d моделей простейших объектов. 61 Выбор простейших объектов. 62 Создание 3d моделей профессиональной направленности. 63 Создание авторских 3d моделей. 64 Представление выполненной 3d модели. 65 Самостоятельная работа: проработка конспектов занятий, подготовка к 14 ПК 1.1, 1.3, 2.2, 2.3, 3.1, 3.2; У1 - У14; З1 5 10 ПК 1.1, 1.3, 2.2, 2.3, 3.1, 3.2; У1 - У14; З1 5 24 практическим работам, презентаций по заданиям преподавателя. 49. Презентация на тему «Моделирование как метод научного исследования». 50. Сообщение на тему «Актуальность 3D - моделирования». 51. Доклад на тему «3D-моделирование игровых объектов». 52. Презентация на тему «3D-моделирование Мир vidio». Контрольная работа №2 1 Прикладной модуль 2. Введение в создание графических изображений с помощью GIMP (42=25+17пр) Тема 5.1 Растровая Содержание учебного материала: 10 Отличия растровой и векторной графики. Использование растровой и векторная графика. Форматы графики для хранения фотографий. Форматы PNG и JPEG. Конвертация с целью снижения объёма изображения изображений, Практические занятия: 4 конвертация и Создание изображений в векторном редакторе. 66 оптимизация Создание изображений в растровом редакторе. 67 Конвертация и оптимизация изображений. 68 Создание изображений профессиональной направленности. 69 Самостоятельная работа: проработка конспектов занятий, подготовка к практическим работам, презентаций по заданиям преподавателя. 53. Сообщение на тему «Отличия растровой и векторной графики». 54. Доклад на тему «Фрактальная графика». 55. Презентация на тему «Конвертация изображения – назначение, способы». 56. Сообщение на тему «Использование растровой графики для хранения информационных объектов». Тема 5.2 GIMP как Содержание учебного материала: 9 проект GNU. GIMP как программа для различных операционных систем. Особенности проекта в качестве представителя класса свободного программного Установка GIMP обеспечения. Установка на различные платформы Практические занятия: 3 70 Создание GIMP файлов. 71 Редактирование цветных изображений. 72 Использование инструмента Рисование шаблоном. ПК 1.1, 1.3, 2.2, 2.3, 3.1, 3.2; У1 - У14; З1 ПК 1.1, 1.3, 2.2, 2.3, 3.1, 3.2; У1 - У14; З1 25 Тема 5.3 Интерфейс GIMP. Многооконный режим, стыкуемые диалоги, однооконный режим. Слои Тема 5.4 Заливка, фильтры и инструменты рисования Тема 5.5 Создание Самостоятельная работа: проработка конспектов занятий, подготовка к практическим работам, презентаций по заданиям преподавателя. 57. Доклад на тему «GIMP - свободное программное обеспечение». 58. Презентация на тему «Инструменты GIMP». 59. Сообщение на тему «Инструменты цветокоррекции GIMP». 60. Доклад на тему «Тоновая коррекция изображения GIMP». Содержание учебного материала: Интерфейс и настройка его частей. Однооконный и многооконный режим. Управление диалогами. Окно слоёв изображения Практические занятия: Создание документа в однооконном И многооконном режимах. 73 Создание документа и управление диалогами. 74 Использование слоев для создания простейшего монтажа в 75 GIMP. Самостоятельная работа: проработка конспектов занятий, подготовка к практическим работам, презентаций по заданиям преподавателя. 61. Сообщение на тему «Многооконный режим в GIMP». 62. Доклад на тему «Стыкуемые диалоги в GIMP». 63. Презентация на тему «Окно слоёв изображения в GIMP». 64. Сообщение на тему «Использование слоев для создания простейшего монтажа в GIMP». Содержание учебного материала: Использование заливки. Фильтры: размытие, улучшение, искажения, свет и тень, шум, выделение краёв, декорация, проекция Практические занятия: Создание документа с использованием заливки. 76 Создание документа с использованием фильтров. 77 Работа с контурами в графическом редакторе GIMP. 78 Самостоятельная работа: проработка конспектов занятий, подготовка к практическим работам, презентаций по заданиям преподавателя. 65. Доклад на тему «Заливка и фильтры в GIMP». 66. Презентация на тему «Декорации и проекции в GIMP». 67. Сообщение на тему «Инструменты рисования в GIMP». 68. Доклад на тему «Контуры GIMP». Содержание учебного материала: 8 3 ПК 1.1, 1.3, 2.2, 2.3, 3.1, 3.2; У1 - У14; З1 3 ПК 1.1, 1.3, 2.2, 2.3, 3.1, 3.2; У1 - У14; З1 9 ПК 1.1, 1.3, 2.2, 2.3, 8 26 анимированного изображения в формате GIF Использование анимации для наглядного представления процессов с несколькими этапами. Формат GIF. Ограничения GIF. Создание изображения в формате GIF c помощью GIMP Практические занятия: Создание анимированного изображения. 79 Создание анимированного коллажа. 80 Создание изображения в формате GIF c помощью GIMP 81 Создание изображения профессиональной направленности в 82 формате GIF. Самостоятельная работа: проработка конспектов занятий, подготовка к практическим работам, презентаций по заданиям преподавателя. 69. Доклад на тему «Анимации для представления процессов с несколькими этапами». 70. Презентация на тему «Формат и ограничения GIF». 71. Сообщение на тему «Создание анимированных коллажей». 72. Защита анимированных изображений профессиональной направленности. Дифференцированный зачет Всего 4 3.1, 3.2; У1 - У14; З1 2 168 ч. По каждой теме описывается содержание учебного материала (в дидактических единицах), наименования необходимых лабораторных, практических и иных занятий. Объем часов определяется по каждой позиции столбца 3. *Профессионально-ориентированное содержание может быть распределено по разделам (темам) или сконцентрировано в разделе Прикладной модуль 27 3. Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины 3.1. Требования к материально-техническому обеспечению Для реализации дисциплины имеет учебную компьютерной лаборатории информатики. Оборудование компьютерной лаборатории: посадочные места по количеству обучающихся; рабочее место преподавателя; маркерная доска; учебно-методическое обеспечение. Технические средства обучения: компьютеры по количеству обучающихся; локальная компьютерная сеть и глобальная сеть Интернет; системное и прикладное программное обеспечение; антивирусное программное обеспечение; специализированное программное обеспечение; мультимедиапроектор интерактивная доска/панель/экран. 3.2. Информационное обеспечение обучения. Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации имеет печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы. Основные печатные издания 1. Семакин И.Г. , Хеннер Е.К., Шеина Н.Е. Информатик а и ИКТ, Информатика (базовый уровень): Издательство Просвещение, 2020. 2. Гейн А.Г., Ливчак А.Б., Сенокосов А.И. и др. Информатика (базовый и углубленный уровень). АО "Издательство "Просвещение", 2022. Дополнительные источники 1. Цветкова М.С. Информатика (5-е изд., стер.) учебник 105117695, Издательский центр «Академия, 2018. 2. Акопов, А. С. Компьютерное моделирование : учебник и практикум для среднего профессионального образования / А. С. Акопов. — Москва : 28 Издательство Юрайт, 2020. — 389 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10712-8. 3. Демин, А. Ю. Информатика. Лабораторный практикум: учебное пособие для среднего профессионального образования / А. Ю. Демин, В. А. Дорофеев. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 133 с. Прикладной модуль 1 «Основы 3D моделирования» Бучельникова, Т. А. Основы 3D моделирования в программе Компас : учебно-методическое пособие / Т. А. Бучельникова. — Тюмень : ГАУ Северного Зауралья, 2021. — 60 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/179203 (дата обращения: 10.10.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей. Прикладной модуль 2 «Введение в создание графических изображений с помощью GIMP» Боресков, А. В. Компьютерная графика: учебник и практикум для среднего профессионального образования / А. В. Боресков, Е. В. Шикин. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 219 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-11630-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/476345 (дата обращения: 09.10.2022).08:11 Электронные издания 1. 3D моделирование для каждого - Российская электронная школа (resh.edu.ru) 3. Урок цифры 4. Анализ данных - Яндекс Практикум 5. Элективные онлайн курсы. Академия Яндекса 6. Введение в машинное обучение - Онлайн-курсы Образовательного центра Сириус 29 4. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины раскрываются через дисциплинарные результаты, направленные на формирование общих и профессиональных компетенций по разделам и темам содержания учебного материала. Общая/профессион Раздел/Тема альная компетенция ОК 01 Тема 1.6 Тема 1.9 Тема 3.5 ОК 02 Тема 1.1 Тема 1.3 Тема 3.1 Тема 3.2 Тема 1.6 Тема 1.9 ОК 01 Тема 1.7 Тема 1.8 Тема 2.2 Тема 3.4 ОК 02 Тема 1.2 Тема 1.4 Тема 1.5 Тема 2.1 Тема 2.3 Тема 2.4 Тема 2.5 Тема 2.6 Тема 2.7 Тема 3.3 Тема 1.7 Тема 1.8 Тема 2.2 Тема 3.6 Тема 3.7 Тема 3.8 Тема 3.9 Тема 3.10 Тема 3.11 Тема 3.12 Тема 3.13 ОК 01, ОК 02, ПК… Тип оценочных мероприятий Тестирование Выполнение практических заданий Дифференцированный зачет 30 РЕЦЕНЗИЯ На рабочую программу по учебной дисциплине ОД. 05 Информатика (полное наименование дисциплины) для профессии СПО 23.01.10 Слесарь по обслуживанию и ремонту подвижного состава ГБПОУ "КТТиЖТ", выполненную преподавателем государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Краснодарского края «Кропоткинский техникум технологий и железнодорожного транспорта» И.В. Аллахвердовой (Ф.И.О.) В программе соблюдены все требования к структуре рабочей программы, т.е. программа содержит титульный лист, содержание, паспорт рабочей программы учебного предмета, структуру учебного предмета, условия реализации рабочей программы учебного предмета, контроль и оценку результатов освоения учебного предмета. В содержании учебного предмета указаны основные понятия, содержание учебного материала, самостоятельная практические занятия. работа студента Прослеживается по связь каждому с разделу другими предмета, предметами и междисциплинарными курсами. В рабочей программе для каждой темы предусмотрены различные виды самостоятельной работы студентов. Рабочая программа содержит подробный паспорт, где раскрыты цели и задачи обучения, состав учебной деятельности. В тематическом плане четко распределены учебные часы по разделам и темам. Содержание программы полностью отвечает требованиям ФГОС СПО Заключение: рабочая программа по дисциплине ОД.05 Информатика может быть использована для обеспечения программы подготовки квалифицированных служащих по специальностям технического профиля ГБПОУ "КТТиЖТ". Рецензент: ______________ (личная подпись) Дата ________________ М.П. 31