Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Кропоткинский техникум технологий и железнодорожного транспорта» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.10 ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по профессии СПО: 43.01.09 Повар, кондитер 20___ СОДЕРЖАНИЕ стр. 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 5 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 11 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 12 2 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.10 Информационные технологии в профессиональной деятельности 1.1. Область применения рабочей программы Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО 43.01.09 Повар, кондитер 1.2. Цели и планируемые результаты освоения дисциплины: В результате освоения образовательной программы у выпускника должны быть сформированы общие и профессиональные компетенции. Код ПК, ОК ПК 1.1-1.4, ПК 2.1-2.8, ПК 3.1-3.6, ПК 4.1-4.5, ПК 5.1-5.5 ПК 6.1-6.6 Умения обрабатывать текстовую и табличную информацию использовать деловую графику и мультимедиа-информацию, создавать презентации использовать информационные ресурсы для поиска и хранения информации пользоваться автоматизированными системами делопроизводства применять антивирусные средства защиты информации применять специализированное программное обеспечение для сбора, хранения и обработки бухгалтерской информации в соответствии с изучаемыми профессиональными модулями читать (интерпретировать) интерфейс специализированного программного обеспечения находить контекстную помощь, работать с документацией. ОК 01 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно контекстам Знания основные понятия автоматизированной обработки информации назначение, состав, основные характеристики организационной и компьютерной техники. основные методы и средства обработки, хранения, передачи и накопления информации назначение и принципы использования системного и прикладного программного обеспечения основные компоненты компьютерных сетей, принципы пакетной передачи данных, организацию межсетевого взаимодействия технологию поиска информации в Интернет основные угрозы и методы обеспечения информационной безопасности принципы защиты информации от несанкционированного доступа правовые аспекты использования информационных технологий и программного обеспечения назначение, принципы организации и эксплуатации информационных систем Актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить. Основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте. Алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях. Методы работы в профессиональной и смежных сферах. 3 ОК 02 Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности ОК 03 Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде ОК 04 ОК 05 ОК 06 ОК 07 ОК 09 Излагать свои мысли на государственном языке Оформлять документы Проявлять гражданскопатриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения Соблюдать нормы экологической безопасности Определять направления ресурсосбережения в рамках профессиональной деятельности по профессии Применять средства информационных технологий для решения профессиональных задач Использовать современное программное обеспечение Структура плана для решения задач. Порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности Номенклатура информационных источников применяемых в профессиональной деятельности Приемы структурирования информации Формат оформления результатов поиска информации Содержание актуальной нормативноправовой документации Современная научная и профессиональная терминология Возможные траектории профессионального развития и самообразования Психология коллектива Психология личности Основы проектной деятельности Особенности социального и культурного контекста Правила оформления документов. Сущность гражданско-патриотической позиции Общечеловеческие ценности Правила поведения в ходе выполнения профессиональной деятельности Правила экологической безопасности при ведении профессиональной деятельности Основные ресурсы задействованные в профессиональной деятельности Пути обеспечения ресурсосбережения. Современные средства и устройства информатизации Порядок их применения и программное обеспечение в профессиональной деятельности В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются личностные результаты в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования. 4 Коды результатов ЛР 01 ЛР 04 ЛР 05 ЛР 07 ЛР 09 ЛР 13 Планируемые результаты освоения дисциплины включают: Российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн). Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире. Сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности. Навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности. Готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности. Осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем. В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь: обрабатывать текстовую и табличную информацию использовать деловую графику и мультимедиа-информацию, создавать презентации использовать информационные ресурсы для поиска и хранения информации пользоваться автоматизированными системами делопроизводства применять антивирусные средства защиты информации применять специализированное программное обеспечение для сбора, хранения и обработки бухгалтерской информации в соответствии с изучаемыми профессиональными модулями читать (интерпретировать) интерфейс специализированного программного обеспечения находить контекстную помощь, работать с документацией. В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать: основные понятия автоматизированной обработки информации назначение, состав, основные характеристики организационной и компьютерной техники. 5 основные методы и средства обработки, хранения, передачи и накопления информации назначение и принципы использования системного и прикладного программного обеспечения основные компоненты компьютерных сетей, принципы пакетной передачи данных, организацию межсетевого взаимодействия технологию поиска информации в Интернет основные угрозы и методы обеспечения информационной безопасности принципы защиты информации от несанкционированного доступа правовые аспекты использования информационных технологий и программного обеспечения назначение, принципы организации и эксплуатации информационных систем 6 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП 10. «Информационные технологии в профессиональной деятельности» 2.1.Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем часов Максимальная учебная нагрузка (всего) 100 Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 100 в том числе: практические занятия 32 контрольные работы 2 Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачёта 1 7 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.10 Информационные технологии в профессиональной деятельности Наименование Содержание учебного материала, практические занятия, Объем разделов и тем самостоятельная работа обучающихся часов Раздел 1. Автоматизированная обработка: основные понятия и технология 8 Тема 1.1 Содержание учебного материала 8 Автоматизированные Информационные процессы и информационные технологии. 1 рабочие места (АРМ) Информационное общество. 1 для решения Представление об автоматических системах управления. 1 профессиональных Представление об автоматизированных системах управления. 1 задач АСУ различного назначения, примеры их использования. 1 Оборудование с числовым программным управлением. 1 2 Практические занятия 1 Правила техники безопасности и поведения в компьютерном классе. 1 2 Проектирование АРМ повара, кондитера. Технологические 1 требования при эксплуатации рабочего места. Раздел 2. Общий состав и структура персональных компьютеров и вычислительных систем 8 Тема 2.1 Технические Содержание учебного материала 8 средства персонального Основные стадии обработки информации. 1 компьютера Средства хранения и передачи информации. 1 Способы кодирования информации. 1 Многообразие компьютеров. 1 Аппаратное устройство компьютера. 1 Многообразие внешних устройств, подключаемых к компьютеру. 1 Комплектации компьютерного рабочего места в соответствии с целями его использования для различных направлений деятельности на предприятии общественного питания. 1 Практические занятия 3 Подключение внешних устройств к компьютеру, их настройка и 1 Уровень освоения 1 2-3 1 2-3 8 использование. Раздел 3. Базовые системные программные продукты в области профессиональной деятельности Тема 3.1 Технология Содержание учебного материала обработки текстовой Текстовые редакторы как один из пакетов прикладного информации программного обеспечения. Основы конвертирования текстовых файлов. Оформление страниц документов, формирование оглавлений. Шаблоны и стили оформления текстовых документов. Работа с таблицами и рисунками в тексте. Настольные издательские системы: организация и основные способы преобразования (верстки) текста. Многостраничные документы. Практические занятия 4 Создание деловых документов в текстовом редакторе. 5 Оформление текстовых документов, содержащих таблицы. 6 Создание организационных диаграмм в текстовом документе. Тема 3.2 Технология Содержание учебного материала обработки графической Методы представления графических изображений. информации Форматы графических файлов. Способы получения графических изображений – рисование, оптический (сканирование). Программы оптического сканирования и распознавания текста. Практические занятия 7 Создание рисунка в приложении типа Paint. Сохранение его в файле. 8 Создание компьютерных публикаций на основе использования готовых шаблонов. Вставка графических объектов. 9 Создание комбинированных изображений из профессиональной деятельности в редакторе MS Office Publisher. 41 10 1 1 1 1 1 1 1 1 3 1 1 1 7 1 1 1 2-3 1 1 3 1 1 2-3 1 9 Тема 3.3 Компьютерные Содержание учебного материала презентации Схема работы Рower Рoint. Графические объекты, таблицы и диаграммы как элементы презентации. Общие операции со слайдами. Выбор дизайна, анимация, эффекты, звуковое сопровождение. Демонстрационное оборудование. Практические занятия 10 Создание графических и мультимедийных объектов средствами компьютерных презентаций Рower Рoint. 11 Редактирование графических и мультимедийных объектов средствами компьютерных презентаций Рower Рoint. 12 Создание и демонстрация собственной презентации Рower Рoint с использованием различных объектов, анимации. Тема 3.4 Технологии Содержание учебного материала обработки числовой Электронные таблицы, их назначение, использование в информации в информационных системах профессионального назначения. профессиональной Базы и банки данных, их назначение. деятельности Расчетные операции, статистические и математические функции. Решение задач линейной и разветвляющейся структуры в электронных таблицах. Графики и диаграммы. Объекты, атрибуты и связи баз данных. Практические занятия 13 Создание и расчет таблицы (накладная). 14 Создание и расчет таблицы (меню). 15 Расчет сырья на одну порцию. 16 Использование электронных таблиц для решения профессиональных задач. 17 Создание и расчет таблицы «Расчет процентов потери сырья». 8 1 1 1 1 1 3 1 1 1 1 2-3 16 1 1 1 1 1 1 9 1 1 1 1 1 2-3 1 10 Построение диаграмм. Расчет продуктов на заданное количество порций. Расчет сырья по плану меню. Решение экономических задач и расчет экономических показателей в электронных таблицах. Контрольная работа 1 Автоматизированная обработка. Общий состав и структура персональных компьютеров. Базовые системные программные продукты в области профессиональной деятельности. Раздел 4. Пакеты прикладных программ в области профессиональной деятельности Тема 4.1 Использование Содержание учебного материала дополнительных Обзор и классификация компьютерных программ для решения прикладных программ профессиональных задач. в профессиональной Информационно-правовое обеспечение ГАРАНТ. деятельности Функциональное назначение программы 1С: Общепит. Способы формирования запросов при обращении к базе данных. Ввод, редактирование и хранение данных. Составление и получение отчетов о деятельности ресторана. Работа с калькуляционными карточками, меню, себестоимостью. Практические занятия 22 Интерфейс и справочная система программы 1С: Общепит. 23 Формирование информационной базы с учетом специфики предприятия общественного питания. 24 Создание калькуляционных карт блюд. 25 Создание технологических карт блюд. 26 Выполнение действий по учету движения товаров (приход, расход, внутренние перемещения, возвраты, списания). Раздел 5. Состав, функции и возможности использования информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности Тема 5.1 Компьютерные Содержание учебного материала 18 19 20 21 1 1 1 1 1 12 12 1 1 1 1 1 1 1 5 1 1 1 1 1 1 2-3 19 7 11 Типы компьютерных сетей. Компоненты вычислительной сети. Классификация сетей по топологии или архитектуре. Топологии и архитектурные стандарты вычислительной сети. Программное обеспечение для установки локальной сети. Администрирование сетей. Организация личного информационного пространства. Тема 5.2 Глобальная Содержание учебного материала сеть Интернет Основные службы Интернета. Браузеры. Адресация ресурсов, навигация. Поиск информации на образовательных профильных платформах. Правовые основы работы в сети Интернет. Поиск информации в Интернете. Электронная почта и телеконференции. Мультимедиа технологии и электронная коммерция в Интернете. Практические занятия 27 Поиск информации в глобальной сети Интернет. 28 Работа с электронной почтой. 29 Знакомство с компьютерно-справочной системой Консультант плюс. 30 Поиск информации в СПС Консультант плюс. 31 Электронная коммерция. Раздел 6. Основные методы и приемы обеспечения информационной безопасности Тема 6.1 Основы Содержание учебного материала информационной Безопасность в информационной среде. компьютерной Классификация средств защиты информации. безопасности Программно-технический уровень защиты информации. Защита жесткого диска. Установка паролей на документ. Тема 6.2 Основы Содержание учебного материала сети 1 1 1 1 1 1 1 12 1 1 1 1 1 1 1 5 1 1 1 1 1 11 5 1 1 1 1 1 6 1 1 2-3 1 12 технической компьютерной безопасности Защита от компьютерных вирусов. Виды компьютерных вирусов. Организация защиты от компьютерных вирусов. Архивирование информации как средство защиты информации. Практические занятия 32 Тестирование носителей информации на наличие компьютерного вируса, их лечение. Контрольная работа Прикладные программы в профессиональной деятельности. Информационные и телекоммуникационные технологии в профессиональной деятельности. Информационная безопасность. Дифференцированный зачет Всего: 1 1 1 1 1 1 1 1 2-3 1 100 Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения: 1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств); 2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством) 3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач) 13 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Требования к материально-техническому обеспечению Реализация программы учебной дисциплины осуществляется в учебном кабинете № 20 информатики и ин-формационных технологий в профессиональной деятельности. Оборудование учебного кабинета: Посадочные места обучающихся: столов -13шт., стульев- 26 шт., компьютер (ноутбук) -13шт. Стол для маломобильных групп обучающихся. Рабочее место преподавателя: стол и стул -1шт., персональный компьютер с выходом в интернет-1 шт., телевизор LED TCL 43 L43S6FS-1 шт., мультимедийный проектор-1 шт., интерактивная доска-1 шт., принтер-1 шт., доска классная (меловая)-1 шт., рециркулятор-1 шт., шкафы для хранения учебных пособий-1 шт. Программное обеспечение: локальная компьютерная сеть и глобальная сеть Интернет, Браузеры: Internet Explorer, Google Chrome, Yandex операционная система Windows 2010, антивирусное программное обеспечение, Microsoft Office 2010, архиваторы WinRAR, Win7-Zip, язык программирования Pascal, Microsoft Publisher, Компас 3D, графический редактор GIMP. Стенды: «Информация»-1шт., «Информационные процессы»-1шт. Наглядные пособия: комплект тематических плакатов: «Представление информации в компьютере», «Система счисления», «Представление чисел в разных системах счисления», «Перевод чисел», «Формат чисел», «Устройство ввода информации», «Устройство вывода информации», «Магистраль-но-модульный принцип построения компьютера», «Состав персонального компьютера», «Клавиатура компьютера», «Построение командной строки», «Параметры файлов», «Текстовый редактор», «Графический редактор», «Технология работы в электронных таблицах», «Табличный процессор», «Виды и основные возможности баз данных», «Структурные элементы база данных», «Этапы моде-лирования», «Алгоритм решения задач», «Способы записи алгоритма», «Алгоритм и программы», «Основные элемента блок - схемы алгоритма», «Исполнение алгоритма», «Служебные слова алгоритмического языка», «Линейные алгоритмы», «Составные команды алгоритмического языка», «Алгоритм подготовки текстовых документов», «Алгоритм работы с графической информацией, составные команды алгоритмического, разветвляющий алгоритм, циклы, трансляция программы». 3.2. Информационное обеспечение обучения Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации имеет печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы. Основные источники: 1. Цветкова М.С., Хлобыстова И.Ю., Информатика. учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования. – М.: Образовательноиздательский центр «Академия», 2024. Дополнительные источники: 14 1. Михеева Е.В., Титова О.И., Информационные технологии в профессиональной деятельности. – М.: Образовательно-издательский центр «Академия», 2023. 2. Оганесян В. О., Курилова А. В., Информационные технологии в профессиональной деятельности – М.: Образовательно-издательский центр «Академия», 2024. 3. Михеева Е.В., Титова О.И., Информационные технологии в профессиональной деятельности: ЭУМК– М.: Образовательно-издательский центр «Академия», 2024. 4. Цветкова А. В., Информатика и информационные технологии : учебное пособие для СПО / А. В. Цветкова. — Саратов : Научная книга, 2019. — 190 c. — ISBN 978-5-9758-1891-1. — Текст : электронный // Электронный ресурс цифровой образовательной среды СПО PROFобразование : [сайт]. — URL: https://profspo.ru/books/87074 Интернет-ресурсы: 1. Каталог сайтов - Мир информатики, путь доступа: http://jgk.ucoz.ru/dir/. 2. Федотов Н.Н. Защита информации. Учебный курс HTML-версия. Путь доступа: http://www.college.ru/ 15 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований. Результаты обучения Формы и методы контроля и (освоенные умения, усвоенные знания) оценки результатов обучения Умения Использовать технологии сбора, Текущий контроль в форме: размещения, хранения, накопления, - письменного/устного опроса; преобразования и передачи данных в - тестирования; профессионально ориентированных - выполнения практических занятий; информационных системах. Промежуточная аттестация Использовать в профессиональной в форме дифференцированного деятельности различные виды программного зачета обеспечения, в том числе специального. Применять компьютерные и телекоммуникационные средства. Знания Основные понятия автоматизированной обработки информации. Общий состав и структуру персональных электронно-вычислительных машин и вычислительных систем. Состав, функции и возможности использования информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности. Методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации. Базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ в области профессиональной деятельности. Основные методы и приемы обеспечения информационной безопасности. 16