Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Кропоткинский техникум технологий и железнодорожного транспорта» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОД.14 Основы проектной деятельности по профессии СПО 08.01.31 Электромонтажник электрических сетей и электрооборудования Срок обучения 1 год 10 месяцев на базе основного общего образования Форма обучения: очная 2024 г. Рассмотрена на заседании педагогического совета Протокол № 13 от 27 мая 2024 г. Рассмотрена на заседании методической комиссии точных дисциплин, протокол № 10 от 23 мая 2024 г. Председатель МК А.В. Бычкова / «КТТ и ЖТ» Шахбазян/ Рабочая программа учебной дисциплины ОД. 14 Основы проектной деятельности разработана на основании Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. К 273-ФЗ (в ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016); положения «Об индивидуальном проекте в государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении Краснодарского края «Кропоткинский техникум технологий и железнодорожного транспорта»; в соответствии с требованиями ФГОС СПО по профессии 08.01.31 Электромонтажник электрических сетей и электрооборудования, утвержденного приказом Министерства просвещения России № 966 от 11 ноября 2022 года, зарегистрирован Министерством юстиции России (рег. № 71635 от 19 декабря 2022г.), укрупненной группы профессий 08.00.00 Техника и технологии строительства. Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Кропоткинский техникум технологий и железнодорожного транспорта». Автор: Е. А. Сорокина, преподаватель ГБПОУ «КТТ и ЖТ». С**; Мордвинова Наталья Васильевна преподаватель для Занимаемая должность ГБПОУ КК «Новокубанский аграрно-политехнический техникум__________________________________ Место работы ^Ермакова Надежда Викторовна_____ преподаватель____________________________ Занимаемая должность ДЛЯ ГБПОУ КК «Тихорецкий техникум отраслевых технологий» Место работы СОДЕРЖАНИЕ 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3 1 .ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОД.14 Основы проектной деятельности» Рабочая программа учебного предмета «Основы проектной деятельности» разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (далее — ФГОС) среднего общего образования, федеральным государственным стандартом среднего профессионального образования (далее - СПО) по профессии 08.01.31 Электромонтажник электрических сетей и электрооборудования. Содержание программы направлено на достижение следующих целей: , формирование системы представлений о логике процесса исследовательской деятельности, его сущности и методологических основах; получение знаний 'об основных понятиях исследовательской деятельности, структуры научного документа (реферат, научноисследовательская работа (проект), курсовая работа, выпускная квалификационная работа) и требований к его структурным элементам; формирование умений выдвигать гипотезы, формулирове цели и задачи предстоящей исследовательской деятельности, подбирать способы достижения поставленных целей, предвидения результата, возможных отклонений и нежелательных явлений, определять этапы исследовательской деятельности, распределять время, планировать и составлять алгоритм своих действий, использовать комплекс методов и методик исследования, оформлять результаты исследования в различных формах; формирование умений самостоятельной работы студентов с учебной, методической, справочной и научной информацией, информационными средствами и компьютерными технологиями (осуществлять поиск, сбор, изучение и обработку необходимой научной информации) В программе включено содержание, направленное на формирование исследовательской компетентности студентов, главным показателе сформированности которой послужит выполнение обучающимися индивидуального проекта под руководством преподавателя по выбранной теме в рамках одной или нескольких изучаемых общеобразовательных учебных дисциплин. Программа может использоваться другими профессиональными образовательными организациями, реализующими образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения программы подготовки и специалистов среднего звена на базе основного общего образования. Область применения рабочей программы Программа учебной дисциплины «Основы проектной деятельности» является частью цикла предлагаемых ОО образовательной программы СПО программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии по профессии 23.01.08 Слесарь по ремонту строительных машин. Место учебного предмета в структуре ППКРС 4 Учебная дисциплина является предметом общеобразовательного учебного цикла в соответствии с технологическим профилем профессионального образования. Уровень освоения учебного предмета в соответствии с ФГОС среднего общего образования базовый. Учебный предмет «Основы проектной деятельности» для профессиональных образовательных организаций обладает самостоятельностью и цельностью. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса проектной деятельности с учетом межпредметных связей, возрастных особенностей обучающихся. Изучение учебного предмета «Основы проектной деятельности» завершается промежуточной аттестацией в форме дифференцированного зачета. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины. В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания: Личностные результаты: - ЛР1. Российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб,флаг, гимн); ЛР4. Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; - ЛР5. Сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность й способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; - ЛР7. Навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно исследовательской, проектной и других видах деятельности; - Л8. Нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей; - Л9. Готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; - Л11.Принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков; 5 - Л13. осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; - Л14. Сформированность экологического мышления, понимания влияния социально- экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности. Метапредметные результаты обучения: - умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; - умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; - умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижен результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; - владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; - умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с преподавателем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; - умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной письменной речью, монологической контекстной речью; - формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; Предметные результаты обучения: - формирование представлений о понятии проекта, проектном продукте, типах проектов; понятии презентации проекта и ее назначении; об этапах выполнения проекта, структуре проекта; критериях оформления письменной части проекта и критериях оценки проекта; с пособность описывать и анализировать ситуацию; иметь преставление о способах презентации проекта, о написании отчета о ходе проекта; - владение умением определять проблему и вытекающие из нее задачи, ставить цель; составлять и реализовывать план проекта; отбирать материал из информационных источников; анализировать полученные данные; делать выводы; оценивать работу по критериям оценивания; выбирать 6 соответствующую форму проектного продукта; создавать основные слайды для презентации проекта; оформлять результаты проектной деятельности; проводить рефлексию своей деятельности; работать по ТК, с простейшим оборудованием и материалами; работать в парах и в группах. 7 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем в часах Объем образовательной программы 32 Объем работы обучающихся во взаимодействии с преподавателем 32 в том числе: теоретическое обучение 24 практические работы 8 Самостоятельная работа Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета •V 0 1 8 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Наименование разделов и тем Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся Объем, акад, ч / в том числе в форме практической подготовки, акад. ч 1 2 Введение Введение. Цели, задачи и результаты курса. Раздел 1. Основы проектной деятельности Тема 1.1 Проектная Содержание учебного материала: деятельность 1. Понятие о проекте и исследовательской деятельности. 2. Понятие, типология и характеристика исследования. 3. Типы, виды, классы проектов. Практические занятия: ПЗ № 1. Теоретические основы научно-исследовательской деятельности. ПЗ № 2. Тест «Проектная деятельность». Тема 1.2 Проблемные Содержание учебного материала: ситуации и подходы к 1. Понятие ситуации и подходы к их решению. их решению. 2. Определение видов проблем на основе различных ситуаций. Тема 1.3 Методология Содержание учебного материала: и 1. Методология как учение о методе. методы 2. Методы теоретического исследования. исследований 3. Методы теоретического исследования. Практические занятия: ПЗ № 3. Подбор методов исследования. Раздел 2. Этапы работы над проектом. 9 3 1 1 11 5 3 2 2 2 4 3 1 17 Коды компетенций и личностных результатов, формированию которых способствует элемент программы 4 Тема 2.1 Типология проектов Тема 2.2. Технология работы с литературой Тема 2.3 Способы обработки информации. Тема 2.4. Правила Содержание учебного материала: 1. Классификация проектов. Типологические признаки проектов. 2. Понятие «методологический аппарат исследования». Структура цели исследования. Постановка задач исследования. Практические занятия: ПЗ № 4. Тест «Типология проектов». ПЗ № 5. Выполнение заданий по формулировке цели и постановке задач исследования. Содержание учебного материала: 1. Первичные источники библиографической информации (статьи, диссертации, монографии). 2. Вторичные источники (библиография, реферативные журналы, сигнальная информация). 3. Третичные (обзоры, компилятивные работы, справочные книги). 4. Интернет как источник информации в научной работе. Практические занятия: ПЗ № 6. Способы получения и переработки информации. ПЗ № 7. Виды источников информации. Содержание учебного материала: 1. Методы активного чтения. Чтение текста с маркированием. 2. Способы свертывания информации. Обработка информации с помощью денотатного графа. 3. Графическая обработка статистических данных. Построение диаграмм и графиков. 4 Презентация. Цели презентации. Виды, формы, типы презентации. Практические занятия: ПЗ № 8. Создание презентации. Содержание учебного материала: 10 4 4 4 6 4 4 5 1 2 1. Общие требования к оформлению текста. Оформление библиографического списка. 2. Правила оформления таблиц, графиков, диаграмм, схем. Раздел 3. Заключительные этапы работы над проектом. Содержание учебного материала: Тема 3.1 Формы защиты проекта. 1. Формы защиты учебного проекта. 2. Техника публичного выступления. Дифференцированный зачет ИТОГО: оформления. 11 3 3 32 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Материально-техническое обеспечение Освоение программы учебного предмета «Основы проектной деятельности» предполагает наличие в профессиональной образовательной организации, реализующей образовательную программу среднего общего образования, учебного кабинета, в котором имеется возможность обеспечить свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и в период внеучебной деятельности студентов. Помещение кабинета удовлетворяет требованиям Санитарноэпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки студентов. В кабинете имеется мультимедийное оборудование, посредством которого участники образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию по физике, создавать презентации, видеоматериалы и т. п. В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины «Основы проектной деятельности», входят: информационно-коммуникативные средства; ноутбук; технические средства обучения; телевизор; вспомогательное оборудование; комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности; библиотечный фонд. В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплекты (УМК), обеспечивающие освоение учебного предмета «Основы проектной деятельности», рекомендованные или допущенные для использования реализующих образовательную программу. В процессе освоения программыучебного предмета «Основы проектной деятельности» студенты должны иметь возможность доступа к электронным учебным материалам, имеющимся в свободном доступе в сети Интернет (электронным книгам, тестам и др.). Методические рекомендации по организации изучения предмета Основными формами организации учебного процесса являются: урок, практическое занятие, консультация. Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся носит практический характер и включает в себя следующие виды деятельности: подготовку устных выступлений по заданным темам, эссе, докладов, рефератов, индивидуальных проектов с использованием информационных технологий. При осуществлении данной учебной программы используются следующие педагогические технологии развивающее обучение, игровые, 12 исследовательские технологии, обучение в сотрудничестве и информационно-коммуникационные технологии обучения. * 5.2. Информационное обеспечение обучения 1. Половкова М.В., Майсак( Н.В., Половкова Т.В.: Индивидуальный проект. 10-11 классы. Учебное пособие. ФГОС, М.: Просвещение, 2019. 2. Голуб, Г.Б. Метод проектов - технология компетентностноориентированного образования: методическое пособие для педагогов / Г.Б. Голуб, Е.А. Перелыгина, О.В. Чуракова ; под ред. проф. Е.Я. Когана. Самара: Учебная литература, 2019. - 176 с. 3. Голуб, Г.Б. Основы проектной деятельности школьника / Г.Б. Голуб, Е.А. Перелыгина, О.В. Чуракова ; под ред. проф. Е.Я. Когана. - Самара: Учебная литература, 2019. - 224 с. 4. Заир-Бек, С.И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская. -М.: Просвещение, 2017. 5. , Новожилова, М.М. Как корректно провести учебное исследование: от замысла к открытию / М.М. Новожилова, С.Г. Воровщиков, И.В. Таврель. 3-е изд. - М.: 5 за знания, 2018. -160 с. б. Сизикова, С.Ф. Основы делового общения. 10-11 кл.: методическое пособие /С.Ф. Сизикова. -М. : Дрофа, 2017 Для студентов 1. Пастухова И. П. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов : учеб.-метод.пособиедля студ. средн, проф. учеб, заведений / И.П.Пастухова, Н.В.Тарасова. —М.: Издательский центр «Академия», 2017. 2. Боровик С.С. Курсовые и выпускные квалификационные работы. — М., 2018. 3. Сысоева М.Е. Организация научно-исследовательской работы студентов. — М., 2017. , Интернет- ресурсы 1. Электронно-библиотечная система ШКЪоокз [Электронный ресурс]. ЦКЕ:Ы1р://\У5УдулргЬоок811ор.ги/ 2. Электронная библиотека ВШТЭ СПБ ГУПТД [Электронный ресурс]. ЦКЬ: Й11р://ш2гр.пагос1.ги 3. Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Раздел. Информатика и информационные технологии» [Электронный ресурс]. ЦКЬ: 11Пр://\У1П(1о\у.е<1и.ги/са1а1оа/?р гиЬ1-2.2.75.6 4. База данных Минэкономразвития РФ «Информационные системы Министерства в сети Интернет» [Электронный ресурс]. УКБ: И Ир ://есоп оту.ро у. ги/т'тес/аЬо Ш/зуМетзЛп[озуМетз/ Госкомстат РФ [Электронныйресурс]. 1Шр:/Лууууу.%к8.ги/ 13 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Критерии оценки Результаты обучения Методы оценки Перечень знаний, осваиваемых в рамках дисциплины: - понятие о проекте и исследовательской деятельности; понятие, типология и характеристика исследования; нравственные. начала исследовательской деятельности; понятие ситуации и подходы к их решению; определение видов проблем на основе различных ситуаций; методология как учение о методе; методы теоретического исследования; методы теоретического исследования; классификация проектов; типологические признаки проектов; понятие «методологический аппарат исследования»; структура цели исследования; постановка задач исследования; методы • активного чтения; чтение текста с маркированием; способы свертывания информации; обработка информации с помощью денотатного графа; графическая обработка статистических данных; построение диаграмм и графиков; презентация; цели презентации; виды, формы, типы презентации. Полнота ответов, точность формулировок, не менее 75% правильных ответов. Не менее 75% правильных ответов. Текущий контроль при проведении: письменного/устного опроса; -тестирования; Актуальность темы, адекватность результатов поставленным целям, полнота ответов, точность формулировок, адекватность применения терминологии 14 Промежуточная аттестация в форме дифференцированного-' зачета