21. ОП.01 Материаловедение

Министерство образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Краснодарского края «Кропоткинский техникум технологий и
железнодорожного транспорта»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.01. Материаловедение
для профессии
23.01.08 Слесарь по ремонту строительных машин

Срок обучения 1 год 10 месяцев

2023 г.

СОДЕРЖАНИЕ

1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

4

2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4
5

4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОП.01 Материаловедение»
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы
Учебная дисциплина «ОП.01 Материаловедение» является обязательной частью
общепрофессионального цикла основной образовательной программы в соответствии с
ФГОС СПО по профессии23.01.08 Слесарь по ремонту строительных машин.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01, ОК 02,
ОК 04, ОК 05, ОК 07, ОК 09.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения
и знания
Умения
Знания
Код ПК, ОК1
ОК 01, ОК 02, ОК 04, – определять свойства
– основные свойства,
ОК 05, ОК 07, ОК 09, материалов;
классификация,
ПК 1.2, ПК 1.3, ПК 2.1– – применять методы
характеристики
2.8, ПК 3.1–3.4
обработки материалов;
обрабатываемых
– читать техническую
материалов;
документацию
– меры безопасности при
выполнении работ

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем образовательной программы учебной дисциплины

Объем в часах
36

в т.ч. в форме практической подготовки
в т. ч.:
теоретическое обучение

18

лабораторные работы

12

практические занятия

6

Самостоятельная работа
Контрольная работа
Промежуточная аттестация в виде экзамена
Всего

2
6
42

1

Могут быть приведены коды личностных результатов реализации программы воспитания с учетом
особенностей профессии в соответствии с Приложением 3 ПООП.

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная
работа обучающихся

1
2
Раздел 1. Технология металлов
Тема 1.1
Содержание учебного материала
Основы
1.
Классификация и кристаллизация металлов. Кристаллическое строение металлов. Свойства
металловедеметаллов: физические, химические, механические и технологические. Способы определения
ния
основных свойств металлов.
2.
Явления аллотропии и анизотропии. Материалы, применяемые на автомобильном транспорте
Лабораторные занятия
1
Лабораторная работа № 1 Определение твердости металлов(Метод Бриннеля вдавливания шарика)
2
Лабораторная работа № 2 Определение твердости металлов(МетодРоквелла алмазный конус)
Тема
1.2. Содержание учебного материала
Основы
1.
Система сплавов. Компоненты системы. Фазы сплавов. Структурные составляющие сплавов:
теории
твердый раствор, химические соединения, механическая смесь. Связь между структурой и
сплавов
свойствами сплавов.
2.
Понятие диаграммы состояния. Диаграмма состояния железоуглеродистых сплавов. Основные
точки и линии диаграммы состояния железоуглеродистых сплавов. Критические точки сталей.
Влияние углерода и постоянных примесей на свойства сталей
Тема 1.3.
Содержание учебного материала
Железоуглеро- 1.
Железоуглеродистые сплавы: виды, свойства, маркировка по ГОСТу, применение на
дистые,
автомобильном транспорте. Общие сведения о термической обработке сталей. Виды
легированные
термической обработки стали. Влияние термической обработки на механические свойства
и
цветные
стали.
сплавы
2.
Общие сведения о химико-термической обработке сталей. Виды химико-термической обработки.
Влияние химико-термической обработки на свойства стали. Легированные стали, их
классификация. Влияние легирующих элементов на свойства сталей. Маркировка по ГОСТу
легированных сталей. Применение легированных сталей на автомобильном транспорте.
3.
Цветные металлы и сплавы на их основе. Алюминий и сплавы на его основе. Медь и сплавы на ее

Объём
часов
3
10/12
2/2
1

1
2
1
1
2/0
1

1

4/6
1

1

1

Коды
компетенций
и личностных
результатов
4
ОК 01, ОК 02,
ОК 04,
ОК 05, ОК 07,
ОК 09,
ПК 1.2, ПК 1.3,
ПК 2.1–2.8, ПК
3.1–3.4

ОК 01, ОК 02,
ОК 04,
ОК 05, ОК 07,
ОК 09,
ПК 1.2, ПК 1.3,
ПК 2.1–2.8, ПК
3.1–3.4
ОК 01, ОК 02,
ОК 04,
ОК 05, ОК 07,
ОК 09,
ПК 1.2, ПК 1.3,
ПК 2.1–2.8, ПК
3.1–3.4

основе. Антифрикционные подшипниковые сплавы.
4.

Маркировка цветных сплавов. Применение цветных металлов и сплавов на их основе в
строительных машинах. Коррозия металлов. Виды коррозии. Способы защиты от коррозии
Лабораторные занятия и практические занятия
Лабораторные занятия
Лабораторная работа № 3 Исследование микроструктуры углеродистых сталей и чугунов
3.
Лабораторная работа № 4 Исследование микроструктуры цветных сплавов
4.
Практические занятия
1.
Практическое занятие № 1 Определение режима отжига стали
2.
Практическое занятие № 2 Определение режима нормализации стали
3.
Практическое занятие № 3 Определение режима закалки стали
4.
Практическое занятие № 4 Определение режима отпуска стали
Тема 1.4.
Содержание учебного материала
Способы
Литейные сплавы, применяемые на автомобильном транспорте. Изделия, получаемые при
обработки
1.
обработке давлением. Применение различных видов сварки, пайки и резки металлов в производстве
металлов
и ремонте строительных машин.
Лабораторные занятия и практические занятия
Лабораторные занятия
5.
Лабораторная работа № 5. Измерение углов заточки режущих инструментов (Спиральные свёрла)
6.
Лабораторная работа № 6. Измерение углов заточки режущих инструментов (метчики)
Практические занятия
5. Практическое занятие № 5. Выбор марки материала и способа его обработки для конкретных
деталей(черного металла и чугуна)
6. Практическое занятие № 6. Выбор марки материала и способа его обработки для конкретных
деталей(цветного металла)
Контрольная работа № 1 по разделу № 1
Всего за 1 раздел
Раздел 2 Другие виды материалов
Тема 2.1.
Содержание учебного материала
Автомобиль1.
Получение и свойства бензинов.
ные бензины
2.
Эксплуатационные показатели бензинов
Лабораторные занятия
7.
Лабораторная работа № 7. Определение эксплуатационных показателей бензинов
8.
Лабораторная работа № 8. Определение эксплуатационных показателей бензинов
9.
Лабораторная работа № 9. Определение качеств бензина.

1
6
2
1
1
4
1
1
1
1
2/4
1

2
1
1
2
1

ОК 01, ОК 02,
ОК 04,
ОК 05, ОК 07,
ОК 09,
ПК 1.2, ПК 1.3,
ПК 2.1–2.8, ПК
3.1–3.4

1
1
10/12
8/6
2/4
1
1
4
1
1
1

ОК 01, ОК 02,
ОК 04,
ОК 05, ОК 07,
ОК 09,
ПК 1.2, ПК 1.3,
ПК 2.1–2.8, ПК
3.1–3.4

Тема 2.2
Автомобильные,
дизельные и
альтернативные топлива

10. Лабораторная работа №. 10. Определение качеств бензина.
Содержание учебного материала
1.
Эксплуатационные показатели, получение и свойства дизельных топлив
2.
Эксплуатационные показатели дизельного топлива.
3. Сжиженные нефтяные газы, сжатые природные газы.
4. Газоконденсатное и водородное топливо
Лабораторные занятия
11. Лабораторная работа № 11. Сравнение эксплуатационных и качественных показателей дизельного
топлива.
12. Лабораторная работа № 12. Сравнение эксплуатационных и качественных показателей
альтернативного дизельного топлива.
Содержание учебного материала
1. Моторные и трансмиссионные масла, пластичные смазки, их свойства, эксплуатационные
показатели Жидкости для системы охлаждения и гидросистем, аккумуляторные жидкости
2.Контрольная работа № 2 по 2 разделу

Тема 2.3
Автомобильные
смазочные
материалы и
специальные
жидкости
Всего за 2 раздел

Всего за 1 раздел
Всего за 2 раздел
Всего:
Промежуточная аттестация в виде экзамена
Итого

1
4/2
1
1
1
1
2
1

ОК 01, ОК 02,
ОК 04,
ОК 05, ОК 07,
ОК 09,
ПК 1.2, ПК 1.3,
ПК 2.1–2.8, ПК
3.1–3.4

1
2/0
1
1

8/6
10/12
8/6
18/18
36
6
42

ОК 01, ОК 02,
ОК 04,
ОК 05, ОК 07,
ОК 09,
ПК 1.2, ПК 1.3,
ПК 2.1–2.8, ПК
3.1–3.4

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины предусмотрены
следующие специальные помещения:
Лаборатория №15 материаловедения:
Посадочные места обучаю-щихся столов -13шт., стульев- 26 шт. Стол для
маломобиль-ных групп обучающихся.
Рабочее место преподавателя стол и стул -1шт., ноутбук с выходом в интернет-1 шт.,
принтер-1 шт., мультимедий-ный проектор-1шт., интерак-тивная доска-1шт., доска
клас-сная (меловая) -1 шт., рецирку-лятор-1шт.
Комплект учебно-наглядных пособий «Материаловедение»,
объемные модели металличе-ской кристаллической решетки – 6шт.
Методические указания для выполнения практических ра-бот- 1шт., сборник
стандартов-1шт., микрометр-1шт., штан-генциркуль-12шт., угломер-12шт.,
индикатор-1шт..
Методическое пособие по раз-делу «Стандартизация основ-ных норм
взаимозаменяемо-сти»-1шт., словарь терминов и определений-1шт..
Образцы металлов (стали, чу-гуна, цветных металлов и сплавов)-1комплект,
образцы неметаллических ма-териалов-1комплект.

3.2. Информационное обеспечение реализации программы
3.2.1. Основные печатные издания
1. Галимов Э. Р., Тарасенко Л. В. и др. Материаловедение для транспортного
машиностроения. Учебное пособие для СПО, 2-е изд., стер. / Э. Р. Галимов, Л. В.
Тарасенко — Санкт-Петербург : Лань, 2022. — 444 с. — ISBN 978-5-8114-8955-8.
2. Сапунов С. В. Материаловедение. Учебное пособие для СПО, 2-е изд., стер./
С. В. Сапунов — Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 208 с. — ISBN 978-5-8114-7909-2.
3. Земсков Ю. П., Асмолова Е. В. Материаловедение. Учебное пособие для СПО,
2-е изд., стер./ Ю. П. Земсков, Е. В. Асмолова — Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 228
с. — ISBN 978-5-8114-8482-9.
3.2.2. Основные электронные издания
1. Галимов Э. Р., Тарасенко Л. В. и др. Материаловедение для транспортного
машиностроения. Учебное пособие для СПО, 2-е изд., стер. / Э. Р. Галимов, Л. В.
Тарасенко — Санкт-Петербург : Лань, 2022. — 444 с. — ISBN 978-5-8114-8955-8. —
Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL:
https://e.lanbook.com/book/185923 (дата обращения: 01.02.2022). — Режим доступа:
для авториз. пользователей.
2. Сапунов С. В. Материаловедение. Учебное пособие для СПО, 2-е изд., стер./
С. В. Сапунов — Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 208 с. — ISBN 978-5-8114-7909-

2. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL:
https://e.lanbook.com/book/167188 (дата обращения: 01.02.2022). — Режим доступа:
для авториз. пользователей.
3. Земсков Ю. П., Асмолова Е. В. Материаловедение. Учебное пособие для СПО,
2-е изд., стер./ Ю. П. Земсков, Е. В. Асмолова — Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 228
с. — ISBN 978-5-8114-8482-9. — Текст : электронный // Лань : электроннобиблиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/176895 (дата обращения:
01.02.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
4.
Бондаренко,
Г. Г.
Материаловедение:
учебник
для
среднего
профессионального образования / Г. Г. Бондаренко, Т. А. Кабанова, В. В. Рыбалко; под
редакцией Г. Г. Бондаренко. – 2-е изд. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 329 с. –
(Профессиональное образование). – Текст: электронный // Образовательная
платформа Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/470070 (дата обращения:
22.12.2021).
5.
Материаловедение и технология материалов. В 2 ч. Часть 1: учебник для
среднего профессионального образования / Г. П. Фетисов [и др.]; под редакцией
Г. П. Фетисова. – 8-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. –
386 с. – (Профессиональное образование). – Текст: электронный // Образовательная
платформа Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/475384 (дата обращения:
22.12.2021).
6.
Материаловедение и технология материалов. В 2 ч. Часть 2: учебник для
среднего профессионального образования / Г. П. Фетисов [и др.]; под редакцией
Г. П. Фетисова. – 8-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. –
389 с. – (Профессиональное образование). – Текст: электронный // Образовательная
платформа Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/475385 (дата обращения:
22.12.2021).
7.
Материаловедение машиностроительного производства. В 2 ч. Часть 1:
учебник для среднего профессионального образования / А. М. Адаскин, Ю. Е. Седов,
А. К. Онегина, В. Н. Климов. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт,
2021. – 258 с. – (Профессиональное образование). – Текст: электронный //
Образовательная платформа Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/474751 (дата
обращения: 22.12.2021).
8. Материаловедение машиностроительного производства. В 2 ч. Часть 2:
учебник для среднего профессионального образования / А. М. Адаскин, Ю. Е. Седов,
А. К. Онегина, В. Н. Климов. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт,
2021. – 291 с. – (Профессиональное образование). – Текст: электронный //
Образовательная платформа Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/474753 (дата
обращения: 22.12.2021).
3.2.3. Дополнительные источники

1. Алексаньян И.М., Технология сборочных работ подъемно-транспортных,
строительных, дорожных средств и оборудования / И.М. Алексаньян И.М., Р.В.
Каргин, Г.В. Санамян . – Ростов-на-Дону: РГУПС, 2020. – 122 c.
2. Скворцова, Л.И. Курс лекций по дисциплине ОП 05 материаловедение: учеб.
пособие / Л.И. Скворцова. – Москва: ФГБУ ДПО «Учебно-методический центр по
образованию на железнодорожном транспорте», 2019. – 93 c.
3. Власова, И.Л. Материаловедение: учеб. пособие / И.Л. Власова. – Москва:
ФГБОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном
транспорте», 2016. – 129 c.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения2
Перечень знаний, осваиваемых
в рамках дисциплины:
– основные свойства,
классификация, характеристики
обрабатываемых материалов

Критерии оценки
– характеризует основные
свойства, классификацию,
характеристики
обрабатываемых
материалов.
– знает правила применения
охлаждающих и
смазывающих материалов;
– владеет основными
сведениями о
неметаллических,
прокладочных,
уплотнительных и
электротехнических
материалах, стали, их
классификацию.
Перечень умений, осваиваемых –
определяет
свойства
в рамках дисциплины:
материалов;
–
определять
свойства –
применяет
методы
материалов; применять методы обработки материалов;
обработки материалов
–
выбирает
материалы
для осуществления
профессиональной
деятельности

Методы оценки
Экспертное наблюдение и оценка
на лабораторных работах и
практических занятиях,
выполнение индивидуальных
заданий, подготовка докладов,
презентаций, выполнение
индивидуальных заданий

Экспертное наблюдение и оценка
на лабораторных работах и
практических
занятиях,
выполнение
индивидуальных
заданий, подготовка докладов,
презентаций,
выполнение
индивидуальных заданий


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».