Министерство образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Кропоткинский техникум технологий и железнодорожного транспорта» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.01. Материаловедение для профессии 23.01.08 Слесарь по ремонту строительных машин Срок обучения 1 год 10 месяцев 2023 г. СОДЕРЖАНИЕ 1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4 2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4 5 4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОП.01 Материаловедение» 1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы Учебная дисциплина «ОП.01 Материаловедение» является обязательной частью общепрофессионального цикла основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по профессии23.01.08 Слесарь по ремонту строительных машин. Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01, ОК 02, ОК 04, ОК 05, ОК 07, ОК 09. 1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания Умения Знания Код ПК, ОК1 ОК 01, ОК 02, ОК 04, – определять свойства – основные свойства, ОК 05, ОК 07, ОК 09, материалов; классификация, ПК 1.2, ПК 1.3, ПК 2.1– – применять методы характеристики 2.8, ПК 3.1–3.4 обработки материалов; обрабатываемых – читать техническую материалов; документацию – меры безопасности при выполнении работ 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем образовательной программы учебной дисциплины Объем в часах 36 в т.ч. в форме практической подготовки в т. ч.: теоретическое обучение 18 лабораторные работы 12 практические занятия 6 Самостоятельная работа Контрольная работа Промежуточная аттестация в виде экзамена Всего 2 6 42 1 Могут быть приведены коды личностных результатов реализации программы воспитания с учетом особенностей профессии в соответствии с Приложением 3 ПООП. 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся 1 2 Раздел 1. Технология металлов Тема 1.1 Содержание учебного материала Основы 1. Классификация и кристаллизация металлов. Кристаллическое строение металлов. Свойства металловедеметаллов: физические, химические, механические и технологические. Способы определения ния основных свойств металлов. 2. Явления аллотропии и анизотропии. Материалы, применяемые на автомобильном транспорте Лабораторные занятия 1 Лабораторная работа № 1 Определение твердости металлов(Метод Бриннеля вдавливания шарика) 2 Лабораторная работа № 2 Определение твердости металлов(МетодРоквелла алмазный конус) Тема 1.2. Содержание учебного материала Основы 1. Система сплавов. Компоненты системы. Фазы сплавов. Структурные составляющие сплавов: теории твердый раствор, химические соединения, механическая смесь. Связь между структурой и сплавов свойствами сплавов. 2. Понятие диаграммы состояния. Диаграмма состояния железоуглеродистых сплавов. Основные точки и линии диаграммы состояния железоуглеродистых сплавов. Критические точки сталей. Влияние углерода и постоянных примесей на свойства сталей Тема 1.3. Содержание учебного материала Железоуглеро- 1. Железоуглеродистые сплавы: виды, свойства, маркировка по ГОСТу, применение на дистые, автомобильном транспорте. Общие сведения о термической обработке сталей. Виды легированные термической обработки стали. Влияние термической обработки на механические свойства и цветные стали. сплавы 2. Общие сведения о химико-термической обработке сталей. Виды химико-термической обработки. Влияние химико-термической обработки на свойства стали. Легированные стали, их классификация. Влияние легирующих элементов на свойства сталей. Маркировка по ГОСТу легированных сталей. Применение легированных сталей на автомобильном транспорте. 3. Цветные металлы и сплавы на их основе. Алюминий и сплавы на его основе. Медь и сплавы на ее Объём часов 3 10/12 2/2 1 1 2 1 1 2/0 1 1 4/6 1 1 1 Коды компетенций и личностных результатов 4 ОК 01, ОК 02, ОК 04, ОК 05, ОК 07, ОК 09, ПК 1.2, ПК 1.3, ПК 2.1–2.8, ПК 3.1–3.4 ОК 01, ОК 02, ОК 04, ОК 05, ОК 07, ОК 09, ПК 1.2, ПК 1.3, ПК 2.1–2.8, ПК 3.1–3.4 ОК 01, ОК 02, ОК 04, ОК 05, ОК 07, ОК 09, ПК 1.2, ПК 1.3, ПК 2.1–2.8, ПК 3.1–3.4 основе. Антифрикционные подшипниковые сплавы. 4. Маркировка цветных сплавов. Применение цветных металлов и сплавов на их основе в строительных машинах. Коррозия металлов. Виды коррозии. Способы защиты от коррозии Лабораторные занятия и практические занятия Лабораторные занятия Лабораторная работа № 3 Исследование микроструктуры углеродистых сталей и чугунов 3. Лабораторная работа № 4 Исследование микроструктуры цветных сплавов 4. Практические занятия 1. Практическое занятие № 1 Определение режима отжига стали 2. Практическое занятие № 2 Определение режима нормализации стали 3. Практическое занятие № 3 Определение режима закалки стали 4. Практическое занятие № 4 Определение режима отпуска стали Тема 1.4. Содержание учебного материала Способы Литейные сплавы, применяемые на автомобильном транспорте. Изделия, получаемые при обработки 1. обработке давлением. Применение различных видов сварки, пайки и резки металлов в производстве металлов и ремонте строительных машин. Лабораторные занятия и практические занятия Лабораторные занятия 5. Лабораторная работа № 5. Измерение углов заточки режущих инструментов (Спиральные свёрла) 6. Лабораторная работа № 6. Измерение углов заточки режущих инструментов (метчики) Практические занятия 5. Практическое занятие № 5. Выбор марки материала и способа его обработки для конкретных деталей(черного металла и чугуна) 6. Практическое занятие № 6. Выбор марки материала и способа его обработки для конкретных деталей(цветного металла) Контрольная работа № 1 по разделу № 1 Всего за 1 раздел Раздел 2 Другие виды материалов Тема 2.1. Содержание учебного материала Автомобиль1. Получение и свойства бензинов. ные бензины 2. Эксплуатационные показатели бензинов Лабораторные занятия 7. Лабораторная работа № 7. Определение эксплуатационных показателей бензинов 8. Лабораторная работа № 8. Определение эксплуатационных показателей бензинов 9. Лабораторная работа № 9. Определение качеств бензина. 1 6 2 1 1 4 1 1 1 1 2/4 1 2 1 1 2 1 ОК 01, ОК 02, ОК 04, ОК 05, ОК 07, ОК 09, ПК 1.2, ПК 1.3, ПК 2.1–2.8, ПК 3.1–3.4 1 1 10/12 8/6 2/4 1 1 4 1 1 1 ОК 01, ОК 02, ОК 04, ОК 05, ОК 07, ОК 09, ПК 1.2, ПК 1.3, ПК 2.1–2.8, ПК 3.1–3.4 Тема 2.2 Автомобильные, дизельные и альтернативные топлива 10. Лабораторная работа №. 10. Определение качеств бензина. Содержание учебного материала 1. Эксплуатационные показатели, получение и свойства дизельных топлив 2. Эксплуатационные показатели дизельного топлива. 3. Сжиженные нефтяные газы, сжатые природные газы. 4. Газоконденсатное и водородное топливо Лабораторные занятия 11. Лабораторная работа № 11. Сравнение эксплуатационных и качественных показателей дизельного топлива. 12. Лабораторная работа № 12. Сравнение эксплуатационных и качественных показателей альтернативного дизельного топлива. Содержание учебного материала 1. Моторные и трансмиссионные масла, пластичные смазки, их свойства, эксплуатационные показатели Жидкости для системы охлаждения и гидросистем, аккумуляторные жидкости 2.Контрольная работа № 2 по 2 разделу Тема 2.3 Автомобильные смазочные материалы и специальные жидкости Всего за 2 раздел Всего за 1 раздел Всего за 2 раздел Всего: Промежуточная аттестация в виде экзамена Итого 1 4/2 1 1 1 1 2 1 ОК 01, ОК 02, ОК 04, ОК 05, ОК 07, ОК 09, ПК 1.2, ПК 1.3, ПК 2.1–2.8, ПК 3.1–3.4 1 2/0 1 1 8/6 10/12 8/6 18/18 36 6 42 ОК 01, ОК 02, ОК 04, ОК 05, ОК 07, ОК 09, ПК 1.2, ПК 1.3, ПК 2.1–2.8, ПК 3.1–3.4 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Для реализации программы учебной дисциплины предусмотрены следующие специальные помещения: Лаборатория №15 материаловедения: Посадочные места обучаю-щихся столов -13шт., стульев- 26 шт. Стол для маломобиль-ных групп обучающихся. Рабочее место преподавателя стол и стул -1шт., ноутбук с выходом в интернет-1 шт., принтер-1 шт., мультимедий-ный проектор-1шт., интерак-тивная доска-1шт., доска клас-сная (меловая) -1 шт., рецирку-лятор-1шт. Комплект учебно-наглядных пособий «Материаловедение», объемные модели металличе-ской кристаллической решетки – 6шт. Методические указания для выполнения практических ра-бот- 1шт., сборник стандартов-1шт., микрометр-1шт., штан-генциркуль-12шт., угломер-12шт., индикатор-1шт.. Методическое пособие по раз-делу «Стандартизация основ-ных норм взаимозаменяемо-сти»-1шт., словарь терминов и определений-1шт.. Образцы металлов (стали, чу-гуна, цветных металлов и сплавов)-1комплект, образцы неметаллических ма-териалов-1комплект. 3.2. Информационное обеспечение реализации программы 3.2.1. Основные печатные издания 1. Галимов Э. Р., Тарасенко Л. В. и др. Материаловедение для транспортного машиностроения. Учебное пособие для СПО, 2-е изд., стер. / Э. Р. Галимов, Л. В. Тарасенко — Санкт-Петербург : Лань, 2022. — 444 с. — ISBN 978-5-8114-8955-8. 2. Сапунов С. В. Материаловедение. Учебное пособие для СПО, 2-е изд., стер./ С. В. Сапунов — Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 208 с. — ISBN 978-5-8114-7909-2. 3. Земсков Ю. П., Асмолова Е. В. Материаловедение. Учебное пособие для СПО, 2-е изд., стер./ Ю. П. Земсков, Е. В. Асмолова — Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 228 с. — ISBN 978-5-8114-8482-9. 3.2.2. Основные электронные издания 1. Галимов Э. Р., Тарасенко Л. В. и др. Материаловедение для транспортного машиностроения. Учебное пособие для СПО, 2-е изд., стер. / Э. Р. Галимов, Л. В. Тарасенко — Санкт-Петербург : Лань, 2022. — 444 с. — ISBN 978-5-8114-8955-8. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/185923 (дата обращения: 01.02.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей. 2. Сапунов С. В. Материаловедение. Учебное пособие для СПО, 2-е изд., стер./ С. В. Сапунов — Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 208 с. — ISBN 978-5-8114-7909- 2. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/167188 (дата обращения: 01.02.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей. 3. Земсков Ю. П., Асмолова Е. В. Материаловедение. Учебное пособие для СПО, 2-е изд., стер./ Ю. П. Земсков, Е. В. Асмолова — Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 228 с. — ISBN 978-5-8114-8482-9. — Текст : электронный // Лань : электроннобиблиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/176895 (дата обращения: 01.02.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей. 4. Бондаренко, Г. Г. Материаловедение: учебник для среднего профессионального образования / Г. Г. Бондаренко, Т. А. Кабанова, В. В. Рыбалко; под редакцией Г. Г. Бондаренко. – 2-е изд. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 329 с. – (Профессиональное образование). – Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/470070 (дата обращения: 22.12.2021). 5. Материаловедение и технология материалов. В 2 ч. Часть 1: учебник для среднего профессионального образования / Г. П. Фетисов [и др.]; под редакцией Г. П. Фетисова. – 8-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 386 с. – (Профессиональное образование). – Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/475384 (дата обращения: 22.12.2021). 6. Материаловедение и технология материалов. В 2 ч. Часть 2: учебник для среднего профессионального образования / Г. П. Фетисов [и др.]; под редакцией Г. П. Фетисова. – 8-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 389 с. – (Профессиональное образование). – Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/475385 (дата обращения: 22.12.2021). 7. Материаловедение машиностроительного производства. В 2 ч. Часть 1: учебник для среднего профессионального образования / А. М. Адаскин, Ю. Е. Седов, А. К. Онегина, В. Н. Климов. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 258 с. – (Профессиональное образование). – Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/474751 (дата обращения: 22.12.2021). 8. Материаловедение машиностроительного производства. В 2 ч. Часть 2: учебник для среднего профессионального образования / А. М. Адаскин, Ю. Е. Седов, А. К. Онегина, В. Н. Климов. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 291 с. – (Профессиональное образование). – Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/474753 (дата обращения: 22.12.2021). 3.2.3. Дополнительные источники 1. Алексаньян И.М., Технология сборочных работ подъемно-транспортных, строительных, дорожных средств и оборудования / И.М. Алексаньян И.М., Р.В. Каргин, Г.В. Санамян . – Ростов-на-Дону: РГУПС, 2020. – 122 c. 2. Скворцова, Л.И. Курс лекций по дисциплине ОП 05 материаловедение: учеб. пособие / Л.И. Скворцова. – Москва: ФГБУ ДПО «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2019. – 93 c. 3. Власова, И.Л. Материаловедение: учеб. пособие / И.Л. Власова. – Москва: ФГБОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2016. – 129 c. 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Результаты обучения2 Перечень знаний, осваиваемых в рамках дисциплины: – основные свойства, классификация, характеристики обрабатываемых материалов Критерии оценки – характеризует основные свойства, классификацию, характеристики обрабатываемых материалов. – знает правила применения охлаждающих и смазывающих материалов; – владеет основными сведениями о неметаллических, прокладочных, уплотнительных и электротехнических материалах, стали, их классификацию. Перечень умений, осваиваемых – определяет свойства в рамках дисциплины: материалов; – определять свойства – применяет методы материалов; применять методы обработки материалов; обработки материалов – выбирает материалы для осуществления профессиональной деятельности Методы оценки Экспертное наблюдение и оценка на лабораторных работах и практических занятиях, выполнение индивидуальных заданий, подготовка докладов, презентаций, выполнение индивидуальных заданий Экспертное наблюдение и оценка на лабораторных работах и практических занятиях, выполнение индивидуальных заданий, подготовка докладов, презентаций, выполнение индивидуальных заданий