Министерство образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Краснодарского края «Кропоткинский техникум технологий и
железнодорожного транспорта»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.01. Материаловедение
для профессии
23.01.08 Слесарь по ремонту строительных машин
Срок обучения 1 год 10 месяцев
2023 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
4
2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
5
4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОП.01 Материаловедение»
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы
Учебная дисциплина «ОП.01 Материаловедение» является обязательной частью
общепрофессионального цикла основной образовательной программы в соответствии с
ФГОС СПО по профессии23.01.08 Слесарь по ремонту строительных машин.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01, ОК 02,
ОК 04, ОК 05, ОК 07, ОК 09.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения
и знания
Умения
Знания
Код ПК, ОК1
ОК 01, ОК 02, ОК 04, – определять свойства
– основные свойства,
ОК 05, ОК 07, ОК 09, материалов;
классификация,
ПК 1.2, ПК 1.3, ПК 2.1– – применять методы
характеристики
2.8, ПК 3.1–3.4
обработки материалов;
обрабатываемых
– читать техническую
материалов;
документацию
– меры безопасности при
выполнении работ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем образовательной программы учебной дисциплины
Объем в часах
36
в т.ч. в форме практической подготовки
в т. ч.:
теоретическое обучение
18
лабораторные работы
12
практические занятия
6
Самостоятельная работа
Контрольная работа
Промежуточная аттестация в виде экзамена
Всего
2
6
42
1
Могут быть приведены коды личностных результатов реализации программы воспитания с учетом
особенностей профессии в соответствии с Приложением 3 ПООП.
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная
работа обучающихся
1
2
Раздел 1. Технология металлов
Тема 1.1
Содержание учебного материала
Основы
1.
Классификация и кристаллизация металлов. Кристаллическое строение металлов. Свойства
металловедеметаллов: физические, химические, механические и технологические. Способы определения
ния
основных свойств металлов.
2.
Явления аллотропии и анизотропии. Материалы, применяемые на автомобильном транспорте
Лабораторные занятия
1
Лабораторная работа № 1 Определение твердости металлов(Метод Бриннеля вдавливания шарика)
2
Лабораторная работа № 2 Определение твердости металлов(МетодРоквелла алмазный конус)
Тема
1.2. Содержание учебного материала
Основы
1.
Система сплавов. Компоненты системы. Фазы сплавов. Структурные составляющие сплавов:
теории
твердый раствор, химические соединения, механическая смесь. Связь между структурой и
сплавов
свойствами сплавов.
2.
Понятие диаграммы состояния. Диаграмма состояния железоуглеродистых сплавов. Основные
точки и линии диаграммы состояния железоуглеродистых сплавов. Критические точки сталей.
Влияние углерода и постоянных примесей на свойства сталей
Тема 1.3.
Содержание учебного материала
Железоуглеро- 1.
Железоуглеродистые сплавы: виды, свойства, маркировка по ГОСТу, применение на
дистые,
автомобильном транспорте. Общие сведения о термической обработке сталей. Виды
легированные
термической обработки стали. Влияние термической обработки на механические свойства
и
цветные
стали.
сплавы
2.
Общие сведения о химико-термической обработке сталей. Виды химико-термической обработки.
Влияние химико-термической обработки на свойства стали. Легированные стали, их
классификация. Влияние легирующих элементов на свойства сталей. Маркировка по ГОСТу
легированных сталей. Применение легированных сталей на автомобильном транспорте.
3.
Цветные металлы и сплавы на их основе. Алюминий и сплавы на его основе. Медь и сплавы на ее
Объём
часов
3
10/12
2/2
1
1
2
1
1
2/0
1
1
4/6
1
1
1
Коды
компетенций
и личностных
результатов
4
ОК 01, ОК 02,
ОК 04,
ОК 05, ОК 07,
ОК 09,
ПК 1.2, ПК 1.3,
ПК 2.1–2.8, ПК
3.1–3.4
ОК 01, ОК 02,
ОК 04,
ОК 05, ОК 07,
ОК 09,
ПК 1.2, ПК 1.3,
ПК 2.1–2.8, ПК
3.1–3.4
ОК 01, ОК 02,
ОК 04,
ОК 05, ОК 07,
ОК 09,
ПК 1.2, ПК 1.3,
ПК 2.1–2.8, ПК
3.1–3.4
основе. Антифрикционные подшипниковые сплавы.
4.
Маркировка цветных сплавов. Применение цветных металлов и сплавов на их основе в
строительных машинах. Коррозия металлов. Виды коррозии. Способы защиты от коррозии
Лабораторные занятия и практические занятия
Лабораторные занятия
Лабораторная работа № 3 Исследование микроструктуры углеродистых сталей и чугунов
3.
Лабораторная работа № 4 Исследование микроструктуры цветных сплавов
4.
Практические занятия
1.
Практическое занятие № 1 Определение режима отжига стали
2.
Практическое занятие № 2 Определение режима нормализации стали
3.
Практическое занятие № 3 Определение режима закалки стали
4.
Практическое занятие № 4 Определение режима отпуска стали
Тема 1.4.
Содержание учебного материала
Способы
Литейные сплавы, применяемые на автомобильном транспорте. Изделия, получаемые при
обработки
1.
обработке давлением. Применение различных видов сварки, пайки и резки металлов в производстве
металлов
и ремонте строительных машин.
Лабораторные занятия и практические занятия
Лабораторные занятия
5.
Лабораторная работа № 5. Измерение углов заточки режущих инструментов (Спиральные свёрла)
6.
Лабораторная работа № 6. Измерение углов заточки режущих инструментов (метчики)
Практические занятия
5. Практическое занятие № 5. Выбор марки материала и способа его обработки для конкретных
деталей(черного металла и чугуна)
6. Практическое занятие № 6. Выбор марки материала и способа его обработки для конкретных
деталей(цветного металла)
Контрольная работа № 1 по разделу № 1
Всего за 1 раздел
Раздел 2 Другие виды материалов
Тема 2.1.
Содержание учебного материала
Автомобиль1.
Получение и свойства бензинов.
ные бензины
2.
Эксплуатационные показатели бензинов
Лабораторные занятия
7.
Лабораторная работа № 7. Определение эксплуатационных показателей бензинов
8.
Лабораторная работа № 8. Определение эксплуатационных показателей бензинов
9.
Лабораторная работа № 9. Определение качеств бензина.
1
6
2
1
1
4
1
1
1
1
2/4
1
2
1
1
2
1
ОК 01, ОК 02,
ОК 04,
ОК 05, ОК 07,
ОК 09,
ПК 1.2, ПК 1.3,
ПК 2.1–2.8, ПК
3.1–3.4
1
1
10/12
8/6
2/4
1
1
4
1
1
1
ОК 01, ОК 02,
ОК 04,
ОК 05, ОК 07,
ОК 09,
ПК 1.2, ПК 1.3,
ПК 2.1–2.8, ПК
3.1–3.4
Тема 2.2
Автомобильные,
дизельные и
альтернативные топлива
10. Лабораторная работа №. 10. Определение качеств бензина.
Содержание учебного материала
1.
Эксплуатационные показатели, получение и свойства дизельных топлив
2.
Эксплуатационные показатели дизельного топлива.
3. Сжиженные нефтяные газы, сжатые природные газы.
4. Газоконденсатное и водородное топливо
Лабораторные занятия
11. Лабораторная работа № 11. Сравнение эксплуатационных и качественных показателей дизельного
топлива.
12. Лабораторная работа № 12. Сравнение эксплуатационных и качественных показателей
альтернативного дизельного топлива.
Содержание учебного материала
1. Моторные и трансмиссионные масла, пластичные смазки, их свойства, эксплуатационные
показатели Жидкости для системы охлаждения и гидросистем, аккумуляторные жидкости
2.Контрольная работа № 2 по 2 разделу
Тема 2.3
Автомобильные
смазочные
материалы и
специальные
жидкости
Всего за 2 раздел
Всего за 1 раздел
Всего за 2 раздел
Всего:
Промежуточная аттестация в виде экзамена
Итого
1
4/2
1
1
1
1
2
1
ОК 01, ОК 02,
ОК 04,
ОК 05, ОК 07,
ОК 09,
ПК 1.2, ПК 1.3,
ПК 2.1–2.8, ПК
3.1–3.4
1
2/0
1
1
8/6
10/12
8/6
18/18
36
6
42
ОК 01, ОК 02,
ОК 04,
ОК 05, ОК 07,
ОК 09,
ПК 1.2, ПК 1.3,
ПК 2.1–2.8, ПК
3.1–3.4
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины предусмотрены
следующие специальные помещения:
Лаборатория №15 материаловедения:
Посадочные места обучаю-щихся столов -13шт., стульев- 26 шт. Стол для
маломобиль-ных групп обучающихся.
Рабочее место преподавателя стол и стул -1шт., ноутбук с выходом в интернет-1 шт.,
принтер-1 шт., мультимедий-ный проектор-1шт., интерак-тивная доска-1шт., доска
клас-сная (меловая) -1 шт., рецирку-лятор-1шт.
Комплект учебно-наглядных пособий «Материаловедение»,
объемные модели металличе-ской кристаллической решетки – 6шт.
Методические указания для выполнения практических ра-бот- 1шт., сборник
стандартов-1шт., микрометр-1шт., штан-генциркуль-12шт., угломер-12шт.,
индикатор-1шт..
Методическое пособие по раз-делу «Стандартизация основ-ных норм
взаимозаменяемо-сти»-1шт., словарь терминов и определений-1шт..
Образцы металлов (стали, чу-гуна, цветных металлов и сплавов)-1комплект,
образцы неметаллических ма-териалов-1комплект.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
3.2.1. Основные печатные издания
1. Галимов Э. Р., Тарасенко Л. В. и др. Материаловедение для транспортного
машиностроения. Учебное пособие для СПО, 2-е изд., стер. / Э. Р. Галимов, Л. В.
Тарасенко — Санкт-Петербург : Лань, 2022. — 444 с. — ISBN 978-5-8114-8955-8.
2. Сапунов С. В. Материаловедение. Учебное пособие для СПО, 2-е изд., стер./
С. В. Сапунов — Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 208 с. — ISBN 978-5-8114-7909-2.
3. Земсков Ю. П., Асмолова Е. В. Материаловедение. Учебное пособие для СПО,
2-е изд., стер./ Ю. П. Земсков, Е. В. Асмолова — Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 228
с. — ISBN 978-5-8114-8482-9.
3.2.2. Основные электронные издания
1. Галимов Э. Р., Тарасенко Л. В. и др. Материаловедение для транспортного
машиностроения. Учебное пособие для СПО, 2-е изд., стер. / Э. Р. Галимов, Л. В.
Тарасенко — Санкт-Петербург : Лань, 2022. — 444 с. — ISBN 978-5-8114-8955-8. —
Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL:
https://e.lanbook.com/book/185923 (дата обращения: 01.02.2022). — Режим доступа:
для авториз. пользователей.
2. Сапунов С. В. Материаловедение. Учебное пособие для СПО, 2-е изд., стер./
С. В. Сапунов — Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 208 с. — ISBN 978-5-8114-7909-
2. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL:
https://e.lanbook.com/book/167188 (дата обращения: 01.02.2022). — Режим доступа:
для авториз. пользователей.
3. Земсков Ю. П., Асмолова Е. В. Материаловедение. Учебное пособие для СПО,
2-е изд., стер./ Ю. П. Земсков, Е. В. Асмолова — Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 228
с. — ISBN 978-5-8114-8482-9. — Текст : электронный // Лань : электроннобиблиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/176895 (дата обращения:
01.02.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
4.
Бондаренко,
Г. Г.
Материаловедение:
учебник
для
среднего
профессионального образования / Г. Г. Бондаренко, Т. А. Кабанова, В. В. Рыбалко; под
редакцией Г. Г. Бондаренко. – 2-е изд. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 329 с. –
(Профессиональное образование). – Текст: электронный // Образовательная
платформа Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/470070 (дата обращения:
22.12.2021).
5.
Материаловедение и технология материалов. В 2 ч. Часть 1: учебник для
среднего профессионального образования / Г. П. Фетисов [и др.]; под редакцией
Г. П. Фетисова. – 8-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. –
386 с. – (Профессиональное образование). – Текст: электронный // Образовательная
платформа Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/475384 (дата обращения:
22.12.2021).
6.
Материаловедение и технология материалов. В 2 ч. Часть 2: учебник для
среднего профессионального образования / Г. П. Фетисов [и др.]; под редакцией
Г. П. Фетисова. – 8-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. –
389 с. – (Профессиональное образование). – Текст: электронный // Образовательная
платформа Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/475385 (дата обращения:
22.12.2021).
7.
Материаловедение машиностроительного производства. В 2 ч. Часть 1:
учебник для среднего профессионального образования / А. М. Адаскин, Ю. Е. Седов,
А. К. Онегина, В. Н. Климов. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт,
2021. – 258 с. – (Профессиональное образование). – Текст: электронный //
Образовательная платформа Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/474751 (дата
обращения: 22.12.2021).
8. Материаловедение машиностроительного производства. В 2 ч. Часть 2:
учебник для среднего профессионального образования / А. М. Адаскин, Ю. Е. Седов,
А. К. Онегина, В. Н. Климов. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт,
2021. – 291 с. – (Профессиональное образование). – Текст: электронный //
Образовательная платформа Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/474753 (дата
обращения: 22.12.2021).
3.2.3. Дополнительные источники
1. Алексаньян И.М., Технология сборочных работ подъемно-транспортных,
строительных, дорожных средств и оборудования / И.М. Алексаньян И.М., Р.В.
Каргин, Г.В. Санамян . – Ростов-на-Дону: РГУПС, 2020. – 122 c.
2. Скворцова, Л.И. Курс лекций по дисциплине ОП 05 материаловедение: учеб.
пособие / Л.И. Скворцова. – Москва: ФГБУ ДПО «Учебно-методический центр по
образованию на железнодорожном транспорте», 2019. – 93 c.
3. Власова, И.Л. Материаловедение: учеб. пособие / И.Л. Власова. – Москва:
ФГБОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном
транспорте», 2016. – 129 c.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения2
Перечень знаний, осваиваемых
в рамках дисциплины:
– основные свойства,
классификация, характеристики
обрабатываемых материалов
Критерии оценки
– характеризует основные
свойства, классификацию,
характеристики
обрабатываемых
материалов.
– знает правила применения
охлаждающих и
смазывающих материалов;
– владеет основными
сведениями о
неметаллических,
прокладочных,
уплотнительных и
электротехнических
материалах, стали, их
классификацию.
Перечень умений, осваиваемых –
определяет
свойства
в рамках дисциплины:
материалов;
–
определять
свойства –
применяет
методы
материалов; применять методы обработки материалов;
обработки материалов
–
выбирает
материалы
для осуществления
профессиональной
деятельности
Методы оценки
Экспертное наблюдение и оценка
на лабораторных работах и
практических занятиях,
выполнение индивидуальных
заданий, подготовка докладов,
презентаций, выполнение
индивидуальных заданий
Экспертное наблюдение и оценка
на лабораторных работах и
практических
занятиях,
выполнение
индивидуальных
заданий, подготовка докладов,
презентаций,
выполнение
индивидуальных заданий