МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ "КРОПОТКИНСКИЙ ТЕХНИКУМ ТЕХНОЛОГИЙ И ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА" РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ СГ.06 Основы финансовой грамотности для профессий среднего профессионального образования 23.01.08 Слесарь по ремонту строительных машин. 2023 г. СОДЕРЖАНИЕ 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «СГ.06 Основы финансовой грамотности» 1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы Учебная дисциплина «СГ.06 Основы финансовой грамотности» является обязательной частью социально-гуманитарного цикла примерной основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по профессии 23.01.08 Слесарь по ремонту строительных машин. Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05. 1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания Код Умения Знания ПК, ОК ОК.2, ОК.3, ОК.5, ОК.6, ОК.9 -разбираться в финансовых институтах и финансовых продуктах, а также о способах получения информации об этих продуктах и институтах из различных источников; -использовать полученную информацию в процессе принятия решений о сохранении и накоплении денежных средств, при оценке финансовых рисков, при сравнении преимуществ и недостатков различных финансовых услуг в процессе выбора; -использовать такие способы повышения благосостояния, как инвестирование денежных средств, использование пенсионных фондов, создание собственного бизнеса. -основные банковские услуги, работу с ценными бумагами, налоговую систему РФ, основы страхования, финансовые механизмы деятельности фирм, основы бизнеспланирования, роль денег в современном мире и возможные денежные риски, основ построения семейного бюджета. 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем в часах Объем образовательной программы 36 Объем работы обучающихся во взаимодействии с преподавателем 36 в том числе: теоретическое обучение 26 практические работы 10 Самостоятельная работа 0 Промежуточная аттестация в форме комплексного экзамена 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Наименование разделов и тем Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся Объем, акад. ч / в том числе в форме практической подготовки, акад. ч 1 2 3 Тема 1. Банки: чем они Содержание учебного материала могут быть вам полезны 1. Банковская система России. 2. Центральный банк РФ. 3. Текущие счета и банковские карты. 4. Сберегательные вклады: как они работают и как сделать выбор. 5. Основные принципы накопления. Личная инфляция. 6. Кредиты: когда их брать и как оценить. Условия и способы получения кредитов. Виды кредитов. 7. Прочие услуги банков: ПИФы и кредитные карты. Практические занятия ПЗ № 1. Анализ назначения разных банковских услуг и видов вкладов. ПЗ № 2. Определение плюсов и минусов кредитования Тема 2. Фондовый и Содержание учебного материала валютный рынки: как его 1. Как работает фондовый и валютный рынки. использовать для роста 2. Виды ценных бумаг: облигации, акции. доходов 3. Рынок форекс. 4. Пассивное и активное инвестирование. 5. Пассивное и активное инвестирование. Практические занятия Коды компетенций и личностных результатов1, формированию которых способствует элемент программы 4 7/2 7 ОК.2, ОК.3, ОК.5, ОК.6, ОК.9 2 2 5/2 5 2 ОК.2, ОК.3, ОК.5, ОК.6, ОК.9 Тема 3. Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду Тема 4. Налоги: почему их надо платить и чем грозит неуплата ПЗ № 3. Определение информация по фондовому рынку, доходности и рискам при размещении сбережений в ценные бумаги. ПЗ № 4. Составление плана рисков Содержание учебного материала 1. .Понятия: страховые риски, страхование, страховщик, страхователь, выгодоприобретатель, страховой агент, страховой брокер, виды страхования для физических лиц (страхование жизни, страхование от несчастных случаев, медицинское страхование, страхование имущества, страхование гражданской ответственности), договор страхования, страховая ответственность, страховой случай, страховой полис, страховая премия, страховой взнос, страховые продукты 2. Страхование здоровья и жизни 3. Страхование имущества: как это работает 4. Страхование гражданской ответственности, обязательное страхование, добровольное страхование, ОСАГО, КАСКО Практические занятия ПЗ № 5. Анализ способов страхования. ПЗ №6. Составление схемы страхования Содержание учебного материала 1. Налоговая система РФ. 2. Налоговые вычеты, пеня. 3. Идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) 4. Подача налоговой декларации. Практические занятия ПЗ № 7.Анализ налогообложения и налоговых вычетов. Тема 5. Обеспеченная Содержание учебного материала старость: возможности 1. Обязательное пенсионное страхование пенсионного накопления 2. Добровольное пенсионное страхование. Тема 6.Финансовые Содержание учебного материала 4/2 4 ОК.2, ОК.3, ОК.5, ОК.6, ОК.9 2 4/1 4 ОК.2, ОК.3, ОК.5, ОК.6, ОК.9 1 2 2 6/1 ОК.2, ОК.3, ОК.5, ОК.6, ОК.9 механизмы работы фирмы 1. Взаимоотношения работодателя и сотрудников. 2. Резюме, испытательный срок, заработная плата, премии и бонусы, не денежные бонусы. 3. Лист нетрудоспособности, отпуск по беременности и родам, отпуск по уходу за ребёнком, выходное пособие. 4. Выручка, издержки и прибыль фирмы. 5. Инвестиции в развитие бизнеса. 6. Эффективность компании, банкротство и безработица. ПЗ№8. Составить хронологическое резюме Тема 7. Собственный Содержание учебного материала бизнес: как создать и не 1. Что такое успешная компания? потерять. 2. Показатели эффективности фирмы, факторы, влияющие на прибыль компании, рыночная стоимость компании. 3.Бизнес-идея, бизнес-ангелы, венчурные фонды, бизнес-инкубаторы. 4. Создание собственной компании: шаг за шагом. Практические занятия ПЗ № 9. Разработка бизнес-плана. Тема 8. Содержание учебного материала Антикоррупционное 1. Понятие коррупции 2. Антикоррупционное законодательство в России поведение. 3. Политическая власть и коррупция. 4. Коррупция – основа теневой экономики Практические занятия ПЗ №10. Законодательное обеспечение противодействия коррупции в истории России. Промежуточная аттестация Всего: . 6 4/1 4 ОК.2, ОК.3, ОК.5, ОК.6, ОК.9 ОК.2, ОК.3, ОК.5, ОК.6, ОК.9 1 4/1 4 1 1 36/10 ОК.2, ОК.3, ОК.5, ОК.6, ОК.9 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения: Кабинет «Финансовой грамотности и предпринимательской деятельности», оснащенный необходимым для реализации программы учебной дисциплины оборудованием: доской учебной, рабочим местом преподавателя, столами, стульями (по числу обучающихся), техническими средствами (компьютером, средствами аудиовизуализации, наглядными пособиями). 3.2. Информационное обеспечение реализации программы Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемые для использования в образовательном процессе 3.2.1. Основные печатные и электронные издания 1. Жданова, А. О. Финансовая грамотность: материалы для обучающихся СПО / А.О. Жданова. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2020. – 399 с. 3.2.2 Дополнительные источники 1. Жданова А.О. Финансовая грамотность: учебная программа. СПО. – Москва: ВИТА-ПРЕСС, 2020 (Сер. «Учимся разумному финансовому поведению».) 2. Брехова Ю.В. Финансовая грамотность: материалы для обучающихся 10-11кл. М.: ВАКО, 2018 3. Агентство по страхованию вкладов – официальный сайт. Режим доступа: www.asv.ru 4. Дружи с финансами. Национальная программа повышения финансовой грамотности граждан. Режим доступа: Вашифинансы.рф 5. Кредитный калькулятор. Режим доступа: www.calculator-credit.ru 6. Целевая Программа Калининградской области "Повышение уровня финансовой грамотности жителей Калининградской области в 2011-2016 годах» Режим доступа: 39фг.рф 7. Центральный банк Российской Федерации – официальный сайт. Режим доступа: www.cbr.ru 8. Консультант плюс. Режим доступа: www.consultant.ru 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Критерии оценки Результаты обучения Методы оценки Перечень знаний, осваиваемых в рамках дисциплины: -основные банковские услуги, работу с ценными бумагами, налоговую систему РФ, основы страхования, финансовые механизмы деятельности фирм, основы бизнес-планирования, роль денег в современном мире и возможные денежные риски, основ построения семейного бюджета. Перечень умений, осваиваемых в рамках дисциплины: -разбираться в финансовых институтах и финансовых продуктах, а также о способах получения информации об этих продуктах и институтах из различных источников; -использовать полученную информацию в процессе принятия решений о сохранении и накоплении денежных средств, при оценке финансовых рисков, при сравнении преимуществ и недостатков различных финансовых услуг в процессе выбора; -использовать такие способы повышения благосостояния, как инвестирование денежных средств, использование пенсионных фондов, создание собственного бизнеса. Полнота ответов, точность формулировок, не менее 75% правильных ответов. Не менее 75% правильных ответов. Актуальность темы, адекватность результатов поставленным целям, полнота ответов, точность формулировок, адекватность применения терминологии Текущий контроль при проведении: -письменного/устного опроса; -тестирования; Промежуточная аттестация в форме комбинированного экзамена - готовность обучающегося соответствовать ожиданиям работодателей: ответственный сотрудник, дисциплинированный, трудолюбивый, нацеленный на достижение поставленных задач, эффективно взаимодействующий с членами команды, сотрудничающий с другими людьми, проектно мыслящий. - осознавать приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности. - проявлять и демонстрировать уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа».-