2023 ОБЖ машинисты (2)

Министерство образования, науки и молодежной политики
Краснодарского края
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Краснодарского края
«Кропоткинский техникум технологий и железнодорожного транспорта»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОД.10 Основы безопасности жизнедеятельности
по профессии СПО
23.01.09 Машинист локомотива

Срок обучения 2 года 10 месяцев
на базе основного общего образования
Форма обучения: очная

2023 г.

СОДЕРЖАНИЕ

1.Общая
характеристика
примерной
рабочей
программы
общеобразовательной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности»
................................................................................................................................... 4
2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины .........Ошибка!
Закладка не определена.
3. Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины ........ 19
4. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины
................................................................................................................................. 43
5. Основные печатные издания
38

3

1. Общая характеристика примерной рабочей программы
общеобразовательной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности»
1.1.
Место
дисциплины
образовательной программы:

в

структуре

основной

профессиональной

Общеобразовательная
дисциплина
ОД10
«Основы
безопасности
жизнедеятельности» является обязательной частью общеобразовательного цикла
образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии 23.01.09 Машинист
локомотива
1.2. Цели и планируемые результаты освоения дисциплины:
1.2.1. Цели дисциплины
Содержание программы общеобразовательной дисциплины «Основы безопасности
жизнедеятельности» направлено на достижение следующих целей: формирование
компетенций, обеспечивающих повышение уровня защищенности жизненно важных
интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз.
1.2.2. Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в
соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО
Особое значение дисциплина ОБЖ имеет при формировании и развитии ОК и ПК.
Общие компетенции
Код
ОК 1.
ОК 2.
ОК 3.

ОК 4.
ОК 5.
ОК 6.

ОК 7.
ОК 8.
ОК 9.

Наименование общих компетенций
Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности
применительно к различным контекстам;
Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации
информации и информационные технологии для выполнения задач
профессиональной деятельности;
Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное
развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере,
использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных
ситуациях;
Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;
Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном
языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и
культурного контекста;
Проявлять
гражданско-патриотическую
позицию,
демонстрировать
осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей,
в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных
отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения;
Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению,
применять знания об изменении климата, принципы бережливого
производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;
Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления
здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания
необходимого уровня физической подготовленности;
Пользоваться профессиональной документацией на государственном и
иностранном языках.
(п. 5.3 в ред. Приказа Минпросвещения России от 01.09.2022 N 796)
4

Основные виды деятельности и профессиональные компетенции
Код
ВД 1.
ПК 1.1.

Наименование видов профессиональной деятельности и
профессиональных компетенций
Техническое обслуживание и ремонт локомотива (электровоз).
Проверять взаимодействие узлов локомотива.

ПК 1.1.

Производить монтаж, разборку, соединение и регулировку частей ремонтируемого объекта
локомотива.
Управление и техническая эксплуатация локомотива (электровоз) под
руководством машиниста
Осуществлять приемку и подготовку локомотива к рейсу.

ПК 1.2.

Обеспечивать управление локомотивом

ПК 1.3

Осуществлять контроль работы устройств, узлов и агрегатов локомотива.

ПК 1.2.
ВД 2.

Личностные результаты
реализации программы воспитания
(дескрипторы)

Осознающий себя гражданином и защитником великой страны.
Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий
приверженность принципам честности, порядочности, открытости,
экономически активный и участвующий в студенческом и
территориальном самоуправлении, в том числе на условиях
добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в
деятельности общественных организаций.
Соблюдающий
нормы
правопорядка,
следующий
идеалам
гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод
граждан России. Лояльный к установкам и проявлениям
представителей субкультур, отличающий их от групп с
деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий
неприятие и предупреждающий социально опасное поведение
окружающих.
Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда,
осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к
формированию в сетевой среде личностно и профессионального
конструктивного «цифрового следа».
Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической
памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине,
принятию традиционных ценностей
многонационального народа
России.
Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность к
участию в социальной поддержке и волонтерских движениях.
Осознающий
приоритетную
ценность
личности
человека;
уважающий собственную и чужую уникальность в различных
ситуациях, во всех формах и видах деятельности.
Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям
различных этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных
групп. Сопричастный к сохранению, преумножению и трансляции
культурных традиций и ценностей многонационального российского
государства.
Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и
безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо

Код личностных
результатов
реализации
программы
воспитания
ЛР 1

ЛР 2

ЛР 3

ЛР 4

ЛР 5
ЛР 6
ЛР 7

ЛР 8

ЛР 9
5

преодолевающий зависимости от алкоголя, табака, психоактивных
веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий психологическую
устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся
ситуациях.
Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой
ЛР 10
безопасности, в том числе цифровой.
Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий
ЛР 11
основами эстетической культуры.
Принимающий семейные ценности, готовый к созданию семьи и
воспитанию детей; демонстрирующий неприятие насилия в семье,
ЛР 12
ухода от родительской ответственности, отказа от отношений со
своими детьми и их финансового содержания.
Личностные результаты
реализации программы воспитания,
определенные отраслевыми требованиями к деловым качествам личности
Готовность обучающегося соответствовать ожиданиям
работодателей: ответственный сотрудник, дисциплинированный,
трудолюбивый, нацеленный на достижение поставленных задач,
ЛР 13
эффективно взаимодействующий с членами команды,
сотрудничающий с другими людьми, проектно мыслящий.
Приобретение обучающимся навыка оценки информации в цифровой
среде, ее достоверность, способности строить логические
ЛР 14
умозаключения на основании поступающей информации и данных.
Приобретение обучающимися социально значимых знаний о нормах и
традициях поведения человека как гражданина и патриота своего
ЛР 15
Отечества.
Приобретение обучающимися социально значимых знаний о правилах
ведения экологического образа жизни о нормах и традициях трудовой
ЛР 16
деятельности человека о нормах и традициях поведения человека в
многонациональном, многокультурном обществе.
Ценностное отношение обучающихся к своему Отечеству, к своей
малой и большой Родине, уважительного отношения к ее истории и
ЛР 17
ответственного отношения к ее современности.
Ценностное отношение обучающихся к людям иной национальности,
ЛР 18
веры, культуры; уважительного отношения к их взглядам.
Уважительное отношения обучающихся к результатам собственного и
ЛР 19
чужого труда.
Ценностное отношение обучающихся к своему здоровью и здоровью
ЛР 20
окружающих, ЗОЖ и здоровой окружающей среде и т.д.
Приобретение обучающимися опыта личной ответственности за
ЛР 21
развитие группы обучающихся.
Приобретение навыков общения и самоуправления.
ЛР 22
Получение обучающимися возможности самораскрытия и
ЛР 23
самореализация личности.
Ценностное отношение обучающихся к культуре, и искусству, к
ЛР 24
культуре речи и культуре поведения, к красоте и гармонии.
Личностные результаты
реализации программы воспитания,
определенные субъектом Российской Федерации1(при наличии)
Признающий ценность непрерывного образования,
ориентирующийся в изменяющемся рынке труда, избегающий
ЛР -КК 1
безработицы; управляющий собственным профессиональным
развитием; рефлексивно оценивающий собственный жизненный

6

опыт, критерии личной успешности.
Экономически активный, предприимчивый, готовый к самозанятости.
ЛР -КК 2
Личностные результаты
реализации программы воспитания,
определенные ключевыми работодателями2(при наличии)
Готовый к самостоятельной профессиональной деятельности в
современном обществе, проявляющий высокопрофессиональную
ЛР - Р1
трудовую активность
Гибко реагирующий на проявление новых форм трудовой
ЛР - Р2
деятельности, готовый к их освоению.
Готовый к профессиональной конкуренции и конструктивной
ЛР - Р3
реакции на критику.
Личностные результаты
реализации программы воспитания,
определенные субъектами образовательного процесса3(при наличии)
Демонстрирующий приверженность принципам честности,
ЛР -Т1
порядочности, открытости.
Препятствующий действиям, направленным на ущемление прав или
ЛР -Т2
унижение достоинства (в отношении себя или других людей)
Готовый к общению и взаимодействию с людьми самого разного
статуса и в многообразных обстоятельствах. Понимающий сущность
нравственных качеств и черт характера окружающих людей и,
ЛР- Т3
следовательно, умеющий находить индивидуальный подход к
каждому человеку

7

Код и наименование
формируемых компетенций
ОК 01. Выбирать способы
решения задач
профессиональной
деятельности применительно
к различным контекстам

Планируемые образовательные результаты обучения
Общие4
Дисциплинарные5
В части трудового воспитания:
- сформировать представления о
- готовность к труду, осознание ценности возможных источниках опасности в
мастерства, трудолюбие;
различных ситуациях (в быту,
- готовность к активной деятельности
транспорте, общественных местах, в
технологической и социальной направленности,
способность инициировать, планировать и природной
самостоятельно выполнять такую деятельность; среде, в социуме, в цифровой среде);
интерес
к
различным
сферам владение основными способами
профессиональной деятельности,
предупреждения опасных и
Овладение
универсальными
учебными экстремальных ситуаций;
познавательными действиями:
- знать порядок действий в
а) базовые логические действия:
экстремальных и чрезвычайных
самостоятельно
формулировать
и
актуализировать проблему, рассматривать ее ситуациях
всесторонне;
- устанавливать существенный признак или
основания для сравнения, классификации и
обобщения;
- определять цели деятельности, задавать
параметры и критерии их достижения;
- выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых явлениях;
- вносить коррективы в деятельность, оценивать
соответствие результатов целям, оценивать
риски последствий деятельности;
- развивать креативное мышление при решении
жизненных проблем

4

8

б) базовые исследовательские действия:
- владеть навыками учебно-исследовательской и
проектной деятельности, навыками разрешения
проблем;
- выявлять причинно-следственные связи и
актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее
решения,
находить
аргументы
для
доказательства своих утверждений, задавать
параметры и критерии решения;
- анализировать полученные в ходе решения
задачи результаты, критически оценивать их
достоверность, прогнозировать изменение в
новых условиях;
- уметь переносить знания в познавательную и
практическую области жизнедеятельности;
- уметь интегрировать знания из разных
предметных областей;
выдвигать
новые
идеи,
предлагать
оригинальные подходы и решения;
- способность их использования в
познавательной и социальной практике

ОК
02.
Использовать
современные
средства
поиска,
анализа
и
интерпретации информации,
и
информационные
технологии для выполнения
задач
профессиональной

В области ценности научного познания:
сформированность
мировоззрения,
соответствующего
современному
уровню
развития науки и общественной практики,
основанного
на
диалоге
культур,
способствующего осознанию своего места в
поликультурном мире;
- совершенствование языковой и читательской

проявить
нетерпимость
к
проявлениям насилия в социальном
взаимодействии;
- знать о способах безопасного
поведения в цифровой среде;
- уметь применять их на практике;
- уметь распознавать опасности в
9

деятельности

культуры как средства взаимодействия между
людьми и познания мира;
- осознание ценности научной деятельности,
готовность
осуществлять
проектную
и
исследовательскую
деятельность
индивидуально и в группе;
Овладение
универсальными
учебными
познавательными действиями:
в) работа с информацией:
- владеть навыками получения информации из
источников разных типов, самостоятельно
осуществлять поиск, анализ, систематизацию и
интерпретацию информации различных видов и
форм представления;
- создавать тексты в различных форматах с
учетом назначения информации и целевой
аудитории, выбирая оптимальную форму
представления и визуализации;
- оценивать достоверность, легитимность
информации, ее соответствие правовым и
морально-этическим нормам;
- использовать средства информационных и
коммуникационных технологий в решении
когнитивных,
коммуникативных
и
организационных
задач
с
соблюдением
требований эргономики, техники безопасности,
гигиены, ресурсосбережения, правовых и
этических
норм,
норм
информационной
безопасности;
- владеть навыками распознавания и защиты
информации, информационной безопасности
личности;

цифровой
среде (в том числе криминального
характера, опасности вовлечения в
деструктивную деятельность) и
противодействовать им

10

ОК 03. Планировать
и
реализовывать собственное
профессиональное
и
личностное
развитие,
предпринимательскую
деятельность
в
профессиональной
сфере,
использовать
знания
по
финансовой грамотности в
различных
жизненных
ситуациях

В области духовно-нравственного воспитания:
- сформированность нравственного сознания,
этического поведения;
- способность оценивать ситуацию и принимать
осознанные
решения,
ориентируясь
на
морально-нравственные нормы и ценности;
- осознание личного вклада в построение
устойчивого будущего;
- ответственное отношение к своим родителям и
(или) другим членам семьи, созданию семьи на
основе осознанного принятия ценностей
семейной жизни в соответствии с традициями
народов России;
Овладение универсальными регулятивными
действиями:
а) самоорганизация:
- самостоятельно осуществлять познавательную
деятельность, выявлять проблемы, ставить и
формулировать
собственные
задачи
в
образовательной деятельности и жизненных
ситуациях;
- самостоятельно составлять план решения
проблемы с учетом имеющихся ресурсов,
собственных возможностей и предпочтений;
- давать оценку новым ситуациям;
способствовать формированию и проявлению
широкой эрудиции в разных областях знаний,

- сформировать представления о
ценности безопасного поведения для
личности, общества, государства;
знание
правил
безопасного
поведения
и
способов
их
применения
в
собственном
поведении;
- владеть основами медицинских
знаний: владеть приемами оказания
первой помощи при неотложных
состояниях;
знать
меры
профилактики инфекционных и
неинфекционных
заболеваний,
сохранения психического здоровья;
сформировать
представления
о
здоровом образе жизни и его роли в
сохранении
психического
и
физического здоровья, негативного
отношения к вредным привычкам;
знать о необходимых действиях при
чрезвычайных ситуациях биологосоциального характера;
- сформировать представления о
роли России в современном мире;
угрозах военного характера; роли
Вооруженных
Сил
Российской
Федерации в
11

постоянно повышать свой образовательный и
культурный уровень;
б) самоконтроль:
использовать приемы рефлексии для оценки
ситуации, выбора верного решения;
- уметь оценивать риски и своевременно
принимать решения по их снижению;
в) эмоциональный интеллект, предполагающий
сформированность:
внутренней
мотивации,
включающей
стремление к достижению цели и успеху,
оптимизм, инициативность, умение действовать,
исходя из своих возможностей;
- эмпатии, включающей способность понимать
эмоциональное состояние других, учитывать его
при осуществлении коммуникации, способность
к сочувствию и сопереживанию;
социальных
навыков,
включающих
способность выстраивать отношения с другими
людьми, заботиться, проявлять интерес и
разрешать конфликты
ОК 04. Эффективно
готовность
к
саморазвитию,
взаимодействовать и работать самостоятельности и самоопределению;
в коллективе и команде
-овладение
навыками
учебноисследовательской, проектной и социальной
деятельности;
Овладение универсальными коммуникативными
действиями:

обеспечении мира; знать основы
обороны государства и воинской
службы;
прав и обязанностей гражданина в
области гражданской обороны; знать
действия при сигналах гражданской
обороны

знать
основы
безопасного,
конструктивного общения,
- уметь различать опасные явления в
социальном взаимодействии, в том
числе
криминального характера;
- уметь предупреждать опасные
12

ОК
06.
Проявлять
гражданско-патриотическую
позицию,
демонстрировать
осознанное поведение на
основе
традиционных

б) совместная деятельность:
- понимать и использовать преимущества
командной и индивидуальной работы;
- принимать цели совместной деятельности,
организовывать и координировать действия по
ее достижению: составлять план действий,
распределять роли с учетом мнений участников
обсуждать результаты совместной работы;
- координировать и выполнять работу в
условиях
реального,
виртуального
и
комбинированного взаимодействия;
- осуществлять позитивное стратегическое
поведение в различных ситуациях, проявлять
творчество и воображение, быть инициативным
Овладение универсальными регулятивными
действиями:
г) принятие себя и других людей:
- принимать мотивы и аргументы других людей
при анализе результатов деятельности;
- признавать свое право и право других людей
на ошибки;
- развивать способность понимать мир с
позиции другого человека
осознание
обучающимися
российской
гражданской идентичности;
- целенаправленное развитие внутренней
позиции личности на основе духовнонравственных ценностей народов Российской

явления и противодействовать им

- сформировать представления о
ценности безопасного поведения для
личности, общества, государства;
знание правил безопасного поведения
и способов их применения в
13

общечеловеческих ценностей,
в том числе с учетом
гармонизации
межнациональных
и
межрелигиозных отношений,
применять
стандарты
антикоррупционного
поведения

Федерации, исторических и национальнокультурных традиций, формирование системы
значимых ценностно-смысловых установок,
антикоррупционного
мировоззрения,
правосознания,
экологической
культуры,
способности ставить цели и строить жизненные
планы;
В части гражданского воспитания:
- осознание своих конституционных прав и
обязанностей, уважение закона и правопорядка;
- принятие традиционных национальных,
общечеловеческих
гуманистических
и
демократических ценностей;
готовность
противостоять
идеологии
экстремизма,
национализма,
ксенофобии,
дискриминации по социальным, религиозным,
расовым, национальным признакам;
- готовность вести совместную деятельность в
интересах гражданского общества, участвовать
в самоуправлении в общеобразовательной
организации и детско-юношеских организациях;
- умение взаимодействовать с социальными
институтами в соответствии с их функциями и
назначением;
- готовность к гуманитарной и волонтерской
деятельности;
патриотического воспитания:

собственном поведении;
знать
основы
безопасного,
конструктивного общения, уметь
различать опасные явления в
социальном взаимодействии, в том
числе
криминального характера; умение
предупреждать опасные явления и
противодействовать им;
- сформировать представления об
опасности и негативном влиянии на
жизнь
личности,
общества,
государства экстремизма, терроризма;
знать
роль
государства
в
противодействии терроризму; уметь
различать приемы вовлечения в
экстремистскую и террористическую
деятельность и противодействовать
им; знать порядок действий при
объявлении
разного
уровня
террористической опасности; знать
порядок
действий
при
угрозе
совершения террористического акта;
совершении террористического акта;
проведении контртеррористической
операции;
- сформировать представления о
роли России в современном мире;
угрозах военного характера; роли
Вооруженных
Сил
Российской
14

- сформированность российской гражданской
идентичности, патриотизма, уважения к своему
народу,
чувства
ответственности
перед
Родиной, гордости за свой край, свою Родину,
свой язык и культуру, прошлое и настоящее
многонационального народа России;
- ценностное отношение к государственным
символам, историческому и природному
наследию, памятникам, традициям народов
России, достижениям России в науке, искусстве,
спорте, технологиях и труде;
- идейная убежденность, готовность к служению
и защите Отечества, ответственность за его
судьбу;
освоенные обучающимися межпредметные
понятия и универсальные учебные действия
(регулятивные,
познавательные,
коммуникативные);
способность
их
использования
в
познавательной
и
социальной
практике,
готовность к самостоятельному планированию и
осуществлению
учебной
деятельности,
организации учебного сотрудничества с
педагогическими работниками и сверстниками,
к участию в построении индивидуальной
образовательной траектории;
овладение
навыками
учебноисследовательской, проектной и социальной
деятельности

Федерации в обеспечении мира;
знать основы обороны государства и
воинской
службы;
прав
и
обязанностей гражданина в области
гражданской
обороны;
знать
действия при сигналах гражданской
обороны;
- знать основы государственной
политики
в
области
защиты
населения
и
территорий
от
чрезвычайных ситуаций различного
характера; знание задач и основных
принципов
организации
Единой
системы
предупреждения
и
ликвидации
последствий
чрезвычайных ситуаций, прав и
обязанностей гражданина в этой
области;
- знать основы государственной
системы,
российского
законодательства, направленных на
защиту населения от внешних и
внутренних угроз; сформировать
представления о роли государства,
общества и личности в обеспечении
безопасности

15

ОК
07.
Содействовать
сохранению
окружающей
среды, ресурсосбережению,
применять
знания
об
изменении
климата,
принципы
бережливого
производства,
эффективно
действовать в чрезвычайных
ситуациях

В области экологического воспитания:
- сформированность экологической культуры,
понимание влияния социально-экономических
процессов
на
состояние
природной
и
социальной среды, осознание глобального
характера экологических проблем;
- планирование и осуществление действий в
окружающей среде на основе знания целей
устойчивого развития человечества;
активное неприятие действий, приносящих вред
окружающей среде;
- умение прогнозировать неблагоприятные
экологические последствия предпринимаемых
действий, предотвращать их;
расширение
опыта
деятельности
экологической направленности;
овладение
навыками
учебноисследовательской, проектной и социальной
деятельности;

- сформировать представления о
возможных источниках опасности в
различных ситуациях (в быту,
транспорте, общественных местах, в
природной среде, в социуме, в
цифровой среде); владеть основными
способами предупреждения опасных
и экстремальных ситуаций; знать
порядок действий в экстремальных и
чрезвычайных ситуациях;
- сформировать представления о
важности
соблюдения
правил
дорожного
движения
всеми
участниками
движения,
правил
безопасности на транспорте. Знать
правила безопасного поведения на
транспорте, уметь применять их на
практике, знать о порядке действий в
опасных,
экстремальных
и
чрезвычайных
ситуациях
на
транспорте;
- знать о способах безопасного
поведения в природной среде; уметь
применять их на практике; знать
порядок действий при чрезвычайных
ситуациях природного характера;
сформировать представления об
экологической
безопасности,
16

ценности бережного отношения к
природе,
разумного
природопользования;
знать
основы
пожарной
безопасности; уметь применять их на
практике
для
предупреждения
пожаров; знать порядок действий при
угрозе пожара и пожаре в быту,
общественных местах, на транспорте,
в природной среде; знать права и
обязанности граждан в области
пожарной безопасности
ОК 08. Использовать средства
физической культуры для
сохранения и укрепления
здоровья
в
процессе
профессиональной
деятельности и поддержания
необходимого
уровня
физической
подготовленности

готовность
к
саморазвитию,
самостоятельности и самоопределению;
- наличие мотивации к обучению и личностному
развитию;
В части физического воспитания:
- сформированность здорового и безопасного
образа жизни, ответственного отношения к
своему здоровью;
потребность
в
физическом
совершенствовании,
занятиях
спортивнооздоровительной деятельностью;
- активное неприятие вредных привычек и иных
форм причинения вреда физическому и
психическому здоровью;
Овладение универсальными регулятивными
действиями:

- владеть основами медицинских
знаний: владеть приемами оказания
первой помощи при неотложных
состояниях;
знать
меры
профилактики инфекционных и
неинфекционных
заболеваний,
сохранения психического здоровья;
сформировать
представления
о
здоровом образе жизни и его роли в
сохранении
психического
и
физического здоровья, негативного
отношения к вредным привычкам;
знать о необходимых действиях при
чрезвычайных ситуациях биологосоциального характера
17

а) самоорганизация:
- самостоятельно составлять план решения
проблемы с учетом имеющихся ресурсов,
собственных возможностей и предпочтений;
- давать оценку новым ситуациям;
- расширять рамки учебного предмета на основе
личных предпочтений;
- делать осознанный выбор, аргументировать
его, брать ответственность за решение;
- оценивать приобретенный опыт;
- способствовать формированию и проявлению
широкой эрудиции в разных областях знаний,
постоянно повышать свой образовательный и
культурный уровень

18

2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
При реализации содержания общеобразовательной дисциплины «Основы
безопасности жизнедеятельности» в пределах освоения ОПОП на базе
основного общего образования с получением среднего общего образования
максимальная учебная нагрузка обучающихся составляет 102 часа:
из них аудиторная учебная нагрузка – 68 часов.
самостоятельная работа 34- часа
теоретическое обучение -46 часа
практические занятия - 21 час.
Дифференцированный зачет - 1час
Вид учебной работы
Объем образовательной программы дисциплины

Объем в часах
68

в т.ч.
Основное содержание

56

в т. ч.:
теоретическое обучение

46

практические занятия

10

Профессионально ориентированное содержание (содержание
прикладного модуля)
в т. ч.:

11

практическое обучение

11

Индивидуальный проект (да/нет)

нет

Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет)

1

19

2.2. Тематический план и содержание дисциплины
Наименование разделов и
тем

Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия,
прикладной модуль (при наличии)

Объем
часов

Формируемые
компетенции

1

2

3

4

12

ОК 01; ОК 02, ОК
04;
ОК 07; ОК 08
ОК 02; ОК 04; ОК
07

Основное содержание
Раздел 1. Мир опасностей
современной молодежи
Тема
1.1
В
чем
особенности
картины
опасностей
современной
молодежи

Содержание учебного материала

2

Комбинированное занятие
Понятие: опасность — это способность явлений, процессов, объектов в
системе «человек – среда обитания» в определенных условиях причинять
вред людям, природной среде и материальным ресурсам;
опасность как система – «объект защиты - источник опасности негативное воздействие,
опасность как процесс 1) накопления отклонений от нормального
состояния или процесса; 2) инициирование негативной
способности/чрезвычайного события; 3) актуализация негативных
факторов; 4) локализация/прекращение действия негативных факторов;

1

Комбинированное занятие

1

Опасностей современной молодежи
предметное действие: моделирование поля опасностей на примере
современной молодежи;
правило действия : чтобы выявить и описать опасности нужно определить
условия, при которых элемент системы человек – среда обитания
20

становится причиной нанесения вреда человеку алгоритм выявления и
классификации опасностей (по происхождению, по кругам опасностей)

Тема 1.2 Как выявить
опасности развития

Самостоятельная работа с учебной и специальной, технической
литературой . Подготовка к лабораторным и практическим занятиям с
использованием методических рекомендаций преподавателя.
Подготовить рефераты, сообщения, выступления, доклады по теме:
1. "Система человек –среда обитания";
Содержание учебного материала

1

2

ОК 02; ОК 04; ОК
07

Комбинированное занятие
Понятие: опасности развития - это способность явлений, процессов,
объектов в системе «человек/общество – Жизнь» в определенных
условиях препятствовать/нарушать закон сохранения Жизни
Предметное действие: целе-и ценностное полагание в ситуации
конфликта в развитии между требованием сохранения Жизни и
дефицитами в развитии
Правило действия: чтобы выявить, что является опасным
фактором/препятствием на пути к прогрессу общества/самореализации
человека (мечте/цели), необходимо соотнести требование закона
сохранения Жизни как общественного и человеческого смысла/ нормы
развития с внутренними и внешними условиями его нарушения

1

Комбинированное занятие

1

Алгоритм целе-и ценностного полагания в ситуации конфликта в
развитии
Самостоятельная работа с учебной и специальной, технической
литературой . Подготовка к лабораторным и практическим занятиям с
использованием методических рекомендаций преподавателя.
Подготовить рефераты, сообщения, выступления, доклады по теме:

2

21

Тема 1.3. Как выявить и
описать
опасности
на
дорогах

2.Общие обязаности водителя транспортного средства.
3.обязаности водителя скутера, велосипедиста по соблюдению правил
дорожного движения
Содержание учебного материала

2

Комбинированное занятие

1

ОК 02; ОК 04; ОК
07

Опасности для разных участников дорожного движения (пешеход,
электросамокатчик/райдер, мотоциклист);
Практическое занятие 1

Тема 1.4. Как выявить и
описать
опасности
в
ситуации
пожара
в
общественном месте

Понятие: опасности на дорогах - это способность явлений, процессов,
объектов в системе «человек-участник дорожного движения – среда
дорожного движения» в определенных условиях причинять вред людям,
среде и материальным ресурсам;
Правило действия: чтобы выявить и описать опасности на дорогах нужно
определить условия, при которых элемент системы «человек-участник
дорожного движения – среда дорожного движения» становится причиной
нанесения вреда человеку;
Алгоритм выявления и описания опасностей на дорогах
Самостоятельная работа с учебной и специальной, технической
литературой . Подготовка к лабораторным и практическим занятиям с
использованием методических рекомендаций преподавателя.
Подготовить рефераты, сообщения, выступления, доклады по теме:
4.Дорожные знаки
5. Требования к средствам индивидуальной мобильности (СИМ)
Содержание учебного материала

1

2

2

ОК 04; ОК 07

Комбинированное занятие
Опасности пожара в общественном месте
Понятие: опасность пожара в общественном месте – это способность
явлений, процессов горения, горючих материалов и объектов причинять

1
22

вред людям и материальным ресурсам;
Практическое занятие 2
Алгоритм выявления и описание опасностей в ситуации пожара в
общественном месте (на примере торгового центра, кинотеатра, клуба)
Средства пожаротушения, огнетушители.
Самостоятельная работа№4 с учебной и специальной, технической
литературой. Подготовка к лабораторным и практическим занятиям с
использованием методических рекомендаций преподавателя.
Подготовить рефераты, сообщения, выступления, доклады по теме:
6.Виды огнетушителей
7.Первичные средства пожаротушения
Тема 1.5 Как выявить и
описать
опасности
в
ситуации
захвата
заложников
в
общественном месте (ЧС)

Содержание учебного материала

1

2

2

ОК 04; ОК 07;

Комбинированное занятие
Уголовная ответственность за террористическую деятельность

1

Практическое занятие 3
Понятие: опасности ситуации захвата заложников в общественном месте
предметное действие: выявить и описать опасности в ситуации захвата
заложников в общественном месте
правило действия: чтобы выявить и описать опасности нужно определить
условия, при которых заложнику может быть нанесен вред
алгоритм выявления и описания опасностей в ситуации захвата
заложников террористами, стрельбе в общественных местах (колледже,
публичном мероприятии)
Самостоятельная работа с учебной и специальной, технической
литературой. Подготовка к лабораторным и практическим занятиям с
использованием методических рекомендаций преподавателя.
Подготовить рефераты, сообщения, выступления, доклады по теме:

1

2

23

Тема 1.6
студентов

По

выбору

8.Террористический акт в г.Беслан
9.Виды терроризма
Содержание учебного материала

2

ОК 1; ОК 02; ОК
04;
ОК 07;

Комбинированное занятие
Предметное действие: выявлять и описывать опасности в окружающей
среде.
Комбинированное занятие
Понятие: опасности
Защиты от опасностей, в том числе в чрезвычайных ситуациях;
Правило действия:
Алгоритм
Раздел 2 Методы оценки
риска
Тема 2.1
опасности

Как

измерять

Содержание учебного материала

1

1
12

ОК 02; ОК 04; ОК
07;ОК 08

2

ОК 02; ОК04;ОК07;

Комбинированное занятие
Понятие: риск – это количественная мера опасности, сочетание 1)
вероятности (или частоты) нанесения ущерба и 2) тяжести этого ущерба
для объекта защиты;
- приемлемый риск - уровень опасности, который на данном этапе
социально-экономического и научно-технического развития общество
считает допустимым
Комбинированное занятие
Предметное действие: определение вероятности осуществления риска и
масштаба последствий воздействия вредных и опасных факторов среды
для разработки/выбора мер по профилактике и защите
Правило действия: чтобы оценить риск, нужно рассчитать вероятность
наступления негативного события и определить тяжесть его последствий

1

1

24

Тема 2.2. Как
риски на дорогах

оценить

Содержание учебного материала

ОК 04; ОК 07;

Комбинированное занятие
Понятие: риски на дорогах - количественная мера опасности для
участника дорожного движения, сочетающая риск 1) вероятности (или
частоты) негативного события/ДТП и 2) тяжести его ущерба жизни и
здоровью;
Предметное действие: определение вероятности осуществления риска
(по формуле) и масштаба последствий воздействия опасных факторов
дорожного движения в отношении различных его участников для
разработки/выбора мер по профилактике и защите
Правило действия: чтобы оценить риск негативного события/ДТП для
участника дорожного движения, нужно рассчитать вероятность
наступления негативного события и определить тяжесть его последствий
для участника дорожного движения
Алгоритм оценки риска для разных участников дорожного движения
(пешеход, электросамокатчик/райдер, мотоциклист)
Комбинированное занятие

Тема 2.3 Как оценить риски
в ситуации пожара в
общественном месте (ЧС)

2

Алгоритм оценки риска для разных участников дорожного движения
(пешеход, электросамокатчик/райдер, мотоциклист)
Самостоятельная работа с учебной и специальной, технической
литературой. Подготовка к лабораторным и практическим занятиям с
использованием методических рекомендаций преподавателя.
Подготовить рефераты, сообщения, выступления, доклады по теме:
10.Ответственность за нарушение правил дорожного движения.
Содержание учебного материала

1

1

1

2

ОК 02; ОК 04; ОК
07;

Комбинированное занятие
Алгоритм оценки рисков опасных факторов пожара в общественном
месте (торговом центре, клубе, интернате для престарелых)

1
25

Комбинированное занятие

Тема 2.4. Как оценить риск
реализации
ситуации
захвата
заложников/стрельбы
в
общественном месте (ЧС)

Риски в ситуации пожара в общественном месте - количественная мера
опасности для посетителя, сочетающая риск 1) вероятности (или частоты)
пожара и 2) тяжести его ущерба жизни и здоровью от опасных факторов
пожара (ожоги, отравление угарным газом, гибель)
Предметное действие: определение вероятности осуществления риска
пожара в общественном месте
Правило действия: чтобы оценить риск негативного события - пожара в
общественном месте, нужно рассчитать вероятность его наступления (по
формуле) и определить тяжесть его последствий для посетителей

1

Самостоятельная работа с учебной и специальной, технической
литературой. Подготовка к лабораторным и практическим занятиям с
использованием методических рекомендаций преподавателя.
Подготовить рефераты, сообщения, выступления, доклады по теме:
11.Правила пожарной безопасности в ГБПОУ «КТТ и ЖТ»
12.Основные правила эвакуации из кабинетов ,мастерских при пожаре.

2

Содержание учебного материала

2

ОК 02; ОК 04; ОК
07;

Комбинированное занятие
Алгоритм оценки рисков в ситуации захвата заложников/стрельбы в
общественном месте
Практическое занятие 4
Понятие: риск захвата заложников в общественном месте количественная мера опасности для посетителя, сочетающая риск
Практические действия если вас захватили в заложники
негативного события и определить тяжесть его последствий для
посетителей
алгоритм оценки рисков в ситуации захвата заложников/стрельбы в
общественном месте

1

1

26

Тема 2.5 Как оценить риски
для
здоровья
в
подростковом возрасте

Самостоятельная работа с учебной и специальной, технической
литературой. Подготовка к лабораторным и практическим занятиям с
использованием методических рекомендаций преподавателя.
Подготовить рефераты, сообщения, выступления, доклады по теме:
13.Алгоритм действий обучающегося при угрозе захвата в заложники
14. Алгоритм действий обучающегося при стрельбе в учебном заведении
Содержание учебного материала

2

2

ОК 02; ОК 04; ОК
07;ОК 08

Комбинированное занятие
Алгоритм оценки рисков для жизни и здоровья подростков

1

Комбинированное занятие

Тема 2.6 Как оценить риск
реализации
ситуации,
появления на территории
учебного
заведения
террориста
ведущего

Риски для здоровья – количественная мера опасности заболеваний (в т.ч.
смертельно опасных, инфекционных, нервно-психологических) и смерти
от других факторов, сочетающая риск 1) вероятности (или частоты)
негативного события и 2) тяжести его ущерба жизни и здоровью
(заболевания, травмы, гибель)
Предметное действие: определение вероятности осуществления опасных
и вредных факторов риска для жизни и здоровья подростков (по
формуле) и тяжести последствий их воздействия для разработки/выбора
мер по профилактике и защите
Самостоятельная работа с учебной и специальной, технической
литературой. Подготовка к лабораторным и практическим занятиям с
использованием методических рекомендаций преподавателя.
15.Обязательная диспансеризация граждан
Содержание учебного материала

1

1
2

ОК 02; ОК 04;
ОК07

Комбинированное занятие
Понятие: риск в учебном завидении
Предметное действие: определение вероятности осуществления риска и

1
27

стрельбу.

масштаба последствий воздействия вредных и опасных факторов среды
для разработки/выбора мер по профилактике и защите
Правило действия:
Комбинированное занятие
Алгоритм действий при стрельбе в учебном завидении

1

Самостоятельная работа с учебной и специальной, технической
литературой. Подготовка к лабораторным и практическим занятиям с
использованием методических рекомендаций преподавателя.
Подготовить рефераты, сообщения, выступления, доклады по теме:
16.Уголовная ответственность за террористическую деятельность
17.Международный терроризм

2

Раздел
3.
Защита
населения и территорий
от
чрезвычайных
ситуаций
Тема 3.1 Понятие о защите
от опасности

Содержание учебного материала

12

ОК 02; ОК 03; ОК
04;
ОК 07; ОК 08

2

ОК 02; ОК 04; ОК
07

Комбинированное занятие
Понятие: Защита от опасностей – это способы и методы снижения
уровня и продолжительности действия опасностей на человека
(природу). Правило: чтобы защитить объект от опасностей, необходимо
снизить негативное влияние источников опасности (сокращением
значения риска и размеров опасных зон), его выведением из опасной
зоны; применением экобиозащитной техники и средств индивидуальной
защиты

1

Комбинированное занятие
Предметное действие: выбор мер (способы, методы, средства, модели
поведения) для защиты от опасностей окружающей среды, в том числе в
28

чрезвычайной ситуации
Правило действия: чтобы выбрать меры для защиты объекта от
опасностей окружающей среды, в том числе в чрезвычайной ситуации,
необходимо
подобрать
согласно
нормативным
требованиям
оптимальные/ доступность+функциональность/ средства индивидуальной
защиты, модели безопасного поведения, обозначить пути выхода из
опасной зоны, сформулировать правила поведения/техники безопасности
Алгоритм выбора способа защиты на основе нормативных документов
Самостоятельная работа с учебной и специальной, технической
литературой. Подготовка к лабораторным и практическим занятиям с
использованием методических рекомендаций преподавателя.
Подготовить рефераты, сообщения, выступления, доклады по теме:
18.Организация студенческого труда, отдыха и эффективной
самостоятельной работы
19.Характеристика ЧС техногенного характера, наиболее вероятных
для данной местности и района проживания.
Содержание учебного материала
Тема 3.2 Как снизить риски
для
здоровья.
Профилактика
заболеваний.
Здоровый
образ жизни

2

2

ОК 3; ОК 04; ОК 08

Комбинированное занятие
Здоровый образ жизни и его составляющие

1

Комбинированное занятие
Понятие: защита жизни и здоровья - способы и методы снижения уровня
действия вредных и опасных факторов для физического и психического
здоровья
Предметное действие: выбор мер (способов, методов, средств, образа
жизни) для защиты жизни и здоровья от опасностей окружающей среды
Правило действия: чтобы выбрать меры снижения уровня действия
вредных и опасных факторов для здоровья от опасностей окружающей,
необходимо подобрать согласно гигиеническим нормам/требованиям
оптимальные средства профилактики заболевания, модели безопасного

1

29

поведения, в т.ч. в пандемию
Алгоритм выбора способа профилактики типичных/смертельно опасных
для подростков заболеваний (инфекционных, психологических)
Самостоятельная работа с учебной и специальной, технической
литературой. Подготовка к лабораторным и практическим занятиям с
использованием методических рекомендаций преподавателя.
Подготовить рефераты, сообщения, выступления, доклады по теме:
20.Здоровый образ жизни — основа укрепления и сохранения личного

2

здоровья.
21.Факторы, способствующие укреплению здоровья.

Тема 3.3 Как защититься от
опасностей на дорогах

Содержание учебного материала

2

ОК 04; ОК 07

Комбинированное занятие
Алгоритм выбора мер защиты жизни и здоровья участников дорожного
движения (на выбор)
Комбинированное занятие
Понятие: защита жизни и здоровья участников дорожного движения способы и методы снижения уровня действия опасных факторов
дорожного движения
Предметное действие: выбор мер (средств индивидуальной защиты,
правил, моделей поведения) для защиты жизни и здоровья участников
дорожного движения
Правило действия: чтобы выбрать меры защиты жизни и здоровья
участников дорожного движения, необходимо подобрать средства
индивидуальной защиты, правила и модели поведения на основе ПДД и
иных нормативных документов
Алгоритм выбора мер защиты жизни и здоровья участников дорожного
движения (на выбор)
Самостоятельная работа с учебной и специальной, технической
литературой. Подготовка к лабораторным и практическим занятиям с
использованием методических рекомендаций преподавателя.
Подготовить рефераты, сообщения, выступления, доклады по теме:
22. Выбор средств индивидуальной защиты, для защиты жизни и

1

1

1

30

Тема 3.4. Как безопасно
вести себя в ситуации
пожара в общественном
месте

Тема 3.5 Как безопасно
вести себя в ситуации
захвата
заложников
в
общественном месте (ЧС)

здоровья участников дорожного движения
Содержание учебного материала

2

ОК 04; ОК 07

Комбинированное занятие
Алгоритм выбора мер защиты жизни и здоровья при пожаре (в своем
жилище, в колледже, в торговом центре, на рабочем месте) в разных
условиях (задымления, активного огня, затруднений эвакуации)
Комбинированное занятие
Защита жизни и здоровья в условиях пожара - способы и методы
снижения уровня действия опасных факторов пожара за счет выведения
объекта защиты из опасной зоны, применения средств пожаротушения и
индивидуальной защиты
Предметное действие: выбор мер (средств пожаротушения,
индивидуальной защиты, правил, моделей поведения) для защиты жизни
и здоровья в условиях пожара в общественном месте
Правило действия: чтобы выбрать меры защиты жизни и здоровья в
условиях пожара, необходимо подобрать доступные средства
пожаротушения индивидуальной защиты и модель поведения адекватно
ситуации пожара
Самостоятельная работа№ с учебной и специальной, технической
литературой. Подготовка к лабораторным и практическим занятиям с
использованием методических рекомендаций преподавателя.
Подготовить рефераты, сообщения, выступления, доклады по теме:
23.Защита жизни и здоровья в условиях пожара.
24.Алгоритм выбора мер защиты жизни и здоровья при пожаре.
Содержание учебного материала

1

1

2

2

ОК 04; ОК 07

Комбинированное занятие
Алгоритм

1

Практическое занятие5
31

Понятие: защита жизни и здоровья в ситуации захвата заложников в
общественном месте - способы и методы снижения уровня действия
опасных факторов теракта за счет выведения объекта защиты из опасной
зоны, применения моделей безопасного поведения, включая способы
психологической защиты
Предметное действие: выбор мер (средств индивидуальной защиты,
правил, моделей поведения) для защиты жизни и здоровья в ситуации
захвата заложников/стрельбы в общественном месте
Правило действия: чтобы выбрать меры защиты жизни и здоровья в
ситуации захвата заложников в общественном месте, необходимо
подобрать способы и методы снижения уровня действия опасных
факторов теракта/стрельбы за счет выведения объекта защиты из опасной
зоны, применения моделей безопасного поведения
Алгоритм
Самостоятельная работа с учебной и специальной, технической
литературой. Подготовка к лабораторным и практическим занятиям с
использованием методических рекомендаций преподавателя.
Подготовить рефераты, сообщения, выступления, доклады по теме:
25.Выбор средств индивидуальной защиты, для защиты жизни в
ситуации захвата заложников/стрельбы в общественном месте
Раздел 4 Основы военной
службы
Тема 4.1. История создания
Вооруженных Сил России

Содержание учебного материала

1

1

12

ОК 01; ОК 02; ОК03;
ОК 04; ОК 06; ОК 08

2

ОК 06; ОК 08

Комбинированное занятие
Понятие о Вооруженных Сил России, обеспечении безопасности нашей
страны. Предназначение Вооруженных Сил РФ. Реформирование Армии
и Флота.
Комбинированное занятие
История создания Вооруженных Сил России

1

1
32

Самостоятельная работа с учебной и специальной, технической
литературой. Подготовка к лабораторным и практическим занятиям с
использованием методических рекомендаций преподавателя.
Подготовить рефераты, сообщения, выступления, доклады по теме:

2

26.Федеральный закон " Об обороне".
27.Федеральный закон " О статусе военнослужащих»

Тема 4.2 Основные понятия
о воинской обязанности

2
Содержание учебного материала

ОК 03; ОК 06; ОК
08

Комбинированное занятие
Понятие о воинском учете, обязательной подготовке к военной службе,
призыве на военную службу, прохождении военной службы по призыву,
пребывании в запасе, призыве на военные сборы и прохождение военных
сборов в период пребывания в запасе, а также воинская обязанность в
период военного времени, военного положения и в период мобилизации.
Самостоятельная работа с учебной и специальной, технической
литературой. Подготовка к лабораторным и практическим занятиям с
использованием методических рекомендаций преподавателя.
28.Организация и порядок призыва граждан на военную службу.
29.Обязательная и добровольная подготовка граждан к военной
службе.
Комбинированное занятие

Тема 4.3 Основные понятия
о
психологической
совместимости
членов
воинского
коллектива
(экипажа, боевого расчета).
Тренинг бесконфликтного
общения и саморегуляции

1

2

Прохождении военной службы по призыву и контракту

1

Содержание учебного материала

2

ОК 04; ОК 06; ОК
08

Комбинированное занятие
Понятие о психологических основах взаимодействия военнослужащих в
коллективе, совместной жизнедеятельности военнослужащих. Понятие
конфликта и его влияние на уровень боеспособности и боеготовности
отделения, экипажа, расчета.

1

33

Практическое занятие 6

Тема
4.4
Как
стать
офицером РА. Основные
виды
военных
образовательных
учреждений
профессионального
образования

Понятие о способах бесконфликтного общения в условиях военной
службы.
Содержание учебного материала

Строевая

2

ОК 1; ОК 2;
ОК 06; ОК 08

Комбинированное занятие
Понятие об офицерском составе, порядке поступления и обучения в
военных образовательных учреждениях, требованиях, предъявляемых к
подготовке офицеров
Комбинированное занятие
Понятие об офицерском составе, порядке поступления и обучения в
военных образовательных учреждениях, требованиях, предъявляемых к
подготовке офицеров. Кодексе чести Российского офицера, требованиях
общества, предъявляемых к офицеру.

Тема
4.5
подготовка

1

Самостоятельная работа с учебной и специальной, технической
литературой. Подготовка к лабораторным и практическим занятиям с
использованием методических рекомендаций преподавателя.
30.Порядке поступления и обучения в военных образовательных
учреждениях МО РФ.
31.Льготы предоставляемые военнослужащим
Содержание учебного материала

1

1

2

2

ОК 04; ОК 06; ОК
08

Комбинированное занятие
Строй и его элементы Повороты на месте. Перестроение из
одношереножного строя в двухшереножный строй и обратно. Движение
строевым шагом. Повороты в движении. Прохождение в составе
подразделения
Практическое занятие 7

1

34

Тема
4.6
Огневая
подготовка.
Порядок
неполной
сборки
и
разборки ММГ АК-74

Понятия об одиночной строевой подготовке и слаживания
подразделений. Правила и алгоритмы предметных действий: Строевой
стойки. Выполнение команд «Становись, Равняйсь, Смирно, Вольно,
Заправиться торжественным маршем и в составе подразделения с песней.
Приветствие в движении.
Самостоятельная работа с учебной и специальной, технической
литературой. Подготовка к лабораторным и практическим занятиям с
использованием методических рекомендаций преподавателя.
32.Строй и его элементы.
33.Строевой смотр.
Содержание учебного материала

1

2

2

ОК 04; ОК 06; ОК
08

Комбинированное занятие
Назначение и боевые свойства АК74.

1

Практическое занятие 8
Понятие об устройстве, мерах безопасности при обращении с оружием и
патронами, о неполной и полной разборке автомата, назначении частей,
узлов и механизмов автомата.
Правило и алгоритмы предметных действий: неполной разборки, сборки
автомата
Правила и приемы стрельбы, способов поиска целей и управления огнем,
действиях по командам руководителя стрельб
Самостоятельная работа с учебной и специальной, технической
литературой. Подготовка к лабораторным и практическим занятиям с
использованием методических рекомендаций преподавателя.
34.История создания АК-47
Раздел
5
Основы
медицинских знаний
Тема

5.1. Помощь при

1

1
12

Содержание учебного материала

2

ОК 02; ОК 04; ОК
07;
ОК 08
ОК 02; ОК 04; ОК 7
35

состояниях
вызванных
нарушением сознания

Комбинированное занятие
Понятие об эпилепсии, инсульте,
токсикологическом опьянении.

обмороке,

инфаркте,

диабете,

1

Правила и алгоритмы поведения и оказания первой помощи при
инсульте, обмороке, инфаркте, диабете, токсикологическом опьянении.

1

Содержание учебного материала

2

Комбинированное занятие

Тема 5.2. Первая помощь
при
неотложных
состояниях:
закон
и
порядок
оказания.
Алгоритм
помощи
пострадавшим при ДТП и
ЧС

Тема
5.3.
Алгоритм
помощи при кровотечениях
и ранениях

ОК 02; ОК 04; ОК
07

Комбинированное занятие
Понятие о неотложных состояниях в УК РФ Статья 124, Статья 125

1

Практическое занятие 9
Правила проведения диагностики и помощи в неотложных состояниях
Алгоритм Оказание первой помощи при остановке сердца, искусственная
вентиляция легких
Понятие об ДТП и ЧС на транспорте.
Правила помощи при травмах рук, ног, головы, при переломах, вывихах,
ушибах и т.д.
Алгоритмы оказание первой помощи при травмах, ранениях, переломах.
Отработка моделей поведения при ЧС на транспорте
Содержание учебного материала

1

2

ОК 04; ОК 07

Комбинированное занятие
Понятие о видах
дезинфекции.

кровотечений,

средствах

обеззараживания

и

1
36

Практическое занятие 10

Тема
5.4.
Оказание
помощи
подручными
средствами в природных
условиях

Правило остановки кровотечений способом наложение жгута и закрутки.
Алгоритмы оказания первой помощи при кровотечениях
Самостоятельная работа с учебной и специальной, технической
литературой. Подготовка к лабораторным и практическим занятиям с
использованием методических рекомендаций преподавателя.
35.Виды ран
Содержание учебного материала

1
1
2

ОК 04; ОК 07

Комбинированное занятие
Понятие об экстремальных ситуациях в природных условиях.

1

Комбинированное занятие

Тема 5.5. Помощь при
воздействии температур на
организм
человека.
Способы самоспасения.

Способы и особенности фиксации конечностей.
Способы транспортировки пострадавших.
Способы согревания на открытой местности,
Вынужденное автономное существование.
Правило добычи: воды, пищи, огня. Временное жилище.
Содержание учебного материала

1

2

ОК 04; ОК 07; ОК
08

Комбинированное занятие
Понятие об ожогах и их видах (термические, химические, кислотные,
щелочные).
Комбинированное занятие
Правило алгоритм помощи при ожогах различных видов.
Способы самоспасения. Первая помощь пострадавшем на производстве.
Алгоритм поведения при ЧС.
Самостоятельная работа с учебной и специальной, технической
литературой. Подготовка к лабораторным и практическим занятиям с

1

1
1
37

использованием методических рекомендаций преподавателя.
36. Алгоритм помощи при ожогах ОВ.
*Профессионально ориентированное содержание (содержание прикладного модуля)
Прикладной модуль:

Содержание

2

Практическое занятие 11
Классификация опасностей: по видам профессиональной деятельности,

1

Практическое занятие 12
Порядок проведения идентификации опасностей на рабочем месте
Перечень примерных тем проектов/исследований:
«Анализ связи вредных факторов на конкретном рабочем месте и
заболеваний машинистов локомотива»
«Анализ источников опасностей на разных технологических этапах
слесарных работ»
«Анализ картины опасностей современной молодежи»
«Создание презентации/видеоролика об историях травматизма/развития
профессиональных заболеваний машинистов локомотива»
Содержание

1

Практическое занятие 13
Возможные последствия опасностей по степени тяжести: гибель, травма,
профессиональное заболевание.

1

Практическое занятие 14
Определение вероятности наступления опасностей.

1

Раздел 1.
Тема. Как выявить и
описать
опасности
на
рабочем месте

Прикладной модуль:

2

Раздел 2.
Тема. Оценка рисков на
рабочем месте

ОК 1; ОК 02; ОК
04;
ОК 07;
ПК1.1, ПК 1.3

ОК 1; ОК 02; ОК
04;
ОК 07;
ПК1.1, ПК 1.2. ПК
1.3

38

Прикладной модуль:

Перечень примерных тем проектов/исследований
«Оценить риск профессиональных заболеваний»
Содержание

2

Раздел 3.
Тема.
Определение
методов
защиты
от
опасностей на рабочем
месте

Прикладной модуль:

Практическое занятие 15
Основные причины травматизма и профессиональных заболеваний:
технические, организационные, санитарно-гигиенические,
психофизиологические.
Практическое занятие 16
Методы уменьшения опасностей на рабочем месте, выбор средств
индивидуальной и коллективной защиты. Типовые отраслевые нормы
выдачи средств индивидуальной защиты
Перечень примерных тем проектов/исследований:
«Обзорная статья об индивидуальных средствах защиты на ж\д
транспорте» (средства по выбору)
«Сравнительный анализ безопасности на ж\д транспорте в России »
«Создание видеоролика с обзором ассортимента индивидуальных средств
защиты ж\д транспорте»
Содержание

1

Практическое занятие 17
Распорядок дня воинской части

1

Практическое занятие 18
Тематическая экскурсия с показом учебных классов,
специальной военной техники, посещение музея части.
Примерные темы проектов/исследований
Составление статьи-отчета об экскурсии в ВЧ (по плану);
Статья-отчёт об экскурсии в музей воинской славы (по плану);

1

1

2

Раздел 4.
Тема.
Знакомство
с
повседневным
бытом
военнослужащих

ОК 1; ОК 02; ОК
04;
ОК 07;
ПК 1.1.

ОК 02; ОК 04; ОК
06;
ПК 1.2.

казармы,
1

39

Прикладной модуль:

«Разработка моего распорядка дня на военных сборах в ВЧ»;
«Сравнительный анализ должностных инструкций/компетенций для
помошника машиниста в ЖДВ»
Содержание

3

Раздел 5.
Тема. Методы оказания
первой помощи гражданам
при ЧС и автомобильных
катастрофах

ОК 02; ОК 04;
ОК 06; ОК 07;
ПК 1.2.

Практическое занятие 19
1. Проанализировать инструкции по технике безопасности на сварочном
производстве в депо с целью выявления видов травмирования.
Практическое занятие 20

3. Перечень средств для оказания первой помощи при травмировании в
ходе слесарных работ по ремонту локомотива
Практическое занятие 21
Тематическая экскурсия в Центр медицины и катастроф. С применением
практических навыков по отработке неотложных состояний на тренажере
для реанимационных действий. Выявление причин травмирования на
производстве, в транспорте и в общественных местах. Самостоятельный
выбор методов и средств помощи пострадавшим в ДТП, на производстве.
примерные темы проектов/исследований:
1. Проанализировать законы и иные нормативные правовые акты,
содержащие государственные нормативные требования по охране труда,
распространяющиеся на вид деятельности для специальности
2. Разработать обучающую презентацию по правилам безопасного
поведения при пожарах на складе стройматериалов
5. Разработать алгоритмы оказания помощи в офисе при неотложном
состоянии (потере сознания, инсульте)
Промежуточная аттестация по дисциплине (дифференцированный зачёт)

1

Всего:

68

40

3. Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины
3.1. Для реализации программы дисциплины должны быть предусмотрены следующие
специальные помещения: реализация программы дисциплины требует наличия учебного
кабинета основ безопасности жизнедеятельности.
Эффективность преподавания курса ОБЖ зависит от наличия соответствующего
материально-технического оснащения. Это объясняется особенностями курса, в первую
очередь его многопрофильностью и практической направленностью.
Оборудование учебного кабинета:
●
наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, стендов, схем, плакатов,
портретов выдающихся ученых в области обеспечения безопасной жизнедеятельности
населения и др.);
●
тренажеры для отработки навыков оказания сердечно-легочной и мозговой
реанимации с индикацией правильности выполнения действий на экране компьютера и
пульте контроля управления — роботы-тренажеры типа «Гоша», «Максим» и др.;
●
тренажер - манекен взрослого для отработки приемов удаления
инородного тела из верхних дыхательных путей;
●
имитаторы ранений и поражений;
●
образцы средств первой медицинской помощи: индивидуальный
перевязочный пакет ИПП-1; жгут кровоостанавливающий; аптечка индивидуальная АИ-2;
комплект противоожоговый; индивидуальный противохимический пакет ИПП-11; сумка
санитарная; носилки плащевые;
●
образцы средств индивидуальной защиты (СИЗ): противогаз ГП-7,
респиратор Р-2, защитный костюм Л-1, общевойсковой защитный костюм и оборудования:
общевойсковой прибор химической разведки, компас-азимут; дозиметр бытовой (индикатор
радиоактивности);
●
макеты:
встроенного
убежища,
быстровозводимого
убежища,
противорадиационного укрытия, а также макеты местности, зданий и муляжи;
●
образцы средств пожаротушения (СП);
●
макет автомата Калашникова;
●
электронный стрелковый тренажер
Технические средства обучения:
●
персональный компьютер с лицензионным программным обеспечением;
●
мультимедийный проектор;
●
интерактивная доска
●
Выход в локальную сеть.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
1.Основы безопасности жизнедеятельности 10-11 классы : учебник для сред. проф.образования/ Ким
С.В., Горский в.А.. - М.: Издательский центр " Просвещение, 2022
Дополнительные источники:
1.Основы безопасности жизнедеятельности : учебник для сред. проф.образования/ Н.В. Косолапова,
Н.А. Прокопенко. - 10 - е изд., стер. - М.: Издательский центр " Академия, 2015 .- 336 с.
2. Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности: 10 класс: учебник
общеобразовательных учреждений. - М.; Просвещение, 2012.

3. Безопасность жизнедеятельности учеб. пособие для студ. Учреждений сред. проф.
образования/Ю.Г. Сапронов, А.Б. Сыса, В.В. Шахбазян. – 6 е изд., стер.- М.: Издательский
центр « Академия», 209.- 320с.
41

4. Безопасность жизнедеятельности: учебник /В.Ю. Микрюков.--е изд.. стер. -М.: КНОРУС, 2013. 288с.-(среднее профессиональное образование)
5. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для студ. сред. учеб. заведений/Э А. Арустамов, Н.В.
Косолапова, Н.А. Прокопенко, Г.В. Гуськов. - 2-е изд., стер.- М.: Издательский центр " Академия",
204. - 176 с.
Дополнительные источники:
6. Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности: 11 класс: учебник
общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2012.
7. Наставление по стрелковому делу. М.: Воениздат, 1987;

8. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации .-Ростов-н/Д.:
Эксмо,2013;
9. Безопасность жизнедеятельности. В. С. Алексеев, О. И. Жидкова, Н. В. Ткаченко
Конспект лекций. Издательство: Эксмо, 2008 г.; 160 стр.
10. Смирнов А.Т., Шахраманьян М.А., Дурнев Р.А., Крючек Н.А.Безопасность жизнедеятельности.
Учебное пособие. Издательство: Дрофа; 2009 г., 375 стр.
11. Микрюков В.Ю. Безопасность жизнедеятельности / В.Ю. Микрюков. – М.: ФОРУМ, 2008. –
464 с.

12. Вагизов Р.Г. Справочник призывника. / Р.Г.Вагизов. – Казань: Издательство Казанского
гос. университета, 2009. – 38 с.
13. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 10 класс: учеб. для общеобразоват.
организаций: базовый и профил. уровни /А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, под ред. А.Т. Смирнова;
Рос. акаднаук., Рос. Акад. образования, изд-во « Просвещение».- 5 – е изд. перераб.- М.:
Просвещение, 2013.-351 с.
14. Рыговский В.Н. Основы безопасности жизнедеятельности / В.Н. Рыговский – К.: ООО
«Олитех», 2008. – 140 с.

15. Безопасность жизнедеятельности. Практикум: учеб. пособие для учреждений нач, проф.
образования / Н. В. Косолапова, Н. А. Прокопенко, Е, Л. Побежимова. — М.: Издательский
центр «Академия», 2013, — 144 с.
Интернет – ресурсы

1.Общие
вопросы
безопасности
жизнедеятельности
http://umka.nrpk8.ru/library/courses/bgd/tema1_1.dbk ;
2. Методические пособия, статьи для обучения в сферах безопасности,
здоровья,
педагогики, методики преподавания для (программы, учебники) http://www.eduall.ru/pages/links/all_links.asp?page=1&razdel=9;
3. Министерство обороны http://www.mil.ru ;

4. Министерство чрезвычайных ситуаций www.mchs.qov.ru;
5. Юридическая Россия http://www.law.edu.ru/book/book.asp?bookID=1212788

6. http://www.alleng.ru/d/saf/saf13.htm
7. http://www.bti.secna.ru/bgd/book/p_1.html#q
8. http://life-safety.ru/
9. http://ohrana-bgd.narod.ru/
10. http://harliff.narod.ru/inst/1.html
11. http://yeb2005.narod.ru/bgd.html#13
12. http://www.k2x2.info/shpargalki/bezopasnost_zhiznedejatelnosti_shpargalka/index.php
13. http://bookucheba.com/bezopasnost-jiznedeyatelnosti-ohrana.htm

42

4. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины
Контроль и оценка раскрываются через дисциплинарные результаты, усвоенные
знания и приобретенные студентами умения, направленные на формирование общих и
профессиональных компетенций.
Общая/профессиональ
Раздел/Тема
Тип оценочных
ная компетенция
мероприятий
ОК 01. Выбирать
Р 1, Темы:1.6;
способы решения задач
Р 4, Темы:4.4;
профессиональной
Р 1 П-о/c6, Р 2 П-о/c, Р 3 П-о/c
деятельности
применительно
к различным
контекстам
ОК 02. Использовать
Р 1, Темы:1.1,1.2,1.3,1.4,1.5,1.6
современные средства
Р 2, Темы:2.1,2.2,2.3,2.4,2.5,2.6;
поиска, анализа и
Р 3, Темы:3.1,3.2,3.4,3.5,3.6;
интерпретации
Р 5, Темы:5.1,5.2,5.3,5.4,5.5,5.6;
информации, и
Р 1 П-о/c, Р 2 П-о/c, Р 3 П-о/c, Р4
информационные
П-о/с, Р 5П-о/с
технологии для
- Кейс-задание;
выполнения задач
- Старт-задание;
профессиональной
- Задание исследование;
деятельности
- Задание-эксперимент;
ОК 03. Планировать и
Р 3, Темы: 3.2;
- Фронтальный опрос;
реализовывать
Р 4, Темы: 4.2;
- Графический диктант;
собственное
- Защита алгоритма
профессиональное и
оказания первой помощи;
личностное развитие,
- Защита презентаций;
предпринимательскую
- Тестирование;
деятельность в
- Тест-задание;
профессиональной
- Защита работ
сфере, использовать
прикладного модуля
знания по финансовой
- Выполнение заданий на
грамотности в
дифференцированном
различных жизненных
зачете
ситуациях
ОК 04. Эффективно
Р 1, Темы:1.1,1.2,1.3,1.4,1.5,1.6
взаимодействовать и
Р 2, Темы:2.1,2.2,2.3,2.4,2.5,2.6;
работать в коллективе и
Р 3, Темы:3.1,3.2,3.3, 3.4,3.5,3.6;
команде
Р 4, Темы:4.1,4.2,4.3,4.4,5.5,4.6, 4.7
Р 5, Темы:5.1,5.2,5.3,5.4,5.5,5.6;
Р 1 П-о/c, Р 2 П-о/c, Р 3 П-о/c, Р4
П-о/с, Р 5П-о/с
ОК 06. Проявлять
Р 1, Темы:1.1,1.3,1.4,1.5,1.6
гражданскоР 2, Темы:2.1,2.2,2.3,2.4,2.5;
патриотическую
Р 3, Темы:3.1,3.2,3.3, 3.4,3.5,3.6;
позицию,
Р 4, Темы:4.1,4.2,4.3,4.4,5.5,4.6, 4.7
демонстрировать
Р 5, Темы:5.1,5.2,5.3,5.4,5.5;
осознанное поведение
Р 1 П-о/c, Р 2 П-о/c, Р 3 П-о/c, Р4

43

на основе
традиционных
общечеловеческих
ценностей, в том числе
с учетом гармонизации
межнациональных и
межрелигиозных
отношений, применять
стандарты
антикоррупционного
поведения
ОК 07. Содействовать
сохранению
окружающей среды,
ресурсосбережению,
применять знания об
изменении климата,
принципы бережливого
производства,
эффективно
действовать в
чрезвычайных
ситуациях
ОК 08. Использовать
средства физической
культуры для
сохранения и
укрепления здоровья в
процессе
профессиональной
деятельности и
поддержания
необходимого уровня
физической
подготовленности
ПК 1.1. Проверять
взаимодействие узлов
локомотива

П-о/с, Р 5П-о/с

Р 1, Темы:1.1,1.2,1.3,1.4,1.5,1.6
Р 2, Темы:2.1,2.2,2.3,2.4,2.5;
Р 3, Темы:3.1,3.2,3.3, 3.4,3.5,3.6;
Р 1 П-о/c, Р 2 П-о/c, Р 3 П-о/c, Р4
П-о/с, Р 5П-о/с

Р 1, Темы:1.1;
Р 2, Темы:2.1,2.2,2.3,2.4,2.5;
Р 3, Темы:3.1,3.3, 3.4,3.5,3.6;
Р 4, Темы:4.1,4.2,4.3,4.4,5.5,4.6, 4.7
Р 5, Темы:5.3,5.4,5.5,5.6;
Р 1 П-о/c, Р 2 П-о/c, Р 3 П-о/c, Р4
П-о/с, Р 5П-о/с

ЛР-Р1
Раздел1

Прикладной

модуль

ЛР-Р2 Прикладной модульРаздел2
Раздел 3,
ЛР - Р3 Раздел 3 Раздел4,
ЛР -КК 1 Раздел5

ПК 1.2. Производить
монтаж, разборку,
соединение и регулировку
частей ремонтируемого
объекта локомотива

ЛР-Р1
Раздел1

Прикладной

модуль

ЛР-Р2 Прикладной модульРаздел2
Раздел 3,
ЛР - Р3 Раздел 3 Раздел4,
ЛР -КК 1 Раздел5

- Кейс-задание;
- Старт-задание;
- Задание исследование;
- Задание-эксперимент;
- Фронтальный опрос;
- Графический диктант;
- Защита алгоритма
оказания первой помощи;
- Защита презентаций;
- Тестирование;
- Тест-задание;
- Защита работ
прикладного модуля
- Выполнение заданий на
дифференцированном
зачете

44

ПК 1.1. Осуществлять
приемку и подготовку
локомотива к рейсу.

ЛР-Р1
Раздел1

Прикладной

модуль

ЛР-Р2 Прикладной модульРаздел2
Раздел 3,

ПК 1.2. Обеспечивать
управление
локомотивом

ЛР - Р3 Раздел 3 Раздел4,
ЛР -КК 1 Раздел5
ЛР-Р1 Прикладной модуль Раздел1
ЛР-Р2 Прикладной модульРаздел2
Раздел 3,

ПК 1.3 Осуществлять
контроль работы
устройств, узлов и
агрегатов локомотива

ЛР - Р3 Раздел 3 Раздел4,
ЛР -КК 1 Раздел5
ЛР-Р1
Прикладной
модуль
Раздел1
ЛР-Р2 Прикладной модульРаздел2
Раздел 3,
ЛР - Р3 Раздел 3 Раздел4,
ЛР -КК 1 Раздел5.

45

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».