ОДОБРЕНО решением Педагогического совета техникума от «20» февраля 2023 г. Протокол № 16 УТВЕРЖДЕНО приказом директора техникумаот «01» марта 2023 г. № 474 ПОЛОЖЕНИЕ об индивидуальном проекте в государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении Краснодарского края «Кропоткинский техникум технологий и железнодорожного транспорта» I. Общие положения 1.1 Настоящее Положение разработано в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта среднего общего образования соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (п.3 ч.1 ст.34), Федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования, Приказом Минпросвещения РФ от 24.08.2022г. №762 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования, зарегистр. в минюсте от 21.09.2022г №70167 и уставом техникума. 1.2. Настоящее Положение определяет основы организации работы над индивидуальным проектом и особенности оценки индивидуального проекта. 1.3. Выполнение индивидуального проекта обязательно для каждого обучающегося. 1.4. Индивидуальный проект представляет собой учебный проект, выполняемый обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и/или видов деятельности и способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественнотворческую). 1.5. Настоящее положение является локальным актом государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Краснодарского края «Кропоткинский техникум технологий и железнодорожного транспорта», разработанным с целью разъяснения принципов и особенностей организации работы над индивидуальным проектом в условиях реализации ФГОС СОО. 1.6. Настоящее Положение утверждается педагогическим советом техникума, имеющим право вносить в него свои изменения и дополнения. II. Цели и задачи техникума Для обучающихся Формирование различных ключевых компетенций, под которыми в современной педагогике понимаются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации. 2 Для учителей Внедрение новых педагогических технологий в учебно-воспитательный процесс образовательного учреждения для развития познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развития их критического мышления, умения увидеть, сформулировать и решить проблему. III. Содержательный раздел • • • • 3.1. Выбор темы Обучающиеся сами выбирают тему проекта либо из перечня предлагаемых тем, либо формулируют ее сами; Тема проекта должна быть утверждена директором техникума; Формулировка основополагающего вопроса по теме; Обсуждение основополагающего вопроса и вопросов учебной темы, на которые студенты должны ответить в результате работы над проектом. 3.2. Направление проекта, тип, вид. • Информационный или исследовательский, целью которого является сбор информации, исследование какой-либо проблемы. • Практико-ориентированный, продукционный, имеющий на выходе конкретный продукт. Проект направлен на решение какой-либо проблемы, на практическое воплощение в жизнь какой-то идеи. • Творческий, направленный на создание какого-то творческого продукта. • Социальный проект, который обучающихся и населения. направлен на повышение гражданской активности 3. 3. Продукт проекта Продуктом проектной деятельности может быть любая из следующих работ: • • • • письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчёты о проведённых исследованиях, стендовый доклад, мультимедийный продукт и др.); художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.; материальный объект, макет, иное конструкторское изделие; отчётные материалы по социальному проекту, могут включать в себя как тексты, так и мультимедийные продукты. 3.4. Назначение руководителя Студенты сами выбирают руководителя проекта из числа преподавателей техникума. 3.5. Координатор проектов В качестве координаторов всех проектов выступают заместитель директора по учебной работе и методист. В задачу координатора входит: • Организация консультаций и оказание методической помощи преподавателям техникума в ходе выполнения проектов и контроль своевременности выполнения этапов проектов. • Ведение мониторинга качества обученности обучающихся; 3 • Установка необходимого для проектной деятельности программного обеспечения; 3.6. Этапы проекта: Подготовка • • Формулировка темы учебного проекта и тем исследований обучающихся; Разработка основополагающего вопроса и проблемных вопросов учебной темы; Планирование • • • • • Определение источников необходимой информации; Определение способов сбора и анализа информации: Определение способа представления результатов (формы проекта); Установление процедур и критериев оценки результатов проекта; Распределение задач (обязанностей) между участниками проекта. Выполнение проекта • • • • Сбор и уточнение информации (основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и т.п.); Выявление и обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта; Выбор оптимального варианта хода проекта; Поэтапное выполнение исследовательских задач проекта. Выводы • • Анализ информации; Формулирование выводов. Обобщающий этап: оформление результатов. Доработка проектов с учетом замечаний и предложений Подготовка к публичной защите проектов • • • Подготовка отчета о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов (возможные формы отчета: устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет); Генеральная репетиция публичной защиты проектов; Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого. Представление (защита) проекта и оценка его результатов • • Подготовка отчета о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов (возможные формы отчета: устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет); Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого. 4 Заключительный этап: • Публичная защита проектов может осуществляться на внутритехникумовской конференции или на классных часах в соответствии с графиком выполнения проекта. Результаты выполнения проекта оцениваются по итогам рассмотрения комиссией представленного продукта с краткой пояснительной запиской, презентации обучающегося и отзыва руководителя. 3.7. Сроки выполнения проекта Проект должен быть выполнен в течение срока изучения дисциплины в соответствии с учебным планом. Подготовка Планирование Выполнение проекта Оформление результатов Доработка проектов и подготовка к публичной защите Защита проектов • • • В течение 1 года Сентябрь (1 семестр) Октябрь (1 семестр) Октябрь-апрель В течение 2 лет Сентябрь (1 семестр) Октябрь (1 семестр) Октябрь-апрель В течение 3 лет Сентябрь (1 семестр) Октябрь (1 семестр) Октябрь-апрель (2 семестр) (4семестр) Май (2 семестр) Май (4 семестр) Май (6 семестр) Май (2 семестр) Май (4 семестр) Май (6 семестр) Май (2 семестр) Май (4 семестр) Май (6 семестр) (6 семестр) 3.8. Промежуточный контроль: Подготовка и планирование – вторая декада октября; Результаты работы над проектом – январь – февраль; Выполнение Предзащита проекта – первая декада мая. IV. Требования к содержанию, оформлению и предъявлению проекта 4.1. Тема работы должна быть сформулирована грамотно, с литературной точки зрения, и отражать содержание проекта. 4.2. Структура проекта содержит в себе: титульный лист, оглавление, введение, основную часть, заключение, список литературы. 4.2.1. Введение включает в себя ряд следующих положений: • Проект начинается с обоснования актуальности выбранной темы. Здесь показывается, что уже известно в науке и практике и что осталось нераскрытым и предстоит сделать в данных условиях. На этой основе формулируется противоречие, на раскрытие которого направлен данный проект. На основании выявленного противоречия может быть сформулирована проблема; • Устанавливается цель работы; цель - это то, что необходимо достигнуть в результате работы над проектом; • Формулируются конкретные задачи, которые необходимо решить, чтобы достичь цели; • Далее указываются методы и методики, которые использовались при разработке проекта; 5 Завершают введение разделы «на защиту выносится», «новизна проекта», «практическая значимость». 4.2.2. Основная часть проекта может состоять из одного или двух разделов. Первый, как правило, содержит теоретический материал, а второй - экспериментальный (практический). • 4.2.3. В заключении формулируются выводы, описывается, достигнуты ли поставленные цели, решены ли задачи. 4.3. Общие требования к оформлению проектно-исследовательских работ: Работа выполняется на листах стандарта А 4, шрифтом Times New Roman, размером шрифта 12 пунктов с интервалом между строк – 1,5. Размер полей: верхнее – 2см., нижнее – 1,5 см., левое – 3см., правое – 2 см. Титульный лист считается первым, но не нумеруется. Каждая новая глава начинается с новой страницы. Точку в конце заголовка, располагаемого посредине строки, не ставят. Все разделы плана (названия глав, выводы, заключение, список литературы, каждое приложение) начинаются с новых страниц. Все сокращения в тексте должны быть расшифрованы. • • • • • 4.3.1. Объем текста исследовательской работы, включая формулы и список литературы, не должен быть менее 10 машинописных страниц. Для приложений может быть отведено дополнительно не более 10 стандартных страниц. Основной текст работы нумеруется арабскими цифрами, страницы приложений – арабскими цифрами. 4.3.2. Общим требованием ко всем работам является необходимость соблюдения норм и правил цитирования, ссылок на различные источники. В случае заимствования текста работы (плагиата) без указания ссылок на источник проект к защите не допускается. 4.3.4. Перечень использованной литературы оформляется в соответствии с требованиями ГОСТа: в алфавитном порядке: фамилии авторов, наименование источника, место и год издания, наименование издательства, количество страниц. Если используются статьи из журналов, то указывается автор, наименование статьи, наименование журнала, номер и год выпуска и номера страниц, на которых напечатана статья. В тексте работы должна быть ссылка на тот или иной источник (номер ссылки соответствует порядковому номеру источника в списке литературы). V. Оценивание индивидуального образовательного проекта 5.1. Общие критерии оценки проектной работы Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблемы, которая проявляется в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы её решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, модели, макета, объекта, творческого решения и т. п. Данный критерий в целом включает оценку сформированности познавательных учебных действий. • Сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий. • 6 • • Сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях. Сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументированно ответить на вопросы. Работы могут быть выполнены на повышенном и базовом уровне. Индивидуальные проекты базового уровня оцениваются удовлетворительно. Высшую оценку (работа на повышенном уровне) получают проекты, выполненные самостоятельно. 5.2. Критерии оценки отдельных этапов выполнения проекта: Выбор темы. • • • При выборе темы учитывается: Актуальность и важность темы; Научно-теоретическое и практическое значение; Степень освещенности данного вопроса в литературе. Актуальность темы определяется тем, отвечает ли она проблемам развития и совершенствования процесса обучения. Научно-теоретическое и практическое значение темы определяется тем, что она может дать слушателю, т.е. могут ли изложенные вопросы быть использованы в его повседневной практической деятельности. Целеполагание, формулировка задач, которые следует решить; Цели должны быть ясными, четко сформулированными и реальными, т.е. достижимыми. Выбор средств и методов, адекватных поставленным целям; Планирование, определение последовательности и сроков работ; Соблюдение индивидуального плана выполнения проектов. Проведение проектных работ или исследования; Излагая конкретные данные, нужно доказывать и показывать, как они были получены, проверены, уточнены, чтобы изложение было достоверным. Изложение мысли должно быть понятным, правильно сформулированным и показывать то, что было открыто или выявлено автором исследования. Оформление результатов работ в соответствии с замыслом проекта или целями исследования; 7 Форма работы должна соответствовать содержанию. Не принято писать работу от первого лица. Текст теоретической части должен быть написан в неопределенном наклонении («рассматривается», «определяется» и т.п.). В работе должна прослеживаться научность и литературность языка. Письменная речь должна быть орфографически грамотной, пунктуация соответствовать правилам, словарный и грамматический строй речи разнообразен, речь выразительна Культура оформления определяется тем, насколько она аккуратно выполнена, содержит ли она наглядный материал (рисунки, таблицы, диаграммы и т.п.). В оформлении работы должен быть выдержан принцип необходимости и достаточности. Перегрузка «эффектами» ухудшает качество работы. 2. Представление результатов в соответствующем использованию виде; 3. Компетенция в выбранной сфере исследования, творческая активность; 4. Собранность, аккуратность, целеустремленность, высокая мотивация. Итогами проектной и исследовательской деятельности следует считать не столько предметные результаты, сколько интеллектуальное, личностное развитие обучающихся, рост их компетенции в выбранной для исследования или проекта сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать, уяснение сущности творческой исследовательской и проектной работы, которая рассматривается как показатель успешности (неуспешности) исследовательской деятельности. Выполненная работа рецензируется руководителем проекта. В рецензии оцениваются и освещаются основные позиции с учетом оценки критериев содержательной части проекта в баллах. В заключительной части делается вывод о том, достиг ли проект поставленных целей. Отметка за выполнение проекта выставляется в сводную ведомость журнала теоретического обучения в графу «Проектная деятельность», переносится в сводную ведомость и в диплом. VI. Процедура защиты проекта 6.1. Защита индивидуальных проектов, осуществляется в соответствии с графиком выполнения проекта и может осуществляться в виде студенческой конференции. 6.2. Результаты выполнения проекта оцениваются по итогам рассмотрения комиссией представленного продукта, презентации проекта студентом и рецензии руководителя. 8 6.3. Состав комиссии для оценки индивидуальных проектов назначается приказом директора техникума. В состав комиссии могут входить преподаватели, студенты, педагоги дополнительного образования, педагоги-психологи, администрация техникума. Количество членов комиссии не должно быть менее 3-х и более 7 человек. 6.4. Комиссия оценивает уровень проектной деятельности конкретного обучающегося, дает оценку выполненной работы 6.5. Процедура защиты состоит в 6-8 минутном выступлении обучающегося, который раскрывает актуальность, поставленные задачи, суть проекта и выводы. Далее следуют ответы на вопросы комиссии. 6.6. Проектная деятельность оценивается по 2 группам критериев: критерии оценки содержания проекта и критерии оценки защиты проекта. Оценка содержательной части проекта в баллах: • 2 балла - Ярко выраженные положительные стороны работы во всех ее составных частях; (отдельно за каждый из девяти представленных выше критериев). • 1 балл – имеют место; • 0 баллов – отсутствуют. Итого 18 баллов - максимальное число за всю содержательную часть проекта. Критерии оценки защиты проекта: № Критерий п/п 1. Качество доклада Оценка (в баллах) 2. 1 - нет четкости ответов на большинство вопросов 2 - ответы на большинство вопросов 3 - ответы на все вопросы убедительно, аргументировано 1 - представленный демонстрационный материал не используется в докладе 3. 4. Качество ответов на вопросы Использование демонстрационного материала Оформление демонстрационного материала 1 - доклад зачитывается 2 - доклад пересказывается, но не объяснена суть работы 3 - доклад пересказывается, суть работы объяснена 4 - кроме хорошего доклада владение иллюстративным материалом 5 - доклад производит очень хорошее впечатление 2 - представленный демонстрационный материал используется в докладе 3 - представленный демонстрационный материал используется в докладе, информативен, автор свободно в нем ориентируется 1 - представлен плохо оформленный демонстрационный материал, 2 - демонстрационный материал хорошо оформлен, но есть отдельные претензии 3 - к демонстрационному материалу нет претензий Итого максимальный балл за защиту индивидуального проекта составляет 14 баллов. Итоговый балл за содержание и защиту проекта – 32 балла 27-32 балла - отлично 21-26 баллов – хорошо 9 17 – 20 баллов – удовлетворительно 16 баллов и менее – неудовлетворительно Кроме того комиссия дает заключение об уровне сформированности навыков проектной деятельности Критерии итоговой оценки индивидуального проекта базового и повышенного уровня Критерий Уровни сформированности навыков проектной деятельности Базовый Повышенный Самостоятельное приобретение знаний и решение проблем Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно с опорой на помощь руководителя ставить проблему и находить пути её решения; продемонстрирована способность приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания изученного Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно ставить проблему и находить пути её решения; продемонстрировано свободное владение логическими операциями, навыками критического мышления, умение самостоятельно мыслить; продемонстрирована способность на этой основе приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания проблемы Знание предмета Продемонстрировано понимание содержания выполненной работы. В работе и в ответах на вопросы по содержанию работы отсутствуют грубые ошибки Продемонстрировано свободное владение предметом проектной деятельности. Ошибки отсутствуют Регулятивные действия Продемонстрированы навыки определения темы и планирования работы. Работа тщательно спланирована и последовательно реализована, своевременно пройдены все необходимые этапы обсуждения и представления. Контроль и коррекция осуществлялись самостоятельно Работа доведена до конца и представлена комиссии; некоторые этапы выполнялись под контролем и при поддержке руководителя. При этом проявляются отдельные элементы самооценки и самоконтроля обучающегося 10 Коммуникация Продемонстрированы навыки оформления проектной работы и пояснительной записки, а также подготовки простой презентации. Автор отвечает на вопросы Тема ясно определена и пояснена. Текст/сообщение хорошо структурированы. Все мысли выражены ясно, логично, последовательно, аргументированно. Работа/сообщение вызывает интерес. Автор свободно отвечает на вопросы VII. Документация Для студентов • Индивидуальный план выполнения проекта. Этапы Виды деятельности Подготов ка Выбор темы учебного проекта и тем исследований обучающихся; Разработка основополагающего вопроса и проблемных вопросов учебной темы Планиро вание Формулировка задач, которые следует решить; Выбор средств и методов решения задач; Определение последовательности и сроков работ Процесс проектир ования Самостоятельная работа Итог Достигнутый результат Оформления записки, плакатов и др. Оформление Защита Планируемая дата исполнения Дата фактичес ки Подпись руководител я 11 Для руководителя проекта • • №п/п Индивидуальный план выполнения проекта для каждого обучающегося; Общие сведения; ФИО студента Тема проекта Итоговая оценка руководителя проекта Подпись 1. 2. • Рецензия по каждому индивидуальному проекту. Руководитель проекта передает заключение и рецензию за выполненную работу комиссии до начала защиты проекта. Для классного руководителя • Лист ознакомления родителей; №п/п ФИО студента Тема проекта Дата выполнения проекта Дата защиты Подпись родителей 1. 2. …и т.д. • Результаты итоговой оценки индивидуального проекта. Классный руководитель после защиты проекта выставляет итоговую оценку в журнал теоретического обучения. VIII. Права и ответственность сторон Руководитель индивидуального проекта должен: • Совместно с обучающимся определить тему и учебный план работы по индивидуальному образовательному проекту; 12 • Совместно с обучающимся определить цель работы, этапы, сроки, методы работы, источники необходимой информации; • Мотивировать обучающего на выполнение работы по индивидуальному образовательному проекту; • Оказывать помощь обучающемуся по вопросам планирования, методики, формирования и представления результатов исследования; • Контролировать выполнение обучающимся плана работы по выполнению индивидуального образовательного проекта. Руководитель индивидуального проекта имеет право: • Требовать от обучающего своевременного и качественного выполнения работы; • Использовать в своей работе имеющиеся в техникуме информационные ресурсы; • Обращаться к администрации техникума в случае систематического несоблюдения сроков реализации плана индивидуального образовательного проекта. Обучающийся должен: • Выбрать тему индивидуального образовательного проекта; • Посещать консультации и занятия по индивидуальному образовательному проекту; • Ответственно относиться к требованиям и рекомендациям руководителя индивидуального образовательного проекта: • Подготовить публичный отчет о проделанной работе. Обучающийся имеет право: • На консультацию и информационную поддержку руководителя на любом этапе выполнения индивидуального образовательного проекта; • Использовать для выполнения индивидуального образовательного проекта ресурсы техникума.