тэпс программа общество

Министерство образования, науки и молодежной политики
Краснодарского края
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Краснодарского края
«Кропоткинский техникум технологий и железнодорожного транспорта»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОД.07 Обществознание
по специальности СПО
23.02.06 Техническая эксплуатация подвижного состава
Срок обучения 3 года 10 месяцев
на базе основного общего образования
Форма обучения: очная

2023 г.

Рассмотрена на заседании
педагогического совета
Протокол № 1 от 31 августа 2023г.
Рассмотрена на заседании методической
комиссии гуманитарных дисциплин
протокол № 1 от 30 августа 2023г.
Председатель МК ______Л.М.Хаженцева

Утверждена
Директор ГБПОУ «КТТ и ЖТ»
____________ /В.А. Шахбазян/

Рабочая программа учебной дисциплины ОД.07 «Обществознание» разработана на
основании Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря
2012 г. N 273-ФЗ (в ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016); требований ФГОС среднего
общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 г. № 413, с изм. от 31 декабря
2015 г. N 1578, с изм. от 12 августа 2022г. № 732), примерной рабочей программы
общеобразовательной
дисциплины
«Обществознание»
для
профессиональных
образовательных организаций базовый уровень (вариант 2), утвержденной на заседании
Совета по оценке содержания и качества примерных рабочих программ
общеобразовательного и социально-гуманитарного циклов среднего профессионального
образования Протокол 14 от 30 ноября 2022г. В соответствии с требованиями: ФГОС СПО по
специальности 23.02.06 Техническая эксплуатация подвижного состава, утвержденного
приказом Министерства просвещения России № 774 от 26 августа 2022 года, зарегистрирован
Министерством юстиции России (рег. № 70280 от 29 сентября 2022г.), укрупненной группы
профессий 23.00.00 Техника и технологии наземного транспорта.
Организация-разработчик: государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Краснодарского края "Кропоткинский техникум технологий и
железнодорожного транспорта"

Автор:

_______________преподаватель Е. И. Уваров
Рецензенты:
МП

МП

__________ _________________________________________
________________________________________
Занимаемая должность
________________________________________
Место работы
________________________________________
Квалификация по диплому
__________ _________________________________________
________________________________________
Занимаемая должность
________________________________________
Место работы
________________________________________
Квалификация по диплому

СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1.ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ« ОД. 07 Обществознание»
1.1. Место дисциплины в структуре образовательной программы СПО
Общеобразовательная
дисциплина
«Обществознание»
является
обязательной частью общеобразовательного цикла образовательной программы
в соответствии с ФГОС по специальности 23.02.06 Техническая эксплуатация
подвижного состава железных дорог.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины
1.2.1. Цель общеобразовательной дисциплины
Основной целью изучения обществознания в организациях среднего
профессионального образования является освоение обучающимися знаний о
российском обществе и особенностях его развития в современных условиях,
различных аспектах взаимодействия людей друг с другом и с основными
социальными институтами, содействие формированию способности к
рефлексии, оценке своих возможностей в повседневной и профессиональной
деятельности.
Ключевыми
задачами
изучения
обществознания
с
учётом
преемственности с основной школой являются:
- воспитание
общероссийской
идентичности,
гражданской
ответственности, основанной на идеях патриотизма, гордости за достижения
страны в различных областях жизни; приверженности демократическим
ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- освоение системы знаний об обществе и человеке, формирование
целостной картины общества;
- овладение умениями получать, анализировать, интерпретировать и
систематизировать социальную информацию из различных источников,
преобразовывать ее и использовать для самостоятельного решения учебнопознавательных, исследовательских и жизненных задач;
- совершенствование опыта применения полученных знаний и умений
при анализе и оценке жизненных ситуаций, социальных фактов, поведения
людей и собственных поступков в различных областях общественной жизни с
учётом
профессиональной
направленности
организации
среднего
профессионального образования;
- становление духовно-нравственных позиций и приоритетов личности
в период ранней юности, выработка интереса к освоению социальных и
гуманитарных
дисциплин,
развитие
мотивации
к
предстоящему
самоопределению.
1.2.2. Планируемые результаты освоения общеобразовательной
дисциплины в соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии общих
(ОК 01-ОК 07, ОК 09) и профессиональных компетенций (ПК 2.1).

Планируемые результаты освоения дисциплины
Общие
Дисциплинарные
ОК 01. Выбирать способы В части трудового воспитания:
-уметь критически анализировать для решения познавательной
решения
задач - готовность к труду, осознание ценности задачи аутентичные исторические источники разных типов
мастерства, трудолюбие;
профессиональной
(письменные, вещественные, аудиовизуальные) по истории
деятельности применительно к - готовность к активной деятельности России и зарубежных стран ХХ – начала XXI в., оценивать их
технологической
и
социальной полноту и достоверность, соотносить с историческим периодом;
различным контекстам
направленности, способность инициировать, выявлять общее и различия; привлекать контекстную
планировать и самостоятельно выполнять такую информацию при работе с историческими источниками;
деятельность;
-владеть комплексом хронологических умений, умение
интерес
к
различным
сферам устанавливать причинно-следственные, пространственные связи
исторических событий, явлений, процессов с древнейших
профессиональной деятельности,
Овладение
универсальными
учебными времен до настоящего времени;
познавательными действиями:
-уметь анализировать, характеризовать и сравнивать
исторические события, явления, процессы с древнейших
а) базовые логические действия:
самостоятельно
формулировать
и времен до настоящего времени
актуализировать проблему, рассматривать ее
всесторонне;
- устанавливать существенный признак или
основания для сравнения, классификации и
обобщения;
- определять цели деятельности, задавать
параметры и критерии их достижения;
- выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых явлениях;
- вносить коррективы в деятельность, оценивать
соответствие результатов целям, оценивать риски
последствийдеятельности;
Код и наименование
формируемых компетенций

5

ОК 02.
Использовать
современные средства поиска,
анализа и интерпретации
информации,
и
информационные технологии
для
выполнения
задач
профессиональной
деятельности

В области ценности научного познания: уметь осуществлять с соблюдением правил информационной безопасности
сформированность
мировоззрения,
поиск исторической информации по истории России и зарубежных стран
соответствующего
современному
уровню
ХХ – начала XXI в. в справочной литературе, сети Интернет, средствах
развития науки и общественной практики,
массовой информации для решения познавательных задач; оценивать
основанного
на
диалоге
культур,
полноту и достоверность информации с точки зрения ее соответствия
способствующего осознанию своего места
в
исторической
действительности;
поликультурном мире;
- уметь объяснять критерии поиска исторических источников и
- совершенствование языковой и читательской находить их; учитывать при работе специфику современных
культуры как средства взаимодействия между источников социальной и личной информации; объяснять
людьми и познания мира;
значимость конкретных источников при изучении событий и

- осознание ценности научной деятельности,
готовность осуществлять проектную и
исследовательскую
деятельность
индивидуально и в группе;
Овладение
универсальными
учебными
познавательными действиями:
в) работа с информацией:
- владеть навыками получения информации из
источников разных типов, самостоятельно
осуществлять поиск, анализ, систематизацию и
интерпретацию информации различных видов и
форм представления;
- создавать тексты в различных форматах с
учетом назначения информации и целевой
аудитории, выбирая оптимальную форму
представления и визуализации;
- оценивать достоверность, легитимность
информации, ее соответствие правовым и
морально-этическим нормам;
- использовать средства информационных и
коммуникационных технологий в решении
когнитивных,
коммуникативных
и
организационных задач с соблюдением
требований эргономики, техники безопасности,
гигиены, ресурсосбережения, правовых и
этических норм, норм информационной
безопасности;
- владеть навыками распознавания и защиты
информации, информационной безопасности
личности
ОК 04.
Эффективно
готовность
к
саморазвитию,
взаимодействовать и работать в самостоятельности и самоопределению;
коллективе и команде

процессов истории России и истории зарубежных стран;
приобретение
опыта
осуществления
учебноисследовательской деятельности

- приобретать опыт осуществления проектной деятельности в форме
участия в подготовке учебных проектов по новейшей истории, в
том числе – на региональном материале (с
использованием ресурсов библиотек, музеев и т.д.);

7

-овладение
навыками
учебноисследовательской, проектной и социальной
деятельности;
Овладение
универсальными
коммуникативными действиями:
б) совместная деятельность:
- понимать и использовать преимущества
командной и индивидуальной работы;
- принимать цели совместной деятельности,
организовывать и координировать действия по ее
достижению: составлять план действий,
распределять роли с учетом мнений участников
обсуждать результаты совместной работы;
- координировать и выполнять работу в
условиях
реального,
виртуального
и
комбинированного взаимодействия;
- осуществлять
позитивное
стратегическое
поведение в различных ситуациях, проявлять
творчество и воображение, быть инициативным
Овладение
универсальными
регулятивными
действиями:
г) принятие себя и других людей:
- принимать мотивы и аргументы других людей
при анализе результатов деятельности;
- признавать свое право и право других людей на
ошибки;
- развивать способность понимать мир с
позиции другого человека

- приобретать опыт взаимодействия с людьми другой культуры,
национальной и религиозной принадлежности на основе
ценностей современного российского общества: идеалов
гуманизма, демократии, мира и взаимопонимания между
народами, людьми разных культур; уважения к историческому
наследию народов России

ОК 05. Осуществлять устную и
письменную коммуникацию
на государственном языке
Российской Федерации с
учетом
особенностей
социального и культурного
контекста

ОК 06. Проявлять гражданскопатриотическую
позицию,
демонстрировать
осознанное
поведение
на
основе
традиционных
общечеловеческих ценностей,
в том числе с учетом гармо-

В области эстетического воспитания:
- эстетическое отношение к миру, включая
эстетику быта, научного и технического
творчества, спорта, труда и общественных
отношений;
- способность воспринимать различные виды
искусства, традиции и творчество своего и
других народов, ощущать эмоциональное
воздействие искусства;
- убежденность в значимости для личности и
общества отечественного и мирового искусства,
этнических культурных традиций и народного
творчества;
- готовность к самовыражению в разных видах
искусства, стремление проявлять качества
творческой личности;
Овладение
универсальными
коммуникативными действиями:
а) общение:
- осуществлять коммуникации во всех сферах
жизни;
- распознавать
невербальные
средства
общения, понимать значение социальных
знаков,
распознавать
предпосылки
конфликтных ситуаций и смягчать конфликты;
- развернуто и логично излагать свою точку
зрения с использованием языковых средств
- осознание
обучающимися
российской
гражданской идентичности;
- целенаправленное развитие внутренней
позиции личности на основе духовнонравственных ценностей народов Российской
Федерации, исторических и национальнокультурных традиций, формирование системы

- уметь составлять описание (реконструкцию) в устной и
письменной форме исторических событий, явлений, процессов
истории родного края, истории России и всемирной истории ХХ –
начала XXI в. и их участников, образа жизни людей и его
изменения в Новейшую эпоху; формулировать и обосновывать
собственную точку зрения (версию, оценку) с опорой на
фактический материал, в том числе используя источники разных
типов;
- отстаивать историческую правду в ходе дискуссий и других
форм межличностного взаимодействия, а также при
разработке и представлении учебных проектов и исследований по
новейшей
истории,
аргументированно
критиковать
фальсификации отечественной истории; рассказывать о
подвигах народа при защите Отечества, разоблачать
фальсификации отечественной истории

- понимать значимость России в мировых политических и
социально-экономических процессах ХХ – начала XXI в., знание
достижений страны и ее народа; умение характеризовать
историческое значение Российской революции, Гражданской войны,
нэпа, индустриализации и коллективизации в СССР, решающую
роль Советского Союза в победе над нацизмом,
значение советских научно-технологических успехов, освоения

9

низации межнациональных и
межрелигиозных
отношений,
применять
стандарты
антикоррупционного
поведения

значимых ценностно-смысловых установок,
антикоррупционного
мировоззрения,
правосознания, экологической культуры,
способности ставить цели и строить жизненные
планы;
В части гражданского воспитания:
- осознание своих конституционных прав и
обязанностей,
уважение
закона
и
правопорядка;
-принятие традиционных национальных,
общечеловеческих
гуманистических
и
демократических ценностей;
готовность противостоять идеологии
экстремизма,
национализма,
ксенофобии,
дискриминации по социальным, религиозным,
расовым, национальным признакам;
- готовность вести совместную деятельность в
интересах гражданского общества, участвовать в
самоуправлении
в
общеобразовательной
организации
и
детско-юношеских
организациях;
- умение взаимодействовать с социальными
институтами в соответствии с их функциями и
назначением;
- готовность к гуманитарной и волонтерской
деятельности;
патриотического воспитания:
- сформированность российской гражданской
идентичности, патриотизма, уважения к своему
народу, чувства ответственности перед
Родиной, гордости за свой край, свою Родину,
свой язык и культуру, прошлое и настоящее
многонационального народа России;

космоса; понимание причин и следствий распада СССР,
возрождения Российской Федерации как мировой державы,
воссоединения Крыма с Россией, специальной военной
операции на Украине и других важнейших событий ХХ – начала XXI
в.; особенности развития культуры народов СССР (России);
- знать имена героев Первой мировой, Гражданской, Великой
Отечественной войн, исторических личностей, внёсших
значительный вклад в социально-экономическое, политической и
культурное развитие России в ХХ – начале XXI в.;
-уметь составлять описание (реконструкцию) в устной и
письменной форме исторических событий, явлений, процессов
истории родного края, истории России и всемирной истории ХХ –
начала XXI в. и их участников, образа жизни людей и его
изменения в Новейшую эпоху; формулировать и обосновывать
собственную точку зрения (версию, оценку) с опорой на
фактический материал, в том числе используя источники разных
типов;
- уметь выявлять существенные черты исторических событий,
явлений, процессов; систематизировать историческую
информацию в соответствии с заданными критериями;
сравнивать изученные исторические события, явления,
процессы;
- уметь
устанавливать
причинно-следственные,
пространственные, временные связи исторических событий,
явлений, процессов; характеризовать их итоги; соотносить
события истории родного края и истории России в ХХ – начале XXI
в.; определять современников исторических событий истории
России и человечества в целом в ХХ – начале XXI в.;
- уметь анализировать текстовые, визуальные источники
исторической информации, в том числе исторические
карты/схемы, по истории России и зарубежных стран ХХ – начала XXI
в.; сопоставлять информацию, представленную в различных
источниках; формализовать историческую информацию в виде
таблиц, схем, графиков, диаграмм;

ПК 1.1.

- ценностное отношение к государственным - уметь защищать историческую правду, не допускать умаления
символам, историческому и природному подвига народа при защите Отечества, готовность давать отпор
наследию, памятникам, традициям народов фальсификациям российской истории;
России, достижениям России в науке, искусстве, - знать ключевые события, основные даты и этапы истории
спорте, технологиях и труде;
России и мира в ХХ – начале XXI в.; выдающихся деятелей
- идейная убежденность, готовность к отечественной и всемирной истории; важнейшие достижения
служению и защите Отечества, ответственность за культуры, ценностные ориентиры;
его судьбу;
- понимать значимость роли России в мировых политических и
освоенные обучающимися межпредметные социально-экономических процессах с древнейших времен до
понятия и универсальные учебные действия настоящего времени;
(регулятивные,
познавательные,
-уметь характеризовать вклад российской культуры в мировую
коммуникативные);
культуру;
способность
их
использования
в - иметь сформированность представлений о предмете, научных и
познавательной и социальной практике, социальных функциях исторического знания, методах
готовность к самостоятельному планированию и изучения исторических источников
осуществлению
учебной
деятельности,
организации учебного сотрудничества с
педагогическими работниками и сверстниками, к
участию в построении индивидуальной
образовательной траектории;
овладение
навыками
учебноисследовательской, проектной и социальной
деятельности
Эксплуатировать подвижной состав железных дорог.

ПК 1.3.

Производить техническое обслуживание и ремонт подвижного состава железных дорог в соответствии с
требованиями технологических процессов.
Обеспечивать безопасность движения подвижного состава.

ПК 2.1.

Планировать и организовывать производственные работы коллективом исполнителей.

ПК 2.2.

Планировать и организовывать мероприятия по соблюдению норм безопасных условий труда.

ПК 2.3.

Контролировать и оценивать качество выполняемых работ.

ПК 3.1.

Оформлять техническую и технологическую документацию.

ПК1.2.

ПК 4.1.

Разрабатывать технологические процессы на ремонт отдельных деталей и узлов подвижного состава
железных дорог в соответствии с нормативной документацией.
Проверять взаимодействие узлов локомотива

ПК 4.2.

Производить монтаж, разборку, соединение и регулировку частей ремонтируемого объекта локомотива

ПК 4.3.
ПК 4.4.

Осуществлять приемку и подготовку локомотива к рейсу.
Обеспечивать управление локомотивом.

ПК 4.5.

Осуществлять контроль работы устройств, узлов и агрегатов локомотива.

ПК 3.2.

Личностные результаты реализации программы воспитания (дескрипторы)

Код
личностных
результатов
реализации программы воспитания

Осознающий себя гражданином и защитником великой страны.

ЛР 1

Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе
любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей
многонационального народа России.

ЛР 5

Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую
уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности.

ЛР 7

Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям различных этнокультурных,
социальных, конфессиональных и иных групп. Сопричастный к сохранению, преумножению
и трансляции культурных традиций и ценностей многонационального российского
государства.

ЛР 8

Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий основами эстетической
культуры.

ЛР 11

Личностные результаты реализации программы воспитания,
определенные отраслевыми требованиями к деловым качествам личности

2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины
«Обществознание»
2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
1.

Структура и содержание общеобразовательной дисциплины

2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем образовательной программы дисциплины

Объем в часах
108

в т.ч.
1. Основное содержание

72

в т. ч.:
теоретическое обучение

55

практические занятия

11

контрольные работы

1

самостоятельная работа

36

2. Профессионально ориентированное содержание (содержание прикладного
модуля)
в т. ч.:

6

теоретическое обучение

0

практические занятия

6

Промежуточная аттестация ( дифференцированный зачет)

1

2.2. Тематический план и содержание дисциплины
Наименование разделов и
тем

Содержание учебного материала, практические занятия

1

2

Раздел 1. Человек в обществе
Тема 1.1. Общество
общественные
отношения.
Развитие общества

и

Объем
часов

3

Формируем
ые общие и
профессиональ
ные
компетенци
и
4

10
Содержание учебного материала
Общество как система. Общественные отношения. Связи между подсистемами и элементами
общества. Общественные потребности и социальные институты. Признаки и функции социальных
институтов. Типы обществ. Постиндустриальное (информационное) общество и его особенности.
Роль массовой коммуникации в современном обществе
Практическое занятие № 1
Многообразие путей и форм общественного развития. Заполнение таблицы.

Профессионально-ориентированное содержание

2

ОК 01
ОК 05

1
1

Профессионально ориентированное содержание
Практическое занятие №2
Направления цифровизации в профессиональной деятельности «Техническая эксплуатация
подвижного состава» Составление схемы.
Тема 1.2. Биосоциальная
природа человека и его
деятельность

Содержание учебного материала
Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Влияние социокультурных
факторов на формирование личности. Мировоззрение, его род в жизнедеятельности человека.
Социализация личности и её этапы. Агенты (институты) социализация. Общественное и
индивидуальное сознание. Самосознание и социальное поведение. Деятельность и её структура.
Мотивация деятельности. Потребности и интересы. Многообразие видов деятельности. Свобода и
необходимость в деятельности человека. Мировоззрение, его структура и типы

ОК 02
ОК 04
3

ОК 05

20

Тема 1.3. Познавательная
деятельность
человека.
Научное познание

Содержание учебного материала
Познание мира. Чувственное и рациональное познание. Мышление, его форма и методы. Знания,
как результат познавательной деятельности, его виды. Понятие истины, её критерии. Абсолютная,
относительная истина. Естественные, технические, точные и социально-гуманитарные науки.
Особенности, уровни и методы научного познания. Особенности научного познания в социальногуманитарных науках. Российское общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI в.

1

Раздел 2. Духовная культура
Тема 2.1. Духовная
культура личности и
общества

ОК
02
ОК
04
ОК 05

8
Содержание учебного материала
Духовная деятельность человека. Духовные ценности российского общества. Материальная и
духовная культура. Формы культуры. Народная, массовая и элитарная культура. Молодёжная
субкультура. Контркультура. Функции культуры. Культурное многообразие современного
общества. Диалог культур. Вклад российской культуры в формирование ценностей современного
общества. Мораль как общечеловеческая ценность и социальный регулятор. Категории морали.
Гражданственность. Патриотизм.

ОК 03
1

ОК 05
ОК 06

Профессионально-ориентированное содержание

1

Практическое занятие №3
Культура общения, труда, учебы, поведения в обществе. Этикет в профессиональной
деятельности.
Тема
2.2.
Наука
образование
современном мире

и
в

Содержание учебного материала
Наука. Функции науки. Возрастание роли науки в современном обществе. Направление
научнотехнологического развития и научные достижения Российской Федерации. Образование в
современном обществе. Российская система образований. Основные направления в развитии
образования в Российской Федерации. Непрерывность образования в информационном обществе.
Значение самообразования. Цифровые образовательные ресурсы. Наука и образование: их сущность и
значение в современном российском обществе. Составление сравнительной таблицы.

2
ОК 02
ОК 03

21

Тема 2.3. Религия

Содержание учебного материала
Религия, её роль в жизни общества и человека. Мировые и национальные религии. Значение
поддержания межконфессионального мира в Российской Федерации. Свобода совести.

Тема 2.4. Искусство

Содержание учебного материала
Искусство, его основные функции. Особенности искусства как форма духовной культуры.
Достижения современного российского искусства

2

ОК 06
1
ОК 01

Практическое занятие №4
Искусство, его основные функции. Работа с текстом.
Раздел 3. Экономическая жизнь общества
Тема 3.1. Экономика –
основа жизнедеятельности
общества

ОК 05

ОК 05
1
22

Содержание учебного материала
Роль экономики в жизни общества. Макроэкономические показатели и качество жизни. Предмет и
методы экономической науки. Ограниченность ресурсов. Кривая производственных возможностей.
Типы экономических систем. Экономический рост и пути его достижения. Факторы долгосрочного
экономического роста. Понятие экономического цикла. Фазы экономического цикла. Причины
экономических циклов

2

Практическое занятие №5

1

ОК 02
ОК 07

Экономический рост: понятие, сущность и виды. Решение задач.
Тема 3.2.
Рыночные
отношения в экономике.
Финансовые институты

ОК 01

Содержание учебного материала
Функционирование рынков. Рынки труда, капитала, земли, информации. Государственное
регулирование рынков. Конкуренция и монополия. Государственная политика по развитию
конкуренции. Антимонопольное регулирование в Российской Федерации. Финансовый рынок.
Финансовые институты. Банки. Банковская система. Центральный банк Российской Федерации:
задачи и функции. Монетарная политика Банка России.
Контрольная работа №1 Инфляция: причины, виды, последствия

2

ОК 03
ОК 09

1

22

Практическое занятие №6 Рыночный спрос и рыночное предложение. Работа со схемами.

Тема 3.3. Рынок труда и
безработица. Рациональное
поведение потребителей

Содержание учебного материала
Рынок труда. Заработная плата и стимулирование труда. Занятость и безработица. Причины и виды
безработицы. Государственная политика Российской Федерации в области занятости. Особенности
труда молодёжи. Деятельность профсоюзов. Рациональное экономическое поведение. Экономическая
свобода и социальная ответственность. Экономическая деятельность и проблемы устойчивого
развития общества
Практическое занятие №7
Спрос на труд. Стратегия поведения при поиске работы. Решение задач.

Тема 3.4. Предприятие в
экономике

Содержание учебного материала
Предприятие в экономике. Цели предприятия. Факторы производства. Альтернативная стоимость,
способы и источники финансирования предприятия. Издержки, их виды. Выручка, прибыль.
Поддержка малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации. Государственная
политика импортозамещения в Российской Федерации.

Профессионально-ориентированное содержание

1

ОК 01
3

ОК 02
ОК 03

1
ОК 01
ОК 03
1

1

Практическое занятие №8
Предпринимательская деятельность в сфере производства. Основы менеджмента и маркетинга
Анализ текста
Тема 3.5. Экономика и
государство

Тема 3.6. Основные
тенденции развития
экономики России и
международная экономика

Содержание учебного материала
Экономика и государство. Экономические функции государства. Общественные блага. Внешние
эффекты. Государственный бюджет. Дефицит и профицит государственного бюджета. Принцип
сбалансированности государственного бюджета. Государственный долг. Налоговая система
Российской Федерации. Функции налогов. Система налогов и сборов в Российской Федерации.
Налоговые льготы и вычеты.
Фискальная политика государства. Цифровизация экономики в Российской Федерации. Налоги и
налоговая политика.

ОК 01
4

ОК 06

Содержание учебного материала
Мировая экономика. Международная экономика. Международное разделение труда. Экспорт и импорт
товаров и услуг. Выгоды и убытки от участия в международной торговле. Государственное
регулирование внешней торговли.

ОК 09

3

ОК 09

23

Практическое занятие №9

1

Современная России и мировая экономика Составление таблицы.
Раздел 4. Социальная сфера
Тема 4.1.
структура
Положение
обществе

Социальная
общества.
личности в

11
Содержание учебного материала
Социальные общности, группы, их типы. Социальная стратификация, её критерии. Социальное
неравенство. Социальная структура российского общества. Государственная поддержка социально
незащищённых слоев общества в Российской Федерации. Положение индивида в обществе.
Социальные статусы и роли. Социальная мобильность, её формы и каналы в современном
российском обществе.

ОК 01

3

ОК 05

Практическое занятие № 10

1

Социальная стратификация и социальная мобильность . Ответы на вопросы.
Тема
4.2.
Семья
современном обществе

в

Содержание учебного материала
Семья и брак. Функции и типы семьи. Семья как важнейший социальный институт. Тенденции
развития семьи в современном мире. Меры социальной поддержки семьи в Российской Федерации.
Помощь государства многодетным семьям
Практическое занятие № 11
Семья как важнейший социальный институт Работа с текстом.

Тема
4.3.
Этнические
общности и нации

Тема 4.4.
нормы
и
контроль.
конфликт и
разрешения

Социальные
социальный
Социальный
способы его

Содержание учебного материала
Миграционные процессы в современном мире. Этнические общности. Нации и межнациональные
отношения. Этносоциальные конфликты, способы их предотвращения и пути их разрешения.
Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации. Национальная
политика и межнациональные отношения
Содержание учебного материала
Социальные нормы и отклоняющееся (девиантное) поведение. Формы социальных девиаций.
Конформизм. Социальный контроль и самоконтроль. Социальный конфликт. Виды социальных
конфликтов, их причины. Способы разрешения социальных конфликтов. Особенности
профессиональной деятельности социолога, социального психолога.

Профессионально-ориентированное содержание

ОК 05
ОК 06

2

1
ОК 05
ОК 06
4

ОК 04
ОК 05
1

1

Практическое занятие № 12
Конфликты в трудовых коллективах и пути их преодоления. Анализ текста.

24

Раздел 5. Политическая сфера
Тема 5.1.
власть

Политика

и

Политическая система

7
Содержание учебного материала
Политическая власть и субъекты политики в современном обществе. Политические институты.
Политическая деятельность. Политическая система общества, её структура и функции.
Политическая система Российской Федерации на современном этапе. Государство как основной
институт политической системы. Государственный суверенитет. Функции государства. Форма
государства: форма правления, форма государственного (территориального) устройства,
политический режим. Типология форм государства.
Практическое занятие №13
Федеративное устройство Российской Федерации. Составление таблицы

Тема 5.2. Политическая
культура
общества
и
личности. Политический
процесс и его участники

Содержание учебного материала
Политическая культура общества и личности. Политическое поведение. Политическое участие.
Причины абсентеизма. Политическая идеология, её роль в обществе. Основные идейнополитические течения современности. Политический процесс и участие в нём субъектов политики.
Формы участия граждан в

ОК 05
2

ОК 06

1

ОК 03
3

ОК 04

политике. Политические партии как субъекты политики, их функции, виды. Типы партийных
систем.
Избирательная система. Типы избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная,
смешанная. Избирательная кампания. Избирательная система в Российской Федерации.
Политическая элита и политическое лидерство. Типология лидерства. Роль средств массовой
информации в политической жизни общества.
Профессионально-ориентированное содержание

1

Практическое занятие №14
Роль профсоюзов в формировании основ гражданского общества. Анализ текста.
Раздел 6. Правовое регулирование общественных отношений в Российской Федерации

16

Тема 6.1. Право в системе
социальных норм

4

Содержание учебного материала
Правовое регулирование общественных отношений в Российской Федерации.
Право в системе социальных норм. Источники права. Нормативные правовые акты, их виды. Законы и
законодательные процессы в Российской Федерации. Система российского права. Правоотношения,
их субъекты. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Правонарушение и юридическая

ОК 01
ОК 05
ОК 09

25

ответственность. Функции правоохранительных органов Российской Федерации

Тема
6.2.
Основы
конституционного права
Российской
Федерации

Содержание учебного материала

1

Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации.
Гражданство Российской Федерации. Личные (гражданские), политические, социально-экономические
и культурные права и свободы человека, и гражданина Российской Федерации. Конституционные
обязанности гражданина Российской Федерации. Международная защита прав человека в условии
мирного и военного времени

Профессионально-ориентированное содержание

ОК 02
ОК 06
ОК 07

1

Практическое занятие №15
Профессиональные обязанности гражданина РФ в организации мероприятий ГО и защиты от ЧС в
условиях мирного и военного времени. Решение задач
Тема
6.3.
Правовое
регулирование гражданских,
семейных,
трудовых,
образовательных
правоотношений

Содержание учебного материала
Гражданское право. Гражданские правоотношения. Субъекта гражданского права. Организационноправовые формы юридических лиц. Гражданская дееспособность несовершеннолетних. Семейное
право. Порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовое регулирование отношений
супругов. Права и обязанности родителей и детей. Трудовое право. Трудовые правоотношения.
Порядок приёма на работу, заключения и расторжения трудового договора. Права и обязанности
работника и работодателей. Дисциплинарная ответственность. Защита трудовых прав работников.
Особенности трудовых правоотношений несовершеннолетних работников. Федеральный закон «Об
образовании в Российской Федерации». Порядок приёма на обучение в образовательные
организации среднего профессионального и высшего образования. Порядок оказания платных
образовательных услуг Трудовые споры и порядок их разрешения

Тема
6.4.
Правовое
регулирование налоговых,
административных,
уголовных
правоотношений.
Экологическое

Содержание учебного материала
Административное право и его субъекты. Административное правонарушение и административная
ответственность. Экологическое законодательство. Экологические правонарушения. Способы защиты
права на благоприятную окружающую среду. Уголовное право. Основные принципы уголовного права.
Понятие преступления и виды преступлений. Уголовная ответственность, её цели, виды наказания в
уголовном праве. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних.

ОК 02
4

ОК 05
ОК 06

ОК 02
3

ОК 06
ОК 09

26

законодательство

Практическое занятие №16

1

Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах. Работа с текстом.
Тема
6.5.
Основы
процессуального права

Содержание учебного материала
Конституционное судопроизводство. Административный процесс. Судебное производство по делам
об административных правонарушениях. Уголовный процесс, его принципы и стадии. Субъекты
уголовного процесса

3

Практическое занятие №17
Гражданские споры, порядок их рассмотрения. Решение задач.

1

Промежуточная аттестация (в форме дифференцированного зачета)

ОК 02
ОК 05
ОК 09

1
Итого

72

27

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
3.1. Требования к материально-техническому и учебно-методическому
обеспечению
Рабочая программа общеобразовательной дисциплины «Обществознание»
реализуется в учебном кабинете гуманитарных дисциплин, оборудованном
посадочными местами по количеству обучающихся, рабочим местом
преподавателя, комплектом учебно-методической документации. В состав
учебнометодического и материально-технического обеспечения рабочей
учебной программы входят:
• многофункциональный комплекс преподавателя;
• наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакаты)
• информационно-коммуникативные средства;
• экранно-звуковые пособия;
• технические средства обучения;
• мультимедийное оборудование;
• вспомогательное оборудование;
• комплект технической документации, в том числе паспорта на средства
обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;
библиотечный фонд.
3.2. Информационное обеспечение обучения.
Перечень учебных изданий, Интернет – ресурсов, дополнительной
литературы
1. Основная литература
1.1. Боголюбов Л. Н., Лазебникова А. Ю., Матвеев А. И.и др. _ Под ред.
Боголюбова Л. Н., Лазебниковой А. Ю. — Обществознание. 10 класс.
Базовый уровень. ЭФУ. АО Изд-во «Просвещение».
1.2. Боголюбов Л. Н., Городецкая Н. И., Лазебникова А. Ю. и др. _ Под ред.
Боголюбова Л. Н., Лазебниковой А. Ю. — Обществознание. 11 класс.
Базовый уровень. ЭФУ. АО Изд-во «Просвещение».
2. Дополнительная литература
2.1. Важенин А. Г. Обществознание для профессий и специальностей
технического, естественно-научного, гуманитарного профилей. Практикум. М.: Изд-во «Академия», 2019. – 240 с.
2.2. Важенин А. Г. Обществознание для профессий и специальностей
технического, естественно-научного, гуманитарного профилей. Контрольные
задания. - М.: Изд-во «Академия», 2019. – 144 с.
2.3 Агафонова Н.В. Обществознание. В 2-х ч. Учебник для СПО. – М.:, 2023
Интернет-ресурсы, электронные журналы

https://www.biblio-online.ru/
http://обществознание-онлайн.рф – портал по обществознанию https://socialstudies.ru/ - портал для школьников и учителей по обществознанию
http://law-journal.ru/ - Журнал. «Вопросы экономики и права»

4. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной
дисциплины «Обществознание»
Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины
«Обществознание» раскрываются через результаты обучения, направленные
на формирование общих компетенций по разделам и темам содержания
учебного материала.
Код
и
наименование Раздел/Тема
формируемых компетенций
Р 1 Тема 1.1, 1.2, 1.3
Р 2 Тема 2.1, 2.2, 2.3, 2.4
Р 3 Тема 3.1, 3.2, 3.3, 3.4, 3.5, 3.6
Р 4 Тема 4.1, 4.2, 4.3, 4.4
Р 5 Тема 5.1, 5.2
Р 6 Тема 6.1, 6.2, 6.3, 6.4, 6.5
ОК 02. Использовать
Р 1 Тема 1.1, 1.2, 1.3
современные средства поиска,
Р 2 Тема 2.1, 2.2, 2.3, 2.4
анализа и интерпретации
Р 3 Тема 3.1, 3.2, 3.3, 3.4, 3.5, 3.6
информации, и информационные Р 4 Тема 4.1, 4.2, 4.3, 4.4
технологии для выполнения задач Р 5 Тема 5.1, 5.2
профессиональной деятельности
Р 6 Тема 6.1, 6.2, 6.3, 6.4, 6.5
ОК 03. Планировать и
Р 1 Тема 1.1, 1.2, 1.3
реализовывать собственное
Р 2 Тема 2.1, 2.2, 2.3, 2.4
профессиональное и личностное
Р 3 Тема 3.1, 3.2, 3.3, 3.4, 3.5, 3.6
развитие, предпринимательскую
Р 4 Тема 4.1, 4.2, 4.3, 4.4
деятельность в профессиональной Р 5 Тема 5.1, 5.2
сфере, использовать знания по
Р 6 Тема 6.1, 6.2, 6.3, 6.4, 6.5
финансовой грамотности в
различных жизненных ситуациях
ОК 04. Эффективно
Р 1 Тема 1.1, 1.2, 1.3
взаимодействовать и работать в
Р 2 Тема 2.1, 2.2, 2.3, 2.4
коллективе и команде
Р 3 Тема 3.1, 3.2, 3.3, 3.4, 3.5, 3.6
Р 4 Тема 4.1, 4.2, 4.3, 4.4
Р 5 Тема 5.1, 5.2
Р 6 Тема 6.1, 6.2, 6.3, 6.4, 6.5
ОК 05. Осуществлять устную и
Р 1 Тема 1.1, 1.2, 1.3
письменную коммуникацию на
Р 2 Тема 2.1, 2.2, 2.3, 2.4
государственном языке
Р 3 Тема 3.1, 3.2, 3.3, 3.4, 3.5, 3.6
Российской Федерации с учетом
Р 4 Тема 4.1, 4.2, 4.3, 4.4
особенностей социального и
Р 5 Тема 5.1, 5.2
культурного контекста
Р 6 Тема 6.1, 6.2, 6.3, 6.4, 6.5
ОК 06. Проявлять гражданскоР 1 Тема 1.1, 1.2, 1.3
патриотическую позицию,
Р 2 Тема 2.1, 2.2, 2.3, 2.4
демонстрировать осознанное
Р 3 Тема 3.1, 3.2, 3.3, 3.4, 3.5, 3.6
поведение на основе
Р 4 Тема 4.1, 4.2, 4.3, 4.4
традиционных общечеловеческих Р 5 Тема 5.1, 5.2
ценностей, в том числе с учетом
Р 6 Тема 6.1, 6.2, 6.3, 6.4, 6.5
гармонизации межнациональных
и межрелигиозных отношений,
применять стандарты
антикоррупционного поведения

Тип оценочных
мероприятий

ОК 01. Выбирать способы
решения
задач
профессиональной деятельности
применительно к различным
контекстам

Диагностическая работа
Самооценка и
взаимооценка
Презентации
Устный
и
письменный опрос
Результаты выполнения
учебных
заданий
Разрешение
учебных
проблем
Выполнение
практических заданий
Задания к схемам,
таблицам
Задания к документам
Тестирование
Проектные задания
Промежуточная
аттестация

ОК 07. Содействовать
сохранению окружающей среды,
ресурсосбережению, применять
знания об изменении климата,
принципы бережливого
производства, эффективно
действовать в чрезвычайных
ситуациях
ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках

ПК
2.1.
Планировать
и
организовывать
производственные
работы
коллективом исполнителей.

Р 1 Тема 1.1, 1.2, 1.3
Р 2 Тема 2.1, 2.2, 2.3, 2.4
Р 3 Тема 3.1, 3.2, 3.3, 3.4, 3.5, 3.6
Р 4 Тема 4.1, 4.2, 4.3, 4.4
Р 5 Тема 5.1, 5.2
Р 6 Тема 6.1, 6.2, 6.3, 6.4, 6.5

Р 1 Тема 1.1, 1.2, 1.3
Р 2 Тема 2.1, 2.2, 2.3, 2.4
Р 3 Тема 3.1, 3.2, 3.3, 3.4, 3.5, 3.6
Р 4 Тема 4.1, 4.2, 4.3, 4.4
Р 5 Тема 5.1, 5.2
Р 6 Тема 6.1, 6.2, 6.3, 6.4, 6.5
Р 1 Тема 1.1, 1.2, 1.3
Р 2 Тема 2.1, 2.2, 2.4
Р 3 Тема 3.1, 3.2, 3.3, 3.4, 3.5, 3.6
Р 4 Тема 4.1, 4.2, 4.3, 4.4
Р 5 Тема 5.1, 5.2
Р 6 Тема 6.1, 6.2, 6.3, 6.4, 6.5

Рецензия
Рабочая

программа

общеобразовательной

дисциплины

«Обществознание» разработана для специальности 23.02.06 Техническая
эксплуатация подвижного состава железных дорог.
Рабочая

программа

«Обществознание» позволяет

общеобразовательной

дисциплины

студентам освоить знания о российском

обществе и особенностях его развития в современных условиях, различных
аспектах взаимодействия людей друг с другом и с основными социальными
институтами, содействовать формированию способности к оценке своих
возможностей в повседневной и профессиональной деятельности.
В

программу

включены

вопросы

формирования

и

развития

этнонациональных, социальных, религиозных и политических общностей;
развитие государственности в последовательной смене форм и типов,
моделей взаимоотношений власти и общества, эволюция политической
системы; социальные движения со свойственными им интересами, целями и
противоречиями; эволюция международных отношений; развитие культуры
разных стран и народов.

Реализация программы по

общеобразовательной дисциплине «Обществознание» будет содействовать
формированию

и

развитию

личности

обучающегося,

способного

к

самоидентификации и определению своих ценностных ориентиров на основе
осмысления и освоения исторического опыта своей страны и человечества в
целом, активно и творчески применяющего знания и умения в учебной и
социальной практике.

Рецензент:

Боев Андрей Николаевич
кандидат исторических наук,
преподаватель ПОО Частное учреждение
«Юридический техникум»
г. Кропоткин
Учитель истории и МХК
Квалификация по диплому

Рецензия
Рабочая

программа

общеобразовательной

дисциплины

«Обществознание» составлена для специальности 23.02.06 Техническая
эксплуатация подвижного состава железных дорог.
Программа содержит основные дидактические единицы, которые
составляют основу повседневной жизни нашего общества: общество и
общественные

отношения,

познавательная

деятельность

человека,

духовная культура личности и человека, экономика как основа
жизнедеятельности,

социальная

структура

общества

и положение

личности в обществе, политика и власть, политическая система, право в
системе социальных норм.
Обучающиеся
политическую

смогут

информацию

познавательной,

получать
в

и

осмысливать

развитии,

коммуникативной,

социально-

рассматривать

практической

способы

деятельности,

необходимые для участия в жизни гражданского общества и государства,
применять полученные знания и умения для решения типичных задач в
области

социальных

отношений,

гражданской

и

общественной

деятельности, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий
с действиями других людей, с нормами поведения, установленными
законом.
Содержание рабочей программы общеобразовательной дисциплины
«Обществознание»

ориентировано

на

формирование

российской

гражданской идентичности, воспитание гражданина России, сознающего
объективную необходимость выстраивания собственной образовательной
траектории, непрерывного профессионального роста.
Рецензент:

Ашумова Аджар Вели-кызы
преподаватель истории и обществознания
ЧПОУ Региональный колледж
профессиональной карьеры
г. Кропоткин
Преподаватель политической истории
Квалификация по диплому


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».