Рабочая программа 23 ОВ-1 160 ч (1)

Министерство образования, науки и молодежной политики
Краснодарского края
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Краснодарского края
«Кропоткинский техникум технологий и железнодорожного транспорта»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОД.07 Обществознание
по профессии СПО
23.01.10 Слесарь по обслуживанию и ремонту подвижного состава
Срок обучения 1 год 10 месяцев
на базе основного общего образования
Форма обучения: очная

2023 г.

1

Рассмотрена на заседании
педагогического совета
Протокол № 1 от 31 августа 2023г.
Рассмотрена на заседании методической
комиссии гуманитарных дисциплин
протокол № 1 от 30 августа 2023г.
Председатель МК ______Л.М.Хаженцева

Утверждена
Директор ГБПОУ «КТТ и ЖТ»
____________ /В.А. Шахбазян/

Рабочая программа учебной дисциплины ОД.07 «Обществознание» разработана на основании
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273ФЗ (в ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016); требований ФГОС среднего общего
образования (приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 г. № 413, с изм. от 31 декабря 2015 г.
N 1578, с изм. от 12 августа 2022г. № 732), примерной рабочей программы
общеобразовательной
дисциплины
«Обществознание»
для
профессиональных
образовательных организаций базовый уровень (вариант 2), утвержденной на заседании
Совета по оценке содержания и качества примерных рабочих программ
общеобразовательного и социально-гуманитарного циклов среднего профессионального
образования Протокол 14 от 30 ноября 2022г. В соответствии с требованиями: ФГОС СПО по
профессии 23.01.10 Слесарь по обслуживанию и ремонту подвижного состава, утвержденного
приказом Министерства просвещения России № 774 от 26 августа 2022 года, зарегистрирован
Министерством юстиции России (рег. № 70280 от 29 сентября 2022г.), укрупненной группы
профессий 23.00.00 Техника и технологии наземного транспорта.

Организация-разработчик:
государственное
бюджетное
профессиональное
образовательное учреждение Краснодарского края "Кропоткинский техникум технологий и
железнодорожного транспорта"
Автор:

_______________преподаватель Е. И. Уваров
Рецензенты:
МП

МП

__________

_________________________________________
________________________________________
Занимаемая должность
________________________________________
Место работы
________________________________________
Квалификация по диплому
__________ _________________________________________
________________________________________
Занимаемая должность
________________________________________
Место работы
________________________________________
Квалификация по диплому

2

СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3

1.ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ« ОД. 07 Обществознание»
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной
программы
Общеобразовательная дисциплина «Обществознание» является обязательной
частью общеобразовательного цикла образовательной программы СПО в
соответствии с ФГОС по профессии 23.01.10 Слесарь по обслуживанию и
ремонту подвижного состава
Современная структура обществоведческого образования определена в
Концепции преподавания учебного предмета «Обществознание» в
образовательных
организациях
РФ,
реализующих
основные
общеобразовательные
программы.
Содержание
обществоведческого
образования основывается на изучении общества как системы и человека как
субъекта общественных отношений, что должно обеспечить формирование
личности обучающегося, его базовых компетенций, связанных с различными
аспектами
общественной
жизни.
Изучение
общеобразовательной
дисциплины «Обществознание» при реализации образовательных программ
СПО нацелено на формирование общих компетенций квалифицированных
рабочих, служащих и специалистов среднего звена в рамках осваиваемой
профессии или специальности.
1.1. Цели и планируемые результаты освоения дисциплины:
1.1.1. Цель общеобразовательной дисциплины
Основной целью изучения обществознания в организациях среднего
профессионального образования является освоение обучающимися знаний о
российском обществе и особенностях его развития в современных условиях,
различных аспектах взаимодействия людей друг с другом и с основными
социальными институтами, содействие формированию способности к
рефлексии, оценке своих возможностей в повседневной и профессиональной
деятельности.
Ключевыми
задачами
изучения
обществознания
с
учётом
преемственности с основной школой являются:
воспитание
общероссийской
идентичности,
гражданской
ответственности, основанной на идеях патриотизма, гордости за достижения
страны в различных областях жизни; приверженности демократическим
ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- освоение системы знаний об обществе и человеке, формирование
целостной картины общества;
- овладение умениями получать, анализировать, интерпретировать и
систематизировать социальную информацию из различных источников,
преобразовывать ее и использовать для самостоятельного решения учебно4

познавательных, исследовательских и жизненных задач;
совершенствование опыта применения полученных знаний и умений при
анализе и оценке жизненных ситуаций, социальных фактов, поведения людей и
собственных поступков в различных областях общественной жизни с учётом
профессиональной направленности организации среднего профессионального
образования;
- становление духовно-нравственных позиций и приоритетов личности
в период ранней юности, выработка интереса к освоению социальных и
гуманитарных дисциплин, развитие мотивации к предстоящему
самоопределению.
1.1.2. Планируемые результаты освоения общеобразовательной
дисциплины в соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК
и ПК.

5

Код и наименование
формируемых
компетенций

ОК
01.
Выбирать
способы решения задач
профессиональной
деятельности
применительно
к
различным контекстам

Планируемые результаты освоения дисциплины
Общие

Дисциплинарные (предметные)

В части трудового воспитания: - готовность к труду,
осознание ценности мастерства, трудолюбие; У готовность к активной деятельности технологической и
социальной направленности, способность инициировать,
планировать и самостоятельно выполнять такую
деятельность; - интерес к различным сферам
профессиональной деятельности, Овладение
универсальными учебными познавательными
действиями: а) базовые логические действия: самостоятельно формулировать и актуализировать
проблему, рассматривать ее всесторонне; устанавливать существенный признак или основания
для сравнения, классификации и обобщения; определять цели деятельности, задавать параметры и
критерии их достижения; - выявлять закономерности и
противоречия в рассматриваемых явлениях; - вносить
коррективы в деятельность, оценивать соответствие
результатов целям, оценивать риски последствий
деятельности; - развивать креативное мышление при
решении жизненных проблем б) базовые
исследовательские действия: - владеть навыками
учебно-исследовательской и проектной деятельности,
навыками разрешения проблем; - выявлять причинноследственные связи и актуализировать задачу,
выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы
для доказательства своих утверждений, задавать
параметры и критерии решения; - анализировать
полученные в ходе решения задачи результаты,
критически оценивать их достоверность,
прогнозировать изменение в новых условиях; -- уметь
переносить знания в познавательную и практическую
области жизнедеятельности; - уметь интегрировать
знания из разных предметных областей; - выдвигать
новые идеи, предлагать оригинальные подходы и
решения; и способность их использования в

6

сформировать знания об (о): - обществе как целостной развивающейся системе в
единстве и взаимодействии основных сфер и институтов; основах социальной
динамики; глобальных проблемах и вызовах современности; перспективах
развития современного общества, в том числе тенденций развития Российской
Федерации; - человеке как субъекте общественных отношений и сознательной
деятельности; особенностях социализации личности в современных условиях,
сознании, познании и самосознании человека; особенностях профессиональной
деятельности в области науки, культуры, экономической и финансовой сферах; экономике как науке и хозяйстве, роли государства в экономике, в том числе
государственной политики поддержки конкуренции и импортозамещения,
особенностях рыночных отношений в современной экономике; - системе права
и законодательства Российской Федерации; - владение базовым понятийным
аппаратом социальных наук, умение различать существенные и несущественные
признаки понятий, определять различные смыслы многозначных понятий,
классифицировать используемые в социальных науках понятия и термины;
использовать понятийный аппарат при анализе и оценке социальных явлений,
для ориентации в социальных науках и при изложении собственных суждений и
построении устных и письменных высказываний; - владение умениями
формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний
собственные суждения и аргументы по определенным проблемам с точки зрения
социальных ценностей и использовать ключевые понятия, теоретические
положения социальных наук для объяснения явлений социальной
действительности; конкретизировать теоретические положения фактами
социальной действительности, модельными ситуациями, примерами из личного
социального опыта и фактами социальной действительности, в том числе по
соблюдению правил здорового образа жизни; умение создавать типологии
социальных процессов и явлений на основе предложенных критериев;

познавательной и социальной практике

ОК.02 Осуществлять
поиск, анализ и
интерпретацию
информации,
необходимой для
выполнения задач
профессиональной
деятельности

ОК 03 Планировать и
реализовывать
собственное
профессиональное и
личностное развитие,
предпринимательскую
деятельность в
профессиональной
сфере, использовать
знания по правовой и
финансовой
грамотности в
различных жизненных
ситуациях

В области духовно-нравственного воспитания: -сформированность нравственного сознания, этического
поведения; - способность оценивать ситуацию и
принимать осознанные решения, ориентируясь на
морально-нравственные нормы и ценности; - осознание
личного вклада в построение устойчивого будущего; ответственное отношение к своим родителям и (или)
другим членам семьи, созданию семьи на основе
осознанного принятия ценностей семейной жизни в
соответствии с традициями народов России; Овладение
универсальными регулятивными действиями: а)
самоорганизация: - самостоятельно осуществлять
познавательную деятельность, выявлять проблемы,
ставить и формулировать собственные задачи в
образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

7

сформировать знания об (о): - особенностях процесса цифровизации и влиянии
массовых коммуникаций на все сферы жизни общества; владение умениями
применять полученные знания при анализе социальной информации,
полученной из источников разного типа, включая официальные публикации на
интернет-ресурсах государственных органов, нормативные правовые акты,
государственные документы стратегического характера, публикации в средствах
массовой информации; осуществлять поиск социальной информации,
представленной в различных знаковых системах, извлекать информацию из
неадаптированных источников, вести целенаправленный поиск необходимых
сведений, для восполнения недостающих звеньев, делать обоснованные выводы,
различать отдельные компоненты в информационном сообщении, выделять
факты, выводы, оценочные суждения, мнения; - сформированность навыков
оценивания социальной информации, в том числе поступающей по каналам
сетевых коммуникаций, владение умением определять степень достоверности
информации; владение умением соотносить различные оценки социальных
явлений, содержащиеся в источниках информации, давать на основе
полученных знаний правовую оценку действиям людей в модельных ситуациях;
- умение определять связи социальных объектов и явлений с помощью
различных знаковых систем; сформированность представлений о методах
изучения социальных явлений и процессов, включая универсальные методы
науки, а также специальные методы социального познания, в том числе
социологические опросы, биографический метод, социальное прогнозирование
сформировать знания об (о): - особенностях социализации личности в
современных условиях, сознании, познании и самосознании человека;
особенностях профессиональной деятельности в области науки, культуры,
экономической и финансовой сферах;
- отношениях, направлениях социальной политики в Российской Федерации, в
том числе поддержки семьи, государственной политики в сфере
межнациональных отношений; структуре и функциях политической системы
общества, направлениях государственной политики Российской Федерации; владеть умениями проводить с опорой на полученные знания учебноисследовательскую и проектную деятельность, представлять ее результаты в
виде завершенных проектов, презентаций, творческих работ социальной и
междисциплинарной направленности; готовить устные выступления и
письменные работы (развернутые ответы, сочинения) по социальной
проблематике, составлять сложный и тезисный план развернутых ответов,
анализировать неадаптированные тексты на социальную тематику; - готовность

ОК 04. Эффективно
взаимодействовать и
работать в коллективе и
команде

- самостоятельно составлять план решения проблемы с
учетом
имеющихся
ресурсов,
собственных
возможностей и предпочтений; - давать оценку новым
ситуациям;
способствовать
формированию
и
проявлению широкой эрудиции в разных областях
знаний, постоянно повышать свой образовательный и
культурный уровень; б) самоконтроль: использовать
приемы рефлексии для оценки ситуации, выбора
верного решения; - уметь оценивать риски и
своевременно принимать решения по их снижению; в)
эмоциональный
интеллект,
предполагающий
сформированность:
внутренней
мотивации,
включающей стремление к достижению цели и успеху,
оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя
из своих возможностей;
- эмпатии, включающей способность понимать
эмоциональное состояние других, учитывать его при
осуществлении коммуникации, способность к
сочувствию и сопереживанию; - социальных навыков,
включающих способность выстраивать отношения с
другими людьми, заботиться, проявлять интерес и
разрешать конфликты
- готовность к саморазвитию, самостоятельности и
самоопределению; -овладение навыками учебноисследовательской, проектной и социальной
деятельности; Овладение универсальными
коммуникативными действиями: б) совместная
деятельность: - понимать и использовать преимущества
командной и индивидуальной работы; - принимать цели
совместной деятельности, организовывать и
координировать действия по ее достижению: составлять
план действий, распределять роли с учетом мнений
участников обсуждать результаты совместной работы; координировать и выполнять работу в условиях
реального, виртуального и комбинированного
взаимодействия; - осуществлять позитивное
стратегическое поведение в различных ситуациях,
проявлять творчество и воображение, быть

8

применять знания о финансах и бюджетном регулировании при пользовании
финансовыми услугами и инструментами; использовать финансовую
информацию для достижения личных финансовых целей, обеспечивать
финансовую безопасность с учетом рисков и способов их снижения;
сформированность гражданской ответственности в части уплаты налогов для
развития общества и государства

- использовать обществоведческие знания для взаимодействия с
представителями других национальностей и культур в целях успешного
выполнения типичных социальных ролей, реализации прав и осознанного
выполнения обязанностей гражданина Российской Федерации, в том числе
правомерного налогового поведения; ориентации в актуальных общественных
событиях, определения личной гражданской позиции; осознание значимости
здорового образа жизни; роли непрерывного образования; использовать
средства информационно-коммуникационных технологий в решении различных
задач

ОК 05. Осуществлять
устную и письменную
коммуникацию
на
государственном языке
Российской Федерации
с учетом особенностей
социального
и
культурного контекста

ОК 06. Проявлять
гражданскопатриотическую
позицию,
демонстрировать
осознанное поведение
на основе
традиционных
общечеловеческих
ценностей, в том числе
с учетом гармонизации
межнациональных и

инициативным
Овладение
универсальными
регулятивными действиями: г) принятие себя и других
людей: - принимать мотивы и аргументы других людей
при анализе результатов деятельности; - признавать свое
право и право других людей на ошибки; - развивать
способность понимать мир с позиции другого человека
В области эстетического воспитания: - эстетическое
отношение к миру, включая эстетику быта, научного и
технического творчества, спорта, труда и общественных
отношений; - способность воспринимать различные
виды искусства, традиции и творчество своего и других
народов,
ощущать
эмоциональное
воздействие
искусства; - убежденность в значимости для личности и
общества отечественного и мирового искусства,
этнических культурных традиций и народного
творчества; - готовность к самовыражению в разных
видах искусства, стремление проявлять качества
творческой личности; Овладение универсальными
коммуникативными действиями: а) общение: осуществлять коммуникации во всех сферах жизни; распознавать невербальные средства общения, понимать
значение социальных знаков, распознавать предпосылки
конфликтных ситуаций и смягчать конфликты; развернуто и логично излагать свою точку зрения с
использованием языковых средств
- осознание обучающимися российской гражданской
идентичности; - целенаправленное развитие внутренней
позиции личности на основе духовно-нравственных
ценностей
народов
Российской
Федерации,
исторических и национально-культурных традиций,
формирование
системы
значимых
ценностносмысловых
установок,
антикоррупционного
мировоззрения,
правосознания,
экологической
культуры, способности ставить цели и строить
жизненные планы; В части гражданского воспитания: осознание своих конституционных прав и обязанностей,
уважение закона и правопорядка; - принятие
традиционных национальных, общечеловеческих

9

- владеть умениями проводить с опорой на полученные знания учебноисследовательскую и проектную деятельность, представлять ее результаты в
виде завершенных проектов, презентаций, творческих работ социальной и
междисциплинарной направленности; готовить устные выступления и
письменные работы (развернутые ответы, сочинения) по социальной
проблематике, составлять сложный и тезисный план развернутых ответов,
анализировать неадаптированные тексты на социальную тематику; - владеть
умениями формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных
знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам с
точки зрения социальных ценностей и использовать ключевые понятия,
теоретические положения социальных наук для объяснения явлений социальной
действительности; конкретизировать теоретические положения фактами
социальной действительности, модельными ситуациями, примерами из личного
социального опыта и фактами социальной действительности, в том числе по
соблюдению правил здорового образа жизни; умение создавать типологии
социальных процессов и явлений на основе предложенных критериев
1) сформировать знания об (о): обществе как целостной развивающейся системе
в единстве и взаимодействии основных сфер и институтов; основах социальной
динамики; особенностях процесса цифровизации и влиянии массовых
коммуникаций на все сферы жизни общества; глобальных проблемах и вызовах
современности; перспективах развития современного общества, в том числе
тенденций развития Российской Федерации; человеке как субъекте
общественных отношений и сознательной деятельности; особенностях
социализации личности в современных условиях, сознании, познании и
самосознании человека; особенностях профессиональной деятельности в
области науки, культуры, экономической и финансовой сферах; значении
духовной культуры общества и разнообразии ее видов и форм; экономике как
науке и хозяйстве, роли государства в экономике, в том числе государственной
политики поддержки конкуренции и импортозамещения, особенностях

межрелигиозных
отношений, применять
стандарты
антикоррупционного
поведения

гуманистических и демократических ценностей; готовность противостоять идеологии экстремизма,
национализма,
ксенофобии,
дискриминации
по
социальным, религиозным, расовым, национальным
признакам; - готовность вести совместную деятельность
в интересах гражданского общества, участвовать в
самоуправлении в общеобразовательной организации и
детско-юношеских
организациях;
умение
взаимодействовать с социальными институтами в
соответствии с их функциями и назначением; готовность
к
гуманитарной
и
волонтерской
деятельности;
патриотического
воспитания:
сформированность
российской
гражданской
идентичности, патриотизма, уважения к своему народу,
чувства ответственности перед Родиной, гордости за
свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое
и настоящее многонационального народа России; ценностное отношение к государственным символам,
историческому и природному наследию, памятникам,
традициям народов России, достижениям России в
науке, искусстве, спорте, технологиях и труде; - идейная
убежденность, готовность к служению и защите
Отечества, ответственность за его судьбу; освоенные
обучающимися
межпредметные
понятия
и
универсальные учебные действия (регулятивные,
познавательные, коммуникативные); - способность их
использования в познавательной и социальной практике,
готовность к самостоятельному планированию и
осуществлению учебной деятельности, организации
учебного
сотрудничества
с
педагогическими
работниками и сверстниками, к участию в построении
индивидуальной
образовательной
траектории;
овладение
навыками
учебно-исследовательской,
проектной и социальной деятельности

10

рыночных отношений в современной экономике; роли государственного
бюджета в реализации полномочий органов государственной власти, этапах
бюджетного процесса, механизмах принятия бюджетных решений; социальных
отношениях, направлениях социальной политики в Российской Федерации, в
том числе поддержки семьи, государственной политики в сфере
межнациональных отношений; структуре и функциях политической системы
общества, направлениях государственной политики Российской Федерации;
конституционном статусе и полномочиях органов государственной власти;
системе прав человека и гражданина в Российской Федерации, правах ребенка и
механизмах защиты прав в Российской Федерации; правовом регулирования
гражданских,
семейных,
трудовых,
налоговых,
образовательных,
административных, уголовных общественных отношений; системе права и
законодательства Российской Федерации; 2) уметь характеризовать российские
духовно□нравственные ценности, в том числе ценности человеческой жизни,
патриотизма и служения Отечеству, семьи, созидательного труда, норм морали
и нравственности, прав и свобод человека, гуманизма, милосердия,
справедливости, коллективизма, исторического единства народов России,
преемственности истории нашей Родины, осознания ценности культуры России
и традиций народов России, общественной стабильности и целостности
государства; 3) владеть базовым понятийным аппаратом социальных наук,
умение различать существенные и несущественные признаки понятий,
определять различные смыслы многозначных понятий, классифицировать
используемые в социальных науках понятия и термины; использовать
понятийный аппарат при анализе и оценке социальных явлений, для ориентации
в социальных науках и при изложении собственных суждений и построении
устных и письменных высказываний; 4) владеть умениями устанавливать,
выявлять, объяснять причинно-следственные, функциональные, иерархические
и другие связи социальных объектов и процессов, включая умения
характеризовать взаимовлияние природы и общества, приводить примеры
взаимосвязи всех сфер жизни общества; выявлять причины и последствия
преобразований в различных сферах жизни российского общества;
характеризовать функции социальных институтов; обосновывать иерархию
нормативных правовых актов в системе российского законодательства; 5) связи
социальных объектов и явлений с помощью различных знаковых систем;
сформированность представлений о методах изучения социальных явлений и
процессов, включая универсальные методы науки, а также специальные методы
социального познания, в том числе социологические опросы, биографический
метод, социальное прогнозирование; 6) владеть умениями применять

полученные знания при анализе социальной информации, полученной из
источников разного типа, включая официальные публикации на интернетресурсах
государственных
органов,
нормативные
правовые
акты,
государственные документы стратегического характера, публикации в средствах
массовой информации; осуществлять поиск социальной информации,
представленной в различных знаковых системах, извлекать информацию из
неадаптированных источников, вести целенаправленный поиск необходимых
сведений, для восполнения недостающих звеньев, делать обоснованные выводы,
различать отдельные компоненты в информационном сообщении, выделять
факты, выводы, оценочные суждения, мнения;
7) владеть умениями проводить с опорой на полученные знания учебноисследовательскую и проектную деятельность, представлять ее результаты в
виде завершенных проектов, презентаций, творческих работ социальной и
междисциплинарной направленности; готовить устные выступления и
письменные работы (развернутые ответы, сочинения) по социальной
проблематике, составлять сложный и тезисный план развернутых ответов,
анализировать неадаптированные тексты на социальную тематику; 8)
использовать обществоведческие знания для взаимодействия с представителями
других национальностей и культур в целях успешного выполнения типичных
социальных ролей, реализации прав и осознанного выполнения обязанностей
гражданина Российской Федерации, в том числе правомерного налогового
поведения; ориентации в актуальных общественных событиях, определения
личной гражданской позиции; осознание значимости здорового образа жизни;
роли
непрерывного
образования;
использовать
средства
информационно□коммуникационных технологий в решении различных задач;
9) владеть умениями формулировать на основе приобретенных социальногуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным
проблемам с точки зрения социальных ценностей и использовать ключевые
понятия, теоретические положения социальных наук для объяснения явлений
социальной действительности; конкретизировать теоретические положения
фактами социальной действительности, модельными ситуациями, примерами из
личного социального опыта и фактами социальной действительности, в том
числе по соблюдению правил здорового образа жизни; умение создавать
типологии социальных процессов и явлений на основе предложенных
критериев; 10) готовность применять знания о финансах и бюджетном
регулировании при пользовании финансовыми услугами и инструментами;
использовать финансовую информацию для достижения личных финансовых
целей, обеспечивать финансовую безопасность с учетом рисков и способов их

11

ОК 07. Содействовать
сохранению
окружающей среды,
ресурсосбережению,
эффективно
использовать
в
чрезвычайных
ситуациях

ОК 09. Пользоваться
профессиональной
документацией на
государственном и
иностранных языках

В области экологического воспитания: сформированность экологической культуры, понимание
влияния социально-экономических процессов на
состояние природной и социальной среды, осознание
глобального характера экологических проблем; планирование и осуществление действий в окружающей
среде на основе знания целей устойчивого развития
человечества;
активное
неприятие
действий,
приносящих вред окружающей среде; - умение
прогнозировать
неблагоприятные
экологические
последствия
предпринимаемых
действий,
предотвращать их; - расширение опыта деятельности
экологической направленности; - овладение навыками
учебно-исследовательской, проектной и социальной
деятельности
- наличие мотивации к обучению и личностному
развитию; В области ценности научного познания: сформированность мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития науки и общественной
практики, основанного на диалоге культур,
способствующего осознанию своего места в
поликультурном мире;

12

снижения; сформированность гражданской ответственности в части уплаты
налогов для развития общества и государства; 11) сформировать навыки
оценивания социальной информации, в том числе поступающей по каналам
сетевых коммуникаций, владение умением определять степень достоверности
информации; владение умением соотносить различные оценки социальных
явлений, содержащиеся в источниках информации, давать на основе
полученных знаний правовую оценку действиям людей в модельных ситуациях;
12) владеть умением самостоятельно оценивать и принимать решения, выявлять
с помощью полученных знаний наиболее эффективные способы
противодействия коррупции; определять стратегии разрешения социальных и
межличностных конфликтов; оценивать поведение людей и собственное
поведение с точки зрения социальных норм, ценностей, экономической
рациональности и финансовой грамотности; осознавать неприемлемость
антиобщественного поведения, осознавать опасность алкоголизма и
наркомании, необходимость мер юридической ответственности, в том числе для
несовершеннолетних граждан

- конкретизировать теоретические положения фактами социальной
действительности, модельными ситуациями, примерами из личного социального
опыта и фактами социальной действительности, в том числе по соблюдению
правил здорового образа жизни; умение создавать типологии социальных
процессов и явлений на основе предложенных критериев; - владеть умениями
устанавливать, выявлять, объяснять причинно-следственные, функциональные,
иерархические и другие связи социальных объектов и процессов, включая
умения характеризовать взаимовлияние природы и общества, приводить
примеры взаимосвязи всех сфер жизни общества; выявлять причины и
последствия преобразований в различных сферах жизни российского обществ

- владеть умениями применять полученные знания при анализе социальной
информации, полученной из источников разного типа, включая официальные
публикации на интернет-ресурсах государственных органов, нормативные
правовые акты, государственные документы стратегического характера,
публикации в средствах массовой информации;

ПК 1.4. Осуществлять
реализацию творческим
коллективом
художественных
программ, постановок,
проектов.

- совершенствование языковой и читательской культуры
как средства взаимодействия между людьми и познания
мира; - осознание ценности научной деятельности,
готовность
осуществлять
проектную
и
исследовательскую деятельность индивидуально и в
группе;
Овладение
универсальными
учебными
познавательными
действиями:
б)
базовые
исследовательские действия: - владеть навыками
учебно-исследовательской и проектной деятельности,
навыками разрешения проблем; - способность и
готовность к самостоятельному поиску методов
решения практических задач, применению различных
методов познания; - овладение видами деятельности по
получению нового знания, его интерпретации,
преобразованию и применению в различных учебных
ситуациях, в том числе при создании учебных и
социальных проектов; - формирование научного типа
мышления,
владение
научной
терминологией,
ключевыми понятиями и методами; -осуществлять
целенаправленный поиск переноса средств и способов
действия в профессиональную среду
- осознание ценности научной деятельности, готовность
осуществлять проектную и исследовательскую
деятельность индивидуально и в группе; Овладение
универсальными учебными познавательными
действиями: б) базовые исследовательские действия: владеть навыками учебно-исследовательской и
проектной деятельности, навыками разрешения
проблем;
способность
и
готовность
к
самостоятельному
поиску
методов
решения
практических задач, применению различных методов
познания; - овладение видами деятельности по
получению нового знания, его интерпретации,
преобразованию и применению в различных учебных
ситуациях, в том числе при создании учебных и
социальных проектов; - формирование научного типа
мышления, владение научной терминологией,
ключевыми понятиями и методами; -осуществлять

13

сформировать знания об (о): - обществе как целостной развивающейся системе в
единстве и взаимодействии основных сфер и институтов; основах социальной
динамики; глобальных проблемах и вызовах современности; перспективах
развития современного общества, в том числе тенденций развития Российской
Федерации; - человеке как субъекте общественных отношений и сознательной
деятельности; особенностях социализации личности в современных условиях,
сознании, познании и самосознании человека; особенностях профессиональной
деятельности в области науки, культуры, экономической и финансовой сферах; экономике как науке и хозяйстве, роли государства в экономике, в том числе
государственной политики поддержки конкуренции и импортозамещения,
особенностях рыночных отношений в современной экономике; - системе права
и законодательства Российской Федерации; - владение базовым понятийным
аппаратом социальных наук, умение различать существенные и несущественные
признаки понятий, определять различные смыслы многозначных понятий,
классифицировать используемые в социальных науках понятия и термины;
использовать понятийный аппарат при анализе и оценке социальных явлений,
для ориентации в социальных науках и при изложении собственных суждений и

ПК 2.5. Учитывать
индивидуальные
возрастные,
психологические
и
физиологические
особенности
обучающихся при
реализации конкретных
методов и приемов
обучения и воспитания.

целенаправленный поиск переноса средств и способов построении устных и письменных высказываний; - владение умениями
действия в профессиональную среду
формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний
собственные суждения и аргументы по определенным проблемам с точки зрения
социальных ценностей и использовать ключевые понятия, теоретические
положения социальных наук для объяснения явлений социальной
действительности; конкретизировать теоретические положения фактами
социальной действительности, модельными ситуациями, примерами из личного
социального опыта и фактами социальной действительности, в том числе по
соблюдению правил здорового образа жизни; умение создавать типологии
социальных процессов и явлений на основе предложенных критериев;
сформировать знания об (о): - обществе как целостной развивающейся системе в
единстве и взаимодействии основных сфер и институтов; основах социальной
динамики; глобальных проблемах и вызовах современности; перспективах
развития современного общества, в том числе тенденций развития Российской
- осознание ценности научной деятельности, готовность
Федерации; - человеке как субъекте общественных отношений и сознательной
осуществлять проектную и исследовательскую
деятельности; особенностях социализации личности в современных условиях,
деятельность индивидуально и в группе; Овладение
сознании, познании и самосознании человека; особенностях профессиональной
универсальными учебными познавательными
деятельности в области науки, культуры, экономической и финансовой сферах; действиями: б) базовые исследовательские действия: экономике как науке и хозяйстве, роли государства в экономике, в том числе
владеть навыками учебно-исследовательской и
государственной политики поддержки конкуренции и импортозамещения,
проектной деятельности, навыками разрешения
особенностях рыночных отношений в современной экономике; - системе права
проблем;
способность
и
готовность
к
и законодательства Российской Федерации; - владение базовым понятийным
самостоятельному
поиску
методов
решения
аппаратом социальных наук, умение различать существенные и несущественные
практических задач, применению различных методов
признаки понятий, определять различные смыслы многозначных понятий,
познания; - овладение видами деятельности по
классифицировать используемые в социальных науках понятия и термины;
получению нового знания, его интерпретации,
использовать понятийный аппарат при анализе и оценке социальных явлений,
преобразованию и применению в различных учебных для ориентации в социальных науках и при изложении собственных суждений и
построении устных и письменных высказываний; - владение умениями
ситуациях, в том числе при создании учебных и
социальных проектов; - формирование научного типа
формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний
мышления, владение научной терминологией,
собственные суждения и аргументы по определенным проблемам с точки зрения
ключевыми понятиями и методами; -осуществлять
социальных ценностей и использовать ключевые понятия, теоретические
целенаправленный поиск переноса средств и способов
положения социальных наук для объяснения явлений социальной
действия в профессиональную среду
действительности; конкретизировать теоретические положения фактами
социальной действительности, модельными ситуациями, примерами из личного
социального опыта и фактами социальной действительности, в том числе по
соблюдению правил здорового образа жизни; умение создавать типологии
социальных процессов и явлений на основе предложенных критериев;

14

ВД 1.

Техническое обслуживание и ремонт основных узлов обслуживаемого оборудования, электрических машин,
аппаратов, механизмов и приборов подвижного состава.

ПК 1.1.

Выявлять неисправности основных узлов оборудования и механизмов подвижного состава.

ПК 1.2.

Проводить демонтаж, монтаж, сборку и регулировку узлов и механизмов подвижного состава.

ПК 1.3.

Проводить ремонт узлов, механизмов и изготовление отдельных деталей подвижного состава.

ВД 2.

Контроль качества отремонтированных узлов обслуживаемого оборудования, электрических машин,
аппаратов, механизмов и приборов подвижного состава.

ПК 2.1.

Выполнять работу на стендах, измерительных установках для исследования состояния узлов и механизмов подвижного состава.

ПК 2.2.

Проводить испытания узлов и механизмов подвижного состава.

ПК 2.3.

Оформлять техническую документацию и составлять дефектную ведомость.

В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются личностные, метапредметные и предметные результаты в
соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования: личностные (ЛР), метапредметные (МР), предметные для базового уровня
изучения (ПРб)
ЛР 1
Осознающий себя гражданином и защитником великой страны.
ЛР 2
ЛР 3
ЛР 4
ЛР 5

Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий приверженность принципам честности, порядочности,
открытости, экономически активный и участвующий в студенческом и территориальном самоуправлении, в том числе на условиях
добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в деятельности общественных организаций.
Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан
России. Лояльный к установкам и проявлениям представителей субкультур, отличающий их от групп с деструктивным и девиантным
поведением. Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально опасное поведение окружающих.
Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к
формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа».
Демонстрирующий приверженность
к
родной
культуре,
исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой
ценностей
многонационального народа России.
15

родине,

принятию

традиционных

ЛР 6

Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность к участию в социальной поддержке и волонтерских движениях.

ЛР 7

Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во
всех формах и видах деятельности.

ЛР 8

ЛР 10

Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям различных этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных
групп. Сопричастный к сохранению, преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей многонационального
российского государства.
Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо
преодолевающий зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий психологическую
устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях.
Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой.

ЛР 11

Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий основами эстетической культуры.

ЛР 12

Принимающий семейные ценности, готовый к созданию семьи и воспитанию детей; демонстрирующий неприятие насилия в семье,
ухода от родительской ответственности, отказа от отношений со своими детьми и их финансового содержания.

ЛР 9

ЛР 13

Готовность обучающегося соответствовать ожиданиям работодателей: ответственный сотрудник,
дисциплинированный, трудолюбивый, нацеленный на достижение поставленных задач,
эффективно взаимодействующий с членами команды, сотрудничающий с другими людьми,
проектно мыслящий.

ЛР 14

Приобретение обучающимся навыка оценки информации в цифровой среде, ее достоверность,
способности строить логические умозаключения на основании поступающей информации и
данных.

ЛР 15

Приобретение обучающимися социально значимых знаний о нормах и традициях поведения
человека как гражданина и патриота своего Отечества.

ЛР 16

Приобретение обучающимися социально значимых знаний о правилах ведения экологического
образа жизни о нормах и традициях трудовой деятельности человека о нормах и традициях
поведения человека в многонациональном, многокультурном обществе.

16

ЛР 17

Ценностное отношение обучающихся к своему Отечеству, к своей малой и большой Родине,
уважительного отношения к ее истории и ответственного отношения к ее современности.

ЛР 18

Ценностное отношение обучающихся к людям иной национальности, веры, культуры;
уважительного отношения к их взглядам.

ЛР 19

Уважительное отношения обучающихся к результатам собственного и чужого труда.

ЛР 20
ЛР 21

Ценностное отношение обучающихся к своему здоровью и здоровью окружающих, ЗОЖ и
здоровой окружающей среде и т.д.
Приобретение обучающимися опыта личной ответственности за развитие группы обучающихся.

ЛР 22

Приобретение навыков общения и самоуправления.

ЛР 23

Получение обучающимися возможности самораскрытия и самореализация личности.

ЛР 24

Ценностное отношение обучающихся к культуре, и искусству, к культуре речи и культуре
поведения, к красоте и гармонии.

17

2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины
«Обществознание»
2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем в часах

Объем образовательной программы дисциплины

240

в т.ч.
1. Основное содержание

160

в т. ч.:
теоретическое обучение

120

практические занятия

40

контрольные работы

2

самостоятельная работа

80

2. Профессионально ориентированное содержание (содержание прикладного
модуля)
в т. ч.:

21

теоретическое обучение

0

практические занятия

9

Промежуточная аттестация ( дифференцированный зачет)

1

15

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной
модуль (при наличии)

Объе
м
часов

Основное
содержание
Раздел 1. Человек в обществе

Тема 1.1. Общество и
общественныеотношения.
Развитие общества

34
Основное содержание
Общество как система.
Общественные отношения.
Связи между подсистемами и элементами общества. Общественные
потребности и социальные институты.
Признаки и функции социальных институтов
Типы обществ. Постиндустриальное
(информационное) общество и его особенности.
Роль массовой коммуникации в современном обществе
Практические занятия
Практическое занятие № 1 «Основные институты общества». Составить
таблицу.
Практическое занятие № 2 Многообразие путей и форм общественного
развития. Общественный прогресс, его критерии. Выполнить задания.

14

Эволюция, социальная революция. Реформа.
Российское общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI в.
Общественный прогресс, его критерии. Противоречивый характер прогресса.
Глобализация и ее противоречивые последствия

4

ОК 01, 02,
04,
05
ОК 01, 05

2

Практико-ориентированное содержание

2

Перспективы развития (23.01.10 Слесарь по обслуживанию и ремонту подвижного состава) в информационном
обществе.
Направления цифровизации в профессиональной деятельности (23.01.10 Слесарь по обслуживанию и ремонту
подвижного состава). Роль науки в решении глобальных проблем

2

16

Формируем
ые
компетенци
и

ОК 01, 05,
ПК
1.4, 2.5

Тема 1.2. Биосоциальная
природа человека и его
деятельность

Основное содержание
Человек как результат биологической и социокультурной эволюции.
Влияние социокультурных факторов на формирование личности.
Личность в современном обществе. Коммуникативные качества личности.
Мировоззрение, его роль в жизнедеятельности человека.
Социализация личности и ее этапы. Агенты (институты) социализации.
Общественное и индивидуальное сознание. Самосознание и социальное
поведение Деятельность и ее структура. Мотивация деятельности.
Потребности и интересы. Многообразие видов деятельности.
Свобода и необходимость в деятельности человека
Практические занятия
Практическое занятие № 3 Мировоззрение, его структура и типы
мировоззрения. Выполнить задания.

13

3
2

Практическое занятие № 4 Культура общения, труда, учебы, поведения в
обществе. Выполнить задания.
Практико-ориентированное содержание

3

17

ОК 02, 04, 05

ОК 02, 04, 05
ПК 1.4

Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной
модуль
(при
наличии)
Выбор профессии. Профессиональное самоопределение.
Учет особенностей характера в профессиональной деятельности (23.01.10 Слесарь по обслуживанию и ремонту
подвижного состава).
Межличностное общение и взаимодействие в профессиональном сообществе, его особенности в сфере
информационных систем и программирования
Основное содержание
Познание мира. Чувственное и рациональное познание.
Мышление, его формы и методы. Знание как результат познавательной
Тема 1.3. Познавательная
деятельности, его виды.
деятельность человека.
Понятие истины, ее критерии. Абсолютная, относительная истина.
Научное познание
Особенности, уровни и методы научного познания.
Особенности научного познания в социально-гуманитарных науках
Практические занятия
Практическое занятие № 5 «Основные принципы и нормы морали». Ответить
на вопросы.
Наименование разделов и тем

Практико-ориентированное содержание
Естественные, технические, точные и социально-гуманитарные науки в профессиональной деятельности
Раздел 2. Духовная культура
Основное содержание
Духовная деятельность человека. Духовные ценности российского
общества. Материальная и духовная культура. Формы культуры.
Народная, массовая и элитарная культура. Молодежная субкультура.
Тема 2.1. Духовная
Контркультура.
Функции культуры.
культура личности и
Мораль как общечеловеческая ценность и социальный регулятор. Категории
общества
морали.
18

Объе
м
часов

Формируем
ые
компетенци
и

3

5
5

ОК 02, 04, 05

1

1

ОК 02, 04, 05
ПК 2.5

1
19
4
4

ОК 03, 05, 06
ОК 03, 05, 06

Практико-ориентированное содержание

1

Культура общения, труда, учебы, поведения в обществе.
Этикет в профессиональной деятельности
Основное содержание
Наука. Функции науки. Возрастание роли науки в современном обществе.
Тема 2.2. Наука и
образование в современном
мире

2

19

4
3

ОК 03, 05, 06
ПК 1.4, 2.5
ОК 02, 03

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной
модуль
(при
наличии)
Непрерывность образования в информационном обществе.
Значение самообразования.
Цифровые образовательные ресурсы
Практические занятия
44Практическое занятие № 6 Наука и образование: их сущность и значение в
современном российском обществе. Выполнить задания.

Объе
м
часов

Формируем
ые
компетенци
и

1
ОК 02, 03
ПК 1.4, 2.5

Практико-ориентированное содержание

2

Профессиональное образование в сфере информационных систем и программирования.
Роль и значение непрерывности образования
Основное содержание
Религия, её роль в жизни общества и человека. Мировые и национальные
религии.
Тема 2.3. Религия
Значение поддержания межконфессионального мира в Российской
Федерации.
Свобода совести
Основное содержание
Искусство, его основные функции.
Тема 2.4. Искусство
Особенности искусства как формы духовной
культуры.
Достижения современного российского искусства
Практические занятия
Практическое занятие № 7 Искусство, его основные функции. Особенности
искусства. Составить таблицу.

2

Практико-ориентированное содержание
Образ профессии/ специальности 23.01.10 Слесарь по обслуживанию и ремонту подвижного состава
Раздел 3. Экономическая жизнь общества
Основное содержание

1

ОК 01, 05
ПК 1.4, 2.5

1
36
2

ОК 02, 07

20

2
2

ОК 05, 06

3
3

ОК 01, 05

1

Тема 3.1. Экономикаосноважизнедеятельности
общества

Роль экономики в жизни общества.
Типы экономических систем. Экономический рост и пути его достижения.

2

Практические занятия
Практическое занятие № 8 Экономический рост: понятие, сущность и виды.
Выполнить задания.

1

Практико-ориентированное содержание

1

21

ОК 02, 07
ПК 1.4, 2.5

Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной
модуль
(при
наличии)
Особенности разделения труда и специализации в сфере информационных систем и программирования
Основное содержание
Функционирование рынков. Рынки труда, капитала, земли,
информации. Государственное регулирование рынков.
Конкуренция и монополия. Государственная политика защиты
конкуренции. Антимонопольное регулирование в Российской
Тема 3.2. Рыночные отношения
Федерации Финансовый рынок. Финансовые институты. Банки.
в экономике. Финансовые
Банковская система. Центральный банк Российской Федерации: задачи и
институты
функции.
Наименование разделов и тем

Практические занятия
Практическое занятие № 9 Рыночный спрос. Закон спроса. Эластичность
спроса. Составить схему.
Практическое занятие № 10 Цифровые финансовые услуги. Финансовые
технологии и финансовая безопасность. Сделать вывод.
Рыночный спрос. Закон спроса. Эластичность спроса. Рыночное
предложение. Закон предложения. Эластичность предложения.
Цифровые финансовые услуги.
Контрольная работа №1 Инфляция: причины, виды, последствия

Тема 3.3. Рынок труда и
безработица.
Рациональное поведение
потребителя

Основное содержание
Рынок труда. Заработная плата и стимулирование труда.
Занятость и безработица. Причины и виды безработицы.
Государственная политика Российской Федерации в области занятости.
Особенности труда молодежи. Деятельность профсоюзов.
Рациональное экономическое поведение. Экономическая свобода и социальная
ответственность.
22

Объе
м
часов
1
4
4

Формируем
ые
компетенци
и
ОК 01, 03, 10

2

2

1
4
4

ОК 01, 02, 03

Практические занятия
Практическое занятие № 11 Спрос на труд и его факторы. Ответить на
вопросы
Практическое занятие № 12 Стратегия поведения при поиске работы.
Составить план.

2

Практико-ориентированное содержание

1

Спрос на труд и его факторы в сфере информационных технологий. Стратегия поведения при поиске работы.

1

Тема 3.4. Предприятие в
экономике

Основное содержание
Предприятие в экономике. Цели предприятия.
Факторы производства. Альтернативная стоимость, способы и источники
финансирования предприятий.
Издержки, их виды. Выручка, прибыль. Поддержка малого и среднего
предпринимательства в Российской Федерации.
Государственная политика импортозамещения в Российской
Федерации
Практические занятия
Практическое занятие № 13 Предприятие в экономике. Цели предприятия.
Факторы производства. Ответить на вопросы.

23

5
4

1

ОК 01, 02, 03
ПК 1.4, 2.5
ОК 01, 03

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной
модуль
(при
наличии)

Объем
часов

Практико-ориентированное содержание

1

Практическое занятие № 14 Предпринимательская деятельность в сфере информационных технологий и
программирования. Сделать вывод.
Основное содержание
Экономика и государство. Экономические функции государства.
Общественные блага.
Государственный бюджет. Дефицит и профицит государственного
Тема 3.5. Экономика и
бюджета.
государство
Налоговая система Российской Федерации. Функции налогов.
Система налогов и сборов в Российской Федерации.
Налоговые льготы и вычеты. Фискальная политика государства.
Практические занятия
Практическое занятие № 15 Цифровизация экономики в Российской
Федерации. Ответить на вопросы.
Основное содержание
Международная экономика. Международное разделение труда.
Тема 3.6. Основные
Экспорт и импорт товаров и услуг. Выгоды и убытки от участия в
тенденции развития
международной торговле.
экономики России и
Практические занятия
международная экономика
Практическое занятие № 16 Государственное регулирование внешней
торговли. Провести сравнительный анализ.

1

Практико-ориентированное содержание

1

Направления импортозамещения в условиях современной экономической ситуации в сфере информационных
систем
(технологий) и программирования

1

Раздел 4. Социальная сфера

12
24

6
5

Формируем
ые
компетенци
и
ОК 01, 03
ПК 1.4, 2.5
ОК 01, 10

1
2
2

ОК 06, 10

1
ОК 06, 10
ПК 1.4, 2.5

ОК 01, 04,
05,

06

Тема 4.1. Социальная
структура общества.
Положение личности в
обществе

Основное содержание
Социальные общности, группы, их типы. Социальная стратификация, ее
критерии. Социальное неравенство.
Социальная структура российского общества.
Положение индивида в обществе. Социальные статусы и роли.
Социальная мобильность, ее формы и каналы в современном российском
обществе

4
4

Практико-ориентированное содержание

2

Практическое занятие № 17 Престиж профессиональной деятельности. Составить рассказ.
Практическое занятие № 18 Социальные роли человека в трудовом коллективе. Возможности
профессионального роста. Ответь на вопросы.
Основное содержание
Семья и брак. Функции и типы семьи. Семья как важнейший социальный
Тема 4.2. Семья в современном институт. Меры социальной поддержки семьи в Российской Федерации.
Помощь государства многодетным семьям
мире
Практические занятия
Практическое занятие № 19 Семья и брак. Функции и типы семьи. Семья как
важнейший социальный институт. Заполнить таблицы.
Основное содержание
Миграционные процессы в современном мире. Этнические общности. Нации и
межнациональные отношения.
Тема 4.3. Этнические
Этносоциальные конфликты, способы их предотвращения и пути разрешения.
общности инации

2

Тема 4.4. Социальные нормы и
социальный контроль.
Социальный конфликт и

Практические занятия
Практическое занятие № 20. Тенденции развития семьи в современном мире. Меры
социальной поддержки семьи в Российской Федерации. Решить задачи.
Основное содержание
Социальные нормы и отклоняющееся (девиантное) поведение. Формы
социальныхдевиаций.
Социальный контроль и самоконтроль.
25

2
2

ОК 01, 05

ОК 01, 05
ПК 1.4, 2.5

ОК 05, 06

1
2
2

ОК 05, 06

1
2
2

ОК 04, 05

способы его разрешения

Практические занятия
Практическое занятие № 21 Социальный конфликт. Виды социальных
конфликтов, их причины. Ответить на вопросы.

Практико-ориентированное содержание

1

Практическое занятие № 22 Конфликты в трудовых коллективах и пути их преодоления. Стратегии поведения в
конфликтной ситуации. Сделать вывод.
Раздел 5. Политическая сфера

Тема 5.1. Политика и
власть. Политическая
система

1

1
22

Основное содержание
Политическая власть и субъекты политики в современном обществе.
Политические
институты. Политическая деятельность.
Политическая система общества, ее структура и функции.
Политическая система Российской Федерации на современном

26

ОК 04, 05
ПК 1.4, 2.5

6
6

ОК 03, 04,
05,
06
ОК 05, 06

Содержание учебного материала (основное и профессиональноНаименование разделов и тем ориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной
модуль
(при
наличии)
этапе
Государство как основной институт политической системы.
Государственный суверенитет.
Функции государства. Форма государства: форма правления, форма
государственного (территориального) устройства, политический режим
Типология форм государства
Практические занятия
Практическое занятие № 23 Федеративное устройство Российской Федерации.
Субъекты государственной власти в Российской Федерации. Ответить на
вопросы.
Федеративное устройство Российской Федерации. Субъекты государственной
власти в Российской Федерации.
Опасность коррупции, антикоррупционная политика государства, механизмы
противодействиякоррупции. Обеспечение национальной безопасности в
Российской Федерации.
Практические занятия
Практическое занятие № 24 Государственная
политика Российской Федерации по противодействию экстремизму.
Составить конспект-схему.

Тема 5.2. Политическая культура
общества и личности.
Политический процесс и его
участники

Основное содержание
Политическая культура общества и личности. Политическое поведение.
Политическое участие. Причины абсентеизма.
Политическая идеология, ее роль в обществе.
Основные идейно-политические течения современности.
Политический процесс и участие в нем субъектов политики. Формы
участия граждан в политике.
Политические партии как субъекты политики, их функции, виды.
Типы партийныхсистем. Избирательная система.
Типы избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная,
27

Объе
м
часов

Формируем
ые
компетенци
и

1

2

1

10

ОК 03, 04

смешанная. Избирательная кампания.
Избирательная система в Российской Федерации
Политическая элита и политическое лидерство. Типология
лидерства

Практические занятия
Практическое занятие № 25 Роль средств массовой информации в
политической жизни общества. Сделать вывод.

1
1

Практико-ориентированное содержание

1

Практическое занятие № 26 Роль профсоюзов в формировании основ гражданского общества. Ответить на
вопросы.

1

Раздел 6. Правовое регулирование общественных отношений в Российской Федерации
Тема 6.1. Право в системе
Основное содержание

36
4

28

ОК 03, 04,
ПК
2.5
ОК 01, 02, 04,
05, 06, 07, 10
ОК 01, 05, 10

Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия,
Наименование разделов и тем
прикладной модуль
(при
наличии)
социальных норм
Право в системе социальных норм. Источники права. Нормативные
правовые акты, их виды. Законы и законодательный процесс в
Российской Федерации. Система российского права. Правоотношения,
их субъекты. Особенности правового статуса несовершеннолетних.
Правонарушение и юридическая ответственность.
Функции правоохранительных органов Российской Федерации
Практические занятия
Практическое занятие № 27. Конституция Российской Федерации. Основы
конституционного строя Российской Федерации. Составить конспект.

Объем
часов

4

1

Практико-ориентированное содержание
Практическое занятие № 28. Соблюдение правовых норм в профессиональной деятельности. Ответить на
вопросы.
Основное содержание
Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя
Российской Федерации. Гражданство Российской Федерации.
Тема 6.2. Основы
Личные (гражданские), политические, социально-экономические и
конституционного права
культурные права и свободы человека и гражданина Российской
Российской Федерации
Федерации.
Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации.
Международная защита прав человека в условиях мирного и военного
времени
Практические занятия

1

Практико-ориентированное содержание

1

Практическое занятие № 29 Профессиональные обязанности гражданина Российской Федерации в
организации мероприятий ГО и защиты от ЧС в условиях мирного и военного времени. Проанализировать
текст.
Основное содержание

29

Формируемые
компетенции

ОК 01, 05, 10
ПК 1.4, 2.5

1
4
4

ОК 02, 06, 07

1
ОК 02, 06, 07
ПК 2.5

1
6

ОК 02, 05, 06

Тема 6.3 Правовое
регулирование гражданских,
семейных, трудовых,
образовательных
правоотношений

Гражданское право. Гражданские правоотношения. Субъекты
гражданского права.
Семейное право. Порядок и условия заключения и расторжения брака.
Правовое регулирование отношений супругов. Права и обязанности
родителей и детей
Трудовое право. Трудовые правоотношения. Порядок приема на работу,
заключения и расторжения трудового договора.
Права и обязанности работников и работодателей.
Дисциплинарная ответственность.

30

6

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной
модуль
(при
наличии)
Практические занятия

Объе
м
часов
2

Практико-ориентированное содержание

2

Практическое занятие № 30 Коллективный договор. Составить договор.
Практическое занятие № 31 Трудовые споры и порядок их разрешения. Особенность регулирования трудовых
отношений. Ответить на вопросы.

2

Основное содержание
Административное право и его субъекты.
Административное правонарушение и административная ответственность
Экологическое законодательство.
Уголовное право. Основные принципы уголовного права.
Понятие преступления и виды преступлений.
Уголовная ответственность, ее цели, виды наказаний в уголовном праве.
Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних
Практические занятия
Практическое занятие № 32 Законодательство Российской Федерации о
налогах и сборах. Решить задачи.
Практическое занятие № 33 Участники отношений, регулируемых
законодательством о налогах и сборах. Заполнить таблицу.
Практическое занятие № 34 Права и обязанности налогоплательщиков.
Составить конспект.
Основное содержание
Конституционное судопроизводство
Практические занятия
Практическое занятие № 35 Административный процесс. Ответить на
вопросы.
Практическое занятие № 36 Судебное производство по делам об
административных правонарушениях. Решить задачи.
Практическое занятие № 37 Уголовный процесс, его принципы и стадии.
Субъекты уголовного процесса. Составить схемы.
Практические занятия

6
6

Тема 6.4. Правовое
регулированиеналоговых,
административных, уголовных
правоотношений.
Экологическое законодательство

Тема 6.5 Основы
процессуального права

31

Формируем
ые
компетенци
и
ОК 02, 05, 06
ПК 1.4, 2.5

ОК 02, 06, 10

8
3

4
4

3

ОК 05, 10

Практическое занятие № 38 Гражданские споры, порядок их рассмотрения.
Решить задачи.
Практическое занятие № 39 Основные принципы гражданского
процесса. Заполнить таблицу.
Практическое занятие № 40 Участники гражданского процесса. Арбитражное
судопроизводство. Сделать вывод.
Контрольная работа №2 Основы процессуального права
Промежуточная аттестация (в форме дифференцированного зачета)
Итого

32

3

1
1
160

33

2.
ТРЕБОВАНИЯ
РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Требования к минимальному материально-техническому
обеспечению
Для реализации программы дисциплины должны быть предусмотрены
следующие специальные помещения:
Оборудование учебного кабинета: наглядные пособия (комплекты
учебных таблиц, исторических карт, плакатов, портретов выдающихся
исторических личностей, атласов); информационно-коммуникационные
средства; экранно-звуковые пособия; комплект технической документации, в
том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию
и технике безопасности;
библиотечный фонд кабинета. (учебники, учебно-методические
комплекты (УМК) (в т.ч. и мультимедийные)).
Технические средства обучения: мультимедийный комплекс.
Помещение кабинета должно соответствовать требованиям Санитарноэпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02):
оснащено типовым оборудованием, в том числе специализированной
учебной мебелью и средствами обучения, необходимыми для выполнения
требований к уровню подготовки обучающихся.
Технические средства обучения:
- персональный компьютер с программным обеспечением;
- проектор с экраном.
Электронная библиотека.
2.2. Информационное обеспечение обучения
1. Для реализации программы библиотечный фонд образовательной
организации имеет электронные образовательные и информационные
ресурсы, рекомендованные для использования в образовательном процессе,
не старше пяти лет с момента издания.

1.1.

1.2.

1. Основная литература
Боголюбов Л. Н., Лазебникова А. Ю., Матвеев А. И.и др. _ Под ред.
Боголюбова Л. Н., Лазебниковой А. Ю. — Обществознание. 10 класс.
Базовый уровень. ЭФУ. АО Изд-во «Просвещение».
Боголюбов Л. Н., Городецкая Н. И., Лазебникова А. Ю. и др. _ Под
ред. Боголюбова Л. Н., Лазебниковой А. Ю. — Обществознание. 11
класс. Базовый уровень. ЭФУ. АО Изд-во «Просвещение».

34

2. Дополнительная литература
2.1. Важенин А. Г. Обществознание для профессий и специальностей
технического, естественно-научного, гуманитарного профилей. Практикум. М.: Изд-во «Академия», 2019. – 240 с.
2.2. Важенин А. Г. Обществознание для профессий и специальностей
технического, естественно-научного, гуманитарного профилей. Контрольные
задания. - М.: Изд-во «Академия», 2019. – 144 с.
2.3 Агафонова Н.В. Обществознание. В 2-х ч. Учебник для СПО. – М.:, 2023
Интернет-ресурсы, электронные журналы
https://www.biblio-online.ru/
http://обществознание-онлайн.рф – портал по обществознанию https://socialstudies.ru/ - портал для школьников и учителей по обществознанию
http://law-journal.ru/ - Журнал. «Вопросы экономики и права»

35

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОСВОЕНИЯ

Контроль и оценка раскрываются через дисциплинарные результаты,
усвоенные знания и приобретенные студентами умения, направленные на
формирование общих и профессиональных компетенций
Оценивание образовательных результатов, обучающихся в процессе
освоения ими содержания общеобразовательной учебной дисциплины
«Обществознание» на уровне среднего профессионального образования
является существенным звеном учебного процесса. Целесообразно проводить
оценивание образовательных результатов в ходе изучения каждого раздела
образовательной программы. Для организации и проведения оценочных
процедур преподаватель может воспользоваться как готовыми средствами
оценивания, представленными в психолого-педагогической и методической
литературе, или самостоятельно разработать инструментарий оценки.
Важным средством оценки образовательных результатов выступают
учебные задания, проверяющие способность к решению учебнопознавательных и учебно-практических задач, предполагающие вариативные
пути решения, комплексные задания, ориентированные на проверку целого
комплекса
умений,
компетентностно-ориентированные
задания,
позволяющие оценивать сформированность группы различных умений и
базирующиеся на контексте социальных ситуаций.
Процедура оценивания образовательных результатов, обучающихся
может вестись каждым преподавателем в ходе стартовой, текущей,
промежуточной диагностики.
Результаты стартовой диагностики могут служить основанием для
корректировки учебных программ и индивидуализации
учебной
деятельности обучающегося, группы в целом.
В текущей диагностике процедура оценивания может быть
организована посредством:
- оценивания результатов устного опроса;
-оценивания выполнения познавательных заданий (задания к
документам, содержащими социальную информацию; задания к схемам,
таблицам, диаграммам, инфографике; вопросы проблемного характера;
задания-задачи; проектные задания и др.);
- оценивание результатов тестирования.
При
организации
и
проведении
процедуры
оценивания
образовательных результатов обучающихся целесообразно предусмотреть
возможность самооценки и взаимооценки знаний/умений обучающихся.
36

Предметом оценивания являются не только итоговые образовательные
результаты, но и динамика изменений этих результатов в процессе всего
изучения и освоения содержания учебной дисциплины.
Необходимо
учитывать,
что
изучение
обществознания
предусматривает как развитие устной, так и развитие письменной речи;
поэтому целесообразно выдерживать соответствующие пропорции в
способах предъявления заданий и форматах ожидаемых ответов.
Требования, параметры и критерии оценочной процедуры должны
быть известны обучающимся заранее, до непосредственного проведения
процедуры оценивания, включая самооценку и взаимооценку. По
возможности, параметры и критерии оценки должны разрабатываться и
обсуждаться преподавателем совместно с самими обучающимися. Каждому
параметру оценки должны соответствовать критерии оценки: за что
выставляется та или иная оценка; в случае балльной оценки - то или иное
количество баллов.
На основе типов оценочных мероприятий, предложенных в таблице,
преподаватель выбирает формы и методы с учетом профессионализации
обучения по программе дисциплины.
Общая/професс
иональная
компетенция

ОК 01, 05

ОК 02, 04, 05

ОК 03, 05, 06
ОК 02, 03
ОК 01, 06
ОК 01, 05
ОК 02, 07
ОК 01, 03, 09
ОК 01, 02, 03

Раздел/тема

Тип оценочных мероприятий

Раздел 1. Человек в обществе
Познавательные задания
• Вопросы проблемного характера
• Задания к схемам, таблицам, диаграммам,
инфографике
Тема 1.1.
• Проектные задания
Тестирование
Самооценка и взаимооценка знаний /умений
обучающихся
Устный опрос
Познавательные задания
• Задания к документам, содержащим социальную
Тема 1.2, 1.3
информацию
• Проектные задания Тестирование Самооценка и
взаимооценка знаний /умений обучающихся
Раздел 2. Духовная культура
Тема 2.1
Устный опрос
Познавательные задания
Тема 2.2
• Задания к документам, содержащим социальную
Тема 2.3
информацию Самооценка и взаимооценка знаний
Тема 2.4
/умений обучающихся
Раздел 3. Экономическая жизнь общества
Тема 3.1
Познавательные задания
Тема 3.2
• Вопросы проблемного характера
• Задания к схемам, таблицам, диаграммам,
Тема 3.3
37

ОК 01, 03
ОК 01, 09

Тема 3.4
Тема 3.5

инфографике
• Проектные задания
Тестирование
Самооценка и взаимооценка знаний /умений
ОК 06, 09
Тема 3.6
обучающихся
Раздел 4. Социальная сфера
ОК 01, 05
Тема 4.1
Познавательные задания
• Вопросы проблемного характера
Тема 4.2
ОК 05, 06
• Задания к схемам, таблицам, диаграммам,
Тема 4.3
инфографике
• Проектные задания
Тестирование
ОК 04, 05
Тема 4.4
Самооценка и взаимооценка знаний /умений
обучающихся
Раздел 5. Политическая сфера
ОК 05, 06
Тема 5.1
Устный опрос
Познавательные задания
• Вопросы проблемного характера
• Задания к схемам, таблицам, диаграммам,
инфографике
ОК 03, 04
Тема 5.2
• Проектные задания
Тестирование
Самооценка и взаимооценка знаний /умений
обучающихся
Раздел 6. Правовое регулирование общественных отношений в Российской Федерации
ОК 01, 05, 06
Тема 6.1
Устный опрос
ОК 02, 06, 07
Тема 6.2
Познавательные задания
ОК 02, 05, 06
Тема 6.3
• Вопросы проблемного характера
• Задания к схемам, таблицам, диаграммам,
ОК 02, 06, 09
Тема 6.4
инфографике
• Проектные задания
Тестирование
ОК 02, 05, 09
Тема 6.5
Самооценка и взаимооценка знаний /умений
обучающихся

38

Рецензия
Рабочая программа общеобразовательной дисциплины «Обществознание»
разработана для профессии 23.01.10 Слесарь по обслуживанию и ремонту
подвижного состава
Рабочая

программа

«Обществознание» позволяет

общеобразовательной

дисциплины

студентам освоить знания о российском

обществе и особенностях его развития в современных условиях, различных
аспектах взаимодействия людей друг с другом и с основными социальными
институтами, содействовать формированию способности к оценке своих
возможностей в повседневной и профессиональной деятельности.
В

программу

включены

вопросы

формирования

и

развития

этнонациональных, социальных, религиозных и политических общностей;
развитие государственности в последовательной смене форм и типов,
моделей взаимоотношений власти и общества, эволюция политической
системы; социальные движения со свойственными им интересами, целями и
противоречиями; эволюция международных отношений; развитие культуры
разных стран и народов.
Реализация

программы

по

общеобразовательной

дисциплине

«Обществознание» будет содействовать формированию и развитию личности
обучающегося, способного к самоидентификации и определению своих
ценностных ориентиров на основе осмысления и освоения исторического
опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески
применяющего знания и умения в учебной и социальной практике.
Рецензент:

Боев Андрей Николаевич
кандидат исторических наук,
преподаватель ПОО Частное учреждение
«Юридический техникум»
г. Кропоткин
Учитель истории и МХК
Квалификация по диплому
39

Рецензия
Рабочая программа общеобразовательной дисциплины «Обществознание»
разработана для профессии 23.01.10 Слесарь по обслуживанию и ремонту
подвижного состава
Программа содержит основные дидактические единицы, которые
составляют основу повседневной жизни нашего общества: общество и
общественные
духовная

отношения,

культура

жизнедеятельности,

познавательная

личности и человека,
социальная

структура

деятельность
экономика
общества

человека,

как основа
и

положение

личности в обществе, политика и власть, политическая система, право в
системе социальных норм.
Обучающиеся
политическую

смогут

информацию

познавательной,

получать
в

и

осмысливать

развитии,

коммуникативной,

социально-

рассматривать

практической

способы

деятельности,

необходимые для участия в жизни гражданского общества и государства,
применять полученные знания и умения для решения типичных задач в
области

социальных

отношений,

гражданской

и

общественной

деятельности, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий
с действиями других людей, с нормами поведения, установленными
законом.
Содержание рабочей программы общеобразовательной дисциплины
«Обществознание»

ориентировано

на

формирование

российской

гражданской идентичности, воспитание гражданина России, сознающего
объективную необходимость выстраивания собственной образовательной
траектории, непрерывного профессионального роста.
Рецензент:

Ашумова Аджар Вели-кызы
преподаватель истории и обществознания
ЧПОУ Региональный колледж
профессиональной карьеры
г. Кропоткин
Преподаватель политической истории
Квалификация по диплому
40


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».