РП ОП.09 МЛ кубановедение

Министерство образования, науки и молодежной политики
Краснодарского края
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Краснодарского края
«Кропоткинский техникум технологий и железнодорожного транспорта»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП. 09 Кубановедение
для профессий
среднего профессионального образования
23.01.09 Машинист локомотива

Срок обучения 2 года 10 месяцев
на базе основного общего образования
Форма обучения: очная

2023

Рассмотрена на заседании

педагогического совета
Протокол № 1 от 31 августа 2023г.
Рассмотрена на заседании методической
комиссии гуманитарных дисциплин
протокол № 1 от 30 августа 2023г.
Председатель МК ______Л.М.Хаженцева

Утверждена
Директор ГБПОУ «КТТ и ЖТ»
____________ /В.А. Шахбазян/

Рабочая программа базовой учебной дисциплины ОП.07 Кубановедение
разработана на основании Федерального закона «Об образовании в Российской
Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ (в ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016);
требований ФГОС среднего общего образования (в ред. Приказов Минобрнауки РФ от
29.12.2014 N 1645, от 31.12.2015 N 1578, от 29.06.2017 N 613, Минпросвещения РФ от 24.09.2020 N
519, от 11.12.2020 N 712), примерной рабочей программы общеобразовательной учебной

дисциплины «Кубановедение» (базовый уровень) профиль обучения: социальноэкономический для профессиональных образовательных организаций 2022года. С учетом:
- Распоряжения Минпросвещения России № Р-98 от 30 апреля 2021года « Об утверждении
Концепции преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной
направленности программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе
основного общего образования»;
- Распоряжения Минпросвещения России № Р-198 от 25 августа 2021года «Об
утверждении Методик преподавания по общеобразовательным (обязательным)
дисциплинам»;
- Методических рекомендаций по разработке общеобразовательного цикла ОПОП СПО,
реализуемых на базе основного общего образования;
- ФГОС СПО по профессии 23.01.09 Машинист локомотива, утвержденного
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1569 от 9 декабря
2016 года, зарегистрированным в Минюсте РФ 22 декабря 2016 года 44898, укрупненной
группы профессий 43.00.00 Сервис и туризм.
Организация-разработчик:
Государственное
бюджетное
профессиональное
образовательное учреждение Краснодарского края «Кропоткинский техникум технологий
и железнодорожного транспорта».
Автор: Уваров Е.И. __________преподаватель ГБПОУ «КТТ и ЖТ».
Рецензенты:
Преподаватель истории и обществознания
___________
ГБПОУ «Кропоткинский медицинский колледж»
подпись
I квалификационная категория
Преподаватель истории и обществознания
Квалификация по диплому

___________
подпись

Боев Андрей Николаевич
Кандидат исторических наук, преподаватель ППО
Частное учреждение «Юридический техникум»
г. Кропоткин
Учитель истории и МХК
Квалификация по диплому

1

Содержание

Пояснительная записка

3

Общая характеристика учебной дисциплины

4

Место учебной дисциплины в учебном плане

4

Результаты освоения учебной дисциплины

5

Содержание учебной дисциплины

8

Тематический план

17

Учебно-методическое и материально-техническое
обеспечение программы учебной дисциплины

20

Литература

21

2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины
ОП.09 «Кубановедение» предназначена для изучения истории Кубани в
профессиональных
образовательных
организациях
реализующих
образовательную программу среднего общего образования в пределах
освоения основной профессиональной образовательной программы СПО
(ОПОП СПО).
Рабочая программа по кубановедению разработана на основе
требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к
структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины
«Кубановедение» в соответствии с Рекомендациями по организации
получения среднего общего образования в пределах освоения
образовательных программ среднего профессионального образования на
базе основного общего образования с учётом требований федеральных
государственных образовательных стандартов и получаемой профессии
(письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки
рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259), на
основе примерной программы по дисциплине «Кубановедение» для 10-11
класса общеобразовательных учреждений Краснодарского края, допущенной
Министерством образования и науки Краснодарского края в 2015 г.
Изучение курса «Кубановедение» рассчитано на 36 часов за счет
вариативной части учебного плана.
В программе указано распределение часов по темам, разделам.
Цель курса – формирование личности обучающихся, осознанно
принявших традиционные для Кубани
как части России духовнонравственные ценности, на основе комплексного изучения всех основных
аспектов, характеризующих родной край, формирование целостного
историко-географического и социокультурного образа малой родины.
Программа ориентирована на достижение следующих целей:
 формирование
у
обучающегося целостного
историкогеографического и социокультурного образа малой родины;
 формирование личности молодого человека, осознанно
принявшего традиционные для Кубани как части России духовнонравственные ценности, на основе комплексного изучения всех основных
аспектов, характеризующих родной край.
Для достижения данной цели реализуются следующие задачи:
 формирование научно обоснованных представлений о
Краснодарском крае как географическом объекте на территории России,
включая его происхождение, существующее положение и перспективы;
 углубление знаний о природе родного края, развитие умения
анализировать последствия антропогенного влияния на природные
компоненты;
 изучение многопланового исторического прошлого региона как
родины многих народов;
3

 понимание особой геополитической роли Кубани как части
Российского государства;
 создание
целостного
социально-политического
образа
Краснодарского края как субъекта Российской Федерации;
 формирование и углубление понимания перспектив развития
родного края, знаний о реализуемых в регионе социально-экономических
проектах и способностей к самореализации в этих проектах.
Общая характеристика учебной дисциплины
Объектом изучения в курсе кубановедения является Краснодарский
край - как целостная и развивающаяся система взаимодействия человека и
природы.
Предметом изучения является жизнедеятельность человеческого общества в рамках региона в контексте прошлого и настоящего и с учётом
перспектив дальнейшего развития.
В курсе изучаются такие аспекты прошлого и настоящего региона
как природа, история, обществознание, культура.
Во всех разделах находит отражение сквозная линия курса –
«Кубань – многонациональный край».
Основная часть учебного времени
отведена проблематике
изучения современного
кубанского общества в его динамике.
Рассматриваются
и проблемы культуры и искусства, антропогенных
факторов развития природного комплекса региона.
При
изучении дисциплины
«Кубановедение»
проводятся
следующие формы контроля знаний и умений обучающихся: текущий
контроль: устный, письменный, тесты, подготовка сообщений, докладов,
рефератов, презентаций, выполнение самостоятельной работы. Для
организации промежуточного контроля проводятся тестирование и
письменные контрольные работы. Изучение общеобразовательной учебной
дисциплины СГ.07 Кубановедение завершается подведением итогов в форме
дифференцированного зачета.

Место учебной дисциплины в учебном плане
Общеобразовательная
учебная
дисциплина
ОП.09
Кубановедение относится к предметной области «Общественные науки» и к
общеобразовательному учебному циклу основной профессиональной
образовательной программы
среднего
профессионального общего
образования ППКРС с учётом требований ФГОС СПО.
Результаты освоения учебной дисциплины
Освоение содержания учебной дисциплины ОП.09 Кубановедение
обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
Для профессии: 23.01.09 Машинист локомотива
4

Личностные результаты реализации программы воспитания
(дескрипторы)
Осознающий себя гражданином и защитником великой страны.
Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда,
осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к
формированию в сетевой среде личностно и профессионального
конструктивного «цифрового следа».
Демонстрирующий
приверженность
к
родной
культуре,
исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой
родине,
принятию
традиционных
ценностей
многонационального народа России.
Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий
собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех
формах и видах деятельности.
Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям
различных этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных
групп. Сопричастный к сохранению, преумножению и трансляции
культурных традиций и ценностей многонационального российского
государства.
Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий

Код личностных
результатов
реализации
программы
ЛР 1
ЛР 4

ЛР 5

ЛР 7

ЛР 8

ЛР 11

основами эстетической культуры.
Принимающий семейные ценности, готовый к созданию семьи и
ЛР 12
воспитанию детей; демонстрирующий неприятие насилия в семье, ухода
от родительской ответственности, отказа от отношений со своими
детьми и их финансового содержания.
Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные отраслевыми
требованиями к деловым качествам личности
Приобретение обучающимися социально значимых знаний о нормах и
традициях поведения человека как гражданина и патриота своего
Отечества.
Ценностное отношение обучающихся к своему Отечеству, к своей
малой и большой Родине, уважительного отношения к ее истории и
ответственного отношения к ее современности.
Ценностное отношение обучающихся к людям иной национальности,
веры, культуры; уважительного отношения к их взглядам.

ЛР 15

ЛР 17

ЛР 18

5

Результаты освоения учебной дисциплины
Освоение
содержания
учебной
дисциплины
ОП.09
Кубановедение обеспечивает
достижение
студентами
следующих
результатов:
личностных:
1) воспитание гражданской идентичности: патриотизма, любви и
уважения к Отечеству, чувства гордости за Россию на основе знаний о славе
малой родины,
2) осознание своей этнической принадлежности, знание истории,
языка, культуры своего народа, понимание основ культурного наследия
народов, населяющих регион, их традиционных ценностей,
3) воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной и
окружающими людьми;
4) формирование на примере изучения кубанского региона
целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное,
культурное, языковое, духовное многообразие родного края;
метапредметных:
1) становление ответственного отношения к учению, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
высокой степени самостоятельности в решении образовательных задач по
курсу кубановедения;
2) определение на этапе завершения общего образования и
становления устойчивых познавательных интересов мотивации к
дальнейшему обучению, а также профессиональных предпочтений, с учётом
региональных особенностей рынка труда и социально-профессиональных
перспектив;
3) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного
отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре,
языку, вере, гражданской позиции, истории, культуре, религии, традициям,
языкам, ценностям народов своего региона и России в целом, готовности и
способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём
взаимопонимания;
4) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм
социальной жизни в группах и сообществах;
5) развитие морального сознания и компетентности в решении
моральных проблем на основе личностного выбора, формирование
нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и
ответственного отношения к собственным поступкам;
6) развитие эстетического сознания через освоение регионального
художественного наследия народов Кубани посредством творческой деятельности эстетического характера;
6

7) умение ориентироваться в системе источников информации
разного типа по вопросам прошлого, настоящего и перспектив
жизнедеятельности Кубани как в социокультурной и социальноэкономической областях, так и в сфере становления природного комплекса;
предметных:
1) владение знаниями об основных фактах, процессах и явлениях,
характеризующих историю Кубани в её взаимосвязи с отечественной и
всемирной историей;
2) сформированность представлений об основных этапах
становления человеческого общества на территории нашего края и развития
его природного комплекса;
3) ориентирование в актуальной для нашего края терминологии в
области истории, обществознания, литературы и искусства, в области
географии, изучения биосферы и природных объектов;
4) знание современных версий и трактовок важнейших проблем
региона и путей их решения;
5) определение роли Кубани в российском и мировом сообществе;
6) познание региональных семейных традиций и на этой базе
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей
семьи, к окружающим людям;
7) владение навыками исследовательской работы в вопросах об
общественных и природных процессах на Кубани, о выдающихся деятелях
литературы и искусства, политических деятелях, оставивших заметный след в
жизни края;
8) представление полученной информации в различных видах
(текст, карта, таблица, схема, картосхема, аудиовизуальный ряд);
9) установление причинно-следственных связей между явлениями,
пространственные и временные рамки изучаемых общественных, культурных
и природных процессов и явлений;
10) умение характеризовать (при необходимости сравнивать)
основные социальные объекты, а также объекты живой и неживой природы,
выделяя тенденции развития кубанского общества как сложной динамичной
системы в целом (экономика, политика, демография, культура, природный
комплекс и т. д.), а также важнейших социальных институтов.

7

Содержание
Введение (1ч)
Кубань
–
перекресток
исторических
путей
племен
и
народов.Уникальность природно-географических условий Северо-Западного
Кавказа. Особое место Кубани в истории евразийской цивилизации как перекрёстка исторических путей племён и народов. Этнокультурное своеобразие
региона.
Раздел I
Природа края и её исследователи (2 ч)
Тема 1.1 Исследования природы Кубани. Изучение территории
Северного Кавказа в XVIII в. Экспедиции Российской Академии наук.
Исследования И. А. Гильденштедта, П. С. Палласа. Исследования природы
края в период его заселения. М. С. Гулик, В. П. Колчигин.
Описание природы Кубани в трудах учёных и просветителей XIX начала XX в. Учёные-исследователи Ф. А. Щербина, И. Д. Попко, Е. Д.
Фелицын, Н. Я. Динник, В. В. Докучаев, Л. Я.Апостолов, Н. М. Альбов и др.
Деятельность Общества любителей изучения Кубанской области (ОЛИКО).
Физико-географические условия и живой мир на территории Кубани в
разные геологические эпохи (эры) и периоды. Территория Кубани в докембрии; царство бактерий, водорослей, многоклеточных беспозвоночных
животных.
Палеозойская эра. Поднятие суши, появление первых островов, господство гигантских хвощей и папоротников, образование пластов каменного
угля.
Мезозойская эра. Океан Тетис. Господство субтропической растительности, морских беспозвоночных животных, появление рыб, водных
динозавров. Образование гористых островов, толщ известняка, мела,
песчаника, глинистых сланцев.

Тема1.2 Живой мир Кубани в настоящее время
Современная флора и фауна Кубани. Наиболее распространённые виды
растений, грибов, животных. Редкие представители растительного и
животного мира, факторы, оказавшие влияние на снижение их численности.
Вымершие живые организмы, причины их исчезновения.

Раздел II
История региона в далёком прошлом (2 ч)
Тема 2.1 Эпохи камня и бронзы на территории края

8

Стоянки людей древнекаменного века (посёлки За Родину, Ильский).
Майкопская культура. Раскопки Майкопского кургана (1897). Н. И.
Веселовский.
Дольменная, катакомбная, северокавказская и срубная культуры. Периодизация. Ареал. Характерные черты.
Тема 2.2 Меоты и кочевники.
Начало освоения железа племенами, населявшими кубанские земли.
Меоты (союз племён: дандарии, досхи, синды, тарпеты и др.). Территория
расселения. Занятия. Общественный строй.
Роль меотов в этногенезе адыгов: точки зрения учёных. Кочевники:
киммерийцы, скифы, сарматы. Начало оформления сирако-меотской этнической общности (I в. н. э.). Аланы - предки осетин. Античные авторы о
племенах Северного Кавказа.
Причины древнегреческой колонизации. Первые греческие колонии на
Таманском полуострове: Фанагория, Гермонасса и др. Образование
Боспорского царства со столицей в Пантикапее. Борьба правителей Боспора
за присоединение синдского государства. Горгиппия - крупный порт, торговый и культурный центр Боспорского царства.
Ослабление Боспорского царства. Присоединение Боспора к
Понтийскому царству. Митридат VI Евпатор и его войны с Римом.
Утверждение династии Аспургов на боспорском престоле. Усиление
сарматского влияния. Нашествие гуннов (IV в.). Упадок Боспорского
царства.
Раздел III
Кубань в XI-ХVII вв. (3 ч)
Тема 3.1 Тмутараканское княжество. Горцы и степняки
Установление господства гунно-болгарского союза племён в Приазовье. Образование на территории Кубани Великой Болгарии и её распад.
Вхождение кубанских земель в состав Хазарского каганата (VII в.).
Приход в степи Северного Причерноморья кочевых орд печенегов. Разгром
Хазарского каганата войсками киевского князя Святослава (964-965).
Тмутараканское княжество. Правление князя Мстислава Владимировича
(988-1036). Подчинение касогов.
Тмутаракань - крупный административный и экономический центр
Киевской Руси на юге. Многонациональный состав Тмутараканского
княжества. Тмутараканский камень. Писатель и летописец Никон в Тмутаракани (1061-1074). Влияние княжеских междоусобиц на положение
Тмутараканского княжества. Половцы. Неудачный поход против них
новгород-северского князя Игоря Святославича (героя «Слова о полку
Игореве»). Половецкие изваяния. Перемещение адыгов из Приазовья в
северо-западные предгорья Кавказа. Татаро-монгольское нашествие (XIII в.).
Сопротивление адыгских племён.
Тема 3.2 Колонизация итальянцами Черноморского побережья
Кавказа (XIII-XV вв.)
9

Соперничество Генуи и Венеции за господство на Чёрном море. Основание генуэзских колоний в Крыму, Приазовье и на Черноморском побережье Кавказа (Кафа, Матрега, Мала, Копа, Бальзамиха, Мавролако и др.).
Миссионерская деятельность римско-католической церкви.
Торгово-экономические связи генуэзских колоний, их устав. Торговое
сотрудничество адыгской знати с генуэзцами. Негативное влияние работорговли на развитие адыгской народности.
Захват итальянских колоний на Чёрном и Азовском морях турками
(последняя четверть XV в.).
Тема 3.3 Ногайцы и адыги на Кубани в XVI-XVII вв.
Появление ногайских кочевий на Кубани (середина XVI в.). Распад
Ногайской Орды на несколько орд. Зависимость от Крымского ханства.
Усиление родоплеменной знати. Кочевое скотоводство. Преобладание
натурального хозяйства. Развитие торговых связей с Русским государством.
Усиление имущественного и социального неравенства у адыгов. Народности «демократические» (шапсуги, абадзехи, натухайцы) и «аристократические» (бжедуги, хатукаевцы, бесленеевцы). Распространение
ислама. Традиционные занятия адыгов. Развитие товарообмена с Россией,
Крымом и Турцией. Наездничество, его социальная и экономическая
сущность.
Раздел IV
Освоение Кубани в конце XVII - XVIII в. (3 ч)
Тема 4.1 Освоение Кубани русскими переселенцами
Некрасовцы. Отголоски русской Смуты на окраинах страны. Основные
переселенческие потоки. Переселение казаков-раскольников во главе с
Львом Манацким с Дона на Северный Кавказ. Формирование на Таманском
полуострове своеобразной казачьей общины - «войска Кубанского».
Некрасовцы на Кубани, их походы на Дон. Экспедиции царских войск
против некрасовских казаков. Переселение некрасовцев в Турцию.
Тема 4.2 Кубань в Русско-турецкой войне 1787-1791 гг.
Ультимативное требование турецкого правительства к России о возвращении Крыма. Ставка Турции на шейха Мансура. Начало войны. Борьба
за Анапу. Неудачные попытки взятия крепости русскими войсками. Разгром
турецкой эскадры Ф. Ф. Ушаковым в районе Керченского пролива (8 июля
1790 г.). Разгром турецкой армии Батал-паши русскими войсками генерала И.
И. Германа (30 сентября 1790 г.).
Взятие Анапы войсками генерала И. В. Гудовича (26 июня 1791 г.).
Ясский мирный договор (29 декабря 1791 г.). Упрочение позиций России на
Северном Кавказе.
Тема 4.3 Черноморцы и линейцы. Заселение Прикубанья
Упразднение Запорожской Сечи (1775). Судьба опальных запорожцев и
участие в ней Г. А. Потёмкина. «Войско верных казаков» и его лидеры Сидор
10

Белый, Антон Головатый, ЗахарийЧепега. Участие казаков в штурме
Измаила, Очакова и острова Березань.
Переименование «Войска верных казаков» в Черноморское и обустройство на новых землях между Днепром и Южным Бугом. Депутация во
главе с А. Головатым в Петербург. Грамота Екатерины II о пожаловании
Черноморскому казачьему войску земли на правобережье Кубани от Тамани
до устья Лабы (30 июня 1792 г.).
Переселение казаков на Кубань (1792-1793). Основание Екатеринодара
(1793). «Порядок обшей пользы» - документ об административном и
территориальном устройстве Черномории. Заселение северо-восточной
территории Кубани (Старой линии) донскими казаками. Восстание донских
полков и его подавление (1793-1794). Создание Кубанского линейного полка
(1796).

Раздел V
Кубань в XIX столетии (3 ч)
Тема 5.1 Начало Кавказской войны
Превращение турецкой крепости Анапа в центр антирусской деятельности в регионе. Нападения горцев на Черноморскую оборонительную
линию. Борьба за Анапу. Адрианопольский мирный договор 1829 г.
Нарушение его условий со стороны Турции и Англии. План создания
Черноморской береговой линии (ЧБЛ) и его реализация. А. А. Вельяминов.
Деятельность Н. Н. Раевского на посту начальника ЧБЛ. Развитие русскочеркесских торговых связей.
Атаки горцев на Черноморскую береговую линию (1840). Подвиг защитников Михайловского укрепления. Архип Осипов, увековечение его
памяти. Заселение линейцами Новой линии. Прибытие наиба Шамиля
Мухаммеда-Амина на Северо-Западный Кавказ (1848). Его попытки создания
в Закубанье военно-религиозного государства.
Тема 5.2 Декабристы на Кубани
Кавказская ссылка в судьбах участников декабрьского восстания
(разжалованных офицеров и солдат). Правда о Кавказе в произведениях А. А.
Бестужева-Марлинского.
Тема 5.3 Присоединение Закубанья к России и окончание Кавказской войны
Активизация действий Мухаммеда-Амина, направленных на объединение горских народов под знаменем независимости. Уничтожение
укреплений Черноморской береговой линии, оставление Анапы и Новороссийска русскими войсками в ответ на действия англо-французской
эскадры (1854-1855).
Соперничество за лидерство Сефер-бея с Мухаммедом-Амином в
борьбе горцев за независимость. Безуспешные попытки Сефер-бея взять
11

Екатеринодар. Ответные шаги царского правительства. Строительство
укреплений в Закубанье. Основание Майкопа (1857).
Пленение Шамиля (1859), капитуляция Мухаммеда-Амина. Попытки
создания военно-государственного союза черкесов, Сочинский меджлис.
Встреча Александра II с депутацией горцев (1861). Призыв меджлиса к
продолжению борьбы.
Соединение русских войск в урочище Кбаада (Ясная Поляна), торжества по случаю окончания Кавказской войны (1864).
Вынужденное массовое переселение горцев в Турцию (мухаджирство).
Значение присоединения Закубанья к России.

Раздел VI
Культура Кубанского края (1 ч)
Тема 6.1 Народная культура казачества
Вера и верования. Роль православия в жизни казачества. Сохранение
языческих представлений. Система ценностей. Представление мировоззренческих нравственных начал в календарных праздниках и обрядах.
Приоритетное значение для казаков таких ценностей как патриотизм,
трудолюбие, честность. Семейные ценности. Кубанский фольклор.
Контрольная работа № 1 «История Кубани с древнейших времен до
конца XIX в.» (1 ч)

Раздел VII
Основные этапы истории Кубани в XX столетии (7 ч)
Тема 7.1 Регион в 1900-е -1916 гг.
Кубанская область и Черноморская губерния в 1900-е—1916 гг. Социальный и национальный состав населения. Политическая жизнь и общественное движение. Кубань и Черноморье в революции 1905-1907 гг. Ратные
подвиги кубанцев в годы Русско-японской и Первой мировой войн.
Самостоятельная работа.
8. Подготовка сообщения «Патриотические настроения кубанцев в
годы Русско-японской и Первой мировой войн».
Тема 7.2 Период революции 1917 г. и Гражданской войны (19171922) в Кубано-Черноморье
Особенности развития регионального политического процесса.
Многовластие. Первые преобразования советской власти весной-летом 1918
г. Противоречия между Деникиным и Законодательной радой. Кубанское
казачество и черноморское крестьянство в поисках «третьего» пути. Белый и
красный террор. «Малая» гражданская война.
Тема 7.3 Кубань в 1920-1930-х годах
12

Особенности «военного коммунизма», нэп, индустриализация, «великий перелом», коллективизация и её последствия. Героика и трагизм 30-х.
Национально-государственное строительство. Краснодарский край и
Адыгейская автономная область. Культурная жизнь региона в первой трети
XX в.
Тема 7.4 Годы военных испытаний (1941—1945). Восстановление и
развитие народного хозяйства в 1945-1953 гг.
Кубань в годы Великой Отечественной войны. Формирование добровольческих казачьих соединений. Многонациональное боевое содружество.
Битва за Кавказ летом 1942 - зимой 1943 г. Оккупационный режим. Борьба в
тылу врага. Освобождение. Трудовой героизм кубанцев.
Восстановление и развитие народного хозяйства в 1945-1953 гг.
Перевод промышленности на «мирные рельсы». Восстановление довоенных объёмов промышленной продукции. Отмена карточной системы.
Снижение цен на продовольственные товары. Идеология и культура в
послевоенное десятилетие.
Тема 7.5 Край во второй половине XX столетия: «оттепель»,
«застой»
Реформы в политике и экономике (1953-1964 гг.): реальные успехи и
несбывшиеся надежды. Кубань - житница и здравница России. Хозяйственные «эксперименты» и их негативные последствия для региона.
Достижения и провалы кубанской экономики. Миллион тонн кубанского
риса. Застойные явления в обществе. Бюрократизация партийного и советского аппарата.
Тема 7.6 Перестройка 1980-х и реформы 1990-х годов
Издержки экономики, неэффективность организации производства.
Кризис доверия к власти. «Здоровый кубанский консерватизм». Возрождение
казачества. Культурная жизнь Кубани в середине 1950-1990-х годах.
Раздел VIII
Экономика Краснодарского края: современное состояние и
векторы развития (2 ч)
Тема 8.1 Краевой бюджет, налоги и инвестиции
Структура и порядок формирования бюджета края. Налоги. Инвестиционный климат в Краснодарском крае, повышение инвестиционной
привлекательности региона.
Тема 8.2 Финансы, предпринимательство, доходы и потребление
Банковская система региона. Развитие предпринимательства на Кубани. Меры государственной поддержки предпринимательства. Региональный
рынок труда и его особенности. Доходы и потребление.
Раздел IX
Социальные отношения в кубанском обществе (4 ч)

13

Тема 9.1Социальная стратификация и мобильность в региональном социуме
Социальное неравенство, социально-экономическая дифференциация в
регионе. Проблема бедности. Специфика политической и профессиональной
форм стратификации в регионе. Социальная мобильность в региональном
социуме: горизонтальная, вертикальная, межпоколенная, внутрипоколенная,
организованная, структурная.
Тема 9.2 Межнациональные отношения
Этносоциальные общности Краснодарского края. Факторы, влияющие
на изменение численности этнических групп края. Основные тенденции в
развитии межнациональных отношений в крае. Этносоциальные конфликты
на территории региона. Национальная политика Краснодарского края.
Тема 9.3 Семья и брак на Кубани
Основные тенденции в развитии семейных отношений. Трансформация
института семьи в кубанском обществе. Семейная политика Краснодарского
края. Специфика демографической ситуации в регионе. Направления и
инструменты государственной поддержки семьи в региональном социуме.
Тема 9.4 Молодёжь Краснодарского края как социальная группа
Социально-демографические характеристики молодежи Краснодарского края. Государственная молодёжная политика Краснодарского края.
Кубанская молодёжь в сфере труда и занятости. Досуг кубанской молодёжи.
Раздел Х.
Кубань сегодня: политический ракурс (2 ч)
Тема 10.1 Государственная власть и местное самоуправление в
регионе. Становление гражданского общества
Структура органов государственной власти, их полномочия и направления деятельности. Законодательное Собрание края. Исполнительные
органы власти в регионе. Администрация Краснодарского края, глава администрации. Судебная ветвь власти. Органы местного самоуправления в
муниципальных образованиях края. Политические лидеры и политические
элиты в регионе. СМИ и их роль в политическом процессе. Представители
региона в высших органах государственной власти РФ.
Институты гражданского общества, их становление и деятельность в
Краснодарском крае. Деятельность политических партий и общественных
организаций в регионе.
Тема 10.2 Геополитическое положение Краснодарского края
Край в системе внешнеэкономических отношений. Миграционный
фактор геополитического положения Кубани. Международные отношения.
Приграничное и межрегиональное сотрудничество.
Раздел XI
Край в правовом поле Российской Федерации (2 ч)
14

Тема 11.1 Конституционно-правовой статус региона как субъекта
Российской Федерации. Законотворчество в крае
Конституционно-правовой статус Краснодарского края как субъекта
Российской Федерации. Конституционные основы разграничения предметов
ведения и полномочий между Российской Федерацией и её субъектами.
Система краевых нормативных правовых актов. Устав Краснодарского края:
понятие, юридические свойства, содержание, значение. Нормативные
правовые акты края (решения), принятые на общекраевом референдуме.
Нормативные правовые акты, принятые Законодательным Собранием
Краснодарского края. Нормативные правовые акты краевой администрации.
Понятие законотворческого процесса и его стадий. Стадии законотворческого процесса. Подготовка и оформление проектов закона. Законодательная инициатива в Краснодарском крае: понятие, субъекты. Рассмотрение проекта закона, принятие и подписание. Опубликование законов и
вступление их в силу. Прямое (непосредственное) правотворчество.
Референдум как форма прямого (непосредственного) правотворчества в
Краснодарском крае: понятие и значение. Лица, обладающие правом на
участие в референдуме Краснодарского края. Вопросы, выносимые на
референдум. Ограничения предмета референдума.
Выборы как форма прямого (непосредственного) народовластия. Законодательство о выборах в Краснодарском крае. Активное и пассивное
избирательное право. Субъекты избирательного процесса на Кубани. Стадии
и особенности избирательного процесса. Назначение выборов.
Формирование избирательных комиссий. Образование избирательных
округов и избирательных участков. Выдвижение и регистрация кандидатов.
Предвыборная агитация. Финансирование выборов. Голосование, подсчёт
голосов, установление результатов выборов.
Тема 11.2 Правоохранительные органы: структура и функции
Назначение правоохранительных органов. Система правоохранительных органов, действующих на территории Краснодарского края. Формирование и компетенция судебных органов. Значение и направления деятельности прокуратуры Краснодарского края. Назначение органов внутренних дел. Адвокатура и нотариат в Краснодарском крае.
Раздел XII. Кубань - культурный центр Юга России (1 ч)
Тема 12.1 Духовная жизнь кубанцев
Многонациональность и диалог культур на Кубани. Многообразие кубанской культуры. Кубанская идентичность и казачьи традиции. Служение
казаков и Кубанское казачье войско. Учреждения культуры на Кубани.
Музеи и библиотеки. Театры и концертные объединения. Искусство и
литература. Культурная жизнь. Современное искусство. Культурная
политика в Краснодарском крае. Система образования на Кубани. Социокультурная роль общего образования. Научные центры и вузы Кубани. Уроки
прошлого в исторической памяти кубанцев. Современные тенденции
15

развития региона. Прогнозы. Необходимость формирования активной
жизненной позиции молодого гражданина - жителя Краснодарского края.
Контрольная работа № 2 «Кубань в ХХ-начале ХХI в.» (1 ч)

Тематический план
ДУД. 02 Кубановедение
код и наименование общеобразовательной учебной дисциплины

Количество часов
аудиторной нагрузки

№
тем
ы

Всего

Практи
ческие и
лаборат
орные
работы

Контроль
ные
работы

1

-

0

Наименование разделов и тем

Введение

Самостоя
тельная
работа

0
16

1.
1.1
1.2
2.
2.1
2.2
3.
3.1
3.2
3.3
4.
4.1
4.2
4.3
5.
5.1
5.2
5.3
6.
6.1

6.2
7.
7.1
7.2

Раздел I. Природа края и её исследователи
Тема 1.1 Исследования природы Кубани.
Геологическое прошлое Северо-Западного
Кавказа
Тема 1.2 Живой мир Кубани в настоящее время
Раздел II. История региона в далёком
прошлом
Тема 2.1 Эпохи камня и бронзы на территории
края
Тема 2.2
Меоты и кочевники. Боспорское
царство
Раздел III. Кубань в XI-ХVII вв.
Тема 3.1 Тмутараканское княжество. Горцы и
степняки
Тема
3.2
Колонизация
итальянцами
Черноморского побережья Кавказа (XIII-XV вв.)
Тема 3.3 Ногайцы и адыги на Кубани в XVI-XVII
вв.
Раздел IV. Освоение Кубани в конце XVII XVIII в.
Тема
4.1
Освоение
Кубани
русскими
переселенцами. Присоединение Прикубанья к
России
Тема 4.2 Кубань в Русско-турецкой войне 17871791 гг.
Тема 4.3 Черноморцы и линейцы. Заселение
Прикубанья. Социальные выступления адыгов и
казаков
Раздел V. Кубань в XIX столетии
Тема 5.1 Начало Кавказской войны
Тема 5.2 Декабристы на Кубани
Тема 5.3 Присоединение Закубанья к России и
окончание Кавказской войны
Раздел VI. Культура Кубанского края
Тема 6.1
Народная культура
казачества.
Культурное
наследие
горских народов
Контрольная работа № 1«История Кубани с
древнейших времен до конца XIX в.»
Раздел VII. Основные этапы истории Кубани в
XX столетии
Тема 7.1 Регион в 1900-е -1916 гг.
Тема 7.2 Период революции 1917 г. и
Гражданской войны (1917-1922) в КубаноЧерноморье

2

-

0

0

1

-

0

0

1

-

0

0

2

-

0

0

1

-

0

0

1

-

0

0

3

-

0

0

1

-

0

0

1

-

0

0

1

-

0

0

3

-

0

0

1

-

0

0

1

-

0

0

1

-

0

0

3
1
1

-

0
0
0

0
0
0

1

-

0

0

2

-

0

0

1

-

0

0

1

-

1

0

7

-

0

0

1

-

0

0

1

-

0

0

17

7.3
7.4

7.5
7.6
8.
8.1
8.2
9.
9.1
9.2
9.3
9.4
10.
10.1
10.2
11.
11.1
11.2
12.
12.1

13.
14.

Тема 7.3 Кубань в 1920-1930-х годах
Тема 7.4 Годы военных испытаний (1941—1945).
Восстановление и развитие народного хозяйства
в 1945-1953 гг.
Тема 7.5 Край во второй половине XX столетия:
«оттепель», «застой»
Тема 7.6 Перестройка 1980-хи реформы 1990-х
годов
Раздел VIII. Экономика Краснодарского края:
современное состояние и векторы развития
Тема 8.1Краевой бюджет, налоги и инвестиции
Тема 8.2Финансы, предпринимательство, доходы
и потребление
Раздел IX. Социальные отношения в
кубанском обществе
Тема
9.1Социальная
стратификация
и
мобильность в региональном социуме
Тема 9.2Межнациональные отношения
Тема 9.3Семья и брак на Кубани
Тема 9.4Молодёжь Краснодарского края как
социальная группа
Раздел Х. Кубань сегодня: политический
ракурс
Тема 10.1Государственная власть и местное
самоуправление в регионе. Становление
гражданского общества
Тема 10.2 Геополитическое положение
Краснодарского края
Раздел XI. Край в правовом поле Российской
Федерации
Тема 11.1 Конституционно-правовой статус
региона как субъекта Российской Федерации.
Избирательный процесс в Краснодарском крае
Тема 11.2 Правоохранительные органы:
структура и функции
Раздел XII. Кубань - культурный центр Юга
России
Тема 12.1 Духовная жизнь кубанцев. Культурное
достояние края
Контрольная работа № 2 «Кубань в ХХ-начале
ХХI в.»
Дифференцированный зачет
Всего

1

-

0

0

2

-

0

0

1

-

0

0

1

-

0

0

2

-

0

0

1

-

0

0

1

-

0

0

4

-

0

0

1

-

0

0

1
1

-

0
0

0
0

1

-

0

0

2

-

0

0

1

-

0

0

1

-

0

0

2

-

0

0

1

-

0

0

1

-

0

0

1

-

0

0

1

-

0

0

1

-

1

0

1
36

0

0
2

0
0

18

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
программы учебной дисциплины
Д УД. 02 Кубановедение

Для реализации учебной дисциплины ДУД. 02 Кубановедение в наличии
есть учебный кабинет, который обеспечен свободным доступом в Интернет
во время учебного занятия и в период внеучебной деятельности
обучающихся.Помещение кабинета отвечает требованиям
Санитарноэпидемиологическим правилам
и нормативам, оснащено мебелью и
средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню
подготовки обучающихся:
 посадочные места по количеству обучающихся - 25
19












автоматизированное рабочее место преподавателя - 1
комплект учебно-методической документации - 1
комплект учебно-наглядных пособий - 3
дидактический материал (карточки-задания, кроссворды, раздаточные
таблицы, документы, тесты) по всем разделам программы
учебники – 25.
видеофильмы - 1
компьютер - 1
телевизор – 1
клавиатура – 1
мышь - 1

Литература

1. Кубановедение. Учебное пособие
для 10 кл. общеобразовательных
учреждений/В.Н. Ратушняк, О.В.Матвеев, И.А. Терская, А.Н. Криштопа. – 2
изд. – Краснодар: Перспективы образования, 2016 г., 160 с.
2. Кубановедение. Учебное пособие
для 11 кл. общеобразовательных
учреждений/ А.А. Зайцев, Е.В. Морозова и др. Краснодар: Перспективы
образования, 2017 г., 176 с.
Дополнительная литература
20

1. Анфимов Н.В. Древнее золото Кубани. - Краснодар: Традиция, 2011 г., 268 с.
2. Гангур Н.А. Традиционный костюм черноморского казачества (конец XVIII
в. – 1860). – Краснодар: Традиция, 2011 г., 224 с.
3. Ефремов Ю.В. Ледяное ожерелье Кубани. - Краснодар: Традиция, 2012 г.,
232 с.
4. Красная книга Краснодарского края. 3 изд. / отв. ред. С.А. Литвинская. Краснодар: Администрация Краснодарского края, 2017 г., 850 с.
5. Корсакова Н.А. Регалии и реликвии Кубанского казачьего войска. Краснодар: Традиция, 2012 г., 244 с.
6.
Кубанские казаки. Фотоальбом. – Краснодар: Кубанское книжное
издательство. 2009 г., 128 с.
7. Кубань старозаветная. /сост. Б.Н. Устинов, П.С. Макаренко. - Краснодар:
Традиция, 2012 г., 324 с.
8. Ламанов А.Д. История Первого Кавказского полка. – Кропоткин: Ода, 2011
г., 240 с.
9. Маслов А.В. Кубань в старину. - Краснодар: Традиция, 2009 г., 112 с.
10. Трехбратов Б.А.. Энциклопедический словарь по истории Кубани с
древнейших времен до октября 1917 г. Краснодар, 1997 г.
11. Фролов Б.Е. Оружие кубанских казаков. - Краснодар: Традиция, 2009 г., 128
с.
12. Энциклопедия Кубанского казачества./под ред. В.Н. Ратушняка. Краснодар: Традиция, 2013 г., 504 с.
Интернет-ресурсы
1. admkrai.krasnodar.ru – сайт администрации Краснодарского края
2. admkrai.kuban.ru - сайт администрации Краснодарского края. Символика
Краснодарского края (герб, гимн, флаг), историческая справка. Города и
районы: политическая карта края - изображение районов края.
3. yuga.ru - информационный портал Краснодарского края: общество, культура,
спорт, история, деловая жизнь, афиша культурной жизни г. Краснодара
4. krasnodar.intergrad.ru - Краснодарский край как регион России: история,
ресурсы, экономика, население, государственные учреждения, наука и
образование, культура и искусство, отдых и развлечения, карта края.
5. blue-marlin.ru - курорты Краснодарского края (Ейск, Туапсе, Сочи, Анапа,
Геленджик, Темрюк - информация о местности, фотографии).
6. http://www.ekaterinodar.com/ - сайт о столице Кубани: история города,
новости, фотогалерея, фотоархив.
7. cossackdom.com - история казачества: события, биографии, иллюстрации,
карты исторических событий, военных действий и пр.
8. arcaucasica.ru/treasure/treasure - археология и древнее искусство Северного
Кавказа, фото археологических находок (ювелирных изделий, украшений,
предметов быта, монет).
9. http://school40.kubannet.ru/ - история Кубани: древняя Кубань, культура
Кубани, запорожские казаки на Кубани, архитектура Краснодара, музеи
Краснодара.
21

10. http://kuban.retroportal.ru/index.html - хронология событий, происходивших
на Кубани в XVIII - XX веках.
11. http://kubankazak.narod.ru/index.htm - "Войско Кубанское Игнатово
Кавказское".
12. http://budetinteresno.narod.ru/krasnodar.htm - экскурсия по г. Краснодару на
сайте туризма на юге России.
13. http://mustamhi.narod.ru/ - Таманский археологический музей.
14. http://mustemhi.narod.ru/ - Темрюкский историко-археологический музей

22


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».