МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ "КРОПОТКИНСКИЙ ТЕХНИКУМ ТЕХНОЛОГИЙ И ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА" РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.07 ОХРАНА ТРУДА 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам) 2022 г. Рассмотрена педагогическим советом протокол № 1 от «31» августа 2022 г Утверждена: Директор ГБПОУ "КТТ и ЖТ" _________ В. А. Шахбазян Рассмотрена на заседании методической комиссии железнодорожных профессий, протокол № 1 от «31» августа 2022 г. Председатель МК ______ /А.В. Хаустов/ Рабочая программа учебной дисциплины ОП. 07 ОХРАНА ТРУДА для специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 376 от 22 апреля 2014 года, зарегистр. Министерством юстиции (рег. № 32499 от 29мая 2014г.), укрупненной группы профессий 23.00.00 Техника и технологии наземного транспорта. Организация-разработчик: Государственное бюджетное образовательное профессиональное учреждение Краснодарского края "Кропоткинский техникум технологий и железнодорожного транспорта" Разработчик: ______________ ЖТ" Гончарова Г.Д. преподаватель, ГБПОУ " КТТ и Рецензенты: _______________С.В.Долгошеев Начальник станции Кавказская Квалификация по диплому: инженер по железнодорожному транспорту ________________ Г.А.Белоусов Инженер по охране труда Квалификация по диплому: инженер путей сообщения 2 стр. СОДЕРЖАНИЕ 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ДИСЦИПЛИНЫ УЧЕБНОЙ 4 УЧЕБНОЙ 5 УЧЕБНОЙ 14 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 16 2. СТРУКТУРА И ДИСЦИПЛИНЫ ПРОГРАММЫ СОДЕРЖАНИЕ 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСЦИПЛИНЫ 3 ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.07. ОХРАНА ТРУДА. 1.1. Область применения рабочей программы Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих в соответствии с ФГОС по специальности СПО 190701 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам). 1. Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована: в профессиональной подготовке по специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам), в дополнительном профессиональном образовании, по переподготовки кадров и повышения квалификации, для профессиональной подготовки при освоении профессии рабочего. 1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: общепрофессиональный цикл. 1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины: В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь: -проводить анализ травмоопасных и вредных факторов в сфере профессиональной деятельности; - использовать индивидуальные и коллективные средства защиты; -осуществлять производственный инструктаж рабочих, проводить мероприятия по выполнению охраны труда и производственной санитарии, эксплуатации оборудования и контролировать их соблюдение; - вести документацию установленного образца по охране труда, соблюдать сроки ее заполнения и условия хранения; - проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда, в том числе оценку условий труда и травмобезопасности; В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать: - законодательство в области охраны труда; - особенности обеспечения безопасных условий труда в сфере профессиональной деятельности; - правовые, нормативные и организационные основы охраны труда в организации; - правила охраны труда, промышленной санитарии; -меры предупреждения пожаров и взрывов, действие токсичных веществ на организм человека; - права и обязанности работников в области охраны труда ОК 1.Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. 4 ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно – коммуникационные технологии профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. ОК8.Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК 9.Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе, с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). Основные виды деятельности и профессиональные компетенции Код Наименование вида деятельности и профессиональных компетенций ВД 1 Организация перевозочного процесса (по видам). ПК 1.1. Выполнять операции по осуществлению перевозочного процесса с применением современных информационных технологий управления перевозками. ПК 1.2. Организовывать работу персонала по обеспечению безопасности перевозок и выбору оптимальных решений при работах в условиях нестандартных и аварийных ситуаций. ВД 2 Организация сервисного обслуживания на транспорте (по видам). ПК 2.1. Организовывать работу персонала по планированию и организации перевозочного процесса. ПК 2.2. Обеспечивать безопасность движения и решать профессиональные задачи посредством применения нормативно-правовых документов. ПК 2.3. Организовывать работу персонала по технологическому обслуживанию перевозочного процесса. ВД 3 Организация транспортно-логистической деятельности (по видам). ПК 3.1. Организовывать работу персонала по обработке перевозочных документов и осуществлению расчетов за услуги, предоставляемые транспортными организациями. ПК 3.2. Обеспечивать осуществление процесса управления перевозками на основе логистической концепции и организовывать рациональную переработку грузов. ПК 3.3. Применять в профессиональной деятельности основные положения, регулирующие взаимоотношения пользователей транспорта и перевозчика. 5 Личностные результаты: Личностные результаты реализации программы воспитания (дескрипторы) Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа». Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности. Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях. Код личностных результатов реализации ЛР 4 программы воспитания ЛР 7 ЛР 9 Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой ЛР 10 безопасности, в том числе цифровой. Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные отраслевыми требованиями к деловым качествам личности Готовность обучающегося соответствовать ожиданиям работодателей: ЛР 13 ответственный сотрудник, дисциплинированный, трудолюбивый, нацеленный на достижение поставленных задач, эффективно взаимодействующий с членами команды, сотрудничающий с другими людьми, проектно мыслящий. навыка оценки информации в цифровой Приобретение обучающимся ЛР 14 среде, ее достоверность, способности строить логические умозаключения на основании поступающей информации и данных. Приобретение обучающимися социально значимых знаний о правилах ведения экологического образа жизни о нормах и традициях трудовой деятельности человека о нормах и традициях поведения человека в многонациональном, многокультурном обществе. ЛР 16 Уважительное отношения обучающихся к результатам собственного и ЛР 19 чужого труда. Ценностное отношение обучающихся к своему здоровью и здоровью ЛР 20 окружающих, ЗОЖ и здоровой окружающей среде и т.д. Получение обучающимися возможности самораскрытия и ЛР 23 самореализация личности. Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные субъектом Российской Федерации (при наличии) 6 Признающий ценность непрерывного образования, ориентирующийся ЛР - КК 1 в изменяющемся рынке труда, избегающий безработицы; управляющий собственным профессиональным развитием; рефлексивно оценивающий собственный жизненный опыт, критерии личной успешности. Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные ключевыми работодателями2 (при наличии) Готовый к самостоятельной профессиональной деятельности в ЛР - Р1 современном обществе, проявляющий высокопрофессиональную трудовую активность Гибко реагирующий на проявление новых форм трудовой деятельности, готовый к их освоению. ЛР - Р2 Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные субъектами образовательного процесса3 (при наличии) Препятствующий действиям, направленным на ущемление прав или ЛР - Т2 унижение достоинства (в отношении себя или других людей) Готовый к общению и взаимодействию с людьми самого разного ЛР - Т3 статуса и в многообразных обстоятельствах. Понимающий сущность нравственных качеств и черт характера окружающих людей и, следовательно, умеющий находить индивидуальный подход к каждому человеку 1.4. Количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающегося 60 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 40 часов; самостоятельной работы обучающегося 20 часов. 7 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем часов Максимальная учебная нагрузка (всего) 60 Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 40 в том числе: лабораторные занятия – практические занятия 13 контрольные работы 2 Самостоятельная работа обучающегося (всего) 20 Промежуточная аттестация в форме экзамена 8 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.07 «Охрана труда» Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся Объем часов ОК, ПК, ЛР 1 2 3 4 Тема 1. Законодательство, правила и нормы охраны труда на предпритии Содержание учебного материала 1 2 3 4 Охрана труда и промышленная безопасность на железнодорожном транспорте. Особенности работы на ж. д. транспорте. Внедрение на предприятиях новых технологий и влияние на безопасность выполнения определенных видов работ. Понятие охраны труда, промышленной безопасности, условий труда, промышленной санитарии, техники безопасности и пожарной безопасности. Основные направления государственной политики в области ОТ, соблюдение правил и норм ОТ. Основные законодательные акты и нормативные документы по охране труда. Регулирование трудовых отношений в области ОТ. Трудовой кодекс и Конституция РФ. Цели и задачи трудового законодательства. Перечень видов нормативных правовых актов. Понятие Стандартов безопасности труда и его классификации. Система управления охраной труда. Понятие СУОТ и ее структура. Политика в области охраны труда, основные цели, задачи и элементы СУОТ. Организация работ по ОТ (КСОТ-П). Надзор и контроль за состоянием охраны труда. Понятие надзора и контроля, его цели и задачи. Основные виды надзора и контроля в РФ. Функции государственных инстанций, федеральных служб и органов власти, органов местного самоуправления в отношении надзора и контроля за ОТ. Трехступенчатый контроль. 12 1 ОК-1 - ОК-10 ПК 1.1 - 1.2 ПК 2.1 - 2.3 ЛР 4, ЛР 7, ЛР 9 ЛР 10, ЛР 13 1 ЛР 4, ЛР 7, ЛР 9 ЛР 10, ЛР 13 1 ЛР 4, ЛР 7, ЛР 9 ЛР 10, ЛР 13 1 ЛР 4, ЛР 7, ЛР 9 ЛР 10, ЛР 13 9 Условия, режим труда и отдыха работника. Понятие рабочего времени и его продолжительности, в соответствии с ТК РФ. Понятие времени отдыха и его видов. Основные государственные праздники в РФ в соответствии с законодательством. Права и обязанности работников в области охраны труда. Ответственность за нарушение законодательства по охране труда. Виды ответственности за нарушение законодательства правил безопасности движения железнодорожного транспорта, по охране труда, пожарной безопасности, правил безопасности при ведении строительных, горных или иных работ Финансирование мероприятий по улучшению условий и охране труда. Льготы и компенсации за тяжелые работы, работы с вредными и опасными условиями труда. Порядок их предоставления. 1 ЛР 7, ЛР 9 ЛР 10, ЛР 13 1 ЛР 7, ЛР 9 ЛР 10, ЛР 13 1 ЛР 7, ЛР 9-ЛР 10 Порядок обучения и проверки знаний работников организаций в области требований охраны труда. Инструктажи по охране труда, Обучение сотрудников рабочих профессий и специальностей Практические занятия 1 «Заполнение таблицы о порядке организации и реализации комплексной системы состояния охраны труда» 2 «Определение ответственности за нарушение законодательства по охране труда» 3 «Составление плана мероприятий по охране труда» 1 ЛР 14, ЛР 16, ЛР 23 ЛР - КК 1 5 6 7 8 4 «Проведение и оформление работниками (персоналом)» вводного инструктажа с подчиненными 4 1 1 1 1 10 Самостоятельная работа: Самостоятельная работа с учебной и специальной, технической литературой (по вопросам, параграфам, главам учебных пособий, составленных преподавателем). Подготовка к лабораторным и практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя. Подготовить сообщения, выступления, доклады по теме: «Законодательные и нормативные документы, определяющие правовые основы охраны труда в Российской Федерации. Система стандартов безопасности труда»; «Охрана труда на производстве и учебном процессе»; « Государственный надзор за соблюдением требований охраны труда»; «Рабочее время и время отдыха на производстве»; «Административные и уголовные санкции к руководителю за нарушение законодательства об охране труда »; «Финансирование номенклатурных мероприятий по охране труда»; «Виды инструктажей и порядок их проведения и оформления» Тема 2. Вредные и опасные факторы Содержание учебного материала производственной среды и средства защиты защиты 1 2 3 Специальная оценка условий труда. Принципы гигиенической классификации условий труда. Санитарно-бытовое обеспечение работников. Понятие производственной среды, тяжести труда, напряженности труда, гигиенических нормативов условий трудаи их классификация. Классификация производственных процессов: Общие требования к устройству санитарно-бытовых помещений, санитарно-бытовое обеспечение работников предприятий железнодорожного транспорта Вредные и опасные производственные факторы: понятие, методы идентификации. Классификация вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса Понятие шума: характеристика, классификация. Влияние шума на организма человека. Основные принципы защиты. Определение шума. Факторы влияющие на повышенный уровень шума на объектах ж. д. транспорта. Способы и средства защиты от вибрации 7 12 ОК-1 - ОК-10 ПК 1.1 - 1.2 ПК 2.1 - 2.3 1 ЛР 9, ЛР 16, ЛР 20 1 ЛР 10, ЛР 20, ЛР 16 1 ЛР 10, ЛР 20, ЛР 16 11 4 5 6 7 8 Химические вещества: нормирование, контроль, воздействие на организм человека, методы и средства индивидуальной защиты от вредных веществ Классификация химических веществ и их воздействие на организм. Нормирование и контроль за содержанием вредных веществ в воздухе рабочей зоны. Методы защиты и безопасность при работе с биологическими опасными и вредными производственными факторами Воздействие электромагнитного и электростатистического поля на работников ж. д. транспорта. Мероприятия по защите. Электромагнитные поля и их действи на организм человека. Защита от действия лазерногои ионизирующего излучения Метеорологические условия и их влияние на организм человека. Микроклимат производственных помещений и принципы его гигенического нормирования Метеорологические условия, микроклимат в помещении и на улице. Воздействие температур на организм человека. Производственное освещение и его нормирование. Виды производственного освещения. Виды производственного освещения, влияние на эффективность и безопасность труда, нормирование, освещение открытых территорий Контрольная работа № 1 по теме: «Законодательство, правила и нормы охраны труда на предприятии. Вредные и опасные факторы производственной среды и средства защиты» Практические занятия 5 «Определение гигиенических критериев условий труда» 6 7 8 «Определение вредных или (опасных) факторов производственной среды на ж. д. транспорте » « Применение средств и методов индивидуальной и коллективной защиты от шума, химических веществ, электромагнитныхи электростатичических полей» «Оказание первой помощи при воздействии низких и высоких температур» 1 ЛР 10, ЛР 20, ЛР 16 1 ЛР 10, ЛР 20, ЛР 16 1 1 ЛР 10, ЛР 20, ЛР 16 ЛР 10, ЛР 20, ЛР 16 1 4 1 1 1 1 12 Тема 3. Техника безопасности и промышленная санитария Самостоятельная работа: Самостоятельная работа с учебной и специальной, технической литературой (по вопросам, параграфам, главам учебных пособий, составленных преподавателем). Подготовка к лабораторным и практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя. Подготовить сообщения, выступления, доклады по теме: «Вредные производственные факторы на производстве»; «Методы и средства защиты от шума»; «Влияние химических веществ на организм человека»; «Производственные метеорологические условия: приборы и методы контроля параметров микроклимата»; «Влияние освещения на безопасностьтруда. Требования предъявляемые к освещению» Содержание учебного материала 5 11 ОК-1- ОК-10 ПК 1.1 - 1.2 ПК 2.1 - 2.3 1 Понятие, причины производственного травматизма и меры по обеспечению безопасности. Изучение травматизма: методы, документальное оформление, отчетность. Первая помощь при механических травмах (переломах, вывихах, ушибах и д.т.), при поражениях и др. основные мероприятия по предупреждению травматизма и профессиональных заболеваний. 1 ЛР 9, ЛР 10, ЛР 20 2 Несчастные случаи, подлежащие расследованию и учету. Ответсвенность за нарушение и порядок возмещения вреда пострадавшему. Понятие расследования и учета несчастных случаев на производстве. Нормативные документы по расследованию и учету несчастных случаев на производстве. Категории несчастных случаев, его виды. Обязанности работодателя и работника при несчастном случае, состав комиссии. 1 ЛР 9, ЛР 10, ЛР 20 13 3 4 5 6 7 Общие требования охраны труда и требования безопасности, перед началом работы и при нахождении на железнодорожных путях. Правила и нормы технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, их требования к исполнению. Исполнение правил и норм, знание необходимых положений и опасных факторов на предприятии. Обязанности работников станции перед началом работы. Процессы работы на железнодорожном транспорте, правила нахождения на железнодорожных путях работников железнодорожного транспорта Требования охраны труда во время работы при: работе на ПК, закреплении подвижного состава. Требования охраны труда по окончании работы. Соблюдение мер безопасности и охраны труда при работе с ПВЭМ. Виды трудовой деятельности ПВЭМ Источники повышенной опасности электротравматизма. Классификация электроустановок и помещений по электробезопасности. Электрические сети и электрический ток, электроснабжение объектов ж. д. транспорта. Опасности и ситуации статистического электричества. Источники возможного поражения людей электрическим током на рабочих местах и виды работ. Понятия электроустановок и их видов. Требования к электроустановкам, их классификация. Влияние электроустановок на организм человека Воздействие электрического тока на организм человека. Способы и средства защиты от поражения электрическим током. Характер электрического тока на организм человека. Виды поражения электрическим током. Степень значения на человека пороговых значений. Степень поражения электротоком. Методы защиты от электрического тока применяемые на производстве: прямые и косвенные прикосновения к токоведущим частям; изоляция и ее виды; контроль изоляции; зануление, заземление и электрическое разделение сети; малое напряжение, устройства защитного отключения и блокировка; средства индивидуальной защиты Требования охраны труда в аварийных ситуациях. Основные этапы и способы первой помощи при несчастных случаях от поражения электрическим током. Понятие первой помощи. Этапы и способы первой помощи от поражения электрическим током Практические занятия 9 «Соблюдение порядка расследования и оформление материалов несчастных случаев на производстве» 1 ЛР 23 ЛР - Р1 - ЛР - Р2 ЛР - КК 1 1 ЛР 23 ЛР - Р1-ЛР - Р2 ЛР - КК 1 1 ЛР 9, ЛР 10 ЛР 20 1 ЛР 9, ЛР 10 ЛР 20 1 ЛР 10, ЛР - Т2, ЛР - Т3 4 1 14 10 «Выполнение требований безопасности при нахождении на ж. д. путях» 1 11 «Применение по назначению средств индивидуальной защиты от поражения электрическим током» 12 «Оказание первой помощи пораженному электрическим током» 1 Самостоятельная работа: Самостоятельная работа с учебной и специальной, технической литературой (по вопросам, параграфам, главам учебных пособий, составленных преподавателем). Подготовка к лабораторным и практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя. «Анализ причин производственного травматизма на предприятии»; «Порядок учёта и расследования несчастных случаев на производстве»; «Медицинские осмотры работников, их организация и порядок проведения»; «Культура безопасности на ж. д. транспорте»; «Условия поражения человека электрическим током»; «Технические способы и средства обеспечения электробезопасностим»; «Причины и симптомы электротравм» Тема 4. безопасность 1 7 Противопожарная Содержание учебного материала 5 1 2 Причины и классификация пожаров на производстве. Понятие пожар. Основные причины пожаров на железнодорожном транпор-те. Основные сведения о горении. Классификация пожаров Профилактика пожаров. Способы и средства тушения пожаров, применяемые на железнодорожном транспорте. Работа Государственного предприятия «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта России» и порядок применения пожарных поездов различных категорий, контейнерных платформ с модульным оборудованием (АПМКТ) и радиоуправляемой установкой Luf-60 для тушения пожаров в железнодорожных тонне. Использование Модулей порошкового пожаротушения, пожарных машин, мотопомп. Виды первичных средств тушения пожаров. Огнетушащие вещества и их состав. Классификация огнетушителей и классы пожаров 1 1 ОК-1-ОК-10 ПК 1.1 - 1.2 ПК 3.1 - 3.3 ЛР 10, ЛР 13, ЛР 16 ЛР 10, ЛР 13, ЛР 16 15 3 4 Обеспечение пожарной безопасности. Действия работников железнодорожной станции при пожаре. Требования предъявляемые к оператору поста централизации, оператору при дежурном по станции при обнаружении пожара. Порядок устранения пожара Контрольная работа № 2. «Техника безопасности и промышленная санитария. Противопожарная безопасность» Практические занятия 13 «Применение первичных средств пожаротушения» Самостоятельная работа: Самостоятельная работа с учебной и специальной, технической литературой (по вопросам, параграфам, главам учебных пособий, составленных преподавателем). Подготовка к лабораторным и практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя. Подготовить сообщения, выступления, доклады по теме: «Особенности тушения пожаров электрооборудования» Всего 1 ЛР 9, ЛР 13, ЛР 16 1 1 1 1 60 16 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Требования к материально-техническому обеспечению Реализации программы учебной дисциплины осуществляется в кабинете: «Охраны труда». Учебный кабинет оборудован: -доской учебной з-х элементной; - рабочим местом преподавателя; - столами, стульями (на 25 человек); -шкафами для хранения муляжей (инвентаря), раздаточного дидактического материала и др.; техническими средствами: - ноутбук; - Телевизор Samsung ИЕ40KU6400; - принтер - МФУА 4 НР Color Laser Jet Pro MFP M 477 fdn; 3.2. Информационное обеспечение обучения Основные источники: 1. Охрана труда на железнодорожном транспорте: учеб. пособие/ О.И. Копытенкова и др.: под ред. Т.С. Титовой, - М.: ООО "Издательтельский дом "Автограф"; Издательство "Маршрут", 2017. Дополнительные источники: 1.Промышленная, пожарная и экологичяеская безопасность на железнодорожном транспорте: Учебное пособие, - М.: ГОУ "Учебно-методическимй центр по образованию на железнодорожном транспорте", 2007. 2.Инструкция по охране труда дежурного по станции ИОТ РЖД 4100612-ЦД-2912023. 3.Инструкция по охране труда для оператора при дежурном по железнодорожной станции ОАО "РЖД" ИОТ РЖД-4100612-ЦД-159-2019 4.Инструкция по охране труда для оператора поста централизации ОАО "РЖД" ИОТ РЖД-4100612-ЦД-118-2017 Интернет – ресурсы 1. http://lib.znate.ru/docs/index-60683.html- Министерство путей сообщения РФ. Уральский государственный университет путей сообщения. 2.http://tef.vlsu.ru/fileadmin/docs/TTD/Metodichki/Igonin_VA/Okhrana_truda/Testy.pdfТестовый контроль. 3.http://s.compcentr.ru/04/kot/faq.html - Безопасность труда и производства, охрана труда 4.http://www.mkgt.ru/files/materials/350/Book.pdf- Е.А. Клочкова Охрана труда на железнодорожном транспорте. 5.http://scbist.com/obsluzhivanie-passazhirov-logistika/13207-knigi-po-ohrane-trudaekologii-bzhchs-na-zh-d-transporte.html- СЦБИСТ. 6. http://fire-truck.ru/encyclopedia/pozharnyie-poezda.html- Пожарные поезда и пожарные машины. 7. http://lokbrigadam.narod.ru/- Сайт для локомотивных бригад. 17 8.http://diesel-omotive.com/index.php?option=com_content&view=article&id=103:201211-07-11-04-04&catid=31:2012-10-03-10-42-53&Itemid=49 - Студенческий сайт « Локомотив». 9. http://www.umc-prof.ru/cat/tems12.html- Очное дистанционное обучение курсы по охране труда, пожарно-технический минимум, первая помощь пострадавшим. 10. http://bzbook.ru/Okhrana-truda-na-transporte.html- охрана труда на транспорте. 11. http://lib.znate.ru/docs/index-60683.html- Лекции, конспекты и тесты. 12. http://mrmarker.ru/files/index.php?action=getlink&id=11532 13. http://ohrana-bgd.narod.ru/subs1.html 14. http://900igr.net/zip/ekonomika/Instruktazh-po-okhrane-truda.html 15. http://www.myshared.ru/slide/35852/ 16. http://www.myshared.ru/slide/1259627/ 17. http://www.myshared.ru/slide/44354/ 18. http://www.myshared.ru/slide/219951/ 18 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Контрольи оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения лекций и семинарских занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований. Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) Обучающийся должен уметь: -проводить анализ травмоопасных и вредных факторов в сфере профессиональной деятельности; - использовать индивидуальные и коллективные средства защиты; -осуществлять производственный инструктаж рабочих, проводить мероприятия по выполнению охраны труда и производственной санитарии, эксплуатации оборудования и контролировать их соблюдение; - вести документацию установленного образца по охране труда, соблюдать сроки ее заполнения и условия хранения; - проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда, в том числе оценку условий труда и травмобезопасности; Формы и методы контроля и оценки результатов обучения Входной контроль в форме тестирования. Текущий контроль в форме: - устного и письменного опроса; - тестирования по темам; - выполнение практических занятий В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: -законодательство в области охраны труда; -особенности обеспечения безопасных условий труда в сфере профессиональной деятельности; -правовые, нормативные и Промежуточный контроль в форме: организационные основы охраны труда в организации; - правила охраны труда, промышленной экзамена. санитарии; 19 - меры предупреждения пожаров и взрывов, действие токсичных веществ на организм человека; - права и обязанности работников в области охраны труда 20